Баре на классической гитаре. Прием баррэ. Послушайте как играется

В данном посте мы поговорим о том, что такое баррэ и как с его помощью играть аккорды.
Баррэ – это приём игры на гитаре, при котором указательным пальцем левой руки (если же Вы левша и зажимаете струны правой рукой, то всё делается также, только для правой руки) зажимаются все струны на определённом ладу. Хотелось бы сказать, что ещё существует так называемое малое баррэ, когда указательным пальцем зажимаются 3 или 4 струны. Баррэ на гитаре при начальном освоении сложно даётся начинающим музыкантам, но это очень важный приём потому, что многие аккорды играются только с баррэ.

Как же играть баррэ? Чтобы правильно освоить этот приём сначала потренируйтесь зажимать указательным пальцем все струны на любом ладу. Проведите по струнам правой рукой. Все звуки должны чётко звучать. Это получится не сразу, поэтому основательно попрактикуйтесь. Теперь перейдём непосредственно к аккордам.

В предыдущем уроке мы рассмотрели основные и расположение нот на гитарном грифе. Для примера теперь рассмотрим аккорд Фа Мажор (F). Этот аккорд как раз играется с баррэ.

Аккорд F

Первым пальцем мы прижимаем все струны на первом ладу, второй палец зажимает третью струну на втором ладу, третий палец – пятую струну на третьем ладу, а четвёртый палец – четвёртую струну на третьем ладу. Напоминаю Вам, что первой нотой аккорда должна быть тоника, то есть нота Фа (F). Можно заметить, что без приема баррэ – это аккорд E, сдвинутый на один лад. Вот в этом то и кроется интересная особенность баррэ. Мы как бы сдвигаем верхний порожек, например, на один лад и наш аккорд повышается на полтона. Если сдвинуть аккорд F ещё на один лад, то получится аккорд F#.

Аккорд Fm

Он получается перемещением аккорда Em на один лад.

Приведу ещё несколько широко используемых аккордов с баррэ. Посмотрите сами, из каких аккордов они получаются и как именно.

Аккорд Hm

Для большей наглядности приведу фотографию того, как этот аккорд берётся на гитаре.

Аккорд H

Аккорд Gm

Аккорд Cm

Одна из первых проблем, с которой сталкиваются начинающие гитаристы — это закрытые аккорды или аккорды-баррэ. Сложность состоит в том, что указательный палец должен зажимать на одном ладу от четырех до шести струн одновременно. Естественно, сразу приучить руку к такому элементу довольно сложно. И именно об этом будет наша сегодняшняя статья.

В сети Интернет имеется довольно много различных видео-уроков, статей, теоретических аспектов закрытых аккордов, в общем, много разного материала. Я же хочу подойти к данному вопросу с другой стороны — без лишних слов, сразу к советам и рекомендациям. И в этом мне помогут некоторые опытные преподаватели, авторы видео-уроков на сайте .

Альберт Фатхутдинов: «Как это было...»

Довольно быстро получилось уяснить азы игры на гитаре, и взятие закрытых аккордов стало одной из первых серьезных трудностей в моей практике. Потребность в этом появилась, когда я, как и все начинающие гитаристы, желающие задеть сердце девушки, начал пробовать играть песню группы Ахра "Карие глаза". Все замены аккорда F, позволяющие обыграть этот аккорд в открытой форме, меня, откровенно говоря, достали, да и расти в плане мастерства — тоже хотелось. Признаюсь, это было больно. Металлические струны, серьезное натяжение и большая высота струн сделало этот этап гитарной жизни действительно сложным. Я даже хотел бросить «карьеру музыканта», когда у меня не получалось долгое время. Но мой знакомый, который научил меня держать гитару, сказал, что это нормально, и я пытался, много пытался... Играл песни с закрытыми аккордами снова и снова... Как сейчас слышу этот глухой звук далеко не полностью взятого баррэ. Указательный палец опухал, а мозоли на нем заставляли удивляться окружающих. Довольно длительный промежуток времени ушел на постижение этого «искусства». Как-то я взял в руки электрогитару, на которой струны гораздо «мягче», и у меня получилось! Я был жутко рад, и со временем сделал это и на своей акустической гитаре. Баррэ действительно облегчает и украшает игру. Это аккорды на 10 ладу. Это повысить тональность в любой момент. Это показать, что ты — гитарист. Удачи всем, кто встретил эту вполне традиционную гитарную проблему! Берите баррэ! Играйте на гитаре!

Разборы Альберта можно посмотреть по .

Иван Селиванов: «Что нужно делать...»

Для развития техники игры на гитаре необходимо много тренироваться. Начинать нужно не спеша, извлекать каждую нотку, без лишних призвуков и «грязи». Чтобы научиться зажимать баре на гитаре, необходимо начинать с простых аккордов. Для развития указательного пальца есть простое, но действенное упражнение. Зажмите указательным пальцем (всего одним пальцем, другие пока не учувствуют) первую и вторую струны на пятом ладу (зажимать можете на любом с первого по 24-й). Постарайтесь сыграть так, чтобы обе ноты звучали одинаково звонко. Если у Вас получается, и ноты звучат ровно, без «грязи», чётко и без резкого затухания — зажмите указательным пальцем уже три струны (первую — самую тонкую, вторую и третью). Проделайте то же самое. Продолжайте постепенно увеличивать количество струн, но помните, что каждая нотка должна быть читаема! После того, как у Вас получилось зажать на пятом (или любом другом ладу) — двигайтесь дальше по грифу. Уменьшение длины лада может доставлять некоторые неудобства при зажатии аккорда. Скажем, начиная с 14 лада, зажать струны становится проблематично.
Если у Вас всё звучит красиво и звонко — можно переходить к аккордам. Начинать лучше также с простых аккордов (к примеру — Си минор, он же Hm). Не гонитесь сразу за «Ля мажором» с тоникой на 5 ладу шестой струны. Отрабатывайте аккорды на пяти струнах, затем постепенно переходите на 6 струн.
Удачи!

Разборы Ивана можно посмотреть по .

Шамиль Вяльшин: «Как делал я...»

Я тоже не стану «держать в себе» опыт постижения баррэ и поделюсь своими советами. Я учился на аккорде F. Чтобы взять его, мне понадобился, примерно, месяц. Проблема была не в том, чтобы зажать все струны на первом ладу, а в том, чтобы остальными пальцами попасть туда, куда нужно. Поэтому сначала я брал аккорд F после аккорда Dm, поскольку там средний палец остается на месте, нужно лишь поставить безымянный и указательный, ну и, естественно, лад перекрыть. Это мне очень сильно помогло. Постепенно я начал брать баррэ и после других аккордов, на разных ладах, в различных позициях. Сейчас аккорды-баррэ для меня ничем не отличаются от простых аккордов. И все потому, что мое желание играть было сильнее этой «проблемы». Все в наших руках, причем, здесь эта фраза употреблена в буквальном смысле.

«Е» в открытой позиции. Расположите пальцы следующим образом: 2-й палец (средний) – G (3-я на I ладу);
3-й палец (безымянный) – А (5-я струна на II ладу);
4-й палец (мизинец) – D (4-я струна) на II ладу.

Не меняя положения пальцев, спуститесь по грифу, чтобы второй палец оказался на IV ладу, третий и четвертый – на V ладу.

На третьем ладу плотно прижмите первым (указательным) пальцем все струны на III ладу. При этом ни одна струна не должна дребезжать. Получится аккорд баррэ «G» группы «Е» на III ладу. Держите руку так, чтобы не ощущалось дискомфорта. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что можете уверенно играть данный аккорд.

Теперь выучите пять вариантов каждого из аккордов группы «А». Они немного сложнее предыдущих, поскольку требуют гибкости и значительной растяжки пальцев. Частые упражнения помогут освоить эти аккорды. Сыграйте в обычной открытой позиции аккорд «А», но вместо первого, второго и третьего пальцев используйте второй, третий и четвёртый:2-й палец (средний) – D (4-я струна на V ладу);
3-й палец (безымянный) – G (3-я струна на V ладу);
4-й палец (мизинец) – H (2-я струна на V ладу).Не меняя позиции, переместите пальцы на V лад.

Возьмите баррэ на III ладу первым пальцем, прижав все струны плотно, чтобы ни одна не дребезжала. Получится аккорд баррэ «С» группы «А» на III ладу.

Приступайте к расширению своего репертуара. От всех этих аккордов возможно построение производных форм. Сделать это можно, не изменяя исходного положения руки. Вы можете разнообразить игру, не запоминая варианты аппликатур.

Видео по теме

Обратите внимание

Если болит рука, остановите игру. Руку нельзя перенапрягать, кистевой туннельный синдром – профессиональное заболевание музыкантов.

Полезный совет

При игре барре как можно плотнее прижимайте к грифу первый палец. Чтобы не травмировать суставы, расположите палец слегка боком.

Прием баррэ необходимо освоить каждому гитаристу. Он применяется очень часто и позволяет брать аккорды в разных тональностях с использованием одной и той же аппликатуры. Указательный палец левой руки в этом случае играет роль дополнительного порожка, который передвигается с одного лада на другой. Остальные пальцы зажимают струны на нужных ладах.

Инструкция

Начните осваивать малое баррэ. При выполнении этого приема зажимаются не все струны, а несколько - как правило, три или четыре. Если пальцы левой руки у вас еще недостаточно сильные, поставьте хотя бы временно нейлоновые струны даже в том случае, если вы предполагаете в дальнейшем играть на металлических. Отрегулируйте гриф, чтобы расстояние между грифом и струнами было не более 0,5 см. Очень может быть, что у новой гитары придется подточить порожки.

Зажмите указательным пальцем три первые струны. Палец должен лежать абсолютно ровно и зажимать все струны одинаково сильно, иначе звук получится дребезжащим. Остальными пальцами пока ничего не делайте. Не расстраивайтесь, если в первый момент не получится расслабить левую руку. Добивайтесь этого, но приготовьтесь к тому, что придется потренироваться несколько дней.

Не забудьте правильно поставить большой палец. Он находится под грифом, строго напротив того лада, на котором берется баррэ. На большой палец может находиться и на струнах, зажимая их сверху. Гриф при этом лежит на ладони. Таким приемом очень часто пользуются при исполнении цыганских музыкальных произведений. Указательный палец должен быть совершенно прямым и лежать параллельно порожку. Лишь в некоторых сложных аккордах допустимо класть его под углом.

Когда все три зажатые струны у вас будут звучать одинаково ровно, добавьте четвертую. Это должно получиться гораздо быстрее, чем предыдущий этап. Начинайте задействовать остальные пальцы. Подберите подходящий аккорд, научитесь его брать на одном из нижних ладов. Постепенно передвигайте указательный палец по грифу и используйте ту же аппликатуру. Определите, какие аккорды вы научились брать.

Поставьте большое баррэ. Пережмите указательным пальцем левой руки все струны. Попробуйте сыграть арпеджио. Если все струны звучат ровно, возьмите баррэ без использования остальных пальцев по очереди на всех ладах. Один только этот прием привел к тому, что у вас в арсенале оказалось множество аккордов, и вам больше не надо пользоваться каподастром.

Подберите подходящий аккорд, поставьте баррэ и зажмите остальными пальцами другие струны на нужных ладах. Добейтесь ровного звучания, после чего повторите эту же аппликатуру на других ладах.

Начните играть последовательности основных аккордов в разных . Начинайте с тех, которые вы уже знаете. Например, освоив последовательность основных аккордов в ля-миноре, сыграйте ее же в си-миноре, поставив большое баррэ на первом ладу. Таким образом пройдите все тональности.

Видео по теме

Обратите внимание

В нотах баррэ обычно обозначается квадратной скобкой, стоящей перед аккордом. Вверху или сбоку ставится номер лада, обычно римской цифрой.

В табулатурах баррэ может обозначаться по-разному. Его могут и вообще не обозначить. Если вы видите, что несколько расположенных рядом струн зажимаются на одном и том же ладу, используйте этот прием.

Источники:

  • как научиться играть чтобы звучали все струны

Несмотря на то, что «барре» - один из основных приемов игры на гитаре, он может вызывать серьезные трудности у начинающих музыкантов, а некоторых и вовсе отговорить от изучения инструмента. Виной тому – сложная постановка пальцев и серьезные физические усилия на первых этапах.

Инструкция

Доведите до идеала все открытые аккорды. Во всем нужно сохранять системность, а в обучении игре тем более. Если вы возьметесь за барре, тщательно не изучив более простые приемы игры, то столкнетесь с целым рядом ненужных проблем. Поэтому убедитесь в том, что при игре на открытых струнах у вас не возникает болевых ощущений в пальцах, звук получается качественным, а переход к новому аккорду происходит интуитивно.

Разберите аппликатуры основных закрытых аккордов. Запомнить таковые очень легко: барре - это не более чем ля, ми (A, E) и их производные. Например, поставьте аккорд ми мажор (E), а после сдвиньте его вправо на один лад. Теперь зажмите струны на тех же ладах, но без указательного пальца (мизинцем, безымянным и средним), а освободившийся указательный «положите» на все струны на первом ладу. Фактически, вы «укорачиваете» гриф, выставляя собственный палец вместо крайнего порожка (по этому же принципу работает каподастр). Аналогичным образом ставится большинство закрытых аккордов. «Сдвинутое Е» - это F; A превращается в B. Em это, соответственно, Fm, а Am – Bm.

При постановке аккорда правильно распределяйте нагрузку. Прежде всего, не пытайтесь одинаково прижать все струны. Например, у Bm «двойка», «тройка» и «четверка» уже зажаты правее чем барре, поэтому ваш указательный должен прижать только «единицу», «пятерку» и «шестерку». Более того, 6-ая струна не слишком сильно влияет на звучание, поэтому ее можно просто легко касаться пальцем. Тогда постановка становится максимально удобной. Аналогично и для F: сконцентрируйтесь на закреплении «единицы», «двойки» и «тройки», а верх можете расслабить. Палец при этом кладите не перпендикулярно грифу, а ребром – так вы уменьшите нагрузку. Для удобства создайте себе опору из большого пальца с другой стороны грифа.

Изучите варианты постановки закрытых аккордов на разных ладах. При помощи барре можно поставить любой открытый аккорд, однако он будет иметь несколько иное звучание (как правило, более высокое). Например, если вы поставите F на пятом ладу, то получите более звонкий вариант A. Или если вам нужен аккорд до-минор (Cm), то нужно поставить Bm от третьего лада. Полный список положений вы можете найти в любом учебнике или на просторах интернета.

У новоиспеченных гитаристов часто возникает проблема, связанная с тем, что не получается взять баре. На самом деле обучиться этому не так сложно, необходимо лишь запастись терпением и не прекращать тренировки.

О том как научиться ставить барре если не получается зажимать струны и брать полнозвучный аккорд барре на гитаре эта статья.
К одному наиболее сложных приёмов на шестиструнной гитаре относится приём постановки аккордов барре. Указательный палец при приёме игры барре прижимается параллельно ладу и зажимает одновременно от двух до шести струн на грифе гитары. Существует малое барре, при котором указательный палец зажимает от двух до четырёх струн аккорда и большое барре, где зажимается одновременно пять или шесть струн. Римские цифры, выставленные при этом над написанными или схематически изображёнными аккордами, обозначают номер лада, на котором исполняется приём барре. Благодаря приёму барре и квартовому строю инструмента на шестиструнной гитаре можно брать шести звучные аккорды почти по всему грифу играя во всех тональностях. Именно благодаря этому шестиструнная гитара настолько популярна во всём мире.

Как надо ставить аккорды барре на гитаре

Чтобы начать осваивать приём барре, необходимы следующие условия для достижения положительного результата:

Дека гитары должна быть расположена вертикально положения пола. Ставить барре при правильной посадке намного проще. Правильная посадка гитариста показана в статье . Левая рука при исполнении приёма барре не должна быть согнута в запястье вызывая тем самым лишнее напряжение в кисти. На фото показан допустимый изгиб запястья левой руки. Желательны нейлоновые струны, при зажиме которых нет болезненных ощущений и более быстрое достижение результата постановки барре.


Зажимать струны следует как можно ближе к металлическому ладовому порожку. На фотографии показана левая рука выдающегося испанского гитариста – виртуоза . Обратите внимание – указательный палец прижимает струны аккорда практически на ладовом порожке. В этом месте легче всего зажать струны для исполнения приёма барре.


Указательный палец левой руки, зажимающий струны при приёме барре, прижимает их плашмя при этом остальные три пальца остаются определённо свободными для возможности постановки аккорда. Если брать барре ребром пальца, то остальные три пальца просто не смогут обрести ту определённую свободу, которая так необходима.

Для того, чтобы правильно брать аккорды барре на гитаре на фотографии красной чертой указано то место указательного пальца которым следует зажимать лады.
При этом надо отметить, что если ставить барре ребром пальца, некоторые струны не звучат из-за конфигурации (формы) указательного пальца. Я сам начиная разучивать приём барре действительно думал, что ставить барре не получается только потому, что у меня не ровный (кривой) указательный палец и я с бешеным усилием давил им по середине лада не догадываясь, что надо развернуть немного ладонь и прижать палец плашмя почти на самом металлическом порожке (ладу).

При зажиме барре обратите внимание, чтобы кончик указательного пальца лишь слегка выступал за край грифа. Он должен плотно прижимать все струны при этом большой палец с обратной стороны грифа находится где – то на уровне второго пальца прижимаясь и как бы создавая противовес указательному.


Попробуйте поставить указательный палец, зажимая барре и поищите положение при котором все струны озвучиваются. Ставя аккорды барре, старайтесь, чтобы фаланги второго, третьего и четвёртого пальца не прогибались и подобно молоточкам зажимали струны на грифе гитары.


Не надейтесь, что всё у Вас получится быстро. Для достижения результата придётся потренироваться, ища для стабильного исполнения и полного ощущения контакта грифа и комфортного положения пальцев. Не старайтесь слишком и не усердствуйте, если начинает уставать кисть левой руки, дайте ей отдых – опустите вниз и потрясите, а то и просто отложите инструмент на некоторое время. На всё нужно время, но если к тренировкам подключать голову, то процесс убыстрится многократно. Поиграйте Am F E Am| Am F E Am|, когда барре зажимается не постоянно, рука не успевает слишком уставать и ладонь не теряет своей эластичности в процессе исполнения аккордов. Удачи в освоении барре и дальнейших успехов!

Часть 2

В первой части мы разбирались, (фа мажор) в облегчённом варианте. Уроки второй части, в продолжение темы, также предназначены для начинающих гитаристов. Они всецело и полностью посвящены освоению малого баррэ (аккордов, в которых прижимается не все, а несколько струн). В частности, развитию указательного пальца, отработке навыка перехода из одной позиции в другую.

Весь материал, излагаемый в рамках этой статьи (2 упражнения + небольшой этюд ), дополнен табами/нотами, гитарными сетками. А также аудиопримерами и минусовками (с барабанами, басом и клавишами!). Так что заниматься будет не скучно. ; -)

Добро пожаловать на урок!

Упражнение №1: мини-баре - от одного лада к другому

Послушайте как звучат эти табы:

В этом упражнении задействован только указательный палец:

  • в 1 такте (Gmaj7/D) он прижимает 1и 2 струны на VII ладу (то есть в VII позиции);
  • во 2 т. (A7sus4/D) - на V ладу;
  • в 3 т. (G5/D) - на III ладу.
  • 4 т. (G5/D) - такое же малое баррэ, как и в 3т.; ударьте вниз (медиатором или пальцами) по первым трём струнам.

1-3 такты, каждый, играются по 2 раза простым восходящим перебором: 4 струна, затем 3, 2 и 1.

Не бойтесь «сложных» названий аккордов, приведённых в упражнениях №1 и №2. Сфокусируйте своё внимание преимущественно на оттачивании техники. А вот в заключительном упражнении (№3) вашему взору предстанут уже и знакомые по первым трём ладам наименования - Am, E - но уже в других аппликатурах.

Гитарная минусовка для занятия:

Упражнение №2: усиливаем «нагрузку» на указательный палец

Новичок, пытающийся сыграть «большое» баррэ, без должных навыков, сразу же ощущает, как туго приходится указательному пальцу. А всё потому, что, образно говоря, ему (пальцу) не хватает силы зажать все 6 струн; причём, качественно, чтобы они прозвучали. А если и гитара не в самом лучшем состоянии - струны высоко расположены над грифом, то этих «ощущений» получается ещё больше.

Поэтому целесообразно сделать более «мягкий переход». Разберём, как брать малое баррэ на трёх струнах.

Перед тем, как приступить к занятию, прочтите краткий инструктаж «Как зажимать струны правильно? »:

1. Не ложите указательный палец на лад плашмя: нажим должен приходиться на боковую часть верхней фаланги и лишь частично на подушечку.

Вариант зажима струн плашмя - только подушечкой, без задействования боковой части, - нельзя назвать неправильным. Он тоже часто применяется на практике. Однако не приемлем в контексте данного занятия. (Мы подготавливаем пальцы для освоения баррэ на всех струнах.)

2. Следите за тем, чтобы большой палец левой руки находился примерно на середине тыльной стороны грифа.

3. Не выгибайте слишком кисть (влево или вправо): правильно - если палец расположен параллельно ладам (примерно).

4. Не подымайте высоко над ладами и не закладывайте за гриф свободные пальцы.

5. Если непреодолимо сложно прижать указательным пальцем три первых струны, так чтобы они звучали, задействуйте дополнительно средний палец (2). То есть зажимайте малое баррэ двумя пальцами. Но, тем не менее, добившись чистого звучания, всё равно стремитесь сыграть аккорды без «помощника».

Предупреждение! Не допускайте появления боли в кисти. Давайте мышцам и сухожилиям отдых. Особенно, на первых занятиях!

Вот табы и ноты упражнения №2:

Послушайте как играется:

Такты 1-3, как и в упражнении №1, проигрываются по два раза (каждый). Но перебор немного другой (нисходящий): сначала 1 струна, потом 2, 3 и снова 2 . В каждом такте эта последовательность ударов по струнам играется 2 раза.

  • 1т. - малое трёхструнное баррэ на V ладу - Am/C (Ля минор с До в басу);
  • 2т. - такая же аппликатура на III ладу - Gm/Bb (Соль минор с Си бемоль в басу);
  • 3т. - на I ладу - Fm/Ab (Фа минор с Ля бемоль в басу);
  • 4т. - заключительный штрих на аккорде из третьего такта - Fm/Ab (I лад).

Минусовка:

Упражнение №3: небольшой этюд

Послушаем:

А теперь разберём ноты и табы этюда:

Перебор такой же, как и в упр. №1: басовая струна (4,5 или 6 в зависимости от аккорда), потом 3, 2 и 1.

Каждый из первых четырёх тактов играется 2 раза.

  • 1т. - D (ре мажор): аппликатура в I позиции (наверняка он вам знаком);
  • 2т. - Gm/D (Соль минор с басом Ре): баррэ на третьем ладу;
  • 3т. - E (ми мажор): аппликатура ре мажора на IV ладу;
  • 4т. - Am (ля минор) малое баррэ на V ладу;
  • 5т. - Esus4 (задержанный ми мажор): соблюдайте расстановку пальцев, указанную в сетке над тактом (1-3стр.; 3-1стр);
  • 6т. - снова E (как в 3т.)
  • 7-8 т. - Am как в 4т.

Минусовка:

Плодотворных вам занятий!

ТЕГИ

В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные