Конспект занятия по вокалу (методические рекомендации для педагога). Несколько причин заняться вокалом уже сейчас

Предлагаем вашему вниманию лучшие видео уроки вокала для взрослых на русском языке. Также они подойдут и для опытных исполнителей. Тренировочные упражнения составлены профессиональными преподавателями, мастер класс по вокалу записан в видео формате.. Обращаем внимание: для того чтобы полноценно освоить материал требуется контроль опытного человека со стороны, поэтому максимальную пользу дадут только занятия с преподавателем.

Учимся петь с нуля - видеоуроки:

Зачем нужны уроки для новичков на видео?

Изучение эстрадного пения предполагает обязательное освоение основных принципов певческого искусства. Простой способ знакомства с азами - посмотреть видео уроки вокала онлайн бесплатно. Человек самостоятельно выбирает видеокурсы к просмотру и изучению, ориентируясь на имеющиеся голосовые проблемы не тратя при этом денег. После чего уже проще сделать вывод о необходимости очных занятий и направлении для развития. Можно также использовать наши техники для учёбы в off-line режиме, сохранив с Youtube понравившийся ролик, с помощью любой программы как «видео занятие - урок 1» или под другим удобным названием.

Видеоурок по вокалу поможет:

  • понять работу гортани, связок, челюсти во время исполнения песен;
  • узнать, что такое постановка правильного дыхания;
  • сделать голос сильным, красивым, глубоким;
  • изучить основные вокально-исполнительские приемы;
  • найти упражнения для расширения голосового диапазона, развития музыкального слуха;
  • избавиться от зажимов;
  • раскрыть другие секреты вокальных техник.

Преимущества видеокурсов

Видео обучение выгодно следующим:

  • Учиться можно в удобное время суток дома, в дороге, командировке, на природе. Появилась свободная минута – посвятите ее просмотру видеозаписей и певческой практике;
  • Ролики подойдут для детей и для взрослых. Каждому возрасту посвящены отдельные интересные действенные тренировки;
  • Ученик самостоятельно определяет нагрузку. Есть желание, силы, время – можно продолжать обучение, появилось чувство утомления – переносите учебный процесс;
  • Доступная форма изложения, наглядные упражнения, подробные комментарии профессионалов позволяют успешно осваивать такой сложный учебный материал как видео уроки пения.
  • Это бесплатно!

Очное обучение - всегда качественнее!

Введение
Самое главное в постановке вокала — это правильное дыхание . Именно с него начинается обучение профессиональному пению , которое служит проводником в огромный мир сцены . Если вы плохо владеете вокальной техникой , то волей-неволей в работу включаются те мышцы, которые от природы не должны много работать. Естественно в последствии мы ожидаем неприятные моменты, такие как: зажатость, гнусавость, неприятная на слух манера «вытягивать» нетянущее и, наконец, «срыв голоса ». Если даже вокалист усиленно продолжает «надрывать» связки , всё равно с таким подходом к вокалу ни о какой сцене не может быть и речи. От такого незнания чаще всего происходит неудовлетворённость собой, неудовлетворённость жизнью. Ведь тот, кому был дан дар от Бога в той или иной области, в течение всей жизни чувствует себя «принадлежащим» и находится в постоянном поиске своего предназначения. Продолжится это до тех пор, пока человек не состоится и не задействует свой талант , который был дан ему при рождении, в практике на полную катушку.

Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника , и поэтому мы рекомендуем возвращаться перед каждым распевом в раздел «уроки дыхания » для разогрева.
Для того чтоб сгруппировать в правильное положение группу мышц, мы будем прибегать к различным видам техник: воплощение ваших фантазий в реальность, проигрывание различных сценок . Мы будем воздействовать на психические, физические механизмы вашего тела и сознания для достижения нужного результата.
На самых первых уроках по вокалу используйте не более семи звуков , постепенно расширяя диапазон . Как уже было сказано ранее, обязательным является контроль дыхания. Для помощи в упражнениях держите руку на животе или наденьте фиксирующий резиновый пояс.

  • Во время развивающих упражнений по вокалу усвойте обязательные правила:
  • Следите за положением тела. Шея не должна быть напряжена и вытянута вперед. Вы должны находиться в состоянии комфорта, слегка расслабьтесь. Во время упражнений работает только живот. Когда вы возьмёте высокую ноту, мышцы живота сожмутся сильнее, а низкую наоборот, всё это и должна почувствовать фиксировавшая пресс рука.

Учимся правильно дышать
Аккуратно обхватите ладонями свой живот . Почувствуйте его. Прислушайтесь. Попытайтесь согреть руками каждую клеточку. Вы спокойно дышите: вдох-выдох… вдох-выдох… мышцы живота поднимаются и опускаются… Успокойтесь. Оставьте всю суету позади и прислушайтесь к своему дыханию . Ощутите каждую находящуюся у себя мышцу в брюшной полости, как она при вдохе – надувается, а при выдохе – сдувается. Засмейтесь, именно в смехе дыхание более естественно поддаётся управлению.
Для того чтоб контролировать своё дыхание, не убирая руку с живота, медленно вдыхайте воздух, при этом сосчитайте до четырёх. Не задерживая “пик”, медленно выдохните, считая при этом также до четырёх. Если вы всё ещё плохо ощущаете движение в животе , то попробуйте наклониться вперед, обхватив руками поясницу. Эта область должна надуваться и сдуваться. Постепенно увеличивайте счет: вдох — раз, два, три, четыре, пять…, выдох — раз, два, три, четыре, пять…, и так до 20.

Упражнения на выравнивание вокала
Чаще всего сталкиваются с «неравномерным» воспроизведением вокала , это — дрожь, толчки, подергивание, и поэтому следующие упражнения будут направлены именно на выравнивание и постановку голоса .

  • Начнём с упражнения «собачка». Удобно садимся на стул, облокачиваемся на спинку, расслабляем мышцы плеч и шеи, высовываем язык и стараемся более точно изобразить собачку. Следите за тем, чтоб плечи не шевелились, а работали исключительно лёгкие и грудная клетка в целом.
  • Во время упражнений желательно на живот надеть корректирующий пояс. Это нужно для того, чтоб пресс живота работал правильно. Он выполняет нагрузку на мышцы и служит неким тренажером. Вы почувствуете те мышцы, которые в обычной жизни функционируют не часто, и в этом поможет как раз пояс. Кстати, некоторые думают, что если подкачать пресс, то все звукоизвлечения будут даваться легко. На самом деле мнение ошибочное, специально ходить в тренажерный зал и усиленно заниматься спортом не нужно. Дело в том, что на тренажерах организация мышц будет направлена не на координацию выхода чистого вокала , а на нечто другое. Но если вы всё-таки поддерживаете мнение о пользе физических нагрузкок, то лучше всего заняться йогой, плаванием или лечебной гимнастикой. Стараться войти в гармонию со своим телом, почувствовать каждую клеточку своего организма.
  • Позаботьтесь о своей осанке . Она должна быть правильная: спина прямая , плечи выпрямлены, голова в ровном положении. Сровнять положение можно встав в дверной проём, распрямившись в дверном косяке. Именно в ровном положении, ненапрягаясь, голосовые связки работают правильно.
  • Расслабляем мышцы шеи и не спеша поворачиваем голову: влево-право… влево-право.. и так 10-15 раз.
  • Опускаем осторожно нижнюю часть челюсти вниз, затем также аккуратно возвращаем её на место, находя правильное положение . И так: 10-15 раз.
  • Вытягиваем губы трубочкой и начинаем их двигать влево-право… влево-право… круговое движение по часовой стрелке, против часовой стрелки… и так 10-15 раз.
  • Ослабеваем трубочку из губ и набираем в лёгкие воздух . Воздухом из лёгких губами, а не горловыми связками, поём «Бррррр»
  • Следующее упражнение называется «обезьянка». Берем маленькое зеркальце и начинаем «обезьянничать». Сворачиваем губы трубочкой , вытягиваем и улыбаемся, растягиваем ванночкой и оскаливаемся, показывая два ряда своих зубов. Открываем рот как можно шире и рассматриваем все прелести языка. Язык вытягиваем и придаём форму паруса, затем втягиваем, сворачивая вовнутрь. Притягиваем язык к левой стенки щеки, после — к правой, сворачиваем в трубочку и загибаем за верхние зубы, после за нижние. Если хорошо «поиграть» языком у вас не получается, не расстраивайтесь, выполняйте то, что можете не надрываясь.
  • Откройте как можно шире рот , теперь резко выбросите язык , доставая им подбородок, и также резко втяните назад. Представьте лягушку, ловящую мух. Упражнение делайте до ощущения усталости. Следите чтобы работали нужные мышцы , при правильных позициях вы сами почувствуете какие мышцы нужны для вокала , а какие нет.
  • Следующим упражнением мы определяем вокальный зевок . Обследуйте свою шею и найдите на ней кадык. Аккуратно обхватите его и проследите за его движением. Во время разговора или когда вы сглатываете слюну, он двигается. Мысленно зафиксируйте нижнее положение , запомните и после спроецируйте его в вокале . Ни в коем случае не держите его руками! Вы должны им управлять, а не заставлять с помощью физической силы повиноваться. Найти правильное ощущение зевка лучше всего в упражнении «осмотр у врача», т.е. открываете рот , как при осмотре и говорите «Ааа», показывая и открывая маленький язычок.
  • Слегка приоткройте удивлённо рот , при этом делая вдох. Вы должны почувствовать свежий воздух в полости рта. Зафиксируйте нижнее положение кадыка. Это упражнение выполняется 10-15 раз. Желательно контролируйте весь процесс перед зеркалом .

Упражнение на яркость звучания

  • Возьмём упражнение из йоги, только в нашем случае концентрируемся не в лобной части, а в носовой . Разжимаем челюсти, при этом губы сомкнуты и выдаём ровный, долгий звук «Ммм». Нижняя челюсть опущена до удобного предела.

Для полного развития своих вокальных данных и закрепления материала можете переходить к выбору . Начните с более низких по звучанию песен, выбирая для упражнений с бэк вокалом .
Выберите подходящую для себя песню, хорошо выучите слова, прочувствуйте мелодию .
Прослушивая мелодию постукивайте в такт, если даже вы .

Пример:

Представьте себе музыкальный инструмент: барабаны или пианино. Представьте себе как вы стучите по клавишам пальцами рук в ритм музыки , или возьмите два карандаша и представьте себе барабаны , а лучше представить себя танцором, как вы лихо отбиваете ногами в такт.

Если всё же это сложно, то воспользуйтесь специальной программой .

И в заключении хотелось бы сказать: не стесняйтесь себя, друзья. Не зажимайтесь и не идите на поводу у соседей. Пойте в квартире во всю голосовую мощь. Не думайте, что при занятии вокалом можно петь тихо, а вот если вы выйдите на сцену , то запоёте на полную катушку. Не будет такого никогда! В каком диапазоне вы приучите голосовые связки работать, в таком они и будут производить последующее звучание. Ведь голосовые связки – это живой музыкальный инструмент, и настройка его занимает не один год человеческой жизни. Если у вас «нежные» соседи, то попробуйте договориться. Ведь если кто-то из них громко слушает музыку или делает ремонт, вы же в это время терпите. Так почему же вам нельзя в дневное время громко петь ?
На этом всё.
Творческих успехов, дорогие вокалисты !

С уважением,
«Творческая мастерская »

Чем занимаются на уроке вокала, из каких этапов состоит урок вокала? – Этот вопрос часто задают читатели. Давайте и поговорим сегодня о том, что такое урок вокала, и из каких разделов – этапов состоит урок вокала.

Начнем с того, что слово «вокал» в переводе с итальянского « voce» означает «голос».
Мы рассматриваем вокал как технологический процесс художественного пения. Потому что искусство пения – это образы и эмоции, это процесс, в котором участвует не только звук, но и осмысленное слово.
Каждый вокалист должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Чтобы управлять голосом, необходима постановка голоса, овладение различными приемами пения, а затем уже возможно формирование сценического образа и манеры исполнения.

.
Голос – универсальный инструмент, и поэтому урок вокала проходит в индивидуальной форме, то есть, преподаватель работает на уроке с одним учеником. Кроме преподавателя еще должен быть концертмейстер — человек, аккомпанирующий ученику, то есть играющий на музыкальном инструменте, в основном, на фортепиано. Зачастую эти функции совмещает преподаватель. Причины разные – банальная экономия часов, то есть денег, которые идут на оплату работы концертмейстера. Или это нехватка специалистов концертмейстеров.
С одной стороны, когда преподаватель сам играет на уроке, время используется оптимально – нет необходимости объяснять и ставить задачи концертмейстеру. Особенно, если ученик занимается эстрадным вокалом, и репертуар исполняет под фонограмму. В идеале, на уроке должен быть и преподаватель, и концертмейстер.

И в идеале ученик должен овладеть на уроке:
— теорией и методикой пения
— комплексом вокально-технических упражнений для развития голоса, направленных на выработку точной интонации, расширения диапазона, подвижности и гибкости голоса
— навыками певческого дыхания
— работать над усовершенствованием артикуляции и дикции
— изучать строение голосового аппарата, иметь представление о певческой установке, типах атаки звука, о резонаторах, знать правила гигиены и охраны голоса. Вот чем должны заниматься на уроке вокала.

Главный этап работы урока вокала

Главный этап урока вокала – это развитие голоса и овладение певческим дыханием.
Первая, основная часть урока, уделяется специальным упражнениям для выработки певческого дыхания и формирования правильных голосовых качеств.
После распевок и упражнений начинается работа над разучиванием репертуара, который поможет в освоении техники пения. Освоение репертуара осуществляется с использованием фонограмм-минусовок и под живой аккомпанемент.

.
Репертуар можно разделить на три категории:

.
1 — песни высокой сложности

Отличаются широким диапазоном, большим количеством вокальных эффектов. Исполнение такого репертуара начинающим вокалистом – невыполнимая задача. Одного желания петь сложные песни мало, нужно реально оценивать свои возможности. Исполнение такого репертуара вызовет у слушателей, мягко говоря, недоумение, а преподаватель, допустивший исполнение сомнительного уровня получит нарекание администрации и коллег. Петь песни завышенной сложности – это не адекватно поставленная цель для начинающего вокалиста. Разучивать – возможно, петь для себя и своих близких – пожалуйста. Ваши родные и друзья лояльно к вам относятся, и, скорее всего, выступление не будет подвергнуто критике. Так поступают учащиеся музыкальной школы, которых часто привлекают к выступлениям на классных и школьных мероприятиях.

Задача преподавателя вокала – подкорректировать исполнение – «причесать», «пригладить». Это в том случае, когда преподаватель поставлен перед фактом – «я буду петь завтра в школе такую-то песню…». Зачастую в общеобразовательной школе при составлении концертных программ не уделяется внимание соответствию репертуара возрастным и вокально-техническим возможностям ребенка, который поет взрослые песни, не понимая, естественно, смысла и не имея возможности передать характер и образ произведения. В этом случае необходимо проводить воспитательную работу, объяснять, убеждать, подыскивать соответствующий интересный материал.

песни известных исполнителей, которые очень нравятся ученику и близки по характеру и настрою. Такие песни лучше брать как учебный материал. Песни должны быть отработаны по максимуму — насколько позволяют возможности ученика. И опять-таки, подумайте, выставлять ли эти песни на концертное выступление. Ведь песни – известные, и ваше исполнение вольно или невольно будет сравниваться с исполнением известного певца. И, скорее всего, это сравнение — не в вашу пользу. Хорошо, если версия ученика будет лучше, или, хотя бы, не хуже. А если нет?

песни для начинающих исполнителей, в которых можно показать свои возможности – вокальные, технические и артистические.
Самый лучший вариант – искать песни, не известные широкому кругу слушателей. Этот путь долгий и кропотливый. Но преподаватели знают, что поиск учебного, а тем более, концертного и конкурсного репертуара – постоянный труд. Зато песня, соответствующая возрасту, характеру, вокальным данным ученика – это уже сам по себе успех. Осталось только выучить и отработать по максимуму.

.
И так, песня, выбранная для работы, а тем более, для концертного выступления должна:

— нравиться – это обязательное условие!
— иметь соответствующий диапазон
— подходить по тональности. (Тональность можно и поменять!)
— быть без завышенной исполнительской сложности
— подходить по характеру, соответствовать возрасту

.
Песня подобрана. Начинаем работу над ней. В первую очередь, рабочий материал нужно несколько раз прослушать, проанализировать вокальные нюансы, выяснить тональность, диапазон, характер и содержание песни. Слова песни написать, а лучше отпечатать на отдельном листе как стихотворение, разделяя текст на строки по музыкальным фразам, разделить на куплеты и припевы.

Работа над характером и содержанием песни

Работая над характером и содержанием песни, следует
— выразительно прочесть текст с логическими ударениями по фразам и предложениям.
— поработать над четкостью произношения согласных звуков в медленном, а затем в подвижном темпе. Текст учить отдельными частями, лучше совмещая с музыкальными фразами и предложениями.
хороших результатов можно достичь, проговаривая текст нараспев — речитативом. Это поможет выработке кантилены и пропеванию гласных звуков. Ведь мы знаем, что в пении поются только гласные звуки, а согласные – произносятся четко и коротко.
Не забудьте выявить в песне и в каждой её части – куплете, предложении, фразе – кульминацию — самую яркую по динамике и накалу страстей точку. Полезно пропевать песню, а лучше отдельные части мысленно, контролируя исполнение внутренним слухом.

.
При исполнении могут возникнуть следующие трудности:
— сложно петь крайние звуки (высокий или низкий)
— скачки в мелодии
— неточности в интонировании
— не удобна для воспроизведения мелодическая линия
— сложности при исполнении в очень быстром или очень медленном темпе. В быстром темпе страдает четкость произношения, а в медленном – проявляются дефекты певческого дыхания – не хватает воздуха на долгую фразу. Звук на долгих звуках угасает, теряется смысловая нагрузка
— не удается передать характер песни
— песня не нравится

.
Давайте разберем возникающие трудности

.
— Если трудно петь высокие или низкие звуки – нужно выявить крайние звуки, хорошо звучащие у вокалиста и поменять тональность, чтобы звуки не выходили за границы удобных для вокалиста нот.

.
— Сложность мелодического хода. Решение проблемы – подобрать мелодию сложного мелодического хода на инструменте, проанализировать мелодию, выявить движение, найти тонику и опорные звуки трезвучия, выявить взаимосвязи звуков, — то есть, привлечь в работу знания по сольфеджио и применить на практике. Далее следует представить движение мелодии и показать поступенное движение рукой. Просольфеджировать мелодию, на память сыграть её на фортепиано. Привлечь в работу внутренний слух – перед воспроизведением представлять мысленно каждый звук и сочетание звуков.

.
— Сложность исполнения в быстром темпе
Текст, для начала, проговариваем в медленном темпе, как скороговорку, без музыки. Произносить четко и внятно. Постепенно подвигаем темп.
Затем для лучшего закрепления пропеваем отдельные фразы — без аккомпанемента и фонограммы, без подыгрывания на инструменте. Произнесение текста в быстром темпе сделать легковесным при активной и подвижной артикуляции. Определить опорные слова и слоги, а остальной текст — произносить легко, со стремлением к опорному слову.

.
— Не удается передать характер песни
Рекомендация – развивайте артистические данные, подбирайте песни, близкие по эмоциональному настрою и характеру.

.
— Не нравится песня
Да не учите вы её – и все решение проблемы. Все знают поговорку — на вкус и цвет… — обязательно примените её при выборе программы. Из предложенного преподавателем репертуара ученик выбирает произведения, которые ему нравятся. В свою очередь, ученики предлагают песни, которые им нравятся, а преподаватель должен проанализировать песни на соответствие возрасту ученика и его опыту – жизненному и вокальному, а также на соответствие вокально-техническим возможностям. И затем совместными усилиями принять правильное решение — выбрать качественный репертуар. И начать работу по изучению репертуара.

.
С уважением,
Ирина Анищенко

Уроки вокала для начинающих направлены на развитие слуха, ритмики и изучения основ нотной грамоты. Только после этого новичок приступает к практическим занятиям, а именно постановке дыхания, распевкам и т.д. В этой статье вы узнаете с в чем отличительная особенность и что вообще следует ожидать на первых занятиях если ты новичок.

Множество людей, которые собираются заняться вокалом зачастую откладывают поход в студию в дальний ящик ссылаясь на какие-либо обстоятельства. Зачастую это происходит из-за неуверенности в себе и боязни сделать первый шаг в неизвестном направлении. Стоит помнить о том, что уроки вокала - это учебный процесс, который из новичка делает профессионала.

Наверное, если вы читаете эту статью, то вы только собираетесь заниматься вокалом. Я убежден, что вас одолевали такие мысли как: а что будет на первом занятии? я буду выглядеть нелепо и вообще мне придется петь, а я стесняюсь. Это нормально, но поспешу вас успокоить - петь вы еще долго не будете. По крайней мере, если вы занимаетесь у профессионалов, которые знают как работать с новичками.

Стоит понимать, что вокал для начинающих, новичков является областью педагогики, включающей работу с различными аспектами, как снятие психологических барьеров, так развитие музыкальности и тренировки голоса. Вокальная студия "singing lessons", расположенная в Москве, собрала в себе замечательный педагогический состав, имеющий огромный опыт преподавания вокала как для новичков, так и для уже состоявшихся вокалистов.

Как проходят первые занятия по вокалу

Как мы уже знаем, что когда вы придете в студию вам не придется петь. Вы спросите, а что же тогда мы будем делать на уроках пения? Вокал - это наш природный инструмент и как известно, для того, чтобы инструмент зазвучал его нужно настоить. Собственно этим вы и будете заниматься плотно и усердно с преподавателем.

Для начала вы должны пройти обязательный краткий теоретический курс, что позволит вам иметь общее представление о процессе пения, о том как воспроизводится правильный певческий звук, какие мышцы задействованы, какие ощущения вы должны испытывать при вокале. Так же в обязательном порядке уроки вокала для новичков предусматривают работу над слухом, сольфеджио и ритмикой.

После теории, конечно вы перейдете к практике. Обычно практические занятия начинаются с постановки вокального дыхания, поскольку сам процесс пения и начинается со вздоха. Упражнения на постановку вокального дыхания приятные и зачастую увлекательные. Все что вам понадобится - это интенсивно и ритмично дышать заставляя активно работать вашу диафрагму. Существует множество упрежнений, в том числе и на быстый вдох и медленный выдох, при этом поток воздуха следует равномерно распределять на всем выдохе.

Вокальное дыхание - это база (как принято считать), однако я бы не стал сильно много уделять ему времени. После дыхательных упражнений начнется практика входе которой специфическими мычаниями, либо трелями губами с закрытым ртом педагог прогонит вас по нотам дабы разогреть ваши связки. Следует помнить что вообще наш голосовой аппарат - это живой организм и вы обязательно должны разогревать связки каждый раз перед распевками.

После того как хорошо прогрели связки вы приступите к распевкам. На первых занятиях эти распевки будут в пределах одной октавы. Тут преподаватель услышит как у вас обстоят дела со слухом. После этого вы начнете делать специфические упражнения, которые помогут вам найти вокальную позицию и направлять поток воздуха в резонаторы.

Как скоро я буду петь на занятиях?

Как известно, чтобы научиться петь, нужно освоить пение в миксе и головном регистре. Именно головной голос рождает как красивый, плотный низ диапазона, так и "сочный" смешенный голос, когда сливается головной голос и грудной. Это обычно середина вашего диапазона. Именно головной голос ключ к вокальному успеху, поэтому преподаватели студии "singing lessons" уделяют больше всего времени нахождению вашего головного голоса и креплению его. Именно верхние резонаторы позволят петь на всем участке диапазона сбалансированно без криков и срывов на фальцет.

Пока вы не обретете технику пения в микстовом и головном регистрах нет смысла петь. Вы лишь будете закреплять ошибки и петь низко, при попытке спеть выше вы будете петь либо громко, усиливая давление на связки тем самым переходя на крик, либо вовсе срываться на фальцет.

Вывод можно сделать исходя из вышенаписанного. Только спустя время и только после того как вы обретете и укрепите навык пения в головном регистре, у вас появится мискт и подтянется сильный сбалансированный грудной голос. Вы будете петь свободно и связанно на всем участке своего диапазона. Только после этого можно переходить к исполнению произведений. Только тогда, когда ваш инструмент будет настроен на всех участках диапазона следует переходить к пению, это укрепит ваши навыки и вы можете работать над мелизмами и риффами, что придаст вашему голосу высочайший профессионализм.

Меня зовут Мария. Мне 28. Полгода назад я осознала, что боюсь петь. И это было странно. Ведь я пела на всех школьных праздниках, дружеских посиделках и юбилеях родственников.

Урок первый

Боюсь петь

В детстве я пела на всех школьных праздниках, позже, когда выросла, на дружеских посиделках и семейных застольях. У меня есть слух, приятный голос и не прокуренные связки. Ещё я помню необъяснимое состояние блаженства от пения в хоре , где сорок неокрепших тембров объединялись в один, крепкий и волшебный. Мне всегда нравилось петь, ведь это так же естественно для человека, как спать или есть. А тут вдруг - психологические зажимы, страхи и ощущение, что какая-то важная часть тебя сломалась, вышла из строя. И можно было бы плюнуть, напиться и забыться. Но я начала следовать правилу: если боишься - иди на страх! Там ты столкнёшься с чем-то важным.

Страх навел меня на мысль об уроках по вокалу. Я «включила» сарафанное радио, искала в соцсетях профессиональных педагогов. Если мне не нравилось пение потенциального учителя, пусть даже супер-пупер-заслуженного, мои поиски продолжались.
Потом я вспомнила про приятельницу, работающую в музыкальной школе для взрослых и позвонила ей.
«Даша, - говорю, - у вас есть педагог, который еще и способностями психолога обладает?»

Оказалось, что такой человек есть. Более того, я могу сходить на первый бесплатный урок и познакомиться с учителем. Было бы глупо не воспользоваться ситуацией!

И вот я пришла в школу. Пока жду своего часа, рассматриваю с удовольствием уютный интерьер школы, попиваю чай с сушками - тут всегда угощают горячим чаем. Знакомлюсь с 14-летней Забавой, ожидающей своего урока по игре на скрипке. Интересная, намного смышлёнее многочисленных сверстников, она рассказала, как обрадовалась, узнав о существовании музыкальной школы для взрослых. В её возрасте «музыкалку» уже заканчивают.

Пока болтаем с Забавой, я слышу, как за дверью кто-то из учеников поёт-надрывается и думаю, что через 10 минут и я буду так же выть, распугивая ворон за окном. И меня одолевает неловкость.

Мой час наступил. Захожу в очаровательную фиолетовую комнату (я бы в такой жить осталась). Знакомлюсь с педагогом Анарой Ариповной СложнаяФамилия :)). Она тут же спрашивает, чего я хочу и какую цель преследую. Я всё честно выкладываю, мол, так и так, хочу убрать зажимы.

Начинаем прослушивание. Идём по стандартной лестнице аккордов. Буквально с первых секунд с удивлением обнаруживаю, что стеснение, которое я испытывала только что, почти исчезло. Я думаю о Забаве, сидящей на удобном диване за дверью класса и плетущей фенечку на день рождения подруге, о том, что она слышит мой не поставленный голос, но это почему-то не пугает (мне даже приятно её невидимое присутствие).

Первое, что я осознала, - я могу петь! Осталось только разбудить эти дремлющие силы.

Второе - я хочу петь! Этот процесс приносит мне необъяснимое удовольствие. И пусть я не стану новой «бабушкой рок-н-ролла», как Дженис Джоплин или Патти Смит.

И третье, что меня зацепило, - это педагог. Когда Анара Ариповна начала стучать по моей спине кулаками (не больно, конечно!), я поняла: эта женщина знает, что делает. Я журналист, работавший на радио, и мне известно, что голос не существует сам по себе, а речевой аппарат не работает отдельно от всего тела. Актёры, журналисты, политики долго учатся правильно дышать, расслаблять мышцы, говорить грудью. Если ты будешь напуган и зажат, твой голос станет плоским, зазвучит выше, станет ненатуральным и фальшивым. Нужно, чтобы заговорили не связки, а потроха. Тот, кто видел фильм «Король говорит», поймёт, о чем я. И поймет, почему этот мини-сеанс массажа на уроке вокала так меня порадовал.

А когда я еще и без особого труда взяла ре диез второй октавы, то над вывеской музыкальной школы «Виртуозы» для меня загорелся зелёный свет. (вообще-то, ре диез второй октавы - это совсем не высоко. Но даже в хоре я никогда не осмеливалась туда забраться).

Мне было достаточно пятнадцати минут пробного урока, чтобы на последние деньги купить абонемент на 8 занятий. Я буду вести дневник о том, как меня учат петь заново. Буду описывать свои ощущения от урока к уроку.

Урок второй

Отключи голову

«Удивительная картина, - говорит Анара Ариповна, - в России девушки обладают мужской энергией. Живут не сердцем, а головой».

И это правда. Я слишком много анализирую, вместо того чтобы просто делать и кайфовать. А петь башкой нельзя.

Ну нельзя.

Ну не возможно это.

Я всегда была благоразумным и послушным ребёнком. И моя мама не могла нарадоваться пятеркам в дневнике и тому, что я делала всё, как мне скажут. Лишь изредка программа самоконтроля давала сбой. Тогда учителя недоумевали, как лучшая ученица могла вылить ведро с грязной водой из окна третьего этажа. Но подобные истории случались оооочень редко.

И вот оборотная сторона самоконтроля - я не могу отключить голову на уроках вокала. Я анализирую, как звучит "ми" второй октавы сегодня и как - на прошлом занятии. Я анализирую, как реагирует моей педагог и думаю о том, чего от меня ждут. Я даже думаю о том, а нужно ли исполнителю думать во время пения... Ужас какой-то! Бррр))

Как-то раз были мы с друзьями на фортепианном концерте Миши Лузина. И с ним пела девушка. Симпатичная, с высоким чистым голосом, всё вроде круто, но что-то не так.

Что не так, Марусь? - спрашивает меня Лиза (питерский самородок, автор и реп-исполнитель 21-го года из Пушкина).

Да жалеет себя, - говорю. - Слишком много думает о том, понравится ли она публике. И поэтому бережёт себя, не отдается полностью чувствам.

(Ха-ха. Через пару месяцев я сталкиваюсь с той же проблемой).

Чем больше я думаю и контролирую себя, тем хуже я пою. Каждый раз меня это поражает.

Урок третий

Дыши

Первое, что ты слышишь на уроках вокала , - это фразу «чтобы хорошо петь, надо правильно дышать». Правда, звучит странно? Как вообще можно дышать неправильно?

Я начинаю приходить к выводу, что почти всё «неправильное» в жизни - это то, что я делаю неосознанно. Как я научусь петь, если я не понимаю, каким образом рождается звук. Если я не знаю, что воздух внутри меня может не только насыщать клетки кислородом, но и способен стать крепким стержнем, опорой для песни, которую я запою через минуту. Осознавать свое дыхание действительно очень важно. Но кто из нас задумывается о вещах, которые происходят в нашем теле сами собой?

К счастью, в разное время и в разных ситуациях мне приходилось осознавать дыхание:

  • когда я занималась фридайвингом (мне объясняли, что в легких всегда остается больше воздуха, чем кажется, и если ты это знаешь, ты можешь оставаться под водой гораздо дольше);
  • когда погружалась в море с аквалангом (тут, наоборот, ты должен дышать непрерывно, ни в коем случае нельзя задерживать дыхание)
  • я уже не говорю о моем недавнем опыте медитации Випассана, где ты первые несколько дней учишься только лишь осознавать дыхание как нечто естественное, постоянное, реальное. Только после этого ты способен концентрировать внимание на материальной оболочке - теле.

Еще со времен детской музыкальной школы я знала, что певец дышит не грудью, а диафрагмой. Эта мышца разделяет брюшную полость от грудной, и на ней «сидят» наши лёгкие. Когда мы делаем вдох, диафрагма опускается на пару сантиметров, и тогда лёгкие расширяются. Так вот, если диафрагму натренировать, научиться держать в тонусе, тогда «и тонус будет в тебе», и ты красиво запоёшь:))

Забавная причинно-следственная связь: если диафрагма начинает сокращаться непроизвольно (когда мы этого не хотим специально) - мы начинаем икать, если мы осознанно управляем нашей диафрагмой - мы красиво поём.

Правильное дыхание даёт максимальное психологическое расслабление. Тогда нет места для многих зажимов.

Иногда на уроках вокала я совершаю ошибку - набираю очень много воздуха, хоть и набираю животом. И вот я чувствую себя шариком, который обожрался тяжелой пищи. Как ни странно, если воздуха слишком много, это тоже плохо - опять же могут появиться зажимы (слишком много сил тратится на то, чтобы удержать воздух внутри). Если дышать не диафрагмой, а верхней частью лёгких, то это будет так называемое «ключичное дыхание» - при этом поднимаются плечи и блокируется шея. Кстати, женщины преимущественно дышат грудью, а мужчины, животом, так уж сложилось физиологически.

Профессиональные певцы учатся дышать годами! Когда я думаю об этом, то немного пугаюсь. Но у меня есть в запасе кое-что воодушевляющее:) Пусть я не родилась Лучано Паваротти, я всё равно научусь хорошо петь. И каждый может научиться, несмотря на разные возможности, голосовые аппараты и зажимы. Дыхание есть у всех. Пора лишь начать его осознавать...

Урок четвёртый

Забудь про потолок

На очередном уроке по вокалу в «Виртуозах» преподаватель замечает, как моя зажатость отражается на теле. Иногда я чуть-чуть склоняю голову набок перед тем как взять ноту повыше. Иногда - «рисую» рукой воображаемую лестницу, но она всё равно оказывается ниже моих возможностей.

«Машка, представь, что над тобой бесконечное небо, а не слой белой штукатурки», - говорит Анара Ариповна. Я ей, несомненно, верю, но продолжаю упираться макушкой в собственный психологический потолок.

Когда он появился? Точно и не сказать. Надстраивался по чуть-чуть, год от года, с каждым новым разочарованием.

Например, я помню, как в 8 классе впервые не смогла перепрыгнуть планку на уроке физкультуры (по научному это называется «прыжок в высоту с разбега»). Я всегда прыгала как сайгак, но в ту осень что-то случилось. И планка высотой 75 сантиметров превратилась в Великую Китайскую стену. Почему это произошло?

Кажется, в то лето я заставила себя разлюбить. Первая настоящая и очень сильная любовь была задушена первой гордостью. В протоколе так и записано: «Эльдар Л., находясь со мной в одном отряде летнего лагеря "С.", предложил моей лучшей подруге Ленке А. дружбу на десять дней».

Потолки, стены, планки - всё придётся разрушить, чтобы начать петь. Самое забавное, что разрушать эти преграды я буду при помощи пения. Для этого есть Анара Ариповна, специальные упражнения и моё осознание, что «наша крыша - небо голубое»)))

Пойду-ка я распеваться и петь буду «на улыбке» (это один из приемов для расшатывания столетних сводов).



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные