Зарубежная литература обзор. Зарубежная литература - полный обзор. « Старик и море»: философский смысл повести, сила характера старика

Зарубежная литература

Был ли легендарный слепой певец из Малой Азии автором этих эпических сказаний или только прославленным исполнителем? На этот счёт существуют разные точки зрения. Вероятно, поэмы складывались многими народными певцами на протяжении нескольких поколений. Гомер, возможно, объединил разрозненные песни в некий единый цикл, выполнив работу редактора. Не исключено, что отдельные фрагменты - плод его индивидуального творчества. Гомеровский вопрос дебатируется уже свыше двухсот лет, но никто из учёных не отрицает, что Гомеру принадлежит исключительная заслуга в распространении античного эпоса.

Илиадой поэма названа потому, что вторым названием Трои был Илион, расположенный на побережье Малой Азии. Долгое время полагали, что город был лишь поэтическим вымыслом. Однако раскопки Генриха Шлимана показали, что осада греками города Трои вполне могла быть историческим фактом. Сегодня некоторые находки немецкого археолога можно видеть в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В двадцати четырех песнях Илиады рассказано о событиях, произошедших в течение сорока девяти дней последнего, десятого, года войны.

В поэме Илиада две грандиозных сценических площадки: осажденная Троя и лагерь осаждающих греков. В эпическом сказании воплощена борьба равных, герои же располагаются симметрично. Старший сын троянского царя Приама Гектор не уступает в отваге Ахиллесу, от которого ему суждено погибнуть. Он столь же искусен во всех воинских приёмах. Заметим, что батальное повествование включает в себя целую серию поединков. В единоборстве с другом Ахиллеса Патроклом Гектор нанес ему смертельный удар и отобрал у него доспехи, которые принадлежали Ахиллесу. Ахиллес должен отомстить за смерть друга. Гефест выковывает ему щит, на котором изображены суша и моря, города и селения, виноградники и пастбища, будни и празднества. Изображение на щите символично, ибо оно включает всё, что защищает доблестный греческий витязь.

События Одиссеи отнесены к десятому году после окончания Троянской войны. Все победители вернулись в свои города, иные, как Агамемнон, уже погибли. Только Одиссей не может возвратиться на свой остров Итака. Этому препятствует Посейдон, который рассердился на Одиссея за то, что он ослепил его сына циклопа Полифема.

Одиссей во что бы то ни стало должен вернуться на Итаку, где его ждут родители, жена Пенелопа и сын Телемак. Греки были патриотами, оторванность от родины для Одиссея равносильна смерти.

На пути к дому героя подстерегают испытания (эпизоды в пещере Полифема, плавание мимо острова Сирен и чудовищ Сциллы и Харибды) и искушения - любовь нимфы Калипсо и царевны Навсикаи. Одиссей благодаря хитроумию и храбрости во всех драматических коллизиях оказывается победителем.

Второй сюжетный мотив Одиссеи связан с образом верной Пенелопы, которая ждет своего супруга двадцать лет, уловкой отвергая домогательства тех, кто жаждет разделить с ней ложе и царский трон.

Третья сюжетная линия посвящена их сыну Телемаку, который отправляется на поиски отца.

В финале поэмы все персонажи соединяются. Неузнанный Одиссей вместе с Телемаком изгоняет непрошенных гостей женихов своей жены, которая его радостно встречает.

Классический период греческого искусства и литературы падает на V в. и совпадает с высшим расцветом рабовладельческой демократии. Одержав победу в греко-персидских войнах (500-449) города-государства, объединившись в союз во главе с Афинами, отстояли свою независимость от персидского владычества. Это способствовало развитию торговли и ремесла, а также подъему боевого духа и патриотизма.

Самый большой театр находился в Мегаполе, он вмещал 44 тыс. человек.

Участие хора в трагедии позволяет выявить генезис трагедии. Само слово трагедия означает козлиная песнь и также указывает на происхождение драматического жанра. Трагедия возникла из хорового исполнения дифирамбов в честь бога Диониса, которого называли также Вакхом. Осенью греки, собрав урожай винограда, изготовив молодое вино и отведав его (разбавив его водой!) устраивали игрища в честь покровителя виноделия. Сатиры и вакханки, сопровождавшие Диониса, рядились в козлиные шкуры, пачкали лица виноградными выжимками. Тот, кому доверяли роль Диониса, солировал, вступая в диалог с хором. Шествие сопровождалось буйными плясками и песнями. Диалог мог, очевидно происходить и между отдельными лицедеями, во всяком случае, из диалога рождалось драматическое представление - трагедия.

В трагедии герой вступал в поединок с сверхличными силами. Он неизменно оказывался побежденным, но в поединке с судьбой обнаруживалось его достоинство и сила сопротивления воле богов.

Эсхил (525-456) - отец древнегреческой трагедии. Аристократ и воин, он принимал участие в сражениях с персами при Марафоне и Саламине. Он был автором около 90 произведений, из которых до нас дошло 7. В трагедии Орестея, состоявшей из трёх частей Агамемнон, Хоэфоры, Эвмениды, он рассказал о зловещих преступлениях рода Атридов, об убийстве предводителя ахейского войска его супругой Клитемнестрой, жестокой расправе детей над матерью и мести богов Оресту за его злодеяние. Основной конфликт трагедии не семейный, а исторический.

В трагедии Прометей прикованный Эсхил впервые в мировой культуре воссоздал образ тираноборца, несущего людям свет истины. Всё, чего к тому времени достигла человеческая цивилизация, Эсхил трактует как дар Прометея. В центральном монологе трагический герой говорит о себе и о людях:

Софокл (496-4 06) написал 120 произведений, до нас дошло 7 трагедий. Сын богатого оружейника из пригорода Афин Колона, Он получил прекрасное образование, принимал активное участие в политической жизни Афин, был другом Перикла. В состязаниях драматургов одержал 24 победы. Наиболее известные драматические произведения Софокла связаны с фиванским циклом мифов. В трагедии Царь Эдип герой, не ведая того, стал убийцей отца и мужем матери. Боги посылают страшный мор на город Фивы, так как здесь живёт цареубийца. Ставший правителем Фив Эдип обещает покарать преступника, но вскоре убеждается в собственной вине. Действие трагедии развивается ретроспективно: от настоящего к прошлому. Близкие Эдипу люди, когда у него закралось подозрение в собственной вине, убеждают его, что он не мог совершить злодеяния. Но чем больше они приводят доказательств в невозможности совершений им преступлений, тем сильнее его уверенность: виновный он сам. Трагедия Эдипа состоит из неосознанно совершенного преступления и сознательно принятого на себя наказания. Эдип был зряч, но не ведал, что творил. Карая себя, он выкалывает глаза и покидает Фивы, поселяется затем в Колоне. Земля, давшая приют раскаявшемуся грешнику, находится под защитой богов. Такова основная идея трагедии Эдип в Колоне.

В трагедии Антигона возникает конфликт между наследниками Эдипа. В братоубийственной войне погибли два сына Эдипа - Этеокл и Полиник. Новый правитель Фив Креонт запрещает под страхом смертной казни хоронить Полиника, пошедшего войной на родной город. Креонт издает этот закон из лучших побуждений, желая прекратить хаос и анархию. Дочь Эдипа Антигона, рискуя жизнью, ослушалась правителя, предав тело брата земле. Софокл в трагедии Антигона не только прославляет отвагу и верность долгу героини, но и сталкивает вечные нравственные законы, которые человечество выработало на протяжении всей истории, и своеволие правителей, которые нарушают мировой порядок.

Величие героев Софокла в том, что они, сломленные всесильным роком, сохраняют верность своему человеческому долгу.

Еврипид (480-406) - младший из трагических поэтов, автор 92 произведений, из которых до нас дошло 17 трагедий. Лучшие переводы принадлежат Ин. Анненскому.

Еврипид был последователем философии софистов, утверждавших, что объективный истины не существует, так как только человек является мерой всех вещей. Драматург демонстрирует права человека на поступки, которые ужасают окружающих, но они вытекают из его внутренней логики. Современникам его герои представлялись слишком изнеженными, а героини чересчур жестокими. Действительно, Медея в одноименной трагедии беспощадно мстит той, кого Ясон назвал своей невестой. Медея убивает собственных детей, потому что хочет, чтобы её страдания стали трагедией отца её детей. Она защищает своё достоинство, точно так же как в трагедии Ипполит Федра мстит пасынку только за то, что он не считает любовь священным чувством, соединяющим людей. Героини Еврипида в буквальном смысле роковые женщины, над ними довлеет рок и влечёт их к гибели. В этом смысле он солидарен с Софоклом, но по сравнению с автором Царя Эдипа Еврипид гораздо больше внимания уделяет психологическим нюансам, мастерски передавая диалектику чувств. Так, например, в трагедии Ифигения в Авлиде богиня Артемида требует, чтобы Агамемнон принёс в жертву свою дочь, иначе греческие корабли, скопившиеся близ портового города Авлида, никогда не достигнут стен Трои. Ифигения вместе с матерью Клитемнестрой вызвана в Авлиду якобы для бракосочетания с Ахиллесом. Она счастлива. Но узнав, что её ждет не свадьба, а мрачный Аид, она в отчаянии молит отца пожалеть её. Проходит время, и Ифигения по-иному воспринимает выпавший ей жребий.

Рок Ифигения воспринимает как долг, она готова достойно умирать за честь отчизны. Однако в финале приходит спасение: Артемида смилостивилась и подменила тело девушки ланью. Еврипид использует в развязке новый, открытый им приём: Deus ex machina - Бог из машины. Когда гибель грозит героям, в последний момент их спасают боги. Существовали специальные театральные при

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

по дисциплине ЛИТЕРАТУРА

Раздел: Литература второй половины XX века

Тема: Обзор зарубежной литературы XX века

Специальность: 060501 Сестринское дело Курс: 1

Купино

    Пояснительная записка

    Учебно-методическая характеристика занятия

    Хронологическая карта занятия

    Ход занятия

    Раздаточный материал

    Дополнительный материал

    Материалы для текущего контроля

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка предназначена для организации аудиторной работы студентов при изучении зарубежной литературы XX века.

В методическом пособии представлены различные формы заданий. Пособие включает материал, дополняющий материал учебника, раздаточный материал, материалы для текущего контроля.

В результате изучения темы Обзор зарубежной литературы XX века

Студент должен:

знать/понимать :

Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века

Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

уметь :

Воспроизводить содержание литературного произведения;

Сопоставлять литературные произведения;

Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

Создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

Участия в диалоге или дискуссии;

Самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ


Тема занятия: Обзор зарубежной литературы XX века

Тип учебного занятия: комбинированное

Место проведения аудитория

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: активизация познавательной деятельности и интереса студентов к изучению данной темы, постановка цели и задач занятия

Цели занятия:

1. Образовательная: знать/пониматьосновные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века; содержание изученных литературных произведений; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

2. Развивающая : формировать умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

3. Воспитательная : раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

Междисциплинарная интеграция: история

Формы и методы осуществления и организации учебно-познавательной деятельности: диалог, самостоятельная работа в малых группах, лекция

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

наглядные – мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; печатно-словесные - учебник, дидактические материалы, методическая разработка занятия для преподавателя, тексты произведений.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, выставка книг

Перечень литературы:

Основная:

- Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. уреждений /Т.Ф.Курдюмова, С.А. Леонов и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008

Литература. 11 кл. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.Ф.Курдюмова и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011

Дополнительная:

Лебедев Ю.В. Литература.10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006

Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006

Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. - СПб., 2008

Словарь литературных персонажей в 8 т.- Составитель и редактор Мещеряков В.П. - М.: Московский лицей, 1997

Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007

Интернет ресурсы:

-

Сеть творческих учителей

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Ход занятия

    Организационный момент : приветствие группе, выявление отсутствующих, оценка гигиенических условий подготовки аудитории к занятию.

    Мотивация учебной деятельности

Обозначение темы занятия, формирование цели занятия, обозначение плана предстоящей работы на занятии.

3. Актуализация опорных знаний

- чтение творческой работы по творчеству А.В. Вампилова

4. Усвоение новых знаний

Лекция- беседа (презентация) –

Эпоха 20 века в литературе сложна и противоречива, она отразила в себе весь трагизм этого времени. И реализм, и романтизм из 19 века шагнули в 20, так и идут параллельно, изменяясь во времени и пространстве, приобретая новые черты. Романтизм и реализм – продуктивные творческие методы, они создают целые художественные системы.

Важнейшим для литературы 20 века является провозглашение принципа гуманизма – отношения к человеку как к величайшей ценности. Это объяснимо: весь 20 век планету сотрясали кровопролитные войны.

Из блестящей плеяды европейских и американских писателей 20 века яркими звездами выделяются произведения У.Голдинга и Э. Хемингуэя.

Уильям Голдинг тоже лауреат Нобелевской премии, полученной им в 1983 году за «романы, которые с ясностью реалистического повествования помогают постигнуть условия человеческого существования в современном мире».

Голдинг- английский писатель, перепробовавший множество профессий, был актером и режиссером, школьным учителем, матросом и морским офицером во время Второй мировой войны, но литература взяла верх. Однажды ему в голову пришла идея написать книгу о детях на необитаемом острове. Так появился роман «Повелитель мух». Роман сразу стал бестселлером, а Голдинг- знаменитым.

Творчество Голдинга включает 12 романов, несколько пьес, книгу очерков о Египте, много эссе и журнальных статей. В 1955 году он был избран в Королевское общество литературы, а в 1966 году посвящен в рыцари.

В своих произведениях Голдинг всесторонне исследует человека и показывает, что в самом человеке с самого рождения заложены разрушительные силы, что нечего пенять на любые обстоятельства – человечество поражено страшной болезнью – любовью к власти и насилию.

Лауреат Нобелевской премии Эрнест Миллер Хемингуэй прожил не очень долгую жизнь, необыкновенно насыщенную удивительными событиями и глубокими человеческими пере­живаниями. Он участник первой мировой войны 1914-1918 го­дов, гражданской войны в Испании и второй мировой. Он рыба­чил в Атлантическом океане и изведал счастье "большой охо­ты" в Африке, был крупнейшим знатоком испанской корриды, увлекался боксом, альпинизмом, плаванием Был отличным яхтсменом, горнолыжником и снайпером. Он тонко понимал природу и людей, был на удивление наблюдателен и воспри­имчив, честен, бескомпромиссен и мужественен, трудолюбив и работоспособен.

Это был неповторимый и талантливый человек, перешаг­нувший через пространства и свое время.

Э.Хемингуэй родился в пригороде Чикаго 21 июля 1889 г. в семье врача. Отец много ездил по вызовам больных и видел нищету и горе своих пациентов. Это были простые люди- труженники. Отец с детства прививал сыну любовь к труду, выносли­вость, настойчивость, умение постоять за себя. Он также воспи­тал в сыне наблюдательность и уважение к природе.

Писать Хемингуэй начал рано. С 18 лет он старательно овладел основами журналистского мастерства. Стремится в Европу. полыхающую пожарами первой мировой.23 мая 1918 года счастливый молодой журналист, преисполненный здоро­вья и молодости, уверенный в себе, отплывает в составе сани­тарной бригады из Нью-Йорка во Францию, а затем в Италию. В первые дни военной службы юноша увидел ужасы и траге­дию.9 июля ночью он был ранен.За несколько операций из не­го извлекут 227 осколков и заменят перебитую чашечку мета­ллической. К молодому человеку пришло понимание войны как обмана солдат и издевательства над всем человеческим в че­ловеке. Хемингуэй возненавидел войну. Но именно война сфо­рмировала Хемингуэя-писателя, определив одну из основных тем его творчества - антивоенную.

Стиль писателя был обусловлен сложностью того време­ни, в которое он жил. В его лучших произведениях с необыкновенной глубиной отражены ведущие тенденции эпохи, показа­ны определенные условия существования, созданы типы все­мирно-литературного значения .

- Вспомните, какими событиями от­мечена история 20 столетия?

История 20 века отмечена глубочайшими потрясениями: 2 мировые войны, принесшие огромные жертвы и разрушения, революция, становление и крушение тоталитарных режимов, преступления гитлеризма и сталинизма, геноцид целых наро­дов, создание атомного и водородного оружия, полоса "холод­ной войны",распад колониальной системы, поражение социа­листической системы, наметившийся с 1980 года решительной поворот в сторону мирного сосуществования, начавшееся об­щее движение многих государств в русле демократии и ре­форм.

Социальные конфликты развертывались на фоне вели­чайших открытий в области науки, медицине, кибернетике и др. Все это существенно влияло на менталитет, образ жизни, сами условия человеческого существования и получило сложное, неоднозначное отражение в культуре и искусстве, которые ха­рактеризуются исключительным многообразием индивидуаль­ностей, богатством художественных стилей, новаторскими по­исками в области формы, средств выражения, содержания.

Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал в журнале "Эс­квайр" очерк, в котором рассказал об эпизоде рыбной ловле в Гольфстриме. Этот подлинный случай и стал основой для по­вести "Старик и море".Но только через 14 лет Э.Хемингуэй берется за перо. В сентябре 1952 года повесть была напеча­тана.

5. Физкультминутка

6. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала

Обратимся к повести, которая принесла писателю Нобе­левскую премию в литературе.

Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольф­стриме. Вот уже 84 дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые 40 дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик те­перь самый что ни на есть невезучий, и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую неделю. Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращается ни с чем, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести снасти, гарпун и обернутый вокруг мачты парус. Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя разбитого полка.

Такова предыстория событий, которые развертываются в маленьком рыбачьем поселке на Кубе.

Композиционно повесть условно можно поделить на 3 ча­сти. К первой относятся диалоги старика Сантьяго и мальчика Манолина. Вторая описывает будни рыбака, его тяжелый и опасный труд, социальную незащищенность. Третьей частью можно считать возвращение на берег старика и его беседы с мальчиком.

Главный герой - старик Сантьяго. Сантьяго в Испании и во всех испаноязычных странах - очень популярное имя. Есть города Сантьяго в Испании, Чили, Панаме, этим же именем наз­ваны некоторые острова. провинции. Думается, что всем этим писатель придает уже значимость своему герою.

"Я необыкновенный старик" - говорит он о себе. И мы должны доказать это.

Описание внешности вызывает на первый взгляд жа­лость к его старости немощности: "худ, изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричне­выми пятнами неопасного кожаного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря. Пят­на спускались по щекам до бечевой, когда он вытаскивал круп­ную рыбу. Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже мертвой безводной пустыне".Но это описание заканчивается оптимистично:"Все у него было ста­рое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается. Это он научил мальчика рыбачить, и мальчик очень любил старика. Он готов наловить ему сардин в качестве насадки для его завтрашнего выхода в море. Вместе они поднимаются к бедной хижине Сантьяго, вы­строенной из крепких трилистников королевской пальмы.

Старик одинок и беден - "в хижине были кровать, стол и стул и в земляном полу выемка, чтобы стряпать пищу на дре­весном угле. Жена давно умерла Его обычная трапеза - мис­ка желтого риса с рыбой.

Старик беседует с мальчиком о рыбалке, о том, что ему обязательно должно повезти, а также о последних спортивных новостях. Когда утомленный старик ложится спать, ему снится Африка его юности, длинные золотистые её берега и белые отмели, высокие утесы и громадные белые горы. Ему не снят­ся более ни драки. ни женщины, ни великие события. Но часто в его снах возникают далекие страны и львы, выходящие на берег."

Так заканчивается 1 часть произведения (стр. 220).

На следующий день рано утром старик отправляется на очередную рыбалку. Мальчик опять помогает ему снести парус, снасти, подготовить лодку.

Одна за другой рыбацкие лодки отчаливают от берега и уходят в море.

Гребя веслами, старик чувствует приближение утра. Он любит море, думает о нем с нежностью, как о женщине, кото­рая "дарит великие милости".Любит он и птиц, и рыб, обитаю­щих в бездонной зеленой толще.

Насадив на крючки приманку, он медленно плывет по те­чению. Старик мысленно общается с птицами, рыбами. Привык­ший к одиночеству, вслух разговаривает сам с собой. Природа, океан воспринимаются им как живое существо. Он знает разных рыб и обитателей океана, их повадки, у него к ним своё нежное отношение.

- Продолжите мой рассказ, под­твердите текстом .

( Ответом могут быть слова - "...Переливающиеся радугой пузыри необычайно красивы...когда пойдет по-настоящему большая рыба" (стр.226).

Ну вот начинается серьезный лов, и все его внимание со­средотачивается на леске, ее состоянии. Он чутко улавливает, что происходит в глубине, как реагирует рыба на наколотую на крючок наживку. Наконец, один из зеленых прутьев дрогнул: это значит, что на глубине моря марлин стал пожирать сардин.

Разворачивается драматический многочасовой поединок между Сантьяго и огромной рыбой ) .

Анализируя повесть вслед за автором, мы познаем все больше о главном герое. И его портрет дополняют многие де­тали.

Нам известно, что этот человек - хороший навигатор, бы­валый рыбак, знавший некогда удачу и счастье большого уло­ва. Он вспоминает Африканское побережье,"большую рыбу", львов, а также экзотические эпизоды периода своей молодос­ти (стр.238/241).Труд рыбака для старика "дело чести, славы, доблести и геройства". Труд для него все. Это и подвиг, и обще­ние с природой, без которой он не может жить, и источник раз­думий над смыслом жизни, и спортивно-игровой азарт, и про­фессиональное мастерство.

Сантьяго - сильный и волевой человек. Он с гордостью вспоминает, как в молодые годы одолел в спортивном состя­зании Негра-гиганта и заслужил прозвище "чемпион". Старик обладает способностью самовнушения, самоуспокоения и це­леустремленности. Так, например, увлекшись философскими рассуждениями и мечтами, он решительно обрывает себя: "Не отвлекайся. Думай о том, что ты делаешь. Думай, чтобы не со­вершить какую-нибудь глупость".

- Дополните и подтвердите текстом эти качества героя.

Старика постоянно влечет чувство необходимости ви­деть рядом с собой мальчика, ощущать его поддержку: "Жаль, что со мной нет мальчика, он бы мне помог...".Тут у читателя может возникнуть мысль об одиночестве героя. Но автор соз­дал образ так, что его нужно рассматривать во взаимосвязи: старик и мальчик, старик и рыбаки, старик и море. Таким обра­зом, в произведении раскрываются вечные темы: человек и природа, человек и человек.

Даже название многозначно."Старик и море" - это чело­век и природа, величие человека перед лицом могучей стихии.

"...Старик поглядел вдаль и понял, как он теперь одинок. Но он видел разноцветные солнечные лучи, преломляющиеся в темной глубине, натянутую, уходящую вниз бичеву и стран­ное колыхание морской глади. Облака кучились, предвещая пассат, и, глядя вперед, он заметил над водою стаю диких уток, резко очерченных в небе: вот стая рассыпалась, потом опять обрисовалась еще четче, и старик понял, что человек в море никогда не бывает одинок" (стр.237)

Проводя много дней в океане, он не чувствует себя оди­ноким то рядом с маленькой птичкой, то под звездами вселен­ной.Сантьяго ощущает себя частью природы.

С возрастом у старика, как и у многих пожилых людей, по­является желание общаться, порой он ведет разговор с нежи­выми предметами. Старик находит собеседника даже в таком создании природы, как рыба.

Сантьяго обладает способностью к поэтическому груст­но-нежному воспроизведению своих воспоминаний. Так.гово­ря об убитой некогда красивой рыбе, он обобщает: "Ни разу в море я не видел ничего печальнее...Мальчику тоже стало гру­стно мы попросили у самки прощение и быстро разделали её тушу".

Много в повести парадоксальных по содержанию, афори­стических по форме высказываний. Так, например, Сантьяго все время обращается к пойманной рыбе. Одно из таких высказываний: "Рыба, - позвал он тихонько, - я с тобой не расста­нусь, пока не умру".

Видит бог, мне и самому не легче".

Поэтичность натуры старика можем представить по сле­дующей цитате:"Рыба - она тоже мне друг, - сказал он. - Я ни­когда не видел такой рыбы и не слышал, что такие бывают. Но я должен её убить. Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды".

Хемингуэй отвлекает читателя от его будничных мыслей. Подтверждением является отрывок (стр.243/244).

"Было темно: в сентябре темнота всегда наступает внеза­пно...до слов:"Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря и убиваем своих братьев..."

Мы можем заметить основу языческих верований в соз­нании Сантьяго. Он человек, не верующий в христианского бо­га, но готовый из благодарности даже помолиться, лишь бы удалось доставить большую рыбу к берегу:"Лучше, старик, сам забудь о страхе и побольше верь в свои силы", - сказал он.

Трое суток напряженной борьбы заставляют человека стать находчивым и изворотливым.

Измотанный непокорной и сильной рыбой, рыбак пытает­ся склонить её к капитуляции:"Послушай, рыба! - сказал ей старик. - Ведь тебе все равно умирать. Зачем же тебе надо, чтобы и я тоже умер?"И дальше читаем:"Ты губишь меня, ры­ба, - думал старик. - Это, конечно, твое право. Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойно­го и благородного, чем ты. Ну что же, убей меня. Мне уже всё равно, кто кого убъёт".

И рыба, словно услышав рыбака, смирилась и сдалась. Довольный победой, Сантьяго привязал её к борту лодки и на какое-то мгновение расслабился: ещё немного, и он направит ло­дку к берегу. Но недолго длилась радость. Рыбацкое суденыш­ко окружили акулы. Они почуяли добычу и стали рвать на час­ти рыбу, которую Сантьяго добыл таким тяжким трудом. И вновь началось единоборство.

Зачитывается отрывок

" В полночь он сражался с акулами снова...до слов - Теперь она шла легко, и старик ни о чем не думал и ничего не чув­ствовал". Но и это не сломило старика. Сантьяго стоек в своих несчастьях.

"Но человек не для того создан, чтобы терпеть пораже­ния, - сказал он. - Человека можно уничтожить, но его нельзя победить". Это главные слова всей повести, которые можно считать хрестоматийными.

То есть жизнь - это постоянная борьба. Только в борьбе, требующей невероятного напряжения, огромных физических и нравственных сил, мыслящее существо ощущает себя чело­веком.

"Кто же тебя победил, старик? - спросил он себя. - Никто" - ответил он. - "Просто я слишком далеко ушел в море".

Он непобедим. Он победил рыбу, победил себя, свою ста­рость, слабость своих рук, свою боль. Старик вышел победителем.

Когда он входил в бухту, все уже спали. Усталый напра­вляется Сантьяго домой. На мгновение он остановился и, огля­нувшись, увидел в свете уличного фонаря, как высоко вздыма­ется за кормой лодки огромный хвост рыбы. Он увидел белую обнаженную линию её позвоночника и темную тень головы с выдающимся вперед мечом.

Третья часть произведения представляет собой разговор мальчика и Сантьяго (стр.267)."Теперь мы опять будем рыба­чить вместе..."

Повесть заканчивается умиротворенной нотой.

"Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы" - эмблема мо­щи, силы, непобедимости. Это было лучшее, что он видел в жи­зни.

Этот образ счастья и непобедимости проходит через всю повесть, так она и заканчивается. Писатель и в последних стро­ках не оставляет своего героя в одиночестве. Более того - при­сутствие Манолина символизирует смену поколений. продолжение жизни. Думается, что Сантьяго - это воплощение жизне­нных позиций самого Хемингуэя. То, как живет этот человек, как мыслит, чувствует, действует, заставляет задуматься о принци­пах человеческого существования.

7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению:

- подобрать публикации в современной прессе о произведениях, получивших положительные отклики в печати, подготовить сообщение

8. Подведение итогов занятия. Рефлексия .

1. Заключительное слово преподавателя .

Мировая литература – это величайшее достояние человечества. И для того, чтобы стать настоящей личностью, необходимо впитывать в себя это богатство, щедро завещанное нам многими эпохами и писателями – инженерами человеческих душ.

2. Комментарийоценок, поставленных в течение занятия

«5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

«4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

«3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

«2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

« Старик и море»: философский смысл повести, сила характера старика

Повесть Эрнеста Хемингуэя была написана в 1952 году, и с тех пор вызывает постоянные споры по поводу толкования основного смысла произведения. Сложность толкования заключается в том, что в повести одинаковое внимание уделяется мотивам страдания и одиночества человека и победа героического начала в нем.А ведь эти темы необычайно важны в жизни каждого человека. Гениальность писателя состоит в том, что он показывает эти темы, как две стороны одной медали, и ключевой смысл повести заключается в том, что Хемингуэй позволяет читателю самостоятельно выбрать то, на какую из сторон смотреть. Именно это и можно назвать творческой философией Хемингуэя – противоречивость и двойственность его произведений. А «Старик и море» называют самым яркой и потрясающей повестью писателя.

Образы повести «Старик и море»

Прежде всего, стоит обратить внимание на главный образ в повести – на старика Сантьяго, который терпит постоянные неудачи на протяжении всего повествования. Парус его лодки старый и недееспособный, а сам герой - это изнеможенный жизнью старик с веселыми глазами. Глазами человека, который не сдается. В этом и заключается философский символизм повести. Когда читатель наблюдает за тем, как старик борется с рыбой, в действиях и словах главного героя он видит фатализм извечной борьбы человека . Сантьяго напрягает все свои силы и несмотря ни на что продолжает поединок, в конце которого он побеждает. Именно в этом моменте раскрывается одно из основных философских задумок произведения, которая заключается в том, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Сила характера старика

Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу. Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя. Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что – он боролся до последнего. Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам. Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни.

Смысл человеческой жизни в повести

В этой повести отсутствует трагическая концовка, финал можно назвать полностью открытым для воображения читателей. В этом и заключена сокрушительная сила философии Хемингуэя, он предоставляет нам возможность самостоятельно подвести моральный итог повести. Личность Сантьяго – это символ силы героического начала в человеке и символ настоящей человеческой победы, которая не зависит от обстоятельств и событий. Используя этот образ, писатель раскрывает смысл человеческой жизни, которую можно назвать борьбой. Главный герой несокрушим, благодаря силе своего характера, духа и жизненных позиций, именно эти внутренние качества помогают ему побеждать, несмотря на старость, убыток физических сил и неблагоприятные обстоятельства.

В зарубежной литературе 19 века выделяются два основных течения: романтизм и реализм. Так как эти течения развивались почти одновременно, они наложили друг на друга заметный отпечаток. Особенно это относится к литературе 1-й половины 19 века : творчество многих писателей-романтиков ( , Гюго, Жорж Санд) имеет целый ряд реалистических особенностей, тогда как творчество писателей-реалистов (Стендаль, Бальзак, Мериме) нередко окрашено романтизмом. Не всегда бывает легко определить, куда следует отнести творчество того или иного писателя — к романтизму или реализму. Только во 2-й половине 19 века романтизм окончательно уступает место реализму.

Романтизм связан французской буржуазной революцией 1789 года, с идеями этой революции. На первых порах романтики приняли революцию восторженно и возлагали очень большие надежды на новое буржуазное общество. Отсюда характерная для произведений романтиков мечтательность, восторженность. Однако скоро стало очевидно, что революция не оправдала надежд, возлагавшихся на нее. Люди не получили ни свободы, ни равенства. Огромную роль в судьбах людей стали играть деньги, которые, в сущности, поработили их. Для того, кто был богат, открылись все пути, удел бедняков по-прежнему оставался печальным. Началась страшная борьба за деньги, жажда наживы. Все это вызвало у романтиков жестокие разочарования. Они стали искать новых идеалов — одни из них обратились к прошлому, начали идеализировать его, другие, наиболее прогрессивные, устремились в будущее, которое им рисовалось чаще всего туманно и неопределенно. Неудовлетворенность настоящим, ожидание чего-то нового, стремление показать идеальные отношения между людьми, сильные характеры — вот что характерно для писателей-романтиков. Не зная путей, которыми человечество может построить лучшее общество, романтики часто обращались к сказке (Андерсон), горячо интересовались народным творчеством и нередко подражали ему (Лонгфелло, Мицкевич). Лучшие представители романтизма, такие как Байрон, например, призывали к продолжению борьбы, и новой революции.

Реализм в противоположность романтизму интересовался преимущественно сегодняшним днем. Стремясь возможно более полно отразить в своих произведениях действительность, писатели-реалисты создали большие произведения (самым любимым их жанром был роман) со множеством событий и героев. Они стремились отразить в своих произведениях характерные для эпохи события. Если романтики изображали героев, наделенных какими-то остро индивидуальными чертами, героев, резко отличавшихся от окружающих людей, то реалисты, наоборот, стремились наделить своих героев чертами, типичными для множества людей, принадлежавших к тому или другому классу, к той или другой социальной группе. «Реализм предполагает ,- писал Ф.Энгельс, — кроме правдивости деталей, верность передачи типичных характеров в типичных обстоятельствах «

Реалисты не призывали к уничтожению буржуазного общества, но они изображали его с беспощадной правдивостью, резко критикуя его пороки, поэтому реализм 19 века принято называть критическим реализмом.

Таков короткий обзор зарубежной литературы 19 века

Полезного Вам чтения!

Был ли легендарный слепой певец из Малой Азии автором этих эпических сказаний или только прославленным исполнителем? На этот счёт существуют разные точки зрения. Вероятно, поэмы складывались многими народными певцами на протяжении нескольких поколений. Гомер, возможно, объединил разрозненные песни в некий единый цикл, выполнив работу редактора. Не исключено, что отдельные фрагменты - плод его индивидуального творчества. «Гомеровский вопрос» дебатируется уже свыше двухсот лет, но никто из учёных не отрицает, что Гомеру принадлежит исключительная заслуга в распространении античного эпоса.

«Илиадой » поэма названа потому, что вторым названием Трои был Илион, расположенный на побережье Малой Азии. Долгое время полагали, что город был лишь поэтическим вымыслом. Однако раскопки Генриха Шлимана показали, что осада греками города Трои вполне могла быть историческим фактом. Сегодня некоторые находки немецкого археолога можно видеть в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В двадцати четырех песнях «Илиады» рассказано о событиях, произошедших в течение сорока девяти дней последнего, десятого, года войны.

В поэме «Илиада» две грандиозных сценических площадки: осажденная Троя и лагерь осаждающих греков. В эпическом сказании воплощена борьба равных, герои же располагаются симметрично. Старший сын троянского царя Приама Гектор не уступает в отваге Ахиллесу, от которого ему суждено погибнуть. Он столь же искусен во всех воинских приёмах. Заметим, что батальное повествование включает в себя целую серию поединков. В единоборстве с другом Ахиллеса Патроклом Гектор нанес ему смертельный удар и отобрал у него доспехи, которые принадлежали Ахиллесу. Ахиллес должен отомстить за смерть друга. Гефест выковывает ему щит, на котором изображены суша и моря, города и селения, виноградники и пастбища, будни и празднества. Изображение на щите символично, ибо оно включает всё, что защищает доблестный греческий витязь.

События «Одиссеи » отнесены к десятому году после окончания Троянской войны. Все победители вернулись в свои города, иные, как Агамемнон, уже погибли. Только Одиссей не может возвратиться на свой остров Итака. Этому препятствует Посейдон, который рассердился на Одиссея за то, что он ослепил его сына циклопа Полифема.

Одиссей во что бы то ни стало должен вернуться на Итаку, где его ждут родители, жена Пенелопа и сын Телемак. Греки были патриотами, оторванность от родины для Одиссея равносильна смерти.

На пути к дому героя подстерегают испытания (эпизоды в пещере Полифема, плавание мимо острова Сирен и чудовищ Сциллы и Харибды) и искушения - любовь нимфы Калипсо и царевны Навсикаи. Одиссей благодаря хитроумию и храбрости во всех драматических коллизиях оказывается победителем.

Второй сюжетный мотив «Одиссеи» связан с образом верной Пенелопы, которая ждет своего супруга двадцать лет, уловкой отвергая домогательства тех, кто жаждет разделить с ней ложе и царский трон.

Третья сюжетная линия посвящена их сыну Телемаку, который отправляется на поиски отца.

В финале поэмы все персонажи соединяются. Неузнанный Одиссей вместе с Телемаком изгоняет непрошенных гостей – женихов своей жены, которая его радостно встречает.

Классический период греческого искусства и литературы падает на V в. и совпадает с высшим расцветом рабовладельческой демократии. Одержав победу в греко-персидских войнах (500-449) города-государства, объединившись в союз во главе с Афинами, отстояли свою независимость от персидского владычества. Это способствовало развитию торговли и ремесла, а также подъему боевого духа и патриотизма.

Самый большой театр находился в Мегаполе, он вмещал 44 тыс. человек.

Участие хора в трагедии позволяет выявить генезис трагедии. Само слово «трагедия» означает козлиная песнь и также указывает на происхождение драматического жанра. Трагедия возникла из хорового исполнения дифирамбов в честь бога Диониса, которого называли также Вакхом. Осенью греки, собрав урожай винограда, изготовив молодое вино и отведав его (разбавив его водой!) устраивали игрища в честь покровителя виноделия. Сатиры и вакханки, сопровождавшие Диониса, рядились в козлиные шкуры, пачкали лица виноградными выжимками. Тот, кому доверяли роль Диониса, солировал, вступая в диалог с хором. Шествие сопровождалось буйными плясками и песнями. Диалог мог, очевидно происходить и между отдельными лицедеями, во всяком случае, из диалога рождалось драматическое представление - трагедия.

В трагедии герой вступал в поединок с сверхличными силами. Он неизменно оказывался побежденным, но в поединке с судьбой обнаруживалось его достоинство и сила сопротивления воле богов.

Эсхил (525-456) - отец древнегреческой трагедии. Аристократ и воин, он принимал участие в сражениях с персами при Марафоне и Саламине. Он был автором около 90 произведений, из которых до нас дошло 7. В трагедии «Орестея», состоявшей из трёх частей «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды», он рассказал о зловещих преступлениях рода Атридов, об убийстве предводителя ахейского войска его супругой Клитемнестрой, жестокой расправе детей над матерью и мести богов Оресту за его злодеяние. Основной конфликт трагедии не семейный, а исторический.

В трагедии «Прометей прикованный» Эсхил впервые в мировой культуре воссоздал образ тираноборца, несущего людям свет истины. Всё, чего к тому времени достигла человеческая цивилизация, Эсхил трактует как дар Прометея. В центральном монологе трагический герой говорит о себе и о людях:

Софокл (496-406) написал 120 произведений, до нас дошло 7 трагедий. Сын богатого оружейника из пригорода Афин Колона, Он получил прекрасное образование, принимал активное участие в политической жизни Афин, был другом Перикла. В состязаниях драматургов одержал 24 победы. Наиболее известные драматические произведения Софокла связаны с фиванским циклом мифов. В трагедии «Царь Эдип» герой, не ведая того, стал убийцей отца и мужем матери. Боги посылают страшный мор на город Фивы, так как здесь живёт цареубийца. Ставший правителем Фив Эдип обещает покарать преступника, но вскоре убеждается в собственной вине. Действие трагедии развивается ретроспективно: от настоящего к прошлому. Близкие Эдипу люди, когда у него закралось подозрение в собственной вине, убеждают его, что он не мог совершить злодеяния. Но чем больше они приводят доказательств в невозможности совершений им преступлений, тем сильнее его уверенность: виновный он сам. Трагедия Эдипа состоит из неосознанно совершенного преступления и сознательно принятого на себя наказания. Эдип был зряч, но не ведал, что творил. Карая себя, он выкалывает глаза и покидает Фивы, поселяется затем в Колоне. Земля, давшая приют раскаявшемуся грешнику, находится под защитой богов. Такова основная идея трагедии «Эдип в Колоне».

В трагедии «Антигона» возникает конфликт между наследниками Эдипа. В братоубийственной войне погибли два сына Эдипа - Этеокл и Полиник. Новый правитель Фив Креонт запрещает под страхом смертной казни хоронить Полиника, пошедшего войной на родной город. Креонт издает этот закон из лучших побуждений, желая прекратить хаос и анархию. Дочь Эдипа Антигона, рискуя жизнью, ослушалась правителя, предав тело брата земле. Софокл в трагедии «Антигона» не только прославляет отвагу и верность долгу героини, но и сталкивает вечные нравственные законы, которые человечество выработало на протяжении всей истории, и своеволие правителей, которые нарушают мировой порядок.

Величие героев Софокла в том, что они, сломленные всесильным роком, сохраняют верность своему человеческому долгу.

Еврипид (480-406) - младший из трагических поэтов, автор 92 произведений, из которых до нас дошло 17 трагедий. Лучшие переводы принадлежат Ин. Анненскому.

Еврипид был последователем философии софистов, утверждавших, что объективный истины не существует, так как только человек является мерой всех вещей. Драматург демонстрирует права человека на поступки, которые ужасают окружающих, но они вытекают из его внутренней логики. Современникам его герои представлялись слишком изнеженными, а героини чересчур жестокими. Действительно, Медея в одноименной трагедии беспощадно мстит той, кого Ясон назвал своей невестой. Медея убивает собственных детей, потому что хочет, чтобы её страдания стали трагедией отца её детей. Она защищает своё достоинство, точно так же как в трагедии «Ипполит» Федра мстит пасынку только за то, что он не считает любовь священным чувством, соединяющим людей. Героини Еврипида в буквальном смысле роковые женщины, над ними довлеет рок и влечёт их к гибели. В этом смысле он солидарен с Софоклом, но по сравнению с автором «Царя Эдипа» Еврипид гораздо больше внимания уделяет психологическим нюансам, мастерски передавая диалектику чувств. Так, например, в трагедии «Ифигения в Авлиде» богиня Артемида требует, чтобы Агамемнон принёс в жертву свою дочь, иначе греческие корабли, скопившиеся близ портового города Авлида, никогда не достигнут стен Трои. Ифигения вместе с матерью Клитемнестрой вызвана в Авлиду якобы для бракосочетания с Ахиллесом. Она счастлива. Но узнав, что её ждет не свадьба, а мрачный Аид, она в отчаянии молит отца пожалеть её. Проходит время, и Ифигения по-иному воспринимает выпавший ей жребий.

Рок Ифигения воспринимает как долг, она готова достойно умирать за честь отчизны. Однако в финале приходит спасение: Артемида смилостивилась и подменила тело девушки ланью. Еврипид использует в развязке новый, открытый им приём: Deus ex machina - Бог из машины. Когда гибель грозит героям, в последний момент их спасают боги. Существовали специальные театральные приспособления, возносившие персонажей к небесам. Даже в самых трагических ситуациях всё заканчивается ряде произведений Еврипида благополучно.

Аристофан (ок. 445- ок. 386) - отец древнегреческой комедии. Происхождение комедии связано с вакхическими песнями. Сам термин изначально означил «песнь подгулявшей толпы». Из шуточных перебранок возник диалог. В комедии существенную роль играла пародия. Аристофан в монологах своих персонажей пародировал речи политиков, военачальников и софистов. Он был автором примерно 40 комедий, из которых нас дошло 11.

Слайд 1

Лекция № 2
«Обзор зарубежной литературы первой половины ХХ века»

Слайд 2

Исторические события первой половины XX века
Первая мировая война – 1914 – 1918 г.г. Октябрьская революция – 1917 год Вторая мировая война – 1939 – 1945 г.г. Крушение Австро-Венгерской и Османской империй, царской России. Образование новых государств: Чехии и Словакии, Польши, Югославии.

Слайд 3

Основные темы в литературе первой половины ХХ века
1) тема войн и социально-политических катастроф; 2) трагедия личности, стремящейся к свободной самореализации, ищущей справедливости и теряющей душевную гармонию; 3) проблема веры и безверия; 4) соотношение личного и коллективного, нравственности и политики, духовного и этического.

Слайд 4

Первая мировая война как кардинальная тема литературы первой половины ХХ века
Анри Барбюс (1873–1935) – французский литератор
Роман «Огонь» (1916г.): 1) написан на основе репортерских записей; не имеет последовательно развивающегося сюжета, он как бы состоит из отдельных эпизодов-очерков; нет главного героя, есть солдатская масса, есть взвод; повествование идёт от лица самого рассказчика – Барбюса, и от лица взвода, судьбу которого писатель уже не отделяет от своей судьбы; 5) совсем немного сражений, здесь нет эффектных сцен; «чудовищно тяжкий труд простого солдата» - это повседневное его гниение в окопах, это грязь, холод, одичание.

Слайд 5

Литература «потерянного поколения».
Тема «потерянного поколения» в романе Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен»
Ричард Олдингтон «Смерть героя» Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен» Эрнест Хемингуэй «Прощай, оружие»
«Пауль Боймер был убит последним из одноклассников в октябре 1918 года, в один из тех дней, когда на фронте было так тихо и спокойно, что военные сводки состояли из одной фразы: «На Западном фронте без перемен». «Он упал лицом в позе спящего. Когда его перевернули, стало видно, что он, должно быть, недолго мучился, – на лице у него было такое спокойное выражение, словно он был даже доволен тем, что всё кончилось именно так».

Слайд 6

Эрнест Хемингуэй (1899 - 1961) – американский писатель, журналист
Тема «потерянного поколения» в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие»

Слайд 7

Отображение событий Октябрьской революции в книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир»
Джон Рид (1887 - 1920) – американский журналист
Композиционно произведение построено как репортаж о революции: есть здесь общий фон и воссоздана панорама восстания русских народных масс; показано обострение государственного и политического конфликта, приведшего к вооруженному восстанию в Петрограде и штурму Зимнего; описана работа Второго Всероссийского съезда Советов, на котором были провозглашены декреты о мире, земле и власти; представлено динамическое повествование о контрреволюционном мятеже, о завоевании власти большевиками, об их первых начинаниях, о съездах.

Слайд 8

Герберт Уэллс (1866–1946) английский писатель, родоначальник социально-философской научной фантастики
Герберт Уэллс и Октябрьская революция
Книга «Россия во мгле» (1920) отразила впечатления Уэллса от посещения Москвы и Петрограда. В главе «Островки спасения среди потопа» Уэллс тепло говорит о русской интеллигенции, деятелях искусства и науки, о том, что «в голодающей России сотни людей работают над переводами, их переводы набираются и печатаются, и, быть может, благодаря этому новая Россия так глубоко ознакомится с сокровищницей мировой мысли, что оставит после себя позади все другие народы».

Слайд 9

«Письма о России» (1931) Общий тон книги – восторженный.
Рабиндранат Тагор о России. Андре Жид и Советская Россия.
(1861–1941) индийский писатель
(1869–1951) французский писатель
«Возвращение из СССР» (1936) Книга кардинально нарушила сложившийся стереотип бесконфликтного восприятия русской революции.

Слайд 10

Марсель Пруст как создатель жанра модернистского психологического романа
Марсель Пруст (1871–1922), французский писатель, родоначальник современной психологической прозы.
Цикл романов «В поисках утраченного времени»: Первый роман – «По направлению к Свану» (1913). Второй роман – «Под сенью девушек в цвету» (1918 г.) Третий роман – «У Германтов» в 2-х томах (1920–1921 гг.). Четвертый роман – «Содом и Гоморра» в 2-х томах (1921–1922 гг.). Пятый роман «Пленницы» (в 2-х томах) – опубликован в 1922 г., Шестой роман «Беглянка» – опубликован в 1925 г. Седьмой роман «Обретённое время» (в 2-х томах) – опубликован в 1927 г.

Слайд 11

Сатира в западной литературе первой половины ХХ века.
Ярослав Гашек (1883–1923) – чешский драматург, фельетонист, новеллист, выдающийся сатирик. Роман «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» – самое выдающееся сатирическое произведение ХХ века.
Карел Чапек (1890–1938) – чешский прозаик и драматург, философ и фантаст.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные