Тайная вечеря. "маленький секрет" натальи царьковой А что с личной жизнью

Впервые картину Царьковой показали перед Пасхой в Риме, и ее как послание мира благословил сам Папа Римский Иоанн Павел II. На церемонии в Милане вместе с художницей пурпурное покрывало с полотна сдернул специально приехавший из Ватикана хранитель архивов и библиотеки Римско-католической церкви кардинал Джордже Мария Мейа, который потом в пространной речи очень лестно отозвался о достоинствах картины и даже проследил духовную связь между авторами версий «Тайной вечери» - от великого Леонардо до этой миниатюрной русской женщины...

- Почему именно «Тайная вечеря» и 11 сентября? - спросил я доктора Паоло Бискоттини, директора Миланского епархиального музея.

Гуманистическая западная культура вышла из европейского Ренессанса, яркой звездой которого был Леонардо. Именно этой западной культуре, ее ценностям брошен вызов 11 сентября прошлого года. В том, что картину написала русская художница, есть некий обнадеживающий знак неразделимости христианского мира.

- Наташа, а не волнуетесь, видя такое соседство: Леонардо и Вы?

Конечно, робею. Это ни в коем случае не сравнение с Леонардо, а только один из этапов путешествия картины. После Милана она будет выставлена в Риме, в церкви Санта-Мария делле Анджели-э-дей-Мартири, построенной по проекту Микеланджело. Потом на Пасху поедет в Москву и, может быть, в Нью-Йорк к 11 сентября 2003 года.

В Италии мою картину назвали «Тайной вечерей третьего тысячелетия». Потому что только 11 сентября 2001 года началось третье тысячелетие. До этого все в мире вроде бы уже уладилось, все успокоились. Но - нет. Опять наваливается страшное, новое, неожиданное. Появилась новая неуверенность в будущем. На фреске Леонардо да Винчи Христос смотрит на хлеб, у других авторов - на небо. Но вот случилась нью-йоркская трагедия, и мир изменился. Как будто все проснулись. На моей картине Христос повернулся и смотрит на мир трагическим взглядом, с укором и в то же время с любовью, пониманием. Смотрит на каждого из нас. В душу.

«Тайную вечерю» до сих пор писали только художники-мужчины. Не было женщин и среди персонажей. Апостолы все же. На полотне Царьковой появилась женщина. Далеко, на заднем плане, любопытная простоватая женская головка из-за портьеры: Наташин автопортрет.

Лучшие дня

- Что значит это новшество?

Это как бы взгляд из третьего тысячелетия. Мой и моих ровесников.

- А вы религиозный человек?

Да, религиозный, но это очень относительно. Во-первых, потому что я веду особенную жизнь. Это отдельный вопрос, сложный и очень личный. Во-вторых, состояние души. Необязательно писать только религиозные объекты, чтобы принадлежать религии.

На презентацию в Милан Наташа позвала людей, которые ей позировали для «Тайной вечери». Состав компании открывает некоторые секреты успеха художницы.

На банкете за бокалом шампанского она познакомила меня с «Христом» - графом Пепи Морджа, архитектором, автором проекта реконструкции купола собора Св. Петра в Риме; со своим приятелем «Иудой» - «крутым» стилистом миланской моды Джилермо Мариотто; с блистательным римским адвокатом Витторе Корделлой, чей благородный профиль и густая копна длинных седеющих волос представляют на картине св. Андрея Первозванного. Св. Иоанна Наташа писала с графа Андреа Марини, Филиппа - с профессора архитектуры графа Дарио дель Буфало. А моделями для образов Симона, Фаддея и Фомы послужили соответственно великий приор Мальтийского ордена Франц фон Лобштайн, граф Романо дель Форно и принц Николо Боргезе.

То есть итальянская и католическая аристократия, люди, которых Наташа пишет по заказам. Фрагменты состоявшихся или будущих портретов включила она в свое полотно. Желание аристократов пополнить фамильные галереи не только семейными фото, но и солидными, похожими на оригинал и тщательно исполненными в традиционной манере портретами привлекло их к русской художнице. Аристократы вывели на мальтийцев, а после портрета великого магистра Мальтийского ордена сэра Эндрю Бертиса ее заметили в Ватикане и заказали портрет папы.

- Наверное, Папа Римский – не совсем обычная модель?

Он вообще не позирует художникам. Даже если бы захотел, не позволяют церковные правила. Работала девять месяцев вместо обычных двух. Мне приносили его фотографии, посох, одежду, перстень. А вы знаете, что перстень, который должен быть целован всеми верующими при встречах с ним, индивидуален и существует только при жизни каждого конкретного папы? Потом его уничтожают огнем, расплавляют.

- И тот первый портрет папе понравился?

Да, и он удостоил меня частной аудиенции. Я рассказала, как работала. Он был растроган тем, что в портрете отражены секреты, которые не каждый заметит. В посохе отражается Мадонна с младенцем. Считается, что Мадонна спасла папу от смерти во время покушения. Он всегда держит перед собой ее образ. В Ватикане сказали, что я угадала «третий секрет Фатимы», предсказавшей, что Мадонна спасет «человека в белом».

- Русские люди, работающие на Западе, вынуждены утверждаться, преодолевая порой жестокую конкуренцию. Существует ли эта проблема для вас?

Слава богу, что художников достаточно, иначе я бы умерла от заказов. Портретов Папы Римского написано миллионы. Сам по себе портрет папы - далеко не редкость. Но мой был написан по заказу Ватикана, потому что они видели мои предыдущие картины, которые им понравились.

- Лучше ли здесь работать, чем в России?

Не знаю, как сейчас художникам работается в России. Просто так получилось, что я здесь, и дела идут хорошо. Я здесь себя чувствую нужной. Есть люди, которые ждут мои картины, годами стоят в очереди. Как правило, заказчики из аристократии. А что такое аристократия? Это люди, которые следуют семейной традиции, знают историю своего рода за века. Среди клиентов есть представители фамилий, известных с ХI-ХIII веков. Вижу некий символ в том, что в «Тайной вечере» я собрала портреты аристократов. Для них важно иметь свое художественное изображение для потомков. Для итальянской, европейской и даже американской знати это вовсе не тщеславие, а вопрос преемственности. Я писала портрет князя Людовизи. Было пять пап из этого рода. В их числе - Григорий ХIII, который произвел реформу календаря в 1582 году (это когда православная церковь осталась при юлианском).

- Кем себя ощущаете - итальянкой, русской, православной, католичкой? Религии, к сожалению, часто не объединяют, а разделяют людей.

Конечно, русской, православной. Но это не значит - чужой в этой среде. Впервые русский православный художник, более того - художница, признан официальным портретистом папы. Это очень полезно, очень нужно. Это маленький шаг на пути к миру. Не к примирению, а именно к миру.

- Не сомневаюсь в ваших личных качествах и обаянии. Но, наверное, сыграла роль и российская школа живописи, которую вы привезли?

Еще бы. Это самое главное. Здесь у них школы практически нет. Художественная школа в Западной Европе умерла. Даже намека нет на тот уровень, который еще держится в России. Наша страна молода по сравнению с Италией. И это нормально. Вымирающая европейская нация поддерживается благодаря иностранцам, которые приезжают сюда. То же самое с искусством. Люди много видели, пережили и живут прошлым. Россия продержалась лишних сто лет благодаря «железному занавесу». Классическая школа подразумевает труд, учебу, терпение. Качества, имманентные для тоталитаризма. А я - русская художница.

- Что же, нам в этом смысле грозит участь Италии и отставание от Китая?

Я окончила художественную школу в 1985 году. А потом началось разложение. Через сто лет, может быть, вообще не будет жанра картины.

На этой оптимистической ноте мы и попрощались с Наташей, на чей век в Европе аристократов хватит.

# 1-2 (19) февраль 2004

Творчество

ПАПА РИМСКИЙ РУССКОЙ РАБОТЫ

Когда-то русских художников специально командировали в Италию поучиться у местных мастеров. Можно сказать, что это была государственная программа, которая привела к блистательным результатам. Русская живопись заняла достойное место в мировом искусстве. Появилась уникальная национальная школа классической и реалистической живописи, в лоне которой до сих пор появляются значительные мастера. И сейчас наши живописцы тоже приезжают в Италию, но уже не за опытом, а за успехом.
Наталья Царькова, молодая российская художница, выпускница студии И.Глазунова и Суриковского училища живет и работает в Риме с 1994-го. Когда она впервые приехала в Италию, навестить подругу, ее имя не было известно никому. Несколько картин, которые она захватила с собой, быстро обратили на себя внимание итальянцев и моментально разошлись по частным коллекциям. Вскоре стали появляться заказы на портреты от аристократов, политиков, деятелей искусства и просто состоятельных итальянцев. Но настоящая слава и взлет в карьере произошел после написания двух портретов Папы Иоанна Павла II, которые Ватикан признал официальными изображениями римского понтифика.
Монументальное полотно Царьковой "Тайная вечеря" стало еще одной заметной вехой в ее творчестве. Картина поражает неожиданным ракурсом и художественным решением одного из самых известных религиозных сюжетов. Картине российской художницы была оказана особая честь: ее первый показ состоялся в трапезной Санта Мария Делла Грацие в Милане рядом с известным шедевром "Тайная вечеря" Леонардо Да Винчи.
По удивительной случайности студия Натальи Царьковой находится в одном из самых "русских" кварталов Рима, возле площади Барберини. В двух шагах дом, в котором жил Гоголь и писал "Мертвые души". Напротив, через дорогу, у "четырех фонтанов", располагалась квартира Карла Брюллова, написавшего в Риме "Последний день Помпеи". Неподалеку от Барберини жили Александр Иванов и Орест Кипренский.
Центральное место в студии, сплошь увешанной картинами, отведено "Тайной вечери" - с этой работой Наталья пока не хочет расставаться, несмотря на многочисленные предложения от частных коллекционеров и музеев.

На "Вечерю" уже "положили глаз" ватиканские музеи. Но пока я с ней не расстаюсь, даже представить себе этого не могу. Считаю важной ее своеобразную миссию: дипломатия искусства. Ее открытие было приурочено к годовщине терактов 11 сентября. Вскоре картина должна отправиться в Нью-Йорк, а еще очень хочется показать ее в Москве, но пока идут поиски спонсоров. Очень впечатлила меня однажды случайно подсмотренная сцена в одной римской церкви, где "гостила" моя картина: многие итальянцы, заходившие туда, перед "Тайной вечерей" крестились.
- В чем заключается символизм этой работы, как возникли такие неожиданные решения, создавшие особую атмосферу драматизма?
- По сути, я ничего не изменила в этом известном евангелическом сюжете, просто "зашла" с обратной стороны. Иисус сидит за столом напротив апостолов и со спины вполоборота смотрит прямо на зрителя. В углу полотна в образе служанки я изобразила себя, смотрящую через приоткрытую дверь. Это тоже несовместимо с традиционными канонами "Вечери", но таким образом я хотела подчеркнуть связь с днем сегодняшним. Это взгляд из 3-го тысячелетия.
Большой белый холст пролежал у меня в мастерской целый год, прежде чем возникло решение картины. Идеи появлялись спонтанно, как озарения, в процессе работы. Многие детали я переделывала по нескольку раз. А в роли апостолов я решила изобразить своих итальянских друзей и знакомых. Например, человек, позировавший мне Христа, - это граф Пеппи Морджа, по профессии лайт-дизайнер. Это он создал недавно подсветку для римского фонтана Треви и купола базилики Святого Петра, а лет пятнадцать назад он организовывал российские гастроли итальянских певцов, в частности Тото Кутуньо.
- Как начиналась ваша работа в Италии. Видимо, непросто было завоевать известность в стране, которая испокон веков славилась своими великими живописцами?
- Конечно, интересных и талантливых художников в Италии очень много и сейчас, как много и подлинных ценителей искусства. "Здесь такая манера письма давно умерла", - сказал мне как-то профессор из местной академии художеств. Портрет - это частичка самого человека, на нем изображенного, и желание сохранить ее для потомков вполне понятно. Но совсем немного таких, которые хотели бы увидеть себя, изображенным в стиле Ван Гога, например. В отличие от модных течений в живописи, от которых, видимо, итальянцы уже устали, классический стиль позволяет глубже проникнуть в характер, создать "живое" изображение. Люди, желающие иметь у себя дома на стене свой портрет или изображение кого-то из своих близких, хотят, чтобы их узнавали.
- Как определяют ваш стиль письма эксперты-искусствоведы?
- Реализм. Хотя мне приходилось слышать и о том, что этому стилю следует придумать название. Это лишь еще раз доказывает то, что традиции итальянской классической школы живописи потеряны. Одна моя знакомая, которая училась здесь в художественной академии, рассказала мне как-то о своих впечатлениях. Ее пожелание совершенствовать классические приемы рисунка вызвало недоумение учителей. Ей ответили: для нас важней и интересней ваше самовыражение, остальное, если захотите, изучите потом сами.
В нашей школе было все наоборот: сначала начинающему художнику стремились заложить классические основы мастерства. Кстати, этому мы учились по картинам, прежде всего великих итальянских художников эпохи Возрождения. Только после этого художник отправлялся в "свободный полет", и вот тогда техника письма позволяла ему значительно более полно осуществлять свои замыслы. Это как в музыке: не владея нотной грамотой, нельзя создать ничего, какими гениальными ни были бы идеи.
Кроме этого, в России, в отличие от той же Италии, всегда начинали учить живописи с самого малого возраста. Я, например, взялась за кисть, когда мне было всего пять лет. Сейчас, к сожалению, и у нас все более утверждается западная модель и приоритет самовыражения над классической техникой.
- Ваша "визитная карточка" -- это прежде всего портреты Папы Римского. Как проходила работа над заказом такого непростого клиента, и как вышло, что вас, художницу из России, к тому же православную, пригласили в официальные портретисты Ватикана?
- В Ватикане обо мне узнали от "мальтийцев", - до этого я писала портреты по заказу Мальтийского ордена. На предложение попробовать написать портрет Папы трудно было ответить отказом. Моя православная вера для них не явилась препятствием, во всяком случае, об этом со мной никто никогда не говорил.
Это была очень интересная, хотя и кропотливая работа. Вместо обычных двух месяцев она продолжалась девять. Вначале из представленных мной эскизов выбрали наиболее подходящий, затем были многочисленные посещения папских частных аудиенций. Дело в том, что Папе по статусу запрещено позировать, и приходилось делать множество фотографий, советоваться по поводу самых мелких деталей. Мне поочередно приносили посох, одежду, перстень... Интересная история вышла с перстнем Папы. Эта вещь именная, у каждого понтифика он свой, и со сменой Папы каждый раз переплавляется. По моей просьбе мне принесли перстень в студию. Я его осмотрела, долго перерисовывала, а затем мне позвонили и попросили поторопиться, сказав, что Папа ждет его назад, поскольку он необходим для официальных церемоний.
Директор ватиканских музеев увидел картину еще незавершенной и сказал: это будет официальный портрет Папы. Церемония вручения совпала с празднованием 80-летия Иоанна Павла II. Позже этот портрет печатался на официальных документах синода Римско-католической церкви и теперь вывешен на постоянной экспозиции в музее папского Латеранского дворца.
Кстати, заказчикам очень понравился и мой маленький секрет, который на картине сразу не заметишь. На блестящем посохе Папы - маленькое отражение Мадонны с младенцем. По моей задумке оно символизирует покровительство Девы Марии, которое, как считается, уберегло Иоанна Павла II во время покушения.
- Вы часто прибегаете к подобным "фокусам" в своих картинах?
- Меня это забавляет. Мои заказчики тоже в восторге, ведь на их картине есть особый секрет, о котором знают только они и я. Иногда это мое еле заметное отражение в каком-нибудь предмете интерьера, иногда я на заднем фоне видна через открытое окно среди прохожих на улице...
- После портретов Папы заказы на портреты потекли рекой, и, говорят, ваша работа расписана уже на полтора-два года вперед.
- Это верно. На днях, например, позвонила жена Адриано Челентано, Клаудиа Мори, хотела заказать семейный портрет, но я пока была вынуждена отказать: много дел. Сейчас идет работа над официальными портретами Великого герцога Люксембургского и его семьи. После, наверно, займусь портретом президента Италии Чампи, ждут другие заказы из Италии, Америки, Голландии, Австрии, Великобритании, Франции.
- И все же удается ли писать что-то для себя, по вдохновению?
- Когда работаешь на заказ, без вдохновения тоже никак не обойтись, иначе просто ничего не получится. На работу "для себя" времени действительно не остается, к сожалению. Вот уже два года, как собираюсь написать картину на один известный мифологический сюжет, - некогда. Боюсь, так ее и не напишу, поскольку в этом деле важно "ловить момент". Муза - дама капризная.

Слава пришла к православной художнице из России после того, как в 2000 г. она написала официальный портрет Папы Иоанна Павла II

Член ордена

Сверстники во время перемен носились по коридорам или играли во дворе в классики, а 10-летняя Наташа перебегала улицу и оказывалась в Третьяковке. Ученица художественной школы имела право свободного прохода в музей. Когда пришло время поступать в институт, выбрала только что организованную Академию художеств Ильи Глазунова: «Илья Сергеевич старался брать мальчиков, считал, что женщина должна не искусством заниматься, а семьёй». Однако для Наташи сделал исключение, оценив её работы. Потом она стала одной из его любимых учеников. Именно благодаря Глазунову она впервые попала в Италию. А вскоре вернулась туда, чтобы устроить в 1994 г. выставку своих работ. Картины были успешно распроданы. Она решила задержаться на несколько месяцев, но в итоге задержалась на 15 лет. Думала, рисовать итальянские красоты, а стала официальным портретистом Ватикана.

Впрочем, «портретная история» началась с принца Массимо Ланчелотти. Клиента-аристократа «сосватал» галерист, который понял, что у русской художницы блестящее будущее. Принц портретом остался доволен, а галерист решил навязать Наталье кабальный договор, на который художник не пошла. Месяц сидела без заказов, и вдруг звонок: «Здравствуйте! Наталья? Наконец я вас отыскал. Недавно был в резиденции у принца Массимо, видел вашу работу...» Наталью удивило, что звонивший также представился фамилией Ланчелотти. Незнакомец объяснил, что их - Ланчелотти - много, это один из самых почтенных и старинных родов Италии. Так, уже без всяких посредников, Наталья написала портрет ещё одного аристократа. Потом два года работала с семейством Великого герцога Люксембургского - написала портреты пяти его детей, супруги самого герцога. Позже к ней обратились представители Мальтийского ордена. Чтобы состоять в этой организации, надо документально доказать «голубую кровь» на протяжении семи поколений. Мальтийцы настолько прониклись творчеством русской художницы, что сделали её членом ордена. Те же мальтийцы расхвалили Царькову в канцелярии Папы Римского. И в 1998 г. Наталья получила официальное предложение запечатлеть на холсте Папу Иоанна Павла II. «Портрет зрел в голове год, я вынашивала его, как ребёнка. Бывала на аудиенциях у Папы, слушала его проповеди, читала его книги. Потом провела у себя в студии четыре месяца. Вставала в 5 утра и только вечером убирала кисти. Самым волнительным был момент, когда пришло время показать работу самому Папе. Он внимательно рассмотрел картину, а потом на русском языке сказал: «Да здравствует русское искусство! Продолжайте в том же духе». Портрет ему очень понравился».

Искала младенца по всей Европе

До Натальи Папу Иоанна Павла II рисовали не раз. Однако именно портрет кисти Царьковой получил статус официального. Картина висит в Ватикане, а напечатанные копии миллионами расходятся по миру. Когда Иоанн Павел II отошёл к Богу и на папский престол взошёл нынешний понтифик - Бенедикт XVI, у папской канцелярии не было сомнений, кому доверить его официальный портрет.

- Ватикан не смущает, что вы православная?

Нет, мы же христиане. Себя я воспринимаю как посла доброй воли православия на католической земле.

Недавно в Ватикане прошла выставка портретов римских пап за последние пять веков. Были представлены полотна Рафаэля, Караваджо… и Натальи Царьковой. Наталья поставила рекорд в мировой истории живописи - она единственный художник, который написал сразу трёх римских пап - Иоанна Павла II, нынешнего Бенедикта ХVI и Иоанна Павла I (взошёл на престол в 1978 г. и умер спустя 33 дня. - Авт.). Портрет последнего Наталье пришлось писать по фотографиям.

- Не устали работать с аристократами и римскими папами?

А я не только с ними работаю. Когда писала картину «Тайная вечеря», то ходила по улице и искала нужные лица. Или, когда рисовала Богородицу с младенцем, столько детей пересмотрела, даже ездила в другие страны. Или вот портрет начальника швейцарской гвардии. Он захотел позировать в старинных доспехах, которые весили 35 кг. Каждый раз два ассистента целый час эту амуницию на него надевали.

- А что с личной жизнью?

На предложения руки и сердца отвечаю отказом. Считаю, моё предназначение в работе. Если Бог дал талант, надо отдавать его людям до последней капли.

Лариса Зеленцова

Международный Альянс Стратегических Проектов БРИКС

Наталья Царькова - та самая таинственная и малоизвестная на Родине, в России, художница, которая нашла свое место под солнцем в солнечном Риме; первая женщина, удостоившаяся звания официального портретиста Папы Римского. А если учесть, что она православная, то степень уважения, оказанная Ватиканом русской художнице, поистине не имеет границ. Тот факт, что она не католичка, никогда не порождал проблем. Как замечает сама художница, она чувствовала, что через искусство она могла бы стать тем связующим звеном между православием и католицизмом, которого так давно не хватает этим двум конфессиям.

Родилась в Москве в 1967 году. Училась живописи в Краснопресненской художественной школе, потом в МСХШ при Институте им. Сурикова. Параллельно поступила в только что открывшуюся Академию Ильи Глазунова. На курсе у Глазунова она была единственной девочкой, лучшей по классу портрета. Живет и работает в Риме с 1994-го. Когда она впервые приехала в Италию, навестить подругу, ее имя не было известно никому. Несколько картин, которые она захватила с собой, быстро обратили на себя внимание итальянцев и моментально разошлись по частным коллекциям. Вскоре стали появляться заказы на портреты от аристократов, политиков, деятелей искусства и просто состоятельных итальянцев.

Но настоящая слава и взлет в карьере произошли после написания двух портретов Папы Иоанна Павла II, которые Ватикан признал официальными изображениями римского понтифика. Так, русская художница, москвичка Наталья Царькова стала единственной в мире живописи, которой удалось написать портреты трёх римских пап: Иоанна Павла I (взошёл на престол в 1978 году и умер спустя 33 дня), Иоанна Павла II и Бенедикта XVI. Сейчас художница работает над портретом Папы Франциска.

По удивительной случайности студия Натальи Царьковой находится в одном из самых «русских» кварталов Рима, возле площади Барберини. В двух шагах дом, в котором жил Гоголь и писал «Мертвые души». Напротив, через дорогу, у «четырех фонтанов», располагалась квартира Карла Брюллова, написавшего в Риме «Последний день Помпеи». Неподалеку от Барберини жили Александр Иванов и Орест Кипренский.

Центральное место в ее студии, сплошь увешанной картинами, отведено «Тайной вечери» - с этой работой Наталья пока не хочет расставаться, несмотря на многочисленные предложения от частных коллекционеров и музеев. Монументальное полотно, 220х150 см, стало еще одной заметной вехой в ее творчестве.

Картина поражает неожиданным ракурсом и художественным решением одного из самых известных религиозных сюжетов. Этой картине российской художницы была оказана особая честь: ее первый официальный показ состоялся в трапезной Санта Мария Делла Грацие в Милане рядом с известным шедевром «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Впервые картину Царьковой показали перед Пасхой в Риме, и ее, как послание мира, благословил сам Папа Римский Иоанн Павел II. На церемонии в Милане вместе с художницей пурпурное покрывало с полотна сдернул специально приехавший из Ватикана хранитель архивов и библиотеки Римско-католической церкви кардинал Джордже Мария Мейа, который потом в пространной речи очень лестно отозвался о достоинствах картины и даже проследил духовную связь между авторами версий «Тайной вечери» - от великого Леонардо до этой миниатюрной русской женщины Натальи Царьковой.

В Италии эту картину назвали «Тайной вечерей третьего тысячелетия». На фреске Леонардо да Винчи Христос смотрит на хлеб, у других авторов - на небо. На картине Царьковой Христос повернулся и смотрит на мир трагическим взглядом, с укором и в то же время с любовью, пониманием. Смотрит на каждого из нас. В душу.

В углу полотна в образе служанки она изобразила себя, смотрящую через приоткрытую дверь. Это несовместимо с традиционными канонами «Вечери», но таким образом художница хотела подчеркнуть связь с днем сегодняшним. Это взгляд из 3-го тысячелетия.

В роли апостолов Наталья решила изобразить своих итальянских друзей и знакомых. Например, человек, позировавший ей Христа, - это граф Пеппи Морджа, по профессии лайт-дизайнер. Это он создал подсветку для римского фонтана Треви и купола базилики Святого Петра. «Иуда» - стилист миланской моды Джилермо Мариотто; блистательный римский адвокат Витторе Корделла, благородный профиль и густая копна длинных седеющих волос которого представляют на картине св. Андрея Первозванного. Св. Иоанна Наталья писала с графа Андреа Марини, Филиппа - с профессора архитектуры графа Дарио дель Буфало. А моделями для образов Симона, Фаддея и Фомы послужили соответственно великий приор Мальтийского ордена Франц фон Лобштайн, граф Романо дель Форно и принц Николо Боргезе.

В 2008 году художнице, по случаю Канонизации Блаженного Отца Джакомо из Ливана, был заказан его официальный многофигурный портрет. Эта картина была благославлена Папой Римским в Ватикане и помещена в церкви Санта-Мария-дель-Марсе в Бейруте, где находятся мощи святого.

Царькова не просто портретист, она также пишет и лики святых. Среди ее известных работ подобного рода весьма значимое место занимает портрет итальянской монахини-миссионерки Беаты Ассунты Марчетти (Beata Assunta Marchetti, 1871 -1948 ), содействовавшей основанию организации сестер-миссионерок св . Карла Борромео ,несшая послушание в Бразилии , была причислена к лику блаженных в Сан -Пауло 25 октября 2014 года . Ее портрет висит в Соборе Сан-Паулу (Catedral da Sé ) и почитается бразильцами как икона .

Наталья Царькова – художник многопрофильный и разносторонний. С одной стороны, она пишет портреты Пап и лики канонизированных святых, а с другой, - портреты первых лиц государства, королевские семьи и библейские сюжеты. Ее картины несут особую глубокую энергетику, которая не оставляет равнодушным ни одного созерцателя ее шедевров, которые являются ярким отражением и воплощением глубокой русской души, находящейся в вечном поиске самовыраженияи наведении мостов между народами мира.

В Московская художница в Ватикане

В очередь на портрет к ней выстраиваются герцоги, лорды и президенты, а её картины выставляются наравне с Караваджо, Рафаэлем и Веласкесом.

«Это было на выставке портретов пап в Вашингтоне в 2005 году, — делится московская художница Наталья Царькова. — Там были представлены свыше 500 работ авторов разных эпох, включая Рафаэля, Веласкеса и других. Тем не менее группа экспертов включила два мои портрета Иоанна Павла I и Иоанна Павла II в список пяти лучших вещей выставки».

Сегодня русская художница — одна из самых востребованных портретистов среди европейских аристократов, и очередь к ней расписана на один-два года вперёд. Её картины хранятся в частных коллекциях, выставляются на выставках Америки, Европы и России. Своё предназначение она видит в работе и потому отказывает на все предложения руки и сердца: «Если Бол дал мне талант, то нужно отдавать его людям до последней капли», — поясняет она.

Русская художница родилась в Москве в 1967 году. Окончила Краснопресненскую художественную школу, затем Московский академический художественный лицей при Суриковском институте — крепкой классической школе живописи. Параллельно Наталья поступила в Академию Ильи Глазунова, народного художника СССР, возродившего традиции высокого реализма. На курсе Глазунова она была единственной и лучшей девушкой по классу портрета. «Для меня всегда служили примером Микеланджело, Бернини, Рафаэль и их шедевры были вдохновляющим примером».

После обучения Наталья Царькова поехала в Рим на два месяца, но до сих пор живёт и трудится в итальянской столице. Отъезд пришлось отложить. После портрета принца Массимо Ланчелотти к ней посыпались заказы на портреты от царствующих домов, государственных мужей, кардиналов, европейской знати. В их числе князь Людовизи, в роду которого было пять пап, включая Григория XIII, который ввёл новый григорианский календарь. После портрета великого магистра Мальтийского ордена сэра Эндрю Бертиса Наталью Царькову приняли в Дамы мальтийского военного ордена и заметили в Ватикане. «Рим не отпускал меня, и, я думаю, это провидение: мне суждено было написать папу», — считает сама художница.

Наталья Царькова писала официальные портреты Иоанна Павла I, Иоанна Павла II, Бенедикта XVI, а сейчас трудится над портретом папы Франциска, став единственным российским официальным портретистом римских пап. «Разные религии никогда не мешали мне работать, — говорит Наталья Царькова, — ведь нас объединяет вера в Христа». По словам художницы, это обстоятельство, напротив, служит связующим звеном между католиками и православными.

О каждом папе Наталья отзывается с теплотой. Особый подарок она подготовила Бенедикту XVI в день его 85-летия — детскую книжку «Тайна небольшого пруда» с предисловием личного секретаря Папы и иллюстрациями в стиле средневековой миниатюры. По сюжету, одним из главных персонажей книжки был сам понтифик: по утрам он приходил к пруду садов Кастель-Гандольфо, молился и кормил маленькую красную рыбку.

В 20о2 году в Милане состоялся первый показ картины Натальи Царьковой «Тайная вечеря». Она была выставлена в трапезной доминиканского монастыря Санта Мария Делла Грацие, что стало волнительным и символичным моментом: заднюю стену трапезной украшает фреска Леонардо да Винчи, которая также изображает сцену последнего ужина Христа.

До сих пор «Тайную вечерю» писали только мужчины, но московскую художницу это не остановило. Более того, она иначе подошла к композиции картины, зайдя к ней с обратной стороны и, изобразила Христа в полуобороте, смотрящего с полотна прямо на людей. Ещё одной необычной деталью стало появление женского образа — слева из-за портьеры выглядывает любопытная женская голова — автопортрет Натальи. Кстати, для других персонажей тоже позировали реальные люди: Христос — граф Пепи Морджа, св. Андрей Первозванный — адвокат Витторе Корделла, Филипп — граф Дарио дель Буфало, Фома — принц Николо Боргезе и т.д. Картину лично благословил папа Иоанн Павел II, а кардинал Джордже Мария Мейе выступил с речью, где проследил духовную связь между авторами различных версий «Тайной вечери», начиная с Леонардо да Винчи и заканчивая удивительной русской женщиной.

В настоящий момент Наталья Царькова продолжает выполнять заказы, а в редких мгновениях между ними трудится над картиной Святого Георгия. Она также мечтает написать портрет Патриарха Кирилла и картину на один известный мифологический сюжет, о котором пока не рассказывает.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные