Особенности методики подготовки и проведения музейной экскурсии. Емельянов Б.В. Экскурсоведение

Техника проведения экскурсий это комплекс мер направленн ых на организацию проведений экскурсий и созданий благоприятных условий для восприятия экскурсионных объектов.

Общие требования по действиям техники проведения экскурсий:

1.)Знакомство с группой (это часть индивидуального текста, которое указано в введении, т.е. вступительное слово в виде организации и информации по экскурсии)

2.)Выход экскурсантов из автобуса (указывается во вступлении о предстоящих выходах). Напоминается о технике безопасности. В продолжительных экскурсиях экскурсовод должен сообщать время стоянки и отправления) .

3.)Расположение группы у объекта . (производится на основе схемы. Которая позволяет лучше увидеть объект: вокруг него, в два ряда, под углом и самая распространенная расстановка полукругом(полукольцом)).

Расстановка экскурсионной группы - это расположение участников, позволяющее им хорошо видеть как объект, так и экскурсовода, а последнему - наблюдать объект и держать в по­ле зрения группу.

Экскурсионный объект в основном бывает многоплановым , по­этому должен иметь несколько выгодных точек осмотра . Посколь­ку восприятие объекта зависит от угла обзора, экскурсоводу важ­но найти оптимальные точки и ракурсы осмотра и использовать их преимущества в экскурсии. Например:

1. ♦ угол зрения в 45°, т.е. расстояние до объекта, равное 2-2,5 ве­личины его высоты, позволяет лучше воспринимать весь объект в целом;

2. ♦ угол зрения в 18°, т.е. когда объект значительно удален, об­легчает его восприятие вместе с окружением (ландшафтом). При этом нужно учитывать психологический аспект предельного чис­ла воспринимаемых объектов (оно колеблется от 7 ± 2 объекта).

Кроме того, при расстановке группы экскурсовод должен учесть следующие обстоятельства:

1. ♦ характер освещенности объекта;

2. ♦ особенности его расположения;

3. ♦ окружающую застройку.

Экскурсии с использованием транспорта позволяют приме­нять различные виды показа. Так, наиболее распространенные автобусные экскурсии обеспечивают следующие возможности:



1.♦ предоставление путевой информации с осмотром из окон ав­тобуса при скорости движения 40-60 км/ч мимо объектов, нахо­дящихся в поле зрения экскурсантов;

2. ♦ беглый осмотр из окон автобуса при замедленном движении (до 20 км/ч);

3. ♦ более подробный анализ объектов (местности) во время сто­янки, в непосредственной близости к объекту (группе объектов). При этом экскурсанты находятся в автобусе, как и в двух преды­дущих случаях;

4. ♦ детальный анализ экскурсионных объектов во время остано­вок с выходом экскурсантов из автобуса и непосредственным приближением к объектам. В трехчасовой экскурсии обычно предусматривается от 4 до 7 выходов.

4.) Передвижение экскурсантов (осущ от автобуса к объекта, между объектами, от объекта к автобусу. При этом место экскурсовода в центре группы. Расстояние от «головы до хвоста» по передвижению группы не должно превышать 10 метров)

5.)Темп движения группы (зависит от состава группы, от темы экскурсии, и зрительного ряда на маршруте) Основная задача экскурсовода контролировать передвижение группы, т.к. учитывается отведенное время для проведения экскурсии (время на изучение объекта, расстояние между объектами, с учетом зрительного ряда)

6.) Соблюдение времени проведения экскурсии. (выполнение требований технологической карты, в которой точно расписывается время для раскрытия каждой подтемы, исходя из исключений: не вовремя прибывший автобус по техническим причинам, аварийная ситуация на дороге, или ремонт. Экскурсию необходимо проводить в сокращенном варианте, при этом сохранить главное в ее содержании и сэкономить время на изложение подтем, возможно только сократитьвторостепенное из показа объектов и рассказа о них ).

7.) Адресность рассказа (означает направленность на конкретный объект, концентрация внимания, на данный объект, также возможность указать характерные признаки, особенности, архитектуры, стиля и тд.) Рассказ в экскурсии экскурсовод может начинать лишь после того, как удостоверится, то все участники экскурсии хорошо видят данный объект. При рассказе, возможно, использовать наглядный материал. Раздаточный наглядный материал возможно использовать при рассказе только во время переезда на автобусе от объекта, к объекту.

8.)Использование индивидуального текста (Данный текст может использоваться в виде карточек экскурсионного объекта, по тексту основных подтем, в виде карточек с цитатами.)

9.) Паузы в экскурсии . (Дают возможность экскурсантам просмотреть объект, или детали объекта, которые более заинтересовали при подаче информации экскурсовода. Так же сюда входит покупка сувениров и фотографирование.)

10.) Техника использования наглядных пособий (подразумевает определенный порядок демонстрации в процессе проведения экскурсии, при этом каждое пособие (лист) должен иметь свой порядковый номер.)

11.) Возвращение экскурсантов в автобус (проходит организованно, экскурсовод обязан проследить за посадкой на места экскурсантов (пересчитать), обратить внимание на рядом сидящих друг с другом, при этом экскурсовод должен стоять справа от входа в автобус, после посадки всех экскурсантов подать условный знак рукой водителю о начале движения.)

12.) Место экскурсовода в автобусе или на месте у объекта (на местности экскурсовод выбирает нужную позицию, то бы хорошо был виден объект, при этом удерживать в поле зрении всех экскурсантов, а также учитывается, что все экскурсанты также должны видеть и слышать экскурсовода, поэтому чаще всего используется расстановка полукругом).

13.) Ответы на вопросы экскурсантов (принято давать в конце экскурсии, о чем следует указать во вступлении).

14.)* особые приемы проведения экскурсии ( включает в себя: использование технических средств(микрофон, мульти-видео проектор, видео-звукозаписи), так же особое внимание уделяется активизации познавательной деятельности, которая проявляется в виде исследования (способ вовлечения в соответствии с рассказом экскурсантов в процесс экскурсии) а также выполнения самого задания, что позволяет активно включить экскурсантов в непосредственно восприятие характерных особенностей объекта (проведения ритуалов, обрядов), требует соблюдения техники безопасности и правил поведения, о чем обязательно напоминает экскурсовод).

Приёмы показа Приёмы рассказа Особые приёмы
Предварительный осмотр Активизация познавательной деятельности
Экскурсионный (зрительный) анализ Объяснение Исследования
Искусствоведческий

Инструкция

Разработка маршрута является первым, с чего необходимо начинать составление плана экскурсии. Если проведение экскурсии планируется в одном месте (дворце, музее и т.д.), продумайте схему группы по этому месту в соответствии с планом здания (или местности). Распишите, с какого места начнется , группа будет проводить возле каждого экспоната, сколько всего экскурсия будет идти по времени и во сколько она закончится.

Если планируется экскурсия по с посещением нескольких достопримечательностей, спланируйте также и экскурсионного , выработав оптимальную схему движения с учетом ситуации .

Второй этап - написание текста экскурсии. В тексте не должно быть никаких разногласий с историческими фактами, поэтому при написании экскурсии делайте ссылки на те источники, откуда вы берете информацию. Ведь если какой-то слушатель не согласится с вами и попытается оспорить сказанное, вы всегда сможете сказать ему, откуда ваша информация и как ее проверить.

Залог идеальной экскурсии - экскурсовод, которому самому то, о чем он рассказывает. Помимо этого стоит обладать такими качествами как толерантность, внимание к просьбам экскурсантов и умение их удивить известными только вам подробностями. Можно также рассказывать общеизвестные факты, но подавать их с уникальными вопросами, активно обращаясь к группе, стараясь вовлечь их в изучение предложенной местности.

В последнее время стали популярны экскурсии, основной группой для проведения которых является молодежь - это ночная Москва, ночное посещение музеев. Можно позаимствовать идею и организовать такой маршрут в своем , тем более что он будет пользоваться повышенной популярностью, если на данный момент на рынке туристических услуг такого предложения нет.

Главное - начать, если вы заинтересованы темой продвижения родного края, если вам нравиться открывать неизвестные страницы истории и вы хотите, чтобы о них узнало как можно больше людей, вам стоит организацией экскурсионных маршрутов.

Инструкция

Прежде чем брать группу или одного посетителя, подготовьтесь к проведению экскурсии. Недостаточно просто пройтись по этажам здания и посмотреть, что представлено в экспозициях. Почитайте источники, узнайте историю каждого экспоната. Это необходимо для того, чтобы выявить, о чем важнее всего рассказать посетителям. Составьте примерный текст своего повествования, запишите его на листы бумаги или напечатайте на компьютере.

Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят: знакомства экскурсовода с группой; правильная расстановка группы у объекта; выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус; использование экскурсантом микрофона; соблюдение времени, отделенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем; ответы на вопросы экскурсантов.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсоводов, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсоводов с водителем автобуса, то есть начинает экскурсию вступлением.

Важно чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает пауза, которая длится десять - двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты прикидывают, на что способен экскурсовод, что интересного им расскажет, а экскурсовод думает о том, как заинтересовать этих людей, как приковать их внимание к теме.

Сюжет экскурсии должен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. Важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одними-двумя днями. Это существенно в том отношении, что за этот промежуток времени произойдет известная психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет контакт.

Выход экскурсантов из автобуса. К выходу экскурсантов нужно готовиться заранее. Количество остановок с выходом группы рекомендуется назвать во вступительном слове, пояснив значение таких выходов, заинтересовать экзотичностью, необычностью объекта.

На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время стоянки в загородной экскурсии по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод сообщает об этом всем экскурсантам.

Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место. В жаркое время используются возможности для расположения группы в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев.

При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта между ними должно быть сохранено расстояние, чтобы один экскурсовод не мешал другому, чтобы одна группа не заслоняла другой объект наблюдения.

Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами осуществляется группой. Место экскурсовода - в центре группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные - позади. Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между ее головной частью и теми, кто идет последними, не должно превышать 5-7метров. Экскурсовод должен добиваться, чтобы при передвижении группы на маршруте не нарушалась целостность. При растянутости группы не все услышат рассказ экскурсовода, его пояснения и логические переходы, которые излагаются в пути. Опытные экскурсоводы умело руководят передвижением на маршруте.

Темп движения группы зависит от состава группы, от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав.

В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.

Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему, хорошо видны те объекты, о которых речь идет на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем. Стоять экскурсоводу при движении автобуса не разрешается в целях безопасности. На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, так как он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений.

Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов.

Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Виной этому являются затянувшиеся сборы группы, не вовремя поданный туристам завтрак, опоздание автобуса. у экскурсовода остается один выход - сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это следует, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное. Для этого надо заранее подготовиться к возможному сокращению материала экскурсии.

Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через микрофон. Если оборудование плохо функционирует или микрофон вообще отсутствует, то вести рассказ вовремя движения автобуса бесполезно. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.

Ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на 4 группы: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсии по теме.

Главное правило работы с такими вопросами - не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы, так как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании. Содержание ответов не должно содержать дискуссионный характер.

Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.

Паузы преследуют следующие задачи:

1. смысловая - когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для самостоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке.

2. дать кратковременный отдых экскурсантам. Она не несет какой-либо смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к такой активной форме культурно-просветительной работы, как экскурсия.

Пауза в загородных экскурсиях совмещается с отдыхом, который в соответствии с существующим порядком предоставляется экскурсоводу: 15 минут по истечении каждого часа работы. Этот отдых может быть суммирован и использован экскурсоводом в конце экскурсии. В экскурсиях также могут быть паузы - свободное время, используемое для приобретения сувениров, печатной продукции, утоления жажды, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.

Техника использования «портфеля экскурсовода». Содержание портфеля экскурсовода, его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат - фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа - имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.

Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен уметь пользоваться этой аппаратурой.

Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала. Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной войны. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.

В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:

  • Вводная экскурсия проводится в начале изучения новой темы. Например, первый урок биологии в 5 классе по разделу «Растения», посвященный разнообразию мира растений, можно провести на природе, на пришкольном участке, в ботаническом саду. Дети ознакомятся с травами, кустарниками и деревьями, уточнят понятия о светолюбивых и теневыносливых, дикорастущих и культурных, лиственных и хвойных растениях.
  • Экскурсия по определенной теме . Например, тема «Творчество С.Т. Аксакова» изучается в Литературном музее.
  • Итоговая экскурсия , систематизирующая знания по разделу или курсу. Последние в учебном году уроки биологии и географии, посвященные взаимодействию человека и природы, лучше провести на экологической тропе.

Подготовка к уроку-экскурсии

  1. Организационно-мотивационная часть . Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
  2. Актуализация опорных знаний . Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
  3. Непосредственно экскурсионная часть , в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: , делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
  4. Обобщение и систематизация знаний, . Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
  5. Итоги . Учитель оценивает работу учащихся, дает : сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.

Куда можно оправиться на экскурсию

Объект экскурсии выбирается в зависимости от цели и задач урока. Иногда может быть достаточно выйти на пришкольный участок, чтобы ознакомиться с растущими там видами растений, с сезонными изменениями в природе или посмотреть, как проводятся наблюдения над погодой в метеоплощадке.

Во многих школах есть свои школьные музеи краеведческого направления, где также можно проводить такие уроки.

Интересны уроки-экскурсии по городу , когда изучаются исторические памятники, знаменательные места. Важно только не увлечься и не затянуть ее, лучше подготовить серию небольших маршрутов, чем один долгий и утомительный.

Много полезной и интересной информации можно получить в музеях.

Объектами экскурсий могут быть учебные заведения, промышленные, сельскохозяйственные и транспортные предприятия. И конечно, памятники природы родного края.

Если же возможности побывать на нужных объектах нет, то на помощь придут . Многие музеи на своих сайтах предоставляют такую возможность. А при изучении географии и истории с помощью современных компьютерных технологий можно посетить практически любую точку мира.

Уроки-экскурсии: универсальная форма для всех школьных предметов

Подобрать тему для урока-экскурсии можно практически по любому предмету. Исторические памятники, музеи, улицы, названные именами героев, можно посетить на уроках истории . Парки, зоосады, природные объекты ждут юных биологов .

На уроках географии можно совершить экскурсию на практически любую форму рельефа, гидрографический объект (реку, озеро). Ребята не только любуются красотой природы и слушают рассказ учителя, но проводят измерения (например, размеры озера, температуру воды в нем, скорость течения реки и т. п.), съемку участка местности, изучают почвенный профиль. География населения и хозяйства России уже подразумевает посещение предприятий.

Уроки русского языка и литературы можно проводить в виде экскурсии в библиотеку, в дома-музеи писателей и поэтов. Это же касается и преподавания родных языков .

Такие предметы как физика, химия, технология требуют хотя бы одной экскурсии в год на предприятия. Там ученики смогут воочию убедиться, как работают физические и химические законы при разных технологических процессах. Это способствует также и профессиональной ориентации учеников старших классов. Привлечение к проведению урока специалистов, которые могут досконально объяснить процесс и которым обычно дети задают вопросов больше, чем учителю, только повысит эффективность экскурсии.

И очень большие возможности для экскурсий открывает изобразительное искусство . Это и художественные музеи, и дома-музеи, и путешествия по местам, изображенным художниками-земляками, и объекты старинной и современной архитектуры.

В большинстве сельских школ есть маршрут для экскурсий, где можно расширить и углубить знания по естественным наукам. Это экологические тропы. На ней лучше проводить интегрированные уроки химии, биологии, географии .

Для учеников начальных классов найдется довольно много экскурсионных объектов и внутри школы. Им будет интересно посетить учебные кабинеты любых «взрослых» предметов, школьный музей, мастерские, компьютерные классы, посмотреть школьную столовую «изнутри». А для первоклассников после изучения букваря можно устроить очень полезную экскурсию в библиотеку . Здесь экскурсию по разделам библиотеки могут провести герои любимых книг, библиотекарь объяснит, как искать книгу по каталогу. А в конце ребят торжественно посвятят в читатели.

Ошибки при проведении урока-экскурсии

Иногда проведенная экскурсия не достигает поставленной цели этому могут быть следующие причины:

  • Учитель увлекается рассказом в ущерб показу, что нарушает принцип наглядности. Если есть возможность, дети должны все посмотреть, понюхать, потрогать, пощупать, «попробовать на зуб». Они сами должны убедиться в свойствах предмета, лично ознакомиться с ним. Разумеется, речь не идет о музейных экспонатах под стеклом.
  • Не соблюдается логика показа объектов, нарушена хронология, перепутана последовательность. А это вносит сумятицу и затрудняет восприятие.
  • Объекты показываются каждый по отдельности, не связанно друг с другом. Получается своего рода калейдоскоп, в котором трудно найти общее для всех элементов.
  • Ученики — пассивные получатели знаний, не вовлечены в познавательную деятельность. Чтобы такого не было, учитель должен при подготовке к уроку-экскурсии грамотно подготовить вопросы и задания для учащихся, точно поставить перед ними четкую цель и объяснить задачи.

Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Эффективность любой экскурсии определяется не только выбором объектов показа, разработкой маршрута, знаниями экскурсовода, но и хорошим владением им техникой ведения экскурсии. От этого зависит обеспечение четкого порядка на ней, создание условий для восприятия материала экскурсии. Техника ведения экскурсии является составной частью профессионального мастерства экскурсовода, практическим проявлением его качеств как руководителя экскурсионной группы.

К технике ведения экскурсии причисляют следующее: знакомство экскурсовода с группой, выход экскурсантов из автобуса, движение от автобуса к объекту, расстановка группы у объекта, возвращение в автобус, соблюдение плана экскурсии в соответствии с технологической схемой, ответы на вопросы экскурсантов, использование индивидуального текста в ходе экскурсии, экспонатов из «портфеля экскурсовода» и звукозаписей, работа с микрофоном.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, подойдя к группе или войдя в автобус, должен прежде всего познакомиться с группой. С этой целью он приветствует присутствующих, представляется группе, называя свою фамилию, имя, отчество, туристскую фирму, которая организует экскурсию, знакомит экскурсантов с водителем автобуса.

Затем он называет тему экскурсии, перечисляет несколько наиболее выдающихся памятников и знаменательных мест, чтобы заинтересовать маршрутом экскурсантов, кратко ха-" рактеризует маршрут, его продолжительность, место и время начала и окончания маршрута.

Завершая вступление, экскурсовод излагает правила поведения участников экскурсии: не вставать и не ходить по автобусу во время движения, не отлучаться на остановках, не предупредив экскурсовода, при посадке занимать только свое место, не курить в автобусе, не отвлекать водителя во время его работы вопросами. Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся в экскурсионной практике правилам общения с группой.

Место экскурсовода в автобусе. Вступление экскурсовод произносит, стоя в передней части салона лицом к экскурсантам до начала движения автобуса. Затем он занимает свое рабочее место в первом ряду справа по ходу и рассказывает, что видят экскурсанты в правые и левые окна. Существующими правилами не предусмотрено, чтобы экскурсовод вел свой рассказ обязательно лицом к экскурсантам.

Выход из автобуса и передвижение экскурсантов. На остановках, где предусмотрен выход группы для наблюдения объекта, экскурсовод должен выйти первым и, отойдя на некоторое расстояние от автобуса, ожидать всю группу. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, а также между объектами и от объекта к автобусу осуществляется компактно. Место экскурсовода во главе группы. Экскурсовод должен внимательно следить за движением и не допускать, чтобы группа растягивалась. Расстояние между головной частью группы и теми, кто идет последними, не должно превышать восьми-десяти метров. Экскурсоводу следуетдобиваться того, чтобы темп передвижения группы не нарушал целостности экскурсии.

Темп движения группы зависит от ее состава (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности (например, подъем в гору), неблагоустроенности дороги, от наличия канав и рвов на маршрутах природоведческих экскурсий, опасных зон в работающих цехах и др. В пешеходной экскурсии или в пешеходной части автобусной экскурсии темп движения должен быть спокойным, неторопливым.

Во время движения нельзя продолжать рассказ, так как его смогут услышать только находящиеся рядом с экскурсоводом члены группы. Целесообразно во время передвижения отвечать на вопросы отдельных экскурсантов, просто вести непринужденную беседу. Хорошо, если ее тема будет совпасть с содержанием экскурсии.

Подойдя к экскурсионному объекту, прежде чем начать свою речь, экскурсовод должен убедиться, что вся группа собралась и ждет продолжения экскурсии. Но предварительно нужно правильно расположить группу у объекта.

В тех случаях, когда в длительных городских или загородных экскурсиях устраивается санитарная остановка или остановка для приобретения сувениров, экскурсовод должен

предварительно сообщить точное время продолжения экскурсии - час и минуты отправки автобуса.

Расположение группы у объекта. Расположение группы у объектов показа прежде всего должно обеспечивать безопасность экскурсантов. Особенно это касается тех мест, где рядом ведутся строительные работы, происходит интенсивное движение транспорта, а также в работающих цехах на производственных экскурсиях.

Для осмотра одного объекта творческой группой, создававшей экскурсию, могут быть определены одна, две и даже более точек. Все зависит от содержания экскурсии. Например, дальняя точка выбирается тогда, когда объект показывается вместе с окружающей средой. Ближняя - если анализируются отдельные детали здания, сооружения, объектов природы. В технологической карте экскурсии все точки расположения группы должны быть указаны.

При выборе точки необходимо учитывать время суток, сезоны года. Так, в жаркую летнюю пору экскурсантов следует располагать в тени, солнце не должно светить им в глаИ за. На случай дождя целесообразно предусмотреть вариант размещения группы под навесом, под кронами деревьев.

Наиболее удобное расположение группы у объекта - полукольцом. Экскурсовод становится у одного из краев полу-" кольца вполоборота к экскурсантам. Чтобы экскурсанты расположились подобным образом, экскурсовод деликатно рекомендует им это сделать, показывая жестом, где и как стать. В практике проведения экскурсий экскурсовод нередко становится в центре полукруга. В этом случае его рассказ лучше слышен всем экскурсантам, не требуется сильно напрягать голос, но при подобной расстановке экскурсовод стоит спиной к объекту, что затрудняет показ, и указывающие жесты экскурсовода не всегда могут быть целенаправленны и точны.

Если у одного объекта одновременно располагается несколько групп, следует сохранить такое расстояние между ними, чтобы экскурсоводысвоими рассказами не мешали друг другу, а группы не мешали наблюдению объекта.

Возвращение экскурсантов в автобус. При посадке груп- " пы в автобус экскурсовод входит в него последним, интересуется, все ли заняли свои места, уселись ли соседи. Следует избегать пересчитывания экскурсантов. Убедившись в том,

что все участники мероприятия находятся в автобусе, он дает инак водителю о начале движения и продолжает экскурсию.

Соблюдение времени проведения экскурсии представляет собой условие, которое беспрекословно должно выполняться экскурсоводом. Он обязан точно следовать требованиям технологической карты экскурсии, где для раскрытия каждой подтемы указано точное время в минутах. Соблюдение укапанного времени связано с уровнем профессионального мастерства экскурсовода, требует от него большой практики и умения проведения экскурсии. Но нередко экскурсия по причинам, независящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени (с опозданием поданный автобус, не вовремя собравшаяся группа и пр.). Тогда экскурсовод должен сократить время, отводимое для раскрытия тех или иных подтем. Делать это следует с большой осторожностью и умением, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное в показе и рассказе. Так как проведение экскурсии нависит от многих внешних факторов, экскурсовод должен быть заранее готовым к возможному сокращению фактического материала, чтобы на экскурсии эта работа не выглядела сумбурной и не была очевидной для группы.

Паузы в экскурсиях. Паузы в экскурсии являются ее составной частью и должны заранее планироваться. Они целесообразны в тех частях экскурсии, где по маршруту отсутствуют объекты показа, связанные с темой экскурсии. Цель;1тих пауз - предоставить экскурсантам некоторый отдых от рассказа, дать расслабиться, обсудить с соседом заинтересо-к.1вший его факт.

Но существуют и другого рода паузы, когда экскурсантам цается время для самостоятельного дополнительного осмотра объекта, что способствует более глубокому пониманию и восприятию темы. Экскурсовод в этом случае должен деликатно направить действия экскурсантов во время паузы, скоррек-I ировать их познавательную деятельность.

Реакция на непредвиденные происшествия. Непредвиден-нме происшествия во время проведения экскурсии бывают разными. Это и шумный свадебный кортеж, который обязательно на время отвлечет внимание экскурсантов, и несущаяся мимо пожарная машина с завывающей сиреной, и неожиданно откуда-то появившаяся стайка собак. Как вести себя в этом случае? Прежде всего не следует делать вид, что вы этого не замечаете. Лучше всего прервать экскурсию и подождать, пока посторонний раздражитель не исчезнет или он больше не будет интересовать участников группы, а затем продолжить экскурсию. Неплохо, если экскурсовод даст краткую характеристику произошедшего. Например, расскажет о числе свадеб, сыгранных в городе в прошедшем году, о наиболее нашумевшей свадьбе или что-либо иное. К непредвиденному происшествию нужно относиться без раздражения, как к неожиданно появившемуся дополнительному экскурсионному объекту, который не помогает в раскрытии темы экскурсии, но на который нельзя не обратить внимания и не сказать о нем несколько слов.

Ответы на вопросы экскурсантов. В ходе проведения экскурсии у ее участников могут возникать вопросы. Если на них немедленно давать ответы, то это будет отвлекать аудиторию от восприятия основного содержания экскурсии, нарушая ее стройность. Экскурсоводу целесообразно во вступительном слове предупредить экскурсантов, что на все возникшие вопросы он ответит в конце экскурсии, и следовать этой позиции. Во избежание значительного количества вопросов он должен помнить, что экскурсия обязана отличаться хорошим адресным показом, глубиной изложения материала, четкостью формулировок, достоверностью фактов, логичностью выводов по подтемам, отсутствием неясностей.

Использование индивидуального текста в ходе экскурсии. По поводу использования индивидуального текста приведу рекомендации Б.В. Емельянова (1986): «Экскурсовод, так же как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Поэтому рекомендуется перенести основное содержание рассказа на специальные карточки. Карточка может содержать краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, схему анализа памятника, отдельные цитаты, исторические даты, цифровой материал.

Использование карточек имеет одну особенность - экскурсовод не читает во время проведения экскурсии весь текст, нанесенный на них, а лишь взглянув на карточку, уточняет содержание рассказа. В городской и особенно загородной экскурсии во время пауз экскурсовод может еще раз просмотреть карточки, освежив в памяти материал для дальнейшего рассказа.

Карточки должны быть удобными для пользования в ходе экскурсии. Рекомендуется небольшой их размер (например, гверть или половина листа плотной бумаги формата А4). Кар- ачки следует пронумеровать с учетом раскрываемых подтем.

Использование карточек на экскурсии, на которых записаны основные положения индивидуального текста, являет-I я правом каждого экскурсовода независимо от его опыта, знаний и уровня подготовки».

Показ экспонатов из «портфеля экскурсовода» проис-одит тогда, когда того требует излагаемый материал. Это может быть как во время рассказа об объекте в качестве дополнительного иллюстративного материала (портрет автора памятника, фотография первоначального вида здания, в значительной степени измененного позднейшими реставрационными работами, и др.), так и на участке маршрута, лишенном объектов показа по темеэкскурсии.

Экспонаты демонстрируются на уровне головы, чтобы они хорошо были видны всем экскурсантам. Не следует после демонстрации передавать экспонаты экскурсантам для более детального ознакомления с ними, так как это будет отвлекать их от продолжающегося рассказа. Лишь во время паузы и экскурсии можно предоставить возможность ее участникам « знакомиться с уже продемонстрированными наглядными пособиями. Однако не следует этим увлекаться, превращая все экспонаты «портфеля экскурсовода» в некий раздаточный материал. Как правило, в качестве раздаточного материала используются лишь отдельные экспонаты.

Пользование микрофоном. Успех экскурсии нередко зависит от микрофона. Неумение пользоваться конкретным типом микрофона, оказавшимся в автобусе, неисправный микрофон вполне могут свести на нет все усилия экскурсово-||. Нужно помнить, что звук, переданный усилительной установкой, нередко менее разборчив, тембр голоса часто искажается. Порой возникают дополнительная звонкость, некоторые согласные утрируются, особенно «т», «п», «с», «ш», «ч», иногда звук «плавает».

Недостатки, возникающие при использовании микрофона, частично можно нейтрализовать с помощью: а) особенно четкой артикуляции; б) некоторого снижения темпа речи; в) сохранения равномерного давления голосовой воздушной струи на микрофон; г) достижения выразительности за счет, изменения окраски звука, а не увеличения силы голоса.

В автобусах установлены разные типы микрофонов, uoi этому экскурсоводу необходимо еще до начала экскурсии (до прихода экскурсантов) с помощьюводителя проверить качество работы микрофона и особенности пользования им, проговорив несколько фраз в него и определив оптимальное расстояние от рта до микрофона.



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные