Темы проекта по хореографии для учащихся дши. Педагогический проект «Ознакомление детей дошкольного возраста с мировой культурой посредством хореографии. Федул, что губы надул
Коллеги, совсем не давно я объявила об открытии на сайте новой рубрики «Публикации». И хочу представить Вашему вниманию первую публикацию этой рубрики творческий проект «Постановка современного танца «Ветер перемен».
Цель проекта дать воспитанникам знания о законах драматургии и сформировать умения применить их на практике.
У выпускников часто возникает мысль, можно ли попробовать свои силы в постановочной работе. Именно эта идея и была положена в основу нашего проекта.
Цель проекта — формирование специфически танцевального видения, мышления и творчества в области телодвижений человека, при подходе к музыке, сценическому костюму, оформлению сцены.
В данном проекте происходит переоценка своих знаний и умений, возникает желание научиться чему-то новому.
Презентация проекта
Работа над проектом проходила по определенному плану.
1. «Не говори: «Дайте мне тему». Говори: «Дайте мне глаза».
Первоначально рассматривались темы: «Притяжение», «Пиджак», «Окно», «Ветер перемен». После обсуждения остановились на теме «Ветер перемен», которая актуальна в современном обществе, среди молодого поколения.
Основная идея танца — девичья дружба, которая преодолевает все сложности жизни: невзгоды, зло, предательство.
2. Программа танца нашла свое развитие в композиционном плане, который в свою очередь раскрывался и обогащался музыкальным сопровождением с учетом законов драматургии:
1). Экспозиция.
Современное время. Трое девушек и парень общаются мирно друг с другом. Парень высказывает свои симпатии к одной из девушек.
2). Завязка.
Внезапно налетела буря – «зло» в виде одного персонажа.
3). Пути к кульминации:
— действие № 1 – происходит борьба. Парень помогает девушкам преодолеть бурю — «зло». Ветер стихает. «Зло» превращается в «добро».
— действие № 2 – парень изменяет своей девушке, оказывая знаки внимания другой. Девушки ссорятся между собой, прогоняя от себя парня.
4). Кульминация – борьба с собой. Или простить бывшую подругу или стать врагами?
5). Развязка – девушки мирятся. Побеждает дружба, связывающая их долгие годы.
3. «Увидеть» музыку сквозь призму хореографического мышления¬ — одна из задач авторов проекта.
Музыкальная основа непосредственно служила обрисовке характеров и переживаний, развитию действия, способствовала раскрытию содержания и драматургических конфликтов.
Музыка подбиралась к отдельным частям танца, затем выполнялся анализ и обсуждение выбранных музыкальных произведений, и против них выстраивалась линия будущего танцевального сюжета.
Выбранные части, музыкальные эффекты соединялись в общую фонограмму.
4. Сочинение танцевального текста заключалось в поиске и отборе основных содержательных пластико-динамических мотивов для рук, ног, головы, корпуса, следуя строго за музыкой, слушая ее и делая то, что она «предлагает» к каждой части постановки.
Делать — значит мыслить невербально, мыслить именно танцевально. В этом и состоит сущность балетмейстерской профессии — мыслить танцевально.
5. У танца всегда есть определенное место в пространстве. В зависимости от замысла, от построения комбинации, стиля и характера танца главные персонажи перемещаются разными способами: по прямым линиям; зигзагами; по изогнутым линиям.
Каждый последующий рисунок танца вытекает из предыдущего. Схема постановки, нанесенная на квадраты, позволяла увидеть соотношение танцующих в пространственном решении сценической площадки.
6. Постановочная — репетиционная работа обычно начинается, со знакомства коллектива со сценарием и распределением исполнителей на роли. В данном случае авторы являются и исполнителями танца.
По ходу передачи текста и пространственного строения танца появлялись дополнения, уточнения.
« … техника не самоцель, а средство воплощения образа, и поэтому пользоваться ею нужно ради содержания, а не ради нее самой».
7. Проектирование танцевального костюма — отбор качеств, свойств, форм, фактурной поверхности материалов, способности их меняться во время того или другого сценического освещения, которые соответствовали бы выбранному музыкально-танцевальному образу.
Вариант № 1 — подчеркивает стиль, движения танца.
Данный костюм планировался с учётом того, чтобы не мешать и не сковывать движения исполнителя.
8. В сценическом оформлении учитывалось освещение, которое играет определенную художественную роль. Свет помогает ярче подчеркнуть наибо¬лее значительные моменты действия, выделить то, на чем должно быть сосредоточено внимание зрителей.
Предполагалось использовать свет в таких моментах как выход «зла» – полумрак и лишь луч света освещает «зло»; победа добра над «злом» — яркий свет.
Здоровьесберегающий аспект в проекте – это учёт индивидуальных особенностей, определенной физической выносливости исполнителей, а так же не допускание перегрузки мышечной системы.
При проведении занятий и, особенно, при выполнении сложных поддержек, неукоснительно соблюдалась техника безопасности — осуществлялась помощь, страховка.
В пошиве костюмов старались использовать экологически чистые материалы.
На реализацию проекта было затрачено около 9 тысяч рублей.
Практическая значимость проекта:
1.В результате работы над темой проекта научились правильно находить нужную информацию в сети Интернет, в книгах и журналах.
2.Овладели умениями постановочной работы, основываясь на законы драматургии хореографического произведения, взаимосвязи музыки с танцевальными образами, действия с образностью костюмов и сценической среды.
Мы научились ставить современный танец, получая при этом эстетическое наслаждение и удовлетворение от результатов своей деятельности в новой для нас области.
3.При помощи программы Power Point освоили новые навыки работы с презентацией и ощутили важность представления итогов своей работы в красочном и привлекательном для просмотра виде.
В проекте были использованы следующие информационные источники:
— печатные издания:
— Интернет ресурсы.
Наш танец готов и мы представляем его вашему вниманию!
С уважением, Наталья Довбыш
Образовательн ые : Использование знаний, полученных на уроках ИЗО, МХК, музыки, литературы, применение их на интегрированных занятиях. Раскрытие их потенциальные актерских способностей.Изучение особенностей воспитания детей искусством хореографии. Развитие и коррекция физических качеств детей средствами хореографии, как важное условие творческого и духовного становления ребенка..
Развивающие: увеличение границ самостоятельного творчества, исследовательских навыков, дискуссионной культуры поведения. Развивите творческого воображения ребенка, совершенствование навыков творческого самовыражения;
Воспитательные: привитие навыков творческого общения, уважения, уверенности в себе, взаимопомощи . Воспитание эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце);
Воспитание нравственных качеств;
Воспитание уважения к традициям и культуре других народов.
Здоровьесберегающие : укрепление здоровья учащихся, их физических данных, осанки, развития двигательных форм, снятие умственного утомления. Формирование движенческих навыков, развитие чувства ритма, умения слушать музыку и отражать в движении характер музыки;
Формировать общее физическое развитие учащихся;
Объект исследование - педагогические основы в хореографическом искусстве.
Предмет исследования - особенности воспитания детей искусством хореографии.
Задачи исследования . Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей;
Рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
Определить формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе;
Изучить возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии
Проанализировать методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей.
Методы исследования - анализ и обобщение.
Практическая значимость данного исследования заключается в изучении особенностей процесса воспитания детей посредством искусства хореографии.
Поиск информации по данному вопросу показал существенный разрыв между литературой, косвенно касающейся вопросов воспитания посредством танца и цельными монографическими работами. Практически нет литературы по развитию национальной хореографии детских коллективов в Дагестане. В практическом плане можно познакомиться с опытом работы таких известных мастеров, руководителй детских ансамблей таких как: «Ватан» (рук. М.Ухумали),
« Счастливое детство» (худ. рук. Ш. Матаев) и др..
В результате работы над проектом ученики должны:
знать :
виды и жанры хореографии;
историю создания танцев народов мира;
лучшие образы хореографического, музыкального искусства;
терминологию народного, бального, эстрадного и классического танца.
уметь :
выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца;
выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;
сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку;
исполнять основные элементы народного танца.
После завершения проекта учащиеся должны сформироваться, как всесторонне развитая личность с художественно-эстетическим вкусом, раскрыть свои потенциальные, творческие способности и укрепить своё здоровье, а также должны
знать:
основные понятия хореографии
владеть определенными знаниями в области хореографического искусства
особенности народного национального танца
терминологию народного танца
уметь:
самостоятельно сочинять комбинации и этюды танцевальных номеров, в которых ярко выражен хореографический образ
овладеть навыками танца и способностью показать свое умение
раскрывать идею, тему и замыслы хореографа
«Хореографический портрет» – это творческий проект, имеющий своей целью творческое развитие личности ребенка посредством хореографии. Для его реализации мы обращаемся к синтезу педагогики, психологии, хореографии и других смежных дисциплин. Результатом реализации данного проекта будет являться индивидуальный хореографический портрет участника проекта - индивидуальный сценический номер (несколько номеров), построенный по результатам анкетирования ребенка и совместной его работы с руководителем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
НА 36-ОЙ ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС СID UNESCO
ПО ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ
"Хореографический портрет" как инструмент творческого развития личности ребенка
Санкт-Петербург 2013
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
«Хореографический портрет» – это творческий проект, имеющий своей целью творческое развитие личности ребенка посредством хореографии. Для его реализации мы обращаемся к синтезу педагогики, психологии, хореографии и других смежных дисциплин. Результатом реализации данного проекта будет являться индивидуальный хореографический портрет участника проекта - индивидуальный сценический номер (несколько номеров), построенный по результатам анкетирования ребенка и совместной его работы с руководителем.
Создание хореографического портрета должно быть связано с отражением индивидуальных особенностей, черт характера, темперамента, и наконец, внутреннего мира исполнителя-ребенка, для того чтобы ребенок понял, «кто я?», «какой я?», посмотрев на себя со стороны, а затем понял, «куда идти дальше?», «как и в каком направлении развиваться?». «Хореографический портрет» дает возможность, как самому воспитаннику, так и педагогам, родителям, его друзьям, увидеть индивидуальность, духовность личности, его вовлеченность в культуру через хореографическое творчество.
В рамках данной модели необходимо реализовать целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, одним из которых является анкетирование участников коллектива. Вопросы анкеты касаются индивидуальных интересов воспитанника к музыке и хореографии, особенностям сценического костюма, и что самое важное – к видению собственного «Я» в качестве художественного образа. Более того, анкета должна дать ответ на вопрос: «Почему я сделал такой выбор?». Это даст возможность педагогу более точно подобрать для ребенка весь спектр выразительных средств для работы над «хореографическим портретом».
Примерная анкета участника проекта:
- Ф.И.О.
- Возраст.
- Назови сильные и слабые стороны твоего характера.
- Почему тебе интересно участие в проекте «Хореографический портрет»?
- Какую музыку ты предпочитаешь?
- Какие стили и направления в хореографии тебе нравятся?
- Какой художественный образ тебе близок?
Самым сложным в этой работе является процесс окончательного совместного (ученик-педагог) выбора всех элементов будущего хореографического номера: название, музыкальное сопровождение, хореографическая лексика, костюм, сценография, а также его постановка и отработка.
В процессе создания «хореографического портрета» очень важно максимально полно использовать все доступные средства развития личности: тематические беседы о художественной культуре, посещение музеев, театров, выставок, тематических конкурсов, фестивалей, мастер-классов и т.д. Важно постоянно проводить совместный анализ увиденного, услышанного, что, несомненно, будет способствовать актуализации процесса вхождения ребенка в культуру.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация предлагаемого проекта предполагается посредством рабочей программы по курсу «Художественный образ в хореографии» (см. стр. 11).
Разделы, входящие в рабочую программу курса «Художественный образ в хореографии»:
- история танца;
- история сценического костюма;
- имиджелогия и основы актерского мастерства;
- «музыкальная азбука»;
- основы визажа.
Формы работы:
- коллективная творческая деятельность;
- индивидуальные занятия;
- мастер-классы;
- тренинги;
- беседы.
Целевая группа: участники хореографического коллектива «Планета».
Структура занятий:
- Приветствие.
- Разминка.
- Повторение пройденного материала.
- Изучение нового материала.
- Рефлексия.
- Игры, конкурсы.
- Поклон.
Срок реализации проекта – 3 года. Данная образовательная программа рассчитана на три учебных года, по окончании которых участник проекта получит портфолио.
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация образовательной программы проходит ежегодно в три этапа.
Первый этап. Подготовительный:
- распространение информации о проекте;
- организация собрания родителей и педагогов;
- отбор участников проекта;
- заполнение анкеты на каждого учащегося.
Второй этап. Основной:
- проведение педагогами творческих занятий;
- проведение бесед, мастер-классов, тренингов педагогами;
- проведение фотосессий и создание видеоклипов учащихся;
- проведение отчетных концертов;
- освещение хода реализации проекта на сайте Центра;
- создание портфолио участников проекта.
Третий этап. Заключительный:
- проведение встречи участников проекта (педагогов, родителей) с целью проведения анализа результатов проекта;
- внесение изменений в план работы.
При реализации проекта возможно влияние следующих негативных факторов:
- неуверенность учащихся в своих силах;
- появление скованности и стеснения у ребенка при создании индивидуального номера;
- неадекватное восприятие родителями цели и задач проекта.
Для того чтобы преодолеть перечисленные проблемы необходима тесная взаимосвязь педагог-родители-ребенок, а также в ходе реализации проекта необходимо постоянно учитывать возрастные, эмоциональные, психологические и прочие особенности каждого ученика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проект «Хореографический портрет» будут приглашены желающие участники хореографического коллектива «Планета».
Реализация проекта предполагается по специально разработанной авторской рабочей программе. Выдержки из программы:
Учебно-тематический план первого года обучения
п/п | ТЕМА | Количество часов | ||
теория | практика | всего |
||
Вводное занятие | ||||
Партерная гимнастика | ||||
Основы акробатики | ||||
Уроки с предметами | ||||
Резерв | ||||
Итого |
Теория.
Практика.
Тема 2. Постановка корпуса, рук, ног, головы.
Теория.
Практика. Изучение п
Тема 3. Партерная гимнастика .
Теория.
Практика.
Тема 4. Основы акробатики.
Теория.
Практика.
Тема 5. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).
Теория.
Практика.
Тема 6. Уроки с предметами
Теория.
Практика.
Тема 7. Игровые танцевальные миниатюры.
Теория.
Практика.
Учебно-тематический план второго года обучения
п/п | ТЕМА | Количество часов | ||
теория | практика | всего |
||
Вводное занятие | ||||
Развитие музыкальности и ритмичности | ||||
Постановка корпуса, рук, ног, головы | ||||
Партерная гимнастика | ||||
Основы акробатики | ||||
Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения) | ||||
Уроки с предметами | ||||
Игровые танцевальные миниатюры | ||||
Резерв | ||||
Итого |
Тема 1. Развитие музыкальности и ритмичности.
Теория. Характер музыки (спокойная, энергичная, торжественная), темпы музыки.
Практика. Ритмические рисунки, акценты. Музыкальные этюды на заданную тему.
Теория.
Практика.
Теория. Разучивание точек класса (зала).
Практика. Изучение п онятия корпуса. Разучивание движений рук (всевозможные комбинации), движений ног. Повороты головы. Перегибы корпуса в стороны, назад, вперед.
Тема 4. Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии .
Теория.
Практика. Музыкально-игровые этюды .
Тема 5. Партерная гимнастика .
Теория. Упражнения, направленные на развитие физической силы.
Практика. Координирующие упражнения на полу, разгружающие позвоночник (лежа на спине и животе).
Поочередное поднимание ног на заданную высоту (45, 90 градусов) во всех направлениях.
Упражнения для развития стопы (натягивание и сокращение стопы) в положении сидя и лежа с подъемом и опусканием ног.
Упражнения на растяжку мышц в положении сидя и лежа (использование игрового элемента).
Перегибы корпуса упражнения на развитие гибкости (использование игрового элемента).
Тема 6. Создание художественного образа в истории сценического костюма .
Теория.
Практика.
Тема 7. Основы акробатики.
Теория. Роль и значение акробатических элементов в освоении хореографии.
Практика. Различные виды кувырков, бросков, перекатов.
Тема 8. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).
Теория. Роль и значение подготовительных и вспомогательных движений.
Практика. Различные виды шагов, шаги на полупальцах, элементарные прыжковые комбинации.
Тема 9. Уроки с предметами
Теория. Роль и значение предмета в выполнении танцевальных движение.
Практика. Различные упражнения с игрушкой, мячом и др. предметами.
Тема 10. Игровые танцевальные миниатюры.
Теория. Знакомство с понятием танцевальной миниатюры.
Практика. Постановка короткого танца с использованием игровых элементов.
Учебно-тематический план третьего года обучения
п/п | ТЕМА | Количество часов | ||
теория | практика | всего |
||
Вводное занятие | ||||
Развитие музыкальности и ритмичности | ||||
Создание художественного образа в истории хореографии | ||||
Постановка корпуса, рук, ног, головы | ||||
Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии | ||||
Партерная гимнастика | ||||
Создание художественного образа в истории сценического костюма | ||||
Основы акробатики | ||||
Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения) | ||||
Мастерство визажа как инструмент создания художественного образа в хореографии | ||||
Уроки с предметами | ||||
Игровые танцевальные миниатюры | ||||
Резерв | ||||
Итого |
Тема 1. Развитие музыкальности и ритмичности.
Теория. Характер музыки (спокойная, энергичная, торжественная), темпы музыки.
Практика. Ритмические рисунки, акценты. Музыкальные этюды на заданную тему.
Тема 2. Создание художественного образа в истории хореографии.
Теория. Этапы развития хореографии. Художественный образ в стилях и направлениях хореографии. Возникновение танца.
Практика. Постановочные этюды на заданную тему.
Тема 3. Постановка корпуса, рук, ног, головы.
Теория. Разучивание точек класса (зала).
Практика. Изучение п онятия корпуса. Разучивание движений рук (всевозможные комбинации), движений ног. Повороты головы. Перегибы корпуса в стороны, назад, вперед.
Тема 4. Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии .
Теория. Звуки и краски мира в музыке. Ритм в музыке. Музыкальные жанры.
Практика. Музыкально-игровые этюды .
Тема 5. Партерная гимнастика .
Теория. Упражнения, направленные на развитие физической силы.
Практика. Координирующие упражнения на полу, разгружающие позвоночник (лежа на спине и животе).
Поочередное поднимание ног на заданную высоту (45, 90 градусов) во всех направлениях.
Упражнения для развития стопы (натягивание и сокращение стопы) в положении сидя и лежа с подъемом и опусканием ног.
Упражнения на растяжку мышц в положении сидя и лежа (использование игрового элемента).
Перегибы корпуса упражнения на развитие гибкости (использование игрового элемента).
Тема 6. Создание художественного образа в истории сценического костюма .
Теория. Возникновение и этапы развития сценического костюма. Гармония костюма и танца. Дизайн сценического костюма как способ воплощения художественного образа в хореографии
Практика. Моделирование сценического костюма.
Тема 7. Основы акробатики.
Теория. Роль и значение акробатических элементов в освоении хореографии.
Практика. Различные виды кувырков, бросков, перекатов.
Тема 8. Роль имиджелогии и основ актерского мастерства в создании художественного образа в хореографии .
Теория. Сущность и структура имиджелогии. Имиджелогия личности.
Практика. Актерский тренинг .
Тема 9. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).
Теория. Роль и значение подготовительных и вспомогательных движений.
Практика. Различные виды шагов, шаги на полупальцах, элементарные прыжковые комбинации.
Тема 10. Мастерство визажа как инструмент создания художественного образа в хореографии
Теория. Основные типы и виды грима . Сценический макияж и прическа. Гармония визажа и танца.
Практика. Создание художественного образа средствами визажа..
Тема 11. Уроки с предметами
Теория. Роль и значение предмета в выполнении танцевальных движение.
Практика. Различные упражнения с игрушкой, мячом и др. предметами.
Тема 12. Игровые танцевальные миниатюры.
Теория. Знакомство с понятием танцевальной миниатюры.
Практика. Постановка короткого танца с использованием игровых элементов.
Дальнейшие перспективы развития проекта
Корректировка программы курса «Художественный образ в хореографии», увеличение числа участников проекта, интеграция проекта в различные творческие коллективы г. Кемерово.
Таким образом, реализация данного проекта позволит максимально эффективно работать педагогам с участниками хореографического коллектива в направлении развития их творческой индивидуальности и создания законченного художественного образа. Кроме того, участник проекта «Хореографический портрет», пополнив багаж теоретических знаний и практических навыков в области хореографии и портфолио, значительно повысит свой культурный уровень, а также расширит свой творческий потенциал.
Подписи к слайдам:
«Хореографический портрет» как инструмент творческого развития личности ребенка Гордеев Максим Юрьевич
Проект «Хореографический портрет» Цель проекта - создание условий для творческого развития личности ребенка. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: разработать рабочую программу по курсу «Художественный образ в хореографии»; организовать обучение детей по курсу «Художественный образ в хореографии»; создать портфолио участника проекта; организовать ежегодные отчетные программы для участников проекта, которые будут проводиться по окончании каждого учебного года в форме отчетного концерта, выставки материалов фотосессий, просмотра видеороликов.
Ожидаемые конечные результаты: повышение культурного уровня и расширение общего кругозора участников проекта; повышение уровня социализации участников проекта; установление позитивного эмоционально-психологического контакта между детьми, родителями и педагогами посредством участия их в отчетных концертах; ожидаемая модель участника проекта: активная, творческая личность, стремящаяся к самореализации на высоком уровне.
«Хореографический портрет» – это индивидуальный танец, построенный по результатам анкетирования ребенка и совместной его работы с руководителем
Примерная анкета участника проекта: Ф.И.О. Возраст. Назови сильные и слабые стороны твоего характера. Почему тебе интересно участие в проекте «Хореографический портрет»? Какую музыку ты предпочитаешь? Какие стили и направления в хореографии тебе нравятся? Какой художественный образ тебе близок?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Наталия Косолапова
Здоровьесберегающий проект по хореографии в детском саду «Здоровое движение»
Область интеграции : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.
Тип проекта: продуктивный, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май).
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагог дополнительного образования (хореограф, воспитатели, родители, .
Ресурсы проекта: музыкальный центр, ноутбук, проектор, принтер, диски с музыкальными произведениями, коврики на каждого ребенка
Актуальность проекта:
Наш детский танцевальный коллектив называется «Незабудки». Незабудки – это маленькие, но очень красивые, небесного цвета с солнышком посередине, цветы. И для нас не секрет, что только здоровый цветок радует своей красотой.
Также как и цветок, красивый ребенок – это здоровый ребенок. Поэтому забота о здоровье детей - важная задача общества, педагогов и родителей. Наш долг сохранить и укрепить здоровье наших детей.
Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцами формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. И считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Каждый вид деятельности на занятии (музыкально-ритмические упражнения, партерная гимнастика, творческая импровизация, подвижные игры, самомассаж,улыбкотерапия) способствует укреплению здоровью. Поэтому на своих занятиях стараюсь уделять большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Однако достичь успеха можно только в результате совместной работы педагогов и родителей.
Цель проекта : Содействие правильному физическому развитию и осознание своего отношения к своему здоровью через хореографическое искусство.
Задачи проекта:
Сохранять, укреплять здоровье дошкольников через движения под музыку;
Содействовать правильному физическому развитию на занятиях;
Повышать с помощью средств двигательной активности умственную работоспособность;
Укреплять мышечный аппарат, развивать координацию движений, ориентацию в пространстве через овладение детьми хореографического искусства;
Развивать двигательные качества (силу, ловкость, скорость, прыгучесть, реакцию, гибкость, выносливость);
Воспитывать в ребенке бережного отношения к своему здоровью;
Способствовать социализации детей, формировать у детей доверие и внимание друг к другу, свободного общения с взрослыми.
Формы реализации проекта:
Интегрированные занятия с использованием здоровьесберегающих упражнений;
Развлечения с использованием здоровьесберегающих упражнений и игр;
Работа с познавательной литературой;
Поисковая деятельность детей совместно с родителями;
Самостоятельное использование упражнений в повседневной
жизни детей;
Ожидаемые результаты:
Дети:
Снижение уровня заболеваемости;
Владеют основными навыками хореографического искусства;
Развиты двигательные качества (в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями);
Умеют ориентироваться в пространстве;
Бережно и внимательно относятся к своему здоровью;
Умеют общаться со сверстникам;
Свободно общаются с взрослыми.
Родители:
Активные и заинтересованные участники педагогического процесса;
Активные участники на развлечениях;
Проявляют интерес к поиску дополнительного материала
Педагоги:
Пополнение накопительных папок с подвижными играми, оздоровительными упражнениями, стихами, рассказами и т. п.
Этапы реализации проекта
1 этап – формирующий, подготовительный этап реализации проекта (сентябрь)
2 этап – технологический, основной этап реализации проекта (сентябрь – апрель)
3 этап – итоговый этап реализации проекта (май)
4 этап – презентационный этап реализации проекта.
Формирующий этап реализации проекта
С педагогами
С родителями
сентябрь 1. Сбор сведений о состоянии здоровья детей. 2. Составление перспективного плана.
3. Подбор репертуара для детей.
4. Отражение целей и задач.
5. Изучение методической литературы.
6. Подготовка аудио записей.
Мониторинг детей (выявление детей с нарушением осанки, с нарушением координации движений) 1. Изучение степени потребности желание сотрудничать по данному направлению.
2. Родительское собрание на тему: «Здоровье сберегающие технологии на занятиях хореографии».
Технологический этап реализации проекта.
Месяц С педагогами С детьми С родителями
октябрь -Консультация с педагогами на тему: «Что такое здоровье, что такое болезнь?» «Чем отличается здоровый человек от больного?» «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»
Консультация с воспитателями по проведению подвижных игр
Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Война грибов» Г. Даль
Беседа-знакомство о правильном дыхании на занятии хореографии.
Упражнения на развитие гибкости: «бабочка»(сидя на полу, ноги соединить стопами. Поднимать колени вверх-вниз); «корзинка»(лежа на животе. Взять правой рукой правую ногу, левой-левую, прогнуться).
Обращать внимание на правильное дыхание при выполнение упражнений.
Игра: «Зеркало»(в паре)
Проведение консультации «Умеем ли мы правильно дышать?».
Мастер – класс по изготовлению пособий для формирования «Правильного» дыхания.
ноябрь Консультация с воспитателями по проведению спортивного праздника «Игры Госпожи Осени»
Пополнение папок пословицами и поговорками о здоровье.
Консультация с воспитателями по включению творческих игр в различные режимные моменты. Н-р: «Говорящие движения» М. Лазарев (выражать свои чувства и мысли движениями)
Пополнение папок загадками об овощах и фруктах: Д. Тувим «Овощи», играми: «Узнай по запаху с закрытыми глазами (овощи и фрукты). Проведение спортивного праздника: «Игры Госпожи Осени».
Музыкально-ритмические упражнения: «Овощи на грядке»
Самомассаж: «Любимые ножки»(поглаживание)
Партерная гимнастика: «Чемодан»(и. п. -лежа. Согнуться пополам). «Мостик» (лежа, прогнуть тело вверх)
Творческая импровизация: игра «Подражание»М. Лазарев. (ведущий изображает в движении какой-нибудь образ, остальные отгадывают)
Подвижная игра:«Будь ловким» Н. Ладухина, «Чей кружок скорее соберется». Изготовление стенда на тему: «Здоровый выходной в моей семье»,
декабрь Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе».
Консультация с воспитателями по играм «Физкультурный свисток» - чей дольше просвистит (на дыхание) Ритмическое упражнение «Эхо»(повторяют ритм за ведущим)
Дыхательная гимнастика: «Песенка Нытика» М. Лазарев. (Изобразить звуком и движением).
Партерная гимнастика: «Кобра»(лежа на животе, упор на руки-прогнуться); «Свеча»(лежа на спине. Поднять ноги вверх, руками поддерживать поясницу).
Музыкально-ритмические упражнения:»Делай как я»
Использование игр с движениями на новогоднем утреннике:«Мы повесим шарики»,«У тебя Дед-Мороз». Работа с познавательной
литературой.
Поиск аудиозаписей.
январь Консультация с воспитателями по ритмическим упражнениям.
Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Девочка чумазая» А. Барто. Музыкально-ритмические упражнения: «Вечное движение» (стоя по кругу по очереди показывают движения, остальные повторяют пофразно).
Партерная гимнастика «Лягушки»(лежа на животе, наги согнуты в коленях, стопы соединены).
Творческая импровизация: «Зоопарк»(по М. Лазареву, с. 217)
Ритмические игры:«Мы в кружочек встали», «Тук –ток»(развивает речевые двигательные качества).
Подвижные игры: «Найди свою пару»,«Снег снежок» -ориентировка в пространстве. Подбор пословиц и поговорок о здоровье.
февраль Консультация с воспитателями по проведению спортивного развлечения «Как Баба – Яга сына в армию провожала».
Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Как вести себя во время болезни» Е. Шкловский.
Пополнение папки с подвижными играми. Проведение спортивного развлечения «Как Баба – Яга сына в армию провожала». с использованием творческой импровизации, ритмических, подвижных игр.
Партерная гимнастика: «Панда» (сидя, обхватить ноги и притянуть их к груди. Перекаты вперед-назад). «Лодочка» (лежа на животе. Руки и ноги вытянуты, прогнувшись, дети качаются вперед-назад)
Ритмические игры:«Превращение», «Сороконожка» Е. Железновой.
Музыкально-ритмические упражнения: «Веселые спортсмены» М. Лазарев (с. 228).
Привлечение родителей к участию на спортивном развлечении.
март Консультация с воспитателями по проведению развлечения «Вечер пословиц и поговорок о здоровье».
Пополнение папки по чтению художественной лит-ры:«Королева Зубная щетка» В. Костылев.
Проведение развлечения «Вечер пословиц и поговорок о здоровье»
Проведение интегрированного занятия с приглашением медицинской сестры: «Вода и мыло» (Кибас Т. В. «Сценарии и игры»)
Партерная гимнастика: «Кошечка» (на коленях, упор на локти: пролезть под препятствием). «Рыбка» (лежа на животе. Стараться ногами коснуться головы).
Ритмические упражнения: «Мое имя» (ритмизация своего имени, фамилии)
Подвижные игры:
Творческая импровизация: «Стоп кадр» (произвольный танец. Стоп. Проанализировать свою фигуру). Организация выходного дня:
«На лыжах вместе с родителями».
апрель Консультация с воспитателями по проведению игр на ритм.
Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Съедобные сказки»Маши Трауб.
«Баюшки-баю»- (релаксация).
Партерная гимнастика: «Стрекоза» (в паре: один, лежа на животе, руки за головой. Прогибается назад, «машет крылышками»; другой-держит его за ноги).
Творческая импровизация: «Свободный танец» М. Лазарев (с. 220).
Ритмические упражнения: ритмизация движений человека (спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.).
Подвижные игры:«Кто скорее ударит в бубен» муз. Ломова (совершенствование двигательных навыков и умений);
«Колобок» муз. Тиличеевой (ловкость, быстроту, координацию движений).
Привлечение родителей к участию на спортивном празднике «Путешествие в страну Здоровей-ка».
Итоговый этап реализации проекта.
май 1. Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне детского сада.
2. Выставление в музыкальный уголок группы, всего накопленного материала. 1. Спортивный праздник: «Путешествие в страну Здоровей - кА».
2. Выставка творческого партфолио. с накопительным материалом по теме «Здоровьесберегающие технологии»
3. Выставка аудио записей с пальчиковыми и ритмическими играми.
1. Распечатка всех собранных накопленных материалов для МАДОУ.
2. Запись всех накопленных аудио и видео материалов для МАДОУ.
3. Показ презентации о проделанной работе над проектом на родительском собрании.
Лимаренко Наталия Александровна
педагог дополнительного образования
МБОУ СОШ №22 города Нижневартовска
Проектная деятельность в школьной хореографической студии
Хореография является важным компонентом культурно-эстетической среды школы, влияющим на формирование общей культуры и физическое развитие школьников. В то же время исследования ученых показывают, что процент занимающихся хореографией школьников к подростковому возрасту снижается. Представляется, что причины такого явления – отсутствие свободы выбора видов хореографии, слабая ценностно-смысловая мотивация хореографических занятий. Видимо, проблема заключается в том, как организовать хореографическую деятельность учащихся в системе дополнительного образования школы таким образом, чтобы она не сводилась только к техническим решениям, а способствовала духовному становлению, эстетическому развитию школьников, становилась для них ценностно-значимой.
Одним из способов решения может служить использование проектных педагогических технологий как формирующих условий процесса обучения в старших группах школьной хореографической студии.
Проектный метод дает возможность развивать у обучающихся комплекс умений самостоятельно и под руководством педагога осваивать новые способы деятельности в сфере хореографического творчества, помогает в достижении результатов, которые повышают в обучающихся интерес к хореографическому искусству, обеспечивает интеграцию хореографии с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, музыка, мировая художественная культура.
Возможны следующие виды хореографического проектирования: творческие задания по сочинению учебных и танцевальных комбинаций, этюдов, постановка хореографического номера, разработка системы упражнений в соответствии с задачами обучения, подготовка рефератов, микро - исследований, учебных проектов, создание компьютерных презентаций к разделам учебной программы.
Формы обучения при этом могут быть разными: групповыми и индивидуальными, с применением информационно-коммуникационных технологий и без них. Результаты проектирования всегда конкретны и могут быть использованы в хореографической практике.
За три года обучения мои воспитанники - учащиеся старшей группы хореографической студии разработали проекты как краткосрочные (групповые проекты «История хореографии», «Балет в России», «Особенности танцев коренных народов Севера»), так и долгосрочные (индивидуальные проекты «Моделирование исторического костюма», «Парадоксы судьбы Кармен», «Современный костюм для современного танца», «Времена и люди в зеркале»)
Вне зависимости от вида проекта структура проектировочной деятельности отражает следующий алгоритм действий:
Целеполагание (определение замысла учебно-творческой деятельности, выявление проблемы, постановка задач, выбор идей для их решения);
Моделирование (разработка и оценка вариантов решения, теоретическое представление будущего образа деятельности);
Конструирование (определение и обоснование условий и средств достижения цели, разработка тактики действий, планирование этапов осуществления деятельности);
Реализация (осуществление запланированного, координация действий, оценка процесса через обратную связь);
Анализ (анализ качественных изменений и рефлексия деятельности, определение дальнейших направлений учебно-творческой деятельности).
На всех этапах подготовки проекта педагог выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта.
Пример ученического проекта «Парадоксы судьбы Кармен» (фрагмент ).
Ученица 9 класса решила выяснить, в чем загадка Кармен. Почему многочисленные актрисы мечтают сыграть ее роль, а женщины хотят чем-то быть похожими на нее? Откуда образ Кармен появился в нашей культуре?
Вступление .
Кармен… Каждый человек в своей жизни хоть раз слышал это имя. Когда мы произносим слово «Кармен», сразу возникают ассоциации: сочетание черного с красным, страсть, смешанная с трагизмом, жгучий огонь и яркая роза, хабанера и Испания. «Кармен» - это бесценное произведение, которое написал известный писатель Проспер Мериме. Кармен» - это опера Бизе. «Кармен» -это многочисленные фильмы режиссеров разных стран.
Определение цели и задач.
Цель работы: исследовать особенности образа Кармен как культурного символа в разных жанрах литературы и искусства
Выяснить, как менялся образ свободолюбивой цыганки под пером поэта-символиста А. Блока.
Исследовать особенности трактовки характера героини средствами разных видов искусства: оперы, балета, кинематографа.
Основной этап.
Сравнительный анализ новеллы Проспера Мериме и оперы Жоржа Бизе.
В новелле Проспера Мериме "Кармен" много загадочного и странного - такого, о чем опера, в силу особенностей своего жанра, просто не в силах рассказать.
1.Трехмерное изображение Кармен в художественном произведении. Образ Кармен формируется в сознании читателя в результате непростой процедуры «наложения» трех изображений героини. Трое повествователей - мужчины, каждый из которых по-своему участвует в описании портрета и характера героини.
2. Символика образа Кармен связана с фольклорно-мифологическим комплексом, причем, не только с испанским.
3.Мериме не идеализирует свою героиню. В отличие от писателя Бизе облагородил Кармен, устранил в ее характере такие черты, как хитрость и воровскую деловитость, но подчеркнул в ней прямоту чувств, независимость, свободолюбие. Опера самобытна своими колоритными народными сценами. Эти сцены придали трагическому сюжету оптимистическое звучание.
4. Парадокс художественной судьбы Кармен заключается в том, что оперная героиня в значительной степени заслонила образ, созданный Мериме.
Кармен «поэтическая».
Жизнь образа Кармен не закончилась с премьерой оперы Бизе, она была продолжена в поэзии Александром Блоком, Мариной Цветаевой, Гарсиа Лоркой. Интересно проследить, как преобразовался образ свободолюбивой цыганки под пером поэта-символиста А. Блока.
Трансформация образа в балете «Кармен-сюита» в сравнении с оперой Ж.Бизе«Кармен-сюита» в целом сохраняет музыкальную фабулу, драматургию и даже сюжетную канву оперы. Но изменилась «окраска конфликта - усилен трагизм, во многом сместилась расстановка смысловых и музыкальных акцентов. Изменения эти определены различием жанров оперы и балета. Сюита представляет собой картины из жизни, а точнее - духовной судьбы Кармен. Условность балетного театра легко и естественно смещает их во времени, позволяя проследить не внешние бытовые события, а события внутренней духовной жизни героини.
Приключения Кармен в кинематографе. Анализ трактовок образа разными режиссерами (Сессиль де Миль, Карлос Саура, Франческо Росси, Александр Хван, Андрей Жолдак) ЗаключениеНередко писатели, поэты, композиторы и художники обращаются к вечным образам литературы и искусства. Каждый автор имеет право на то, чтобы привнести в уже существующий образ другие черты, а прежние и вовсе убрать. Так называемые «бродячие» сюжеты и образы интересны во всем многообразии этих преобразований. Известно много вечных образов: Дон Жуан, Дон Кихот, Санчо Пансо, Ромео и Джульетта, Гамлет, Отелло. Одним из самых узнаваемых, популярных и, может, даже, самым любимым можно назвать образ Кармен. Он лубоко укоренился в мировой гуманитарной традиции, известен очень давно, и до сих пор интерес к этому персонажу не гаснет. Образ Кармен, как всякий культурный символ, используется на самых разных уровнях: высокого искусства, поп-арта и даже бытового поведения.
Работа над проектом является чрезвычайно эффективной, так как способствует формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитию творческих способностей и коммуникативных навыков, развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно, готовит к обучению в средних специальных и высших учреждений хореографической направленности.