Таджикские обычаи и традиции. Tajik Development Gateway на русском языке Правила поведения в таджикских семьях

Таджикистан обычаи и традиции

Таджики являются одной из самых древних народов в мире. Археологии раскопки от поселения на территории сегодняшнего Таджикистана, относится к концу верхнего палеолита, пятнадцать-двадцать тысяч лет назад. Таджики сохранили многие древние традиции и обычаи своих предков. У них есть свой разговорный язык - разнообразный персидский. Многодетные семьи на протяжении нескольких поколений живут вместе под одной крышей, как семья свои фермы и предприятия отражают это процветание и доброжелательность к гостью отражает легендарное гостеприимство.

ТАДЖ‘ИКИ, Tojik (самоназвание), народ, основное население Таджикистана, второй по численности народ в Афганистане. Говорят на таджикском языке западно-иранской группы индоевропейской семьи. Верующие Таджики - в основном мусульмане-сунниты.

Прямыми предками Таджиков были: бактрийцы в бассейне верховьев Амударьи, согдийцы в бассейнах Зеравшана и Кашкадарьи, парфяне в Хорасане, маргианцы в Мервском оазисе, хорезмийцы в низовьях Амударьи, парканцы в Ферганской долине и сако-массагетские племена Памиро-Тянь-Шаньских гор и Арало-Каспийских степей. Все эти народности и племена занимались в оазисах и долинах земледелием на базе преимущественно искусственного орошения, в горных и степных районах - скотоводством и разнообразным ремесленным производством.

РЕМЕСЛА И ЗАНЯТИЯ

Исконным занятием Таджиков было пашенное земледелие в сочетании со скотоводством. В равнинных, горных и высокогорных районах применялось искусственное орошение. Выращивались главным образом зерновые (злаковые и бобовые), садовые культуры, хлопчатник (на равнине), на землях, расположенных выше, - просо, ячмень, огородные и бахчевые культуры, плодовые. В земледелии использовались кетмени и пахотные орудия типа рала (омоч, испор), тягловой силой служила пара волов.

Скотоводство в сельском хозяйстве равнинных районов играло вспомогательную роль (крупный рогатый скот, в небольшом количестве лошади, ослы, овцы и козы). Оно было основано на вертикальном кочевании. Летом скот перегоняли на горные луга и часть жителей переселялась туда для пастьбы, но основное население оставалось в кишлаке. На летовках в горах были обычны своеобразные женские товарищества (наубати шир, пейвоз) по сливу молока: объединявшиеся в такую артель женщины поочерёдно получали весь удой всего стада для заготовления впрок масла, сыра и т.п.

У равнинных Таджиков издавна были развиты различные ремёсла - изготовление хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных и суконных тканей (ткали мужчины), ювелирное искусство, гончарное и др.; многие из ремёсел имели древние традиции (резьба по дереву и ганчу, декоративная вышивка и др.). У горных Таджиков товарное значение получили изготовление шерстяных тканей (мужчины), вязание и вышивка (женщины).

ЖИЛИЩА и ПОСЕЛЕНИЯ

Традиционные селения компактные, тесно застроенные, с лабиринтом кривых улиц и тупиков, с выходящими в них глухими стенами домов и заборов - дувалов. Дома в основном глинобитные (в горных районах и каменные постройки), с плоской крышей, иногда с террасой (айвон). Жилище делилось на мужскую и женскую половины: в женскую - внутренняя часть дома - посторонние не допускались. Характерна особая комната для гостей (мехмонхона): пол в ней застилается кошмами, хлопчатобумажными и шерстяными паласами, коврами, на которых по периметру помещения раскладывают длинные узкие стёганые одеяла для сидения (курпача), в центре - скатерть (дастархан). Стены украшают вышивкой (сюзани), коврами. У равнинных Таджиков стенные ниши по традиции часто выполняют функции шкафов.

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА

Традиционная одежда Таджиков имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, но обладала и общими чертами. У мужчин - рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заострённым носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях - туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам.

У женщин - туникообразного покроя платья, в сельских районах - из гладких тканей, в горных южных районах - вышитые, особенно в Дарвале и Кулябе (образцы народного декоративного искусства). Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор - платки, тюбетейки (у гиссарских таджичек). Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат, местную обувь. У горянок халатов не было.

В современной одежде Таджиков сочетаются традиционные элементы - верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, которое широко распространено в Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются ‘уже, у молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиционные украшения сочетаются с современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца.

Основой питания в горных районах были хлеб (в виде лепёшек) и молочные продукты, в том числе топлёное масло, сыр сухой (курут) и творожный (панир), лапша, различные каши; в равнинных - лепёшки. Блюда из риса, лапша, манты (большие пельмени), растительное масло (в том числе хлопковое), овощи и фрукты. Лепёшки выпекают в особых глиняных печах (танур). Мясо едят баранье и говяжье, часто тушёное с лапшой или реже с картофелем. Праздничное традиционное угощение у равнинных Таджиков - плов, у горных - суп из баранины (шурбо). Традиционные сласти: халва, кристаллический сахар (набот), нишалло (кремообразная масса из сахара, сбитых яичных белков и мыльного корня), конфеты (парварда) и т.п. Чай пьют предпочтительно зелёный, чёрный - обычно в холодное время года.

Традиционные блюда таджиков начинаются со сладкими блюдами, такими как халва и чай, а затем супы и мясо, прежде чем приступить к основному блюду, плова.

ФОЛЬКЛОР

Фольклор Таджиков богат и разнообразен; трудовые, обрядово-календарные, обрядово-праздничные и траурные народные песни (суруд), популярны четверостишия (рубаи), но наиболее интересны сказки - волшебные и сатирические, широко распространены юмористические рассказы-анекдоты (латифы), например, о Ходже Насреддине.

Музыка Таджиков построена на диатоническом звукоряде, вокальная - одноголосна. Музыкальные инструменты разнообразны: струнные - дутор, рубаб, танбур и др.; смычковые - гиджак, скрипка; духовые - най, кврнай, сурнай; цимбальные - чанг; ударные - таблак (глиняные литавры), дойра (бубен), кайрок (каменные кастаньеты). Красочны народные танцы (в том числе шуточные и воспроизводящие процессы труда). Излюбленные народные зрелища - выступления канатоходцев, фокусников, кукольный театр.

ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ

У таджиков, есть очень, уникальные свадебные церемонии.

Большинство этнических групп в Центральной Азии начинается свадебная церемония с обручения и договоренностями, достигнутыми старейшинами семьи, но свадьба таджикская совершенно иная и отличается от обычных. Он длится семь дней! В первый день церемонии, невеста и жених заявляют о своем браке, и проводят отдельные банкеты со своими семьями, которые продолжаются в течение трех дней.
На пятый день, жених в сопровождении друзей и родственников, идут к дому своей невесты. Там, молодоженам, чтобы связать их обязательства перед в имамом, они должны выпить стакан воды и съесть кусочек мяса с солью. Это часть церемонии брака, и только после этого они позволены быть вместе.
После этого празднование великое начинается. Люди поют и танцуют до полуночи. Затем молодожены едут к дому жениха на одной лошади. На шестой день, семья невесты и ее члены, едут к дому жениха, чтобы провести там ночь, отмечая завершения свадьбы.
Медовый месяц, с другой стороны, длится 40 дней, проведенных под одной крышей с родителями мужа, чтобы защитить жениха и невесты в начале супружеской жизни от сглаза и прочей нечестии.

Каждое утро таджика начинается с «Ассалому алейкум» (таджики приняли это у арабов в IХ веке), что в переводе означает «Мир Вашему дому». При встрече с людьми поздоровайтесь пожатием правой руки и постарайтесь, чтобы ваша левая рука была на правой стороне груди. Ни в коем случае не здоровайтесь левой рукой, даже если ваша правая рука занята. С женщинами здороваются только голосом, и если женщина знакома и старше собеседника, то одновременно с «Ассалому алейкум» мужчина-собеседник в знак уважения прилагает правую руку к сердцу.
Перед тем как зайти в дом таджика, вам предложат вымыть руки и подадут полотенце - воспользуйтесь этим. Не стряхивайте воду с рук, болтая ими в воздухе, - это будет рассмотрено как неуважение к хозяевам дома и окружающим. И даже если перед тем, как прийти в гости, вы уже помыли руки, не отказывайтесь вымыть их еще раз.

Если в доме уже есть люди, поздоровайтесь и старайтесь улыбаться.

Гость для таджика - это всегда приятная процедура его принятия и приятные хлопоты и обязанности. И конечно, вам, как гостю, укажут место, где сесть, - это всегда почетное место в «мехмонхона», т.е. обычно большая по площади гостиная. Таджики, когда строят дом, обязательно специально проектируют «мехмонхона» для уважаемых гостей, а гости всегда уважаемы в таджикском доме.

Таджики обычно садятся на пол, застеленный ковром и курпачой - специальными матрасами, набитыми ватой или очищенным хлопком и сшитыми из красивой ткани. Удобно расположитесь, но нельзя лежать или сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами.

За дастарханом - скатертью, постеленной на полу, вначале, когда все уже расселись, проводится обряд хвалы Богу и приветствия гостя. В конце застолья этот обряд повторяется. Все сидящие за дастарханом должны поднять перед собой обе ладони буквой Л, и, когда вы услышите «Омин!» («Амин!»), поднимите руки на лицо, затем опустите их. Это чисто таджикский национальный обряд, отличающийся от религиозного обряда, в котором не упоминается гость. Такого обряда приветствия гостя не существует у арабов, тюрков, афганцев, иранцев и других мусульман мира.

За дастарханом самый младший из хозяев разливает чай. Пиалку (чашку) чая нужно обязательно принимать правой рукой и прикладывать левую руку к правой стороне груди. Таким же образом пиалку нужно возвращать человеку, разливающему чай. Даже если в застолье хозяева допускают употребление спиртных напитков, разливает также самый молодой по возрасту «виночерпий». Не удивляйтесь, когда первую пиалку разливающий чай или «виночерпий» обязательно нальет себе. Это древняя традиция: наливающий доказывает другим, что это не яд.

Обычно таджики, когда приглашают гостя домой, готовят плов. После приглашения хозяина приступить к еде, в обычных условиях первым протягивает руку к плову самый старший по возрасту среди сидящих за дастарханом, но когда гость в доме, то просят, чтобы он первым попробовал плов.

Нельзя настаивать на том, чтобы хозяйка дома вышла к гостю или присоединилась к застолью - это у таджиков не принято.

Если вам нужно будет обратиться к женщине, спросите разрешения у ее мужа или взрослого родственника.

Если вы остановились ночевать в традиционном таджикском доме, старайтесь не появляться в ночной одежде или полуобнаженным, особенно при мытье в общем умывальнике. Если вам необходимо ополоснуться по пояс, спросите хозяина, где это можно сделать.

Если вы пришли в дом, где нет хозяина и в нем находится только женщина и (или) дети, не заходите в этот дом. Даже если женщина (хозяйка дома) вас пригласит зайти (это знак воспитанности, согласно древней традиции, любого гостя не оставляют на улице), не принимайте приглашение. Узнайте, когда вернется хозяин, и только тогда навестите этот дом.

Если вы пришли к руководителю-женщине, она может подать вам руку - поздоровайтесь.
Если вы пришли в дом, где недавно умер человек, не надо улыбаться, смеяться, говорить громко, слушать музыку, смотреть телевизор.

Если вы попали в дом, где люди совершают обряд молитвы, не надо говорить громко, смеяться.

Если вы идете в гости, не забудьте купить сладости или цветы. Таджики не ходят в гости с пустыми руками.

Если вы идете на свадьбу или туй - обряд обрезания, не забудьте купить подарок. Если вы достаточно хорошо знакомы с человеком, у которого свадьба или туй (обрезание его сына), можете положить в конверт с поздравительной открыткой 50 долларов (у таджиков это означает подарок-«долг», т.е. когда-нибудь он вернет это вам в виде подарка на свадьбу, в день рождения и т.п.).

Хлеб в таджикском доме - самое святое. Старайтесь не крошить его и обращаться с ним бережно. Запомните, таджикскую национальную лепешку нужно ломать двумя руками и никогда не резать ножом.

Праздники
Главных праздников в Таджикистане является, праздник Навруз, мусульманский Новый год, который празднуется в день весеннего равноденствия. Он знаменует новую жизнь и новые надежды для всех, кто любит отмечать этот праздник. Всей деревней готовятся к этому празднику. Столы заполняются до отказа, различной пищей, где главное место занимает, традиционное блюдо, которое готовят лишь в этот день, сумалак! То же самое касается Курбан майрама, Ид.

Гули Лола праздник тюльпанов, которая включает в себя сопровождение хоровой и танцевальной музыки.

Маки и тюльпаны являются родными цветами в Таджикистане и были источником оригинальных голландских тюльпанов.

Таджикская чайхана.

Чай часто попивают в местной чайхане - чайхана.

Чайхана это место, где люди всех возрастов могут собираться и обсуждать вопросы, которые важны в их жизни. Как только человек насытился чаем он должен, перевернуть пустую чашку (пияла) вверх дном, перед собой, как признак того, что он больше не хочет чая - и продолжает дискуссию.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Когда речь заходит о путешествиях, мало кто назовет Таджикистан в числе самых популярных туристических маршрутов. И напрасно! Ведь эта древняя, расположенная в самом центре Азии, красивая страна обладает богатейшим историческим и культурным наследием.

О чем же стоит помнить, отправляясь в Таджикистан?

Прежде всего, о том, что Таджикистан – страна традиционных ценностей. Таджики уже многие тысячелетия бережно хранят свои обычаи. Традиции и ритуалы передаются из поколения в поколение, практически, в первозданном виде.

Быт и уклад жизни в этой стране веками складывался под влиянием климата, ландшафта и, разумеется, религии.

Семья – это главное!

Семейные узы для жителей Таджикистана чрезвычайно важны. Именно поэтому многие традиции тесно связаны здесь со свадебными торжествами и рождением детей. Так, например, путешественнику не стоит удивляться тому, что к молодой матери и новорожденному младенцу целых сорок дней не принято впускать посторонних. Такая предосторожность должна уберечь ребенка от сглаза и болезней, чтобы он вырос здоровым и сильным. Зато, когда истекает этот срок, отец ребенка приглашает всех родственников на церемонию имянаречения, во время которой мулла дает младенцу имя и зачитывает суру из Корана.

Не менее торжественно проходит укладывание ребенка в колыбель. Её изготавливают для новорожденного из дорогих пород дерева и украшают узорами.

Младенца укладывает в колыбель одна из пожилых женщин-соседок, а после обряда, родители ребенка одаривают гостей сладостями, чтобы малыш крепко спал по ночам.

Ах, эти свадьбы!

Таджикские свадьбы обычно очень многолюдны. Отпраздновать появление новой семьи зовут и родственников и друзей и соседей.

Как и во многих патриархальных странах, в Таджикистане о женитьбе молодых, традиционно, договариваются родители. Хотя, сегодня старшие, несомненно, учитывают мнение и симпатии своих детей, при выборе жениха или невесты.

Когда семья жениха выбирает желанную невесту, в дом её родителей приходит красноречивый сват, чтобы официально сделать предложение о женитьбе, от имени семьи жениха. И если отец или старший брат невесты соглашаются выдать её замуж, они договариваются о дате свадьбы и свадебном угощении. Кстати, затраты на свадебный пир ложатся на жениха и его родных. В свою очередь, семья невесты собирает для неё приданое, с которым она войдет в дом своего мужа.

Девочки и мальчики

Традиционные гендерные роли в Таджикистане очень сильны. И, хотя образование здесь доступно всем, не зависимо от пола, воспитывают мальчиков и девочек по-разному. Мальчиков готовят к роли защитника и хозяина дома, на котором лежит ответственность за благополучие семьи. А девочки вырастают в заботливых жен и матерей, хранительниц обычаев и домашнего очага.

Что нужно знать туристу

Европейцу, решившему посетить Таджикистан нужно помнить о нескольких небольших моментах:

Не спешите

Неизвестно, виноват ли в этом жаркий климат, или причина кроется в чем-то ином, но пунктуальность в Таджикистане, далеко не так важна. И, договариваясь о встрече с жителем этой страны, будьте готовы простить ему небольшое опоздание.

Чайхана – мужской клуб

Мужчины и женщины

Мужчины отдельно, женщины – отдельно. И это не шутка. В мечети ли, на празднике ли, женщины и мужчины находятся в разных помещениях. И, уж конечно, мужчина и женщина не должны оставаться наедине, если не приходятся друг другу близкими родственниками.

Гостеприимство

Гостеприимство и дружелюбие – основа обычаев Таджикистана. Об этом необходимо помнить. И, именно поэтому, гостю нельзя отказываться, если кто-нибудь зовет его на чашку чая в свой дом. Отказ нанесёт хозяину тяжкое оскорбление.

Почтение к сединам

Для таджика уважение к старшим – самая естественная в мире вещь. К советам старших прислушиваются, их не перебивают. Молодежь не садиться, пока старшие не займут свои места.

Торгуйтесь

Шумный и людный базар, для Таджикистана, такое же важное место, как чайхана. На базар приходят не столько, чтоб сделать покупки, сколько для того чтоб пообщаться и узнать новости. И увлеченный, весёлый торг, для таджикского базара – давняя традиция и, более того, норма этикета.

Комитет по делам религии совместно с Советом улемов и Центром исламоведения Таджикистана определил порядок проведения траурных церемоний и выражения соболезнований.

Иногда государство пытается ввести ограничения на традиции, которые складывались на территории нынешнего Таджикистана веками.

Комитет по делам религии разработал Положение, где подробно описано, как проводить похороны и как соблюдать траур. Брошюру отпечатали в типографии полумиллионным тиражом и на днях выставили на официальном сайте Комитета по делам религии.

Итак, что важно знать?

Похоронные и траурные обряды должны проходить согласно ханафитскому мазхабу, который в Таджикистане является официальным, традициям и обрядам всех местных народов и народностей Таджикистана, нормативно-правовым актам, в том числе действующему законодательству РТ.

Во втором разделе подробно описывается, что включает в себя понятие траурной церемонии. В нем даются инструкции, когда следует совершать погребальную молитву (джаноза) по усопшему, в зависимости от того, в какой отрезок дня скончался человек – до или после каждой из молитв – бомдод (утренний намаз), пешин (полуденный), аср (предвечерний), шом (вечерний) и хуфтан (ночной).

Оплата труда могильщиков производится родными покойного в присутствии уполномоченных лиц на местах.

В третьем разделе говорится о подготовке тела покойного к прощальному обряду (омовение, облачение в саван, выставление тела для прощания и т.п.).

Согласно Правилам, во время траура разрешается для утешения плакать, однако запрещаются громкие причитания, запрещено посыпать голову землей, рвать волосы, царапать лицо, а также заказывать специальную плакальщицу.

Женщинам во время траура разрешается надевать большой синий марлевый платок на голову, широкие платье и штаны синего цвета и подпоясываться платком.

А вот носить во время траура одежду черного цвета запрещается.

В следующих разделах очень подробно излагаются правила омовения и облачения покойного в саван (кафан), подготовки табута (гроба), проведения похоронного обряда. Согласно правилам, джаноза (погребальная молитва) совершается официальными имам-хатибами. Использовать микрофоны во время похоронных обрядов не разрешается.

Жертвоприношение - атрибут поминок

Рассказать об истории поминальных обрядов мы попросили ученых-этнографов Академии наук Таджикистана. Они указывают, что не участвовали в разработке порядка проведения траурных церемоний и выражения соболезнований и их мнением никто не интересовался.

Значительная часть древних обрядов, в том числе и поминальных, связана с доисламскими культами, - говорит ведущий научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша АН РТ

Зинатмо Юсуфбекова. - Погребально-поминальные обряды регионов Таджикистана тесно переплетаются с традиционными и исламскими ритуальными нормами.

По словам специалистов, поминальные обычаи каждого из регионов Таджикистана имеют свою специфику. Но всех объединяет культ предков, например жертвенный характер пищи.

С древнейших времен и до сегодняшних дней в регионах Таджикистана сохранился обычай жертвоприношения, приуроченного к определенным датам смерти человека, - говорит старший научный сотрудник Института истории АН, этнограф Мумина Шовалиева. – В одних регионах существует семидневный запрет на приготовление пищи в доме покойного, в других это всего три дня. У таджиков некоторых регионов считалось, что, если человек когда-нибудь зарезал барана с богоугодной целью, на том свете баран подойдет к мосту, ведущему в рай, и перевезет человека на себе.

Плакальщицы, похоронные танцы и еда

Этнографы указывают, что раньше специальность «мурдашуй» передавалась по наследству. Они жили в отдельных махаллях, могли жениться только на своих «коллегах по цеху», им нельзя было смотреть в глаза - идя по улице, при встрече с кем-либо они обязательно прикрывали лицо.

Шовалиева указала, что покойника обмывают специальными тряпичными перчатками, а вот, например, в кишлаке Чоркух (Исфара) это делают с помощью веточек базилика.

После обмывания покойного заворачивали в саван, для мужчин это три полотна ткани, для женщин пять. В разных регионах похоронные носилки также имеют свои отличия, например на Памире в качестве носилок служит обычная деревянная лестница, сделанная из тополя, а в том же Чоркухе нет специальных носилок. Там заготавливают две палки по 2,4 м и двадцать палок длиной 1,1 м, их связывают шпагатом, чтобы получилась лестница. Палки должны быть обязательно из плодовых деревьев. В остальных регионах Таджикистана используют специальные носилки, которые хранятся на кладбище или в мечети. Сопровождать на кладбище умершего могут только мужчины.

По словам Юсуфбековой, во многих регионах Таджикистана сохранилась традиция бурного проявлении горя по умершему женщинами. В знак безграничного горя они расцарапывали себе лицо до крови, рвали на себе волосы, обрезали прядь волос или косу. Исследователи считают, что эта форма проявления горя является довольно древней, еще доисламской.

По словам собеседницы, во многих регионах Таджикистана, в том числе и на Памире, существует традиция приглашения специальных плакальщиц. Плакальщицы обладали хорошим голосом и знали много траурных песен.

Зачастую плакальщицы приходили сами, без приглашения, и вместе с родственниками оплакивали умершего, - говорит специалист Института истории АН Мубина Махмудова. - Например, плакальщицы изображены на находках древнего Пенджикента и средневековых миниатюрах Самарканда. Одна из таких миниатюр - «Похороны Искандера. “Шахнаме” Фирдоуси», которая переписана в 1556 г. персидским художником Мухаммедом Мурадом Самарканди (работал в конце XVI – нач. XVII в.). Эта работа хранится в Институте востоковедения в Ташкенте.

Юсуфбекова отметила, что в некоторых селениях Памира сохранился такой доисламский обряд, как похоронные танцы – поймол (движение ног). Эмоциональное проявление горя и оплакивание являются остатками древних доисламских верований, и мусульманское духовенство всегда высказывалось против этих традиций, призывало не противиться божьей воле. На Памире же до сих пор сохранилась традиция мадохони (траурные песнопения мужчин на третий день)

Практически во всех регионах поминки устраивались на третий, седьмой, сороковой день после похорон и в годовщину смерти, - говорит Шовалиева. - Поминальные мероприятия практически во всех религиях сопровождаются угощениями и приготовлением определенных видов еды. Сейчас в некоторых регионах поминки превратили в пышные трапезы, это даже стало объектом соперничества.

Этнографы указывают, что в Таджикистане, как и во многих странах мира, каждый регион имеет свою одежду, отличающуюся по типу ткани, расцветке или сочетанию цветов, деталям и стилю пошива. Костюмы всегда отличались в зависимости от социального статуса, делясь на праздничные и повседневные, свадебные и траурные. По их словам, это связано с историческими традициями определенного региона, в том числе сложившимися в результате естественной ассимиляции населения того или иного региона.

В традиционном исламе нет ношения черного в траур, - говорит Махмудова. - Арабы носят исключительно белое.

По словам этнографа, на Памире в траур носят неяркую одежду, она может быть с узорами и цветами, но различных неярких оттенков. В Файзабаде носят белое. В Гарме также надевают белое или новую одежду; главное, чтобы одежда не была яркой. В районах Южного Таджикистана нет определенного типа траурной одежды. Люди носят обычную, повседневную одежду.

В Центральном Таджикистане в XIX - начале XX века молодые женщины носили траурную одежду из черного атласа с синими узорами, - говорит Махмудова. - Шаровары тоже темного цвета. Они заправлялись в ичиги, которые носились с калошами. Поверх надевался халат темной расцветки, на голову накидывался белый платок. Никаких украшений не было и нет, потому что надевать их при трауре не полагается. Кстати, ношение украшений при трауре не положено во всех регионах Таджикистана.

В Северном Таджикистане траурная одежда как мужчин, так и женщин - обязательно черного или темно-синего цвета. Женщины поверх платья темного цвета надевают халат, зачастую черного цвета, и обязательно опоясываются кушаком – фута. Фута – это четыре метра ткани белого цвета. Ранее фута носили мужчины, отправляясь в дальнюю дорогу. Фута использовалась в качестве покрывала в бане, а в случае смерти она могла быть использована в качестве савана. Сейчас фута является атрибутом траурного костюма у женщин Северного Таджикистана. Во время оплакивания усопшего женщины держатся рукой за свой пояс-фута. А близкие мужчины обязательно опираются на специально заготовленные палки с куском белой ткани, и сорок дней эти палки оставляются у ворот дома умершего.

Раньше мужчины в Северном Таджикистане на траурные мероприятия обязательно надевали халаты (банорас) именно синего цвета, но с конца 90-х годов их сменили черные бархатные халаты с ватной подкладкой, - говорит этнограф.

Вместо резюме

По словам этнографа Сафара Саидова, прежде чем разрабатывать какие-то правила, необходимо консультироваться со специалистами-этнографами, потому что отталкиваться нужно не только от религии, но и от многовековых традиций народа.

Но, к слову, о религии…

Проведение поминок в определенный срок во всех религиях всегда сопровождается трапезой. Люди собираются за столом или дастарханом и вспоминают умершего. Пусть это будет без излишеств, но как можно это запретить? Или то же ношение одежды определенного цвета, оплакивание умершего и эмоциональное выражение скорби?

Специалисты недоумевают. А мы посмотрим, как заработают новые нормы, будут ли они, как предполагалось, рекомендациями или все же будут насаждаться.

Традиции и современность
Обычаи и традиции Таджикистана

Традиции народов Таджикистана веками складывались из образа жизни. Они проявились в народном таджикском жилище, которое можно разделить на два типа: равнинный, отличавшийся большой архитектурной сложностью, и горный, более простой по конструкции. Равнинный тип был распространен к северу от Гиссарского хребта - в бассейне Зеравшана и в Ферганской долине. Такой дом строили на цоколе, на деревянном каркасе, обычно заложенном сырцовым кирпичом. Иногда стены клали из битой глины или из сырцового кирпича. Кровля была плоская, земляная, с обмазкой из глины. Вдоль фасада строили террасу. Под потолком делали узкие световые проемы, заменявшие окна.

Характерной особенностью жилища был камин или надочажный колпак с дымоходом. В Гиссарскои и Вахшскои долинах жилище имело несколько иную конструкцию. Иногда оно было с двускатной крышей (часто без потолка) или с двускатным навесом над традиционной кровлей. В южных, горных районах Таджикистана жилища имеют вид горного, приспособленного для этого условия, жилья. Такое жилище имело массивный вид, было больших размеров и рассчитано на многолюдные большие, или патриархальные, неразделенные семьи. Стены таких домов складывали из дикого камня, иногда из сырцового кирпича.

Деревянная кровля имела особенность, наиболее ярко выраженную в домах памирских таджиков, - ступенчатый деревянный свод со светодымовым отверстием в центре. Кровля поддерживалась тремя-пятью опорными столбами, расположенными внутри дома. В плане это жилище было однокамерным. Вдоль двух продольных и торцевой (напротив входа) стен располагались нары, обмазанные глиной, с узким проходом между ними.В наши дни даже в отдаленных горных кишлаках жилища старой конструкции, без окон, обычно используют только как хозяйственные помещения.

Современное жилище памирских таджиков сохраняет традиционную конструкцию, только своды кровли и опорные столбы расположены внутри дома. Современное жилище значительно модернизировано: на пол и нары теперь настилают доски и красят их, делают большие окна, вместо очага пользуются разного вида печами, внутренние и наружные стены белят. Что же касается жилищ равнинного типа, то многие их традиционные черты довольно устойчиво сохраняются и в современном сельском доме.

В прошлом большие поселения и города имели сходную планировку. В центре возвышалась цитадель, окруженная глинобитными стенами. Вокруг этой наиболее древней части поселения располагалась более поздняя его часть с узкими улицами, на которые выходили глухие стены усадеб. За стеной с несколькими воротами находились предместья; здесь между усадьбами располагались пашни, огороды и сады.

Современное жилище представляет корпусные блочные или каменные постройки, в которой размещена типовая мебель, но традиционно в домах таджиков много ковров. Жители Таджикистана многие века жили в речных долинах предгорий, в горах, в оазисах. Это подразумевало традиционные занятия населения. В районах Западного Памира таджики выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, бобовые, огородные и бахчевые культуры. Здесь в долинах выращивали хлопок, занимались разведением садов и виноградников. Традиционно жители Таджикистана занимались скотоводством: разводили овец и коз, крупный рогатый скот, а ваханцы и шугнанцы разводили яков. Транспортными животными для населения этой республики были лошади, яки и ослы. Давним занятием для таджиков было шелководство.

Из традиционных народных ремесел таджики достигли наибольшего совершенства в изготовлении различных шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных и суконных тканей. Определенные города славились производством того или иного вида ткани. Ткачеством занимались мужчины. Большим успехом пользовались изделия таджикских мастеров: гончаров, кузнецов, ювелиров, резчиков по дереву, алебастру, а также декоративная вышивка, в которой прослеживаются древние художественные традиции.

Традиционный костюм таджиков в каждом районе имел свои особенности, но обладал и общими чертами. У мужчин он состоял из рубахи туникообразного покроя, широких штанов и распашного халата с поясом-платком, тюбетейки или чалмы и местной обуви: кожаных сапог на мягкой подошве и кожаных с заостренным носом галош (их носили отдельно, а иногда и вместе с мягкими сапожками - ичигами). У горных таджиков была деревянная обувь на трех шипах для хождения по горным тропам.

Общими элементами традиционной одежды у женщин служили рубаха или платье туникообразного покроя, широкие шаровары с напуском у щиколотки, головной платок (в некоторых местностях - тюбетейка и платок), а у горожанок и равнинных таджичек также распашной халат и местная обувь. Этническая традиция и сейчас проявляется в одежде равнинных и горных таджичек. Вышитые платья горных таджичек, особенно в Дарвазе и Кулябе, представляют собой прекрасные образцы народного декоративного искусства. Горные таджики, особенно памирские, и мужчины и женщины, в холодное время года носят вязанные из цветной шерсти высокие (до колен и выше) носки с красивым геометрическим или растительным орнаментом.

В наши дни мужчины надевают главным образом современную, так называемую городскую, приобретаемую в магазинах или сшитую в ателье одежду: костюм или брюки с рубашкой, пуловер, свитер. Модны "водолазки", джинсы. В одежде молодежи преобладает спортивный стиль. Горожане часто носят традиционные тюбетейку и халат в сочетании с современным городским костюмом.

Современный женский национальный костюм сохраняет больше традиционных черт даже в городе. В него входит платье, часто уже не туникообразного покроя, а отрезное, на кокетке. Шьют его чаще всего из шелка, оно широко распространено во всех азиатских республиках. Носят также шаровары (у девушек и молодых женщин - значительно выше щиколотки и более узкие), легкие косынки, платки, тюбетейки. Широко бытуют и элементы городского костюма: жакеты, вязаные шерстяные кофты, обувь фабричного изготовления или сшитая в обувном ателье. В зависимости от сезона носят плащи, пальто.

В прошлом верхней одежды у горных таджичек вообще не было: считалось, что в холодное время года женщине не следует выходить из дома. Памирские таджички при выходе из дома зимой, надевали на себя два-три платья. В кишлаках современные городские женские костюмы, юбки носят редко. В городах их надевают в основном студентки и молодые женщины - служащие, представительницы интеллигенции. Из старинных видов женской одежды исчезла паранджа; сельские жительницы ее не носили и в прошлом, и в городской среде она была изжита уже в 1920-х годах.

В предвоенные годы ее еще изредка надевали старые женщины. Несмотря на то, что многие таджики в городах и поселках носят современную одежду, у жителей кишлаков, особенно горных местностей, сохранился национальный костюм. Красивые тюбетейки, женские головные платки, платья, украшения, мужские вышитые поясные платки, халаты можно встретить и по сей день. Женский костюм состоит из белого или цветного платья-рубахи, сшитого из шелковых или бумажных фабричных тканей, шаровар, доходящих до щиколотки, низ их обшит узорной тесьмой. Часто шаровары шьют из двух видов тканей.

У памирских таджиков традиционный костюм тоже повсеместно заменяется современным. В современной одежде памирцев немало таджикских элементов, однако они заимствуются не из традиционного, а из современного национального костюма таджиков. Такой же характер носят заимствования в области жилища, и, в частности, интерьера. Традиционная пища таджиков зависела не только от состоятельности семей, но и от характера хозяйства: состава и разнообразия возделываемых культур, видов разводимого скота. В горах, где преобладали посевы пшеницы и ячменя, жители занимались скотоводством, основной пищей были хлеб, лепешки, молочные продукты, сливочное масло, а в равнинных местностях в пище населения много овощных блюд и фруктов.

В общественном быту у таджиков сохранялись некоторые общинные обычаи: различные формы коллективной взаимопомощи и производственных артелей (например, женщины коллективно заготовляли молочные продукты на весенних пастбищах), общественные трапезы и увеселения в дни религиозных и народных праздников. Один из таких праздников Науруз - Новый год, приходившийся на день весеннего равноденствия; совпадал во многих местах с праздником дня первой пахоты (проведения ритуальной первой борозды). Праздновался также день уборки урожая, весной были в обычае гулянья - сейли.

Хотя у таджиков преобладали малые семьи, существовало и много, особенно в горных районах, семей неразделенных. Бытовала и полигамия: по мусульманскому закону (шариату) разрешалось иметь четырех жен одновременно, но это было доступно только богачам; человек со средним состоянием имел двух жен, а бедняки обычно одну. И в больших, неразделенных, и в малых моногамных семьях господствовали патриархальные порядки. В семье и в обществе женщина занимала приниженное положение. У горных таджиков бытовал калым, т. е. выкуп за невесту.

В семейных обрядах таджиков сохранились региональные различия. Так, на пример, у таджиков северных районов, согласно древнему свадебному обряду, новобрачную перевозят в дом мужа после захода солнца, при свете факелов и трижды обводят вокруг костра, зажженного перед домом мужа. В Южном Таджикистане с давних пор этот переезд происходит только днем. Лишь вдову или разведенную перевозят ночью.

Преобразование социальных отношений, приобщение таджиков к передовой культуре резко изменили и их семейный быт. В наши дни женщина раскрепощена и занимает равноправное с мужчиной положение на производстве, в общественной жизни ивсемье. Браки заключаются теперь в подавляющем большинстве по взаимной любви. Дети в Таджикистане особый привилегированный класс. В семьях таджиков много детей. Приятно смотреть на черноглазых мальчиков в национальных тюбетейках и девочек в национальных платьицах в современной интерпретации с заплетёнными 30-40 тоненькими косичками.

Национальные обычаи и традиции таджиков . Таджикская свадьба, таджикские праздники, таджикские суеверия, обряды, и ритуалы, обрезания. Таджикский народ, как и другие народы мира, имеет многовековые национальные традиции и обычаи, которые создавались его предками и до наших дней сохранились в первозданном виде, из поколения в поколение.

Все таджикские традиции и обычаи , складывавшиеся в течение долгих лет, являются очень важной и тонкой частью бытия этнического народа – таджиков. Поэтому в практике еще с рождения в подсознание маленького ребенка устанавливаются старинные обычаи в качестве основной программой жизни.

Стародавние ритуалы, суеверия, обряды, традиции и обычаи – все вместе сформировали восточный менталитет, свойственный Среднеазиатскому народу. В Таджикистане живут народы около 20 наций – закоренелые узбеки, таджики, киргизы, ассетины, татары, русские (основном в городах страны), украинцы и другие представители разной национальности. Все эти народы считаются равноправными гражданами республики Таджикистан, поэтому каждый человек имеет право исповедовать те религию и традиции, которые достались им от своих предков.

Таджики – это потомки древнеиндийских и древнеперсидских племен и соответственно множества манеры и жизненный склад таджикского человека – таджика/таджички характерны к родному ему/ей восточноазиатскому менталитету.

Таджикская свадьба – национально-общественная традиция у таджиков.

Таджикская свадьба – это коллективная церемония, также под словом свадьба понимается 2 национальных мероприятий – брачная свадьба молодоженов и свадьба в честь обрезания мальчика мусульманина (хатна туй). В Таджикистане брачные свадьбы (туйи аруси-домод) проходят весьма необычным образом, здесь принято торжествовать свадьбу на общественном уровне. Гостеприимство – это одно из высших качеств таджикских людей, таджики – хлебосольный народ, как в радости, так и в беде всегда поддерживает друг друга.

Таджикские семьи любят делить свою радость со всеми – со знакомыми друзьями и даже с чужими людьми, это свидетельствует о том, что таджики еще – и добродушны. Особенно в аулах супружеские свадьбы бывают очень интересными и своеобразными. Если услышат, что намечается чья-то свадьба в соседней улице, то радуется вес кишлак, так как у таджиков, по обычаю за 1-2 дня до свадьбы приглашаются без исключения все родственники и односельчане жениха и невесты, главное не пропускать, а то вдруг обидеться, кто ни будь. Наверно поговорка «от 7 до 70 лет – все на свадьбе» пошла из этой земли. Ведь, действительно у таджиков принято присутствовать накануне свадьбы, в процессе приготовления к свадьбе соседей или далеких родственников, поддерживая и помогая хозяевам свадьбы.

Современная таджикская свадьба – это смесь древних и нынешних традиции. Современные свадебные церемонии в Таджикистане сыграются очень весело и шумно. В Таджикистане национальная свадебная церемония длиться целых 7 дней/этапов, так как она очень богата традиционным ритуалам, к которым очень верно соблюдают таджикские семьи. Любая таджикская брачная свадьба начинается с получения согласие родителей девушки.

Для мероприятия «сватанье», приходят в дом девушки 2-три женщины-свахи, близкие родственники парня и объясняют причину визита, а также ознакомят с общим положением семьи будущего жениха и просят руку девушки. В таджикских семьях вопросы, связанные с замужеством совершеннолетней девушки, обычно решаются главными членами семьи – дедушками или бабушками. Если сильно повезет свахам, то с первого же раза все решиться и обе стороны обговорят обо всем предстоящим мероприятия, касающиеся к подачкам. Последующие посещения родственников будущего жениха не обходятся без подарков и гостинцы. Таким образом, назначаться день бракосочетания – по мусульманский и дата свадебного вечера. А дальше самое интересное еще впереди!

Первый этап свадебной церемонии заключается в обнародование (сафеди додан, фотиха кардан) о женитьбе жениха и невесты. В честь женитьбы приглашаются в гости родные и соседи невесты и жениха и подаются им плов – таджикскую национальную еду.

Второй этап свадьбы (туккуз) каждая сторона обмениваются подарками, предназначенными молодоженам.

Третий этап свадьбы заключается в приношении калын-туй, со стороны жениха к дому невесты отправляется рогатое животное и другие необходимые продукты для празднования свадьбы у невесты (нахор оши).

Четвертый этап свадьбы совершается у невесты, жених в сопровождении своих друзей и родственников направляется в дом невесты. В этот же день невеста также приглашает своих подруг на праздничный стол (чойгаштак).

Пятый этап таджикской свадьбы является клятва молодожен перед имамом (никох), после которой они должны выпить чашку воды. Такой обряд означает о том, что теперь жених и невеста по исламскому шариату стали супругами и их брак закреплен святыми сурами, которыми дают им право быть вместе.

Шестой этап церемонии – это долгожданный свадебный вечер жениха и невесты (туи аруси-домод) в ресторане (дар тарабхона или туйхона). Это великое празднество, о котором мечтает каждая таджикская семья. В этот день гости и друзья жениха и невесты поздравляют молодоженов с их супружеской жизнью и желают свои пожелания. За накрытыми свадебными столами все дружно веселятся и аплодируют выступивших гостей свадьбы. Молодежь и остальные посетители таджикской свадьбы имеют возможность лично подойти к молодоженам и пожелать им счастье, а также люди поют танцуют до самой ночи. Затем молодожены покидают гостей и едут в дом жениха на машине.

Седьмой этап таджикской национальной брачной свадьбы – рубинон, мероприятие, организованное для соседей и близких жениха, на котором невеста будет демонстрировать свои наряды и откроет лицо. А гости торжества подносят невесте различные подарки, необходимые для молодой семейки. А также невесту поздравляет с подарками отец и мать жениха — свекор и свекровь новой невесты.

Следующим этапом является – чилла, по-современному – медовый месяц, который будет продолжаться 40 дней. Все это время молодые супруги должны проводить под одной крышей с родителями и родными мужа. Это обеспечит безопасность супругов от всяких недугов, а также оградить жениха и невесту от различного рода проблем в самом начале их молодой супружской жизни.

Таджикские праздники. Какими бывают национальные традиционные праздники в Таджикистане?

В Таджикистане широко празднуются религиозные праздники и национальные праздники, связанные с независимостью государства, в том числе и сезонные праздники.

Таджикский народ больше всего любит праздник мусульманин – Курбан-хайит, в котором люди становятся благодушными и добрыми. В этот день таджики традиционно свершают обряды жертвоприношения, мало имущественным семьям оказывают материальная помощь, детей-сирот одевают-обувают, посещают больных и так далее. В этот день в каждом доме стол стоит накрытым, чтобы достойно встречать гостей, хозяюшки готовят различные национальные выпечки и таджикские блюда. Молодые девушки ходят по домам новых невест, у которых недавно была свадьба. Невесты угашают своих гостей разнообразными сладостями и демонстрируют свои приданные.

Еще одним национальным таджикским праздником народа является Навруз – новый день – равноденствия. Это один из любимых весенних праздников девушек таджичек. В этом празднике девушки специально сшивают себе платья из национальных таджикских тканей, таких как атлас, адрас, парча и др. А также существует традиция «Праздник тюльпанов», который не менее любят таджикские красавицы.


Будем Вам признательны, если Вы поделитесь статьей в социальных сетях:
Пожалуйста, кликните на нижеследующие кнопки социальных сетей и добавьте статью в ваш профиль в социальных сетях. Спасибо.

В продолжение темы:
Детская мода

3 мая 2016 года в Светлый Вторник в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию архимандрита Арсения...

Новые статьи
/
Популярные