Как проводились балы. Балы в русской литературе. Фестивали Австрии в бальный сезон

Открылся бал. Кружась, летели
Четы младые за четой;
Одежды роскошью блестели,
А лица — свежей красотой.

А.И. Одоевский

Кружащиеся пары в галантных костюмах и вечерних платьях — казалось бы, картинка давно забытого прошлого. Однако сегодняшняя тенденция возрождать лучшие культурные и исторические традиции, вернула к жизни одну из самых красивых и романтичных из них – бал. Доказав, что это не только развлечение для высокопоставленных персон, но и возможность обычному человеку провести время и отдохнуть в совершенно новой для него атмосфере.

Современный бал имеет свои отличия от классического, проводившегося в России еще со времен Петра 1. Он более демократичен, но по-прежнему также красив и элегантен.

Современные балы

Современный бал, как и прежде — это светское танцевальное мероприятие. Здесь можно прекрасно отдохнуть, танцуя и общаясь с другими участниками. Что делать, если пока у человека нет никакого представления о том, как все происходит на балу? Необходимо подготовиться и вникнуть в общие вопросы его организации и проведения.

Категории балов

Для тех, кто собирается принять участие в этом мероприятии, важно сориентироваться в том, какие балы бывают.

В зависимости от того, какую традицию организаторы хотели бы реализовать в современной интерпретации, танцевальные мероприятия подразделяются на несколько категорий.

  1. Исторические балы , цель которых создать атмосферу конкретного исторического периода. Здесь воссоздаются особенности его проведения, отбираются танцы конкретной эпохи. Для участников описываются подробные требования к дресс-коду.
  2. Ролевые балы , предоставляющие участникам стать частью какой-то игровой атмосферы, взятой, например из книги.
  3. Стилистические , устраиваемые для конкретной группы людей. Например, сейчас активно возрождаются традиции проведения офицерских или студенческих балов.

По возможности посещения мероприятия разными людьми, они бывают открытыми или общественными, и закрытыми , устраиваемыми для определенной категории людей, строго ограниченного круга или статуса.

К общественным балам могут относиться:

  • благотворительный;
  • публичный городской;
  • рождественский;
  • посвященный конкретному танцу или танцевальному стилю.

К закрытым относятся:

  • бал в честь знаменитостей;
  • светские балы для высокопоставленных персон, крупных бизнесменов.

Если на открытое мероприятие может попасть практически любой желающий, то для участия в закрытом торжестве потребуется пригласительный билет.

Как одеться на бал

Прежде чем отправляться на бал, необходимо узнать, какой установлен для конкретного мероприятия. Об этом чаще всего пишут в отправленном Вам приглашении, либо анонсе.

Чаще всего для участников требуется соблюдение определенного дресс-кода, например, близкого по своей строгости к Black-Tie: строгие смокинги и бабочки для кавалеров, и вечерние платья в пол для дам, перчатки.

Для участия в историческом бале может потребоваться специальный костюм, соответствующий воссоздаваемой исторической эпохе.

Общие правила поведения на балу

Главный человек в зале – распорядитель бала . Он знает всю программу, организовывает действия участников. С ним запрещается спорить или не выполнять его распоряжения. Помимо распорядителя у праздника танца могут быть хозяева – те люди, кто организовал это мероприятие.

Основные правила поведения на балу, обязательные для выполнения каждым участником.

  1. На танцевальный праздник не принято опаздывать.
  2. Заходя в зал, необходимо в первую очередь поприветствовать хозяев вечера и распорядителя. Затем можно поздороваться со знакомыми людьми рукопожатием, либо легким поклоном с малознакомыми или незнакомыми участниками.
  3. Не принято бегать или слишком быстро перемещаться по залу.
  4. Не принято громко разговаривать или смеяться, вести себя вызывающе, сквернословить или грубо разговаривать.
  5. Любые споры должны решаться за пределами танцевального зала.
  6. Не принято курить, жевать жвачку, перекусывать в зале для танцев, ведь для этого есть буфет или накрыт специальный стол.

Поскольку бал – это, в первую очередь, танцы, то каждый его участник обязан танцевать.

Дамы могут дать предварительное обещание кавалерам станцевать с ними не более трех танцев.

Приглашение на танец (ангажемент)

Современный бал придерживается классических бальных традиций, в том числе и в отношении ангажемента — приглашения на танец.

  1. Приглашая даму, кавалер должен подойти к ней, и, поклонившись, подать ей правую руку. Нужно ли при этом что-то говорить? Совсем не обязательно. Но при желании можно сделать устное предложение: «Не откажите в удовольствии пригласить Вас…», «Позвольте мне пригласить Вас…». Дама, принимая , делает реверанс и подает кавалеру левую руку, после чего пара направляется в танцевальную зону.
  2. Если дама, которую кавалер хотел бы пригласить, пришла со спутником, необходимо спросить разрешения спутника на приглашение и извиниться, если своим появлением кавалер прервал беседу.
  3. Не принято танцевать со своим спутником или одним кавалером более трех танцев за вечер. И не более двух танцев подряд.
  4. Если кавалер прибыл с дамой, то первый танец он танцует именно с ней.
  5. Если даму пригласил ваш знакомый, то следует пригласить его спутницу.

Самой главной ошибкой на балу является ситуация, когда дама или кавалер забыли о танце, обещанном кому-то из участников.

В каких случаях дама может отказаться от предложения к танцу:

  • Она уже обещала этот танец другому партнеру.
  • Количество танцев с этим кавалером уже равно трем.
  • Дама хотела бы отдохнуть.
  • Кавалер, приглашающий даму, не надел перчаток.

Правила поведения во время танца

  • В момент прохода по залу и во время танца дама должна всегда находиться по левую руку партнера.
  • Дама кладет руку мужчине чуть ниже плеча. Мужчина же не может держать даму за плечи или спину, если ее наряд – платье –декольте.
  • Если в процессе танца пара столкнулась с другими танцующими, то извинения приносит мужчина.
  • Оба танцующих не должны смотреть себе под ноги, отслеживая, правильно ли они выполняют шаги.
  • Расстояние между партнерами не должно быть слишком далеким или крайне близким.
  • Во время танца не принято много разговаривать, но обмен короткими репликами вполне возможен, но только если они не имеют отношения к другим танцующим.
  • У каждого танца есть свой рисунок и порядок следования фигур. Желательно в танце ориентироваться на первую пару. Если пара сбивается с ритма, то она должна сместиться ближе к середине круга, давая возможность более опытным танцорам продолжить двигаться по принятой схеме танца.
  • После окончания танца, необходимо проводить даму на место. Прежде чем оставить даму, кавалер выполняет поклон в знак благодарности за принятое приглашение.


Что танцуют на современных балах

У каждого танцевального мероприятия есть своя программа, о которой можно узнать заранее. При этом исторические балы используют танцы выбранной эпохи: менуэт, мазурка, полонез или французская кадриль.

Если же современный бал посвящен определенной танцевальной стилистке, например, вальсу или латино-американским танцам, то участникам будет предложена соответствующая танцевальная программа.

Что мне делать на балу?
Я у стенки маюсь.
Выступать я не люблю,
танцевать стесняюсь.

И немного странен мне
этот хохот дружный.
И стою я в стороне,
никому не нужный.

Чтобы не быть похожим на героя стихотворения Марка Вейцмана , желательно хотя бы немного подготовиться.

Для тех, кто не умеет танцевать, организаторы могут предложить пройти предварительные мастер-классы для получения танцевальных навыков по той программе, которая предусмотрена для мероприятия.

Часто, особенно на общественных балах, обучение проводится непосредственно в танцевальном зале уже во время самого мероприятия. Распорядитель или «учитель» танцев учит участников основным шагам. Затем им предлагается самостоятельно исполнить танец.

Если участник – новичок, то стоит правильно выбирать место для танца. При отсутствии хороших навыков, можно танцевать в тех частях зала, где участников мало. В этом случае пара получит удовольствие от танца, не помешав остальным танцующим.

Бал – это красивое событие в жизни любого его участника. Оно позволяет иначе посмотреть и на проведение досуга в целом, и усвоить правила этикета, позволяющие и в обычной жизни демонстрировать красивые манеры, уважение к собеседнику и такт.

Хотели бы попасть в атмосферу роскошного Венского бала в Австрии XVIII века? А может, с детства мечтали прочувствовать волшебство давно ушедшего времени, когда кавалеры приглашали дам, чтобы быстро вскружить им голову в танце? Добро пожаловать в Вену – мировую столицу дворцового вальса!

Как зародилась традиция бального сезона?

  • История австрийских балов началась на уличных гуляниях более трехсот лет назад. Народные развлечения – в масках, с едой и спиртным – инкогнито посещала даже знать.
  • Императрица Мария Терезия в середине XVIII века запретила маскарады и костюмированные шествия на свежем воздухе, а затем перенесла их во дворцы.
  • Позднее ее сын эрцгерцог Австрии Иосиф II позволил всем желающим, кроме прислуги, посещать балы в королевском дворце Хофбург. От гостей требовалось одно – соблюдение придворных манер.
  • Прошли столетия, а дворцовые балы проходят так же – танцы следуют в строгом порядке, учтивы кавалеры, великолепны дамы.

В ХIХ столетии балы проводили в Шенбурне – летнем дворце Габсбургов. Зал отапливали целую неделю. Почти 900 свечей зажигали одновременно 150 слуг. Вечер завершался, когда свечи догорали.

Сезон венских балов в Австрии

  • Начало – День святого Мартина (Мартиниганзель), 11 ноября. Открывается сезон балом Красного Креста в Ратуше.
  • Кульминация, то есть наиболее интересные и крупные балы и карнавалы – январь и февраль.
  • Завершение венских балов Австрии – начало Великого поста.

Виды балов и карнавалов в сезон

В Вене ежегодно проходит 450 балов, из них около 300 – в бальный сезон. Это классические и тематические балы, маскарады и карнавалы. Самые престижные – Оперный, Новогодний и Цветочный балы. В веселой неформальной атмосфере проходят Карамельный, Охотничий балы и Бал владельцев кофеен.

В новогоднюю ночь у входа в Хофбург (резиденция президента Австрии) вас встретят императорские караульные и лакеи в ливреях. Как и много лет назад, девушки в пышных вечерних нарядах сидят на скамеечках и читают, юноши в белоснежных париках и фраках преподносят им небольшие подарки.

У каждой профессии – собственная «вечеринка». Вальсируют юристы, врачи, ученые Аграрного университета, экономисты, кондитеры, пожарные, прачки, военные, сотрудники Красного Креста и представители десятков других специальностей. Отдельный бал и у музыкантов Филармонического оркестра Вены.

Фестивали Австрии в бальный сезон

Австрийцы умеют веселиться. В декабре в Вене проходят ежегодный международный фестиваль-конкурс «Рождественские огни» и музыкальные фестивали Моцарта, в последнюю январскую (Моцартовскую) неделю – Фестиваль классической музыки в Зальцбурге. Его гости могут увидеть традиционный спектакль «Имярек», множество концертов и оперных постановок.

В феврале любители музыки отправляются в Вену на Международный фестиваль аккордеона. Завершают сезон в конце февраля Международный фестиваль фольклора и Международный хореографический конкурс.

Как стать участником бала?

Попасть на любой из венских балов Австрии просто. Достаточно купить или заказать в Интернете билет и запастись праздничным настроением. Для австрийцев бал – не роскошь, а обычная часть жизни, поэтому места на крупные балы раскупаются задолго до торжества. В их стоимость могут входить:

  • закуски или блюда ужина;
  • безалкогольные напитки, коктейли, минеральная вода;
  • алкогольные напитки, например бокал игристого, белого или красного вина, шампанское.

Цены билетов

Бал Где проходит Потанцевать, €
вход с арендой столика
Оперный бал Венская государственная опера 230 720-960 (ложа – 17 000)
Цветочный бал Народный зал мэрии Вены 37-57 71-90
Новогодний бал Дворец Хофбург (в зависимости от зала) 180-590 930-980

Способ попасть на бал без билета

Девушки 16-23 лет и молодые люди 18-26 лет могут бесплатно попасть на Венский бал в Опере как дебютанты. Желающие открыть бал отправляют в дирекцию танцевальной школы Elmayer до 1 сентября заявку с анкетой, фото и видео вальса с левым поворотом. Выбранных танцоров дополнительно обучают бальным манерам.

Шесть требований к участникам балов

  1. Дресс-код – индивидуальный для каждого бала. Подробнее о нем говорится в билете или приглашении.
  2. Мужчины – во фраках с белой бабочкой и карманными золотыми часами с цепочкой, в перчатках и кожаных туфлях. Фалды фрака закруглены сзади. Для неформальных вечеринок – смокинг, лакированные туфли (в том числе со шнурками), черный галстук-бабочка.
  3. Леди – в длинном платье до щиколотки, с декольте и открытыми плечами, с вечерней прической, открывающей шею, в туфлях на среднем и устойчивом каблуке, с надежной застежкой и закрытым носком, в чулках. Исключение – маскарад.
  4. Моветон – появиться в одном и том же платье на разных балах. Белый, слоновая кость и кремовый цвета – для дебюта. Красный и черный – банально.
  5. Этикет. Общение – главная причина посещения бала. Гости с удовольствием знакомятся друг с другом, приглашают собеседников на танцы и спокойно беседуют, в том числе за столами.
  6. Умение танцевать «классику» – мазурку, полонез, венский вальс , польку, кадриль. Также пригодятся навыки танго, ча-ча-ча, румбы и фокстрота.

Где взять наряд?

  • В бутике уникальных бальных платьев и костюмов в центре Вены. Цены от €500 до €7000.
  • В обычных магазинах и ТЦ. Платья – €50-200.
  • В комиссионном магазине бальной одежды. Цены от €20 до €50.
  • В пункте проката. Цена – €150.Платье привезут в отель за пару часов до бала.

Важные аксессуары

Перчатки не обязательны. Но если вы их используете, то короткие подойдут для платья с длинными рукавами, длинные – для наряда с открытыми плечами. Украшения (не бижутерия) предполагаются яркие. В тон – красивый веер, маленькая сумочка, болеро или палантин. Для первого бала нужны миниатюрный букетик цветов и диадема с дизайном текущего года. Открытые руки прикрывают палантином или болеро.

Что дальше?

Выбрали бал или бальную вечеринку по душе? Тогда осталось отрепетировать несколько танцевальных движений, подобрать одежду в соответствии с тематикой праздника и подготовиться к поездке . Вместе с танцами до утра вас ждут прогулки в бальном наряде по ночной Вене и поездки на фиакре в кофейню.

Подписывайтесь на нашу рассылку и узнавайте первыми о новостях фестивалей и балов Австрии, расписании, современных традициях и об этикете. Успели совершить выход в свет? Комментируйте и делитесь личным опытом, чтобы помочь дебютантам!

Инструкция

Балы было принято давать круглый год. Официальное открытие сезона проводили в ноябре, когда представители высшего сословия вернулись из летних резиденций и начинали откровенно скучать в городах. На балы было принято ездить всю зиму, исключая время, когда шел пост. Зачастую глава семьи получал несколько приглашений на балы, назначенные на один и тот же день. Одни из них можно было проигнорировать, на других – появиться обязательно. Большинство балов заканчивалось ближе к утру. На следующий день после полудня необходимо было делать визиты, а затем готовиться к новым балам.

К бальным помещениям в доме относился зал, где и проходило основное действо, курительная комната, буфет и игровая. Бальный в XIX веке был настолько точно прописан, что малейшее отступление от него считалось неприличным. Регламентировано было все: и , и правила исполнения танцев, и этикет, и нормы общения, и оформление залов.

Балы были придворными, частными, купеческими, детскими, общественными, свадебными, именинными. Приглашение на бал было принято посылать заранее – как минимум за 7-10 дней до торжества. Это делалось для того, чтобы дамы смогли подготовить новое платье. Выходить в свет дважды в одном и том же считалось верхом неприличия и признаком финансовой несостоятельности. Если проводился тематический бал, например, монохромный, в приглашении указывалось, в костюмах какого цвета должны явиться приглашенные. К , иногда маскарадный туалет для дамы стоил ее мужу одной-двух деревень вместе с землями и крестьянами.

Молодым девушкам предписывалось являться на балы в пастельных тонов, иметь незамысловатые прически, надевать ограниченное число не слишком броских украшений. Дамы постарше могли позволить себе что-то более экстравагантное и яркое. В любом случае платье было открытым, размер декольте порой шокировал. На балы обували мягкие туфли, как правило, без . Из косметики полагалось пользоваться лишь пудрой.

После получения приглашения в течение двух дней полагалось отправить письменное согласие принять участие в торжестве. Отказывать не полагалось, если на то не было веских причин, например, смерти близкого родственника.

Балы давали в огромных залах, украшенных цветами и лентами и освещаемых тысячами восковых свечей. В середине зала танцевали. По двум длинным стенам обычно монтировали возвышения, где расставляли кресла и ломберные столы, на каждый из которых клали несколько новых колод игральных карт. За этими столами сплетничали, проигрывали состояния, затевали дуэли, обсуждали политику. Для музыкантов обычно ставили отдельный помост со скамейками, расположенными амфитеатром.

Приехав на бал, гости должны были засвидетельствовать свое почтение хозяевам дома. Если дама состояла в браке, она была обязана приехать на бал с супругом. Когда тот отсутствовал, можно было явиться с подругой и с ее мужем. Незамужние девушки сопровождались матерями или пожилыми родственницами, которые должны были зорко следить за соблюдением всех приличий. Девушки, не пользующиеся популярностью у кавалеров, все равно танцевали, так как партнеров для них выбирала мать или родственница. Даже если дама была откровенно дурна собой, с ней должны были заводить светский разговор, говорить комплименты. Она же, в свою очередь, должна улыбаться, флиртовать при помощи веера и выказывать симпатию кавалеру.

У каждой дамы была с собой бальная книжечка, называемая карне или агенд. Туда заранее вносился список танцев, а напротив уже на самом балу вписывались имена кавалеров, желающих с ней танцевать. Бальные книжечки были крошечными и обычно крепились к поясу платья. Дать обещание одного танца двум кавалерам считалось дурным тоном и могло спровоцировать дуэль. У красивых и свободных девушек и женщин агенд был расписан с первых же минут бала. Любопытно, что дама не должна была танцевать с одним и тем же кавалером более трех танцев за вечер. Если это правило не соблюдалось, то начинали поговаривать о скорой свадьбе.

Дорогие друзья! В ближайшее воскресенье, 19 апреля, в театрально-концертном зале «Восход» нашей воскресной школы состоится Пасхальный молодёжный бал – второй бал в истории нашего прихода.

В преддверии этого события предлагаем вам материал об истории балов в России и о современных традициях бального этикета.

Слово бал пришло в русский язык из немецкого – в переводе оно означает мяч. Какая же связь между мячом и танцевальным вечером? Оказывается, прямая. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом, а молодая женщина в качестве ответного дара должна была устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов – то есть вечеринок с танцами.

В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало – они появились у нас только в эпоху преобразований Петра Первого. В 1718 году указом императора были учреждены ассамблеи – вечера для дворян с угощением, танцами, играми и беседами. Прошло несколько десятилетий, и во всех государственных высших и средних учебных заведениях танец стал обязательным предметом. Его изучали и в Царскосельском лицее, и в скромных ремесленных и коммерческих училищах.

Довольно скоро танцевальная культура России достигла замечательного развития: уже во времена императрицы Елизаветы Петровны балы русского двора славились во всей Европе. Известный балетмейстер Ланде говаривал, что нигде не танцевали менуэта с большей выразительностью и приличием, как в России. Это тем вероятнее, что сама государыня танцевала превосходно и особенно отличалась в менуэте и «русской пляске». В конце XVIIIначале XIX века наши соотечественники не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в особой, присущей именно русской школе благородной манере. Петербург и Москва постепенно стали самыми значительными хореографическими центрами Европы.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним, а музыка и танцы считались важной частью дворянского образования – наряду с иностранными языками и математикой! Вместе с верховой ездой, фехтованием и гимнастикой танцы причислялись к «благодетельным телесным упражнениям», которые в сочетании с музыкой способствуют гармоническому развитию личности. В светском обществе вообще было принято связывать внешний облик человека с его нравственными качествами. В этом отношении особое значение приобретали уроки танцев, «ибо как нравственная философия образует человека для благородных действий, так нравственные танцы приводят молодых людей к привлекательному общежитию».

Танцы осваивали с раннего детства – с пяти-шести лет. Обучение напоминало скорее жёсткую тренировку спортсмена, и подготовленным танцорам были свойственны ловкость и уверенность, изящество в движениях, непринужденность и выносливость. Это было, как говорят, «в крови» и с малых лет придавало дворянским отпрыскам величавость, грацию и умение практически в любой ситуации держаться достойно и красиво. Один из крупнейших русских балетмейстеров А.П. Глушковский, например, отмечал: «Главное достоинство старых танцевальных учителей состояло в том, что они держали ученика долгое время на менуэте, потому что этот танец выправляет фигуру, приучает ловко кланяться, прямо ходить, грациозно протягивать руку – одним словом, делает все движения и манеры приятными». «Потерять такт», то есть сбиться в танце, считалось постыдным – иногда такой промах на балу мог стоить кавалеру карьеры.

Аристократические балы проходили в огромных великолепных залах, окруженных с трёх сторон колоннами и освещённых множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, за которыми играли в карты, созерцали танцующих и философствовали. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках (танцы только под фортепьяно и в обществе попроще балом не считались). Часто бал включал в себя также дополнительные развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей – певцов и музыкантов – из числа гостей, живые картины или даже любительский спектакль.

Балы проводились по определенной, чётко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе, стержнем которой, конечно, были танцы. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем , или полонезом , заменившим старинный менуэт .

Полонез вошёл в моду при Екатерине II. Длился он приблизительно 30 минут, и все присутствующие должны были принять в нём участие: танец этот совсем несложный, всем по силам – два шага и на третьем приседание, поклоны и реверансы. Это походило на торжественное шествие – недаром иностранцы называли полонез «ходячим разговором».

Далее по бальному расписанию следовал контраданс , или кадриль . Вот здесь уже пожилые люди предпочитали разойтись по комнатам и усесться за карты, оставляя танцы более молодым. В XVIII веке контраданс был на балах своего рода спектаклем – танцевать его специально подбирались четыре пары из высшей знати. Готовились они заранее, в танце были сложные фигуры, пары менялись дамами и кавалерами.

Следующим танцем был вальс , о котором А.С. Пушкин писал: «Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой» .

Вальс действительно немного однообразен, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений, но русские танцоры умели танцевать «летучие, почти воздушные вальсы».

Мазурка – это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету, партнер же делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придавало мазурке неповторимый шик. В 20-е годы XIX века мазурку стали исполнять в более спокойной манере, во время этого танца между партнёрами допускались разговоры.

В конце бала исполняли французский танец котильон . Он представлял собой танец-игру, шаловливую и непринужденную. Кавалеры в этом танце то становились перед дамой на колени, то отскакивали от неё, то перепрыгивали через платок или карту…

На большую часть танцев кавалеры приглашали дам заранее, записывая своё имя в специальную книжечку той особы, с кем хотели танцевать.

Кроме названных, на балах были и другие старинные танцы – гавоты, кадрили, польки . Всё зависело от моды и от вкусов устроителей.

На протяжении XVIII-XIX вв. балы всё прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX веке танцевали даже в деревнях.

По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

...съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.

И в другом месте:

Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста,
И летом праздники на даче.

Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.

Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и зачастую скучноватые. Праздничным придворным балом со времен императрицы Анны Иоанновны отмечались императорские дни рождения, годовщины восшествия на престол и коронации, свадьбы, дни рождения и именин членов семьи монарха, орденские дни, победы, заключение мира, Рождество, Пасха, Новый год. Большие балы назначались в честь приема знатных гостей – членов королевских семей, а также по важным политическим поводам. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных – избавить от него могла только серьёзная болезнь. Кроме императора, императрицы и членов царской семьи – великих князей, княгинь и княжон – там присутствовали различные придворные чины, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по «Табели о рангах» четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры – по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики – разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные мужчины должны были являться с женами и взрослыми дочерьми. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества.

Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

На придворные балы мужчинам полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах; для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью.

Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали стиль той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой половины XIX века. На них тоже бывало многолюдно, но в меру – тысяч до трёх приглашённых. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности – просто в гости.

От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дым курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, дорогие вина со всего света. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.

Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или Городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников был широким и пёстрым: чиновники, военные, помещики, учителя... Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками или артистами.

Наиболее весёлыми и непринуждёнными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых – как правило, несколько десятков человек.

Выделяли в бальной иерархии также благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий. Подобный бал описан, например, в повести А.П. Чехова «Анна на шее».

Были, наконец, ещё сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали, кроме бала, концерты роговой музыки, фейерверки, катание на лодках... Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом – на лужайках, или же в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.

Правила бального этикета, несколько видоизменяясь от эпохи к эпохе, в главном на протяжении веков оставались неизменными, многие из них вполне подходят для сегодняшнего времени. Прежде всего, помните: достоинство, честь, красота – вот первые слова, которые ассоциируются со словом «бал». Стиль поведения кавалеров и дам – это галантность и изысканность манеры общения.

Для кавалеров обязателен строгий костюм, возможно с жилетом, галстук или бабочка, хорошие туфли. Для дам – бальное или вечернее длинное платье, красиво убранные волосы. Молодым девушкам рекомендуются светлые тона платьев и простые украшения. Следует избегать вычурности, претензии на роскошь или нескромности (например, глубоких декольте). Замужние дамы могут себе позволить более богатый выбор в фасоне платьев, их расцветке, а также в количестве ювелирных изделий. Идеальная бальная обувь – это мягкие туфли, преимущественно без каблука. Использование косметики сводится к минимуму.

Бальный наряд предусматривал – и допускает сейчас – безукоризненно белые перчатки. У дам они должны быть лайковые или шелковые, часто выше локтя. У кавалеров в штатском – лайковые, у «военных» – замшевые.

Любой танец начинается с приглашения дамы. Кавалеру следует сделать это как можно более изящно и галантно: лучше всего начать с комплимента и поприветствовать даму лёгким наклоном головы. Если дама согласна танцевать, она также выполняет поклон и вместе с кавалером выходит на танцевальную площадку. Если дама в принципе танцует, а не просто присутствует на балу, отказывать пригласившему её кавалеру не принято.

Очень важен момент окончания танца. После того как закончилась музыка, кавалер и дама кланяются друг другу (лёгкий наклон головы), кавалер благодарит даму за чудесный танец и провожает её до того места в зале, где дама пожелает остаться. Там он ещё раз благодарит и выполняет поклон, дама тоже отвечает ему поклоном, и только после этого кавалер считается свободным.

Если вы в первый раз на балу и никогда не занимались танцами, смело танцуйте каждый новый – даже те, о которых в первый раз в жизни слышите. Но при этом грамотно выберите место для танца. Как правило, движение большинства танцев происходит по кругу, по периметру зала, против часовой стрелки. Не стоит вставать на эту линию, если вы не знаете танец. Особенно это касается быстрых вальсов: пары в этом танце двигаются с большой скоростью, и они вам будут очень благодарны, если вы уступите им место. Пары, которые не знают танца, должны танцевать в центре зала, там, где нет активного продвижения других танцующих. Пожалуйста, не жмитесь и к краям зала, если вы танцуете на месте.

На балу существуют также общие танцы. Когда объявляют общий танец, например, полонез или падеграс, вам необходимо пригласить даму на танец и занять место в зале, ориентируясь на то, как встали другие пары. Чаще всего пары становятся по кругу. Затем вам просто следует повторять движения танца за инструктором-организатором бала или за другими парами, которые знают этот танец.

Ну и самое главное – будьте вежливы и аккуратны на танцевальной площадке. Даже если вы с кем-то столкнулись, просто и спокойно извинитесь, помня о своём человеческом достоинстве. Но лучше всё-таки избегать столкновений: если вы видите, что на площадке уже очень много пар, проводите свою даму прогуляться, развлеките её приятной беседой, угостите чем-либо вкусным в буфете.

Громкий смех, шумная склока, нескромные взгляды, пренебрежение, кокетство – в общем, всё, что расходится с законами красоты и приличия, должно избегаться с особым тщанием. Помните, что искусство общения ничуть не менее важно на балу, чем умение хорошо танцевать.

… Хотя, это действительно всего лишь кажется. Во времена давно минувшие бывало еще не то разнообразие в светских танцевальных утехах. Балы приурочивались к особым торжествам, разделялись по сословным и профессиональным категориям, бывали частными, общественными, придворными, купеческими, детскими, свадебными, посольскими, балы цветов, монохромные и проч., и проч… Надо признать, что наша клубная действительность «слегка» уступает по масштабам тем увеселениям, в которых знало толк русское дворянство.

Авось эта замечательная мода на балы вернулась к нам не только из желания экзотического антуражу среди модной тусовки, а как реальная потребность современного человека в изяществе и красоте. Будем на это очень надеяться.

Как ни крути даму в вальсе, а все же хочется, чтобы все было по-настоящему. Так, как когда-то во дворцах. Посему самыми заманчивыми, самые популярными, самыми интересными сегодня вновь становятся балы «по всей дворянской форме», так называемые - исторические.

Если сформулировать определение исторического бала, то это - бал, все составляющие которого подчинены правилам той или иной минувшей эпохи: костюмы гостей, убранство зала, этикет, атмосфера, музыка и сами танцы. Причем, если организаторы такого бала ставят своей целью провести не просто светское развлекательное мероприятие, а привлечь внимание к культуре и истории общества, то танцы исполняются не в современной их интерпретации, а именно так, как было принято в тот промежуток времени, когда они были популярны и исполнялись на балах. При серьезном подходе к проведению такого вечера исторические танцы восстанавливаются доподлинно по описаниям и изображениям в старинных танцевальных учебниках. А для воссоздания атмосферы выбранной эпохи изучаются манеры, особенности этикета, быта и даже социальных отношений определенного периода.

Но, все же, чаще историческим балом в России и за Рубежом называют упрощенный костюмированный вариант не очень строгих правил, где исполняются исторические танцы. Лакеи, ливреи, кареты - соблюсти атмосферу выбранной эпохи до мелочей – удовольствие не из дешевых. Доступное разве что мировой элите.

Кстати, к вопросу о доступности балов. В этом смысле нам с вами, несомненно, повезло. Посетить исторический бал и ощутить себя прекрасной дамой или галантным кавалером, может сегодня любой желающий.

Тысячи звёзд взорвались,

Тысячи нот и ног,

И бесконечный вальс

Забарабанил Бог.

Для того, чтобы мысленно вкусить всю красоту и блеск тех далеких дворянских балов, прогуляемся назад во времени и посмотрим, как они проходили, что на них танцевали, что дозволялось дамам и как предписывалось вести себя кавалерам .

Конечно же, балы были присущи не только российскому дворянству. Высшее европейское общество ничуть не отставало. Однако нас интересуют местные нравы, тем более что размахом, непосредственностью и энергетикой русских балов открыто восхищалась вся Европа.

Итак, 19 век - золотая пора дворянских балов. Можно сказать, что они были настолько важной частью жизни высшего общества, что весь остальной досуг был, так или иначе, подчинен балам. Их ожидали, к ним готовились. В течение года брали уроки танцев, выбирали ткани для нарядов, учились музыке, пению, в домах не умолкали клавикорды, а чуть позже клавесины. Танцы и музыка были обязательной частью дворянского образования. Чувствовать ритм и танцевать в музыку было наиважнейшим умением для того времени. Промах в танцах на балу мог нанести большой урон светской репутации, а иногда и стоить карьеры (настолько постыдным было потерять такт).

Детей обучали искусству танца, начиная с 5-6 лет. Умение танцевать закреплялось, как у натренированного спортсмена – тело так хорошо запоминало движения, что в нужный момент, каково бы не было волнение на балу, у танцоров присутствовала ловкость, непринужденность, уверенность и привычность в движениях. Вместе с умением танцевать молодежи прививалась правильная осанка, азы светских приличий и хороших манер, грация, изящество, умение держать себя и общаться.

Балы были излюбленным развлечением не только великосветской публики, но и мещанского сословья. В имения к добропорядочным семействам съезжались соседи, родственники и сослуживцы, но все равно данное мероприятие считалось балом и проводилось как можно более роскошно.

Заинтересованное общество того времени хорошо знало все правила и условности, касающиеся организации бала. Приглашения рассылались загодя, как правило, за две-три недели. Причем все приглашенные обязательно должны были дать ответ, смогут ли они прибыть на мероприятие или нет. Приглашение было весьма лаконичным, в нем указывалось лишь место и время проведения бала, все остальное не требовало объяснений, бальные порядки впитывались всеми с детства.

Как это было?

Для балов высшего света предназначались великолепные огромные залы, с трех сторон окруженные колоннами. Освещались такие залы хрустальными люстрами с сотнями восковых свечей, а по периметру настенными медными подсвечниками.

Обычно, молодежь большую часть бала танцевала и кокетничала, а господа и дамы в солидном возрасте, протанцевав минут 10, принимались за карты и разговоры.

Программа балов в дворянском обществе была традиционная и четко утвержденная. И все в ней подчинялось танцам, так как именно они задавали тон вечеру. В 18 веке было принято открывать бал полонезом, который впоследствии заменили . Вторым танцевали . Кульминацией бала была мазурка, а завершал его котильон. Вечер сопровождался роскошным обедом, происходящим в боковых гостиных помещениях. Кроме того, в течение вечера всегда действовал буфет с напитками и закусками.

Что танцевали?

Итак, бал открывался , который длился 30 минут. Дамы во время этого танца встречали кавалеров. Полонез представлял собой торжественное шествие, в котором должны были принять участие все присутствующие. Даже если гость собирался весь оставшийся вечер провести за игрой в карты и светскими разговорами, полонез он обязан был исполнить, дабы выказать уважение хозяевам дома. Мода на полонез пришла во времена Екатерины II и продержалась достаточно долго. Иностранцы в шутку именовали этот танец «ходячий разговор».

Ни один бал не обходился без вальса. Это второй танец вечерней программы. При всем однообразии постоянно повторяющихся движений, вальс был наиболее любим светским обществом. Видимо потому, что в нем соседствовали романтика и безумство: кавалер в вихре танца кружил даму по залу, галантно обхватив её за талию. Говорят, что такие «воздушные, летучие» вальсы исполнялись только на русских балах.

За вальсом следовали , венгерка, несколько , которые, кстати, как и мазурка были расписаны у каждой дамы заранее и все знали, какой танец, когда и с кем им надлежит танцевать.

– главный танец любого бала. В Россию она «приехала» в 1810 году из Парижа. Даме в этом танце отводилась роль необычайно женственная: она должна идти изящно и плавно, грациозно скользить и бегать по паркету. Кавалер же в мазурке был весьма активен. Чего только стоят «антраша» - прыжки, во время которых он должен был в воздухе три раза ударить нога об ногу. Надо признать, весьма непростой элемент. Именно это умелое постукивание каблуками так подкупает в мазурке, придает ей неповторимость и шик. Во время мазурки, которую танцевали в четыре пары, допускались разговоры между дамой и кавалером.

Завершали бал котильоном. Этот французский танец-игра позволял закончить вечер в шаловливой и непринужденной форме. Кавалеры в нем становились перед дамой на колени, сажали её, заигрывали и обманывали, отскакивали, перепрыгивали через карту или платок. Вечер завершался на мажорной ноте.

Страсть общества к балам была всепоглощающей. Их давали круглый год, но, все же, сезон начинался с поздней осени. В это время представители высшего света возвращались из поместий в город и весь зимний период, за исключением времени постов, балы устраивались так часто, что в день приходилось бывать на 2- 3 вечерах, что на самом деле требовало недюжинной выносливости от гостей.

Современный исторический бал

Исторические балы сегодня проводятся достаточно часто. Организаторами выступают благотворительные культурные фонды, исторические клубы, общества или увлеченные предприниматели. Чтобы максимально соответствовать духу эпохи, гостям таких мероприятий необходимо соблюдать определенные правила.

Внешний вид на балу (готовимся на примере века 19-го)

Если ориентироваться на дам и кавалеров конца XIX века, то костюм на исторический бал следует выбирать так:

Строго регламентированный внешний вид: открытые платья, дополненные небольшим бутоном искусственных или живых цветов. Молодым девушкам рекомендуются светлые тона платьев, простые украшения и незамысловатая прическа. Замужние дамы могут себе позволить более богатый выбор в фасоне платьев, их расцветке, размере и количествах ювелирных изделий. Идеальная бальная обувь – это мягкие туфли, преимущественно без каблука. Использование косметики сведите к минимуму (в оригинале дамы позволяли себе пользоваться лишь пудрой и то в умеренных количествах).

Кавалеры:

Здесь также имеются свои каноны: фрак, белый жилет, черный или белый галстук. Кроме того, мужчинам можно прибыть на исторический бал в мундире (такие носили на балу гражданские служащие в соответствии со своей должностью) или в военном торжественном обмундировании того или иного именитого полка (пошить или взять на прокат сегодня можно все, что угодно, зато какой фурор произведет такой кавалер!).

Обычно организаторами бала оговаривается «дресс-код» для приглашенных гостей. Может быть четко указано, что костюмы должны соответствовать моде конкретных десятилетий такого-то века, оговаривается, какая военная форма допустима и можно ли надеть современный фрак. А вот в смокингах и современных деловых костюмах на исторические балы не ходят.

Важнейший атрибут бального наряда дам и кавалеров – это безукоризненно белые перчатки. У дам они должны быть лайковые или шелковые, часто выше локтя. У кавалеров в штатском - лайковые, у «военных» - замшевые. Перчатки снимаются лишь на время обеда, который происходит в середине бала сразу после мазурки, затем же надеваются снова.

Собираясь на исторический бал, даме необходимо подумать о таком кокетливом атрибуте, как веер. Современная бальная мода советует применять веер не только для создания свежего дуновения, но и изучить хотя бы несколько приемов общения с помощью веера, что сделает ваш вечер еще более интересным.

Конечно, бальный этикет соблюсти до тонкостей достаточно сложно. Но в том и прелесть исторических балов современности, чтобы максимально приблизиться к ушедшей эпохе в самых незначительных деталях. Это и придает особый шарм таким мероприятиям.

Итак, вы приглашены на исторический бал. Что следует знать и уметь, чтобы чувствовать себя на нем «в своей тарелке»?

Прежде всего, нужно разучить танцы, которые входят в программу бала. Исторический бал, так же как и его давний предок, имеет своим стержнем, самым главным своим назначением, именно танцы. Поэтому, если вы будете вести себя неуклюже на паркете, это не просто испортит общий рисунок танца, но и однозначно испортит вам настроение. Кстати, именно этим недостатком чаще всего грешат современные исторические балы. Если на такое мероприятие приходит неподготовленная публика, то бал выглядит весьма плачевно.

Гостям на исторических балах предлагается прелюбопытнейшая программа: исторические танцы той или иной эпохи, рулетка и карточные салоны, старинные бальные игры, исторические лотереи и викторины, литературные и музыкальные салоны и даже профессиональные фотосессии во всем этом великолепии.

Предварительно для гостей, купивших или получивших пригласительные билеты, за несколько недель до бала проводятся мастер-классы по всем танцам, которые включены в программу. А танцы могут быть весьма разнообразные: полонез, вальсы, тампет, разнообразные кадрили, триоле, краковянка, вальс-контрданс, мазурка, петровский марш, алеман, гусарская полька, венецианка, конский бранль, котильон и т.д. Танцевальная программа зависит от того, какой именно исторический отрезок времени взяли организаторы за основу бала и культуру какой страны они собираются представить. Исторические балы часто связывают не только с российским дворянством, но и с эпохой Возрождения и прочими многозначительными вехами европейской истории.

Почему так хочется на бал?

Исторический бал, в отличие от дискотеки, могут посетить мужчина и женщина в любом возрасте, даже если им по 80 лет. И в этой общей кружащейся толпе ни одна пара не будет выглядеть неуместно. Балы посещали все поколения и возраста, они и сейчас этим чрезвычайно привлекательны. Кстати, если задуматься, то исторический бал – это одно из немногих мест, где сегодня может происходить позитивное и культурное общение нескольких поколений.

Второе – видимо мы устали от современных зрелищ. Потанцевать в клубе - уже не кажется таким уж классным способом провести время. Привычно, а иногда, и, прямо скажем, скучно. А вот выпрыгнув из джинсов и надев шикарный костюм (пусть даже взятый напрокат), можно ощутить себя совершенно по-новому.

И да, бал – это весело, необычно и незабываемо. Тем, кто соскучился по романтике, хорошим манерам и новым впечатлениям - дорога на бал!



В продолжение темы:
Детская мода

У эукариот все реакции цикла Кребса протекают внутри митохондрий, причём катализирующие их ферменты, кроме одного, находятся в свободном состоянии в митохондриальном матриксе....