Джаз его стили и направления. Джазовая музыка, ее особенности и история развития

Апр 16, 2013

«Подлинный джаз противостоит штампованным музыкальным поделкам».

Сергей Слонимский

Основные течения

Джаз многолик и разносторонен. Он имеет множество форм и стилей, благодаря своей импровизационной направленности. Можно выделить такие течения, как традиционный или новоорлеанский джаз, свинг, бибоп, биг-бэнды, страйд, прогрессив-джаз, кул и многие-многие другие направления.

Джаз - это музыка, обогащающая, наполняющая и развивающая нас. Это история, люди, имена, великие личности, которые создавали и исполняли ее, которые посвятили ей всю свою жизнь...

Джазовый музыкант - это не просто исполнитель. Он истинный творец, созидающий на глазах у зрителей свое импульсивное искусство - мгновенное, хрупкое, практически неуловимое.

Сегодня мы поговорим о таком поистине необыкновенном музыкальном жанре, как джаз, о его стилях и направлениях, и, конечно же о людях, благодаря которым мы можем наслаждаться этой восхитительной музыкой…

«Не играй, то, что уже есть! Играй то, чего еще нет!»

Эти слова великого американского джазового трубача Майлса Дейвиса отлично демонстрируют суть джаза, его специфику.

Джаз, как форма музыкального искусства, образовался в конце XIX - в начале XX века в Соединенных Штатах Америки. Данный жанр - это оригинальный шейк европейской и африканской культуры.

Джаз невозможно спутать с другими стилями, потому что его характер уникален - волшебная полиритмия, неиссякаемая импровизация, в основе которой находится жаркий ритм.

Джаз на протяжении всей истории своего существования часто менялся, трансформировался, открывался исполнителям и слушателям с ранее неизведанных сторон за счет освоения композиторами и джазовыми музыкантами новых гармонических моделей и музыкальных техник.

«Первая леди джаза»

Как мы и сказали ранее, говоря о джазовой музыке, невозможно оставить в тени ее авторов и исполнителей. Одна из самых культовых персон в истории джаза - эта Элла Джейн Фицджеральд - обладательница великолепного голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и уникальной голосовой импровизации. Она легенда и «первая леди джаза».

«Если джаз имеет женский лик, то это лик Эллы» - сказал однажды один из авторитетных критиков в мире академической музыки. И это, действительно так!

Элла Фицджеральд обладала добрейшим и сострадательным сердцем. Она помогала нуждающимся при Национальном медицинском центре «Город Надежды» и при Американской Сердечной ассоциации. А в 1993 году великая вокалистка открыла благотворительный Фонд имени Эллы Фицджеральд, предоставляющий помощь молодым музыкантам и снабжающий их всем необходимым.

Эта величайшая вокалистка в истории джазовой музыки - 13-кратный лауреат премии «Грэмми», лауреат Национальной медали искусств, обладательница Президентской медали Свободы, а также кавалер Ордена Литературы и искусств и многих других наград.

Джаз в России

Наряду с развитием джаз-сцены в Соединенных Штатах Америки, в СССР джаз начинает развиваться примерно с 20-х годов ХХ века.

Точкой отсчета отечественного джаза можно назвать 1 октября 1922 года. Именно в этот день состоялся 1 концерт джаз-оркестра под управлением Валентина Парнаха - великого театрального деятеля, танцора и поэта.

Советские джаз-бэнды в основном специализировались на исполнении композиций для таких модных на то время танцев, как чарльстон и фокстрот. Так джаз начал приобретать популярность.

Большой вклад в развитие отечественного джаза внес композитор и музыкант Эдди Рознер. Начав свою карьеру в таких европейских странах, как Польша и Германия, позднее он переехал в СССР, став пионером свинга в стране.

Эдди Рознер, Иосиф Вайнштейн, Вадим Людвиковский и другие выдающиеся отечественные джазмены воспитали целую плеяду бесконечно талантливых солистов-импровизаторов и аранжировщиков, чье творчество впоследствии приблизило джаз в СССР к мировым стандартам и вывело его на качественно новый уровень. Например, Алексей Козлов , являясь основателем легендарного джазового коллектива «Арсенал» и композитором, исполнителем множества виртуозных джазовых композиций, стал автором музыки ко многим театральным постановкам и фильмам.

Рождение джаза

Джаз прибыл к нам из африканских земель. А, как известно, для традиционной африканской музыки свойственен очень сложный музыкальный ритм. На базе этого стихийного и, на первый взгляд, хаотичного звучания в конце XIX века родилось интересное и необычное музыкальное направление - рэгтайм. Этот стиль развивался, сплетаясь с элементами классического блюза, впитывая их в себя, он в результате стал «родителем» такого ныне всем известного музыкального направления, как джаз.

Среди множества замечательных музыкантов, исполняющих джаз, можно также выделить творчество Игоря Бутмана - народного артиста России, великолепного саксофониста и джазмена. Он окончил знаменитый Музыкальный колледж Беркли в Бостоне по двум специальностям: композитор и концертный саксофонист. В начале 90-х годов переехал в Нью-Йорк и стал участником легендарного оркестра Лайонела Хэмптона.

С 1996 Игорь Бутман живет в России. На сегодняшний день этот джазовый музыкант получил множество наград. А с 2009 года является владельцем собственного звукозаписывающего лейбла Butman Music. Год назад возглавил Московский джазовый оркестр. Его музыкальные работы потрясают воображение своей живостью и многогранностью звучания. Необычные джазовые нотки можно услышать практически в каждой его работе . Он творит настоящие чудеса!

Неиссякаемый источник вдохновения

Джаз - это музыка, которая дарит наслаждение. Она всегда вдохновляет, помогает найти смысл, учит важному и значимому. Об этом музыкальном жанре написано множество книг, снято много фильмов и сказано немало слов…

«Джаз - это мы сами в лучшие наши часы… когда в нас соседствуют душевный подъем, откровенность и бесстрашие…» - эти слова Александра Гениса - известного литературоведа и писателя, на наш взгляд, наилучшим образом демонстрируют суть джазовой музыки, ее специфику и красоту.

Истинную любовь к джазу невозможно измерить, ее можно лишь почувствовать. Это сложная и одновременно невероятно прекрасная музыка, глубокая и эмоциональная. Джаз - это искусство, на которое откликается наше сердце.

Расскажите друзьям:


Джаз берет свое начало в смешении европейской и африканской музыкальных культур, которое началось благодаря Колумбу, открывшему Америку для европейцев. Африканская культура в лице чернокожих рабов, перевозимых с западных берегов Африки в Америку, дала джазу импровизацию, пластику и ритмичность, европейская – мелодичность и гармонию звуков, минорные и мажорные стандарты.

До сих пор ведутся споры о том, где впервые была исполнена джазовая музыка. Некоторые историки считают, что это музыкальное направление зародилось на севере США, где протестанты-миссионеры обращали негров в христианскую веру, а те в свою очередь создали особый вид духовных песнопений «spirituals», которые отличались эмоциональностью и импровизацией. Другие уверены, что джаз появился на юге США, где афроамериканскому музыкальному фольклору удалось сохранить свою самобытность, только благодаря тому, что католические взгляды населявших эту часть материка европейцев, не позволяли им вносить свой вклад в чужую культуру, к которой они относились с презрением.

Несмотря на различие взглядов историков, нет сомнения в том, что джаз зародился именно в США, а центром джазовой музыки стал Новый Орлеан, который населяли свободомыслящие авантюристы. 26 февраля 1917 года именно здесь в студии «Victor» была записана первая грампластинка коллектива «Original Dixieland Jazz Band»с джазовой музыкой.

После того, как джаз прочно засел в сознании людей, начали появляться его различные направления. На сегодняшний день их более 30-ти.
Некоторые из них:

Спиричуэлс


Одним из родоначальников джаза является Спиричуэлс (англ. Spirituals, Spiritual music) - духовные песни афро-американцев. Как жанр спиричуэлз оформился в последней трети XIX века в США в качестве модифицированных невольничих песен среди негров американского Юга (в те годы употреблялся термин «джубилиз»).
Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские сюжеты, которые приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта негров и подвергались фольклорной обработке. Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англокельтской основе. Спиричуэлс имеют вопросо-ответную структуру, выражающуюся в диалоге проповедника с прихожанами. Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза. Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций.

Блюз

Один из самых распространенных - блюз, который является потомком светского музицирования американских негров. Слово «blue», помимо самого известно значения «голубой», имеет много вариантов перевода, которые полностью характеризуют особенности музкального стиля: «грустный», «меланхоличный». «Blues» имеет связь с английским выражением «blue devils», означающим «когда кошки скребут на душе». Музыка блюза неспешна и нетороплива, а тексты песен всегда несут некоторую недосказанность и неоднозначность. Сегодня блюз чаще всего используют исключительно в инструментальной форме, в качестве джазовых импровизаций. Именно блюз стал основой многих выдающихся исполнений Луиса Армстронгa и Дюка Эллингтона.

Рэгтайм

Рэгтайм - еще одно специфические направление джазовой музыки, появившееся в конце XIX века. Само название стиля переводится, как «разорванное время», а термин «rag» означает звуки, появляющиеся между долями такта. Регтайм, как и весь джаз, это еще одно европейское музыкальное увлечение, которое было взято афро-американцами и исполнено на свой лад. Речь идет модной в то время в Европе романтической фортепианной школе, в репертуаре которой был Шуберт, Шопен, Лист. Этот репертуар звучал в США, но в интерпретации афро-американских негров, он приобретал более сложный ритм, динамичность и интенсивность. Позднее импровизационный регтайм стали обращать в ноты, а популярности ему прибавило то, что в каждой уважающей себя семье непременно должно было быть фортепиано, в том числе и механическое, которое очень удобно для воспроизведения сложной мелодии регтайма. Городами, в которых регтайм был самым популярным музкальным направлением Сент-Луис и Канзас-Сити и городок Седалия (шт. Миссури), в Техасе. Именно в этом штате родился самый знаменитый исполнитель и композитор жанра регтайм Скотт Джоплин. Он часто выступал в клубе «Maple Leaf», от которого происходит название известного рэгтайм "Maple Leaf Rag", написанного в 1897 году. Другими известными авторами и исполнителями рэгтаймов были Джеймс Скотта, Джозеф Лэмб.

Свинг

В начале 30-х годов экономический кризис в США привел и к распаду большого числа джазовых ансамблей, остались преимущественно оркестры, играющие псевдоджазовую коммерческую танцевальную музыку. Важным шагом в стилевом развитии была эволюция джаза в новое, вычищенное и приглаженное направление, называвшееся свинг (от английского «swing» - «качание»). Таким образом, была предпринята попытка избавиться от жаргонного в то время слова «джаз», заменив его на новое «свинг». Главной особенностью свинга стало яркая импровизация солиста на фоне сложного аккомпанемента.

Великие джазмены о свинге:

«Свинг - это то, чем в моем понимании является настоящий ритм.» Луис Армстронг.
«Свинг - это ощущение ускорения темпа, хотя вы по-прежнему играете в том же самом темпе.» Бенни Гудмен.
«Оркестр свингует, если его коллективная интерпретация ритмически интегрирована.» Джон Хэммонд.
«Свинг нужно чувствовать, это ощущение, которое может быть передано другим.» Гленн Миллер.

Свинг требовал от музыкантов хорошей техники, знания гармонии и принципов музыкальной организации. Главная форма такого музицирования - большие оркестры или биг-бэнды, получившие невероятную популярность среди широкой публики во второй половине 30-х годов. Состав оркестра постепенно приобрел стандартную форму и включал в себя от 10 до 20 человек.


буги-вуги

В эпоху свинга получила особую популярность и развитие специфическая форма исполнения блюза на фортепиано, которая носит название «буги-вуги». Зародился этот стиль в Канзас-Сити и в Сент-Луисе, затем получил распространение в Чикаго. Буги-вуги был заимствован пианистами Южных штатов у исполнителей, играющих на банджо и гитаре. Для пианистов, исполняющих буги-вуги, характерно сочетание «шагающего» баса, в исполнении левой руки и импровизации на блюзовую гармонию правой рукой. Стиль появился еще во втором десятилетии нашего века, когда его играл пианист Джимми Янси. Но настоящую популярность он приобрел с появлением на широкой публике трех виртуозов «Мид Лакс» Льюиса, Пита Джонсона и Альберта Аммонса, которые превратили буги-вуги из танцевальной в концертную музыку. Дальнейшее использование буги-вуги происходило в жанре свинговых, а затем ритм-энд-блюзовых оркестров и в значительной степени повлияло на появление рок-н-ролла.

Бибоп

В начале 40-х годов многие творческие музыканты начали остро ощущать застой в развитии джаза, возникший из-за появления огромного числа модных танцевально-джазовых оркестров. Они не стремились к выражению истинного духа джаза, а пользовались тиражированными заготовками и приемами лучших коллективов. Попытка вырваться из тупикового состояния была предпринята молодыми, в первую очередь - нью-йоркскими музыкантами, к числу которых можно отнести альт-саксофониста Чарли Паркера (Charlie Parker), трубача Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), ударника Кенни Кларка (Kenny Clarke), пианиста Телониуса Монка (Thelonious Monk). Постепенно в их экспериментах стал вырисовываться новый стиль, получивший с легкой руки Гиллеспи название "бибоп" или просто "боп". По его легенде это название образовалось как сочетание слогов, которыми он напевал характерный для бопа музыкальный интервал - блюзовую квинту, появившуюся в бопе в дополнение к блюзовым терции и септиме. Основным отличием нового стиля стала усложнёная и построенная на иных принципах гармония. Сверхбыстрый темп исполнения был введён Паркером и Гиллеспи, дабы не подпустить к их новым импровизациям непрофессионалов. Сложность построения фраз по сравнению со свингом прежде всего состоит в начальной доле. Импровизационная фраза в бибопе может начинаться с синкопированной доли, может со второй доли; нередко фраза обыгрывала уже известную тему или гармоническую решётку (Anthropology). Кроме всего прочего, отличительной чертой всех бибоповцев стала эпатажная манера поведения. Изогнутая труба «Диззи» Гиллеспи, поведение Паркера и Гиллеспи, нелепые шляпы Монка и т. д. Та революция, которую произвёл бибоп, оказалась богатой на последствия. На раннем этапе своего творчества боперами считались: Эрролл Гарнер, Оскар Питерсон, Рэй Браун, Джордж Ширинг и многие другие. Из основателей бибопа лишь судьба Диззи Гиллеспи сложилась удачно. Он продолжил свои эксперименты, основал стиль кубано, популяризовал латино-джаз, открыл миру звёзды латиноамериканского джаза - Артуро Сандоваль, Пакито ДеРиверо, Чучо Вальдес и многие другие.

Признавая бибоп как музыку, которая требовала от музыканта инструментальную виртуозность и знание сложных гармоний, джазовые инструменталисты быстро завоевали популярность. Они сочиняли мелодии, которые совершали зигзаги и вращения в соответствии с изменениями аккордов повышенной сложности. Солисты в своих импровизациях использовали диссонансные по тональности ноты, создавая музыку более экзотическую, с более острым звучанием. Привлекательность синкопирования привела к беспрецедентным акцентам. Бибоп лучше всего подходил для игры в формате маленькой группы типа квартета и квинтета, которые оказались идеальными и по экономическим, и по артистическим причинам. Музыка процветала в городских джаз-клубах, куда зрители приезжали, чтобы послушать изобретательных солистов, а не танцевать под любимые хиты. Короче говоря, музыканты бибопа превращали джаз в такую художественную форму, которая обратилась может чуть более к интеллекту, чем к чувствам.

С эрой бибопа пришли новые джазовые звезды, среди которых были трубачи Клиффорд Браун, Фредди Хаббард и Майлз Дэвис, саксофонисты Декстер Гордон, Арт Пеппер, Джонни Гриффин, Пеппер Адамс, Сонни Ститт и Джон Колтрэйн, а также и тромбонист Джей Джей Джонсон.

В 1950-х и 1960-х бибоп прошел несколько мутаций, среди которых были стили хард-боп, прохладный джаз и соул-джаз. Формат маленькой музыкальной группы (комбо), состоявшей как правило из одного или нескольких (обычно не более трёх) духовых инструментов, фортепиано, контрабаса и барабанов, остаётся стандартным джазовым составом и сегодня.

Прогрессив-джаз


Параллельно с возникновением бибопа, в среде джаза развивается новый жанр-прогрессивный джаз, или просто прогрессив. Основным отличием этого жанра становится стремление отойти от застывшего клише биг-бендов и устаревших, затёртых приёмов т. н. симфоджаза, введённых в 1920-е Полом Уайтменом. В отличие от бопперов, творцы прогрессива не стремились к радикальному отказу от джазовых традиций, сложившихся на то время. Они скорее стремились к обновлению и усовершенствованию свинговых фраз-моделей, вводя в практику композиции последние достижения европейского симфонизма в области тональности и гармонии.

Наибольший вклад в развитие концепций «прогрессива» внёс пианист и дирижёр Стэн Кентон. С его первых работ собственно и берёт начало прогрессивный джаз начала 1940-х. По звучанию музыка, исполнявшаяся его первым оркестром была близка к Рахманинову, а композиции несли черты позднего романтизма. Однако по жанру это было ближе всего к симфоджазу. Позднее, в годы создания знаменитой серии его альбомов «Artistry», элементы джаза уже перестали играть роль создания колорита, а уже органично вплетались в музыкальный материал. Наряду с Кентоном, заслуга в этом принадлежала и его лучшему аранжировщику, Питу Руголо, ученику Дариуса Мийо. Современное (по тем годам) симфоническое звучание, специфическая техника стаккато в игре саксофонов, смелые гармонии, частые секунды и блоки, наряду с политональностью и джазовой ритмической пульсацией-вот отличительные черты этой музыки, с которой Стэн Кентон на многие годы вошёл в историю джаза, как один из его новаторов, нашедших общую платформу для европейской симфонической культуры и элементов бибопа, особенно заметных в пьесах, где сольные инструменталисты как бы противостояли звукам остального оркестра. Следует отметить также и большое внимание, которое уделял Кентон в своих композициях импровизационным партиям солистов, в числе которых следует отметить всемирно известного барабанщика Шелли Мейна, контрабасиста Эда Сафранского, тромбониста Кэя Уиндинга, Джун Кристи, одну из лучших джазовых вокалисток тех лет. Верность выбранному жанру Стэн Кентон сохранил на протяжении всей своей карьеры.

Кроме Стэна Кентона, свою лепту в развитие жанра внесли также интересные аранжировщики и инструменталисты Бойд Райберн и Билл Эванс. Своеобразным апофеозом развития прогрессива, наряду с уже упомянутой серией «Artistry» можно считать и серию альбомов, записанных биг-бендом Билла Эванс совместно с ансамблем Майлза Девиса в 1950-1960-е годы, например «Майлз впереди», «Порги и Бесс» и «Испанские рисунки». Незадолго до своей кончины Майлз Девис снова обратился к этому жанру, записав старые аранжементы Билла Эванс с биг-бендом Куинси Джонса.


Хард-боп

Примерно в то же самое время, когда прохладный джаз пустил корни на Западном Побережье, джазовые музыканты из Детройта, Филадельфии и Нью-Йорка начали разрабатывать более твёрдые, тяжёлые вариации старой формулы бибопа, получившие название Хард-боп или Твёрдый бибоп. Близко напоминая традиционный бибоп в его агрессивности и технических требованиях, хардбоп 1950-ых и 1960-ых меньше основывался на стандартных песенных формах и стал уделять больше внимания элементам блюза и ритмическому драйву. Зажигательное солирование или мастерство импровизации вместе с сильным чувством гармонии являлись свойствами первостепенной важности для исполнителей на духовых инструментах, в секции ритма более заметным стало участие барабанов и фортепиано, а бас приобрёл более текучее, фанковое чувство.

В 1955 барабанщик Арт Блэйки и пианист Хорас Сильвер сформировали ансамбль «Посланники Джаза» (The Jazz Messengers), наиболее влиятельную группу, игравшую в стиле хардбоп. Этот, постоянно совершенствовавшийся и развивавшийся септет, который успешно работал вплоть до 1980-ых воспитал для джаза многих главных исполнителей жанра, таких, как саксофонисты Хэнк Мобли, Уэйн Шортер, Джонни Гриффин и Брэнфорд Марсалис, а так же трубачи Дональд Бёрд, Вуди Шоу, Уинтон Марсалис и Ли Морган. Один из самых больших джазовых хитов всех времён, мелодия Ли Моргана 1963-го года, "The Sidewinder"("Удар сбоку") был выполнен, хотя и несколько упрощенно, но определенно в танцевальном стиле твёрдого бибопа.

Соул-джаз

Близкий родственник хардбопа, соул джаз представлен малыми, базирующимися на органе мини-составами, которые возникли в середине 1950-х и продолжали выступать в 1970-е. Основанная на блюзе и госпелах музыка соул-джаза пульсирует афро-американской духовностью. Большинство великих органистов джаза пришло на сцену в эпоху соул-джаза: Джимми Макгрифф, Чарльз Эрланд, Ричард «Грув» Холмс, Лес Мак-Кейн, Дональд Паттерсон, Джек Макдафф и Джимми «Хаммонд» Смит. Все они вели в 1960-х свои группы, часто играя в небольших помещениях в составе трио. Тенорсаксофон в этих ансамблях также был заметной фигурой, добавляя свой голос в общую смесь, подобно голосу проповедника в госпелах. Такие светила, как Джин Эммонс, Эдди Харрис, Стэнли Террентайн, Эдди «Столбняк» Дэвис, Хьюстон Персон, Хенк Кроуфорд и Дэвид «Болван» Ньюман, а также и члены ансамблей Рэя Чарльза конца 1950-х и 1960-х часто расцениваются как представители стиля соул-джаз. То же относится и к Чарльзу Мингусу. Как и хардбоп, соул-джаз отличался от джаза Западного Побережья: Эта музыка вызывала страсть и сильное чувство единения, а не одиночества и эмоциональной прохлады, свойственных уэст-коэст джазу. Стремительно закрученные мелодии соул джаза, благодаря частому использованию остинатных басовых фигур и повторяющихся ритмических семплов сделали эту музыку весьма доступной широкой публике. К числу хитов, рождённых соул джазом относятся, например композиции пианиста Рэмси Льюиса «Посвященные» («The In Crowd»-1965) и Харриса-МакКейна «По сравнению с чем» («Compared To What»-1969). Не следует путать соул джаз с тем, что теперь известно, как «соул музыка». Несмотря на частичное влияние госпела, соул джаз вырос из бибопа, а корни соул-музыки восходят непосредственно к популярному с начала 1960-х ритм энд блюзу.

Прохладный джаз (Сool Jazz)

Сам термин cool появился после выхода альбома «Birth of the Cool» (запись 1949 - 50 годов) известного джазового музыканта Майлза Дэвиса.
По способам звукоизвлечения, гармониям у прохладного джаза много общего с модальным джазом. Характеризуется эмоциональной сдержанностью, тенденцией к сближению с композиторской музыкой (усиление роли композиции, формы и гармонии, полифонизация фактуры), введением инструментов симфонического оркестра.
Выдающимися представителями прохладного джаза являются трубачи Майлз Дэвис и Чет Бейкер, саксофонисты Пол Дезмонд, Джерри Маллиген и Стэн Гетц, пианисты Билл Эванс и Дэйв Брубек.
К шедеврам прохладного джаза относятся такие композиции, как «Take Five» Пола Дезмонда, «My Funny Valentine» в исполнении Джерри Маллигена, «`Round Midnight» Телониуса Монка в исполнении Майлза Дэвиса.


Модальный джаз

Модальный джаз (англ. modal jazz), направление, возникшее в 1960-х годах. В его основе лежит ладовый принцип организации музыки. В отличие от традиционного джаза, в модальном джазе гармоническая основа заменена ладами - дорийским, фригийским, лидийским, пентатоническим и другими звукорядами как европейского, так и неевропейского происхождения. В соответствии с этим в модальном джазе сложился особый тип импровизации: стимулы развития музыканты ищут не в смене аккордов, а в подчеркивании особенностей лада, в полиладовых наложениях и т.п. Это направление представляют такие выдающиеся музыканты, как Телониус Монк, Майлз Дэвис, Джон Колтрейн, Джордж Рассел, Дон Черри.

Фри-джаз

Возможно самое спорное движение в истории джаза возникло с появлением свободного джаза, или «Новой Вещи», как оно впоследствии было названо. Хотя элементы свободного джаза существовали в пределах музыкальной структуры джаза задолго до появления самого термина, наиболее оригинально в «экспериментах» таких новаторов как Коулмен Хокинс, Пи Ви Расселл и Ленни Тристано, но только к концу 1950-х усилиями таких пионеров, как саксофонист Орнетт Коулман и пианист Сесил Тэйлор, это направление оформилось как самостоятельный стиль.

То, что сотворили эти два музыканта вместе с другими, включая Джона Колтрэйна, Альберта Эйлера и сообществ вроде «Сан Ра Аркестра» (Sun Ra Arkestra) и группы, называвшейся «Революционный Ансамбль» (The Revolutionary Ensemble), состояло в разнообразных изменениях в структуре и чувстве музыки. Среди новшеств, которые вводились с воображением и большой музыкальностью, был отказ от последовательности аккордов, что позволяло музыке двигаться в любом направлении. Другое фундаментальное изменение было найдено в области ритмики, где «свинг» был или пересмотрен, или игнорировался в целом. Другими словами, пульсация, метр и грув больше не являлись существенным элементом в этом прочтении джаза. Ещё один ключевой компонент был связан с атональностью. Теперь музыкальное изречение больше не строилось на обычной тональной системе. Пронзительные, лающие, конвульсивные ноты заполнили полностью этот новый звуковой мир. Свободный джаз и сегодня продолжает существовать, как жизнеспособная форма выражения, и фактически уже не является столь спорным стилем, каким он принимался на заре своего возникновения.

Фанк

Фанк – еще одно популярное направление джаза 70-х и 80-х. Основоположниками стиля являются Джеймс Браун и Джордж Клинтон. В фанке многообразный набор джазовых идиом вытесняется простыми музыкальными фразами, состоящими из блюзовых выкриков и стонов, взятых из саксофонных соло таких исполнителей, как Кинг Кертис, Джуниор Уолкер, Дэйвид Сэнборн, Пол Баттерфилд. Слово фанк считалось жаргонным, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Джазмены часто употребляли его, обращаясь к зрителям как просьбу танцевать и двигаться активно под аккомпанемент их музыки. Таким образом, слово «фанк» закрепилось за стилем музыки. Танцевальная направленность фанка определяет его музыкальные особенности, такие как сбитый ритм и ярко-выраженный вокал.

Становление жанра произошло в середине 80-х и связано с модой на использование сэмплов из джаз-фанка 70-х среди ди-джеев, играющих в ночных клубах Великобритании. Одним из законодателей жанра принято считать ди-джея Джиллса Питерсона, которому часто приписывают авторство названия «acid jazz». В США термин «acid jazz» почти не употребляется, чаще встречаются термины «groove jazz» и «club jazz».

Эйсид джаз (кислотный джаз)

Пик популярности эйсид-джаза приходится на первую половину 90-х. В то время к этому направлению помимо синтеза танцевальной музыки и джаза относили джаз-фанк 90-х (Jamiroquai, The Brand New Heavies, James Taylor Quartet, Solsonics), хип-хоп с элементами джаза (записанный с живыми музыкантами либо джазовыми сэмплами) (US3, Guru, Digable Planets), эксперименты джазовых музыкантов с хип-хоп музыкой (Doo Bop Майлза Дэвиса, Rock It Херби Хэнкока) и т. д. После 1990-х популярность эйсид-джаза пошла на убыль, а традиции жанра были позже продолжены в нью-джазе.

Его прямым предком по части психоделичности является Acid Rock.

Считается, что термин «acid jazz» придумал Жиль Петтерсон, лондонский ди-джей и основатель одноимённого рекорд-лейбла. В конце 80-х термин был популярен среди играющих подобную музыку британских ди-джеев которые использовали его в шутку, подразумевая, что их музыка являлась альтернативой популярному тогда эйсид-хаусу. Таким образом, прямого отношения к «кислоте» (то есть ЛСД) термин не имеет. По другой версии автором термина «acid jazz» является англичанин Крис Бэнгз (Chris Bangs), известный как один из участников дуэта "Soundscape UK".

Джаз – это стиль импровизации. Важнейшим видом импровизационной музыки является фольклор, но в отличие от джаза, он замкнут и направлен на сохранение традиций. В джазе преобладает творческое начало, которое в сочетании с импровизацией дало развитие множеству стилей и направлений. Так песни темнокожих афроамериканских рабов попали в Европу и превратились в сложные оркестровые произведения в стиле блюз, регтайм, буги-вуги и др. Джаз стал источником идей и методов, активно действующих, практически, на все остальные виды музыки от популярной и коммерческой до академической музыки нашего века.

В статью входят отрывок из статьи "О джазе" - Клуб «Союз Композиторов» и выписки из Википедии.

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.

Джаз - потрясающая музыка, живая, непрестанно развивающаяcя, вобравшая ритмический гений Африки, сокровища тысячелетнего искусства игры на барабанах, ритуальных, обрядовых песнопений. Добавьте хоровое и сольное пение баптистских, протестантских церквей - противоположные вещи слились воедино, подарив миру удивительное искусство! История джаза необычна, динамична, наполнена удивительными событиями, которые повлияли на мировой музыкальный процесс.

Что такое джаз?

Характерные черты:

  • полиритмия, основанная на синкопированных ритмах,
  • бит - регулярная пульсация,
  • свинг - отклонение от бита, комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры,
  • импровизационность,
  • красочный гармонический и тембровый ряд.

Это направление музыки возникло в начале двадцатого века в результате синтеза африканской и европейской культур как искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько исполнителей, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией.

Дальнейшее развитие нового музыкального направления происходило за счёт освоения композиторами новых ритмических, гармонических моделей.

Кроме особой выразительной роли ритма были унаследованы другие черты африканской музыки - трактовка всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных интонаций в пении, подражание разговорной речи при игре на гитаре , фортепиано, ударных инструментах.

История возникновения джаза

Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки. Ее основоположниками можно считать народы африканского континента. Привезённые в Новый свет из Африки рабы не были выходцами из одного рода, часто не понимали друг друга. Необходимость взаимодействия и общения привела к объединению, созданию единой культуры, в том числе и музыкальной. Для нее характерны сложные ритмы, танцы с притоптыванием, прихлопыванием. Они вместе с блюзовыми мотивами дали новое музыкальное направление.

Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской, которая претерпела серьёзные изменения, происходили начиная с восемнадцатого века, и в девятнадцатом привели к возникновению нового музыкального направления. Поэтому всемирная история джаза неотделима от истории американского джаза.

История развития джаза

История зарождения джаза берет свое начало в Новом Орлеане, на американском юге. Для этого этапа характерна коллективная импровизация нескольких вариантов одной и той же мелодии трубачом (главный голос), кларнетистом и тромбонистом на фоне маршевого аккомпанемента медного баса и ударных. Знаковый день - 26 февраля 1917 года - тогда в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую грампластинку. До выхода этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после - за несколько недель ошеломил, потряс всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band». Так американский джаз начал свое гордое шествие по свету.

В 20-е годы были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов ("скэт"). Значительное место занял блюз. Позднее оба этапа - новоорлеанский, чикагский - объединяются термином "диксиленд".

В американском джазе 20-х годов возникла стройная система, получившая название "свинг". Для свинга характерно появление нового типа оркестра - биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации, перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала.

Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов - секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), "медной" секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).

Появилась сольная импровизация, основанная на "квадрате" ("хорусе"). "Квадрат" - это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме, исполняемая на фоне того же, что и основная тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты.

В 30-е годы стал популярен американский блюз, получила распространение песенная форма из 32 тактов. В свинге начал широко применяется "рифф" - двух-четырёх тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист.

Среди первых биг-бэндов - оркестры под руководством знаменитых джазовых музыкантов - Флетчера Хендерсона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Глена Миллера, Дюка Эллингтона. Последний уже в 40-е годы обратился к крупным циклическим формам, основанным на негритянском, латиноамериканском фольклоре.

Американский джаз 30-х годов коммерциализировался. Поэтому в среде любителей и знатоков истории происхождения джаза возникло движение за возрождение более ранних, подлинных стилей. Решающую роль сыграли небольшие негритянские ансамбли 40-х годов, отбросившие все рассчитанное на внешний эффект: эстрадность, танцевальность, песенность. Тема проигрывалась в унисон и почти не звучала в оригинальном виде, аккомпанемент уже не требовал танцевальной регулярности.

Этот стиль, открывающий современную эпоху, получил название "боп" или "бибоп". Эксперименты талантливых американских музыкантов и исполнителей джаза- Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Телониуса Монка и других - фактически положили начало развитию самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.

С конца 40-х до середины 60-х годов развитие происходило в двух направлениях. Первое включало стили "cool" - "прохладный", и "west coast" - “западное побережье”. Для них характерно широкое использование опыта классической и современной серьезной музыки - развитые концертные формы, полифония. Второе направление включало стили "хардбоп" - "горячий", "энергичный" и близкий ему “soul-jazz" (в переводе с английского "soul" - "душа"), сочетавшие принципы старого бибопа с традициями негритянского фольклора, темпераментные ритмы и интонации спиричуэлов.

Оба этих направления имеют много общего в стремлении освободиться от деления импровизации на отдельные квадраты, а также свинговать вальсовые и более сложные размеры.

Были предприняты попытки создания произведений крупной формы - симфоджаз. Например "Рапсодия в блюзовых тонах" Дж. Гершвина, ряд сочинений И.Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соединению принципов джаза и современной музыки вновь получили распространение, уже под названием "третье течение", также и у русских исполнителей ("Концерт для оркестра" А.Я. Эшпая, произведения М.М. Кажлаева, 2-й концерт для фортепьяно с оркестром Р.К. Щедрина, 1-я симфония А.Г. Шнитке). Вообще, история появления джаза богата на эксперименты, тесно переплетается с развитием классической музыки, ее новаторских направлений.

С начала 60-х гг. начинаются активные эксперименты со спонтанной импровизацией, не ограниченной даже конкретной музыкальной темой - Freejazz. Однако еще большее значение получает ладовый принцип: каждый раз заново выбирается ряд звуков - лад, а не четко различимые квадраты. В поисках таких ладов музыканты обращается к культурам Азии, Африки, Европы и др. В 70-е гг. приходят электроинструменты и ритмы молодежной рок-музыки, основанной на более мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот стиль получает сначала название "fusion", т.е. "сплав".

Говоря кратко, история джаза - это повествование о поиске, единении, смелых экспериментах, горячей любви к музыке.

Российским музыкантам и любителям музыки безусловно любопытна история возникновения джаза в советском союзе.

В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 году Леонид Утесов организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив "Tea-джаз". Стиль "диксиленд" и "свинг" практиковался в оркестрах А.В. Варламова, Н.Г. Минха, А.Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. начинают развиваться небольшие любительских коллективы ("Восьмерка ЦДРИ", "Ленинградский диксиленд"). В них получили путевку в жизнь многие видные исполнители.

В 70-е годы начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки.

С 1973 года пианист Л.А. Чижик стал выступать с "вечерами джазовой импровизации". Регулярно выступают ансамбли под руководством И. Брил, "Арсенал", "Аллегро", "Каданс" (Москва), квинтет Д.С. Голощекина (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева (Уфа), оркестр О.Л. Лундстрема, коллективов К.А. Орбеляна, А.А. Кролла ("Современник").

Джаз в современном мире

Сегодняшний мир музыки разнообразен, динамично развивается, зарождаются новые стили. Для того, чтобы свободно в нем ориентироваться, понимать происходящие процессы, необходимо знание хотя бы краткой истории джаза! Сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится "всемирной музыкой" (world music). Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания продолжается и активно поддерживается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, который работает с целой командой помощников, играет в собственных маленьких группах и возглавляет Оркестр Центра Линкольна. Под его покровительством выросли в больших мастеров пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс "Warmdaddy" Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис.

Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий саксофонисты Стив Коулмен, Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон.

К числу других великих наставников молодых талантов относятся легендарный пианист Чик Кориа, и ныне покойные барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития этой музыки в настоящее время велики и разнообразны. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и одновременно участвует в записи с другим великим авнгардистом барабанщиком Полом Мотианом.

Нам еще предстоит насладится сотнями прекрасных концертов и смелых экспериментов, стать свидетелями зарождения новых направлений и стилей - эта повесть еще не дописана до конца!

Предлагаем обучение в нашей музыкальной школе:

  • уроки игры на пианино - разнообразные произведения от классики до современной поп-музыки, наглядность. Доступно каждому!
  • гитара для детей и подростков - внимательные педагоги и увлекательные занятия!

Джаз (Jazz) - направление музыки, возникшее в конце XIX - начале XX века в США. Характерные черты джаза - импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг.

Джаз - род музыки, возникшей на основе блюзов и спиричуэлс афро-американцев, а также африканских народных ритмов, обогащенных элементами европейской гармонии и мелодии. Определяющими чертами джаза считаются:
-острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования;
-широкое употребление ударных инструментов;
-сильно развитое импровизационное начало;
-выразительная манера исполнения, отличающаяся большой экспрессией, динамичной и звуковой напряженностью, доходящей до экстатичности.

Происхождение названия джаз

Происхождение названия до конца не выяснено. Современное его написание - jazz - утвердилось в 1920-е годы. До этого были известны другие варианты: chas, jasm, gism, jas, jass, jaz. Существует немало версий происхождения слова «джаз», в том числе следующие:
- от французского jaser (болтать, говорить скороговоркой);
- от английского chase (гнаться, преследовать);
- от африканского jaiza (название определенного типа звучания барабанов);
- от арабского jazib (соблазнитель); от имен легендарных джазовых музыкантов - chas (от Charles), jas (от Jasper);
- от звукоподражания jass, имитирующего звучание африканских медных тарелок, и др.

Есть основания предполагать, что слово «джаз» употреблялось еще в середине 19 века как название экстатического, ободряющего выкрика у чернокожих. Согласно некоторым источникам, в 1880-х годах оно было в ходу у новоорлеанских креолов, которые употребляли его в значении «ускорять», «убыстрять» - применительно к быстрой синкопированной музыке.

По данным М. Стернса, в 1910-х годах это слово бытовало в Чикаго и имело «не вполне пристойный смысл». В печати слово jazz встречается впервые в 1913 (в одной из сан-францисских газет). В 1915 г. оно вошло в название джазового оркестра Т. Брауна - TORN BROWN"S DIXIELAND JASS BAND, выступавшего в Чикаго, а в 1917 появилось на грампластинке, записанной знаменитым новоорлеанским оркестром ORIGINAL DIXIELAND JAZZ (JASS) BAND.

Стили джаза

Архаический джаз (ранний джаз, early jazz, нем. archaischer jazz)
Архаический джаз - совокупность наиболее старых, традиционных типов джаза, создаваемых небольшими ансамблями в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов, а также европейских песен и танцев.

Блюз (blues, от англ. blue devils)
Блюз - тип негритянской народной песни, мелодия которой основана на четкой 12-тактной схеме.
В блюзах поется об обманутой любви, о нужде, для блюзов характерно жалостливое отношение к себе. Одновременно тексты блюзов проникнуты стоицизмом, мягкой насмешкой и юмором.
В джазовой музыке блюз развивался как инструментальная танцевальная пьеса.

Буги-вуги (boogie-woogie)
Буги-вуги - фортепианный блюзовый стиль, для которого характерна повторяющаяся басовая фигура, определяющая ритмические и мелодические возможности импровизации.

Госпелз (от англ. Gospel - Евангелие)
Госпелз - религиозные напевы североамериканских негров с текстами, основанными на Новом Завете.

Регтайм (ragtime)
Регтайм - фортепианная музыка, основанная на "биении" двух несовпадающих ритмических линий:
-как бы разорванной (остро синкопированной) мелодии;
-четкого аккомпанемента, выдержанного в стиле стремительного шага.

Соул (soul)
Соул - негритянская музыка, связанная с блюзовой традицией.
Соул - стиль вокальной негритянской музыки, возникшей после второй мировой войны на базе ритм-энд-блюза и традиций госпелз.

Соул-джаз (soul-jazz)
Соул-джаз - разновидность хард-бопа, для которого характерна ориентация на традиции блюза и афроамериканского фольклора.
Спиричуэл (spiritual)
Спиричуэл - архаический духовный жанр хорового пения северо-американских негров; религиозные напевы с текстами, основанными на Ветхом Завете.

Стрит-край (street-cry)
Стрит-край - архаический фольклорный жанр; тип городской сольной трудовой песни уличных разносчиков, представленный множеством разновидностей.

Диксиленд, дикси (dixieland, dixie)
Диксиленд - модернизированный нью-орлеанский стиль, для которого характерны коллективные импровизации.
Диксиленд - джазовый коллектив (белых) музыкантов, перенявший манеру исполнения негритянского джаза.

Зонг (от англ. song - песня)
Зонг - в театре Б. Брехта - баллада, исполняемая в виде интермедии или авторского (пародийного) комментария гротескного характера с плебейской бродяжнической тематикой, близкой к джазовому ритму.

Импровизация
Импровизация - в музыке - искусство спонтанного создания или интерпретации музыки.

Каденция (итал. cadenza, от лат.Cado - оканчиваюсь)
Каденция - свободная импровизация виртуозного характера, исполняемая в инструментальном концерте для солиста с оркестром. Иногда каденции сочинялись композиторами, однако часто они предоставлялись на усмотрение исполнителя.

Скэт (scat)
Скэт - в джазе - тип вокальной импровизации, в которой голос приравнивается к инструменту.
Скэт - инструментальное пение - техника слогового (бестекстового) пения, основанная на артикуляции не связанных по смыслу слогов или звукосочетаний.

Хот (hot)
Хот - в джазе - характеристика музыканта, исполняющего импровизацию с максимумом энергии.

Нью-орлеанский стиль джаза
Нью-орлеанский стиль джаза - музыка, отличающаяся четким двудольным ритмом; наличием трех самостоятельных мелодических линий, которые проводятся одновременно на корнете (трубе), тромбоне и кларнете в сопровождении ритмической группы: рояля, банджо или гитары, контрабаса или тубы.
В произведениях нью-орлеанского джаза основная музыкального тема многократно повторяется в различных вариациях.

Саунд (sound)
Саунд - стилевая категория джаза, характеризующая индивидуальное качество звучания инструмента или голоса.
Саунд определяется способом звукоизвлечения, типом атаки звука, манерой интонирования и трактовкой тембра; саунд является индивидуализированной формой проявления звукового идеала в джазе.

Свинг, классический свинг (swing; classic swing)
Свинг - джаз, аранжированный для эстрадно-танцевальных оркестров расширенного состава (биг-бендов).
Для свинга характерна перекличка трех групп духовых инструментов: саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект ритмической раскачки. Исполнители свинга отказываются от коллективной импровизации, музыканты сопровождают импровизацию солиста заранее написанным аккомпанементом.
Свинг достиг своего расцвета в 1938-1942 годах.

Свит (sweet)
Свит - характеристика развлекательной и танцевальной коммерческой музыки сентиментального, напевно-лирического характера, а также родственных ей форм коммерциализированного джаза и "оджазированной" популярной музыки.

Симфонический джаз
Симфонический джаз - джазовый стиль, сочетающий черты симфонической музыки с элементами джаза.

Современный джаз (modern jazz)
Современный джаз - совокупность стилей и направлений джаза, возникших с конца 1930-х годов после окончания периода классического стиля и "эры свинга".

Афро-кубинский джаз (нем. afrokubanischer jazz)
Афро-кубинский джаз - стилевое направление джаза, развившееся к концу 1940-х годов из соединения элементов бибопа с кубинскими ритмами.

Бибоп, боп (bebop; bop)
Бибоп - первый стиль современного джаза, сложившийся к началу 1930-х годов.
Бибоп - направление негритянского джаза малых ансамблей, для которого характерны:
-свободная сольная импровизация, опирающаяся на сложную последовательность аккордов;
-использование инструментального пения;
-модернизация старого хот-джаза;
-скачкообразная, неустойчивая мелодия с ломаными слогами и лихорадочно-нервным ритмом.

Комбо (combo)
Комбо - небольшой оркестр современного джаза, в котором солируют все инструменты.

Кул-джаз (прохладный джаз; сool jazz)
Кул-джаз - стиль современного джаза, возникший в начале 50-х годов, обновивший и усложнивший гармонию бопа;
В кул-джазе широко применяется полифония.

Прогрессив (рrogressive)
Прогрессив - стилевое направление в джазе возникшее в начале 1940-х годов на основе традиций классического свинга и бопа, связанное с практикой биг-бэндов и больших оркестров симфонизированного типа. Широко использующее латиноамериканские мелодии и ритмы.

Фри-джаз (free jazz)
Фри-джаз - стиль современного джаза, связанный с радикальными экспериментами в области гармонии, формы, ритмики и техники импровизации.
Для фри-джаза характерны:
-свободная индивидуальная и групповая импровизация;
-применение полиметрии и полиритмии, политональности и атональности, сериальной и додекафонной техники, свободных форм, модальной техники и др.

Хард-боп (hard bob)
Хард-боп - стиль джаза, возникший в начале 1950-х годов из бибопа. Хард-боп отличается:
-мрачным грубоватым колоритом;
-экспрессивной, жесткой ритмикой;
-усилением элементов блюза в гармонии.

Чикагский стиль джаза (chicago-still)
Чикагский стиль джаза - вариант нью-орлеанского джазового стиля, для которого характерны:
-более строгая композиционная организация;
-усиление сольной импровизации (виртуозных эпизодов, исполняемых различными инструментами).

Эстрадный оркестр
Эстрадный оркестр - разновидность джазового оркестра;
инструментальный ансамбль исполняющий развлекательно-танцевальную музыку и пьесы джазового репертуара,
аккомпанирующий исполнителям популярных песен и другим мастерам эстрадного жанра.
Обычно эстрадный оркестр включает группу язычковых и медных духовых инструментов, фортепиано, гитару, контрабас и набор ударных.

Историческая справка о джазе

Считается, что Джаз, как самостоятельное направление, возник в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами. Широко-известная легенда гласит, что из Нового Орлеана джаз распространился по Миссисипи до Мемфиса, Сент-Луиса и наконец до Чикаго. Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом историков джаза, и в наши дни бытует мнение, что джаз возник в негритянской субкультуре одновременно в разных местах Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Канзас-Сити, Чикаго и Сент-Луисе. И все-таки старая легенда, по-видимому, недалека от истины.

Во-первых, в ее пользу говорят свидетельства старых музыкантов, которые жили в период выхода джаза за пределы негритянских гетто. Все они подтверждают, что новоорлеанские музыканты играли совершенно особенную музыку, которую с готовностью копировали другие исполнители. То, что Новый Орлеан - колыбель джаза, подтверждают и грамзаписи. Джазовые пластинки, записанные до 1924, сделаны музыкантами из Нового Орлеана.

Классический период джаза продолжался в 1890 - 1929 годы и завершился с началом "свинговой эры". К классическому джазу принято относить: новоорлеанский стиль (представленный негритянским и креольским направлениями), новоорлеанско-чикагский стиль (возникший в Чикаго после 1917 г. в связи с переездом сюда большей части ведущих негритянских джазменов Нового Орлеана), диксиленд (в его новоорлеанской и чикагской разновидностях), ряд разновидностей фортепианного джаза (баррел-хаус, буги-вуги и пр.), а также относящиеся к этому же периоду направления джаза, возникшие в некоторых других городах Юга и Среднего Запада США. Классический джаз вместе с отдельными архаическими стилевыми формами иногда обозначается как традиционный джаз.

Джаз в России

Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива.

Отношение советских властей к джазу было неоднозначным. Сначала отечественных джаз-исполнителей не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза и западной культуры. В конце 40-х, во время борьбы с космополитизмом, джазовые коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась.

Первая книга о джазе в СССР вышла в ленинградском издательстве Academia в 1926 году. Она была составлена музыковедом Семёном Гинзбургом из переводов статей западных композиторов и музыкальных критиков, а также собственных материалов, и называлась «Джаз-банд и современная музыка» Следующая книга о джазе вышла в СССР только в начале 1960-х. Она была написана Валерием Мысовским и Владимиром Фейертагом, называлась «Джаз» и представляла из себя по сути компиляцию информации, которую можно было получить из различных источников в то время. В 2001 году петербургским издательством «Скифия» была издана энциклопедия «Джаз. XX век. Энциклопедический справочник». Книга была подготовлена авторитетным джазовым критиком Владимиром Фейертагом.

Понять, кто есть кто в джазе, не так уж просто. Направление коммерчески успешно, а потому нередко о «единственном концерте легендарного Васи Пупкина» кричат изо всех щелей, а действительно важные фигуры уходят в тень. Под напором лауреатов «Грэмми» и рекламы с радио «Джаз» легко потерять ориентиры и остаться равнодушным к стилю. Если вы хотите научиться разбираться в такой музыке, а может, даже и полюбить ее, усвойте самое главное правило: никому не доверяйте.

Выносить суждения о новых явлениях нужно с осторожностью или как Юг Панасье - знаменитый музыковед, который провел черту и заклеймил весь джаз после 50-х, назвав его «ненастоящим». В конечном итоге он оказался неправ, но на популярность его книги «История подлинного джаза» это не повлияло.

Лучше отнестись к новому явлению с молчаливой подозрительностью, так вы точно сойдете за своего: снобизм и приверженность к старому - одна из ярчайших характеристик субкультуры.

В разговорах о джазе часто вспоминают Луи Армстронга и Эллу Фицджеральд - казалось бы, тут не ошибешься. Но подобные ремарки и выдают неофита. Это эмблематичные фигуры, и если о Фицджеральд еще можно говорить в подходящем контексте, то Армстронг - это Чарли Чаплин джаза. Вы же не будете беседовать с любителем артхаусного кино о Чарли Чаплине? А если и будете, то уж во всяком случае не в первую очередь. Упоминание обоих прославленных имен возможно в определенных случаях, но, если кроме этих двух тузов у вас в кармане ничего нет, придержите их и дождитесь подходящей ситуации.

Во многих направлениях бывают явления модные и не очень, но в наибольшей степени это свойственно именно джазу. Зрелому хипстеру, привыкшему выискивать редкие и странные вещи, будет непонятно, почему чешский джаз 40-х - это неинтересно. Найти что-то условно «необычное» и козырять своей «глубокой эрудицией» тут не удастся. Чтобы представлять себе стиль в общих чертах, следует перечислить его основные направления начиная с конца XIX века.

Регтайм и блюз иногда называют протоджазом, и если первый, будучи не совсем полноценной с современной точки зрения формой, интересен просто как факт истории музыки, то блюз актуален до сих пор.

Регтаймы Скотта Джоплина

И хотя исследователи причиной такого всплеска любви к блюзу в 90-х называют психологическое состояние россиян и тотальное ощущение безнадеги, на деле все может быть куда проще.

Подборка 100 популярных блюзовых песен
Классический буги-вуги

Как и в европейской культуре, у афроамериканцев музыка делилась на светскую и духовную, и если блюз относился к первой группе, то спиричуэл и госпел - ко второй.

Спиричуэлы более строгие, нежели госпелы, они исполняются хором верующих, часто с аккомпанементом в виде хлопков на четные доли такта - важная черта всех стилей джаза и проблема для многих европейских слушателей, которые хлопают невпопад. Музыка Старого Света чаще всего заставляет нас кивать на нечетные доли. В джазе все наоборот. Поэтому если вы не уверены, что чувствуете эти необычные для европейца вторую и четвертую доли, лучше удержаться от хлопков. Или посмотрите, как это делают сами исполнители, а затем попробуйте повторить.

Сцена из фильма «12 лет рабства» с исполнением классического спиричуэла
Современный спиричуэл в исполнении группы Take 6

Госпелы чаще исполнялись одним певцом, в них больше свободы, чем в спиричуэлах, поэтому они стали популярны как концертный жанр.

Классический госпел в исполнении Махалии Джексон
Современный госпел из фильма «Радостный шум»

В 1910-х годах формируется традиционный, или новоорлеанский, джаз . Музыку, из которой он возник, исполняли уличные оркестры, пользовавшиеся тогда большой популярностью. Значение инструментов резко возрастает, важное событие эпохи - появление джаз-бэндов, небольших оркестров из 9–15 человек. Успех негритянских коллективов мотивировал белых американцев, которые создавали так называемые диксиленды .

Традиционный джаз ассоциируется с фильмами об американских бандитах. Это связано с тем, что его расцвет пришелся на времена сухого закона и Великой депрессии. Один из ярких представителей стиля - уже упоминавшийся Луи Армстронг.

Отличительные черты традиционного джаз-бэнда - устойчивое положение банджо, лидирующая позиция трубы и полноценное участие кларнета. Последние два инструмента с течением времени потеснит саксофон, который станет бессменным лидером такого оркестра. По характеру музыки традиционный джаз более статичный.

Джаз-бэнд Джелли Ролла Мортона
Современный диксиленд Marshall’s Dixieland Jazz Band

Что не так с джазом и почему принято говорить, что никто не умеет играть эту музыку?

Все дело в ее африканском происхождении. Несмотря на то, что к середине XX века белые отстояли свое право на этот стиль, до сих пор распространено мнение, что афроамериканцы обладают особым чувством ритма, позволяющим им создавать ощущение раскачивания, которое называется «свинг» (от англ. to swing - «раскачивать»). Спорить с этим рискованно: большинство великих белых пианистов начиная с 1950-х и до наших времен прославилось благодаря своему направлению или интеллектуальным импровизациям, выдающим глубокую музыкальную эрудицию.

Поэтому если в беседе вы упомянули белого джазиста, говорить что-то вроде «как он здорово свингует» не стоит - ведь он свингует либо нормально, либо никак, такой вот обратный расизм.

А само слово «свинг» слишком поистерлось, произносить его лучше в самую последнюю очередь, когда это наверняка уместно.

Каждый джазист обязан уметь исполнять «джазовые стандарты» (главные мелодии, или, иначе, evergreen), которые, однако, делятся на оркестровые и ансамблевые. Например, In the Mood относится скорее к числу первых.

In the Mood. Исполняет оркестр Гленна Миллера

Тогда же появляются знаменитые произведения Джорджа Гершвина , которые считаются и джазовыми, и академическими одновременно. Это «Рапсодия в стиле блюз» (или «Голубая рапсодия»), написанная в 1924 году, и опера «Порги и Бесс» (1935), знаменитая своей арией Summertime. До Гершвина джазовые гармонии использовали такие композиторы, как Чарлз Айвз и Антонин Дворжак (симфония «Из Нового Света»).

Джордж Гершвин. Порги и Бесс. Ария Summertime. В академическом исполнении Марии Каллас
Джордж Гершвин. Порги и Бесс. Ария Summertime. В джазовом исполнении Фрэнка Синатры
Джордж Гершвин. Порги и Бесс. Ария Summertime. Рок-версия. Исполняет Дженис Джоплин
Джордж Гершвин. Рапсодия в стиле блюз. Исполняет Леонард Бернстайн и оркестр под его управлением

Одним из наиболее известных российских композиторов, как и Гершвин, пишущих в джазовом стиле, является Николай Капустин .

Из обоих лагерей на такие эксперименты смотрят косо: джазисты убеждены, что выписанное произведение без импровизации - это уже не джаз «по определению», а академические композиторы считают джазовые средства выразительности слишком тривиальными, чтобы работать с ними всерьез.

Однако классические исполнители с удовольствием играют Капустина и даже пытаются импровизировать, тогда как их «визави» поступают мудрее, не покушаясь на чужую территорию. Академические пианисты, которые выставляют свои импровизации на всеобщее обозрение, давно стали мемом в джазовых кругах.

Начиная с 20-х годов число культовых и знаковых в истории направления фигур растет, и уложить эти многочисленные имена в голове становится все труднее. Однако некоторых можно узнать по характерному тембру или манере исполнения. Одной из таких запоминающихся певиц была Билли Холидей.

All of Me. Исполняет Билли Холидей

В 50-х годах наступает новая эпоха, называемая «модерн-джазом». От нее-то и открещивался упомянутый выше музыковед Юг Панасье. Открывается это направление стилем бибоп : его характерная особенность - высокая скорость и частая смена гармонии, а потому он требует исключительного исполнительского мастерства, которым обладали такие выдающиеся личности, как Чарли Паркер , Диззи Гиллеспи , Телониус Монк и Джон Колтрейн .

Бибоп создавался как элитарный жанр. На джем-сейшн - вечер импровизаций - всегда могли прийти любые музыканты с улицы, поэтому пионеры бибопа ввели быстрые темпы, чтобы избавиться от любителей и слабых профессионалов. Этот снобизм отчасти присущ и поклонникам такой музыки, которые считают любимое направление вершиной развития джаза. К бибопу принято относиться с почтением, даже если ничего в нем не смыслишь.

Giant Steps. Исполняет Джон Колтрейн

Особый шик - восхищаться эпатажной, намеренно грубоватой манерой исполнения Телониуса Монка, который, если верить сплетням, великолепно играл сложные академические произведения, но тщательно это скрывал.

Round Midnight. Исполняет Телониус Монк

К слову, обсуждение сплетен о джазовых исполнителях не считается зазорным - скорее, наоборот, это свидетельствует о глубокой вовлеченности и намекает на большой слушательский стаж. Потому следует знать, что наркозависимость Майлза Дэвиса сказалась на его сценическом поведении, Фрэнк Синатра имел связи с мафией, а в Сан-Франциско есть церковь имени Джона Колтрейна.

Фреска «Танцующие святые» из церкви в Сан-Франциско.

Вместе с бибопом зародился и другой стиль в рамках все того же направления - кул-джаз (cool jazz), который отличают «холодное» звучание, умеренный характер и неспешные темпы. Одним из его основателей стал Лестер Янг , но также в этой нише немало белых музыкантов: Дейв Брубек , Билл Эванс (не путать с Гилом Эвансом ), Стэн Гетц и др.

Take Five. Исполняет ансамбль Дейва Брубека

Если 50-е, невзирая на упреки консерваторов, открыли дорогу экспериментам, то в 60-е они становятся нормой. В это время Билл Эванс записывает два альбома обработок классических произведений с симфоническим оркестром, Стэн Кентон, представитель прогрессив-джаза , создает насыщенные оркестровки, гармонию в которых сравнивают с рахманиновской, а в Бразилии возникает своя, совершенно отличная от других стилей версия джаза - босанова .

Granados. Джазовая обработка произведения «Маха и соловей» испанского композитора Гранадоса. Исполняет Билл Эванс в сопровождении симфонического оркестра
Malaguena. Исполняет оркестр Стэна Кентона
Girl from Ipanema. Исполняют Аструд Жилберту и Стэн Гетц

Любить босанову так же просто, как любить минимализм в современной академической музыке.

Благодаря своему ненавязчивому и «нейтральному» звучанию бразильский джаз попал в лифты и холлы отелей в качестве фоновой музыки, хотя это и не умаляет значения стиля как такового. Утверждать, что вы любите босанову, стоит, только если вы действительно неплохо знаете ее представителей.

Важный поворот наметился в популярном оркестровом стиле - симфоджазе . В 40-х припудренный академическим симфоническим звучанием джаз становится модным явлением и эталоном золотой середины между двумя стилями с совершенно различным бэкграундом.

Luck Be a Lady. Исполняет Фрэнк Синатра с симфоджазовым оркестром

В 60-х звучание симфоджазового оркестра потеряло новизну, что повлекло за собой эксперименты с гармонией Стэна Кентона, обработки Билла Эванса и тематические альбомы Гила Эванса, такие как Sketches of Spain и Miles Ahead.

Sketches of Spain. Исполняет Майлз Дэвис в сопровождении оркестра Гила Эванса

Эксперименты в симфоджазовом поле актуальны до сих пор, наиболее интересными проектами последних лет в этой нише стали оркестры Metropole Orkest , The Сinematic Orchestra и Snarky Puppy .

Breathe. Исполняет The Сinematic Orchestra
Gretel. Исполняют Snarky Puppy и Metropole Orkest (премия «Грэмми», 2014 год)

Традиции бибопа и кул-джаза слились в таком направлении, как хард-боп , улучшенной версии бибопа, хотя на слух отличить одно от другого довольно непросто. Выдающимися исполнителями в этом стиле считаются The Jazz Messengers , Сонни Роллинз , Арт Блэйки и некоторые другие музыканты, первоначально игравшие бибоп.

Hard Bop. Исполняет оркестр The Jazz Messengers
Moanin’. Исполняют Арт Блэйки и The Jazz Messengers

Насыщенные импровизации в быстрых темпах требовали изобретательности, что привело к поискам в области лада . Так родился модальный джаз . Его часто выделяют как самостоятельный стиль, хотя подобные импровизации встречаются и в других жанрах. Наиболее популярным модальным произведением стала композиция «So What?» Майлза Дэвиса.

So What? Исполняет Майлз Дэвис

Пока великоумные джазисты выдумывали, как еще сильнее усложнить и без того сложную музыку, незрячие авторы и исполнители Рэй Чарльз и шли дорогой сердца, соединяя в своем творчестве джаз, соул, госпел и ритм-н-блюз.

Fingertips. Исполняет Стиви Уандер
What’d I Say. Исполняет Рэй Чарльз

В это же время громко заявляют о себе джазовые органисты, исполняющие музыку на электрооргане Хаммонда .

Джимми Смит

В середине 60-х появляется соул-джаз, который совместил в себе демократизм соула с интеллектуализмом бибопа, однако исторически его принято связывать с последним, умалчивая о значении первого. Наиболее популярной фигурой соул-джаза стал Рэмси Льюис .

The ‘In’ Crowd. Исполняет трио Рэмси Льюиса

Если с начала 50-х разделение джаза на две ветви только чувствовалось, то в 70-х об этом уже можно было говорить как о неопровержимом факте. Вершиной элитарного направления стал



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные