Проверочная по биографии л толстого. «Человек, любящий детей». Литературная гостиная по творчеству Льва Николаевича Толстого. Игра-викторина. Тема: "Романы Л.Н. Толстого"
Викторина по творчеству Л.Н. Толстого
1.Когда родился Л.Н. Толстой?
2.Где находится родина Льва Толстого?
а)в Тульской губернии, в имении Ясная Поляна
б)в Тверской губернии, Калязинского уезда, в селе Спас-Угол
в) В Саратовской губернии, в деревне Верхнее Аблязово
3. В каком университете учился Толстой?
а) в Московском; б) в Виленском;в) в Казанском
4. Мать писателя-княгиня Мария Николаевна Толстая, принадлежала к именитому роду князей а) Оболенских; б)Трубецких; в) Волконских
5. В какой войне принимал участие писатель? а) Кавказской (1817-1864 гг.)
б) Крымской (1853-1856 гг.); в) Русско-турецкой (1877-1878 гг.)
6. Как назывался переулок в Москве (ныне улица Льва Толстого), где находится дом, в котором Толстой жил с 1882 года по 1901 год? а) Настасьинский переулок; б)Долго-Хамовнический переулок в) в)Бабьегородский переулок
7. Где была открыта Толстым школа для крестьянских детей?
а) в Москве; б) в Ясной Поляне; в) в Туле
8. Сколько предметов изучалось в яснополянской школе для крестьянских детей? а) 10; б) 12; в) 14
9. Где находится литературный музей Льва Толстого? а) в Петербурге;
б) в Москве; в) в Туле
10. Каким орденом был награжден Толстой "За защиту Севастополя"?
а) Орденом Андрея Первозванного; б) Орденом П.С. Нахимова
в) Орденом Анны IV степени.
Цели:
· Закрепить знания литературных произведений классической русской литературы 19-20 вв.;
· Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
· Научить анализировать прочитанное, находить главную мысль;
· Развивать речь, мышление, обогащать словарный запас;
· Воспитывать милосердие, уважение к старшим, трудолюбие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Литературная викторина по теме:
«Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»
Цели:
- Закрепить знания литературных произведений классической русской литературы 19-20 вв.;
- Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
- Научить анализировать прочитанное, находить главную мысль;
- Развивать речь, мышление, обогащать словарный запас;
- Воспитывать милосердие, уважение к старшим, трудолюбие.
Оборудование:
- Этнокалендарь;
- Выставка книг по произведениям Л.Н. Толстого;
- Пословицы;
- Названия произведений;
- Выставка детских рисунков;
- Жетоны с изображением героев произведений Л.Н. Толстого;
- Кроссворд;
- Конкурсы;
- Грамоты для награждения команд.
Ход урока
- Орг. момент
II. Вступительное слово учителя. (На фоне плавной музыки учитель рассказывает).
Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметённая берёзовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд – вот и всё, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их в усадьбу! По всем деревням пошёл говор. Зачем зовёт их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.
В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон.
Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.
Выходит граф (мальчик с бородой)
Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась в их сердцах на всю жизнь.
Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.
Граф: «Не называйте меня «ваше сиятельство», - сказал он, - а меня зовут Львом Николаевичем, так и зовите меня».
- Постановка целей.
Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы проведём викторину по жизни и творчеству Л.Н. Толстого. Для этого разделимся на 3 команды (по рядам). У каждой команды есть своё название, свой капитан.
Условия викторины: за каждый правильный ответ команда получает жетон. Кто больше наберёт жетонов, тот и выиграл. Готовы?
- Викторина.
- Конкурс «Библиографический»
(Вопросы задаются по очереди каждой команде, за правильный ответ сразу даётся жетон)
- В каком году родился Л.Н. Толстой? (1828г.)
- Где родился писатель? (В усадьбе Ясная Поляна Тульской обл.)
- «По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати…» Какой? (Он был граф)
- С кем воспитывался маленький Лёва? (С тётей)
- Сколько детей было в семье? (Пятеро)
- Какое братство создали братья? (Муравьиное братство)
- Что написано было на таинственной зелёной палочке? (То, что должно уничтожить всё зло в людях, и дать им то, что она обещает)
- Где и для кого Л.Н. Толстой открыл школу? (В Ясной Поляне для крестьянских детей)
- Как назывались книги, созданные им для обучения детей чтению? («Азбука», «Новая азбука». «Четыре русские книги для чтения»)
- Конкурс «Вспоминай-ка»
- Назовите 3 сказки, написанные Львом Николаевичем («Липунюшка», «Три медведя», «Два брата»)
- Назовите 3 рассказа (« Косточка», «Птичка», «Филиппок»)
- Назовите 3 басни («Два товарища», «Лев и собачка», «Лев и мышь», Муравей и голубка»)
- Конкурс «Домашнее задание». (Инсценировки по произведениям Л.Н. Толстого)
- «Косточка»
- «Лев и мышь»
- «Два товарища»
- Конкурс «Научи меня»
- Какие качества характера воспитывают рассказы Л.Н. Толстого? (Трудолюбие, честность, смелость, доброту)
- Чему учат сказки писателя? (Рассуждать и делать правильные выводы)
- Чему учат басни Толстого? (дружбе, заботе, взаимовыручке)
- Конкурс «Угадай-ка» (Чёрный ящик)
Из какого произведения эти вещи?
- Блины («Липунюшка»)
- Дерево и верёвка («Лев и мышь»)
- Сливы («Косточка»)
- Три чашки («Три медведя»)
- Корабль («Акула»)
- Клетка («Птичка»)
- Конкурс «Узнай героя» (Из чёрного ящика достаются игрушки).
- Серёжа («Птичка»)
- Ваня («Косточка»)
- Маша («Три медведя»)
- Мышь (« Лев и мышь»)
- Собачка («Лев и собачка»)
- Медведь («Два товарища»)
7. Конкурс «Детективный».
Вам предстоит узнать, из какого произведения эти слова.
- «…Очень они ему нравились. Очень хотелось съесть…» («Косточка»)
- «…Был Серёжа именинник, и много ему разных подарков подарили: и волчки, и кони, и картинки.» («Птичка»)
- «…Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал…» («Два товарища»)
- «Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь.» («Липунюшка»)
- «Школа была за селом у церкви. Когда он шёл по своей слободе, собаки его не трогали, они его знали. Но, когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла. А за Жучкой большая собака Волчок.» («Филиппок»)
- «Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:
Помогите, волк! Волк!» («Лгун»)
- Конкурс «Подбери пословицу»
На карточках для каждой команды написана своя пословица. Необходимо назвать произведение, для которого она подходит.
- Тайное всегда становится явным.
- Мал, да удал.
- Друг познаётся в беде.
- Конкурс «Прочитай-ка!»
Составьте названия рассказов, написанных Л.Н. Толстым (выдаётся каждой команде по одной карточке).
- Аксчотоке («Косточка»)
- Фипломик («Филипок»)
- Ечкпакти («Птичка»)
- Конкурс «Кроссвордный»
Отгадай кроссворд(см. Приложение)
Ответы:
- По вертикали: 1. Ясная Поляна; 2. чиж; 3. мышь; 4. Муравей.
- По горизонтали: 5. Липунюшка; 6. сливу; 7. «Азбука»; 8. медведь.
V. Итог урока. Награждение победителей. Выставление оценок.
Л.Н.Толстой родился 28 августа 1828 года, то есть число месяца и число года в столетии совпадают; кроме того август по счёту восьмой месяц, дату рождения можно обозначить так
ВОПРОС «Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою – кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли…» ОТВЕТ
ВОПРОС «Сколько ни делай добра людям, как ни будь привязан, видно, благодарности нельзя ожидать, Николай? Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать пред Богом, Николай, что я их любил и занимался ими больше, чем ежели это были мои собственные дети…» ОТВЕТ
ВОПРОС Он « был очень красивый, статный, высокий. Свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nikolas I подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками… ласковая, радостная улыбка была в его блестящих глазах и губах». ОТВЕТ
ВОПРОС Он «не ограничивается изображением результатов психологического процесса: его интересует самый процесс, и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно за другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым разнообразием, мастерски изображаются… Толстым.» ОТВЕТ
ВОПРОС ФИНАЛА Кто из героев романа это сказал? «Всё хозяйство, главное – положение всего народа, совершенно должны измениться. Вместо бедности – общее богатство. Довольство; вместо вражды – согласие и связь интересов. Одним словом, революция бескровная, но величайшая революция…» КОНСТАНТИН ЛЕВИН
ВОПРОС ФИНАЛА Чей это портрет? «… глаза его, всегда тусклые, смотрели тусклее обыкновенного, старые губы из- пол загнутых кверху усов и подпёртые высоким воротником ожиревшие свежевыбритые щёки с оставленными правильными колбасками бакенбард и прижимаемый к воротнику подбородок придавали его лицу выражение недовольства и даже гнева» НИКОЛАЙ I
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ заставка портрет Толстого Л.Н. имение Ясная Поляна jpg обложка книги «Утро помещика» jpg портрет Ж.Ж.Руссо Толстой Л.Н., Чехов А.П., Горький А.М. кабинет писателя jpg кадр из кинофильма «Война и мир» jpg обложка книги «Детство» обложка книги «Кавказский пленник» jpg обложка книги «Хаджи – Мурат» jpg иллюстрация к рассказу «После бала» Андрей Болконский jpg повесть «Детство» jpg «После бала» JDI/AAAAAAAAPO4/eLuUhdOEpTs/s400/Vrubel_Anna-Karenina_with-son.jpghttp://1.bp.blogspot.com/_1oeI_YTvkMU/SYlmJ5D- JDI/AAAAAAAAPO4/eLuUhdOEpTs/s400/Vrubel_Anna-Karenina_with-son.jpg «Анна Каренина» Наташа Ростова jpg «Кавказский пленник» jpg Пьер Безухов
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ кадр из фильма «Анна Каренина» _zvuki_val_sa.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/25/9/ _ _Vladimir_Pervuninskiy__Pod _zvuki_val_sa.jpg «После бала» Обложка книги «Анна Каренина» jpg И.С. Тургенев jpg Н.А.Некрасов jpg А. С. Суворин - главный редактор газеты «Новое Время» Н.Г.Чернышевский А.М.Горький gif ромашки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия
Тесты по творчеству Л.Н.Толстого
(8 – 10 классы)
подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна
Чамзинка
2012
Тесты по творчеству Л.Н.Толстого позволяют определить уровень знаний учащихся произведения писателя. Ресурс содержит вопросы об идейном содержании его произведений, особенностях жанра, изобразительно-выразительных средствах языка, вопросы на знание текста.
К каждому вопросу даётся три варианта ответа.
Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 8-10 классах.
Критерии оценивания:
«5» (отлично) - работа выполнена безошибочно,
«4» (хорошо) - правильные ответы составляют 80 % от общего количества вопросов,
«3» (удовлетворительно) - правильные ответы составляют 50 -70 % от общего количества вопросов
Тест по творчеству Л.Н.Толстого. 8 класс
«После бала»
Произведение написано в: а) 1903 г.; б) 1904 г.; в) 1905 г.
Жанр произведения: а) повесть; б) очерк; в) рассказ.
В основу произведения положен а) случай из жизни автора; б) случай из жизни брата автора; в) вымышленный случай.
Художественный приём, положенный в основу композиции произведения:
а) последовательность излагаемых событий; б) цикличность излагаемых событий; в) антитеза.
Тип композиции произведения:
а) рассказ в рассказе; б) повествование от первого лица; в) авторское изложение событий.
Первоначальный вариант названия произведения:
а) «Бал»; б) «Отец и дочь»; в) «Сквозь строй».
Как можно охарактеризовать смысл заглавия произведения:
а) важность судьбы героя после бала; б) особое значение сцены расправы с солдатом;
в) важность утра, следующего за балом.
Число рассказчиков в произведении: а) один; б) два; в) несколько.
Роль вступления: а) показать место и время действия; б) познакомить с участниками событий; в) познакомить с рассказчиком.
Тема произведения: а) повествование о любви Ивана Васильевича; б) рассказ о полковнике; в) показ николаевской России.
Основная идея произведения: а) осуждение деспотизма; б) личная ответственность человека за жизнь общества; в) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость.
Образ полковника: а) типичен; б) трагичен; в) исключителен.
Тон повествования произведения:
а) нейтрален; б) эмоционально окрашен; в) протокольно сух.
Тест по творчеству Л.Н.Толстого. 9 класс
Жизнь и творчество
Е Маймин (исследователь творчества Л.Толстого) писал: «Жизнь Толстого – это путь.
Путь непрерывных и всё новых...». Продолжите цитату:
А. произведений, Б. исканий, В. разочарований.
Л.Н.Толстой родился в: А. Москве, Б. Туле, В. Ясной поляне.
Л.Н.Толстой бал в родстве с: А. Пушкиным, Б. Лермонтовым, В. Гоголем.
Отроческие годы прошли в: А. Казани, Б. Туле, В. Ясной поляне.
Отчислен из университета:
А. по собственному желанию, Б. за неуспеваемость, В. за участие в политических кружках.
Л.Н.Толстой как писатель сложился: А. в Казани, Б. в Москве, В.на Кавказе.
Первое печатное произведение Л.Толстого:
А. «Кавказский пленник», Б. «Севастопольские рассказы», В. «Детство».
Автобиографическая трилогия – это рассказ: А. о жизни Николая Иртеньева, Б. о
взаимоотношениях людей в обществе, В. о нравственном становлении героя.
Каждый человек, по мнению Николая Иртеньева, должен: А. разобраться в устройстве
мира, Б. иметь свой собственный взгляд на смысл жизни, В. постоянно нравственно
самосовершенствоваться.
Продолжите цитату «Главное подразделение людей в то время, о котором я пишу, было на
людей....»: А. богатых и бедных, Б. добрых и злых, В. порядочных и непорядочных.
Ключ:Тест по творчеству Л.Н.Толстого. 10 класс
«Война и мир»
1. Как определил сам Л. Н. Толстой жанр «Войны и мира»:
а) эпопея; б,) роман; в) поэма; г) историческая хроника; д) летопись.
2. В исторических трудах нередко Наполеон противопоставлялся Александру I. Кто противопоставлен Наполеону в романе?
а) Александр I; б) Кутузов; в) А. Болконский; г) Пьер Безухов; д) Николай I.
3. Действие романа начинается:
а) январь 1812 года; б) май 1807 года; в) июль 1805 г.; г) апрель 1801 г.; д) август 1804 г.
4. Сколько времени длится действие романа?
а) 10лет; б) около семи лет; в) 25 лет; г) 15 лет; д) приблизительно 8 лет.
5. Роман начинается с:
а) описания Шенграбенского сражения; б) именин в доме Ростовых; в) вечера у А. П. Шерер;
г) описания встречи отца и сына Болконских; д) описания смотра у Браунау.
6. Сколько лет Наташе Ростовой в 1-м томе? а) 16 лет; б) 20 лет; в) 10 лет; г) 13лет; д) 18лет.
7. Сколько было детей в семействе Ростовых? а) шесть; б) пять; в) четыре; г) три.
8. Л. Н. Толстой делил героев своего романа на любимых и нелюбимых. К любимым героям относились:
а) А. Болконский; б) Б. Друбецкой; в) П. Безухов; г) М Болконская; д) Наполеон, е) Берг.
9. Почему князь Андрей идет служить в действующую армию в начале романа?
а) им руководило стремление к славе; б) он руководствовался представлениями об офицерском долге; в) чтобы защищать родину.
10. Что привлекло Пьера в масонстве? а) возможность общаться с власть имущими; 6) идея единения и братства людей; в) возможность отвлечься от несчастливого брака.
11. В ком Л. Н. Толстой видит решающую силу истории?
а) царь; б) военачальники; в) народ; г) высшее чиновничество; д) аристократия.
12. Завершите фразу Л. Н. Толстого: «Нет и не может быть величия там, где нет…»:
а) великих поступков; б) самолюбия; в) стремления к славе; г) простоты, добра и правды.
13. В ком из героев воплощены лучшие черты русского национального характера?
а) А. Болконский; б) Элен Курагина; в) Николай Ростов; г) Наташа Ростова; д) Борис Друбецкой.
14. После какого сражения князь Андрей разочаровался в своём кумире - Наполеоне?
а) Шенграбенское; б) Прейсиш-Эйлау; в) Фридландское; г)Аустерлицкое; д) Бородинское.
15. Бородинское сражение мы видим глазами:
а) Н. Ростова; б) П. Безухова; в) А. Курагина; г) А. Болконского; д) Долохова.
16. Сколько лет Николеньке Болконскому в конце романа (эпилог)?
а) 12 лет; б) 13 лет; в)14 лет; г) 16 лет; д) 15 лет;
17. Брак Андрея Болконского и Наташи Ростовой расстроился из-за:
а) несогласие князя Николая Болконского; б) недоброжелательного отношение графа Ростова к жениху; в) отсутствия приданого у Наташи; г) тайных отношений Наташи с Борисом Друбецким, д) мимолётного увлечения Наташи Анатолем Курагиным.
18. Какое событие является кульминационным центром романа «Война и мир»?
а) первый бал Наташи Ростовой; б) Отечественная война 1812 года; в) Тильзитский мир;
г) совет в Филях; д) военные события 1805 года.
19.Укажите годы Жизни Л.Н.Толстого:
а)1828-1910; б) 1801-1899; в) 1821-1898; г) 1828-1912; д) 1828-1909.
Ключ:Использованная литература:
Корщунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.
Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
Светлана Морозова
Цели : формировать интерес к чтению детской литературы ; познакомить учащихся с биографией и творчеством Л . Н. Толстого ; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности .
Оформление : портрет Л. Н. Толстого , выставка рисунков по творчеству писателя , карточки : пословицы, кроссворд; книги Л. Н. Толстого , высказывания о писателе и т. д.
Ход игры.
Ведущий. Есть такая пословица : «Кто больше читает, тот больше знает» Сегодня мы узнаем, кто из вас много читает и много знает.
Ребята, наш классный час посвящен книге, а если говорить точнее, то творчеству известного и любимого вами писателя Льва Николаевича Толстого . Мы проведем познавательную игру, в которой встретятся две команды (назвать игроков, а следить за игрой будет жюри в составе (представить членов жюри) .
Кто из вас не помнит того вечернего часа, когда вы остаетесь одни в темной комнате. Спать не хочется, и глаза, привыкая к темноте, начинают различать предметы : вот край стола, а дальше шкаф с огромным зеркалом, а в нем отражается кресло, где спит уложенная на ночь кукла. Мир в эти часы кажется особенно загадочным и огромным, полным тайн. И рождаются вопросы, один другого сложнее…
Отчего в темноте видно?
Куда девается вода из моря?
Над этими вопросами размышлял и Л. Н. Толстой . Предлагаю и вам порассуждать над этими вопросами.
Задание I тура.
Команда получает конверт, читает вопрос и через 1 минуту дает свой ответ на него.
Куда девается вода из моря?
Отчего в морозы трещат деревья?
А теперь давайте сравним ваши ответы с рассуждением Л. Н. Толстого
К первому туру.
1. Куда девается вода из моря?
Из родников , ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все ручьи текут в моря с тех пор, как мир сотворен . Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки, из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…
2. Отчего в морозы трещат деревья?
Оттого, что в деревьях есть сырость, и сырость эта замерзает, как вода. Когда вода замерзает, она раздается; а когда ей нет места раздаться, она разрывает деревья.
Если налить воды в бутылку и поставить на мороз, вода замерзнет и разорвет бутылку.
Отчего вода не сжимается, как железо, от холода, а раздается, когда замерзнет? Оттого, что когда вода замерзнет, ее частицы связываются между собой по-другому и промеж них больше пустых мест.
А если бы вода сжималась от мороза, как сжимается железо, то верхняя вода замерзла б на реке и тонула бы, потому что лед был бы тяжелее воды. Потом опять бы замерзла верхняя вода и тонула бы, и так замерзли бы озера и реки от дна до верху.
Ведущий. Лев Николаевич Толстой , как вы уже знаете, родился и жил в Ясной Поляне, менее чем в ста километрах от нашего села. Он призывал людей жить в согласии с природой, бережно относиться к ней, любить друг друга, никогда не ссориться .
Ребенком Левушка зарыл вместе с братьями в лесу зеленую палочку. Верил : кто найдет – будет счастлив, желания его исполнятся. Поискали – не нашли. С тех пор Толстой всегда думал о «зеленой палочке» , как о талисмане. Желаний у него было много и одно из них – открыть свободную народную школу в Ясной Поляне, что он и сделал. Дети и учитель работали весь день : занятия шли с 8 до 12 часов утра, а потом с 3 до 6 часов вечера. По утрам дети часто задерживали учителя до двух часов дня, чтобы послушать его сказки.
Задание II тура.
Сейчас вашему вниманию предлагается чтение отрывков из произведений Л. Н. Толстого . Вам необходимо назвать само произведение
Ко второму туру.
Отрывки из произведений :
«Лисица позвала журавля на обед и подала похлебку на тарелке, журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама все поела». («Лисица и журавль» )
«Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику». («Три медведя» )
«Поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду» («Зайцы и лягушки» )
«Жил старик со старухой. У них не было детей . Старик поехал в поле жать, а старуха осталась дома блины печь» («Липунюшка» )
«Достал Сережа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад» («Птичка» )
«Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка» («Булька» )
«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда» («Косточка» )
Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит головой вниз и не шевелится» («Девочка и грибы» )
«Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу» («Пожар» )
«Стало мышам плохо жить без кота» («Мыши и кот» )
«Собака шла по доске через речку, а в зубах несла мясо» («Собака и ее тень» )
«Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу» («Филипок» )
«Важная мышь ввела из щели свою гостью в горницу , и обе влезли на стол» («Полевая и городская мышь» )
«-Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый» («Страшный зверь» )
Ведущий. Когда Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей , ему только что исполнилось 32 года. Он был молод, энергичен, мастер придумывать разные игры, загадки.
Задание III тура.
У команд на столах кроссворд, разгадав который, вы узнаете об одном из любимых жанров литературы Л . Н. Толстого (см. в приложении) .
К третьему туру.
Вопросы к кроссворду :
1) Ниток много, а в клубок не смотаешь» (Паутина)
2) По морю идет, а до берега дойдет – пропадет. (Волна)
3) На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
4) Сидит баба на грядках, вся в заплатках; кто взглянет, тот заплачет. (Лук)
5) Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
6) Без рук, без ног – под окном стучится, в дом просится. (Ветер)
7) Скоро ест, мелко жует, сама не ест, другим не дает. (Пила)
8) Идет лесом – не треснет, идет плесом – не плеснет. (Месяц)
9) Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Ведущий. Центральным словом в кроссворде является - … (пословица) .
Если мы заглянем в «Толковый словарь русского языка» , то узнаем, что «ПОСЛОВИЦА – это краткое изречение с назидательным
(т. е. поучительным) содержанием».
И действительно, в предложении из 3-5 слов заложен глубокий смысл.
Задание IV тура.
Сейчас у меня в руках несколько конвертов с пословицами, а точнее – со словами, из которых нужно составить пословицы.
К четвертому туру :
o Лето собирает, а зима съедает.
o Локоть близок, а не укусишь.
o Один в поле не воин.
o Шила в мешке не утаишь.
Ведущий. Лев Николаевич Толстой писал небольшие рассказы на темы пословиц.
Задание Y тура.
Я зачитаю некоторые из них, а вы выберите из предложенных на доске пословиц ту, которая подходит к рассказу.
К пятому туру.
Рассказы на тему пословиц :
Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула, голову и только ухватила клок сена – собака зарычала и бросилась под нее. Корова отошла и сказала (Сама не ест, и мне не дает.)
Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали (Ворон за море летал, да умней не стал.)
Девочка любила играть на улице , а как придет в дом – скучает.
Мать спрашивала :
Отчего ты скучаешь?
Дома скучно.
Мать сказала (Глупой птице свой дом не мил.)
Два рыбака тянули невод. Когда стало тяжело, один сказал :
Невод не хорош.
Другой сказал :
Нет, невод хорош, но ты слабо тянешь.
И стала у них ссора. Пока спорили, рыба вся ушла… (За спором дело стало)
Ведущий. Впоследствии и загадки, и пословицы, а также сказки, рассказы, которые Л. Н. Толстой рассказывал детям , вошли в книги :
«Азбука» , которая помогла детям научиться читать, лучше понять окружающий мир, радости и печали людей, красоту русского языка;
«Русские книги для чтения» , где были даны ответы на множество детских вопросов, которые возникали на уроках.
Сейчас книги Льва Николаевича печатаются миллионными тиражами. С некоторыми из книг вы уже знакомы. Книги не только привлекают нас своим содержанием, но и интересными иллюстрациями.
Задание VI тура.
Перед вами рисунки, выполненные к произведениям Л. Н. Толстого . Задача : определить, к каким именно рассказам, сказкам, былям они нарисованы.
К шестому туру рисунки формата А-3 (8 рисунков) .
Ведущий. Давайте представим себе Ясную Поляну, у ребят начинается урок…Ребята очень любознательные и им очень хочется правильно отвечать на вопросы своего Учителя.
Задание VII тура.
А теперь мы проведем небольшую викторину. Командам по очереди читается какое-то утверждение, они отвечают «да» или «нет» .
К седьмому туру.
Викторина «ДА / НЕТ»
1. Лев Толстой родился в девятнадцатом веке. (да)
2. Жил Толстой в городе Щекино . (нет)
3. Толстой создал «Азбуку» для детей . (да)
4. Умер Толстой в девятнадцатом веке. (нет)
5. Толстой похоронен в Ясной Поляне. (да)
6. В Ясной Поляне сейчас Музей-усадьба. (да)
7. Брата Филипка звали Кирюшка. (нет)
8. В были «Прыжок» речь идет о зайце. (нет)
9. Произведение «Лебеди» - это описание. (да)
10. Булька – кличка собаки. (да)
Ведущий. Вот и подходит к концу наша сегодняшняя игра , которая посвящалась
Л. Н. Толстому и его творчеству . С этим замечательным человеком мы встречаемся в раннем детстве, а постигаем и заново открываем его для себя всю последующую жизнь.
Пришло время предоставить слово жюри.
(Поздравление победителей) .
Молодцы! Понравилась вам игра ? Ребята, больше читайте и помните, что день, прожитый без книги, - потерянный день!
Литература :
Сборники произведений Л. Н. Толстого .