«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона)

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» . По мнению JI. Н. Толстого, решающей силой истории является народ. И главным критерием при оценке личности, по его мне­нию, служит отношение к народу. Толстой отрицал в истории роль личности, которая ставила интересы собственные выше народных. В своем романе-эпопее «Война и мир» он противопоставляет Куту­зова - полководца народной войны, и Наполеона - «ничтожней­шее орудие истории», «человека с помраченной совестью».

Кутузов предстает перед нами величественным полководцем, истинным народным вождем. Его не интересуют ни слава, ни бо­гатство - он вместе с русскими солдатами борется за свободу своей Родины. Простотой, добротой и душевностью он сумел добиться безграничного доверия и любви со стороны своей армии, его слу­шают, ему верят и беспрекословно подчиняются: «…по непреодо­лимой таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющей глав­ный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завт­рашний день, передавались одновременно во все концы войска». Это чрезвычайно опытный и умелый полководец, который мудры­ми распоряжениями помогает солдатам поверить в себя, в свои силы, укрепляет воинский дух: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что реша­ют участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не ме­сто, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых лю­дей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Кутузов такой же человек, как и все, и к пленным французам он относится с сочувствием и гуманностью: «Они хуже нищих послед­них. Пока они были сильны, мы себя не жалели, атеперь их и пожа­леть можно. Тоже и они люди». И такое же сочувствие к пленным он читал, по словам Толстого, во всех устремленных на него взгля­дах. В Кутузове нет ничего показного, ничего героического, он бли­зок к солдатам, которые чувствуют в нем родного человека. Внешне это обыкновенный старый человек, тучный и грузный, но именно в этих деталях сквозит «простота, доброта и правда» великого полко­водца.

Наполеон - полная противоположность Кутузову. Это человек, одержимый манией величия, командующий армией мародеров, грабителей и убийц, которые охвачены жаждой наживы и обогаще­ния, По словам автора, «это была толпа мародеров, из которых каж­дый вез и нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы… со­стояла… в том, чтобы удержать приобретенное». Наполеона харак­теризуют лицемерие, фальшь, позерство, любование самим собой, ему безразличны судьбы людей, потому что его интересуют только слава и деньги. Однако самой отвратительной и отталкивающей сценой становится сцена позорного бегства «великого императора от геройской армии». «Последней степенью подлости» называет автор это предательство по отношению к французской армии. В сатирических красках описывается и внешность Наполеона: «жир­ные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза еще больше отталкивают от нас этого человека». Отрицая величие Наполеона, Толстой тем самым отрицает и войну, показывая бесчеловечность завоеваний ради славы.

Одним из ярчайших произведений русской прозы является роман-эпопея «Война и мир». Через драматические личные истории героев, картины боевых сражений и пейзажные зарисовки изобразил автор одно из наиболее весомых гражданских событий в истории Российского государстваОтечественную войну 1812 года, провозглашая идею, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Исторические личности в системе персонажей романа

Для создания произведения, отражающего героические порывы, возрождение патриотического духа и народного единства, смелость и отвагу простых людей, поведение дворянского общества, автор использовал сложную и разветвленную систему персонажей. Героями 4-томного романа-эпопеи стали как реальные исторические персоналии, так и герои, созданные фантазией автора. Композиционный, персонажный и идейный замысел автора реализуется благодаря приему противопоставления. Через призму использования приема антитезы изображает автор двух главных представителей противоположных военных лагерей – Наполеона и Кутузова.

Идейное содержание образов Наполеона и Кутузова

При создании этих образов автор наделяет их чертами, символизирующими определенные идейные взгляды. Наполеона, который на протяжении длительного времени являлся кумиром высшего российского общества и представителей отечественной армии, Л.Н. Толстой изображает благодаря приему деградации личности. Бонапарт в произведении «Война и мир» символизирует антинародное, негуманное, бесчеловечное отношение. В романе «Война и мир» он изображен эгоистичным военачальником, готовым на все ради удовлетворения собственных амбиций.

Противопоставляется ему полководец российской армии Михаил Кутузов, который является олицетворением русского народа, его непобедимого духа. В образе Михаила Кутузова заключается символ народного противостояния завоевателем Отечества. В романе, когда возникла необходимость защищать родную землю не на жизнь, а на смерть наиболее опытным, дальновидным и истинным патриотом проявил себя Михаил Кутузов.

Противопоставление эгоизма народному духу

Нежелание царя видеть Кутузова полководцем российской армии, на чем акцентировал внимание Толстой, в очередной раз подчеркивает близость Кутузова к народу. Наиболее яркой выдается мысль Андрея Болконского, который объяснял Пьеру Безухову, почему русскую армию возглавляет именно этот человек. Князь Андрей считал, что когда родной земле плохо, защитить ее может только истинный выходец из народа, который любит родную землю и болеет душой за каждого, кто живет на ней. Великую военную мудрость проявил Кутузов, когда принял рискованное решение отступать и сдать врагу Москву. Только истинный патриот и мудрый полководец, умеющий мыслить глобально в интересах всей страны, пошел на риск отдать один из главных городов взамен на свободу страны и жизнь солдат.

Такое решение Кутузова и поведение русской армии заставило Наполеона ликовать, наслаждаясь своим величием и непобедимостью. Его эгоистичные и самодовольные мысли в отношении Москвы и России наиболее ярко отображает эпизод на Поклонной горе. Любуясь панорамой Москвы, Наполеон был уверен в своей победе и подчинении русского народа, однако не учел высоких патриотических чувств местного населения, которое готово было сжечь и уничтожить свои дома и имущество, но только не сдаться ему с «повинной головою».

Отношение к солдатам

Такая близость полководца к своим подчиненным, умение чувствовать каждого бойца и обеспечила успех идей и поступков Кутузова, которые принесли победу России. На чаши весов он поставил Москву и армию, которая может отстоять остальную Россию, и принял решение в пользу русского народа. Любовь к народу и высокую человеческую гуманность проявляет Кутузов после окончания войны, отказавшись от должности главнокомандующего. Он считал, что проливать кровь солдат за пределами Родины бессмысленно, когда родной земле и русскому народу больше не угрожает враг.

В отличие от своего русского оппонента Наполеон проявляет полную холодность и безразличие к солдатам собственного войска. Для него не важны жизни и личности. Бонапарта интересовало лишь то, что обеспечивало его успех. Он проявлял полное равнодушие к раненым и умирающим своей армии. Отсюда понятно его отношение к людям, которые пошли за его идеей. Для Наполеона солдаты – это лишь одно из военных орудий для удовлетворения своих амбиций.

Выводы

В романе «Война и мир» противопоставляются два полководца. Наполеона и Кутузова в романе отличает разная суть и цель жизни. Противопоставляя этих персонажей, Толстой раскрывает одну из главных идей произведения – связь с народом и единство русского духа. Тот полководец, который руководствуется лишь амбициями и желанием управлять, никогда не сможет повести за собой народ и одержать истинные победы – такова главная идея моего сочинения на тему: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Тест по произведению

“НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ”

(противопоставление Кутузова и Наполеона в романе-эпопее “Война и мир”)

В основе построения сюжета романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” лежит прием резкого противопоставления, контраста, антитезы. Этот контраст звучит уже в названии произведения. Военным действиям, войне, разрушению, злу автор противопоставляет мирную жизнь людей с ее заботами, переживаниями, стремлениями, простыми человеческими чувствами. Тот же прием антитезы использовал писатель и при описании народной массы, крестьян, солдат, партизан, городских тружеников, которым противопоставляется высший свет – сановники, придворные, военные, сословная знать. Это два полюса в романе, резко противоположные по своему образу жизни, стремлениям, духовному миру. Толстой постоянно показывает разницу между истинным и ложным патриотизмом, бескорыстием и эгоизмом, естественностью и фальшью, простодушием и притворством, честностью и лживостью, простым повседневным героизмом и высокими амбициями и т. д.

Однако наиболее ярко прием противопоставления двух разных начал проявляется в образах двух полководцев, двух великих личностей: Кутузова – предводителя народной войны и Наполеона – командующего армией грабителей, мародеров и убийц. Яркий контраст заметен уже во внешнем виде командующих русской и французской армиями: в портрете Кутузова Толстой отмечает и тучность, и грузность, и старческую слабость, но эти детали делают облик полководца особенно естественным, человечным, близким, потому что во внешности этого человека видны его истинные высокие нравственные качества. Наполеона же писатель характеризует как маленького человечка с притворной улыбкой, отмечает его жирные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза и т. д. Все это говорит о сатирическом, ироничном отношении автора к французскому полководцу.

Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории, считая, что историю творит народ. Однако говорить о полном отрицании нельзя: отрицая произвол личности, нежелание считаться с волей людей, писатель отрицал ту личность, которая отделяет себя от народа, ставит себя выше его. Если же действия личности исторически обусловлены, то она играет важную роль в развитии исторических событий, – этого автор “Войны и мира” не отрицал никогда. Ярким представителем личности первого типа в романе выступает Наполеон, второго – Кутузов. Эти два персонажа – своеобразные нравственные полюсы романа-эпопеи.

Мудрый Кутузов, свободный от тщеславия и честолюбия, легко подчинял свою волю провидению, прозревал “высшие законы”, управляющие движением человечества, и потому стал представителем и предводителем народной освободительной войны. То высокое чувство, которое носил в себе Кутузов, придавало ему нравственную свободу, явившуюся результатом духовного слияния полководца с народом: “Источник этой необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его”. Именно это чувство внушало ему отвращение к насилию и жестокости, к беспощадному и бесполезному пролитию человеческой крови. Воплощением же этой жестокости в произведении становится Наполеон.

Французский полководец, совершенно равнодушный к людям и лишенный нравственного чувства, в своих действиях руководствуется исключительно эгоистичными стремлениями – как собственными, так и своей армии, которой движут низменные инстинкты, стремление к обогащению и славе. “Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались нужны и ценны… цель каждого из этих людей… состояла в том, чтобы удержать приобретенное”. Наполеон, по словам Толстого, предназначен был “провидением на печальную, несвободную роль палача народов”, исполнял “ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена”.

Эгоизм, жестокость, амбициозность этого человека в конечном счете вели французскую армию, насквозь пропитанную теми же низкими страстями и помыслами, не к победе, а к позору и гибели. Толстой говорит о Наполеоне, что он “никогда, до конца жизни своей, не мог понимать… ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра, всего человеческого”. Это – не показатель силы, это – свидетельство его слабости.

Сила же Кутузова как полководца – не только в его собственных высоких устремлениях, но и в глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужество перед лицом захватчиков, в убежденности, что враг должен быть и будет изгнан. Все его действия неизменно были направлены к одной цели, имевшей общенациональное значение. “Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа”. Он не думает о себе, не играет никаких ролей, а лишь мудро руководит духом вверенного ему войска. Своими распоряжениями он помогает росту народного сопротивления, укрепляет дух войска: “…он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит…”

Для Наполеона же война – это игра, а люди – пешки в этой игре. С его молчаливого согласия французские солдаты в Москве воруют, грабят, насилуют, убивают невинных жителей. Одна из характерных черт этого полководца – актерство, позерство, любовь к внешним эффектам. Его речь напыщенна, во всем его поведении видна фальшь, лицемерие, высокомерие и тщеславие. Он вообразил себя властелином мира, “сверхчеловеком” . Он не чувствует внутренней необходимости в духовных явлениях жизни, искренне верит в силу своей воли, воображает себя творцом истории. На самом же деле, Наполеону только кажется, что он правит миром. “В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самими событиями”, – говорит Толстой. Именно таким “ярлыком” и представляется нам Наполеон. Он возглавляет исторические силы, направленные ложным путем, и поэтому обречен. Подлинная свобода человека, личности, по мнению автора “Войны и мира”, заключается в исполнении закона, в добровольном подчинении своей воли “высшей цели”. В образе французского полководца этой свободы нет. Таким образом, Толстой разоблачает тот идеал безграничной свободы, который приводит к культу сильной, самоуверенной и гордой личности.

По-настоящему же свободной, а потому великой личностью является в романе именно Кутузов – простой и скромный, искренний и правдивый человек, близкий и понятный русским солдатам, в самые тяжелые для страны дни находящийся рядом со своей армией, поддерживающий ее морально, поднимающий ее боевой, патриотический дух. Руководствующийся идеалами “простоты, добра и правды”, он способен на сочувствие и жалость даже по отношению к врагу: “Пока они были сильны, мы их не жалели, – обращается Кутузов к своим солдатам, – а теперь и пожалеть можно. Тоже люди…” Это гуманное чувство к поверженным, замечает писатель, “лежало в душе каждого солдата”.

Таким образом, противопоставляя двух полководцев, Л. Н. Толстой не только стремится показать противоположность их личностей, их характеров, их стремлений и действий. Он разоблачает ложное величие, показывая истинный высокий человеческий дух. По-настоящему великим, в понимании писателя, является тот чело^ век, который получает свою силу от народа, носит в своем сердце чувство, близкое народу. Он изображает личность великого человека как народного героя, который добился самостоятельности и свободы только в союзе с народом, армией и нацией в целом. Он, Кутузов, связан с массой “обыкновенных людей” общенародными совместными целями и действиями, любовью к своему Отечеству. В то время как для Наполеона эти понятия чужды, незнакомы. Его внимание сосредоточено только на себе самом и своих корыстных целях. Он не понимает значения совершающихся событий и потому не может быть великим.

(No Ratings Yet)

  1. “Война и мир” – русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал...
  2. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” является, по мнению большинства известных писателей и критиков, величайшим романом в истории человечества. “Война и мир” – это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и...
  3. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобными, не успокаивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть...
  4. Эпопея “Война и мир” – величайшее произведение русской и мировой литературы. Л. Н. Толстой нарисовал в ней широкую картину жизни русского общества в период с 1805 по 1820 год. В...
  5. Историческая личность – суть ярлык, который история вешает на то или иное событие. Л. Н. Толстой “Война и мир” – исторический роман, в котором автором охвачены все стороны общественной жизни...
  6. Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение; один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог оставаться в этом мудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковой минуты:...
  7. ОБРАЗ КУТУЗОВА И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОМАНЕ Л. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Едва ли кто-нибудь сомневается в том, что образ Кутузова в романе “Война и мир” находится в непосредственной связи...
  8. Главная тема романа “Война и мир” – изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих...
  9. Жизнь – это грандиозная сложность противоречий, трагедий, войны и мира! И поэтому полная Наташина открытость жизни, ее природная потребность свободы приводит героиню к страшному кризису. По мнению Толстого, Жизнь имеет...
  10. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” является, по мнению известных писателей и критиков, “величайшим романом в мире”. “Война и мир” – это роман-эпопея, событий из истории страны, а именно...
  11. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ПЛАТОНА КАРАТАЕВА В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы, на...
  12. КЛАССИКА Л. Н. ТОЛСТОЙ ИДЕЯ МИРА В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” ключевым является слово “мир”. Оно содержится и в...
  13. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой, справедливо полемизируя с учеными, создавшими культ великой личности, исторического героя, по...
  14. Герои эпопеи “Война и мир” , анализируя события и факты, стремятся выяснить предназначение человека на земле. Человеку почему-то не достаточно констатации факта, он хочет знать, зачем и почему какие-то события...
  15. Само название романа Толстого “Война и мир” говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели....
  16. Роман Льва Толстого “Война и мир” – глубочайшее постижение скрытых пружин общественного развития, философии истории. Предметом художественного исследования в нем является роль выдающейся личности. Закономерно, что на страницах книги мы...
  17. Работая над произведением, Толстой увидел, что официальные сведения об интересовавших его событиях резко отличаются от информации, почерпнутой из частной переписки, мемуаров и др. Так писатель приходит к созданию собственной демократической...
  18. Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир” Духовные искания героев Толстого (Андрей Болконский и Пьер Безухов) Смысл духовных исканий заключается в том, что герои способны к духовной эволюции, что, по Толстому,...
  19. ДИНАМИКА ДЕКАБРИСТСКОЙ ТЕМЫ В ЭПОПЕЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” В канун 1860-х годов Л. Н. Толстой задумал роман, в центре которого будет декабрист. Автор почувствовал необходимость дать развернутую...
  20. “Война и мир” – русская национальная эпопея. “Без ложной скромности, – это как “Илиада””, – говорил Толстой Горькому. С самого начала работы над романом автор интересовался не только частной, личной...
  21. После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и...
  22. Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил в ней красоту ужаса. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист, но при изображении войны 1812 года... Народ в эпопее. “Я стремился написать историю народа”, – отмечал о “Войне и мире” Толстой. Но его иногда упрекали в том, что в таком масштабном произведении писатель мало уделил внимания... Бородинская Битва становится кульминацией для каждой сюжетной линии произведения и всего повествования в целом. Любимые герои Толстого достигают вершины в своих духовных исканиях. Из 21 главы, отведенной этой битве, 5...
“НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ” (противопоставление Кутузова и Наполеона в романе-эпопее “Война и мир”)

В “Войне и мире” Л. Н. Толстой спорит с распространенным в России и за рубежом культом выдающейся исторической личности. Этот культ опирался на учение немецкого философа Гегеля. По Гегелю, ближайшими проводниками Мирового Разума, определяющего судьбы народов и государств, являются великие люди, которые первыми угадывают то, что дано понять только им и не дано понять человеческой массе, пассивному материалу истории. Великие люди у Гегеля всегда опережают свое время, а потому оказываются гениальными одиночками, вынужденными деспотически подчинять себе косное и инертное большинство. Л. Н. Толстой был не согласен с Гегелем.
У Л. Н. Толстого не исключительная личность, а народная жизнь в целом оказывается наиболее чутким организмом, откликающимся на скрытый смысл исторического движения. Призвание великого человека заключается в умении прислушиваться к воле большинства, к “коллективному субъекту” истории, к народной жизни. Наполеон в глазах писателя – индивидуалист и честолюбец, вынесенный на поверхность исторической жизни темными силами, овладевшими на время сознанием французского народа. Бонапарт – игрушка в руках этих темных сил, и Толстой отказывает ему в величии потому, что ” нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.
Л. Толстой рассуждает так: народ – решающая сила истории, но эта сила – лишь орудие Провидения. Величие Кутузова заключается в том, что он действует, считаясь с волей Провидения. Он лучше других понимает эту волю и во всем подчиняется ей, отдавая соответствующие распоряжения. Так, например, путь французов в 1812 году до Москвы и обратно был определен свыше. Кутузов тем и велик, что понял это и не препятствовал врагам, поэтому он и сдал Москву без боя, сохранив армию. Если бы он дал сражение, то результат был бы тот же: французы вошли бы в Москву, но армии у Кутузова не было бы, одержать победу он не мог бы.
Для понимания Толстым смысла деятельности Кутузова характерна сцена военного совета в Филях, где Кутузов сетует: “Когда, когда же было сделано то, что оставлена Москва, и кто виноват в этом? ” Так ведь именно Кутузов полчаса назад в той же избе отдал приказание отступить за Москву! Кутузов-человек горюет, а Кутузов-полководец не может поступить иначе.
Раскрывая величие Кутузова-полководца, Толстой подчеркивал: “Кутузов знал, что есть что-то сильнее и значительнее его воли – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, понимать их значение и ввиду этого значения умеет отрешаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое”. Общая оценка Кутузова у Толстого повторяет пушкинскую характеристику: “Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!” У Толстого это замечание создает основу художественного образа.
Антитезой образу Кутузова является Наполеон, который в изображении Толстого ориентирован не на “неизбежный ход событий”, а на собственный произвол, в своих решениях он не считается с обстоятельствами. Поэтому Наполеон и терпит поражение, и Толстой осмеивает его. Эта антитеза последовательно проведена в романе: если для Кутузова характерен отказ от всего личного, подчинение своих интересов интересам народа, то Наполеон – воплощение яичного начала с представлением о себе как о творце истории, Кутузову свойственны скромность и простота, искренность и правдивость, Наполеону – высокомерие, тщеславие, лицемерие и позерство. Кутузов относится к войне как к злому и бесчеловечному делу я признает только оборонительную войну, для Наполеона же война – средство порабощения народов и создания мировой империи,
Итоговая характеристика Наполеона очень смелая, она выражает толстовское оригинальное понимание его роли: “Наполеон во все время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит”.
Для Толстого Бонапарт в громадной движущейся картине, которая стояла перед его глазами, вовсе не был главной силой, а был частностью: если субъективно он считал, что перекраивает судьбы народов, объективно жизнь шла своим чередом, ей не было дела до планов императора. Таков вывод, к которому приходит Толстой в изучения Наполеона. Писателя не интересует количество выигранных гениальным полководцем сражений, число покоренных государств, он подходит к Наполеону с иной мерой.
В романе-эпопее Толстой дает универсальную русскую формулу героического. Он создает два символических характера, между которыми в различной близости к тому или другому полюсу располагаются все остальные.
На одном полюсе – классически тщеславный Наполеон, на другом – классически демократичный Кутузов. Эти герои представляют стихию индивидуалистического обособления (“войну”) и духовные ценности “мира”, или единения людей. “Простая, скромная и потому истинно величественная фигура” Кутузова не укладывается “в ту лживую формулу европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история”.
Кутузов свободен от действий и поступков, диктуемых личными соображениями, тщеславными целями, индивидуалистическим произволом. Он весь проникнут чувством общей необходимости, и наделен талантом жизни “миром” с многотысячным коллективом вверенных ему людей. “Источник необычайной силы” и особой русской мудрости Кутузова Толстой видит в “том народном чувстве, которое он несет в себе во всей чистоте и силе его”.
“Признание величия, неизмеримого мерой хорошего и дурного”, Толстой считает безобразным. Такое “величие” “есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости”. Ничтожным и слабым в своем смешном эгоистическом “величии” предстает Наполеон. “Нет поступка, нет злодеяния или мелочного обмана, который бы он совершил, и который тотчас же в устах его окружающих не отразился бы в форме великого деяния”. Агрессивной толпе нужен культ Наполеона для оправдания своих преступлений против человечества.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды” (противопоставление Кутузова и Наполеона в романе-эпопее “Война и мир”)

Можно много раз размышлять над тем, в чем же кроется величие человека, но ответ всегда будет лежать на поверхности. Великим человек может стать только тогда, когда в его душе будет царить доброта, несмотря на свой социальный статус, победы и успехи, он будет оставаться простым и честным и по отношению и к себе самому, и по отношению к другим людям.

Следует рассмотреть несколько примеров. Можно ли сказать о том, что Мать Тереза была великой женщиной? Конечно, да, потому что она заботилась об умирающих и больных людях, помогала им и финансово, и морально. Она стала влиятельной женщиной, но при этом оставалась доброй и милосердной, простым человеком, который всегда защищал одну правду – только любовь к Христу поможет спастись человечеству.

Можно ли считать великим человека, который сделал невероятное открытие, но при этом душа его думает только о своем благополучии, не думая об интересах других людей? Нет, не стоит отрицать, что он гений, он профессионал своего дела, но к сожалению, он не является великим человеком, так как в нем нет доброты. Великим делает человека его доброта. Такой человек никогда не откажет голодному и протянет кусок хлеба, он не обидит ребенка и поможет ему, он никогда не станет глумиться над старым немощным стариком, он будет нести свое добро и величие по жизни.

Сочинение Нет величия там, где нет добра, правды и простоты

Эту фразу в своём романе «Война и мир» увековечил Л. Н. Толстой. Она как бы сравнивает образ Наполеона Бонапарта и Михаила Кутузова. Наполеон эгоистичен и безразличен к собственной армии, в то время как Кутузов – это прообраз патриотизма, народного духа, братства и единства. Для Наполеона армия – лишь средство достижения собственной цели.

Наполеон Бонапарт – французский полководец, солдаты которого не всегда получают от него понимание, они – лишь часть его замыслов и планов.

Михаил Кутузов – величайший русский полководец, который смог поднять боевой дух армии и выиграть Отечественную войну 1812 года.

Всем известно высказывание «Красота в простоте», все понимают что «лучше горькая правда, чем сладкая ложь», а важность добра в нашей жизни трудно переоценить.

Многие думают, что величие основано на богатстве и материальных благах, но это не совсем так. Разве может величие превозносить негативные стороны человеческой личности? Величие – это в первую очередь благородство.

Простота. «Будь проще и к тебе потянутся» - известно всем нам. Простота – это отсутствие гордыни и высокомерия, умение относиться ко всем без предвзятости и лжи.

Правдивость, наверное, одно из тех качеств, которые делают человека искренним и открытым. Умение быть честным, избегать лжи и недосказанности очень важно для каждого из нас.

Подводя итог, можно утверждать, что целью данного изречения было показать, что за человеком, который зациклен на эгоизме, корысти и бездумном достижении своих целей, пойдут далеко не все. Его величие сомнительно и недолговечно. В то же время за тем, кто понимает, что в жизни важно быть честным и добрым, уделять внимание другим людям и совершенствовать свой внутренний мир, потянутся люди. Он сохранит настоящее величие и пронесёт его через века.

Сейчас читают:

  • Характеристика Мастера в романе Мастер и Маргарита сочинение

    Пожалуй, самый загадочный и в то же время притязательный роман, написанный в лице – Михаила Булгакова. Он обнесён множеством мифических преданий, некоторые воспринимают его как абстрактное содержание. Это удивительно,

  • Когда луч солнца пробирается в комнату, заполняя её теплом, а солнечный зайчик весело скачет по стенам, мы безудержно радуемся замечательному началу нового летнего дня! Он пахнет морем и песком, рекой и лесом, свежим молоком у бабушки в деревне, фруктовым

  • Главная тема пьесы Вишневый сад сочинение

    Пожалуй, ни для кого не секрет, что знаменитая на весь мир пьеса «Вишневый сад» стала последней работой великого русского писателя Чехова Антона Павловича. Основной темой данного произведения выступила самая обычная и довольно распространённая ситуация,

  • Сочувствие и сострадание по рассказам Кусака и Юшка 7 класс сочинение

    Достаточно часто в своем творчестве писатели обращаются к теме сочувствия и сострадания. В некоторых произведениях, как и в реальной жизни, герои находят поддержку. Но чаще всё заканчивается непониманием и гонениями.

  • Сочинение Утро изменившее жизнь по рассказу После бала

    Великий писатель Толстой в своих произведениях выводит на «сцену» разных героев, создавая для них такие ситуации в которых раскрывается вся человеческая суть.

  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 6 класс

    Свою знаменитую картину «Девочка с персиками», которая сегодня находится в Третьяковской галерее, молодой двадцатидвухлетний художник Валентин Серов написал в 1887 году в усадьбе Абрамцево,



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные