Тематические и доминантные музыкальные занятия доу. Конспект доминантного музыкального занятия в подготовительной группе детского сада. Что влияет на эффективность музыкального занятия

Традиционные , или как их еще называют типовые, музыкальные занятия являются наиболее распространенными в практике дошкольных учреждений. В их структуру входят почти все виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах), последовательность которых может быть различна. Проведение традиционных занятий обеспечивает систематичность и последовательность усвоения учебного материала, постепенное усвоение определенных умений и навыков.

Доминантные занятия - это занятия, в структуре которых доминирует, преобладает какой-либо из видов музыкальной деятельности. Используется этот тип занятий для преодоления отставания детей в определенном виде музыкальной деятельности. В этом случае другие виды музыкальной деятельности являются вспомогательными. В связи с этим принято выделять несколько вариантов структуры доминантного занятия :

занятие с доминированием восприятия-слушания музыки;

занятие, в структуре которого доминирует певческая деятельность;

занятие с доминированием музыкально-ритмической деятельности;

занятие, в структуре которого преобладает игра на детских музыкальных инструментах

Тематические. Отличительной чертой является то, что здесь музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой. Это дает возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. При этом активность детей значительно повышается. Структура тематических занятий должна быть гибкой. Она зависит от выбранной темы, музыкального репертуара, возраста детей. В процессе тематического занятия может использоваться вспомогательный художественный материал - произведения устного народного творчества (загадки, потешки, считалки, игры-забавы и др.), предметы изобразительного творчества (рисунки, картины, репродукции и др.)

Комплексные занятия - это занятия, в процессе которых обучающие и воспитательные задачи реализуются средствами сразу нескольких видов художественной деятельности (музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрализованной).

Форма организации таких занятий необычна . Она позволяет создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу радости, сотворчества. Дети чувствуют себя на таких занятиях более раскованными, раскрепощенными. Педагог помогает детям реализовать их творческие возможности, стимулирует их активность, самостоятельность детей, участвует в совместной деятельности с ними. В комплексных занятиях учебные задания и художественный материал объединяются общей темой. В этом комплексные занятия схожи с тематическими. Но, в отличие от тематических, тема в них раскрывается средствами разных видов искусства . Все виды художественной деятельности в таком занятии объединены единым художественным образом . Это позволяет детям постепенно осознать, что один и тот же образ или явление можно выразить разными художественными средствами.

Основными методами и приемами раб. с дет. на МЗ являются:

Наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на муз инструм);

Наглядно-зрительный (показ репродукций картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов; использование цветных карточек для определения характера произведения и закрепления нового слова в словаре ребенка; моделирование расположения звуков по высоте и их ритмических соотношений. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний.

Словесный метод применяется, когда педагог сообщает детям различные сведения о музыке, поясняет ее содер-е, разъясняет, как применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными навыками и т.д.

Используя практический метод (показ приемов исполнения, вариантов творческ импровизаций и т.д.), педагог рассказывает детям о способах действий, необходимых им в исполнительской и творческой деятельности. Этот метод облегчает детям усвоение муз знаний, помогает закрепить их на собствен опыте.

Практические приемы - оркестровка, передача характера музыки в движениях - позволяют глубже прочувствовать и осознать значение средств музыкальной выразительности: акцентов, динамики, пауз, темпа.

Приемы:Совместные действия ребенка со взрослым; подражание действиям взрослого;жестовая инструкция;собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.

При проведении МЗ необходимо соблюдать ряд условий: регулярность проведения; простоту и доступность; выразительность; сочетание в рамках одного занятия различных методов работы учителя и видов д. детей; повторяемость предложенного материала не только на музыкальных, но и на других видах занятий; использование ярких дидактических пособий; активное и эмоциональное участие взрослых.

Основные направления кор-пед раб:

1.Слушание музыки.

3.Музыкально-ритмические движения и танцы.

4.Игра на элементарных музыкальных инструментах

5.Театрализованная деятельность.

Игровая форма заданий помогает без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления (высота, длительность звуков ит.д.).

Другим видом исполнительской музыкальной деятельности в ДОУ являются музыкально-ритмические движения на уроках корр ритмики . Использование ритмики, музыкально-ритмических средств обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического R.

Типовые (традиционные) - включают в себя все виды музыкальной деятельности. Дети должны накапливать опыт слушания небольших фрагментов классической музыки разных времен и современной музыки, накапливать певческий репертуар, знать простейшие ритмические движения.

Реже всего применяются на занятиях слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, творчество. Преобладают же обычно пение и музыкально-ритмические движения. По-видимому, это объясняется тем, что, используя эти виды деятельности, проще составить программу концерта для праздничного утренника. А ведь именно во время слушания классической музыки дети учатся высказываться о ее характере, выражать свои предпочтения, что воспитывает вкус и формирует общие основы музыкальной культуры.

Структура типовых (традиционных) занятий определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей:

1. Уже вход детей на занятие в зал может быть различным - под звучание марша (или танца) и без музыки. Дети прислушиваются к музыке и согласовывают ходьбу с ее звучанием. Марши, звучащие в начале и в конце занятия, через некоторое время нужно менять, так как постоянное исполнение одного и того же марша притупляет эмоции детей.

2. Далее следуют музыкально-ритмические упражнения. Дети под руководством педагога стремятся выразительно выполнить знакомые движения в соответствии с настроением музыки, запомнить их, чтобы затем использовать в танцах, обучаются новым движениям.

3. После этого дети садятся, и педагог переходит к другим разделам: «Слушание музыки», «Пение», «Игра на музыкальных инструментах», включая творческие задания.

4. Завершается занятие танцем или игрой. Иногда в конце занятия педагог может обсудить с детьми: что больше всего им понравилось, что запомнилось, над чем им надо поработать самим, в чем помочь друг другу.

5. Выходят ребята из зала под звуки марша.

Необходимо тщательно продумывать очередность заданий. Например, петь после пляски из-за дыхания трудно, поэтому перед пением нужно снизить двигательную активность спокойными движениями или другими видами деятельности.

Задания, требующие сосредоточенности (слушание классической музыки), лучше давать в начале занятия. Ребятам трудно их выполнять, если они возбуждены интенсивными движениями или играми. Необходимо «собрать» их внимание, успокоить.

Во время занятия важно регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки. Педагог должен даже по ходу занятия изменять запланированную им структуру, если он чувствует, что интерес угасает или дети перевозбуждены.

Формы и методы музыкальных занятий, уроков музыки способствующих творческому развитию учащихся.

Серебренникова Мария Владимировна

МАДОУ «Детский сад «Радуга»

Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей.

О каком понятии, на ваш взгляд идёт речь?

Правильно, о творчестве

Если заглянуть в Википедию, то мы увидим, что Творчество - деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата.

Творчество - это:

    деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

    создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;

    процесс создания субъективных ценностей.

Тема нашего объединения сегодня связана с творческим развитием учащихся, то есть школьников и дошкольников на музыкальных занятиях и уроках музыки.

Таким образом, перед нами стоит задача на музыкальных занятиях и уроках музыки создать такие условия, при которых дети (дошкольники и школьники) могли бы развивать свои способности к созданию чего-либо нового!

Существуют традиционные занятия.

В зависимости от числа участвующих в них детей, выделяют:

    индивидуальные музыкальные занятия;

    музыкальные занятия по подгруппам;

    фронтальные музыкальные занятия (со всей группой)

Индивидуальные музыкальные занятия проводятся с каждым ребёнком отдельно. Индивидуально в ДОУ занимаются с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 5–10 минут во вторую половину дня. Однако с целью совершенствования музыкально-исполнительских навыков детей, а также с отстающими детьми, этот вид занятия может применяться и с детьми в старших возрастных группах. Музыкальные занятия по подгруппам, как правило, проводят с детьми 2–3 раза в неделю по 10–20 минут, в зависимости от возраста детей. Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы.

По содержанию все виды музыкальных занятий можно разделить: Типовые (или традиционные); Доминантные; Тематические. Фронтальные занятия могут быть также комплексными.

Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество). Доминантное музыкальное занятие может иметь две разновидности. Одна их них характеризуется преобладанием, какого-либо одного вида музыкальной деятельности, что позволяет более полно учесть его психологические и физиологические механизмы проявления. Вторая разновидность, доминантного музыкального занятия может быть направлена на развитие какой-либо музыкальной способности детей. В этом случае доминантное музыкальное занятие может включать различные виды музыкальной деятельности, каждый из которых направлен на совершенствование этой способности (развитие чувства ритма, ладового чувства и т. д.) Тематическое музыкальное занятие характеризуется наличием определенной темы, объединяющей все виды музыкальной деятельности детей. В зависимости от характера выбранной темы тематические занятия принято подразделять на несколько разновидностей: собственно тематические (когда тема связана с музыкой и взята из жизни, например «Природа в музыке», «Времена года в музыке» и т. д.) Главное в этих занятиях – показать возможности музыки в передаче жизненных явлений. Музыкально-тематические занятия (когда сама формулировка темы связана с музыкой, ее выразительными средствами, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов и т. д.); сюжетные музыкальные занятия. Эти музыкальные занятия объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией («Сказка в музыке» и т. д.). Целостность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей. Комплексные музыкальные занятия основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра и т. д. Цели этих занятий: объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и т. д.), обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; расширить представления детей о взаимосвязи искусств. Подготовка к комплексным занятиям достаточно трудоёмка, она требует согласованных действий воспитателя и музыкального руководителя. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц со всей группой, как правило, с детьми среднего и старшего возраста.

Вместе с традиционными формами занятий существуют и нетрадиционные формы:

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Эффективные игровые методы и приёмы в работе с детьми на музыкальных занятиях

Игровые методы. Игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Ещё В.Л. Сухомлинский отмечал, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда «он живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Считаю, что приобщение к хоровому искусству через игру, создаёт оптимальные условия для реализации задачи общего музыкального развития личности ребёнка, привитие любви к пению и, как следствие - развития, музыкальных способностей воспитанников.

В игре ребёнок приближается к решению сложных задач и жизненных проблем. Поэтому игра так важна. Познавательный момент, возникающий в процессе игры, является основой возникновения стимула к учёбе. Игра должна приносить удовольствие ребёнку, носить творческий и импровизационный характер, быть насыщенной эмоционально (соперничество, соревнование, состязательность).

Игра снимает эмоциональное напряжение, а это очень важно в наше время, когда дети зачастую перегружены различными видами деятельности и физически очень устают.

Чем младше ребёнок, тем большую роль берёт на себя педагог. В дошкольном возрасте в основном используются ролевые игры (ребёнок должен быть способен к созданию воображаемой ситуации на словах и к участию в играх). Это необходимое условие для использования игры в качестве формы обучения.

Игровые методы - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение задач. Достоинство методов состоит в том, что они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.

Игровые методы:

Воображаемые ситуации,

Дидактические игры.

Они делятся по виду деятельности: игры путешествия, игры поручения. В основе действия с предметами: помоги, расставь. Игры предположения (ЧТО БЫЛО БЫ?), игры загадки, игры беседы (игры диалоги).

Педагогическая игра обладает отличительным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Должны быть чёткие правила, сформулированные педагогом. Необходимо так же учитывать и возрастные особенности детей.

Игровые приёмы. Это составная часть метода, средство повышения активности детей.

Чаще используются у малышей.

Игровые приёмы:

Внезапное появление объектов, игрушек, (мяч, музыкальные инструменты, мягкая игрушка и т.д.). Оно вызывает у детей чувство удивления, эмоциональный отклик, являясь залогом познания окружающего мира.

Например, Мишка пришёл на концерт и хочет послушать песенку. Затем он говорит спасибо и даёт оценку исполнению этой песенки.

Загадывание загадок;

Введение элементов соревнования (для школьников);

Создание игровой ситуации.

Методы и приёмы могут быть практическими, словесными и игровыми. Для того чтобы занятие проходило интересно, нужно постоянно менять приёмы.

ВООБРАЖАЕМЫЕ СИТУАЦИИ.

В начале музыкального занятия можно предложить игры - импровизации:

1. «Эхо, отзовись!». Дети должны представить, что они в лесу. Они - эхо. Педагог поёт то громко, то тихо (f и p). Ребята должны точно повторить. Здесь мы решаем ряд задач: готовимся к пению a capella , развиваем координацию слуха и голос, тренируем чистоту интонации.

2. Игра - «Знакомство» (проводится обычно в начале учебного года). На вопрос как тебя зовут, ребёнок должен пропеть своё имя.

3. «Вопрос - ответ». Педагог, пропевая вопрос, бросает мяч кому-либо из детей. Ребёнок должен придумать музыкальный ответ и спев его, возвратить мяч назад. Задача ученика – внятно спеть придуманный ответ. Далее роль педагога играет другой ребёнок.

4. «Цветы». (Подготовка певческого аппарата к занятиям, работа над певческим вдохом по средствам воображаемой ситуации).

Дети должны представить, что они находятся на лугу, где много прекрасных ароматных цветов. Они удивлены и с удовольствием вдыхают этот чудесный аромат. Показ педагога обязателен (вдох - рот свободно открывается от удивления, брови слегка приподняты).

5. Артикуляционная гимнастика «Делай как я!».

а) Дети находятся в воображаемых машинах. С начала они едут по ровной дороге (упражнение- вибрация губ), далее по дороге, ведущий в гору (интонация повышается, выход на фальцет). Затем машина едет то на горку, то с горки (дети меняют интонацию).

Для следующего упражнения существуют игровые правила: вдох берём один раз. Это упражнение делается на развитие дыхания.

б) Наливаем в бак бензин. (Делаем вдох), а затем медленный выдох на «ПФ» или звук «У». (У кого из ребят длиннее выдох, кто дольше протянет звук, тот выиграл).

Следующие два упражнения помогают улучшить дикцию.

в) Нужно представить, что наш язычок, как у змеи (вытягиваем его вперёд, поднимаем кончик языка вверх, затем вниз, повторяем несколько раз).

г) Представим, что мы набрали в рот воды. Полощем зубы. Перекатываем воду из одной щеки в другую.

6. Работа над двухголосием. Пение гаммы или куплета песни.

Детям нужно представить, что они пошли в лес. Неожиданно появляется Баба-Яга, которая мешает им, хочет запутать (педагог поёт импровизацию). Задача детей - вернуться домой. Гамма (песенка - волшебный клубочек) им в этом поможет. Сделает это тот из детей, кто допоёт гамму или песенку до конца.

Ту же игру можно использовать на развитие чувства ритма. Ребята хлопают основной ритм, педагог сбивает их.

ПРИЁМ СОЗДАНИЯ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ.

Он направлен на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-либо, например взрослому, педагогу).

«Я забыла».

Нужно помочь педагогу продолжить песню, гамму (проверка знаний нотного материала).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.

Здесь всё регулируется игровой задачей и игровыми правилами. Педагог знакомит детей с её содержанием и правилами и контролирует их выполнение.

Одной из интереснейших форм занятий, состоящих из дидактических игр, является игра-путешествие (по Музыкальной стране, по песне, по музыкальной сказке, по Стране музыкальных инструментов, звуков и т.д.). Она рассчитана на целое занятие. Дети уже с первых минут погружаются в игру.

ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.

Позволяет в интересной форме рассказать детям о чём–то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Помогает усваивать и осознавать связи между предметами.

ПРИЁМ СОРЕВНАВАНИЯ (особенно эффективен для детей школьного возраста).

Подготавливает детей, даёт возможность правильной оценки своих возможностей и достижений.

«Угадай мелодию». Дети делятся на команды. Придумывают название, выбирают капитана. Кто больше узнает и споёт детских песенок. Или отгадает их по прохлопанному ритму. Какой капитан назовёт больше муз. Инструментов и т. д.

« Я - дирижёр». Конкурс дирижеров. Дети примеряют на себя чужой образ, учатся быть более собранными, взаимопониманию и поддержке и др.

«Кто больше». Нужно, например, назвать как можно больше песен о ДРУЖБЕ или песен, где упоминалось бы слово ДРУЖБА.

Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит от цели обучения и содержания занятия, а так же от возраста детей. Но педагог должен понимать, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение и заигрываться нельзя.

В настоящее время в системе дошкольного образования главной является позиция гуманизации целей и принципов работы с детьми. Поэтому обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.

- 127.50 Кб

Министерство образования и науки УР ГОУ СПО «Удмуртский республиканский социально – педагогический колледж»

Контрольная работа по музыке.

Тема: «Виды и типы музыкальных занятий»

Специальность: 050704

«Дошкольное образование»

Курс 4, группа 34 «А»

Мандрыгина Марина Сергеевна

Форма обучения: заочная

Руководитель: Зеленина Л. В.

Ижевск, 2010 г.

Введение

  1. Виды музыкальных занятий
    1. Доминантные занятия
    2. Тематические занятия
    3. Комплексные занятия
  2. Типы музыкальных занятий
    1. Фронтальные занятия
    2. Занятия индивидуальные и по подгруппам

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Музыкальные занятия – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно.

В процессе любых занятий ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).

  1. ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности.

В доминантном какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия-выстраивание его содержания для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды деятельности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.

Комплексное занятие содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

    1. Доминантные занятия

Доминантные занятия. Этот вид занятий, как было сказано выше, используется, чтобы развить какую-либо музыкальную способность, ликвидировать отставание. Если на доминантном занятии преобладает определенный вид музыкальной деятельности (остальные вспомогательные), дети целенаправленно овладевают необходимыми навыками именно этой деятельности. Для развития отстающей способности необходимо все виды деятельности группировать вокруг заданий, помогающих совершенствовать ее.

Рассмотрим несколько вариантов доминантных занятий.

Если преобладающим видом деятельности на занятии является восприятие музыки, могут применяться и все остальные виды музыкальной деятельности, чтобы дети учились не только воспринимать характер музыки, но и выражать его с помощью тех исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют. Ребята могут передать характер музыки по-разному: движениями или, выбрав выразительный тембр музыкальных инструментов, соответствующих настроению произведений, и оркестровав пьесу, исполнить ее на детских музыкальных инструментах (в сопровождении фортепиано).

Все занятие подчинено одной цели-привлечь детей к звучанию музыки, чтобы они смогли выразить ее характер различными способами, с помощью других видов деятельности.

Если в занятии доминирует пение, педагог имеет возможность концентрировать внимание на вокально-хоровых навыках: звукообразовании, дыхании, дикции, чистоте интонирования, ансамбле, подчинив их выразительности детского исполнения. Другие виды деятельности помогают ребятам приобрести те умения, которые необходимы им в пении. Так, чтобы исполнение песни было выразительным, полезно провести и беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям в разных ее частях. Уместен здесь и прием сопоставления с другими песнями и пьесами, контрастными по характеру или сходными с исполняемой песней.

Таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением.

При распевании и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут использовать движения руки (плавные или четкие), игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке).

Занятие не будет статичным, если вы включите в него народные игры с пением, хороводы.

Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. Поэтому рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям предстоит затем передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.

Если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры – угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т. д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

Игровые и соревновательные приемы позволяют дифференцировать задания для всей группы, подгрупп, каждого ребенка.

При доминировании игры на музыкальных инструментах помимо обучения детей необходимым навыкам можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах (народных и инструментах симфонического оркестра), с помощью грамзаписей познакомить ребят с выразительными возможностями каждого инструмента.

Проводятся также игры по угадыванию тембров инструментов. На таких занятиях уместно оркестровать какое-либо произведение, используя выразительные тембры различных инструментов.

В доминантное занятие с преобладанием детского музыкального творчества можно включить его разновидности - песенное творчество, творчество в музыкально-ритмических движениях, музицирование на музыкальных инструментах.

На доминантных занятиях необязательно привлекать все в музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.

Если доминантное занятие посвящено развитию одной из музыкальных способностей и все задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения.

Доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет. Они проводятся от 3 до 12 раз в квартал, применяют их, начиная со второй младшей группы.

    1. Тематические занятие.

Выделяют три разновидности этих занятий:

  • собственно тематические;
  • музыкально-тематические;
  • сюжетные - в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета.

Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой (собственно тематическое занятие), например: «Осень», «Природа и музыка» и т. д. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника.

Вместо концерта, подготовленного силами детей, на таком занятии педагог рассказывает об интересных событиях из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование музыкой. Произведения звучат и на фортепиано, и в грамзаписи. Ребята могут исполнить свои любимые песни, танцы (необязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.

На занятии, не связанном с праздничной датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное-с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. Например, на занятии «Природа и музыка» важно подобрать выразительный музыкальный репертуар (уже знакомые произведения и новые). Детям раскрывают изобразительные и выразительные возможности музыки, объясняют, как музыкальными средствами можно отразить различные жизненные явления, передать настроение, созвучное картине природы: любование ее красотой, завороженность («Росинки» С. М. Майкапара), тревогу, смятение («Зимнее утро» П.И. Чайковского), могущество, силу («Море» Н.А. Римского-Корсакова), чистоту, нежность, беззащитность («Подснежник» П.И. Чайковского из цикла «Времена года») и т. д.

Музыкально-тематическое занятие - еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т. д. Темы таких занятий могут быть различными: «Темп в музыке и его выразительное значение», «Тембр в музыке», «Регистр», «Динамика», «Интонация в музыке и речи», «Народные музыкальные инструменты», «Инструменты симфонического оркестра», «Русская народная песня» и т. д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии.

Дети всегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию и по ходу действия сочиняют свои марши, песенки, танцы. Фрагменты классической музыки изобразительного характера усиливают впечатление необычности обстановки, дают толчок творчеству («Утро», «В пещере горного короля» Э. Грига, «Море» Н.А. Римского-Корсакова, «Марш Черномора» М.И. Глинки и др.).

В зависимости от сюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передать в ней определенное (заданное) настроение: «Спой свой марш так, чтобы нас не услышали злые волшебники, но так, чтобы нам было не страшно выбираться из темной пещеры», «Сколько налетело комаров! Давайте сочиним веселую полечку и спляшем, чтобы отогнать их» (музыкальный руководитель Н.Н. Харчева, Москва).

Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях и в виде фрагментов. В младшей группе даже ритмическая разминка может быть дана в образной форме (музыкальный руководитель Л.А. Волкова, Москва): «Выглянуло солнышко - погреем ручки. А сейчас полежим у речки на теплом песке - работаем носочками, делаем круговые движения, перевернулись на спину, бьем ножками по воде. Какая гора песка! Ищем камешки. Посмотри на солнышко: какой красивый камешек! Спрячь его. А ты нашел? Может, подаришь его мне? Спасибо! Ловите жучков! Подуй, отпусти его на волю! А ты кого поймал? Кузнечика? Отпусти его - пусть прыгает! Что случилось? Дождик! Все под зонтик! Кончился дождик? Попляшем!» Типы музыкальных занятий
Фронтальные занятия
Занятия индивидуальные и по подгруппам
Заключение
Список литературы
Приложение

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей. Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности.

В доминантном какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия - выстраивание его содержания для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды деятельности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.

Комплексное занятие содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития. Рассмотрим подробно содержание всех видов занятий.

§ 2. Занятия индивидуальные и по подгруппам

Детей принимают в дошкольные учреждения с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих; поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю, продолжительность занятия 5-10 минут.

В 1,5-2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми.

Педагог следит за проявлениями каждого ребенка, стремится вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточение на ее звучании, желание подпевать, двигаться.

Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения).

Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, одновременно он может подпевать взрослому без слов, помахивая в такт музыке игрушкой.

Репертуар содержит народные песенные и плясовые мелодии, произведения современных композиторов (песни, игры, пляски). Нужно всегда помнить, что уже в этом возрасте следует разнообразить музыкальные впечатления дошкольников. Они должны накапливать опыт слушания и классических произведений, как созданных композиторами специально для детей, так и коротких произведений или небольших фрагментов классической музыки разных времен, близкой детям по эмоционально-образному содержанию.

Важно вызвать у ребенка радость общения с музыкой, соответствующие ее характеру эмоциональные проявления, внимание, интерес. Повторяемость репертуара помогает этому, так как знакомые мелодии воспринимаются с большим удовольствием. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений (например, колыбельная - плясовая).

Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке в этом возрасте широко используются игровые приемы, игрушки, атрибутика.

Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий занятие,- восприятие музыки, которое включает простейшие движения, игровые действия детей, подпевание.

Педагог должен поощрять малейшие музыкальные проявления малышей, одобрять их действия, согласующиеся с музыкой, тактично поправлять ошибки. Большое значение имеют тон общения взрослого с детьми, внимательное, заботливое отношение к ним.

Как уже говорилось, индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста, но также во всех возрастных группах. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности (игра на музыкальных инструментах, некоторые виды музыкально-ритмических движений).

По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один из видов деятельности (чтобы подтянуть ребенка или развить его склонности). Занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В этом случае оно включает различные виды музыкальной деятельности. Например, для совершенствования чувства ритма педагог использует не только музыкально-ритмические движения, но и другие виды деятельности детей (пение, воспроизведение ритмического рисунка на музыкальных инструментах), которые тоже развивают эту способность.

Если занятие объединено темой, взятой из жизни, или собственно музыкальной темой, оно носит тематический характер.

В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Педагог должен помнить: ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных, и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех остальных детей, так как лишает их возможности догнать опережающих сверстников.

Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности ребят, раскрывают музыкальные способности. Занятия с отстающими детьми позволяют найти причину задержки в развитии. Часто она сокрыта в личностных качествах ребенка - излишняя застенчивость, отсутствие веры в свои силы. Иногда ребенок отстает в развитии каких-либо навыков в отдельном виде деятельности. Доминантные занятия с преобладанием именно этого вида помогут ребенку преодолеть трудности.

Индивидуальные доминантные занятия необходимы при обучении игре на музыкальных инструментах (начиная со средней группы). Сведения об инструментах, некоторые способы игры на них, подготовительные упражнения на различение высоты звуков даются всей группе детей начиная с младшего возраста.

При обучении игре на музыкальных инструментах педагог должен находиться рядом, так как освоить приемы игры, проконтролировать себя без посторонней помощи, самостоятельно ребенку еще очень трудно.

Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, педагог советует родителям, чему предпочтительнее обучать ребенка дополнительно в кружке, студии или музыкальной школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах. С одаренными детьми он проводит особые индивидуальные занятия, консультирует родителей.

Занятия по подгруппам проводятся в тех же случаях, что и индивидуальные, разновидности их такие же.

В раннем и младшем дошкольном возрасте некоторые дети способны выполнять задания, объединившись в небольшие подгруппы, с остальными занятия проводятся индивидуально. Постепенно все дети начинают заниматься по подгруппам два раза в неделю. Продолжительность типовых занятий в младших группах 10-15 минут.

В более старшем возрасте занятия по подгруппам могут быть доминантными или тематическими, их продолжительность в зависимости от возраста детей 10-20 минут, проводятся они один - три раза в неделю.

Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить похожие недостатки в музыкальном развитии у нескольких детей. Занятия по подгруппам облегчают дальнейшее совершенствование умений или способностей в присутствии всех детей группы.

Дошкольников, проявляющих склонности к отдельным видам музыкальной деятельности, тоже объединяют в подгруппы. Это позволяет педагогу уделять больше внимания одаренным детям. На таких занятиях готовят коллективные номера (ансамбли, танцы), чтобы показать их потом остальным детям на праздничном утреннике.

Обучать игре на музыкальных инструментах также можно в подгруппах. Когда дети овладели первоначальными навыками игры на индивидуальных занятиях, их учат играть в ансамбле, в оркестре.



В продолжение темы:
Детская мода

Мухаммед родился около 570 г. в Мекке, городе торговцев и языческих святилищ. Мекка лежала посреди Хиджаза на торговом пути в Сирию. Как полагали арабы, Мекка возникла...

Новые статьи
/
Популярные