Пословицы о сказках: чему они способны научить? Самые известные пословицы и поговорки. Чему учат сказки: русские народные Герои русских сказок

Все мы с детства знаем много пословиц. Некоторые из них часто удается вставить в речь, другие используются редко. Благодаря крылатым выражениям получается расширить свой словарный запас и придать речи интересную витиеватость. Чему учат пословицы и фразеологизмы? Давайте разберемся.

Чему учат детей

Пословицы играют важную роль в жизни любого человека. Благодаря им человек может быстро запомнить и понять житейские премудрости и простые истины. Чему учат пословицы детей? В первую очередь родители читают чадам пословицы и поговорки о дружбе и любви. Благодаря крылатым фразам малышам проще запоминать народную мудрость. Например, как быстро донести до юного создания, что врать плохо? Можно прочитать часовую лекцию, которая все равно не дойдет до сознания ребёнка.

А можно сказать: "Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят". Краткое изречение быстро помогает донести тот смысл, что если ребенок будет лгать, то ему не будут верить ни друзья, ни родители. А может случиться и такое, что близкие люди просто отвернутся.

Благодаря крылатым выражениям можно заложить в сознание ребенка и моральные нормы. Например, стоит объяснять детям, что, общаясь с людьми, нужно уметь подбирать слова. Нужно рассказать, что иногда можно сильно обидеть человека, сказав ему что-то не то. В этом случае отлично подходит пословица «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». Такие краткие изречения дети запоминают лучше, чем длинные непонятные тирады. И даже если смысл высказывания до вашего чада не дойдет сразу, не переживайте, время сделает свое дело.

Как научить ребенка читать с помощью пословиц

Многие родители переживают, что их чадо не интересуется книгами. Но оказывается, есть быстрый способ научить ребенка читать. Если родители занимаются со своим чадом, то к 5 годам девочки и мальчики уже будут знать много пословиц. И как же эти знания применять на практике? Нужно найти детское произведение, в котором есть крылатое выражение. Не нужно заставлять ребенка читать всю страницу. Необходимо поставить цель найти нужную фразу. Такая задача для ребенка выглядит более привлекательной. Ведь ему предстоит поиск, а не скучное чтение. Но любой грамотный родитель понимает: чтобы найти кусок текста, придется потрудиться и прочитать как минимум полстраницы. Ребенок будет рад одержанной победе, а родители счастливы, что нашли нетривиальный способ заставить свое чадо грызть гранит науки.

Чему учат взрослых

Люди развивают свой интеллект всю жизнь. Нельзя сказать, что учеба заканчивается, когда человеку дают диплом о высшем образовании. А учиться на скучных курсах и лекциях неинтересно не только детям. Намного проще прививать любовь к чему угодно посредством поговорок. Чему учат пословицы людей? Любви к своей родине, помощи другим, уважению и смирению. Многие могут сказать, что это то же самое, чему обучают детей. Но ведь не каждый ребенок воспринимает все, что ему говорят взрослые. Иногда приходится уже в зрелом возрасте наверстывать упущенное. Разберем на примере.

Чему учат пословицы о родине? Любви к своей отчизне, своему дому и краю. Разве может ребенок осознать всю глубину пословицы «Родной край - сердцу рай»? Конечно, нет. Нужно пожить за границей или в другом городе, чтобы понять, что нет ничего лучше, чем отчий дом.

Пословицы в литературе

Русские классики любили придавать своим произведениям яркость за счет образности языка. И в этом им помогали пословицы. Чему учат эти короткие народные высказывания? Чести, долгу, морали, любви и верности. Доносить любую мораль лучше в форме сжатого выражения. С этой задачей поговорки справлялись превосходно. Например, посмотрим, как вставил в свою повесть «Капитанская дочка» А. Пушкин такое выражение: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь... и помни пословицу: "береги платье снову, а честь смолоду"».

Некоторые писатели пошли дальше и сами начали создавать фразы, которые впоследствии стали крылатыми. Так, А. Грибоедов на страницах «Горе от ума» изрек: «Счастливые часов не наблюдают». Сегодня эту фразу можно слышать повсеместно, так же как и цитату из «Онегина»: «Любви все возрасты покорны».

Зачем пользоваться пословицами

Поговорки помогают людям лучше понимать чувства друг друга. Иногда бывает сложно описать свое состояние, и фраза «У меня кошки на душе скребутся» может в полной мере выразить тревогу и страх человека. Также многие люди на пословицах учатся. Чему? Верности, преданности, любви к родине и ближним. Нет надобности говорить, что благодаря крылатым выражениям наш лексикон становится богаче. Ведь русский по праву считается самым литературным языком в мире.

Можно ли обходиться без пословиц и поговорок

Раньше люди жили и без языка и как-то справлялись. Существовать можно и без пословиц, поговорок и фразеологизмов. Но насколько скучна будет речь. Истории, которые рассказаны сухим языком, слушать неинтересно. Люди любят преувеличивать, преуменьшать и домысливать. Это все отражается в народной мудрости, которая одновременно и поучает, и смешит. Убрать из языка пословицы - это значит лишить страну ее культурного наследия. Люди веками вкладывали мудрость в книги и киноленты. И квинтэссенцией всех этих знаний по праву считаются именно пословицы и поговорки. Чему учат эти выражения? Ну конечно, жизни.

Как правильно учить пословицы

Лучший способ что-либо запомнить - это создавать привязки к контексту. Если вы думаете, какие пословицы учить с детьми, то просто мысленно представьте ситуацию, в которой это выражение может пригодиться. Лучший способ - это рассказывать умную мысль ребенку к месту.

Например, ваше чадо совершило досадный промах. Не нужно ругаться, можно просто сказать: «На ошибках учатся». Таким образом, ребенок не только сделает вывод из сложившейся ситуации, но и обогатит свой словарный запас полезной пословицей. Этот способ подходит и для взрослых. Правда, не всегда с вами будет рядом опытный наставник, который поможет подобрать уместную фразу. Но у каждого современного человека в кармане лежит смартфон с доступом в Интернет. И всегда можно попросить "Гугл" найти что-нибудь подходящее. Таким образом будет легче отпустить неприятную ситуацию и пополнить копилку своих знаний.

Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе можетбыть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов - все получится. В образах сказочных героев, в их взаимодействии с окружающим миром реалии жизни адаптируются для детского восприятия. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев.

Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой.

Герои русских сказок

Главный герой сказки - всегда мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все преграды на пути к своему счастью. В ходе приключений, происходит преобразование героя: Иван-дурак, простоватый и ленивый, в конце сказки обязательно превращается в молодца-красавца и женится на царевне.

Преодолевать испытания герою помогают другие персонажи: чудесные животные, мудрыесоветники. Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности. Чудесные помощники обладают волшебными средствами (ковер-самолет, сапоги-скороходы), которые олицетворяют собой народные мечты.

Женщины в русских-народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость, обязательный атрибут - коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой) - все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки.

Протагонисты главных героев - темные, злые силы (Кащей Бессмертный, Змей Горыныч). Ониковарны, жестоки, алчны - так в представлении народа выражается понятие о насилии и зле. Чем страшнее чудовище, тем значимее кажется подвиг главного героя. Но борьба с темными силами ведется не только при помощи силы и ума: народное сознание иногда наделяет злодеев и комической глуповатостью, из-за которой они попадают в расставленные главным героем ловушки.

Животный мир

Животные в русских народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера. Сложились «штампы» образов, одинаковые для всех сказок.

Например, Лиса - плутовка и обманщица. Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам. Она будет притворяться слабой, пускать в ход красноречие чтобы добиться своего. Но Лиса часто наказывается за свои проделки (получает заслуженное наказание за обман), особенно если ее хитрости причиняют серьезный вред кому-то из героев.

Волк олицетворяет жадность и злобу. Но, в то же время, он глуп и легко поддается обману состороны более хитрых персонажей сказки. Особенно часто встречается противостояние Волка и Лисы, причем, Волк снова и снова попадается на лисьи уловки, как бы он ни зарекался верить Лисе. Но Волк - это и олицетворение смерти (так как он часто кого-нибудь съедает). Но добрые и умные персонажи всегда побеждают волка.

Медведь в сказках представляет собой грубую силу, неповоротливость, тугоумность. Он может быть или свирепым, или добрым и наивным. Медведь, как хозяин леса, обладает властью над другими животными. В образе Медведя можно проследить параллель с образами богатых помещиков-крепостников. В итоге, такой медведь всегда оказывается побежденным. Но иногда Медведь олицетворяет и добрые силы природы, одаривая и помогая герою за трудолюбие и честность.

А мелкие животные в сказках (зайцы, мыши) - трусоваты, но добры. Они готовы помочь, этохорошие друзья. А в трудные минуты в них может проснуться и настоящая храбрость. Правда, победы они одерживают чаще случайно, так как ни умом, ни силой не могут сравниться с другими персонажами.

Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым.

Елина Екатерина Степановна
«Сказка учит жить». Консультация для родителей

Хорошо известно, что главным средством развития ребенка в дошкольном возрасте является родное слово. Как отмечал великий русский педагог К. Д. Ушинский : «Не условным звукам только учится ребенок , изучая родной язык, он усваивает бесконечное множество понятий, множество мыслей, чувств, художественных образов…». Многие поколения нашего народа, наблюдая жизнь природы и людей, происходящие события, делали из этих наблюдений выводы, умозаключения и создавали образные поучительные произведения : пословицы, поговорки, былины, песни, сказки . На этих ярких и доступных пониманию детей сочинениях они учили подрастающие поколения жить по совести – творить добро, не делать зла, быть благодарными.

Пословицы и поговорки позволяли точно и кратко выразить смысл первых жизненных уроков, которые получал ребенок. В них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями.

Песни и былины, прославляющие подвиги богатырей – защитников земли Русской – учили детей любить свое Отечество.

Ну, а сказки с самого раннего возраста воспитывали у детей веру в неизбежность добра над злом.

Сказка и впрямь учит жить . А иначе зачем бы наши предки тратили силы и драгоценное время на их сочинение и рассказывание ? Сказка , как народная, так и авторская, дает возможность в увлекательной и доступной форме показать окружающую жизнь, характеры людей, их судьбы и поступки, и все это как бы со стороны, переживая за них, примеряя их судьбы к себе самим. Уникальная возможность за 15-20 минут прожить чужую жизнь и понять, установить причинно-следственную связь между словом, делом, мыслью – и дальнейшей судьбой человеческой.

Не случайно сказка сегодня широко используется педагогами, психологами, логопедами. Что, как не сказка , позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать? Кто такой «Я» ? Каким бы я хотел видеть самого себя? А каким мне хочется выглядеть в глазах окружающих? Каким я сам увижу окружающий меня мир, если буду глядеть через волшебное зеркало, позволяющее рассмотреть все не только глазами, но и сердцем? Что бы я смог сделать, обладай я волшебством, для людей, для родителей ? Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, которых нет и не может быть в окружающем нас мире. Педагогический потенциал сказок огромен .

Всякое чтение сказок завершается душевным разговором с близкими людьми о событиях и героях сказок , последствиях их поступков и удивительных судьбах. Вот почему так значимо сегодня возвращение к народным традициям семейного чтения, ведь «книжное учение» в семье бытовало у нашего народа издревле.

Долгими осенними вечерами вся семья, занимаясь рукоделием, усаживалась возле огня. А семейный «грамотей» , чаще отец или дед, усаживался к столу и начинал читать книгу. По прочтению сказа , притчи или сказки , начиналось обсуждение, заинтересованный разговор между старшими и младшими в семье. Слышались вопросы от малышей, объяснения старших и просто рассуждения и устные повествования о подобных же или похожих событиях в родной деревне либо воспоминания стариков.

Поэтому важно читать сказки вслух , в свободное время и не походя, а придерживаясь определенного ритуала. Читать сказки может и мать и отец , и ребенок, но обсуждение проходит спокойно, с большим уважением к мнению ребенка. Если он, конечно, захочет высказаться . Хорошо, если на первых порах такого ритуала семейного чтения у ребенка будут появляться вопросы. Ответы на них следует искать вместе. После сказки есть возможность поговорить о герое, о его чувствах и переживаниях, а это – гораздо проще.

Литература :

Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок . Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006

Издавна пословицы о сказках украшали жизнь русского народа. Они служили неким напоминанием о том, что мир грез необходим как детям, так и взрослым. Ведь помимо красивого содержания, выдуманные истории зачастую несли в себе и глубокую истину, способную открыть глаза на многие вещи. Ведь не зря же наши предки не уставали повторять одно и то же: «Сказка ложь, да вней намек, добрым молодцам в урок!»

Мир, созданный для детей

Сказка - это прежде всего красивая история, выдуманная для того, чтобы порадовать ребенка. Ведь детское сознание требует волшебства, а иначе ему становится слишком скучно. Это вполне нормально, и пословицы о сказках постоянно нам об этом напоминают.

Вот несколько ярких примеров устного народного творчества, доказывающих вышесказанное:

  • Для детей сказки слаще сахарной баранки.
  • Хороша сказка, особенно для ребенка.
  • Только в сказке увидишь свинку с золотой бочинкой.
  • За красивой былью и дети спать ложатся рано.
  • Ребятишкам только и надо, что печь толочь да прибаутки слушать

Что главное в истории?

Также пословицы о сказках всегда несли в себе одно очень важное напоминание. Они не давали забыть о том, что в любой истории на первом месте должен стоять смысл, а не красота повествования. Ведь именно он помогает детям учиться и делать правильные выводы.

К сожалению, сегодня этот посыл часто игнорируют, и современные книги для детей не всегда отображают давние идеи о добре и зле. Именно поэтому так важно вспоминать советы наших предков и воплощать их в жизнь. Итак, вот несколько удачных примеров пословиц о значении морали в детских произведениях:

  • Сказки красны не буквами, а тем, что они обозначают.
  • Не складна история письмом, а складна выдумкой.
  • Не всякая вода для питья годится, не всякую сказку слушать стоит.
  • Кушай кашку, но и слушай сказку, да на ус мотай то, что ум поймал.
  • Не дочитав сказку, не бросай указку.
  • Мудрость - не правда, в сказке прижиться сможет.

Небольшая инструкция для сказочника

Читая некоторые пословицы о сказках, невольно понимаешь, что они адресованы не тем, кто слушает эти удивительные истории, а тем, кто их слагает. Проще говоря, они являются неким подобием инструкции, способной помочь сказочникам. Ведь это дело только на первый взгляд простое, но стоит приступить к практике, как слова и предложения начинают ускользать...

К тому же, как упоминалось выше, эти мудрые изречения неустанно напоминают о том, что в таких историях важней всего то, что они смогут донести до слушателей. И вот несколько пословиц тому в подтверждение:

  • Если сказка сладка, то и послушать ее всякий тянется.
  • Мал был - сказки слушал, вырос - сам слагать начал, вот только не слушают.
  • Всякая небылица в детской сказке хороша.
  • Сказка - это золото, что блестит в глазах ребят.
  • Без понукалки даже хороший сказочник заснуть может.
  • Сказка сначала начинается, до конца читается, а в средине не перерывается.

Великое разнообразие русских пословиц и поговорок

Помимо всего прочего, есть пословицы о сказках, которые трудно определить в какую-либо категорию. Более того, таких произведений устного народного творчества существует великое множество, и от этого порой захватывает дух.

Так, некоторые из них напоминают нам о старых сказках, как, например, пословица о белом теленке. Иные, наоборот, подталкивают людей придумывать все новые и новые рассказы. А третьи и вовсе не несут особой смысловой нагрузки. Также встречались пословицы и поговорки в сказках, точнее, их туда специально вставляли, дабы подарить им новую жизнь.

Для примера возьмем самые известные пословицы, которые довольно сложно отнести к отдельной категории:

  • Жил-был царь, у него был отменный псарь, но не было пса - вот и история вся.
  • На сказках, что на салазках.
  • Пришел сказке конец, а мне дайте бубликов венец.
  • Рассказал бы еще байку, да вот дома ее забыл.
  • В рассказе есть все, да вот в руках после него пусто.
  • Было время, и мы сказки рассказывали.
  • Либо работу делай, либо сказку слушай.

Предмет: литературное чтение

Учебник: книга для чтения в третьем классе башкирской школы

Страница с 63 по 65

Тема урока: Джанни Родари « Старые пословицы»

Оборудование: Портрет Джанни Родари, альбом пословиц, маска Чипполино,

книги писателя «Приключения Чипполино», «Экиятлэр»,»Чипполино мажаралары», схема- фольклор, книжка-самоделка

Цели: познакомить учащихся жизнью и творчеством итальянского писателя

Джанни Родари, и на основе сказки Д. Родари «Старые сказки» поглубже познакомить с одним из жанров устного народного творчества -пословицей,

раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц,

развивать речь, мышление, памяти и обогащение языка пословицей, совер-

шенствовать технику чтения, навыки ролевого чтения.

ХОД УРОКА.

    Оргмомент.

У. Прозвенел звонок, начинается урок! Здравствуйте, дети!

Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой. Вот мы улыбнулись, и жизнь стала радостнее и интереснее. Думаю, урок наш сегодня пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех.

    Выяснение цели урока.

У. Ребята, мы путешествуем по странам устного народного творчества, или по фольклору, что в переводе с английского языка означает «народная мудрость». На прошлом уроке мы закончили путешествие «в мир сказок». А сегодня в какую страну устного народного творчества посетим, угадывайте сами. На доске предстоит вам соединить авторов с их произведениями. Пожалуйста, приступаем.

У. Угадали о ком или о чём мы будем говорить на уроке. Как угадали?

Д. (О Джанни Родари, фамилия необычная, ещё сказку «Старые пословицы» не читали.

III. Знакомство с новой темой урока, жизнью и творчеством писателя.

У. Молодцы, угадали ребята,вы справились заданием. Сегодня мы

открываем новую страну устного народного творчества. Как называется она?

Д. Пословица.

У. Ребята, а вы знаете, пословица- это тоже один из жанров фольклора.

А вы можете точно объяснить, что такое пословица. Да, мы встреча-

лись с пословицами на уроке, а сегодня целый урок посвящается этой

теме и стараемся разъяснить смысл пословиц, обогатить свою речь,

ещё изучим жизнь и творчество итальянского писателя Джанни Родари.

На уроке читаем сказку «Старые пословицы» этого писателя. Прежде

всего хочу вам объяснить, что же это такое пословица.

ПОСЛОВИЦА- это краткое, образное изложение мысли, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, учит, наставляет,

предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной, красочной.

У. Все успокоились. Расскажу немного о писателе.

Итальянский писатель Джанни Родари жил и творил в 1980 и 1980 гг.

его стихи, повести, сказки пользуются заслуженной популярностью

детского читателя в Италии и завоевали признание во всем мире. Он на-

гражден медалью Г.Х.Андерсена за свои известные произведения. Вот в

нашей стране его стихи и сказки переведены на русский, татарский, баш-

кирский языки. Ребята, вот в нашей библиотеке нашли книги писателя.

Давайте вместе прочитаем их названия.

-«Приключения Чипполино»

-«Джанни Родари.Экиэтлэр.»

- «Чипполино мажаралары».

Пожалуйста, читайте, я думаю, они вас заинтересуют.

IV. Физкультминутка. «Буратино». А сейчас отдохнём перед серьезной

V. Работа над текстом.

У. Сначала, ребята,выясняем непонятные слова из текста. Кто знает-руку поднимает, если непонятно - тихо сидим.

Заявляет-

Возражает-

Прилежно-

Валерьянка -

Вот и разбирались, молодцы, Ребята, сначала я прочту сказку, а вы следите за моим чтением и подготовьте ответ на вопросы «Почему текст называется «Старые пословицы» и ещё сказкой?»

После чтения дети отвечают (потому что о старых пословицах, которых придумали люди давным - давно, и ещё пословицы,как люди живые, они разговаривают, спорят, возражают)

У. А сейчас самостоятельно прочитайте сказку про себя.

Теперь все активно работаем над содержанием сказки.

У. Ребята, как вы поняли строки 3,4,5? Давайте поясняем.

Д. «отдыхают- значит они уже отработали свой срок, а теперь вот постарели, их уже никто не употребляют в речи, поэтому отдыхают.

У. «Они тоже когда-то были молодыми и полными сил»-как объяснить это?

Д. Когда-то их давным-давно люди использовали в своей речи,времена уже изменились, и они стали придумывать новых пословиц, а

старые уже стали забываться.

У. В тексте сказано, что старые пословицы отдыхают. Как Джанни Родари уточняет жизнь старых пословиц в приюте. Отдыхают ли только?

Д. Не только отдыхают, но и болтают и без конца спорят, особенно когда критикуют друг друга.

У. А какая главная задача пословиц?

Д. Главная задача-- возразить, непременно сказать против тому, что

Д. Потому что мир меняется, время идёт вперед, люди придумывают

новые машины, летят в космос, а старые пословицы не меняются, они

остались в своём старом мире, их не используют, пользы от них мало,современные люди придумывают новые пословицы для нынешнего времени.

У. Но все таки, нужны ли в нашей речи старые пословицы? Можно их

использовать в настоящее время?

Д. Да, можно использовать, например, «В единстве наша сила», «Если очень захотеть, можно всего добиться», когда они говорят «умные вещи» да?

У. Найдите, ребята, строки, где выражена главная мысль автора. Это последние строки сказки обращена вам, ребята. Читаем.

У. Какими вы должны быть, ребята, чтобы жизнь наша была богатой,

красивый, счастливой, мирной?

Д. Молодые, смелые, сильные, умелые, умные, здоровые, хоть и старые, но молодые и душой и сердцем.

У. Да, вы должны хорошо учиться, быть добрыми и помогать друг другу, заниматься спортом, значит, быть здоровым, быть смелым, находчивым, любить свою землю, работать и творить.

У. Какие пословицы вы запомнили, ребята, из сказки? Их очень много в сказке, всего 14 пословиц, и ещё вам трудно объяснить значение этих ста-рых пословиц. Поэтому вам дала задание, разбирать дома с родителями смысл хоть одной пословицы. Вы готовы? Первую пословицу,пожалуйста, кто подготовил. Давайте ее слушаем. Или есть желающие?

Выступают ребята.

1.Ослом родился - ослом и умрёшь. (Эту пословицу можно понять так, каким родился, таким и умрёшь, или глупый человек никогда не станет умным, скупой человек никогда не будет щедрым)

2. Если очень захотеть - можно всего добиться. (Значит, если хочешь получит «5», нужно хорошо учить уроки, выполнять письменные и устные задания, выучит правила. Чтобы довести дело до конца, нужно прилагать много усилий)

3. Счастлив тот, кто доволен малым (Это пословица говорит. Что человек должен жить только сегодняшним днём, работает,чтобы прокормит только себя, учиться кое-как, о будущем не думают. Они даже дом не построили бы, жили бы на деревьях, как обезьяны.)

4 Тот,кто делает для себя, работает за троих. (Люди для себя стараются делать работу лучше, поэтому они работают за троих, стараются быть богатым, красивым по сравнению с другими)

5. В единстве сила. (Один воин врагов победит не может, тяжёлую работу один человек не может выполнить один, только вместе, сообщаони выполняют тяжёлую работу,так легче и веселее жить.)

У. Вот,например, вы такой красивый дом строите, кто вам помогает? Или картошку выкопали? Только мама в огороде работала? Кто помог ей? И ты, и брат, и папа -все вместе, дружно выкопали картошку.

6. Кто хочет мира, готовиться к войне. (то есть эта пословица говорит,что только сильная страна, сильная армия, где много танков, ракет, бомб, может защитить свою страну, свои земли, а другие страны побояться напасть на такую могучую страну.)

У. А вот другая пословица не согласна таким суждением. Кто хочет мира, должен готовит мир, а не бомбы, чтобы жить спокойно-- нужно уметь дружить и дорожить ею, помогать друг другу, не дразнить, не ссориться, не драться.

7. В своем доме каждый сам себе король. (Король- глава государства, он не платит налоги. Лучше сказать в своем доме каждый сам себе хозяин, он должен зарабатывать деньги, должен знать, когда и сколько платить за газ, за свет,что купить и продать.)

8. Самое трудное -в конце. (Когда работаешь,в конце уже устаешь, не хочется работать, сил не хватает - но дело нужно завершить,хотя трудно.)

9.Самое сладкое -в конце. (Это значит, когда завершается работа, ты чувствуешь удовольствие, победу, за работу хорошую тебя могут наградить сладостями или подарками.)…….

У. Молодцы, ребята, вы очень старались, разобрали смысл пословиц с родителями, оформили красочно, рисовали ещё. Давайте из ваших листочков делаем маленькую очереднюю книжку-самоделку про старых пословиц. Несите сюда листочки и помещаем книжку в наш классный уголок.

VI. Физкультминутка.

VII. Знакомство с новыми пословицами.

У. Ребята, а какие новые пословицы вы знаете?

Д. называют.

У. И у меня на руке альбом пословиц. Здесь живут разные пословицы по темам. Определите тему I страницы- о чём эти пословицы.

Д. -читают по цепочке и определяют тему

По рядам

Мальчики, а потом девочки

На букву А, с которой начинаются имена

У. Молодцы, ребята, этот альбом пословиц поможет нам на следующих уроках чтения и русского языка.

VIII У. А теперь немного отдохнём, закрыли глазки, послушаем звуки.

Входит Ч и п о л л и н о (подготовленный ученик надевает маску)

У. Открываем глазки, кто к нам в гости пожаловал?

Д. Чиполлино!

Ч. Здравствуйте, дети! Узнали меня? Я мальчик- луковка из сказки «При-ключения Чиполлино» Джанни Родари. Я вам предлагаю только два слова из пословицы, а вы вспомните всю пословицу целиком.

1. свет-тьма

2. дело -мастер

3. труд - пруд

4. зима - лето

Ч. Спасибо вам,ребята. Желаю удачи.

У. Вот и урок наш подходит концу. Понравился урок?

С каким писателем мы познакомились?

Зачем нам нужно пословицы?

Ребята, используйте в своей речи пословицы, от этого она становится богаче, ярче и читайте сказки Джанни Родари, набирайте ума.

Ребята, скоро 28 ноября -какой это праздник? Праздник мам. Я объяв-ляю конкурс «Кто больше?». Нужно собрать больше пословиц о маме. И ещё- выберите наиболее понравившуюся пословицу и напишите рассказ о своей любимой маме.

Спасибо всем. Кончил дело - гуляй смело!



В продолжение темы:
Детская мода

У эукариот все реакции цикла Кребса протекают внутри митохондрий, причём катализирующие их ферменты, кроме одного, находятся в свободном состоянии в митохондриальном матриксе....