В Государственном историческом музее начала работу выставка "Армения. Легенда бытия". Выставка "Армения. Легенда бытия" Армения легенда бытия выставочный комплекс

Всего 62 фото

На эту выставку я, поначалу, стремился исключительно из интереса к одному широко известному древнему артефакту, представленному в ее экспозиции - серебряному кубку из Карашамба... Я восторге от искусства торевтики - древних орнаментальных чеканных рельефных изображений на изделиях по серебру и золоту и этот кубок надо было обязательно посмотреть.... Кстати, чего, только стоила на эту тему феерическая выставка в ГИМ показанная года три назад!… До сих пор с удовольствием вспоминаю эту выставку и ее уникальные чеканные рельефы "фракийского золота".

Думая, что дело ограничится лицезрением лишь этого самого кубка из Карашамба, я, однако, был удивлен, что выставка «Армения. Легенда Бытия» оказалась комплексной, мощной, цельной и очень богатой на множество интереснейших экспонатов. Мало того - речь шла, по большому счету, не об Армении, а о земле, где творилась та самая изначальная История Древнего Мира - земле Армянского нагорья, откуда происходили самые глубокие корни человеческой цивилизации...

Короче, я «завис» на выставке часа на четыре. Фактически - все до одного экспоната представляли исключительный неподдельный интерес и понудили меня изменить свое изначальное субъективное отношение к выставке и воодушевили на подробную фотосъемку. Я получил исключительное наслаждение от общения с этими богатейшими и редчайшими археологическими находками. Как всегда, при обработке фотографий артефактов, я «вновь и по-новому» погружался в образы этих древних цивилизаций, их миры и узнавал для себя все больше нового и захватывающего. Ранее я думал, что ограничусь одним постом об этой выставке, но, постепенно, у меня сама собой вызрела идея попытаться отразить все свои масштабные впечатления об этой выставке, а это уже тянуло на целую серию постов. И дело тут даже не в желании сделать банально подробный обзор выставки и увеличить количество публикаций в ЖЖ, а в явном моем ощущении "комплексности" «выставок в выставке» - до такой степени экспозиция была насыщенной и разнообразной. К примеру, мы можем увидеть уникальнейшую коллекцию армянских рукописных книг XIII-XVIII вв., которые можно рассматривать и принимать бесконечно, поэтому я решил выложить ряд постов в логической исторической последовательности и, одновременно, выделить тематику. Таким образом, при наличии понятного оглавления читатель может сразу выбрать ту тему интересов, которая ему наиболее близка и любопытна. Ну, чего уж там говорить, - давайте же приступим к осмотру выставки «Армения. Легенда Бытия», что так нежданно пришлась мне по душе.


Основных залов на выставке - три. Есть еще два - о декоративно прикладном искусстве Армении (№4) и один узкий, центральный - о геноциде армян Османской империей в 1915-1923 гг. - прямо напротив входа в экспозиционное пространство выставки.
02.

Первое, что видит зритель, оказавшийся на выставке - далекий и недоступный заснеженный Арарат в дальнем конце этого коридорного зала.
03.


04.

Сердце, от этого вида и темно-фиолетово-чернильных стендов, слегка неосознанно сжимается от неведомой тоски… Но, сюда мы пока не пойдем, а отправимся в зал №1. Здесь все начинается с палеолита и охватывает эпоху бронзы и железа Армянского нагорья. И именно здесь находится вожделенный для меня серебряный кубок из Карашамба.

Палеолит

Собранные археологами данные позволяют наметить сценарий заселения территории Армении в палеолите. На стоянке Карахач люди с раннеашельскими индустриями жили уже 1,85-1,77 миллионов лет назад. Это древнейший на сегодня памятник ашельской культуры в Евразии.
05.

Потомки ашельских первопоселенцев с более совершенными индустриями ранне-и среднеашельского типа продолжали обитать в Армении по меньшей мере 700 тысяч лет назад. Около 500-300 тысяч лет назад здесь широко расселяются создатели позднеашельских индустрии с ювелирно отделанными рубилами - они найдены в десятках мест.

Ручные рубила. Даштадем. Ашель (500-300 тыс. лет назад). Дацит. Верхнеашельская стоянка. Северо-запад Армении. Музей истории Армении.
06.

Следы среднего палеолита в Армении менее отчетливы, что является, видимо, следствием ухудшения климата - недаром в это время начинается заселение пещер. Первые индустрии, создававшие орудия с пластинчатыми сколами, фиксируются около 100 тысяч лет назад. Появление создателей новых среднепалеолитических индустрии отмечено 35-40 тысяч лет назад, уже в верхнем палеолите, когда климат Армении стал еще менее приветливым; в этот период выявлены два интервала обитания - 24-35 тысяч лет назад и 16-18 тысяч лет назад.
07.

Нуклеус. Ани-Пемза. VIII-VII тыс. лет до н.э. Обсидиан. Нуклеус - ядрище, камень, с которого скалывались пластины - заготовки для орудий. Музей истории Армении.
08.

Ранняя бронза

В юго-западной части Армянского нагорья найдены поселения, свидетельствующие о развитии земледельческих и скотоводческих сообществ, относящихся к IX тысячелетию до н.э. Начиная с этого времени и на протяжении нескольких тысяч лет долины рек постепенно заселяются и осваиваются. В эту эпоху вся территория Армении уже представлена густой сетью поселений, относящихся к древнейшей шенгавитской, или куро-аракской, культуре. Ее памятники разбросаны как на низменностях, так и в предгорных и высокогорных районах.
09.

О монументальной архитектуре шенгавитской культуры свидетельствует ряд обнаруженных храмовых построек. Комплексы этих святилищ расположены в центре поселений, вокруг каменных или кирпичных башен. Найденные в них женские статуэтки, фигурки быков, подставки ритуальных подковообразных очагов, заканчивающиеся изображениями голов овнов, а также подставки очага в виде фигурок быков свидетельствуют, что в шенгавитском обществе были распространены культ Великой Матери и почитание животных, символизирующих плодородие.

Эпоха средней бронзы (2400/2300-1500 гг. до н.э.)

Примерно к началу третьей четверти III тысячелетия до н.э. на территориях в бассейне реки Араке и к северу от него уже не встречаются памятники, относящиеся к шенгавитской культуре. Для последующей, так называемой ранней курганной культуры характерны как находки сосудов и оружия, относящихся к предыдущему историческому периоду, так и материалов, ранее не встречавшихся. По этой причине время распространения курганов в одних случаях относят ко времени первого этапа средней бронзы, в других - к переходному этапу. Одна из основных особенностей указанного времени - резкие изменения в социальной жизни обществ, населяющих описываемый регион. Еще одна особенность - очень большие курганы с богатым инвентарем, сооруженные для захоронения одного человека.

Фигурка женщины (1). Мохраблур. Конец VI - начало III тыс. до н.э. Глина. Статуэтка символизирует женское божество, связанное с земледельческим

Фигурка мужчины (2). Шангавит. Начало III тыс. до н.э. Глина. Статуэтка относится к позднему периоду ранней бронзы, когда развитие хозяйства привело к подъему скотоводства, роль мужчины и воина приобрела особое значение.
10.

В основной части нагорья этот переходный этап формирования культурной среды заканчивается на рубеже XXIII—XXII веков до н.э. Начинается вторая волна создания древнекультурной общности, которая связана с распространением комплексов, относимых к новой, так называемой трехк-ванадзорской культуре - они также в основном представлены курганами. «Царские захоронения» трехк-ванадзорской культуры отличаются необыкновенной роскошью и свидетельствуют о появлении в регионе древнейших государственных образований.
11.

Карас. Шенгавит. Конец VI - начало III тыс. до н.э. Глина.
12.

Сосуд в виде широкобедрой беременной женщины с выступами в виде женской груди.
13.

Заштрихованные треугольники - символы плодородия и материнства. Сосуд посвящен раннеземледельческой культуре и идее плодородия и использовался в культовых обрядах, имеющих цель защитить, уберечь приплод или урожай.
14.


15.

Антропоморфная фигурка. Фрагмент очага. Арич. III тыс. до н.э. Глина. Стилизованное изваяние ритуального очага в виде головы с длинным носом. Глаза сделаны накладными с рельефными колечками с маленькой точкой в центре. Рот отмечен бороздкой.

Этот домашний идол у меня вызвал какое-то особенное волнующее впечатление - как будто он до сих пор обладает "сознанием", чувствами и что-то хочет тебе сказать...
16.

Статуэтка - часть культового подковообразного очага. Подобные очаги, относящиеся к раннему бронзовому веку, являлись жертвенниками для совершения ритуалов, связанных с земледельческими культами.


Очажная подставка. Аревик. III тыс. до н.э. Глина. Очаг и очажные подставки помещались в центре жилища и являлись символом семейного благополучия. Культ очага продолжал существовать до Нового времени.
19.

Топор-клевец является универсальным оружием и орудием, комбинирующем на обухе топор-мотыгу, и топор-кирку. Во время военных походов такое орудие пригодно как для строительства временных сооружений, так и для разрушения захваченных вражеских укреплений.
21.

Остаток деревянной рукояти с бронзовым наконечником украшен треугольными выемками и выгравированной свастикой.
24.


25.

Кубок из Карашамба

Наиболее яркий памятник эпохи средней бронзы - серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов, в прошлом чудом избежавшего ограбления.
26.

Кубок из Карашамба. XXII-XXI вв. до н.э. Серебро.
27.

Карашабский некрополь - один из крупнейших в Закавказье. Своим названием он обязан селу, расположенному на холмистом плато примерно в 30 километрах к северу от Еревана. Погребение XXII-XXI веков до н.э. принадлежало вождю мощного племенного союза. В загробный мир его сопровождали жертвенные животные и птицы, а также богатейший набор предметов: утварь, оружие, знаки царской власти, драгоценные украшения. Бронзовый кинжал и два комплекта медных лат составляли его вооружение, дополнявшееся серебряной секирой и парадным штандартом с навершием - символами власти. Но самое главное - два роскошных кубка, золотой и серебряный, подлинные шедевры древней торевтики.

Сейчас мы рассмотрим "Кубок из Карашамба" подробно, внимательно и со всех сторон.


Кубок, выполненный из тонкого серебряного листа, высотой всего 13 сантиметров. Сверху донизу, включая придонную часть и ножку, он опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции на кубке - охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие -складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.

Главная сцена верхнего фриза - охота на вепря, в тело которого вонзилась стрела. Опираясь на колено, охотник вновь натягивает лук. Раненого вепря спереди терзает лев, сзади - барс; за этой сценой следят другие львы и барсы. Позади охотника изображена собака с веревкой на шее.
29.

На втором фризе представлены три сцены: ритуальное действо, военное столкновение и пленение побежденных врагов. Главное действующее лицо первой сцены - восседающий на троне царь (или бог?). Перед ним - жертвенники с ритуальными сосудами и жрецы, подводящие к жертвеннику оленя. Изображение месяца под животом оленя символизирует жертву.
30.

Эту ритуальную сцену довершают слуги с опахалами за спиной царя и играющий на лире музыкант. Цель ритуала - вымолить победу в военном столкновении между копьеносцами и меченосцами. Третья сцена посвящена победному шествию копьеносцев, которые ведут перед собой обезоруженного пленника.
31.

На третьем фризе главное действующее лицо - царь на троне с секирой в руках. Солнечный диск над ним символизирует его божественное происхождение. Перед ним выложены военные трофеи и изображен ряд обезглавленных тел врагов. Слева - сцена обезоруживания побежденного царя, справа - ему наносится последний удар. Затем изображен ряд обезглавленных врагов, направляющихся в загробный мир.
32.

Шествие замыкает аллегорическое изображение мифического львиноголового орла Анзуда. Это фантастическое существо в древней шумеро-аккадской мифологии связывалось с войной и потусторонним миром. Следующее изображение представляет льва, терзающего козла, - этот символический образ победы отражает мощь победителя.
33.

На четвертом фризе изображен ряд следующих друг за другом львов и барсов.
34.

Пятый фриз - орнаментальный. На шестом, расположенном на ножке кубка, изображен одинокий лев и следующие за ним пары львов и барсов.
35.

По целым группам признаков (морфологических, орнаментальных и др.) карашамбский кубок - произведение искусства малоазийско-закавказского культурного круга при заметном месопотамском влиянии.
36.

Я получил удивительное впечатление - как будто неведомый мастер говорил со мной своими удивительными рельефами и сюжетами. Именно такие артефакты живут вечно...
37.


38.


39.

40.

Кувшин. Арцваберд. XIX-XVIII вв. до н.э. Глина. Сюжет росписи посвящен древнейшим астральным представлениям о небесной и земных сферах. Верхняя сфера - небесный океан, представлена волнистыми линиями, бегущими по основанию шейки. Два нижних пояса с зигзагообразными линиями и треугольниками содержат идею земли и «нижней» воды- океана.
41.

Кувшин. Аруч. XIX в. до н.э. Глина. Композиция росписи соответствует трехчастному единству Вселенной: волнистые линии символизируют молнию, дождь; свастика и птицы - солнце, треугольники - землю и горные пики.

Выставка "Армения. Легенда бытия"


"В Армении нет начала истории - она была всегда. И за свое вечное существование она освятила все - и природу, и камни, и людей". Выставка "Армения. Легенда бытия" соединила две страны в уникальном культурном проекте. Крупнейшие музеи Армении представляют свыше ста шестидесяти редчайших памятников, которые раскрывают посетителям малоизвестный пласт истории, культуры и искусства дружественной страны. Столь масштабная по богатству представленных артефактов и временному охвату выставка, отражающая все многообразие и богатство армянской культуры в ее непрерывном развитии, устраивается в Москве впервые. Диапазон экспонируемых раритетов относится ко всем периодам истории человечества, начиная с истоков цивилизации и заканчивая началом XX столетия.



Впервые люди на территории Армении появились в палеолите. Это древнейший и самый длительный период человеческой истории. Почти 2,5 миллиона лет назад обитавшие в Восточной Африке ранние люди (Homo habilis) начали делать примитивные каменные орудия, оббивая края галек. Примерно 1,8 миллиона лет назад уже более развитые виды Homo совершенствуют обработку камня, делая наборы орудий. Затем им на смену приходят создатели индустрий типа ашель, для которых характерны крупные двусторонние обработанные орудия с боковыми лезвиями и острым концом - ручные рубила. В индустриях раннего ашеля (до 1 миллиона лет назад) эти орудия массивны и грубо оббиты, а в эпоху позднего ашеля (около 500-300 тысяч лет назад) отличаются правильными листовидными формами и тщательной отделкой. Олдован и ашель - культуры раннего палеолита. После них, в среднем палеолите (около 300-30 тысяч лет назад), доминируют неандертальцы, чьи каменные орудия изготовлены из специальных сколов. Последний этап - поздний палеолит, характеризующийся господством людей современного типа, создававших стандартизованные наборы каменных и костяных орудий и первые образцы первобытного искусства. Верхнюю границу палеолита определяют временем около 12 тысяч лет назад, когда от охоты и собирательства люди стали переходить к производящему хозяйству. На протяжении палеолита, особенно на его ранних этапах, расселение людей в разных регионах Евразии определялось климатом, наличием животной и растительной пищи, а также доступностью подходящего каменного сырья.



Армения, занимающая юг Кавказского перешейка и часть Армянского нагорья, особенно благоприятствовала обитанию людей раннего палеолита. Богатые флорой и фауной вулканические ландшафты изобиловали также высококачественным лавовым сырьем. В первой половине раннего палеолита, когда эта горная область еще не поднялась на современную высоту над уровнем моря, ее климат был тропическим, а ландшафты напоминали африканскую лесосаванну, где водились слоны и носороги. К концу раннего палеолита и в среднем палеолите глобальные изменения климата и поднятие Армянского нагорья постепенно сделали природу Армении менее комфортной для человека. Наиболее суровые условия сложились здесь в позднем палеолите, когда циклические похолодания вызывали оледенение гор. Конец палеолита, как и всюду, совпал с новым глобальным потеплением, продолжающимся поныне.



Собранные археологами данные позволяют наметить сценарий заселения территории Армении в палеолите. На стоянке Карахач люди с раннеашельскими индустриями жили уже 1,85-1,77 миллионов лет назад. Это древнейший на сегодня памятник ашельской культуры в Евразии. Потомки ашельских первопоселенцев с более совершенными индустриями ранне- и среднеашельского типа продолжали обитать в Армении по меньшей мере 700 тысяч лет назад. Около 500-300 тысяч лет назад здесь широко расселяются создатели позднеашельских индустрий с ювелирно отделанными рубилами - они найдены в десятках мест. Следы среднего палеолита в Армении менее отчетливы, что является, видимо, следствием ухудшения климата - недаром в это время начинается заселение пещер. Первые индустрии, создававшие орудия с пластинчатыми сколами, фиксируются около 100 тысяч лет назад. Появление создателей новых среднепалеолитических индустрий отмечено 35-40 тысяч лет назад, уже в верхнем палеолите, когда климат Армении стал еще менее приветливым; в этот период выявлены два интервала обитания - 24-35 тысяч лет назад и 16-18 тысяч лет назад. В настоящее время исследования палеолита в Армении активно продолжаются, что обещает новые открытия и уточнение наших представлений о древнейшем прошлом страны.





Древнейшие следы людей, населявших Евразию, ныне обнаружены на территориях, лежащих к югу от Кавказа. Эти находки говорят о том, что предок человека - Homo erectus - обитал здесь около 1,8 миллиона лет назад. В юго-западной части Армянского нагорья найдены поселения, свидетельствующие о развитии земледельческих и скотоводческих сообществ, относящихся к IX тысячелетию до нашей эры. Начиная с этого времени и на протяжении нескольких тысяч лет долины рек постепенно заселяются и осваиваются.









В эту эпоху вся территория Армении уже представлена густой сетью поселений, относящихся к древнейшей шенгавитской, или куро-аракской, культуре. Ее памятники разбросаны как на низменностях, так и в предгорных и высокогорных районах. Памятники на равнинах представлены жилыми комплексами, возведенными на искусственных холмах. Поселения в предгорных и высокогорных районах расположены на естественных возвышенностях, в горных долинах или на мысах, образовавшихся в местах слияния рек, и часто занимают площадь до нескольких десятков гектаров. По состоянию памятников можно сделать вывод, что среди соседствующих в течение столетий поселений были такие, где люди проживали не более 50-60 лет. В целом ряде поселений выделяются крупные комплексы, игравшие роль центра, окруженного мелкими жилыми постройками.









Основой хозяйства шенгавитского общества были пахотное орошаемое земледелие и пастбищное скотоводство. Среди хозяйственных орудий преобладали изготовленные из бронзы топоры, молоты, серпы и пр. Большое распространение получили бронзовые мечи, копья, украшения. Лучшим свидетельством высокого развития металлообработки являются обнаруженные в различных поселениях мастерские и большое количество литейных форм для изготовления оружия, орудий и украшений. В хозяйстве древнего населения одно из важнейших мест занимала торговля. Материалы, найденные при раскопках, позволяют утверждать, что из районов с богатыми залежами обсидиана и меди сырье вывозилось как на Средний Восток, так и в различные довольно удаленные районы к северу от Кавказа. Более того, в юго-западных и в юго-восточных районах Армянского нагорья носители шенгавитской культуры контролировали основные пути международной транзитной торговли, что способствовало формированию здесь крупных поселений с характерными признаками городской культуры.







О монументальной архитектуре шенгавитской культуры свидетельствует ряд обнаруженных храмовых построек. Комплексы этих святилищ расположены в центре поселений, вокруг каменных или кирпичных башен. Найденные в них женские статуэтки, фигурки быков, подставки ритуальных подковообразных очагов, заканчивающиеся изображениями голов овнов, а также подставки очага в виде фигурок быков свидетельствуют, что в шенгавитском обществе были распространены культ Великой Матери и почитание животных, символизирующих плодородие. Носители шенгавитской культуры хоронили умерших как в пределах поселений, так и рядом с ними, на отдельных кладбищах. Примечательно, что существовали также кладбища, не связанные с поселениями. Отмеченные факты позволяют сделать вывод, что шенгавитское общество имело довольно сложную социальную структуру и в соседстве с оседлым населением жили сообщества, не имеющие постоянного места проживания.







Примерно к началу третьей четверти III тысячелетия до н.э. на территориях в бассейне реки Араке и к северу от него уже не встречаются памятники, относящиеся к шенгавитской культуре. Для последующей, так называемой ранней курганной культуры характерны как находки сосудов и оружия, относящихся к предыдущему историческому периоду, так и материалов, ранее не встречавшихся. По этой причине время распространения курганов в одних случаях относят ко времени первого этапа средней бронзы, в других - к переходному этапу. Одна из основных особенностей указанного времени - резкие изменения в социальной жизни обществ, населяющих описываемый регион. Еще одна особенность - очень большие курганы с богатым инвентарем, сооруженные для захоронения одного человека.

















В основной части нагорья этот переходный этап формирования культурной среды заканчивается на рубеже XXIII-XXII веков до н.э. Начинается вторая волна создания древнекультурной общности, которая связана с распространением комплексов, относимых к новой, так называемой трехк-ванадзорской культуре - они также в основном представлены курганами. "Царские захоронения" трехк-ванадзорской культуры отличаются необыкновенной роскошью и свидетельствуют о появлении в регионе древнейших государственных образований. Трехк-ванадзорский культурный комплекс, представленный отдельными поселениями и повсеместно распространенными курганными захоронениями, дает основания утверждать, что на большей части нагорья редкие "оазисы" оседлой жизни были окружены общинами с развитой культурой, ведущими полукочевой образ жизни.







Обнаруженное в курганах огромное количество останков животных, в том числе лошадей, принесенных в жертву, бронзовое оружие и украшения, утварь, изготовленная из золота и серебра, свидетельствуют, что в это время обработка металлов и торговые связи достигли небывалого расцвета. Получает широкое распространение расписная керамика.



Наиболее яркий памятник эпохи средней бронзы - серебряный кубок из царской гробницы и Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов, в прошлом чудом избежавшего ограбления. Карашамбский некрополь - один из крупнейших в Закавказье. Своим названием он обязан селу, расположенному на холмистом плато примерно в 30 километрах к северу от Еревана. Погребение XXII-XXI веков до нашей эры принадлежало вождю мощного племенного союза. В загробный мир его сопровождали жертвенные животные и птицы, а также богатейший набор предметов: утварь, оружие, знаки царской власти, драгоценные украшения. Бронзовый кинжал и два комплекта медных лат составляли его вооружение, дополнявшееся серебряной секирой и парадным штандартом с навершием - символами власти. Но самое главное - два роскошных кубка, золотой и серебряный, подлинные шедевры древней торевтики. Кубок, выполненный из тонкого серебряного листа, высотой всего 13 сантиметров. Сверху донизу, включая придонную часть и ножку, он опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции на кубке - охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу. Главная сцена верхнего фриза - охота на вепря, в тело которого вонзилась стрела. Опирааясь на колено, охотник вновь натягивает лук. Раненого вепря спереди терзает лев, сзади - барс; за этой сценой следят другие львы и барсы. Позади охотника изображена собака с веревкой на шее. На втором фризе представлены три сцены: ритуальное действо, военное столкновение и пленение побежденных врагов. Главное действующее лицо первой сцены - восседающий на троне царь (или бог?). Перед ним жертвенники с ритуальными сосудами и жрецы, подводящие к жертвеннику оленя. Изображение месяца под животом оленя символизирует жертву. Эту ритуальную сцену довершают слуги с опахалами за спиной царя и играющий на лире музыкант. Цель ритуала - вымолить победу в военном столкновении между копьеносцами и меченосцами. Третья сцена посвящена победному шествию копьеносцев, которые ведут перед собой обезоруженного пленника. На третьем фризе главное действующее лицо - царь на троне с секирой и руках. Солнечный диск над ним символизирует его божественное происхождение. Перед ним выложены военные трофеи и изображен ряд обезглавленных тел врагов. Слева - сцена обезоруживания побежденного царя, справа - ему наносится последний удар. Затем изображен ряд обезглавленных врагов, направляющихся в загробный мир. Шествие замыкает аллегорическое изображение мифического львиноголового орла Аизуда. Это фантастическое существо в древней шумеро-аккадской мифологии связывалось с войной и потусторонним миром. Следующее изображение представляет льва, терзающего козла, - этот символический образ победы отражает мощь победителя. На четвертом фризе изображен ряд следующих друг за другом львов и барсов. Пятый фриз - орнаментальный. На шестом, расположенном на ножке кубка, изображен одинокий лев и следующие за ним пары львов и барсов. По целым группам признаков (морфологических, орнаментальных и др.) карашамбский кубок - произведение искусства малоазийско-закавказского культурного круга при заметном месопотамском влиянии.





Примерно на рубеже XVI-XV веков до нашей эры на территории нынешней Армении вновь начинают преобладать сообщества с единой культурной средой. С этого времени в регионе возобновляются процессы, характерные для развития городской цивилизации. Доурартские и другие крепости-поселения (Лчашен, Двин, Мецамор, Кармир-блур) по существу, были городами с многочисленным населением, занимавшими большие площади и имевшими укрепленные крепостные стены. Северные границы распространения крепостей-поселений включают бассейн реки Храм (современная Грузия), на востоке они упираются в восточные склоны горных цепей. Южные и западные границы так называемых циклопических крепостей пока не определены. Большинство известных в настоящее время укрепленных поселений относится к эпохам поздней бронзы и раннего железа. Культуру этих поселений принято называть по наиболее известным памятникам "лчашен-мецаморской".











Сотни укрепленных поселений, множество обширных некрополей свидетельствуют о повсеместном и плотном заселении региона. Внутри поселений, обнесенных стенами, возводились монументальные сооружения общественного значения, "царские захоронения", что говорит о значительном социальном расслоении.











Одной из характерных черт лчашен-мецаморской культуры является развитие металлообработки. Секиры, многочисленные варианты кинжалов и мечей, бронзовые пояса, предметы туалета из бронзы и драгоценных металлов, конская сбруя, упряжь, повозки, колесницы, широкие луки, стрелы, колчаны и прочие изделия - лучшие образцы металлургии. Высокого уровня достигает художественная обработка металлов. Литые с помощью восковых моделей миниатюрные статуэтки и многофигурные группы свидетельствуют о развитой идеологии. Эти высокохудожественные изделия убеждают, что начиная с эпохи поздней бронзы народ древней Армении уже обладал сформировавшейся элитарной культурой.













В первой половине XII века до нашей эры в ряде поселений Армении жизнь почти замирает. Захоронения, относящиеся к этому и более позднему времени, единичны. Раскопки последних лет показали, что жизнь в этих поселениях началась с XV века до нашей эры и завершилась в первой половине XII века до нашей эры. Между тем в раннем железном веке (XII/XI-IX века до нашей эры) расцветают поселения Араратской долины. Эти изменения совпадают с распространением железа. Если в комплексах XIV-XIII веков до нашей эры встречаются единичные изделия из железа, то начиная с XI века до нашей эры эти находки становятся повсеместными. В частности, оружие, найденное в курганах XI-IX веков, теперь в большинстве - железное.











Перемены заметны в социальной структуре, в том числе в военной сфере. С конца XIII - начала XII века до нашей эры появляются захоронения профессиональных воинов, что говорит о формировании военного сословия. Данные, касающиеся XV-XIII веков до нашей эры, показывают, что главные военные силы заключались в боевых колесницах и тяжеловооруженных отрядах воинов. В раннем железном веке (с XII века до нашей эры) на арену истории выступает конница. Лучшим подтверждением этому служат изображения всадников на поясах и больших сосудах. Именно эти военные силы и сопротивление крепостей подавили властители Урарту, расширявшие свои владения от Аракса на север.



Драматические события - Троянскяя война, падение Египетской империи эпохи Нового Царства, упадок Среднеассирийского государства, потрясшие Западную Азию и Среди земноморье в XII и первой половине XI столетия до нашей эры, - ознаменовали собой падение цивилизаций бронзового века. На протяжении IX века до нашей эры сформировались две новые империи железного века: Ноеоассирийское государство и Биайнили - Венская империя, более известная под ассирийскими наименованиями - Наири, или Урарту. Эти империи складывались различными путями. Ноеоассирийское государство стало итогом более чем двухтысячелетнего военно-политического развития Месопотамии, в то время как государство Урарту появилось в результате активной социальной, идеологической, военной, административной, экономической и культурной деятельности элит Армянского нагорья. Историю Венского государства и, соответственно, урартской цивилизации делят на три основных периода. Первый период - время формирования царства - может быть отнесен к промежутку между X веком до нашей эры и 820-810 годами до нашей эры. Большинство царств, существовавших в начале I тысячелетия до нашей эры на территории Ближнего Востока (от восточного побережья Эгейского моря на западе до Иранского плато на востоке и от Большого Кавказского хребта на севере до Палестины на юге), занимали территорию от нескольких сот до нескольких тысяч квадратных километров. Поэтому государство Урарту, территория которого, согласно ассирийским источникам, охватывала несколько десятков тысяч квадратных километров вокруг озера Ван, могло считаться в середине IX века до нашей эры крупным царством. В правление царя Сардури (830-е года до нашей эры) в городе Тушпа (современный Ван), столице государства, началось активное монументальное строительство, и ассирийский язык вместе с ассирийским клинописным письмом были заимствованы для официальных монументальных надписей. Второй период, который с полным основанием может быть назван временем первого расцвета Ванской империи, продолжался немногим более ста лет, Начавшись около 820 года до нашей эры, он завершился разрушительным нашествием кочевников из степей Северного Причерноморья и Северного Кавказа и последовавшим за этим вторжением с юга ассирийской армии в 74 году до нашей эры.



Государственный строй, политика и идеология Ванской империи были оформлены в течение приблизительно четырех десятилетий, в эпоху правления царей Ишпуини, Менуа и Аргишти. В состав империи вошли народы, говорившие на разных, зачастую совершенно непохожих языках. Греческое и западиоанатолийское произношение имен правителей, создавших империю, позволяет утверждать, что они и часть их приближенных были выходцами из западной Малой Азии. Однако ядром ванской бюрократии и, по-видимому, значительной части священнослужителей стало население северо-восточной Месопотамии и восточной оконечности горных хребтов Тавра (территория современной Турции), говорившее и писавшее на языке, который мы сегодня называем урартским. Произошедшая в последней четверти IX века до нашей эры замена ассирийского языка на урартский в качестве официального языка Ванской империи имела важнейшее значение для утверждения государственной самостоятельности и самобытности.



Как и в любых других империях, основой экспансии Урарту являлось его военное превосходство над соседями. Армия растущей Ванской империи была сформирована из профессиональных воинов и разделялась на несколько родов войск; важнейшей ударной силой являлись тяжелые боевые колесницы. Ванская и ассирийская армии начали массовое использование кавалерии во взаимодействии с тяжелыми колесницами и пехотой. Кроме того, профессиональная армия требовала оснащения массовым стандартизированным вооружением. Оно изготовлялось искусными оружейниками, которые ковали длинные стальные мечи и панцири, бронзовые шлемы-шишаки, небольшие кожаные щиты с бронзовыми умбонами, копья с массивными стальными наконечниками для пехотинцев и кавалерии, мощные луки и другое оружие. Чертой, отличавшей Урарту от предшествовавших и последующих империй, существовавших на протяжении мировой истории, стал единый архитектурно-градостроительный облик всего государства, известный в археологической литературе под неопределенным названием "города-крепости". Они возводились на доминирующих над окружающей равниной высоких холмах, на которых либо никогда не было поселений, либо они были покинуты жителями до завоевания империей, а в некоторых случаях - разрушены. Архитектура цитаделей являла собой резкий контраст с окружавшим природным ландшафтом. В большинстве случаев строители заимствовали формы, разработанные в монументальной архитектуре месопотамской цивилизации. Архитекторы и строители Урарту прорубали в скалах массивные призматические платформы для возведения на них храмов и прокладки прямолинейных улиц. В целом архитектуру Ванской империи можно назвать "прямоугольно-кубической". Строительство урартских городов-крепостей началось в правление царя Менуа и продолжалось при его сыне, Аргишти I, и внуке - Сардури II. Аргишти присоединил к недавно рожденной империи самую плодородную область Армянского нагорья - Араратскую долину и на пятом году своего правления (782 год до нашей эры или, по другой хронологии, - 776/75 года до нашей эры), осенью, основал на северной границе долины город-крепость Эребуни, имя которой унаследовала столица современной Армении - Ереван. Быстрое расширение государства в годы царствования четырех поколений правителей (от Ишпуини до Сардури II) привело к тому, что и без того крупное Ванское царство увеличило свою территорию в десять раз и, контролируя к середине VIII века до нашей эры не менее 250 тысяч квадратных километров, превратилось в империю. В процессе расширения государства биайнский народ стал демографическим меньшинством, составляя при этом господствующую верхушку державы, и самодержцы должны были выработать новые пути упрочнения своей власти.



Важнейшим средством интеграции народностей, населявших Ванское государство, стало создание единого имперского пантеона богов, принципы которого оформились еще в конце IX века до н.э. и отражены в пространной надписи "Мхери-Дур" ("Ворота Мхера", т.е. бога Митры), высеченной в нише на скале близ озера Ван. Пантеон возглавляла триада верховных богов: Халди (Бог Неба и Победы), Тейшеба (Бог-Громовержец, олицетворявший грозу и войну) и Шивини (Бог Солнца). В первой половине VII века до нашей эры Урарту, по всей видимости, было завоевано Мидийской державой и превращено в вассальное государство. Неизвестно, продолжало ли оно именоваться Биайнили, - клинописная традиция прекращается, а документы на арамейском языке, написанные на пергаменте, не сохранились. Сам топоним "Ванское государство" вряд ли может быть применен к периоду мидийского господства в регионе, поскольку уже не позднее конца VII века до нашей эры появляется название "Армина" (Эримена, т.е. Армения), которое используется в иранских и неиндоевропейских языках Иранского нагорья для обозначения территории Ванского государства. Ванская империя сыграла важную роль в истории Армении и ее народа. Она впервые политически объединила всю территорию Армянского нагорья в составе единого государства, а политика переселения завоеванных народов внутри империи, создававшая "смесительный котел народностей", способствовала распространению армянского языка и связанной с ним духовной культуры (мифология, историческая память). Сегодня урартская цивилизация занимает одно из наиболее значимых мест в культурно-историческом наследии Армении и современном самосознании армян.



В эпоху античности, охватывающей период с начала IV века до нашей эры по начало V века нашей эры, в Армении формируется и развивается государственность, сменяют друг друга три царские династии, начинается чеканка собственной монеты, основывается множество городов (четыре из которых побывали в статусе столицы). Страна активно вовлекается в сферу политического, экономического и культурного взаимодействия стран Ближнего Востока и Средиземноморья. Наконец, именно в эпоху античности Армения вступает на путь принятия христианства. В начале VI века до нашей эры государство Урарту исчезает с политической арены Ближнего Востока, и на смену ему приходит царство Ервандидов. После краткого периода независимости Армения включается в состав персидского государства Ахеменидов, основанного Киром Великим. Завоевания Александра Македонского, разрушившие Персидскую империю, не только вернули независимость Армении, но и привнесли греческое влияние на весь Ближний Восток.



На протяжении последующих трех веков армянское государство переживает несколько периодов расцвета и упадка, достигнув наибольшего могущества при царе Тигране II Великом (95-56 года до нашей эры). При нем Армения, расширив свои границы от Каспийского до Средиземного моря, заняла главенствующее положение среди царств Античного Востока. Однако, в результате усиления влияния Рима в регионе, Армения теряет большинство завоеванных стран, при этом сохранив исконную территорию и свои позиции на политической арене. В дальнейшем сложилась стратегия политического маневрирования между двумя военно-политическими полюсами региона - Римом и Парфией. В это время благодаря римскому влиянию на территорию страны проникает христианство, а при царе Трдате III (287-330 года) оно стало общегосударственной религией. Армянская культура античного времени, ее формирование и развитие базируется на четырех основных культурных традициях. Первая - это наследие раннего железного века рубежа II-I тысячелетия до нашей эры и последующей урартской культуры. Вторая - плоды длительного взаимодействия с переднеазиатской (Иран, Двуречье, Левант, Фригия и др.) и другими соседними культурами. Третья - влияние классических античных культур Средиземноморья. И, наконец, четвертая - весьма значимые инновации, получившие развитие в собственно армянской среде.



В ранний период влияние восточных культур находит свое отражение в рамках элитарной культуры, принятой в среде местной аристократии. Яркими тому примерами служат образцы местной и привозной торевтики, обнаруженные на исторической территории Армении (в современной Турции), изделия глиптики, выполненные в так называемом греко-персидском стиле, монументальные архитектурные сооружения. Невзирая на ограниченность культурных связей, именно в этот исторический период формируется устойчивое торговое взаимодействие Армении со странами Средиземноморья, обеспечиваемое с VI века до нашей эры знаменитой Царской дорогой, проходившей по территории армянских провинций Персидской империи. С начала II века до нашей эры и до середины I века нашей эры широкий размах приобретает градостроительство, процветают ремесла и торговля, развиваются денежное обращение и чеканка национальной монеты по аттической монетно-весовой системе и с греческими легендами. Усилиями правителей, главным образом Тиграна II и его преемников, в страну проникают эллинистические традиции, оказывая заметное влияние на социальные отношения, религию, ремесленное производство, градостроительство и строительную технику. Армения активно вовлекается в сферу международной транзитной торговли, становясь важным узлом товарооборота по Великому Шелковому пути. По существу, именно в этот период Армения становится неотъемлемой частью античного мира. Со второй половины I века до нашей эры эллинистические культурные традиции укореняются почти по всей Армении. Встречающийся в монетной титулатуре армянских царей этого времени эпитет "эллинофил" соответствует не только их политической ориентации, но и в определенной степени культурному облику страны в целом. В 385 году происходит первый раздел территории Армянского царства между Сасанидским Ираном и Византией. Разрушение армянской государственности вступает в свою финальную стадию. На рубеже IV-V веков, с падением династии Аршакуни, завершается и античной период в истории Армении.



Христианство пришло в Великую Армению во второй половине I веке нашей эры. Святое Евангелие в древней армянской земле проповедовали двое из двенадцати апостолов Иисуса Христа - Фаддей и Варфоломей. Эти первые просветители Армении почитаются как основатели Армянской церкви и Патриаршего престола. Здесь они приняли мученическую смерть, и на месте их погребения были построены монастыри: монастырь Св. Фаддея находится в Иране, а ныне полностью разрушенный монастырь Св. Варфоломея - в Турции. В I-IV столетиях в Великой Армении царями и князьями-язычниками было убито множество христиан, имена которых включены в четьи-минеи и праздничный календарь Армянской Апостольской церкви. Эпохальное событие - обращение армянского народа в христианство - произошло в начале IV века благодаря равноапостольской деятельности Святого Григория Просветителя. Царь Трдат III в 301 году провозгласил христианство государственной религией. Таким образом, Великая Армения стала первым в мировой истории христианским государством.





В 311 году христианская Армения в первый раз выходит на победоносную битву за свою святую веру против римского императора Галерия. В 405 году архимандрит Св. Месроп Маштоц создал армянский алфавит, положивший начало переводческой деятельности и созданию собственно армянских трудов по богословию, философии, просвещению и научной литературе. Многовековая культура, преображенная христианской верой, стала твердыней, укрепившей национальное единство в борьбе с испытаниями, выпавшими на долю армянского народа. В 451 году христианская Армения противостояла Сасанидской Персии, которая стремилась уничтожить армянскую цивилизацию, распространяя в Армении зороастризм.









Во времена арабского владычества (конец VII - первая половина IX века) культура и экономика Армении - земледелие, скотоводство, торговля и ремесла - пережили длительный упадок. Страна находилась на грани гибели. В городах установилось военное правление арабов. В IX веке ослабление соседей - Арабского халифата и Византийской империи - позволило Армении добиться независимости. Начинается новый этап истории страны, когда, с одной стороны, восстанавливаются древние национальные традиции, а с другой - формируется духовная и материальная культура, обогащенная влиянием двух соседствующих, но совершенно разных миров - Византии и Ближнего Востока.









В последующие века на Армению обрушились волны кочевых набегов, в первую очередь - вторжения турок-сельджуков в XI веке и монгольских орд в XIII веке. Распад страны, упадок ремесел и торговли вынудили многих армян покинуть родину и переселиться в чужие края. Так, на северо-восточном побережье Средиземного моря возникло армянское царство Киликия, в других странах сложились крупные армянские диаспоры. Однако, невзирая на притеснения и переселения, армянский народ смог даже на чужбине сохранить самобытную культуру и христианскую веру. Особое значение и ценность приобретают миниатюры и хачкары - искусство абсолютно национальное по форме и содержанию, ставшее своеобразным духовным символом страны и народа.









В 1512 году важным событием в армянской культуре стало начало армянского книгопечатания в Европе, которое осуществил Акоп Мегапарт. А в 1771 году усилиями католикоса Симеона I Ереванци в Святом Эчмиадзине была основана первая типография. При этом как в самой Армении, так и в диаспорах не прекращалось строительство памятников архитектуры, восстановление традиций историографии.









В XVI-XVIII веках Армения вновь стала ареной столкновения интересов воинствующих соседей, на сей раз - Османской империи и Ирана. В итоге страна в очередной раз была разделена: восток страны отошел персам, а запад - османам. Армяне оказались лишены прав и подверглись социальным, национальным и религиозным гонениям. Сотни тысяч армян насильственно переселялись из родных мест. Все это понуждало многострадальный народ во главе с Армянской Апостольской церковью искать пути освобождения от иноземного ига.











В XVIII веке с освободительными программами выступили армянские духовные и национальные деятели, которые в итоге долгих и мучительных исканий сочли целесообразным обратиться к помощи христианской России.



История возникновения хачкаров (от армянского "хач" - крест, "кар" - камень) уходит корнями в ранний период христианской истории Армении и берет свое начало от крестов-монументов, которые в IV веке водружались на столбах или колоннах на месте разрушенных древних языческих святилищ в знак победы христианства. Историк V века Агатангелос, рассказывая в своей "Истории Армении" о распространении христианства, сообщает, что, продвигаясь по всей стране со своими сподвижниками и проповедуя новое учение, Григорий Просветитель, первый предстоятель Армянской Апостольской церкви, устанавливал деревянные кресты вместо языческих жертвенников и изображений, а также в тех местах, где в дальнейшем предполагалось воздвигнуть церкви и монастыри. Однако деревянные кресты легко разрушались, поэтому сначала их стали заменять каменными, а позднее - крестами, высеченными на плоских каменных стелах. Широкое распространение хачкары получили с IX века, вытеснив другую форму мемориальных сооружений, принятую в VI-VII веках, - стелы с изображениями сакральных сцен. В Армении хачкары встречаются повсеместно - не только вблизи городов и сел, монастырских комплексов и церквей, но и в самых отдаленных и даже заброшенных местах. Традиционно хачкары вырезали из туфа различных цветов и оттенков, базальта и других местных пород. Их высота составляла от 20 сантиметров до 5 метров.



Изначально создателями хачкаров были простые мастера-каменщики, позднее их стали возводить профессиональные скульпторы-каменотесы. Нередко на них наносили надписи, в которых указывались не только имена заказчика и мастера-изготовителя, но также даты и даже повод, по которому был создан хачкар. Сначала стелы с крестами устанавливали на перекрестках дорог для напутствия проходящих, как символы защиты и покровительства. В XI веке и позднее, когда сформировалась классическая композиция хачкаров, они были наделены разнообразными функциями. Благодаря нанесенным на них надписям выявлено около сорока различных назначений хачкаров. Часто они служили надгробными памятниками - их устанавливали в изножье у надгробных плит. Сооружали хачкары для "ходатайства перед Богом", "за спасение души", "для отпущения грехов", "для здравия и благополучия" и т.д.



Водружением хачкаров отмечались выдающиеся события в жизни государства. Множество хачкаров создавалось в честь победы над врагами, по случаю заложения новой деревни, окончания строительства храма или моста, в связи с проведением ирригационных каналов, в благодарность за получение земельного надела. Устанавливались они и как указательные знаки на границах территорий сел, крепостей, городов, на холмах и горных перевалах. Хачкар мог быть включен в кладку стен при строительстве храма, церкви, часовни. При огромном разнообразии типов хачкары имеют утвердившуюся композиционную схему. Это крест как символ Древа жизни, чаще всего вырастающий из зерна или круга, - иногда их заменяла ступенчатая пирамида, символизирующая Голгофу. Крест помещен на гладкой или покрытой резьбой плоскости, края камня разделаны как узорная рама для изображения креста. Хачкары довольно часто имеют навершие-козырек, задняя сторона часто покрыта памятными записями.



В XIII веке, когда камнерезное искусство достигло наивысшего развития, в схеме украшения хачкаров можно выделить несколько направлений. В одних хачкарах широко используются растительные мотивы, в других преобладает геометрия, наконец, сравнительно небольшая группа - со скульптурными изображениями. Особую роль в сложении искусства хачкара сыграл национальный орнамент. Узоры постепенно усложнялись, совершенствовались, часто напоминали кружево, становились многослойными, заполняли все нижние и верхние ярусы. Важнейшими и традиционными элементами декоративного убранства хачкаров являются изображения виноградной лозы и плодов граната - символов семьи и плодородия, а также листьев финиковой пальмы, голубей или павлинов - символов Святого Духа и Воскресения.



История армянской рукописной книги насчитывает 15 столетий и восходит ко времени создания Месропом Маштоцем армянского алфавита в начале V века. Первыми книгами, написанными армянским письмом, были переводы Библии. С 1512 года появляются армянские печатные издания, которые только к XIX веку окончательно вытесняют рукописную книгу. Вместе с армянским народом книга пережила всю его трагическую историю. Она почиталась святыней, ее берегли, спасали от захватчиков, выкупали. В памятных записях о ней пишут как о живом существе, "взятом в плен", "освобожденном из плена". До наших дней дошло свыше 30 тысяч армянских рукописей, хранящихся в различных собраниях мира. Большинство армянских рукописных книг датировано и локализовано благодаря колофонам (хишатакаранам) - памятным записям, которые оставляли писцы, миниатюристы, а также владельцы рукописей, как правило, в конце книги.





Первоначально книги писали только на пергаменте, а в 981 году священником Давидом была создана первая рукопись на бумаге. Пергамент большинства рукописей отличает исключительно высокое качество: он прекрасного лощения, тонкий и мягкий, как бумага, очень светлый и прекрасно удерживает краску. Книга воспринималась как единый сложный организм. Равное внимание обращалось на все стороны процесса ее создания: на материал, из которого делали чернила и пергамент (позднее - бумагу), гладкость поверхности, на которой писали (существовала специальная должность выпрямителя и гладильщика листов), красоту и четкость письма, стойкость и звучность красок миниатюр, надежность и внешний вид переплета. Рукописи создавались в скрипториях при монастырях, где существовали мастерские писцов, миниатюристов и переплетчиков.



Писчее дело в средневековой Армении было хорошо налажено и развито. В разное время писцы использовали для работы металлические, тростниковые, гусиные перья. Самым удобным было долгопишущее перо с пузырьком для чернил - его не надо было обмакивать в чернильницу. Уже во времена создания армянской письменности Месроп Маштоц обращал особое внимание на красоту формы букв. По-видимому, тогда же, в V веке, сложились основные виды армянских рукописных шрифтов - еркатагир и болоргир. Подавляющее большинство армянских рукописных книг - это евангелия, библии и другие церковные сочинения. Большой комплекс рукописей составляют труды по философии, теологии, грамматике, истории. Со временем появились сборники, включающие одновременно памятники агиографии, труды античных авторов и отцов Церкви, а также сборники по известным в средневековье отраслям знаний: медицине и географии, метеорологии и астрономии, математике.


"Грамматика" Симеона Джугаеци




Иллюстрировать рукописи начали в конце VI - начале VII века. Целиком иллюстрированные книги сохранились с IX века - в это время происходило становление системы художественного оформления Евангелия, намечались основные направления в армянской книжной живописи. Большинство миниатюр полностью сохранили интенсивность красочного пигмента и золота. Это объясняется и высоким качеством красок, и совершенным методом письма живописцев-миниатюристов. Существовали руководства по технике миниатюрной живописи, содержавшие сотни рецептов изготовления красок, главным образом растительного и минерального, но также животного происхождения. При их изготовлении кроме основного вещества - земли или глины, чернильного орешка, металла и т.д., - использовали натуральные смолы, яичный желток и белок, ветки инжирного дерева, уксус, деготь, мед, растительные масла, чеснок, желчь рыб и животных и др. При письме краски разводились водой, в конце работы их полировали или покрывали воском для блеска. Золото до XIII века применяли листовое, после - твореное наряду с листовым.





Художественный облик рукописей в основном определяли миниатюры на библейские сюжеты, изображения евангелистов, портреты заказчиков книг и исторических лиц. При этом орнаментальные мотивы занимали особое место в армянском книжном искусстве и использовались для украшения заглавных страниц и букв, а также в оформлении заставок на полях. Особое значение в оформлении евангелий придавалось хоранам. Так называли листы с Посланием Евсевия и канонами согласия, оформленные в виде триумфальной арки, украшенной богатым орнаментом. Существовали средневековые "Толкования хоранов", подробно раскрывающие сложную символику их цвета и изобразительных элементов. Неотъемлемой частью армянских рукописей являются маргинальные изображения. Это украшения на полях рукописного текста, обычно орнаментального характера, но иногда с изображениями птиц, животных, воспроизведением отдельных деталей лицевых миниатюр, символов и т.д. Иллюстрирование книг, особенно евангелий, подчинялось своим канонам в зависимости от эпохи и школы. Известны десятки школ миниатюрной живописи, отличающиеся друг от друга структурой и принципами иллюстрирования, стилем, образным строем, набором приемов и иконографических схем.



Одним из ярких и самобытных видов декоративно-прикладного искусства Армении является ковроделие, прошедшее многовековой путь развития, вершина которого - восхитительные ворсовые узелковые ковры. Так, в греко-римских, персидских, арабских, византийских источниках сохранились многочисленные упоминания о знаменитых армянских коврах. А найденные в результате археологических раскопок на Кармир-блуре и Арин-берде фрагменты ковров и ковровых дорожек говорят о том, что техника исполнения, цветовая гамма, орнаментика древних изделий во многом перекликаются с современными произведениями искусства ковроделия. Ковер всегда оставался одним из самых необходимых в быту армян предметов. Коврами устилали полы, украшали внутренние стены домов, покрывали диваны, сундуки, сиденья и кровати. Ковры часто служили завесами дверных проемов, ризниц и алтарей в храмах.



В армянском языке ковер обозначают двумя терминами: "карпет" - безворсовый ковер и "горг" - ковер с ворсом. Изготавливали их из шерсти, шелка, хлопка и льна на вертикальных и горизонтальных станках. Габариты станка определяли размеры готового ковра; для небольших изделий использовались маленькие переносные станки, а для больших ковров - стационарные станки значительных размеров. Для окрашивания нитей использовали только натуральные красители. Растительные краски готовили из шафрана, бессмертника, чернильного орешка, зеленой ореховой скорлупы. Из железной охры получали желтовато-зеленоватую минеральную краску; из карбоната меди - синюю, а из кошенили - корневого червя, распространенного в Араратской долине, - красную. Все краски были стойкими и при смешивании давали множество оттенков. Орнаменты и символика армянских ковров весьма разнообразны. В зависимости от композиций, присущих изделиям эпохи средневековья, различают "драконовые" ковры (Вишапагорг) - с изображением драконов, Древа Жизни, птицы Феникс, орнаментов в форме треугольников, зубчатых ромбов и символов вечности; "орлиные" ковры (Арцвагорг) - с символическим изображением орлов и "змеиные" ковры (Оцагорг) - с изображениями змей и со свастикой в центре. Для ковров, сделанных в XIX-XX веках, характерна композиция из медальонов разнообразных форм: ромбовидных, звездообразных, крестообразных, с силуэтом дракона и множеством дополнительных стилизованных элементов.



Ковроделием в Армении преимущественно занимались женщины. Не было ни одной деревни или города, где бы в огромном количестве не ткали кошмы, покрывала, скатерти, занавеси и, наконец, карпеты и торги. Это занятие прочно вошло в быт народа. Так, например, ковры в обязательном порядке входили в приданое армянских девушек, а также служили выгодным товаром, вывозившимся в Россию и Европу. Старинные армянские ковры - это не только образец высокого искусства, но и воплощение ярких и самобытных народных традиций, передававшихся на протяжении многих веков из поколения в поколение.





"Армения. Легенда бытия" - очень обширная и интересная выставка. Я уверен, для всех любителей истории она станет настоящим открытием. Рекомендую к посещению.

Уникальная выставка «Армения. Легенда бытия» , организованная при содействии Министерства культуры Республики Армении и Министерства культуры РФ, впервые представляет широкой российской аудитории более чем сто шестьдесят уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.

Выставка пройдет с 10 марта по 13 июня в Историческом музее на Красной площади Москвы.

Музей Истории Армении представляет на выставке богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа – со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений.

Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции – охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие – складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.

В числе экспонатов выставки – памятники Араратского царства (Урарту), могущественного армянского государства древности, расположенного на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. – II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты – высокохудожественное произведение искусства конца II – начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.

Армения – первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII–XV веков.

Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры – евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя – первого главы Армянской Апостольской Церкви. На миниатюре в «Грамматике» армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца – создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке. Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства – ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII – XIX вв. из разных уголков Армении.

Об одном из самых трагических событий истории XX века – Геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.

Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.

Выставка «Армения. Легенда бытия» в Историческом музее на Красной площади впервые представляет широкой российской аудитории более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.

Музей Истории Армении предоставил для экспонирования богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа - со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений. Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции – охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие – складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.
В числе экспонатов выставки – памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. – II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты – высокохудожественное произведение искусства конца II – начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.
Армения – первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII–XV веков.

Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры – евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя – первого главы Армянской апостольской церкви. На миниатюре в «Грамматике» армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца – создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке.

Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства – ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII – XIX вв. из разных уголков Армении.

Об одном из самых трагичных событий истории XX века – геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.

Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.

10 марта в выставочном зале Государственного исторического музея Москвы открылась выставка «Армения. Легенда бытия», на которой можно в полной мере ознакомиться с культурой Армении всех времен – от древности до конца XIX столетия.

Выставка организована при содействии Министерства культуры Армении и Министерства культуры России. Широкой российской общественности представлена богатейшая коллекция артефактов: в Москву были доставлены более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих хранилищ Армении: музея истории Армении и национальных сокровищниц страны: Института древних рукописей Матенадарана им. Святого Месропа Маштоца и Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

Музей истории Армении представил богатейшую коллекцию артефактов, охватывающих всю историю армянского народа. Среди них орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Также в числе экспонатов выставки – памятники древнейшего государства Урарту: клинописные надписи, статуэтки божеств, предметы вооружения урартских царей с различными рельефными изображениями (всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и т.д.).

Особого внимание посетителей достоин серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, который датируется XXII веком до н.э. На нем в несколько ярусов детально изображены отдельные фрагменты из повседневной жизни: охота, война, ритуальные действия и прочее. При внимательном рассмотрении все они складываются в единый сюжет, и, безусловно, имеют мифологическую основу.

То, что Армения – первое государства, официально принявшее христианство в 301 году, общеизвестный факт. И, конечно, выставка «Армения. Легенда бытия» не могла обойти это значимое событие стороной.

Каждый человек, однажды побывавший в Армении или мало-мальски интересующийся ее культурой знаком с таким видом архитектурных памятников, как хачкары. На территории Армении их множество. Стелы с резным изображением крестов повсюду являются лучшим показателем уровня религиозности местного населения. На выставке им уделено отдельное место - экспонируется несколько хачкаров XIII–XV веков.

Важную часть экспозиции представляют церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Доминантой выставки по праву считается бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Института древних рукописей Матенадарана им. Святого Месропа Маштоца также внес свой большой вклад в расширение коллекции на выставке «Армения. Легенда бытия»: специалисты из Матерадарана доставили в Москву 25 артефактов: древнейшие рукописи, библии и молитвословы, представляющие духовное и культурное наследие Армении.

Выставка «Армения. Легенда бытия» даст возможность не только насладиться культурным наследием древнейшего государства, но и окунуться в мир, полный южного теплого колорита. Известно, что армянское декоративно-прикладное искусство славится специфическим национальным народным промыслом – ковроделием, корни которого уходят в далекое прошлое. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы карпетов и национальных костюмов XVIII – XIX вв. из разных регионов Армении.

Безусловно, организаторы не могли обойти стороной важнейший факт истории армянского народа – трагическое событие начала XX века – геноцид. О нем на выставке рассказывают фотографии тех лет, на которых изображены потерянные навсегда, к сожалению, памятники архитектуры и люди, которым, несмотря на ужасную резню, удалось выжить в этой страшной трагедии.

Экспонаты выставки дают отличную возможность посетителям познакомиться с Арменией глубже, а также оценить по достоинству культурное наследие страны, имеющей столь многовековую историю.

Отметим, что выставку «Армения. Легенда бытия» на днях посетил Президент Армении Серж Саргсян, находящийся в настоящее время с рабочим визитом в России. В завершение своего визита Серж Саргсян сделал запись в книге гостей музея: «Для меня, как президента Армении, большая честь сегодня находиться в одном из древнейших зданий России – в Государственном историческом музее, где проходит выставка под названием «Армения. Легенда бытия», посвященная многотысячелетней истории армянского народа, в которой немало славных страниц о переплетении истории и культуры наших братских народов. Убежден, что ряды хранящихся здесь уникальных документов и экспонатов будут и впредь пополняться новыми ценными доказательствами армяно-российской долговечной дружбы» .



В продолжение темы:
Аксессуары

21 июля 2011 года американский космический корабль Atlantis совершил свою последнюю посадку, поставившую точку в длительной и интереснейшей программе Space Transportation...

Новые статьи
/
Популярные