Материальная культура. Её элементы. Материальная культура и ее особенности (структура)

Воплощение материализованных человеч. потребностей. Включает в себя все материальные артефакты и технологии, созданные человеч. сооб-вами. В К.м. реализуется стремление человечества адаптироваться к биол. и социальным условиям жизни. Разнообразие человеч. потребностей отражается в сложной структуре К.м. от осн. орудий труда и средств существования, орудий для ведения войны и защиты от агрессии до произведений искусства, муз. инструментов, предметов религ. культа, жилищ, одежды и т.д. Каждый объект в составе К.м. представляет собой реализацию идеи или системы идей.

Лит.: Harris M. Cultural Materialism: The Struggle for a Science of Culture. N.Y., 1979.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ

материальные продукты, результаты и процессы человеческой деятельности; то, в чем овеществляется духовная культура. Еще Демокрит, называя мир результатов человеческого творчества “второй натурой^, подсказал нам понимание К. м. как такой же предзаданной и объективной для каждого отдельного человека, как и природа. Вместе с тем К. м. есть результат выхода человека за границы природы, инстинкта, результат сотворения того, что не создано самой природой. К. м. существует в виде артефактов - предметов, явлений и процессов искусственного происхождения. К кругу артефактов принадлежат: материальные вещи, созданные или обработанные людьми (предметы бытового обихода, одежда, жилища, орудия труда, оружие, средства транспорта и связи и пр.); искусственно преобразованные территории (города, окультуренные земли); материальные носители идей и образов (графические, изобразительные, звуковые, электронные записи); одомашненные животные и отселекти-рованные растения. К К. м. относятся и практические действия людей, несущие на себе отпечаток духовной культуры, т. е. воспроизводящие устойчивые образцы поведения, традиции и смыслы данной культуры: производственная деятельность, технологии, организационно-регулятивная деятельность и т. д. В широком смысле К. м. - это материальная сторона любого культурного процесса или деятельности. В узком смысле К. м. - это культура труда и материального производства, культура быта, культура отношения к собственному телу и физическая культура. Л. А. Штемпель

В науке существует понятие первичных потребностей, к которым относятся потребности организма в пище, сне, тепле и т.п. Эти материальные потребности человек удовлетворяет не как животное, а на основе культурных традиций. Неслучайно понятие «материальная культура» быловведено в культуро­логию этнографами и антропологами, понимавшими под материальной культурой характерные черты культуры тра­диционных обществ. По определению Б. Малиновского, ма­териальная продукция человека - это артефакты, составляю­щие наиболее осязаемую и зримую часть культуры.

В материальной культуре обычно выделяют орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.Начиная с первобытного общества, вся куль­тура человека - способ добывания пищи, а также обычаи, нравы и т. д. определяются, прямо или косвенно, материаль­ными основаниями. Создание «второй», «искусственной» природы начинается в материальной сфере. Те элементы человека, которые обслуживают его органические потребности, мы относим к материальной культуре .

Необычайно высока роль техники в материальной культуре. Когда-то она заменила человека в области физической деятельности, в XX в. она может в определенной мере заменить его и в области аналитической, интеллектуальной, которая издавна считалась присущей исключительно человеку. Под словом «техника» часто имеют в виду машины, механизмы, приборы, устройства, орудия какой-либо отрасли производства. Но в широком смысле слова техника представляет собой навыки и приемы какой-либо деятельности и совпадает по смыслу с мастерством, искусством (сам термин «техника» древнегреческого происхождения и означал когда-то именно искусство или мастерство). Техника пронизывает собой всю культуру и как термин часто употребляется как ее синоним, например: спортивная техника, строительная техника, музыкальная техника и т.д. Можно сказать, что вся материальная культура организована или существует по принци­пу техники. Некоторые проявления материальной деятельности людей ока­зались столь значимыми в культуре, что само их обозначение терминологически определяется как культура. Так, в конце XX века возникли техническая и тех­нологическая, технотронная, экранная и другие культуры.

Материальная культура – не только человеческая деятельность и ее результаты, но и культура воспроизводства человеческого рода. Сфера половых отношений не может рассматриваться чисто в биологическом плане, она несомненный элемент культуры; их нельзя исключать из сферы материальных отношений. Поскольку вся материальная практика человека носит социальный характер, она требует социально-организационного обеспечения. Так выделяются еще две области материальной культуры: физическая и социально-политическая. Физическая культура включает культивирование физических возможностей человека, гармонизация его телесных проявлений, физических качеств, двигательных навыков и умений (спорт, гимнастика и т.п.). Сюда же следует отнести медицину, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить человеческий организм. Социально-политическая область материальной культуры включает многообразие учреждений и практических действий (организаторская деятельность, установление новых порядков и т. п.), которое составляет реальное «тело» общественного бытия.



Результатом воздействия на природу производственной деятельности че­ловека, создающего материальные ценности, стало снижение продолжительности жизни, уве­личение смертности от рака, возрастание числа генетических уродств и аллергических заболеваний. А состояние здоровья людей является важнейшим показателем социальной эффективности обще­ства. Все это делает актуальным выделение в сфере материальной культуры ее экологической составляющей.

Таким образом, материальная культура включает несколько форм.

Производство. Сюда относятся все средства производст­ва, а также технология и инфраструктура (источники энер­гии, транспорт и связь).

Быт. Эта форма включает вещественную сторону по­вседневной жизни - одежду, пищу, жилище, а также тради­ции и обычаи семейной жизни, воспроизводства человеческого рода и т. д.

Телесная культура. Отношение человека к своему телу - особая форма культуры, которая очень тесно связана с формами духовной культуры, отражает моральные, художест­венные, религиозные и социальные нормы.

Социально-политическая культура - политика и практика в материальной сфере; государственные, общественные институты (парламент, партии «зеленых» или подобные общества), организаторская деятельность различных ведомств и производственных учреждений.

Экологическая культура - отношение человека к при­родной среде.

XI. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.

Если перечислить реалии, которые подразумеваются под этим поняти­ем, то можно назвать орудия труда, оружие, средства передвижения, одежду, жилища, пищу и т.д. К этой же категории относят культурные растения, до­машних животных, способы ухода за телом, татуировки, украшения и др. Можно сказать, что материальная культура - это совокупность вещей и предметов (а также связанных с ними навыков), материально сущест­вующих в пространстве на протяжении определенных отрезков времени и направленных на удовлетворение жизненных потребностей людей.

Понятие «материальная культура» охватывает не только предметы, от­носящиеся к сфере производства и потребления, но и связанные с ними фор­мы человеческой деятельности. Этнограф не просто описывает вещь, но ис­следование прежде всего направлено на анализ обстоятельств, относящихся к изготовлению, функциям (включая ритуальные); а также - на характеристику этнической специфики и социальных отношений, влияющих па процесс ее использования в быту. Например, важным компонентом этнической культу­ры является одежда (костюм), которая представляет собою комплекс, вклю­чающий также обувь, головной убор, прическу, средства ухода за телом и т.д. Исследователя интересуют не просто материал, цвет, покрой, но, в первую очередь, влияние на костюм природно-географической среды, религиозных и эстетических представлений. Также обращается внимание на межэтнические отношения, возможные заимствования. Наконец, одежда выступает как знак. Способы ношения, цвет, орнамент, сочетание украшений - не только позво­ляли отличить «своего» от «чужого», но несли информацию о семейном по­ложении, профессии, социальном статусе, родоплеменной принадлежности. По замечанию известного советского ученого С.А.Токарева, «вещи интере­суют этнографа не сами по себе, а в их отношении к человеку».

XII. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.

В этот понятийный блок входят различные формы фольклора, ритуаль­ной деятельности (обычаи, обряды), этические нормы, эстетические пред­ставления, знания, правовые нормы и др. Иначе говоря, духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной памяти этноса (либо его части), передается из поколения в поколение путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах пове­дения. Подчеркнем, что она должна проявиться материально либо осязаемо. Например, песни (либо - сказки, пословицы, поговорки и т.д.) должны быть исполнены, услышаны или записаны. Только в таком случае информация будет сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Таким образом, в «чистом виде» реалии духовной культуры существовать не могут.

Тезис о влиянии реалий духовной культуры на поведение людей можно подтвердить обратившись к обрядовой практике. Даже в современном обществе ритуалы сопровождают все значимые этапы и события в жизни людей (вступление в брак, рождение ребенка, начато трудовой деятельности, смерть и т.д.). И тем большую роль обычаи и обряды (см. ниже) играли в традици­онном и первобытном обществах. Неписаные правила, освященные мифами, религией, авторитетом предков или просто старших членов коллектива, ве­ками регулировали поступки человека. Даже невольное нарушение строгих запретов, например, употребление в пищу табуированных продуктов, могло вызвать психологический шок и нередко даже смерть!

Само разграничение культуры на материальную и духовную является условным.

Во-первых, ритуалы включают материальные компоненты: обря­довая пища и одежда, культовые предметы, особые места на которых разво­рачивается действие.

Во-вторых, подобное разграничение некорректно, когда речь идет о
произведениях искусства (например, живописные полотна, скульптура и др.,
нотные записи, музыкальные инструменты и т.д.).

В-третьих, изящество и красота многих предметов народного обихода (яркие праздничные одежды, орнаментированная керамика, разукрашенные прялки, сундуки, шкатулки) зачастую позволяет рассматривать их как произ­ведения искусства, выдвигать на первый план эстетические, а не утилитарные функции.

В-четвертых, предметы, традиционно относимые к материальной куль­туре, в иных ситуациях сами выполняют ритуальные функции. Например, веник, горшок, ложка, дежа для теста - не просто материальные предметы домашнего обихода, но и - объекты обрядовых действий, связанные с гада­ниями, заговорами, свадебными и др. ритуалами.

Все сказанное объясняет необходимость применения и других класси­фикаций, также имеющих ограниченный характер, но позволяющих изучать все многообразие этнографических фактов. В том числе используется и вы­шеназванная, при которой реалии этнокультуры сводятся в два понятийных блока: материальную и духовную культуру.

XIII. ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению, составу входящих в них элементов и разнообразию выполняемых функций. Обычаи и обряды - один из самых яр­ких и показательных примеров такого рода явлений.

Согласно наиболее признанному среди исследователей определению, обычай - это унаследованный стереотипный способ (правило) поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Обычаи как стереотипные способы поведения являются одной из куль­турных форм сохранения и передачи традиций из поколения в поколение. Понятие «традиция» часто используется как синоним понятия «обычай». Но понятие «традиция» охватывает гораздо больший круг явлений; оно включа­ет объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), про­цесс социального наследования и его способы. Следовательно, традиции при­сущи всем сферам социальной жизни и всем культурам. Сфера же обычая ограничивается определенными областями общественной жизни (сферой способов поведения).

Обряд (ритуал, церемония, церемониал) - это стереотипное действие, носящее преимущественно символический характер. Если обычай - это вся­кие повторяющиеся и установленные традицией действия, то обряд состоит из совокупности условных, символических традиционных действий, лишен­ных непосредственной практической целесообразности. Эти действия служат символом определенных социальных отношений, формой их наглядного вы­ражения и закрепления.

Так, застегивание одежды налево у женщин - это обычай, ибо в прак­тических целях застегивать одежду как-то надо. А одевание мантий судьями - обряд, не обусловленный практическими потребностями, выполняющий чис­то символические функции - выделить судей из общей массы находящихся в зале суда людей, показать их принадлежность к определенной группе.



Целью обряда является не достижение какого-либо материального, ве­щественного результата, и формирование у его участников определенных мыс­лей, образов, представлений, чувств и настроений. Следовательно, действия становятся обрядовыми только в том случае, если отделяются от обычной ма­териальной или общественной практики и приобретают значение действий-символов (которые воплощают в себе те или иные социальные идеи, представ­ления, образы и вызывают соответствующие чувства).

Любой обряд включает в себя ряд символов. Символ есть разновид­ность знака. Он выступает в качестве своеобразного заместителя реальных предметов, процессов и явлений. Но, в отличие от всех иных знаков, он обла­дает частичным сходством с обозначаемым объектом; выбор того или иного символа не вполне произволен. Восприятие символа во многом зависит от кон­кретных обстоятельств, от конкретного общества и этноса. Например, для хри­стиан крест - символ христианства; для врача - символ врачебной помощи. Для русского покачивание головой из стороны в сторону - знак отрицания; для бол­гарина это же действие - знак согласия.

Но собственно символы еще не создают обряда. Обряд возникает лишь тогда, когда само коллективное действие приобретает символическое значе­ние. Например, знамя есть символ доблести воинской части, но само по себе обряда не создает. Лишь торжественный вынос его становится центральной частью многих воинских обрядов.

Важной отличительной чертой обряда является то, что обряд требует жесткого стереотипа действий, неуклонного соблюдения установленного по­рядка, т.е. обряд жестко регламентирован («регламент» - свод правил, порядок проведения). Он консервативен и устойчив к внешним воздействиям. Это вытекает из его сущности: действия могут стать обрядовыми только тогда, когда их символическое значение станет общепризнанным в обществе или группе. Обряд невозможен без твердого закрепления за определенными действиями того или иного символического содержания, которое однозначно воспринима­ется всеми его участниками, причем это восприятие подтверждено авторитетом традиции, межпоколенного опыта.

Именно поэтому обычаи и, в гораздо большей степени, обряды имеют ярко выраженную этническую окраску. Каждой этнической общности, как правило, присущи специфические, отличные от других общностей ритуалы. Например, проводы на войну у сербов предварялись следующим обрядом: как только становилось известно, что будет война, собирались в полночь де­вять старух и до утренней зари в полном молчании ткали полотно и шили из него одну рубаху, через которую должны были пролезть все, кто уходил на войну. Это должно было защитить их от смерти. Лоскутки от этой рубахи раздавались воинам как амулеты. У других славянских народов уходящим на войну давали с собой как амулеты-обереги омелу, добытую определенным образом (ее надо было обязательно сбить с дерева из ружья); либо иголку, которую сгибали в кольцо так, чтобы острие ее вошло в ушко, и т.д. На ост­ровах Кеи после выступления воинов в поход женщины возвращаются в дом и выносят наружу корзины с камнями и плодами; плоды и камни они умащи­вают и кладут на стол, приговаривая: «О, владыки солнца и луны! Пусть пули отскочат от наших мужей, братьев, женихов и других родственников, как капли дождя отскакивают от этих смазанных маслом предметов».

Ритуальные различия существуют даже внутри одного этноса (напри­мер, классовые, сословные различия, различия социальных групп). Так, в крестьянских семьях центральных районов России при рождении ребенка родители устраивали «родинные» столы, приготовляли особое «пивцо» для угощения гостей. Родильницы получали от гостей подарки, чаще всего день­ги (золотой) - на счастье и богатство новорожденного. Новорожденному в казачьей семье все друзья и знакомые отца в подарок приносили патрон по­роха, стрелу, лук, пулю, дед дарил шашку или ружье. Дареные вещи разве­шивались по стене в той комнате, где лежала мать. Т.о. подчеркивалось воин­ское предназначение ребенка.

Рахчичаются обычаи и обряды жителей разных областей в пределах од­ной этнической территории. Так, в Саратовской губернии 30 июня устраивали Проводы весны: делали соломенную куклу, наряжали ее в кумачовый сарафан, на голову надевали кокошник с цветами. Куклу носили по селу с песнями, по­том ее раздевали и бросали в реку. В Тульской губернии в этот же день закли­нание весны происходило на закате солнца - поселяне выходили на пригорки, водили хороводы, пели песни. Потом садились в кружки, обменивались яйца­ми, окрашенными в желтую краску, угощались.

Т.о., обряд - это разновидность обычая. При этом всякий обряд являет­ся обычаем (т.е. правилом поведения), но не всякий обычай есть обряд. На­пример, свадебные и похоронные, святочные и масленичные обычаи пред­ставляют собой установленные обряды, т.к. несут в себе богатую и разнооб­разную символику. Это - обрядовые обычаи, или обычаи-обряды. Но есть очень много обычаев, в которых нет ничего обрядового: обычай брить боро­ду, мыть руки перед едой, соседской взаимопомощи, единонаследия, кровной мести и т.д.

Но следует отметить, что не всегда можно четко разграничить обряд от какого-либо безобрядового обычая. Часть исследователей склоняется к тому, что разделение обычая и обряда - чисто условно, между ними нет чет­кой грани. При таком подходе обряд часто рассматривается не как разновид­ность обычая, а как его часть, более узкое понятие, чем обычай. Обряд - это символ обычая.

Иногда в отдельную категорию выделяется понятие «ритуал», которое в таком случае определяется как комплекс (цикл) обычаев и обрядов, протяжен­ный во времени (свадебный ритуал, похоронный ритуал и т.д.).

XIV. КОМПОНЕНТЫ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ.

Ритуачьные формы (т.е. обычаи и обряды) представляют собой слож­ное явление, действо, состоящее из множества компонентов. Эта компоненты можно сгруппировать следующим образом:

Материальный компонент: место действия, одежда, пища и др.;

Система определенных телодвижений, действий, поз;

Вербальный (словесный) компонент: молитвы, заклинания, заговоры, причитания, присловья

Психологический, эмоциональный компонент - должен присутствовать определенный внутренний настрой.

XV. ФУНКЦИИ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ.

Среди многочисленных функций обычаев и обрядов исследователи выделяют следующие основные функции:

1) Трансляция (передача) культуры в рамках одного общества и от общества к обществу. Особенность обычая - отрицание более или менее зна­чительных и быстрых нововведений. Особенно это относится к первобытно­му обществу. Например, как сообщает Д.Бернау, «индейцы Британской Гвиа­ны обнаруживают поразительную ловкость в изготовлении некоторых пред­метов: они, однако, никогда их не улучшают. Они делают их точно так же, как делали их предки до них». Унаследованные способы деятельности вклю­чают в себя рациональные и иррациональные моменты в нерасчлененном виде. В однажды удавшемся методе овладения действительностью не выде­ляются именно те стороны, которые привели к успеху. Поэтому малейшее отклонение от повторявшихся ранее действий рассматривается как ставящее под угрозу достижение актуальных целей; причину неудачи какого-либо предприятия объясняют не отсутствием соответствия средств целям, а недос­таточно точным следованием обычаю. Длительный успех такого рода транс­ляции социального опыта возможен лишь при информационной ограничен­ности социальной жизни, при чрезвычайно монотонном ее ходе, стабильно­сти внешних условий, не требующих гибкости системы. Но следы такой трансляции можно обнаружить и в более динамичных обществах.

2) Средство социального контроля. Образ жизни каждого народа управляется господствующими у него обычаями. Обычаи формируют ценно­стные ориентации и нравственные качества индивидов, обряды выступают как норма поведения. Но роль обычаев и обрядов в разных обществах раз­лична. В первобытных обществах она максимальна. Поведение индивида в таких обществах жестко регламентируется социальной группой, к которой он принадлежит. На его долю достается лишь реализация установленных сте­реотипов поведения: в большинстве случаев вековой обычай уже все урегу­лировал. Поэтому спецификой обычая как средства социального контроля здесь является детальная регламентация поведения индивида: «Способ, каким человек должен питаться, одеваться в каждом обстоятельстве, жесты, кото­рые он должен делать, формулы, которые он должен произносить, определе­ны с точностью» /Э.Дюркгейм/. Современники постоянно ориентированы в своем поведении заветами предков, которые являются эталонами для оценки актуальных действий: контроль осуществляется как бы из прошлого. Т.о., обычай отчасти берет на себя груз ответственности за совершаемые поступ­ки: «Наши предки всегда так поступали». Отголоски такого положения вещей встречаются и в тех обществах, где роль обычаев не так велика.

3) Функция социализации. Обычай является одним из средств приоб­щения индивида к культуре общности, воспитания и формирования его нрав­ственных качеств в соответствии с требованиями группы. Объектом социали­зации являются главным образом дети, но в некоторой степени - и взрослые, особенно недавно принятые в общество. Социализация идет двумя путями: путем постоянного научения унаследованным образцам и через специальные «социализирующие обычаи». Важнейшим этапом процесса социализации являлись инициации - системы посвятительных обрядов, знаменовавших пе­реход подростков в ранг взрослых, полноправных членов общества. Во время инициации посвящаемым в наглядной или словесной форме внушали необ­ходимость следования нормам коллективной жизни. Чтобы добиться соблю­дения определенных стандартов поведения, посвятительные обряды должны были устрашить подростков, произвести неизгладимое впечатление, а также подготовить к грядущим лишениям.

4) Социальная интеграция. Обычаи и обряды поддерживают внутри-групповую сплоченность, солидарность. С другой стороны, они выделяют данную группу среди других. Поэтому эту функцию можно назвать этниче­ской: обычаи и обряды являются этническим символом. В этом смысле нака­зания, следующие за нарушением обычая, являются охранительным средст­вом, способствующим поддержанию единства группы.

Сакрализация (освящение). Обычаи освящают различные объекты и социальные отношения, как реальные, так и воображаемые. Понятие свя­щенного откосится к тому, что является объектом интенсивного почитания, уважения и отличается неприкосновенностью, нарушение которой вызывает жесткие негативные санкции. Предписания обычая могут быть священны как в позитивном плане, так и в негативном (табу). Круг объектов сакрализации очень широк: растения, животные, явления природы, предки, вожди и т.п. В некотором отношении обычай является неотъемлемой частью религиозных систем. Но понятие религиозного характеризует лишь определенную степень «священности». Если священность какого-либо предписания ставится под сомнение, это является выражением того, что обычай теряет силу своего воз­действия.

XVI. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

В сознании современного человека присутствует преувеличенное представление о застойности этнической (традиционной) культуры. Однако на практике это - динамичная, изменяющаяся система. На нее влияют различные факторы.

Так, можно назвать воздействие природно-географической среды. Именно среда во многом определяет особенности одежды, жилища, набор воз­делываемых культур, объекты охоты и т.д. Ландшафт и почва влияют на харак­тер трудовой деятельности, особенно в сельском хозяйстве, на тип и планиров­ку поселений, а естественные рубежи (реки, горы) играют роль этнических границ, влияя на расселение и контакты между группами.

Еще в прошлом веке многие ученые, обращая внимание на совпадение в культурах отдаленных друг от друга народов, пытались объяснить это «культурной диффузией». Сохранилось целое направление ■ «диффузио-низм», объединявшее разные школы, между которыми велись научные спо­ры. При всех расхождениях их объединяло одно: признание распространения основных культурных достижений из одного или нескольких центров, в ко­торых, по мнению этих ученых, существовали своеобразные первокомплсксы культуры. Так объяснялось появление в разных регионах лука и стрел, коле­са, одомашнивания животных и т.д. Подобная диффузия подразумевает осо­бую роль переселений (миграций) и различных контактов. Это могло привес­ти к невероятным выводам. Например, в XX в. существовали теории, по ко­торым предками индейцев прерий, гордых апачей, чейенов, команчей, знако­мых читателю по приключенческим романам и американским фильмам, были известные нам... монголы, чжурчжени и даже скифы. При эгом обращали внимание на совпадения в способах ухода за лошадьми, в конской упряжи, приемах загонной охоты, планировке кочевого лагеря, военных приемах и т.д. Однако в действительности перечисленные группы не имели контактов, а совпадения объясняются близкими уровнями социально-экономического раз­вития, одинаковыми направлениями хозяйства и сходными природно-гсографическими условиями (прерии Северной Америки - степи Евразии). В Этнографии существует понятие хозяйственно-культурный тип. Под ним подразумевают определенный комплекс особенностей хозяйства и культу­ры, складывающихся у народов, находящихся на одном уровне социаль­но-экономического развития и в сходных природно-географических ус­ловиях. Индейцы прерий принадлежали к хозяйственно-культурному типу конных охотников, сложившемуся в Америке в XVIII в. А те общности, в которых усмотрели их предков, также были либо конными охотниками (в средние века чжурчжени, «лесные» монголы), либо относились к близкому типу скотоводов-кочевников степей и лесостепей умеренного климата. Также к одному хозяйственно-культурному типу относились индейцы-яхи из Кали­форнии, бушмены Юго-"Западной Африки, аборигены Австралии. И у них без культурных контактов сложились общие культурные признаки. Еще раз под­черкнем значение природно-географических факторов в формировании хо­зяйственно-культурных типов.

Особенности среды влияют на отдельные стороны духовной культуры и психологический склад этноса. Это находит косвенное выражение в при­вычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности народного быта. Так, определенные климатом циклы земледельческих работ умеренного пояса способствовали возникновению специфических обычаев и обрядов, неизвестных племенам охотников и собирателей тропиков. Наконец, геогра­фическая среда находит выражение в самосознании, о чем говорилось выше.

Взаимодействие этнической культуры и природной среды имеет обо­юдный характер. «Внешние» импульсы как бы преломляются через защитные механизмы культуры. Чем выше её уровень, тем более опосредованным будет воздействие природной среды, и, наоборот, тем активнее сам этнос может её изменять. Добавим, что далеко не всегда в.лучшую сторону: экологический кризис тесно связан с общественным прогрессом. Для сравнения достаточно представить возможности воздействия на природу аборигенов Австралии и сложившейся к концу XIX в. австралийской (англо-австралийской) нации.

На динамику этнической культуры влияет и этнонолитическая (этносоциальная) среда. Этнос развивается в окружении соседей, имея с ними контакты. При всем их многообразии можно выделить общие тенден­ции. Рассмотрим некоторые из них. Так, влияние культур носит взаимный характер. Даже культура австралийских аборигенов повлияла на искусство, фольклор, формы досуга (например, метание бумеранга как спортивное заня­тие) «белых» австралийцев. Последние также заимствовали способы выжива­ния в труднодоступных местах, многие слова и названия. Для характеристики подобных процессов используется понятие аккультурация. Это - процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит их изменение. В научных школах запада этот термин трактуется как синоним европеизации, означающий распространение у народов Азии, Африки, Юж­ной Америки элементов «западной» культуры. Такое «узкое» понимание не­вольно подразумевает неравноценность культур.

Длительное взаимодействие этносов, проживающих на одной террито­рии в одинаковых экологических условиях, порождает сходные культурные признаки. Например, этим объясняется близость в одежде, пище, обычаях, фольклоре у народов Северного Кавказа. Это при том, что они различаются по происхождению, языку, религии. Северный Кавказ, также как Поволжье, Карпаты, Прибалтика - не просто географические понятия. Это - историке- этнографические области, i.e. регионы, у населения которых в силу дли­тельных контактов, взаимных влияний (т.е. аккультурации), прожива­ния в одинаковых условиях вырабатываются похожие культурные при­знаки.

Наконец, динамика культуры зависит от исторического опыта, нако­пленного этносом. Это - информация, которая хранится в коллективной па­мяти народа и проявляется в стереотипах поведения и привычках людей. В её сохранении большую роль играют обычаи, фольклор, различные виды исто­рических источников, а в более позднее время - организованное обучение (например, школа), специальные формы хранения (музеи, библиотеки, архи­вы), средства массовой информации. Совокупный опыт, относящийся к определенной сфере деятельности, часто называют этнические (культур­ные) традиции (от латинского «traditio» - передача, повествование). А пере­численные выше формы (обычаи, фольклор, поведенческие стереотипы и т.д.) - культурные способы их сохранения и передачи из поколения в поколе­ние.

От традиций следует отличать инновации. Этим термином обознача­ют новые элементы (в хозяйстве, материальной и духовной культуре, социальной жизни), которые либо привносятся извне от других этносов, либо рождаются в недрах самой культуры.

«Прошлый» опыт помогает этносу выживать в изменяющихся внеш­них условиях. Недаром во многих традиционных обществах в трудные пе­риоды истории возрастает стремление к более тщательному соблюдению обычаев предков, сохранению языка, фольклора и т.д. И, наоборот, ослабле­ние культурного иммунитета способствует быстрому проникновению разру­шительных новшеств. Далеко не всегда контакты между этносами прогрес­сивны, так как нередко на исторической сцене взаимодействуют народы, от­личающиеся по уровню развития, численности, имеющие различный полити­ческий статус. Для индейцев Америки, тасманийцев, аборигенов Австралии и Тропической Африки знакомство с европейцами имело и трагические резуль­таты. Речь идет не только о физическом уничтожении целых племен. В куль­туру аборигенов проникали инновации разрушавшие их. Следствием контак­тов стало распространение алкоголизма, проституции, азартных игр и, нако­нец, болезней, уносившей сотни жизней.

Развитие этнической культуры - это постоянное взаимодействие в ней старого (традиции) и нового (инновации).

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - часть общей системы культуры, включающей всю сферу материальной деятельности и ее рез-ты. Разделение культуры на духовную и материальную соответствует двум основным видам производства - материальному и духовному. В качестве главной части материальной культуры рассматриваются , жилища, одежда, предметы потребления, способ питания и поселения и т. д., что в их совокупности, развитии и употреблении обусловливает определенные формы жизни, . К.м. можно рассматривать как способ адаптации об-ва к биофизич. окружению путем его соответствующего преобразования. К.м. воплощает собой степень практич. овладения человеком силами и богатствами природы. К.м. - материальное основание культуры, достижения к-рой неразрывно связаны с уровнем развития К.м. Становление науки, философии, искусства в каждую эпоху требует определенных экономич. предпосылок. Историч. преемственность в развитии К.м. составляет основу преемственности и культуры в целом. И.Б. Орлова

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ" в других словарях:

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - воплощение материализованных человеч. потребностей. Включает в себя все материальные артефакты и технологии, созданные человеч. сооб вами. В К.м. реализуется стремление человечества адаптироваться к биол. и социальным условиям жизни.… … Энциклопедия культурологии

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - англ. culture, material; нем. Kultur, materielle. Совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая как физические объекты, созданные человеком, так и природные объекты, используемые им. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - англ. culture, material; нем. Kultur, materielle. Совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая как физические объекты, созданные человеком, так и природные объекты, используемые им … Толковый словарь по социологии

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ - КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия

    КУЛЬТУРА - (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

    КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ - одна из сторон общей культуры человечества, противопоставляемая и корреспондируемая с культурой материальной. Если под материальной культурой понимается предметно физич. мир культуры (средства труда, жилище, одежда, обработанные руками… … Энциклопедия культурологии

    культура - 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Здесь различается культура материальная и духовная. В более узком смысле термин относится именно к культуре духовной.… … Большая психологическая энциклопедия

    Материальная культура - 1) включает в себя разнообразные по типам и формам «артефакты», где природный материал и объект превращается в вещественный, т.е. в предмет, созданный творческой деятельностью человека. Материальная культура оценивается с точки зрения создаваемых … Энциклопедия культурологии

    Культура народов Востока - «Культура народов Востока» («Культура народов Востока. Материалы и исследования») книжная серия Главной редакции восточной литературы (ГРВЛ) издательства «Наука» (Москва), а затем Издательской фирмы «Восточная литература» РАН. Основана в 1969… … Википедия

    Культура Вальтернинбург-Бернбург - Культура Вальтернинбург Бернбург археологический комплекс культур среднего неолита, существовавший на территории немецких регионов Саксония Ангальт, Тюрингия и Франкония около 3200 2800 гг. до н. э. Состоял из двух… … Википедия

Книги

  • , Симонова Евгения Николаевна. В книге впервые планомерно вводятся в научный оборот материалы славянских памятников VII - XI вв. из области Сабольч-Сатмар-Берег. Большую ценность представляет каталог исследованных… Купить за 953 грн (только Украина)
  • Материальная культура славянского населения Северо-Восточной Венгрии VII-XI веков , Симонова Е.Н.. В книге впервые планомерно вводятся в научный оборот материалы славянских памятников VII - XI вв. из области Сабольч-Сатмар-Берег. Большую ценность представляет каталог исследованных…

Материальная культура имеет достаточно сложную структуру. Ее основой является предметно-продуктивные элементы. Последние, в свою очередь, включают культуру производства, жизнеобеспече­ния и военного производства.

Производственная культура - это орудия труда, машины, тех­нические системы и транспортные средства.

Культуру жизнеобеспечения составляют постройки, предметы быта, одежда.

Вооружение и военная техника - это особая область матери­альной культуры.

Материальная культура - результат, средство и условие деятель­ности людей. Ее содержание не исчерпывается тем, что она удовлетво­ряет материальные потребности людей, оно многообразнее и много­значнее. Материальная культура выступает средством передачи соци­ального опыта, поэтому содержит также национальное начало, по кото­рому можно установить ее происхождение, отражает процессы взаимо­влияния народов, их культур вплоть до вытеснения ее отдельных эле­ментов. Например, в России в ХVШ-XIX вв. национальная одежда вы­теснялась западноевропейской, становясь постепенно общемировой.

Объекты материальной культуры специфичны для эпохи, соци­альной группы, нации и даже для индивидуума. Значит, она может выступать и как социальный знак, и как памятник культуры.

Источники изучения материальной культуры:

Реальные предметы (археологические и этнографические памятники; сохранившаяся архитектура; нефункционирующая тех­ника; вся функционирующая материальная культура);

Их изображения (произведения изобразительного искусства, чертежи, иные графические произведения; фото- и кинодокументы);

Макеты и модели, соответствующие оригиналу (макеты и модели, известные с древности. Это уменьшенные копии реальных предметов, зачастую составлявшие часть заупокойного культа, дет­ские игрушки и т.д.);

Письменные источники (письменные источники содержат самую разнообразную информацию: о предметах материальной культуры, технологии их производства и т.д. По ним можно судить о развитии материальной культуры).

Многие памятники материальной культуры являются символа­ми эпохи (определенные марки автомобилей; танков; "катюши" как символ Великой отечественной войны для нескольких поколений).

Корабли - тоже символы эпохи: парусник - символ петровской эпохи; каравелла- символ времен Колумба, открывшего Америку.

Важная часть материальной культуры - постройки - жилые, производственные, бытовые, культовые и др. Исторически первым среди них было жилище человека.

Костер как первый "культурный" источник тепла и света стал центром притяжения, объединения древнейших людей. Так, еще до появления построек возникла идея дома, что явилось важной вехой в развитии общества.



Жилище - это искусственное, реже естественное сооружение, которое укрывает от неблагоприятной внешней среды; в то же время оно создает социальное пространство, в котором может осуществ­ляться производственная и бытовая деятельность. Кроме того, жи­лище - защита от посягательства на жизнь и имущество его обитате­лей (например, дома-крепости).

С развитием общества и культуры жилище приобретает новые функции. Появление социального и имущественного неравенства привело к тому, что дома стали отличаться размерами, числом ком­нат, уровнем комфортности. Появились постройки особого социаль­ного назначения - дом вождя, дворец правителя, которые, кроме утилитарной роли, стали играть презентативно-престижную, что по­ложило начало новому виду искусства - архитектуре. Возводились постройки неутилитарного плана, прежде всего культовые, а также связанные с системой государственной власти и управления. Шло время, жилье менялось, строились многоэтажные дома, но большин­ство людей всегда мечтали жить в собственном доме.

Разнообразием функций и социального содержания отличается одежда. Главное ее назначение - защита тела от неблагоприятного воздействия внешней среды. Но она служит также социальным, со­циально-демографическим, национально-религиозным знаком отли­чия. По одежде в прошлом могли бы определить общественный ста­тус ее обладателя (дворянин, купец, духовное лицо, военный).

Большое значение имели и отдельные элементы одежды - пояс, головной убор. На Руси о социальном статусе человека свидетельст­вовала высота его шапки. Чем знатнее, тем выше шапка.

Издавна одежда была знаком племенной или национальной при­надлежности. В современных условиях, когда общество перешло на "европейское платье", некоторые народности сохраняют в одежде ка­кой-либо национальный элемент (вышитая рубаха, папаха, тюбетейка).

С развитием моды одежда стала средством социального самоут­верждения. В середине XX в. самостоятельную роль стала играть молодежная мода. Раньше молодежь одевалась в ту же сословную и национальную одежду, что и взрослые. В настоящее время огром­ный размах получила индустрия молодежной моды.

Особым социальным значением обладает боевое оружие. Это - часть материальной культуры, связанная с вооруженным насилием в обществе. С возникновением производящего хозяйства и появлени­ем запасов зерна, стадного скота, которые можно было присвоить в результате успешного военного набега, потребовалось оружие для защиты. Военные столкновения стали регулярными. Со временем оружие для многих народов (германцы, римляне республиканской эпохи) стало своего рода "орудием труда", источником дохода.

Развитие военной техники способствовало техническому про­грессу вообще. Боевое оружие всегда являлось условием и атрибу­том политической власти. Фараоны в Древнем Египте часто изобра­жались с оружием в руках. В Древнем Китае умение управлять бое­вой колесницей считалось признаком "благородного мужа". И сего­дня, к сожалению, бряцание оружием расценивается как символ го­сударственной мощи. Из всех достижений материальной культуры оружие, пожалуй, является самой противоречивой и сомнительной ценностью.

Духовная культура

К базисным элементам духовной культуры относятся:

Ценности.

Обычаи, нравы, законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Она предписыва­ет членам общества, что надо делать, каким образом и в каких си­туациях следует поступать так, а не иначе.

Манеры, этикет, кодекс тоже входят в нормативную систему культуры, но в качестве дополнительных ее элементов. В любом обществе есть обычаи, нравы и законы, но не в любом существуют манеры, этикет и кодекс (дуэль - культовый комплекс, который от­носится к этикету, есть (был) не везде).

Ценности не относятся к видам культурных норм, но входят в нормативную систему культуры, выполняя особую функцию. Они указывают, но не предписывают, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в культуре.

Обычаи, нравы, законы - именно в таком порядке должны вы­страиваться базисные элементы нормативной системы, так как на­растает степень строгости тех санкций, которые использует общест­во по отношению к нарушителям.

Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, за­крепленный коллективными привычками.

Привычка - это повседневная сторона социальной действитель­ности, обычаи - более редкий, "праздничный" ее аспект. Обычай праздновать Новый год, уважать старших и т.д. Обычаи - одобрен­ные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции - неодобрение, отрицание. Некоторые обычаи близки к этикету. Обы­чаи - это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры.

Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение.

В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и священные обычаи. Они назывались mores - нравы. Отсюда про­изошло слово "мораль" - совокупность культурных норм, получив­ших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливо­сти и т.д. Безнравственно оскорблять людей, обижать слабого и т.д. Но в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физи­чески слабого ребенка. Таким образом, что считать нравственным, зависит от культуры данного общества.

Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государ­ственной власти в установленном конституцией порядке. Он являет­ся высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов:

обычное право - совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти;

юридические законы, закрепленные конституцией, защища­ют самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, го­сударственную тайну, собственность, человеческие права и достоин­ства. Нарушение законов влечет уголовные наказания.

На более высоком уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, ува­жать, сохранять.

Существует классификация ценностей (условная):

витальные (жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.);

социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, бо­гатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др.;

политические: свобода слова, гражданская свобода, закон­ность, гражданский мир и др.;

моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, поря­дочность и др.;

религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др.;

эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.

По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовые, локально-групповые, семейные, индивидуально-личностные.

Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что призна­ются наибольшим количеством людей как во времени, так и в про­странстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпа­дают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.

Национальные ценности занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л. Н. Толстого: "Глупо, когда один человек счита­ет себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ счи­тает себя лучше других народов" (Толстой Л. Н. Путь жизни. М, 1993. С. 157).

В отличие от общечеловеческих национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа - это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас - белорусской нации - Софийский собор в Полоцке, крест Евфросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др.; для французов - Лувр, Эйфелева башня и др.

Значит, национальные духовные ценности - это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.

Сословно-классовые ценности связаны с интересами и миро­ощущением отдельных классов и социальных групп. В послерево­люционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролеткульта (1917-1932 гг.). Его главная идея - ненависть к "экс­плуатирующим" классам, возвеличивание физического труда в про­тивовес духовному, отрицание предшествующего культурного на­следия. Сословно-классовые ценности менее устойчивы и разнооб­разны, чем национальные, а тем более общечеловеческие.

Локально-групповые ценности объединяют сравнительно неболь­шие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.

Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные "братства", секты, касты или объединения типа "роке­ров", "панков", "люберов" и др. Здесь можно говорить преимущест­венно о специфических молодежных, возрастных ценностях.

Семейные ценности. Семья, по выражению В. Гюго, является "кристаллом" общества, его основой. Это - общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процве­тание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных цен­ностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые).

Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества.

В предложенной классификации нетрудно заметить, что ценно­сти обычно обладают двумя качествами: относительностью и под­вижностью, т.е. способностью переоцениваться и переходить из од­ного уровня в другой (в бывших социалистических странах про­изошла переоценка "учения" о диктатуре пролетариата; у нас в стра­не - роли церкви, отношения к собственности).

Подвижность культурных ценностей заключается в том, что они могут переходить из одного уровня в другой, из индивидуально-личностных подниматься до общечеловеческих. Так, произведения великих мыслителей в момент создания были индивидуально-личностной ценностью, но постепенно "поднимались" через локаль­но-групповой, сословно-классовый и национальный уровни до об­щечеловеческого признания, становясь факторами мировой цивили­зации.

При рассмотрении пяти перечисленных уровней культурных ценностей выявляется и еще несколько закономерностей:

Во-первых, тот факт, что их относительность и подвижность убывают по мере того, как они становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности - наиболее устойчивые во времени и не зависят от политики. В то же время индивидуально-личностные ценности непрерывно меняются в течение человеческой жизни;

Во-вторых, духовные ценности по сравнению с их матери­альными воплощениями отличаются особой долговечностью, так как идею, образ уничтожить гораздо труднее, чем скульптуру, картину;

В-третьих, потребности людей в духовных ценностях безгра­ничны, здесь нет пресыщения.

Преувеличение, фанатическое отстаивание особой роли какого-либо вида ценностей чревато опасностью превратить ее в идола. Приверженец только общечеловеческих ценностей может превра­титься в космополита или человека без Родины; чрезмерный поклонник национальных ценностей - в националиста; классовых - в революционера или террориста; групповых - в маргинала или богемщика и т.д. Вот почему подлинно культурный человек не должен впадать в крайности.

Таким образом, многообразие человеческой деятельности явля­ется основанием деления культуры на материальную и духовную, между которыми, однако, существует тесное взаимодействие.

11 Нормы культуры - это определенные образ­цы, правила поведения или действия. Они скла­дываются, утверждаются уже в обыденном созна­нии общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традици­онные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелети­ями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы вопло­щены в идеологии, этических учениях, религиоз­ных концепциях.

Так, нормы нравственности возникают в са­мой практике массового взаимного общения лю­дей. Моральные нормы воспитываются ежеднев­но силой привычки, общественного мнения, оце­нок близких людей. Уже ребенок по реакции взрос­лых членов семьи определяет границы того, что «можно», а чего «нельзя». Огромную роль в фор­мировании норм культуры, характерных для дан­ного общества, играют взаимные одобрения и осуж­дения, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы по­ведения (как описанные в словесной форме, так и в виде образцов поведения). Нормативность куль­туры поддерживается в ходе межличностных, мас­совых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных инсти­тутов. Огромную роль в передаче духовного опы­та от поколения к поколению играет система об­разования. В ней индивид, вступающий в жизнь, получает не только знания, но принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те транс­формации, которые претерпевает общество. Напри­мер, в XX веке произошли фундаментальные сдви­ги в отношении человека к семье. Это имеет огром­ное значение, поскольку именно в ней складывает­ся личность, происходит освоение норм культуры.

виды ценностей:

1)предметные ценности, ценности - сами вещи и процессы, обладающие ценностным значением для субъекта; 2)ценности - свойства вещей, выявляемые в результате соотношения с ценностями - идеалами; 3)ценности как специфический вид норм, традиций, обычаев, императивов, запретов, задаваемых культурой; 4)ценности - идеалы; 5)ценности - знания и другие ценности сознания, вне которых невозможно постижение смысла и значения существующего, да и сам акт (деятельность) оценки.Сообразно сферам общественной жизни можно выделить материальные и духовные ценности, ценности производственно-потребительские, (утилитарные, социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные. Поскольку мир культуры, мир ценностей зависит от оценочной деятельности людей, то ценности, обнаруживаемые и пускаемые в оборот, могут оказаться подлинными, вечными, временными, ложными, прогрессивными или реакционными. В современной литературе закрепилась следующая иерархия ценностей: -сфера жизненных (витальных) ценностей и благ (жилище, питание, одежда, гигиена, комфорт и т.д.); -социальные (социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация); -отдельные духовные ценности (наука, искусство, принципы управления экономикой, политикой и т.д.); -политические (свобода слова, государственность, законность, порядок, хороший правитель, конституция, гражданский мир); -моральные ценности и прежде всего признание ценности личности как неотъемлемого (неотчуждаемого)достоинства человека. В свою очередь сферу моральных ценностей можно представить как: -уважение к жизни (благоговение перед жизнью, по выражению А.Швейцера) и к смерти (личная ответственность за жизнь перед фактом смерти, которую никто перед человеком снять не может); -любовь к истине (искренность, трудолюбие и мужество в стремлении к ней); -любовь (верность, порядочность, бескорыстие, уважение личности в другом человеке). С этим непосредственно связано уважение свободы в другом человеке, которая относится к сущности человека, поскольку именно в состоянии свободы подлинной, а не мнимой, в нем раскрепощаются его лучшие качества.

13 Эллитарная и массовая к.(Э.Томас) 2. Развитие информационной цивилизации расширило возможности человека в постижении им реального мира, появились новые способы трансляции культуры. В этой связи актуализировалась проблема элитарной и массовой культуры. Концепцию “элитарности” культуры разрабатывали Ф.Ницше, Т.Элиот, Х.Ортега-и-Гассет и другие. Ф.Ницше связывал культурное творчество с избытком жизненных сил, а создание духовных ценностей - с деятельностью аристократов, касты “сверхлюдей”. Американский культуролог Т.Элиот , в зависимости от степени осознанности культуры, выделял в ее вертикальном срезе два уровня: высший и низший, понимая под культурой определенный образ жизни, вести который могут только избранные - “элита”. Испанский культуролог Х.Ортега-и-Гассет в работах “Восстание масс”, “Искусство в настоящем и прошлом”, “Дегуманизация искусства” выдвинул концепцию массового общества и массовой культуры, противопоставив духовной элите, творящей культуру, идейно и культурно разобщенные массы: “Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем всюду… Масса сминает все не похожее, недюжинное, личностное и лучшее… Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой” (Восстание масс //Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 311).Массовая культура возникла с появлением общества массового производства и массового потребления. Появление и развитие радио, телевидения, современных средств связи, а затем видео и компьютеров способствовало распространению этой культуры. В западной социологии термин “массовая” культура означает “коммерческая”, рассматривающая искусство, науку, религию как предметы потребления. Произведения массовой культуры способны при продаже приносить прибыль, а для этого приходится учитывать вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.Массовую культуру называют и развлекательным искусством, и кичем (от немецкого жаргонного “халтура”), и полукультурой. В 80-е гг. термин “массовая” культура стал применяться реже. Он скомпрометировал себя тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наше время его заменило понятие “популярная” культура, или поп-культура. Характеризуя ее американский филолог Майкл Белл говорил: “Эта культура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства”.Элитарная культура сложна по содержанию и трудна для восприятия: это фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Беля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыка Дюваля, Шнитке. Произведения, создаваемые в рамах этой культуры, ориентированы на узкий круг разбирающихся в искусстве людей. Они являются предметом оживленных споров между искусствоведами и критиками, но массовый зритель может не обратить на них никакого внимания или просто не понять.Создатели элитарных произведений искусства стремятся не к коммерческой выгоде.

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (фр. marginal - побочный, на полях, и лат. cultura - возделывание, воспитание, образование,- развитие) -

пограничная, переходная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур.

Маргинальность органично присуща современной культуре.

Не случайно, что данный термин введён в научный оборот в XX в. (в трудах Р.Э. Парка), хотя маргинальная личность, маргинальный образ жизни в той или иной степени были представлены и в культуре предшествующих эпох.

Произошедшие в XX в. крупные социальные сдвиги существенно расширили число исторических народов, раздвинули культурные горизонты, а совпадавшие с ними по времени научно-техническая и информационная революции способствовали сближению культур Европы, Америки, Азии, Африки.

Человек, оказываясь в этом новом, наполненном различными жизненными мирами культурном пространстве, начинает сопрягать различные смыслы бытия, как современные, так и исторические.

Появлению феномена маргинальной культуры способствуют не только социальные потрясения, но и целый ряд факторов, как перманентно действующих в XX в., так и впервые возникающих в культурной картине мира:

1) урбанизм с его разнообразием культурных паттернов, ослабленностью традиционных территориальных, соседских и семейных связей, разрушением регламентации и иерархии;

2) эмансипация этнических меньшинств, усложняющая и обогащающая картину мира на макроуровне и осложняющая действие локальных связей на микроуровне;

3) изменяющийся способ производства - переход от жёсткой организации машинного типа в мегаколлективах к гибкой организации малых групп; деятельность неформальных движений и общественных организаций, играющих серьёзную роль в культуре второй половины XX в. и опирающихся прежде всего на маргинальные группы населения.

14 КОНТРКУЛЬТУРА - понятие в современной культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противосто­ящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культу­ре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отража­ющей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культу­ры отцов».

Термин «Контркультура» появился в западной литературе в 60-е гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный фе­номен - Контркультуру. В к. 20 в. культурологи обратили внимание на феномен Контркультуры, его роль в исторической динамике; тема эта перестала восприниматься как периферий­ная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока.

К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и куль­турологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет наконец приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизмов ее обновления и преображения.

В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсаль­ность. Они выходят за рамки собств. культурной среды, возвещают но­вые ценностные и практические установки для широких социальных общно­стей. В этом случае это уже не субкультуры, а скорее контр культурные тенденции.

Стойкость и возобновляемо молодежных субкультур как будто де­лает излишним термин Контркультура. Между тем в контексте современных исканий он об­ретает глубокий культурно-философский смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс куль­турного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой.

В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя античная культура. Культурный процесс, как и научный, рождает новые культурные эпо­хи, отличающиеся друг от друга радикально. В культуре постоянно про­исходят парадигмальные сдвиги. Эти глубинные преобразования порож­дает Контркультуру. Культурфилософия не располагает другим понятием, которое указывало бы на общесоциологический характер такого рода преображений.

В истории постоянно меняются социальные реалии, рождаются но­вые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов приводят к интенсивному брожению, которое тре­бует своего выражения. Далеко не всегда эти искания рождают новую культуру. Но чтобы возникла принципиально иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации, меняющие структуру всей жизни.

Контркультура в культурфилософском истолковании, постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что Контркультура - уже исторический факт, архаика. Официально господствующая культура ус­тояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и со­хранить собств. ядро. Натиск новых ценностных ориентации оказался недолговечным.

В современном мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности. Д. Белл, например, отметил, что традиционная протестантская культура замещена теперь новой культурой, которую он в соответствии со своими неоконсервативны­ми убеждениями называет модернистской.

В контексте подобных исследований понятие «Контркультура» обретает совсем иной смысл, нежели понятие «субкультура». Контркультурным значени­ем в современном мире обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкуль­тур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали на­стоящую ценностную революцию Контркультуры, следовательно, есть совокупный эффект поисков нового ценностного ядра современной культуры.



В продолжение темы:
Детская мода

У эукариот все реакции цикла Кребса протекают внутри митохондрий, причём катализирующие их ферменты, кроме одного, находятся в свободном состоянии в митохондриальном матриксе....