Характеристика купец сказка аленушка и главная мысль. Несказочные истории: сестрица Аленушка. Общее настроение полотна

(1848-1926). Картина была написана в 1881 году, холст, масло, 173 × 121 см. В настоящее время представлена в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Картина «Алёнушка» стала одной из самых знаменитых работ Васнецова. Художник известен тем, что в необычайно реалистичной манере изображал сюжеты из русских народных сказок. Сказочные персонажи с его подачи оказывались как живые и создавали настолько сильное впечатление у русского зрителя, что на протяжении многих десятков лет этот художник является любимым для многих жителей нашей страны и зарубежья.

Картина, о которой здесь говорится, вошла в цикл сказочных произведений Васнецова. При создании данной работы великий русский живописец взял за основу сюжет сказки «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке ». «Алёнушку» Васнецов начал писать в 1880 году и закончил в 1881 году. Пейзаж картины он рисовал на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке, а на образ Алёнушки его вдохновила случайно увиденная девушка. Вот как рассказал о пришедшем вдохновении сам Виктор Васнецов: «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё . Интересно, что изначально картина называлась по другому — «Дурочка Алёнушка». В XIX веке термином «дурочка» называли сирот.

После того как работа над картиной была закончена, Васнецов представил её на Передвижной выставке, где она пользовалась огромным вниманием, а один из критиков Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) даже назвал данное произведение одной из лучших картин русской школы.

Атмосферная картина заставляет проникнуться её настроением. Девочка, глаза и весь образ которой выражают непередаваемую грусть, рассказывает о трудной судьбе героини картины. Тишина чёрного омута пруда, тоскливая темнота хвойного леса позади Алёнушки, хмурое небо лишь только подчёркивают трагедию, которая случилась с несчастной девушкой. Удивительно, но в этой картине нет ничего сказочного и потому она поражает зрителя, который под сказочной картиной или иллюстрацией привык понимать нечто фантастическое, необычное, невозможное. Глядя же на эту картину, кажется, что та самая сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» является более реальной, чем можно подумать, является историей, к которой нужно относиться серьёзно и читать её, как нечто очень важное, скрывающее некую истину о зле и добре, коварстве и любви.

Картина «Алёнушка» Виктор Васнецов

Просмотр фильмов онлайн является для вас любимым времяпровождением? На сайте http://kinopuh.net вас ждёт большой выбор фильмов на любой вкус. Все жанры и направления, включая последние новинки.

Развитие творческого мышления. Работаем по сказке Шиян Ольга Александровна

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Это волшебная сказка с превращением. В таких сказках герой превращается не просто в кого-то другого, но в кого-то, противоположного себе: человек в животное, ведьма в прекрасную девушку, царевна в лягушку и т. п. Мудрость сказки в том, что она учит быть готовым к непостоянству внешних характеристик, учит видеть не только различие, несовпадение противоположностей, но и возможности их перехода друг в друга. Превращение происходит мгновенно и чудесно - сказка ни о каких промежуточных состояниях не сообщает.

Зато, как и во многих подобных сказках, здесь есть герои-перевертыши, которые приняли чужой облик на короткое время. И маленький читатель должен учиться увидеть за прекрасной внешностью скрывающуюся ведьму, и наоборот, за безобразным - прекрасное. Единство противоположностей в одном герое описывает диалектическое действие объединение.

Средством решения задачи при работе с этой сказкой станет диалектическая схема. Квадраты черного и белого цвета фиксируют отношения противоположностей. Знак для обозначения объекта, одновременно обладающего противоположными характеристиками, дети будут создавать уже в ходе занятия с помощью взрослого.

1. Читаем сказку, отвечаем на вопросы

Цель. Развитие умения выделять основных действующих лиц и последовательность основных эпизодов художественного текста.

Материалы. Иллюстрации к сказке - Иванушка с Аленушкой; Аленушка с козленком; ведьма с Аленушкой и козленком; козленок на бережку; купец, Иванушка и Аленушка.

Методика проведения

Воспитатель читает сказку и показывает иллюстрации.

Затем задает вопросы по содержанию сказки и выставляет на доску сюжетные картинки, иллюстрирующие основные эпизоды. Вопросы следует задавать таким образом, чтобы детям не приходилось соглашаться или не соглашаться (отвечать «да» или «нет»), а давать развернутый ответ.

Примерные вопросы:

Кто главные герои сказки? (Тут возможно обсуждение - если дети назовут только Аленушку и Иванушку, можно спросить, является ли ведьма главным героем или нет.)

Куда пошли Аленушка и Иванушка?

О чем попросил Иванушка Аленушку в первый (второй, третий) раз? Почему он попросил об этом? Разрешила ли ему Аленушка сделать то, что он хотел? Почему? Послушался ли он сестрицу?

Послушался ли Иванушка Аленушку в третий раз? Почему? Что случилось с Иванушкой?

Куда отправились Аленушка с братцем после этого?

Что сделала ведьма с Аленушкой?

Что она захотела сделать с Иванушкой? Почему она решила его зарезать?

Важно, чтобы дети попытались восстановить причинно-следственные связи. Если они дают, например, такой ответ: «Хотела зарезать, потому что была злая», стоит удивиться: «Ну а почему она тогда не всех зверей перерезать решила? Чем ей именно козленок помешал?»

А что сказал козленок купцу, когда на речку побежал? А на самом деле он зачем побежал? А почему он купцу правду не сказал?

«Хитрости», к которым прибегают герои, ребенку понять не так просто - ведь они требуют способности занять чужую позицию, увидеть ситуацию с точки зрения разных героев.

Что спасло Иванушку? Как удалось спасти Аленушку? Что с ним после этого случилось?

Что сделали с ведьмой?

В итоге на доске выстраиваются все иллюстрации к сказке.

Воспитатель предлагает детям стать сказочниками и рассказать сказку, а картинки им в этом помогут. Дети по очереди выходят к доске и пересказывают эпизоды сказки, опираясь на иллюстрации. Воспитатель помогает восстановить связки между эпизодами, объяснить причинно-следственные связи.

2. Разыгрываем сказку по ролям

Цели. Выражение отношения к героям сказки через символические средства. Создание проблемно-противоречивых ситуаций и решение их символическими средствами.

Материалы. Значки с изображениями персонажей сказки: сестрицы Аленушки, братца Иванушки, козленка, ведьмы, купца.

Методика проведения

На этом занятии дети получают возможность в игре-драматизации выразить свое отношение к героям через такие символические средства, как движение, голос, интонация и пр.

Уже при распределении и проигрывании ролей дети столкнутся с противоречивыми ситуациями - остается ли козленок Иванушкой после превращения или нет? Кем является превратившаяся в Аленушку ведьма? Разбираться и анализироваться эти проблемные ситуации будут на следующем занятии, а сейчас важно показать детям их существование и предложить их символическое решение - через роль. Значок с героем является средством удержания роли.

Педагог напоминает детям содержание сказки и предлагает распределить роли. Уже в ходе распределения ролей возникнет вопрос о том, нужен ли отдельный исполнитель для роли козленка или его должен играть тот же мальчик, что и Иванушку.

Распределять роли стоит начать с Иванушки:

Мы сегодня разыграем сказку по ролям. Вот значки, на них изображены все персонажи сказки. Каждый актер, который будет играть чью-то роль, получит свой значок. Сначала давайте выберем, кто будет играть роль Аленушки, Иванушки.

Проблемно-противоречивая ситуация.

Вася будет играть Иванушку, а кому нам отдать значок козленка?

Если дети говорят, что нужно выбрать еще одного актера на роль козленка и отдать ему значок, стоит спросить:

То есть козленок - это уже не Иванушка? Он уже просто козленком стал? Так что, Вася должен сразу две роли играть? Но ведь тогда непонятно будет, кого он сейчас играет - Иванушку или козленка, превращенного в Иванушку.

Эти вопросы стоит задавать детям в разной формулировке, пока у кого-то из ребят не возникнет идея предложить одному актеру менять значок в ходе сказки: сначала надевать значок Иванушки, а потом - значок козленка. Может возникнуть и идея маски - она тоже вполне отражает суть превращения. Ценна сама эта идея как решение задачи, поэтому заранее готовить маску не стоит.

На этом занятии достаточно обозначить проблему и решить ее таким символическим способом (сменой значка). Заметим, что ошибки в этом не будет - так как разные значки будет надевать один и тот же ребенок - принимая роль и в одно и то же время оставаясь самим собой и становясь другим.

Проблемная ситуация возникнет и с тем, кому играть ведьму, уже превратившуюся в Аленушку. Этот вопрос возникнет только по ходу сказки, так как при распределении ролей точно будут нужны две исполнительницы - ведь в сказке самостоятельно существуют оба персонажа.

Дети могут предложить разные варианты решения: надеть Аленушке значок ведьмы, ведьме значок Аленушки или выбрать третью актрису на роль ведьмы. Все три решения возможны, так как позволяют удержать двойственность персонажа, объединение в нем противоположностей, но все варианты стоит подробно обсудить и предложить детям выбрать один.

3. Решаем диалектическую задачу с помощью схемы объединения

Цель. Решение диалектической задачи с помощью диалектической схемы объединения.

Материалы. Картинка с козленком, квадраты белый, черный, серый.

Диалектическая задача: после превращения Иванушка - козленок или мальчик?

Методика проведения

«Формально-логическая ловушка»: ребенок замечает только одну из противоположностей или «не видит» их единства.

Надо помочь детям обнаружить момент объединения противоположностей. В качестве средства, помогающего ребенку понять суть сказки, надо использовать диалектическую схему, позволяющую отразить отношения противоположностей и их перехода друг в друга.

Диалектическая задача.

Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением козленка и спрашивает: «Ребята, а кто это?»

Интересно выслушать ответы детей: обязательно надо повторить все варианты, чтобы они стали слышны участникам обсуждения. Почти наверняка кто-то простодушно ответит, что это козленок, а кто-то скажет, что это на самом деле Иванушка, превращенный в козленка. Вокруг этих вариантов и надо завязать обсуждение:

Прозвучали разные ответы, давайте все же разберемся - кто же это? Помогут нам в этом квадратики. Кто помнит, что они обозначают?

Хорошо, если дети скажут, что квадратики обозначают то, что «наоборот». Если не скажут - стоит на этом коротко остановиться:

Помните, в прошлый раз мы с вами обозначали этими квадратами то, что наоборот друг другу? Мы даже играли в такую игру - я показываю белый квадрат и называю слово, а потом показываю черный квадрат и вы называете слово наоборот. Давайте попробуем сейчас еще раз так поиграть.

В ходе игры педагог напоминает детям способ действия - в ответ на появление контрастного квадрата надо называть слово с противоположным значением.

А теперь давайте вернемся к нашей сказке. Выпил Иванушка воду из козлиного копытца и стал козленочком, говорится в сказке. Вот картинка. Так как же вы думаете, кто это теперь?

В этот момент очень важно услышать противоположные ответы и обратить на них внимание всех детей:

Ваши мнения разошлись - кто-то говорит, что это Иванушка, кто-то, что козленок. Давайте, если мы считаем, что это Иванушка, обозначим его белым квадратиком, а если считаем, что козленок - черным.

По обе стороны от картинки прикрепляются белый и черный квадраты.

Обоснование (доказательство) противоположных суждений.

Педагог говорит: «Раз есть разные мнения, значит, нужны объяснения, доказательства».

Каждое доказательство надо выслушать (или помочь детям выстроить) отдельно.

Педагог задает вопрос:

Кто считает, что Иванушка выпил из копытца и стал козленочком, а мальчиком быть уже перестал?

Вместе с детьми надо выделить на то, что он действительно стал козленком, с копытцами и рожками.

Когда дети согласятся, что Иванушка окончательно превратился в козленка, задается контрвопрос:

А как к нему обращалась и относилась Аленушка, как называла его? (Указывая на то, что она понимала, что он не только козленок, но и мальчик.) Так кто считает, что в сказке Иванушка выпил из копытца, но все-таки остался мальчиком?

Если дети согласятся, что все же это был и остался мальчик Иванушка, педагог задает еще один контрвопрос:

Ну разве у вас в группе такие мальчики, с копытцами и рожками? Вы уверены, что он остался мальчиком?

Итак, одни ребята доказывают, то Иванушка был козленком, а другие - что мальчиком. Кем же он был?

Такой вопрос уже задавался в начале обсуждения, но теперь он для детей звучит совсем иначе - ведь они уже успели «прожить» каждый вариант ответа и теперь действительно могут обнаружить проблемную ситуацию!

Скорее всего, кто-то из ребят попытается решить задачу и скажет, что это был и «мальчик и козленок одновременно» или «не совсем козленок». Это уже замечательный ответ. Казалось бы, задача решена - обнаружено объединение. Однако поиск соответствующего схематического обозначения покажет, есть ли подлинное понимание.

Педагог спрашивает:

Лена говорит, что он был и мальчиком и козленком одновременно. Но как же нам это обозначить?

Вопрос надо задать именно так, не стоит спрашивать: «Какой квадрат нам выбрать?» - это будет слишком сильно провоцировать на выбор одного из имеющихся квадратов.

Взрослый снимает с доски оба квадрата и предлагает кому-либо из детей обозначить Иванушку-козленка.

Наверняка дети сначала будут пытаться выбрать один из квадратов - в этом случае воспитатель должен напоминать:

Все-таки ты считаешь, что он был совсем мальчик? (Если выбирают белый квадрат.)

Ты считаешь, что он был совсем козленком? (Если выбирают черный квадрат.)

Смысл этого вопроса в том, чтобы дети сами открыли необходимость особого значка для объединения. Варианты могут быть разными: дети могут предложить взять сразу два квадрата (в этом случае стоит спросить - почему квадратов два, ведь речь идет об одном персонаже), сдвинуть два квадрата, взять один квадрат, но двух цветов и пр. Если кто-то предложит взять оба квадрата и попытается их сдвинуть и наложить друг на друга (например), нужно радостно отметить это предложение.

Диалектическое преобразование.

Только в том случае, если ребята сами предложат один из вариантов объединения черного и белого, воспитатель предлагает им серый значок.

Я вижу, вы хотите сказать, что квадратик должен быть в одно и то же время и черным и белым, но не знаете, как это сделать. Давайте я вам предложу вот такой значок.

Если взрослый чувствует, что детям по силам и более сложный вопрос, можно предложить им решить эту «задачу в задаче» самим:

Я вижу, что вы хотите сказать, что квадратик должен быть одновременно и черным и белым, но вот как это сделать?

После введения значка педагог подводит итог:

Итак, что же у нас будет обозначать серый значок?

Очень важно, чтобы схема не стала самоцелью, а помогла детям уловить диалектику ситуации: чудесное объединение противоположных характеристик - мальчика и козленка - в одном персонаже.

4. Решаем диалектическую задачу с помощью схемы объединения

Цель. Решение диалектической задачи с помощью схемы объединения.

Материалы. Картинка с изображением девочки, белый, черный, черно-белый квадраты.

Методика проведения

Теперь проблемная ситуация разворачивается вокруг картинки с изображением Аленушки: дело в том, что за внешностью Аленушки в сказке скрывается то девушка, то ведьма. Купец попал впросак, что не понимал этого, слепо доверяя своим глазам. Решением задачи будет открытие превращения.

Диалектическая задача: за внешностью Аленушки скрывается девочка или ведьма?

«Формально-логическая ловушка»: дети могут не заметить превращения - того, что в одних эпизодах сказки за одним и тем же внешним обликом может скрываться девочка, а в других - ведьма.

Сначала обсуждение ведется в том же ключе, что и решение предыдущей задачи, хотя ситуация несколько отличается: в сказке есть персонаж, противоположный Аленушке - в отличие от настоящего козленка ведьма в сказке присутствует в своем натуральном виде. Это значит, что за одной и той же внешностью может скрываться то девушка, то ведьма. На примере этого персонажа можно обсудить сначала объединение, а потом превращение. Задачу надо сформулировать чуть иначе, чем в случае с козленком, чтобы дети не действовали по образцу.

Диалектическая задача.

Воспитатель говорит:

Помните, что сделала ведьма в сказке? Да, она превратилась в Аленушку и стала жить в доме купца. А вот кем она стала после превращения - ведьмой или Аленушкой?

Обоснование (доказательство) противоположных точек зрения.

Скорее всего, первым прозвучит ответ, что это Аленушка. Следует поддержать эту первую версию и спросить:

Из чего в сказке видно, что она была Аленушкой?

Хотелось бы, чтобы дети вспомнили, что купец ее принимал за свою жену («не распознал» в ней ведьму) - значит, ведьма совсем стала как Аленушка.

После этого звучит контрвопрос:

Так что, она превратилась в девушку, и теперь можно сказать, что это уже Аленушка?

Только когда дети возмутятся, педагог спрашивает:

А из чего в сказке видно, что она была ведьмой?

Дети должны вспомнить, как она себя вела, как хотела зарезать Иванушку, как подговаривала на это купца.

Значит, она все же осталась ведьмой?

Возвращение к решению диалектической задачи при помощи схемы.

Воспитатель прикрепляет к доске квадраты и говорит:

Давайте черным квадратом обозначим ведьму, а белым - Аленушку. А как же нам обозначить, что ведьма превратилась в Аленушку?

Скорее всего, дети скажут, что Аленушку стоит обозначить черно-белым квадратом. Если же этого не происходит - можно построить работу так же, как при обсуждении Иванушки-козленка.

Если дети единодушно предлагают черно-белый квадрат, педагог говорит: «Я думаю - черно-белый: вдруг это уже не Аленушка, а ведьма в ее обличии?»

Если ребята соглашаются, что это Аленушка, превращенная в ведьму, воспитатель говорит: «А может, это настоящая Аленушка, и ее можно обозначить белым квадратом?».

Когда дети подтвердят, что вполне такое может быть, воспитатель повторяет вопрос: «Так какой же значок можно подобрать к картинке с изображением Аленушки?».

Диалектическое преобразование.

Результатом обсуждения может быть вывод, что, в зависимости от эпизода сказки, нужно использовать то белый (в начале), то черно-белый квадратик. Кто-то из ребят может обнаружить, что белым квадратиком можно обозначить и Аленушку в самом конце сказки.

5. Рисуем иллюстрации к сказке

Цели. Развитие способности выражать отношение к героям сказки через символические средства.

Материалы. Серый, черный, белый квадраты.

Методика проведения

В начале занятия педагог предлагает детям вспомнить те открытия, которые были сделаны в ходе работы со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», затем говорит: «Посмотрите, сегодня на доске нет никаких картинок - только квадратики. А вы сможете расшифровать, что они обозначают?»

По ответам ребят можно судить, насколько им удалось усвоить суть схемы объединения.

Если дети будут говорить, что это Иванушка, превратившийся в козленка, или ведьма, превратившаяся в Аленушку, - замечательно. Если же будут звучать другие версии (Иванушка, Аленушка), обязательно стоит остановиться и поставить перед детьми вопрос:

Вася говорит, что серый квадратик обозначает Аленушку, а Петя - Аленушку, превратившуюся в ведьму. Кто же из них прав?

Следует обязательно выслушать все версии и завершить обсуждение только тогда, когда будет получено убедительное объяснение, что черно-белый квадрат обозначает одновременность противоположностей - девочки и ведьмы, мальчика и животного.

Далее педагог предлагает каждому ребенку выбрать эпизод сказки, который он хочет нарисовать. Выбор эпизода для дошкольников - серьезная задача: они очень подражательны и часто принимают чужие предпочтения за собственные. Поэтому воспитатель выслушивает детей, помогает им объяснить свой выбор эпизода и делает акцент на том, что всем понравились разные моменты сказки.

Дети рисуют понравившийся фрагмент. По окончании работы детям предлагается рассказать, что они изобразили; можно обсудить, какой эпизод изображался чаще всего, т. е. оказался самым любимым в группе, и почему. Очень важно посмотреть, насколько часто в рисунках и рассказах детей встречаются диалектическое действие объединения или превращения (изображаются ли персонажи-перевертыши, рассказывают ли о них дети).

Детские рисунки скрепляют в одну книжку под названием «Мы читаем сказку „Сестрица Аленушка и братец Иванушка“», к которой педагог рисует обложку. Сюжет для обложки тоже можно придумать вместе с детьми; рисунок должен соответствовать названию - изображать, как дети читают сказку.

Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Сказка к нам приходит» Занятие 27. Баба-яга(Рисование гуашью)Программное содержание. Продолжать учить рисовать сказочного персонажа, самостоятельно подбирать и отображать в работе особенности и характерные черты задуманного образа. Закреплять умение

Из книги Развитие творческого мышления. Работаем по сказке автора Шиян Ольга Александровна

Сказка «Колобок» «Колобок» открывает собой очень интересную группу сказок, в которую входят «Заюшкина избушка», «Репка» и многие другие.Во всех этих сказках героям надо решить некоторую задачу. Например, зайчику из сказки «Заюшкина избушка» надо выгнать лису, а в

Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

Сказка «Заюшкина избушка» В «Заюшкиной избушке» так же, как и в «Колобке», герои выстраиваются в серии по двум основаниям: по размеру и по скрытому качеству.Однако если при работе с первой сказкой педагог сам предлагал детям два основания и просил только выстроить в

Из книги Сказки для всей семьи [Арт-педагогика на практике] автора Валиев Саид

Сказка «Разумница» В фольклоре немало сказок, аналогичных «Разумнице»; во всех подобных сказках героине приходится выполнять сложные задания. Звучат они, на первый взгляд, довольно странно и как будто нарушают все законы логики: требуется прийти «ни босым, ни обутым»,

Из книги Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок автора Шульман Татьяна

Сказка «Скатерть, баранчик и сума» Сказка эта очень любопытна: журавль дарит старику подарки, а тот, по своему простодушию, теряет их один за другим. Первые два подарка - скатерть-самобранка и волшебный баранчик - очень привлекательны, но старик расстается с ними из-за

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Сказка «О щуке зубастой» «Не рой другому яму - сам в нее попадешь» - так можно выразить основную мысль этой коротенькой сказки. Начинает герой действовать себе во благо, а другим во вред, и думает, что так оно все время и будет продолжаться. Но то, что направлено против

Из книги Нежные мальчики, сильные девочки автора Гусева Юлия Евгеньевна

Сестрица Аленушка и братец Иванушка Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка.Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки.Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому

Из книги автора

Из книги автора

Сказка про Время Вечер. Умничка сердито сидит в темноте своей комнаты. Время идёт. Никто не заходит. В конце концов, Умничка не выдержала:– Лучик, ты где?Лучик был самым близким другом Умнички.– Я здесь, так же, как всегда! Только ты сейчас, пока сердишься, меня не можешь

Из книги автора

Сказка-быль, или Чудо-Юдо хитрющее Ах, Тверская земля, иван-чай-трава! Красотой обильная, возьми нас под руку свою, святую да сильную!Течёт Волга-Матушка, поёт в храме батюшка. Каждый счастье создаёт, сердцем радость мерит.Всё, что любит, тем живёт, любит, как умеет.За

Из книги автора

Сказка про страх Вообще-то, Генка мало чего боялся. Ему нравились опасность и риск. Он мог съехать с горы на велосипеде по такому крутому склону, что если бы Мама увидела, Генка был уверен, – выволочкой бы дело не ограничилось. Сердце его сладко замирало и падало в глубину

Из книги автора

Сказка о Пушистике Глава первая. Начало приключения Однажды, на самом краю Вселенной, на зелёной планете Айя, произошло довольно-таки рядовое событие. С Небушка на планету спустилось существо. Оно было удивительным. В том смысле, что всех вокруг удивляло и само всему

Из книги автора

Сказка-вопрос Жарко. Лето. Высокое небо полно прозрачным знойным воздухом. Пыль дорог приятно обнимает осторожные ноги многочисленных путников.Перекрёсток двух дорог. Это не просто место на земле. Это развилка судьбы. Чей-то выбор. А выбор – это, чаще всего, встреча.

Из книги автора

Старая сказка на новый лад Прочтите детям какой-нибудь маленький рассказик, сказку или отрывок.Теперь предложите прочитать эту историю самим детям. Только пусть они перевоплотятся в кого угодно – в старика или двухлетнего ребенка, карлика, великана, разбойника или

Из книги автора

Из книги автора

Сказка о… (вставить имя вашего ребенка) Жили-были Мама и Папа. Это были очень хорошие Мама и Папа, жили они очень дружно. Вместе гуляли, ходили в кино, в гости, зимой катались на лыжах, а летом ездили в лес. Маме и Папе было очень хорошо вместе, но иногда у них появлялось

Картина Васнецова "Аленушка" - это работа, которую знает сегодня большинство наших соотечественников. Сочинение по ней входит в обязательную школьную программу. Рассказ по картине Васнецова "Аленушка", возможно, писали в свое время и вы. Однако мы все-таки напомним сюжет этого полотна.

Картина Васнецова "Аленушка" вкратце может быть описана следующим образом. Уставшая от бесполезных поисков своего брата, героиня сидит на большом камне в сиротливой позе у мрачного пруда. Голова склонена к коленям. Не покидают Аленушку тревожные мысли о брате. Она тоскует - не уследила за ним. Кажется, окружающая природа вокруг разделяет эти чувства... Картина Васнецова "Аленушка" подробнее будет описана в этой статье.

Как все начиналось?

Идея этой работы была навеяна автору одноименным образом из русской сказки под названием "О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке". Прототипом для этой картины послужила реальная девушка. Художник встретил ее, когда летом 1880 года находился в усадьбе Ахтырка. Васнецов увидел в случайной девушке, по его собственным словам, море одиночества, тоски и чисто русской печали. Первый набросок был сделан с нее. Васнецов решил практически сразу концепцию будущей своей работы. Несмотря на то что сюжет был незамысловат, интересную историю имеет картина Васнецова "Аленушка". Автопортрет художника представлен ниже.

Этапы работы над картиной

В 1880 году Виктор Михайлович начал работу над этим полотном. История создания картины "Аленушка" Васнецова следующая. Сохранилось до нашего времени несколько этюдов, сделанных автором в данный период, которые предшествовали созданию интересующей нас работы. Это "Осока", "Аленушкин пруд", "Пруд в Ахтырке". Также Виктор Васнецов сделал несколько натурных эскизов в красках, на которых изображена девушка, сидящая на камне.

Художник признавался, что он вглядывался при создании образа главной героини на полотне в черты лица дочери Саввы Мамонтова, известного мецената из Москвы. Звали эту девушку Вера Мамонтова. Зимой 1881 года была закончена работа, после чего отправил ее на проходившую в Москве выставку художников-передвижников Васнецов Виктор Михайлович. Картина "Аленушка", однако, сначала большой популярностью не пользовалась. Она приобрела ее несколько позже.

Как называлась картина "Аленушка" Васнецова первоначально?

Полотну было дано несколько другое имя - "Дурочка Аленушка". Словом "дурочка", по некоторым источникам, называли в то время юродивых или сирот. Не сразу Васнецов упомянул о том, что его работа имеет сказочный сюжет.

Как дорабатывалась картина?

История картины Васнецова "Аленушка" включает в себя несколько доработок. Известно, что художник ее неоднократно корректировал, изменяя некоторые детали. Специалистами были сделаны рентгеновские снимки этой работы. Удалось установить в результате, что были переработаны плечо, шея и лицо девушки, а также в целом цветовая гамма картины. В первом варианте, по всей видимости, "Аленушка" в свой адрес вызвала множество критических замечаний коллег и знакомых художника. Портрет Васнецова работы Куинджи представлен ниже.

Где хранится "Аленушка" (художник Васнецов)?

Картина "Аленушка" выставлена в настоящее время в Третьяковской галерее. Но Третьяков во время первой выставки, на которой была представлена эта работа, не удостоил ее, несмотря на старания Васнецова, вниманием. За пятьсот рублей была куплена Мамонтовым эта картина.

Общее настроение полотна

Сегодня одной из самых известных работ Васнецова, написанных по мотивам народной сказки, является эта. Репродукция картины Васнецова "Аленушка" представлена ниже.

Сидящая на берегу реки на камне юная девушка привлекает естественной красотой и простотой. В грустных глазах героини можно прочесть глубокие переживания. Это печаль, но вместе с тем и мечта о том счастливом времени, которое наступит когда-то, девичьи грезы и, конечно, тоска по пропавшему младшему брату. Мастерски удалось художнику передать общее настроение в картине, печально-умиротворенное, усиленное образами природы - облаками, плывущими медленно над головой, неподвижными деревьями.

Роль фрагментов полотна

Мастер в своей работе великолепно отображает взаимосвязь, существующую между простым русским человеком и природой. Кажется, что она опечалена так же, как и девушка, изображенная на картине. Ни один фрагмент полотна не отвлекает зрителя от главного сюжета. Он, наоборот, подчеркивает и усиливает его. Картина Виктора Васнецова "Аленушка" полностью сосредоточена на образе девушки. На грустные размышления наводит каждая деталь этого полотна.

В чем заключалась заслуга Васнецова?

Множество сказок, передаваемых из поколения в поколение, написано русскими писателями и русским народом. Заслуга Васнецова - в том, что он создал с помощью средств живописи убедительные образы, которые пропитаны русским духом.

Художник, работая над сюжетом своей картины, решил поместить юную беззащитную девушку в место, по-настоящему гиблое. Видимо, Васнецов таким образом стремился вызвать в сердцах зрителей устойчивое щемление. Удачно использовал художник сказочный сюжет. Картина В.М. Васнецова "Аленушка" не случайно основана на нем. Хотя Васнецов не буквально следует сюжету - в сказке, по которой была написана картина, нет описания тоскующей у лесного омута босоногой девушки. Виктор Михайлович в своей работе стремился раскрыть эмоциональный характер и смысл фольклорного образа. Этот сюжет служит для того, чтобы раскрыть в полной мере сложный и неоднозначный русский характер.

Образ Аленушки

Ребенка с трудной судьбой выдает внешний облик представленной на картине девушки. У нее рыжие неубранные волосы, пухлый алый рот и темные глаза. В облике этой девушки на самом деле полностью отсутствует фантастическое и сказочное. В композиции единственной деталью подчеркивается сказочность сюжета - группой сидящих над головой Аленушки ласточек. Известно, что эти птицы являлись издавна символом надежды. Таким необычным приемом художник воспользовался для того, чтобы уравновесить образ главной героини, полный тоски, и привнести в сюжет надежду на то, что сказка окончится счастливо.

Создается впечатление, что Аленушка находит у пруда утешение. Она как будто растворяется в красках картины, становясь частью пейзажа. Смирение героини, ее израненные ноги привлекают и завораживают. Это чистый девичий образ. Очень взрослая грусть у этой девочки. В ее глазах печаль граничит с отчаянием.

Со всех сторон обступил ее лес и не хочет выпускать из плена. Прямо в пруд падают слезы Аленушки. Что же хотел сказать этим художник? Скорее всего, это предостережение об опасности, которая может произойти или уже произошла с Иванушкой. Аленушка думает о том, что Баба-Яга могла оборотить в козленочка ее брата. Богатую почву для размышлений предоставляет каждая деталь этой картины...

Пейзаж картины Васнецова

Окружающая природа особенно важна в картине. В основе своей он является натурным, созданным также в Абрамцеве. Камыши, камень, стволы берез, упавшие в воду осенние листья как будто одушевлены автором. Словно вторит грустным жалобам героини природа. Тонкие ветви осинок склонились над девушкой, листья водяной травы поникли в одном ритме с ее фигурой. Тревожной тайны полна темная гладь омута, лес насторожился в сумраке. Ласточки трогательно умостились над головой Аленушки на ветке, как будто совещаясь, как можно помочь ей. Реален этот пейзаж, но наполнен в то же время мягкой задушевностью и таинственной настороженностью. Васнецов здесь предвосхищает "пейзаж настроения" М.В. Нестерова и И.И. Левитана.

Атмосфера тишины и грусти

Описание картины Виктора Васнецова "Аленушка" было бы неполным, если бы мы не отметили общую атмосферу полотна. Мастерски наполнил художник пейзаж тишиной и грустью. Васнецову отлично удалось в своей работе изобразить неподвижную водную гладь пруда, ели и осоку. Спокойствие и тишина присутствуют во всем - даже пруд лишь едва заметно отражает главную героиню. Молодые деревца слегка трепещут, немного хмурится небо. С нежным румянцем на лице девушки контрастируют темно-зеленые оттенки окружающего пейзажа, а осенняя печаль - с выписанными художником яркими цветами на стареньком сарафане Аленушки. Согласно преданиям русского народа, на исходе дня природа оживает и обретает удивительную способность переживать синхронно с человеком. Такой волшебный талант существовать в резонансе с ней присущ был и самому Васнецову. Поэтому чувства Аленушки в картине так согласованы с состоянием леса, окружающего ее. У всматривающегося в полотно зрителя возникает ощущение, что сказка продолжится через мгновение... Таково описание картины Васнецова "Аленушка", основанное на общем впечатлении от картины.

"Аленушка" сегодня

Художника побудил к созданию этого шедевра лирический образ русской девушки из народа с печальным взглядом. Простотой и душевностью отличается эта работа. Сегодня она очень известна. Поисковая система Google в 2013 году на главной странице в честь юбилея Васнецова (165 лет) изменила свой обычный логотип на дудл, который основан на сюжете "Аленушки". На заднем фоне кусты пребразованы были таким образом, чтобы название компании складывалось из них.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные