Выставка «Сюрреализм в Каталонии. Выставка испанских сюрреалистов "Сюрреализм в Каталонии". Художники Ампурдана и Сальвадор Дали» в Эрмитаже

29 октября в Государственном Эрмитаже открывается выставка "Сюрреализм в Каталонии".

Художники Ампурдана и Сальвадор Дали» которая представляет семьдесят работ двадцати девяти каталонских художников. И, хотя эпохальные работы Дали — в фокусе внимания, экспозиция призвана убедительно показать зрителям то, что не Дали единым жив испанский сюрреализм.

Среди экспонатов не только живопись, но и произведения скульптуры и графики, созданные испанскими мастерами в период с конца XIX до конца XX века. Впервые российские зрители получат возможность познакомиться с произведениями испанских сюрреалистов, увидеть и понять генезис одного из самых интригующих и привлекательных художественных явлений XX столетия.


Анхелес Сантос Торроэлья «Планета Земля» (1929)

Анхелес Сантос — женщина-художник, которую знала вся Каталония. Она прожила больше ста лет (1911 — 2013), с ее именем связана история довоенного авангарда. Работы Сантос определили новую живопись первой половины XX века. Она дружила с Лоркой, Хорхе Гильеном, Рамоном Гомесом де ла Серна, Хуаном Рамоном Хименесом; последний поместил её словесный портрет-эссе в книгу «Испанцы трех миров».

Когда речь заходит об испанском сюрреализме, то говорят о сюрреализме Каталонии, и в первую очередь — о сюрреализме Ампурдана. В первой половине ХХ века именно Ампурдан стал главным центром сюрреалистических поисков в блестящем развитии каталонского искусства.

Как говорил сам Сальвадор Дали, «в том, что все мы, родившиеся и живущие в Ампурдане, абсолютно ненормальны, вина трамонтаны». Ураганный северный ветер, периодически срывающийся из-за гор, породил немало легенд об этом крае, и постепенно Ампурданская долина стала у многих ассоциироваться с родиной эксцентричных творческих людей, чудаков и гениев одновременно.


Анжель Планельс-и-Круаньяс, «Тоскующий моряк» (1962)

Древняя культура Ампурданской долины, ее замки и деревеньки, совершенно сказочный и иногда кажущийся нереальным пейзаж, который будит творческую фантазию и накладывает на произведения художников особое своеобразие, позволяет говорить о «школе Ампурдана» в истории европейского сюрреализма. Важнейшей характеристикой ампурданской школы стала ее приверженность художественным ценностям истории европейского искусства. На выставке в Эрмитаже это можно будет проследить, обратив внимание на «цитирование» известных произведений мастеров прошлого.

Жоан Массанет-и-Жули, «Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес» (1935−1936)

Три небольших городка — Пуболь, Кадакес и Фигерас — образуют на карте Каталонии треугольник, основание которого приходится на долину Ампурдана. Этот треугольник называют «далинийским». «Ампурданский треугольник Дали» — под таким названием в Каталонии проводят многочисленные экскурсионные туры по местам, где жил и работал великий сюрреалист. Однако, помимо Дали, Ампурдан дал толчок к развитию множества художественных талантов, и многие будут представлены на выставке в Эрмитаже


Сальвадор Дали Доменек, «Ретроспективный женский бюст» (1933−1970)

«Школа Фигереса» возникла в начале ХХ века, благодаря преподавательской деятельности превосходного рисовальщика и графика Хуана Нуньеса («Терпение», 1898; «Автопортрет», 1908; «Галерея в монастыре Вилабертран», «Вилабертран», 1908; «Прелюдия», 1919) и оказала влияние на группу молодых художников, включая самого Сальвадора Дали. Искусство этих мастеров характеризуется необычайной реалистичностью, тщательной и безупречной техникой рисунка, почти всегда графитом или углем. Они создавали натюрморты напоминающие голландскую живопись XVII века, изображения интерьеров наполненных светотенью, пронизанных загадочной, таинственной атмосферой. Именно в Фигересе и его окрестностях творил Жозеп Бонатерра, партриарх ампурданской живописи. Именно здесь сформировался талант Дали.

Анжель Планельс Круаньяс «Луна на берегу моря» (1947)

О Кадакéсе мир впервые узнал благодаря скульпторам Карлeсу Ридауре («Материнство», ХХ в.) и Фредерику Маресу («Женская фигура», 1930). Здесь работали Элисеу Мейфрен, страстный любитель моря, открывший чудесные и укромные уголки Кадакéса и Рамон Антонио Пичот Жиронес, жизнь которого протекала между студией в Париже и продолжительными сезонами в Кадакéсе. В Кадакéсе жил немецкий художник Зигфрид Бурманн в период между двумя мировыми войнами, где писал пейзажи, а также портреты Сальвадора Дали и его сестры Анны Марии в детском возрасте. У мастеров этой плеяды общей чертой является великолепный реалистический рисунок и увлечение ампурданским пейзажем, который часто играет ведущую роль в их произведениях.

«…Наше детство и отрочество — это Фигерас и Кадакес. Фигерас — самое сердце ампурданской долины. Кадакес — побережье; этот маленький город смотрится в Средиземное море, как в зеркало. Оба эти пейзажа, ампурданский и средиземноморский, навеки запавшие нам в души, будут повторяться и повторяться на полотнах брата во всех любовно выписанных подробностях…"

Анна Мария Дали


Сальвадор Дали «Изысканный труп»,

Эварист Вальес-и-Ровира «Свет в эвклидовом пространстве» (1948)

Творчество Сальвадора Дали представлено на выставке работами «Отрубленная рука», «Изысканный труп», «Ретроспективный женский бюст», «Сюрреалистический объект с символическим назначением», «Мягкие черепа и арфа с черепами», «Сан Нарсис», «Венера с выдвижными ящиками» и знаменитой картиной «Сон, вызванный полётом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением»

Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

Сальвадор Дали

Экспозиция, которую готовили целых четыре года, организована Государственным Эрмитажем совместно с Каталонским агентством культурного наследия при Департаменте культуры Правительства Каталонии, муниципалитами Жироны и Фигереса.

63

В Петербурге открылась уникальная экспозиция, посвящённая каталонским художникам-сюрреалистам. Самым ярким представителем школы Ампурдана, имя которого известно всему миру, стал Сальвадор Дали. Но до него в этом направлении работали и другие живописцы, благодаря которым и состоялся гений испанского художника.

Смотрите также:

Наш корреспондент Александр Сиротин одним из первых увидел все этапы развития сюрреализма:

«Художники Ампурдана и Сальвадор Дали». С одной стороны - все живописцы так называемой «земли гениев» в Испанской Каталонии противопоставляются великому мастеру, с другой стороны - его персона на втором месте. Это, пожалуй, главная особенность этой выставки. Во всем мире подобные экспозиции можно встретить нечасто. А в России такой взгляд на истоки сюрреализма показан и вовсе впервые.

Сальвадор Дали - самая яркая, но все-таки лишь страница в истории европейского сюрреализма, говорят организаторы выставки. Основная их идея - показать этапы развития главного каталонского искусства. Экспозиция организована таким образом, что зритель, приходя сюда, оказывается сначала - как бы это ни звучало - в эпохе реализма сюрреализма. И от зала к залу продвигается к периоду расцвета жанра.

В самом начале - картины визуально очень далеки от сюра: портреты, пейзажи или просто объекты. Как и многие жанры, истоки сорреализма - в графике. Простой и понятной. Хуан Нуньес - это его автопортрет - учитель многих признанных мастеров жанра требовал от своих учеников сначала виртуозно владеть кистью, и уж только потом осваивать сложные материи. Эти уроки слушал и Сальвадор Дали. Он взял у Нуньеса многое. Обратите внимание на усы…

Алисия Виньяс Паломер, куратор выставки: «Он очень повлиял на Дали не только в манере изображения, но, также и своим имиджем. Он был очень высокий, стройный мужчина. Экстравагантный. С усами, как вы видите, как у Дали. И вся его манера поведения, не только техника художественная, отразилась потом в творчестве Дали и построении его имиджа».

Сюрреалистичные вплоть до абсурда картины каталонских художников вживую способны произвести новое впечатление даже для знатоков и любителей жанра. На репродукциях не увидеть этой мастерской игры света, любви к деталям и тонкой проработанности линий. Присмотревшись, точнее, если посмотреть внимательно, становится понятно, что сюрреализм и абсурд - явления все-таки разные. Эти работы пробуждают желание соединить между собой символы и разгадать загадку или посыл автора. Иногда их несколько, а порой ответ ближе, чем кажется. Как можно было бы себе представить картину под названием «Луна на берегу моря»? Анжел Планельс увидел так…

Алина Бунг, посетитель выставки: «На самом деле можно очень долго смотреть на эту картину. Под этим скрывается что-то глубокое, глобальное… которое, казалось бы, под поверхностью… Но оно вот, здесь, рядом. Я под такими впечатлениями - просто невероятными, на самом деле».

Долина Ампурдан наложила заметный отпечаток на творчество каталонских сюрреалистов. Скалы, море, песочная равнина и знаменитая «трамонтана» - ураганный северный ветер. В мире искусства принято считать, что это родина эксцентричных чудаков и фабрика гениев. Даже не будучи специалистом, творения мастеров «школы Ампурдан» угадываются инстинктивно. Но именно Сальвадору Дали удалось принести им мировую известность. Место сделало мастера - мастер воспел место.

Юрий Савельев, куратор выставки: «Феномен Дали произрос на культурной почве. И одна из главных задач на этой выставке - показать, что любой феномен искусства не возникает сам собой. Он имеет свои исторические корни».

Попытаться разгадать загадки каталонских сюрреалистов в Эрмитаже можно будет до 5 февраля. А так как большая часть привезенных экспонатов из частных коллекций, то с большой вероятностью можно сказать, что жителям и гостям Северной столицы выпадает редкий шанс. Вполне возможно, что многие из этих работ художников Ампурдана увидеть никогда больше и не удастся.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

КОРОЛЬ СЮРРЕАЛИЗМА

Пятница в Эрмитаже выдалась особенно многолюдной. Сотни людей пришли на открытие выставки «Сюрреализм в Каталонии . Художники Ампурдана и Сальвадор Дали».

У нас представлено семьдесят работ 29 испанских художников, - рассказали в пресс-службе музея.

Это картины, которые захватывают внимание с первого взгляда. Сочные краски и необычные сюжеты заставляют всматриваться в каждое произведение и размышлять над его смыслом. Но «королем вечера» стал, конечно, Сальвадор Дали. Теперь петербуржцы смогут воочию увидеть его легендарную картину «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг плода граната за секунду до пробуждения». Художник написал ее под впечатлением от цирковой афиши с тиграми и сочинений Зигмунда Фрейда . Главной героиней стала обнаженная супруга Дали Гала.

Для человека, далекого от искусства, может показаться, что на холсте изображены совершенно несвязанные между собой предметы. Но все они – части единого сюжета.

На первом плане мы видим небольшой гранат, вокруг которого вьется пчела, что и провоцирует кошмар. А слева – непосредственно сам кошмар – огромный гранат, из которого вылетает рыба-монстр и два тигра, собирающихся атаковать лежащую Галу, но ствол ружья пробуждает ее, - объясняет каталонский куратор выставки Алисия Виньяс Паломер. – Это была первая попытка Дали изобразить сон и объяснить, чем он вызван.

Помимо этой картины посетителям представили еще семь работ великого мастера. В том числе его не самые известные произведения. Например, работу «Сан Нарсис» с изображением католического священника.

ФАНТАСТИКА, ВИТАЮЩАЯ В ВОЗДУХЕ

Организаторы не скрывают, что открытие выставки для них большой праздник, ведь они готовили ее долгие семь лет! Так долго, потому что хотели показать не только Дали, но и его наставников, современников и учеников.

Мы привезли работы учителя Дали - профессор Хуана Нуньеса. Это очень важно, ведь любой художник сначала учиться рисовать, а потом становится великим. Решили выставить его графические произведения, так как графика – это основа изобразительного искусства, - рассказывает другой куратор Юрий Савельев . - Если вы внимательно посмотрите на автопортрет Хуана Нуньеса, то увидите много черт, присущих позднему Дали, включая его знаменитые усы .

Вся экспозиция занимает несколько залов, и художники нисколько не уступают друг другу. Каждый – со своими особенностями, которые делают его работы похожими на фантастический мир. К примеру, Анжел Планельс-и-Круаньяс изображает руку, открывающую шкаф, в котором плещется море. «Ящик с сюрпризом» - так он назвал свою работу.

Фантазии сюрреалистам точно не занимать. По мнению экспертов, оригинальные идеи для картин они черпали буквально из воздуха.

Прежде всего, это обуславливается пейзажем Каталонии. Там есть большая равнина Ампурдана, где растут кипарисы. Она сильно меняется, особенно, когда дует северный ветер. Тогда ее общий вид становится фантастическим, - говорит Алисия Виньяс Паломер. - Когда ветер утихает, то устанавливается такая красота и спокойствие, что кажется, словно оказался в театральных декорациях и вокруг тебя что-то фантастическое. Этот пейзаж сильно влияет на местных художников, ведь мы все несем черты нашей Родины. То место, где мы появились на свет, оставляет яркий след в нашей жизни и в нашей работе.

ОТКРЫТИЕ ДЛЯ ВСЕЙ ЕВРОПЫ

Большая часть картин, которые привезли в Эрмитаж, находится в частных коллекциях. Собрать их всех вместе заняло много времени и усилий. Но в результате получилось уникальное собрание.

Идея выставки родилась в мае 2009 года, но в самой Каталонии мы не всегда находили поддержку, - рассказывает Юрий Савельев. - Многие говорили, что выставка не будет пользоваться успехом, и что лучше бы мы привезли исключительно Дали. Я думаю, что это не так, и что в Петербурге происходит настоящее открытие. Некоторые работы, которые сюда привезли, никогда не выставлялись в Европе .

В первый же вечер посмотреть на необычный мир сюрреалистов пришли сотни человек. Люди все прибывали и прибывали, и вскоре к висящим на стенах картинам выстроились небольшие очереди. То ли еще будет! Выставка проработает до 5 февраля 2017 года и уже сейчас ясно, что она обречена на успех.

КАКИЕ РАБОТЫ ДАЛИ МОЖНО УВИДЕТЬ?

«Отрубленная рука»

«Изысканный труп»

«Ретроспективный женский бюст»

«Сюрреалистический объект с символическим назначением» (известен как туфли Галы)

«Мягкие черепа и арфа с черепами»

«Сан Нарсис»

«Венера с выдвижными ящиками»

«Сон, вызванный полетом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением»

СКОЛЬКО СТОИТ

По стоимости обычного билета в Эрмитаж (от 400 рублей для взрослых)

Репортаж Екатерины Степановой и Ирины Поляковой

Приложение к программе «Время Эрмитажа»

АУДИО + ФОТО

Открытие выставки в Эрмитаже
29 октября 2016 — 5 февраля 2017
Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали
Залы № 344-349 на третьем этаже Зимнего дворца


С 29 октября 2016 года на третьем этаже Государственного Эрмитажа открыта выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали», которая представляет семьдесят работ двадцати девяти каталонских художников.

Впервые российские зрители имеют возможность познакомиться с произведениями испанских сюрреалистов, увидеть и понять истоки и развитие одного из самых интригующих и привлекательных художественных явлений XX столетия.

О выставке, ее, без преувеличения, мировом значении, испанском сюрреализме и каталонской художественной школе рассказывают кураторы выставки: со стороны Эрмитажа Святослав Константинович Саватеев, научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства, со стороны Каталонии – и , доктор искусствоведения.

«Эта выставка интересна тем, что она из Каталонии, где родились и жили почти все испанские сюрреалисты, в том числе и Дали. Выражение, которое когда-то бросил Дали: «сюрреализм – это я», был самый обыкновенный эпатаж. На самом деле – сюрреализм это не только Дали, а Каталония, а если быть более точным – это художники Ампурдана, области в Каталонии, где совершенно фантастический пейзаж. По-испански Ампурдан, а по-каталонски Эмпурда. Это пейзаж, климат, это море, пляжи песчаные и, главное, скалы, которые имеют совершенно марсианский вид. Это один фактор. Второй – это знаменитый ветер трамонтана, который дует с севера Пиреней. Он продолжается в течение трех недель, и все три недели у людей в ушах стоит постоянный гул. Но этот ветер еще создает удивительное освещение – темно-фиолетовое, ярко-фиолетовое. И все это – пейзаж, ветер, освещение – изображали каталонские художники в своих произведениях», – пояснил .

«Невозможно говорить о сюрреализме в Испании, не говоря о сюрреализме Каталонии и, в частности, Ампурдана. У нас есть Средиземное море, Пиренеи, но общий облик достаточно фантастический. Пейзаж с оливковыми деревьями и кипарисами сильно меняется после северного ветра. Когда ветер утихает, то наступает такая тишина и спокойствие, что пейзаж становится почти как театральная декорация. И этот пейзаж сильно влияет на местных художников и их творчество. Различные мифы, различные истории этой местности Дали реализует в своей живописи», – отметила Алисия Виньяс .

Очень подробно о концепции выставки и ее задачах рассказал куратор с каталонской стороны, доктор искусствоведения, единственный русский академик-корреспондент Королевской Каталонской Академии художеств Святого Георгия :

«То, что эта выставка состоялась, в основном заслуга Алисии Виньяс. Большинство картин принадлежит частным собраниям. Здесь только несколько картин из музеев Каталонии. Центральная работа выставки и единственный крупный музей, который откликнулся на эту выставку, это музей Тиссен-Борнемиса из Мадрида. К нашему удивлению многие музеи – я не буду их называть – не проявили интереса к этой выставке. Потому что были сомнения в ее успехе. Потому что сама концепция и те художники, которые представлены, открываются впервые в России, и, я думаю, в Европе тоже. Те имена, которые мы видим вокруг Дали, ею открыты, начиная с 70-х годов, когда она возглавляла Художественный музей Фигераса. И вот сначала она одна, потом мы вместе в тандеме, а потом уже и совместно с Эрмитажем, мы стали готовить эту выставку. На ее подготовку ушло семь лет. И это было очень непросто по многим соображениям. Но результат того стоил.

В самой Каталонии мы не всегда находили поддержку, потому что эта выставка – это новое слово. А пробивать новые пути всегда сложнее, чем выставлять что-то знакомое. Например, если бы мы предложили сделать выставку только Дали, это ни у кого бы не вызвало сомнения. А поскольку здесь впервые представлено окружение Дали именно этого направления сюрреалистического, то не все верили в успех этой выставки. Но это открытие, которое происходит именно здесь в Санкт-Петербурге – это первая выставка каталонского искусства в России – и в Петербурге, и в Эрмитаже.

Мы примерно так и представляли эту выставку. Здесь показаны главные художники этого направления, прежде всего Анжел Планельс, который для меня, например, один из самых интересных художников из современников и окружения Дали. И Жоан Масанет, которому в Эрмитаже отвели отдельный зал, и это очень правильно, и это очень интересно. Другие художники представлены одной-двумя работами. И что очень важно – показан Хуан Нуньес, профессор, учитель Дали. Он представлен впервые в Петербурге, где существует, как я считаю, лучшая в Европе художественная школа реалистического искусства, это тоже очень важно. Важно показать, что художник сначала должен научиться рисовать, а потом уже делать все, что ему хочется. Но если мы видим какие-то дилетантские попытки без владения рисунком, то это уже совсем не то. Поэтому одна из задач этой выставки показать, что искусство – это серьезно. Поэтому здесь представлен Хуан Нуньес.

Касаясь концепции этой выставки. Первый зал – это художники-предшественники Дали. Для того чтобы показать, что феномен Дали возник не на пустом месте, что была интересная школа, и, в частности, одна из работ – любимая работа Дали. Он видел эти работы и принадлежал этой школы. Это абсолютно реалистические работы, но вы увидите там некие зародыши, некую прелюдию к манере самого Дали.

А во втором зале вы увидите две работы современников раннего Дали, которые написаны в стиле Дали. То есть это был стиль не только его, Дали, это был стиль этой школы, который он потом стал развивать. Это очень важно – показать в какой среде формировался Дали, что это была серьезная художественная школа.

Возникновение художественной школы именно в Фигерасе также не было случайностью. Это следствие того, что в Фигерасе сформировался достаточно значительный слой культурных и образованных людей, которые способствовали созданию этой школы. И это феномен, который заслуживает внимания. В Каталонии Ампурдан – это область, которая со времен Древней Греции была особым местом в развитии культуры. Место культуры, скажем так. Дали преклонялся перед Хуаном Нуньесом, своим учителем, и, конечно, тем, чем он обладает как рисовальщик, Дали обязан ему. Основы были заложены именно Хуаном Нуньесом. И, безусловно, ученик превзошел учителя.

То, что работ Дали всего восемь (тем не менее, среди них есть очень яркие работы), это, в общем, и неплохо. Потому что если бы работ Дали было больше, это бы была выставка «Дали и художники Ампурдана». Но наша задача была показать Дали как феномен художественной школы. В данном случае творчество Дали уравновешено представленными другими художниками, которые меньше известны. Поэтому в рамках экспозиции некое равновесие присутствует. Сама экспозиция очень хорошо получилась также благодаря дизайнерам Эрмитажа.

Концепция выставки выдержана очень четко. Это художники до Дали – первый зал. Школа Хуана Нуньеса и его современники, чтобы показать стиль Дали, который сформировался в эпоху его юности и был присущ не только ему, но и другим художникам. Затем зал, который полностью посвящен Жоану Масанету, представлена его живопись и скульптуры. Далее – зал Дали вместе с Анжелом Планельсом. И последний зал – уже более поздний период, тоже художники-современники, и то, как они развивали дальше эти идеи.

Хотя подготовка к выставке и была сложной, но мне кажется результат очень хороший. Во многом благодаря большой поддержке со стороны Эрмитажа. И я надеюсь, что эта экспозиция будет интересна жителям Петербурга.

Одна из работ, которая не очень известна, это «Сан Нарсис», которая свидетельствует о том, что Дали был воспитан в католической традиции. Что не очевидно. И это очень интересно. Сама по себе работа очень интересная, интересна техника, стиль Дали. И многие элементы и образы Дали, которые он создавал, также были основаны на ассоциациях с покровителем Жироны святым епископом Нарциссом. Это средневековый епископ. И посох епископский, элементы, напоминающие епископский посох, которые мы видим на многих работах Дали, это исторические ассоциации.

В работах Жоана Масанета можно видеть также некие параллели с историей европейского искусства. Особенно в Каталонии был популярен Ян Вермеер. Почему? Непонятно. Но он был очень популярен. Рембрандт тоже. И в этих работах мы видим некоторые исторические аллюзии, некие экскурсы в историю европейского искусства, но в сюрреалистическом осмыслении.

Почему сюрреализм там возник? Ну, могу привести слова художника Сантоса-и-Торроэлья: «Все тут мы немного сюрреалисты». То, о чем сегодня говорили уже – сам пейзаж, климат – они как-то настраивают людей на особое восприятие мира. А поскольку мы с вами живем тоже в немного сюрреалистическое время, то, мне кажется, это будет интересно для нашего зрителя.

Никто их этих художников не был представлен нигде и никогда. Это открытие. И мы благодарны Эрмитажу за поддержку этого смелого проекта, потому что гораздо сложнее открывать, чем выставлять художников, о которых уже сложилось мнение. Некоторые работы выставляются впервые, как «Сан Нарцисс», и немного меняют в целом представление о творчестве Дали, расширяют это представление.

Как сформулировать основную черту сюрреалистической школы? Хочется ответить – выйдете на улицу и посмотрите. Современные российские художники тоже пытаются идти по этому пути. Но это достаточно сложно. Для этого надо иметь очень серьезную художественную школу. И свою своеобразную философию. А у нас, как вы знаете, в художественных ВУЗах философии не учат.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные