Самые таинственные древние детские захоронения. Что раскопали археологи в нейшлотском переулке Фотографии с раскопок старинных кладбищ

Раскопки могильников и поселений - это наиболее ответственная часть процедуры полевых исследований в археологии. Разведки дают сведения разного уровня, которые потом можно неоднократно проверять и дополнять. Процедура лабораторных исследований также повторима и зависит от совершенствования используемых методик. Раскопки же неповторимы.

Как бы тщательно и квалифицированно ни проводились раскопки памятника, он, тем не менее, разрушается. После раскопок он перестает существовать полностью или частично как памятник археологии, становится суммой добытых научных материалов и сведений. Поэтому раскапывать памятники должны только специалисты, имеющие соответствующую подготовку и разрешение на раскопки (открытый лист).

Организация, проводящая раскопки, и руководитель раскопок должны позаботиться об участии в экспедиции необходимых специалистов. Проведением раскопок руководит специалист-археолог. В составе отряда должны быть помощники-лаборанты, квалифицированный фотограф, чертежник, реставратор, антрополог и другие специалисты, в зависимости от задач экспедиционного исследования.

Основные задачи изучения могильников

Исследование древних могил в мировой и отечественной науке имеет большую историю. Их раскопки дали науке колоссальный археологический, антропологический и иной материал. Однако особенность этого вида памятников заключается в том, что с погребенными клали только те предметы, которые требовались по обряду погребения. Поэтому при выделении археологической культуры нельзя основываться лишь на данных, полученных из могил, как это делалось раньше. Впрочем, неверно и строить обобщающие выводы об археологической культуре только на материалах одних поселений. Материалы этих памятников необходимо подвергать общему анализу. Только это позволяет добиться необходимой полноты данных для реконструкции археологической культуры.

Древнюю могилу следует рассматривать в комплексе, не ограничиваясь вещественным материалом. Важно все: ее устройство, проведенный обряд погребения, расположение вещей и их набор.

Исследование погребальных комплексов должно включать изучение устройства могильного сооружения, места захоронения, получение сведений о процессе захоронения, обряде и действиях с погребенным, о сопровождающем инвентаре, его размещении.

Приступая к раскопкам, надо учитывать, какой вид погребального сооружения будет исследоваться. В зависимости от этого следует выбирать соответствующие методики исследования.

Оборудование места погребения . Наиболее распространенным сооружением являются вырытые в грунте (в материке) могильные ямы, разные по форме: четырехугольные, овальные, без дополнительных сооружений или со срубом, сложенными из бревен или камня стенками, с подбоем, перекрытые деревом или камнем. В особую группу можно выделить сложные по устройству погребальные камеры, известные, например, у скифов, саков, в Горном Алтае. Они устраивались в виде обширного деревянного сруба с дополнительными помещениями для инвентаря, погребения коней. Такие камеры имели специально оборудованный коридорный вход.

Вместе с тем известны и другие погребальные устройства: погребальные урны, оссуарии - специальные сосуды из керамики или камня, в которые складывались остатки умершего. Урны хранились в склепах из глины или кирпича.

Археологам часто приходится сталкиваться с устройством места погребения на поверхности погребенной под насыпью кургана почвы или в насыпи кургана. Место погребения в таком случае может быть оборудовано деревянной рамой, обложено каменными плитами или дерном. Сооружения из дерна бывает особенно сложно обнаружить.

Рис. 87.

1 - скорченное погребение эпохи бронзы в могильной яме с деревянным покрытием; 2 - погребение в специально сделанной катакомбе

К более позднему времени, как правило, к периоду сложения ранних государств, относятся погребения в саркофагах из дерева, камня, терракоты, в гробах. Простые и сложные, украшенные, они имели еще и социальную функцию, как, впрочем, и вся конструкция наземного погребального сооружения. Исследуя их, надо иметь в виду, что эти архитектурно-археологические памятники, имеющие свое традиционное устройство, отражали мировоззрение создавших их людей, связанное с представлениями о жизни, смерти, структуре мироздания. Таковы, например, царские курганы у скифов, курган Иссык у саков, курганы в долинах Пазырык и Укок в Горном Алтае, курган Аржан в Туве и др.

В археологии известно несколько способов захоронения , которые без труда устанавливаются в ходе раскопок. Сложнее бывает установить, какие действия совершались с умершим: трепанация черепа, извлечение внутренностей, расчленение и т.д. Археолог в ходе археологических раскопок должен но возможности проследить, какие действия производились перед погребением.

Простое захоронение - помещение тела умершего в землю или гроб, колоду. В археологии фиксируется много разновидностей трупоположения: вытянутое; скорченное на боку, при котором колени умершего подогнуты; на спине с различным положением рук и ног. В ходе раскопок погребений обнаруживается скелет погребенного или его остатки. При этом надо учитывать, что кости рук, ног, череп могли изменить свое первоначальное положение при разложении мышечной ткани, при уплотнении заполняющей могильную яму земли. Например, если погребенный был положен на спину, а ноги его подогнуты коленями вверх, то такое положение со временем сохраниться не может; при раскопках археолог обнаружит кости ног погребенного согнутыми и лежащими коленями вправо или влево, а может быть, и в стороны, в позе "танца". Те же изменения происходят и с расположением черепа. Когда археолог пишет в дневнике, что погребенный был положен на спину, а голова повернута вправо или влево, почти всегда можно сказать, что его утверждение ошибочно, поскольку череп разворачивается под действием тяжести земли, заполнившей могильную яму.

Рис. 88.

1 - одиночное в грунтовой яме; 2 - в подбое; 3 - в каменном ящике; 4 - в срубе; 5, 6 - в погребальной камере

Место, где погребено большое количество людей одновременно или последовательно в течение длительного периода, называется групповым захоронением. Такой тип захоронений, например, известен в Сибири в тагарской культуре эпохи раннего железного века.

Вторичное захоронение - это перезахоронение костей после того, как мышечные ткани сгнили. Зачастую эти кости выкладывались в могильную яму, склеп или урну после того, как они находились какое-то время в другом месте, были захоронены или лежали на поверхности земли.

Основная цель бальзамирования умершего - сохранить тело умершего, для чего череп трепанировался, внутренние органы извлекались и заменялись бальзамирующими веществами. После этого умершего хоронили. В России такие бальзамированные трупы погребенных найдены в Горном Алтае и относятся к пазырыкской культуре.

Обряд кремации (сжигания трупа) в древности был довольно широко известен. Встречается довольно много его разновидностей. В качестве основных можно выделить три из них: сожжение трупа на специальных погребальных площадках внутри могильной ямы или погребального склепа, сожжение умерших вместе с погребальной камерой и погребение в могиле кучек пепла или обожженных костей в урнах и специальных мешочках. Само же сожжение в таком случае совершалось где-то на стороне, за пределами места захоронения. С обрядом сожжения в ряде археологических культур совмещался обряд сохранения облика умершего путем изготовления глиняных и терракотовых масок, скульптурных голов погребенных (тесинская и таштыкская культуры гунно-сарматской эпохи раннего железного века).

Рис. 89. "Групповое" погребение тагарской культуры раннего железного века

В которых мы участвовали.
Раскопки проводились перед костёлом св. Николая, известном с XIV в. (подробнее о нём - ), а город Бычина впервые упоминается с 1228 г. Кладбище появилось здесь задолго до постройки существующего костёла. Вероятно, ещё в X в., т.к. в другой части могильника были погребения по обряду кремации, да и в "нашей" встречались переотложенные кости из трупосожжений - археологи называют их кальцинированными. Впоследствии (с середины XVI в.) костел принадлежал протестантам. Соответственно, на кладбище столетиями хоронили жителей города. Примерно в XVIII веке кладбища стали выносить за черту города и захоронения здесь прекратились.

Мы присоединились к работам в конце сентября. Археологи Опольского университета во главе с проф. Магдаленой Пшысенжна-Пизарской (Magdalena Przysiężna-Pizarska) к этому времени работали уже не первый месяц и вели спасательные раскопки. Связано это с тем, что в Бычине ведутся активные строительные и реставрационные работы, которым должны предшествовать превентивные исследования.

Эта поездка состоялась в рамках программы сотрудничества Новгородского государственного университета с Опольским университетом . Летом к нам в Руссу на раскопки приезжала группа археологов Института истории Опольского университета, а осенью мы нанесли им ответный визит.
До этого только двое из нас неоднократно участвовали в изучении некрополей в Великом Новгороде, Старой Руссе и других пунктах Новгородчины, остальные делали это впервые.

В принципе методика исследования не очень сложна. Перед тем как перейти к рассказу о некрополе, попробую в двух словах описать методику (в принципе я уже писал об этом - , но повторюсь).
Вначале тонкими слоями снимают землю, пока не покажется погребение.

Потом тщательно расчищают скелет с помощью совочков, мастерков, ножей, ложек, зубочисток и прочего инструмента. Стараются при этом выявить контуры ямы и остатки погребальных конструкций.

Работать приходится в тесноте, тщательно выбирая место где можно сесть или поставить ногу -

После этого погребение отрисовывается и фотографируется -

В солнечный день для фотографии,приходится создавать тень подручными средствами -

Один раз пришлось отвлечься от работы, чтобы дать интервью местным журналистам -

Костяк разбирается и упаковывается в коробку. Весь грунт просматривается и перебирается. Кроме того, по просьбе коллег мы поработали с металлодетектором, проверяя отвал. Как оказалось, они совсем не использовали имеющийся у них прибор, а мы работаем с ним постоянно.

Грунт здесь песчаный и сухой, поэтому сохранность органических материалов довольно плохая. Нередко от костей оставалась лишь труха (польские коллеги объясняли специфическую сохранность нескольких костяков, разложившихся до стадии муки, тем, что погребенный при жизни страдал туберкулезом костей).

Кладбище может немало рассказать о городе и его жителях.

Первым делом следует отметить, что это городское прицерковное кладбище, поэтому многочисленные погребения шли слоями. Связано это с тем, чего территория невелика и новые могилы копали на месте старых, разрушая их. Соответственно, бОльшая часть погребений дошла до нас не полностью.

Инвентарь в погребениях практически отсутствовал. Связано это с верой в то, что христианин ничего не берёт с собой в загробный мир, поэтому ему кроме савана и гроба ничего ненужно.

Очень редко в погребениях встречались монеты, вероятно, выполнявшие роль "обола мёртвых" -

Чаще всего сохранность была плачевной. Хотя были и читаемые монеты -

Одной из самых любопытных находок была фальшивая монета, сделанная из покрытого бронзой железа.
Изредка встречались бусины. Вот это, например, костяная бусина, от чёток -

А это стеклянная -

Найдены и многочисленные металлические детали гробов - гвозди (почти в каждом погребении) или вот такая ручка -

Довольно часто встречались бронзовые булавки, скреплявшие саван. Очень много было небольших (до 3 х 3 мм) бесформенных бронзовых фрагментов, очень сильно окислившихся в слое.

Несмотря на отсутствие предметов, человеческие останки могут довольно много рассказать о жизни и смерти в древности.

Вот, например, одно из погребений -

Совсем младенец. От гроба остались полосы тлена, кости тоже практически истлели. Если увеличить фотографию то можно разглядеть монету, лежащую в изножье и тонкие бронзовые булавки, скреплявшие пелёнки.

Вообще следует отметить, что в средневековье (да и в прочем в Новое время) детская смертность была очень высокой, поэтому на кладбищах этого времени много детских, а особенно младенческих погребений. Часто их гораздо больше, чем взрослых. И не мудрено при детской смертности, превышающей 50 %. Так что если кто-то говорит, что раньше все питались только натуральной пищей, дышали чистым воздухом, много двигались и поэтому были здоровыми и жили долго - плюньте ему в глаза не верьте. Просто этот человек никогда не раскапывал средневекового кладбища.

Высокой была и смертность среди женщин во время беременности и родов. Поэтому нередки двойные погребения. Младенца при этом чаще всего клали в ноги матери.

Как вот здесь, например -

В принципе эта картина практически не отличается от средневековых кладбищ Новгорода и Старой Руссы.
Но мы встретили и много непривычного.

Например, положение тел. Практически все христиане захораниваются лёжа на спине, головой на запад. За всю нашу практику мы только один раз встретили погребение ориентированное иначе - головой на восток. Да и то, это, скорее всего, связано с тем, что покойника хоронили в закрытом гробу и перепутали изголовье с изножьем.

На кладбище в Бычине часть погребений ориентирована иначе.

Были костяки ориентированные по линии север-юг. Часть была погребена лицом вниз.

Как, например, здесь -

Погребения расположены крест-накрест, а один из покойников лежит лицом в низ, да ещё и руки за спиной.

А тут тела, похоже, были сброшены в общую могилу лицами вниз. Рука одного лежит на спине другого

Необычно и это групповое погребение -

На двух костяках можно увидеть камни, которые были положены на горло покойникам при захоронении -

Это не случайность.

Такие камни есть и в других погребениях (но не во всех). Что это обозначает неясно, но можно догадаться, что жители боялись того, что покойник может встать из могилы (в славянской мифологии они назывались - заложные покойники и пытались ему помешать. Самое удивительное, что такие камни есть даже в детских погребениях.

Этот обычай был довольно широко распространён в прошлом в Польше, да и вообще в Европе
Вот погребение XVI в. с вложенным в рот кирпичом, раскопанное в Пизе (Италия) -

А вот совсем необычное погребение обнаруженное в Польше на кладбище XVII-XVIII в. - женщина, похороненная с серпом у горла -

Чем вызван этот обычай? Единого мнения пока нет, но авторы статей (изображения из которых приведены выше) считают, что камнями придавливали покойников умерших от инфекционных заболеваний (чумы или холеры, например). Очевидно те, кто поступал так, считали таких умерших жертвами "вампиров", "ходячих мертвецов" (или какой другой нечисти, см. например -

В смерти есть что-то мистическое. И там, где люди находят последнее пристанище, всегда особая, немного жуткая атмосфера. Она будоражит воображение, пугает и в то же время притягивает. Так появляются суеверия, легенды, ползут нелепые слухи. Здесь собраны самые интересные и необычные из них.

Могилы ведьм и колдунов

Если при жизни о человеке шла дурная молва, его хоронили особым образом. Тело могли сжечь, прибить к земле гвоздями, связать ремнями, разрубить, подрезать сухожилия, «запечатать» серебром. Многие народы считали, что ведьму надо закапывать без гроба, лицом вниз. Могилы часто размещали за оградами кладбищ, в лесах, на перекрестках дорог. Сверху набрасывали камней, сажали колючие кустарники.

Если этого не сделать, мертвец сможет выбраться. Есть поверье, что на могилах ведьм и колдунов со временем появляются дыры и трещины, через которые они выходят на поверхность. Большое количество муравьев, кровоточащая трава и странные звуки из-под земли также указывают на место, где погребена ведьма. Не зная этих примет, найти его будет сложно. Но есть и общеизвестные факты:

Это кладбище находится в городке Салем, в штате Массачусетс. Ну, думаю, о знаменитом судебном процессе 1692 года над салемскими ведьмами слышали многие. Тогда по обвинению в колдовстве арестовали что-то около 200 человек. Одних казнили сразу (повесили или раздавили камнями), другие умерли в тюрьме.

Правда, в 1702 году власти официально признали процесс незаконным, в 1957 были отменены все приговоры, а в 1992 кладбище стало мемориалом пострадавшим. Кстати, на самом деле осужденных за колдовство хоронили не там. В Салеме нет ни одной могилы ведьмы. Зато легенда привлекает туда туристов.

А в лесах Мичигана покоится ведьма, которая, по приданию, погубила целый город. Если в 1874 году в Пере Чейни было около 1500 жителей, то к началу 20 века их осталось 25. Две эпидемии дифтерии выкосили большую часть населения, остальные уехали. А болезни, конечно, наслала местная колдунья.

Говорят, она родила внебрачного ребенка и была изгнана. Младенец умер, и тогда женщина прокляла город. В конце концов, ведьму поймали, повесили, а тело закопали. В том лесу до сих пор появляются темные фигуры и призрачные огни, слышится смех детей. Но получить реальные фото привидений пока не удалось.

Могилы вампиров и вурдалаков

Легенды о мертвецах, которые пьют живую кровь, есть почти у всех народов. Обычно такая участь ждала самоубийц, колдунов, отлученных от церкви… да много, кого еще. И, конечно, тех, кого укусил вампир. Естественно, люди боялись этих тварей и предпринимали меры, чтобы покойник после смерти не выходил из своей могилы. А для этого важно правильно похоронить того, кто может стать вампиром.

Тело следует сжечь или хотя бы проткнуть осиновым колом и уложить так, чтобы оно было ориентировано с востока на запад. Голову желательно отделить и поместить между ступнями. Чтобы труп не смог съесть свой саван, надо подсунуть что-нибудь под подбородок (камень, железо). Еще можно насыпать в гроб опилок или зерен, чтобы вампир начал их считать и не успел выбраться до рассвета. Вот самые известные захоронения:

В северной части Лондона есть старое Хайгейтское кладбище. Оно давно привлекает к себе внимание. Часто появляются сообщения о вампирах, а подозрительные могилы помечены буквой V. Посетители находят вырытые и обезглавленные трупы, пустые гробы. Несколько тел были эксгумированы, и смотрелись они странно.

Пухлые, упитанные… не совсем мертвые… Существуют настоящие фото вампиров , они выглядят именно так. Но все объясняется проще. Труп всегда распухает, это один из этапов разложения. На губах выступает кровь. Если проткнуть тело колом, оно может издать стон, так как скопившиеся газы будут проходить мимо голосовых связок.

Кладбище Пер-Лашез во Франции тоже считается убежищем вампиров. Все началось в 1848 году, когда какой-то сумасшедший разрыл несколько могил, вытащил тела и сильно повредил их. Он считал, что должен так поступить. С тех пор поползли слухи. Впрочем, внешний вид некоторых надгробий наводит на размышления.

Символика захоронений выглядит зловеще. Черепа и летучие мыши, которые считаются визуальным воплощением вампиров, фаталистические надписи… Впрочем, в 19 веке в Западной Европе это было принято. По другой версии изображение летучей мыши с распростертыми крыльями служило защитой от зла.

Блуждающие могилы и неспокойные склепы

Есть поверье, что земля не принимает прах человека, если он не был захоронен надлежащим образом. Жуткие истории о перемещении могил наводнили Интернет. Вообще, этот феномен известен давно, но вот с доказательствами плохо. Все переписывают одни и те же тексты, где упоминаются несуществующие города и люди. Никаких реальных фото и документов нет.

Нормальных объяснений тоже. Возможно, здесь действуют силы и энергии, о которых мы пока ничего не знаем. Например, когда взорвался , тоже происходили странные вещи… отрицательное давление и много чего еще… Но в случае с могилами было что-то другое. Если они вообще куда-нибудь перемещались. Вот парочка более-менее правдоподобных историй:

Это событие произошло еще до революции в глухой российской деревне. Ночью в одной избе появился холмик земли с полусгнившим крестом. Могилу попытались убрать, но оказалось, что под полом тоже полно земли. Когда ее выносили, там обнаружили человеческие останки.

Крест походил на те, что устанавливали на заброшенном кладбище недалеко от деревни. Как все это оказалось в избе, никто не понял. Могилу вынесли, кости перезахоронили. Но дом пришлось забросить. С тех пор люди обходили стороной страшное место.

Фамильный склеп Чейзов находится на Барбадосе. Он выдолблен в скале и закрыт мраморной плитой. Каждый раз, когда его вскрывали, находившиеся там гробы оказывались перевернутыми на бок, стоящими вертикально, разбросанными… Они словно расползались по помещению. Это повторялось с 1812 по 1820 год.

Выдвигались разные версии, от магии Вуду и масонских обрядов до наводнений и сдвигов земной коры. Исследователь Эрик Расселл в середине 20 века выделил в этих явлениях ряд закономерностей. Он считал, что металлические гробы перемещаются вод воздействием гравитации и магнитного поля.

Так что это? Правда или просто сплетни? Не знаю.. Но здесь материалы собраны по всему Интернету, мне даже не удалось определить первоисточники. А мертвые не могут подтвердить или опровергнуть слухи, которые про них ходят. В ожидании лучших времен они будут хранить свои древние тайны.

Вас это может заинтересовать:

Польские археологи заявили, что, во время строительства дороги, были раскопаны могилы вампиров. О том, что покойников считали нечистью, свидетельствует необычный способ захоронения тел

Во время строительства дороги возле польского города Гливице, строители наткнулись на части скелетов. Археологи, приглашенные на место раскопок, ожидали увидеть останки солдат, участвовавших во Второй мировой войне, но ошиблись в своих прогнозах


Глазам исследователей предстала странная картина - головы покойников были отсечены от тел и размещены в ногах.



Археологи сразу уловили суть этого ритуала, призванного предотвратить воскрешение мертвецов.Согласно словам специалистов, практика обезглавливания умерших, которых считали “кровопийцами”, была широко распространена в славянских странах в начале христианства, когда языческие верования еще не утратили своей силы. Люди верили, что отделение головы вампира от его тела не даст нежити подняться из могилы, чтобы терроризировать живых.



Судебный антрополог Маттео Боррини (Matteo Borrini), заинтересовавшийся находкой польских археологов, рассказал журналистам, что существовали и другие, не менее странные способы борьбы с “кровососами”.



Например, жительницу Венеции, скончавшуюся в XVI веке от чумы, похоронили с кирпичом, плотно вставленным между ее челюстями. Такой метод гарантировал итальянцам, что покойница больше не сможет питаться человеческой кровью.А вот в Болгарии к истреблению вампиров подходили несколько иначе. В 2012-м году археологи нашли два скелета, зафиксированных железными прутьями, дабы надежно приковать нежить к земле.


“Рассказы о вампирах породили сельские жители, не знакомые с процессом разложения тела. Они видели, что иногда изо рта трупа появляется кровь, якобы свидетельствующая о недавней трапезе упыря. На самом деле такое явление связано с гниением и вздутием живота, вследствие чего кровь может выходить в ротовую полость, - объясняет научный обозреватель сайта Бенджамин Рэдфорд (Benjamin Radford). - Эти процессы хорошо изучены современными врачами и работниками морга, но в средневековой Европе они считались безошибочными признаками реального существования вампиров”.

На раскопках часто творятся странные вещи. Например, сны археологов там часто бывают пророческими. Так, существует предание о том, что знаменитому немецкому предпринимателю и археологу-любителю Генриху Шлиману, нашедшему античную Трою, в ночь на 31 мая (накануне того, как был найден золотой клад) явился бородатый царь (видимо, правитель Трои - Приам), который объяснил, где именно спрятана царская сокровищница.
Гастон Масперо, раскопавший в XIX веке немало гробниц в Долине Царей, признавался, что многие свои находки сделал под руководством снов. Найденное неолитическое поселение VIII тысячелетия до н.э. в Чатал-Гуюке (Турция) навевало археологам сны о людях с раскрашенными охрой лицами, а еще о быках, которым эти люди поклонялись.
Один старый археолог рассказывал автору этих строк, что ему практически всегда на раскопках древних могил снились люди, которые были там погребены. Нередко они показывали ему предметы своего труда и быта, которые через какое-то время обнаруживались в могилах.
Сны не только подсказывают, но и предостерегают. Памятный случай произошел в Египте с тем же Масперо, которому явившийся во сне жрец велел прекратить работы. Ученый не внял предостережению, и в последующие дни ядовитые змеи укусили нескольких его сотрудников. В итоге четверо скончались.
Подобный же предостерегающий сон видели в одну и ту же ночь два археолога во время раскопок на Урале в конце 1970-х годов. А наутро произошла трагедия: обвалилась насыпь, под которой велись работы, похоронив сразу целую бригаду.
Пророческие сны - не единственная странность, случающаяся в процессе археологических изысканий. Бывает, археологи видят, особенно в сумерках, некие призрачные фигуры и огни. Рассказывают и о необычных звуках, чаще всего звуках шагов - без присутствия того, кто эти шаги производит. Например, в 1950 годах в Монголии археологи до позднего вечера работали в вырытой яме и не раз слышали, как наверху ходит кто-то огромный. Грунт хрустел так, словно вокруг ямы прогуливалось существо весом со слона. Однако когда люди вылезали наверх, звуки смолкали. И никого вокруг не наблюдалось. Спрятаться странному ходоку было негде - кругом простиралась совершенно открытая местность, просматривавшаяся на много километров. Но шаги-то слышали все члены экспедиции! Некоторые нарочно оставались в яме до темноты, чтобы в очередной раз подтвердить наличие феномена, объяснение которому так и не нашлось.
Помимо шагов, на раскопках древних кладбищ часто слышатся «бормочущие голоса». Явление это известно еще с древности. Чаще всего оно возникает в глубоких ущельях, глухих чащобах, пещерах. Места, где звучали голоса, в эпоху античности слыли святынями, а если в невнятном бормотании можно было разобрать слова, то они воспринимались как пророчества. Так в Греции появился когда-то знаменитый Дельфийский Оракул. У древних славян бормочущие голоса предвещали чью-то скорую смерть и указывали на присутствие нечистой силы.
Известен случай (произошедший на Украине), когда подобный голос зазвучал после вскрытия одного из захоронений он не затихал, пока могилу снова не зарыли. Во время раскопок в Поволжье странные голоса, раздававшиеся на рассвете, произносили отдельные слова на непонятном языке. Позже выяснилось, что эти слова - из языка древних булгар, которые когда-то здесь жили.
Среди археологов ходят рассказы и о загадочных «невидимках». Одно такое происшествие, подтвержденное несколькими десятками свидетелей, случилось на раскопках языческого капища в Новгородской области. В ясную безветренную погоду между людьми стал носиться какой-то странный ветер локальный, как смерч, и перемещающийся в разных направлениях. Однако никакого гула при этом не слышалось
- был только шорох, по которому определялся вектор движения воздуха. Как будто какое-то большое невидимое существо носилось взад-вперед среди членов экспедиции.
При раскопках древнего храма на Алтае подобные воздушные порывы были столь сильны, что походили на беззвучную ударную волну. Они опрокидывали людей и тяжеловесные предметы, извлеченные археологами из могил.

Страх и амнезия
Во время раскопок часто страдает психика людей. В 1970-х годах группу археологов, раскапывавших древние аланские могильники на Северном Кавказе, внезапно и совершенно беспричинно охватил такой ужас, что они, бросив все. полезли на деревья и просидели там до утра. С рассветом чувство тревоги уменьшилось, но работы все равно вскоре пришлось свернуть из-за ухудшившегося психического состояния членов экспедиции.
Нечто подобное произошло в Архангельской области, когда археологи-любители стали расчищать древний лабиринт. На них напал страх, умноженный на манию преследования. Люди, знавшие друг друга много лет, начали вдруг подозревать товарищей в злых умыслах. К вечеру страх усилился до того, что участники экспедиции пошли прочь от зловещего места, словно их кто-то погнал оттуда.
К аномальным происшествиям на раскопках можно отнести и моменты кратковременной потери памяти, или, как это называется в медицине, ретроградной амнезии. Человек во время разговора вдруг умолкал и начинал недоуменно оглядываться по сторонам. При расспросах выяснялось, что он не помнил ничего из случившегося с ним в последние пять-тридцать минут (иногда - несколько часов). Обычно что-то подобное бывает при сотрясении мозга. Но здесь у человека травмы отсутствовали, он не падал и не ударялся. По некоторым сведениям, внезапные беспричинные амнезии нередко случались у рабочих, которые вели раскопки в египетской Долине Царей.

Избушка или могилка?
Подобных историй любой археолог расскажет вам не один десяток, особенно вечером у костра, после полевых работ. Некоторые байки могут быть совершенно фантастичными. Например, два копателя нашли в лесу старое кладбище и, в надежде поживиться чем-нибудь ценным, начали вскрывать могилы. К вечеру друзья собрались уходить, как вдруг воздух вокруг них заклубился и небо посветлело. Оглядевшись, они изумились. Опушка леса, на которой они очутились, была им совершенно незнакома. К тому же стоял день, а не вечер. Из избы, которая оказалась поблизости, вышла старомодно одетая молодая женщина с бусами на груди и, улыбаясь, позвала копателей в дом. Те приняли приглашение. Хозяйка поставила на стол еду, разговорилась с гостями. Расспрашивая ее о ближайших населенных пунктах, друзья скоро убедились, что она даже названий таких не знает. Один из гостей, предчувствуя недоброе, решил пойти поискать дорогу. Но как только он вышел из дома, снова что-то произошло с воздухом, и копатель очутился на том же старом кладбище. Его приятеля, который остался в избе, нигде не было видно, как не было видно жилища и его хозяйки. Зато рядом раздавались глухие стоны, словно доносившиеся из-под земли. Копатель пригляделся. Земля на одной из еще не раскопанных могил шевелилась. Из нее, похоже, кто-то пытался выбраться. Узнав голос, незадачливый «археолог» начал лихорадочно копать и вскоре обнаружил своего друга. Тот неизвестно как очутился в могиле и едва не задохнулся в ней. В той же могиле лежал древний рассохшийся труп. При скудном вечернем свете приятели рассмотрели на останках бусы - точно такие же, какие были на хозяйке избы!



В продолжение темы:
Детская мода

У эукариот все реакции цикла Кребса протекают внутри митохондрий, причём катализирующие их ферменты, кроме одного, находятся в свободном состоянии в митохондриальном матриксе....