Художественная галерея Ватикана: главные сокровища пинакотеки, которые стоит увидеть каждому. В Ватикан на полчаса. Выставка шедевров Пинакотеки Ватикана в Третьяковской галерее

История и коллекция Музеев Ватикана

Территория Ватикана напоминает ларец с сокровищами, который может неожиданно захлопнуться. Именно так происходит во время важных торжественных церемоний, когда границы города-государства становятся непроницаемыми не только для туристов, но и для полиции. Огромный музейный комплекс заполнялся экспонатами постепенно. На протяжении нескольких столетий сменявшие друг друга папы основывали один музей за другим. Григорианский этрусский - папой Григорием XVI в 1837 году, Пио-Кристиано - Пием IX в 1854, Ватиканская пинакотека, в которой собраны живописные шедевры Рафаэля , Филиппо Липпи , Кранаха, Тициана, Караваджо, - Пием VI в XVIII веке. В этом же столетии большая часть коллекции оказалась в столице Франции по прихоти Наполеона. Через 18 лет картины удалось вернуть на родину. Музей античной скульптуры Кьярамонти основал Пий VII. Сикстинская капелла - уникальный памятник эпохи Возрождения - была возведена в конце XVIII века. Один из самых молодых музеев - Исторический - появился благодаря решению Павла VI в 1973 году.

Концентрация шедевров на квадратный метр здесь такова, что обойти и вдумчиво рассмотреть каждый из них не удастся и за день. Планируя экскурсию, стоит помнить о существовании выходных и праздничных дней, возможности покупки входных билетов в интернете, а не в длинной очереди у входа.

Сикстинская капелла

Своё название Сикстинская капелла получила в честь инициировавшего её возведение папы Сикста IV. Это не только уникальный памятник Возрождения, но и место проведения конклавов (выборов очередного папы). Визуально скромное сооружение прямоугольной формы, напоминающее крепость, внутри поражает бесподобной красотой настенных росписей, выполненных Боттичелли , Гирландайо , Пинтуриккьо , Росселли, Перуджино , мощью творений Микеланджело - огромного плафона и алтарной фрески «Страшный суд». Приглашение Юлия II поработать над внутренним убранством Сикстинской Капеллы, поступившее в 1508 году, поначалу обескуражило гениального скульптора, не считавшего живопись самой сильной стороной своего дарования. Микеланджело проделал невероятную по объёму работу, украсив фресками величественный свод, площадь которого составляет порядка 540 кв. м. Практически без посторонней помощи, на прикреплённых к стенам капеллы «летящих лесах» на консолях, через 4 года мастер завершил свой шедевр. Месяцами в напряжённой позе, откинувшись назад, нажив зоб из-за недостатка йода в местной питьевой воде - Микеланджело отдал работе немало сил и здоровья. Знаменитая фреска «Сотворение Адама» расположена в центре плафона. Указательный палец Бога вот-вот коснётся руки Адама, передав ему жизненную энергию. Очертания мантии, окутывающей Создателя и ангелов, напоминают мозг. Тем самым подчёркивается причастность высшего разума к появлению Адама. Особую выразительность росписи придают ignudi (обнаженные фигуры), размещённые рядом с каждой из фресок.

Страшный суд

Через 29 лет в капелле появится грандиозная алтарная фреска «Страшный суд» о втором пришествии Христа, открывающего дорогу в рай для праведников и наказывающего преисподней тех, кто вершил зло. Трагическое произведение позднего Микеланджело передаёт его разочарование в идеях Реформации и агрессивном наступлении протестантизма. Одна из главных загадок фрески - автопортрет гениального скульптора на содранной живьём коже Святого Варфоломея. По одной из гипотез взор Христа обращён на лицо художника, так как в эту минуту суд божий вершится именно для него.

Станцы Рафаэля

Своим появлением одна из главных драгоценностей музеев Ватикана - Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) - обязана всё тому же Юлию II. Противоречивая личность, мудрый и хитрый политик, полководец, способствовавший объединению Италии и расцвету искусств. Его называли Грозным задолго до появления подобного прозвища у гневливого и чрезвычайно образованного русского царя, у которого с Юлием было немало общего. Благодаря римскому папе в Ватикане работали лучшие художники, архитекторы и скульпторы: Донато Браманте, спроектировавший дворец Бельведер, Собор Святого Петра, Темпьетто, Микеланджело, сотворивший чудо в Сикстинской капелле, романтичный флорентиец Сандро Боттичелли. 25-летний Рафаэль по рекомендации Браманте был приглашён для оформления папской резиденции в Ватиканском дворце. Так появились расписанные фресками комнаты Рафаэля - четыре небольших зала. Над тремя из них работал сам мастер. Оформлением четвёртого после ухода из жизни Рафаэля занимались его ученики. Поставленная перед художником задача прославления церкви и самого папы была с блеском выполнена во время работы над рабочим кабинетом понтифика - Stanza della Segnatura. Её фрески гармонично объединили разные стороны духовной жизни: философию и поэзию, богословие и правосудие. Они одновременно возвышенные и светские. Из глубины веков на входящего в зал человека взирают величайшие философы и учёные - Платон, Пифагор, Аристотель, Сократ, Птолемей (на знаменитой фреске «Афинская школа»), потрясающие поэты - Данте, Гомер, Сапфо, Петрарка («Парнас»). На возвеличивающей веру фреске «Диспут» - лики Иоанна Крестителя, Христа и Бога Отца.

Пио-Клементино

«Пио-Клементино» - собрание драгоценной античной скульптуры. Здесь и 500-летний красавец Аполлон Бельведерский, и трагическая скульптурная группа «Лаокоон и сыновья», статуя отважного Персея с отрубленной головой Медузы в левой руке, Венера коленопреклоненная, на которую льёт невидимую воду незримый слуга. В популярном зале животных - множество реалистичных и выразительных скульптур братьев наших меньших. Зал Ротонда с большой порфировой чашей, статуями богов в нишах и роскошной римской мозаикой на полу.

Музеи Ватикана знакомят в своих с древними фресками и старинными географическими картами, огромными гобеленами, древними саркофагами, произведениями искусства из Древнего Египта, сокровищами Собора Святого Петра, бесценными манускриптами Ватиканской апостольской библиотеки. В павильоне карет - разнообразные транспортные средства, использовавшиеся папами в разные века для перемещения по своей резиденции и за её пределами: паланкины, кареты, «папамобили».

Пинакотека - одна из крупнейших коллекций живописи, преимущественно итальянской, на религиозные сюжеты. В ней представлены работы Леонардо да Винчи , Тициана , Караваджо , Кривелли , Джотто , Беллини. В зале Рафаэля - работы, написанные в разные периоды его недолгой жизни («Преображение», «Коронование Марии», «Мадонна ди Фолиньо» и др.), и десять великолепных гобеленов, созданных по его эскизам по заказу папы Льва X.

Собор Святого Петра

Экстерьер Собора Святого Петра является визитной карточкой Ватикана. Это исполинское сооружение с огромным овальным куполом, которое расположилось у основания общественной площади. В своё время папа Юлий ІІ пожелал возвести религиозный собор, который затмит не только языческие храмы, но и превзойдет европейские христианские церкви. Так, из-под умелых рук группы архитекторов возродился Собор посвященный Святому Петру. В возведении сооружения и его украшении принимали участие Бернини и Браманте, Микеланджело и Рафаэль. Эти имена давно знакомы миру благодаря талантливости и необычайному виденью, которое было воплощено в произведениях скульптуры и живописи.

Как добраться

Собор является папской епархией и считается основной из четырёх возведенных базилик. Расположилось сооружение в центре Ватикана на одноименной площади Святого Петра. Добраться туда можно на такси, общественным транспортом или на метро. Правда, от станции придется немного пройти пешком. Но, во время этой пешей прогулки вы получите возможность полюбоваться необычной архитектурой города, которая воплотила в себе самые яркие элементы всех стилей минувших веков. Вход осуществляется с площади через парадные двери.

Туристов Собор принимает всю неделю без выходных. А в праздничные дни помимо знакомства с экспонатами можно воочию насладиться самобытными религиозными католическими шествиями. Посетители допускаются в здание с 07. 00 до 18. 00 часов. В период времени с 1 апреля по 31 сентября каждого года Собор продлевает свою работу на час и закрывается в 19. 00. Вход в сооружение абсолютно бесплатный для всех желающих.

Помимо индивидуального посещения учреждения и знакомства с ценными экспонатами есть возможность заказать групповую экскурсию. Сделать это можно через Интернет, или непосредственно придя в Собор. Опытные гиды обратят ваше внимание на самые достойные образцы культуры и расскажут об истории их создания, культурной ценности, а также об истории приобретения. Со многими из экспонатов связаны чудодейственные легенды и загадочные истории, которыми поделятся с вами экскурсоводы.

Особенности музея

Музей Собора Святого Петра не является отдельным сооружением или залом. Вся постройка представляет собой богатое собрание шедевров живописи, скульптуры, древних рукописей, надгробий и алтарей. Все образцы планомерно размещены в помещении Собора и доступны просмотру простого обывателя. Каждый из экспонатов является примером древнего религиозного искусства, поэтому он используются не только для созерцания, но и при проведении католических обрядов.

Учитывая, что в работе над сооружением принимали участие известные итальянские живописцы и скульпторы, их работам отведено особое место. В частности, единственная в своем роде скульптура, родившаяся под руками Микеланджело, заняла почётное место в зале Собора. Это фигура «Оплакивание Христа». Она не только не имеет копий и аналогов, но и является единственным произведением, на котором скульптор оставил свою подпись.

«Статуя Святой Вероники», созданная мастером Франческа Моки, также является уникальным творением скульптуры. Это невероятно точное изображение женщины в полный рост, которое украсило один из внутренних куполов Собора.

Кроме шедевров скульптуры необходимо обратить внимание на фрески, мозаики и гобелены, которые создавались с целью инкрустации сооружения и являются единственными аналогичными произведениями итальянских живописцев шестнадцатого века.

Музей Собора заслуживает пристального внимания посетителей, поскольку он является не только богатым кладезем образцов религиозной культуры, но и остается ныне действующим католическим учреждением, которое поражает точностью соблюдения древних канонов и традиций.

В этой выставке много беспрецедентного. Это и 42 экспоната из постоянной экспозиции (на открытии говорилось, что в Государственную Третьяковскую галерею приехало едва ли не 10% Ватиканской пинакотеки), редко покидающих родные и почти буквально намоленные стены. Это и политическая составляющая, патронирующая нынешние художественные гастроли на самом высоком государственном уровне (Третьяковке и удалось привезти в Москву почти все заказанные в Ватикане работы, из-за чего чреда религиозных сюжетов оборачивается практически непрерывной историей развития стилей в итальянском искусстве с XII по XVIII век). Это и особое сценографическое решение выставочной территории — с огромным, изнутри подсвеченным логотипом и фальшстенами, меняющими привычную геометрию залов на третьем этаже Инженерного корпуса Третьяковской галереи (оформление «Roma Аeterna» и Агнии Стерлиговой ). Один из них, подобно архитектурному плану храма Святого Петра, имеет восьмиугольную форму, а другой, подобно площади перед главной ватиканской базиликой, — округлую.

Свод правил

Не имеют аналогов также и строжайшие правила аккредитации и фотографирования на выставке. На пресс-показе журналистов неоднократно предупреждали (и даже заставили подписать особую расписку о ненарушении требований, выставленных руководством Ватиканских музеев), что картины нельзя снимать целиком или тем более по частям. Можно только в интерьере, на фоне стены, а еще лучше, чтобы в кадр попадало сразу несколько полотен. Телевизионщикам запретили наезжать на произведения телекамерами и брать живопись крупными планами. Это, впрочем, и само по себе достаточно проблематично из-за специфического экспозиционного оформления двух главных залов, доверху обшитых деревянными панелями. Для того чтобы уберечь картины от посетителей, дизайнеры сделали плавные, но высокие плинтусы, отодвигающие экспонаты на расстояние чуть больше вытянутой руки. Из-за чего все они приобретают дополнительную ауру («даль близкого», если вспомнить определение Вальтера Беньямина ), окончательно превращаясь в сакральные объекты религиозного поклонения.

Свет и цвет

В итоге к шедеврам особенно не приблизишься — за исключением разве что крошечных гризайлей Рафаэля , выставленных в отдельной витрине, и астрономического цикла болонца Донато Крети . Его восемь картин показывают в дополнительном, достаточно освещенном третьем зале. Меньше повезло картинам барочных времен, занявших самый большой зал, где царит полумрак.

Экспозиционное освещение, которым музейщики постоянно играют на привозных проектах, создает дополнительные сложности восприятия. Конечно, крайне эффектно, когда световые лучи, направленные на картины, превращают их в окна горнего мира. Однако у такого подхода есть много недостатков, связанных с непобедимыми бликами и расползающимися внутри рам слепыми пятнами. ( перестает работать с экспонатами небольших размеров, рассказывающими какие-то особенно сюжетные истории с массой миниатюрных деталей.) На нынешней выставке, помимо проторенессансных и ренессансных картин Пьетро Лоренцетти , Алессо ди Андреа , Мариотто ди Нардо , Джованни ди Паоло , это особо относится к горизонтально вытянутой двухметровой композиции «Чудеса святого Винченцо Феррера» болонского мастера Эрколе де Роберти , занявшей отдельную выгородку.

В первом зале, где освещение нормальное, расположены самые старые — и даже древние — экспонаты. Именно здесь показывают две работы Перуджино , большие композиции Джованни Беллини (пинакль «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной») и люнетта Карло Кривелли , а также еще более ранних Фра Беато Анджелико , Джентиле да Фабриано и Маргаритоне д’Аррецо , чей «Святой Франциск Ассизский» XIII века еще не самая ранняя работа на выставке (эпиграфом к ней вывешен весьма византиеподобный «Христос Благословляющий» римской школы XII века). Однако самым заметным украшением первого зала являются три фрагмента фрески Мелоццо да Форли с ангелами, играющими на музыкальных инструментах (в Ватиканской пинакотеке таких отдельных эпизодов, некогда единой росписи «Вознесение Христа», хранится 14 штук). Это именно их изящные эмблематические лики вынесены на афиши, билборды, баннеры и обложку каталога.

Экспликации внизу и именные билеты

Теперь, когда пресс-показы прошли и залы Третьяковки заполняют обычные посетители, будет интересно посмотреть, как сработают надписи и экспликации, расположенные на плинтусах: будут ли они видны в густом зрительском потоке? И наконец, совершенно новая ситуация возникла с продажей билетов, позволяющих проходить на третий этаж Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке. Онлайн-продажи билетов на ватиканскую выставку попросту нет, об этом написано на сайте музея . Обычные, бумажные, билеты раскуплены до 31 декабря этого года. С 15 декабря кассы Третьяковской галереи начнут продавать билеты на сеансы 2017 года (выставка продлится до 19 февраля). И эти билеты будут именными, так как, во время проведения предыдущих , сопровождавшихся большими очередями, музейщики столкнулись с многочисленными перекупщиками, предлагавшими билеты по ценам, завышенным в несколько раз.

Признаемся сразу: купить билет будет сложно, практически невозможно, но это того стоит. Никогда раньше Музеи Ватикана не вывозили за свои пределы такое количество шедевров из постоянной экспозиции.

Что такое "миссия невыполнима" в современном культурном пространстве Москвы? Правильно, попасть на выставку в Третьяковскую галерею. Причем вы можете даже отстоять многочасовую очередь, и все равно это не даст вам ровно никаких гарантий в успешном завершении сего предприятия.

Являетесь поклонником новейших технологий и решили заказать билет через Интернет? Сюрприз! Все билеты до конца декабря давно распроданы, а с 1 по 15 января вход на выставку возможен только по именным билетам в ровно отведенный вам промежуток времени. К руководству музея нет ровным никаких претензий: они все делают правильно, просто поток желающих попасть на выставку “Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо” настолько велик, что музей работает на пределе своих возможностей, и пришлось все посещения строго регламентировать, чтобы внутри выставочного пространства не восторжествовал хаос.

Мелоццо дельи Амбрози. “ A нгел, играющий на виоле”

В чем причина такого ажиотажа? Сейчас расскажем! Дело в том, что нынешняя выставка действительно уникальна. Первая и главная причина - Ватикан еще никогда ни одному музею в мире не предоставлял одновременно такое количество произведений лучшей части своей коллекции, а это целых 42 живописных полотна! Перед нами сейчас разворачивается беспрецедентный, по сути, проект не только для российского и европейского культурного пространства, но, очевидно, и для всего мира.

Пьетро Ваннуччи. “Святой Плакида” ПРЕСС-СЛУЖБА ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

Не будет преувеличением сказать, что каждая представленная на выставке картина - выдающаяся. В Пинакотеке Ватикана собрано наиболее значимое художественное наследие истории Папского государства в период с XII по XVIII век. Здесь представлены работы таких гигантов, как Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэль, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино и Никола Пуссен. Нынешняя выставка в Третьяковке - это своеобразное напоминание всем нам, что “Москва - третий Рим”, а что значит Рим для России, можно даже не вспоминать, об этом и так сказано и написано достаточно.

Паоло Кальяри. “Видение святой Елены” ПРЕСС-СЛУЖБА ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

Особое внимание посетителям стоит обратить на картину, открывающую выставочную экспозицию - “Христа Благословляющего” - самую раннюю римскую икону, написанную в XII веке под сильнейшим влиянием Византии. В определенном смысле это знаковое произведение для православия и католицизма, поскольку оно хранит в себе напоминание об их едином истоке, давшем начало, как русскому, так и итальянскому искусству. Эта икона - краеугольный камень, дающий ключ к пониманию всей нынешней выставке в Третьяковской галерее.

Ради чего еще стоит выстоять очередь? Конечно же, ради самой знаковой из привезенных работ - “Положение во гроб” Караваджо, которая коренным образом повлияла на всю историю мировой живописи. Во-вторых, ради трех фресок Мелоццо да Форли, где изображены ангелы, которых, без лишней скромности, можно назвать самыми знаменитыми ангелами в мире. Догадались, о чем идет речь? Да-да, это именно они. Ну, и конечно же нельзя не увидеть “Святого Франциска”, написанного Mаргаритоне дʼАреццо в XIII веке. Без этой картины не обходится ни один современный учебник истории. А завершить посещение выставки стоит двумя грандиозными произведениями Кривелли и Беллини - “Оплакивания”.

November 23rd, 2016 , 04:20 pm

25 ноября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открывается одна из самых значимых и уникальных выставок последних лет. 42 произведения искусства из Пинакотеки Ватикана будут представлены в Москве в течение трёх месяцев.

Популярность различных выставок с шедеврами разных временных эпох в Москве в последнее время невероятно высока. Билеты покупаются заранее. Люди одеваются теплее и стоят в длинных очередях ради взгляда на уникальные полотна. Что можно увидеть в этот раз? Ответ в репортаже.

1. Выставка расположилась в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Это ближайшее здание к станции метро Третьяковская. Три зала на третьем этаже. Большой, средний и малый.

2. Первым посетителей встречает средний зал. Небольшая вводная о музеях Ватикана и план собора Святого Петра с площадью перед ним.

3. Начинается всё с экспоната, никогда ранее не покидавшего Ватикан. "Христос Благословляющий". 12 век, римская школа.

4. Средний зал неполнен небольшими по размеру картинами. Кроме работ Беллини, Рафаэля и Караваджо, упомянутых в названии выставки, вы сможете увидеть Mаргаритоне д’Ареццо, Пьетро Лоренцетти, Джентиле да Фабриано, Фра Беато Анджелико.

5. Пинакотека Ватикана была основана папой Пием VI во второй половине XVIII века. По приказу Наполеона Бонапарта они были увезены в Париж, но позже возвращены на место. Много лет коллекция пополнялась и украшала только покои папы и некоторые помещения. Лишь в 1908 году коллекция пополнила ряды музейных экспонатов, доступных для публики. Первое время она находилась в помещениях Бельведерского дворца, а позже получила собственное здание.

6. Большинство произведений в Пинакотене Ватикана принадлежат кисти итальянцев. Меньшая часть - приобретённая коллекция византийского искусства, ещё меньше произведений из других стран.

7. В Москву приехали 42 работы. Это почти 10% всей коллекции. Ранее такое большое количество произведений из Ватикана не вывозилось. Решение о проведении временных выставок российских произведений в Ватикане и ватиканской коллекции в России было принято на самом высоком уровне. Финансовая поддержка этого проекта оказана благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», уже не раз поддержавшим проведение выставок в Третьяковской галерее.

8. Важность события подчёркивается и визитом кардинала Джузеппе Бертелло. Он является губернатором государства-града Ватикана, что примерно соответствует должности премьер-министра в России.

9. Второй по очереди зал - большой. Здесь собраны самые большие произведения коллекции.

10. Все картины подписаны на русском и английском языке. Надписи находятся под ногами. подчёркивая большой порог.

11. И не забудьте заглянуть в небольшой зал в дальнем конце от входа. На этих 8 работах серия "Астрономические наблюдения" Донато Крети.

12.

На мой непрофессиональный взгляд это очень интересная выставка. Небольшая, но даже в таком виде выглядящая полноценной. Религиозная тематика всех произведений не удивляет, но и не бросается в глаза. Мы все понимаем, что Ватикан - центр католичества в мире. Его коллекции религиозной тематики очень разнообразны.

А вы пойдёте на эту выставку?

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!

Рассказываю…
У нас с женой были заранее через интернет куплены билеты на 25 ноября, вход в 11:30. Мы пришли минут за 10, немного постояли с такими же «билетниками» и все вместе вовремя вошли внутрь. Дальше бродили по залам сколько угодно. Прочие граждане стояли с утра в очень большой очереди, из которой впускали порциями по 10 человек каждые полчаса.

Экспозиция организована очень хорошо. Картины правильно развешены, на хорошем фоне. Отдельной похвалы заслуживают подписи - крупными буквами, так что людям со слабым зрением очень удобно: можно все прочитать без очков.

Выставка занимает три зала, причем в одном из них - третьем - всего восемь работ мне доселе неизвестного мастера: Донато Крети. О них расскажу в самом конце.

Так что основная и наиболее интересная часть выставки уместилась в двух совсем небольших залах. И это хорошо: неутомительно. Публика-то, в основном, из лиц среднего и пожилого возраста, многие с палочками и костыликами… Это та самая горячо мною любимая советская интеллигенция, к которой отношусь и я сам, и к которой испытываю самые теплые и самые уважительные чувства. Они и есть - хранители и хранительницы культуры, традиции, норм морали и жизни вообще. Те отбросы, которые, как я читал, проводят или недавно проводили шабаш под названием «Конгресс русской интеллигенции» сюда не ходят. Для них ненавидимая и оскорбляемая ими, но служащая и прислуживающая им власть организует отдельные «закрытые» показы по пригласительным билетам. Но - бог с ними! Конец их мерзок и недалек… (На этом свой политический запал считаю полностью истраченным: пошли на выставку!)

Фотографировать запрещено и за этим следят внимательно. Но в интернете уже выложено немало, чем я и воспользовался.

В первом зале 16 работ. Экспозицию открывает Христос Благословляющий, XII век.


Со всей очевидностью - это византийское письмо, византийская школа и т.д. Атрибутировано как «Римская школа». Но мы-то знаем - откуда в XII веке взялись все эти школы…

Вторая по древности работа - «Святой Франциск» (Маргаритоне д’Ареццо).


Затем - пять работ XIV-XV веков разных мастеров.


Посмотрим на них "вблизи".

"Иисус перед Пилатом" (Пьетро Лоренцетти):


"Рождество" (Мариотто ди Нардо):


«Рождество и Благовестие пастухам» (Джованни ди Паоло) - очаровательная в своей сказочности:


«Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль» (Джентиле да Фабриано):

«Сцены жития Николая Чудотворца (Фра Анджелико) приковывают внимание неожиданно радостным и ярким колоритом (который, впрочем, эта фотография не передает):

В картине Карло Кривелли «Оплакивание» я к полной своей неожиданности увидел почти все живописные приемы, которые так эффектно взяли на вооружение прерафаэлиты. Интересно будет узнать - приходило ли это в голову и другим?

Центральное место в первом зале по праву занимает «Оплакивание Христа» Джованни Беллини. Это, конечно, шедевр:

Отмечу, что во всей экспозиции работ, которые я безоговорочно посчитал «подлинными шедеврами» - не так уж и много. Несмотря, порой, на великие имена…

Далее - если продолжить осмотр первого зала «по солнышку», висит продолговатая работа Эрколе де Роберти «Чудеса святого Винченцо Феррара», отличающаяся и живостью сюжета со многими действующими лицами и высокой декоративностью в целом.

Вот ее фрагмент в увеличенном виде.



Затем (а, на самом деле - это первое, что бросается в глаза при входе) на нас будут смотреть ангелы работы Мелоццо да Форли: двое играющих на лютне, один - на виоле:


Этих ангелов ну никак не назвать бестелесными. Да и бесполыми - тоже затруднительно. Очень живые, трепетные, эмоциональные, скажем прямо: возбуждающие лица, губы, глаза… Не случайно эти ангелы растиражированы в сотнях поделок (открыток, магниток и пр.) для туристов, посещающих Рим.

Завершается экспозиция первого зала двумя небольшими работами Перуджино, одну из которых я безоговорочно отношу к колористическим шедеврам: «Святая Юстина» (еще недавно считавшаяся «Святой Флавией»). Снова скажу, что фото не передает всей полнотоы оттенков. Впрочем, эта фраза применима ко всем иллюстрациям:


Вторая работа Перуджино: "Святой Плакидо":


Переходим во второй зал. В нем - еще полторы дюжины работ.

И среди них тоже есть подлинные шедевры. Немного - но есть. (Не относя что-либо к "подлинным шедеврам", я не просто субъективен: я еще и подвержен влиянию сиюминутных настроений, капризам погоды, колебаний цен на редкие металлы, политических новостей, случайно оказавшихся рядом посетителей… В общем - не стоит воспринимать мои нотации всерьез.)

Перечислю, однако, все работы - в том порядке, в котором они появляются при обходе зала слева-направо.

"Троица с мертвым Христом" (Лодовико Карраччи):

«Юдифь и служанка с головой Олоферна» (Орацио Дженилески):

«Отречение Святого Петра» (Пенсионанте дель Сарачене?):

Рядом - одно из центральных полотен экспозиции: «Положение во гроб» (Караваджо):


Далее - «Святой Себастьян, исцеляемый святой Ириной» приписываемый Трофиму Биго:

Справа от него - знаменитое полотно Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел» (несомненный шедевр):


Еще одна работа Гвидо Рени и его мастерской, висит рядом - «Фортуна с кошельком». Хороша, но "не шедевр":


В центре второго зала застекленная, слабо освещенная ради сохранности работ, витринка с небольшими, почти монохромными работами Рафаэля: «Вера» и «Милосердие»:

Слева от неё «Христос во славе» Корреджо:


Справа от витринки с Рафаэлем «Видение святой Елены» кисти Веронезе:


Далее по кругу - «Кающаяся Магдалина» и «Неверие святого Фомы» Гверчино:


А затем - огромное полотно Пуссена «Мученичество святого Эразма», на котором несчастному Эразму вспороли живот и вытягивают из него кишки…

В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные