Моды как субкультура (про британских скутеристов)

Молодежь никогда не хочет быть «как все». Неудивительно, что именно в Англии, подарившей миру самый качественный рок на свете (а потом и попсу, конечно, но это - отдельная история), в 50-е годы зародилось само понятие «субкультуры». Хотя «субкультура» обычно выражает строго противоположное идеям морали и законам общества, молодые люди, желавшие самовыражения, нуждались так же и в том, чтобы как-то отличать «своих» от «чужих», разделяясь по музыкальным, модным и даже жизненным предпочтениям. Особенно массовым это явление стало после окончания войны, когда 70% юных и задиристых примкнули к той или иной группе.

ТЭДЫ (или ТЭДДИ)

Тэды (в Советском Союзе известные так же, как «стиляги») появились на волне популярности рок-н-ролла в 50-х. Особенно, конечно, американского рок-н-ролла и британских звезд, вроде Адама Фейта и Клиффа Ричарда. Стиль одежды выбрали себе «эдвардианский», что подразумевало: хорошего покроя пальто до колена, брюки-дудочки, бархатные воротники, замшевые (или лакированные) остроносые ботинки и много-много геля на волосах, чтобы «поставить правильный» кок. Девушки-тэды носили плиссированные юбки, или юбки-карандаши, подвернутые до колен джинсы, белые рубашки или майки в обтяжку, элегантные маленькие сумочки и шейные платки. Неудивительно, что Тэды, даже не из слишком богатых семей, стали завсегдатаями портных на Сивил-Роу.

МОДЫ (или МОДЕРНИСТЫ)

В 60-х на смену Тэдам пришли Моды, выбрав своим стилем микс из джазовых модернистов 50-х и традиции не слишком состоятельных людей одеваться дороже, чем они могут себе позволить. По сути, Моды стремились выглядеть как бизнесмены среднего класса. Носили исключительно итальянское, или сшитое на заказ, стриглись в салонах «Видал Сасун» и водили скутеры «Веспа». По сути, Моды являлись предтечей современных хипстеров. Кстати, модой на тощих девушек мы обязаны именно им, возведшим иконой стиля девочку-веточку Твигги. Модой на мини-юбки, гольфы до колен, и мешковатые свитера/куртки - тоже.
Что же касается музыкальных предпочтений, то для Модов авторитетом являлся чернокожий джаз, ска, ну, и парочка-тройка белых - чего уж там, пусть будут - например, Small Faces, The Who и Kinks. Настоящие моды ввели моду (извините за тавтологию) на метамфитамины, позволявшие им тусить всю ночь напролет, не уходя с танцпола.

РАСТА

Но нельзя забывать и о том, что в Англии уже много веков живут не только белые. Афро-карибские лондонцы конца 60-х избрали своим стилем Растафарианство. Скорее всего, конечно, в пику белым - им можно, а мы что, хуже? Поэтому улицы крупных городов наводнили люди с дрэдами, одетые непонятно во что, но обязательно яркое, курящие ганджубас и громко слушающие регги. То есть, пытались убедить окружающих, что ни фига они не то, что называют «вест-индийскими иммигрантами», а самые что ни на есть настоящие ниггеры со своей офигенной, бро, культурой. К сожалению, столь открытая демонстрация своей национальной идентичности, часто приводила к стычкам и мелким бойням, и в итоге породила течение… Скинов.

СКИНЫ (или СКИНХЭДЫ)

Вы не поверите, но изначально, в середине 60-х, Скины появились, как белая альтернатива Раста. Мальчики и девочки из рабочих (и только рабочих) районов настолько восхищались свободой растаманов, что тоже слушали рэгги и ска. Только одевались по-другому: вместо яркой одежды - прямые джинсы цвета индиго (исключительно демократичных марок Levi’s, Lee или Wrangler) или то, что раньше называлось слаксами, на ногах носили только тяжелые ботинки Dr. Martens, а волосы брили наголо вне зависимости от пола. Собственно, откуда и название - «кожаноголовые». Так же, как элемент стиля присутствовали клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки и подвернутые джинсы, ставшие своеобразной «визитной карточкой» стиля. Уже намного позже к скинам примкнули футбольные фанаты, известные своей нетерпимостью ко всему, в частности, к людям с другим цветом кожи, длиной волос, и тут такое началось… Кстати, если кто не в курсе, особой популярность у них начали пользоваться белые группы, вроде Slade и, затем, Madness.

ХИППИ

Мир и любовь, мир и любовь! Раскачивались из стороны в сторону, с глупой укуренной улыбкой самые большие пацифисты на свете - хиппи. Возникшие в середине 60-х, как логическое продолжение американского течения битников, своего расцвета хиппи достигли в начале 70-х. Первоначально протестовавшие против пуританской церковной морали, хиппи пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм (или пофигизм). Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!», благо повод произносить это почаще выдался в виде Вьетнамской войны. А потом было знаменитое лето любви 1967 года в виде фестиваля Вудсток, и уже пару лет до этого начавшего функционировать фестиваля Айл оф Уайт. Работать и служить в армии они не хотели по этическим соображениям. Религией был выбран, благодаря Битлз, буддизм (нельзя портить себе карму), наркотиками - ЛСД и другие галлюциногены (чтобы мир казался красивее), а музыкой - психоделический рок (который рождало употребление галлюциногенов).

ПАНКИ

О, эти молодые и безбашенные! Анархисты и раздолбаи! Появились в середине 70-х, как альтернатива любому возможному обществу на свете. Вышедшие, как и многие, из рабочих районов, они позиционировали себя как «потерянное поколение», отождествлявшееся с отчуждением и анархией в крайне агрессивных ее проявлениях. Тон задал Джонни Роттен из Sex Pistols, чтобы окончательно закрепить за панками образ ренегатов и отщепенцев, одеваться тоже нужно было соответственно: драные джинсы, шипованные сапоги и самое главное - невообразимые прически-ирокезы всех цветов и оттенков. Масла в огонь моды подлили Малкольм Макларен, менеджер группы, и его подружка-любовница Вивьен Вествуд, которую теперь называют «бабушкой панк-стиля», выпустив целую коллекцию одежды для панков. Что касается музыки, выросшей в целое направление, то надо признаться, что для тру-панка, чем хуже звук и громче какофония - тем приятнее для уха. Утруждать себя обучению игре на инструментах панки не стали - знаешь, каким концом держать гитару или барабанные палочки - уже достаточно. Хотя, надо признать, что панк-группа Clash записала хотя бы один, но настоящий хит.

НОВЫЕ РОМАНТИКИ

Возникшее в начале 80-х, как часть «новой волны», течение оказало заметное влияние на развитие английской поп- и рок-сцены и было единственной видимой альтернативой аскетичной и грубой панк-культуре. Хотя и трудно назвать «субкультурой» направление, не несущее в себе никакого социального протеста, а только воспевающее гламур, яркие фасоны и гедонизм. О да, изысканная одежда, невообразимый макияж, необычные прически - вот он глэм-рок во всей своей красе. Кстати, принцем «новых романтиков» считался Дэвид Боуи и Roxy Music, а затем Spandau Ballet и Depeche Mode. Именно благодаря «романтикам» музыкальные клипы стали похожи на то, что мы видим сегодня. К сожалению, именно «новые романтики» ввели моду на андрогинных мужчин и не менее бесполых женщин, а так же вычурный аристократизм, который мы сейчас называем…хм… голимыми понтами(?)

ГОТЫ

Появившись одновременно с Новыми Романтиками, движение Готов вышло непосредственно из панк-культуры. Готик-рок - эта совершенно неаудибельная музыка, родилась на свет именно благодаря этим людям, которые большую часть своей жизни предпочитают проводить на кладбищах, закатывая глаза и, если позволяет интеллектуальное развитие, читающих по памяти поэму «Ворон» Эдгара Аллана По. Черная одежда, черные волосы, мрачный мэйк-ап и пирсинг во всех возможных и невозможных местах - приветствуются. Основой движения является пассивный протест против господствующих культурных стереотипов, однако никакого единого мировоззрения у готов нет. Хотя сами себя готы позиционируют как «невоинствующие», многие искренне полагают, что представители этой субкультуры по ночам пьют кровь невинных младенцев.

CASUALS

Рука не поднимается написать «кэжуалы», если честно. Но кто они такие? Появившиеся в начале 80-х выходцы из рабочего, разумеется, класса, предпочитавшие одеваться «как все» (и такое бывает), но в одежду хороших дорогих марок, вроде Fred Perry, Pringles, Ralph Laurent и Burburry. Так в чем же их необычность и субкультурность? О, это - отдельная каста. Каста футбольных фанатов, которые не хотят, чтобы их ассоциировали со скинами. Но суть, если честно - одна и та же. Футбольные фанаты известны своим асоциальным поведением - драками во время матчей, бросанием на поле домовых шашек и массовыми побоищами после игры с болельщиками противоположной команды. Само собой, полиция обращает внимание на «ультрас», одетых в «цвета» клуба и популярные у английского рабочего класса марки одежды, вроде Lonsdale, Ben Sherman и Dr. Martens. Чтобы избежать пристального внимания полиции, некоторые из них выделились в отдельную «касту», начав одеваться в цивильную дизайнерскую одежду (casual dress) либо спортивную одежду дорогих марок.

Все материалы, размещенные на сайте, являются собственностью журнала Exciter и защищены авторским правом. Перепечатка невозможна без письменного разрешения редакции -

Все фото: MagnumPhoto


Британская культура распространяется по миру не первое столетие, и даже крушение колониальной империи и бремя войны не ослабило её влияние. Английская чопорность и приверженность традициям стала притчей во языцех, но сложно переоценить вклад этой страны в культуру молодёжную, не терпящую застоя, стремящуюся к свободе и новизне.

Одним из самых ярких примеров этого феномена является субкультура модов, истоки которой следует искать среди молодёжи конца 50-х годов. В те годы словом «модернист» называли поклонников современного джаза, противопоставляя их любителям джаза традиционного. Модернисты, или сокращённо «моды», разбирались в бибопе, увлекались идеями экзистенциализма и одевались в .

Отчасти мод-движение появилось как своеобразный ответ британской субкультуре Тедди-боев - криминализированной молодежи из рабочей среды, слушавшей американский блюз и стремившейся подражать «золотой молодежи», одеваясь по моде эпохи короля Эдуарда VI.


Лондонские Тедди Бои, 1954


Тедди Бои середины 50-х, Кенсингтон, западный Лондон

Касательно социального слоя ранних модов мнения несколько расходятся: некоторые считают их выходцами из рабочей среды, другие же полагают, что их породил средний класс лондонского Ист-Энда. В частности, на возникновение модов могла оказать сильное влияние культура битников и молодых представителей лондонской богемы.


Образ жизни модов конца пятидесятых - начала шестидесятых годов, - независимых, свободолюбивых, одетых идеально вплоть до мельчайших деталей, завсегдатаев джазовых клубов, разъезжающих на итальянских мотороллерах и нередко злоупотребляющих амфетаминами, ещё не был хорошо знаком широкой общественности, однако к нему приобщалось всё больше и больше молодых людей.

Этому способствовала и атмосфера любимых модами кофе-баров, где стало появляться всё больше молодёжи из рабочей среды, и кроме джаза всё чаще зазвучал ритм-энд-блюз. Пленённые зажигательностью записей лейблов Стакс, Чесс, Атлантик и Мотаун, дикой энергией блюза Мадди Уотерса, Бо Диддли и Хаулин Вулфа, ритмичностью ска, юные модернисты, теперь представляющие самые разные слои общества, развивали в себе чувство стиля и любовь к музыке.

Пока талантливые музыканты туманного Альбиона осваивали новую музыку, коллекционеры пластинок с радостью хвастались свежими записями гениальных американских исполнителей: Ли Дорси, Сэма Кука, Джеки Уилсона, Артура Александера, Джеймса Брауна и других любимцев модов начала шестидесятых.

К середине десятилетия вершин успеха достигли Марвин Гей, Вилсон Пикетт, Отис Реддинг, Доби Грей, Смоки Робинсон, группы The Supremes и Martha & The Vandellas.

Завоевали сердца модов и британские коллективы, такие как Georgie Fame & The Blue Flames, Zoot Money’s Big Roll Band и Graham Bond Organization. Под их хиты молодёжь оставляла последние силы на танцполе, отдав последние деньги за новый костюм.

Субкультура – феномен более содержательный, чем идеально подобранная одежда, танцы и музыка, но без этих слагаемых моды немыслимы. Излюбленными местами модернистов стали лондонские клубы The Scene, The Flamingo, и The Marquee, а также манчестерский Twisted Wheel. Эти легендарные для современных модов заведения оказали значительное влияние на культуру послевоенной Британии. Клуб Flamingo принимал у себя многих звёзд первой величины, включая Сару Вон, Эллу Фитджеральд, Стиви Вандера, а также помог британцам познакомиться с ямайским ска.

В клубе The Marquee выступал Алексис Корнер, которого назовут отцом британского блюза. Через его собранную в 1961-м году группу Blues Incorporated пройдут выдающиеся британские музыканты из The Rolling Stones, The Cream и многих других команд, о чьих беспрецедентных мировых успехах будут говорить как о «Британском вторжении».

С увеличением числа модов росло и внимание к ним со стороны музыкальной и модной индустрии, а также телевидения. Развитие субкультуры оказало сильнейшее влияние на моду по всему миру. «Свингующий Лондон», как назвали этот феномен журналисты, включал в себя самые разные проявления культурной и сексуальной революции шестидесятых. В музыке речь шла о самом настоящем «Британском вторжении»: весь мир слушал The Beatles, The Kinks, The Rolling Stones, и десятки других английских групп.

В сфере моды Великобритания также стала ведущим экспортёром: мини-юбка, этот символ сексуального раскрепощения, была придумана британским дизайнером Мэри Куант. Очаровательные британки Джин Шримптон и «Королева Модов» Твигги стали первыми топ-моделями с мировыми именами.

Британский флаг попал даже на пиджаки и платья. Заинтересованность в клиентах из числа модов привела к появлению марок одежды вроде Merc и бурному развитию в лондонском Сохо. Молодым людям теперь не обязательно было доставать костюмы от итальянских портных: английские им ничуть не уступали. Карнаби задавала тон, а весь мир внимал и копировал.


Модная компания на Carnaby street, Лондон, 1966

На телевидении отражением британского вторжения стали такие шоу как «Ready Steady Go!» и «Top of The Pops». Ready Steady Go, начинавшая в 1963-м году как заурядная музыкальная передача, быстро сменила стиль, став знаменитым на весь мир молодёжным шоу о музыке, моде и модах.

Определённо можно сказать, что рост популярности субкультуры способствовал консюмеризму, но вместе с тем внимание к модам со стороны общественности показывало, что молодёжь начинает играть в консервативном обществе Великобритании гораздо более заметную роль. На их жизнь, проблемы и нужды начали обращать чуть больше внимания. Не всегда это внимание было на руку модам: в частности, в мае 1964-го вся страна узнала об их жестоких столкновениях с рокерами на пляжах южной Англии в Брайтоне, а правительство начало глушить пиратские радиостанции, сориентированные на неуемных британских тинэйджеров.

Однако первой массовой молодёжной субкультуре Великобритании предстояло стать ещё и самой долгоживущей, потому как было в ней нечто, далеко выходящее за рамки очередной модной тенденции. Заметно это стало всего через несколько лет после спада.

Со второй половины семидесятых соул-музыка приобретала всё более фанковое звучание, не импонировавшее модам-пуристам, в особенности проживающим на севере Англии. Увлечение редкими и уже старомодными записями без примеси фанка вылилось в движение, названное Северным соулом (Nothern Soul). В его рамках очень активно развивалась танцевальная составляющая культуры модов и характерные для северного соула танцы теперь стали визитной карточкой направления. Ко второй половине семидесятых северный соул вышел на пик популярности и распространился по всей Северной Англии и Мидлендс.

В конце декады возникло направление «Mod Revival» - буквально «мод-возрождение». Этот музыкальный жанр вобрал в себя элементы современных ему панк-рока и нью вейва, а также пауэр-попа в духе The Who и Small Faces – порождения мод-сцены шестидесятых. Мод-ривайвл подарил музыке немало успешных групп, среди которых наибольшую известность приобрела легендарная The Jam во главе с Полом Уэллером.

Стиль одежды модов в целом остался прежним – , костюмы, рубашки и . Уэллер ввёл моду на двухцветные ботинки, которые можно было увидеть в шестидесятые на Брайане Джонсе, Роджере Долтри и других рок-звёздах. Не забыли моды и о полюбившихся им ещё в первую волну итальянских мотороллерах Vespa и Lambretta.

В восьмидесятые годы северный соул приобрел новых поклонников. Также, некоторые моды обратили внимание на современный им ска лейбл “2 Tone” и редкие записи шестидесятых годов, получившие новую жизнь благодаря переизданиям и названные специалистами фрикбитом. Этот термин стали применять по отношению к музыке, представляющей собой переходную ступень от ритм-энд-блюза к психоделии и прогрессивному року.

Где-то неподалёку от мод-сцены пребывал и гаражный рок, полюбившийся некоторым модам ещё в период своего возникновения в середине 60-х, а ныне, как и фрикбит, оживлённый многочисленными переизданиями старых композиций и группами, черпающими в них своё вдохновение.

В девяностые годы мод-ривайвл семидесятых сам послужил основной для новой британской музыки – бритпопа, а многие исполнители продолжили подпитываться идеями непосредственно шестидесятых годов, в их числе, конечно же, Oasis и Blur. Само мод-движение повзрослело, стало более светским и трендовым, но ничуть не опопсовилось.

С момента появления модов прошло полвека, а их культура все так же привлекает в свои ряды ценителей богатейших музыкальных традиций, не перестающих подпитывать музыкантов со всего света, и людей, очарованных сдержанной элегантностью британского стиля, ставшего классическим, но оставшегося удивительно современным.

Сергей Кошелев

Специально для www.сайт

Мо́ды (Mods) – лондонская субкультура 50 — 60-х годов ХХ века, обладающая особым стилем.

Атрибуты стиля модов

— гардероб в итальяно-французском стиле

Моды подстроили под себя только-только входившие в моду итальянский и французский стили. Они носили пошитые на заказ итальянские костюмы из узких брюк со стрелками и качественно скроенных приталенных , нейлоновые сорочки с маленькими воротничками, узкие галстуки, мохеровые вещи, шерстяные или кашемировые свитера (с V-образным или круглым под горло вырезом), ветровки или куртки из искусственной кожи на молнии, узконосые кожаные ботинки (так называемые «винкл пикерс»), с кисточками или обувь под названием Desert Boots фирмы Clarks.

— прическа в духе французских актеров

Гардероб модов дополнялся особой прической, копирующей стрижки французских актеров, например, Жан-Поля Бельмондо.

— макияж

Некоторые моды пользовались карандашами для глаз, тенями, помадой.

— скутер как аксессуар

В качестве основного средства передвижения моды выбирали скутеры. Это также было связано с особенностями стиля представителей субкультуры: в скутере все механизмы были закрыты специальными панелями, что позволяло сохранять дорогостоящие костюмы в чистоте. В неблагоприятные погодные условия моды надевали военные , которые оберегали их пиджаки и брюки от дождя.

Предпочтительными марками скутеров были Vespa или Lambretta. После того, как вышел закон, согласно которому каждый мотоцикл обязан был иметь хотя бы одно зеркало, моды начали украшать свои скутеры четырьмя, десятью и даже тридцатью зеркалами.

Этимология термина «моды»

Термин «мод» происходит от английского слова «modernist», которым в 50-х годах ХХ века обозначались современные джазовые музыканты и их фанаты. Название было противопоставлением понятию «трад» (от англ. traditional), который обозначал традиционных джазовых исполнителей и их поклонников.

История стиля субкультуры модов


В романе Колина Макиннеса (Colin Macinnes) «Абсолютные новички» 1959-го года «модернист» предстает перед читателем как молодой поклонник современного джаза, который одевается по последней моде — в итальянской манере. Роман является одним из первых произведений, где термин используется для описания молодого британца, сознательно интересующегося модой и современным джазом.

  • Причины возникновения субкультуры

Некоторые исследователи определяют субкультуру модов как «одержимый модой, гедонистический культ всего самого классного», которому поклонялись совершеннолетние юнцы, жившие в Лондоне или новых южных городах.

По мере того, как благосостояние послевоенной Великобритании приходило в норму, изменялось и общество. Молодое поколение 60-х уже было не обязано работать после школы, чтобы прокормить семью. Теперь они работали, чтобы обеспечить себе вольготное существование в городе. Молодежь, получившая возможность самостоятельно распоряжаться своими деньгами, зачастую вкладывала их в свой внешний вид.

В то время на таких знаменитых улицах, как Карнаби-стрит и Кингс-Роуд открывались первые , ориентированные на молодое поколение. Появились независимые , такие как Мэри Куант, которая стала известной благодаря своим мини- , или Джон Стивен (John Stephen), разработавший линию под названием «His Clothes», и чьим постоянным клиентом была знаменитая группа Small Faces.

В середине 60-х годов газетные репортеры акцентировали особое внимание на стоимости костюмов модов, выискивая случаи особой крайности. Так, например, они публиковали слова одного молодого мода, который заявил, что лучше не будет есть, но купит себе одежду. Однако, подобная приверженность моде была не случайна: это позволяло молодежи уходить от своих серых рабочих будней и хоть на время попадать в другой мир.

К выбору одежды моды относились с особой тщательностью и создавали внутри своего сообщества собственные артефакты и символы. Так, например, неотъемлемым атрибутом каждого уважающего себя мода стал британский флаг («юнион джек») и эмблема Королевских воздушных сил («таргет»).

  • Истоки стиля модов

В основе внешнего облика модов лежат стили как минимум двух молодежных субкультур: во-первых, битников с их богемным , включающим в себя и черные , а во-вторых, от которых моды унаследовали нарциссизм и скрупулезное следование моде.

  • Стиль «подружки мода»

Подружки модов следовали некому андрогинному стилю и зачастую были неотличимы от своих бойфрендов. Короткие стрижки, мужские брюки и (иногда одолженные у парней), обувь без каблука и минимум косметики. Чаще всего девушки оставляли лицо бледным, наносили коричневые тени на веки, белую помаду на губы и наклеивали накладные ресницы.

Девушки-моды стали настоящим испытанием для своих родителей, поскольку начиная с 60-х, длина их юбок все более и более укорачивалась. Со временем, когда субкультура модов перешла в разряд коммерческого направления, образ подружки мода стал эксплуатироваться такими моделями, как (Jean Shrimpton) и (Twiggy).

  • Причины угасания движения

Культуру модов заменило направление .

В конце 70-х годов Великобританию постигло возрождение модов, первая волна которых постепенно угасла в конце 60-х, а в начале 80-х годов культура модов распространилась и на другие страны. Наибольшее распространение она получила в Южной Калифорнии.

  • Изменение стиля

В результате смешения культур многие моды переняли стиль так называемых руд-боев, надев на себя шляпы с короткими полями и укороченные джинсы марки . Они слушали ямайское ска и посещали вест-индские ночные клубы Ram Jam, A-Train и Sloopy’s.

Основные атрибуты стиля модов сохранили ранние . Они также носили поло и рубашки , брюки ста-прест и Levi’s, но теперь сочетали их с подтяжками и .

Некоторые исследователи полагают, что за культурой модов не стояло никаких духовных принципов, всего лишь обыкновенный фетишизм со своими объектами поклонения, среди которых были скутеры, итальянские костюмы и пластинки с американским соулом.

Young people have a particular relationship with the world. There are many groupings (subcultures) that have interests different from those of the mainstream culture. A particular cultural grouping is a way for young people to express their individuality.

By the mid-60s teenagers had begun to form distinct cultural groupings. Most young people in Britain follow some kind of youth culture: rockers, hackers, ravers, skinheads, hippies, goths, punks, bakers, emos, metalists, modes, hip-hop, football hooligans, gamers, anarchists, green, religious subcultures, etc. A subculture is a way of life. It isn"t a fan club, it"s a real life. It seems to them that the parents are always saying: No! That everything about them: their hair, their music, clothes, the way they talk, their dreams are considered bad by grown-ups. The young people are unsure of where they are going. Often young people do something not because they want to do it. They do things because everybody around does or because they think it"s impolite to refuse.

Современная молодежь относится к миру по особому. Существует много групп (субкультур) интересы которых отличаются от массовой культуры. Определенные культурные группы являются для молодых людей способом выразить свою индивидуальность. В середине 60-х годов подростки начали формировать различные культурные группы. Большинство молодых людей в Великобритании относятся к какой-нибудь молодежной культуре: рокеры, хакеры, рейверы, скинхеды, хиппи, готы, панки, пекари, эмо, металлисты, моды, хип-хоп, футбольные болельщики, геймеры, анархисты, зеленые, религиозные субкультуры, и т.д. Субкультуры это образ жизни. Это не фан-клуб, это реальная жизнь. Им кажется, что родители всегда говорят: нет! Всё что касается их: их волосы, их музыка, одежда, манера говорить, их мечты- взрослые считают глупым. Молодые люди не знают, куда они идут. Часто молодые люди делают что-то не потому, что они хотят этого. Они делают это, потому что все вокруг делают или потому, что они думают, что не вежливо отказываться.

Панк, также известный как панк-рок, - агрессивная форма рок-музыки, которая объединилась в международное (хотя преимущественно англо-американское) движение в 1975-80 году. Они больше стали превращаться в политизированные боевые группировки, и они распространяют отрицание, как идеологию и эстетический подход, становясь образцом подросткового бунта и отчуждения.

Панки хотели выделиться из общества как можно больше; поэтому грубый стиль преобладал в их гардеробе. Панки стремятся к свободе и анархии. Большинство панков считают, что правительство - это хаос, и оно никогда не может быть совершенным. В начале 1980-х годов, расцвет панк-рока закончился. Начали формироваться новые субкультуры.

Панки в России.

СМИ СССР впервые узнали о панках из Западной прессы, которая была запрещена в Советском Союзе.

В результате молодые люди стали слушать западную музыку, смотреть западные фильмы и подражать западному стилю одежды. В 1970 годы Российская молодежь слушала классический рок, такую группу как Битлз, или арт-рок. Большинство из них никогда не слышали слово «панк». Первые люди, которые называли себя «панками» появились в Ленинграде в конце 1979 года и начале 1980 года, они плохо представляли что значит панк.

Скинхеды.

Скинхеды появились в Великобритании в середине 1960-х годов. Одним из первых названий субкультуры было « Моды», они стриглись очень коротко, объясняя это тем что, волосы мешаются им во время драк. Дети рабочего класса называли себя «Скинхедами», чтобы отделять себя от других Модов. Огромные группы вспыльчивой молодежи собирались каждую субботу на футбольных стадионах, чтобы поболеть за местные команды. Часто между болельщиками команд происходили стычки и перестрелки, и эти события дали начало периоду легендарного британского «футбольного насилия». Когда наступала ночь , « скинхэды » надевали самоелучшее из того, чтоу них было и отправлялись на дискотеку. Здесь они танцевали под звуки новой музыки, которую внесли в Англию ямайские иммигранты.

Скинхеды в России.

В России скинхеды появились в начале 90-х годов. В 1992-м году в Москве было около десятка скинхедов. Вели они себя тихо, в основном занимались самолюбованием и демонстрировали себя в центре города. Первые скины были чистым продуктом подросткового обезьянничества: они старательно подражали западным образцам.

Термин «Эмо» используется как одна из веток контркультуры; это- абривеатура слова «эмоциональный». Эмо определяет не только отношение, но и способ, который исходит из эмокора (эмо музыка). Эмокор- это сочетание хардкора и панка, которые были очень популярными в Вашингтоне в конце 80-х годов. Эмо культура продолжала развиваться между 1990 и 2000 года, и достигла высокой популярности в настоящее время.

Подростки, которые слушают эмокор, - это эмокиды. Окружающие считают их неудачниками. Они не умеют контролировать свои эмоции, они тихи, застенчивы, замкнуты и очень чувствительны. Обычно эмо любят выражать свои чувства стихами, писать о своих проблемах с депрессией, неразберихой и злостью, поскольку мир не понимает их. Темы , типа: жизнь - это боль , обычны. Хотя жизнь и так очень трудна для них, они склонны к причинению себе боли. Эмо субкультура наносит непоправимый вред.

Эмо-культура в России.

Русские подростки быстро переняли западную эмо-культуру. Очевидно, людей выступающих против этой культуры, намного больше чем поклонников. Одни говорят, что это не естественно для России. По их мнению, копия взятая с запада, противоречит истинной культуре бывшего Советского Союза. Другие утверждают, что представители этого направления отличаются юным возрастом, и такие переживания как раз характерны для молодых несостоявшихся и эмоциональных подростков, то есть серьезно относится к такой культуре не стоит. Третьи утверждают, что желание эмо-кидов быть «собой» и при этом четкое следование инструкциям типа «как должен выглядеть настоящий - эмо»- более чем парадоксально. Почитатели же утверждают, что в России есть несколько музыкальных групп, основавших направление эмо. Тем не менее, даже Российским певцам пришло в голову выпускать альбомы в стиле - эмо. Если представители шоу- бизнеса делают на относительно новом движении ставку, значит оно становится в нашей стране все популярнее. В интернете можно найти огромное количество ресурсов, где предлагают заказать нашивки, футболки, значки, браслеты, и даже настенные календари в стиле эмо. Каким образом приживется это направление в нашей стране, или наложит отпечаток на культуре России, покажет время.

Изучение субкультур, в том числе молодежных относительно новое направление для гуманитарных наук. До конца 80 – х годов господствовало отношение к субкультуре как к социальной аномалии, которую надо изучать только для того, чтобы найти способ ее исправить. Не следует забывать, что молодежные субкультуры - явление весьма динамичное, и большинство исследований быстро устаревают и теряют свою актуальность. Поэтому знание о молодежных субкультурах необходимо социуму. Отсутствие такого знания порождает непонимание и неприятие между подростками молодежью, между подростками и родителями, между подростками и учителями. Поэтому необходимы исследования, которые осветили бы современное состояние молодежных субкультур. За последние годы количество неформальных объединений выросло в три раза и сейчас неуклонно растет. Одним из проявлений молодежной субкультуры являются неформальные объединения молодежи, своеобразная форма общения и жизни группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. Они есть в формальных группах- классных коллективах, есть группы на базе межличностных отношениях, а наряду с ними и вне школы. В своей работе я выявила 4 вида субкультур в моей родной школе: готы, байкеры, киберспортсмены, эмо. Они играют важную роль в жизни молодежи, удовлетворяют информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности.

Новизна: выявление молодежных субкультур в моей школе.

Методы работы:

Молодежные субкультуры – это способ проявить индивидуальность, показать себя, расширить свой интерес и оценить ценности жизни

I Понятие Субкультуры

Под субкультурой социальных групп следует понимать основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений, находящие отражение в социальной позиции и в других формах самопроявления личности (своего рода внутренняя культура индивида, из которой складывается макрокосм). По элементам субкультуры –языку, манере поведения (например, всеподавляющий культ насилия у рокеров и скинхэдов), одежде, музыке, литературе, кинематографу и т д. – то есть духовной и материальной культуре, можно судить о характерных особенностях коллективного сознания и поведения социальной группы по отношению к внешнему миру. При изучении субкультур важной задачей является анализ интересов, предпочтений, ориентаций как ступеней формирования ценностей социальной группы.

Субкультура традиционно характерна для западной цивилизации, а Великобритания – яркий пример.

Итак, субкультура - свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура - суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

По моему мнению, составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы); потребности и склонности.

II Характеристика

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Более узким понятием, близким к субкультуре, но не подменяющим её, является фэндом (англ. fandom - фанатство) - сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и слэнг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и вэб-сайты. Однако большинство фэндомов не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса. Также с понятием субкультуры иногда путают понятие хобби, увлечения человека каким-либо занятием (см. геймеры, хакеры итп). Сообщества людей с общим хобби могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

III Виды субкультур Великобритании

В своей работе я предполагаю дать общий обзор молодежных субкультур Великобритании.

Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:

Готы (субкультура) – поклонники готик – рока, готик металла и дарквейва

Джанглисты – поклонники джангла, драм энд бейса и его разновидностей

Инди – поклонники индии – рока

Металлисты – поклонники хэви-метал и его разновидностей

Панки – поклонники панк-рока и сторонники панк – идеологии

Растаманы – поклонники регги, а также представители религиозного движения

Растафари

Риветхеды – поклонники музыки в стиле индустриал

Рэйверы – поклонники рейва, танцевальной музыки и дискотек

Рэпэры – поклонники рэпа и хип-хопа

Традиционные скиндхеды – любители ска и регги

Эмо – поклонники эмо и пост – хардрока

Другие субкультуры

Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочее:

Отаку – поклонники аниме (японской мультипликации)

Падонки – использующие жаргон падонков

Исторические реконструкторы

Ролевое движение – поклонники живых ролевых игр

Териантропы

Фурри – поклонники антропоморфных животных

Имиджевые

Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:

Вижуал кидс

Кибер – готы

Тедди – бои

Милитари

Политические и мировоззренческие

Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:

RASH – скиндхеды

SHARP – скиндхеды

НС – скиндхеды

Неформалы

Нью – Эйдж

Стрейт – эджеры

Хулиганские

Субкультуры хулиганов. Их выделение часто оспаривается, и далеко не все, причисляемы к ним, сами относят себя к ним:

Руд – бои

Ультрас – высокоорганизованные, очень активные члены фан-клубов

Футбольные хулиганы

Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби

Байкеры – любители мотоциклов

Райтеры – поклонники граффити

Ба́йкеры (англ. biker, от bike ← motorbike ← motorbicycle «мотоцикл») - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

Байкерами также себя называют поклонники велосипедов, мотоциклистов же они называют мотобайкерами. Тем не менее, традиционно слово «байкер» связывают с мотобайкерами.

Байкерское движение зародилось в США, проникло в Европу и Россию, какое-то время входило в состав субкультуры, когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок. Наиболее известная группировка - Hells Angels («Ангелы Ада»).

Термин «инди» (англ. indie) - короткая форма английского слова «индипендент» (англ. independent, «независимый»). Обычно употребляется по отношению к явлениям в современной культуре, стремящимся не быть частью коммерческого мэйнстрима (массовой культуры), не ограничиваться рамками высокой культуры, но быть совершенно независимыми от потребностей, представлений и ожиданий потребителей. Таким образом, возможны упор на свободное выражение или художественную составляющую творчества и предотвращение становления частью индустрии развлечений и шоу-бизнеса. Многие деятели инди-культуры работают без поддержки большого лэйбла, большой киностудии или других источников крупного бюджета. В русском языке термин «инди» чаще всего употребляется по отношению к музыке.

Панк, панки, панк-рокеры (англ. punk) - молодёжная субкультура, возникшая в конце 60-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются любовь к музыке панк-рок, критическое отношение к обществу и политике. С панк-роком тесно связано имя известного американского художника Энди Уорхола и продюссированной им группой Velvet Underground. Их солист Лу Рид считается отцом-основателем альтернативного рока, течения, которое тесно связано с панк-роком.

Популярная американская группа Ramones считается первой группой, игравшей музыку в стиле «панк-рок». Первой британской панк-группой признаны Sex Pistols.

Металли́сты (металхэ́ды или мета́ллеры) - это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 1980-е годы.

Субкультура широко распространена в северной Европе, достаточно широко - в северной Америке, есть значительное количество ее представителей в южной Америке, южной Европе и Японии. На Ближнем Востоке, за исключением Израиля и Турции, металлисты (как и многие другие «неформалы») малочисленны и подвергаются преследованию

В отличие от субкультур готов и панков, субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые черты, которые считаются характерными для представителей субкультуры.

Тексты метал-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Отношение к религии различно, но традиционно считается, что металлисты не религиозны. Несмотря на обилие религиозной и оккультной мистики в текстах метал-групп, они как правило не носят миссионерского характера и воспринимаются поклонниками как аллегория. Среди поклонников блэк-метал встречаются язычники и сатанисты, но для поклонников других разновидностей это нехарактерно.

Растама́нами в мире традиционно называют последователей растафарианства. О всемирном растафарианском движении см. статью «Растафарианство».

Вместе с тем, в начале 1990-х годов на постсоветском пространстве образовалась особая молодёжная субкультура, представители которой также называют себя растаманами. При этом они зачастую не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Некоторым этого достаточно, чтобы считать себя растаманами, некоторые более приближены к растафарианской концепции - многие слушают Боба Марли и музыку регги в целом, используют для идентификации комбинацию цветов «красный-жёлтый-зелёный» (например, в одежде), некоторые носят дреды. Однако мало кто искренне отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, соблюдает растафарианский пост «айтал» и т. п.

Как бы то ни было, в русскоязычной среде слово «растаман» прочно связалось с этой группой (но не полностью тождественно ей). Слово по похожему принципу может использоваться и в других языках для обозначения просто любителей марихуаны без религиозной подоплёки.

Риветхед, райветхэд, райвет, ривет (от англ. Rivethead - клепаная голова) - молодежная субкультура, образовавшаяся в конце 80-х/начале 90-х, в США, на базе поклонников музыки в жанре индастриал.

Хип-хо́п (англ. Hip-hop) - молодёжная субкультура, появившаяся в конце 1970-х в среде афроамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая хип-хоп, рэп), свой сленг, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х г. хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. В данной статье рассматривается музыка в стиле хип-хоп и общие элементы субкультуры хип-хопа. Первый рэп зачитал В. Р Woop Несто.

Рейверы - молодёжная субкультура постоянных участников рейвов - вечеринок электронной танцевальной музыки, получивших массовую известность в 1988 году в Великобритании.

Для внешнего вида рейверов характерны яркие цвета в одежде, пластиковые солнцезащитные очки, короткие крашенные волосы у юношей, цветные пряди длинных волос у девушек. Крайне популярен пирсинг, а в дизайне использовался символ «смайлик».

Традиционные скинхеды (англ. Traditional Skinheads ) - субкультура, возникшая как реакция на значительное мутирование первоначальной субкультуры. Тесно связана с танцевальной музыкой регги и ска и современной музыкой Oi!.

Данная субкультура копирует стиль изначальной культуры конца 1960-ых.

«Remember the Spirit of "69» - «лозунг» субкультуры. Это выражение тех идеалов, которым стараются следовать традиционные скинхеды.

Эмо (англ. emo: от emotional - эмоциональный), Эмо-киды (emo + англ. Kid - молодой человек; ребенок) - представители молодёжной субкультуры, образовавшейся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. В зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy - мальчик, парень), эмо-гёл (англ. girl - девочка, девушка).

Имидж эмо

Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски - два маленьких хвостика, яркие заколочки - сердечки по бокам, бантики. Для создания этих причесок эмо тратят баллоны фиксирующего лака для волос.

Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице) да и вообще где угодно.

И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком. Такой макияж делается в основном для посещения концертов и сэйшенов.

Типичные прозвища для эмо в интернете очень острые, например: broken_heart, raped_teddy_bear lonely_star и т. п.

Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие цвета считаются допустимыми.

Бывают сочетания в широкую полоску. Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца. Встречаются черты спортивного стиля одежды скейтбордистов и BMX-еров.

Значения цветов

Чёрный Яркий

Преобладает в образе эмо. Отражает радостные моменты. Это вызов общей мрачности,

Его предпочтение может быть вызвано депрессией, отрицание связи стиля эмо с готической субкультурой и несчастьем, отверженностью. приближение к поп-панку.

Натуризм (лат. natura - природа) - течение, в основе которого лежит максимальное приближение человека к природе для оздоровления тела и духа, сами натуристы позиционируют его как философию жизни в гармонии с природой, характеризующаяся практикой совместной наготы, имеющая цель в развитии уважения к себе, людям и природе.

Натуризм часто называют нудизмом (лат. nudus - обнаженный), так как наиболее заметным атрибутом натуризма является отсутствие одежды. Этот термин нередко используется в словарях и литературе как синоним понятия «натуризм», однако сами участники движения проводят между ними границу: в основе действий нудистов отсутствует какая-либо общая философия, обосновывающая наготу, большинством нудистов движет лишь ощущение комфорта, появляющееся при освобождении от одежды. Слово «натуризм» входит в названия международных организаций, таких как Международная федерация натуризма (INF), работающая под эгидой

Тедди-бои (англ. Teddy Boys) - молодёжная субкультура, существовавшая 1950-е гг. в Великобритании и несколько раз переживавшая возрождение в 70-е и 90-е гг.

Термин «тедди-бои» появился в 1953 году в качестве обозначения молодых людей из рабочего класса, стремившихся подражать "золотой молодёжи" и одевавшихся по моде эпохи Эдуарда VII (отсюда - «Тедди»).

Типичный облик тедди-боя включал «брюки-дудочки», сюртук с двойным воротником, галстук-бантик в стиле вестернов. Тедди-бои отличались агрессивным поведением, многие из них входили в местные хулиганские группировки. Из музыки первоначально предпочтения отдавались американскому блюзу и кантри, позже рок-н-роллу и скиффлу, который вобрал в себя стиль тедди-боев.

К началу 60-х гг. субкультура тедди-боев стала исчезать, на замену им пришли моды. Однако в середине 70-х гг. в Великобритании субкультура тедди-боев возродилась: появились музыкальные коллективы, которые играли рокабилли, а в Лондоне существовал знаменитый магазин «Too Fast To Live, Too Young To Die», принадлежащий Вивьен Вествуд и Малькольму Макларену. Это было последним возрождением стиля, несмотря на попытки его культивировать в начале 90-х гг. среди почитателей брит-попа.

Мо́ды (англ. Mods от Modernism, Modism) - британская молодёжная субкультура, сформировавшаяся в конце 1950-х гг. в среде лондонской мелкой буржуазии и достигшая пика в середине 1960-х гг. Моды пришли на смену тедди-боям, и позже из среды самых радикальных модов сформировалась субкультура скинхедов.

Отличительной чертой модов было их особое внимание к внешнему виду (первоначально были популярны приталенные итальянские костюмы, затем британские брэнды), любовь к музыке (от джаза, ритм-энд-блюза и соула до рок-н-ролла и ска). С модами также стала ассоциироваться музыка таких британских рок-групп как Small Faces, Kinks и The Who (на основе альбома которых в 1979 году вышел фильм «Квадрофения»).

В качестве транспорта моды выбирали себе мотороллеры (особенно итальянские модели «Ламбретта» и «Веспа»), при этом нередки были столкновения с рокерами (обладателями мотоциклов). Моды, как правило, встречались в клубах и на приморских курортах, таких как Брайтон, где в 1964 году проходили скандально известные уличные столкновения между рокерами и модами.

Во второй половине 60-х гг. движение модов сошло на убыль и возрождалось с тех пор лишь эпизодически. В конце 70-х гг. стиль модов был взят на вооружение некоторыми панк-группами (The Jam).

"Готы" (от англ. goths – готы, варвары) – квазирелигиозная молодежная субкультура и связанное с ней молодежное движение, характеризующиеся мистически мрачным, депрессивным восприятием и выражением отношения к своей жизни. Идеология движения "готов" основана на идее романтизации смерти (dark romantic), боли, мучений, на исповедании эстетики смерти, тления. Отсюда соответствующие стиль некромантического деканданса в атрибутике и аксессуарах, а также преимущественно черные цвета одежды. Культивируется все, что каким-либо образом относится к "темной стороне бытия", что как-то связано со смертью, с фатализмом.

Для субкультуры "готов" характерна общая тенденция к театральности, позёрству и гипертрофированной заботе о специфическом имидже, к извращенной форме эстетства, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. Гoтам нравится ощущение собственной порочности и неординарности. Поэтому они охотно заимствуют кладбищенскую, вампирскую и хипповскую эстетику.

Субкультура хакеров возникла, как это ни странно, в 50- х годах в США, задолго до изобретения компьютеров и сетей, почти за 20 лет до возникновения движения скинхедов.

В отличие от движения скинхедов, движение хакеров более оформлено, структурировано, финансово обеспечено и имеет более высокие темпы использования возможностей (интеграции), как общественных движений, так и всей капиталистической и демократической системы в целом. Движение скинхедов в этом плане менее профессионально и менее востребовано элитами общества, когда как хакеры, прежде всего профессиональное движение – является одним из основных проявлений развития глобальной экономики и транснациональных корпораций. Можно сказать, что хакеры сегодня больше являются частью глобализма, чем частью движения против него. Движение хакеров представляет из себя значимую силу, благодаря научно – технической революции в сфере компьютерных систем и программного обеспечения.

Хакеры представляют так называемую «элиту» технической революции, и их существование ставит перед нами важные вопросы:

«Съест ли революция когда - нибудь своих детей?»;

«Начнется ли компьютерный террор?»;

«Куда приведет нас техническая революция?»;

Правдивая история возникновения этой группировки. С середины 50 – х годов студенты выпускного курса на «День дурака» (1 апреля) должны были оригинально пошутить. По традиции студенчества данного вуза, лучшей и оригинальной шуткой было установка одного крупного и громоздкого предмета на куполе главного учебного корпуса. Там устанавливали и шкафы, и рояль, и огромное кольцо из романа Толкиена, однажды там оказалась полицейская машина! Так неординарно пошутить называлось «хаком».

Слово «хак» (hack) имеет несколько разных значений:

Делать топором мебель;

Мотыга, кляча;

Изысканная проделка интеллектуалов;

Оригинальный ход в программировании или использовании программного обеспечения, в результате которого компьютер позволял осуществлять операции, ранее не предусмотренные или считавшиеся невозможными;

Нестандартное действие;

Творческое преодоление ограничений.

Так как развитие нового направления пошло при активном участии выпускников Массачусетского технологического университета, то термин «хак» и его образующие – навсегда связали себя со сферой информационных технологий.

Применительно к информационным технологиям термин «хак» (hack) означал оригинальный ход в программировании или использовании программного обеспечения, в результате которого компьютер позволял осуществлять операции, ранее не предусмотренные или считавшие невозможными. Тех, кто мог осуществить данную задачу, стали называть «хакерами», а пользователи, которые не могли овладеть даже предписанными действиями и не стремились к исследованию системы, получили название «ламеры» (от англ. «lamer» - неполноценный, убогий, калека).

Важнейшая особенность субкультуры хакеров – представление о собственной избранности, элитарности. Многие из них оценивали себя как первопроходцев, создающих новое общество, основанное на ценностях глобального киберпространства.

В основе идеологических и этических требований хакеров лежат следующие принципы:

Свободный и неограниченный доступ к любой информации;

Полный демократизм (отрицание доверия к любым авторитетам), децентрализованность как абсолютное кредо;

Отрицание возможности использования критериев возраста, образования, национальной и расовой принадлежности, социального статуса при оценке человека, значимым являются только результаты его деятельности;

Вера в гармонию, красоту, бескорыстность и неограниченные возможности нового мира;

Компьютер способен изменить жизнь к лучшему.

IV Исследования молодежных субкультур России, Якутии.

Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60 годов 20 века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980 годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным – как у нас, так и за рубежом. В 2000 годы исследовательская активность в этом направлении усилилась. Некоторые авторы стремятся прояснить субкультурные характеристики молодежи в рамках отдельных территорий. В России молодежные группы формируются как стремление к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают эту тягу к общественному обновлению на основе философского осмысления социальных ценностей и особого образа жизни. Субкультурные феномены в западном смысле едва заметны. Их известность в обществе во многом результат «эффекта CNN»: представленная как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации.

Молодежные субкультуры: российская специфика. Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее – их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Два фактора, как мне представляется, здесь играют основную роль.

Первый фактор – социальная и и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание общества основной части населения. В 2000 году. Согласно данным Госкомстата России молодежь (16-30 лет) составляла в численности с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй фактор – особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1991-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Виды субкультур Якутии: «веллер», «скейтеры», «эмо», «гот», «панки», «геймеры», «киберспортсмены», «хакеры».

«Веллеры»: Байсикл Мото Экстрим, или сокращенно ВМХ, зародился в 60 годах прошлого века в Калифорнии. Казалось бы, 60-е, люди в космос начали летать. А тут такое увлечение – мотокросс – становится популярным видом спорта. Эпидемией мотокросса охвачены все – от мала до велика. Очень скоро был предложен простой выход: скопировать из мотокросса все – трассы, обмундирование, правила соревнований и даже дух гонок. Трассы стало меньше, а вместо мотоциклов стали использоваться самые обычные велосипеды. Очень скоро ВМХ становится сверхпопулярным. Стало самым популярным экстремальным видом спорта в России, да и в Якутии. Уже якутские подростки набирают обороты и «раскручивают» новомодный сорт, и, возможно, кто-нибудь когда- нибудь станет знаменитым мировым райдером. Мнения райдеров города Якутска: ВМХ улучшает настроение, дает физическое развитие, много новых эмоций, положительный заряд энергии и заставляет становиться усердным; Экстрим, экстрим, и только экстрим; Это стильно, здорово, прикольно и ВМХ занимаются только настоящие парни. Это вид спорта требует еще больше терпения, упорства, трудолюбия и силы воли. Спортсменам нужно иметь очень сильный характер.

Специфика субкультур в нашей школе: киберспортсмены, байкеры, готы, эмо, выявленные на примере субкультур Великобритании.

Киберспортсмены – юноши от 14 до 20 лет, увлеченные компьютерными играми.

Киберспорт – это игра на профессиональном уровне, т. е. за деньги. В 2001 году в Корее был проведен первый мировой чемпионат под названием «World Cyber Games». Киберспорт – явление молодое. Спортом интересуются миллионы людей. По известности спортсмены не уступают политикам, кинозвездам. Разве может появиться серьезный конкурент у футбола, баскетбола, хоккея, тяжелой или легкой атлетики. Пять лет назад прозвучало бы уверенно «нет». Но в последние годы появился новый вид соревнований, у которого есть шанс потеснить на Олимпе многих соперников. Это киберспорт. Он стремительно завоевывает популярность.

В клубах сидят школьники (молодежь), вооруженные мышками и клавиатурами, страшный гам, сквозь который доносятся крики «прикрой меня». Там бурно протекает своя жизнь, основанная на сценариях компьютерных игр. Современные игры: куча оружия, бронежилеты, взрывы, стрельба.

В киберспорте нужно работать мозгами, не так как в шахматах. Нужна меткость, пускай виртуальная. Развивается реакция. Киберспорт развивает умение заранее просчитывать свои действия, анализировать, повышает интуицию и координацию, способность к высокой концентрации и адаптации в ситуациях психической нагрузки.

В киберспорте есть азарт и есть деньги – как и в любом спорте.

В моей школе существует 3 вида киберспортсменов: младшая группа – 7-8 классники, средняя – 9-10-классники, старшая – 11 классники. Из моего класса 5 мальчиков- Степанов Юра, Николаев Проня, Сергеев Конон, Яковлев Валера, Харитонов Саша- занимаются киберспортом. Всегда участвуют на различных соревнованиях.

Готы нашей школы – девочки 8-9 классов. Они интересуются одеждой, страшилками, ужастиками, сидят в темной комнате и разговаривают. Эмо –девочки 9 классов, одевают розовое. Веллеры – юноши 10-11 классов. У них сезонная субкультура. Весной и осенью гоняют на мотоцикле, делают разные трюки, увлекаются охотой, красят свои мото, прикрепляют флажки России и Якутии.

Итоги анкетирования

В нашей школе анкетирование проводилось с целью выяснения отношения окружающих к проявлению элементов западных субкультур.

В анкетировании приняли 60 респондентов в возрасте от 14 до 18 лет. Были заданы вопросы:

1. Как вы относитесь к тем ребятам, которые увлечены эмо-культурой?

2. Как вы думаете, почему эти ребята интересуются эмо-культурой?

3. Как ты думаешь, что они хотят выразить своей принадлежностью к эмо-культуре?

4. Как ты думаешь, почему западная субкультура начала приживаться в восточных традиционных обществах?

Подробнее проанализируем ответы респондентов:

1 вопрос. Были получены разные ответы, как позитивной, так и негативной окраски.

Позитивные ответы (нормально, положительно, хорошо, взаимно, «люди как люди») дали 36 учащихся (60% респондентов).

Негативные ответы (отрицательно, плохо, ненавижу, агрессивно) дали 10 учащихся (17% респондентов).

Процентные соотношения результатов и характер ответов показывают, что окружающие спокойно и терпимо воспринимают носителей субкультур.

2 вопрос. Позитивные окраски (им нравится, их право, свое мнение, хотят выделяться из толпы, нравится им быть эмоциональным, стильно и модно, нравится образ жизни. Хотят быть особенными, хотят показывать свою индивидуальность, им интересно, так хочется, внешний вид, подражание западной субкультуре, чувствительные, ранимые, эмоциональные, им комфортно, им интересно) – 25 учащихся (42%)

Негативные (они надоели от общества, им нечего делать или привлекают к этому друзья, они-дураки, самоубийцы, слабовольные, их жизнь – отстой, они хотят чего-нибудь нового, безмозглые) – 9 (15%)

Процентные соотношения результатов и характер ответов подтверждают выводу по первому вопросу.

3 вопрос. Результаты и характер ответов показывают, что

1) Полную неосведомленность о содержании эмо-культуры – 32%. Этот результат мог интерпретировать как позитивную тенденцию невосприимчивости к продуктам массовой культуры, и что идентификация наших подростков проходит нормально. Также следует отметить, что влиянию субкультур подвержены в большей степени городские подростки, а деревенские подростки в силу проживания в другой культурной среде (природосообразной) в меньшей степени подвергаются культурным вливания извне.

2) Окружающие воспринимают носителей субкультур как эксплуататоров определенных стилей в одежде и моделей в поведении – 20%.

3) 13% опрошенных свои ответы связали с значением корня «эмо» - эмоциональный.

4 вопрос. Большинство (60%) опрошенных не сумели ответить, т. к. не поняли вопроса по причине недостаточной формулировки вопроса. 8% опрошенных все же указали на подражательский характер становления западных субкультур в наших условиях.

Таким образом, анализ результатов анкеты показывают, что наше общество рассматривает проявление элементов субкультур западного типа как девиантное поведение с оттенком некоторой патологии.

Заключение

В данной работе рассматривались актуальность, сущность и формирование субкультур в Великобритании, России и Якутии. При объяснении причин и целей возникновения молодежной субкультуры у меня сложилась следующая точка зрения. Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства к зрелости возникают множество сложных проблем, которые они не способны решить сами. Им необходима группа сверстников, которая сталкивается с теми же самыми проблемами, имеет такие же ценности и идеалы. Этот период неопределенности возникает потому, что человек покидает детство – период минимальной ответственности, и вступает во взрослость – период максимальной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура. Единственно стоит учитывать, что субкультуры часто подвергаются влиянию коммерческих компаний, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения. Изучив материалы, я пришла к следующим выводам:

1. Молодежная субкультура возникла потому, что благодаря ей молодое поколение удовлетворяло определенные жизненно важные потребности.

2. Молодежная субкультура – это система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь молодежи, молодежи приблизительно 14-16 лет.

3. Субкультура молодежи получила заметное развитие в нашей стране в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация, открытый доступ Интернета.

4. В нашей школе существуют следующие самодеятельные группы: киберспортсмены,хакеры, байкеры, готы, эмо. Сюда входят учащиеся 8-11 классов.

5. В условиях глобализации и взаимопроникновения культур актуально сохранение своей культурной самобытности.

Кроме этого составила словарь по субкультуре и мультимедийную презентацию к урокам элективного курса для учащихся 8-11 классов

Субкультура – свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединенных специфическими интересами, определяющих их мировоззрение.

Нигилизм – полное отрицание всего, полный скептицизм.

Индивид – отдельный живой организм, особь, человек как отдельная личность в среде других людей.

Идеология – система взглядов и идей, мировоззрение.

Мэйкстрим – массовая культура.

Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-н. мысли, идеи в конкретном образе.

Миссионер – лицо, посылаемое для религиозной пропаганды среднехристианского населения.

Оккультный – в мистических представлениях: необъяснимый, таинственно связанный с так наз. «потусторонним миром».

Доктрина – учение, научная или философская теория.

Подоплека религиозная – действительная, но открытая причина чего- нибудь.

Мутирование – возбуждение, приведение в неспокойное состояние.

Фиктивный – ложный, мнимый, вымышленный.

Абсурдный – бессмысленный, нелепый.

Потенциал – степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, необходимых для чего-н. (возможности).

Статус – правовое положение или состояние.

Межкультурная коммуникация – межкультурное общение.

Постмодернизм – период упадочнических течений.

Апогей – высшая степень, расцвет чего-н.

Социальная аномалия – общественное отклонение от нормы.

Динамичный – богатый действием.

Культивировать – разводить, выращивать, насаждать, вводить в употреблении.

Фатализм – мистическая вера в неотвратимую судьбу, в то, что все в мире якобы заранее предопределено таинственной силой, роком.

Индикатор – указатель.

Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки на стенах зданий, на сосудах и т. д.

Цивилизация – ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической формации.

Вестерн – приключенческий ковбойский фильм.

Эгида – под защитой, покровительством.

Сатанисты (сатана) – дъявол, олицетворенное злое начало в разных мистических вероучениях.



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные