Бедуин - это кочевник пустыни. Вечное движение

Бедуины

Бедуины это главным образом арабы-кочевники, живущие на протяжении большей части пустыни в Северной Африке и полупустынных регионах Северной Аравии. Бедуины также могут быть найдены на Ближнем Востоке, прародине арабов. Бедуины прибыли в Северную Африку вскоре после восьмого века н.э. во время арабских завоеваний этого региона. Как и другие арабы, бедуины говорят на диалектах арабского языка. Подавляющее большинство бедуинов являются мусульманами. Бедуины - кочевники-скотоводы (животноводы), которые путешествуют с места на место в поисках пастбищ и воды для своих стад. Они держат овец, коз, верблюдов, и, реже, крупный рогатый скот. Наряду с этим они хорошо используют маршруты миграции для выращивания растительных культур, которые могут быть собраны на обратном пути. Также бедуины занимаются торговлей. (Encyclopedia of the Peoples of Africa and the Middle East. С. 105-106).

Бедуины взяты в качестве объекта изучения, исходя из того, что они населяли как территорию Аравии, так и территорию Северной Африки. Бедуины изначально кочевники, сохранили свои традиции до сих пор. Таким образом, они являются наиболее удачным примером для рассмотрения.

Хозяйственно-культурная деятельность бедуинов

Многие зарубежные этнографы (А. Кробер, Р. Бэкон, Р. Патаи) рассматривают всех скотоводов Аравии как единую группу бедуинов, представителей особого «культурного ареала», который по своим хозяйственно-культурным характеристикам противопоставляется оседлому населению деревень и городов. По мнению А П Першица, источники позволяют выделить три формы скотоводческого хозяйства: 1) собственно кочевников-бедуинов, 2) полукочевников, сочетающих скотоводство с земледелием, 3) полукочевников, отдающих предпочтение земледелию.

(Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 134-136).

Северо-восточная и Северная Аравия, расположенная между Месопотамской низменностью, с одной стороны, и плоскогорьем внутренней Аравии - с другой, за исключением немногих и далеко друг от друга разбросанных оазисов, представляет собою маловодную степь и фактически находится во власти арабов-бедуинов

На дружественных отношениях с оседлым населением по берегам пустыни зиждется экономическая жизнь кочевников, т.е. сбыт ими своих продуктов и закупка необходимых им товаров. (Аравия и европейские державы. Сборник./под ред. Ротштейна Ф.М., 1924. С. 131-132).

Эль-Хаса представляет собой узкую низменную полосу, почти нигде не выше 100 метров над уровнем моря, у подножья, перед внутренним углом, Аравийского плоскогорья. Внутренне пространство Эль-Хасы почти не имеет оседлого населения; через них проходят лишь бедуины со своими стадами.

Жаркий, здоровый, чистенький городок, но лишенный собственного источника питьевой воды, которую привозят издалека и продают за деньги, Ковейт представляет собой гавань, через которую небольшая бедуинская область вывозит шерсть, овечий сыр и шкуры. (Аравия и Европейские державы. С. 133-135).

Бедуины - крупнейшая группа североаравийских кочевников. Их преимущественное занятие составляло верблюдоводство.

В условиях огромных песчаных и каменистых пустынь Аравии верблюд являлся единственно пригодным средством передвижения, делавшим возможным самые перекочевки бедуинов.

Бедуины отдавали земледельцам верблюдов внаём, занимались караванным извозом, а, главное, создали обширный рынок сбыта верблюдов. Продажа скота давала состоятельным кочевникам возможность покупать финики, зерно, ремесленные и промышленные товары.

Отдавались внаём и шли на продажу главным образом верблюды-самцы, которыми сами бедуины пользовались в качестве вьючных животных (баир).

Самки ценились как объект молочного скотоводства; их же (гораздо реже кастрированных самцов) использовали как верховых животных (далул).

Труд кочевника-верблюдовода не был простым и лёгким. От скотовода требовалось детальное знание пастбищной территории, её кормовых и водных ресурсов. Жизнь аравийских пустынь зависит от дождей, которые выпадают здесь не часто и не регулярно. Одни районы славятся своими обильными, но кратковременными травяными пастбищами (хашиш), другие покрыты скудными, но надежными многолетними кустарниками (хатаб), в третьих известковая почва подолгу удерживает дождевые пруды и лужи. Чтобы прокормить и сохранить свой скот, чтобы получить нормальные надои молока и поддерживать животных в «рабочей форме», бедуин должен был умело чередовать пользование различными участками и различными видами пастбищ, тщательно рассчитывать сроки поения скота, вовремя перегонять его на солончаки для подкормки солью и т.д. (Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в ХIX-пер. трети ХХ в. М., 1961. С. 27-29).

С началом зимних дождей пустынные пастбища покрывались свежей растительностью и стада перегонялись туда. С наступлением первых холодов скот переводили в зоны кустарников, а во время сильных морозов укрывали стада в долинах. Весной кочевники возвращались на открытые степные пространства, где стада давали обильные удои. С началом жары кочевники перемещались в холмистую и возвышенную местность.

Жаркие, засушливые месяцы бедуины проводили у постоянных водных источников на возвышенностях. Недостаток в молочной пище кочевники восполняли собирательством съедобных растений. (Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 137).

Большим подспорьем в хозяйстве в это время становилась охота. С собаками и ловчими соколами, в одиночку и загоном охотились на ориксов, газелей, онагров, горных козлов, лисиц, зайцев, тушканчиков, дроф, куропаток, диких голубей. Самой желанной добычей был страус, жир которого вытапливали на пищу, а перья продавали за высокую цену, не уступавшую цене бегового верблюда. (Першиц А.И. Хозяйство и общ.-пол. строй Северной Аравии. С. 31).

Уход за животными требовал от кочевника неослабного внимание и немалого труда. Весной верблюдов стригли. Весной же, когда верблюдицы телились, пастухи присматривались к молодняку и отбирали верблюжат под вьюк или под седло. Как вьючных, так и беговых животных подвергали длительному обучению, постепенно приручая к ноше, седоку, командам, управлению поводом. Подросших верблюжат отучали от вымени, вставляя им в носовую перегородку острую деревянную палочку (хилал).

Дважды в день, утром и вечером верблюдиц пригоняли к шатрам и доили. Утренняя дойка считалась обязанностью женщин, вечерняя - мужчин. (Першиц А.И. Хозяйство и общ.-пол. строй Северной Аравии. С. 29).

У бедуинов существовали отхожие промыслы. Наибольшую роль в экономике играл караванный извоз. Бывало, что состоятельные кочевники, начав с караванного извоза, с течением времени превращали его в самостоятельную посредническую торговлю зерном или финиками.

Другим распространенным видом отходничества был сезонный уход на жемчужные промыслы Красного моря и в особенности Персидского залива.

Еще одним видом стороннего приработка, практиковавшимся наименее обеспеченными кочевниками, было выжигание на продажу древесного (вернее кустарникового) угля.

Таким образом, хозяйственно-культурная деятельность бедуинов строилась относительно потребностей их главной ценности - верблюда. Сезонные переходы с одного пастбища на другое, торговля с оседлым населением, отхожие промыслы существовали для того, чтобы обеспечить жизнь стада. Вся кочевая жизнь была направлена на сохранение и увеличение численности стада. Поскольку скотоводство было главным источником их дохода.

Для того чтобы понять, кто такие бедуины, необходимо проникнуть в историю, быт, образ жизни этих людей. Кстати, их наименование не служит обозначением определённой народности, а указывает лишь на свободный уклад жизни. Бедуин - это обитатель пустыни, кочующий с места на место. Именно так было принято европейцами именовать всех жителей арабского мира. В переводе с арабского языка, "бедуин" - это «кочевник» или «обитатель пустыни».

«Дети пустыни» никогда не были привязаны к одному месту, в независимости от их национальности или религии. Кочевники осваивали территории с достаточно суровыми условиями климата.

История развития и вероисповедания

Бедуин - это, как правило, выходец из мест Аравийского полуострова. Именно эта земля считается их первобытной родиной. Впоследствии кочевники распространились по Египетской и Сирийской пустыням. А после завоевания мусульманскими арабами Африки в 7 веке, бедуины расселились и по территории пустыни Сахары, в результате чего эти земли стали второй родиной кочевников. Будучи воинственными, племена бедуинов постепенно завоевывали новые территории. И к концу 7 века земли кочевников значительно увеличились и простирались уже от Персии до Атлантического океана.

Для того чтобы понять, кто такие бедуины по вероисповеданию, необходимо вернутся на несколько тысяч лет назад. Как известно из исторических источников, первоначально они были язычниками, но позднее, приблизительно в четвёртом веке, бедуины стали исповедовать христианство. Спустя три столетия, кочевники приняли ислам и начали говорить на арабском языке.

Способы самоуправления

У бедуинов, как и у большинства племён, существует иерархия, где в качестве главы выступает - шейх. Этот человек считается старейшиной рода, именно он занимается всеми организационными вопросами племени и решает различные конфликты. Интересно, что это звание передаётся исключительно по мужской линии.

Также в бедуинском обществе не последнюю роль играет «кади», (человек духовного сана, военачальник и судья). В его обязанности также входит проведение процесса бракосочетания.

Бедуин - это кочевник пустыни

Основным местом проживания бедуинов является Сирийская и Арабская полуостров, а также пустыня Сахара, расположенная в Северной Африке. Кочевники всегда предпочитали жить в засушливых районах, тогда как большинство других народов выбирали территории с более мягким климатом, селились возле рек и водоёмов.

Обитатели пустыни проживают во многих странах мира, включая Израиль, Египет, Иорданию. А также в таких государствах как Тунис, Марокко, Ливия и другие.

С учётом того, что это постоянно кочующие люди, перепись их вести достаточно проблематично. Поэтому на данный момент цифра в 4,5 миллиона бедуинов считается условной. Она указывает ориентировочное количество всех кочевников в мире. В Сирии проживает более одного миллиона бедуинов. Крупнейшим кланом этой страны является племя Рувалла.

Культура обитателей пустыни

Бедуинам присуща древняя традиция ведь конфликты между племенами не являлись редкостью. В связи с этим, в ходе истории, опираясь на способ жизни и религиозность, сформировался механизм разрешения конфликтов. Этим вопросом непосредственно занимается шейх, если к нему обращаются враждующие стороны. Глава назначает сумму моральной компенсации, и после ее выплаты инцидент считается исчерпанным.

Бедуины, как и другие племена, своё политическое и социальное устройство формируют на патриархальной основе. Все кочевники подразделяются на кланы «хамуллы» и племена. Они проживают родами в шалашах и шатрах, причём в каждом роду может насчитываться более сорока деревень. Бедуины (фото их представлено вашему вниманию в статье) считаются отменными охотниками и превосходными наездниками, а также интересными сказочниками и хорошими танцорами.

Верблюд - еда или средство передвижения?

Бедуины из-за частых перекочёвок используют ограниченное количество всего необходимого, а причиной этому служит особенность уклада жизни. Для перемещения и перевозки грузов по пустыням пригодны только верблюды, что ограничивает возможность транспортировки в больших объёмах. По этой же причине шатры бедуинов быстро собираются и разбираются. В основном они состоят из полотнищ, сделанных из овечьей шерсти, которые легко укладываются на каркас из жердей и шестов.

Основной вид деятельности кочевников - разведение верблюдов, коз и овец. Для этих людей верблюд является достаточно ценным животным. Служит он как для транспортировки грузов, так и для верховой езды. Вместе с этим, двугорбое животное снабжает хозяев шерстью, а также является ценным предметом продажи.

Одним из самых важных продуктов каждодневного меню бедуинов считается

Дополнением к питанию являются рис, финики, сорго и изделия из пшеничной муки. Мясо кочевники едят исключительно по праздникам и другим особым торжествам, для чего забивают овцу и готовят её на открытом огне. Мятный чай и кофе являются их любимыми горячими напитками.

Большая часть современных бедуинов, также как и предшествующие поколения продолжают вести кочевой образ жизни, занимаясь земледелием и разведением скота. Но многие из них в наши дни занимается в основном обслуживанием туристов. Демонстрируя им при этом «быт и обычаи бедуинов». В большей степени это присуще египетским и синайским кочевникам. Что касается израильских бедуинов, то они получили помощь от государства, в виде льгот и привилегий, благодаря чему большая часть из них осела, создав поселения и деревни. Впоследствии многие бедуины перешли от разведения скота к современным профессиям.

Считается, что бедуинов в Египте – 150 000 человек, но это очень приблизительная цифра, так как живут эти дети пустыни без паспортов и в переписях населения не участвуют.

Бедуин (обитатель пустыни, кочевник) – это не национальность, а приверженность к определенному образу жизни. На протяжении уже 25 веков бедуинские племена кочуют по Аравийским пустыням, продолжая свято придерживаться старых законов.

Они превосходные наездники, ловкие охотники, искусные танцоры и талантливые сказочники. Бедуины жилисты, юрки и выносливы, привычны к любым невзгодам. Живут они в шатрах родами. Роды объединяются в деревни, которыми управляет шейх. 40-50 деревень подчиняются кади, который является для них и судьей, и военачальником.

У бедуинов издавна существует традиция кровной мести и конфликты между племенами - не редкость. Примирения можно достичь, если судьей выступят шейхи или кади других племен. Обычно они договариваются о материальной компенсации нанесённого ущерба, и после его выплаты конфликт считается исчерпанным. Но бывают случаи, когда не может помочь даже кади.

Недавно в Египте произошла нашумевшая история. 14-летняя Алия повредила ногу. Народный лекарь табиб ничем не мог помочь – нога начала распухать. Тогда родители решили обратиться в местную больницу. На третий день они пришли навестить дочь, но пациентка бесследно исчезла из палаты.

Полиция стала ее разыскивать, и выяснилось, что одновременно с Алией из больницы пропал молодой врач из Шри-Ланки. Целый год беглянка не давала о себе знать, но потом все же объявилась. Родители были потрясены: оказывается, Алия сбежала вместе с молодым доктором и даже вышла за него замуж по всем правилам народа Шри-Ланки.

Видимо, причиной такого бесшабашного поступка был страх остаться старой девой. Дело в том, что у бедуинов девочки выходят замуж очень рано, в 13 – 14 лет. Пятнадцатилетняя невеста считается уже «залежалым товаром». Алие было уже 14 лет, а жениха все не было. Вот она и сбежала с первым встречным.

Семья новоиспечённого мужа жила в Коломбо и считалась зажиточной, девушке ни в чем не отказывали. Можно сказать – они открыли ей свои объятия, оформили паспорт как родственнице, сыграли свадьбу, выделили жилплощадь. Но бедуинка Алия недолго выдержала в таком раю. Ей не нравилась жизнь в большом городе, приемы гостей, походы по магазинам. Говорят, что она тосковала бескрайней египетской пустыне, где надо вставать с восходом и ложиться с закатом. Вполне вероятно, что Алия не любила своего мужа, и жизнь с ним была ей невыносима. Родив ребенка, через год она сбежала на свою суровую родину.

История эта вызвала много толков и пересудов во всем Египте. Алию активно осуждали, ведь она позволила себе нарушить устои целого народа. В жизни бедуинов не бывает внебрачных связей, поэтому нет и слова «проститутка». Но зато есть понятие - не уважающая родителей. К счастью, пятнадцатилетняя грешница Алия и ее ребенок не были отвергнуты бедуинским племенем. Спустя пару лет Алию взял в жены 30-летний кочевник в качестве второй жены, поскольку первая оказалась бесплодной.

В настоящее время большая часть бедуинов Египта сторонятся населенных пунктов. Старики учат детей чтению Корана. Женщины занимаются хозяйством, мужчины охотятся, а днем сидят в теньке под тентами без какого-либо движения, размышляя, видимо, об Аллахе.

Но есть часть бедуинов, которые открыли для себя неожиданные промыслы. Они занялись туристическим бизнесом и предлагают прогулки на верблюдах, культурную программу в виде плясок и песен у костра с незамысловатым ужином и кофепитием.

Бедуины говорят о кофе, что он должен быть крепкий, как любовь, и горький, как жизнь. Особенно примечательны рецепт приготовления напитка и сама церемония потребления. Его пьют из особой посуды, под жарким солнцем, ведя дружескую беседу, в том числе с туристами. Неважно, что не понимают язык друг друга. Если повезет, то туристам, во время экскурсии в бедуинские поселения, можно стать свидетелем бедуинской свадьбы.

Это очень красивая церемония, с ритуальными танцами и широким и щедрым застольем, с обилием праздничных блюд из мяса. Примечательно, что даже состоятельные цивилизованные бедуины, живущие в городах, проводят свадебные церемонии только в пустыне.

Обычно парень, если присмотрел себе невесту, приходит к вождю племени вместе со своими родителями. После этого вождь приглашает девушку к себе и просит приготовить ему и его гостям чай. Девушка подает его всем присутствующим. Отпивая первый глоток, юноша очень волнуется, ведь если его возлюбленная положила туда сахар – значит, она согласна быть его женой. Если же нет, то неудачливый жених, переживая отказ любимой, не пьет и не ест несколько дней.

После сладкого чая встает вопрос о калыме. Родственники девушки стараются увеличить его размер, родственники юноши делают все возможное, чтобы сэкономить. Они отыскивают у девушки физические недочеты - нездоровые зубы, некрепкие волосы. Чтобы определить, например, крепость волос, будущая свекровь встает на возвышение и наматывает прядь невестиных волос на кулак. Невеста обязана присесть и повиснуть на собственных волосах. Если она при этом не оставляет вырванных волос, то размер калыма должен быть увеличен. Тут можно и на хитрость пойти – например, взять более тонкую прядь.

После определение крепости волос доверенные кумушки раздевают девушку, изучают кожу (она должна быть без родинок и прыщей), белки глаз, ступни (ценятся узкие с удлиненными пальцами), фигуру, суставы (необходимо приседать без скрипа и хруста). После выплаты калыма назначается день свадьбы, куда приходит все племя. Чтобы стать участниками такого празднества, туристам достаточно выложить долларов по 80.

Также можно встретить в пустыне местного шейха, который содержит в Хургаде или Шарм-эль-Шейхе приличный особняк с целым парком автомобилей и прислугой, но время от времени бросает все и срываются в пустыню, чтобы неделю – другую пожить в тесной лачуге. Видимо, дух свободы и любовь к пустыне у всех бедуинов в крови.

О том, как мы побывали в пустыне Сахара и про тамошних обитателей – бедуинах, расскажу в нашей сегодняшней статье.

Кто это такие? У нас принято так называть человека, который, ну совсем не…понимает ничего. А на самом деле это кочевые жители, независимо от национальной принадлежности. По сути, коренное население этой страны. Определить сколько точно таких кочевников проживает в Египте, не представляется возможным. Примерно от 50 до 150 тысяч. Почему такая разница?

Дело в том, что это этническое население не регистрирует своих детей. Вообще. Да и сами многие обходятся без документов, удостоверяющих личность. Государство к ним никаких претензий не имеет, потому что это часть истории страны.

Появились они на берегах Красного моря примерно 150 лет назад. А вообще по миру не менее 5 тысяч лет. Так и кочуют везде. Меняя свою территорию проживания раз в 7-10 лет. Переезжают, когда кончиться вода в колодце.

На джипах по Сахаре

Мы попали на экскурсию к ним после заезда на квадрациклах. Нас попросили пересесть на джипы, и мы отправились по , без каких-либо дорог и указателей искать, где они находятся.

За рулем нашей машины находился пожилой, с обветренной грубой кожей мужчина, почти старик. Сколько ему было лет, непонятно, но транспорт вел лихо. Быстро лавируя между насыпей и поднимая кучу пыли за собой.

Кстати, мы все в обязательном порядке, были в арафатках (такие клетчатые косынки, закрывающие нос и рот), так как пыль — мелкий песок, летели с ужасной скоростью и прямо в лицо.

Проехав примерно час от базы, впереди показались какие-то хижины. Рядом стояли еще несколько припаркованных джипов с туристами.

Вид с горы

Цивилизация только для туристов

Конечно, эта территория была облагорожена для таких, как мы, любопытных приезжих. Даже нашли приличный туалет. Но, как сказал наш сопровождающий, катают на верблюдах и лошадях желающих, настоящие бедуины. Это их, определенный тип заработка.

Потом прошли под навес, в котором две женщины на огне и простом металлическом листе, пекли лепешки. Которые напоминают обычный лаваш. На фото это видно.

Малышня бегала между навесами из пальмовых листьев, некоторые постарше, уже понемногу зарабатывали: катали желающих на осликах и небольших лошадках. В предыдущих статьях есть фотографии юных кормильцев. Одна из туристок презентовала им сладости. Вы бы видели, с каким счастьем в глазах эти дети делили шоколадку.

Потом мы прошли в другую крытую постройку, там один из местных продавал изделия из мази на верблюжьем молоке, амулеты из их костей.

Местные снадобья

В одном из углов постройки демонстрировался даже скелет этого животного.

Кто главный в деревне бедуинов

Иерархия построена таким образом, что без разрешения старейшины ты можешь только кушать и ходить в туалет. Все остальное решают за тебя.

  • На ком женится — спроси разрешения
  • Построить себе дом — получи добро
  • Купить скот — если позволят старшие

И так во всем и всегда. Вот такая она, бедуинская жизнь.

Вернусь к рассказу о том, как они переезжают на новое место.

Для того, что бы найти, где есть вода и туда переехать всем жителям, они вот что придумали. Две недели не поят и после этого отпускают ее гулять куда захочет. Где она остановилась, и начала ногой копать, тут несколько человек роют колодец. Через некоторое время все складывают свои пожитки и отправляются в другой дом.

Перерыв в работе

Продолжительность жизни бедуинов в Египте, как ни странно, в среднем 100-120 лет. Странность в том, как без всяких врачей и в принципе без медицины вообще так долго можно прожить? Оказывается дело в том, что за все время у них совершенно отсутствуют стрессы.

Так, как связь с внешним миром минимизирована. Некоторые, вообще никогда не выезжают за пределы общины. Нервная система не подвержена никаким волнениям. Лечит всех бедуинов шаман. Женщины выходят замуж лет в 12-13 и рожают столько детей, сколько даст Бог.

Живут себе припеваючи, без гаджетов и интернета, их это вполне устраивает.

Основное их занятие выращивать заниматься земледелием и разводить скот. Как только они умудряются вырастить что-то на таких почвах непонятно.

Вывод: Хотите жить так долго – идите туда на поселение.

Самостоятельно ехать в деревню к бедуинам нельзя

Вообще-то, самостоятельно ездить в этнические поселения, по Синаю, запрещено, так как были случаи похищения ими людей для обмена.

Потом мы поднялись на гору. Тропинка очень туда крутая и довольно долгая. Вершина просто высокая и, наверное, без всякого названия.

Сверху открывались такие красивые места. Вся открытая местность с хижинами, горы Сахары и вдалеке, настоящая экзотическая деревня. Туда шел одинокий путник, с какой- то котомкой на плече. Никаких туристов там нет, и никогда не будет за следующие, 100 лет. И живут они там долго-долго. Нам наверное, 120 лет не прожить.

Пора в домой

Солнце стало садиться, и поднялся небольшой ветерок. Надо спускаться и возвращаться в цивилизацию.

Потом был ужин на базе, где мы брали машины и квадрациклы. Нам устроили показательное выступление с танцами по стеклам, красивая девушка необычно, по- восточному, танцевала. И Мы на закате курили кальян…

Но было немного грустно. Как там они одни в Сахаре? Им не страшно?

Наверное, нет, уже привыкли за 100 лет жизни…

Это тоже интересно:

5 идей, как удивить подарком Любимую Откуда появился человек — тайна всех времен, которая с каждым днем становится все более спорной

Настоящий бедуин не променяет свой шатер и верблюда даже на шикарный коттедж в городе и новенький внедорожник. Кочевникам тяготы и лишения жизни в пустыне в сто раз милее благ цивилизации. Впрочем, так уж ли тягостно им живется? Попробуем разобраться.

Фото: today.appstate.edu

Слово "бедуин" в переводе означает "житель пустыни". А жить в пустыне – значит постоянно кочевать по ее бескрайним просторам, такова специфика этого сурового края. Свои бесконечные походы по пескам народ бедуинов начал примерно пять тысяч лет назад, и с тех пор их образ жизни претерпел лишь минимальные изменения. Перманентное состояние похода является для каждого бедуина скорее жизненным кредо и философской позицией, чем суровой необходимостью. Переходы по кажущимся европейцам безрадостными просторам народ пустыни воспринимает как благословление свыше, и каждый бедуин твердо уверен, что на условной социальной лестнице он стоит на ступеньку-другую выше оседлых арабов. Широко известен железобетонный принцип пустынных жителей, в соответствии с которым даже самый бедный бедуин не выдаст свою дочь за горожанина из многоэтажного дома, каким бы тот ни был обеспеченным. Ибо жизнь в городах и поселках противна самой природе кочевников. Стремление к походному образу жизни на лоне милой сердцу пустыни гораздо сильнее для любого бедуина, чем соблазны так называемого цивилизованного образа жизни.

Фото: dakhlabedouins.com

Мнение о постоянных тяготах и лишениях в жизни пустынных обитателей – всего лишь распространенное заблуждение. В реальности основная масса кочевников является, пусть и не богачами, но людьми вполне обеспеченными. Они по понятным причинам ничего не производят и не выращивают, но перегоняют по родным просторам немалые стада верблюдов, коз и овец. Поэтому в большинстве случаев бедуины не бедствуют. В их повседневный рацион входят довольно разнообразные продукты, включая рыбу, фрукты и всевозможные зерновые. Все это кочевники покупают или выменивают при посещении населенных пунктов. В плане жилья, вопреки еще одному заблуждению, бедуины выгодно отличаются от пушкинских цыган, которые «в шатрах изодранных ночуют». К примеру, сотканный из козьей шерсти зимний шатер бедуина оценивается в немалую сумму в две тысячи американских долларов.

А вот рассказы о глубокой привязанности восточных кочевников к их извечным спутникам верблюдам имеют все основания считаться даже приуменьшенными. На верблюдах племена перемещаются при кочевье, верблюжье молоко крайне питательно и, по бедуинским поверьям, имеет сильнейшие целебные свойства, а отходы жизнедеятельности верблюдов используются для разведения костров. Мало того, что верблюд является основой благосостояния семьи, к нему еще и относятся с особым религиозным почитанием. По обычаям бедуинов, – а строгое следование обычаям, традициям и заветам предков является основой образа жизни для любого кочевника пустыни – тело отошедшего в мир иной животного следует похоронить на специальном верблюжьем кладбище!

Даже когда речь заходит о таком важном деле, как поиск воды в пустыне, бедуины полагаются опять же на чутье своих горбатых друзей. Если верблюд, испытывающий жажду, ложится на землю и наотрез отказывается двигаться дальше, значит, есть смысл копать именно в этом месте. Для рытья колодцев, кстати, современные бедуины с удовольствием используют экскаваторы – традиции традициями, но за техническим прогрессом народ пустыни старается поспевать. Хотя в своих путешествиях по пустыне бедуинские племена полностью обходятся без электричества, как и тысячи лет назад.

Фото: fran-oise.blogspot.com

Женщины бедуинов, слыхом не слыхивавшие об эмансипации, привычно занимаются жилищем и подрастающим поколением. Мужчины, кроме заботы о стадах, активно занимаются охотой. Это только в голливудских боевиках пустыни населены сплошь ядовитыми гадами и неупокоенными египетскими жрецами. Маршруты кочевья бедуинов пролегают по таким регионам пустыни, в которых умелый охотник без труда добудет и газель, и волка, и зайца. Разнообразные птицы также нередко попадают в руки бедуинов-охотников. А ловля таких малоприятных тварей, как скорпионы, нужна пустынникам для бальзамирования ядом чучел животных (в этом искусстве бедуины достигли немалых успехов).

Вечерний досуг племени может проходить в оттачивании искусства танца и рассказа – мастерство сказителей и поэтов у бедуинов в крови. Старики учат молодежь читать Коран. Но особое внимание на вечернем привале уделяется кофе. Этот ароматный напиток занимает в жизни бедуинов особое место, а тонкости кофейной церемонии напоминают схожие тонкости японского чаепития. Кофе, по словам жителей пустыни, должен быть "крепким, как любовь, и горьким, как жизнь". Воистину же поэты!

Фото: fineartamerica.com

Консерватизм бедуинов имеет-таки разумные рамки. Еще век-другой назад племена кочевников одним из основных направлений своей деятельности считали помощь путникам и сопровождение караванов в пустыне. Причем помощь встречному страннику по традиции оказывалась на безвозмездной основе, но только если тот действительно нуждался в воде, еде и крове, и только на три дня и три ночи. Ныне с караванами в пустыне ситуация напряженная, и бедуинские общины осваивают туристический бизнес. Аравийская пустыня близ туристических центров усеяна бутафорскими деревнями кочевников. Они ходят туда, как на работу, и усиленно имитируют свой "быт" перед объективами туристических фотоаппаратов. Шейх племени нередко по совместительству является его менеджером по туризму.

Фото: howthehillsaremade.blogspot.com

В последнее время официальные власти направляют немало усилий на приучение бедуинов к оседлому образу жизни. Гражданин с ПМЖ для правительства, к примеру, Египта гораздо ценнее, чем вольный кочевник, который даже в переписи населения не участвует по идейным соображениям. Поэтому молодежи бедуинских племен предлагается возможность получения образования, создаются условия для занятия бизнесом... Но даже шейх бедуинов, устав сиживать в роскошном городском особняке, отправляется время от времени в длительное путешествие по бесконечно любимой ему пустыне, сменив шуршание шин дорогой иномарки на мерную поступь флегматичного верблюда. Зов пустыни силен.

Фото: kukmor.livejournal.com



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные