Значение и уровень культуры личности. Характеристика основных социальных уровней культуры

Социокультурный мир ребенка представляет собой его социально-педагогическую характеристику, определяющую своеобразие восприятия им окружающей действительности (среды жизнедеятельности), реагирования на нее и проявления в ней в процессе социального изменения его личности в соответствии с возрастом. Он характеризует типичные реакции, отношения и поведение в конкретном социуме.

Выделяют типичн

ый и индивидуальный социокультурный мир ребенка. Типичный - это социокультурный мир, характерный для определенного возраста. Он подчеркивает естественное в восприятии и реакциях ребёнка на данном возрастном этапе. Выделяется он с учетом знания закономерностей возрастного и социального развития и воспитания детей. С его помощью можно оценить своеобразие социального развития ребенка данного возраста, его соответствие или несоответствие в развитии, приобретение социального опыта как личности. Другими словами, через типичный социокультурный мир можно определить ход социализации ребенка, его соответствие возрасту и уровню социального развития и воспитания.

Индивидуальный социокультурный мир свидетельствует об особенностях социального развития и воспитания данного конкретного ребенка, его индивидуальном своеобразии. С его помощью можно оценить уровень соответствия или несоответствия, опережения или отставания процесса социализации на данном этапе. Каждый ребенок исключительно индивидуален, и в то же время он типичен в зависимости от его возраста, уровня социального развития и воспитания. Благодаря этому мы сравниваем детей одного возраста, оцениваем их и делаем выводы о соответствии, задержке или опережении в социальном развитии.

Основными социально-педагогическими качественными характеристиками социокулътуры ребенка являются:

Восприятие окружающей среды и реакция на нее;

Душевное состояние и переживания;

Самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимоотношения;

Поведение, действия и поступки.

Восприятие окружающей среды и реакция на нее. Восприятие ребенком меняется с возрастом. Оно зависит от его развития, социализации и социального обогащения. Именно психическое развитие ребенка обусловливает его интеллектуальное и социальное изменение, что, в свою очередь, влияет на развитие его психики. Особенности психического развития на различных возрастных этапах изучаются возрастной психологией.

Речь. Дети имеют природную предрасположенность к овладению языком. В этом один из аспектов социальности человека. Характерно, отмечал известный отечественный психолог А.Р. Лурия (1902-1977), что близнецы способны формировать «свой» язык, позволяющий им общаться и понимать друг друга. Большое образовательное значение изучению родного языка придавал Ушинский, так как, «усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения».

Речь по своей природе, социальна: в ребенке заложена предрасположенность к овладению языком, но она развертывается в способность только при наличии социального фактора, своеобразие которого обусловливает соответствующую способность ребенка овладеть речью.

Каждый язык является результатом многовековой духовной жизни конкретного народа, он представляет собой органическое сочетание народной мысли и чувства, вот почему в полной мере язык может быть усвоен лишь в той обстановке, среди того народа, где он выработался. Изучаемый же вне этой обстановки и потому усваиваемый поверхностно, он никогда не окажет надлежащего развивающего влияния. Знакомясь с первых дней с родным языком, ребенок изначально воспринимает духовную жизнь народа, соединяясь с ней. Именно поэтому Коменский и Ушинский рекомендовали начинать с овладения родным языком, а затем, после того как он хорошо усвоен и оказал свое благоприятное воздействие, приниматься за иностранный. Сам по себе иностранный язык, изучаемый ребенком в русской обстановке, отмечал Ушинский, «никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какой оказал бы родной ему язык; никогда не проникнет так глубоко в его дух и тело, никогда не пустит таких глубоких, здоровых корней, обещающих богатое, обильное развитие» его как личности.

Языковая среда формирует социокультурный мир ребенка. Это можно наблюдать по языковому проявлению у детей. Существует выражение «маленький старичок» или «маленький дед». Так называют ребенка, преимущественно воспитываемого пожилым человеком. Он перенимает очень многое: манеру поведения, язык, суждения и пр. Характерно, что учителя особенно младших классов легко узнают родителей своих воспитанников по манерам поведения, языку и другим проявлениям.

Душевное состояние ребенка определяет его личную (субъективную) эмоциональную оценку своего внутреннего состояния и отношения к себе окружающих его людей. Эмоциональное реагирование ребенка отражает особенности его детской личности: реакцию на внутреннее комфортное состояние и дискомфорт, на отношение к себе окружающих, отношение к человеку, с которым он взаимодействует, оценку его действий и поступков, в какой степени они направлены на его безопасность и защиту, содействие ему и пр. По своей сути оно определяет социальное благополучие или неблагополучие ребенка и влияет на его реакцию, поведение и проявление.

Душевные переживания ребенка - это его чувственное состояние в \ данной конкретной среде, отношение к близкому человеку, к добру или злу, правде и неправде; чувствительность к несправедливости. Они во (многом формируют устойчивость, уравновешенность или раздражительность психики, капризность ребенка в отношениях и проявлениях. Душевные состояния и переживания детей тесно взаимосвязаны и характеризуют их своеобразие.

Они естественным образом формируют такое явление, как детский страх, который является своего рода реакцией ребенка, отражающей его стремление к самосохранению. При определенных условиях страх может превратиться в патологию. Например, неожиданный, резкий и сильный звук, крик; длительное воздействие на психику ребенка факторов, существенно сказывающихся на чувстве его безопасности (частые рассказы о страшных историях, волшебных не по возрасту сказок; длительная, пугающая темнота и одиночество и пр.). Социально-педагогическая неграмотность родителей, типичные ошибки, допускаемые ими в процессе ухода и воспитания ребенка, проявляются тогда, когда они своими действиями стимулируют формирование и укрепление у ребенка чувства страха, превращая его в патологию, и недостаточно проявляют внимания к его профилактике и преодолению.

Самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимоотношения ребенка. Образ жизни ребенка формирует в нем то индивидуальное, что определяет его Я, особенности самопроявления, " отношения к явлениям окружающей его реальности, взаимодействия в типичных ситуациях среды жизнедеятельности. Все это находит выражение также в отношениях к самому себе, матери (отцу), к бабушке (дедушке), старшим, младшим, к сверстникам и т.д. Эти отношения ребенка со временем могут меняться в зависимости от жизненных ситуаций, приобретаемого опыта социального поведения и I самосовершенствования. Позиция Я личности также может со временем стать другой, но может и укрепляться вследствие жизненных обстоятельств.

Социальные уровни культуры

Предмет лекции – основные социальные уровни культуры

Цель лекции – рассмотреть социальные уровни культуры и их основные черты

Задачи:

Выявить основные социальные уровни культуры

Выяснить место культуры среди других общественных явлений

Показать особенности функционирования и развития культуры в той или иной социальной среде

Раскрыть влияние культуры на все общественные системы

Требования к уровню освоения содержания:

Прослушав лекцию, студенты должны:

Иметь представление о различных социальных уровнях культуры;

Уметь различать явления согласно определенному социальному уровню культуры

Уметь ориентироваться в современной социально-культурной ситуации.

План:

1. Характеристика основных социальных уровней культуры (стр.2)

2. Классика и современность (стр.3)

3. Элитарный и массовый уровни культуры (стр.4)

4. Официальная культура и субкультура (стр. 6)

Социальные уровни культуры определяются местом, которое занимает тот или иной индивид, группа, класс, народ в социальных отношениях, его положение в социальной структуре общества и представляют собой социальное пространство. В социальном пространстве присутствуют как восходящие, так и нисходящие социальные перемещения. Любой уровень культуры – часть социального пространства. В культурологии выделяют следующие социальные уровни культуры:

Самый высокий уровень – классический.

Классический уровень определяется пребыванием в вечном настоящем. Академик Д.С. Лихачев определяет этот уровень как Вечный текст с текущим содержанием. Как достояние вечности – произведения бессмертны, но как достояние времени – изменчивы и зависят от общественной жизни эпохи. Вечный текст идет от автора, текущее содержание – возможность к интерпретации . Интерпретация – раскрытие смыслов и значений, наиболее важных для современности. Вечное настоящее культуры, обладает признанием в обществе и общечеловеческими ценностями, такими как жизнь, смерть, любовь…

Понятие классики и совресменности

Прежде всего – Элементарные знаковые системы языки культуры: определенный набор международной математической символики, формулы, нотная грамота, стихотворные размеры, архитектурные ордера и т.д.

Следующий слой вечного в культуре связан с Законами науки, образами искусства, общечеловеческими нормами морали.

Более высоким уровнем вечного являются культурные программы и парадигмы, определившие основу мировоззрения. Например, такие направления как классицизм и романтизм в культуре Нового времени.

Наконец, наиболее глубоким слоем вечного в культуре является то, что называется культурным универсумом . Это целые эпохи истории мировой культуры во всем их своеобразии: культура Античности, Возрождения, Просвещения и т.д.


Противостоит классическому уровеньСовременной культуры.

Этот уровень определяется Изменчивостью вечного – возможностью интерпретации вечных ценностей в соответствии со временем и местом актуальной культуры. Термин актуальной культуры применяется для характеристики той культуры, которая функционирует в настоящем, в данный момент. Включает в себя явления культуры возникшие в разные эпохи. Современный уровень культуры так же состоит из нескольких слоев: 1. небольшой слой великих творений культуры, сохраняющих свою актуальность независимо от времени создания. 2. бессмертные, непреходящие ценности национальныхкультур. Они определяют специфику культуры, являются ее визитной карточкой. 3. преходящие ценности актуальной культуры, сохраняющие свою актуальность только в конкретное время и для конкретного народа. Как правило, они отражают специфику «сегодняшнего дня» культуры, подчеркивают важные моменты сиюминутной жизни общества. Выполнив свою культурную миссию, они уходят в небытие. Эти ценности делятся на две группы. Часть из них принадлежит всей национальной культуре, другая же, несравненно большая, является достоянием той или иной субкультуры внутри актуальной национальной культуры.

Каждая субкультура представляет собой определенную систему норм и ценностей, которая отличает ту или иную группу от более широкого сообщества: Образ - Элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия; Манера поведения - Особенности невербального общения (экспрессия, мимика, пантомима, походка) Сленг - Специфический словарь и его использование.

Выделяются следующие типы субкультуры: Негативные - Отклонение от норм актуальной культуры. Позитивные - модификации в соответствии с возрастными, профессиональными, классовыми и другими особенностями тех или иных групп людей. Этнические - “маленькие” народности внутри общества

Элитарная культура – высший слой, управляющий культурой и развивающий ее. В концепции Х. Ортеги-и-Гассета элита противопоставляется массе. Элита – это люди, обладающие моральным и интеллектуальным превосходством; организованные и волевые лидеры; это творческое меньшинство социума. Элитарная культура создается профессиональными творцами по заказу привилегированной части общества. Представляет собой принципиально закрытое общество, обладающее духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Различаются политические и культурные элиты. Политическая элита призвана интегрировать общество, а культурная аккумулировать духовную и душевную энергию.

Основные черты элитарной культуры

Способность к созданию культурных феноменов

Обладание знанием и умением (талант)

Стремление к самосовершенствованию и совершенствованию окружающего мира.

Социально-культурная среда формируется под действием демографических процессов и изменений культурно-образовательного уровня населения. Важное влияние социально-культурная среда оказывает и на состояние и развитие международных экономических отношений. Она формируется внутри государства, общества в целом, и в частности в различных социальных группах и образованиях. К факторам, влияющим на ее формирование относятся прежде всего структура населения по полу, возрасту, профессиональному и национальному составу, политико-партийной, социальной и религиозной самоидентификацией, отношением к работе, продвижению по службе и отношению к глобальным проблемам современности. При организации международных экономических отношений их субъекты, и прежде всего правительства, не могут не учитывать состояние социально-культурной среды в целом и ее составляющих. Под влиянием всех упомянутых факторов субъекты международных экономических отношений нередко вынуждены преследовать в своей внешнеэкономической деятельности не только сугубо экономические, но и политические цели. Развитая социально-культурная среда является важной предпосылкой качественного усовершенствования продуктивных сил, повышения эффективности общественного производства. Тем не менее, практика реформирования экономической системы Украины свидетельствует, что в процессе осуществления ее масштабной трансформации заострились проблемы сферы культуры, нерешенность которых привела к отрицательным социальным и экономическим последствиям, среди которых особое место занимают проблемы регионального уровня (уменьшения бюджетного финансирования, неустроенность сети учреждений в соответствии с утвержденными нормативами, ухудшение материально-технического обеспечения, высвобождение значительного количества работников и пр.). В то же время, весомой предпосылкой укрепления рыночной экономики является высокий уровень образованности и интеллектуальной подготовки населения, активизация процессов духовного обновления и культурного прогресса общества, высокий культурный уровень населения.

Принято считать, что на формирование социально-культурной среды в большей мере оказывается влияние профессиональными работниками культуры, художниками, литераторами, другими представителями творческой интеллигенции, специализированными государственными организациями и службами. Они призваны предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. При этом в самом понятии "обживание социально-культурного пространства" как будто бы содержится признание необходимости активного, деятельностного начала. Однако на практике такое "обживание", как правило, сводится к освоению предложенных кем-то извне и реализованных идей и проектов. Подобное "обживание" ничего общего не имеет с подлинной социально-культурной деятельностью различных социальных групп населения, их творческим сотрудничеством, взаимодействием с профессионалами. Это сотрудничество, взаимодействие возникает только тогда, когда широким слоям населения предлагаются культурная среда, культурное пространство, действительно открытые для самодеятельности.

Социально-культурную среду характеризуют следующие факторы :

  • - язык;
  • - символы (жесты, слова, изображения, цветовые и стилевые сочетания, речевые обороты, особенности одежды и поведения);
  • - религия;
  • - образование;
  • - распределение социальных ролей между членами общества;
  • - традиции.

На протяжении многих лет в УССР под социально-культурной деятельностью подразумевались, как правило, либо любительские занятия художественным или техническим творчеством, либо оказание физической помощи в строительстве, благоустройстве и ремонте социально-культурных объектов: клубов, Домов культуры, танцплощадок, спортивных сооружений и т.д. Широких размахов достигло движение добровольцев, обязавшихся безвозмездно отработать на строительстве объектов культуры и быта определенное число выходных дней. Это, несомненно, принесло ощутимую пользу, поскольку в условиях утвердившегося остаточного принципа выделения ресурсов для развития социально-культурной сферы во многих регионах, особенно в городах-новостройках, сельской местности и т.д., действительно требовалось сооружение объектов культуры и досуга, укрепление материальной базы, необходимой для удовлетворения духовных запросов людей в сфере свободного времени.

Однако, даже развитая социально-культурная инфраструктура, сеть учреждений культуры, искусства, спорта с широким предложением благ еще не решают проблему досуга. Все это - лишь крайне существенный, важный элемент полноценной, жизненно необходимой человеку социально-культурной среды.

Среда досуга и общения имеет ярко выраженный социальный характер. Наш курс рассматривает ее в самом широком плане - как социально-культурную среду, предполагающую наличие трех обязательных элементов: активных субъектов социально-культурной деятельности в лице различных общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов; самого процесса этой деятельности во всех ее этапах; совокупности объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации. Понятие "социально-культурная среда" означает, таким образом, конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга.

В отличие от широкой социально-культурной макросреды, в которой действуют факторы, закономерности и институты общегосударственного масштаба, микросреда - это сфера действия малых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение. Социально-культурная микросреда, ближайшее окружение человека включает в себя множество составных элементов - микросред досуга и общения. К ним относятся: среда общения в семье; среда общения с ближайшими родственниками, друзьями, соседями по квартире, дому, двору; среда личностного общения в дошкольных учреждениях, школе, техникуме, ПТУ, вузе; внешкольная, внеучебная и внесемейная среда общения; производственно-трудовая среда общения; среда внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.); круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, временным увлечениям.

Личность может менять свое место в социально-культурной среде, постоянно переходить из одной микросреды досуга и общения в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социально-культурную среду. Естественно, подобная и, на первый взгляд, ничем не ограниченная мобильность человека в социально-культурной среде на самом деле не является абсолютной. Она имеет определенные пределы, обусловленные общественно-экономическими отношениями, структурой общественного устройства. Тем не менее, эта свобода выбора, активность личности по отношению к избираемой ею среде досуга и общения не может не учитываться в процессе разработки и реализации социально-культурных проектов, организации социально-культурной деятельности.

Альтернативность, инвариантность социально-культурной среды представляет собой широкое поле для проявления инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения человека, свободы его социального поведения и социальных ориентации, оценок и предпочтений, свободного участия в принятии социальных решений. Полноценная социально открытая культурная среда жизненно необходима для человека, для его повседневной деятельности. С одной стороны, она предоставляет широкий простор для общественных инициатив и движений культурно-исторического, экологического, просветительного, физкультурно-оздоровительного характера. С другой - является тем свободным пространством, в котором сосредоточены, непрерывно циркулируют и взаимодействуют друг с другом многочисленные субкультуры - подростковая, молодежная, студенческая, военная и т.д.

В этой среде постепенно изживают себя традиционные подходы, основанные только на потреблении предлагаемых готовых культурных благ. Процесс естественный и необратимый, поскольку время постоянно рождает новые духовные потребности, и практически невозможно удовлетворить их всякий раз только с помощью формальных структур - специальных органов и учреждений.

Длительное время в социально-культурной среде господствовали чрезмерная централизация управления, исторически сложившийся ориентир на однообразные типы "традиционного" клуба, Дома культуры, музея, парка, библиотеки. Обеднение форм и методов работы, отсталость материально-технической базы этих учреждений на фоне расширения предложений различных форм досуга кооперативами, хозрасчетными и другими досуговыми центрами, динамического развития средств массовой информации, возрастания уровня и многообразия духовных потребностей людей породили в значительной массе населения, особенно среди подростков, молодежи, негативное отношение, определенный кризис доверия к сегодняшним и будущим инициативам государства в социально-культурной сфере. Существовавший на протяжении многих лет определенный авторитет традиционного клуба или библиотеки сегодня основательно поблек, практически не отвечает ожиданиям и представлениям населения.

Социально-культурная среда в настоящее время далеко не всегда и не везде подготовлена к глубоким изменениям, происходящим в обществе и в сознании людей. Создавая новые условия ее функционирования, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации культурно-досуговой деятельности, так и к целям и методам их реализации.

Возникает объективная необходимость в простом упорядочении этой среды, в ее целенаправленной организации. Некоторые теоретики и практики считают эту задачу неразрешимой. Однако такая система ведет к "заорганизованности" социально-культурной среды, а не к подлинной ее организации. Реализация конкретных мер по развитию сферы культуры и досуга населения на муниципальном уровне, в рамках определенного социума, безусловно, отвечает социальному заказу и принесет несомненный эффект.

Многочисленные народные инициативы и начинания, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, - сегодня один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды города и села. Они являются и результатом, и необходимым условием непосредственного общения детей, подростков и взрослых, их живой потребностью участия в общественно-полезных делах.

Для более широкого представления о сущности реабилитационного процесса в отношении лиц с ограниченными возможностями принципиальное значение имеет конкретная, содержательная трактовка такого понятия, как «социально-культурная среда».

В социологическом анализе среда рассматривается, прежде всего, как «социальная среда». В современной социологии социальная среда рассматривается как внешние условия в особой системе связей между людьми, то есть когда система связей в социуме характеризует взаимодействие между людьми, социальными группами, в ходе которого и возникают определённые общественные отношения. В результате этого взаимодействия происходят изменения и преобразования действительности. Здесь можно оперировать формулой «человек – окружающие условия», что позволит увидеть в явлении взаимодействие, которое выражает воздействие одного на другое и определяет восприятие такого воздействия. Последнее должно проявиться в социальных преобразованиях, носящих проявление индивидуальности человека в его взаимодействии с окружающей средой.

Понятие «среда» вошло в культурологические науки сравнительно недавно. В отечественной науке разработана теория «среды». Культурологический термин «среда» означает устойчивую совокупность вещественных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект (личность, группа, класс, общество) и которые оказывают влияние на его деятельность по созданию и освоению духовных ценностей и благ, на его духовные потребности, интересы и ценностные ориентации в области культуры. Это определение позволяло ввести уточняющее понятие «социокультурная среда». Следовательно, под социокультурной средой понимается определённая система «среда-личность», так как в ней существует внутренняя связь условий и деятельности, их взаимопроникновение. Таким образом, социально-культурная среда выступает как сфера реализации общественных функций культуры, направленных на духовное формирование и социализацию личности, в том числе и инвалида. При этом социализация понимается как процесс объединения людей, а культурная направленность выступает как содержание объединения.



Вещественную сторону социально-культурной среды следует рассматривать как совокупность определённых культурных ценностей в данном социуме и их использования в деятельности инвалида, включённого в данную среду. Следовательно, сюда следует отнести также характер организации и механизм функционирования духовных ценностей. В перечень общечеловеческих ценностей среды необходимым составляющим включается и толерантность, как принцип построения взаимоотношений между членами социума. И от того, как будет сформулирована ценностная модель толерантного отношения между субъектами, зависит уровень результативности.

Личностная сторона среды – это люди, окружающие личность, воздействующие (положительно или отрицательно) на её формирование, складывание духовных потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентаций. Категории «социокультурная среда» и «личность» тесно связаны друг с другом. Личность без среды не существует, но понятие социально-культурной среды становится бессмысленным, если мы не соотносим его с личностью.

Личностная сфера социокультурной среды дифференцируется в зависимости от следующих аспектов: во-первых, от уровней воздействия среды на личность. В данном аспекте различают макросреду и микросреду. Под «макросредой» понимают само общество и социальные группы, информационное пространство. Под «микросредой» понимают среду ближайшего окружения. «Макросреда» состоит из множества «микросред». Культурное взаимодействие макросреды и личности осуществляется посредством межличностных контактов и приобретённым индивидуальным опытом. Именно, своеобразие различных уровней социокультурной среды во многом определяют формирование общих (типовых) и особенных (индивидуальных) признаков личности инвалида.

Индивид, групповое сознание, взгляды, представления, чувства, установившиеся традиции, культура речевого общения и средства массовой коммуникации, составляют духовную атмосферу и отражают сущностные характеристики отношений (инвалида со средой, среды к инвалиду). Как предметная среда, так и духовная атмосфера представляет непосредственное окружение личности, определяя её ценностные ориентации и установки, нормы и правила поведения её в той или иной бытовой общности.

Среда ближайшего окружения неоднородна, может включать в себя и положительные и отрицательные элементы.

Принято считать, что культурная среда творится профессиональными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специализированными государственными и негосударственными организациями и службами. Они призваны представить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. При этом в самом понятии «Обживание культурного пространства» как будто бы содержится признание необходимости активного, деятельностного начала. Однако, на практике такое «обживание», как правило, сводится к освоению предложенных кем-то извне и реализованных идей и проектов.

Среда - это по существу испытательный «полигон», в рамках которого отрабатываются и осваиваются различные по назначению и показаниям социально-культурные реабилитационные методы и технологии.

Информационно-познавательная, просветительная составляющая характеризует приобретение лицами с ограниченными возможностями знаний и понятий о реальных явлениях окружающего их мира, осознание ими необходимости непрерывной связи со своим непосредственным окружением, использование знаний в практической деятельности с целью переустройства своего образа жизни.

Досугово-творческая составляющая связана с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей лиц, обладающих социальной недостаточностью, обеспечением их книгами, журналами, газетами, специальными телевизионными и радиопередачами, играми; содействия в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом, посещении театров, выставок, различных культурно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

Цементирующей основой для сохранения и развития жизнеспособной социально-культурной среды является, как свидетельствует практика, наличие в существующей инфраструктуре города или района достаточно популярных у жителей традиционных и современных нетрадиционных досуговых центров, в которых преобладающим фактором является досуговая активность населения, самостоятельное культуротворческое начало.

Создавая новые условия функционирования социокультурной среды, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации культурно-досуговой деятельности, так и к целям и методам их реализации.

Социально-культурная среда – конкретное непосредственно данное каждому человеку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это совокупность различных условий его жизнедеятельности и социального поведения, это – его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это – конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.

Значение социально-культурной среды в процессе динамичного развития общественных отношений достаточно велико, так как она создаёт условия для формирования интеллектуального потенциала нации и во многом определяет духовную жизнь общества.

Но на теоретическом уровне сущность социально-культурной среды как социального феномена не вполне осознана, что является препятствием к её формированию как социологической категории и созданию дополнительных возможностей для развития различных видов и форм социально-культурной деятельности в границах социально-культурной среды.

Первые попытки теоретического анализа социальной среды можно отнести к началу 1980 года, когда в работах М.В. Лашиной и ряда других учёных была исследована сущность этой категории.

Для лучшего понимания специфики категории «Социально-культурная среда», в которую включаются различные феномены социальной и культурной жизни, отечественные социологи и культурологи предлагают рассматривать исходные понятия «социум» и «культура» как относительно автономные реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.

Социум можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также социальных взаимодействий, отношений.

Культура, как результат человеческой деятельности, представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих социальную принадлежность, индивидуальное самоопределение личности.

«Социальное» и «культурное» тесно переплетены, так как в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов.

Сущность социума – делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры – способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению её социальноролевой ограниченности в процессе ценностно-ориентированной активности.

Анализируя различия между культурной и социальной системами, можно рассматривать их не просто как отдельные и взаимозависимые, но и как взаимопроникающие системы. Определённые аспекты культурной сферы не могут быть понятны безотносительно к фактам социальной сферы, и наоборот, социальная сфера не может анализироваться без её соотнесения к культуре. В этом смысле культурная и социальная системы не могут быть отделены друг от друга, хотя и могут трактоваться как аналитически независимые.

Сложность некоторых терминов заключается в огромном количестве толкований, каждое из которых в какой-то степени верно, но не отображает общей картины. Именно это и происходит с культурой — это слово используется до такой степени часто, что возникает иллюзия абсолютно прозрачного понимания. Как определить уровень культуры, чтобы можно было признать его достаточным или же, напротив, признать необходимость тщательной работы по его повышению? Если оставить академические определения культурологам, то любой человек может назвать некие общие понятия, относящиеся именно к этой жизненной сфере.

Происхождение и толкование термина

Если изучать лингвистическую структуру слова «культура», то можно смело утверждать, что речь идёт о системе удаления всего лишнего, о запретах и ограничениях. Латинское слово culter, которое лежит в основе самого понятия, переводится как «нож» или любое другое орудие, которое отрезает лишнее. Получается, что уровень культуры чего-либо - это избавленное от лишнего, ненужного и даже опасного, некое идеальное или приближённое к идеалу явление.

Окультуривание — приведение из дикого состояния в облагороженное, удобное, приятное и красивое. Культивация (родственный термин из сельского хозяйства) — целенаправленное выращивание чего-то полезного в необходимом качестве и количестве. Следовательно, уровни развития культуры - это стремление человека улучшить и облагородить свою жизнь методом создания правил, устранения лишнего. Стоит признать, что культура в широком смысле слова делает жизнь безопаснее, удобнее и приятнее. В бытовом приложении, например, гораздо спокойнее сосуществовать с людьми, которые взаимно соблюдают внимательны к собеседнику, не позволяют себе диких выходок, неопрятности и так далее.

Как определить свой уровень культуры в бытовом смысле?

Если учесть, что фраза «культурный человек» сама по себе обладает положительной эмоциональной окраской, то хочется действительно соответствовать высоким стандартам, чтобы получать сопутствующие социальные бонусы. Как определить, являетесь ли вы достаточно приличным в данном смысле человеком, чтобы гордиться собой и считать достойным общения с другими, не менее культурными людьми? Вот тут мы попадаем в стандартную ловушку, ведь объективно высокий уровень культуры включает в себя огромное количество факторов, которое субъективной оценке поддаётся с огромным трудом. Тем не менее каждый считает себя вправе объявить своё личное оценочное мнение эталонным.

Как в бытовом смысле определить уровень культуры человека? Есть нужно полным комплектом столовых приборов, вилкой и ножом, нельзя облизывать пальцы, шмыгать носом, чихать, не прикрывая рот рукой. А лучше вообще не чихать. Поэтому у озабоченных собственным реноме молодых людей возникают вполне резонные вопросы по части этикета. Можно ли, например, высморкаться в носовой платок, при этом находясь в обществе? Вопрос не праздный и достаточно сложный, ведь шмыгать носом нельзя, вытирать его рукой нельзя, насморк не отменить по мановению волшебной палочки. А издавать физиологические звуки в платочек тоже кажется неприличным.

Разные уровни культуры в обществе часто соприкасаются именно с этикетом, умением вести себя согласно правилам, установленным именно в этом конкретном собрании людей. На это опирается и такое явление, как субкультуры. Получается, что одни и те же действия могут быть объявлены бескультурными, допустимыми (извинительными) или одобряемыми, в зависимости от возрастной, профессиональной, досуговой или мировоззренческой направленности членов группы.

Основные виды культуры

Данное понятие принято делить на две главные категории — материальную и духовную. При этом вряд ли можно жёстко их разделить, потому что в них существует взаимопроникновение. Например, к относятся всевозможные материальные объекты, которые составляют собой жизнь человека, от жилища, транспорта и одежды, до всевозможных профессиональных и ремесленных отраслей. Но одним наличием материальной единицы сложно ограничиться, поэтому духовная культура неизбежно просачивается во все перечисленные сферы жизни.

Если речь идёт о жилище, то мы стремимся сделать его красивым и привлекательным с помощью всевозможных приёмов, пробуждающих положительные эмоции. Дизайн помещений в какой-то мере можно считать частью духовной культуры, поскольку в данном случае художник-дизайнер создаёт некий образ и восприятие пространства, используя материальные предметы утилитарного назначения. Замечательным примером можно считать высокую моду, которая кажется многим людям странной, непонятной и совершенно непрактичной. Однако на самом деле не ставит перед собой целью подарить миру новый вид юбки или костюма. Это художественные образы и эмоциональные духовные культурные явления, воплощённые с помощью одежды, так же как живописец орудует красками или карандашами.

Уровень культуры в духовном смысле - это сложное сочетание нематериальных произведений, которые, естественно, создаются с помощью вещественных вспомогательных средств. Музыка совершенно лишена материального воплощения, её нельзя пощупать, взвесить и измерить, но чтобы написать, исполнить и дать послушать другим, необходимо использовать инструменты, соответствующую технику.

Социум

В обществе воспитанным человеком чаще всего называют того, кто соблюдает требования этикета. Действительно, какие качества характеризуют уровень общей культуры в социуме? Если взять в качестве примера современность, то это духовность, толерантность и отсутствие предвзятости, отзывчивость и эмпатия по отношению к другим людям, честность, ответственность и прочие положительные общечеловеческие качества, которые заботливые родители стараются привить своим детям буквально с первых лет жизни. Вспомните: кидаться песком нельзя, отнимать совочек и ведёрко некрасиво, бить девочек и драться — вообще ужасно.

Краткой энциклопедией социальной культуры можно назвать поэму Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо». Простые рифмованные строчки прекрасно объясняют, что следует считать приемлемым, а какие качества однозначно порицаются воспитанными людьми и не могут считаться предметом подражания.

Как повысить социальный уровень культуры, если он чаще всего формируется за счёт основной массы населения? Получается, что мнение общества в целом становится определяющим фактором, и если большинство решит, что некое явление не соответствует требованиям духовности, то оно подлежит искоренению. Общество может ополчиться на что угодно, поскольку агрессивными гонителями выступают чаще всего умелые манипуляторы, за которыми идут массы, не берущие на себя труд самостоятельно думать. Объективность и непредвзятость в этом случае, к сожалению, не срабатывают, поскольку противоречат примитивному желанию оградить «своих» от «чужаков».

Физическая культура

Возможно, воспеванием здорового тренированного тела мы обязаны Древней Греции. Так или иначе, физической культурой называют стремление к гармоничному развитию методом активного времяпрепровождения. Уроки из школьной программы как раз должны быть на это направлены — у детей формируется правильная осанка, умеренная физическая активность помогает усваивать новые знания, способствует более полному отдыху. Стоит отметить, что сейчас уровень физической культуры многие пытаются подменить спортивными достижениями, но спорт сам по себе считается отдельной категорией. В нём слишком много направленности на чистый результат, соревновательность, рекорды, а если учесть коммерческую составляющую, то мы имеем активность исключительно ради самой активности как замкнутую систему.

Хорошо известный лозунг «В здоровом теле — здоровый дух» можно признать несколько устаревшим, особенно если учесть всевозможные виды физической культуры. Можно иметь не идеально здоровое тело, потерять ноги или руки, но при этом обладать неукротимым духом. Существует лечебная и коррекционная физкультура, как раз позволяющая людям с ограниченными возможностями доказать в первую очередь себе, что они могут полноценно радоваться жизни. Более того, параолимпийские игры стали источником вдохновения для многих совершенно здоровых людей. Потрясающей силы мотивация возникает у тех, кто восхищается спортивными достижениями тех, кого принято считать инвалидами — они смогли преодолеть свои проблемы, добиться впечатляющих результатов. Мотивационный эффект в данном случае размывает рамки, разграничивающие спорт и физическую культуру, и переходит в категорию настоящих ценностей, вдохновляющих на свершения и духовный рост в том числе.

Профессиональная этика

В любой сфере человеческой деятельности существует набор этических и духовных качеств, которые необходимо соблюдать. Часто говорят про уровни преподавателей, поскольку требовательность к представителям этой профессии с каждым годом повышается. Это неудивительно, ведь каких-то полтора века назад дети представляли собой ценность другого порядка. Преподаватель мог прибегать к физическим наказаниям, за ним признавалось право морального давления. По большому счёту, авторитет преподавателя считался непререкаемым и недосягаемым, особенно на фоне низкого уровня образования населения. Сейчас возможности гораздо шире, как и права ребёнка. Невозможно считать профессионалом преподавателя, который позволяет себе ударить ученика.

Можно сказать, что с этим тесно связны уровни правовой культуры, то есть степень понимания своих прав. Профессиональная этика одной группы людей всегда будет граничить с обыденным уровнем другой, например, как преподаватели и ученики в описанном выше примере, медики и пациенты, продавцы и покупатели.

Культура как симбиоз направлений искусства

Возможно, самый обширный и привычный смысл данного термина - это искусство: музыка, живопись, скульптура, танец, литература и так далее. Многообразие прекрасного создаёт некий ореол недосягаемости, однако даже в искусстве есть свои уровни развития культуры.

В первую очередь это, конечно, массовое или популярное направление. «Поп-звезда» — понятие как раз из этой области. Популярная культура в подавляющем большинстве случаев имеет коммерческое направление, нуждается в поддержке СМИ и является, по сути, выгодным предприятием. А вот элитный уровень подразумевает развитие фундаментальных видов искусства — академический вокал, балет, То есть направление традиционных классических видов искусства. Есть мнение, что это направление может быть только бесплатным или очень дорогим, потому что невозможно «делать на коленке» высокое искусство, пробавляясь крошками. Этим нужно заниматься либо профессионально за большие деньги, либо по велению души и таланта, при этом одно не исключает другое.

Наконец, существует также народное творчество, которое тоже нельзя сбрасывать со счетов. Его сложно популяризировать, при этом оно больше относится к фундаментальной части. Также имеется определённый уровень культуры, который является антагонистом общепринятых канонов. Это так называемая контркультура, к которой относится, например, андеграунд.

Контркультура противопоставляет себя доминирующему направлению, при этом с течением времени может аккуратно в него вплетаться, обогащая таким образом общий интеллектуальный и духовный багаж человечества. Всевозможные субкультурные течения, отрицающие, бунтарские и даже откровенно агрессивные, могут полностью исчезать или менять направление. Так произошло, например, с хиппи или панками. Всё неустойчивое и временное отсеялось, и теперь данные субкультуры обогатили нас, добавив новые грани восприятия.

Деструктивные течения, которые проповедуют разрушение культурных ценностей, не могут существовать достаточно долго. Во-первых, человек по своей натуре творец, и только разрушать он не может. Во-вторых, всё созданное конечно — когда больше нечего разрушать, приходится созидать, пусть даже и на обломках. Стремление «разрушить до основания» прослеживалось в большевистской морали, и с точки зрения сохранения культурных ценностей это было, конечно, деструктивное течение временного характера.

Повышение уровня культуры общества

При анализе некоторых негативных явлений можно в качестве объяснений услышать такой аргумент, как «низкий уровень культуры общества». И это действительно так. В погоне за экономическим развитием многие направления просто потеряли финансирование, и это повлекло за собой вполне логичные последствия. Высокий уровень культуры не достаётся по умолчанию, над ним необходимо работать, продвигать, буквально преподавать гражданам. В Советском Союзе имелось такое явление, как культурно-просветительский отдел, который занимался именно продвижением всевозможного искусства в массы. Сейчас это не настолько заметно, и многие творческие люди искренне полагают, что им дают недостаточно возможностей для развития, следовательно, и общество имеет всё меньше шансов поднять свой культурный уровень.

Трагично и то, что люди предпочитают развлекательное искусство, популярное, при этом не обращая внимания на фундаментальное, которое требует осмысления, прочтения, раскрытия подтекста. Отсутствует баланс, и поэтому культурный уровень среднего человека начинает формироваться на развлекательном контенте. Тем не менее с возрастом многие открывают для себя и фундаментальное направление, причём искренне удивляются, что оно оказывается не таким скучным, как казалось под модные ритмы популярных песенок.

Культурные ценности

Это расхожее выражение в большинстве случаев объединяет в себе всевозможные произведения искусства, от архитектурных памятников и ювелирных украшений до песен, танцев и литературных произведений. Это совокупность всего, что влияет на уровень общей культуры, формирующее некий эталон восприятия. При этом какая-то одна ценность не может считаться абсолютным эталоном, поэтому речь идёт именно о восприятии, о чувствах, которые она вызывает. Считается, что культура должна вызывать душевный подъём, который при этом может быть окрашен разными чувствами и ощущениями — печаль является такой же равноправной эмоцией, как и радость. Нельзя требовать, чтобы вызывало только позитивные эмоции, иначе неизбежно появится перекос, отдающий искусственностью и неискренностью.

Именно способностью воспринимать и чувствовать посыл и определяется уровень воспитанности и образованности человека. Отсутствие однозначного шаблона даёт возможность развиваться, появляются новые культурные ценности, которые могут противоречить друг другу. Стремление прослыть возвышенным человеком по указанному параметру может привести к желанию притвориться понимающим, но стоит помнить о том, что любое произведение искусства неоднозначно, ведь оно действует на эмоциональную часть личности, и восприятие является индивидуальным, вплоть до непонимания и отторжения.

Самостоятельное образование

Не обязательно тщательно изучать культурологию, чтобы при этом по праву считать себя образованным в данном смысле человеком. Это как раз та сфера жизни, в которой можно и нужно заниматься самообразованием. Повышение уровня культуры заключается не только в изучении и выполнении требований, которые предъявляет этикет. Необходимо помнить о субъективности восприятия, и если что-то кажется вам не соответствующим эталону, но при этом не нарушает общепринятые правила, то не стоит сразу объявлять явление вопиющим.

Не может опираться только на материальные ценности, иначе за этим последует неизбежный упадок и хаос. Духовный рост каждого отдельного человека в конечном итоге помогает формировать сильную и плодотворную цивилизацию, в которой уровень образования, культуры и традиций не противоречит экономическому росту и материальному благополучию. Путь у каждого человека может быть собственным, отличным от других: всевозможные направления искусства или религия, как духовные ценности, или материальная культура, без которой очень сложно создавать нечто эфемерное, затрагивающее эмоции и пробуждающее прекрасные душевные порывы.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные