Малочисленные народы рф. Самые многочисленные народы мира. Список крупнейших народностей

Общие сведения о малочисленных народах России

Замечание 1

Издавна в пределах России проживало множество разных народов и племен. Для каждого народа характерна своя культура, характерное наречие, свои традиции. К настоящему времени некоторые из малочисленных народов полностью исчезли, оставшиеся стали ещё малочисленнее.

Особое место среди малых народов занимают те, кого специалисты в области географии и этнографии называют малочисленными народами Севера Сибири и Дальнего Востока.

Некоторые народы проживают в своих автономных территориальных образованиях, например: Эвенкийский, Ханты-Мансийский, в Архангельской области – Ненецкий, Долгано-Ненецкий, Чукотский и Корякский автономные округа.

Большинство малочисленных народов своих автономий не имеют. Малые народы отличаются не только своей численностью, им сложно сохранить свою самобытность. И сохраняется она только там, где есть свои национальные поселки и занятия традиционным хозяйством.

Оторвавшись от своего народа и растворившись в другом, они становятся русскими, якутами, бурятами. Широкое распространение в России получил процесс этнической ассимиляции и, прежде всего, межэтнические браки и «внесемейная» ассимиляция.

Традиционное хозяйство является очень важной чертой для сохранения малых народов, но в этом и заключается главная трудность. Сегодня в местах обитания малых народов идет разрушение природных комплексов – гибнут пастбища оленей из-за добычи нефти и газа, загрязняются реки и моря, падает спрос на мясо оленей и пушнину.

Большие площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий изъяты из традиционного хозяйственного оборота. В 1990-е годы среди представителей малых народов с нарушением традиционного уклада жизни развился целый ряд заболеваний и патологий.

Показатели смертности среди них выросли и превысили среднероссийские показатели. Детская смертность увеличилась в 1,8 раза. Увеличились заболевания алкоголизмом и инфекционными болезнями.

Кроме этого в сильном противоречии находятся интересы малых народов, крупных компаний и краевых властей.

В пределах российской территории официальная статистика выделяет 65 коренных малочисленных народов. Их общая численность доходит до 50 тыс., в том числе 13 народов насчитывают всего от 100 до 1000 человек.

Ареал их проживания:

  • в пределах европейской части России проживает 6 народов;
  • 23 народа – на Северном Кавказе;
  • в Сибири и на Дальнем Востоке – 36 народов.

Современное состояние малых народов

Государственная статистика утверждает, что в течение 1990-х годов численность коренных малых народов сокращалась. Навряд ли из этих данных можно получить достоверную картину, потому что сведения касаются сельских жителей выборочных территорий.

Надо сказать, что демографические процессы у разных народов Севера проходят по-разному, поэтому демографическая ситуация будет различной. В результате получается, что текущий учет отражает сокращение численности коренных жителей, в то время как перепись показывает её рост со времени предыдущей переписи.

Далеко не все группы коренного населения численно увеличиваются, есть такие, в которых происходит уменьшение численности. Несмотря на это изменение численности коренных народов по данным переписи более благоприятно, по сравнению с демографической ситуацией в стране в целом.

Данные факты говорят о том, что чиновники, общественность, средства массовой информации в период между переписями используют неполные и, часто, искаженные данные.

Перепись населения, проведенная в 2002 г., показала, что 26 малых народов Севера, имеющих особый статус, заметно уменьшились в 5-ти случаях: сократилась численность орочей, алеутов, алюторцев, удэгейцев и кетов.

Уменьшение по демографическим причинам происходило не везде, количество удэгейцев, например, уменьшилось потому что стали отдельно подсчитывать тазов. Подобная ситуация случилась с орочами – по данным предыдущих переписей, часть народа причислили к орочам и назвали их «ороками». В результате получили сильное сокращение орочей и возросшую численность ороков.

Есть группы со стабильной численностью, потому что уменьшение незначительное:

  • коряки;
  • негидальцы;
  • ульчи.

К разряду стабильных относятся и те группы, в которых произошло незначительное увеличение численности:

  • эвены;
  • долганы;
  • чукчи;
  • нанайцы.

На 20 и даже на 30% возросла численность таких народов, как манси, юкагиры, ительмены, ханты, ненцы, энцы и эвенки.

Неоднозначная этническая принадлежность в России по мнению специалистов характерна для 10% населения. Касается это не только крупных городских агломераций, но и малочисленных народов Севера. Например, у ительменов – жителей Камчатки – широко распространены браки с русскими. Перешедшие на русский язык ительмены одновременно себя относят к ительменам, русским, камчадалам. Некоторые относят себя и к корякам.

Совершенно справедливо возникает вопрос, цифра, полученная в результате переписи, действительно отражает численность тех, кто относит себя к ительменам.

Хорошо видна смена этнической атрибуции и у таких народов, как селькупы, эвенки, юкагиры, кеты и др.

Замечание 2

Подобные результаты говорят о том, что программа переписи не предусматривает учет двойной или множественной этнической принадлежности. Отсюда в разные годы итоговые подсчеты заметно отличаются. Причину подобных колебаний и отклонений вызывают не только демографические и ассимиляционные процессы, но в большей степени неспособность переписи отразить сложность этнической ситуации.

Жизнь и быт малых народов

В России проживают представители таких народов, о которых не все слышали, а об их существовании даже не подозревали. Их немного, но они сумели сохранить свою культуру, свои традиции. Сумели сохранить самое главное – веру и уклад.

Например, в Карелии живут водлозеры или озерные люди. К нашему времени сохранилось только пять деревень, с общей численностью 550 человек. Несмотря на то, что их прародителями были московские и новгородские переселенцы в Водлозерье продолжают чтить славянские обычаи. Один из обычаев запрещает ходить в лес без предварительного задабривания его хозяина – лешего. Охотники в дар лесному духу приносили убитое животное.

Говоря о малых народах необходимо сказать о семейских. Их быт олицетворяет жизнь допетровских времен. Это старообрядцы, когда-то заселившие Забайкалье. Название народности происходит от слова «семья». По переписи 2010 г. старообрядцев насчитывается 2500 человек. Их культура носит первозданный характер, мало изменившись со времен предков.

С освоением Сибири в XVII веке появилась народность русскоустьинцы – переселенцы из казачества и поморов. Когда-то они создали свою этническую группу, но, несмотря на, сложные условия жизни, им удалось частично сохранить свою культуру и язык.

Первых русских переселенцев XVI века сибиряки называли чалдонами и их потомки тоже носят такое название. Уклад чалдонов похож на быт славян до установления княжеской власти. Уникальность этой народности состоит в том, что язык, внешность, культура не похожи ни на славянские, ни на монголоидные. Как и другие малые народы, чалдоны постепенно вымирают.

Потомками восточных поморов считаются затундренные крестьяне. Для этих дружелюбных людей, активно вступающих в контакт, характерны уникальная в своем роде культура, вера, традиции. К этой народности в 2010 г. причислили себя всего 8 человек.

Родственные друг другу народы ханты и манси ученые относят к исчезающим народам. Когда-то они были величайшие охотники, и слава об их мужестве доходила до Москвы. В наше время оба народа проживают в Ханты-Мансийском округе. Уклад их жизни, культура и вера издавна строился на основе единения с природой. У них не было разграничения между животным и человеком. На первом месте всегда стояли природа и животные. Их верования говорят, что медведица родила первую женщину, а Великий Медведь подарил людям первый огонь. Лось является символом благополучия и силы, а бобер привел их к истокам реки Васюган. Большое беспокойство ученых вызывают нефтяные разработки, которые негативным образом могут повлиять и на популяцию бобров и на образ жизни целого народа.

Замечание 3

На территории Чукотского автономного округа обосновались гордые жители Севера – эскимосы – самый восточный народ России. Их происхождение пока остается спорным. Они верили в существование духов, а христианство их почти не затронуло. Болезни и несчастья приносили как духи-карлики, так и духи-великаны.

Ни одна наука пока не дает точного определения такого понятия, как «народ», но все подразумевают под этим понятием большую общность людей, компактно проживающих на определенной территории.

Наука этнография, изучающая народы и этносы, в том числе и самые многочисленные народы, выделяет на сегодня от 2,4 до 2,7 тысяч народностей, проживающих на земле. Но этнографы могут в таком деликатном вопросе полагаться на данные статистики, которые называют цифру в 5 с половиной тысяч народов на Земле.

Не менее интересен и этногенез, изучающий возникновение и развитие различных этносов. Представим в небольшом обзоре самые крупные народы, которые сложились еще в далекой древности, а их общая численность превышает 100 миллионов человек.

Китайцы (1 320 млн.)

Обобщенное понятие «китайский народ» включает в себя всех жителей Китая, в том числе и людей других национальностей, а также имеющих китайское гражданство, но проживающих за границей.

Тем не менее китайский народ самый большой, как в понятии «нация», так и в понятии «народность». На сегодняшний день в мире проживает 1 млрд 320 млн китайцев, что от общего числа жителей планеты составляет 19%. Так что, список самые большие народы мира, по всем показателям, по праву, возглавляют китайцы.

Хотя на самом деле те, кого мы называем «китайцами» этнически являются представителями народа хань. Китай - многонациональная страна.

Само название народа «хань», что означает «Млечный путь», и происходит из названия страны «Поднебесная». Это еще и самый древний народ Земли, корни которого уходят в далекое прошлое. Ханьцы в КНР составляют абсолютное большинство, около 92% населения страны.

Интересные факты:

  • Китайский народ Чжуаны, который является национальным меньшинством в стране, имеет численность около 18 млн. человек, что сопоставимо с населением Казахстана и превышает население Нидерландов.
  • Другой китайский народ Хуэйцзу имеет численность около 10,5 млн. человек, что рано населению таких стран, как Бельгия, Тунис, Чехия или Португалия.

Арабы (330-340 млн.)

Занимающие второе место арабы, в этнографической науке определяются как группа народностей, но с точки зрения этногенеза, это один народ семитской языковой группы.

Народность развивалась в Средневековье, когда арабы засели Ближний Восток и северную часть Африки. Всех их объединяет единый арабский язык и своеобразная письменность - арабская вязь. Народ давно вышел за пределы исторической родины, и на современном этапе, в силу разных обстоятельств, расселился и в других регионах земного шара.

На сегодня численность арабов исчисляется в 330-340 млн. человек. В основном придерживаются ислама, но есть и христиане.

А Вы знали, что:

  • В Бразилии арабов проживает больше, чем в объединённых Арабских Эмиратах.
  • Жест фигу арабы считают оскорблением с сексуальным подтекстом.

Американцы (317 млн.)

Вот яркий пример, когда можно точно определить народ, при практически несуществующем понятии «американская нация». В узком понимании, это группа различных народностей, составляющих население США, и имеющие американское гражданство.

За 200-летнюю историю сложилась единая культура, менталитет, общий язык, используемый при общении, что позволяет объединить население территории США в одни народ.

На сегодня американцы США составляют 317 миллионов. Для коренного населения Америки, индейцев, может быть употреблено наименование американцы, но по этнической идентификации это совершенно другой этнос.

Кстати, о самых интересных достопримечательностях США читайте .

Хиндустанцы (265 млн.)

На данный момент хиндустанцы компактно расселились в трех соседних странах Юго-Восточного региона планеты - Индии, Непале и Пакистане.

Что касается Индии, то наибольшее их число проживает в северной части государства, Всего же этнология насчитывает около 265 миллионов хиндустанцев, а основным языком их общения являются различные наречия языка хинди.

Интересно, что из родственных народностей наиболее близки к ним цыгане и дравиды, населяющие южные регионы Индии.

Бенгальцы (более 250 млн.)

В числе многочисленных народов свои лидирующие позиции занимают и бенгальцы, насчитывающие более 250 миллионов. В основном проживают в странах Азии, но есть небольшие диаспоры в США и Великобритании, есть они и в других странах Европы.

За многовековую историю бенгальцы сохранили свою национальную культуру, самобытность и язык, а также основные виды занятий. В азиатском регионе проживают в основном в сельской местности, так как издревле занимались земледелием.

Бенгальский язык один из сложнейших на земле, так сложился в результате синтеза индоарийского языка и многочисленных местных диалектов.

Бразильцы (197 млн.)

Группа разных этнических групп, проживающих в Латинской Америке, сложилась в единый бразильский народ. В настоящее время насчитывается около 197 миллионов бразильцев, большая часть которых проживает собственно в Бразилии.

Народ прошел сложный путь этногенеза, так начал складываться в результате завоевания европейцами Южноамериканского континента. Индейские национальности вперемежку проживали на обширных территориях, а с приходом европейцев большая часть их была уничтожена, остальная ассимилирована.

Так и получилось, что вероисповеданием бразильцев стал католицизм, а язык общения - португальский.

Русские (около 150 млн.)

Название самого многочисленного народа России произошло в результате перехода прилагательного «русские люди», «русский человек» в обобщающее существительное «русские», в понятии народ.

Современные статистические исследования говорят о том, что русских на Земле насчитывается около 150 млн. человек, из которых большая часть проживает в России. Самый многочисленный народ России относится к языковой группе восточнославянских языков, и сегодня более 180 млн. человек считают русский язык родным.

Русские практически однородны в антропологическом плане, хотя расселенные по большой территории, подразделяются на несколько этнографических групп. Этнос сложился в период развития Русского государства из разных этнических групп славянства.

Интересный Факт: Наибольшее количество русских за границами Российской Федерации и стран бывшего СССР находится в Германии (∼ 3,7 млн.) и в США (∼ 3 млн.).

Мексиканцы (148 млн.)

Мексиканцев, которых насчитывается около 148 миллион человек, объединяет общая территория проживания, единый испанский язык общения, а также удивительная национальная культура, сложившаяся на основе наследия древнейших цивилизаций Центральной Америки.

Этот народ, также яркий пример двойственности, так как те, мексиканцы, что проживают на территории США, одновременно могут считаться и американцами.
Уникальность народа еще и в том, что по этнической принадлежности это латиноамериканцы, а вот язык общения относит их к романской группе. Еще это и нация на нашей планете, растущая самыми большими темпами.

Японцы (132 млн.)

Консервативных японцев на Земле 132 млн., и проживают они преимущественно на исторической родине. После Второй мировой войны часть японцев расселилась по миру, и сейчас за пределами Японии проживает лишь 3 миллиона человек.

Японский народ отличает замкнутость, высокое трудолюбие, особое отношение к историческому прошлому и национальной культуре. За многие века японцы сумели сохранить, а главное приумножить свое наследие, как духовное, так и материально-техническое.

Японцы по-особенному, с некоторым подозрением, относятся к иностранцам, и неохотно допускают их в свою жизнь.

Пенджабцы (130 млн.)

Еще один из крупнейших народов компактно проживает на территориях Индии и Пакистана. Из 130 млн. пенжабцев в регионах Азии, небольшая часть расселилась в Европе и Африке.

Трудолюбивый народ долгие столетия создавал обширную ирригационную систему орошаемых полей, и основным их занятием всегда было земледелие.

Именно пенджабцы, одними из первых народов на земле создали высокоразвитую и культурную цивилизацию в долинах индийских рек. Но, в результате жестокой колониальной политики, многое из наследия этого народа, было утрачено.

Бихарцы (115 млн.)

Удивительный народ бихарцы, проживающий преимущественно в индийском штате Бихар, сегодня насчитывает около 115 млн. человек. Небольшая часть расселилась по другим индийским штатам и в соседних государствах.

Современные представители народа являются прямыми потомками тех. Кто в долинах Инда и Ганга создавали первые земледельческие цивилизации на Земле.

На сегодня наблюдается активный процесс урбанизации бихарцев, и, оставляя основные занятия и древнейшие ремесла и промыслы, они массово переселяются в города.

Яванцы (105 млн.)

Последний крупный народ земли, численность которого выше 100 млн. человек. По самым свежим данным этнологии и статистики, яванцев на планете около 105 млн. чел.

В XIX столетии данные о происхождении приводил только русский этнограф и путешественник Миклухо-Маклай, а на сегодня об этногенезе яванцев известно достаточно много.

Расселились они в основном на островах Океании, и являются коренным населением большого острова Ява и государства Индонезия. За многие столетия создали уникальную и неповторимую культуру.

Тайцы (более 90 млн.)

Уже по названию этноса становится ясно, что тайцы выступают коренным населением королевства Таиланда, и сегодня их насчитывается более 90 миллионов.

Интересна этимология происхождения слова «тай», что на местных наречиях означает «свободный человек». Этнографы и археологи, изучая культуру тайцев, определили, что сформировался он еще в период раннего Средневековья.

Среди других наций, эту народность выделяет искренняя любовь, граничащая порой с фанатизмом, к театральному искусству.

Корейцы (83 млн.)

Народ сформировался много столетий назад и в свое время заселил Корейский полуостров Азии. Сумели создать высокоразвитую культуру, и бережно оберегают национальные традиции.

Общая численность народа 83 миллиона, но противостояние привело к образованию двух государств с одним этносом, что является на сегодня нерешенной трагедией корейцев.

Более 65 миллионов корейцев живут в Южной Корее, остальные в Северной Корее, а также расселились в других азиатских и европейских государствах.

Маратхи (83 млн.)

Индия среди всей своей уникальности, является еще и рекордсменом по числу проживающих на ее территории многочисленных народностей. К примеру, в штате Махараштра проживает удивительный народ марахти.

Очень талантливый народ, выходцы из которого занимают высокие посты в Индии, индийское кино наполнено марахти.

К тому же марахти очень целеустремленный и сплоченный этнос, который в 50-е годы ХХ века добился создания собственного штата, и сегодня, насчитывая 83 млн. человек, это основное население индийского штата.

Европейские народы

Стоит отдельно коснуться и крупнейших народов Европы, среди которых лидируют потомки древних германцев немцы, численность которых, по разным данным, колеблется от 80 до 95 миллионов. Второе место прочно удерживают итальянцы, которых на земле 75 миллионов. А вот французы прочно обосновались на третьем месте, с численностью около 65 миллионов.

Подведем итог

На фото: Фонтан дружбы народов в г.Москве.

Большие народы, проживающие на земном шаре, впрочем, как и малочисленные, имеют свои культурные, национальные традиции, сложившиеся на протяжении длительного исторического процесса.

На сегодня все больше наблюдается процесс стирания этнических и национальных границ. На Земле практически не осталось мононациональных государств, просто в каждом из них, есть какая-то одна преобладающая нация, а весь разнонациональный народ объединяется под обобщенным понятием «житель страны».

Знаете, как переводится слово «пигмеи»? Люди величиной с кулак. Это самый маленький народ на планете.

Большинство под словом «пигмеи» понимает народ низкого роста, проживающий в Африке. Да, отчасти это так, но даже африканские пигмеи - это не один народ. На Черном континенте проживают различные народности: пигмеи батва, бакига, бака, ака, эфе, суа, и это далеко не весь список. Рост взрослого мужчины обычно не превышает 145 сантиметров, а женщины - 133 см.

Как живут самые маленькие люди планеты?

Жизнь пигмеев непроста) Они обитают во временных деревнях в лесах. Почему временные, - спросите вы? У самого маленького народа кочевой образ жизни, они постоянно в поисках пищи и ищут богатые фруктами и медом места. А еще у них есть древние обычаи. Так, если в племени умер человек, то его хоронят под крышей хижины и бросают поселение навсегда.

Рядом со временными деревнями пигмеи охотятся на оленей, антилоп и обезьян. Также они занимаются собирательством фруктов и меда. При всем этом мясо составляет только 9% их рациона, а основную часть добычи они обменивают на садовые овощи, металл, ткани, табак у людей, которые держат фермы вблизи леса.

Маленькие люди считаются отличными знахарями: готовят лечебные и ядовитые зелья из растений. Именно из-за этого их недолюбливают другие племена, так как приписывают им магическую силу.


Например, у пигмеев есть любопытный способ ловить рыбу: сначала они отравляют водоем, из-за чего рыба всплывает на поверхность. И все, рыбалка удалась, остается только собрать улов. Никаких тебе посиделок с удочками на берегу или ловли гарпуном. Через несколько часов яд перестает действовать и снова живехонькая рыба возвращается к привычной жизни.

Продолжительность жизни пигмеев очень короткая: от 16 до 24 лет. Люди, которые дожили до 40 лет, настоящие долгожители. Соответственно, и половая зрелость наступает у них гораздо раньше: в 12 лет. Ну а обзаводятся потомством они уже в пятнадцатилетнем возрасте.

До сих пор в рабстве

Африка - самый неоднозначный континент. Рабство уже давно запрещено по всему миру, но только не тут. Так, например, в Республике Конго по сложившейся традиции пигмеи передаются по наследству у народа банту. И это самые настоящие рабовладельцы: пигмеи отдают им свою добычу из леса. Но, к сожалению, маленький народ вынужден терпеть такое обращение, так как «хозяева» дают им необходимые для выживания продукты и товары, без которых в лесу прожить нереально. Более того, пигмеи идут на хитрости: они могут быть в «рабстве» у нескольких фермеров одновременно в разных деревнях. Если не дал пропитания один хозяин, то, может быть, осчастливит другой.

Геноцид пигмеев


Самые маленькие люди на протяжении многих веков находятся под постоянным давлением других племен. И тут речь не только о рабстве, а даже о… людоедстве! Причем в нашем современном мире, в XXI веке. Так, в период гражданской войны в Конго (1998-2003 гг.) пигмеев просто вылавливали и ели. Или, например, в одной из провинций Африки, Северное Киву, одно время действовала группировка по подготовке территории для добычи полезных ископаемых. И они в процессе зачистки убивали и ели пигмеев. А некоторые народы Черного континента вообще считают, что плоть пигмея подарит магическую силу, а связь с женщиной из некоторых низкорослых племен избавит от болезней. Поэтому изнасилования тут случаются очень часто.

Конечно, все это сказывается на жизни маленького народа: их осталось не более 280 тысяч человек, и эта цифра уменьшается с каждым годом.

Почему такой маленький рост


На самом деле миниатюрность этих народов объясняется эволюцией. Причем в разных народах причины разные, именно к такому выводу пришли ученые. Так, генетические анализы показали, что в некоторых племенах (например, у пигмеев суа и эфа) уже в утробе матери включается ограничитель роста ребенка и малыши появляются на свет очень маленькими. А в других народах (бака) дети рождаются нормальными, такими же, как и у представителей европейских рас, однако в первые два года они очень медленно растут. Все эти изменения на генетическом уровне спровоцированы различными факторами.

Так, низкорослости способствует плохое питание: тело пигмеев уменьшилось в процессе эволюции. Дело в том, что им для выживания необходимо еды намного меньше, чем более крупным народам. Также считается, что маленькому росту «помогли» и тропики: ведь масса тела влияет на количество производимого тепла, поэтому у крупных народов шанс перегреться намного больше.

Ну а еще одна из теорий гласит, что миниатюрность облегчает жизнь в тропиках, делая пигмеев более юркими, ведь в непроходимых лесах это отличное качество. Вот так эволюция помогла адаптироваться маленьким людям к образу жизни и климату.

Интересные факты о пигмеях, которые вы не знали раньше

Факт №1 . Многие считают, что пигмеи живут в лесах. Однако это не всегда так: например пигмеи племени тва живут в пустынях и на болотах.

Факт №2 . Более того, некоторые антропологи относят к пигмеям карликовые народы, где рост мужчины не превышает 155 сантиметров. По их мнению, живут пигмеи в разных уголках планеты: в Индонезии, Малайзии, Таиланде, на Филиппинах, в Боливии и Бразилии. Вот, например, филиппинские пигмеи:


Факт №3 . Больше всего слов у пигмеев связано с медом и растениями. А вообще, родной язык они утратили и сейчас говорят на языках окружающих их народов.

Факт №4 . Некоторые исследователи считают, что пигмеи - представители древнего народа, который существовал более 70 тысяч лет назад.

Факт №5 . О пигмеях знали еще в Древнем Египте. Так, богатым вельможам в дар привозили черных карликов.

Факт №6 . В конце XIX начале XX веков детей-пигмеев продавали в зоопарки и Европы в качестве экспонатов.

Факт №7 . Самые маленькие люди в мире - пигмеи эфе и Заира. Рост женщин не превышает 132 см, а мужчин - 143 см.

Факт №8 . В Африке живут не только самые низкие люди, но и самые высокие. В племени динка средний рост мужчины - 190 см, а женщины -180 см.

Факт №9 . Пигмеи и сегодня не пользуются календарем, поэтому точный возраст они не знают.

Факт №10 . Европеоидный ребенок в возрасте 2,5 лет примерно такого же роста, как и пятилетний пигмей.


В России проживает порядка 200 различных народов, однако, некоторые из них вскоре могут навсегда исчезнуть. Согласно переписи населения, численность некоторых народов не превышает 10 человек, а это значит, что с уходом последнего представителя уйдет язык и культура этого народа. Далее предлагаем познакомиться с народами, которые совсем скоро могут стать еще одной страницей в истории нашей страны.


1. Ханты. Это самая многочисленная народность в списке - по данным переписи, в России 31 000 хантов. Живут на севере Западной Сибири, разводят оленей, ловят рыбу и охотятся, побывать в спа-салоне spalotus.me им вряд ли удастся. На фото шаман.


11. Коряки. Коренные жители северной части полуострова Камчатка, сейчас их в России всего шесть с лишним тысяч человек. Один из самых северных народов мира. Каюр - погонщик собачьей упряжки в поселке Ильпырь.


12. Тофалары. Тофаларка в национальном костюме.


13. Всего 600 тофала́ров (раньше их называли карагасами) живет сейчас в Восточной Сибири.


14. Арчинцы. В переписи 2010 года только 12 человек указали такую национальность, видимо, поэтому их включили в состав аварцев. Живут в Дагестане. Национальный головной убор женщин-арчинок.


15. Водь. Жители Ленинградской области. Сейчас их осталось чуть больше семидесяти. Девушка в национальном костюме


16. Н.Ф. Нестеров - представитель древнего водского рода. В руках у него «чапиу» - они нужны для плетения больших рыболовецких сетей.


17. Нивхи (гиляки). Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на северной части острова Сахалин. Название переводится как «человек», или гилэми - «люди на веслах». Всего чуть больше 4 000 человек в России. Нивх в праздничном костюме


18. Селькупы. Сельку́пы (или остяки-самоеды) - народ, живущий на севере Западной Сибири. В России осталось 3 600 человек. Остяки-самоеды


19. Оленевод


20. Нганасаны. Нганасаны населяют восток Таймырского муниципального района Красноярского края и территорию, подчинённую администрации города Дудинка. Самый северный народ Евразии, в России их 860 человек. Самоназвание «ня» - «товарищ». Маленький Никита и Алексей Чунанчары


24. Кеты. Ке́ты (самоназвание кето, кет - «человек»), в России живет чуть больше тысячи человек. Семья кетов, начало ХХ века.


25. Долганы. Считаются самым северным тюркоязычным народом мира. Казаки, которые принесли с собой православие, давали долганам при крещении свои фамилии: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов. Фамилии сохранились до сих пор. Сейчас в России осталось чуть меньше 8 000 человек, живут в Красноярском крае и Республике Саха. Девушки в национальных костюмах.

Малочисленные народы

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее – малочисленные народы Севера) – народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Общая информация

Коренные малочисленные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – это официальное наименование, более кратко их обычно называют народами Севера. Рождение этой группы относится к самому началу становления советской власти, к 1920-м годам, когда было принято особое постановление «О содействии народностям северных окраин». В то время удалось насчитать порядка 50, если не больше, различных групп, которые проживали на территории Крайнего Севера. Они, как правило, занимались оленеводством, и их образ жизни существенно отличался от того, что видели себе первые советские большевики.

Шло время, эта категория продолжала оставаться как особая категория учета, постепенно этот список выкристаллизовывался, появлялись более точные наименования отдельных этнических групп, и в послевоенный период, по крайней мере начиная с 1960-х, особенно в 1970-х годах, эта категория стала включать 26 народов. И когда говорили о народах Севера, подразумевали 26 коренных народов Севера – их называли еще в свое время малыми народами Севера. Это различные языковые группы, люди, говорящие на различных языках, в том числе и на таких, близких родственников которых до сих пор не удается обнаружить. Это язык кетов, чьи отношения с другими языками достаточно сложные, язык нивхов, ряд других языков.

Несмотря на те меры, которое принимало государство (в то время это называлось Коммунистическая партия Советского Союза и советское правительство), принимались отдельные постановления по экономическому развитию этих народов, тому, как облегчить их экономическое существование – все-таки положение оставалось достаточно сложным: распространялся алкоголизм, было очень много социальных болезней. Так постепенно мы дожили до конца 1980-х годов, когда вдруг оказалось, что 26 народов не уснули, не забыли своих языков, не потеряли своей культуры и даже, если что-то и произошло, они хотят это восстановить, реконструировать и так далее, хотят использовать в своей современной жизни.

В самом начале 1990-х годов этот список вдруг начал жить второй жизнью. В него были включены некоторые народы Южной Сибири, и так стало не 26, а 30 народов. Затем постепенно, в течение 1990-х – начала 2000-х годов, этот список расширялся, расширялся, и на сегодняшний день это порядка 40–45 этнических групп, начиная с европейской части России и заканчивая Дальним Востоком, значительное количество этнических групп входят в этот так называемый список коренных малочисленных народов севера Сибири и Дальнего Востока.

Что нужно для того, чтобы оказаться в этом списке?

В первую очередь тебе как народу официально запрещается плодиться и размножаться в том смысле, что, пусть это прозвучит грубо, ты не должен быть более 50 000 человек. Есть ограничение по численности. Ты должен жить на территории своих предков, заниматься традиционным хозяйством, сохранять традиционную культуру и язык. Все на самом деле не так просто, не просто иметь особое самоназвание, а ты должен считать себя самостоятельным народом. Все очень-очень непросто, даже с тем же самоназванием.

Попробуем посмотреть, скажем, на алтайцев. Алтайцы сами по себе не входят в список коренных малочисленных народов. И долгое время в советской этнографии, советской науке считалось, что это единый народ, сформировавшийся, правда, из разных групп, но они сложились в единую социалистическую народность. Когда наступил конец 1980-х – начало 1990-х годов, выяснилось, что те, из кого сложились алтайцы, до сих пор помнят, что они не вполне алтайцы. Так появились на карте Республики Алтай и на этнографической карте новые этнические группы: челканцы, тубалары, кумандинцы, собственно алтайцы, теленгиты. Часть из них попала в список коренных малочисленных народов Севера. Была очень сложная ситуация – перепись 2002 года, когда властные структуры Республики Алтай очень боялись, что за счет того, что значительная часть бывших алтайцев вдруг записалась в коренные малочисленные народы, численность населения республики, то есть титульного народа, существенно уменьшится и тогда у них отберут портфели – не станет республики, и люди лишатся своих должностей. Все оказалось хорошо: в нашей стране нет такой прямой корреляции между титульной этнической группой и статусом того образования, в котором она живет, – это может быть республика, автономный округ или что-то еще.

Но, что касается этнической идентичности, ситуация гораздо сложнее. Мы сказали, что выделилось несколько групп из этих алтайцев. Но если мы возьмем каждую из них, то обнаружится, что каждая из них состоит из 5, 10, а может быть, 20 подразделений. Они называются род, или, по-алтайски, «сьок» (‘кость’), часть из них имеет очень древнее происхождение. В тот же самый 2002 год руководители родов – они называются зайсаны, – когда узнали, что ответ людей никак не скажется на статусе республики, сказали: «Ой, как хорошо. Так, может, сейчас запишемся найманами, кыпчаками (по названию рода)». То есть реально получается так, что человек в общем алтаец, но в то же время он может быть представителем какой-то этнической группы в составе алтайцев. Он может быть представителем своего рода. Если покопаться, то можно обнаружить еще более мелкие.

Зачем нужно включаться в этот список?

Раз существует список, в него можно попасть, в него можно записаться. Если ты не входишь в этот список, то у тебя не будет каких-то льгот. О льготах, как правило, говорят: «Они записались туда, потому что хотят льгот». Льготы, конечно, какие-то есть, если ты о них знаешь и можешь ими воспользоваться. Часть людей не знает, что они есть. Это льготы на медицинское обслуживание, на получение дров (актуально в деревнях), это может быть льготное поступление твоих детей в университет, есть еще какой-то список этих льгот. Но это на самом деле не самое важное. Есть такой момент: тебе хочется жить на своей земле, и другой земли у тебя нет. Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то с тобой будут обращаться как со всеми, хотя ты и так гражданин Российской Федерации. Тогда у тебя не будет дополнительных рычагов в плане защиты территории, на которой ты и твои предки жили, охотились, ловили рыбу, занимались тем традиционным образом жизни, который для тебя очень важен.

Почему очень важен? Иногда со смехом, иногда без смеха говорят: «Ну что с него взять? Даже если он «белый воротничок», наступает время путины или собирать шишки в тайге, он уходит в тайгу собирать шишки или в путину, пропадает в море и занимается добычей рыбы». Человек работает в офисе, но он не может без этого. Здесь рассказывают со смехом или даже пренебрежением. Если мы окажемся, скажем, на территории США, тогда мы просто обнаружим, что уважающие себя компании будут на это время предоставлять человеку отпуск, потому что они понимают, что он без этого не может, и не потому, что это его прихоть, что он хочет на рыбалку, как любой из нас может захотеть на выходные куда-то поехать отдохнуть. Нет, это что-то сидит в крови, что гонит человека из офиса обратно в тайгу, на земли своих предков.

Если у тебя нет возможности дополнительно защитить эту землю, то могут произойти разные сложные жизненные ситуации. Не секрет, что территория проживания малых коренных народов Севера обильна полезными ископаемыми. Это может быть все что угодно: золото, уран, ртуть, нефть, газ, уголь. И эти люди живут на землях, которые представляются очень важными с точки зрения стратегического развития государства.

7 самых малых народов России

Чулымцы

Чулымские тюрки или июс кижилер («чулымские люди»), живут на берегах реки Чулым в Красноярском крае и имеют свой язык. В прежние времена проживали в улусах, где строили землянки (одыг), полуземлянки (кыштаг), юрты и чумы. Занимались рыболовством, охотой на пушного зверя, добывали лекарственные травы, кедровый орех, выращивали ячмень и просо, заготавливали бересту и лыко, плели веревки, сети, изготавливали лодки, лыжи, нарты. Позже стали растить рожь, овес и пшеницу и жить в избах. И женщины, и мужчины носили штаны, сшитые из налимьих шкурок и рубашки, отороченные мехом. Женщины заплетали множество кос, носили подвески из монет и украшения. Для жилищ характерны чувалы с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега), нары и сундуки. Одни чулымчцы приняли православие, другие остались шаманистами. У народа сохранился традиционный фольклор и ремесла, но родным языком владеют только 17% из 355 человек.

Ороки

Коренные жители Сахалина. Сами называют себя уйльта, что означает «оленные». Орокский язык не имеет письменности, на нем разговаривает почти половина из 295 оставшихся ороков. Ороками народность прозвали японцы. Уйльта занимаются охотой – морской и таежной, рыбалкой (добывают горбушу, кету, кижуча и симу), оленеводством и собирательством. Сейчас оленеводство пришло в упадок, а охота и рыбалка находятся под угрозой из-за нефтяных разработок и проблем с землями. Ученые оценивают перспективы дальнейшего существования народности с большой осторожностью.

Энцы

Шаманисты энцы, они же енисейские самоеды, сами называют себя эньчо, могади или пэбай. Живут на Таймыре в устье Енисея в Красноярском крае. Традиционное жилище – конический чум. Из 227 человек родным языком владеет только треть. Остальные разговаривают на русском или ненецком. Национальная одежда энцев — парка, меховые штаны и чулки. У женщин парка распашная, у мужчин – цельная. Традиционной пищей является свежее или мороженное мясо, свежая рыба, рыбная мука – порса. Испокон веков энцы занимаются охотой на северного оленя, оленеводством, добывают песца. Почти все современные энцы живут в стационарных поселках.

Тазы

Тазы (тадзы, дацзы) – немногочисленная и довольно молодая народность, проживающая на реке Уссури в Приморском крае. В первый раз упоминается в XVIII веке. Тазы произошли от смешения нанайцев и удэгейцев с маньчжурами и китайцами. Язык похож на диалекты северного Китая, но очень сильно отличается. Сейчас на территории России насчитывают 274 тазы, и почти никто из них не говорит на родном языке. Если в конце XIX века его знали 1050 человек, то сейчас им владеют несколько пожилых женщин в селе Михайловка. Тазы живут охотой, рыболовством, собирательством, земледелием и животноводством. В последнее время стремятся возродить культуру и обычаи предков.

Ижора

Финно-угорская народность ижора (ижоры) жила на одноименном притоке Невы. Самоназвание народа — каръялайшт, что означает «карелы». Язык близок к карельскому. Исповедуют православие. Во времена Смуты ижоры попали под власть шведов, и спасаясь от внедрения лютеранства, переселились на русские земли. Главным занятием ижор стало рыболовство, а именно – добыча корюшки и салаки. Ижоры плотничали, занимались ткачеством и корзиноплетением. В середине XIX века в Петербургской и в Выборгской губерниях проживало 18000 ижор. На численности населения катастрофически сказались события II мировой. Часть деревень сгорела, ижоры были вывезены на территорию Финляндии, а вернувшиеся оттуда перевезены в Сибирь. Те, кто остались на месте, растворились среди русского населения. Сейчас ижор осталось всего 266 человек.

Водь

Самоназвание этого православного финно-угорского исчезающего народа России – водьялайн, ва́ддялайзыд. В переписи 2010 года только 64 человека причислили себя к водь. Язык народности близок к юго-восточному наречию эстонского языка и к ливскому языку. Испокон веков водь жили южнее Финского залива, на территории так называемой Водской пятины, которая упоминается в летописях. Сама народность сформировалась еще в I тысячелетии нашей эры. Основой жизни было земледелие. Выращивали рожь, овес, ячмень, разводили скот и птицу, занимались рыболовством. Жили в ригах, наподобие эстонских, а с XIX века – в избах. Девушки носили сарафан из белого холста, короткую кофту «ихад». Молодые люди сами выбирали себе жениха и невесту. Замужние женщины коротко стриглись, а пожилые брились наголо и носили головной убор «пайкас». В обрядах народа сохранилось много языческих пережитков. Сейчас культура води находится под изучением, создан музей, ведется преподавание языка.

Кереки

Исчезающий народ. На всей территории России их осталось только четыре человека. А в 2002 году было восемь. Трагедия этого палеоазиатского народа заключалась в том, что издревле они жили на рубеже Чукотки и Камчатки и оказались между двух огней: чукчи воевали с коряками, а доставалось анкалгакку – именно так называют себя кереки. В переводе это означает «народ, живущий у моря». Враги сжигали жилища, женщин уводили в рабство, мужчин убивали.

Много кереков погибло во время эпидемий, охвативших земли в конце XVIII века. Сами кереки вели оседлый образ жизни, пропитание добывали рыболовством и охотой, били морского и пушного зверя. Занимались оленеводством. Кереки внесли свой вклад в езду на собаках. Запряжка собак цугом — это их изобретение. Чукчи запрягали собак «веером». Керекский язык относится к чукотско-камчатским. В 1991 году на Чукотке осталось три человека, разговаривавших на нем. Для его сохранения был записан словарь, в который вошло около 5000 слов.

Что делать с этими людьми?

Все хорошо помнят фильм «Аватар» и того противного персонажа, который говорил, что «они сидят на моих бабках». Иногда складывается такое впечатление, что те фирмы, которые пытаются каким-то образом урегулировать отношения с людьми, проживающими в тех местах, где можно что-то добывать и продавать, именно так к ним относятся, то есть это люди, которые просто мешаются. Ситуация довольно сложная, потому что везде, во всех случаях, где происходит что-то подобное (это может быть какое-то священное озеро Ноуто, где проживают ханты или лесные ненцы, это может быть Кузбасс с его залежами угля, это может быть Сахалин с его запасами нефти), происходит некое столкновение интересов, более или менее отчетливо выраженное, между коренными малочисленными народами Севера, между местным населением, в принципе вообще всем. Потому что какая разница между тобой, аборигеном, и русским старожилом, ведущим себя точно так же, живущим на той же земле, занимающимся той же рыбалкой, охотой и так далее и точно так же страдающим от грязной воды и прочих негативных последствий добычи или разработки каких-то ископаемых. К числу так называемых стейкхолдеров, помимо аборигенов, относятся государственные структуры и сами компании, которые пытаются извлечь какую-то прибыль из этой земли.

Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то тебе будет гораздо сложнее защищать свою землю и свои права на тот образ жизни, который ты хочешь вести. Это важно – сохранять свою культуру, потому что если у тебя не будет той территории, где ты компактно проживаешь со своими соплеменниками, то будет очень сложно обеспечить твоим детям изучение родного языка, передачу каких-то традиционных ценностей. Это не значит, что исчезнет народ, пропадет, но в том, как ты воспринимаешь ситуацию, может быть такая мысль, что, если у меня пропадет язык, я перестану быть каким-то народом. Конечно, не перестанешь. По всей территории Сибири огромное количество народов Севера потеряло свои языки, но это не значит, что они не говорят ни на каком языке. Где-то родным стал якутский язык, практически у всех – русский. Тем не менее люди сохраняют свою этническую идентичность, они хотят развиваться дальше, и список дает им эту возможность.

Но здесь есть один интересный поворот, о котором пока никто не задумывался. Дело в том, что все чаще слышно среди молодого поколения у коренных малочисленных народов Севера, которое потеряло, собственно говоря, этническую специфику (они все говорят на русском языке, не носят традиционную одежду): «Мы – КМНсы, мы – КМНсы». Появляется некая общность, может быть, это сословная идентичность, как в царской России. И в этом смысле государству, видимо, имеет смысл присмотреться к тем процессам, которые сейчас происходят на Севере, и, возможно, если говорить о помощи, она может быть не конкретным этническим группам, а той новой сословной общности, которая называется коренные малочисленные народы Севера.

Почему исчезают северные народы?

Малые народы отличаются от больших не только численностью. Им труднее сохранить самобытность. Китаец может приехать в Хельсинки, жениться на финке, прожить там с ней всю жизнь, но он до кониа своих дней останется китайцем, а финном не станет. Более того, даже в детях его, наверное, будет много китайского, и это проявляется не только во внешнем облике, но значительно глубже – в особенностях психологии, поведения, вкусов (хотя бы просто кулинарных). Если же в подобную ситуацию попадёт кто-нибудь из народа саами – они живут на Кольском полуострове, в Северной Норвегии и в Северной Финляндии, – то, несмотря на близость к родным местам, он через какое-то время по существу станет финном.

Так происходит и с народами Севера и Дальнего Востока России. Они сохраняют национальную самобытность, пока живут в посёлках, занимаются традиционным хозяйством. Если же уезжают из родных мест, отрываются от собственного народа, то растворяются в другом и становятся русскими, якутами, бурятами – в зависимости от того, куда попадут и как сложится жизнь. Поэтому численность их почти не растёт, хотя рождаемость достаточно высока. Чтобы не потерять национальную самобытность, нужно жить среди своего народа, в его исконной среде обитания.

Конечно, у малых народов есть интеллигенция – учителя, художники, учёные, писатели, врачи. Они живут в окружном или областном центре, но, чтобы не потерять связь с родным народом, им нужно немало времени проводить в посёлках.

Чтобы сохранить малые народы, необходимо поддерживать традиционное хозяйство. В этом главная трудность. Оленьи пастбиша из-за растущей добычи нефти и газа сокращаются, моря и реки загрязнены, поэтому не может развиваться рыболовство. Падает спрос на оленье мясо и пушнину. Интересы коренного населения и краевых властей, крупных компаний, просто местных браконьеров вступают в противоречие, и в таком конфликте сила не на стороне малых народов.

В конце XX в. руководство округов и республик (в особенности в Якутии, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах) стало уделять больше внимания проблемам сохранения национальной культуры. Стали регулярны фестивали культур малых народов, на которых выступают сказители, исполняются обряды, проводятся спортивные состязания.

Во всём мире благополучие, уровень жизни, сохранность культуры малочисленных национальных меньшинств (индейцев в странах Америки, аборигенов Австралии, айнов Японии и т. д.) входят в визитную карточку страны, служат показателем её прогрессивности. Поэтому значимость судеб малых народов Севера для России несоизмеримо больше по сравнению с их малой численностью, составляющей всего 0,1 % населения страны.

Политика государства

У антропологов принято критиковать государственную политику по отношению к малочисленным народам Севера.

Политика по отношению к народам Севера в разные годы менялась. До революции они были особым сословием – инородцами, которые обладали самоуправлением в определенных пределах. После 1920-х гг. культура, экономика и общество северян, как и остальной страны, претерпели серьезные трансформации. Была принята идея развития народов Севера и вывода их из состояния «отсталости». Экономика Севера стала дотационной.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. этнографы сформулировали обоснование прямой взаимозависимости традиционной культурной самобытности, традиционного хозяйства и традиционной среды обитания. К романтическому тезису о почве и крови были добавлены хозяйство и язык. Парадоксальная идея того, что условием сохранения и развития этнической культуры – языка и обычаев – является ведение традиционного хозяйства в традиционной среде обитания. Эта фактически концепция герметичной традиционности стала идеологией для движения КМНС. Она была логичным обоснованием альянса этнических интеллигенции и нарождающегося бизнеса. В 1990-х гг. романтизм получил финансовую базу – сначала гранты благотворительных иностранных фондов, а затем и добывающих компаний. Индустрия этнологической экспертизы была закреплена в том же законе.

Исследования антропологов сегодня показывают, что хозяйствование может существовать и развиваться без сохранения языка. В то время как и языки могут выходить из живого семейного общения при ведении хозяйства. К примеру, удэгейский, саамский, многие диалекты эвенкийского и многие другие языки КМНС уже не звучат в тайге и тундре. Однако, это не мешает людям заниматься оленеводством, охотой, рыболовством.

Кроме культурных деятелей и бизнесменов, среди КМНС сформировался самостоятельных слой лидеров и политических активистов,

Среди активистов КМНС существует точка зрения, что льготы должны быть не выборочными, а распространяться на всех представителей КМНС, где бы они ни жили и чем бы ни занимались. В качестве аргументов предлагаются, например, доводы, что в организме необходимость рыбы в рационе заложена на генетическом уровне. Вариантом решения этой проблемы предлагается расширение районов традиционного проживания и традиционного хозяйства на всю территорию региона.

Сельская местность в районах Крайнего Севера – весьма не простое место для жизни. В сельском хозяйстве там работают люди различного этнического происхождения. Они используют те же технологии, преодолевают те же трудности, сталкиваются с теми же вызовами. Эта деятельность должна получать государственную поддержку также независимо от этнической принадлежности. Государственная гарантия защиты прав народов России прежде всего в гарантии отсутствия какой-либо дискриминации по этническому и религиозному признаку.

Как показывает анализ, Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» выделяется своим подходом из всей российской правовой системы. Этот закон рассматривает народы как субъекты права. Невозможность вести дает основание для формирования сословия – группы людей, наделяемые правами благодаря своему этническому происхождению. Исполнители законов на местах будут долго сталкиваться с попытками юридически закрыть принципиально открытую социальную систему.

Принципиальным выходом из этой ситуации может быть преодоление романтизма традиционности и разделение политики поддержки экономической деятельности и поддержки этнокультурной деятельности. В социально-экономической части необходимо льготы и субсидии КМНС распространить на все сельское население Крайнего Севера.

В этнокультурной части государство может оказать следующие виды поддержки:

  1. Научная поддержка, в лице научно-исследовательских организаций и вузов, в разработке ими программ и подготовке специалистов.
  2. Правовая поддержка в виде разработки и принятия норм сохранения и развития этнокультурного наследия.
  3. Организационная поддержка в виде разработке и реализации этнокультурных программ учреждений культуры и образовательных учреждений.
  4. Финансовая поддержка НКО, развивающих этнокультурные инициативы в виде грантовой поддержки перспективных проектов.


В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные