Этногенез адыгов. Хатты, каски и синдо-меотские племена – древние предки адыгов. Очерк о гордом черкесском народе

«На греческом и латинском языках черкесы называ ются «зихами», а на собственном языке имя им - «адыге».

Georg Interiano

Итальянский путешественник XV в.

Происхождение адыге восходит ко временам самым отда ленным... их рыцарские чувства, их нравы патриархаль- ной чистоты, их поразительно прекрасные черты ставят их бесспорно на первый ряд свободных народов Кавказа».

Fr. Bodenstedt

Die Volker des Kaukasus und ihre Freiheitskampfe gegen die Russen, Paris, 1859, S. 350.

«На основании того, что я видел, я должен рассмат- ривать черкесов, взятых в массе, как народ наиболее ес- тественно воспитанный, который я когда-либо видел или о котором я что-либо читал».

James Stanislaus Bell

Journal of a Residence in Circassia During the Years 1837, 1838, 1839, Paris, 1841, p. 72.

«Храбрость, ум, замечательная красота: природа им дала все, и чем я в особенности восхищалась в их характере - это холодное и благородное достоинство, которое никогда не опровергалось и которое у них сочеталось с чувствами наиболее рыцарскими и с горячей любовью национальной свободы».

M-me Hommaire de Hell

VoyagedansIesSteppesdelamer Caspienne et dans la Russie meridionale, 2 е ed., Paris, 1868, p. 231.

«Черкес благородно представляет на Кавказе послед- ние остатки того рыцарского и воинственного духа, ко- торый пролил столько блеска на народы средних веков».

L . с., р. 189.

I . Предыстория

«Историческое прошлое народа, характер и особен- ности его многовековой культуры определяют собой ко- эффициент научного интереса к этому народу и его куль-туре. В этом смысле черкесы представляют из себя очень замечательный объект для исследователей истории Кавка- за вообще и истории культуры в частности. Они принад-лежат к древнейшему основному населению Кавказа и первичным обитателям Европы» .

Древнейший период каменного века (палеолит) ха- рактеризуется в Черкесии погребением мертвых с согну-тыми коленями и покрытием их охрой, а конец неолита -наличием мегалитов - дольменов и менгиров. Дольменов насчитывается здесь более 1700. Характер их, найденный в них инвентарь (Майкоп, станицы Царская, теперь Но- восвободная, Костромская, Воздвиженская и др.) в эпоху меди приближают их к Тюрингской, так называемой Schnurkeramik Zivilisation . Этническая принадлежность строителей дольменов до сих пор неизвестна. Легче уста-новить авторов более новой эпохи на Кубани - века брон-зового. Эта культура полностью совпадает с дунайской, которую называют Band Keramik . Почти все археологи приписывают эту Band Keramik фракийцам и иллирий- цам, заселявшим дунайский бассейн, Балканы, Древнюю Грецию и значительную часть Малой Азии (Троя, Фригия, Вифиния, Мизия и т. д.).

Исторические данные подтверждают язык археоло- гии: древнечеркесские племена носят фракийские имена и встречаются на Балканах.

Известно также, что древняя Черкесия составляет ос- нову Босфорского царства вокруг Керченского пролива, носившего название «Босфора Киммерийского», а кимме- рийцы считаются многими древними авторами также фракийским племенем .

II . Древняя история

По утверждению ученых древняя история черкесов начинается с периода Босфорского царства, сформировав- шегося вскоре после крушения Киммерийской империи около 720 г. до Р. X . под натиском скифов.

Согласно Диодору Сицилийскому, сначала управляли Босфором «старые князья» со столицей Фанагорией, около Тамани. Но настоящая династия основывается в 438 г. до Р. X . Спартоком, родом из "старых принцев". Фракийское же имя Спартока - вполне нормальное явление при фра ко-киммерийском характере местного населения.

Власть спартокидов не утвердилась сразу на все на- селение Черкесии. Левкон I (389-349) называется «царст- вующим» над синдами, торетами, дандарами и псессами. При Перисаде I (344-310), сыне Левкона I , перечень под- властных царю народов древней Черкесии делается пол- нее: Перисад I носит титул царя синдов, маитов (меотов)и фатеев.

Кроме того, одна надпись с Таманского полуострова подчеркивает, что Перисад I правил всеми землями между крайними границами тавров и границами Кавказской земли, т. е. маиты (в их числе фатеи), а также синды (в их числе керкеты, тореты, псессы и другие черкесские племе-на) составляли основное население Босфорского царства. Лишь южные прибрежные черкесы: ахейцы , хениохи и саниги не упоминаются в надписях, но во всяком случае в эпоху Страбона они тоже входили в состав царства, со-храняя при этом своих князей «скептухов». Впрочем и другие черкесские племена сохраняли свою автономию и имели собственных князей, как-то синды и дарданы. Во-обще синды занимали особое место в царстве. Авто- номия их была настолько широка, что они имели собст- венную монету с надписью «Синдои». Вообще же, судя по монетам городов Босфора, древняя Черкесия пользовалась монетным единством.

Рядом с королем - архонтом, с автономными принцами Черкесии, с легатом в Танаисе (у устья Дона), городское управление свидетельствует о высоком развитии босфор- ского общества. Во главе города стоял градоначальник, представитель центральной власти, и коллегия, нечто вроде городской думы.

Социальный строй босфорского царства являет собой высокую ступень развития с просвещенной монархией, с административной децентрализацией, с хорошо органи- зованными купеческими союзами, с аристократией служи- лой и деловой, с здоровым земледельческим населением. Никогда Черкесия так не преуспевала культурно и эконо- мически, как при Спартокидах в IV и III вв. до Р. X . Короли Босфора по блеску и богатству не уступали современным им монархам. Страна представляла последний форпост эгейской цивилизации на северо-востоке.

Вся торговля в Азовском море и значительная часть торговли в Черном море находилась в руках Босфора Пантикапея на Керченском полуострове служила главным портом для ввоза, а Фанагория и другие города Черкесского побережья преимущественно вывозили. Южнее Цемеза (Сунджук-Кале) предметами вывоза служили: ткани, пользовавшиеся известностью в античном мире, мед, воск, конопля, дерево для стройки кораблей и жилищ, меха, кожа, шерсть и т. д. Порты к северу от Цемеза вывозили главным образом зерно, рыбу и пр. Здесь в стране маитов находилась житница, кормившая Грецию. Средний вывоз его в Аттику достигал 210 000 гектолитров, т. е. половины нужного ей хлеба.

Другим источником богатства босфорцев-черкесов было рыболовство. К востоку от Азовского моря имелись центры для посола рыб и оптовые склады.

Наряду с этим была развита и индустрия, в особен-ности производство керамики, кирпича и черепицы. Предметами ввоза служили со стороны Афин вино, олив- ковое масло, предметы роскоши и украшения.

Французский консул в Крыму Пейсонель (1750- 1762 гг.) пишет, что древние черкесы занимались не только скотоводством, хлебопашеством и рыболовством, но имели и развитое огородничество, садоводство, пче- ловодство и ремесленное производство в виде кузнеч- ного дела, шорничества, портняжества, выделки сукон, бурок, кожи, ювелирного искусства и т. д.

О хозяйственном уровне жителей Черкесии более поз- днего времени свидетельствуют размеры торговли, кото-рую они вели с внешним миром. Средний годовой вывоз из Черкесии только через порты Тамань и Каплу составлял: 80-100 тыс. центнеров шерсти, 100 тыс. штук сукна, 200 тыс. готовых бурок, 50 - 60 тыс. готовых шаровар, 5-6 тыс. готовых черкесок, 500 тыс. овечьих шкур, 50 - 60 тыс. сыромятных кож, 200 тыс. пар бычачьих рогов. Затем шел пушной товар: 100 тыс. волчьих шкур, 50 тыс. шкур ку- ньих, 3 тыс. медвежьих шкур, 200 тыс пар кабаньих клы-ков; продукты пчеловодства: 5-6 тыс. центнеров хороше- го и 500 центнеров дешевого меда, 50 - 60 тыс. окка воску и т. д.

Ввоз в Черкесию свидетельствовал равно о высоком уровне жизни. Ввозились шелковые и бумажные ткани, бархат, одеяла, купальные полотенца, полотно, нитки, краски, румяна и белила, а также духи и ладан, сафьян, бумага, порох, ружейные стволы, пряности и т. д.

Заметим кстати, что английский путешественник Эд мунд Спенсер , посетивший Черкесию в первой четверти прошлого века, и сравнивая ее с древней, пишет, что в Анапе насчитывалось более 400 магазинов, 20 больших дровяных складов, 16 хлебных ссыпок и т. д. Кроме чер- кесов, здесь жили турки, армяне, греки, генуэзцы, 50 по- ляков, 8 евреев, 5 французов, 4 англичанина. Ежегодно в Анапский порт заходило более 300 крупных кораблей под иностранными флагами. О размерах торговли в городе можно было судить хотя бы по ежегодной продаже полотна, которого в год продавалось на сумму 3 000 000 пиастров, из которых 2 000 000 приходилось на долю Англии. Ха-рактерно, что общая сумма торговых оборотов Черкессии с Россией не превышала в то время 30 000 рублей. Нельзя забывать и того, что торговля с заграницей велась не только через Анапу, но и через другие порты, как, нап-ример, Озерск, Атшимша, Пшат, Туапсе.

Со времен Сатура I греки пользовались в Босфоре особыми льготами, но и босфорцы тоже имели в Афинах свои преимущества. Параллельно с торговыми связями развивались и культурные связи между обеими странами. Древние черкесы участвовали в олимпийских играх в Греции, в праздниках Панафиней и бывали увенчаны в Афинах золотой короной. Афиняне присуждали почетное гражданство ряду босфорских царей; на народных собра- ниях золотого венца (Такими увенчанными золотыми венцами были Левкон I , Спарток II и Перисад). Левкон и Перисад же вошли у греков в галерею знаменитых госу- дарственных мужей и их имена упоминались в греческих школах.

К концу II века до Р. X . Босфор вступает в полосу кризисов, вызванных давлением со стороны скифов, нас- только, что Перисад I должен был вручить свою корону Митридату Великому (114 или 113 гг. до Р. X .). С этого момента начинается римский период Босфорского царст- ва. Цари последнего ищут протекции Рима, но население враждебно иностранному вмешательству в его дела. Неко- торые черкесские племена: хениохи, саниги и зихи зависят от Рима эпохи Адриана.

Около середины III в. после Р. X . германские племена герулы и готы или бораны вторгаются в Босфорское цар- ство.

Номинальная связь Черкесии с Римом продолжалась и тогда, когда Византия заступила его место.

В греческий и римский периоды религия древних черкесов была фрако-греческая. Помимо культов Аполло- на, Посейдона, в особенности лунной богини и т. д., по читались великая богиня мать (как у фригийцев Кибела), и бог грозы - верховный бог, соответствующий греческому Зевсу.

Интересно отметить, что черкесами почитались: Тлепш - Бог кузнец; Псэтхэ - Бог жизни; Тхаголедж - Бог плодородия; Амыш - Бог животных; Мэзытхэ - Бог лесов Трахо Р. Литература о Черкесии и черкесах, «Вестник Института по изучению СССР», № 1 (14), Мюнхен, 1955, стр. 97.

Автор не касается здесь доисторической эпохи, следы которой найдены на Кубани, так как по этому вопросу имеется фундаментальный труд - Fr . Hancar , Urgeschichte Kaukasiens , Wien , Verlag v . Anton Schroll & Co .; Leipzig , Verlag Heinrich Keller тканью палатку, воздвигнутую им на вершине Парнаса. Эту палатку похитил Геракл у черкесских амазонок и т. д.

История адыгов в период раннего средневековья является на сегодняшний день одной из самых малоизученных и сложных для научного исследования. Это объясняется тем, что письменные источники, содержащие информацию об адыгах в этот период, исключительно малочисленны и, как правило, фрагментарны. Современное обращение к этой теме диктуется острой потребностью в выявлении максимально полной картины исторического развития адыгских общностей, которые, как и многие другие народы, не обладали своей собственной письменностью и поэтому восстановление их истории в значительной степени зависит от учета и изученности письменных памятников, оставленных другими, владевшими письменной культурой, народами.

Однако, если идти вслед за скудными источниками, посвященными этому времени, реконструируя только то, что может быть установлено с той или иной степенью достоверности, то и тогда мы не гарантированы от недопонимания истории, так как историческая жизнь, несомненно, богаче, чем это можно представить по источникам. В свою очередь, самое строгое следование источникам невозможно без элемента реконструкции.

Одни авторы дают нам ценные материалы по исторической географии, другие по этнографии, топонимике и антропонимике Северо-Западного Кавказа. Наиболее полную информацию содержат труды арабского путешественника и географа 1-ой половины X в. Аль-Масуди, византийского императора Х в. Константина Багрянородного и арабского географа, сицилийца, жившего в XII в. Ал-Идриси. Фрагментарную информацию об адыгах в данный период содержат работы Прокопия Кесарийского, ал-Хваризми (VIII-IХ вв.), Ибн Сарабийуна и ал-Баттани. При сопоставлении византийских и арабских источников обнаруживаются, хотя и не столь очевидные, нор весьма интересные совпадения отдельных положений.

Народы, населявшие территорию Северо-Западного Кавказа, были известны византийским авторам под этнонимами – зихов и сагинов у Прокопия Кесарийского, зихов, папагов и касахов у Константина Багрянородного. Этноним «зихи» появляется еще в «Географии» страбона (I в до н.э. – I в. н.э.). Его знают Клавдий Птоломей, Дионисий, Арриан и Стефан Византийский. Позднее Зихию упоминают византийский авторы Епифаний и Феофан Исповедник (VIII-IX вв.).

Раннесредневековые зихи – одно из адыгских племен или племенных объединений, возможно, давших свое этническое имя всему адыгскому массиву. Более сложно отождествление сагинов с адыгами. Прокопий Кесарийский прямо указывает: «За сагинами осели многие племена гуннов». В его построении сагины занимали ту территорию, которую позднее Константин Багрянородный отвел касогам (Касахия), поместив их на границе с аланами за зихами в глубине материка. Впервые этноним «касог» в форме касогдиане упоминаются в «Хождении Епифания» (VIII в.).

Приведенные факты позволяют допустить вероятность отождествления сагинов – касогдианов – касогов. Касоги представляли группу адыгских племенных объединений, имя которых в ряде источников X-XII вв. покрыло собою весь адыгский этнический субстрат Северо-Западного Кавказа.

Арабо-персидская традиция, в отличие от византийской, не знает этнонима зихов, название каса или кашак подразумевало все адыгские общности («все живущие в стране Каса»). Хотя в самых ранних арабских географических сочинениях ал-Хваризми, Ибн-Сарабийна и ал-Баттани даются координаты Страны ал-Йатиз, или Йазугус, находящейся на Черноморском побережье и граничащей с полуостровом Таукийа.

Систематическое описание Кавказа и его племен мы находим в главе XVII знаменитого историко-географического труда Мас’уди, носящего название «Луга золота и рудника драгоценных камней». Мас’уди помещает кашаков за царством аланов, и называет их прибрежной нацией.

Константин Багрянородный, сведения которого о Северо-Западном Кавказе в основном восходят к информации, полученной правительством империи в первой половине Х в., делит страну на три области: Зихию, Папагию и Касахию. Однако Папагия не является самостоятельным владением, а представляет часть Зихии.

Как следует из другого фрагмента того же сочинения Константина, данные области делятся по византийсчкой терминологии на фемы. Он называет фемы Дерзинес и Чиляперт. Здесь ему были известны некоторые поселки (населенные пункты): Поселок Сипакси (Сапакия) означает «пыль»; поселок Хумух, названный по имени древнего мужа, основавшего его; поселок Епискомий.16 Все эти места, по Константину, отстоят на день конного переезда от моря и знамениты своими источниками, которые производят о рту сыпь. Вероятно, здесь идет речь о минеральных источниках, находящихся в районе Горячего Ключа.

Масуди особенно подчеркивает разрозненность кашаков, которые подвергаются нападениям алан и сохраняют независимость благодаря приморским крепостям. О набегах алан на эти территории сообщает и Константин Багрянородный, поясняя, что морской берег Зихии имеет острова, населенные и возделанные. На одном из них, о. Атех, наиболее недоступном и спасаются зихи во время нападений алан. Слабость кашаков перед аланами Мас’уди видит в том, что «они не допускают назначить над собой царя, который объединил бы их».

Оба автора дают ценные сведения о торговой деятельности адыгов в Х в. В силу объективных обстоятельств, обусловленных в первую очередь географическим фактором, торговля занимала одно из самых важных мест в жизни средневековых адыгов. Одним из крупнейших торговых центров того времени являлась Таматарха (Тмутаракань). Константин Багрянородный как-то обходит вопрос, кому принадлежала Таматарха. Последняя у него выглядит не только как город, но и как самостоятельная область, простирающаяся на 18-20 миль до р. Укрух, в которой обычно видят Кубань.

Более полные сведения о Таматархе или Матрахе дает нам арабский автор XII в. Ал-Идриси. Ряд историков считает, что сведения Идриси заимствованы из недошедших до нас источников XI – пер. пол. XII вв. и относятся к Тмутараканскому периоду.

По свидетельству ал-Идриси Матраха является древним городом, со множеством жителей и четкой системой управления: «Владыки города властвуют над теми, кто соседствует с ними. Мужественные, благоразумные и решительные».

Рынки и ярмарки Матрахи, как большого торгового города, собирали множество людей как из ближайших округов, так и из самых дальних стран. Путь из Константинополя до Матрахи был наиболее важным и освоенным торговым маршрутом. Об этом говорит относительная точность и полнота информации Ал-Идриси.

Необходимо отметить, что сам факт изучения арабскими учеными адыгов в раннем средневековье весьма примечателен, так как по традиции арабов интересовали преимущественно крупнейшие политические деления и объединения. Таким образом, адыгское сообщество в раннем средневековье было целостным этнополитическим образованием, представлявшим собой мощный союз племен, объединенных общностью территории и единым языком, имевший широкие политические, торговые и этнокультурные связи с окружающим их внешним миром.

(отрывок из книги Руслана Бетрозова "Адыги. Возникновение и развитие этноса")

«Вытесняемое шаг за шагом с плоскости в предгорья, с предгорья в горы, с гор к морскому берегу, миллионное население горцев перенесло все ужасы, страшные лишения, голод и повальные болезни, а, очутившись на берегу, должно было искать спасение в переселении в Турцию» генерал Зиссерман, т.II, с.396

Новое учебное пособие по истории Кубани создано большим авторским коллективом под редакцией профессора В.Н. Ратушняка (КГУ). Оно написано и издано по инициативе губернатора края А.Н. Ткачева и допущено департаментом образования и науки в качестве учебного пособия. Книга адресована школьникам и широкому кругу интересующихся историей края - тираж - 30.000 экземпляров.

«Много крови было пролито доблестными воинами, много жизней русских угасло, прежде чем сторонушка эта сделалась нашею. Много много великих людей трудилось здесь, добывая русской короне, русскому народу эту сторонушку... Широкою рекою лилась благородная кровь русских витязей, увлажняя и орошая землю, покоряемую для их детей и внуков». Казачий просветитель И. Вишневецкий. Нач. ХХ в.(Почему у нас не так как у других//Кубанские областные ведомости. - 1911. - N 255).

Уже само название учебного пособия вызывает возражение. Использование определения «родная», видимо, вызвано желанием атрибутировать территорию и историю края как свое, родное, близкое. Желание вполне понятное, но при этом требующее обязательного уточнения - впервые русское и казачье население появилось на Кубани в конце ХVIII века при Екатерине II, даровавшей Тамань и правобережье Кубани Черноморскому казачьему войску. Обозначенная территория была населена адыгами, крымскими татарами и ногайцами, которые были изгнаны регулярной российской армией в Закубанье - моноэтничный адыгский регион вплоть до 1862 -64 годов. Российская колонизация Закубанья и всего Северо-Западного Кавказа началась с водворения казачьих станиц на землях изгнанных в Турцию адыгов как раз в эти годы (1862 - 1864). Поэтому, при самом большом преувеличении правобережье Кубани стало родным для казаков в 1792-м году, а все Закубанье, горный массив и побережье (то есть адыгские земли) - в 1864 году. Хотя вряд ли первые переселенцы-казаки могли воспринимать только что завоеванную землю как свою родину. Роди- ну - Запорожье - у них отняла все та же Екатерина II. В исторической песне, посвященной переселению запорожских казаков на Кубань, еще нет темы родной земли:

«Ой, прощай ти, Днистр, ти реченька бистрая,

Та пойдем на Кубань пить водици чистой.

Ой, прощайте, курени любезные,

Треба вид вас повалити на чужи земли».

Русское население формировалось на Кубани в основном уже после 1864 года. Подавляющее большинство русских прибыло в Кубанскую область в 80 - 90-е годы ХIХ века и в начале ХХ века. Безусловно, Кубань является родиной любого человека, который здесь родился. Тем более, этот край воспринимается как родной теми людьми, чьи семьи проживают здесь несколько поколений. Очень небольшой процент современного кубанского казачества восходит непосредственно к тем казакам, которые по велению императрицы появились на Кубани в конце ХVIII века. Тысячи крестьян-великороссов, мобилизованных в центральных губерниях империи, зачислялись в казаки в 40-е и 50-е годы ХIХ века - в разгар Кавказской войны. Их потомки не имеют этнической связи с Черноморским казачьим войском конца ХVIII - нач. ХIХ веков и, тем более, не имеют никакого отношения к Запорожской Сечи ХVI - ХVIII вв.

На этом историческом фоне словосочетание Родная Кубань звучит не корректно. Его можно было бы понять, если бы учебное пособие было посвящено исключительно периоду ХIХ - ХХ вв. Но дело как раз в том, что авторы начинают излагать историю «Родной Кубани» с каменного века и при этом без единого упоминания об аборигенах края - адыгах - до ХI века! Зато по всему тексту (при описании периода Майкопской культуры, периода дольменной культуры, античности и раннего средневековья) говорится о «наших предках» и «родном крае!» Как вам понравится появление книг, которые бы назывались «Родная Черкесия» или «Наша Черкесия»? Подобное навязчивое употребление атрибутирующих определений сперва вызывает улыбку, а их частое использование -неизбежную реакцию неприятия.

«Поскольку побережье Черного моря и плодородные предгорные области Россия стремилась удержать посредством колонизации, заселяя эти земли христианскими переселенцами, большая часть проживавших здесь черкесов была истреблена или принудительно выселена из этих мест... Мало известное миру массовое переселение жителей Кавказа и крымских татар из России было трагедией, которая во многих отношениях предвосхищала депортации ХХ в.»

Андреас Каппелер. Россия - многонациональная империя

Обращает на себя внимание полное отсутствие карт. Этот факт не может приветствоваться как с научной, так и с учебно-методической точки зрения. Тем более, что существует огромное количество профессионально составленных карт в монографиях по всем периодам истории Северо-Западного Кавказа. Существуют аутентичные карты ХIV-ХVIII веков. Игнорировать столь значительный источниковый пласт, по меньшей мере, не правильно. Точности ради заметим, что некое подобие карты помещено на форзаце книги. «Карта» более походит на рисунок или коллаж, на котором мы видим фигурки в горделивых позах, одетые в наряды отчасти выдуманные, отчасти неверно прочтенные в источниках. Это представители этносов различных эпох, заселявших правобережье Кубани, оседавших на Тамани и на побережье Черкесии. Самый нехозяйский вид при этом у фигуры черкеса. Всадник-булгар и вовсе похож на Чингачгука, но никак не на тюркского воина VI - VII веков. Коллаж не проясняет ничего по истории Кубани, но способен совершенно запутать юного читателя. Каждая фигура сопровождена подписью - датой появления и убыли этноса. Фигура черкеса отмечена пояснением: «с I тыс. н.э.». Понимай как хочешь: может адыги и существовали в I веке н.э., а может свалились откуда то в Х веке - лет за 20 до появления на Тамани князя Мстислава. Ну а вероятность более древнего присутствия (или даже генезиса) древних адыгов (до н.э.) авторы учебного пособия исключают полностью. Считаем необходимым напомнить, что учебник - не место для «научных открытий» такого рода. Содержание учебника ни в коем случае не должно противоречить устоявшейся и признанной научной картине исторического прошлого. Вы можете сомневаться во всем, но делайте это в своих диссертациях. А текст учебника не должен резко контрастировать с текстом в энциклопедиях, с результатами многолетних исследований международно признанных специалистов.

Коллаж на форзаце сопровождается весьма недвусмысленным текстом, согласно которому на Кубани до появления казаков никогда не было постоянного населения - «народы сменяли народы». Это и есть главный тезис всей книги. Народы сменяли народы только на правобережье Кубани, но не стоит забывать, что ногайцы почти 300 лет занимали пространство между Кубанью и Доном, и продолжали бы его занимать и сегодня, если бы не доблестный Суворов.

Столь подробно мы остановились на названии и рисунке-«карте», помещенной на форзаце, именно потому, что уже на этих двух примерах отчетливо видно стремление авторов к деэтнизации истории Северо-Западного Кавказа, к полнейшему умолчанию истории единственных аборигенов края - адыгов. В этой связи, детальный анализ содержания учебника теряет смысл, так как политической и этнической истории адыгов в учебнике из 216 страниц посвящен один единственный параграф из 5 страниц. И очень характерно, что этот параграф посвящен адыгским посольствам к Ивану IV. И так как эти посольства связаны в основном с деятельностью Кабардинских князей, то и получается, что история западных адыгов почти совсем не представлена в данном издании.

Вся древность, античность и раннее средневековье вплоть до ХI века изложены без единого упоминания адгов или даже намека об их существовании. А из такого текста ученик сделает только однозначный вывод: адыги никогда не жили на Кубани, ни их, ни их отдаленных предков не было на территории Северо-Западного Кавказа. Но все-таки авторы обронили одно единственное упоминание адыгов (до сер. ХVI в.). Это упоминание сделано на с. 37 в связи с изложением истории Тмутараканского княжества. Но что это за текст? Оказывается, Святослав (а не Мстислав, как в летописи) является основателем этого княжества, что автоматически удревняет его на 50 лет. Русская Тмутаракань многонациональна: авторы поведали нам, что в княжестве жили славяне, греки, хазары, болгары, осетины и другие! То есть, кто угодно, но не адыги. Мстислав, оказывается пошел в 1022 г. в поход не на Тмутаракань (из своего удела - Чернигова), а уже правил в ней и из нее пошел в поход на касогов (адыгов - именно так в тексте, прим. С.Х.). При этом не сообщается куда. Но пытливое дитя, ведомое опытным педагогом, может выяснить маршрут по «карте» на форзаце, где фигура русского князя стоит на Тамани, а фигура касога (адыга) в районе Майкопа: серьезный 300 км. бросок! И двигались, видимо, по незаселенным никем землям! А.В. Гадло (СПбГУ), кавказовед с мировым именем, совершенно зря всю жизнь трудился над проблемой Тмутаракани: каждая строчка учебника противоречит каждой строчке у Гадло, а летописный источник и вовсе уже не источник! После обязательного покорения всех адыгов Мстиславом, о чем повествуется одним абзацем, адыги полностью пропадают до 1552 года, когда им срочно понадобилось поехать в Москву.

«Около 1,5 млн. черкесов были уничтожены или депортированы. Эта трагедия и абсолютно, и пропорционально совпадает с той, что постигла армян в 1915 году. Было ли это сделано с черкесами намеренно? Да. были ли к этому идеологические причины? Да. Россия практиковала резню и массовые депортации в Крыму и на Кавказе, и «этнически очистила» Черкесию специально в 1862 - 1864 гг. На протяжении этого периода панслависты, вроде Михаила Каткова, снабжали русскую публику националистическими оправданиями в духе имперских амбиций («третий Рим») и стратегических интересов («выход к морю»).

Антеро Лейтзингер. Черкесский геноцид

Таким образом, история адыгов начинается после прихода на Кубань древних руссов. Невнятный намек о существовании где-то за пределами Тамани адыгов вряд ли запомнится читателем, т.к. следующие 7 страниц тмутараканской темы изложены вне какой бы то ни было связи с адыгами. Зато много внимания уделяется половцам. Говорится о том, что русское княжество «мирно сосуществовало рядом с кочевниками». Значит кочевники, но не адыги были соседями русских на Кавказе, на Кубани. В большой авторский коллектив не вошли некоторые главные краснодарские специалисты по касогам, из работ которых явствует, что касоги не адыги, а славяне! Советуем при переиздании исправить с. 37 с учетом этой «теории».

Итак, чтобы снова прочесть об адыгах совершаем прыжок на с. 44-ю через 530 лет. Раздел называется «Так начиналась дружба». История адыгов по-настоящему начинается в ХVI веке. Параграф состоит из 5-ти страниц. И это все. То есть, вся адыгская история от непонятно какого периода до ХIХ века изложена на 5-ти страницах. Видимо, это именно те крохи с хозяйского стола, которые будут нам доставаться и впредь! Очень содержателен рисунок на с. 48: этакий домик пигмея, чуть заметно больше кукурузной клети. На с. 49-й узнаем, что в ХVI -ХVIII веках ежегодно с Кавказа вывозилось турками 12 000 рабов. Получается, 3 млн. 600 тыс. за весь период! Действительно мрачная эпоха.

Самый большой раздел учебника - о Кавказской войне (с. 77 - 108). Это само по себе вызывает сомнение: стоит ли в 6 - 7 классе делать акцент на военной теме в ущерб разделам о культуре, в ущерб другим периодам. Разве не достаточно 1 - 2 параграфов в этом возрасте? Мы можем предположить, что подобный дисбаланс сложился из-за того, что большая часть краснодарских «кавказоведов» занимается не историей и культурой Кавказа, а военно-историческими проблемами России на Кавказе.

Вся эпоха Кавказской войны изложена без политической истории адыгов. Авторы не сочли возможным дать хотя бы краткий обзор внешнеполитической истории Черкесии этого времени, характера и масштаба национально-освободительного движения адыгов, дать сведения о лидерах адыгского сопротивления (Сефербей Зане, Магомед Амине, Казбиче Шеретлуко, Хаджи Берзеке). Зато есть параграф об адыгских «просветителях» - Шоре Ногмове, Хан-Гирее, Умаре Берсее - которые служили царской России. Просветитель, как известно, просвещает свой народ. Хан-Гирей написал «Записки о Черкесии», в которых дал детальный военно-топографический анализ страны адыгов. Этот труд адыгского «просветителя» был предназначен для высшего военного руководства империи. Николай II, Бенкендорф и еще ряд генералов - вот и вся читательская аудитория «просветителя». Хан-Гирея и Ногмова, и всех прочих «просветителей» периода Кавказский войны можно считать первыми адыгскими историками, этнографами, фольклористами. Их труды были доступны только русской аудитории. Адыгские уорки и даже крестьяне во время Кавказской войны не читали книжек на русском языке вечерами у камина. То есть они вообще не читали.

В рассматриваемом учебном пособии Кавказская война на Северо-Западном Кавказе целиком представлена как казако-черкесский конфликт. Вся воинская заслуга в завоевании Черкесии приписана казакам - как будто здесь не было огромной российской регулярной армии и как будто солдат-великороссов погибло меньше, чем казаков. Оказывается, в завоевании Черкесии не участвовал Черноморский флот, а войсками не командовали немецкие офицеры. Во всем этом читается заявление - история Кубани есть история казаков. Но и демографически, и экономически на Кубани с 80 - 90-х годов ХIХ века доминирует неказачье население - русские, украинцы, армяне, евреи, греки, немцы, болгары, чехи, эстонцы. Казачья колонизация побережья не удалась с самого начала. В Черноморском округе (губернии с 1896 г.) экономически (а на значительных участках туапсинского и сочинского округов и численно) в последнюю четверть ХIХ в. - начало ХХ в. возобладало неславянское население (греки, армяне, чехи, эстонцы, немцы, молдаване).

Очевидное стремление представить историю российской Кубани после 1864 года как историю казачьего края хорошо видно на примере раздела о гражданской войне 1918 - 1920 гг. Сразу отметим, что адыги совсем не попали в кубанскую историю ХХ в. Хочется напомнить, что не казаки, а черкесы были первыми сподвижниками генерала Корнилова в августе 1917 года, еще до основания Белой армии. Черкесы рискуя своими жизнями, укрывали казаков во время разгула красного террора весной 1918 года. Ни один другой этнос в России не дал Белой армии такого высокого процента добровольцев (относительно собственной численности) как адыги, сформировавшие черкесский полк под командой Кучука Улагая и дивизию под командой Клыч-Гирея. А.Намиток и М. Гатагогу были заместителями председателя Кубанской Рады. Весной 1920 года, когда турецкие власти не принимали пароходы с белоказаками черкесские князья и генералы добились разрешения для своих боевых товарищей вступить на анатолийский берег. Когда Сталин повесил на Красной площади Краснова и Шкуро, разве вместе с ними не был казнен генерал Клыч-Гирей? В период великой русской смуты адыги были верны Романовым, хотя сам царь отрекся от трона, разрушив империю, которую создавали его предки. Черкесы и абхазы в революцию 1905 - 1907 годов были одними из немногих народов, преданных правительству. За эту верность Столыпин снял с абхазов статус «виновного» народа. Парадокс истории в том, что христианские, православные страны Закавказья - Грузия и Армения - ради спасения которых Россия вступила на Кавказ, первыми предали ее в 1905 и в 1917 годах. Вспомним, как активны были грузинские социал-демократы в российском левом движении. Отец Звиада Гамсахурдиа, самого русофобски настроенного лидера на всем постсоветском пространстве, классик грузинской литературы Константин Гамсахурдиа был добровольцем в германской армии в 1914 году. Таких примеров - тысячи. У фашистов не было черкесского полка СС, зато был армянский полк СС, а в составе вермахта была целая дивизия грузин. Разве не заслужил упоминания в учебнике Айтеч Кушмизоков, командир партизанской бригады, соратник Ковпака? Разве не достоин быть упомянутым в кубанском учебнике Хазрет Совмен, вложивший десятки миллионов в краснодарские вузы? Никто и никогда не жертвовал на нужды образования на Кубани таких денег. И это на фоне масштабной фальсификации истории Кубани (Северо-Западного Кавказа), которую «творят» представители КГУ.

При изложении событий Кавказской войны воспевается захватническая политика царизма и весь текст изобилует атрибутирующими определениями - «родная» (земля) «наша» (родина), и т.п. На с. 89-й казаки-линейцы предстают доблестными защитниками родной земли, то есть эта война не велась для завоевания адыгской земли (хотя мы знаем, что эта цель подчеркивалась в сотнях русских документах - планах, предписаниях, рескриптах, журналах военных действий, предположениях, отчетах и т.д.), но только для защиты родной земли. Дагестан - тоже родная земля казаков! И Кабарда конечно же.

Обращает на себя внимание крайне враждебный тон авторов: на с. 94-й и 96-й черкесы названы врагами! Данный учебник - единственное учебное пособие не только в крае и РА, но и на всем Северном Кавказе, где допущена подобная лексика. Все другие авторы используют эмоционально неокрашенный термин «противник». И это правильно, поскольку речь идет о детском восприятии мира. Еще больше увлекаются авторы созданием образа врага в лице черкеса на с. 80-й. Использована аллегория посредством наложения на этноним черкес зоонима змей: страшный змей плывет по Кубани, угрожая родной земле. Оказывается, переплавляются черкесы. Этот пассаж - одно из бесспорных стилистических «достижений» авторов книги. Аллегория явно навеяна просмотром «13-го воина» (голливудский фильм с А.Бандерасом в главной роли по мотивам сказки Ибн Фадлана, арабского энциклопедиста, посетившего Хазарию в сер. Х века), где «змей», состоящий из каннибалов, атакует поселение викингов. С кем прикажете сравнивать казаков?

В учебнике ни слова не говорится о национальной катастрофе, постигший адыгский народ в 1861 - 1864 гг., на завершающем этапе Кавказской войны. Ни слова о том, как царские войска под командованием генерала Евдокимова сектор за сектором, долину за долиной «очищали» весь Северо-Западный Кавказ от адыгского населения. Подробнейший отчет об этих действиях самого Евдокимова издан видимо только для того, чтобы его читали в Майкопе, Сухуме, Черкесске, Нальчике, и делали при этом неправильные выводы. Так явите же нам образец работы над источником.

Честный и деликатный разговор с детьми на эту важнейшую за всю обозримую историю региона тему (выражаясь словами Евдокимова: «В настоящем 1864 году совершился факт, почти не имевший примера в истории...») авторы подменили на несколько тихих и даже убаюкивающих предложений: «Прошли годы. Закончилась Кавказская война, а земли, где некогда шли ожесточенные бои за обладание побережьем Кавказа (черкесы значит не защищали родную и населенную ими землю, а вели бои за обладание побережьем Кавказа! - прим. С.Х.) стали населять мирные люди многих национальностей (то есть, все хорошие и мирные, кроме черкесов - прим. С.Х.)» (с. 97).

«Нещадно и безостановочно теснить горцев к морю, и в то же время усиленно двигать русское население на места, только что освобожденные бегущими горцами» князь Барятинский, т.II, с.372

Весь этот замечательный учебник завершается текстом гимна Краснодарского края - это и есть гимн «мирных людей многих национальностей». В нем есть и такие строки: «на врага на басурманина мы пойдем на смертный бой». Басурманин - это русский термин, заимствованный из татарского, обозначающий мусульманина! Что это, если не обозначение мусульман в качестве врагов? Какая была необходимость в качестве гимна субъекта РФ (субъекта многонационального и многоконфессионального, занимающего большую часть Северо-Западного Кавказа, граничащего с Украиной, Абхазией, Карачаево-Черкесией, Адыгеей; тесно связанного экономически с Турцией) утверждать боевую походную песню кубанских казаков на турецком фронте времен первой мировой войны. Не является ли это нарушением конституции РФ? Текст гимна должен консолидировать общество - это не аксиома, но в современном мире желательно, чтобы это так и было. К слову сказать, в адыгских песнях периода Кавказской войны есть такие строки, которые нельзя распевать со сцены, и их не поют. Подобные тексты являются предметом исследования историков и фольклористов, но им не приходит в голову идея рекомендовать их к ежедневному прослушиванию.

Анализ новейшей кубанской литературы по истории Северо-Западного Кавказа сразу заставляет вспомнить грузинскую «историографию» (точнее: пропагандистскую литературу) конца 80 - 90-х годов ХХ века, стремившуюся доказать своей грузинской аудитории, что: а) современные абхазы не являются аборигенами страны - Абхазии; б) средневековые абхазы - картвельское племя. Предлагаем заимствовать грузинский опыт. Из их брошюр и фолиантов явствует, что современные абхазы - отсталое адыгейское племя, спустившееся с гор в ХVII веке и ассимилировавшее картвелов-абхазов в их многотысячелетней родине от Туапсе до Ингура. Соответственно, современные адыги - отсталое абхазское племя, спустившееся с гор (тут важно подобрать участок хребта подальше от Краснодара, лучше за пределами административной границы края) в ХVI веке (позже не получается из-за этих посольств к Ивану Грозному) и ассимилировавшее черкесов-славян в их многотысячелетней родине на пространстве от Тамани до Эльбруса.

90-е годы преподнесли еще один урок. Оказалось, что уровень кавказоведения не зависит от материального насыщения научных центров, но находится в прямой зависимости от элементарной человеческой порядочности. По-прежнему звучат замшелые штампы из официоза ХIХ века: хищные, ленивые и праздные черкесы испытывали хронический продовольственный кризис, а их набеги были значимым фактором экономики! Этот штамп в разных вариациях звучит с самых высоких кафедр и тиражируется в миллионных тиражах. Но после выхода в свет в Санкт-Петербурге в 1897 году исследования крупного русского ученого-агронома Ивана Николаевича Клингена «Основы хозяйства в Сочинском округе» этот штамп может озвучивать либо дилетант, либо (если речь идет о профессиональном кавказоведе) совершенно недобросовестный человек.

Кроме Краснодара значительное число работ, откровенно фальсифицирующих историю Северо-Западного Кавказа, в 90-е годы вышли в свет в Карачаевске. Оказывается, что синдо-меотские племена VI в. до н.э. - V в. н.э. и зихи (касоги) - карачаевцы. Более того, карачаевцами провозглашаются и черкесы, которые внезапно забывают тюркский и переходят на адыгский буквально за несколько лет до Кавказской войны. Причины, по которым краснодарским авторам кажется, что черкесы были славянами, а их карачаевским визави - тюрками, не лежат в области источниковедения.

Кстати, об источниковедении. Все знают, что это основа исторического знания, исследовательского процесса. За все время пребывания ААО в составе края и за весь постсоветский период краснодарские историки не издали ни одного источника об адыгах. Это говорит об отсутствии интереса и нежелании изучать историю адыгов. Для сравнения: Виктор Котляров («Эль-фа», Нальчик) в течении постсоветского периода издал более 30 источников с общим тиражом более 50.000 экземпляров.

Один из главных вопросов, который хочется задать сочинителям рассматриваемого учебника: для кого 200 лет работало российское и европейское кавказоведение? Кавказоведение сегодня не может быть доморощенным. А содержание учебника не должно резко отличаться от устоявшихся научных представлений, достигнутого уровня знаний. Ваш учебник полностью противоречит всему, что написали об адыгах ученые с мировым именем: Б.Грозный, Н.Марр, И.А.Джавахишвили, Г.А.Меликишвили, Л.И. Лавров, М.И.Артамонов, Ш.Д.Инал-ипа, Д.Айалон, А.Поляк, П.М.Хольт, Н.В.Анфимов, Ю.С.Крушкол, Я.А.Федоров, В.К.Гарданов, Н.Г.Волкова, В.И.Марковин, Г.В.Рогава, А.Чикобава, Ж.Дюмезиль, А.В.Гадло, В.Аллен, М.Гаммер, М.В.Горелик, М.О.Косвен, Г.В.Вернадский, В.В.Бартольд, С.Л.Николаев, С.А.Старостин, В.В.Бунак, Г.А.Дзидзария, В.Г.Ардзинба, и многие другие. Кстати, хорошо, что не забыли об абхазском лидере, хеттологе и кавказоведе с большой буквы. Господа, зачеркивая адыгскую историю, вы тем самым зачеркиваете и абхазскую историю. А абхазы так стремятся в Россию! Спешите сообщить им, что их предки не имеют никакого отношения к Майкопской и дольменной культурам.

Несомненно, ваш учебник способен очень сильно навредить атмосфере толерантности в двух субъектах РФ - Краснодарском крае и Республике Адыгея. Учебник полностью фальсифицирует историю Северо-Западного Кавказа и представляет собой образец того, каким не должен быть учебник или любая книга, адресованная детям. Очевидно, что ребенок, воспитанный на такой книге, не станет считаться с проблемами аборигенов края - адыгов - и не будет воспринимать их таковыми.

Самир ХОТКО.
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник АРИГИ.

Адыги (самоназвание - Адыгэ, употребляется также черкесы - как иноназва) - народ, состоящий из группы народностей (адыгейцы, кабардинцы, черкесы) в России (713 тыс. чел. - 2002, перепись), а также в странах Ближнего Востока, Балкан и Германии, где их обычно называют как en: Circassians (т.е. черкесами), так и en: Adyghe , при том, что первое название часто включает все абхазо-адыгские народы, а вторая часто обозначает только адыгейцев. Говорят единственной адыгском языке (см. Адыгейская язык и кабардино-Черкесская язык ), входящий в абхазо-адыгской группы иберийско-кавказских языков . Адыги - европеоиды.

В настоящее время адыгейцев КЧР - это, главным образом, черкесы, включая бесленеевцив, в Адыгее и Краснодарском крае - абадзехи, бжедуги, темиргоевци, шапсуги, в КБР - кабардинцы.


1. Происхождение

Предки адыгов - племена ксркетив, зихив, меотов и др.. известны еще с античных времен. В начале 19 в. в восточных племен адыгов (хатукаивцив, бесленеивцив, бжедуги) был, как и в родственных им кабардинцев , иерархический феодальный строй; западные племена (натухайцы, шапсуги, абаздехы) князей не имели, здесь преобладали свободные крестьяне-общинники. В адыгов существовали родовые традиции. По религиозным взглядам верующие адыги - мусульмане . Старое жилье - мазок плетеная сакля. Одежда подобный кабардинского. Наука, литература, народное образование на родном языке развились в 20 веке. Основная часть адыгов - земледельцы, скотоводы, садоводы; работают также на промышленных предприятиях.


2. Адыгские (черкесские) субэтносы

Из них в результате кавказской войны исчезли хакучи, махошы, хатукайци, и не так давно убыхов.

3. История

В древности адыгские племена жили в западной части Северного Кавказа на Кубани и восточном побережье Черного моря. Прикубанских племена обычно упоминаются античными авторами как меоты , а причерноморские под собственными именами. Среди них зихи и керкеты позже стали общими названиями. Примерно в 5 веке усилилось племя зихив которое возглавило адыгской союз племен, который просуществовал до 10 века. В это время имя зихив распространилось и на другие племена. Но уже с 10 века на Руси адыги называются касогами, а в арабских и персидских источниках кашакамы, кешекамы (к-ш-к). Со времен монгольского нашествия распространяется название древнее название черкесы. Для сравнения еще в античные времена было известно племя керкеты. В 13-14 веках часть адыгов распространилась на восток где раньше жили аланы, частично уничтожении монголами, а частиц вытеснены ними в горы.


3.1. Расселение до и после российско-кавказской войны

После окончания русско-кавказской войны - лет, Российская империя разделила и расселили адыгов (черкесов), оставшихся и разделили один народ на три: адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Название черкесы дали татаро-монголы и тюркские народности, а самоназвание всех 12 племен являются адыгов.

До завоевания и выселения адыги занимали так называемую кабардинского плоскость, значительную часть обоих склонов Кавказского хребта, и восточный берег Черного моря, всю южную часть нынешней Кубанской области, и западную часть Терской.


3.2. Геноцид

21 мая 1864 закончилась русско-кавказская война, начавшаяся в году. В тот же день прошел парад российских войск на Красной Поляне, где произошла последняя битва. Началась массовая депортация в Османскую империю . На Кавказе осталось менее 10% населения адыгов. Остальные погибли в возрастной войне, от вспышки чумы , были вытеснены, многие утонул в Черном море при переправе в Турцию. Адыги в Турции до сих пор не употребляют в пищу рыбу из Черного моря.

Сейчас согласно официальным данным границей живут около 2,9 миллионов (по неофициальным данным - 6-7 миллионов) адыгов, а на родине всего 700-800 тысяч. На освободившиеся места, заселяли бедных русских крестьян, казаков, греков, армян.

Официально этот день никак не отмечается в Российской Федерации. Но его ежегодно отмечают в трех республиках: Кабардино-Балкарии , Карачаево-Черкесии и Адыгеи . А также вся диаспора мира. Проводятся различные мероприятия, шествие, возложение цветов на памятниках, зажжения огня памяти. День геноцида отмечает большинство адыгейцев. Большинство россиян отрицает геноцид [ ].


3.3. XX и XXI века

В Советский период, адыги получили статус титульной нации России, но для ограничения национализма автономии были огранизованы с народностями имевшие другую культуру и происхождения. Так появились адыгов-татарские республики Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия . К территории также вошло много казачьих земель: Верхняя Кубань, Майкоп и т. д. В Вторую мировую войну адыги, несмотря на оккупацию немецкими войсками, в большинстве воевали против захватчиков, и в итоге это их спасло от депортаций 1944 года.

В поздний советский период отмечен целый ряд уступок: передача обширной гористой территории Адыгейская автономная область , а в период "Перестройки" - изменение к статусу республики.

31 августа 1999 на многотысячном митинге, созванном Конгрессом черкесского народа (КЧН), снова был вынесен вопрос о создании Республики Черкесия.

Кроме требований о создании черкесской республики, все последние годы Международная Черкесская Ассоциация "Адыгэ Хасэ", в которую входит КЧН, выступает за воссоединение близкородственных адыгейского, кабардинского и черкесского народов с созданием единой адыгской Республики.

Правительство Российской Федерации не признает геноцид и уничтожение адыгов. Продолжается сокрытие фактов и документов на эту тематику. Но факты подтверждаются сохранившиеся документы, это - европейские, арабские, турецкие и т.д., по которым и происходит изучение истории.

В октябре 2006 года 20 адыгских общественных организаций из России (в частности "Черкесского конгресса"), Турции, Израиля, Иордании, Сирии, США, Бельгии, Канады и Германии обратились в Европарламент с просьбой о признании геноцида адыгов в XVIII-XIX веках. В обращении подчеркивается, что "войну, которую вела российское государство в XVIII-XIX веках против адыгов (черкесов) на их исторической территории, нельзя рассматривать как обычные военные действия": "Россия ставила целью не только захват территории, но и полное уничтожение или отъезде коренного народа со своих исторических земель. Иначе нельзя объяснить причины нечеловеческой жестокости, проявленной российскими войсками на Северо-Западном Кавказе ".



В продолжение темы:
Детская мода

У эукариот все реакции цикла Кребса протекают внутри митохондрий, причём катализирующие их ферменты, кроме одного, находятся в свободном состоянии в митохондриальном матриксе....