Из чьих черепов делали маски ацтеки. Все интересное в искусстве и не только Погребальные маски ацтеков

Рассекречены артефакты ацтеков, найденные более 100 лет назад.
Ацтеки, чьей мифической прародиной считается Ацтлан, десятилетиями скитались по миру в поисках места для поселения, которое соответствовало бы их верованиям и предсказаниям. Однажды они нашли нужную местность и основали город Теночтитлан.
Сначала ацтеки платили дань Кулуакану, потом государству Аскапоцалько. Однако затем в 1429 году им удалось уничтожить своих угнетателей и обрести независимость. Ацтеки могли гордиться собой, ведь они сумели менее чем за 200 лет пройти путь от небольшого кочевого племени до целой грозной империи, контролировавшей значительную часть Центральной Америки.

Вместе с городами-государствами Тлакопаном и Тескоко был образован Тройственный союз, который только посодействовал росту влияния ацтеков в регионе. Скоро Тлакопан стал вассалом Ацтекской империи, а Тескоко не смог соперничать в мощи с ацтеками и превратился из союзника в завидующего недруга.

Империя ацтеков была одним из наиболее развитых государств континента до тех пор, пока не была разрушена 13 августа 1521 года испанскими конкистадорами во главе с Эрнаном Кортесом.

Секретные артефакты цивилизации ацтеков были обнаружены в Халиско (Мексика) более ста лет назад. Однако рассекретить их решили только сейчас. Возможно, эти предметы использовались при общении с другими цивилизациями, как это делали, например, майя.

Есть много предметов в форме маски-шлема с удлиненными чертами лица и большими глазами. Большинство из них вручную изготовлялись из золота и меди. Некоторые артефакты сделаны из камня. Но удивительно то, что встречаются фигурки похожие на кометы и космические корабли.

Рассматривая артефакты и фигурки цивилизации ацтеков, можно засомневаться, действительно ли это принадлежит древней индейской культуре. При исследованиях следует тщательно отделять истину от огромного количества мифов и предположений, которые делают древние цивилизации еще более таинственными.


Эти артефакты были сделаны с использованием методов, очень близких к современным по качеству обработки материала. Что бы ты подумал, попади к тебе в руки такая хитроумная штука?

Странно, что все эти предметы, похоже, моделируют современный космический корабль или летающую тарелку. Некоторые фигурки похожи на существ с крыльями, которые якобы прилетели из другого мира. Эти артефакты выглядят чрезвычайно любопытно.


Сложно пока понять ценность находок, но подобных предметов насчитывается около 400 штук. Именно на территории Мексики чаще всего люди видят НЛО. Многие предполагают, что подобная активность представителей внеземных цивилизаций связана как раз с наследием ацтеков.

Весьма впечатляет и форма артефактов. Может, они являются подтверждением того, что неизвестные нынешней науке существа уже жили бок о бок с людьми. Возможно, это были даже не инопланетяне, а представители какой-то другой цивилизации.

…Их находят в египетских пирамидах, в шахтовых гробницах Микен, в ступенчатых усыпальницах , в курганах Причерноморья и Енисея. Лица из золота и полудрагоценного камня нефрита, из терракоты и гипса, воска и глины, дерева и полотна… Это погребальные маски. Историкам, антропологам, искусствоведам, изучающим прошлое, они могут рассказать о многом.

Культ мертвых и связанный с ним культ черепов, широко распространенный в разное время и у разных народов мира, породил обычай изготовлять портретные маски умерших и класть их в могилы. По представлениям древних такие маски должны были помочь душам опознать своих хозяев.

По маскам антропологи могут воссоздать облик представителей давно исчезнувших племен и народов. Ведь погребальные маски изготовлялись по слепкам с лиц реально существовавших людей. Во многих музеях мира уже собраны оригинальные «портретные галереи» — коллекции погребальных масок.

Маски — великолепные художественные произведения. Они свидетельствуют не только о скульптурном мастерстве древних ваятелей. Это порой настоящие шедевры ювелирного искусства. Мастера инков, ацтеков, чибча умели украшать золотые маски искусно напаянной тончайшей золотой проволокой-паутинкой. Повторить ее не в состоянии даже ювелиры наших дней. В Западной Африке известны бронзовые и золотые маски, выполненные способом «потерянной формы» — отливки по восковой модели. Эта техника литья достигла своего расцвета в XVI и XVII веках. Бенинская бронза вызывала восхищение даже у знаменитого Бенвенуто Челлини.

Застывшие лица из золота и бронзы, нефрита и терракоты, гипса и воска раскрывают ученым некоторые страницы истории человечества.

Зеленая нефритовая маска, относимая к VII веку, принадлежала верховному вождю майя. Древний ваятель изготовил ее из кусочков священного камня, налепив их на гипсовое основание. Антропологи считают, что владелец маски по происхождению был иноплеменник: его антропологический тип несколько отличен от майя. Маску нашли в пирамиде близ Паленке (полуостров Юкатан).

Монте-Альбан (Мексика). Золотая маска ацтекского бога весны Шипе. Символом бога была одежда из кожи раба, которого приносили в жертву; она означала растительный покров, в который одевается земля каждую весну…

Эта маска найдена археологами на территории нашей страны: в могильнике Уйбатский чаатас (в 80 километрах от Абакана). Маска имеет солидный возраст: она ровесница нашей эры, а может быть, и старше. Раскраска маски передает татуировку, которая была в моде у таштыкцев — жителей приенисейских районов.

В столице Мексики есть замечательный музей с самой богатой
коллекцией артефактов, связанных с культурой американских индейцев.
Даже для человека, совершенно не интересующегося историей или
антропологией, он будет незабываемым впечатлением.



Зал ацтеков. Прямо у входа фигура ягуара с жертвенной чашей.
Сюда складывались сердца принесенных в жертву.

Ацтеки всегда считались самой жестокой культурой среди всех индейцев.
В последнее время, однако, выяснили, что другие культуры от них в этом
не сильно отставали.

Жертвенный алтарь.

Ацтеки – самая поздняя индейская культура в Америке.
Их расцвет пришелся на годы незадолго до завоевания Америки испанцами.

Ацтеки имели развитую письменность.

Сохранились свитки в пиктограммах и иероглифах описывающие историю
ацтеков.

Испанцы, опасаясь колдовства, или считая их еретическими,
сжигали все письмена ацтеков, которые попадали им в руки.
Были уничтожены целые библиотеки с тысячами свитков.

Сейчас это называют одним из самых страшных преступлений конкистадоров.
Они не только убили большую часть населения, но и уничтожили саму культуру индейцев.

Однако, культуру ацтеков никак нельзя назвать безобидной.
Каждый день на закате солнца во всех храмах aцтеков приносились человеческие жертвы богам, чтобы они позволили солнцу взойти на следущий день.

Легкие доспехи, изготовленные из выдубленной человеческой кожи, снятой целиком.

Ритуальные изображения богов и мифических существ не знают никаких границ воображения!

Эта голова змеи высотой больше метра.
Очень похоже на гремучую змею, которые водятся в этой местности.

Пирамида ацтеков в разрезе.
На макете видно, что пирамиды строились «слоями».
Когда город разрастался и требовал более солидной пирамиды, над имеющейся надстраивался еще один слой.

Так выглядел Мешико перед приходом испанцев.
Город находился на искусственных насыпных островах посередине большого озера.
С берегом его соединяли насыпные дамбы-дороги.
Интересна история возникновения города.
Племена, предки ацтеков, верили в предсказание.
Они считали, что создадут великую империю в том месте, где им будет явлен знак – орел, сидящий на кактусе и поедающий змею.
Однажды они увидели такой знак.
Но орел на кактусе сидел на небольшом камне посередине горного озера.
Не сомневаясь в предсказании, ацтеки решили строить город на озере.

И на самом деле, их империя с центром в Мешико стала величайшей на континенте.
Ацтеки вели постоянные войны, как с целью завоевания земель, так и для захвата пленных, приносимых в жертву богам.

До сих пор на гербе Мексики изображен орел, сидящий на кактусе со змеей в когтях.

Ацтеки не умели обрабатывать железо. Для колюще-режущих орудий они использовали обсидиан. Ножи из обсидиана были черезвычайно острыми и прочными, но хрупкими. Кроме того, обсидиан обладает антисептическими средствами, что позволяло ацтекским хирургам проводить достаточно сложные операции и предотвращать заражение.

Реконструкция рынка ацтеков. Даже на рынке виден порядок и дисциплина. Ацтеки были маниакально упорядоченной и дисциплинированной культурой. За любое преступление было одно наказание – смерть.

Книга расходов и доходов. Списки полученных и выменянных товаров.

Так выглядела хижина-кухня ацтеков.

Статуи жрецов в традиционных ритуальных одеждах.

Статуя богини Коатликуе – матери бога Солнца.

Календарь Ацтеков.
До недавнего времени считался самой крупной находкой, представляющей науку и письменность ацтеков.
Совсем недавно, при разборе обвала после землятрясения, была найдена плита, покрытая ацтекской письменностью, которая еще не представлена публике.

Так был раскрашен календарь.
Не будем поднимать тему 2012 года – этого добра и так достаточно по всей сети!

Стилизованные фигурки животных. К сожалению, как мы ни старались, среди сувениров мы не смогли найти ничего подобного.

Обработка обсидиана была необычайно развита у ацтеков.
Сейчас подобные вещи умеют изготавливать только при помощи алмазных резцов.
Секрет обработки обсидиана каменными орудиями утрачен.

Фантазия же древних художников может заставить покраснеть, как мне кажется, любого современного сюрреалиста.

Музыкальные инструменты. Многие изготовлены из костей животных и людей.

Ацтекский бог искусства. В орнаментах на его одежде изображение кактуса, из которого добывают пейот – галюциногенный наркотик.

Учитывая это, многие скульптуры становятся понятнее:)

А это уже из зала ольмеков.
Oльмеки – одна из самых старых культур в Латинской Америке.

Именно они оставили по всей территории Мексики и соседних стран гигантские каменные головы с характерными чертами лица.
Некоторые из них до сих пор остаются в джунглях, но наиболее хорошо сохранившиеся перевезены в музей.
Никто не знает, что изображают эти головы, зачем их устанавливали и кому посвящали.

Кроме гигантских голов, от ольмеков осталось не так много культурных реликвий. Но они до сих пор вызывают много научных споров, в том числе, своей похожестью на полинезийские изображения и истуканы острова Пасхи.

Также загадкой являются эти изображения смеющихся женщин. Некоторые ученые считают, что они находятся в религиозном или наркотическом трансе, но это только гипотезы.

Глядя на некоторые скульптуры, вспоминаются популярные теории о связи культуры южноамериканских индейцев с инопланетянами.

Зал майя:) Для изображений майя характерны определенные черты лица и форма головы.

Фасады храмов майя.
Они были срезаны «черными археологами» и вывезены в США для частных коллекционеров. Впоследствии возвращены полицией властям Мексики.

Из «конфиската» во дворе музея собран целый небольшой храм! :)

Культура майя немного похожа на ацтекскую, точнее наоборот, так как является более древней.

Ритуальный обсидиановый нож. Удивительно тонкая обработка для такого хрупкого камня.

Письменность майя.
Была расшифрована совсем недавно, причем, что интересно – советским ученым, не выезжая из СССР. После развала Союза он имигрировал в Мексику и провел там остаток своей жизни.

Подобно некоторым африканским племенам, майя искажали форму
черепов своих детей с помощью специальных приспособлений. Отсюда – характерная форма голов на всех изображениях майя.

Книги майя.
Расшифровав их, ученые узнали, что вопреки более ранним
предположениям, майя не были мирными племенами, а вели постоянную войну с соседями и между собой.

Реконструкция захоронений майя.
В более ранних захоронениях, майя хоронили своих мертвых, лежа прямо,
или в позе эмбриона. Более поздние захоронения – «сидячие».

Самое знаменитое захоронение одного из королей майя.

Из-за зеленой маски и саркофага с изображениями
поднимающейся в небо «колесницы», была выдвинута теория
о инопланетном происхождении «богов» майя.

Ученые, впрочем, их не поддерживают.
Считается, что это метафорические изображения мира живых и мертвых.

Одно из изображений парящих людей.

И сам барельеф «небесного правителя» во дворе музея.

30 лет назад на месте ацтекского города-государства Теночтитлан (территория современного города Мехико) археологи обнаружили восемь масок, сделанных из человеческих черепов. Маски были найдены в захоронении неподалеку от развалин храма Темпло Майор, построенного в честь бога Уицилопочтли (бог солнца и войны) и бога Тлалока (бог дождя и плодородия).

Сегодня американские ученые из Университета штата Монтана пришли к выводу: черепа принадлежали пленным противникам ацтеков или знатным и богатым представителям ацтекского общества, убитым за несогласие с официальной властью. С результатами их исследования можно ознакомиться в престижном журнале Current Anthropology.

У черепов, из которых были сделаны маски, была удалена задняя часть, они были раскрашены краской, в пустые глазницы были вставлены камни, а в носы — каменные ножи. Некоторые маски были украшены морскими ракушками и кусочками меди. «На наш взгляд, эти необычные маски или носили на лице, или использовали в качестве головного убора, — комментируют авторы исследования.

— Это по-настоящему удивительные находки: ранее в Мехико были обнаружены только маски из черепов крокодилов».

В ходе работы ученые исследовали артефакты с помощью изотопного анализа и атомно-абсорбционного анализа химического состава костной ткани (с помощью этих методов можно узнать, например, состояние здоровья людей, которым принадлежат останки, а также их возраст). В результате исследователи узнали: черепа, из которых были сделаны маски, принадлежали мужчинам 30-45 лет. При жизни у мужчин не было никаких проблем со здоровьем — в частности, они имели хорошие и крепкие зубы без какого-либо намека на кариес. «Люди, из чьих черепов были сделаны маски, были здоровее, чем многие другие в те времена, — комментирует ведущий автор исследования Кори Рэгсдэйл. — Кроме того, мы выяснили, что все они были выходцами из разных регионов».

Ученые определили, что черепа принадлежали мужчинам, жившим в эпоху правления императора Ашаякатля. Ашаякатль (чье имя переводится как «маска из воды») руководил ацтеками в 1469-1481 годах, имел, по разным оценкам, от 150 до 450 детей и славился жестоким обращением со всеми, кто был не согласен с его политическими решениями.

По словам ученых, черепа могли принадлежать врагам Ашаякатля, взятым в плен в одной из битв, или знатным представителям ацтеков, несогласным с официальной властью. «Очевидно, несчастных принесли в жертву, — комментируют американцы. — Человеческое жертвоприношение было весьма распространенной практикой у ацтеков. Историки спорят, сколько примерно человек погибло в результате этих жертвоприношений.

Corey Ragsdale/Forbes.com

Сейчас считается, что не менее 20 тысяч (жертвоприношения совершались 18 раз в год — на каждый из 18 священных праздников).

Чаще всего убивали военнопленных и людей с низким статусом. Однако тот факт, что из черепов восьми убитых были сделаны маски, говорит о том, что эти жертвы чем-то отличались от всех остальных. Скорее всего, убитые обладали высоким статусом — и поэтому после смерти их ждала особая судьба. Интересно, что рядом с масками были найдены обычные черепа 30 мужчин и женщин, черепа крокодилов, а также различные статуэтки. Этих мужчин и женщин, скорее всего, также принесли в жертву, но из-за низкого социального статуса их черепа в маски превращать не стали».

Также ученые не исключают, что черепа-маски могли принадлежать участникам цветочных войн — серии ритуальных сражений, которые велись ацтекскими городами-государствами ради захвата пленников, которых приносили в жертву богам.

«Ацтеки верили, что человеческие жертвоприношения нужны, чтобы не случалось никаких «катастроф» — например, чтобы Солнце не перестало светить», — объясняют ученые.

Исследователи рассказывают, что в будущем собираются создать 3D-модель удивительных масок и выложить в интернет, чтобы каждый пользователь мог полюбоваться «искусством» ацтеков.

Особая культурно-географическая область - Мезоамерика - включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.

Существование древней культуры в мезоамерике, которая процветала около 1100 лет н.э. по-прежнему озадачивает историков. Речь идет о загадочных ольмеках. Их религиозные ритуалы далеко не до конца поняты, так же как не понято само происхождение ольмеков. Самые ранние следы обитания найдены в районе Ла-Венты и относятся уже к концу III тыс. до н. э.

По древнейшему преданию, Ольмеки ("люди с земли резиновых деревьев") появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом"). По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони.

Некоторые ученые считают, что первая в Америке империя - Ольмекская. Это было обусловлено созданием городов (ритуальных центров) со своеобразной, простой и могучей архитектурой.

Ольмекскую культуру называют "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики. Им приписывается создание основы письменности, календаря, системы цифр для более поздних культур Мезоамерики. Но вокруг этого всё ещё ведутся жаркие споры - не многие согласны с тем, что это изобрели ольмеки.

В последнее столетие до нашей эры цивилизация ольмеков полностью исчезает, но их наследие органично вошло в культуры майя и других народов Мезоамерики.

Цивилизация Майя охватывала большую часть региона Мезоамерики.
Говоря о «древних майя» - имеется в виду история одного из самых важных доколумбовых Мезоамериканских культур. Вопреки распространенному мнению, цивилизация майя никогда не «исчезли». По крайней мере, не совсем, как их потомки до сих пор живут в регионе, и многие из них говорят на любом из языков семьи майя.


погребальная маски короля Пакаля

К"инич-Ханааб"-Пакаль I (Великий) («Солнечная Водяная Лилия - Щит») - это, вероятно, самый известный из всех царей в истории классических майя. Его правление представляет собой прекрасный пример того, какой глубокий след может оставить в истории выдающаяся личность.


Красная Королева


Теотиуакан "место, где были сделаны боги; Город Богов" это имя, данное ему был одним из крупнейших городов в Центральной Америке во время доиспанской эпохи.

МАСКИ Теотиуакан






Империя ацтеков

МАСКИ Aztecas




Мексиканские традиционные маски созданные для ритуалов, несут не только художественные, но и религиозные функции. Существует бесчисленное множество фестивалей, где маски используются в сочетании христианских традиций и традиций коренных народов. Эти фестивали часто включают парады и уличный театр. Эти маски, вырезанные из дерева, расписанную украшений и веревкой сизаля, рогов животных или зубов.





В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные