Николай Андреевич Римский-Корсаков: биография, интересные факты, творчество. Основные даты жизни и творчества н. а. римского-корсакова
«Глупые мысли бывают у всякого, только умный их не высказывает»
В. Жуковский
В фондах библиотеки ФГУ РГМЦ собраны издания, которые являются жемчужинами мировой музыкально-критической и научной мысли.
Особую уникальность представляют музыкально-научные работы русских музыкальных деятелей конца XIX - начала XX века. Можно говорить о том, что рубеж XIXXX веков это время становления русской музыкальной критической мысли, которое имело продолжение в создании науки музыковедения в России.
Ценность этих изданий, которые хранятся в фондах библиотеки, заключается ещё и в том, что на сегодняшний день сохранилось мало работ освещающих развитие русской музыкально-критической и научной мысли на рубеже XIX-XX веков. Многие работы не переиздавались с момента первой публикации в силу различных обстоятельств, другие воспроизводились с неточностями, сокращениями и нуждаются в научной переработке и сравнении с первоисточником.
Нужно отметить, что отечественная музыкальная наука того времени ставила перед собой новаторские задачи, решение которых приводит к появлению ряда оригинальных теоретических и исторических концепций, оказывающих заметное влияние на развитие не только российской, но и мировой музыкальной мысли. Это и высказывания выдающихся русских композиторов, и разработки отдельных музыкально-теоретических дисциплин, и работа по собиранию и изучению народного творчества, и исследования в области истории русской классической музыки. Также велись активные споры о дальнейшем пути развития классики, результатами которых становились многие научные работы. Большое внимание уделялось рецензированию концертов, написанию критических отзывов в газеты и журналы. Огромное значение для изучения эпохи, композиторского стиля и концертной жизни имеют эпистолярные издания переписка композиторов и мемуары.
Одним из ярких представителей плеяды русских деятелей, который не нуждается в представлении с позиции отечественной музыкальной науки и музыкального образования XIX столетия, является Н.А. Римский-Корсаков.
Библиотека ФГУ РГМЦ хранит издания разных лет Н.А. Римского-Корсакова.
Например, уникальным экземпляром в фонде библиотеки является литографическое издание «Учебника гармонии» 1885 года. Про это издание Римский-Корсаков так пишет в своих мемуарах «Летописи моей музыкальной жизни»: «Сидя в Таицах, я принялся за составление учебника гармонии, который к началу осени оказался готовым и изданным литографским способом с помощью моего помощника по библиотеке капеллы певчего Г.В. Иваницкого, переписывавшего учебник литографскими чернилами» («Летопись моей музыкальной жизни» Глава XIX 18831886 гг.).
«Учебник гармонии» (литографическое издание 1884-1885) первый учебник по гармонии в России (наряду с учебником Чайковского). В 1886 году был переработан в Практический учебник гармонии. Он неоднократно переиздавался вплоть до наших дней. В библиотеке присутствуют с 17-го по 19-е издания учебника.
Интересен момент возникновения замысла создания учебника: «Взяв на себя, после вышедшего из капеллы престарелого Гунке, класс гармонии, я крайне заинтересовался преподаванием этого предмета. Система Чайковского, учебника которого я держался при частных уроках, меня не удовлетворяла. Постоянно беседуя с Анатолием {Лядовым} об этом предмете, я познакомился с его системой и приёмами преподавания и задумал написать учебник гармонии по совершенно новой системе в смысле педагогических приёмов и последовательности изложения. В сущности, система Лядова выросла из системы его профессора Ю.И. Иогансена. Моя из лядовской. В основу гармонии брались 4 гаммы: мажорная и минорная натуральные, и мажорная и минорная гармонические.< >. До начала лета я лишь обдумывал, но не писал своего учебника и пробовал педагогические приёмы гармонии на учениках капеллы со значительным успехом» - Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни» (Глава XVIII 1883 год).
Н.А. Римский-Корсаков. Учебник гармонии
В России этот учебник положил начало учению о гармонии. Появление этого учебника не было случайным, оно является закономерным этапом в развитии музыкальной науки в России. Так И. Рыжкин отмечает, что потребность русской общественной действительности середины XIX века в систематической подготовке кадров музыкантов-профессионалов, привела к созданию первых русских консерваторий, что, в свою очередь, вызвало к жизни учебники гармонии Чайковского, Римского-Корсакова, Аренского.
Этот учебник в своё время получил большое распространение в России и значительную популярность за рубежом. Крупным научным достижением учебника оказалась теория родства (сродства) тональностей: "Близкими строями, или находящимися в 1-й степени сродства к данному строю, считаются 6 строев, которых тонические трезвучия заключаются в данном строе" (H.A. Pимский-Корсаков, Практический учебник гармонии). Это обобщение, по своему существу функциональное, оказало влияние на мировую музыкальную науку.
Интересным моментом этого учебника является то, что в нём не употребляется термин «тональность» - «И это в эпоху заката тональности!» - отмечает Ю. Холопов. В России термин "тональность" не был употребителен даже ещё в конце XIX века. "Тональность" заняла своё место после книги Танеева "Подвижной контрапункт строгого письма" (окончена в 1906 г.).
Римский-Корсаков писал: "Гармония и контрапункт, представляя великое множество сочетаний большого разнообразия и сложности, несомненно, имеют свои пределы, переступая которые мы попадаем в область дисгармонии и какофонии, в область случайностей, как одновременных, так и последовательных" (Н.А. Римский-Корсаков, О слуховых заблуждениях, Полн. собр. соч., т. II, М., 1963).
Н.А. Римский-Корсаков. Практический учебник гармонии (издание №18)
Музыкально-теоретические мысли Римского-Корсакова были тесно связаны с его педагогической деятельностью. Более чем за 30-летний стаж ( ) преподавания в Санкт-Петербургской консерватории на должности профессора кафедры теории композиции и инструментовки, Римский-Корсаков создал не только первые учебные программы и учебник по гармонии , но также и учебник по теории композиции, «Основы оркестровки», и написал ряд научных статей, не потерявших актуальности до наших дней.
Нужно также вспомнить, что Римский-Корсаков за годы работы в консерватории воспитал свыше 200 композиторов, дирижёров, музыковедов. Он был создателем композиторской школы. Среди его учеников А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.С. Аренский, M.M. Ипполитов-Иванов, И.Ф. Стравинский, H.Н. Черепнин, А.Т. Гречанинов, В.А. Золотарёв, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, М.Ф. Гнесин, Б.В. Асафьев, А.В. Оссовский и многие другие.
Автобиографическая книга Летопись моей музыкальной жизни (18761906, изданная в 1909) - ценнейший материал по истории русской музыкальной культуры 2-й половины XIX в. (в фонде библиотеке храниться второе издание 1910 года, СПб, исправленное и дополненное, под редакцией В.Н. Римского-Корсакова).
"Летопись моей музыкальной жизни" - выдающееся явление в мировой мемуарной музыкальной литературе и по своему содержанию, характеру, историческому значению занимает в ней особое место.
Н.А. Римский-Корсаков. Книги
В книге композитора рассказана история создания его сочинений, охарактеризованы современники и музыкальная жизнь почти за полувековой период. Мемуары написаны очень интересно, живо и с юмором. Например, так он описывал творческие встречи с Бородиным, который, как известно, совмещал деятельность химика и композитора: «Докончив работу, он уходил со мной к себе на квартиру, и мы принимались за музыкальные действия или беседы, среди которых он вскакивал, бегал снова в лабораторию, чтобы посмотреть, не перегорело или не перекипятилось ли там что-либо, оглашая коридор какими-нибудь невероятными секвенциями из последовательностей нон или септим, затем возвращался, и мы продолжали начатую музыку или прерванный разговор» (Глава VI 1865-1866).
Заканчивается «Летопись » такими словами: «С приезда в Петербург, быть может, осуществится давно желанная мною мысль писать дневник. Продлится ль долго он, кто знает?.. . «Летопись » была завершена 22 августа 1906 года, т.е. за два года до кончины композитора.
Огромное значение для музыкальной науки имеют и другие работы Римского-Корсакова, которые находятся в фонде библиотеки, такие как «Музыкальные статьи и заметки», под редакцией H.H. Римской-Корсаковой, вступ. статья М.Ф. Гнесина, СПб, 1911; «Основы оркестровки», под редакцией М.О. Штейнберга, в котором дана классификация инструментов симфонического оркестра, подробно описаны устройства и аппликатура инструментов, а также их акустические особенности; Полное собрание сочинений, Литературные произведения и переписка, (M., 195570), где собраны все музыкально-критические статьи Римского-Корсакова.
Н.А. Римский-Корсаков. Книги
Завершу данный очерк словами Римского-Корсакова: «Летопись моей музыкальной жизни доведена до конца. Она беспорядочна, не везде одинаково подробна, написана дурным слогом, часто даже весьма суха; зато в ней одна лишь правда, и это составит её интерес».
Публикацию подготовила музыковед Анна Маркова
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА
1858, 17 апреля - Первое слушание оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»),
1859, 20 сентября - Начало занятий по фортепиано у Ф. А. Канилле (до весны 1862 года).
Декабрь - Встреча у М. А Балакирева с М. П. Мусоргским и В. В. Стасовым.
1861–1862 - Работа над Первой симфонией по инициативе и под руководством М. А. Балакирева.
1862, 19 марта - Смерть отца, Андрея Петровича Римского-Корсакова (род 4 августа 1784 года). Последняя поездка в Тихвин, на похороны отца.
1862, 21 октября-1865, 21 мая - Заграничное плавание на клипере «Алмаз» с крейсированием у южных берегов Балтики и с заходом в порты Германии, Англии, Соединенных Штатов Америки, Бразилии, Испании, Франции, Италии, Португалии, Норвегии.
В Англии в 1863 году написано Анданте Первой симфонии на тему русской народной песни «Про татарский полон». Интенсивная переписка с М. А. Балакиревым.
1865, осень - Возобновление музыкальных связей с М. А. Балакиревым и его кругом Знакомство с А. П. Бородиным. Окончание Первой симфонии; первые романсы.
1866 - Близкое знакомство с работой М. А. Балакирева над сборником «Сорок русских народных песен», а также с кавказскими мелодиями, чешскими и венгерскими песнями, изучавшимися М. А. Балакиревым.
Июнь - июль - Написана «Увертюра на русские темы».
1867, июль - сентябрь - По программе В. В. Стасова написана симфоническая картина «Садко».
1868, январь - август - Написана Вторая симфония («Антар»), Переработана в 1875 году и вторично в 1897 году, когда была переименована в симфоническую сюиту.
Апрель - Знакомство с П. И. Чайковским в Петербурге. Сближение с А. С. Даргомыжским. Знакомство в его доме с сестрами Н. Н. и А. Н. Пургольд.
1868, июнь-1872, январь - Написана опера «Псковитянка» (новые редакции оперы в 1875–1877 годах и в 1891–1894 годах).
1869, 3 января и 21 февраля - Выступления в газете «Санкт-Петербургские ведомости» со статьями об операх Э. Ф. Направника «Нижегородцы» и Ц. А. Кюи «Вильям Ратклиф».
1869, весна-1870, лето - Работа над оркестровкой оперы А. С. Даргомыжского «Каменный гость».
1871, 1 сентября - Начало тридцатисемилетней преподавательской работы в Петербургской консерватории (классы практического сочинения и инструментовки).
1871, осень-1872, весна - Совместная жизнь с М. П. Мусоргским.
1872, 9 января - Исполнение музыкальной картины «Садко» в Вене под управлением А. Г. Рубинштейна.
30 июня - Женитьба на Надежде Николаевне Пургольд (1848–1919). Двухмесячное свадебное путешествие за границу (Швейцария и Северная Италия).
1872, лето-1873, осень - Написана Третья симфония (переработана в 1885–1886 годах).
1873, 14 мая - Назначение инспектором музыкантских хоров морского ведомства (до 1884 года).
Весна - Избрание директором Бесплатной музыкальной школы (до 1881 года). Организация концертов Бесплатной музыкальной школы из произведений Баха, Генделя, Палестрины, Гайдна, Бетховена под собственным управлением.
Лето - Поездка в город Николаев для инспектирования военных оркестров и в Крым (Севастополь, Бахчисарай, Алупка, Ялта). Знакомство с музыкой крымских татар.
1874–1875 - Усиленные занятия гармонией и контрапунктом.
1875, лето - Сочинение шестидесяти одной фуги.
Лето и осень - Написан Первый струнный квартет.
1875–1877 - Гармонизация сорока русских народных песен, собранных Т. И. Филипповым. Составление сборника «Сто русских народных песен». Знакомство с исследованиями А. Н. Афанасьева, И. П. Сахарова и других о народной обрядовой поэзии.
1876, 30 августа - Начата «Летопись, моей музыкальной жизни» (последняя запись - 22 августа 1906 года).
1877, зима - Сближение с А. К. Лядовым, учеником Римского-Корсакова по консерватории. Знакомство с С. Н. Кругликовым, в дальнейшем - московским музыкальным критиком.
1877–1878 - Участие в редактировании партитуры оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
1877, лето-1879, лето - Написана опера «Майская ночь» (в основном в Парголове и Лигове).
1878–1881 - Участие в редактировании партитуры оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин».
1879, 3 и 9 апреля - Первые дирижерские выступления в Москве в концертах Филармонического общества (так называемых концертах П. А. Шостаковского).
Ноябрь - Оркестрована «Пляска персидок» из «Хованщины» М П. Мусоргского.
23 декабря - Начало занятий по теории музыки с пятнадцатилетним А. К. Глазуновым, в дальнейшем одним из самых близких Римскому-Корсакову музыкантов.
1879, лето-1880, осень - Написана оркестровая пьеса «Сказка» (в Лигове и Стелёве, под Лугой).
1880, февраль-1881, март - Написана опера «Снегурочка» (в основном в Стелёве, под Лугой).
Июнь - июль - Поездка в город Николаев и Крым (Ялта, Симферополь, Севастополь). Трехдневное пребывание в Константинополе.
1881–1883 - Доработка и редактирование оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». Подготовка к изданию произведений М. П. Мусоргского.
1882, 15 и 22 августа - Дирижирование в Москве двумя концертами Русского музыкального общества на Всероссийской промышленно-художественной выставке. Знакомство с М. П. Беляевым.
1883, 23 февраля - Назначение помощником управляющего Придворной певческой капеллой - при управляющем М. А. Балакиреве (служба до 1894 года). Организация в капелле инструментального и регентского классов, преподавание курса гармонии.
1884, 9 марта - Упразднение должности инспектора музыкантских хоров в морском ведомстве.
Лето и осень - Написан «Практический учебник гармонии».
1885, 8 октября - Постановка оперы «Снегурочка» в Московской частной русской опере (С. И. Мамонтова); декорации костюмы по эскизам В. М. Васнецова.
1885–1886 - Организация Русских симфонических концертов на средства М. П. Беляева, по инициативе и при активном участии Н. А. Римского-Корсакова (первый концерт в Петербурге 23 ноября 1885 года). Начало участия в Музыкальной комиссии нотоиздательства, созданного М. П. Беляевым для систематической публикации произведений русских композиторов.
Лето - Написано «Испанское каприччио» (в Никольском, под Лугой).
1887–1888 - Работа совместно с А. К. Глазуновым над незаконченной оперой А. П. Бородина «Князь Игорь».
Июль - август - «Воскресная увертюра» (в Нежговицах, под Лугой).
1889, февраль - март - Постановка «Кольца Нибелунгов» Р. Вагнера в Мариинском театре силами пражской труппы под управлением К. Мука.
22 и 29 июня - Дирижирование в Париже двумя Русскими симфоническими концертами, организованными М. П. Беляевым.
21 октября - Исполнение в Москве «Испанского каприччио» под управлением автора, с участием П. И. Чайковского (партия кастаньет).
1890, 13 апреля - Дирижирование в Брюсселе симфоническим концертом из произведений русской музыки.
Лето - Поездка в Швейцарию (Люцерн) в связи с тяжелой болезнью дочери Марии (ум. в 1893 году).
Осень - Начало многолетней дружбы с В. В. Ястребцевым, автором двухтомных «Воспоминаний» о Римском-Корсакове.
1891–1892 и 1894 - Третья редакция оперы «Псковитянка».
1891–1893 - Душевный кризис и временный упадок творческой деятельности. Чтение трудов по эстетике и философии. Работа над музыкально-эстетическими сочинениями (сохранились фрагменты «Эстетики музыкального искусства»),
1892 - Начало работы над оперой М. П. Мусоргского «Борис Годунов».
1893, январь - Поездка в Москву в связи с постановкой «Снегурочки» в Большом театре. Переговоры с директором Московской консерватории В И Сафоновым о переезде в Москву
Весна - Работа И. Е. Репина над портретом Римского-Корсакова (масло).
20 ноября - Русский симфонический концерт памяти Чайковского под управлением Римского-Корсакова
Весна и лето - Работа над оперой «Ночь перед Рождеством» (в Вечаше, под Лугой); окончена в феврале 1895 года; первые наброски для оперы «Садко»
Конец года - Знакомство с В. И. Вельским, будущим либреттистом корсаковских опер
1895, январь - Поездка в Киев в связи с постановкой «Снегурочки» (23 января). Встреча с Н. В. Лысенко (бывшим учеником Римского-Корсакова)
Лето - Работа над оперой «Садко» (в Вечаше); закончена в сентябре 1896 года (в Смердовицах, по Балтийской железной дороге).
Ноябрь - Осложнения с постановкой оперы «Ночь перед Рождеством» (на Мариинской сцене); вмешательство великих князей, нашедших недопустимым появление среди действующих лиц Екатерины II
Декабрь - Возвращение к работе над оперой М П Мусоргского «Борис Годунов» (переработка и оркестровка закончены в мае 1896 года)
28 ноября - Первая постановка «Бориса Годунова» (в редакции Римского-Корсакова) в Большом зале Петербургской консерватории под управлением Римского-Корсакова.
10 декабря - Постановка «Псковитянки» в Московской частной русской опере, с Ф И. Шаляпиным в роли Ивана Грозного
Июль и август - написаны (в Смычкове, под Лугой) кантата «Свитезянка», опера «Моцарт и Сальери», романсы (около сорока), два дуэта и др. Упражнения в сочинении фуг и прелюдий
Конец декабря - Поездка в Москву в связи с постановкой оперы «Садко» в театре Частной русской оперы с декорациями К. А. Коровина и С. В. Малютина (Римский-Корсаков был на третьем и четвертом представлениях - 30 декабря 1897 года и 2 января 1898 года).
Февраль - Начата опера «Царская невеста».
Февраль - апрель - Окончательная обработка пролога к «Псковитянке» («Боярыня Вера Шелога»), написанного в первом варианте еще в 1877 году
Март - май - Работа В. А. Серова над портретом композитора (масло) Гастроли в Петербурге мамонтовской оперы при участии Н. И. Забелы и Ф. И. Шаляпина. Начало дружбы с певицей Н. И. Забелой и художником М. А. Врубелем
Май - Написан романс «Нимфа», посвященный Н. И. Забеле
Весна - Задумана опера «Сказка о царе Салтане»
Лето (в Вечаше) - Работа над оперой «Царская невеста» (закончена в конце ноября 1898 года)
Сентябрь - Написан романс «Сон в летнюю ночь», посвященный М. А. Врубелю
1898–1899 - Встречи с В. И. Вельским и обсуждение с ним оперных сюжетов («Салтан», «Китеж», «Небо и земля» и др)
1899 - Работа над оперой «Сказка о царе Салтане» (в основном в Вечаше), закончена в январе 1900 года
Сентябрь - Арест С. И. Мамонтова по ложному обвинению и его отстранение от оперного дета
Октябрь - Поездка в Москву на первую постановку оперы «Царская невеста» (22 октября, товарищество Частной русской оперы, декорации по эскизам М. А. Врубеля)
3 мая - Постановка оперы «Майская ночь» во Франкфурте на Майне (там же позднее - «Царская невеста» и «Снегурочка»)
Весна и лето - Работа над оперой «Сервилия» (в основном во время отдыха в Германии и Швейцарии), закончена весной 1901 года
Октябрь - Поездка в Москву на постановку «Сказки о царе Салтане» (21 октября, товарищество Частной русской оперы, декорации по эскизам М. А. Врубеля)
19 декабря - Тридцатипятилетие композиторской деятельности Чествование в Петербурге и Москве (в ноябре - декабре 1900 года и январе 1901 года)
1901, июнь - Начата опера «Кащей бессмертный» (в Крапа чухе, близ Окуловки, по бывшей Николаевской железной дороге), закончена в марте 1902 года
Июль - август - Написана кантата «Из Гомера»
1902, весна и лето - Работа над оперой «Пан воевода» (в основном в Гейдельберге), закончена весной 1903 года
1903, май-1905, январь - Написана опера «Сказание о невидимом граде Китеже» (в основном в Крапачухе и Вечаше).
1904, январь - Учреждение «Попечительного совета для поощрения русских композиторов и музыкантов», по завещанию М. П. Беляева (ум. 28 декабря 1903 года) В состав вошли Н. А. Римский-Корсаков (председатель), А. К. Глазунов и А. К. Лядов
Февраль - Написана оркестровая прелюдия памяти М. П. Беляева «Над могилой»
9 ноября - Постановка оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (в редакции Римского Корсакова) на сцене Мариинского театра с участием Ф. И. Шаляпина под управлением Ф. М. Блуменфельда
1905, 21 марта - Увольнение из консерватории Отказ Римского-Корсакова от звания почетного члена петербургского отделения Русского музыкального общества
27 марта - Постановка оперы «Кащей бессмертный» учащимися Петербургской консерватории в театре В. Ф. Комиссаржевской под управлением А. К. Глазунова
Июнь - июль - Начата работа над статьей о «Снегурочке» Работа над руководством по оркестровке (издано после смерти композитора)
Лето - осень - Обдумывание оперного сюжета о восстании Степана Разина
Сентябрь - Поездка в Москву в связи с постановкой оперы «Пан воевода» в Большом театре (27 сентября, под управлением С В Рахманинова)
Ноябрь - Написана пьеса для оркестра с хором «Дубинушка»
5 декабря - Постановление Художественного совета Петербургской консерватории, приглашающее Н. А. Римского-Корсакова вернуться на работу в консерваторию, и его возвращение
1906, весна - Работа над партитурой «Бориса Годунова» (вое становление и оркестровка некоторых пропущенных сцен) Редактирование «Женитьбы» М. П. Мусоргского
Лето - Поездка за границу (Вена, Рива) Оркестровка трех романсов М. П. Мусоргского
1906, октябрь-1907, август - Написана опера «Золотой петушок» (в основном в Любенске, под Лугой)
3 мая - Открытие в Париже цикла «Пять русских исторических концертов», организованного С П Дягилевым Последние выступления Римского Корсакова в качестве дирижера
Май - Встречи с французскими композиторами и музыкантами, а также с А. Н. Скрябиным и Р. Штраусом
Ноябрь - Избрание членом корреспондентом Парижской академии изящных искусств
1908, 16 февраля - Исполнение вступления и шествия из оперы «Золотой петушок» в Петербурге, в Русском симфоническом концерте под управлением Ф. М. Блуменфельда.
Март - Работа В. А. Серова над портретом композитора (уголь).
5 июня - Получено письмо от директора императорских театров В. А. Теляковского о невозможности поставить оперу «Золотой петушок» ввиду решительного возражения московского генерал-губернатора.
1937 - Перенесение праха в Ленинградский некрополь при Александро-Невской лавре.
Из книги Гашек автора Пытлик РадкоОсновные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»
Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир ИвановичОсновные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью
Из книги Караджале автора Константиновский Илья ДавыдовичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И.Л. КАРАДЖАЛЕ 1852, 30 января - В селе Хайманале (теперь И.Л. Караджале) уезда Прахова у секретаря монастыря Мэржянень Луки Шт. Караджале и Екатерины Кириак Карабоа родился сын Ион.1859, январь - Избрание А.И. Кузы господарем Мунтении и Молдавии;
Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий ПетровичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход
Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко ЕленаОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -
Из книги Пушкин автора Гроссман Леонид ПетровичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. С. ПУШКИНА 1799, 26 мая - рождение в Москве Александра Сергеевича Пушкина.1811, 19 октября - открытие Царскосельского лицея, в состав учеников которого принят Пушкин.1814 - «Другу-стихотворцу» - первое напечатанное произведение Пушкина (в
Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей КарповичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год
Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил МихайловичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого
Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр МихайловичОсновные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые
Из книги Модильяни автора Паризо КристианОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в
Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий ИвановичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья
Из книги Павел Федотов автора Кузнецов ЭрастОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА П. А. ФЕДОТОВА 1815, 4 июля - родился в Москве. Отец - титулярный советник, поручик в отставке Андрей Илларионович Федотов, мать - Наталия Алексеевна, урожденная Григорьева, по предыдущему браку - Калашникова.1819 - Московское дворянское
Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей АркадьевичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,
Из книги Франко автора Хинкулов Леонид ФедоровичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер
Из книги Валентин Серов автора Смирнова-Ракитина Вера АлексеевнаОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В. А. СЕРОВА 1865, 7(9) января родился в Петербурге, в семье композитора.1871 - Смерть отца.1871–1872 - Жизнь в Никольском у Коганов.1872–1874 - Мюнхен. Занятия с художником Кёппингом.1874–1875 - Париж. Занятия с И. Е. Репиным.1875, лето - Абрамцево.
Из книги Римский-Корсаков автора Кунин Иосиф ФилипповичI. Основные музыкальные произведения Н. А. Римского-Корсакова 1. ОПЕРЫ1868–1872. «Псковитянка». В трех действиях. Посвящена в первом издании «Дорогому мне музыкальному кружку». Либретто композитора по драме Л. А. Мея того же названия. Первая постановка 1 января 1873 года в
Николай Римский-Корсаков краткая биография для детей и взрослых изложена в этой статье.
Николай Римский-Корсаков краткая биография
Николай Андреевич Римский-Корсаков - русский композитор, педагог, дирижёр. Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в городе Тихвин Новгородской губернии. Отец композитора происходил из старинного дворянского рода.
С шести-семи лет мальчик обучался игре на фортепиано, к девятилетнему возрасту относятся его первые попытки к сочинению.
В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.
Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком «Могучая кучка», склонило его к более серьезным занятиям.
Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было на время прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся в его творчестве. Наиболее значительные произведения этого периода - симфоническая картина «Садко» (1867) и опера «Псковитянка» (по одноименной драме Л. Мея, 1872).
В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий.
В 1874-1881 годах Николай Римский-Корсаков был директором Бесплатной музыкальной школы и дирижером ее концертов.
В 1883-1894 годах занимал должность помощника управляющего придворной певческой капеллой.
В 1905 году за выступление в защиту прав учащихся Римский-Корсаков был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значительной части профессорско-преподавательского состава. В декабре 1905 года, после предоставления консерватории автономии, он вернулся в консерваторию по приглашению художественного совета.
Разностороннюю музыкальную, дирижерскую и педагогическую деятельность Римский-Корсаков сочетал с плодотворной работой композитора. Он создал 15 опер , в их числе - «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Ряд фрагментов из этих опер стали шлягерами - «Песня индийского гостя» из «Садко» или оркестровый «Полет шмеля» из «Салтана».
37 лет своей жизни Римский-Корсаков посвятил преподаванию. У него получили образование И. Стравинский, А. Аренский, А. Глазунов, С. Прокофьев и другие. Кроме того, Николай Андреевич является автором нескольких учебников и большого количества статей на музыкальные темы. Римский-Корсаков по праву признан создателем такого жанра, как опера – сказка. Создавая собственные произведения, композитор еще и донес до слушателя не одно произведение своих погибших товарищей.
Николай Андреевич скончался 21 июня 1908 года от сердечного приступа, который последовал после инфаркта.
Краткая биография Римского-Корсакова востребована не только учащимися музыкальных школ, но и вообще всеми, кто интересуется искусством. Предлагаем вам кратко ознакомиться с жизнью выдающегося маэстро, и узнать главные моменты из его творчества.
Тем и интересные, что в немногих словах передают главную суть.
Биография Римского-Корсакова
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог и дирижер. Прожив всего 64 года, он успел многое сделать для искусства, войдя в историю, как талантливый мастер своего дела.
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Родился Римский-Корсаков 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. Несмотря на склонность к музыке, которая у Николая Андреевича проявилась с раннего детства, он все же пошел на военную службу. Сильное влияние в этом деле на него оказал старший брат, офицер и будущий контр-адмирал.
Начав обучение в 6 лет, он увлекся церковной музыкой и народными песнями, а в 11 написал первое произведение.
В 1862 г, после смерти отца, семья Римского-Корсакова переехала в Санкт-Петербург. Именно там Николай Андреевич познакомился с выдающимся композитором и педагогом М. А. Балакиревым. Вступив в его кружок, который потом получил название «Могучая кучка», Римский-Корсаков окончательно сформировал свои эстетические взгляды.
Краткая биография не позволяет нам рассказать обо всех особенностях военной службы будущего композитора. Скажем лишь, что с 1862 по 1865 год Римский-Корсаков служит на клипере (корабле) «Алмаз». Три года путешествий позволили ему повидать много стран, однако заниматься музыкой, практически не было времени.
Начало творчества Римского-Корсакова
Через три года вернувшись в Санкт-Петербург, Николай Андреевич снова налаживает контакты с кружком Балакирева. Именно тогда он знакомится с А.П. Бородиным, Л.И. Шестаковой (сестрой Глинки) и П.И. Чайковским.
Под влиянием Балакирева, Римский-Корсаков продолжает работать над своей Первой симфонией. В это же время из-под его пера выходят «Увертюра на русские темы» (1866), «Сербская фантазия» (1867), симфоническая картина «Садко» (1896), Вторая симфония («Антар», 1868 г.) и ряд ярких поэтичных романсов. Всего им было написано 79 романсов.
Учитывая биографию Римского-Корсакова, который был из военно-морского рода, ему на генетическом уровне передалась любовь к морю. До него никто даже не пробовал изображать морскую стихию в музыкальных красках.
С помощью необычных приемов ему удавалось виртуозно предавать особенности моря и всего, что с ним связано. Позже эти идеи стали перенимать и другие знаменитые композиторы.
Интересен факт, что Римский-Корсаков обладал так называемым цветным слухом. То есть он каждую тональность видел в определенном цвете. Эта уникальная особенность называется синестезией. Таким образом, ми мажор у него соотносился с синим цветом. Поэтому все «морские» произведения написаны у него именно в ми мажоре.
Успех и признание
Успех произведений был настолько очевиден, что уже в 1871 г. Римский-Корсаков получает приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в Петербургскую консерваторию.
Здесь надо заметить, что без соответствующего образования получить профессорское назначение было не так просто. Однако необычная биография и выдающиеся способности будущего классика никем не подвергались сомнению. Интересно, что на сегодняшний день эта консерватория носит его имя.
Композитор в 1897 году
Через два года музыкант становится инспектором духовых оркестров Морского ведомства, а в 1874 – директором Бесплатной музыкальной школы. В этом же году Римский-Корсаков начинает активно заниматься дирижированием симфонических концертов, а потом и оперных спектаклей.
В биографии Римского-Корсакова отчетливо прослеживается, насколько легко он принимался за тот или иной вид деятельности.
Интересно, что его прозвали «сказочником» за любовь к фантастическому миру сказок. Именно он придумал симметричный лад, который позже назовут «гамма Римского-Корсакова».
Первой оперой маэстро стала «Псковитянка», написанная в 1872 г. Через семь лет он создает «Майскую ночь» по сюжету Н.В. Гоголя. Затем, в 1881 г. появляется наиболее вдохновенная опера «Снегурочка», написанная для сказки А.Н. Островского.
Интересным фактом в биографии Римского-Корсакова является то, что в начала 1890-х годов у него начал наблюдаться некоторый творческий спад. Однако потом, наоборот, с невероятной интенсивностью выходят потрясающие оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), « и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).
Семья Римского-Корсакова
В 1872 году Николай Андреевич женился на Надежде Николаевне Пургольд. Она также была пианисткой, музыковедом и композитором.
У них родилось семеро детей, двое из которых умерли в детстве. Не мудрено, что все дети получили хорошее музыкальное образование. Ведь и отец и мать были выдающимися деятелями на этом поприще.
Современники подчеркивали, что Римский-Корсаков был очень заботливым отцом и много внимания уделял своим детям. Он не только постоянно занимался с ними музыкой, но и воспитывал их в интеллигентных традициях того времени.
Более подробно о его биографии вы можете прочитать в книге серии «ЖЗЛ» автора И.Ф. Кунина.
Последние годы жизни
В 1905-1907 гг. в Российской империи начались революционные события. Римский-Корсаков выступил на стороне протестующих студентов, осуждающих действия администрации Петербургской консерватории. В знак солидарности он вообще уволился, однако потом, когда руководство консерватории было сменено – вернулся на должность.
Еще один интересный факт из биографии. Некоторое время официально исполнять его произведения, было запрещено. Однако, несмотря на это, по стране регулярно проходили концерты произведений Римского-Корсакова, а толпы публики приходили послушать необыкновенную музыку. В знак поддержки Николая Андреевича слушатели каждый раз вставали.
Последователями композитора было около 200 выдающихся музыкантов, в числе которых такие величины, как Прокофьев, Стравинский, Гнесин, Танеев и другие.
Написав оперу «Золотой петушок», Римский-Корсаков открыто высмеял образ царя. За это произведение сразу же было запрещено. Узнав об этом, уже немолодой музыкант пережил инфаркт, что и послужило поводом к его скорой кончине.
Умер Николай Андреевич 21 июня 1908 года в деревне Любенск. Там у композитора была загородная усадьба. Теперь это музей его имени.
Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930 г. его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Если вам понравилась краткая биография Римского-Корсакова , обязательно поделитесь ею в социальных сетях.
И да, читайте самые интересные факты на и не забывайте подписываться на сайт любым удобным способом.
Русский композитор, педагог, музыкальный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в Тихвине.
Отец композитора происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации России, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при императрице Елизавете Петровне.
В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.
В 1862-1865 годах Римский-Корсаков находился в кругосветном плавании, во время которого, в 1864 году, был произведен в офицеры. В 1873 году вышел в отставку.
В 1873-1884 годах был инспектором военных оркестров флота.
Во время учебы в училище Николай Римский-Корсаков продолжал заниматься музыкой, сначала у виолончелиста Улиха, затем у пианиста Федора Канилле.
Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком "Могучая кучка", в который входили композиторы Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, позднее Александр Бородин, склонило его к более серьезным занятиям.
Во время кругосветного плавания он окончил симфонию №1 ми минор, оp. 1, начатую еще в Санкт-Петербурге. В 1865 году с крупным успехом первая русская симфония была исполнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкальной школы.
В 1871 году по инициативе заведующего Санкт-Петербургской консерватории Михаила Азанчевского Римский-Корсаков был приглашен на должность преподавателя классов инструментовки, практического сочинения.
В 1944 году в городе Тихвине Ленинградской области основан Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова. В 1971 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) был открыт Мемориальный музей-квартира композитора.
Бывшие имения Вечаша и Любенск, где скончался композитор, вошли в состав мемориального музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников