Первая четверть 19 века в литературе. История русской литературы XIX века. Возникновение русского романтизма

III. Изучение нового материала
  • Сосна;
  • Лиственница;
  • Кедр;
  • Пихта;
  • Кипарис.

У растений этой группы есть корни, стебли, листья. Их листья имеют форму иголок, а не пластинок, как у лиственных деревьев. Листья сосны и ели называют хвоей. Поэтому голосеменные растения с такими листьями объединяют в группу хвойных.

Хвойные растения образуют леса, которые называют тайгой . В России, особенно в Сибири, тайга занимает большие территории.

Древесина хвойных высоко ценится в строительстве, применяется для изготовления мебели, музыкальных инструментов, в кораблестроении. Она долговечна, так как пропитана смолой.

Живица – смолистая жидкость, выделяющаяся при ранении хвойных деревьев. Живица заживляет раны дерева. Исцеляет их. Отсюда и пошло ее народное название. Если живица застывает без доступа воздуха, то она превращается в янтарь. Из янтаря делают украшения, декоративную скульптуру, им отделывают помещения.

Живица используется и как лекарственное средство для лечения ревматизма, лёгких, почек, органов пищеварения.

Ель – теневыносливое холодостойкое дерево до 40 метров высотой. Для своего роста и развития требует много влаги. Поэтому еловые леса тёмные, влажные. Хвоинки ели короткие, жёсткие, колючие, расположены на ветке поодиночке. Ствол покрыт темно– бурой корой. Семена созревают в шишках. Шишки удлинённые, свисают с веток вниз.

Древесина ели мягкая, светло-жёлтая, легко поддаётся обработке. Её используют в строительстве, при изготовлении фанеры, бумаги, музыкальных инструментов, различных поделок и как топливо. При специальной переработке из древесины ели получают смолу, канифоль, вар, скипидар.

Сосна - светолюбивое холодостойкое дерево высотой до 40 метров. Сосна растёт в сухих местах. Может расти даже на песках. Сосновые леса всегда сухие. Поэтому в сосновых лесах нужно особенно осторожно обращаться с огнём. Хвоинки сосны длинные, расположены на стебле пучками, по две хвоинки в каждом пучке.

Стебель сосны покрыт оранжево-бурой корой. Семена созревают в шишках и лежат на их чешуйках открыто, голо. Шишки короткие, каплевидные – напоминают по форме очень крупные капли воды. На открытых, хорошо освещенных местах у сосны крона пышная, раскидистая, в лесу крона на вершине дерева.

Сосна – ценное дерево. Её древесину ценят в строительстве больше, чем древесину ели. Древесину сосны используют в кораблестроении, вагоностроении, в авиационной промышленности. Из смолы сосны получают скипидар, канифоль.

Сосна выделяет вещества, которые делают воздух целебным. Не случайно большинство санаториев и домов отдыха построено именно в сосновых лесах. Хвоя сосны содержит много витамина С.

Лиственница – очень красивое дерево. Летом ее ветки покрыты мягкими листьями-хвоинками, а осенью хвоинки опадают, как листья у берёзы, тополя и других лиственных. Поэтому она и получила такое название. Во всём другом лиственница - близкая родственница сосны и ели. Древесина лиственницы самая долговечная среди хвойных. Она настолько сильно пропитана смолой, что почти не гниёт и сохраняется сотни и даже тысячи лет. В сибирских лесах находят остатки крепостей, построенных из лиственницы 400 лет тому назад. На Алтае обнаружены древние курганы, которым несколько тысяч лет. В них найдены прекрасно сохранившиеся изделия из лиственницы.

Пихта – имеет целебную хвою с замечательным ароматом. Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это листья. Только издалека они похожи на хвоинки. На самом деле это узкие, плоские листочки. Характерный признак пихты – вертикально стоящие шишки – “свечки”. Пихта морозоустойчива. Из ветвей получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары.

Кипарис – могучее дерево 30 метровой высоты, но растет кипарис очень медленно. Листья кипариса чешуйчатые, а шишки имеют вид шариков. Выращивают кипарисы в садах и парках в качестве декоративных деревьев, часто используют в качестве живой изгороди.

Кипарис теплолюбивое растение, не терпящий морозов.

Голосеменные относятся к семенным растениям. В отличие от покрытосеменных они не образуют цветков и плодов, а их семена лежат «голо» на внутренних сторонах чешуек шишек. Шишка является видоизмененным побегом с чешуевидными листьями.

Для хвойных характерны особенные листья, которые называют хвоей. Они похожи на иголки, покрыты кутикулой, а устьица глубоко погружены в ткань листа. Всё это служит приспособлением для уменьшения испарения. В среднем каждая хвоинка живет несколько лет.

Ткани стебля голосеменных лучше дифференцированы, чем у папоротников. Есть кора и древесина, однако сердцевина слабо выражена, а проводящая ткань состоит из трахеид. У голосеменных развит камбий и вторичная древесина, поэтому их стволы достигают существенных размеров.

У хвойных деревьев в стволах есть смоляные ходы. Это межклеточные полости, в которые выстилающими их клетками выделяются смолы и эфирные масла. Эти вещества препятствуют проникновению насекомых и бактерий.

В отличие от высших споров растений, высшие семенные растения (голосеменные и покрытосеменные) в процессе эволюции дальше зашли на сушу. Их процесс размножения не зависти от наличия воды. Так пыльца голосеменных растений переносится ветром, а оплодотворение происходит при помощи пыльцевой трубки.

Сосна

Сосна широко распространена в Северном полушарии, особенно в умеренном климате. Это нетребовательное к почве дерево, но требовательное к свету (является светолюбивым). Сосну можно встретить не только в хвойных лесах, но и на болотах, скалах, песках. При этом в зависимости от условий произрастания, сосна выглядит по-разному. Так в лесу у сосны сильно развивается главный корень, он уходит вглубь. На открытой местности развиваются боковые корни, занимая большую площадь у поверхности. Сосны, растущие в лесу, выше, чем растущие на открытой местности, они достигают высоты около 40 метров. Однако в лесу у сосен нижние ветви отмирают из-за недостатка света. Сосна, растущая на открытой местности, имеет более раскидистую форму, ее ветви начинаются в нижней части ствола.

Длительность жизни сосны около 300 лет.

Размножение сосны

На побегах сосны весной образуются мужские и женские шишки.

Мужские шишки собраны в группы, напоминающие соцветия, имеют желтовато-зеленый цвет и вырастают у основания побегов. В группе мужские шишки находятся близко рядом друг с другом. На нижней стороне каждой чешуйки развивается 2 пыльцевых мешка. В них происходит созревание пыльцы. Пыльца голосеменных гаплоидная, т. е. имеет одинарный набор хромосом. У пыльцевого зерна сосны есть два воздушных мешка. Это является приспособлением для переноса пыльцы ветром.

Женские шишки сосны более крупные, имеют красноватый цвет, растут по отдельности, а не группами. Женские шишки вырастают на верхушках побегов. На каждой чешуйке шишки развивается по 2 семяпочки. Семяпочки по-другому называют семязачатками .

В конце весны или начале лета происходит опыление. Пыльца высыпает из мужских шишек и разносится ветром. При этом некоторые из пыльцевых зерен попадают на чешуйки женских шишек. После этого чешуйки смыкаются и склеиваются смолой.

После опыления женская шишка растет и одревесневает. При этом оплодотворения не происходит. Лишь через год пыльца прорастает и дает начало мужскому гаметофиту. Одна его клетка называется вегетативной , она развивается в пыльцевую трубку. Другая клетка называется генеративной , из нее образуются два спермия. Пыльцу называют микроспорой .

Семяпочка представляет собой макроспору , которая развивается в женский гаметофит, состоящий из яйцеклетки и эндосперма.

По пыльцевой трубке один из спермиев оплодотворяет яйцеклетку, в результате образуется зигота. В дальнейшем из нее развивается зародыш, имеющий корешок, стебелек, несколько семядолей и почечку. Из семязачатка формируется семя.

К концу созревания семени шишки сосны становятся темно-коричневыми. Семена созревают только к осени следующего года. Зимой чешуи шишек расходятся и семена выпадают из них.

Семена сосны имеют крыловидные отростки. Благодаря этому они легко разносятся ветром на большие расстояния.

Ель

В отличие от сосны, ель является теневыносливым растением. Ее крона растет от самого низа ствола и имеет пирамидальную форму. Поэтому еловые леса темные, травы в них почти не растут из-за недостатка света у поверхности земли.

Ель растет на плодородны почвах, в местах с достаточной влажностью.

Корневая система ели располагается ближе к поверхности почвы, хуже развита, чем у сосны. Поэтому ели не выносят сильных ветров, которые могут вырывать из почвы целые еловые посадки.

Если у сосен каждая хвоинка живет несколько лет, то у елей они живут до 9 лет. Хвоинки ели располагаются по одиночке.

Шишки ели более крупные, чем у сосны. Достигают 15 см в длину. Кроме того, от начала появления шишки до ее созревания проходит один год.

Ели живут до 500 лет.

Значение хвойных

Там, где много хвойных и смешанных лесов, существенна их роль в образовании кислорода и органического вещества.

Задерживая таяние снега, хвойные леса обогащают почву влагой.

Сосна выделяет особые летучие вещества, обладающие антибактериальным свойством, - фитонциды.

Велико значение хвойных и в жизни человека. С древних времен человек использует их древесину как строительный материал. Из древесины сосны изготавливали корабли. Древесину секвойи (красное дерево) используют как отделочный материал. Древесина лиственницы отличается устойчивостью к гниению. Из древесины ели изготавливают бумагу.

Хвойные используются в химической промышленности. Так из них получают скипидар, пластмассы, канифоль, лаки, спирты.

Семена сибирской кедровой сосны похожи на орешки. Они употребляются в пищу и из них изготавливают масло.

Шишки можжевельника похожи на ягоды. Их используют как лекарственное средство.

Среди хвойных есть декоративные растения.

Социально-исторические особенности развития России начала ХIX века. Литературно-общественное движение первой четверти XIX века. Основные литературные направления: неоклассицизм, сентиментализм, реализм; их взаимосвязь. Литературные кружки. Культурно-исторические условия возникновение романтизма. Основные направления русского романтизма; этапы развития. Система жанров русского романтизма. Проза начала 19 века.

Возникновение русского романтизма

В.А.Жуковский как первый русский романтик. Традиции немецкого романтизма в его поэзии. Элегический настрой лирики В.А.Жуковского. Художественный мир баллад Жуковского. Национальное своеобразие баллады «Светлана». Роль В.А.Жуковского в развитии романтизма.

«Легкая поэзия», причины ее появления. Значение К.Батюшкова в развитии «легкой поэзии». Принципы стиля «гармонической точности». Связь «изящного эпикуреизма» Батюшкова с идеями просветительского гуманизма и западноевропейскими литературными традициями. Эволюция его творчества.

Гражданский романтизм

Ведущие идеи гражданского романтизма. Обращение к высоким и народным жанрам. Принципы декабристкой народности. Гражданская лирика К.Ф.Рылеева: сатира и политическая элегия («Стансы», «А.А.Бестужеву и др.). Поэмное творчество. Романтическое начало в поэмах «Войнаровский» и «Наливайко». Своеобразие творческой манеры В.Кюхельбекера, А.Одоевского, А.А.Бестужева, П.А.Катенина, Ф.Н.Глинки. Значение творчества гражданских романтиков для становления художественной системы романтизма в русской литературе.

Зарождение реализма в русской литературе первой четверти XIX века

Реалистические направления в литературе начала XIX века. Басенное творчество И.А.Крылова. Современное и вечное в его баснях. Новаторские черты его творчества. Особенности языка басен. Традиции народной поэзии в баснях Крылова.

«Горе от ума» А.С.Грибоедова как реалистическое произведение. Обусловленность проблематики действительностью. Проблема истинного и ложного ума. Сущность драматического конфликта комедии: переплетение социальной и личной драмы Чацкого. Композиция пьесы, ее обусловленность замыслом и идейным содержанием. Классицистический принцип «трех единств» как основа «Горя от ума». Способы выражения авторской позиции в комедии.

Философский романтизм

Эстетика философских романтиков. «Общество любомудрия»: история возникновения и существования; литературная программа.

Философско-элегический характер лирики Е.Баратынского. Композиция сборника «Сумерки». Идейно-тематическое и образное единство цикла.

Творчество Д.В.Веневитинова. Трактовка Веневитиновым традиционных романтических тем: поэта и поэзии («Смерть Байрона», «Поэт и друг»), дружбы и любви («К моему перстню»), смерти («Завещание»).

Поэты пушкинского круга

Хронологические и художественные границы «пушкинской поры» в русской поэзии. Общая характеристика творчества Д.Давыдова, А. Дельвига, Н. Языкова, П.А. Вяземского. Историко-литературная оценка пушкинской плеяды поэтов в критике.

А.С.Пушкин

Творчество А.С.Пушкина. Проблемы периодизации его творчества в истории русской критики и литературоведения. Ведущие мотивы лирики каждого периода. Романтические поэмы: «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Литературные традиции и новаторство в поэме «Руслан и Людмила», основные жанровые черты романтических поэм. Отражение в романтических поэмах современного человека. Байроновские традиции и новаторские черты романтических поэм.

Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» и первый реалистический роман. Социальная обусловленность и типичность главного героя, его эволюция. Образ Татьяны как воплощение национального характера. Образ автора. Симметричность как определяющая композиционная черта. Специфичность формы, онегинская строфа.

Драматургия Пушкина. Новаторский характер трагедии «Борис Годунов», национально-историческая и социально-политическая проблематика трагедии. «Маленькие трагедии»: социально-философская и этическая проблематика, идейный смысл, глубина психологического анализа.

Реалистическая поэмы « Полтава», «Медный всадник».

Проза Пушкина. Поэтика прозы Пушкина. «Повести Белкина» как цикл: сквозные темы, образ Белкина. Сложность субъектной организации повестей. Жанровое своеобразие романа «Дубровский». Тематическая связь с повестями «Барышня-крестьянка» и «Капитанская дочка». Тема народного восстания и народа, образ Пугачева в «Капитанской дочке». Поэтика фантастического в «Пиковой даме».

Н.В.Гоголь

Творчество Н.В.Гоголя. Ранние произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как романтическое произведение. Сквозные образы и мотивы. Отход от романтической поэтики.

Сюжетно-композиционные особенности циклов «Миргород» и «Петербургские повести». Сквозные темы повестей, их место в авторском замысле циклов.

Комедия «Ревизор»: традиции и новаторство, художественное своеобразие. Художественное обобщение в «Ревизоре», образ «сборного города», способ группировки лиц. Роль внесценических персонажей. Приемы комического. Творческая история поэмы. Проблематика, жанровое своеобразие, композиция поэмы «Мертвые души». Смысл названия. Творческий метод Гоголя: сочетание конкретности художественного анализа с философско-историческим обобщением. Лирические отступления автора и их типология. Место «Повести о капитане Копейкине» в идейной и сюжетной структуре поэмы.

Идейный и творческий кризис писателя.

М.Ю.Лермонтов

Периодизация творчества М.Ю.Лермонтова. Лирика М.Ю.Лермонтова: эволюция художественного метода. Характер лирического героя. Жанры лирики. Ведущие мотивы.

Поэма «Мцыри» и романтическая традиция. «Песня про царя Ивана Васильевича…» - «историческая поэма в народном духе». Русский народный характер в поэме.

Социально-философская сущность поэмы «Демон». Диалектика добра и зла, ее отражение в сюжете и системе образов.

Драматургия М.Ю.Лермонтова. Социально-философская драма «Маскарад». Образ Евгения Арбенина и эволюция типа демонического героя в творчестве Лермонтова. Символика карточной игры и маскарада.

Проза Лермонтова: романы «Вадим» и «Княгиня Лиговская».Фантастическая повесть «Штосс». Роман «Герой нашего времени» как социально-психологический роман. Смысл заглавия и роль предисловий. Композиционное построение: отказ от традиционного повествования романного типа, значение инверсии в архитектонике романа, использование приема несоответствия фабулы и сюжета. Система образов. Проблема фатализма в романе.

Реалистическая поэзия первой половины XIX века

Поэзия А.В.Кольцова и А.И.Полежаева. Основные темы и идеи творчества. Связь творчества Кольцова с устной народной поэзией.

Женская поэзия

Женская поэзия первой половины XIX века. Художественный мир А.П.Буниной, Каролины Павловой, Е.П.Ростопчиной, Ю.В.Жадовской.

Светская и фантастическая повесть 1820-1830-х годов

Развитие жанров светской и фантастической повести. Формирование любовно-психологического сюжета светской повести. Романтический конфликт «человек – общество», его трансформация. Повести А.Бестужева-Марлинского «Испытание», «Фрегат «Надежда». Особенности светских повестей В.Ф.Одоевского «Княжна «Мими», «Княжна Зизи».

Гофмановские традиции в русской фантастической повести. Фантастика дневного и ночного. Произведения А.Погорельского («Лафертовская маковница»). Традиции народной фантастики. Произведения Н.В.Гоголя, А.Бестужева-Марлинского. Философская фантастика В.Ф.Одоевского.

Литература 1840-х годов

Столичные кружки и салоны 1830-1840-х годов. Кружок Н.В.Станкевича как исток формирования идеологии русского западничества. Кружок славянофилов, их полемика с западниками и официальным правительственным курсом.

Натуральная школа и ее роль в становлении реализма. Основные принципы, проблематика и характерные особенности поэтики писателей натуральной школы. Сборники «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» как «манифесты» нового литературного направления. Литературно-критическая деятельность В.Г.Белинского.

Творчество А.И.Герцена. Социальная проблематика романа «Кто виноват?». Борьба с религиозным мировоззрением и романтической картиной мира за выход к «подлинной» действительности в одном из главных романов натуральной школы «Кто виноват?» Конфликт романтического и научно-материалистического взглядов на мир, образы Круциферского и Крупова. Бельтов – тип «лишнего» человека. Отражение споров славянофилов и западников о развитии русской жизни и литературы в повести «Сорока-воровка».

Список художественных произведений по курсу «История русской литературы Х1Х века (первая половина)

Жуковский В.А.

Сельское кладбище. Дружба. Вечер. Певец. Мечта. Воспоминание («Прошли, прошли вы, дни очарованья!»). Людмила. Светлана. Певец во стане русских воинов. Пловец. Славянка. Теон и Эсхин. Эолова арфа. Невыразимое. Шильонский узник. Кубок. Перчатка. Ундина.

Батюшков К.Н.

Видение на берегах Леты. Совет друзьям. Воспоминание. Веселый час. Мои Пенаты. К Дашкову. Переход русских войск через Неман. Тень друга. Разлука. Умирающий Тасс. Переход через Рейн.

Рылеев К.Ф.

К временщику. А.П.Ермолову. Гражданин. Стансы (К.А.Бестужеву). Гражданское мужество. Пустыня. На болезнь Крылова.

Думы: Иван Сусанин. Смерть Ермака. Олег Вещий. Борис Годунов. Петр Великий в Острогожске. Глинский. Курбский. Песни: «Ах, тошно мне...». «Уж как шел кузнец...». «Ах, где те острова...». «Ты скажи, говори». Поэмы: Войнаровский. Наливайко.

Кюхельбекер В.В.

Сократизм. Первое раскаяние. Видение. Жизнь. Молитва воина. К Румью! Ермолову. А.С.Грибоедову. Пророчество. Ночь. Отчизна. 19 октября. Участь русских поэтов.

Катенин П.А.

Мир поэта. Кавказские горы. Кто принял в грудь свою язвительные стрелы. Баллады : Мстислав. Ольга. Убийца. Наташа. Леший.

Глинка Ф.Н.

Песнь сторожевого воина перед Бородинской битвою. Опыты священной поэзии. Сон русского на чужбине... Не слышно шуму городского...

Бестужев-Марлинский А.А.

Подражание первой сатире Буало. К некоторым поэтам. Часы. Сон. К облаку. Забудь, забудь.

Проза : Роман и Ольга. Фрегат «Надежда». Испытание. Роман в семи письмах. Вечер на бивуаке.

8. Одоевский А.И.

Элегия. Струн вещих пламенные звуки. Он духом был борец. В темнице есть певец народный.

9. Крылов И.А .

Ворона и лисица. Мартышка и очки. Волк на псарне. Стрекоза и Муравей. Щука и кот. Кот и Повар. Свинья под дубом. Волки и овцы. Лжец. Квартет. Волк и Ягненок. Пустынник и Медведь. Демьянова уха. Крестьянин и смерть. Муха и Дорожные. Рыбья пляска. Пестрые Овцы. Слон на воеводстве. Тришкин кафтан.

10. Грибоедов А.С .

Горе от ума.

Пушкин А.С.

Лицинию. К другу-стихотворцу. Воспоминания в Царском селе. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. «Погасло дневное светило...». Черная шаль. Кинжал. Наполеон. Песнь о вещем Олеге. Узник. «Простишь ли мне ревнивые мечты...». «Свободы сеятель пустынный...». «Ненастный день потух...». Разговор книгопродавца с поэтом. Сожженное письмо. Андрей Шенье. «Я помню чудное мгновенье...». Вакхическая песня. 19 октября. Пророк. Стансы. Зимняя дорога. Няне. «Во глубине сибирских руд». Арион. Поэт. 19 октября 1827. Друзьям. Анчар. Поэт и толпа. «На холмах Грузии». Кавказ. «Я вас любил». Зимнее утро. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Поэту. Мадонна. Бесы. Элегия («Безумных лет угасшее веселье»). «Для берегов отчизны дальной. Моя родословная. Клеветникам России. Осень (Отрывок). «Не дай мне бог сойти с ума...». «Пора, мой друг, пора...». «Вновь я посетил...». Пир Петра Первого. Из Пиндемонти («Недорого ценю я громкие права»). «Отцы пустынники и девы непорочны...» «Когда за городом задумчив я брожу...». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Поэмы: Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Бахчисарайский фонтан. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Евгений Онегин. Сказки.

Проза: Повести Белкина. Дубровский. Капитанская дочка. Пиковая дама.

Драматургия: Борис Годунов. Маленькие трагедии.

12. Баратынский Е.А.

Уныние. Родина. Признание. Череп. Буря. Разуверение. Истина. Муза. Последний поэт. Бал. Смерть. Недоносок. Осень. Предрассудок… «Здравствуй, отрок сладкогласный…». Что за звуки? Мимоходом. Рифма.

13. Веневитинов Д.В.

Поэт. К моему перстню. Кинжал. Поэт и друг.

14. Вяземский П.А.

«Я пережил свои желанья…». Негодование. Русский Бог. Катай-валяй. Послание Тургеневу с пирогом. Первый снег. Прощание с халатом. Поручение в Ревель. Еще тройка.

15. Языков Н.М.

Элегия («О, деньги, деньги! Для чего…»). К халату. Посвящение А.М.Языкову. Полней стаканы, пейте в лад! «Мы любим шумные пиры». Элегия («Свободы гордой вдохновенье»). А.С.Пушкину. Песня («Из страны, страны далекой»). Пловец. Всему человечеству. Любовь, любовь. Новгородская песнь. Родина.

16. Дельвиг А.А.

Идиллия. К Диону. Русская песня («Соловей, мой соловей»). «Не осенний мелкий дождичек». Купальницы. Конец золотого века. Цефиз. Друзья.

17. Давыдов Д.В.

Бурцеву («Призвание на пунш»). Гусарский пир. Моя песня. Песня старого гусара. Бородинское поле. Моя песня. Гусарская исповедь. Романс («Не пробуждай»). Партизан. Я вас люблю («Элегия VIII»). Решительный вечер гусара.

18. Лермонтов М.Ю.

Жалобы Турка. Одиночество. Исповедь. Желание («Отворите мне темницу…»). Парус. Смерть поэта. Ветка Палестины. Листок. Узник. «И скучно, и грустно…». Утес. «На севере диком…». «Выхожу один я на дорогу…». Родина. «Прощай немытая Россия…». Бородино. Умирающий гладиатор. Поэт. «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Узник. Тучи. «Когда волнуется желтеющая нива…». Дума. «Из под таинственной холодной полумаски…». Пророк. Горные вершины. Поэмы: Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Демон. Драма: Маскарад. Проза: Вадим. Княгиня Лиговская. Герой нашего времени.

19. Гоголь Н.В.

Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести. Ревизор. Женитьба. Мертвые души.

20. Кольцов А.В.

Песня пахаря. Косарь. Лес. Размышление поселянина. «Не шуми ты рожь…». Урожай. Горькая доля. Первая песня Лихача Кудрявича. Деревенская беда. Последний поцелуй. Горе. Тоска по воле. Думаы сокола. Хуторок. «Что ты спишь, мужичок…». Разлука. «На заре туманной юности…».

21. Герцен А.И.

Кто виноват? Сорока-воровка.

22. Полежаев А.И.

Гений. «Бесценный друг счастливых дней…». Кремлевский сад. Вечерняя заря. Цепи. Песнь пленного ирокезца. Песнь погибающего пловца. Живой мертвец. Цыганка. Море. Демон вдохновенья. Венок на гроб Пушкина. Сашка.

23. Одоевский В.Ф. Саламандра. Сильфида. Последний квартет Бетховена. Княжна Мими. Княжна Зизи.

24. Белинский В.Г.

Статьи о Пушкине.

25. Бунина А.П . С приморского берега. Сельские вечера. Майская прогулка болящей. Упрек другу. Весна. На разлуку. Отречение. Сумерки.

26. Павлова К. На 10 ноября. Слезы женщин. Мы странно сошлись средь салонного круга… Рудокоп. Двойная жизнь. Была ты с нами неразлучна… Монах. Есть любимцы вдохновений… Старуха. Дуэль. Странник.

27. Ростопчина Е.П. Две встречи. Талисман. На дорогу! Михаилу Юрьевичу Лермонтову. На лавровый венец… Мечта. Русским женщинам. Русскому народу. Осенние листья. Зимний вечер. Как должны писать женщины. Безнадежность.

Учебная литература

1. Ревякин А.И. История русской литературы Х1Х в.: Первая половина. – М.:Просвещение, 1985. – 543с.

2. Соколов А.Г. История русской литературы Х1Х века. Первая половина. –М.:Высш.шк., 1985.-584с.

3. История русской литературы Х1Х века (первая половина) / Под ред. С.М.Петрова. – 4-е изд. – М., 1973.

4. История русской литературы: В 3 т. –М.-Л., 1963-1964. – Т.2.

5. История русской литературы: В 4т. –Л., 1981-1982. – Т.2.

6. История русской литературы: В 10 т. –М.-Л., 1941-1964. – Тт.5-7.

7. Якушин Н.И. Первая половина Х1Х века (первая половина): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

8. История русской литературы Х1Х века: 1800 – 1830 –годы: Учеб.для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 2 ч. /Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

Научная и критическая литература

1. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 т. – М.,1981.

2. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). –М.

3. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.

4. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М., Л., 1959.

5. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980.

6. Иван Андреевич Крылов: Проблемы творчества. –Л., 1975.

7. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. –М., 1980.

8. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. – М., 1973.

9. Лермонтовская энциклопедия /Гл.ред. В.А.Мануйлов. – М.,1981.

10. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л., 1983.

12. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.

13. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978.

14. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М.,1971.

15. Медведева И. «Горе от ума» А.С.Грибоедова. – М., 1974.

16. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М.,1970.

17. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. –М., 1974.

18. Томашевский Б.В. Пушкин. В 2 т. –М., 1990.

19. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. –Л., 1986.

20. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. –М., 1975.

21. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова.-М., 1971.

22. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. –М.,Л., 1961.

Темы контрольных работ

Контрольные работы по курсу «История русской литературы Х1Х века» (первая половина) подобраны так, чтобы способствовать углублению и расширению знаний по русской литературе Х1Х века, а также выработке у студентов заочной формы обучения творческого отношения к изучению литературы и самостоятельного подхода к анализу художественных произведений.

Все предлагаемые темы связаны с творчеством конкретного автора, большинство из них ориентированы на современные школьные программы.

Схема изложения материала следующая: сформулирована тема контрольной работы, после формулировки темы дано ее краткое объяснение. Указаны художественные тексты, обращение к которым обязательно при написании данной темы, и научная и критическая литература. Над чертой перечислены обязательные литературоведческие источники, под чертой – дополнительные.

Тему контрольной работы выберите по Вашему порядковому номеру в списке группы. После прочтения художественных текстов, внимательно изучите рекомендованную литературу (или ту, которая у вас имеется) и сделайте выписки с указанием источника и номера страницы. Продумайте и обязательно включите в контрольную работу план. Форма плана произвольная. Содержание работы должно точно соответствовать теме, а логика изложения материала - предложенному Вами плану. Контрольная работа должна быть самостоятельной, цитаты критиков и литературоведов не заменять Ваши рассуждения, а лишь подтверждать их. В конце цитаты обязательно делайте сноски. Список использованной литературы должен находиться в конце работы и соответствовать в оформлении библиографическим требованиям. Объем контрольной работы примерно составляет школьную12-18-листовую тетрадь.


Идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века .

Зародился в Германии . Основные черты:

  • изображение сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров
  • интерес романтизма к злу , «темной стороне», мистике
  • диалектика («беседа») добра и зла
  • исключительность романтического героя, индивидуализм
  • часто герой – художник-творец
  • неразрешимый конфликт героя и общества
  • бег от действительности к мечте, Идеалу
  • двойственность , контраст образов (мира, человека и т.д.)
  • культ прошлого : идеализация Античности и Средневековья
  • интерес к фольклору : мифу, сказке, «возвращение к корням и к природе».
  • природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы .
  • экзотика дальних стран (интерес к культуре Востока).

  • Русский романтизм – хронологически более позднее явление , чем европейский. Он переживает становление в 1810 – 1820 гг . (в это время европейский романтизм переживает кризис );
  • Меньшая отчетливость, более тесная связь с другими литературными направлениями – классицизмом, сентиментализмом.
  • Возникновение смешанных, переходных форм и жанров.
  • Это эпоха национально-освободительных движений, эпоха надежд, веры в будущее возрождение России
  • Русский романтизм был более связан с идеями Просвещения
  • Для русского романтизма неизменной остаётся сила разума
  • Взаимодействие эстетики и этики главная черта русского романтизма.
  • В русском романтизме «сглажен» индивидуализм героя .
  • Русский романтический герой тяготеет к народу, т.е. идея народности
  • В русском романтизме идея свободолюбия была связана с идеями отмены крепостного права , реформ в обществе
  • Для романтиков особо острой является проблема самоопределения
  • Для русских романтиков любовь – особое таинство , полное целомудрия

Урок в 9 классе.

Тема: «Гражданский романтизм» в русской литературе 1 четверти 19 века.

Цель: познакомить с творчеством поэтов-декабристов, особенностью лирики

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Слово учителя. Запись тезисов.

Россия первой половины XIX в. неодолимо двигалась к новому экономическому и социально-политическому укладу, хотя господствующие классы и пытались приостановить это движение.

Исторически закономерным было обращение декабристов к революционным средствам осуществления их мечты. Революционный романтик в отличие от элегически настроенного пассивного романтика не стремился уйти от действительности в мечту, а пытался через мечту прийти к действительности.

Отрицание существующего общественного порядка вызвало появление обличительно-критических тенденций в творчестве поэтов-декабристов , особенно в лирике (вспомним «К временщику» К. Ф. Рылеева).

Но они не стремились широко показать отрицательные явления. Передовым дворянам, замышлявшим своими силами произвести переворот, задачи борьбы были ясны. Им нужно было собрать вокруг себя единомышленников, призвать их к революционной борьбе, воодушевить на гражданский подвиг. Дворянским революционерам необходимо было создать идеальный образ героя-гражданина, а не реальный характер современника в его типичности.

Стремление декабристов высказать через посредство художественной литературы свои политические идеи и лозунги приводило к своеобразной двузначности образов и сюжетов декабристской поэзии. События национально-освободительной борьбы революционные романтики рисовали как «борьбу свободы с самовластьем», призыв к революционному свержению царизма и крепостничества они зашифровывали в пламенных речах, направленных против национального порабощения.

Революционные романтики не отрывали личность от общества и не противопоставляли их друг другу, а стремились осмыслить связь человека-гражданина с народом, с государством. Решение проблемы для декабристов заключалось в подчинении личных интересов общественным, в идее служения гражданина Отечеству. Поэтому и в произведениях поэтов-декабристов не было ухода в замкнутый мир собственной личности. Своим творчеством они жаждали вмешаться в жизнь. Неприятие окружающей действительности порождало у поэтов революционного романтизма стремление переделать действительность. Субъективность декабристской поэзии была выражением их глубоко личного отношения к противоречию между страстно желаемым идеалом и гневно отрицаемой действительностью. Это был высокий лиризм их пламенной поэзии, их революционный пафос.

…Ни одно другое революционное

движение не было так принципиально

одухотворено поэзией.

С.А. Фомичев

Отечество наше страдает

Под игом твоим, о, злодей!

Коль нас деспотизм угнетает,

То свергнем мы трон и царей.

Свобода! Свобода!

Ты царствуй над нами!

Ах! Лучше смерть, чем жить рабами,-

Вот клятва каждого из нас…

П.А. Катенин

Эти страстные строки написаны 188 лет назад, но и сегодня при чтении нас охватывает необъяснимое волнение. Потому что это не просто стихи. Это - по словам Н.Огарева- «памятник геройского времени русской жизни». Времени, когда Россия впервые увидела революционное выступление против царизма. Это выступление было разгромлено. Пять руководителей: П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин, П.Г.Каховский были повешены, свыше ста – отправлены в Сибирь, на которгу и в ссылку.

Но их дело, мысли, стихи не погибли. Этими стихами заговорила порабощенная страна, лучшие представители которой проявили готовность пожертвовать собой, чтоб приблизить час ее освобождения.

Стихи декабристов составили замечательную страницу не только истории русской литературы, но и истории революционных идей, и освободительного движения в России.

3. Гражданин

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетенную свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны,

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута, ни Риеги 1 .

К.Ф. Рылеев

4. Анализ. Стихотворение «Гражданин» - вершина гражданской лирики Рылеева.

Здесь явно слышится голос поэта-трибуна, пламенного оратора, который считает себя вправе грозно упрекать, требовать ответа от колеблющихся сограждан. Стихотворение строится на прямом противопоставлении поэта, борца за свободу, истинного гражданина, и толпы, состоящей из «переродившихся славян». В этих словах заключен важный смысл. Главная вина некоторых молодых современников Рылеева как раз и заключалась в том, что они забыли о героических подвигах предков, «переродились» и теперь влачат свой век младой «в постыдной праздности». Характерное для декабристов стремление –возвеличивание событий русской истории, ее героических деятелей, противопоставляя их современному «изнеженному племени».

Какие средства худож. изобразительности использует поэт?

К чему стремится лирический герой?

5. Выступления учащихся.

Владимир Раевский, «первый декабрист», еще за три года до восстания попавший в застенок по обвинению в революционной агитации. Именно его перу принадлежат такие строки:

Почто разврат, корысть, тиранство ставят трон

На гибели добра, невинности, покою?

Почто несчастных жертв струится кровь рекою

И сирых и вдовиц не умолкает стон?

Убийца покровен правительства рукою,

И суеверие омывшися в крови,

Безвинного на казнь кровавою стезею

Влечет, читая гимн смиренью и любви!..

Землетрясения, убийства и пожары,

Болезни, нищету и язвы лютой кары

Кто в мире произвесть устроенном возмог?

Ужель творец добра, ужели сильный бог?

Вильгельм Кюхельбекер. Его долго считали лишь пылким чудаком. Лицейский друг Пушкина. Немногие из современников сумели увидеть и оценить масштабность и разносторонность его таланта. Поэт, драматург, мыслитель, критик, теоретик искусства, он создал произведения, многие из которых почти столетие оставались неизвестными.

Кюхельбекер создал замечательное стихотворение «Участь русских поэтов». Его строки доныне актуальны.

Горька судьба поэтов всех племен;

Тяжеле всех судьба казнит Россию;

Для славы и Рылеев был рожден;

Но юноша в свободу был влюблен...

Стянула петля дерзостную выю.

Не он один; другие вслед ему,

Прекрасной обольщенные мечтою,-

Пожалися годиной роковою...

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,

Да! чувства в них восторженны и пылки:

Что ж? их бросают в черную тюрьму,

Или болезнь наводит ночь и мглу

На очи прозорливцев вдохновенных;

Или рука любезников презренных

Шлет пулю их священному челу;

Или же бунт поднимет чернь глухую,

И чернь того на части разорвет,

Чей блещущий перунами полет

Сияньем облил бы страну родную.

Александра Бестужев - ведущий критик 1820х годов, завоевавший позднее громкую известность как популярный прозаик, выступавший под псевдонимом Марлинский, он оставил, однако, заметный след и в декабристской поэзии.

Александра Одоевский. Его стихи запечатлели убеждение в правоте и бессмертии дела дворянских революционеров. Именно он пишет ответ А.С.Пушкину на призыв «хранить гордое терпенье».

6.Вывод. Наш урок хотелось бы закончить произведением неизвестного автора, выразившего идейные искания поколения, разбуженного декабристами. Получившее распространение в 30-е годы XIX века, оно так и называется – «Декабристам». [доска].

Над вашей памятью кровавой

Теперь лежит молвы позор;

На ней поэт, вензанный славой,

Остановить не смеет взор…

Но вы погибли не напрасно:

Все, что посеяли, взойдет,

Чего желали вы так страстно,

Все, все исполнится, придет!

Иной восстанет грозный мститель,

Иной восстанет мощный род:

Страны своей освободитель,

Проснется дремлющий народ.

В победный день, в день славной тризны,

Свершится роковая месть-

И снова пред лицом Отчизны

Заблещет ярко ваша честь.

Поэзия декабристов – это страница и история литературы, и общественного движения. 188 лет назад декабристская литература была органической частью дворянского революционного движения. Она формулировала его программу. Она мобилизовала борцов в его ряды. Эта программа давно исчерпана. Исторические задачи движения ушли в прошлое. Но поэзия декабристов не канула в лету. Она с нами. Она будет с нами всегда.

6.Домашнее задание:

А. С. Грибоедов . Личность и судьба.

Комедия «Горе от ума». Творческая история.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные