Основные мотивы китайской символики. Флаг и герб Китая: значение символики

Китай (герб, флаг которого наполнены национализмом) - известная в мире страна. Трудно встретить человека, который совершенно ничего не слышал об этом государстве. составляет чуть более 1 миллиарда человек. По своей площади он находится на третьем месте в рейтинге самых крупных стран. Держава входит в список главных советников ООН, имеет многочисленную армию, ядерное оружие. Хорошо развита космическая сфера.

Краткие сведения о КНР

Это государство находится в Восточной Азии. Герб и гимн были приняты приблизительно в одно и то же время.

Ранее республика занимала третью позицию в мире по уровню экономического развития. В 2010 году уровень ВВП повысился, и она, обогнав Японию, расположилась на втором месте. Мало кто может поспорить с тем фактом, что эта страна - лидер по производству разнообразных товаров и их продажам за рубежом. Наиболее прибыльным делом является сборка и экспорт автомобилей. Государство входит в состав многих международных организаций. Власть сосредоточена в руках

Флаг

В 1949 году был основан Китай, тогда же приняли официальный флаг государства. Красный цвет в его основе означает борьбу за эту страну, память о героях, бедах, которые пришлось пережить населению. Звезды на нем также относятся к военным временам. Наиболее крупная из них олицетворяет сильную и независимую партию - Коммунистическую. Значение остальных четырех звезд на данный момент растолковать достаточно трудно. По сей день идут споры о том, что же они означают. Одни ученые выдвигают версию, что они ассоциируются с национальными меньшинствами, другие считают, что они отображают людей, героев, на которых опирался весь народ. Третьи же выдвинули такой вариант: звезды - основные национальности, проживающие на территории страны. Как и герб Китая, флаг имеет символическое значение и отображает патриотизм людей.

Герб

Второй основной государственный символ - герб. Он, в свою очередь, отражает коммунистические настрои страны. На нем изображается площадь Республики, которая находится в центре Пекина. Возле нее расположились поля с пшеницей. Герб Китая несет на себе пять цвета. Их значение такое же, как и у аналогичных элементов на флаге. Цвет этого символического элемента (желто-красный) отображает стремление к счастью и благополучию. То есть можно смело предположить, что герб Китая, созданный еще во времена основания государства, полностью отображает жизнь народа, желание людей стать лучше, не забывая своего прошлого.

Значение герба

При создании герба за основу брались Ворота Небесного спокойствия. Именно они сразу бросаются в глаза. Не зря Китай раньше называли Поднебесной, ведь данные врата означают вход в запретный мир или город. Они полностью отражают традиции, культуру и обычаи этой весьма интересной нации. Границы ворот находятся в красном круге. Данный цвет говорит о кровопролитных войнах и революциях.

Второй элемент, который сразу бросается в глаза, - звезды. Они такие же, как и на флаге: размеры и цвет аналогичны. Золотой цвет говорит о надежде на социалистическое развитие, хорошее и светлое будущее.

Также можно увидеть на изображении рисовые и пшеничные колосья. Они - символ хозяйственной сферы. Колос относится к крестьянской прослойке населения, подчеркивает уважение к нему.

На нижней части герба располагается колесо. Это отсылка к рабочим, которые трудятся на заводах и успевают участвовать в политической жизни страны.

Герб Китая, значение которого мы описали выше, подчеркивает любовь правительства к своему народу и к родине. Сейчас существует мало стран, которые действительно могут похвастаться таким патриотическим настроением.

Китай удивительная страна, разительно отличающаяся от всех остальных своей культурой, философией и основными жизненными принципами. У большинства европейцев упоминание о Китае вызывает в воображении целый ряд символов: Великая китайская стена, драконы, инь и ян, панды и бамбук, кунг-фу и каратэ, китайский шелк и чай. О некоторых из этих символов и пойдет речь.

Большая панда

Большая панда занимает особое место в китайских культурных традициях, так как многие особенности поведения и характер животного — это качества, почитаемые китайским обществом в целом.

Во времена династии Сичжоу у жителей города Пингу панда считалась нежным животным, так как не причиняла вред человеку или крупному животному. Таким образом, бамбуковый медведь стал символом мира. Если в те воинственные времена одна армия поднимала флаг с изображением панды, битва прекращалась, и наступало временное перемирие. Китайский поэт Бэй Джуйи (772-846 гг. н.э.) приписывал панде мистические силы, способные предотвратить стихийные бедствия и изгнание злых духов.

Есть два вида большой панды и оба живут в дикой природе только в Китае. Наиболее известна черно-белая панда. Другой вид большой панды имеет темно-коричневый или светло-коричневый мех, череп меньшего размера и более крупные моляры. Такая панда обитает только в горах Циньлин.

Живут бамбуковые медведи в густых горных лесах. Питаются бамбуком, растущим под деревьями, который составляет до 90 % рациона животного. В день взрослый зверь съедает до 18 кг стеблей растения. Помимо бамбука иногда панды едят и другие травы, а в голодные времена не брезгуют мелкими грызунами или детенышами кабарги. В поисках пищи бамбуковый медведь проводит 10-16 часов ежедневно.

Женские особи способны иметь потомство с ежегодно 4-8-летнего возраста и до 20 лет. В помете 1-2 детеныша, но в дикой природе выживает, как правило, только один. Медвежата могут оставаться при матери до 3-х лет, после чего начинают самостоятельную жизнь.
Сегодня гигантская панда один из наиболее узнаваемых символов Китая. За убийство животного в стране предусмотрена смертная казнь.

В зарубежных зоопарках животное начали демонстрировать только в 70-х годах ХХ века, причем ежегодно владельцы таких заведений должны уплачивать правительству Китая до 1 млн. долларов.

В китайской философской системе инь и ян являют собой единство противоположностей. Темное и светлое, отрицательное и положительное — явления фактически взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимозависимые во внешнем мире. Свет-темнота, огонь-вода, расширение-сжатие считаются физическими проявлениями дуальности (двойственности), символизируемой инь-ян.

Эта двойственность лежит в основании многих отраслей классической китайской науки, служит основным ориентиром в традиционной китайской медицине, является оснвополагающим принципом некоторых форм китайских боевых искусств, таких как багуачжан, тайцзицюань или цигун. Помимо выше перечисленного, идея инь-ян заключена в Книге перемен - известной китайской философско-гадательной системе.

Многие географические названия или топонимы страны содержат слово ян — «солнечная сторона», а некоторые содержат «тенистую сторону» — инь. В Китае, как и в других районах Северного полушария, солнечный свет идет преимущественно с юга, поэтому южная сторона горы получает больше прямых солнечных лучей, чем противоположная.

Инь — черная сторона с белой точкой в ней, а ян — белая сторона с черной точкой внутри. Инь характеризуется как медленный, мягкий, уступающий, диффузный, холодный, влажный и пассивный; связан с водой, землей, луной, женственностью, ночью.

Ян, напротив, быстрый, жесткий, твердый, сфокусированный, горячий, сухой и активный; связан с огнем, небом, солнцем, мужественностью, дневным временем.
Также инь и ян относятся к человеческому телу. В традиционной китайской медицине хорошее самочувствие напрямую связано с балансом между их качествами. Когда равновесие нарушается в какую-либо сторону, у человека могут возникать проблемы со здоровьем.

Китайские боевые искусства

Первые упоминания о китайских боевых искусствах восходят ко временам правления Хуанди, императора династии Чжоу (1122-255 до н.э.), который был известным военным генералом, прежде чем стать лидером Китая. Именно он написал трактат о боевых искусствах и стал основателем старейшего известного боевого стиля «длинный кулак»

Китайские боевые искусства разделяются на две категории: внешние (Вайцзя) и внутренние (Нэйцзя). Внешние используют мышечную силу, в сочетании со скоростью и энергией. Многие северные китайские внешние боевые искусства имеют военное происхождение, потому что Китай управлялся с севера, с помощью армий, происходящих из северных городов, обеспечивающих на юге соблюдение диктата северных правил.

Внутренние стили соответственно опираются на внутренние ресурсы человека - силу духа и разума, а также на энергию Ци. В отличие от внешних стилей, стремящихся максимально увеличить врожденную силу и ловкость, внутренние стили развивают способности сосредоточения и концентрации. Считается, что отличные физические данные даже могут стать препятствием в постижении Нэйцзя.

Китайский шелк

В Китае шелк был настолько популярен среди знати, что потребовалось ввести специальные правила, ограничивающие его использование только членами императорской семьи. В течение 10 веков право носить одежду из шелковой ткани, принадлежало лишь императору и высшим сановникам. Из-за роскошного внешнего вида, шелк был тогда символом большого богатства.

Через некоторое время материал постепенно стал доступен и другим классам китайского общества. Шелк стал использоваться не только для декоративных нужд, но и для более прозаичных целей: рыбалки, изготовления струн или тетивы для луков.

Крестьянам не разрешалось шить одежду из шелковой ткани вплоть до правления династии Цин (1644-1911).

Во время династии Хань шелком оплачивались услуги правительственных чиновников и награждались особо достойные граждане. Шелковая ткань стала денежным эквивалентом в стране, наравне с бронзовыми монетами. Богатство, которое шелк принес в Китай, вызвало зависть у соседних народов, грабивших провинции ханьских китайцев начиная со II-го века до н.э., в течение двух с половиной сотен лет.

Десяток столетий шелковая ткань оставалась главным дипломатическим даром Китая правителям или послам других стран. Шелком награждал император наиболее преданных своих вассалов.
Хотя шелковые ткани были хорошо известны и востребованы в Европе и Азии, долгое время Китайцам удавалось сохранить практически полную монополию на их производство. Императорский декрет, осуждал на смерть каждого, кто пытался экспортировать шелкопрядов или их яйца.

Сегодня КНР является первым в мире производителем шелковой ткани. В среднем, ежегодно китайская промышленность производит около 70% всего шелка мире.

Китайский дракон

Дракон - мифологическое существо в фольклоре и культуре страны, имеющее множество животноподобных форм (например, черепахи или рыбы). Однако чаще всего его принято изображать со змеевидным телом на 4-х лапах. Традиционно китайские драконы символизируют мощные и благоприятные силы, особенно контроль над водной стихией — осадками, тайфунами и наводнениями. Во времена империи дракон символизировал власть и силу правителя.

Дракон также является символом силы и удачи для людей достойных. В китайской культуре выдающиеся люди сравниваются с драконом, в то время как бездарные ассоциируются, например, с червями. В ряде китайских пословиц и идиом есть ссылки на дракона, например, «надеяться, что его сын станет драконом».

В китайской культуре дракон несет в своей сути совершенно иной смысл, чем в европейской, где он представляет собой огнедышащее существо с агрессивными намерениями. В Поднебесной это духовный и культурный символ процветания и удачи, а также божество дождя, способствующее гармонии внешнего мира. Согласно легендам, большинство выдающихся людей древнего Китая (императоров, военачальников или ученых) появились на свет от связи их матерей с драконами.

Во время олимпиады 2008 года китайское правительство приняло решение не использовать дракона в качестве официального символа из-за неблагоприятных ассоциаций, которые эти мифические существа вызывают за пределами страны.

Китайцы удивительный народ, свято чтущий древние традиции - несмотря на весь технический прогресс, сделавший страну мировым экономическим лидером, в Китае при строительстве небоскребов до сих пор предусматривается ниша, где мог бы поселиться дракон.

Китайская Великая стена

Сооружение является в буквальном смысле одной из самых больших достопримечательностей в мире – объект можно наблюдать даже с околоземной орбиты. Великая китайская стена — впечатляющий подвиг древней оборонительной архитектуры, история которого насчитывает более 23 столетий, а длина составляет более 21 тыс. км.

Сооружение возводилось для защиты приграничных территорий несколькими династиями.
Считается, что начал строить стену первый император династии Цинь (221-207 до н.э.), однако попытки ее возведения предпринимались еще во времена династии Чжоу (770-221 г. до н.э.).

Первый Император Цинь начал возведение северной части стены, чтобы предотвратить вторжение с той стороны света. Императоры династии Хань удлинили стену до сегодняшнего западного Китая, чтобы защитить торговлю на Шелковом пути.

Так называемая стена – не просто обычные крепостные стены. Это была комплексная военная оборонительная система, со сторожевыми башнями для наблюдения, крепостями для командных пунктов и логистики, сигнальными башни для связи и т. д.

Во времена династии Мин (1368-1644) Великую стену реконструировали и укрепили с помощью более изощренных и прогрессивных для того времени строительных технологий. Стена Мин, как правило, имела зубцы высотой 1,8 метра с лазейками и бойницами, а также стены парапетов высотой 1,2 метра. Примерно через каждые полкилометра на стене сооружалась фланговая башня, позволяющая защитникам обстреливать нападавших из луков. Хранилища крепости были самыми сильными и неприступными сооружениями на Великой стене.

Сегодня из-за естественной эрозии и повреждений, нанесенных человеком, больше трети Великой стены Мин разрушено. Чтобы предотвратить дальнейшее уничтожение этого памятника архитектуры, правительство страны приняло специальные законы для ее защиты.

Учеными доказано, что чайные кусты распространились по всему миру с территории Китая – именно его территории являются родиной этого растения.

Письменные упоминания об употреблении чая в качестве напитка встречаются в книге Чжоу-Гуна, датированной 770 г. до н.э. Прославившийся своим искусством врачевания, величайший целитель древнего Китая Хуа То (II-III века н.э.), упоминает о чае в своей работе «Теория еды».

В Японию, известную сегодня во всем мире своей чайной церемонией, продукт попал лишь в начале VIII века нашей эры.

Книга «Чацзин», китайского поэта Лу Юй, изданная в 709 году н.э., стала первым обобщающим трудом, посвященным китайскому чаю. Автор описал известные на тот момент сорта чая, уделил внимание его выращиванию, приготовлению и церемонии употребления.

Наиболее популярная на сегодняшний день классификация основана на степени ферментации чайного листа:

  • белый;
  • желтый;
  • зеленый;
  • красный (в наших широтах именуемый черным);
  • улун;
  • пуэр.

Китайская чайная церемония называется Гунфу Ча. В отличие от японской церемонии здесь нет строгих правил и излишней ритуализации – основная суть процесса сводится к максимальному раскрытию напитка. Дословно «гунфу ча» можно перевести как «мастерство чая». Существует и более упрощенный вариант китайского чаепития – пинча. По сути, пинча это и есть самое обыкновенное чаепитие, без излишних ритуалов и церемоний – термин можно перевести как «дегустация чая».

Амулет "Три сома с грибами линчжи". Синьцзянский нефрит, резьба. Конец ХХ в.

Для китайцев счастье - не абстрактное понятие и не труднодостижимая цель. Это вполне определенная категория, состоящая из простых ценностей, ощутимых даже на бытовом уровне: здоровье, счастливая семья (много детей и прочные отношения супругов), богатство и успешная карьера. Издревле известны и воплощены в орнаментах «Пять видов счастья» (уфу) -долголетие, богатство, покой, высокая мораль и естественная смерть от старости.

На предметах быта и искусства наиболее распространены следующие мотивы.


СЧАСТЬЕ И РАДОСТЬ

♦♦♦Иероглиф «счастье» (си).

♦♦♦Летучая мышь (бянъфу) - созвучно словосочетанию «повсеместное, полное счастье» (бянъфу); в благопожелательном сюжете может быть или одна, или несколько летучих мышей, окруженных другими счастливыми символами. «Пять видов счастья, гармония и согласие» (уфу хэ хэ) - намек-пожелание большого счастья и согласия. Изображены пять летучих мышей, вылетевших из шкатулки. Слова «вместе со шкатулкой» (хэ хэ) звучат как «гармония и согласие» (хэ хэ). Этот сюжет также часто именуют «Пять летучих мышей явились ко двору» (у фу лай чао).

♦♦♦Олень (лу) - одинаково звучит со словом «радость» (лэ).

♦♦♦ Сорока (сицю) - символ радостных дел и событий. Сорока, сидящая на сливе, - это ожидание радостного события, или «Радость на бровях» (сишан мэйшао). Кроме того, она может ассоциироваться с беременностью, родами, счастливым событием.

♦♦♦Три звезды светят свысока (санъсин гао чжао) - это намек-пожелание большого счастья, успешной карьеры и долголетия. Три звезды (санъсин) символизируют счастье, карьеру и долголетие (фу лу шоу). От них зависит счастье и несчастье человека. Звезда Фусин управляет бедой и благополучием, Лу-син - богатством и знатностью, Шоусин -рождением и смертью.



ЗДОРОВЬЕ И ДОЛГОЛЕТИЕ

♦♦♦Сосна и кипарис - древние вечнозеленые деревья, символизируют долголетие.

♦♦♦Бессмертный журавль - в мифах говорится, что он живет несколько тысяч лет.

♦♦♦Гриб линчжи - если человек съест этот гриб, то он сможет прожить до 100 лет.

♦♦♦Персики бессмертия - в романе «Путешествие на запад» говорится, что во дворце (тянъ) в специальном саду растут персики (панътао), дающие один плод в 3000 лет; если съесть его, никогда не постареешь.

♦♦♦Черепаха (гуй) - долгожительница, символизирующая покой и здоровье.

♦♦♦Бессмертный (сянъжэнъ) - легендарные персонажи, которые живут бесконечно долго и не стареют, например Восемь Бессмертных (басянъ).

♦♦♦Звезда долголетия (лаошоусин) - древний символ мира и богатства, пожелание хорошей красивой жизни и похвала.

♦♦♦Иероглиф и стилизованные знаки «долголетие».


БОГАТСТВО И ПРОЦВЕТАНИЕ

♦♦♦Рыба (юй) - созвучно иероглифу «достаток» (юй).

♦♦♦Пион Сиуданъ) - символически указывает на знатность и богатство.

♦♦♦Люхай - мифический персонаж; приручив волшебную жабу, выплевывающую золотые монеты, стал помогать нуждающимся.

♦♦♦Жаба - золотая жаба небожителя Люхая.

♦♦♦Монеты и слитки - привлекают и усиливают богатство.

Цикада на листе лотоса - "Возродиться с чистыми помыслами". Фрагмент совочка для чая. Дерево, резьба.Современная работа.


СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ И МНОГОЧИСЛЕННОЕ ПОТОМСТВО

♦♦♦ Гранат (шилю) - его раскрытый плод является метафорой, указывающей на большое количество детей. Сюжет с раскрытым гранатом называется «На радостное событие в смехе раскрывается лицо» (сисяо янъкай).

♦♦♦Виноград (путао) - символизирует большое количество сыновей.

♦♦♦Гуаньинь - олицетворяет сострадание и утешение, ей возносят молитвы те, кто хочет спастись от страданий и несчастий.

♦♦♦Цилинь - приносит детей.

♦♦♦Утки-мандаринки (юанъян), коробочки лотоса (биндилянъ), пара цветов напротив друг друга (хуа чэн дуй). И цветы, и птицы образуют пары, - это намек-пожелание удачного супружества.

Миниатюрная фигурка «Обезьяна с персиками». Дерево, резьба. Конец XX в.


ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ И ДОСТИЖЕНИЕ ЧИНОВ

♦♦♦Обезьяна (хоуцзы) - созвучно слову «князь» (хоу); это высший титул в социальной иерархии.

Петушиный гребешок (цзигуанъхуа) -символизирует чиновника (гуанъ).

♦♦♦Алебарда (цзи) - указывает на продвижение по службе, звучит как «степень на службе» (цзи).

♦♦♦Большие львы, маленькие львы (тайили, шаоши) - символизируют две степени продвижения по службе: крупный полководец, полководец (тайили, шаоши).

♦♦♦Сосуд из высушенной тыквы (хулу) -указывает на продвижение по службе, прибавку к жалованию, намек на продвижение в карьере.

В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

В день рождения традиционно желают долголетия. С пожеланием долгих лет счастливой жизни связан и символический смысл подарков. Ко дню рождения одного из супругов преподносят изображение с райскими птицами, что означает «С глубоким почтением поздравляю с днем рождения» (чжу мэй шоу или). Орнамент построен на сходстве звучания слов «бамбук-:: «поздравляю», «слива» и «брови», «долгожитель» и «райские птицы».

Для дня рождения также подходят сюжеты: «Краса Неба», чудесный гриб и камень долголетия (тянъ чжу сянъ лин шоу) - пожелание долгой жизни, «Небесный чиновник дарует счастье». Женский сюжет - с феей Магу, которая по легенде приносит молодость и здоровье на долгие годы.

Тетушка Ma дарует долголетие (магу сянъшоу)
Изображены тетушка Ма (Магу), несущая корзину с персиками и грибами, аист (символ долголетия) и олень (символ счастья). Магу - звучит как слово «грибы» (могу). Пожелание долголетия.

Небесный чиновник дарует счастье (тянъгуанъ сифу)
Изображен небожитель, глава небесного чинов (глянь гуань, шан юань), разворачивающий свиток; гичной фразой. Подлетающая летучая мышь символ ниспосылаемого с неба счастья.

Шоу Син - божество долголетия. Дерево, резьба. Конец XIX в.

НОВОГОДНИЕ МОТИВЫ

Новый год в Китае - это праздник Весны, самый почитаемый праздник нации на протяжении нескольких тысяч лет. За это время сложилось множество чудесных обычаев и традиций, но во всей Поднебесной основа праздника одна - убрать старое и встретить новое, отплатить благодарностью за все, что тебе дали в прошлом году, положить новое начало будущему.

Приготовления ведутся с полнолуния, которое предшествует наступающему новому году. После того, как в доме наведен порядок, его украшают. По традиции обязательными являются специальные парные надписи - «пары у дверей» (мэнтуй), или «весенние наклейки» (чунътэ), или «весенние связки» (чунълянъ). Их пишут на бумаге красного цвета и вывешивают по обеим сторонам входной двери. Тысячи и тысячи домов встречают приход весны этими яркими украшениями.

Китайскому народу известно, что счастье и несчастье приходят в дом через отверстия - окна и двери. Накануне праздника рождения года важно пригласить все благое и защитить жилище от бед, поэтому помимо благопожелательных надписей у входной двери часто можно увидеть изображения стражей - Вэй Чихуна и Чубао, а также вывешенные на входе персиковые амулеты» - дощечки с изображениями Шень Шу и Юй Лэя, которые надежно защищают двери. На стекла окон наклеивают нарядных петушков, вырезанных из красной или цветной бумаги. Еше один обычай, возникший во времена династии Сун, - вешать на дверях иероглиф - счастье» в перевернутом виде: «перевернутое благополучие» (даофу) звучит так же, как « достигать благополучия ».

Новогодние развлечения. Народная картинка, няпъхуа. Бумага, цветная печать, подкраска от руки. Современная копия

Мэнь-шэни - духи-хранители входа в дом. Народная картинка, шнъхуа. Бумага, цветная печать, подкраска от руки. Конец XIX в

Крыса женится - будет богатый урожай.
Народная картинка, нянъхуа.
Бумага, цветная печать, подкраска от руки. Конец XIX в.


Есть и множество других символов, которые в дни новогодних торжеств по традиции наполняют жилища. Для привлечения счастья рядом с подушкой кладут «плоды, усмиряющие год», - мандарины (цзи) и личжи (ли), что звучит как «счастье и прибыль». Ваза символизирует мир и покой, золотые рыбки - богатство, персики - долголетие, лианы и тыквы - стабильность и долгую жизнь. Кипарисовые веточки, украшающие большой мандарин, завернутый в блин, символизируют большой успех для множества дел. Новогодние узлы из красных нитей на кольцах (панчан цзе), известные со времен династии Тан (618-907), завязывают специально как символ счастливого соединения и неразрывной связи мужчины и женщины.

Сам праздник открывается церемонией почитания Цзао-вана, Дедушки-хранителя очага. В течение года он защищает дом со
всеми его домочадцами, а в 23-й или 24-й день двенадцатого месяца поднимается на Небо с докладом небесному владыке обо всех делах своих подопечных - и добрых, и дурных. Нефритовый император на основании этого доклада выдает предписания счастья-несчастья на будущий год.

Еще одно ритуальное новогоднее действо посвящено Богу богатства, Цай-шеню. Открываются «ворота для богатства», и участники действия, одетые в красные халаты и особые шапки, с искусственными бородами и украшениями, держат в руках связки монет и печатное бумажное изображение Цай-шеня. Они кричат за ворота: «Приходите провожать дедушку Цай-шеня!». В это время хозяин дома, выражая свое почтение Богу богатства, раздает деньги приходящим людям и произносит приветственные пожелания: «Пусть потоком идут золото, серебро и драгоценности», «Слева пусть будет пара золотых львов, а справа пусть будет пара золотых фениксов».
Традиционные новогодние благопожела-тельные орнаменты в виде лубочных картинок (нянъхуа) - это «Небесный чиновник дарует счастье», «Пять злаков восходят обильно», «Процветание шести домашних животных», которые призывают в дом богатство, счастье, карьеру и долголетие. Часто дарят изображения Ван Чжаоцзюнь, Ян Гуйфэй. Бань Си и Люй Чжу - четырех красавиц древности. Самый распространенный новогодний сюжет - «Крыса женится», где крыса-жених в сопровождении брачной процессии берет крысу-невесту в жены. В новогоднюю ночь домочадцы кладут под кровать.лакомства крысиной невесте, чтобы получить богатый урожай на будущий год, а бабушки перед сном говорят детям: «Спрячь хорошо свои ботинки, а то крыса украдет их и сделает себе свадебный паланкин», отчего дети неизменно восторженно хохочут.

Еще один популярный новогодний сюжет - «Люхай, играющий с жабой». По преданию он притягивает в дом богатство и счастье.

При репосте или копи-пасте ссылка на оригинал обязательна. За картинки и фото спасибо Pinterest и Internet.

Цивилизационная автономия Китая не вызывает сомнения. Китайская культура необъятна и прекрасна. При этом мы категорически мало о ней знаем. Во-первых, языковой барьер трудно преодолим (изучающие китайский язык подтвердят, как сложно выучить необходимое количество иероглифов, чтобы свободно читать научную и художественную литературу). Во-вторых, чтобы понять китайскую специфику, необходимо отойти от европоцентричности(забыть, например, запад и восток - это не справа и слева от Европы) - что очень сложно сделать, ведь изучение происходит в первую очередь по книгам русских и европейских авторов. Тем не менее, давайте попробуем погрузиться в историю и символику, возникшую в рамках китайской цивилизации.

Возможно, ни в одной стране мира не относятся так ревностно к цвету, как в Китае. Скрытый смысл черного, красного, желтого будет преследовать вас повсюду.

Все «десять тысяч вещей» в природе имеют свой цвет. В реальной жизни мы встречаем огромное количество цветов и их оттенков. Как доказали ученые посредством анализа цветового спектра, в мире существует более 10 млн различных цветов. Но для китайцев дело обстоит гораздо проще: они считают, что базовыми выступают всего пять цветов, а именно: черный, красный, синий, белый и желтый. Эти цвета признаны «чистыми» (открытыми, беспримесными), а все остальные представляют собой не более чем различные комбинации упомянутых базовых цветов, смешанных в разных количествах и пропорциях. Китайцы называют такие цвета «смешанными». «Чистые цвета» знаменуют верность традиции, устойчивость, постоянство и благородство, в то время как «смешанные цвета» считаются вульгарными и даже низкопробными. Так, в Древнем Китае по цвету женской одежды можно было определить, кто из женщин является супругой, а кто наложницей. Согласно установлениям, женам следовало надевать одежду только «чистых цветов», а наложницам разрешалось носить наряды «смешанных цветов».

Почему китайцы выделяют именно упомянутые выше пять цветов? Это продиктовано представлениями об устройстве мироздания. Символику цвета следует рассматривать через призму традиционной системы пяти элементов. Так, китайцы поделили мир (и все его составляющие) на пять категорий: дерево, огонь, металл, вода и земля. Каждый из элементов являлся символом жизненных процессов, протекающих и в человеке, и в во вселенной. Цвета также являются частью этой системы.

Давайте представим на секунду, что окружало Китай в древности.
На востоке — бескрайние леса долины нижнего течения Хуанхэ. Стихия востока — дерево, цвет — сине-зеленый . Ему соответствует молодость, весна, ветер.
На юге — жаркое солнце, стихия юга — огонь, его цвет — красный . Это цвет радости, счастья, лета.
На западе — высочайшие горные вершины Азии. А в предгорьях когда-то добывали металлы. Поэтому западу и соответствует металл. Для китайцев долгое время запад ассоциировался с опасностью — в горах жили воинственные племена, предки тибетцев, с запада приходили кочевники. А холодные снежные вершины определили и цвет- белый . Оттуда дуют холодные ветра, это цвет траура, осени.

Север ассоциировался с водой и черным цветом — там, на север от Великой равнины, текли неведомые темные реки (не случайно по-китайски Амур звучит как Хэйлунцзян 龙江 — река черного дракона). Север также символизировал зиму и луну. Но это не цвет траура — это цвет сокровенного превращения (как зимой природа отдыхает, но таит в себе пышное пробуждение и рост весной). И потому китайские ученые носили одежды черного цвета.
И, наконец, центр - это Китай , ему соответствует желтый цвет. Эта связь легко объяснима: почвы в Китае — лессовые, желтого цвета (состоят из спрессованных мельчайших частичек песка, принесенного ветром из пустынь Центральной Азии).

Желтый цвет символизирует Центр мира, Поднебесную империю. Желтый - это обозначение элемента Земля, обладающего свойствами плодородия, питания и превращения, ведь семя, брошенное в землю, прежде чем вызреть, подвергалось изменениям в процессе роста. Центр, земля - это были проявления «изначального», подвергающиеся измнениям в «круге жизненных превращений». Эти свойства распространялись и на цветовую гамму. Указывая на Поднебесную и землю, желтый цвет означал стабильность, плодородие, опору, закон, успех и вечность, а также связывался с императорской семьей. Во времена династии Цин одежду желтого цвета имел право носить только император. Из мифологических персонажей, соответствующих этому цвету, можно назвать Желтого (императорского) дракона с пятью когтями (что указывает на власть над всем миром) и Желтого императора Хуан-ди (первого правителя, объединившего под своей властью большую часть Китая).


В феодальном Китае желтый цвет считался самым почитаемым, чему существует несколько объяснений. По одной из версий, китайцы принадлежат к монголоидной расе и имеют желтоватый оттенок кожи, поэтому любовь к желтому цвету у них просто «в крови». По другой версии, именно потому, что Китайская цивилизация зародилась в бассейне реки, которая носит название Хуанхэ (Желтая река), эту реку называют «матерью» всех китайцев. Кроме того, первое протогосударство в Китае сформировалось в районе Лессового плато, в центральной части бассейна Хуанхэ, где земли отличаются высокой плодородностью. Ведь эта река на протяжении тысячелетий регулярно разливалась, оставляя лессовые наносы и постепенно формируя аккумулятивную равнину. Лессовое плато является колыбелью китайской нации и одновременно - неотъемлемой составляющей китайской культуры, а потому желтый цвет плодородных наносов наделен в Поднебесной особым значением.



На протяжении долгого времени в Китае считалось, что только императоры или очень знатные особы имеют право носить желтую одежду и аксессуары. Желтый цвет символизировал благородное происхождение и избранность, поэтому и парадная одежда императора с изображением дракона - мифического прародителя китайской нации, а также императорский дворец были именно желтого цвета. При династии Цин (1636-1911 гг.) император жаловал желтые куртки-«магуа» (куртка, надеваемая поверх халата) в качестве знака отличия имевшим значительные заслуги чиновникам. В народе желтый цвет ценили и уважали, так как это - цвет золота. В связи с этим в языке появилось немало слов и выражений, связанных с желтым (золотым) цветом. Например, китайцы наделили слово «золотой» переносным значением «счастливый, благоприятный» и стали называть так те периоды развития и жизни государства, которые характеризовались стабильностью и процветанием: «золотая эпоха».

Как такового синего и голубого цвета в цветовой гамме китайцев не существовало, они сливались с зеленым. Сине-з еленый (цин) обозначал восток, по природной сущности представлял ветер, по элементу относился к стихии дерева. Свойствами дерева являются способности к росту (переходу от пассивной инь к активной ян), и, следовательно с рождением новой жизни.



Божественным персонажем здесь выступают Бирюзовый дракон (Цинлун), который являлся защитником от нечисти и часто изображался на благопожелательных картинках как источник различных богатств. Синий цвет, с одной стороны, является символом Неба (храм Неба всегда покрывался черепицей цвета небесной лазури, такого же цвета должна была быть одежда сановников, участвовавших в поклонении небу), но с другой считался приносящим несчастья. Ведь ветер непостоянен, хотя может быть гуманным и справедливым. Дракон также обладает мудростью и огромной силой, но может, помимо благ, нести и разрушение.


Синий - это самый непостоянный цвет, который может в любой момент измениться. Иногда он «превращается» в зеленый - цвет Природы, полной жизненной энергии и сил, а иногда - в сине-зеленый или темно-синий цвет (иссиня-черный), может превратиться в фиолетовый.

Красный символизировал юг с буйством жизни во всех ее проявлениях, соответствуя стихии огня (максимальная жизненная сила и активность) и Солнцу. Огню и всему, что с ним соотносится, свойственны жар, зной, стремление вверх. Мифологическим животным здесь выступает Красная птица (Феникс), означающая мудрость, красоту, благоприятствование, а персонажем - Огненный император Янь-ди (Шень-Нун), научивший людей растить хлеб, и являющийся богом-целителем по ассоциации, что солнце - это жизнь. Поэтому в наиболее радостные моменты жизни китайцы предпочитали красные одежды, например, невеста и свадебная атрибутика всегда была красного цвета, передавая жизненную силу солнца и огня. Такая сила отпугивает злых духов и приносит удачу в дом и гармонизирует общую атмосферу. Если на руку ребенка, считали китайцы, намотать красную ниточку, она защитит малыша от сглаза.



Выражение 红火 (красный огонь) означает, что твоя жизнь развивается как красное пламя. И это очень хорошо! 火了 означает «популярный», а 火爆 (огонь и взрыв) — место с кучей народа или книгу/фильм с элементами боевика. Напомним, что красный — традиционный цвет для китайских праздников и вечеринок.
Китайцы считают красный цвет цветом торжества, празднеств, свадеб. В представлении китайцев этот цвет выступает символом радости, благодатных знамений, успеха и праздника. Во время свадебной церемонии невеста, по традиции, должна быть обряжена в красное одеяние, а в праздник Весны (Новый год по традиционному китайскому календарю) китайцы клеят на двери домов парные иероглифические надписи с благопожеланиями, написанными на красной бумаге, повсюду развешивают красные фонари. Награждая отличившихся в учебе и труде, китайцы преподносят красные цветы.



Когда какое-то предприятие или производство, добившись прибылей, выплачивает своим акционерам дивиденды, это называется «разделить красную прибыль». Красный цвет олицетворяет энтузиазм, справедливость и символизирует полноту энергии. Если у человека на щеках румянец, то этот человек здоров и бодр. Представления китайцев о красном цвете, его значении и отношении к нему китайцев прекрасно отражены в таких фильмах знаменитого китайского кинорежиссера Чжан Имоу, как «Красный гаолян» и «Зажечь красные фонари».

Белый цвет олицетворял запад - место, где царят хаос и гибель живого. Этот цвет противоречив: он называл природную сущность - холод и стихию - металл (символ начинающегося упадка от ян к инь), и ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Животным запада является Белый тигр (Байху), который с одной стороны - владыка губительного для человека мира, а с другой - охранитель людей от злых сил и страж страны мертвых. Поэтому изображение белого тигра часто является оберегом, и поэтому часто встречается на разных декоративных и бытовых предметах.


Белый - это цвет, связанный со старостью, осенью, увяданием, т.е. завершение цикла и выходом за грань мира. Поэтому белый цвет в одежде означает траур, и подчеркивает значение предметов как связанных с похоронами.


Черный цвет являлся цветом севера и связывался с чем-то таинственным, хотя и нес оттенок смерти (зима). Элементом для этого цвета являлась вода (как минимальное проявление активности, пассивная инь), обладающая свойствами текучести, прохлады, способности к движению назад. Здесь основным персонажем является воин Сюаньу, «черная черепаха», представляющий собой симбиоз змеи и черепахи, а также отождествляемый с мифическим правителем Чжуань-сюем, положившим разделение (разорвавшим связь) между землей и небом, отчего люди перестали подниматься на небеса.


Тайна - это удел ученых, змея - мудрость, черепаха - долголетие, вода - проникает повсюду, помнит все. Из этих образов складывается определение черного цвета - познание и ученость, углубление в непознанное.

Теперь, я надеюсь, наше представление о цвете в китайской клуьтуре стало более обширным. Во второй части символика цвета будет раскрыта в быту и повседневности.
А сказка о китайской культуре не заканчивается, впереди нас ждут также орнамент, узоры и традиционные костюмы.

Список литературы:
Цвет в Китае.

Китайские символы являются неотъемлемой частью одной из древнейших культур на земле. Чтобы понимать, насколько «стар» Китай, как государство, достаточно обратить внимание на тот факт, что одни лишь письменные исторические источники охватывают период времени в три с половиной тысячи лет.

А есть ведь еще и устные предания, и археология. Именно поэтому китайские символы (картинки различных символов представлены ниже) фактически относятся к религиозно-этической системе, которая действительно формировалась тысячи лет, закономерно переживая определенные метаморфозы, но никогда не меняясь по своему существу.

Китайские символы и их значения своими корнями уходят глубоко в историю Древнего Китая, еще в так называемый «доимперский Китай» (этот исторический период завершился в 221 году до нашей эры). Позже на смену династиям Ся, Шан и Чжоу пришли Цинь и Цин, при этом традиционные китайские символы (фото этих символов во множестве представлены в Сети, а некоторые мы разберем в рамках данного материала) не изменили ни техники написания, ни значения, сохранив суть, образность, культурный колорит. Разумеется, эпоха «Имперского Китая» (вплоть до 1911 года) внесла в этот семантический пласт свои коррективы, но это вовсе не значит, что древние китайские символы (их значение в частности) что-то потеряли. Напротив, до эпохи «Нового Китая» культура этого древнего народа неустанно обогащалась, собственно многие традиционные учения живы в Китае до сих пор. Чего только стоят письмена «Книги Перемен», известный на весь мир даостский символ Инь-Ян, и конечно иероглифы.

Так или иначе, но китайская символика – одна из древнейших на образных систем планеты, как минимум, на это указывает официальная археология. Наиболее известные китайские символы – иероглифы – зародились еще в середине I тысячелетия до нашей эры. Например, медные монеты из Лояна в виде мотыги датируются как раз V-III веками до н.э. На этих монетах мы видим китайские символы (фото представлено ниже), которые очевидно стали «прародителями» современной нам иероглифической системы, которая, кстати, потом не менялась почти полторы тысячи лет. Разумеется, начертание несколько отлично, но – в минимальной степени, различия аналогичны различиям между, скажем, скандинавскими и венедскими рунами. Но, конечно, в отличие от рун китайская символы и их значение принципиально отличаются от того, что привычно нам. Ведь здесь образы не абстрактны, а конкретны, они теряют в глубине, но приобретают в широте, так сказать.

В XIII веке Чингисхан и его монгольские орды вторглись в Китай, взяв Пекин в кратчайшие сроки (ну да, тогда ведь «великой китайской» еще не было). Но китайская символика (значение символов, их написание, сакральный смысл) остались неизменны даже после десятилетий монгольского гнета. В итоге, китайские символы, картинки которых мы видим в древних книгах, в росписи храмов, на археологических артефактах, действительно несут в себе существенную часть культуры, которая сохранялась в относительно неизмененном виде тысячелетиями (официальная версия китайских историков говорит о нижнем пределе в 5 тысяч лет). В этом смысле китайские иероглифы – символы наиболее знаменитые. Важно отметить, что иероглифическая письменность (ее также называют идеографическая, собственно, это «более научный» вариант) уникальна по той простой причине, что в отличие от письменности алфавитной здесь каждому знаку приписывается конкретное значение, причем не только в плане фонемики. При этом китайские иероглифы – символы, которых насчитывается несколько десятков тысяч, что, мягко говоря, в тысячи раз превосходит любую другую языковую систему по количеству структурных элементов. Но здесь нужно отметить, что современная китайская письменность (байхуа) в большей степени – разговорная, хотя от этого включенные в нее иероглифические знаки не теряют своей глубины и образности. Сегодня именно байхуа считается в Китая официальным. Хотя при этом вэньянь, так называемый «классический китайский», который практически не используют с начала XX века, был значительно ближе к первоисточнику.

Символика китайской живописи – это отдельная тема, которой мы посвятим немало материалов. Дело в том, что символика китайской живописи не менее уникальна, чем язык этой страны, пожалуй, китайских живописцев справедливо будет назвать истинными мастерами образности. Конечно, всем известные такие графические образы, как цветущая сакура, гора Фудзи. Анималистические жанры еще более оригинальны и глубоки, ведь именно здесь мы встречаем знаменитого китайского дракона (в различных вариациях и ипостасях) и демонов-лисиц, которых нет ни в одной другой культуре. Не удивительно, что символика китайской живописи является одной из наиболее актуальных тем для современных культурологических исследований.

Также особого внимания заслуживает символика китайских узлов и китайские символы года. Оба символических направления стали популярны в начале XX века, когда Китай стал вести «более открытую» внешнюю политику. Теперь китайские символы года едва ли не популярнее Зодиака и других гадательных систем. Здесь, конечно, стоило бы вспомнить о системе «Небесные ветви и Земные корни». Это древнекитайская гадательная (это если очень грубо) эзотерическая система, причем традиционные символы года – это скорее следствие «Небесных ветвей…», чем ее органичный элемент, но это уже тема другого разговора.

Символика китайских узлов не менее любопытна. Традиционные чжунгоцзе, «китайские узлы» на территории этой страны появились еще в эпоху палеолита, об этом говорят многочисленные археологические находки. Китайцы завязывали узлы «на удачу», «на память», «на любовь». Символика китайских узлов глубока и разнообразна и также заслуживает отдельной беседы. При этом нельзя обойти внимание китайские символы тату, которые сегодня можно встретить «у каждого второго». К сожалению, большинство подобных татуировок делается вовсе не территории Китая, поэтому ошибки встречаются излишне часто. Более того, китайские символы тату в самом Китае… как бы это сказать цензурно… в общем, не стоит ждать хорошего отношения от местного населения, если у вас на теле есть подобное изображение. В конце концов, это логично, ведь речь идет о чужой культуре. Кроме того, китайцы, как и славяне исконно свято верили в то, что тату – вовсе не необходимость, а сделанная до 33 лет она в любом случае приносит лишь вред. Именно поэтому китайские символы тату – это тема, которую даже не стоит затрагивать.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные