Тональность ре минор три вида. Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - II. Произведения этой тональности

Сегодня вы узнаете как играть аккорд в тональности Dm (Ре-минор) на гитаре. На практике используют пять основных позиций. Каждая позиция аккорда Dm (Ре-минор) отличается удобством , а так же звучанием. Например : в первой и третей позициях аккорд Dm (Ре-минор) играется намного удобней, чем во второй и четвёртой.

Если вы хотите знать и уметь играть не только аккорд Dm (Ре-минор), но и все мажорные и минорные аккорды, а так же играть этих аккордов на гитаре, то советую познакомиться с .

Строение аккорда Dm (Ре-минор) на гитаре

Если посмотреть с точки зрения теории музыки , то гитарный аккорд Dm (Ре-минор) состоит из минорного Ре, Фа, Ля.

  • Тоника или прима - D (Ре)
  • Малая терция - F (Фа)
  • Чистая квинта - A (Ля)

Пояснения к аппликатурам

  1. Указательный палец.
  2. Средний палец.
  3. Безымянный палец.
  4. Мизинец.

Аппликатуры аккорда Dm (Ре-минор) в пяти позициях на гитаре

Как зажать аккорд в тональности Dm (Ре-минор) на гитаре? Ниже я привёл варианты основных аппликатур с подробным описанием и фото.

первой позиции:

Аккорд: Dm:1

  • 6-я струна не звучат.
  • 5 и 4 струны открытые.
  • Зажимаем 3-ю струну средним пальцем на 2-м ладу.
  • Зажимаем 1-ю струну указательным пальцем на 1-м ладу.

Аппликатура аккорда Dm (Ре-минор) во второй позиции:

Аккорд: Dm:2

  • 6-я струна не звучит.
  • Зажимаем 5-ю струну мизинцем на 5-м ладу.
  • Зажимаем 4-ю струну средним пальцем на 3-м ладу.
  • Зажимаем 3-ю струну указательным пальцем на 2-м ладу.
  • Зажимаем 2-ю струну безымянным пальцем на 3-м ладу.

Аппликатура аккорда Dm (Ре-минор) в третей позиции:

Аккорд: Dm:3

  • 6-я струна не звучит.
  • Зажимаем 5, 4, 3, 2 и 1 струны указательным пальцем на 5-м ладу.
  • Зажимаем 4-ю струну безымянным пальцем на 7-м ладу.
  • Зажимаем 3-ю струну мизинцем на 7-м ладу.
  • Зажимаем 2-ю струну средним пальцем на 6-м ладу.

Аппликатура аккорда Dm (Ре-минор) в четвёртой позиции:

Аккорд: Dm:4

  • Зажимаем 6-ю струну безымянным пальцем на 10-м ладу.
  • Зажимаем 5-ю струну средним пальцем на 8-м ладу.
  • Зажимаем 4 и 3 струны указательным пальцем 7-м ладу.
  • Зажимаем 2 и 1 струны мизинцем на 10-м ладу.

Аппликатура аккорда Dm (Ре-минор) в пятой позиции:

Аккорд: Dm:5

  • Зажимаем 6, 5, 4, 3, 2 и 1 струны указательным пальцем на 10-м ладу приёмом баррэ.
  • Зажимаем 5-ю струну безымянным пальцем на 12-м ладу.
  • Зажимаем 4-ю струну мизинцем на 12-м ладу.
Рекомендуемый контент: Каждой минорной гамме соответствует параллельная мажорная. Чтобы ее определить, нужно от первой ступени исходного минора построить вверх малую терцию. Найдите на клавиатуре клавишу «до». Вспомните, как строится малая терция. Этот интервал состоит из полутора тонов и обозначается как м3. На расстоянии малой терции от клавиши «до» будет клавиша «ми-бемоль», то есть параллельной мажорной тональностью к до-минору будет ми-бемоль-мажор.

Как пользоваться кварто-квинтовым кругом

Чтобы начертить схему кварто-квинтового круга, нужно представить себе . Каждой мажорной тональности соответствует определенная цифра на часах. Например, в самом верху, где обычно располагается число 12, находится до-мажор – тональность без ключевых знаков. Здесь же располагается и параллельная минорная тональность, то есть ля-минор. По ходу часовой стрелки будут располагаться диезные тональности в порядке возрастания количества ключевых знаков. Это соль-мажор и ми-минор, ре-мажор и си-минор, ля-мажор и фа-диез-минор и т.д. Чтобы определить каждую следующую тональность, нужно от тоники построить вверх чистую квинту, то есть интервал, который обозначается ч5. Если вам больше нравится считать интервала вниз, то тогда нужно строить чистую кварту, то есть ч4.

Бемольные тональности

Обозначьте бемольные тональности. Для этого от звука «до» или «ля» постройте вниз чистую квинту или вверх чистую кварту. И в том, и в другом случае вы получите звуки «фа» и «ре», то есть следующими по количеству знаков будут фа-мажор и параллельный ре-минор. Построив кварту вниз от звука «фа» или «ре», вы получите «си-бемоль» или «соль», то есть мажор и минор с двумя ключевыми знаками (си-бемоль и ми-бемоль). Построив следующую квинту вниз, вы найдете очередную пару тональностей – ми-бемоль мажор и до-минор. То есть и в до-миноре, и в параллельном к нему мажоре при ключе стоят : си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль.

Вилы до-минора

Как и другие , до-минор бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический. В гармоническом миноре повышается седьмая ступень как в восходящем, так и в нисходящем направлении. То есть вместо звука «си-бемоль» нужно взять «си». В мелодическом миноре в восходящем направлении повышаются шестая и седьмая ступени. Нисходящий мелодический минор играется точно так же, как натуральный. Знаки, обозначающие повышение ступеней, при ключе не ставятся.

До-минорное трезвучие

Иногда требуется, не разучивая гаммы, сразу построить до-минорный аккорд. Как и любое минорное тоническое трезвучие, до-минорное состоит из двух терций – большой и малой. Малая располагается внизу, между первой и третьей ступенями – интервал в полтора тона, то есть средним звуком трезвучия будет «ми-бемоль». Отсчитав от этой клавиши два тона, вы получите пятую ступень – звук «соль».

Мажорные тональности

Минорные тональности

Параллельные тональности

Энгармонически равные тональности

Энгармонически равные тональности - тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.





Комментарии:

29.03.2015 в 14:02 олег высказался:

Я не увидел таблицу со всеми знаками при ключе во всех ВОЗМОЖНЫХ тональностях. Таблица есть, а того что надо нет!

05.04.2015 в 23:54 Светлана высказался:

Здравствуйте. Напишите конкретно какая тональность Вас интересует, я Вам отвечу.

21.01.2016 в 16:06 Юлия высказался:

В таблице пропущены тональности - G-dur и e-moll

21.01.2016 в 16:17 Светлана высказался:

Исправили, спасибо!

19.02.2016 в 18:59 Максим высказался:

Меня интересует до бемоль мажор. И не могли бы Вы сделать отдельную статью, где построены разные аккорды в разных тональнастях?

19.02.2016 в 22:25 Светлана высказался:

Здравствуйте, Максим. В до-бемоль мажоре семь бемолей. Рекомендую Вам заменить на тональность си мажор, энгармонически они равны, а знаков будет меньше - 5 диезов.

Написания такой статьи в ближайших планах нет.

30.08.2017 в 04:52 мне надо построить д7 с обращениями в 24тональностях а везде почему то нахожу по 30 тональностей в интернете.почему? высказался:

Я нечаянно в имени написал свой вопрос.

25.04.2018 в 14:25 Петр высказался:

Ребят на самом деле всё выше перечисленное очень полезно, и необходимо для применения на практике просто не понимаю тех, кто из-за недостаточного понимания темы оставляет плохие отзывы.

08.10.2018 в 17:36 Юлия высказался:

Добрый день,

ребенку задали до.задание: знаки в тональностях до 3-х с # и b.

К сожалению, уже 4-тый учитель по сольфеджио за 3 года, материал дается кусками. Дочка вообще не понимает, что это и что от нее хотят.

Подскажите, пожалуйста.

02.01.2019 в 21:33 morozalex2018 высказался:

G-dur и e-moll есть в таблице, смотрите внимательно

09.02.2019 в 09:16 Ева высказался:

Спасибо! Очень полезная статья, сохранила👏🏻👍🏻

16.04.2019 в 19:33 Лида высказался:

Какие знаки в Фа бемоль миноре?

21.04.2019 в 23:48 Олег высказался:

Полезные консультации

21.04.2019 в 23:49 Олег высказался:

Полезная информация

21.04.2019 в 23:55 Олег высказался:

Разберём тональность фа бемоль минор. Итак, в тональности фа минор - 4 бемоля, а в фа бемоль миноре на 7 бемолей больше, то есть 4+7=11b. Кто-то может сказать, что такое не может быть. Отвечаю - может!! В фа бемоль миноре 4 дубль-бемоля: это -сиbb, миbb, ляbb и реbb. А также сольb, доb и фаb.

22.04.2019 в 00:05 Олег высказался:

Тональности с большим (более шести) количеством ключевых знаков можно заменить на тональность с меньшим количеством знаков. Главное, чтобы сумма исходных и заменённых знаков равнялась 12-ти, а также чтобы они были противоположными. Например если у вас 8 бемолей, то делаем: 12-8b= 4# (фа бемоль мажор 8b. А ми мажор - 4#). Такие тональности называются энгармонически равными, то есть равными по звучанию. Но по названию и по записи нот (гаммы) - они разные.

Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.

Прежде всего, характерные интервалы – это интервалы, то есть сочетания двух звуков в мелодии или гармонии. Интервалы бывают разные: чистые, малые, большие и т.д. Нас в данном случае будут интересовать увеличенные и уменьшённые интервалы, а именно увеличенные секунда и квинта, уменьшённые септима и кварта (их всего четыре, они очень легко запоминаются – ув 2 , ув 5 , ум 7 , ум 4 ).

Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.

Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).

Как строить характерные интервалы?

Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её , и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.

Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки» . Посмотрите, как это работает.

Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре

Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре

Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре

Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» – шестая, а в миноре – седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.

Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):

Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!

Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).

Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!

Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре

Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?

Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интерв алы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув 5 – ум 4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув 4 с ум 5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно. О тритонах поподробнее можно почитать .

Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!

В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.

3 вида минора: первый – натуральный

Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.

Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора :

3 вида минора: второй – гармонический

Гармонический минор – в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая ступень (VII# ). Повышается она не с бухты-барахты, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в ).

Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора :

В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII# ) образуется «дыра» – увеличенной секунды (ув2).

Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).

3 вида минора: третий – мелодический

Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII# ), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Вот пример мелодического вида того же ля минора :

Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре.

Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на в МЕЛОДИИ запрещены.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть). И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

Повторенье – мать ученья

О, как я тут разошёлся, сколько про мелодический минор написал. Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».

Давайте еще раз повторим, какие есть в музыке. Это минор натуральный (простой, без прибамбасов и наворотов), гармонический (с повышенной седьмой ступенью – VII#) и мелодический (в котором при движении вверх нужно повысить шестую и седьмую ступени – VI# и VII#, а при движении вниз – играть просто натуральный минор). Вот вам в помощь рисуночек:


Правила теперь вы знаете, сейчас предлагаю посмотреть просто шикарное видео в тему. После просмотра этого короткого видео-урока вы раз и навсегда научитесь отличать один вид минора от другого (в том числе и на слух). В видео предлагается разучить песенку (на украинском языке) – очень интересно.

Три вида минора – другие примеры

Что это у нас всё ля минор да ля минор ? Что же? других нет? Есть, конечно. Сейчас и посмотрим примеры натурального, гармонического и мелодического минора еще и в других нескольких тональностях.

Ми минор – три вида: в этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами) – поэтому не буду давать лишних комментариев.

Тональность си минор с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).

Тональность фа-диез минор : в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез),а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.

До-диез минор в трёх видах. При ключе у нас четыре диеза. В гармоническом виде – си-диез, в мелодическом – ля-диез и си-диез в восходящем движении, и натуральный до-диез минор в нисходящем движении.

Тональность фа минор . – бемоли в количестве 4-х штук. В гармоническом фа миноре повышается седьмая ступень (ми-бекар), в мелодическом – повышается шестая (ре-бекар) и седьмая (ми-бекар), при движении вниз повышения, разумеется, отменяются.

Три вида до минора . Тональность с трёмя бемолями при ключе (си, ми и ля). Седьмая ступень в гармоническом виде повышена (си-бекар), в мелодическом виде – кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении гаммы мелодического вида эти повышения отменяются и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.

Тональность соль минор : здесь при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез, в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).

Ре минор в своих трёх видах. Натуральный без какой-либо дополнительной альтерации (не забывайте только про знак си-бемоля при ключе). Гармонический ре минор – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический ре минор – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).

Ну вот, на этом и остановимся. Можете добавить страничку с этими примерами в закладки (наверняка пригодится). Ещё рекомендую подписаться на обновления



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные