Какие примеры совести из жизни можно привести? Совесть - это нравственный ориентир человека

Конспект урока урока «Основы религиозных культур и светской этики»

студентки 3 курса ГБПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж" Анчуговой Анастасии Дмитриевны.

Тема урока: Совесть

Цель: формирование у обучающихся понятия «совесть» как одной из морально-этической ценности общества
Планируемые результаты:
Личностный: обучающиеся проявляют развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о совести как морально-этической ценности общества, проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Метапредметный: проявляют личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание); регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, смысловое чтение, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, доказательство); коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли, постановка вопросов).
Предметный: обучающиеся знакомы с понятием «совесть», различают понятия «Стыд» и «Совесть»
Принципы обучения:
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип систематического и последовательного обучения
Принцип психологической комфортности
Принцип наглядности
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального подъёма
Воспитание через взаимодействие
Методы воспитания:
Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение;
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа, художественное слово
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа, рассказ), практические (упражнения), наглядный (демонстрация);
По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применений знаний, методы проверки и оценки знаний;
По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый, проблемное изложение изучаемого;
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска;
Методы формирования ответственности: формирование понимания личностной значимости;
Методы организации взаимодействия и накопления социального опыта: временная работа в парах, группах.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная
Средства обучения:
демонстрационные: презентация, видео фрагмент, музыка, карточки с заданиями
индивидуальные: учебник, карандаш, ручка, карточки с заданиями, карточки для рефлексии, кусочки мозаики
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала).
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап
2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока
3. Планирование и постановка учебных задач
4. Этап открытия новых знаний и способов действий
5. Этап первичной проверки понимания изученного
6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
7. Этап применения знаний и способов действий
8. Этап обобщения и систематизации знаний
9. Этап контроля знаний и способов действий
10. Этап информации о домашнем задании
11. Этап подведения итогов урока и рефлексия деятельности

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята. Организуйте, пожалуйста, своё рабочее месть, уберите посторонние вещи с парт.
Садитесь.
Чем больше знаем, тем больше умеем,
Тем больше опыта мы наберём.
А опыт поможет добиться успеха,
К заветной мечте нас приведёт!
2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока
Учитель: Ребята, на предыдущих уроках вы познакомились с тем, что такое честь и достоинство, вина и стыд. Давайте вспомним определения этих понятий (обучающиеся соотносят понятие с определением на смарт доске)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с еще одним очень важным качеством человека. Что это за качество, вы узнаете внимательно послушав мой рассказ.
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше».
Учитель: Кто герои этого рассказа? Какие действия описываются?
Как вы думаете, что произошло дальше?
Давайте прочитаем дальше.
«Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Словно что-то внутри сидело и грызло его душу, не давало спать»
учитель: Какие чувства испытывает этот мужчина?
Как вы думаете, что сделает герой рассказа?
«И вот на склоне лет он решил найти слепого и попросить прощения. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня, – сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой».

Учитель: Ребята, о каких осколках говорил слепой?
Что «сидело» внутри мужчины?
Обучающиеся: внутри мужчины сидела совесть
Учитель: Какая главная идея этого текста?
Вы, наверное, уже догадались, чему будет посвящен нас урок? Назовите тему урока.
Обучающиеся: тема нашего урока совесть.
3. Планирование и постановка учебных задач
Учитель: Возьмите, пожалуйста, карточки, и отметьте знаком «+», то, что вы уже знаете о совести и то, что вы хотите узнать.


Учитель: Исходя из того, что вы хотели бы узнать о совести, сформулируйте задачи урока.
4. Этап открытия новых знаний и способов действий
Учитель: Ребята, как вы считаете, стыд и совесть - это одно и то же?
Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?
Обучающиеся: для этого нужно знать определение слова "совесть"
Учитель: Откройте 48-ю страницу учебника, прочитайте первые два абзаца. Найдите определение слова совесть и найдите общие и различные черты между стыдом и совестью.
(Стыд – тяжелое переживание позора перед другими людьми за своё поведение. Совесть – стыд перед самим собой)
Учитель: В чём же разница между стыдом и совестью?
Учитель: Слово совесть является церковно-славянским словом. Дословно совесть переводится как «святая весть», то есть соотнесение с тем, что свято, истинно, не подлежит никакой редакции.
Само слово «совесть» несёт в себе очень много информации. Давайте попробуем вслушаться в слово СОВЕСТЬ и составить из этих букв другие слова, только так, чтобы каждая буква использовалась в слове только один раз. Запишите эти слова в своих тетрадях.
Учитель: Ребята, давайте проверим, какие слова вы составили.
Учитель: Каждое из составленных вами слов имеет своё значение. Давайте узнаем, что они значат.


Учитель: Совесть – это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.
5. Этап первичной проверки понимания изученного
Учитель: Давайте ответим на следующий вопрос. Для чего нужна совесть? Для этого прочитаем притчу. Притча находится на карточке. Когда будите читать, помните, что в ней спрятан жизненный урок. Определите главную мысль произведения. А так же придумайте в паре 2 вопроса о главной идее притчи. В составлении вопросов вам поможет Ромашка Блума.


Притча. Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал…
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ – молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…
Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:
- Здесь я…
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было.

Учитель: Ребята, а как бы вы озаглавили эту притчу?
Сейчас вспомните вопросы, которые вы придумали. Первый ряд будет задавать свои вопросы третьему ряду, третий ряд адресует свои вопросы второму ряду, а на вопросы второго ряда будет отвечать первый ряд.
Учитель: Так всё же, удалось ли человеку спрятать свою совесть? Почему?
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
Учитель: Ребята, выскажите свои предположение о том, как действует совесть.
Какое значение в жизни человека играет совесть?
В народе со словом совесть употребляются очень сильные выражения, например, такие как: «грызёт совесть», «совесть спать не даёт». А какие еще выражения со словом «совесть» вы знаете?
Первый вариант будет думать над значением выражения «грызёт совесть»,
Второй вариант обдумывает смысл фразы «совесть спит»,
3 - «чистая совесть»,
4 – «совесть заговорила»,
5 – «муки совести»,
6 – «договориться со своей совестью».
Учитель: Сейчас внимательно слушаем выступающих.
Учитель: Ребята, я предлагаю нам построить модель совести. У каждой пары на парте есть карточка с пословицей. Вам нужно обсудить смысл этой пословицы в паре, и выбрать ключевое слово-синоним из афоризма, (возможно словосочетание), чтобы получилось определение вида совесть – это (что?) мудрость. И записать это на кусочке мозаики. Когда закончите, мы соберём эту мозаику в единое целое. Кому не понятна работа, которую сейчас выполняем?
1. Совесть - лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать. (Блез Паскаль)
2. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (И. Кант)
3. Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и говорит ему голосом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. (А.В. Суворов)
4. Совесть - это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения. (П.А. Гольбах)
5. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. (Д.С. Лихачёв)
6. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. (С. Моэм)
7. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. (Г.Л. Менкен)
8. Совесть - осознанная разумом и пережитая чувством нравственная норма. (Сенека)
9. Совесть - это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают. (Г. Гегель)
10. Совесть – это личный тайник, в котором хранятся душевные качества его владельца. (И. Голюк)
11. Совесть - это эмоциональный страж убеждений. (В.А. Сухомлинский)
12. Совесть - верный руководитель жизни людей. Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. (Л.Н. Толстой)
Учитель: Сейчас по очереди пары выйдут, прочитают, как они определили совесть и прикрепят на доску свою карточку.
Учитель: Ребята, исходя из определений, которые вы написали, вы согласитесь, что Совесть это наш внутренний судья, который живёт в каждом из нас.
Перед выбором совесть подсказывает, как мы должны поступить. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»)
Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
7.Этап применения знаний и способов действий
Учитель: Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, люди упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом?
Нужно заставлять совесть постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами других людей. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека.
Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести? Постараемся услышать голос совести.
Образуйте группы из 4-х человек.
Ситуация первая.
Учителю нужно было выйти из класса на уроке во время контрольной работы, и она попросила Катю посмотреть за учениками, чтобы никто не списывал. Некоторые ребята, конечно, списывали. Когда учительница вернулась в класс, она спросила у Кати, не списывал ли кто-нибудь (известно, что за это поставят двойку). Учительница доверяет Кате. Как должна поступить Катя и почему?
Ситуация вторая.
Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил двух ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?
Ситуация третья.
На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести?
(Очень важный момент! Необходимо свести разговор к тому, чтобы совестливый человек активно помогал другим поступить по совести, а не "ябедничал". В первом случае Катя, обращаясь к классу, попросила бы тех, кто списывал, признаться самим. Аналогично в третьем случае. Друг должен убедить друга быть смелым и ответить за свой поступок).
8. Этап обобщения и систематизации знаний
Учитель: Ребята, давайте выслушаем группы, какая была им предложена ситуация и как они поступят (т.к. ситуаций три, а групп больше, то одна группа выйдет, а остальные будут дополнять)
А все остальные внимательно слушают друг друга, и готовятся дополнять и задавать вопросы.
Кто нибудь считает по-другому? Что бы вы хотели добавить?
Учитель: Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать, поступать по ее подсказкам.
Но что же делать, если ты оступился, ошибся и поступил против совести.
Иногда говорят «совесть, как заноза»
Интересно, почему?
Нечистая совесть подобна ЗАНОЗЕ, которая постоянно напоминает о себе, ноет, зудит, лишая человека радости и покоя.
Если наша совесть стала беспокоить нас, досаждать, к какому лекарству обратиться?
Это лекарство называется РАСКАЯНИЕ.
Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет душу человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.
Задумайтесь на минутку, бывало ли так, чтобы вас мучила совесть за какой-то поступок? Может быть раскаяние поможет излечить вашу душевную рану. (без обсуждения)
9. Этап контроля знаний и способов действий
Учитель: Ребята, какого человека называют совестливым?
Совестными называют людей, которые поступают по совести
Совестливость – характерная черта русского человека. Давайте попробуем «Нарисовать» портрет совестливого человека (на карточках индивидуально). Впишите пропущенные слова в текст.

Когда-то в русском языке слово «совесть» несло смысл некоторого сообщения, подсказки, которой мог воспользоваться человек («со-весть»). И эта подсказка всегда приходила в виде определенного чувства, при помощи которого можно было определить правильность своих действий.

Как сейчас рассматривается данный феномен?

Если поступок совершался правильный, приходило ощущение внутреннего удовлетворения, уверенности в себе, гордости. Это первое, что может указать школьник в своем сочинении. Но если человек совершал неблаговидный поступок, то после этого он испытывал чувство вины, тоски и досады. И это являлось и является негативной стороной переживания совести. Остановимся на этом подробнее.

Проблема совести в современной психологии обычно рассматривается с точки зрения ее отрицательного влияния. Она считается источником ненужного чувства вины, подавленности. Известно, что таким образом относился к совести философ Ф. Ницше. Он считал, что она непосредственно связана с чувством вины. Подчеркивая при этом, что она является своеобразным внутренним «трибуналом». С помощью этого чувства человек оказывается всегда подчиненным обществу.

Что говорят философия и теология?

Совесть нередко сливается с чувством вины, стыдом. Проблема совести обсуждалась еще со времен Древней Греции. Например, оратор Цицерон говорил: «Совесть означает для меня больше, чем разговоры всех окружающих».

В древнегреческой культуре существовало понятие «эн тэос», или «внутренний бог». Сейчас самым близким к нему термином является слово «интуиция». В православии совесть объясняется как «голос Бога внутри человека». Его сторонники считают, что человек может общаться с Богом без посредников при помощи совести.

В сочинении «Проблема совести» можно упомянуть и об отношении к данному вопросу древнегреческого философа Сократа. Он стремился возродить традицию прислушиваться к «внутреннему богу». Он утверждал, что у каждого человека есть «личный даймонион» («демон»). Сократ считал, что при помощи общения с ним человек обретает настоящую моральность, становится поистине свободным. Но философа обвинили в отвержении власти авторитетов и негативном влиянии на молодежь и затем казнили.

П. А. Гольбах называл совесть «внутренним судьей». Стыд и ответственность являются высшими моральными качествами, которые со временем стали общечеловеческими. Морально зрелым называют того, кто способен регулировать собственные действия независимо от влияния внешних факторов.

Для нормального человека проблема совести решается только выполненным долгом, ведь в противном случае его ждет наказание в виде внутренних угрызений. Можно спрятаться от окружающих, уйти от каких-либо событий. Однако невозможно уйти от самого себя.

Как формируется совесть?

Проблема совести интересует многих исследователей в сфере психологии. Например, феномен детской жестокости позволяет сделать вывод о том, что детям, как и животным, совесть неизвестна. Она не является врожденным инстинктом. Считается, что механизм возникновения совести заключается в следующем:

  • Взрослые учат ребенка различать понятия «добра» и «зла».
  • Это различение закладывается в процессе подкрепления хорошего поведения и наказания за плохое.
  • При этом ребенка не только наказывают, но и объясняют, почему именно его действия оказались плохими.
  • Затем по мере взросления ребенок учится самоосуждению за сделанные проступки.

Совесть в литературе

Одним из самых часто упоминаемых аргументов из литературы по проблеме совести является моральная дилемма Родиона Раскольникова. Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» решается на убийство. Раскольников озлоблен из-за своего бессилия помочь родным людям, подавлен из-за бедности. Он жаждет мести за нищих людей и решает убить отвратительную старуху-процентщицу. Проблема совести в этом произведении раскрывается в действиях главного героя: он идет на сделку с самим собой. Преступление должно доказать Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «властелин, который может творить судьбы людей».

Сначала его нисколько не трогает то преступление, которое он совершил, ведь герой уверен в правильности собственных действий. Но со временем его начинают одолевать сомнения, он начинает переоценивать правильность совершенного поступка. И такие мучения совести абсолютно естественны - ведь был совершен противоправный и безнравственный поступок.

Еще один пример

Ученик может использовать в сочинении «Проблема совести» аргументы из литературы, которая не входит в школьную программу. Эти книги он мог прочесть самостоятельно. К примеру, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» также освещает данную проблему. У писателя вопрос совести достигает огромных, всечеловеческих масштабов. Понтий Пилат, один из главных действующих лиц произведения, не стал жертвовать своей карьерой, чтобы спасти невиновного Иешуа. За это прокурора должна мучить совесть в течение двух тысячелетий.

Однако впоследствии Пилата прощают, поскольку он осознает свою вину, раскаивается. Все становится на свои места, «гармония мира» восстанавливается. По теме "Проблема совести" аргументы на ЕГЭ могут быть убедительными лишь в том случае, если школьник проработал тему самостоятельно. Ведь иначе высок риск приведения неточностей в сочинении и получения неудовлетворительной оценки. Если же ученик хорошо знает литературные произведения и способен при этом грамотно выразить собственное мнение о проблеме - это залог успешной сдачи экзамена.

аргументы к сочинению

В наше время многие люди ради денег, социального положения, удовлетворения собственных прихотей идут на всё. Потеря нравственных качеств, ожесточение - неизбежный результат такого эгоистичного поведения.
Примеры таких людей даны

Это в первую очередь Пётр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. И если в Свидригайлове мы видим хоть запоздалое, но раскаяние (помогает детям Мармеладова после смерти их матери, просит прощения у Дуни Раскольниковой), то у Лужина совесть давно заменена понятиями «выгода», «расчет» и «самоудовлетворение».

Главный герой романа Достоевского, в отличие от Лужина, не выдерживает испытания совестью. Родион Раскольников, совершив ужасное преступление – убийство, испытывает ужасающие душевные муки. Его логичная, выверенная разумом теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих» терпит крах. И всё это потому, что совесть, т.е., по мнению Достоевского, глас Божий в человеке, не дает ему спокойно принять бесчеловечность его идеи. Лишь полностью раскаявшись в содеянном, приняв каторгу как очищение, а не наказание за слабость (не выдержав душевных терзаний, герой во всём признается следователю), Раскольников смиряется и получает успокоение. Проблема неразрывности понятий «совесть» и «нравственность» - важнейшая в романе. Достоевский прямо заявляет: когда люди забудут о совести, общество деградирует.

Её главный герой - Егор Прокудин. Бывший уголовник, он принес матери много горя и страданий. Это мучает героя, который не находит себе никаких оправданий. При встрече с матерью после многолетней разлуки у Егора не получилось признаться, что он её сын. В конце повести именно совесть не даёт герою опуститься на самое дно безнравственности. Отказ Егора помогать бывшим «друзьям» по криминальной жизни оборачивается для героя смертью, но этот отказ есть и высшее проявление его человечности.

Этот рассказ о том, как нелегко далось мальчику признание своей ошибки. Подталкиваемый соседскими ребятишками, мальчик Витя решается на обман бабушки (кладет на дно корзинки с земляникой, которую бабушка хотела продать в городе, траву). Но совесть начинает мучить ребёнка сразу же после совершения поступка. Он плохо спит ночь и наутро твёрдо решается сознаться, но не успевает. Бабушка уже уехала в город. По возвращении бабушки Витя горько плачёт и раскаивается в содеянном. И бабушка являет пример истинного великодушия. Видя искреннее раскаяние мальчика, она всё же дарит ему пряник – коня с розовой гривой, о котором он очень мечтал. Этот случай стал для Вити главным нравственным уроком в жизни.

Подходят к концу школьные годы. Ученики 11-х классов в мае и июне сдают выпускные экзамены. Но для того чтобы им вручили аттестат, нужно успешно сдать обязательные экзамены, в том числе и по русскому языку. Наша статья адресована тем, кому требуются аргументы по проблеме совести.

Особенности сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Для того чтобы за часть С получить максимально возможное количество баллов, нужно писать сочинение грамотно. В данном разделе экзамена по русскому языку тем для сочинений много. Чаще всего выпускники пишут о дружбе, долге, чести, любви, науке, материнстве и так далее. Сложнее всего писать сочинение-рассуждение по проблеме совести. Аргументы мы для вас приведем далее в нашей статье. Но это не вся полезная информация для читателя. Мы предлагаем вашему вниманию композиционный план для выпускного сочинения по русскому языку.

В школьной программе по литературе есть много произведений, в которых рассматривается проблема совести. Однако не всегда дети их запоминают. Прочитав нашу статью, вы освежите знания о самых ярких художественных произведениях по данной проблеме.

Критерии оценивания части С

Выпускное сочинение должно иметь строгую и определенную композицию. Проверяющие педагоги выставляют баллы по нескольким критериям:

  • К1 - Формулировка проблемы (максимально 1 балл).
  • К2 - Сформулированный комментарий по проблеме (3 балла).
  • К3 - Отображение позиции автора (1 балл).
  • К4 - Приведенные аргументы (3 балла).
  • К5 - Смысл, связность, последовательность (2 балла).
  • К6 - Выразительность письменной речи, точность (2 балла).
  • К7 - Орфография (3 балла).
  • К8 - Пунктуация (3 балла).
  • К9 - Языковые нормы (2 балла).
  • К10 - Речевые нормы (2 балла).
  • К11 - Этические нормы (1 балл)
  • К12 - Соблюдение фактологической точности (1 балл).
  • Итого - 24 балла за часть С.

План сочинения по русскому языку (ЕГЭ)

За логику и смысл в сочинении проверяющие педагоги выставляют определенное количество баллов. Чтобы получить максимально возможное число, пишите сочинение по нашему плану.

  1. Введение. Небольшой абзац, состоящий из 3-5 предложений.
  2. Определение проблемы.
  3. Комментарий экзаменуемого по данной проблеме.
  4. Описание позиции автора.
  5. Точка зрения выпускника.
  6. Аргументы из художественной литературы. В случае, если экзаменуемый не смог привести второй аргумент из литературы, допускается пример из собственного опыта.
  7. Заключение.

Выпускники школ, сдававшие ЕГЭ по русскому языку, отмечают, что сложнее всего дается аргументирование. Поэтому мы подобрали для вас аргументы из литературы по проблеме совести.

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Произведения Федора Михайловича наполнены особой философией, отличной от всех остальных. Писатель затрагивает серьезные проблемы современного ему общества. Надо отметить, что эти проблемы актуальны и сегодня.

Итак, проблема совести в «Преступлении и наказании» рассматривается особенно глубоко. Эта тема не обошла стороной ни одного участника романа. Родион Раскольников рассчитал свою теорию совести, проверил ее арифметическими методами. Однажды ему пришлось лишить жизни старуху-процентщицу. Он думал, что смерть никому не нужной женщины не обречет его на угрызения совести.

Раскольников проделал огромный путь, чтобы искупить свой грех и избавиться от терзаний.

А мы с вами продолжаем рассматривать проблему совести в произведениях русской литературы.

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»

Каждый из нас бывал в ситуации: поступить по совести или нет? Пьер Безухов - самый любимый персонаж эпопеи. Видимо все дело в том, что он живет по совести. Он часто рассуждал о смысле бытия, о том, кем является на жизненном пути и так далее. Пьер Безухов решает посвятить свою жизнь добру, чистоте и совести. Он жертвует деньги на различные блага.

Проблема совести не обошла стороной и Николая Ростова. Когда он проигрывает деньги в игре в карты с Долоховым, то решает вернуть финансы во что бы то ни стало и не может поступить иначе, ведь родители воспитывали в нем чувства долга и совести.

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

А мы продолжаем с вами рассматривать проблему совести. Аргументы из литературы на этом не заканчиваются. На этот раз вспомним произведение, которое принадлежит первой трети ХХ века - роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Одна из сюжетных линий повествует о Понтии Пилате. Ему пришлось отправить на казнь ни в чем неповинного Иешуа Га-Ноцри. Все последующие годы прокуратора Иудеи мучила совесть, так как он поддался трусости. Успокоение пришло к нему лишь тогда, когда сам Иешуа его простил и сказал, что казни и не было.

М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»

Проблема совести рассматривалась автором и в этом бессмертном произведении. Главный герой эпопеи руководил казачьей армией, когда шла Гражданская война. Лишился этой должности, потому что запрещал казакам заниматься грабежом и насилием. Если он и брал чужое, то только чтоб поесть и накормить лошадей.

Заключение

Проблема совести рассматривалась многими авторами на протяжении всего существования русской литературы. Если для вас данные аргументы показались неубедительными, то вы можете самостоятельно разобрать художественные произведения, где писатели затрагивали проблему совести:

  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Пропала совесть».
  • В.В. Быков. Повесть «Сотников».
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
  • В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

Наша статья подошла к концу. Занимайтесь подготовкой к экзамену в соответствии с совестью! Читайте отечественную литературу, чтобы учиться на чужих ошибках и опыте других. И живите в гармонии с собственной совестью.

Человека, которая помогает осуществлять контроль над чувствами, взглядами, поступками. Это внутренняя нести ответственность за собственные поступки, действия. Голос совести можно услышать при наступлении дискомфорта, когда человек сам нарушает свои нравственные правила.

Для чего нужна совесть

Совесть - это своего рода компас, который помогает человеку не сбиться с правильного пути. Ее можно также сравнить с электрическими ограждениями для животных. Их устанавливают в зоопарках для того, чтобы животные не пытались выбраться за заграждения. Питомцы, дотронувшись до такого забора, получают небольшой разряд тока, и им становится больно. Память об этом чувстве не дает им совершить этот поступок снова. То же происходит и с совестью. Совершив однажды человек чувствует стыд, и память об этом не дает повторить ошибку. Таким образом, можно сказать, что совесть бережет нас от совершения зла и регулирует наше поведение, основываясь на памяти и жизненном опыте.

Однако совесть (это можно легко проследить, наблюдая за жизнью окружающих) не всегда выполняет свои функции в полной мере. Например, человек не совершает, на первый взгляд, ничего плохого. Он не крадет, не убивает, но в то же время плохо относится к своим детям, не заботится о родителях. Его не мучает совесть, ведь он, по своему мнению, не совершает ужасных поступков. В этом случае необходима серьезная помощь со стороны. Ведь человек в конце концов придет к пониманию своих ошибок, но может быть уже слишком поздно. Необходимо «перепрограммировать» свою совесть заранее.

Как использовать совесть

Совесть - это чувство, которое должно работать в будущем, а не в прошлом. Следовательно, не стоит ждать, пока она проснется и ударит, необходимо думать заранее о последствиях своих поступков. Тогда вам не придется корить себя и мучиться воспоминаниями о прошлом. Осуществить это достаточно просто. Необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Не спорьте с совестью. Свои ошибки надо признавать с достоинством и совершенно спокойно. Никогда не стоит их отрицать. Это может привести лишь к их повторению.
  2. Продумайте для себя план на будущее, в котором подробно опишите алгоритм своих действий, чтобы не допустить в дальнейшем подобных ошибок. Наилучший способ дружить со совей совестью - это принимать осознанные решения и следовать им. В случае если вы хоть немного отклонитесь от заданного направления, совесть поможет вам к нему вернуться.

Долг и совесть - одни из самых сильных мотивов. Они помогали людям пережить страшные войны, катастрофы, эпидемии.

Меняется ли совесть?

На протяжении жизни человек развивается, и совесть меняется вместе с ним. Даже в самом юном возрасте мы можем дать четкие ответы на вопрос: «Можно ли убить, украсть, обмануть?» Совершенно понятно, что В современном мире считается неправильным и неприемлемым жить, не принося пользы, жить за чужой счет. Мы все чаще задумываемся о порядочности, смысле жизни, самостоятельности, эффективности своего существования.



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные