Эпический жанр в античной литературе. Античная литература: эпос и лирика. Что будем делать с полученным материалом

Можно ли предполагать, что столь замечательные по форме и содержанию и столь значительные по объему гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея» , явились внезапно, ничем не подготовленные, не были плодом предыдущего развития древнегреческого эпоса? Можно ли допустить, что , при всей громадности своего таланта, создал такое великое творение один, без предшественников? Конечно, еще и до Гомера существовали эпические поэты, песни которых обращались в народе и пролагали путь творцу Илиады и Одиссеи ; но слава его имени и совершенство его произведений заставили забыть все предшествовавшее ему литературное развитие, как солнце заставляет гаснуть звезды.

В эпоху дорийского переселения, когда древнегреческие племена, оставив свою европейскую родину, начинали селиться на новых местах, – на островах Эгейского моря и на западном берегу Малой Азии, Греция давно уже вышла из первобытного, грубого варварства. Еще ранее этой эпохи в Элладе существовали уже города и укрепленные местности, политические и религиозные союзы. Древние греки занимались уже не только скотоводством, но и земледелием, которое, как известно, смягчает нравы; они занимались также ремеслами, торговлей, мореплаванием. Стремление к высшему умственному развитию начинало уже проявляться в богато одаренном народе, восприимчивом ко всему великому и прекрасному. Эпическая и прочие виды поэзии зародились у греков, без сомнения, очень рано.

Древняя Греция в IX - VI вв. до н.э. Карта

Древнейшею колыбелью древнегреческой культуры была Фессалия, – обширная и плодородная равнина Пенея, в которой много раз появлялись спускавшиеся с севера, подобно горным потокам, племена и затем, теснимые новыми пришельцами, шли далее к югу. Особенное значение имела местность, лежащая у подошвы Олимпа, этого могучего стража северной греческой границы, – местность, богато и оригинально одаренная природою. Старый Олимп, с 42 головами и 62 потоками (как величает его песня фессалийских клефтов), возвышает свои обнаженные, частью покрытые вечным снегом вершины на 9000 футов над поверхностью моря, выше облаков; сумрачные хвойные и обширные лиственные леса, прорезанные скалистыми уступами и зеленеющими долинами, покрывают склоны горного хребта и окаймляют его подошву. Здесь-то, на восточных исеверо-восточных склонах Олимпа, в привлекательной и обильно орошенной горными потоками области – в Пиерии – жили в доисторические времена так называемые мифические фракийцы, – древнегреческое племя, которого не следует смешивать с появившимися впоследствии и жившими далее к северу варварами – фракийцами. Мифические фракийцы были первыми почитателями муз, богинь песнопения и поэзии; эти искусства у них особенно процветали, вследствие чего они имели значительное влияние на другие родственные племена, хотя, конечно, и у этих последних была также своя народная эпическая и героическая поэзия. Благодаря фракийским певцам, из Пиерии, смутные представления о богах Древней Греции сделались мало-помалу яснее; Олимп получил значение священной горы, на вершинах которой находится жилище Зевса и его бессмертной семьи олимпийских богов . Эти певцы положили основание системе греческой мифологии в том виде, в каком она является у позднейших поэтов и в сознании народа; они познакомили с этим учением соседние племена, которые, восприняв его, продолжали развивать и дополнять основные мифы. Из области, занятой фракийцами еще в доисторические времена, это племя спустилось впоследствии на юг – к Геликону и Парнасу, в Беотии и Фокиде, на остров Эвбею и в Аттику, и фракийские певцы всюду встречали слушателей и подражателей, так как весь эллинский народ был богато одарен поэтическими способностями.

Древнейшие греческие поэты, которые, по преданию, почти все принадлежали именно к фракийскому племени, как, например, Орфей , Музей, Эвмолп, Филемон (конечно – личности не исторические, а легендарные), все называются в то же время и жрецами. Древнейшая греческая поэзия и на самом деле была поэзией жреческой, религиозной; первые произведения древнегреческого эпоса и лирики песни проистекали из глубокого религиозного чувства, которое в первичную эпоху развития господствует над всею жизнью и стремлениями как отдельного человека, так и целого народа. Как песни благодарственные и молитвенные, которые пелись преимущественно во время жертвоприношений, так и песни свадебные, плачи по покойникам, жалобы на увядание, замирание цветущей природы и тому подобное имели главным образом религиозный характер. Это были простые и краткие лирические порывы возбужденного религиозного чувства; но к ним – и, по всей вероятности, еще очень рано – присоединялось и изложение мифа, рассказы о происхождении, подвигах и чудных деяниях того или другого божества, словом, такие черты, которые обозначают уже переход к эпической поэзии; когда же народ от патриархальной пастушеской и земледельческой жизни стал мало-помалу переходить к более оживленной жизни воинственной, когда в нем пробудилось желание славы и подвигов бранных, тогда изменилась и его поэзия, и рядом с песнью религиозной явилась песня эпическая – былина о героях. Древнегреческий эпический певец повествовал народу о приключениях и славных подвигах героев, которые вспоминались с гордостью и радостью, и, передавая памяти потомства громкие имена славных предков, воодушевлял слушателей жаждою таких же подвигов и такой же славы.

Герои древнегреческого эпоса - Персей и Андромеда. Художник Дж. Вазари, 1570-1572

Стоустая молва, особенно у народа с такою богатою фантазиею, каковы были греки, доставляла певцам древнегреческого эпоса богатый материал для былинного эпоса. Таким материалом послужили прежде всего древнейшие народные мифы о подвигах и судьбе отдельных героев , которые, как, например, Беллерофонт , Персей , Геракл , Тесей , были одарены сверхъестественною силой и, пользуясь покровительством и помощью какого-либо божества, совершали в одиночку или с немногими товарищами нечеловеческие подвиги, очищали страну от страшных великанов или злых чудовищ и таким образом подготовляли почву для более цивилизованной героической эпохи.

Главный герой древнегреческого эпоса, Геракл, убивает Немейского льва. Копия со статуи Лисиппа

Затем явились у древних греков эпические сказания о позднейших, младших героях – героический эпос в тесном смысле, повествующий о тех временах, когда значительное число героев различных племен соединялось вместе для одного общего предприятия. Таковы сказания о войне куретов и этолийцев, об охот е на калидонского вепря , о походе аргонавтов , о битве лапифов с кентаврами , об осаде Фив и Трои. Песни древнегреческого эпоса, в которых передавались отдельные сцены и приключения из цикла сказаний о героях , при более значительном количестве и разнообразии поэтических образов, требовали от певцов большого таланта; наряду с развитием поэтического духа и творчества развивалась мало-помалу и эпическая поэзия греков, которая достигла наконец до высшей степени своего процветания – до создания эпопеи в обширном смысле слова, предметом которой были уже не отдельные, строго разграниченные приключения и военные рассказы, но великие всенародные войны во всей их полноте, со всем разнообразием лиц и событий.

Этой высшей степени процветания древнегреческий эпос достиг на азиатской почве, на ионийском берегу. Когда, вследствие так называемого дорийского переселения , почти все греческие племена, от Олимпа до мыса Тенара, удалились из мест своего первоначального поселения, тогда множество народа, составленного из различных племен, пустилось в море и нашло себе новые жилища на островах Архипелага и на западном берегу Малой Азии. Часть греков-ахейцев из Арголиды и Лакедемона вместе с эолийцами из Беотии и Фессалии, спустя около 130 лет после разрушения Трои (следовательно, по летосчислению Эратосфена , в 1054 г. до Р. X.), переселилась под предводительством Пентила, сына Ореста и внука Агамемнонона , на берега Мизии и Лидии, в страну, где некогда стояла Троя. Первыми колониями этих переселенцев были Митилена (на острове Лесбосе) и Кимы, а на юге – город Смирна. Лет десять спустя, на берегах Лидии и Карии, а также и на Кикладских островах появились многочисленные колонии греков-ионян . Ионяне явились из Пелопоннеса в Аттику и оттуда, под предводительством Нелея, сына Кодра, и других потомков пилосского Нестора, отправились в море, в сопровождении множества бездомных людей из других племен – минийцев, кадмейцев и пилосцев. Колонизованный ими малоазиатский берег получил название Ионии, а область, примыкающая к нему с севера, была названа Эолидой. На обильном заливами берегу Ионии (к которой причислялись также и близлежащие острова – Хиос и Самос) возник целый ряд древнегреческих городов. Наиболее замечательными из них были: Колофон, Эфес и Милет. Доряне, поселившиеся несколько позже к югу от ионян, имели в это время мало значения, так как они оставались еще чуждыми жизни и интересам своих соседей.

Вследствие этих переселений греческая жизнь приобрела более широкую почву для своего развития; но главным центром древнегреческой культуры сделались с этих пор берега и острова Эгейского моря. Вообще колонии всегда развиваются быстрее своей метрополии; так было и в данном случае. После бурного периода странствований греческая жизнь на эолийско-ионийском прибрежье вступила в период процветания. Общественные отношения пришли мало-помалу в порядок; начались мирные сношения с соседями, большею частью родственными по происхождению и образованными; вскоре под приветливым голубым небом, в стране, покрытой нивами и виноградниками, лугами и лесами, на берегах, изрезанных множеством заливов, началась свежая, деятельная жизнь. Труды древнегреческого земледельца и скотовода вознаграждались щедрой природой, в городах процветали ремесла, торговля и мореплавание, и веселый, свободный народ, довольный своим положением, мог почувствовать стремление к высшему умственному развитию.

В области культуры духовной раньше других заявили о себе греки-ионяне. Они жили в стране, которую Геродот называет прекраснейшей областью в мире. Из всех греческих племен это было племя наиболее даровитое, обладавшее живостью ума и быстротою восприятия; их живая фантазия умерялась здравым рассудком; идеальное направление мысли облагораживало их поэтическое миросозерцание. К этому присоединялось оригинальное остроумие и общительность. Одаренные такими качествами, греки-ионяне в продолжение многих веков были наиболее передовыми представителями эллинства в искусстве и науке; эпическая поэзия также нашла у них плодородную почву для своего развития и достигла своего высшего совершенства в эпических творениях Гомера.

Древние греки, переселяясь на азиатский берег, перенесли туда и свои сказания, и на новой земле особенно дорожили своими старыми песнями, как отголосками родной Эллады. Народ и певцы, повторяя эти песни, распространяли их и в то же время соединяли предания различных племен в одно общее целое. Особенный интерес для разноплеменной массы переселенцев должны были иметь еще свежие, недавно сложившиеся сказания древнегреческого эпоса о троянской войне . Эти эпические сказания, конечно, особенно охотно слушались и повторялись народом, так как этот народ состоял из потомков тех самых воителей, которые некогда так славно сражались на этом же азиатском берегу и наконец разрушили гордую Трою. Переселение греков в Малую Азию было до некоторой степени повторением этого прославленного в древнегреческом эпосе троянского похода. Цари, управлявшие вновь основанными городами, большею частью вели свое происхождение от героев, прославившихся в этой великой войне.

Сбор аргонавтов. Рисунок на тему одного из главных сюжетов древнегреческого эпоса. Аттический кратер середины V в. до Р. Х.

Поэтому певцы, без сомнения, предлагали своим слушателям преимущественно такие песни, содержание которых было заимствовано из цикла сказаний о троянской войне, хотя при этом не забывались и другие сказания. Так, например, Гомер (Одиссея XII, 69) говорит о «всем памятном» (πασιμέλουσα) корабле Арго , т. е. обо всеми воспеваемом корабле, который один из всех, возвращаясь от царя Ээта , благополучно миновал страшные «бродящие» скалы Симплегады ; следовательно, песни о походе аргонавтов должны были быть известны народу еще в догомеровское время. Из различных мест у Гомера (Илиада, VIII, 362; XIV, 249 и сл.; VI, 152 и сл.; IX, 529 и сл.) можно видеть, что на его родине были известны предания о Геракле , Беллерофонте, Мелеагр е и других.

Эпос как литературный жанр восходит к устной традиции народных певцов. Сказания о Троянской войне, складывались в течение нескольких веков и облекались аэдами в художественную форму. Так сложились две большие эпические поэмы: военно-героическая «Илиада» и сказочно-бытовая «Одиссея». Их создание и окончательную реакцию древние греки приписывали одному из аэдов, которого предание называет Гомером. Достоверных сведений о Гомере нет ещё и в античные времена. По свидетельству древних, семь городов спорили за честь называться родиной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины. Толкование имени Гомера занимало уже древних. Его имя считали нарицательным, означающим «слепец». Но важно одно: это было величайшее имя гениального человека, сумевшего превзойти века и тысячелетия своими произведениями. Афинский тиран Лисистрат создает некую учёную комиссию, работавшую над творчеством Гомера и расположившую и нужном порядке разрозненные части «Илиады» и «Одиссеи». Эта работа означает, что завершение поэм относится к VIII-VII вв. до н.э. Следовательно, создатель поэм - представитель греческого перехода от родоплеменного быта к государственному.

В основу содержания «Илиады», «Одиссеи» легли предания из цикла мифов о Троянской войне. «Илиада», повествует о событиях 10 года войны, и рассказывает о гневе Ахиллеса, царя Фтии. Предводитель ахейского войска Агамемнон, отбирает у него его пленницу Брисеиду; Оскорбленный Ахилл отказывается от участия в сражениях и возращается к войску лишь после гибели его лучшего друга Патрокла. Мстя за смерть друга, он вступил в поединок с предводителем троянского войска Гектором, виновником смерти Патрокла и убил его.

«Одиссея» - сказочная поэма. В ней рассказывается о событиях, произошедших после окончания троянской войны, о возвращении на родину одного из греческих военачальников Одиссея, царя Итаки. В структуре «Одиссея» использует - первый в мировой литературе приём транспозиции (изложение прошлых событий в виде рассказа Одиссея).

Одна из причин бессмертия гомеровского эпоса - его гуманизм. Гомер прославлял прежде всего мужество человека, доблесть, любовь к родине, верность в дружбе, мудрость в советах, уважение к старости. Это оказывается созвучным всем эпохам и всем народам.

Главный герой «Илиады» - Ахилл, самолюбив, страшен в своем гневе, личная обида заставляет его пренебречь долгом, тем не менее, ему присущи нравственные понятия, которые, в конце концов, заставляют его искупить вину перед войском. Любовь к другу оказывается у него сильнее самолюбия. Он бросается в бой с удесятеренной силой и обращает в бегство троянцев, убивает Гектора и оскверняет его тело, мстя за смерть друга, Но когда приходит к нему старик Приам - несчастный отец, потерявший любимого сына, Ахилл смягчается, гнев его стихает и он проявляет великодушие. Это воспевание человечности героя - одно из проявлений гомеровского гуманизма.

Гомер не приветствует войну, и нередко мы наблюдаем элементы неприятия войны и её ужасов в творчестве Гомера:

«О, да пожнет вражда от богов и от смертных, и с нею гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит!».

Гуманизм Гомера, сострадание человеческому горю, восхищение внутренними достоинствами человека, мужеством, верностью долгу достигает ярчайшего выражения в сцене прощания Гектора с Андромахой. Это один из самых ярких эпизодов жертвенной любви в мировой литературе.

Персонажи Гомера статичны, односторонни. Каждый герой имеет своё лицо, отличное от других: Одиссей - хитроумный, Агамемнон - надменный, Парис - изнеженный. Елена - красива, Пенелопа - верная и мудрая жена, Гектор - мужественный. Односторонность в изображении оттого, что они предстают только в одной обстановке, и соответственно не могут проявиться все черты их характеров. Что касается развития характеров, то оно ещё не доступно Гомеру, и такие попытки изображения появятся только в конце V в. до н.э., в творчестве Еврипида. Для того, чтобы изобразить движение души, поэт использует весьма своеобразный приём: вмешательство богов. Это приём характерен для эпической традиции и призван, по-видимому, приподнять дух героев, так как тут руководят только достойными.

Эпос повествует о событиях и делах коллектива, а отдельной личностью интересуется мало. Боги Гомера антропоморфны: они обладают всеми человеческими слабостями, а иной раз даже пороками. От людей они отличаются только бессмертием.

Поэтическая техника гомеровского эпоса обладает:

  • 1) Торжественным гекзаметром.
  • 2) Постоянными эпитетами (только Ахилл в «Илиаде» имеет 46 эпитетов).
  • 3) Развернутые сравнения. Пространные речи персонажей. Повторения, длинные диалоги, гиперболы, словесные формулы (пал, как падает дуб).

Повествование всегда ведётся в эпически бесстрастном тоне: в нём нет признаков личного интереса автора, - благодаря этому создаётся впечатление объективности изложения событий.

В Росси интерес к Гомеру начал понемногу проявляться с усвоением византийской культуры, и особенно возрос в XVIII в., эпоху русского классицизма.

Полный перевод «Илиады» размером подлинника, был сделан Н.И. Гнедичем (1829), «Одиссеи» В.Жуковским (1849). Эти переводы до сих пор считаются лучшими.

Отсутствие каких-либо сведений о личности Гомера, а также наличие в поэмах противоречий, стилистических разнобоев, породили так называемый «гомеровский вопрос», т.е. совокупность проблем, связанных с изучением «Илиады» и «Одиссеи», и, в первую очередь, с авторством этих поэм.

Уже в 1664 году французский аббат д"Обиняк высказал мысль, что «Илиада» составлена из отдельных песен и не является единым произведением одного автора. В конце XVIII века немецкий учёный Вольф считал, что среди поэтов, исполнявших «Илиаду» и «Одиссею» наибольшей известностью обладал Гомер, и отсюда якобы авторство.

В дискуссии, разгоревшейся вокруг этих проблем, выделились две основные гипотезы: аналитическая, т.е. расчленяющая эпос на отдельные самостоятельные произведения, и унитарная, защищающая единство поэм. Кроме аналитической и унитарной существовали и различные компромиссные теории.

Например: сторонники теории основного ядра предполагали, что первоначальный текст постепенно обрастал дополнениями, вставками, вносимый разными поэтами; не один, а три, четыре поэта участвовали в составлении эпоса, отсюда первая, вторая, третья редакции и т.п. Представители другой теории видели в гомеровских поэмах объединение нескольких «малых эпосов».

Например: Адольф Кирхгофф считал, что в «Одессее» четыре самостоятельных повествования: путешествие Одиссея до того, как он попал к Калипсо, путешествие от острова Калипсо до Итаки; путешествие Телемаха; возвращение Одиссея на родину. Бльшинство современных исследователей, в том числе и замечательный учёный И.Тронский, автор солидного университетского пособия по истории античной литературы, придерживается унитарной теории. Тем не менее, конкретная история формирования гомеровского эпоса - вопрос ещё не решеный.

К послегомеровскому эпосу можно отнести творчество Гесиода. Гесиод (VII в. до н.э.) - первое реальное имя в античной литературе. Традиция приписывает ему авторство двух поэм - «Трудов и дней» и «Теогонии».

«Труды и дни» единственный, дошедший до нас образец дидактического эпоса. Поэма лишена сюжета. Гесиод выступает а поэме как моралист и поэт земледельческого труда. Поэма представляет собой набор поучений, практических и земледельческих советов брату Персу.

«Теогония» - это первая попытка греков систематизировать родословную богов и историю происхождения мира.

Ключевые понятия

Эпос, национальный эпос, героический эпос, дидактический эпос, композиция, место и время создания гомеровских поэм. Троянский цикл мифов, миф о Елене, миф о Троянском коне. Содержание «Илиады», содержание «Одиссеи», художественные особенности «Одиссеи», постоянные эпитеты, Гесиод.

  • 1. Обозначить суть «Гомеровского вопроса».
  • 2. Тема войны и её решение Гомером (дать анализ этой проблемы).

Литература

  • 1. Гомер «Илиада» люб. издание.
  • 2. Гомер «Одиссея» люб. издание.
  • 3. Гесиод «Труды и дни», «Теогония» люб. издание.
  • 4. И.М.Тронский «История античной литературы» М. 1988г.
  • 5. А.Ф. Лосев «Гомер» М. 1960.
  • 6. Г. Анпеткова - Шарова, Е. Чекалова. Античная литература. Учебное пособие. Л. 1989г.

Античная литература — это литература Древней Греции и Рима, создававшаяся в период с Х-IХ веков до н.э. по IV-V века н.э.

Античная культура принадлежит к так называемому традиционалистскому типу, то есть она направлена на воспроизведение прошлой традиции, устремлена в прошлое, в котором располагается идеал утраченного золотого века. Античная культура — колыбель европейской философии и искусства, сегодня мы воспринимаем ее как греко-римское единство, хотя стоит чуть углубиться в историю, и станет ясно, что эллинский дух и римский довольно разнонаправленны. Завоевав в 146 году до н.э. Грецию, римляне во многом усвоили культуру более старой и утонченной эллинской цивилизации. Греческие рабы были учителями в домах римской знати, знание греческого языка сделалось обязательным для образованного римлянина, римская литература ориентировалась на греческие образцы. Единство греко-римской культуры определяется лежащим в ее основе противоречием между возвышенным идеалом полиса (от греч. polis — город-государство, возникший как поселение свободных землевладельцев), где на первом месте стояли высокие гражданские и общественные ценности, и реальной практикой полисной жизни. В Афинах точно так же, как в Риме, шла постоянная борьба между разными слоями свободных граждан, между аристократическими и демократическими устремлениями, и вне вечного бурления общественных и индивидуальных интересов полисная жизнь была немыслима. В силу этой постоянной борьбы античная культура носит классический характер в том смысле, который придает термину "классический" Г. Гегель в своей "Эстетике": "Это такое общественное состояние, при котором цели и ценности коллектива находятся в равновесии с целями и ценностями личности, т. е. некое гармоническое состояние, при котором обе эти крайности уравновешивают друг друга".

Так как естественнонаучное знание о мире в эпоху античности только зарождалось, греки и римляне воспринимали мир мифологически, а мифология — это высокоразвитая эстетическая система. Космос представлялся им единым гармоническим целым, подчиненным определенному ритму. За внешним многообразием поверхности жизни античное сознание искало некую устойчивую внутреннюю первооснову (Платон — "идею", пифагорейцы — "число", Фалес — "воду", Анаксимен — "воздух", Демокрит — "атом"). Вот этот синкретизм, то есть единство античного мировосприятия, давно утраченный позднейшим европейским сознанием, и проявляется с наибольшей полнотой в древнейшей и "высшей" форме античной литературы — в эпосе.

Эпос (от греч. epos — слово, речь) определяется как рассказ о прошлом; эпический сказитель как бы вспоминает о завершенных событиях с некоей абсолютной временной дистанции. Эпос охватывает жизнь синкретически, во всей ее полноте, свободно использует весь арсенал средств художественной литературы, создает характеры сложные, становящиеся, противоречивые. Как правило, материал эпоса — общественно значимые события, оставившие след в народной памяти, однако, по словам Т. Манна, "это величие, питающее нежность к малому"; "это взгляд с высоты свободы, покоя и объективности, не омраченный никаким морализаторством". Эпическому повествователю свойственна широта взгляда на жизнь, спокойное, радостное приятие всех ее проявлений; он наделен даром "всеведения", и его равно объективное по отношению ко всем и всему неторопливое, обширное повествование оставляет у читателя чувство восхищения перед разнообразием и красотой мира, чувство глубокого морального удовлетворения. Авторская позиция в классическом эпосе характеризуется ощутимой дистанцией по отношению к описываемым событиям, автор как бы поднимается над людскими страстями, вот почему издавна принято было называть Гомера "божественным", сравнивать с олимпийскими богами.

Общепризнанной вершиной античной литературы считаются эпические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Древние не сомневались, что они были созданы легендарным певцом Гомером в VIII веке до н.э. За два последних столетия вопрос об авторстве, так называемый "гомеровский вопрос", породил огромную критическую литературу, но все так же далек от разрешения. Ни доказать, ни опровергнуть существование Гомера невозможно.

Начальный этап древнегреческой литературы - устное литературное творчество (религиозные гимны, бытовые и обрядовые песни, мифы и предания, исполнявшиеся профессиональными сказителями - аэдами). Певец не повторял готовой песни, а творил ее. Содержанием песни аэда служили «деяния мужей и богов», то есть мифологические сказания о богах и героях. Дар песнопения понимался как «знание», полученное певцом от Музы, богини поэзии. Поэтому аэд и начинал свою песню обращением - просьбой к Музе вещать его устами.

В VIII в. до н.э. появляются рапсоды (пер. «сшиватель песен») - сказители, которые созданные ранее тексты перерабатывали, составляя эпические поэмы, представляющие собой композиционное и художественное целое. Рапсод декламировал, сопровождая свое чтение оживленной жестикуляцией, исполнение его имело характер напевности. Таким рапсодом был, по-видимому, и Гомер. Письменный период древнегреческой литературы начинается с записи поэм Гомера на ионийском диалекте. Широкое распространение этих поэм привело к тому, что ионийский диалект стал основным литературным языком вплоть до классического периода. Гомер - полулегендарный древнегреческий эпический поэт, живший по преданию в VIII в. до н.э. Он принадлежит к школе рапсодов с острова Хиос и считается автором поэм «Илиада», «Одиссея» и «Батрахомиомахия», а также сборника гимнов и др. сочинений.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» посвящены событиям, связанным с полумифическим походом греков-ахейцев против троян, жителей малоазиатского города Трои, или Илиона, - самое большое вооруженное столкновение той далекой эпохи. В этой войне, продолжавшейся десять лет, проявили себя знаменитые гомеровские герои: Ахилл - главное действующее лицо Илиады, Агамемнон, Одиссей, Гектор, Парис и другие. Археологические раскопки подтвердили многое из того, о чем писал Гомер в Илиаде. Сегодня всем известно, что ахейцы всеми своими силами (армия их насчитывала 100000-135000 воинов, а флот 1186 кораблей) напали на богатую и процветающую Трою. У троянцев же был укрепленный город-крепость и поддержка союзников - соседних народов, в состав которых входили как греческие, так и другие племена: ликии, мизы, киконы, фригийцы, ассирийцы, даже эфиопы и египтяне.

Поэмы Гомера дают нам возможность узнать ряд интереснейших фактов об этой войне. В основе сюжета «Илиады» - гнев самого могучего героя ахейцев Ахилла, обиженного вождем всех ахейцев Агамемноном. Ахилл не принимает долгое время участия в битве, а поэтому ахейцы не могли одолеть троян. Но рассерженный убийством друга Патрокла, он обрушивается на врага и в конце концов убивает их вождя Гектора. В «Илиаде» много песен, которые прославляли подвиги отдельных вождей греческих племен в различные эпизоды троянской войны. Это эпическое произведение - единое художественное целое с единым замыслом. А поэтому возможно предполагать, что песни, составляющие ее материал, соединены не механически, а переработаны в единую поэму одним искусным поэтом. После рассказа о войне в греческой мифологии следует повествование об Одиссее, его приключениях, после отъезда из Трои до возвращения на родную Итаку. Именно это и означает в наши дни слово «Одиссея»: тяжелые переживания, муки человека и опасности во время длительного пути.

Античная литература. Эпос. Античная литература как особый вид словесного творчества, основанного на тайне мифа как особого типа реальности. Роды античной литературы как типы художественного семиозиса внешнего и внутреннего планов мифической реальности: 1) эпос как род, отражающий мифо-художественный опыт онтологии космоса; 2) лирика как мелический род, отражающий различные психосоциальные типы переживания мифической реальности в опыте субъектных сообществ (эпиникии как лирический поджанр маскулинных хвалебных песен в честь победителей спортивных состязаний; парфении как лирический подвид опыта ожидания жениха в социальной страте незамужних девушек и т. п.); 3) драма как род, отражающий кинетику дестабилизированного космоса (трагедия – катастрофическую перспективу гибнущего космоса, комедия – диалектико-оптимистическую перспективу в модусе смехового преодоления исчерпанных парадигм жизни).

Литературный род РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ - исторически сложившийся способ воспроизведения действительности в художественном произведении, которое может либо более или менее объективно отображать окружающий мир, либо выражать состояние говорящего, либо воспроизводить сам процесс общения. Литература в соответствии с этими тремя способами изображения действительности и человеческой личности делится на три рода: ЭПОС, ЛИРИКА, ДРАМА. Литературный род всегда проявляется через вид. В пределах каждого рода выделяется множество разных видов (жанров): эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот и т. д. - в эпосе; стихотворение, романс, послание, элегия и т. д. - в лирике; трагедия, комедия, драма и т. д. - в драматическом роде. Существуют также межродовые формы (лиро-эпическая и лиро-драматическая), которые не являются особыми родом литературы, а сочетают в себе особенности изображения, присущие лирике и эпосу (в лиро-эпике), лирике и драме (в лиро-драме).

Эпос ЭПОС - (от греч. epos - слово, повествование, рассказ) – 1. Один из трех основных родов литературы, в отличие от лирики и драмы выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом отделяющий себя от изображаемого. В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры ЭПОСА - эпопея, роман, эпическая поэма, или поэма-эпопея; средние - повесть и малые - рассказ, новелла, очерк. К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню. 2. В устном народном творчестве ЭПОС - совокупность эпических песен, сказаний, древние фольклорные эпопеи разных народов.

Содержание и форма СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА - термины литературоведения, обозначающие внутреннюю (СОДЕРЖАНИЕ) и внешнюю (ФОРМА) стороны художественного произведения, находящиеся в органическом единстве. К СОДЕРЖАНИЮ относятся основные смыслообразующие аспекты произведения: тема, идея, проблема, конфликт. Однако СОДЕРЖАНИЕ не может существовать вне ФОРМЫ, под которой обычно понимают элементы художественного произведения, имеющие формальный характер: стиль, жанр, композиция, фабула, художественная речь, ритм. Иными словами, СОДЕРЖАНИЕ - то, о чем говорится в произведении, а ФОРМА - то, как говорится. Особым содержательно-формальным элементом считается сюжет.

Фабула. Сюжет. ФАБУЛА - (от лат. fabula - рассказ, повествование) - цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета, Ф. можно кратко пересказать. «Ф. - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель» (Б. М. Томашевский). Кроме того, одна и та же Ф. может стать основой для множества различных сюжетов. СЮЖЕТ - (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе С. лежит конфликт. Иногда говорят о С. в лирических произведениях. В С. обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка. По замечанию С. И. Кормилова, С. можно назвать «образом события или цепи событий» , в то время как фабула составляет событийную основу повествования и может быть коротко пересказана.

Гомер как вершина героического эпоса. «Илиада» Тайна Гомера: индивид или коллективный творец. Тайна «Илиады» как тайна космического Эроса. Тема и идея «Илиады» как конфликт индивидуального и общего. Ахилл как первый литературно-художественный архетип в истории европейской литературы. Архетип (греч.) – прообраз, идея; инвариантная основа, имеющая начало в традиции культуры и организующая типологию различных образов как вариантов этого инварианта. Архетипика героического действия по спасению космоса. Общий хронотоп поэмы как фрактал пространственновременной организации космоса. Гектор и Андромаха как героические жертвы хронотопа Трои как «хронотопа болезни» . Диалектика бессмертных богов и смертных героев в эпическом действии «Илиады» . Мифологема щита в образной структуре «Илиады» . Проблема современной интерпретации «Илиады» как отражение парадигмального кризиса литературоведческой герменевтики.

«Одиссея» как героическая поэма Пути ПУТЬ в мифопоэтической модели мира – это «образ связи между двумя отмеченными точками пространства» . Как правило, начало пути - это только некая исходная точка отсчета. Целью движения героя является конец пути – та точка, где находятся высшие сакральные ценности мира, или то препятствие, опасность или угроза, которое, будучи преодолено или устранено, открывает доступ к этим ценностям. Герой, достигший конца пути, отмечен внутренним перерождением, изменением статуса. Ю. М. Лотман отмечает, что путь героя – это непрерывная последовательность сменяющих друга состояний. В. Н. Топоров особо обращает внимание на то, что ценность пути заключается, в первую очередь, не в достижении героем в конце пути некой поставленной цели, а в самом вступлении героя на путь.

«Одиссея» как героическая поэма Пути Образ Одиссея как идея куроса - нуса. Образ Пенелопы как идея коры – пранои. Образ Телемаха как идея «умного делания будущего» . Хронотоп дома и хронотопы ошибок (остров Калипсо, остров Киклопов, страны лестригонов и лотофагов и т. п.) в сюжете поэмы. Тайна хронотопа Аида как «кода возвращения» . Миф об Одиссее как философия-образ бифуркации зрячести и слепоты человека и космоса: «телемахия» vs. «телегония» , т. е. «умное делание» vs. «ананке» . Эпосы Гомера как художественные «философии спасения» .



В продолжение темы:
Детская мода

3 мая 2016 года в Светлый Вторник в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию архимандрита Арсения...

Новые статьи
/
Популярные