Мемориальный музей квартира а н толстого. Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля. Мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого. У нас работают

Мемориальный музей-квартира А.Н. Толстого был открыт 20 октября 1987 года. В создании экспозиции принимали участие старейшие сотрудники Государственного литературного музея Е.Е. Миропольская и Е.Д. Михайлова.

Здание, в котором находится мемориальный музей-квартира А.Н. Толстого, входит в комплекс городской усадьбы Рябушинских, построенной архитектором О.Ф. Шехтелем в 1901—1903 гг. По проекту архитектора флигель, замыкающий внутренний двор, предназначался для хозяйственных нужд. На первом этаже размещалась прачечная и дворницкая, на втором — комнаты для прислуги Рябушинских.

В годы, когда в особняке жил Горький, во флигеле располагались редакции созданных им журналов «На стройках СССР», «Наши достижения» и издательство «История фабрик и заводов». С августа 1941 года до последних дней своей жизни в этом доме жил писатель Алексей Николаевич Толстой и его жена Людмила Ильинична Толстая.

Коллекция А.Н. Толстого — одна из наиболее ценных в составе фондов Государственного Литературного музея. Часть этой коллекции представлена в экспозиции, часть находится в фондах ГЛМ и является основой для многочисленных выставочных проектов. В составе собрания: коллекция русской и западноевропейской живописи XVI—XX вв., предметы декоративно-прикладного искусства, мебель работы русских и западноевропейских мастеров. Значительную часть коллекции составляет библиотека писателя, включающая редчайшие издания петровского времени, книги из масонской библиотеки предков писателя — Тургеневых, редкие прижизненные зарубежные издания писателя.


Режим работы:

  • вторник, пятница-воскресенье — с 11:00 до 18:00;
  • среда, четверг — с 11:00 до 21:00;
  • понедельник — выходной день.

Стоимость билетов:

  • полный — 150 рублей;
  • льготный (пенсионеры, школьники, учащиеся средних специальных заведений, студенты и аспиранты вузов РФ старше 16-ти лет) — 100 рублей;
  • лица до 16-ти лет — бесплатно.

Узнать подробности можно на официальном сайте.

Эпиграф:
"Большая наука - завывать, гримасничать, разговаривать с призраками и бегать по рабочей комнате."
А.Н.Толстой

Бывают места, пойти в которые по собственной воле и в голову не придет.
В моей библиотеке нет книг Алексея Николаевича Толстого (ну, пожалуй, кроме "Приключений Буратино"), не было и в родительской - в школе все проходили, как полагается, но не любили и не перечитывали.
Так что в музей этот я попала случайно, просто мне назначили встречу, и так получилось.
И вот что скажу, дорогие товарищи и господа - не жалею, и даже до сих пор нахожусь под впечатлением, во как.
Это очень странное место. Совершенно жилой, по ощущениям, сам флигель - из жизни Москвы, какой уже нет и никогда не будет: туда заходишь, как на машине времени путешествуешь. Флигель находится в тихом месте, и звуков большого города туда не проникает даже при открытых окнах. Когда находишься внутри, то кажется, выглянешь, и увидишь людей и транспорт каких-нибудь 30-х, а то и 20-х, 10-х. Конечно, это заслуга музейщиков, которые пытаются воссоздать домашнюю атмосферу, забываешь, что находишься в официальном учреждении.
Алексей Николаевич, оказывается был страстным коллекционером и знатоком антиквариата и искусства (да, меня посетило нечто вроде классового чувства. Вдобавок я стала думать про всех этих людей, которым когда-то принадлежало то, что было куплено, подарено и найдено на помойках. Но я постаралась отогнать эти мысли.)
Что удивило? Все эти картины, которые обычно висят в стерильных музейных залах, и несочетаемая вроде мебель из разных времен и стран, почему-то очень органично выглядят в домашней обстановке музея-квартиры, ничто не режет глаз. Наоборот, там очень уютно- как будто так и было задумано изначально.

Кабинет, камин, лично спроектированный Толстым, кресла из Михайловского замка, как раз найденные на помойке, и отреставрированные хозяином (да, он не только собирал, но и самолично чинил антиквариат).

Этот часовой механизм будто бы принадлежал Петру I. Вообще, в музее очень много Петра и вещей с ним связанных. Также много напоминаний об Империи 18-го, начала 19-го века.

Портрет Екатерины I в кабинете:

Один из предков Толстого, голландский инженер и весь из себя масон, о чем говорят инструменты у него в руках:

Под стеклянным колпаком стоит бюст Потемкина. Волосы, ткань, кружева - личные, потемкинские. Лицо только восковое, но, как говорят - сходство один в один. Брр, че то, как то... возникает ощущение кунсткамеры. Да еще этот стеклянный колпак.

В музее узнала, что у выдающегося физика Петра Капицы, который дружил с Толстым, было сумасшедшее хобби: он обожал часовые механизмы, особенно старинные, реставрировал их для собственного удовольствия. Во всяком случае, все часы из коллекции хозяина дома прошли через его руки. Но сейчас они не ходят, просто украшают интерьер:

Опять кресла из Михайловского замка:

В коридоре висят вышитые картины (болгарский крест, 19 век, первая половина). Опять Петр: коронует Екатерину и наказывает за что-то какого-то купца.

напротив висит еще одна, парадный портрет Петра. Ну, я подумала - те вышивка просто, а это бисер.

Но присмотрелась: бисер больно крупный. Потом еще присмотрелась - а это и не бисер совсем! Это - спички. :) Оказывается, было и такое. Спички красили в разные цвета и втыкали в специальную сетку. Позади располагался исходный рисунок.

Вот там видно: спички немного вылезли.

Императрица Мария Федоровна:

Портрет хозяина дома, чуть ниже фотография его матери, в коридоре спичечный Петр:

Облупившаяся стена - это так задумано, если что. Для ощущения старины.

В столовой, на диване сидит тот самый Буратино, который снимался в фильме 30-х годов.

Скромный такой посудный шкафчик в столовой:

И среди диванов, шкафов и стульев много прекрасных картин:

Но это не все. Босх! "Искушение святого Антония". Как всегда у Босха, бегают на противных ножках грехи, разные существа искушают святого на фоне зловещего пейзажа, а апофеоз всего - фигура, которая держит в руках главный сосуд греха и вместилище разврата - инструмент лютню. Я почему так подробно описываю - картина висит так, что ее довольно трудно снять моей мыльницей.

Ну, слева - старинный ломберный столик, красивый, конечно, и наверное ценный. Но я про то, что справа: угловой шкафчик на ножках, не знаю, как правильно он называется.
И это, кстати, одна из тех вещей, которая не куплена, не подарена, и не найдена - а досталась Толстому по наследству, по тургеневской линии, и сработана еще крепостными мастерами.
На фоне сделанных явно по образцу, мрачных античных развалин и веселых голландских домиков вот такие коровы:

бегущее животное, вероятно, собака, с развевающимися ушами (хотя, с другой стороны, может это и заяц):

А сбоку (извините, расфокус, другого кадра нет пока) какие-то штуковины плетеные (из бересты?)

Мне почему-то кажется, что это мебель делалась для детской. И это, конечно, красота. Еще полюбуюсь напоследок.

И финальная цитата:
"Затем последнее (в порядке совета) - о желудке. Степан Петрович Яремич говорит: чистите ваш желудок. Он так же любит повторять: Лермонтов погиб оттого, что не чистил желудка. Это парадокс, но покопайтесь-ка в причинах вашего дурного настроения, головной боли, минут черного пессимизма и пр. - желудок. Вы сели к столу, в голове смесь ваты с простоквашей, щурясь - курите, перо выводит на полях какой-то рисуночек, - топорик, ромбики, завитушечки. Чистите ваш желудок! Два раза в месяц вы схватываете грипп, - сидите дома, сморкаетесь, шаркаете туфлями. Грипп - что может быть хуже?! Вы мнительны к тому же... Но попробуйте чистить желудок. Вам нет времени заниматься физкультурой (лыжи, теннис, лодка, охота), вам кажется, что действительно нет времени, и вы даже сожалеете об этом. Вздор! Вычистите желудок - и время сразу найдется..."

В музей-квартиру Алексея Толстого забрели случайно. Дом на улице Спиридоновка, в котором расположился музей, является частью усадьбы купцов Рябушинских и входит в единый ансамбль, построенный в начале XX века по проекту Федора Шехтеля и считающийся шедевром архитектуры русского модерна.
Бережно сохраненные угодья "красного графа" оставляют впечатление трогательного советского заповедника. Именно так, "красным графом", называли в советские времена дворянина по происхождению, который поначалу категорически не принимал Октябрьскую революцию 1917 года, эмигрировал, а потом триумфально вернулся на Родину и стал одним из любимых писателей Сталина.
На Спиридоновке Толстой жил со своей четвертой женой последние 9 лет своей жизни.
Алексей Толстой был страстным собирателем искусства. Гуляя по музею, создается впечатление, что порою в своей страстной привязанности к искусству он был не слишком разборчив, собирал все подряд. Мы честно искали логику в коллекции, но обнаружить ее нам не удалось. Под одной крышей Толстой собрал комплект кресел из Михайловского замка в Петербурге, барочную мебель и уникальные осветительные приборы 18 столетия. На стенах расположились Рокотов с Брюлловым, Бенуа, неизвестные итальянские художники XVI века, акварелист XIX века Василий Садовников. Нас поразила картина Босха...
Безусловно, не доказано, что это именн Босх, смотрители утверждают, что перед нами творение "Искушение святого Антония" (как известно, триптих "Искушение святого Антония" Иеронима Босха - одно из его важнейших произведений). Известно и, что в русских собраниях Босха не было и нет. Босх это или не Босх, мы вряд ли узнаем, но картина, безуслоно, заслуживает внимания, и посмотреть на нее обязательно стоит. Смотрители музея очень милые и разговорчивые. Заплатив только за вход (стоимость билета для взрослых - 100 рублей, для студентов и пенсионеров - 70 рублей), вы услышите развернутый рассказ о жизни Алексея Толстого и всех предметах его коллекции. Общаясь со смотрителями, создается впечатление, что вы находитесь не в музее, а в квартире, хозяин которой отлучился на минуточку и сейчас придет. И это очень приятно, потому что хочется узнать о хозяине больше, хочется вспомнить все его произведения, а на память приходят только "Петр Первый" и "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Кстати, Буратино расположился на самом видном месте в кабинете своего автора.
И напоследок о произведениях Алексея Толстого. За 63 года жизни Толстой создал огромное количество произведений: романы, сказки, повести, пьесы. "Гиперболоид инженера Гарина", "Эмигранты", "Хождение по мукам", "Петр Первый"...
Стало стыдно, ушла читать...

Мемориальный музей Алексея Толстого расположен в той же усадьбе Рябушинского, что и музей Горького. Красный граф, как называли Толстого, занимал бывший флигель для прислуги состоятельного промышленника. Памятная доска с барельефом писателя укреплена на стене исторического здания. В самой квартире сохранена подлинная обстановка, живописная и антикварная коллекции писателя, переданные государству по завещанию вдовы, умершей в 1982 году.

В коридоре посетители проходят мимо пирамиды разномастных сундуков, символизирующих странствия и многочисленные переезды. Алексей Толстой приход к власти большевиков и разразившуюся Гражданскую войну воспринял без восторга, до 1923 года жил в эмиграции в Стамбуле, Берлине и Париже.

Вернувшись в Россию, сменил несколько жен и мест жительства, в мемориальной квартире жил с последней супругой около 10 лет. Направление посетителям указывает стрелка и надпись на простом листе бумаги, укрепленном на двери.

На стене лестничной клетки флигеля укреплен живописный портрет Алексея Толстого кисти известного художника Корина, лауреата Ленинской премии за серию более поздних работ. Писатель изображен сидящим в кресле на фоне книжного шкафа.

Задумчивое выражение лица и потухшая трубка в руке могут изображать реальные размышления над сюжетом последней части романа о Петре Первом, закончить который писатель так и не успел. В этом же здании были написаны многие произведения Алексея Толстого, завершающие его многогранное и разностороннее творческое наследие.

Недюжинный литературный дар и увлекательность произведений принесли Алексею Толстому читательское признание. Лояльность к большевистской идеологии и пропаганда советской власти обеспечили внимание и благодарность правящей верхушки.

После смерти своего соседа по дому Максима Горького Толстой возглавил Союз советских писателей, получил за свои книги три Сталинских премии и несколько орденов, был депутатом Верховного Совета.

Под портретом вытесанная на конце стоящего бревна фигурка главного героя сказки Золотой ключик, или Приключения Буратино. Количество произведений для малышей в обширном библиографическом списке Алексея Толстого составляет несколько десятков, а упомянутая сказка стала практически народной и, похоже, обречена на бессмертие.

Вышли из-под пера писателя не только сказки, но и близкие к ним по богатству замысла фантастические произведения, положившие начало этому жанру в российской литературе. Романы Аэлита и Гиперболоид инженера Гарина отличаются занимательностью сюжетов и богатством деталей, делающих содержание произведений актуальным и для современного читателя.

Главными же произведениями Алексея Толстого признают многоплановую трилогию Хождение по мукам и исторический роман Петр Первый. В трилогии писатель пытается художественными средствами обосновать неизбежность и необходимость революционных событий в России, их благо для простого народа и творческой интеллигенции.

Трехтомник об императоре, авторе коренных реформ в стране и обществе, великом полководце Петре Первом пытается показать все величие и масштаб личности этого незаурядного человека. Долгие годы Толстой работал над этим образом, не случайно в мемориальной квартире столько портретов императора и вещей петровской эпохи.

В прихожей мемориальной квартиры музея Алексея Толстого висит старинное зеркало в уникальной резной оправе. Напротив многоместная вешалка для одежды и головных уборов со стойкой для зонтов и тростей. Предметы мебели коллекционного качества размещены даже в узком коридоре, ведущем к жилым помещениям.

Посетителей музея Алексея Толстого встречают внимательные и квалифицированные сотрудники, готовые сопроводить экскурсию подробными комментариями и ответить на все возникающие вопросы.

Просторный рабочий кабинет писателя обставлен выбранной им лично мебелью, украшен предметами из его многочисленных собраний редкостей.

Где бы он не жил, Толстой соблюдал принцип наличия четырех столов: большого письменного для чтения и редактирования, малого с пишущей машинкой для набора текстов, чайного столика у камина и кафедры для письма стоя, размещенной в углу помещения.

На столешнице письменного стола разложены редактируемые черновики и наброски, стоит красочная чернильница и светильник с абажуром, бронзовая статуэтка и еще несколько изящных мелочей. Дополняет меблировку кабинета несколько шкафов и комодов мастерской работы, оригинальный диван с тумбами вместо боковых поручней.

Стол для печати на машинке не содержит ничего лишнего, только запас бумаги да массивная пепельница в форме причудливой раковины, выдающей пристрастие хозяина к курению.

Действующий камин сооружен по желанию последнего жильца, в подсобных помещениях дворянской усадьбы его не могло быть. Причудливые вазы и изящные подсвечники, солидные часы расставлены на верхней каминной доске.

Кирпичная кладка камина украшена вставками из натурального камня, лежащие возле топки кочерга и щипцы свидетельствуют о реальной эксплуатации камина по назначению.

На круглом столике чайник с чашками, и снова пепельница неисправимого курильщика. Уютные кресла с закругленными спинками располагают как к дружеской беседе, так и к размышлениям в одиночестве, в компании с любимой трубкой.

Большой зал гостиной использовался и как парадная столовая, это иллюстрируется накрытым столом с расставленными тарелками и другими предметами семейного сервиза и расставленными вокруг стульями.

Вогнутый диван занимает дальний угол помещения, в простенке между окнами большое старинное зеркало. Сервант украшен вазами и статуэтками, на стенах живописные полотна известных художников.

Свою долю в формирование изысканного облика помещения вносит и многоламповая люстра, украшающая парадный зал сиянием хрустальных кристаллов.

Бывшая спальня писателя приспособлена под выставку антикварной мебели, приобретенной Алексеем Толстым при жизни.

Самое светлое помещение мемориальной квартиры, в котором самый длинный оконный проем вдоль скошенной стены флигеля, отлично подходит для демонстрации уникальных изделий старых мебельщиков.

Синие стены образуют единое пространство с примыкающими помещениями, оформленными подобным же образом.

Подобный по составу предметов набор мягкой мебели, что и в предыдущей части комнаты, установлен в проеме между двумя коридорами.

Рядом с диваном, который называется «жаба» здесь размещено живописное полотно, изображающее интеллигентного охотника – аристократа. Камзол и цилиндр, старинное ружье и гончие собаки подтверждают эту версию.

Слева расположен переход в другие помещения музея Алексея Толстого, справа приоткрытый занавес позволяет видеть зрительские стулья в следующем зале.

Окрашенный в такой же густой синий цвет Малый зал оборудован на месте кухонных и подсобных помещений. Наличие колонн и портика позволило выделить зону для выступающих, а вполне достаточный объем помещения вместил приличное число стульев для зрителей.

Зал используется для проведения разного рода публичных мероприятий – литературных вечеров и тематических конференций, писательских встреч и других.

Посещение музея Алексея Толстого целесообразно объединить с походом в мемориальное жилище Горького, находящееся рядом.

Само здание, проект которого выполнен знаменитым архитектором Шехтелем, также достойно обозрения, признано памятником зодчества федерального уровня. Комплексная экскурсия получится насыщенной и познавательной.

Я с детства не любила литературных музеев-квартир. К сожалению, они совершенно лишены духа своих прежних владельцев. Везде одно и то же: вот это стол, вот это стул… Но, только не в музее-квартире Алексея Николаевича Толстого.

Знаменитая Спиридоновка. Здесь просто пройтись по улице - одно удовольствие, а если еще заглянуть в музей, да в хороший музей, то это удовольствие будет более ярким...

Дом на Спиридоновке стал музеем в 1987 году. Здание, в котором находится мемориальный музей-квартира А.Н. Толстого, входит в комплекс городской усадьбы Рябушинских, построенной архитектором О.Ф. Шехтелем в 1901-1903 гг. По проекту архитектора флигель, замыкающий внутренний двор, предназначался для хозяйственных нужд. На первом этаже размещалась прачечная и дворницкая, на втором - комнаты для прислуги Рябушинских. Музей остаётся таким же гостеприимным домом, каким был при Алексее Николаевиче Толстом.

С первого взгляда этот музей меня действительно поразил и приятно удивил. Это действительно дом в котором сохранена не только вся обстановка, но и привычки хозяина, семейные традиции…

Главная из таких традиций – это гостеприимство. Не часто сейчас встретишь в Москве музей, в котором тебя напоят вкусным чаем с конфетами. Здесь нет никаких запретов, не надо соблюдать чинную музейную тишину.

Главное в этом музее – дух хозяина дома, который хранителям экскурсоводам удалось сохранить. И это не удивительно. Одной из хранительниц коллекции является Инна Георгиевна Андреева, одна из представительниц рода Толстых.

Алексей Николаевич Толстой поселился в этой квартире в конце 1930-х годов и прожил до самой смерти 23 февраля 1945 года. Здесь бывали Качалов и Уланова, Чуковский и Чкалов, Капица и Бурденко, и даже Фаина Раневская. Последний факт меня особенно удивил, потому что для меня эти две фигуры существуют в отдельных, не соприкасающихся мирах.

Здесь он работал над третьей книгой романа "Петр I", закончил роман "Хождение по мукам", цикл "Рассказов Ивана Сударева"

В доме полностью сохранилась прижизненная обстановка кабинета, гостиной и коридора. Висят портреты Петра I и Екатерины I, живописные полотна, предметы обихода "петровских времен". В библиотеке писателя книги русских и зарубежных классиков, советских писателей, книги по искусству и истории и др. Мало кто знает, что Алексей Николаевич сам занимался обстановкой дома. Он был очень привязан к своим вещам, перевозя их за собой с места на место, чем часто вызывал смех у своих коллег в писательской среде.

Обстановка столовой так же говорит о хозяине как об очень гостеприимном человеке. Здесь сохранился не только стол и стулья, а даже фамильные сервизы и супницы

Меня поразило обилие мебели, картин, фотографий. Всё подлинное. Хотя фотографии Алексей Николаевич и не любил…

Когда находишься внутри, то кажется, выглянешь, и увидишь людей и транспорт каких-нибудь 30-х, а то и 20-х, 10-х. Конечно, это заслуга музейщиков, которые пытаются воссоздать домашнюю атмосферу.

Алексей Николаевич был страстным коллекционером и знатоком антиквариата и предметов искусства. Все эти картины, которые обычно висят в стерильных музейных залах, и не сочетаемая вроде мебель из разных времен и стран, почему-то очень органично выглядят в домашней обстановке музея-квартиры, ничто не режет глаз.

В музее очень много Петра и вещей с ним связанных. Эта фигура имела для Алексея Николаевича особое значение. Ведь именно при Петре Первом род Толстых приобрел дворянский титул.

Также много напоминаний об Империи 18-го, начала 19-го века. Под стеклянным колпаком стоит бюст Потемкина. Волосы, ткань, кружева - личные, потемкинские. Лицо только восковое, но, как говорят - сходство один в один. В столовой, на диване сидит тот самый Буратино, который снимался в фильме 30-х годов. Кстати, в прошлом году сказке про Буратино исполнилось АЖ 80!!!

В кабинете на стене слепок прижизненной маски Петра I и маска Александра Сергеевича Пушкина, так же очень чтимого Алексеем Константиновичем. Писарские чернильницы, подсвечник, корабельные часы, и это далеко не весь список удивительных вещей дома Толстого. В кабинете, как и при жизни, сохранен принцип 4-х столов. Именно так всегда обставлял свой кабинет Алексей Николаевич. Он отличался удивительным трудолюбием, работая по 4-5 часов в день. Вероятно,поэтому за 63 года жизни Толстой создал огромное количество произведений: романы, сказки, повести, пьесы. "Гиперболоид инженера Гарина", "Эмигранты", "Хождение по мукам", "Петр Первый"...

Есть там и небольшой концертный зал со старинным роялем.

В доме очень много картин, но отдельно стоит рассказать об одной. Это единственная картина Иеронима Босха в Москве - «Искушение святого Антония». Сам Толстой считал, что это Босх. Возможно, это и не Босх, а школа Босха. Остается только гадать. Согласно красивой истории,рассказанной хранительницей музея,эта картина попала в дом Алексея Николаевича из усадьбы Александра Сергеевича Пушкина. Именно с нее великий русский поэт и писал сон Татьяны. И правда, вглядевшись в сюжет картины возникают стихотворные образы. Уже после смерти поэта, дом,в котором он проживал в южной ссылке был разграблен. Узнав об этом, Алексей Константинович отправился по близь расположенным деревням и ему удалось найти легендарную картину.

Это далеко не все тайны и истории, которые хранит в себе музей-квартира Алексея Николаевича Толстого. Приходите и откройте для себя своего «Человека Праздник».

За недолгую экскурсию появляется ощущение, что по дому тебя вел сам его хозяин. Музей остаётся таким же гостеприимным домом, каким был при Алексее Николаевиче Толстом.

Сегодня главное для такого музея - это его хранители, экскурсоводы. Если они способны заинтересовать историей хозяина дома, то посещение обязательно удастся.

После экскурсии очень захотелось еще раз вернуться к романам Алексея Николаевича. Взглянуть уже теперь другими глазами на мир созданный писателем.



В продолжение темы:
Детская мода

У эукариот все реакции цикла Кребса протекают внутри митохондрий, причём катализирующие их ферменты, кроме одного, находятся в свободном состоянии в митохондриальном матриксе....