Возможно ли научиться подбирать на гитаре "на слух"? Все ли могут научиться играть на гитаре? Нужен ли для игры на гитаре слух
Часто приходится слышать, – у меня нет таланта.. – это не мое.. – я никогда не научусь играть на гитаре.. Открою маленький секрет, ни у кого нет таланта! Все гитаристы, которые хорошо играют, в свое время усердно тренировались и тренируются постоянно, те кто начинал с малого возраста, естественно имеют преимущества!
Развеем мифы!
Можно сравнить с языком, в детстве гораздо легче выучить языки, но с возрастом становится все сложнее, слова некоторые выговорить не получается, слова быстро забываются, также и с гитарой, пальцы с возрастом не будут уже такими гибкими, но все равно, научиться играть на гитаре никогда не поздно!
Так же есть такой миф, о музыкальном слухе , который нельзя развить, который придумали в свое время преподаватели музыкальных школ! Вы спросите для чего? Все просто, с учениками у которых есть явная склонность к музыке, заниматься гораздо проще и именно из-за этого мифа, люди теряют надежду и даже при всем желании, не пытаются развивать слух и заниматься музыкой!
Методика
На данный момент, существуют разные методики, по которым можно развить идеальный слух и освоить виртуозную технику игры на гитаре! Но сперва, вы должны определиться, чего вы хотите? Хотите играть и петь свои любимые песни с друзьями? Тогда воспользуйтесь , выучите несколько аккордов, несколько переборчиков и вы и друзья останетесь довольны, а если вы хотите стать профессиональным музыкантом, тогда вам дорога в музыкальную школу, а лучше даже частного учителя!
Если у вас и правда есть желание играть на гитаре , так учитесь, уделяйте гитаре хотя бы 15-30 минут каждый день и вы не заметите, как в скором времени научитесь, если же вы тупо хотите играть на гитаре, не уделяя времени тренировкам, то даже не берите в руки гитару!
Всего неделя по 15-30 минут в день, и вы сможете сыграть пару своих любимых песен, еще неделя и вы уже сможете петь и играть без запинок, еще неделя и вы уже знаете больше чем 3 блатных аккорда, а в конце месяца вы сможете сыграть так, что слушатели начнут просить сыграть еще!
Кстати, есть человек, у которого нет рук, но он играет лучше некоторых гитаристов с руками! Подумайте над этим!
Если есть вопросы, пишите в комментариях!
Да, подбирать на гитаре то, что хочешь, "по слуху" вполне реально... Но при ряде условий, первым из которых будет собственно умение играть на гитаре. Вторым – наличие музыкального слуха. Без него не обойтись. Он напрямую влияет и на скорость освоения игры на инструменте и на способность воспроизводить звуки на слух. Наличие слуха – необходимейшая составляющая композиторского навыка.
Посмотрите на историю музыки и вы найдите немало доказательств этому утверждению. Наиболее одаренные композиторы обладают целостной системой организации музыкальных звуков, воспринимая звук не только как отдельную музыкально-техническую категорию, а представляя его в целостности музыкального произведения.
Подбирать "на слух" может каждый, даже Бах и Бетховен
Вспомните Иоганна Баха, страдавшего слепотой, или Бетховена, которого поразила глухота к концу жизни. Великим композиторам органы слуха и зрения, казалось бы необходимые при обучении музыкой, были уже не нужны к закату их музыкальной деятельности. Они могли сочинять музыку и без их помощи, потому что был талант и отточенный годами навык. Всё то же самое необходимо и обычному человеку во многих сферах его жизнедеятельности.
10 советов: как играть на гитаре с хорошей техникой
Попробуем сравнить способность человека играть на гитаре «по слуху» со способностью сочинять стихи. Чтобы писать стихи, нужно, по меньшей мере, уметь писать и читать. Не прочитав ни одного стихотворения вы вряд ли сможете понять и оценить саму структуру и технологию стихотворчества. Качество данного занятия, конечно же, будет зависеть от начитанности и от того, насколько вы целостно отображаете мир, людей, предметы и связи между ними.
Нужно слушать и воспринимать
Так и в игре на гитаре: нужно уметь играть, во-первых, слушать и воспринимать произведения, написанные для гитары, во-вторых, и в-третьих, уметь воспроизводить не только отдельные звуки на инструменте (как отдельные слова на письме), а соединять их в общую музыкальную картину.
Многие люди не пишут стихов и не сочиняют музыку и даже не пробуют подбирать её на инструменте. Но это не значит, что они не способны это делать.
Мы живем в мире вещей и связей между ними, мы бессознательно наблюдаем за этим миром, пассивно накапливая знания о нем. Знания «выходят наружу» и дополняются, когда человек концентрируется на определенном предмете. Занимаясь конкретным делом, развивая в себе определенные способности, мы достаем из кладовых своего мозга всё, что касается нашего дела. И уже в ходе практических тренировок наши знания обретают целостную форму.
Что такое унисон в музыке?
Чтобы подбирать "на слух" не обязательно быть профи
Посмотрите, когда человек пытается набирать музыку на инструменте, он ориентируется на свои представления о музыке и звуках, полученные в жизни, на знания о самом инструменте. И поэтому для того чтобы подбирать мелодии на гитаре не обязательно быть профессионалом, достаточно обладать начальным музыкальным образованием (или навыком).
В процессе концентрированной практики человек не просто тренирует свои навыки, он совершенствует свое мастерство, расширяет восприятия, в итоге, он формируется как музыкальный исполнитель. Постоянные занятия музыкой развивают наш слух, выделяя особые нюансы восприятия звуков в нашем сознании. Это особое восприятие демонстрирует наиболее сильные и слабые стороны музыканта.
К примеру, у одних более развита гармоника, у вторых – ритмика звукового ряда, третьи ориентированы на мелодику. При профессиональном умении - как высшей ступени, которую человек может достигнуть при концентрированной практике - подобные нюансы сглаживаются. Но профессиональное владение инструментом и не всем нужно.
В разговорах о музыке многих людей посещает чувство неполноценности, при этом заявляя себе и другим, мол мне медведь на ухо наступил.
МИФ:
Мнение большинства людей сводиться к тому, что музыкальным слухом
могут наделены только уникальные, одаренные и избранные люди! Одним словом "Neo" Так ли это в действительности?
Или снова очередной сложившийся миф через чур скромных или заинтересованных людей?
Для начала разберемся с понятием термина - музыкальный слух
.
Музыкальным слухом
называется, способность человека полноценно и адекватно оценивать музыку для на личном и профессиональном поприще.
Подразумевается, что такие люди способны очень тонко воспринимать и даже психофизиологически чувствовать отдельные (звуки), их громкость, высоту и тембр. Обладают отличным .
ФАКТ-1:
На самом же деле существуют несколько разновидностей муз. слуха. В принципе, если вам очень интересно разобраться в точных их терминах и определениях, то можете прочитать об этом статью в Википедии, а моя статья больше .
Самым-самым музыкальным слухом, является абсолютный . А самым слабым - архитектонический . Хоть там заумно все написано, но если перевести на обычный язык, то получается следующее. Если вы сможете сыграть в игру "Угадай мелодию", т.е.угадать хорошо знакомую вам песенку, но без слов, с разных моментов ее воспроизведения, то у вас есть музыкальный слух. Вот и получается, что он практически у каждого есть, если конечно человек не глухой.
ФАКТ-2:
А теперь мысленно вернемся в свое детство:
Любая наша способность появилась и развивалась в зависимости от жизненных обстоятельств, как необходимо-важная для существования функция с определенным качеством. Мускулатура ног и рук успешно развивалась и продолжает развиваться, если этого требует окружающая среда и мы сами. Наша речь и мышление сформировались до степени необходимости выразить себя и понимать других, ну и т.д и т.п....
Отсюда следует, что музыкальный слух - это не такая уж и необходимая человеку функция. Без него каждый из нас может прожить всю жизнь без явных проблем для своей жизни, семьи и т.д... Вот поэтому, нам порой так трудно отыскать его в себе. И все таки, он есть практически у каждого из нас, только в разном виде (качестве).
ВЫВОД:
Если "обычный" человек очень захочет заниматься музыкой - развить в себе музыкальный слух и для этого погрузит себя в среду людей обладающих лучшим качеством муз. слуха и будет регулярно заниматься или игры на музыкальном инструменте, то его желание на 100% осуществимо. Просто кому-то нужно сделать 2 шага до ощутимых результатов, а кому-то 10. Вот тут и открывается вся правда о мифе и реальности.
А по поводу можно добавить то, что данное занятие сравнимо с уроками плавания, танцев, рисования, да и собственно, и т.д...
Хороший вопрос. Конечно имеется ввиду музыкальный слух. А что такое ?
Все не глухие люди слышат звуки и легко могут определить их свойства. Тоненький голос или грубый, тоньше струна или толще, то есть по-научному – выше или ниже звук по частоте колебаний. Но!
Не у всех есть координация слуха и голоса
. Не все могут повторить услышанный звук.
Музыкальный слух
– это способность пропеть, повторить услышанный музыкальный звук. Если человек не может правильно повторить услышанную мелодию или звук, говорят, что у него нет слуха. На самом деле у него нет только музыкального слуха.
Для того чтобы петь, необходим. А вот для того, чтобы играть на гитаре или на каком-то другом инструменте, достаточно обычного слуха. Если не получается пропеть услышанный звук, можно его сыграть на каком-то музыкальном инструменте. Это тоже требует определенной тренировки, но доступно абсолютно каждому.
Не забивайте голову домыслами некомпетентных людей. Не слушайте плохих советов и мнения завистников. Смело беритесь и осваивайте свой любимый инструмент. А петь всегда найдется кому.
Многие люди, особенно новички, которые хотят научиться петь, задают вопросы: "А стоит ли мне вообще начинать учиться петь, если у меня нет музыкального слуха, если медведь наступил мне на ухо и я, хоть убей, не попадаю в ноты!?"
Задам встречный вопрос: А как Вы определили, что не попадаете в ноты? Уж не на слух ли?? Вот-вот.
А это уже говорит о том, что слух у вас есть! Ведь ни один новичок без слуха не станет утверждать, что идеально попадает в ноты, потому что слышит это "непопадание" при пении.
Так в чем же причина? Почему мы, новички, берем ноты фальшиво, раз у нас есть слух?? А все дело в отсутствии координации между слухом и голосом . И эту координацию надо развивать так же, как малыш развивает координацию движения: учится ходить, бегать и т.д.
Первое, что необходимо сделать - это осознать, что музыкальный слух можно развить. И тот факт, что на данный момент у Вас нет слуха, еще не является для Вас приговором.
Здесь я собрал действенные советы и упражнения, которые помогут развить музыкальный слух новичку. Для некоторых упражнений Вам понадобится пианино или midi-клавиатура.
Если у Вас нет ни пианино, можете воспользоваться пианино-онлайн - Pianoplays.com. Кто не знает названий и расположений нот на пианино - вот картинка:
1. Пение гамм
Сыграйте на пианино одну октаву от ноты До:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.
Теперь пропойте эту гамму, каждую ноту в отдельности. Можно пропеть по названиям нот, а можно на любую удобную гласную. Не думайте о том, чтобы голос звучал красиво - наша с Вами задача на данном этапе состоит в том, чтобы голос попадал в ноты.
Теперь пропойте все в обратном порядке, одновременно, конечно, с пианино (или гитарой):
до-си-ля-соль-фа-ми-ре-До.
Старайтесь петь ноты с опорой на дыхание (см. урок "Как самостоятельно поставить голос? ").
Вначале голос не будет попадать в ноты, и это нормально. Ведь мы только начали развивать музыкальный слух . Повторяйте это упражнение столько раз, пока не начнете более-менее попадать в ноты, играемые на пианино.
После того, как Вы почувствовали, что начало получаться, попробуйте пропеть всю гамму уже самостоятельно, без помощи клавиш пианино. Сверьте последнюю пропетую ноту с соответствующей клавишей пианино - ну, что, звук более-менее одинаковый - уже лучше!
2. Пойте в "унисон" с любимым певцом
Включите любимую песню и начинайте петь ее в унисон с исполнителем. В унисон - это значит, что голос должен как бы слиться с исполнителем. Возьмите, например, припев любимой песни, послушайте его несколько раз, а потом пойте этот припев уже вместе с Вашим кумиром до тех пор, пока Ваш голос не начнет "сливаться" с ним.
3. "Подъезжаем" к ноте
Еще один способ, касающийся вопроса "", состоит в следующем. Возьмите на пианино какую-нибудь ноту, например, "Соль". И голосом "подъезжайте" к этой ноте, например, на гласной А. Тяните эту гласную все выше, как сирена, пока не услышите, что слились в унисон с нотой "Соль".
Теперь попробуйте другие ноты, попробуйте также поменять гласную:
4. Играем и поем интервалы от "До"
Мы не будем сейчас вдаваться в подробности теории музыки (об этом будет отдельный раздел), просто скажу, что интервалом в музыке называется "промежуток между нотами" .
Итак, мы будем играть и, соответственно, пропевать следующим образом (играем только по белым клавишам, черные в данном уроке рассматривать не будем, дабы не запутаться).
Берем ноту "До", рядом "ре" и возвращаемся опять к "До".
"До-ре-до "
(Здесь мы будем всегда возвращаться к До). Пропели.
Теперь играем и поем:
"До-ми-до "
"До-фа-до ",
"До-соль-до ",
"До-ля-до ",
"До-си-до "
Соответственно, пропеваем эти ноты вместе с тем, как играем.
Если у Вас не получается попадать голосом в играемые ноты, попробуйте использовать метод "подъезда" к ноте (см. пункт 4.). То есть, "подъезжаете" к каждой отдельной ноте, запоминаете, как они должны пропеваться, и выполняете упражнение заново.
Заключение
Надеюсь, я просветил Вас немного о том, как развить музыкальный слух . Тренируйтесь и упражняйтесь. Я всегда говорю в своих уроках, и скажу еще раз: Самое главное в любом деле - это практика, опыт и, конечно же, непреодолимое желание научиться любимому делу!
Переходим к следующему уроку, где Вы узнаете много интересного, а также некоторые секреты, которые я открою только Вам!