Современные натюрморты. Натюрморты великих мастеров

Сегодня была на выставке в Национальном украинском музее современного искусства.
Многое понравилось. Делюсь.

Виктор Толочко
1922-2006, Ялта
"Весенний натюрморт", 1985
масло, холст.


Виктор Толочко
"Натюрморт с белым чайником", 1993
масло, холст

/Родился в Мелитополе, участник ВОВ, учился в Харькове. Возглавлял Художественный музей в Ялте, занимавший в то время залы Воронцовского дворца. Потом переехал в Донецк. На склоне лет вернулся в Крым. Писал натюрморты, пейзажи, портреты. Народный художник Украины /.


Ибрагим Литинский
1908-1958, Киев
"Натюрморт с пеонами на рояле", 1958
масло, холст

/Литинский Ибрагим Моисеевич (1908 - 1958)- украинский художник, портретист, мастер политического и киноплаката. Закончил Киевскую художественно-индустриальную школу, после учился в Киевском художественном институте на театральном и кинофакультете (1927 - 1928). Писал портреты выдающихся людей - Сталина, Панаса Саксаганского, Ивана Паторжинского, Наталии Ужвий, Гната Юры. Работы художника находятся в различных частных коллекциях /(с)


Нина Драгомирова
1926
"Натюроморт с овощами", 1971

/Украинская художница, живописец. Окончила Крымское ХУ им. Н. Самокиша (1952). Член НСХУ с 1970. Мастер пейзажа и натюрморта. Работы находятся в многочисленных частных собраниях Украины.(с)/


Сергей Шаповалов
1943, Кировоград
"Натюрморт". 1998
Масло, холст

/Закончил Киевский государственный художественный институт. Член Союза Художников Украины. Заслуженный художник Украины (2008). Значительная часть работ художника находятся в передвижных художественных выставках Министерствах культуры и в музеях Украины. Много произведений художника находятся в частных коллекциях. Принимал участие в зарубежных коммерческих выставках ("Нью-Йорк. Інтер-Експо 2002" (США), "Русский дом" в Берлине (Германия). В 2004 году состоялась персональная выставка художника в Гвадалахаре (Испания) (с)/.



Федор Захаров
1919-1994, Ялта
"Сирень", 1982
масло, холст

/Выдающийся живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Родился в с. Александровское Смоленской области. В 1935 - 1941 учился в художественно-промышленном училище им. М. Калинина в Москве, в 1943 - 1950 - в Московском художественном институте им. В. Сурикова у А. Лентулова, И. Чекмасова и Г. Ряжского. В 1950 переехал в Симферополь, где преподавал Художественном училище им. Н. Самокиша. В 1953 поселился в Ялте. Заслуженный деятель искусства УССР с 1970, народный художник УССР с 1978.

Лауреат Государственной премии УССР им. Т. Шевченко (1987). Мемориальные выставки художника проходили в Государственной Третьяковской галерее (2003), в Симферополе (2004) и Киеве (2005). Произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Национальном художественном музее Украины, Феодосийской картинной галерее им. И. Айвазовского, Симферопольском, Севастопольском художественных музеях и др.(с)/


Сергей Дуплий
1958, Киев
"Флоксы", 2003
масло, холст

/Родился в 1958 году в селе Сидоровка Черкасской области.
Большое влияние на его становление как художника оказало творчество И.Грабаря, Н.Глущенко и Ф.Захарова.
Член Национального Союза художников Украины с 2000 года. Живет и работает в Ржищеве.(с)/



Валнтина Цветкова
1917-2007, Ялта
"Осенние цветы", 1958
масло, холст

/Украинский и российский живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Родилась в г. Астрахань, Россия. Окончила в 1935 Астраханское художественное училище. Награждена орденами и медалями. Народный художник Украины с 1985. Жила и работала в Ялте.(с)/


Степан Титко
1941-2008, Львов
"Натюрморт", 1968
масло, холст

/Родился в селе Стильское Львовской области.
В 1949 году семья художника была репрессирована и сослана в Хабаровский край. В 1959 году Степан Титко закончил школу и поступил на художественно-графический факультет Хабаровского государственного полиграфического института, а в 1961 году - в Хабаровский художественный институт. С 1964 года жил в Комсомольске-на-Амуре и работал художником-оформителем в Институте космонавтики. В 1966 году, вместе с семьей, художник возвращается на Украину, поселяется в г. Новый Роздол Львовской области и работает преподавателем рисования в школе. С 1969 по 1971 год Титко С.И. находится в творческой командировке на японском острове Сакю.

В 1974 году участвовал в «бульдозерной выставке». Был обвинен в формализме и прозападном отношении к искусству.
Произведения Титко С.И. хранятся в музейных и частных коллекциях Украины, Польши, Германии, Франции, США и других стран.(с)/


Константин Филатов
1926-2006, Одесса
"Натюрморт с чашкой", 1970
картон, масло


Константин Филатов
1926-2006, Одесса
"Баклажаны и перцы", 1965
холст на картоне, масло

/Заслуженный художник Украины. Родился в Киеве.
В 1955 году окончил Одесское художественное училище имени М.Б.Грекова. С 1957 года - участник республиканских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок. Член Союза художников УССР с 1960 года.
Работал в области станковой живописи. Автор многочисленных жанровых картин, пейзажей, портретов и натюрмортов.
С 1970 по 1974 год - преподаватель Одесского художественного училища.

В 1972 году стал Лауреатом Государственной премии УССР им. Т. Шевченко за картины «Красная площадь» и «В. И. Ленин». В 1974 году присвоено звание "Заслуженный художник УССР".
Произведения К.В. Филатова представлены в музейных и частных собраниях в Украине и за ее пределами. (с)/


Павел Мирошниченко (эта работа очень нравится!)
1920-2005, Севастополь
"Натюрморт", 1992
масло, холст

/Заслуженный художник Украины. Пейзажист, мастер натюрморта. Родился в г.Беловодск, Луганской области.
Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами и медалями.
С 1946 по 1951 год обучался в Крымском художественном училище им. Н. С. Самокиша. С 1951 года художник жил и работал в г.Севастополь.

С 1965 года Мирошниченко П.П. - член Союза художников Украины.
Работы находятся в Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого и других музейных и частных коллекциях в Украине, России, Франции, Германии, Японии, США, Польше и Чехии. Пять морских пейзажей были приобретены для Музея русского искусства в Японии.(с)/


Гаянэ Атоян
1959, Киев
"Васильки", 2001
масло, холст

/В 1983 году окончила Киевский государственный художественный институт. Своим главным учителем считает свою мать - художницу Татьяну Яблонскую . С 1982 года принимает участие в художественных выставках.
В 1986 году была принята в Союз художников Украины.
Произведения Гаяне Атоян находятся в художественных музеях Киева, Запорожья, Хмельницкого, в частных коллекциях Украины и за ее пределами.(с)/



Евгений Егоров
1917-2005, Харьков
"Розы", 1995
бумага, пастель

/Работал в Харьковском художественно-промышленном институте (сейчас ХГАДИ) с 1949 по 2000 гг. (с 1972 по 1985 гг. - ректором)/.


Сергей Шуров
1883-1961, Киев
"Натюрморт", 1950-е
Бумага, акварель


Игорь Котков
1961, Киев
"Натюрморт с красными цветами" 1990
масло, холст

/Окончил Киевскую Республиканскую художественную школу, затем - Художественную Академию в г. Киеве. Работал художником-постановщиком на киностудии "УкрАнимафильм" создавая мультфильмы для взрослых. Постепенно художник выработал свою манеру письма, свой творческий почерк. Сейчас живопись - любимое занятие и дело его жизни. В его творческом арсенале несколько десятков работ в частных коллекциях Украины, России, Германии, Великобритании, США, Канады, две персональные выставки в Киеве и участие во многих других выставках.(с)/


Владимир Микита (класс!)
1931, Закарпатье
"Гуцульский натюрморт", 2002
холст, смешаная техника

/Народный художник Украины.
Родился в селе Ракошино Мукачевского района Закарпатской области. Национальность - русин.
В 1947 году, после 9-ого класса сдал экзамены в Ужгородское училище прикладного искусства и был принят на 3-й курс.
С 1951 по 1954 год находился в рядах Советской армии на острове Сахалин. После армии был принят на работу в Художественно-производственные мастерские Художественного фонда Закарпатья, где работал до выхода на пенсию в 2001 году.

В 1962 году принят в Союз художников Украины. В 2005 году - лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко.
Награжден орденами Ярослава Мудрого V и IV степени . С 2010 года - Почетный гражданин г. Ужгорода.
Произведения художника находятся в фондах Министерств культуры Украины и России, в различных художественных музеях, включая зарубежные: Литва, Словакия, Германия, Венгрия, Сербия, Венесуэла и в частных собраниях всего мира.(с)/


Анастасия Калюжная (тоже очень нравится)
1984, Керчь
"Натюрморт" 2006
масло, холст

/Анастасия Калюжная окончила Национальную академию изобразительного искусства Украины, Художественную школу Романа Сердюка. Богатый опыт школы украинской живописи послужил основой для развития художницы. Сейчас она работает в Керчи в реалистической манере живописи.(с)/


Михаил Роскин
1923-1998, Ужгород
"Хрустальная ваза с цветами", 1990
бумага, пастель

/Родился в г. Никополь Днепропетровской области. Художественно-профессиональную подготовку получил в Студии военных художников им. М. Б. Грекова. Член Национального союза художников Украины с 1978 г.(с)/


Елена Яблонская
1918-2009, Киев
"Душистый табак на окне", 1945
картон, масло

/Сестра художницы Татьяны Яблонской. Жена выдающегося украинского художника Е.В.Волобуева.
В 1941 году окончила Киевский государственный художественный институт. В 1945 году награждена Медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.".
Член Союза художников СССР с 1944 года.

Мастер станковой живописи и книжной графики. Двадцать лет Елена Ниловна иллюстрировала книги. На ее работах выросло несколько поколений детей. Художница параллельно вела и педагогическую деятельность — учила графиков и скульпторов.
В 1977 году присвоено звание - "Заслуженный художник Украины".
Произведения Е.Н. Яблонской представлены в Национальном художественном музее Украины, в музейных, галерейных и частных собраниях в Украине, Германии, Англии, США и в других странах.(с)/


Оксана Пилипчук
1977, Киев
"Натюрморт", 2001
масло, холст

/Пилипчук Оксана Дмитриевна - художник-живописец, член Национального союза художников Украины, преподаватель Киевского Национального университета строительства и архитектуры (кафедра рисунка и живописи).
Работы хранятся во многих украинских музеях, а также частных коллекциях Украины, Белоруссии, России, Голландии, США, Японии, Словакии, Чехии, Польши, Германии, Израиля, Франции./



Евгений Смирнов
1959, Севастополь
"Натюрморт с зелеными грушами", 2000
масло, холст

/Родился в г. Рыбинск, Ярославской области, Россия. С 1975 по 1979 г.г. учился на живописном факультете Саратовского художественного училища им. Боголюбова. По окончании обучения Евгений Смирнов переезжает в г. Севастополь.
В 1993 году вступает в Национальный Союз художников Украины. С 2005 года - заслуженный художник Украины.
Работы художника находятся в Севастопольском художественном музее им. М.П.Крошицкого и в других музейных и частных коллекциях Украины, России, Германии и других стран./



Вера Чурсина
1949, Харьков
"Вечерний натюрморт", 2005
масло, холст

/График, живописец.
Родилась в с. Борисовка Белгородской обл., Россия.
В 1972 г. окончила Орловский государственный педагогический институт - художественно-графическое отделение.
В 1980 г. защитила диплом в Харьковском художественно-промышленном институте, по специальности "Станковая графика". Заслуженный деятель искусств Украины, член Харьковского отделения Национального союза художников Украины, преподаватель Харьковской государственной академии дизайна и искусств, профессор кафедры живописи.
Принимает участие в международных, всеукраинских и областных выставках.
С 1992 г. - член ХО Национального союза художников Украины.(с)/



Владимир Кузнецов
1924-1998, Харьков
"Натюрморт", 1992
масло, картон

/Закончил Харьковский институт искусств (1954), там же преподавал. Постоянный участник городских, региональных и зональных выставок с 1954 г. Работы художника находятся во многих региональных музеях, в частных коллекциях в России и за рубежом./


Александр Громовой
1958
"Натюрморт", 2011
масло, холст

/Родился в с.Краснополье Николаевской области.
В 1987 году окончил Ужгородский государственный университет, в 1993 году - художественно-графический факультет Одесского педагогического института им.К.Д.Ушинского. Член Национального Союза художников Украины с 1995 года./


Азат Сафин
1961, Харьков
"Натюрморт" 2003
масло, холст


Анна Файнерман
1922-1991, Киев
"Натюрморт с рябиной", 1966
картон, масло

/Родилась в станице Успенской Белоглинского района Краснодарского края России. В 1941 году закончила художественную среднюю школу им. Т. Г. Шевченко. После окончания в 1945 году факультета журналистики Уральского университета поступила в Киевский художественный институт, который закончила в 1951 году.
Во время учебы в институте работала литературным сотрудником и корректором в издательстве "Советская Украина".
Жена известного украинского художника Рапопорта Бориса Наумовича.

Член Союза художников УССР с 1955 года. Произведения хранятся в музейных, галерейных и частных коллекциях в Украине и за ее пределами./


Адальберт Мартон
1913-2005, Ужгород
Натюрморт, 1969
бумага, пасель

/Украинско-венгерский живописец. Мастер закарпатского пейзажа и натюрморта.
Родился в г. Клертон, США. В 1936 году окончил художественно-промышленную школу в г. Габлонци, Чехословакия.
С 1937 года жил и работал в Ужгороде. С 1957 года участвовал в областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Работы художника находятся в музеях, галереях и частных коллекциях Украины, России, Венгрии, США, Канады и Японии. В 1972 году художник переехал в Венгрию, где и умер в 2005 году.(с)/


Александр Шеремет
1950, Киев
"Натюрморт", 2001
масло, холст



Константин-Вадим Игнатов
1934, Киев
"Чайная церемония" 1972
холст темпера

/Родился в Харькове (Украина). Учился в художественной школе города Киева, также учился в Киевском государственном художественном институте.
В советское время имел репутацию незаурядного иллюстратора и проработал в издательстве «Веселка» около 30 лет, где проиллюстрировал более 100 книг. Член Национального Союза художников Украины./



Леся Прыймыч
1968
"Святвечер", 2013
масло, холст

/Родилась в г.Ужгород Закарпатской обл.
Окончила Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства (1992). Живописец. Член НСХУ (2006)./


Андрей Звездов
1963-1996, Киев
Натюрморт с осенними листьями" 1991
масло, картон


Карл Звиринский
1923-1997
"Натюрморт", 1965


Зоя Орлова
1981, Киев
Натюрморт", 2004
картон, смешанная техника


Олег Омельченко
1980
"Натюрморт с часами", 2010
масло, холст


Николай Кристопчук
1934, Львов
"Косовский натюрморт", 1983
масло, холст


Борис Колесник
1927-1992, Харьков
"Натюрморт", 1970
картон, масло

/Родился в с. Вильшаны Харьковской области.
В 1943-1949 г.г. учился в Харьковском государственном художественном училище, в 1949-1955 г.г. - в Харьковском государственном художественном институте.
В 1965 г. вступил в Союз Художников УССР.
Автор жанровых лирических картин, раскрывающих быт и традиции украинского народа.
Работы Колесника Б.А. хранятся в Музее Русского Искусства в Киеве, в художественных музеях Харькова и других городов Украины и бывшего СССР./


Константин Ломыкин
1924-1993, Одесса
"Груши", 1980
картон, пастель

/Живописец, график. Народный художник Украины.
Родился в г. Глухов, Сумской области. В 1951 году окончил Одесское художественное училище. Член Одесской организации Союза художников УССР с 1953 года.
Автор тематических картин, произведений бытового жанра, пейзажей и натюрмортов.
Заслуженный деятель искусств УССР.
Произведения художника находятся в художественных музеях Украины, а также в частных коллекциях Украины, России, Японии, Франции, Греции, Германии, Италии, Португалии и других стран./


Александр Хмельницкий
1924-1998, Харьков
"Натюрморт с красной шляпой"
масло, холст

/Родился в Харькове.
Учавствовал в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны.
С 1947 по 1953 год обучался в Харьковском государственном художественном институте, затем преподавал в ХГХИ, (Харьковский художественно-промышленный институт), с
1978 года - профессор
В 1956 году был принят в члены Харьковской организации Союза художников Украины, был председателем секции живописи.
В 1974 году участвовал в создании диорамы "Форсирование Днепра" в соавторстве с А. Константинопольским, В. Мокрожицким, В. Парчевским для Музея Великой Отечественной войны в Киеве.
Народный художник Украины. Был членом-корреспондентом Академии искусств Украины с 1997 года.
Произведения художника находятся в музеях, галереях, частных коллекциях Украины и за ее пределами./


Владимир Богуславский
1954, Львов
"Бронзовый кувшин", 2005
масло, холст

/Родился в 1954 году в Киеве. В 1973 - 1978 годах учился в Львовском институте декоративно-прикладного искусства. Стал известным после знаменитых седневских молодежных пленэров (1988), где принимал участие по приглашению Тиберия Сильваши, а также выставок молодежного искусства "Совиарт" (1989-1991). Участник многочисленных международных выставок, масштабных презентаций отечественного искусства. Произведения находятся в музейных собраниях Украины и заграничных частных коллекциях/.

Надеюсь, вам понравилось.
Спасибо за внимание!

И. Машков "Натюрморт" (1930)

Слово «натюрморт» с французского языка переводится как «мёртвая природа» (фр. nature morte).

О натюрморте

Всё, что уже не живёт, не дышит, что сорвано, срезано, но продолжает радовать человека своим существованием – всё это является предметом натюрморта.

Как самостоятельный жанр живописи натюрморт начинает существовать в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников. А раньше он был лишь украшением и выполнял утилитарную функцию.

Ранние натюрморты часто содержали скрытую аллегорию (иносказание), которая выражалась через обыденные предметы, наделённые символическим значением. Иногда в натюрмортах изображали череп, который должен был напоминать о быстротечности жизни и неизбежности смерти.

Аллегорический натюрморт назывался Ванитас (лат. vanitas , букв.: «суета, тщеславие»). Его композиционным центром традиционно является человеческий череп.

Бартоломеус Брейн Старший (I пол. XVI в.). Ванитас

«Суета сует, – сказал Екклесиаст, – суета сует, - всё суета!».

Виллем Клас Хеда. Ванитас

Череп символизирует бренность человеческой жизни. Курительная трубка – символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений. Стекло символизирует хрупкость жизни. Ключи – власть домашней хозяйки, управляющей запасами. Нож напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Лист бумаги обычно с нравоучительным (часто пессимистическим) изречением. Например:

Hodie mihi cras tibi – сегодня мне, завтра тебе;

Memento mori – помни о смерти;

Aeterne pungit cito volat et occidit – слава о геройских поступках развеется точно так же, как и сон;

Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum – всё разрушается смертью, смерть – последняя граница всех вещей;

Nil omne – всё - это ничего.

Но чаще всё-таки в натюрмортах чувствуется любование художника предметами: кухонной утварью, цветами, фруктами, предметами быта – такие картины заказчики приобретали для украшения интерьеров своих домов.

С середины XVII в. натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение уже как самостоятельный жанр. И одним из самых первых выделился цветочный натюрморт, особенно в произведениях Амброзиуса Босхарта Старшего и Бальтасара ван дер Аста, а далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема во второй половине XVII в. Популярен цветочный натюрморт и у художников нашего времени.

Тематика натюрмортов обширна: это уже упомянутые цветочные натюрморты, изображение завтраков, сервированных столов, учёных натюрмортов, на которых изображались книги и другие предметы человеческойдеятельности, музыкальные инструменты и др.

Рассмотрим некоторые наиболее известные натюрморты.

Виллем Клас Хеда (1594-1682) «Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой» (1649)

Виллем Клас Хеда «Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой» (1649)

В этой картине заметно виртуозное мастерство художника в передаче обычных, повседневных предметов быта. Хеда так изображает их, что очевидно, что он сам любуется ими: создаётся ощущения осязаемости каждого из предметов.

На небольшом столе, покрытом богатой тяжёлой скатертью, мы видим лимон и любуемся его янтарной мягкостью, ощущаем аромат свежей ветчины и слышим звон сверкающего серебра. Завтрак окончен, поэтому предметы на столе – в естественном беспорядке.

Серебряная посуда означает земное богатство, ветчина – чувственные радости, лимон – внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь. Картина заключает размышление о том, что следует позаботиться не только о теле, но и о душе.

Натюрморт выдержан в едином коричнево-сером тоне, характерном для всей голландской живописи того времени. Полотно не только красиво, оно ещё и рассказывает о скрытой «тихой жизни» предметов, увиденной внимательным взором художника.

Натюрморт находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

Поль Сезанн (1830-1906) «Персики и груши» (1895)

Поль Сезанн "Персики и груши" (1895)

Поль Сезанн был крупнейшим французским художником конца XIX в. Испытав влияние импрессионизма, Сезанн противопоставил им свой метод. Он выступил против их стремления следовать в искусстве лишь своему зрительному впечатлению – он был за объективную передачу действительности, основанную на закономерности в природе. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах.

Каждый из предметов в данном натюрморте изображён с разной точки зрения. Мы видим стол сверху, скатерть и фрукты – сбоку, столик – снизу, а кувшин – одновременно с разных точек зрения. Сезанн стремится максимально полно показать форму и объём, свойственные персикам и грушам. Его приём основан на оптическом законе: тёплые цвета (красный, розовый, жёлтый, золотистый) кажутся нам выступающими, а холодные (синий, голубой, зелёный) – отступающими в глубь холста.

Форма предметов в натюрмортах Сезанна не зависит от случайного освещения, а становится постоянной, присущей каждому предмету. Поэтому натюрморты Сезанна кажутся монументальными.

Картина находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

Анри Матисс (1869-1954) «Голубая скатерть» (1909)

Анри Матисс «Голубая скатерть» (1909)

Знаменитый французский художник Анри Матисс в зарубежном искусстве XX в. занимает одно из ведущих мест. Но место это особое.

В самом начале XX в. Матисс стал главой первой новой группы в европейской живописи, которое назвали фовизм (от французского «дикий»). Особенностью этого направления была свобода в использовании любого цвета, произвольно выбранного художником, стремление к декоративной красочности. В этом ощущался вызов устоявшимся нормам официального искусства.

Но через некоторое время эта группа распалась, и Матисс более уже не примыкал ни к какому направлению, но избрал свой путь. Своим ясным, жизнерадостным искусством Матиссстремился дать покой измученным душам людей в эмоциональной атмосфере XX в.

В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Зритель любуется прихотливой игрой синего орнамента на бирюзовом фоне скатерти, линиями предметов натюрморта. Формы золотистого кофейника, зелёного графина и румяных яблок в вазе художник обобщил, они утратили свою объёмность, а маленькие предметы подчинились ритму ткани, они дополняют красочный акцент картины.

Натюрморт в русской живописи

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII в., но первоначально он рассматривался как «низший» жанр. Чаще всего он использовался как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Но в начале ХХ в. натюрморт в русской живописи получил расцвет и впервые стал равноправным жанром. Художники искали новые возможности в области цвета, формы, композиции натюрморта. Среди русских натюрмористов можно назвать И.Ф. Хруцкого, И.Э. Грабаря, П.П. Кончаловского, И. Левитана, А. Осмеркина, К. Петрова-Водкина, М. Сарьяна, В. Нестеренко и др.

Самым известным натюрмортом П. Кончаловского является его «Сирень».

П. Кончаловский «Сирень» (1939)

П. Кончаловский "Сирень" (1939)

П. Кончаловский в живописи был последователем Сезанна, он стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству, при помощи конструктивности цвета Поля Сезанна. Известность художник получил именно благодаря своим натюрмортам, часто исполненным в стиле, близком кубизму и фовизму.

Его натюрморт «Сирень» полна этим праздничным цветом, радующим глаз и воображение. Кажется, что весенний аромат сирени доносится с полотна.

Гроздья сирени изображены обобщённо, но внутренняя память подсказывает нам очертания каждого цветочка в грозди и оттого живопись Кончаловского кажется реалистичной.

Не менее щедрым в изображении материальности мира, красочности палитры был и современник Кончаловского – И. Машков.

И. Машков «Ягоды на фоне красного подноса» (1910)

В этом натюрморте также буйство красок, умение радоваться каждому мгновению, которое дарит жизнь, потому что каждое мгновение – прекрасно.

Все предметы натюрморта знакомы нам, но чувствуется, что художник любуется щедростью природы, богатством окружающего мира и приглашает нас разделить с ним эту радость.

В. Нестеренко «Отец Отечества» (1997)

В. Нестеренко «Отец Отечества» (1997)

Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Тема картины выражена в её названии, а содержание раскрывается в изображении предметов натюрморта – символов императорской власти Петра I . Портрет императора расположен на фоне батальной сцены, которых было много в его жизни. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Можно слышать различные мнения о деятельности первого русского императора, но в данном случае художник выражает своё мнение, и это мнение выражено им очень убедительно.

Натюрморт находится в Кремле, в приемной Президента РФ.

Опубликовано: Январь 16, 2018

Натюрморт - это жанр, который приобрёл известность в западном искусстве к концу XVI века и с тех пор остается важным жанром. Натюрморт классифицируются по изображению обычных предметов, которые могут быть натуральными, как например, цветы, фрукты и т. д. или искусственными, как например, очки, музыкальные инструменты и т. д. Ниже представлен список 10 самых знаменитых натюрмортов известных художников включая Шардена, Поля Сезанна, Ван Гога и Джорджио Моранди.

№10 Серия натюрмортов, Художник Том Вессельман

Движение поп-арт возникло в 50-х годах XX века, и использует узнаваемые образы из популярной культуры. Среди самых популярных произведений поп-арта находится серия натюрмортов Тома Вессельмана. Его натюрморты изображают элементы современного мира, а не фрукты и овощи предыдущего поколения художников этого жанра. Эта работа (Натюрморт #30) представляет собой сочетание живописи, скульптуры и коллажа торговых знаков, которые Том увидел на улице.

№9 Ванитас со скрипкой и стеклянным шаром

Художник: Питер Клас



От: ,  

Питер Клас- один из передовых художников-живописцев натюрморта своего времени. Его ванитас со скрипкой и стеклянным шаром, на котором изображено много предметов, в том числе и череп, но особенно привлекает внимание стеклянный шар, в котором отражается сам художник перед мольбертом. В этом чувствуется мистика. "Корзина фруктов" Караваджо очень натуральна, на фруктах даже видны червоточины. И непонятно, то ли мастер изобразил то что видел, или в испорченных плодах кроется более глубокий смысл. Безусловно

хорош натюрморт с подсолнухами ван Гога.



Представленный рейтинг натюрмортов прекрасно показывает, насколько разнообразны могут быть картины этого жанра. Очень "советская" (или пролетарская) работа Вессельмана, хотя не изображает атрибутов СССР, кроме красной звезды. Портрет Линкольна настолько не вписывется в натюрморт, странно смотрится между виски, фруктами, комнатным цветком, котом и снова фруктами, что непроизвольно ассоциируется с изображениями генеральных секретарей, которые в свое время были непременным атрибутом любой обстановки.

Две бутылки виски кажутся пивом, производят впечатление повседневного, дежурного напитка, который не требует особой закуски. Белый дом на картине почти полностью скрыт фруктами, что намекает на то, что это просто незначительная деталь интерьера. Яркие краски придают композиции явный характер 60-х гг и облегчают восприятие красной звезды рядом с Линкольном. Ярко контрастирует Ванитас со скрипкой, который резко отличается элегантностью, изысканностью, более сдержанными цветами и набором предметов из противоположного мира, относительно картины Вессельмана. Корзина же фруктов Караваджо является примером классического натюрморта, очень стильного, лаконичного, который всегда приятно видеть. Интересна палитра, которая не отличается многообразием цветов, но укладывается в определенную гамму естественных оттенков. А работа Моранди настолько проста, эссенциальна и чиста, что невозможно устать смотреть на нее. Минимум цвета, несколько предметов, составляющих композицию, никаких узоров, разнообразия объектов, простые, за исключением вазы, формы. Тем не менее натюрморт хочется рассматривать, находить различные нюансы в кажущейся простоте. Полотна Сезанна - праздник жизни, изобилия, незатейливых радостей - свежие фрукты, домашнее вино, самодельный десерт, предназначенных для съедания, а не для создания канонической композиции. Натюрморт с лимонами очень стильный, с выгодным цветовым сочетанием черного и желтого, а тарелка, корзина и кофейная пара создают некий "видеоряд", придают динамичности. Скат на картине Шардена сразу привлекает внимание, эффектно выделяет полотно на фоне любых других, хотя по сути это достаточно классический, традиционный натюрморт. Кубическая, геометрическая работа Брака демонстрирует, что жанр натюрморта возможен и в этом стиле. Ну а подсолнухи Ван Гога - солнечная, радостная, лучезарная, теплая работа, но не уверена, что поместила бы ее на первое место.




- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Переходим к заключительной стадии этой серии постов о жанре натюрморта. Он будет посвящен творчеству художников России.


Начнем пожалуй с Федора Петровича Толстого (1783-1873). Натюрмортная графика Ф.П. Толстого, известного русского скульптора, медальера, рисовальщика и живописца, наверно, наиболее выдающаяся и ценная часть его творческого наследия, хотя сам художник говорил, что создавал эти произведения “в свободное от серьезных занятий время”.









Главное свойство натюрмортных рисунков Толстого — их иллюзорность. Художник тщательно копировал натуру. Он пытался, по его собственным словам, “со строгой отчетливостью передать с натуры на бумагу копируемый цветок так, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому цветку”. Чтобы ввести зрителя в заблуждение, Толстой использовал такие иллюзионистские приемы, как изображение капелек росы или полупрозрачная бумага, прикрывающая рисунок и помогающая обмануть зрение.


Илья Ефимофич Репин (1844-1930) также не раз обращался к такому мотиву натюрморта, как цветы. К таким произведениям можно отнести картину “Осенний букет” (1892, Третьяковская галерея, Москва), где художник с равным вниманием изображает осенний пейзаж, молодую женщину, стоящую на фоне золотистых деревьев, и скромный букет из желтых и белых цветов в ее руках.




И. Репин. Осенний букет. Портрет Веры Репиной. 1892, Третьяковская галерея








История картины “Яблоки и листья” несколько необычна. Натюрморт, сочетавший фрукты и листья, был поставлен для ученика Репина, В.А. Серова. Предметная композиция настолько понравилась учителю, что он решил сам написать такой натюрморт. Цветы и плоды привлекали многих художников, предпочитавших из других вещей именно эти, наиболее поэтично и красиво показывающие мир природы. Даже И.Н. Крамской, пренебрежительно относившийся к подобному жанру, также отдал дань натюрморту, создав эффектную картину “Букет цветов. Флоксы” (1884, Третьяковская галерея, Москва).



Валентин Александрович Серов (1865-1911) известен большинству из нас как художник, уделявший в своем творчестве внимание в области пейзажа, портрета и исторической живописи. Однако, следует заметить, что предмет в его творчестве всегда играл важную роль и нередко занимал такое же равноправное положение, как и другие элементы композиции. Чуть выше я уже упомянул его ученическую работу "Яблоки на листьях", 1879 года, выполненный под руководством Репина. Если сравнить эту работу с произведением, написанным на ту же тему Репиным, можно увидеть, что натюрморт Серова отличается большей этюдностью, чем полотно его учителя. Начинающий художник использовал низкую точку зрения, поэтому первый и второй планы совмещены, а фон уменьшен.


Известная всем с детства картина "Девочка с персиками" выходит за рамки портретного жанра и не случайно названа она “Девочка с персиками”, а не “Портрет Веры Мамонтовой”. Мы можем видеть, что здесь соединились черты портрета, интерьера и натюрморта. Художник уделяет равное внимание изображению девочки в розовой кофточке и немногочисленным, но умело сгруппированным предметам. На белой скатерти лежат нежно-желтые персики, кленовые листья и блестящий нож. Любовно выписаны и другие вещи, находящиеся на дальнем плане: стулья, большая фарфоровая тарелка, украшающая стену, фигурка игрушечного солдата, подсвечник на подоконнике. Солнечный свет, льющийся из окна и ложащийся на предметы яркими бликами, придает изображению поэтическое очарование.












Михаил Александрович Врубель (1856-1910) писал: “И опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада”.


В Академии художеств любимым преподавателем Врубеля был Павел Чистяков, учивший молодого живописца "рисовать формой" и утверждавший, что объемные формы не следует создавать в пространстве тушевкой и контурами, их следует строить линиями. Благодаря ему Врубель научился не просто показывать натуру, а словно вести с ней задушевную, почти любовную беседу. В таком духе выполнен чудесный натюрморт мастера “Шиповник” (1884).





На фоне изысканной драпировки с цветочными мотивами художник разместил изящную округлую вазочку, расписанную восточными узорами. Отчетливо выделяется нежный белый цветок шиповника, оттененный сине-зеленой тканью, а листья растения почти сливаются с тускло мерцающим черным горлышком вазы. Эта композиция исполнена невыразимой прелести и свежести, которой зритель просто не может не поддаться.



В период болезни Врубель стал больше писать с натуры, причем его рисунки отличаются не только чеканностью формы, но и совершенно особенной одухотворенностью. Кажется, что каждое движение руки художника выдает его страдания и страсти.


Особенно примечателен в этом отношении рисунок “Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан”. Это сокрушительный триумф яростной объективности. Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. Материал, из которого изготовлены вещи, будь то бронза подсвечника, стекло графина или матовый отблеск свечи, ощутимо дрожит от колоссального внутреннего напряжения. Пульсация передается художником короткими перекрещивающимися штрихами, из-за чего фактура приобретает взрывчатость и напряженность. Таким образом, предметы приобретают невероятную заостренность, в которой и заключается истинная суть вещей .







Большого мастерства в создании натюрмортов-“обманок” достигли Г.Н. Теплов и Т. Ульянов. Чаще всего они изображали дощатую стенку, на которой были прорисованы сучки и прожилки дерева. На стенках развешаны или заткнуты за прибитые гвоздями тесемочки разнообразные предметы: ножницы, гребешки, письма, книги, нотные тетради. На узких полочках расставлены часы, чернильницы, флаконы, подсвечники, посуда и другие мелкие вещицы. Кажется, что подобный набор предметов совершенно случаен, но на самом деле это далеко не так. Глядя на такие натюрморты, можно догадаться об интересах художников, занимавшихся музицированием, чтением, увлекавшихся искусством. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры.


Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) также много уделял в своем творчестве жанру натюрморта. На его жизнерадостных полотнах можно увидеть яркие атласные ткани, сверкающие медью самовары, блеск фаянса и фарфора красные ломти арбуза, виноградные грозди, яблоки, аппетитные кексы. Одной из его замечательных картин является "Купчиха за чаем", 1918 г. Невозможно не восхищаться ярким великолепием показанных на полотне предметов. Сверкающий самовар, ярко-красная мякоть арбузов, глянцевые яблоки и прозрачный виноград, стеклянная вазочка с вареньем, позолоченная сахарница и чашка, стоящие перед купчихой, — все эти вещи вносят в изображение праздничное настроение.








В жанре натюрморта большое внимание уделялось так называемым "натюрмортам-обманкам". Многие натюрморты-“обманки”, несмотря на то, что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику. Но есть здесь и исключения. Например, “Натюрморт с книгами”, выполненный П.Г. Богомоловым, вставлен в иллюзорный “книжный шкаф”, и посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина.





Очень хорош “Натюрморт с попугаем” (1737) Г.Н. Теплова. С помощью ясных, четких линий, переходящих в мягкие, плавные контуры, легких, прозрачных теней, тонких цветовых нюансов художник показывает разнообразные предметы, развешанные на дощатой стене. Виртуозно передана древесина, голубоватые, розовые, желтоватые оттенки которой помогают создать почти реальное ощущение свежего запаха только что выструганного дерева.





Г.Н. Теплов. “Натюрморт с попугаем”, 1737, Государственный музей керамики, усадьба Кусково



Русские натюрморты-“обманки” XVIII века свидетельствуют о том, что художники еще недостаточно умело передают пространство и объемы. Более важно для них показать фактуру предметов, словно перенесенных на холст из реальной действительности. В отличие от голландских натюрмортов, где вещи, поглощенные световой средой, изображены в единстве с ней, в картинах русских мастеров предметы, выписанные очень тщательно, даже мелочно, живут как бы сами по себе, вне зависимости от окружающего пространства.


В начале XIX века большую роль в дальнейшем развитии натюрморта сыграла школа А.Г. Венецианова, выступавшего против строгого разграничения жанров и стремившегося научить своих воспитанников целостному видению натуры.





А.Г.Венецианов. Гумно, 1821-23 г.


Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр — интерьер. Художники показывали различные помещения дворянского дома: гостиные, спальни, кабинеты, кухни, классные комнаты, людские и т.п. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). Тем не менее, Венецианов призывал своих воспитанников тщательно прорабатывать не только лица и фигуры людей, но и окружающие их вещи.


Предмет в живописи Венецианова не является аксессуаром, он неразрывно связан с остальными деталями картины и часто является ключом к пониманию образа. Например, подобную функцию выполняют серпы в картине “Жнецы” (вторая половина 1820-х, Русский музей, Санкт-Петербург). Вещи в венециановском искусстве кажутся вовлеченными в неспешную и безмятежную жизнь персонажей.


Хотя Венецианов, по всей вероятности, не писал собственно натюрмортов, он включал этот жанр в свою обучающую систему. Художник писал: “Неодушевленные вещи не подлежат тем разнообразным изменениям, кои свойственны предметам одушевленным, они стоят, держатся перед неопытным художником смирно, неподвижно и дают ему время точнее и рассудительнее вникнуть, всмотреться в отношения одной части к другой как в линиях, так в свете и тени самим цветом, кои зависят от места, занимаемого предметами ”.


Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII-XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. Предметы для учебных натюрмортов Венецианов подбирал так, чтобы они были интересны начинающим живописцам, понятны по форме, красивы по цвету.


В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. Таковы натюрморты К. Зеленцова, П.Е. Корнилова. В творчестве венециановцев есть и работы, которые по своей сути не являются натюрмортами, но, тем не менее, роль вещей в них огромна. Можно назвать, например, полотна “Кабинет в Островках” и “Отражение в зеркале” Г.В. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.




Г.В. Сорока. “Кабинет в Островках”. Фрагмент, 1844, Русский музей, Санкт-Петербург


Натюрморты в этих произведениях выступают не самостоятельно, а как своеобразно скомпонованные мастером части интерьера, соответствующие общему композиционному и эмоциональному строю картины. Главным связующим элементом здесь является свет, мягко переходящий от одного предмета к другому. Глядя на полотна, понимаешь, насколько интересен окружающий мир художнику, любовно изобразившему каждый предмет, каждую самую мелкую вещицу.


Натюрморт, представленный в “Кабинете в Островках”, хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой. Кажется, что Сорока настолько увлекся лежащими на столе предметами, что почти забыл об остальных деталях картины. Мастер тщательно выписал все: гусиное перо, карандашик, циркуль, транспортир, перочинный ножик, счеты, листы бумаги, свечу в подсвечнике. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы “земной суеты” (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина.


Известным мастером предметных композиций первой половины XIX столетия был художник И.Ф. Хруцкий, написавший множество прекрасных картин в духе голландского натюрморта XVII века. Среди самых лучших его работ — “Цветы и плоды” (1836, Третьяковская галерея, Москва), “Портрет жены с цветами и фруктами” (1838, Художественный музей Белоруссии, Минск), “Натюрморт” (1839, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург).






В первой половине XIX века в России большой популярностью пользовался “ботанический натюрморт”, пришедший к нам из Западной Европы. Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Большую известность во многих европейских странах получил художник П.Ж. Редуте, который считался “самым прославленным живописцем цветов своего времени”. “Ботанический рисунок” был значительным явлением не только для науки, но и для искусства и культуры. Подобные рисунки преподносились в подарок, украшали альбомы, что таким образом ставило их в один ряд с другими произведениями живописи и графики.


Во второй половине XIX века большое внимание изображению предметов уделял П.А. Федотов. Хотя он не писал собственно натюрмортов, мир вещей, созданный им, восхищает своей красотой и правдивостью.



Предметы в произведениях Федотова неотделимы от жизни людей, они принимают самое непосредственное участие в драматических событиях, изображенных художником.


Глядя на картину “Свежий кавалер” (“Утро после пирушки”, 1846), поражаешься обилию предметов, тщательно выписанных мастером. Настоящий натюрморт, удивляющий своей немногословностью, представлен на знаменитой картине Федотова “Сватовство майора” (1848). Осязаемо реально передано стекло: фужеры на высоких ножках, бутылка, графин. Тончайшее и прозрачное, оно как будто издает нежный хрустальный звон.








Федотов П.А. Сватовство майора. 1848—1849. ГТГ


Федотов не отделяет предметы от интерьера, поэтому вещи показаны не только достоверно, но и живописно тонко. Каждый самый обычный или не слишком привлекательный предмет, занимающий свое место в общем пространстве, кажется удивительным и красивым.


Хотя Федотов не писал натюрмортов, он проявлял несомненный интерес к этому жанру. Чутье подсказывало ему, как расположить тот или иной предмет, с какой точки зрения его представить, какие вещи будут выглядеть рядом не только логически обоснованно, но и выразительно.


Мир вещей, помогающий показывать жизнь человека во всех ее проявлениях, наделяет произведения Федотова особой музыкальностью. Таковы картины “Анкор, еще анкор” (1851-1852), “Вдовушка” (1852) и многие другие.


Во второй половине XIX века жанр натюрморта практически перестал интересовать художников, хотя многие жанристы охотно включали элементы натюрморта в свои композиции. Большое значение приобретают вещи в картинах В.Г. Перова (“Чаепитие в Мытищах”, 1862, Третьяковская галерея, Москва), Л.И. Соломаткина (“Славильщики-городовые”, 1846, Государственный исторический музей, Москва).






Натюрморты представлены в жанровых сценах А.Л. Юшанова (“Проводы начальника”, 1864), М.К. Клодта (“Больной музыкант”, 1855), В.И. Якоби (“Разносчик”, 1858), А.И. Корзухина (“Перед исповедью”, 1877; “В монастырской гостинице”, 1882), К.Е. Маковского (“Алексеич”, 1882). Все эти полотна ныне хранятся в собрании Третьяковской галереи.




К.Е. Маковский. “Алексеич”, 1882, Третьяковская галерея, Москва





В 1870-1880-х годах ведущим жанром в русской живописи оставался бытовой, хотя пейзаж и портрет также занимали важное место. Огромную роль для дальнейшего развития русского искусства сыграли передвижники, стремившиеся показать в своих произведениях правду жизни. Художники стали придавать большое значение работе с натуры и потому все чаще обращались к пейзажу и натюрморту, хотя многие из них считали последний напрасной тратой времени, бессмысленным увлечением формой, лишенной внутреннего содержания. Так, И.Н. Крамской упоминал об известном французском живописце, не пренебрегавшем натюрмортами, в письме к В.М. Васнецову: “Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Это хорошо делать людям, имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол”.


Тем не менее, многие русские художники, не писавшие натюрмортов, восхищались ими, глядя на полотна западных мастеров. Например, В.Д. Поленов, находившийся во Франции, писал И.Н. Крамскому: “Посмотришь, как тут дело идет, словно по маслу, работает каждый в своем роде, в самых различных направлениях, что кому по душе, и все это ценится и оплачивается. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут — как сделано. Например, за медный таз с двумя рыбами платят по двадцати тысяч франков, да еще в придачу считают сего медных дел мастера первым живописцем, и, пожалуй, не без резону”.


Побывавший в 1883 году на выставке в Париже В.И. Суриков восторгался пейзажами, натюрмортами и картинами с изображением цветов. Он писал: “Хороши рыбы Гиберта. Рыбья склизь передана мастерски, колоритно, тон в тон замешивал”. Есть в его письме к П.М. Третьякову и такие слова: “А рыбы Жильберта — чудо что такое. Ну совсем в руки взять можно, до обмана написано”.


И Поленов, и Суриков могли бы стать прекрасными мастерами натюрморта, о чем свидетельствуют виртуозно написанные предметы в их композициях (“Больная” Поленова, “Меншиков в Березове” Сурикова).







В.Д. Поленов. “Больная”, 1886, Третьяковская галерея


Большая часть натюрмортов, созданных известными русскими художниками в 1870-1880-х годах, представляет собой произведения этюдного характера, показывающие стремление авторов передать особенности вещей. Некоторые подобные работы изображают необычные, редкие предметы (например, этюд с натюрмортом для картины И.Е. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, 1891). Самостоятельного значения такие произведения не имели.


Интересны натюрморты А.Д. Литовченко, выполненные как подготовительные этюды к большому полотну “Иван Грозный показывает свои сокровища послу Горсею” (1875, Русский музей, Санкт-Петербург). Художник показал роскошные ткани из парчи, оружие, инкрустированное драгоценными камнями, золотые и серебряные изделия, хранящиеся в царских сокровищницах.


Более редкими в то время были этюдные натюрморты, представляющие обычные бытовые предметы. Такие произведения создавались с целью изучения строения вещей, а также являли собой результат упражнения в живописной технике.


Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Например, в картине И.Н. Крамского “Некрасов в период „Последних песен” (1877-1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. С.Н. Гольдштейн, занимавшийся исследованием творчества Крамского, пишет: “В поисках общей композиции произведения он стремится к тому, чтобы воссоздаваемый им интерьер, несмотря на его собственно бытовой характер, способствовал прежде всего осознанию духовного облика поэта, неувядаемого значения его поэзии. И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера — тома “Современника”, беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова — приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека”.


Среди немногочисленных натюрмортов передвижников главное место занимают “букеты”. Интересен “Букет” В.Д. Поленова (1880, Музей-усадьба Абрамцево), по манере исполнения немного напоминающий натюрморты И.Е. Репина. Непритязательный по своему мотиву (мелкие полевые цветы в простой стеклянной вазе), он, тем не менее, восхищает своей свободной живописью. Во второй половине 1880-х годов похожие букеты появятся в живописи И.И. Левитана.






По-иному демонстрирует зрителю цветы И.Н. Крамской. Многие исследователи полагают, что две картины — “Букет цветов. Флоксы” (1884, Третьяковская галерея, Москва) и “Розы” (1884, собрание Р.К. Викторовой, Москва) — были созданы мастером во время работы над полотном “Неутешное горе”.


Два “букета” Крамской продемонстрировал на XII Передвижной выставке. Эффектные, яркие композиции, изображающие садовые цветы на темном фоне, нашли покупателей еще до открытия выставки. Обладателями этих произведений стали барон Г.О. Гинцбург и императрица.


На IX Передвижной выставке 1881-1882 годов внимание публики привлекла картина К.Е. Маковского, названая в каталоге “Nature morte” (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием “В мастерской художника”). На большом полотне изображены лежащая на ковре огромная собака и ребенок, тянущийся из кресла к фруктам на столе. Но эти фигуры — всего лишь детали, нужные автору для того, чтобы оживить натюрморт — множество роскошных вещей в мастерской художника. Написанная в традициях фламандского искусства, картина Маковского все же трогает душу зрителя. Художник, увлекшийся передачей красоты дорогих вещей, не сумел показать их индивидуальность и создал произведение, главная цель которого — демонстрация богатства и роскоши.





Все предметы на картине словно собраны для того, чтобы поразить зрителя своим великолепием. На столе лежит традиционный для натюрморта набор фруктов — крупные яблоки, груши и виноград на большом красивом блюде. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. Рядом стоит бело-синий фаянсовый сосуд, возле которого располагается богато украшенное старинное оружие. О том, что это мастерская художника, напоминают кисти, помещенные в широкий кувшин на полу. У золоченого кресла — шпага в роскошных ножнах. Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Украшением служат и дорогие ткани — парча, отороченная густым мехом, и бархат, из которого сшит занавес. Колорит полотна выдержан в насыщенных оттенках с преобладанием алого, голубого, золотистого.


Из всего вышесказанного ясно, что во второй половине XIX столетия натюрморт не играл существенной роли в русской живописи. Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия. Многие художники, исполнявшие натюрморты в рамках академической программы, в самостоятельном творчестве больше к этому жанру не возвращались. Натюрморты писали в основном непрофессионалы, создававшие акварели с цветами, ягодами, фруктами, грибами. Крупные мастера не считали натюрморт достойным внимания и использовали предметы только для того, чтобы убедительно показать обстановку и украсить изображение.


Первые зачатки нового натюрморта можно обнаружить в живописи художников, работавших на рубеже XIX-XX столетий: И.И. Левитана, И.Э. Грабаря, В.Э. Борисова-Мусатова, М.Ф. Ларионова, К.А. Коровина. Именно в то время в русском искусстве натюрморт появился как самостоятельный жанр.





Но это был весьма своеобразный натюрморт, понимаемый художниками, работавшими в импрессионистической манере, не как обычная замкнутая предметная композиция. Мастера изображали детали натюрморта в пейзаже или интерьере, и им была важна не столько жизнь вещей, сколько само пространство, световая дымка, растворяющая очертания предметов. Большой интерес представляют также графические натюрморты М.А. Врубеля, отличающиеся неповторимой самобытностью.


В начале XX века большую роль в развитии русского натюрморта сыграли такие художники, как А.Я. Головин, С.Ю. Судейкин, А.Ф. Гауш, Б.И. Анисфельд, И.С. Школьник. Новое слово в этом жанре сказал и Н.Н. Сапунов, создавший целый ряд картин-панно с букетами цветов.





В 1900-х годах к натюрморту обратилось множество художников самых разных направлений. Среди них были т.н. московские сезаннисты, символисты (П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин) и др. Важное место предметные композиции занимали в творчестве таких известных мастеров, как М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк, П.П. Кончаловский, А.В. Шевченко, Д.П. Штеренберг, сделавшие натюрморт полноправным среди других жанров в русской живописи XX века.



Одно перечисление русских художников, которые в своем творчестве использовали элементы натюрморта заняло бы немало места. Поэтому ограничимся приведенным здесь материалом. Желающие могут ознакомиться более подробно по ссылкам, приведенным в первой части этой серии постов о жанре натюрморта.



Предыдущие сообщения: Часть 1 –
Часть 2 –
Часть 3 –
Часть 4 –
Часть 5 –

В продолжение темы:
Модные советы

Я назвала эту ветчину из курицы - "коньячная", т. к. делаю её с добавлением коньяка. Получается очень вкусная домашняя ветчина, которую можно съесть и на завтрак на бутерброд,...

Новые статьи
/
Популярные