1 историческая повесть как жанр литературы. Значение слова повесть в словаре литературоведческих терминов. История развития повести как жанра

  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 173

Глава I. Теоретические аспекты изучения и историко-литературные условия формирования жанровых типов повести.

1.1. Теоретические аспекты изучения типологии повести. Типологическая условность, «чистота» и синтетичность жанра.

I.2 Историко-литературный процесс конца XVIII - начала XIX века и развитие жанров русской повести.

Глава II. Жанры русской повести конца XVIII - начала XIX века и ее внутрижанровые модификации.

II. 1. Жанр философской повести конца XVIII - начала XIX века.

II. 2. Жанр «восточной» повести конца XVIII - начала XIX века.

II. 3. Жанр сатирической повести конца XVIII - начала XIX века.

II. 4. Жанр исторической повести конца XVIII - начала XIX века.

II. 5. Жанр авантюрной повести конца XVIII - начала XIX века.

II. 6. Жанр любовной повести конца XVIII - начала XIX века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

  • Романы В. Т. Нарежного в контексте русской прозы конца XVIII - начала XIX веков 2002 год, доктор филологических наук Рублева, Лариса Ивановна

  • Повести о богатырях в "Русских сказках" В.А. Лёвшина: сказочно-историческая модель повествования 2004 год, кандидат филологических наук Курышева, Любовь Александровна

  • Произведения М.М. Хераскова "Золотой прут" и "Кадм и Гармония" в контексте масонской прозы последней четверти XVIII века 2007 год, кандидат филологических наук Лиманская, Юлия Сергеевна

  • Повести мадам Гомец: переводная западноевропейская проза в русском литературном процессе 50-60-х годов XVIII века 2006 год, кандидат филологических наук Дунина, Татьяна Петровна

  • 2005 год, кандидат филологических наук Гистер, Марина Александровна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанр русской повести конца ХVIII-начала XIX века: Вопросы типологии и "чистоты" жанра»

Пути становления и развития русской прозы наиболее ярко могут быть прослежены при рассмотрении двух ее основных жанров - повести и романа. Если типология романа конца XVIII - начала XIX века изучена относительно полно, то исследование русской оригинальной повести в типологическом аспекте пока недостаточно. Этим, прежде всего, объясняется выбор темы диссертации.

В настоящее время в литературоведении не вызывает сомнения уместность типологического метода исследования. Более того, именно типологический подход позволяет наиболее точно проследить генезис и развитие жанров в пределах определенной литературной эпохи и далее -преемственность литературных традиций на протяжении длительного исторического периода. Как справедливо отметил Ю.М. Лотман, «потребность в типологических моделях возникает. тогда, когда исследователь встает перед необходимостью объяснить. сущность хронологически или этически отдаленной литературы, представив ее не в виде набора экзотических нелепостей, а как органическую, внутренне стройную, художественную и идейную структуру»1.

Еще в начале XIX века появились специальные исследования, посвященные. типологическому методу исследования. Так, попытку классификации русской повести и романа XVIII века представляет работа В.В. Сиповского «Очерки из истории русского романа». Достоинством данного исследования является то, что это был первый опыт описания и классификации огромного материала, ранее не изученного и не вошедшего в научный оборот (привлечены многие источники XVIII века, начиная с 1730 года). Существенным недостатком монографического исследования является, во-первых, классификация, данная на основе произведений

1 Лотман Ю.М. О типологическом изучении литературы / О русской литературе. - СПб.: Искусство - СПб, 1997.-С. 766. западноевропейской литературы, что, по нашему мнению, преувеличенно подчеркивает подражательный характер русской литературы конца XVIII века и недостаточно полно раскрывает особенности русского оригинального романа и повести; и, во-вторых, не дается жанровая дифференциация между романом и повестью. Так, в предисловии к исследованию «Из истории русского романа и повести» (1903) В.В. Сиповский указывает: «. включили в число романов некоторые из тех неопределенных синкретических жанров, которые примыкают одинаково к морали и повести, истории и роману, мемуарам и художественному творчеству. Труднее всего было отграничить повесть от анекдота, роман от поэмы, и, быть может, за разрешение этих сомнений мы справедливее всего подвергнемся обвинению в субъективизме выбора. Но на это обвинение мы ответим просьбой указать нам те литературныя нормы, которыя дали бы возможность ясно и точно определить границы, заметной чертой отделяющия эти литературные жанры один от другого»2.

Во многом указанные недостатки явились показателем недостаточно высокого уровня теоретической мысли начала XX века. Вопрос о разграничении жанров является актуальным и по сей день: современные исследования отличаются субъективизмом в принципах разграничения жанров, так как в период становления и формирования жанра повести нового времени (начиная с 60-х годов XVIII века) распространены гибридные жанры, средние между романом и повестью, повестью и сказкой, анекдотом, рассказом, новеллой, очерком. Подчас в литературоведении не разработаны нормы, на которые ссылался В.В. Сиповский, касающиеся границ, отделяющих жанры один от другого. Так, в коллективной монографии «Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра» указывается: «История повести представляет значительные трудности для изучения: жанр этот весьма лабильный, гибридный, существующие границы между повестью

2 Сиповский В.В. Из истории русского романа и повести (Материалы по библиографии, истории и теории русского романа). Ч. I. Спб.: 2-е Отд. Имп. Акад. наук, 1903. С. II. и рассказом, повестью и небольшим романом весьма подвижны» . Данное утверждение справедливо, на наш взгляд, и по отношению к русской повести

XVIII века в период формирования ее жанрообразующих принципов и критериев.

Типологическое исследование русской повести конца XVIII- начала

XIX века в современном литературоведении ведется на основе различных принципов. Существуют типологии по методу: сентиментальная, предромантическая, романтическая, реалистическая повесть; типологии, основанные на социальных признаках: «третьесословная» повесть; на совмещении метода и социальной принадлежности: дворянский и демократический сентиментализм. Типологии, в основу которых положен идеологический принцип: просветительская, масонская повесть; тематический - «восточная», историческая повесть. Особое внимание исследователей привлекает типология произведений отдельных авторов. Кроме единообразных типологий, то есть типологий, основанных на единообразных принципах, существуют и так называемые «синтетические» типологии, совмещающие разнообразные принципы типологии сюжета, характера конфликта, концепции личности.

Типологическому аспекту исследования русской повести конца XVIII века посвящена работа Т.Ж. Юсупова «Русская повесть 80-х-90-х гг. XVIII века (Проблемы типологии)». Диссертационное исследование представляет собой внутрижанровую классификацию повести по тематическому признаку, а также по способу восприятия содержания и создания характера. Предложенная классификация ограничивается следующими типами повестей: I. сатирико-бытовая повесть; II. сентиментальная повесть а) с развитым сюжетом, б) бессюжетная. Дается также типология повестей Н.М. Карамзина: сентиментальная, предромантическая, светская.

На наш взгляд, при классификации повестей по тематическому принципу остаются за пределом внимания исследователя такие

3 Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под. ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1973. С.З. разновидности повести 80-90-х годов XVIII века, как авантюрная, историческая, философская, «восточная» и так далее, имевшие место в литературном процессе конца века. Таким образом, остается неучтенным значительный пласт русских повестей указанного периода, что не позволяет говорить о целостном исследовании жанра повести.

Кроме указанных исследований, посвященных типологии русской повести рубежа веков, следует отметить ряд работ, посвященных изучению отдельных ее жанровых разновидностей, рассмотренные весьма неравномерно. Особый интерес для литературоведов представляют исторические (В.И. Федоров, Ф.З. Канунова, Я.Л. Левкович, Н.Д. Кочеткова, В.Г. Базанов, С.М. Петров, Л.Н. Лузянина, A.B. Архипова, H.H. Прокофьева и др.), сатирические (Ю.В. Стенник, Л.И. Ищенко, Т.Д. Долгих, В.В. Пухов, Г.П. Рычкова и др.), «восточные» (В.Н. Кубачева, O.A. Ильин, Г.Д. Данильченко и др.) повести.

В современном литературоведении термин «жанр» используется в трех значениях: 1) в значении литературного рода (эпос, лирика, драма); 2) в значении литературного вида (роман, повесть, рассказ и т.д.); 3) в значении разновидности вида или подвида (повесть историческая, философская и т.д.).

В настоящей работе жанр русской повести будет рассмотрен в значении разновидности вида, который является основой типологии первого уровня (термин А.Я. Эсалнек): повесть философская, «восточная», сатирическая, историческая, авантюрная, и любовная, а типологией второго уровня станут их внутрижанровые модификации, например, просветительская и масонская философская повесть, нравоописательная и бытовая сатирическая повесть.

Основным принципом видовой типологии повестей исследуемого периода стал содержательный аспект жанра, как наиболее соответствующий литературному процессу рубежа веков. Целесообразность тематической типологии повести, диктуется исторически сложившейся видовой классификацией по тематическому признаку («восточная», сатирическая, историческая, любовная и т.д.). Так, в конце XVIII века в русской литературе появляется самобытный жанр «восточной» повести («Приключения Могалеба и Семиры. Восточная повесть», «Несчастный Солиман или Приключения молодого турка. Восточная повесть» и т.д.), отдельно выделяются повести исторические («Ксения княжна Галицкая. Историческая повесть», «Русския историческия нравоучительный повести Сергея Глинки» и т.д.).

Наиболее пристальное внимание в диссертационном исследовании получила внутрижанровая типология русской повести или типология второго уровня. Необходимость такой типологии, на наш взгляд, диктуется самим материалом исследования, так как становление и развитие повести сопровождалось ее постоянной трансформацией под влиянием как западноевропейских, источников, так и собственных оригинальных произведений. Поэтому закономерен вывод о внутрижанровой типологии как о весьма сложном, но необходимом условии дальнейшего изучения русской повести конца XVIII - начала XIX века.

Естественно, доля условности в нашей типологии существует, и мы оговариваем это. Внутрижанровая типология (как и любая другая) условна, так как не всегда возможно четко разграничить некоторые произведения более сложного многопланового характера. И все же такая типология (типология первого уровня) и внутрижанровая типология (второго уровня) возможна и нужна, так как она значительно упорядочивает наши представления и знания о русской повести конца XVIII - начала XIX века.

Отметим также и основной недостаток типологического метода, который проявился в излишнем схематизме при классификации жанров и анализе произведений. Литературный процесс - явление не локальное и застывшее по своей природе - это процесс непрерывного развития, видоизменения общественного сознания. Сложность любой типологии состоит в том, что при попытке упорядочения и систематизации тех или иных литературных явлений мы неизбежно сталкиваемся с упрощением разнообразного и богатого литературного материала. С другой стороны, применительно к «стихийно» развивающемуся литературному процессу конца XVIII века, когда литературные опыты и «эксперименты» были прерогативой не только «профессиональных» писателей, но и широкого круга аристократической интеллигенции и демократической «третьесословной» публики, а «сочинительство» было частым и обыденным явлением в культурной жизни общества, типологический схематизм является необходимым условием исследования материала.

Методологической основой представленной диссертации являются исследования теоретического и историко-литературного характера. Типологический аспект изучения жанра повести основывается на положениях исследователей - теоретиков литературы: Г.Н. Поспелова, Л.В. Чернец, А.Я. Эсалнек. Указанные работы выдержаны в русле типологии эпических жанров по принципу типологии содержания художественных произведений.

Так, Г.Н. Поспелов в своем исследовании «Проблемы исторического развития литературы» указывал: «Наряду с системой типологических понятий, отражающих исторически повторяющиеся свойства художественной формы в литературоведении должна создаваться целая система понятий, отражающих исторически повторяющие свойства художественного содержания. Их разработкой должна заниматься другая часть поэтики - «поэтика содержания»4.

Отталкиваясь от положения о создании системы понятий, отражающих исторически повторяющиеся свойства художественного содержания, представляется закономерной «типология содержания» в изучении повести конца XVIII - начала XIX века.

Предложенная типология русской повести конца XVIII - начала XIX века выдержана в едином ключе исследования и представляет собой изучение повести на основе «типологии содержания». Внутри каждого жанра

4 Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы: Учеб. пособ. М.: Просвещение, 1971. С.16. русской повести исследуемого периода выделяются отдельные типы повестей, представляющие собой внутрижанровое деление. Новым и целостным подходом типологического изучения русской повести определяется научная новизна и актуальность данного исследования.

Особое внимание в исследовании уделено масонской философской повести, развитие которой отразилось на литературном процессе рубежа веков. Исследование масонской прозы является актуальной задачей современного литературоведения. Как справедливо отметил исследователь масонской литературы В.И. Сахаров, «масонство как литература слишком долго было темой запретной»5, что объясняется исследователем автоматической самоцензурой советских ученых в освещении вопросов, касающихся масонства. Изученность масонского литературного наследия, представляющего, кстати, огромный пласт неисследованных источников, отмечает современный исследователь: «приходится работать с имеющимися литературными фактами и документами, ранее игнорировавшимися или же неизвестными. А эти документы и масонские «компоненты» в творчестве известнейших и забытых русских поэтов XVIII- начала XIX веков разительно меняют картину развития самой поэзии и всей литературы в целом»6. Такая картина характерна и для прозы указанного периода. Соответственно с этим возникает необходимость пересмотра творчества писателей-масонов, а также писателей, примыкавших к ним или сочувствовавших им, в аспекте масонской литературной традиции.

Таким образом, целью настоящего диссертационного исследования является изучение и выявление типологии повести указанного периода, а также ее внутрижанровых модификаций.

В связи с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи: обобщить и проанализировать содержание теоретических и историко-литературных трудов по проблеме типологического исследования

5 Сахаров В.И. Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII- начала XIX века. М.: Жираф, 2000. С. 44.

6 Там же. С. 43. литературы; выявить жанрообразующие признаки русской повести исследуемого периода; представить типологические разновидности повести по содержанию, показать ее внутрижанровые модификации; раскрыть понятие «чистота» жанра и его основные критерии; проследить трансформацию жанров и основные тенденции в развитии повести.

Объектом исследования является жанр русской повести конца XVIII -начала XIX века, " предметом - типология жанра повести и ее внутрижанровые модификации.

Материал исследования представляет собой оригинальная печатная русская повесть с 1775 года по 20-е годы XIX века, издававшаяся как в отдельных изданиях, так и в периодической печати (журналы, вестники, альманахи, сборники).

Наряду с широко известными произведениями русской литературы в диссертационное исследование вводится ряд произведений, не вошедших до настоящего времени в научный оборот, чем определяется новизна работы.

Отсюда следует принцип отбора материала, подчиненный критерию освещения малоизученных и не вошедших до настоящего времени в научный оборот произведений, избегая подробного анализа ранее исследованных литературных источников.

Исследуя типологию русской повести и ее внутрижанровые модификации на протяжении довольно длительного периода, мы непосредственно сталкиваемся с проблемой вынужденного ограничения принципов анализа изучаемого материала. Чтобы избежать описательности и поверхностного исследования, мы, в соответствии с задачами диссертации, более подробно остановимся на идейно-тематическом аспекте произведений, учитывая все последующие уровни анализа в зависимости от их значимости по отношению к типологии содержания.

В диссертации использованы следующие методы исследования: историко-генетический, типологический, сравнительно-сопоставительный.

Практическая значимость исследования: результаты работы дополнят выводы о характере развития литературного процесса в России

11 рубежа ХУШ-Х1Х веков и могут быть использованы при чтении историко-литературных курсов, спецкурсов и в проведении спецсеминаров.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на аспирантских объединениях и на заседаниях кафедры русской литературы МГТГУ. Положения диссертации отражены в трех публикациях.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Субботина, Галина Валерьевна

Заключение

Значительные изменения в общественно-политической и этико-эстетической системе российского государства повлияли на характер развития русской литературы конца XVIII - начала XIX века. Указ Екатерины II об открытии вольных типографий содействует росту печатной продукции, возрастают количественные, а затем и качественные ее показатели. Рост печатных источников способствует формированию читательской аудитории, воспитанию читательской культуры и в целом развитию «культурной действительности».

Констатация литературного факта увеличения количества печатной продукции указывает и на резкий всплеск писательской активности, на всеобщую так называемую «страсть к сочинительству» - характерную черту литературного процесса рубежа веков. Наряду с произведениями, оставившими заметную роль в литературе, существуют более скромные в художественном плане произведения. В литературе конца XVIII столетия отчетливо прослеживается тенденция перехода от переработки готовых западноевропейских сюжетов и простого компилирования материала к оригинальному творчеству.

Сложные процессы, имевшие место в русском обществе, способствуют как наполнению новым идейно-эстетическим содержанием старых художественных форм, так и формированию новых жанров - повести и романа.

Процесс жанрообразования в русской литературе конца XVIII - начала XIX века связан с определенным идейно-эстетическим содержанием жанров. Так, например, идеология Просвещения, а также идейные взгляды масонства оказали существенное влияние на развитие жанровых модификаций повести, их жанрообразующие признаки. Противопоставление «естественного» и «неестественного» общества в просветительской идеологии стало основным жанрообразующим признаком просветительской прозы. Данная оппозиция нашла выражение в образной, пространственно-временной и композиционной структуре произведений. Просветительский рационализм стал причиной типизации сюжетов, фиксированных образов, не развивающихся характеров. Идеология масонства также предусматривала стройную, и, как правило, фиксированную структуру сюжета, композиции, систему образов и аллегорий в соответствии с идейно-эстетическими воззрениями. Масонские и просветительские взгляды нашли отражение в философской, ориентальной, сатирической и любовной повести. Свободной от идеологического влияния явились авантюрная повесть в силу своего развлекательного назначения и жанр исторической повести в силу специфического отношения просветителей к проблеме исторического развития общества и отсутствия у масонов интереса к исторической тематике.

Литературные процессы, происходившие в Западной Европе на протяжении длительного времени, в частности, развитие жанров, в русской литературе происходят в течение одного историко-литературного периода. Вместе с появлением разновременных переводов западноевропейских источников в русской литературе возникают новые образы, сюжеты, поэтика.

Традиции западноевропейской и русской литературы обусловили эклектику и синтетичность жанровых форм (сочетание различных типов жанрового содержания в системе одного произведения). Так, в русской литературе развитие новых жанров происходит на основе готовых жанров древнерусской и западноевропейской литературы. Соответственно с этим, особое значение приобретает вопрос о «чистоте» жанра и ее основных критериях.

Образцом с точки зрения «чистоты» жанра может служить просветительская и масонская философская повесть; а также «просветительская» «восточная» повесть, обусловленные спецификой жанров, раскрывающих идейно-политические аспекты известных идеологических систем. К жанровой «чистоте» приближены реалистический» тип «восточной» повести и «светская» повесть, в связи с приоритетным изображением восточного мира и светского общества.

Начало XIX века характеризуется отходом от жанровой «чистоты», повесть начала века трансформируется, приобретает новые жанровые формы.

Общественно-политические процессы в России рубежа веков, повлиявшие на развитие литературного процесса, становятся причиной трансформации жанров в русской литературе конца XVIII - начала XIX века.

Кризис общественно-политических тенденций, а именно идеологии Просвещения и масонства, отразился в первую очередь на философской повести. Философская повесть в том виде, в котором она существовала в конце XVIII века, не получает развития в XIX столетии и, в конечном итоге, жанр перестает существовать.

Этологическая» и просветительская «восточная» повесть, широко распространенные в конце XVIII века, к первым десятилетиям XIX века также теряют свою популярность и исчезают из «литературного обихода». Одно из направлений «ориентальной повести» - «реалистическая» повесть, основанная и получившая широкое распространение в 30-х годах XIX столетия, продолжает свое существование вплоть до середины века, и далее в течение всего столетия писатели не раз обращаются к теме «русского Востока» - Кавказа.

Сатирическая повесть, в связи с ослаблением общественной значимости идей Просвещения, утрачивает свое острое политическое звучание и к началу XIX века жанр меняется в количественном и в качественном состоянии, приобретая развлекательное направление.

Историческая повесть, сформировавшаяся в конце XVIII века (впервые в творчестве Н.М. Карамзина), на рубеже веков является одним из ведущих жанров. С 20-30-х годов XIX века историческая тематика находит выражение преимущественно в историческом романе - жанре, способном охватить широкий круг проблем историко-философского характера.

Основные тенденции развития авантюрной повести нашли отражение в трансформации двух основных ее типов. Так, «нереалистическая» авантюрная повесть, сохраняя литературное бытование в лубочных изданиях, вплоть до середины XIX века, прекращает свое существование, а «реалистическая» авантюрная повесть рубежа веков трансформируется в различные жанровые единицы, приближаясь к повести о «маленьком человеке», реалистическому бытописанию.

Любовная» повесть, выделившаяся как новый и самостоятельный жанр в середине XVIII века и, широко распространенный в традициях сентиментальной и романтической повести рубежа веков, в XIX веке, развивается не как отдельный, терминологически строго обозначенный, а как «универсальный» жанр, вобравший в себя все жанровые начала, раскрывая тему любви и чувства вообще. С конца XVIII века жанр «любовной» повести рассматривается в контексте «светской», популярной в литературе первой трети XIX века.

Начало XIX века характеризуется отходом от какой-либо нормативности в литературе, в том числе и в четкой типологической классификации по тематическому принципу. Произведения лишаются схематизма, избавляется от дидактики и излишнего пафоса, свойственного литературе XVIII века. Дальнейшее развитие литературного процесса характеризуется обогащением новыми художественными средствами, разнообразием идейно-тематических исканий.

Таким образом, типология русской повести конца XVIII - начала XIX века по содержанию, выявление ее внутрижанровых модификаций и «чистоты» жанра способствуют характеристике литературного процесса рубежа веков, отражают основные тенденции развития жанров в литературе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Субботина, Галина Валерьевна, 2003 год

1. Аполлос (Байбаков) Лишенный зрения Ураний, нещастный государь. Священная повесть. Сочинил иеромонах Аполлос. М., тип. Имп. Моск. ун-та, 1779. - 56 с.

2. Беницкий А.П. Бедуин // Талия или Собрание разных новых сочинений в стихах и прозе. Альманах. Книжка I. Спб., при Имп. Акад. наук, 1807.- 205 с.

3. Беницкий А.П. На другой день. Индейская сказка // Цветник, издаваемый А. Измайловым и А. Беницким. Ч. I. Спб., при Имп. Акад. наук,1809.

4. Бестужев-Марлинский A.A. Соч. в 2-х т. М.: Гос. из-во худ. лит-ры, 1958, т. 1.- 631 е., т 2.-732 с.

5. Бранкевич М. Кровопролитная война у Архипыча с Еремеевной. Описана сочинителем Храброго философа. М., Губ. Тип. у Решетникова,1810.-51 с.

6. Видение дервиша Алмета. Восточная повесть // Чтение для вкуса, разума и чувствований. Ч. I. М., Унив. тип. у Окорокова, 1791.

7. Воспитанник природы в Коперберитском рудокопе. Издатель Федор Туманский // Зеркало света. Ч. II. Спб., 1786. С. 273-280, 286-296, 300-311.

8. Галинковский Я.А. Часы задумчивости. Ч. I-II. М., Сенат, тип. у В.О., 1799. - Ч. 1 - 96 е., ч. 2 - 78 с.

9. Глинка С.H. Русские исторические и нравоучительные повести Сергея Глинки. Ч 1-3. М., Унив. тип, 1819-1820. - Ч. 1 - 213 е., ч. 2 - 138 с, ч. 3 - 208 с.

10. Глинка С.Н. Селим и Роксана, или Превратность жизни человеческой. Восточная повесть. Сочинение Сергея Глинки. М, Губ. тип. у Решетникова, 1798. - 96 с.

11. Глинка Ф.Н. О необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года. Письма к другу. М, 1990. - 365 с.

12. Горчаков Д.П. Пламир и Раида. Российская повесть, сочинения кн. Д. Горчакова. М, Унив. тип. у Ридигера и Клаудия, 1796. - 68 с.

13. Гуак или Непреоборимая верность. Рыцарская повесть. Ч. 1-2. -М, тип. Решетникова, 1789. Ч. 1 - 212 е., ч. 2 - 171 с.

14. Даурец Номохон. Зара. Послесловие к повести // Приятное и полезное препровождение времени. Ч. 5. М, Унив. тип. у Ридигера и Клаудия, 1795.

15. Дикий человек, смеющийся учености и нравам нынешнего света. Издана П. Богдановичем. Спб, тип. Шнора, 1781. - 79 с.

16. Дмитриев-Мамонов Ф.И. Дворянин-философ. Аллегория. М, 1769.- 30 с.

17. Долгорукий Н. Несчастная Маргарита, Истинная российская повесть. -М, тип. Ф. Гиппиуса, 1803. 168 с.

18. Жизнь знаменитого астраханца или Странные приключения Улабира, сына одного богатого мурзы, извлеченные из его записок. Ч. 1-2. -M, у книгопродавца Ивана Готье, 1811. Ч. 1 - 202 с, ч. 2 - 124 с.

19. Захарьин П.М. Приключение Клеандра, храброго царевича лакедемонского, и Ниотилды, королевны фракийской. Российское сочинение. Ч. 1-2. Николаев, Черноморская адмиралтейская тип., 1798. - 51 с.

20. Зиновьев Д.Н. Торжествующая добродетель или Жизнь и приключения гонимого фортуною Селима. Истинная повесть, в восточных странах происходившая и по свидетельству самовидца на российском языке сочиненная Д. Зиновьевым. М., тип. Решетникова, 1789. - 71 с.

21. История Молли-Сиблы. Славной Лондонской красавицы // Модное ежемесячное издание или библиотека для дамского туалета. Ч. IV. -М., Унив. тип., 1779.

22. История о славном и сильном витязе Еруслане Лазаревиче и его храбрости и о невообразимой красоте царевны Анастасии Вахрамеевны. Изд. 2-е. -М., тип. Решетникова, 1819. 831. с.

23. История о славном рыцаре Полиционе, египетском царевиче, и прекрасной королевне Милитине и о сыне их, дивном в героях Херсоне, и о прекрасной царевне Калимбере. Ч.З. М., тип. Пономарева, 1787. - 327 с.

24. Карамзин Н.М. Избранные сочинения в 2 тт. М.-Л.: Худ. литра, 1964.-591 с.

25. Карамзин Н.М. О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств // Избр. Соч. в 2 тт. М.-Л.: Худ. лит-ра, 1964.-591 с.

26. Клушин А.И. Вертеровы чувствования, или Несчастный М. Оригинальный анекдот. Спб., тип. гос. мед. коллегии, 1802. - 83 с.

27. Князь В-ский и княжня Щ-ва; или: Умереть за Отечество славно. Новейшее происшествие во время кампании Французов с Немцами и Россиянами 1806 года. Изданное В*3*. М., Унив. тип., 1807. - Ч. 1 - 142 е., ч. 2- 159 с.

28. Князь О.ИЙ и графиня М.ва, или Урок о модном воспитании. -М., Иждивением А.Ш., 1810. 157 с.

29. Колосов С.П. Жизнь некоторого мужа и перевоз куриозной души его чрез Стикс реку. М., в Сенатской тип. у Мейера, 1780. - 33 с.

30. Колосов С.П. Житие господина NN, служащее введением в историю его в царстве мертвых. СПб., Иждивением Х.Ф. Клеэна, печ. При Артиллер. И инж. Шляхетном кадетском корпусе, 1781. - 64 с.

31. Комаров М. История Ваньки Каина со всеми его сысками, розысками и сумазбродною свадьбою. Спб., 1815.

32. Кропотов А.Ф. Чрезвычайныя произшествия. Угнетенная добродетель или Поросенок в мешке. Русское сочинение. Спб.: Тип. И. Байкова, 1809.- 113 с".

33. Крылов И.А. Ночи. Соч. в 2 тт. М.: Худ. лит-ра, 1984. Т. 1. -463 с.

34. Крылов И.А. Каиб. Восточная повесть. Соч. в 2 тт. М.: Худ. лит-ра, 1984. Т. 1.-463 с.

35. Ксения княжна Галицкая. Историческая повесть. Спб., тип. Иферсена, 1808.- 123 1. с.

36. Куз-Курпяч. Башкирская повесть, писанная на башкирском языке одним курайчем и переведенная на российский в долинах гор Рифейских 1809 г. Пер. Беляев Тимофей. Казань, Унив. тип., 1812. - 179 с.

37. Кюхельбекер В.К. Адо. Эстонская повесть // Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе. Издаваемая Кн. В. Одоевским и В. Кюхельбекером. Ч. I. М.: Тип. Имп. Моск. театра, 1924. С. 119-167.

38. Левшин В.А. Повесть о новомодном дворянине // Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся чрез пересказывание в памяти, приключения. Ч. 1-10. М., Унив. тип. у Н. Новикова, 1780.

39. Левшин В.А. Досадное пробуждение // Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся чрез пересказывание в памяти, приключения. Ч. 1-10. М., Унив. тип. у Н. Новикова, 1783.

40. Львов П.Ю. Александр и Юлия, истинная русская повесть. -Спб., тип. при Губернск. правлен., 1801.

41. Львов П.Ю. Боярин Матвеев. Сочинение Павла Львова, члена Императорской российской академии и Беседы Любителей русского слова. -Спб., тип. Правит. Сената, 1815. 36 с.

42. Львов П.Ю. Роза и Любим: Сельская повесть, сочиненная Павлом Львовым. Спб., тип. при Импер. Акад. Наук., 1790. - 76 с.

43. Львов П.Ю. Российская Памела, или история Марии, добродетельной поселянки. Ч. 1-2. Спб., Имп. тип., 1789. - Ч. 1-155 е., ч. 2 - 145 с.

44. Львов П.Ю. Храм истины, видение Сезостриса, царя египетского. Сочинение Павла Львова. Петрополь, тип. Акад. наук, 1790. - 50 с.

45. Модест и София // Цветник. Спб., Морск. тип., 1810. - Ч. IV, №5.6.

46. Может ли быть приятна Божеству жизнь безполезная человеческому обществу? Восточная повесть // Чтение для вкуса, разума и чувствований. М., У нив. тип. у В. Окорокова. Ч. I. 1791-1793.

47. Нарежный В.Т. Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова. Сочинение Василия Нарежного. Ч. 1-3. -Спб., тип. Воен. Мин-ва, 1814. Ч. 1 - 235 е., ч. 2 - 249 е., ч. 3 - 247 с.

48. Неонила или Распутная дщерь. Справедливая повесть. Соч. А. Л. Ч. 1-2. М, 1794. - Ч. 1 - 209 е., ч. 2 - 262 с.

49. Несчастный Солиман или Приключения молодого турка. Восточная повесть. М., иждивением Г. Бороздина, тип. Пономарева, 1786. -123 с.

50. Нещастной Никанор или Приключения жизни российского дворянина, господина. Ч. 1. Спб., Артиллер. кад. корп., 1775. - 132 с.

51. Нещастные приключения Василия Баранщиква, мещанина Нижнего Новагорода, в трех частях света: в Америке, Азии и Европе, с 1780 по 1787 год. Спб., тип. Вильковского и Галченкова, 1787. - 72 с.

52. Одоевский В. Еладий (Картина из светской жизни) // Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе. Издаваемая Кн. В. Одоевским и В. Кюхельбекером. Ч. I. М.: Тип. Имп. Моск. театра, 1824. - С. 119 - 167.

53. Омар. Нравоучительная повесть // Зеркало света. Ч. IV. Спб., 1787.

54. Остолопов Н.Ф. Евгения или Нынешнее воспитание. Повесть, напечатанная Николаем Остолоповым. Спб., 1803. - 76 с.

55. Повесть о приключении аглинского милорда Георга и брандебургской маркграфине Фридерике Луизе, изданная М. К. Спб., тип. Шнора, 1782.-230 с.

56. Погорельский А. Двойник или мои вечера в Малороссии. Сочинение Антония Погорельскаго. Ч. I. Спб., Имп. Акад. наук., 1828.

57. Полина // Аглая, издаваемая кн. П. Шаликовым. М., Унив. тип., 1809.-Ч. 7, кн. 1.

58. Попугаев В.В. Аптекарский остров, или бедствия любви. Спб., 1800.-54 с.

59. Похождение двух богачей и красавиц, приведших их в познание себя и света. Спб., тип. Богдановича., 1787. - 220 с.

60. Похождение Ивана, гостиного сына, и другие повести и скаски. -Спб, 1785.

61. Похождение нового увеселительного шута и великого в делах любовных Совеет-Драла, Большого носа. Пер. с польского и доп. с др. яз. Ч. 1. М, тип. Пономарева, не ранее 1785. - 102 с.

62. Приключение в Шведских рудокопных заводах // Модное ежемесячное издание- или библиотека для дамского туалета. Ч. IV. М., Унив. тип., 1779.

63. Приключения Могалеба и Семиры. Восточная повесть. М., тип. Пономарева, 1786. - 92 с.

64. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву / Сочинения. М.: Худ. лит-ра, 1988. - 687 с.

65. Радожицкий И. Куз-брун. Черкесская повесть // Отечественныя записки, издаваемыя Павлом Свиньиным. Ч. 32, № 91, 92. Спб.: Тип. К. Крайя, 1827. - С. 285-310, 451 -477.

66. Русская историческая повесть в 2-х тт. М.: Худ. лит-ра, 1988. Т 1.-735 с.

67. Сатирический театр, или зрелище людей нынешняго света. Ежемесячное издание. 1808.

68. Скупой исправленный любовью. М., Унив. тип. у Н. Новикова, 1782.-72 с.

69. Сушков М.В. Россиский Вертер. Полусправедливая повесть, оригинальное соч. М. С., молодого, чувствительного человека, нещастнымобразом самопроизвольно прекратившего свою жизнь. Спб., Имп. тип., 1801.- 86 с.

70. Узбек и Омар. Восточная повесть // Дело от безделья или приятная забава. Ч. III, № 8. 1792.

71. Филипов О. Повесть или Удивительные и несчастные приключения двух славных английских кавалеров. М., 1788.

72. Филиппов А. История о Францыле Венциане и прекрасной королевне Ренцывене. М., 1869.

73. Фонвизин Д.И. Каллисфен / Поли. Соб. соч. Д.И. Фон Визина. -М., тип. Селивановского, 1830. Ч. II.

74. Хомяков П.З. Похождение некоторого россиянина. Истинная повесть, им сами писанная, содержащая в себе истрию его службы и походов с приключениями и- слышанными им повестями. Ч. 1-2. М., тип. Решетникова, 1790. - Ч. 1 - 181 е., ч. 2 - 272 с.

75. Чулков М.Д. Пригожая повариха или Похождение развратной женщины. Ч. 1. Спб., тип. Морского шляхетного кадетского корпуса., 1770.- 109 с.

76. Эмин А. Милые нежные сердца. Российское сочинение. А. Э. -Иждивением моек, купца Ив. Матвеев. Глазунова. М., Губ. тип. у А. Решетникова, 1800. - 84 с.1..

77. Апсит Т.Н. «Повесть о Францеле Венециане» памятник русской литературы первой трети XVIII века: Дис. канд. фил. наук. -Новосибирск, 1984.- 401 с.

78. Архипова A.B. Эволюция исторической темы в русской прозе 1800-1820-х гг. / На путях к романтизму: Сб. науч. тр. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом). JL: Наука, 1984. - 292 с.

79. Афанасьев Э.Л. Антиклерикальный памфлет «Дворянин-философ» Д.И. Дмитриева-Мамонова / Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М.: Наука, 1982. - 291 с.

80. Афанасьев Э.Л. На пути к XIX веку (Русская литература 70-х гг. XVIII в. 10-х гг. XIX в.). - М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 304 с.

81. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Публицистика. Проза. Критика. М., Гослитиздат, 1953. - 528 с.

82. Бакунина Т.А. Знаменитые русские масоны. М.: Интербук, 1991.-141 с.

84. Берков П.Н. Основные вопросы изучения русского просветительства / Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII в. -М.-Л.: Из-во Акад. Наук СССР, 1961. 272 с.

85. Бестужев-Марлинский A.A. О романе Н. Полевого «Клятва на гробе господнем» / Соч. в 2-х т. Т. 2. М.: Гос. из-во худ. лит-ры, 1958. - 742 с.

86. Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М.: ТОО «Радикс», 1993. - 588 с.

87. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М.: Искусство, 1983.- 238 с.

88. Данильченко Г. Д. Романтический ориентализм в русской литературе первой половины XIX века.: Дис. канд. фил. наук. Бишкек, 1999.- 146 с.

89. Данциг Б.М. Ближний Восток в русской науке и литературе /Дооктябрьский период /. М.: Наука, 1973. - 432 с.

90. Державина O.A. Древняя Русь в русской литературе XIX века (Сюжеты и образы древнерусской литературы в творчестве писателей XIX века). М.: ИМЛИ, 1990. - 416 с.

91. Добролюбов H.A. Русская сатира в век Екатерины // Собр. соч. в 9 тт. Т. 5. М.-Л.: Гос. из-во худ. лит-ры, 1962. - 614 с.

92. Долгих Т.Д. Русская сатирико-бытовая повесть второй половины XVIII века: (Поэтика, проблематика): Дис. канд. фил. наук. М., 1991.- 168 с.

93. Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер (XVIII первая треть XIX века): Дис. канд. фил. наук. - Л., 1974. - 426 с.

94. Иванов В.Ф. Православный мир и масонство. М.: ТРИМ, 1993. -96 с.

95. Ильин О.А. История развития «восточной повести» в русской литературе XVIII века: Дис. канд. фил. наук. Душанбе, 1989. - 203 с.

96. История русского романа в 2-х т. М.-Л., 1962-1964, т. 1 - 627 е., т. 2 - 642 с.

97. Ищенко Л.И. Сатира в русской литературе конца 70-80-х годов XVIII века: (Журнал «Собрание новостей», «Санктпетербургский вестник», «Утро», «Лекарство от скуки и забот» и др.): Дис. канд. фил. наук. М., 1984.- 204 с.

98. Калашникова О.Л. Русский роман 1760-1770-х годов: Учеб. пособие Днепропетровск: Из-во ДГУ, 1991. - 160 с.

99. Калашникова О.Л. Русский роман 1760-1770-х годов: (Типология жанра): Дис. док. фил. наук. Днепропетровск, 1989. - 409 с.

100. Канунова Ф.З. Из истории русской повести (Историко-литературное значение повестей Н.М. Карамзина). Томск: Из-во ТГУ„ 1967.- 188 с.

101. Карамзин Н.М. Достопамятная жизнь девицы Кларисы Гарлов // Избр. соч. в 2 тт. М.-Л.: Худ. лит-ра, 1964. - Т. 2. - 591 с.

102. Козыро Л.А. Русская нравоописательная проза последней трети XVIII века (Вопросы характерологии): Дис. канд. фил. наук. М., 1975. -187 с.

103. Коровин В.И. Среди беспощадного света / Русская светская повесть первой половины XIX века. М.: Советская Россия 1990. - 431 с.

104. Кочеткова Н.Д. Идейно-литературные позиции масонов 80-90-х годов XVIII в. и Н.М. Карамзин / Русская литература XVIII века. Эпоха классицизма / Сб. XVIII век. Т. 6. М.-Л.: Наука, 1964. - 294 с.

105. Кочеткова Н.Д. Н.М. Карамзин и русская поэзия конца 80-х первой половины 90-х годов XVIII века: Дис. канд. фил. наук. Л., 1964. -300 с.

106. Кочеткова Н.Д. Формирование исторической концепции Карамзина-писателя и публициста / Проблемы историзма в русской литературе: конец XVIII-начало XIX в. / Сб. XVIII век. Вып. 13. Л.: Наука, 1981.-293 с.

107. Кубасов И. А. Александр Петрович Беницкий (Историко-литератрурный очерк). Спб., Тип. B.C. Балашева и К0, 1900. - 32 с.

108. Кубачева В.Н. «Восточная» повесть в русской литературе XVIII в. / Сб. XVIII век. Вып. 5. М.- Л.: Из-во Акад. Наук СССР, 1962. - 454 с.

109. Левкович Я.Л. Историческая повесть / Русская повесть XIX в. История и проблематика жанра. Л.: Наука, 1973. - 565 с.

110. Лотарева Д.Д. Знаки масонских лож Российской империи. М.: Тип. ГПИБ, 1994.- 119 с.

111. Лотман Ю.М. Идея исторического развития в русской культуре конца XVIII-начала XIX столетия / О русской литературе. Спб.: Искусство -Спб., 1997.- 848 с.

112. Лотман Ю.М. Литература в контексте русской культуры XVIII века / О русской литературе. Спб.: Искусство - Спб., 1997. - 848 с.

113. Лотман Ю. М. Пути развития русской прозы 1800-1810-х гг. / Карамзин. Спб.: Искусство - Спб., 1997. - 832 с.

114. Лотман Ю.М. Пути развития русской просветительской прозы XVIII века / О русской литературе. Спб.: Искусство - Спб., 1997. - 848 с.

115. Лузянина,Л.Н. Проблемы истории в русской литературе первой четверти XIX века (От «Истории государства Российского» Н.М. Карамзинадо трагедии A.C. Пушкина «Борис Годунов»). Автореф. дис. канд. фил. наук. Л., 1972,- 16 с.

116. Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830-е годы). -М.: Искусство, 1969. 304 с.

117. Масонство и русская литература XVIII начала XIX века / Отв. ред. В.И. Сахаров. - М.: УРССС, 2000. - 269 1. с.

118. Мейлах Б.С. Введение / Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. Л.: Наука, 1973. - 565 с.

119. Михайлов А.Д. Первый роман Дидро / Дени Дидро «Нескромные сокровища». М.: Наука, 1992. - 382 с.

120. Некрасов С. Обряды и символы вольных каменщиков // Наука и религия, 1974, № 10. С. 64-67

121. Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. -М.: Сов. писатель, 1988. 397 2. с.

122. Николаев Н.И. Внутренний мир человека в русском литературном сознании XVIII века. Архангельск: Из-во Помор, гос. ун-та, 1997. - 145 2. с.

123. Омелько Л.В. Масонские идеи в прозе В.А. Левшина 1780-х годов // Масонство и русская литература XVIII начала XIX века / Отв. ред. В.И. Сахаров. - М.: УРССС, 2000. - 269 1. с.

124. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М.: Из-во Моск. ун-та, 1977.- 270 с.

125. Пиксанов Н.К. Масонская литература / История русской литературы в 10 тт. М.-Л.: Из-во Акад. Наук СССР, 1947. - т. 4. ч. 2. - 570 с.

126. Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. М.-Л., Из-во Акад Наук СССР, 1961.-272 с.

127. Прокофьева H.H. Жанровое своеобразие произведений декабристов на темы Отечественной истории (В. Кюхельбекер, А.

128. Одоевский, А.А. Бестужев-Марлинский): Автореф. дис. канд. фил. наук. -М., 1988.- 191 с.

129. Пропп В.Я. Собрание трудов. Т. 2. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. - 511 с.

130. Пумпянский Л.В. История русской литературы в 10-т. М.-Л.: Из-во Акад. Наук СССР, 1947. - т. 4. - 570 с.

131. Пухов В.В. Жанры русской сатирической прозы II половины XVIII века: Автореф. дис. канд. фил. наук. Л., 1968. -16 с.

132. Пыпин А.Н. Для любителей книжной старины / Библиографический список рукописных романов, повестей, сказок, поэм и пр., в особенности из первой половины XVIII в. А.Н. Пыпина. М., Об-во любителей росс, словесности, 1888. - 74 с.

133. Пыпин А.Н. Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1857. - 360 с.

134. Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX в. -Петроград: Из-во Огни, 1919.-571 с.

135. Ревелли Дж. Образ «Марии, Российской Памелы» П.Ю. Львова и его английский прототип / Сб. XVIII век. Вып. 21, Спб.: Наука, 1999 454 с.

136. Реслан Гала Проблема восточного колорита в прозе А.А. Бестужева-Марлинского: Автореф. дис. канд. фил. наук. -М., 2001. 28 с.

137. Рецензия на «Тысячу и один день. Персидския сказки» перев. с персид. на фр. язык Г, Пепис де ла Круя // Санктпетербургский вестник. Ч. 1, №4. -Спб., 1778.

138. Рублева Л.И. Из истории русской прозы 70-90-х годов XVIII века. Южно-Сахалинск: Из-во Сахал. ун-та, 2001. 129 с.

139. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под. ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1973 . - 565 с.

140. Саакян П.Т. Художественное изображение Отечественной войны 1812 года в русской литературе (первый период освободительного движения): Автореф. дис. докт. фил. наук. Тбилиси, 1969. - 123 с.

141. Сазонова Л.И. Переводной роман в России как ars amandi. / Сб. XVIII век. Вып. 21. Спб.: Наука, 1999. - 454 с.

142. Сахаров В.И. Иероглифа вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII- начала XIX века. М.: Жираф, 2000. - 214 с.

143. Сахаров В.И. Масонский роман / Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М.: Наука, 1982. - 291 с.

144. Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века. 1725-1800. Т. 1-5. -М., 1962-1975.

145. Сводный каталог русской книги (1801-1825). Т.1: А - Д. - М.: РГБ, 2001.-584 с.

146. Севостьянов А.Н. Сословное расслоение русской художественно-публицистической литературы и ее аудитория в последней трети XVIII века: Дис. канд. фил. наук. М., 1983. - 327 с.

147. Сердобинцева Г.М. Современная художественно-философская проза: Учеб. пособие к спецкурсу. М.: МГПИ, 1984. - 81 с.

148. Серков А.И. Русское масонство 1731 2000. Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2001. - 1222 с.

149. Сиповский В.В. Из истории русского романа и повести (Материалы по библиографии, истории и теории русского романа). Ч. I.: XVIII век. Спб.: 2-е Отд. Имп. Акад. наук, 1903.-333 с.

150. Сиповский В.В. Очерки из истории русского романа. Т. I. Вып. 12. (XVIII век). Спб.: тип. Спб. т-ва печ. и изд. Дела «Труд», 1909-1910. -Вып. 1 - 715 е., вып. 2.-951 с.

151. Сиповский В.В. Из истории русской литературы XVIII века. Опыт статистических наблюдений. Спб.: тип. Имп. Акад. наук, 1901. - 46 с.

152. Сиповский B.B. Русский исторический роман первой половины XIX столетия. Тезисы // Сб. ст. в честь акад. А.И. Соболевского. Ст. по слав, филол. и рус. словесности. Т. 101, № 3. - JL, 1928. 507 с.

153. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. 509 с.

154. Смирнова Н.В. Типология форм комического в русской эстетической мысли начала XIX века / Типология литературного процесса (на материале русской литературы XIX века) / Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: ПГУ.- 1988.- 136 с.

155. Соколовская Т.О. Русское масонство и его значение в истории общественного движения (XVIII и первая четверть XIX столетия). М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 1999. - 172 1. с.

156. Спивак P.C. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров. Красноярск: И-во Краснояр. ун-та, 1985. - 139 с.

157. Стенник Ю.В. Православие и масонство в России XVIII века (к постановке проблемы) // Русская литература. № 1, 1995. - с. 76-92.

158. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л.: Наука, 1985. - 360 2. с.

159. Стенник Ю.В. Эстетическая мысль в России XVIII века / Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой / Сб. XVIII век. Вып. 15. Л.: Наука, 1986. - 293 с.

160. Степанов В.П. М.Д. Чулков и русская проза 1750-1770-х гг.: Дисс. канд. фил. наук. Л., 1972. - 368 с.

161. Степанов В.П. Элементы жанра в беллетристике XVIII века / Русская повесть XIX века. Л.: Наука, 1973. - 565 с.

162. Степанова М.Г. Историческая проза Н.А. Полевого. Дис. канд. фил. наук. СПб., 1999. - 179 с.

163. Сурков Е.А. Русская повесть первой трети XIX века. (Генезис и поэтика жанра). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1991. - 158 2. с.

164. Троицкий В.Ю. Тема Отечественной войны 1812 года и формирование прозы русского романтизма / Отечественная война 1812 года и русская литература XIX в. М.: Наследие, 1998. - 384 с.

165. Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов XIX в. М.: Наука, 1985. - 279 с.

166. Федоров В.И. Исторические повести Н.М. Карамзина (К характеристике литературно-общественных взглядов Н.М. Карамзина и его современников): Дис. канд. фил. наук. -М., 1955. 307 с.

167. Фильченкова Е.М. «Третьесословная» проза и ее роль в развитии русской литературы последних десятилетий XVIII века: Дис. канд. фил. наук. М., 1990.-217 с.

168. Царева В.П. Становление романа в русской литературе 60-90-х годов XVIII века: Дис. канд. фил. наук. Л., 1977. - 218 с.

169. Юсупов Т.Ж. Развитие русской прозы XVIII века: (Проблематика, поэтика, восточные мотивы): Дис. докт. фил. наук. М., 1995.-313 с.

170. Юсупов Т.Ж. Русская повесть 80-90-х годов XVIII века: (Проблемы типологии): Дис. канд. фил. наук. -М., 1985. 171 с.

171. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. М.: Наука, 1970. - 424 с.1.I.

172. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1972. -271 с.

173. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.: Из-во Моск. ун-та, 1970.-328 с.

174. Серман И.З. Становление и развитие романа в русской литературе середины XVIII в. / Из истории русских литературных отношений XVIII-XIX вв. -М.- Л.: Из-во Акад. наук СССР, 1959. 442 с.

175. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л.: Наука, 1974. - 274 с.

176. Утехин Н.П. Принципы типологии этических форм и проблема жанра повести: Дис. канд. фил. наук. Л, 1975. - 198 с.

177. Храпченко М.Б. Познание литературы и искусства. Теория. Пути современного развития. М.: Наука, 1987. - 575 с.

178. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М.: Сов. писатель, 1976. 366 с.

179. Чернец Л.В. Типология литературных жанров по содержанию: Дис. канд. фил. наук. М, 1970. - 397 с.

180. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М.: Из-во МГУ, 1985.- 183 с.

181. Эсалнек А.Я. Типология романа: Теоретический и историко-литературный аспекты. -М.: Из-во МГУ, 1991. 156 2. с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Жанр – тип литературного произведения. Существуют эпические, лирические, драматические жанры. Выделяют и жанры лироэпические. Жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк). Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д. Основное же деление связано с родами литературы. Представляем вашему вниманию жанры литературы в таблице.

Тематическое деление жанров довольно условно. Не существует строгой классификации жанров по темам. Например, если говорят о жанрово-тематическом разнообразии лирики, выделяют обычно любовную, философскую, пейзажную лирику. Но, как вы понимаете, этим набором многообразие лирики не исчерпывается.

Если вы задались целью изучить теорию литературы, стоит освоить группы жанров:

  • эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
  • лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
  • драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
  • лироэпические (баллада, поэма).

Литературные жанры в таблицах

Эпические жанры

  • Роман-эпопея

    Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

  • Роман

    Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.

  • Повесть

    Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.

  • Рассказ

    Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.

  • Притча

    Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».


Лирические жанры

  • Лирическое стихотворение

    Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.

  • Элегия

    Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.

  • Послание

    Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.

  • Эпиграмма

    Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.

  • Ода

    Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.

  • Сонет

    Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета


Драматические жанры

  • Комедия

    Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).

  • Трагедия

    Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».

  • Драма

    Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.


Лироэпические жанры

(промежуточные между эпосом и лирикой)

  • Поэма

    Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя

  • Баллада

    Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского


В этой статье мы поговорим о том, чем отличается роман от повести. Для начала дадим определение этим жанрам, а затем сравним их.

и повесть

Романом называют довольно крупное художественное Этот жанр относится к эпическим. Главных героев может быть несколько, и их жизнь напрямую связана с историческими событиями. Кроме того, в романе рассказывается обо всей жизни персонажей или о какой-то значительной ее части.

Повесть - это литературное произведение в прозе, которое обычно рассказывает о каком-то важном эпизоде в жизни героя. Действующих персонажей обычно немного, при этом главным является только один из них. Также объем повести ограничен и не должен превышать примерно 100 страниц.

Сравнение

И все-таки чем отличается роман от повести? Начнем с романной формы. Итак, этот жанр предполагает изображение масштабных событий, многоплановость сюжета, очень большие временные рамки, которые включают в себя всю хронологию повествования. Роман имеет одну основную сюжетную линию и несколько побочных, которые тесно сплетаются в композиционное целое.

Идейная составляющая проявляется в поведении героев, раскрытии их мотивов. Действие романа происходит на историческом или бытоописательном фоне, затрагивая большой круг психологических, этических и мировоззренческих проблем.

Роман имеет несколько подвидов: психологический, социально-бытовой, приключенческий, детективный и пр.

Теперь подробнее рассмотрим повесть. В произведениях этого жанра развитие событий ограничивается конкретным местом и временем. Личность главного героя и судьба раскрывается в 1-2 эпизодах, которые являются поворотными для его жизни.

Сюжет в повести один, но в нем может быть несколько неожиданных поворотов, которые придают ему многоплановость и глубину. Все действия связаны с главным героем. В таких произведениях нет ярко выраженных привязок к истории или социально-культурным событиям.

Проблематика прозы намного уже, чем в романе. Обычно она связана с моралью, этикой, личностным становлением, проявлением личностных качеств в экстремальных и необычных условиях.

Повесть подразделяется на поджанры: детективные, фантастические, исторические, приключенческие и пр. Редко в литературе можно встретить психологическую повесть, зато большой популярностью пользуются сатирические и сказочные.

Чем отличается роман от повести: выводы

Подведем итоги:

  • Роман отражает социальные и исторические события, а в повести они служат только фоном для повествования.
  • Жизнь персонажей романа предстает в социально-психологическом или историческом контексте. А в повести образ главного героя может быть раскрыт только в определённых обстоятельствах.
  • В романе существует один главный сюжет и несколько второстепенных, которые образуют сложную структуру. Повесть в этом плане намного проще и не осложнена дополнительными сюжетными линиями.
  • Действие романа происходит в большом временном промежутке, а повести - в очень ограниченном.
  • Романная проблематика включает большое число вопросов, а повесть затрагивает лишь несколько из них.
  • Герои романа выражают мировоззренческие и социальные идеи, а в повести важен внутренний мир персонажа и его личностные качества.

Романы и повести: примеры

Перечислим произведения, которые являются :

  • «Повести Белкина» (Пушкин);
  • «Вешние воды» (Тургенев);
  • «Бедная Лиза» (Карамзин).

Среди романов можно назвать следующие:

  • «Дворянское гнездо» (Тургенев);
  • «Идиот» (Достоевский);
  • «Анна Каренина» (Л. Толстой).

Итак, мы выяснили, чем отличается роман от повести. Если говорить кратко, то различие сводится к масштабности литературного произведения.

Повесть это в современной русской теории литературы средний по объему текста или сюжета эпический прозаический жанр, промежуточный между рассказом и романом. В мировой литературе чаще всего четко не вычленяется. Так, по-японски слово «моногатари», зафиксированное с 9 века, буквально значит «рассказ о вещах» и определяет прозаические произведения разных жанров: фантастическую сказку, волшебную повесть, собрание коротких сказок или легенд, крупное произведение-аналог европейского романа, героическую эпопею. По-английски повесть - tale, с середины 18 века терминами history, novel именовалась противопоставленная старым любовным романам (romance) разновидность романа с персонажами, наделенными более разносторонними интересами, с тематикой из сферы обычной современной жизни. По-французски повесть - conte, буквально «сказка», то, что сказывается, рассказывается, повествуется (воспитанный на французской культуре А.С.Пушкин в письмах называет сказками свои «Повести Белкина»); однако слово conte применяется и к стихам - например, «Сказки и рассказы в стихах» («Contes et nouvelles en vers», 1665-85) Ж.Лафонтена. Современная литература пользуется термином «микророман», в частности, он привился в Эстонии.

В древнерусской литературе повесть не была жанром ; этим словом обозначались повествования самых разных типов, включая летописные («Повесть временных лет»). В 18 веке появились авторские стихотворные повести: у И.Ф.Богдановича «Душенька» (1778)-«древняя повесть в вольных стихах», «Добромысл» (конец 1780-х) - «старинная повесть в стихах». В подзаголовок одно слово «повесть» первоначально не выносилось как бессодержательное, требовавшее определения, уточнения; сатирический «Каиб» (1792) И.А.Крылова, напоминающий «восточные повести» Вольтера, снабжен подзаголовком «восточная повесть». В 1790-е Н.М.Карамзин своими сентиментальными повестями возвел прозу в ранг высокой литературы. Пушкин применял слова «повести» к своим поэмам: «Кавказскому пленнику» (1820-21), «Медному всаднику» (1833, «петербургская повесть»-обозначение, заимствованное А.А.Ахматовой для первой части «Поэмы без героя», 194062, - «Девятьсот тринадцатый год»), фантастический и «высокий» по теме «Демон» (1829-39) М.Ю.Лермонтова-также «восточная повесть».

Прозаическую повесть от Карамзина до Пушкина, структурно и по объему обычно аналогичную тогдашним западноевропейским новеллам, нельзя с ними отождествлять: в ранней русской прозе повесть и роман не противопоставлялись по объему даже так относительно, как на Западе. У Н.В.Гоголя ранние повести короче последующих, а «Тарас Бульба» (1835), прозаическое подражание героическому эпосу Гомера, по объему сопоставим с некоторыми романами 1830-х.

Д.П.Святополк-Мирский в своей «Истории русской литературы…» (1926) находил, что романы И.С.Тургенева отличаются от его повестей не столько объемом, сколько наличием злободневных разговоров персонажей. Сам Тургенев чаще называл их повестями и лишь в 1880, когда после Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского роман утвердился как высшее достижение национальной культуры, объединил свои шесть небольших романов под этим общим наименованием. В 20 веке объем текста тоже не всегда рассматривается как определяющий жанровый признак. М.Горький дал своей четырехтомной хронике «Жизнь Клима Самгина. Сорок лет» подзаголовок «повесть», видимо, подчеркивая прежде всего, что это не роман, а повествование вообще. «Повесть, - писал А.И.Солженицын в автобиографической книге «Бодался теленок с дубом» (Paris, 1975), - это то, что чаще всего у нас гонятся называть романом: где несколько сюжетных линий и даже почти обязательна протяженность во времени. А роман (мерзкое слово! нельзя ли иначе?) отличается от повести не столько объемом и не столько протяженностью во времени (ему даже пристала сжатость и динамичность), сколько - захватом множества судеб, горизонтом взгляда и вертикалью мысли». В последней трети 20 века были писатели, проявившие себя преимущественно в жанре повести, отчасти потому, что средний жанр навлекал меньшие идеологические претензии, чем крупный. Это зрелый Ю.В.Трифонов, ранний Ч.Т.Айтматов, В.Г.Распутин, В.В.Быков. Западные литературы по-прежнему часто оставляют прозаические произведения среднего объема без четкого обозначения. Например, «Старик и море» (1952) Э.Хемингуэя принято называть и повестью, и рассказом (новеллой).

Рассказ и повесть наряду с романом относятся к основным прозаическим жанрам художественной литературы. Они имеют как общие жанровые особенности, так и определенные отличительные черты. Все же часто границы между жанрами повести и рассказа нечеткие, поэтому нередко возникают трудности с определением жанра. И даже опытные литературоведы не всегда сразу справляются с этой задачей.

История развития повести как жанра

Этот жанр проистекает из древнерусской летописи и литературы. Слово «повесть» употреблялось в значении «весть о некотором событии». Этим словом обозначались произведения, написанные в прозаической, а не в стихотворной форме. Они рассказывали о событиях, имевших место в то время. Это были летописи, жития, хроники, воинские повести. Об этом красноречиво говорят названия произведений древнерусской прозы: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань».

Позже, с семнадцатого века, отвечая потребностям времени, появились повествования о жизни обыкновенных людей, мирян, — светские повести.

Именно светская повесть явилась первоосновой жанра повести, получившего развитие в литературе 19-20 века и в современной прозе. Она описывает естественное течение жизни, часто суровую действительность времени, в центре которых судьба главного героя.

В девятнадцатом веке повесть становится любимым жанром известных русских писателей. К ней обращаются А. Пушкин («Станционный смотритель»), Н.Гоголь («Шинель»). Позже жанр повести развивают писатели реалистического направления: Ф.Достоевский, Н.Тургенев, А.Чехов, Л.Толстой, И.Бунин. Позднее, в советское время, жанр получает развитие в творчестве Р. Погодина, А.Гайдара, В. Астафьева. Интересно, что повесть – достояние именно русской литературы. В зарубежной литературе развиваются жанры новеллы и романа, а повесть как жанр отсутствует.

История развития рассказа как жанра

Истоки жанра рассказа проистекают из произведений фольклора – притч, сказок, устных пересказов. Рассказ, как краткое произведение об отдельном событии, эпизоде из жизни героя, сформировался значительно позже повести, пройдя определенные этапы и развиваясь параллельно с другими повествовательными жанрами.

В процессе становления прослеживается отсутствие четкости в разграничении жанров повести и рассказа. Так, А. Пушкин и Н. Гоголь отдавали предпочтение названию «повесть» для тех своих произведений, которые мы могли бы определить как рассказ.

Начиная с пятидесятых годов 19 столетия в обозначении жанра рассказа видна большая точность. У Л. Толстого «Записки маркера» названы автором повестью, а «Метель» — рассказом, что полностью соответствует определению жанра. В литературе 19 – 20 века повесть уступает первенство рассказу, который получает наибольшее распространение.

Характеристика повести как эпического жанра

Повесть является прозаическим литературным жанром. Она не имеет устойчивого объёма. Её объём больше, чем у рассказа, но существенно меньше объёма романа. Повествование сосредоточено вокруг нескольких важных эпизодов в жизни основного персонажа. Обязательно присутствие второстепенных действующих лиц.

В композиции нередко использование всевозможных описаний (интерьер, пейзаж), авторских отступлений, портретных характеристик. Возможен разветвленный сюжет, содержащий дополнительные сюжетные линии. Содержание повести основывается на историческом материале, интересных событиях человеческой жизни, реже вымысле, фантазии.

Характеристика рассказа как эпического жанра

Рассказ – небольшое по размеру эпическое произведение. Повествование динамичное, посвящено важному интересному событию из жизни автора или вымышленного героя. Композиция напряженная. В рассказе единственная сюжетная линия, дополнительные сюжетные линии отсутствуют.

При сравнительно малом объеме ограничено использование автором художественных средств. Поэтому большая роль придается выразительной художественной детали. Повествование о событиях зачастую представлено как рассказ от первого лица. Это может быть или главный герой, или сам автор.

Что общего у повести и рассказа

  • Оба жанра – это проза.
  • В сравнении с романом имеют небольшой объем.
  • Присутствует основной персонаж, возле которого сосредоточено действие.
  • И повесть, и рассказ могут быть бытовыми, фантастическими, историческими, авантюрными.

Различие между повестью и рассказом

  • Размер объема повести непостоянен и может достигать нескольких сотен страниц, а рассказа – десятки страниц.
  • Повесть характеризуется отсутствием интриги. В ее содержании раскрываются достоверные периоды жизни героя. А в рассказе описывается один или несколько случаев из жизни основного персонажа.
  • Четкий, динамичный сюжет характерен для рассказа. Неторопливое, плавное повествование – особенность повести.
  • Дополнительные сюжетные линии, переплетающиеся с основной, – особенность повести. В рассказе сюжетная линия одна.
  • Автор повести стремится к исторической и фактической правдивости. Рассказ – это достоверный вымысел.
  • Повести присущи приемы, замедляющие действие: описания, портретные зарисовки, лирические отступления. В рассказе это отсутствует и играет роль художественная деталь.
  • В отличие от повести в рассказе один герой, нет предыстории, которая позволяет проследить развитие характера.
  • Аналогии повести в других литературах нет, рассказ имеет такие аналогии.


В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные