Современные индейцы южной америки. Этнический состав южной америки. Традиции и обычаи народов Южной Америки

Среди туманных Андских гор, увенчанных вечными снежными шапками, берет свое начало река рек Южной Америки – прекрасная и вечно молодая Амазонка. Горы питают ее неиссякаемые силы живительной влагой, огромным числом минералов, солнечной благодатью и несметными тайнами, рожденными в недрах скалистых гор и нашептанными сердцем самой матушки Земли. Способен ли кто разгадать загадки этого уникального и таинственного материка? Кто приоткроет тысячелетнюю завесу неизвестности, плотно прикрывающую прошлое южноамериканского континента?

Именно коренные народы южноамериканского континента впитали в себя всю мощь и красоту местности, на которой они рождались и умирали, учились и ошибались, веселились и грустили. Индейцы Южной Америки, некогда «открытые» для европейского мира, стали носителями уникальной культуры, быта и жизненной философии, никоим образом не вписывавшихся в унифицированный и рациональный жизненный строй «цивилизованных» людей.

Европа не понимала или не хотела понимать восприятия мира обычного индейца, поэтому она его уничтожила. Огнем и мечем, как варвара, религией и «моралью», как дикаря, ненавистью и злобой, как преступника, европейцы набросились на беззащитных людей, вооруженных верой в свое Верховное Божество, копьем и луком со стрелами...



Неоспоримым является тот факт, что существовавшая на территории Южной Америки огромная Империя Инков, объединившая в себе сотни различных племен и народов, общая численность жителей в которой достигала нескольких десятков миллионов человек, является самым известным и наиболее изученным явлением в истории цивилизаций этого континента. Наравне с этим также известно, что взялось это уникальное государственное образование не с воздуха, и что Империи Инков предшествовали политически, культурно и религиозно сильные древние цивилизации, оставившие после великое наследие.

Как и для большинства доисторических народов и культур во всем мире, современные ученые пытаются придать древним жителям Южной Америки схожие черты, благодаря чему их удастся систематизировать. Но в силу того, что следов жизнедеятельности древних археологических культур очень немного, а на место таких культур в историческом и территориальном смысле пришли другие народы и племена, использовавшие блага своих предшественников, восстановить правдивую картину происходившего на этом материке задолго до прихода европейцев практически невозможно. Но даже то, о чем с уверенностью сегодня могут говорить исследователи, уже вызывает огромное уважение к древним индейцам, которые и предопределили уникальное и многообразное развитие поистине загадочной, но такой удивительной цивилизации сначала собственных народов, а потом уже и огромной Империи народов – инкской.

Известно, что колыбелью первых цивилизационных процессов на территории Южной Америки являются Анды, одна из наиболее высоких, наиболее длинных и наиболее древних горных систем на планете. Благодаря уникальному географическому положению, обеспечившему не менее уникальные климатические условия, территория Анд стала наиболее приемлемой для развития человеческих племен, в то время в большом количестве заселявших большую часть материка...



История человечества на Южноамериканском материке насчитывает многие тысячи лет, хотя это достояние практически недоступно современным людям. И дело даже не в том, что произошло истребление представителей последних носителей древней цивилизации более развитыми в техническом смысле народами, проблема скорее в том, что предыдущие цивилизации не оставили о себе других артефактов, кроме как археологических. Благодаря этому Южная Америка становится центром активного развития научных изысканий в области истории, археологии, криптографии и этнологии, вокруг которого рождается огромное количество современных мифов, легенд и историй, далеких от былой реальности. Но важно одно – история Южной Америки восстанавливается по крупицам именно сегодня, и каждый из нас может стать автором того или иного элемента в сложной, но очень увлекательной мозаике, изображающей человеческую жизнь на этом континенте задолго до прихода европейцев.

Пожалуй, самым известным и наиболее хорошо изученным является объединение южноамериканских племен, называемое сегодня Империя Инков. Она оформилась на заре второго тысячелетия н.э., путем экспансии одного из горных племен на соседние племена. Уже само появление столь мощной государственной организации, охватывающей в зените своего могущества территории многих современных стран, таких как Эквадор, Перу, Боливия, а также некоторые земли принадлежащие сегодня Аргентине, Колумбии и Чили, вызывает различные гипотезы о причинах ее возникновения. Выдвигаемые учеными версии базируются на фактах, интерпретация которых имеет разные следствия. Так, невозможность объяснить столь высокий технологический уровень исполнения архитектурных сооружений древними индейцами Южной Америки привела к тому, что создание Империи Инков приписывается некоторыми учеными представителям не аборигенных народов, а пришедшим извне племенам. К подобным выводам склоняет и мифология, и верования, и развитие научной мысли (познания в областях математики, астрономии и астрологии), относящиеся к достоянию инков. Крайним проявлением такой позиции является версия о том, что к формированию древних цивилизаций на этом континенте причастны внеземные расы, что навевает на романтический лад в изучении проблематики доисторической Южной Америки.

Но ортодоксальная позиция, принимаемая официальной историографией, гласит, что одно из племен, проживающее в долинах Анд, в начале 1000 года проявило активную экспансивную политику по отношению к своим соседям, в результате чего уже к 1200 году оно сумело захватить обширные территории. Зарождением Империи Инков принято считать момент, когда была перенесена столица образованного государства в город Куско, построенная как раз с такой целью. Неназванное племя, некогда проживающее на берегах высокогорного озера Титикака, подчинялось воле верховного правителя, именуемого Инка. Первый Инка Империи – Манко Капаку...



Глубокими тайнами окутана история народов Южной Америки, народов, создававших тысячи лет назад цивилизации, достижениям которых современный человек удивляется, не в силах увязать в своем понимании два факта – доисторический период и чудеса практической мысли. И дело не только в том, что сегодня тяжело даже придумать применение вещам, созданным этими народами давным-давно, сегодня тяжело просто поверить в то, что некогда существовали цивилизации, не менее развитые, чем царящая нынче цивилизация. Факты это подтверждают, но мозг упрямо не желает их воспринимать.

Благодаря такому положению вещей и появляется возможность возникновения различных спекуляций на темы, связанные с межпланетными контактами, путешествиями во времени, а также с характерными для псевдонаучной истории гипотезами о существовании сверх могущественных цивилизаций, живущих в параллельном мире и разное другое.

Но к сожалению, почему то ни современная историография, ни «неоклассические» исследователи не желают просто поверить, что ранее жили обычные люди, такие же как и мы с вами, со своими обычными проблемами, не менее и не более серьезными, чем наши. И просто не стоит спекулировать по этому поводу и приписывать давно почившим землянам сверхъестественные возможности или глубокие психические расстройства, а руководствоваться в решении проблем исключительно фактами, доступными всем и каждому.

Итак, что мы знаем сегодня об одной из наиболее хорошо изученных, и одновременно одной из самых загадочных культур Древней Южной Америки, называемой Чавин? Если говорить в общем, то количество накопленной информации об этой давно почившей цивилизации очень даже впечатляющее, а если говорить о конкретике, то до сих пор практически ничего и неясно.

Известно, что появление людей, являвшихся носителями культуры Чавин на той территории, где они создали известную цивилизацию, а именно на северо-западе горной системе Анды – в пределах современной Перу, датируется 900-ым годом до н.э. Возможно, что эти люди были представителями более древнего народа, создавшего неподалеку схожую, но более раннюю культуру – Куписнике. Пожалуй, на этом все более или менее понятное заканчивается, пропуская вперед не ясное.

Во-первых, все, что реально связывает Чавин и Куписнике – это территория, которая была для них общей. Но исчезновение культуры Куписнике датируется 1000-ым годом до нашей эры, а появление Чавин приходится на 100 лет позже. Общим для этих культур является храм, который, по мнению ученых, предшественники «передали» потомкам, которые храм и достроили. Называется этот храм «Дом Кондора» или Кунтур-Уаси. Что еще? Пожалуй, все.

Проявления цивилизации Чавин, в частности искусство, религия, мировоззрение, социальная формация, техническое развитие и уровень инженерной мысли не просто не сопоставим с возможностями культуры Куписнике...



Познавать историю, как и любую другую информацию, хорошо в сравнении. Потому что только таким образом можно не только узнать сухие факты, но и, сопоставив их, проанализировать полученные знания. А еще хорошо, и вместе с тем приятно, воспринимать новые знания не из учебников и пособий, а в живую, непосредственно, прикасаясь к ее пыльным тысячелетним памятникам, с которыми связаны события давно минувших дней.

Конечно, можно черпать информацию из-за студенческой лавки, можно протирать брюки в библиотеках, можно посещать лекции известных историков.… Ну а лучше всего самому отправиться на поиски новых впечатлений, новых эмоций и новых знаний, приоткрывающих завесу очередной тайны.

Именно так и поступают люди, которые жаждут победить тысячелетнее забвение, окутывающее сизым туманом историю многих забытых народов и цивилизаций, проживавших на Земле тысячи лет назад. О некоторых из них кое-что человечеству уже известно, а о большей части этих археологических культур остается лишь догадываться, собирая по крупицам все крошечные обрывки знаний и складывая их воедино.

Все это касается и истории южноамериканских народов, боровшихся за свое выживание и с соседями, и с природой, и с мрачным небытием, победить которое не под силу, к сожалению, никому. Какие-то цивилизации, например, Инки, сумели некоторую информацию о себе оставить, и то благодаря лишь тому, что знания о них зафиксировали их же убийцы. Хорошая услуга, не правда ли?...



Зерно хлеборобов культуры Мочика упало на благоприятный грунт, дав жизнь бесстрашным воинам и героям Южной Америки – культуре Чиму. Хотя прошло немало времени, прежде чем землепашцы, погрязшие в кровавых культах богам плодородия, сумели породить нечто сильное и жизнеспособное. Культура Мочика или Моче растворилась в прошлом, оставив после себя всего ничего – пару каменных пирамид, более похожих на груды камней, и пару сильных народов, одним из которых был народ Чиму.

Так кто же они, собственно, эти Чиму? Известно, что первая археологическая информация о новой сформированной культуре на западном побережье Южной Америки, пришедшей на смену Мочика, отсылает нас к началу первого тысячелетия. В это время вся прибрежная территория, начинающаяся на севере современного Перу и тянущаяся вниз вдоль Анд на 1000 км, принадлежала молодой, энергичной и сильной цивилизации, проявлявшей незаурядные познания и умения во всех сферах жизнедеятельности.

По раскопанным артефактам становится ясно, что культура Чиму, как носитель потенциала своих предшественников, раскрылась сразу в нескольких направлениях, решающим из которых стало обустройство государства. Их называют первыми южноамериканскими феодалами, ведь именно Чиму установили первыми аналогичный феодализму социальный строй в своей стране, называемой Чимор. Во главе государства находилась династия правителей, которой служили в качестве вассалов несколько могущественных семей, обладающих собственными землями, армиями и некоторыми правами автономии. У них были свои вассалы, которые поставляли своему правителю обученных для войны солдат, а также провизию, скот и оружие. К сожалению, этому народу не хватило мудрости и снисходительности провидения начать использовать металл для производства оружия, который они научились выплавлять. Если в то время первое металлическое копье появилось бы именно у Чиму, история второго тысячелетия Южной Америки пошла бы совершенно по другому сценарию. Но вместо этого весь свой потенциал носители культуры Чиму направили на изготовление товаров, востребованных соседними племенами, а также внутренними потребителями страны - знатью. Зарождение элементов торговли у культуры, практикующей натуральный обмен – явление весьма примечательное и о многом говорящее...



Культура Сикан – одно из многих белых пятен в истории Южной Америки. Странная получилась ситуация с этой цивилизацией, следы которой уходят в третью четверть первого тысячелетия, на рубеж заката одних мощных культур, и появления новых, более современных, но менее развитых. Люди, которых называют носителями сиканской культуры, дают о себе знать в нескольких уникальных памятниках, способных пролить свет на более точную в историческом плане судьбу народов Древней Южной Америки.

С одной стороны проблема культуры Сикан состоит в том, что авторство ее возникновения принадлежит только одному человеку, исследователю Идзуми Симада . С его именем и связано начало поиска истоков этой до недавнего времени не известной цивилизации. Чтобы проще в вопросе было ориентироваться, стоит указать, что иногда данную культуру называют культуру Ламбайеке, ранее выделяемую в отдельное звено в истории развития южноамериканского континента.

С другой стороны существует действительно несколько памятников археологической культуры, которые невозможно отнести к ранее описанным цивилизациям в силу разных причин. Соответственно, вопрос сиканской культуры был вынесен в отдельное дело, до сих пор активно развиваемое современной историографией. За несколько лет исследование есть определенные подвижки, позволяющие с определенностью говорить о такой цивилизации, как Сикан.

Конечно, письменных источников о данной культуре нет. Но есть археологические источники, в частности останки поселений, расположенные на территории современной Перу, а именно в северной ее части. Регионально это соотносится с местностью долин Ла-Лече, Сана, Мотупе и Ламбайеке, а также с областью Батан Гранде, где концентрация памятников сиканской культуры максимальная.

Так что же наверняка известно об этой цивилизации? Первым делом историки говорят о существовании этой культуры в промежутке между жизнедеятельностью культуры Мочике, уже известной по ряду публикаций и проявившей себя в истории Южной Америки, и объединением народов под эгидой Империи Инков, наиболее известной формации на этом континенте. Датируется же сиканская культура 750 – 1375 годами н.э. Наверняка известно, что конец этой цивилизации положили народы Чиму, основавшие царство Чимор, активно противостоящие Империи Инков и потерпевшие от нее поражение.

Последующие факты, принимаемые официальной историографией, как точные, являются не более, чем предположением, основанным на косвенных доказательствах. Во-первых, ранний период развития Сикана, начинающийся с 750 года, никакой конкретной информации о народе этой культуры не несет. Хочется лишь указать, что только основываясь на наличии своеобразной керамики на этой территории, историками делаются выводы о появлении новой цивилизации, в последующем развившейся до значительного уровня. Уже упоминаемый исследователь Симада находит еще некоторые подтверждения самобытности и уникальности Сикана в столь ранний период, но оставим приводимые им факты на его же совести...



И по сегодняшний день точно неизвестно, что происходило в доисторические (или же в доиспанские) времена на территории Южной Америки. Первые письменные сведения об этом периоде истории континента были составлены первыми европейскими колонизаторами на основе слов местного населения, которое, правду говоря, плохо понимало испанский язык. К слову сказать, особыми лингвистическими познаниями языковой группы пукина или кечуа прибывшие с Европы завоеватели также не отличались. Вот и получилось, что передавали информацию друг другу покоренный и покоряющий народы не совсем корректно и объективно. Что из этого получилось? Да практически ничего хорошего.

Не имея письменных источников, оставленных изучаемыми народами или их современниками, или каким-нибудь другим образом полученных достоверных данных о делах давно минувших дней, современные ученые пытаются найти способы связать воедино имеющиеся у них факты с помощью собственных теорий и гипотез. Наиболее подходящие из них становятся классическими и перекочевывают в учебники в качестве официальной историографии. Другие версии либо забываются и остаются в безызвестности, либо подхватываются оппонентами и разрастаются вглубь и ширь, обзаводясь различными непроверенными и необоснованно предполагаемыми фактами, деталями, подробностями и объяснениями. На фоне такого диссонанса мыслей и случился раскол официальной историографии с околонаучной деятельностью, каждая из которых предала свою конкурентку анафеме.

А ведь по-другому и быть не могло. Официальная наука, очень неповоротлива и крайне структурированная, не в состоянии воспринимать в себя все имеющиеся, вырванные из контекста истории Южной Америки факты. Имея свойство накопляться, отвергнутые или проигнорированные данные, не поддерживающие официальную историческую линию, однажды выделились в отдельную группу, постепенно выстроившись в альтернативную гипотезу. Ведь каждый отброшенный из одной версии факт принимается противоположной версией, усиливая последнюю и ослабляя первую. Именно так происходит и с историей Южной Америки, в частности с необъяснимыми на сегодняшний день феноменами высокоразвитой технократической цивилизации, именуемой Тиуанако, имеющей похожие на нее по уровню развития культуры.

Недалеко от одного из самых загадочных озер в мире, расположенного на высоте немногим менее 4 000 метров, а именно на восточном побережье озера Титикака, находятся развалины одного из самых спорных, самых загадочных и самых необычных городов планеты Земля – города Тиуанако. Так говорят люди, знающие значительно больше об этих остатках городища, чем обычные обыватели. Так говорят туристы, посетившие эти места. Так говорят представители туристических компаний, зазывающие сюда сотни тысяч туристов в год. Да и действительно, этот некогда могущественный город существенно отличается от всего того, что можно назвать классическими руинами. В Тиуанако собственно руин то и нет, ну разве что если называть таковыми рассыпавшиеся от толчков землетрясений многотонные каменные блоки, то там и сям хаотически лежащие на сочной и зеленой траве. Нет, в классическом понимании обывателя этот город нельзя назвать руиной...



История имеет свойство повторяться.… Эти хрестоматийные слова подразумевают одну важную характеристику истории человечества в том смысле, что ничто не ново на этой Земле, и что когда-нибудь кто-нибудь повторит, скажет, сделает или создаст то, что уже некогда было под этой Луной. Казалось бы, простая истина тем и проста, что под нее можно подобрать любые аргументы, любые аналогии или любые примеры, а опровергнуть ее фактически невозможно. Наверное, в этом и заключается особенность умных изречений - не быть попранными и оставаться на плаву, даже в самых неблагоприятных ситуациях. Странно, но применить эту фразу можно ко все той же мировой истории, но в совершенно другом ключе, достаточно неожиданном, на что последует лаконичная ремарка – история действительно имеет свойство повторятся. Итак, о чем же это мы? Да о культуре Чибча, проживающей на самых южных землях Южной Америки, фактически у самых пределов Мезоамерики, во времена, когда Европа стонала под ярмом феодального мироустройства, когда Европа жила во мраке Средневековья, в темные времена инквизиции и крестовых походов во славу Гроба Господнего. Имеем ли мы право призывать себе на помощь фразу о повторе истории? Пожалуй, да, ведь именно эти слова странным образом и с определенной долей мистики предопределяют дальнейшую судьбу тех народов, о которых ми поведем речь – о племенах Чибча и европейцах. Но оставим это на потом, и возвратимся вглубь веков, на 500, а то и 1000 лет назад, и представим себе, каким был юг южной Америки в то время.

Горные долины, экваториальные воздушные массы, огромные количества тепла и света, живящих землю и ее обитателей, в том числе людей, поселившихся здесь в пятом столетии н.э. Эти люди, добрые, мирные и тихие по натуре, изгонялись со всех земель, где они хоть раз собирались закрепиться. Но постоянное движение многих народов и племен, более сильных, многочисленных и агрессивных, не давало возможности предаться людям обычной мирной жизни. Вспоминается все та же аналогия с Европой и тем «цивилизованным» миром, историю которых мы хорошо знаем – большие массы людей устремляются в поисках счастья в неизведанные, пустынные земли навстречу своей судьбе, отдаваясь в руки провидению и своих сильных и мудрых вождей. И все это пятый век, все это происходит в Европе и Азии. В Америке происходит тоже самое?...



Что мы сегодня понимаем под словом «культура»? С одной стороны существуют академические определения этого термина, более узкие и более обобщающие, созданные разными людьми в разное время и охватывающие разные аспекты тех или иных проявлений деятельности человека. Одним словом, на Земле было, есть и будет много людей, желающих сказать свое слово и добавить свою лепту в формирование понятия «культура». С другой стороны есть огромная масса людей, так или иначе, не связанных с процессом анализа культуры как таковой, но каждый день создающие эту самую культуру собственным существованием, действиями, вкусами, языком, предпочтениями, эмоциями, воспоминаниями, традициями и так далее. То есть, существуют носители культуры, которые собственно ее и творят, исходя, в большинстве случаев, из традиций и мировоззрения своих предков и окружающих людей.

И вот на каком-то из временных отрезков сходятся и одни люди – академики и ученые, и другие – носители культуры в одном месте. И тогда происходит то, что мы называем наукой, а именно изучение, анализ, обобщения, систематизация, фиксация, каталогизация и расстановка всего на «свои» места с тем, чтобы в любой момент использовать то или иное знание в целях последующего изучения. Хорошо, когда обе группы этих людей непосредственно встречаются, общаются, формирует единое общее зрение, уточняя нюансы и корректируя неточности. Но что получается в том случае, когда одна из сторон не присутствует на таком «совете»?

В результате имеем именно такую ситуацию, которая сложилась в Южной Америке. Вопросы культуры на этом континенте изучается носителями абсолютно другой, далеко не дружественной цивилизации, при этом анализируются действия и существование людей, ушедших в могилу многие тысячи лет назад, а прах их потомков, хранивших в своих головах и сердцах элементы культуры, уже больше чем пять столетий питает растительность материка. Но давайте мы абстрагируемся от таких грустных размышлений и пойдем этим единственным путем, пока что доступным обычному человеку. Попробуем увидеть проблему культуры Южной Америки не изнутри, что было бы, по крайней мере, честно, а посмотрим на нее со стороны, как в кино. Возьмем лишь то, что нам нужно, и отбросим то, что нам не интересно или то, что нас не устраивает. Мы ведь можем это, не так ли? Что нам стоит не заметить какие мелкие несоответствия? Намного ведь проще поверить в то, что мы сами придумали?

Допустим, изучить историю давно забытых и погребенных под тоннами грунта народов и цивилизаций можно, конечно, в контексте исключительно поставленных задач. Ну, например, 5 000 лет назад построено то или иное строение или 300? Мы ведь можем? Можем.… Есть хорошие приборы, которые с точностью в 50-100 лет могут определить возраст объектов, содержащих в себе углерод, например, или кремний, или какие-то радиоактивные металлы. То есть, есть объективные данные, на которые можно опираться. Ну а есть домысли, основывающиеся на обобщениях, интерпретациях и экстраполяциях. Вот о них мы сегодня и поговорим...

История формирования населения материка

Население Южной Америки формировалось в несколько этапов. Делится оно на коренное и пришлое. Коренное население принадлежит к монголоидной расе. Древние племена проникли на континент примерно $17$ тыс. лет тому назад. Это были племена кечуа, аймара, инки . Последние создали могущественное государство на севере материка (на территории современного Перу ) – империю инков . Колумб, открыв новые земли, предположил, что попал в Индию. Поэтому он и назвал местных жителей индейцами .
Это название коренных народов Нового Света закрепилось в науке.

Первыми колонизаторами были испанцы и португальцы. Далее пришли французы, голландцы, англичане.

Определение 1

Людей европейского происхождения, но родившихся в колониях, называли креолами .

Европейцы привезли для работы на плантациях негров-рабов. Таким образом население Южной Америки сочетает в себе представителей всех рас планеты. Потомки браков европейцев и индейцев называются метисами . А потомков браков европейцев и негров называли мулатами , а индейцев и негров – самбо .

Замечание 1

Большинство населения составляют именно представители смешанных рас.

После Второй мировой войны в Южную Америку попали выходцы из Германии и стран-союзников, бежавшие от преследований, и бывшие узники концлагерей, не пожелавшие возвращаться на родину.

Размещение населения по территории континента

Население Южной Америки распределено по территории материка неравномерно. Это обусловлено как природными факторами, так и социальными причинами.

Основная масса населения сосредоточена на побережье (особенно – Атлантическом). Средняя плотность населения здесь доходит до $100 $человек на $км²$. Самая низкая плотность населении – во внутренних районах континента – менее $1$ человека на $км²$. Средний показатель плотности населения – $20$ чел/ $км²$. Ниже показатели только у Австралии.

Современная структура населения Южной Америки

Как уже упоминалось, население материка имеет сложную этническую структуру. Нации находятся на стадии формирования. Смешение народов привело к смешению обычаев, традиций, религиозных верований населения.

Варварское отношение колонизаторов к индейцам привело к утере огромного пласта знаний о традициях и обычаях коренных народов материка. Население Южной Америки принадлежит ко второму типу воспроизводства . Уровень урбанизации составляет примерно $70$%. На сегодня в Южной Америке насчитывается около $40$ городов-миллионеров. Самые крупные из них: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Богота, Лима . В последнее время активно растет население крупных городов континента. Этот процесс демографы называют «ложной урбанизацией» , так как она не обусловлена должным уровнем развития производственных сил общества, условиями и уровнем жизни многочисленного городского населения мегалополисов.

Среди языков преобладают португальский и испанский . Именно эти страны захватили самые большие по площади колонии.

Политическая карта Южной Америки

На современной политической карте Южной Америки выделяют $15$ государств и территорий . Суверенными независимыми из них являются $13$.

Большинство из них получили политическую независимость еще в конце $ХІХ$ века. Это обусловило более высокие показатели экономического развития по сравнению со странами Африки и Азии.

По уровню экономического развития все страны принадлежат к группе развивающихся стран . На их экономическое и политическое развитие влияют главные развитые страны современного мира.

Экономика этих стран носит многоукладный характер. Реформация хозяйственной и политической структуры стран позволит существенным образом улучшить благосостояние населения континента.

Самые большие по площади государства:

  • Бразилия (столица Бразилиа),
  • Аргентина (столица Буэнос-Айрес),
  • Перу (столица Лима),
  • Чили (столица Сантьяго),
  • Венесуэла (столица – Каракас).

Самая большая колония, принадлежащая Франции, – Гвиана.

Рассматривая коренное население Южной Америки , стоит отметить, что латиноамериканский континент является тем регионом планеты, где индейцам дают не только свободно жить и развиваться, но и занимать ответственные руководящие посты государственного значения.

Одним из примеров того, как представителю индейцев удалось получить президентское кресло, можно считать победу Эво Моралеса на выборах в Боливии. Этот человек является представителем индейского племени аймара, то есть представителем коренного населения Южной Америки. Такая национальная принадлежность делает Эво Моралеса настоящим лидером для всех без исключения коренных народов Южной Америки. Еще одним представителем индейских племен, получившим высший государственный пост, является президент республики Перу Ольянта Умала. Он принадлежит одному из самых многочисленных перуанских индейских племен – кечуа. Конечно, не нужно полагать, что образ жизни коренного населения Южной Америки не претерпел никаких изменений. И Умала, и Моралес – это активные политики, которые стараются привести свои государства к процветанию. Проанализируем ситуацию с тем, как распределены коренные народы Южной Америки по всей территории континента.

Теми государствами, где коренное население составляет большой процент от общей численности граждан, является Перу, Боливия, Мексика и Гватемала. При этом в таком государстве как Перу численность индейского населения составляет 14 миллионов человек. Если учесть, что по всей Латинской Америке индейцев не более 48 миллионов, то это почти 30% от общего числа. Коренное население Южной Америки вовсе не является однородным и не имеет строго определенных территорий компактного проживания. Так расселение индейцев происходило и происходит от Мексики до южных районов Аргентины и Чили.

Коренные народы Южной Америки – это аймара, кечуа, которые относятся к потомкам инков. Это гуарани и мапуче, проживающие, в основном, в южной части континента. Кстати говоря, чаще вместо слова «мапуче» употребляется другой вариант названия индейской народности «арауканы». Коренное население Южной Америки – это еще и теуэльче, которых почти вытеснили те самые арауканы. Это и чибча (моска), культура и история которых наполнена не меньшим количеством загадок и легенд, нежели культура майя. В амазонской сельве Перу проживает собирательная народность шипибо-конибо, которые говорят на своем языке, и мало, кто из представителей этого коренного народа Южной Америки понимает испанский. Шипибо-конибо дали миру знаменитого перуанского художника Пабло Амаринго. О культуре шипибо-конибо снято большое количество документальных фильмов. Некоторые из них были удостоены международных премий на европейских и американских фестивалях документального кино. В Венесуэле и Гайане проживает еще одни представители коренного населения Южной Америки – это индейцы варао (гуарао). Удивительно, но это племя почти полностью ведет вегетарианский образ жизни, позволяя себе употребление лишь фруктов, овощей и рыбы. Это связано с тем, что культура варао почти полностью запрещает охоту, чтобы не разгневать богов варао. Коренное население Южной Америки – это и крайне немногочисленное племя ботокудо, проживающее на территории Бразилии. Представители этого племени до сих проповедует оккультные верования, часто доводя себя до пограничных состояний между жизнью и смертью, чтобы увидеть своих усопших предков и услышать их советы. У ботокудо отсутствует развитая система счета: кроме единицы других чисел у этих людей нет.

Также смотрите:

Распространенный язык стран Латинской Америки

Если говорить о наиболее распространенном языке Латинской Америки, то это испанский. Однако существует и ряд других языков, которые являются неотъемлемой частью культуры южноамериканских государств. Речь идет о португальском, английском, голландском и французском языках.

Плотность населения Южной Америки: анализ сложившейся ситуации

За последние годы численность населения Южной Америки существенно выросла. Это связано не только с высоким уровнем рождаемости, но и с некоторыми другими факторами, о которых стоит сказать более подробно.

Я - просто индеец. Ветер в моих волосах. Я - просто индеец. Дождь мою краску смыл. В моих руках моя сила, танец в моих ногах. Я буду идти, пока моих хватит сил.

Индейцы - название коренного населения Америки, данное туземцам Колумбом, считавшим, что открытые им земли на самом деле Индия. В наше время во многих американских странах название "индейцы" заменяется словом "коренное население".

Предки индейцев пришли из Северо-Восточной Азии и заселили оба американских континента примерно 11-12 тыс. лет назад . Языки индейцев составляют отдельную группу индейских (америндских) языков, подразделяющихся на 8 североамериканских, 5 центральноамериканских и 8 южноамериканских семей.

У индейцев Центральной Америки основное место в мифологии занимали мифы о возникновении огня и происхождении людей и животных. Позднее в их культуре появились мифы о каймане - покровителе пищи и влаги и добрых духах растений, а также мифы, присущие всем видам мифологий - о сотворении мира.

Когда индейцы стали широко использовать в земледелии культуру маиса, появились мифы о верховном женском божестве - «богине с косами». Интересно, что у богини нет имени, и её название принимается лишь условно, являясь примерным переводом. Образ богини объединяет представление индейцев о духах растений и животных. «Богиня с косами» является одновременно олицетворением и земли, и неба, и жизни и смерти.

Выделяется несколько хозяйственно-культурных типов индейцев, существовавших к началу европейской колонизации, и соответствующих им историко-культурных областей.

Охотники и рыболовы Субарктики (северные атапаски и часть алгонкинов). Населяют тайгу и лесотундру Канады и внутренних районов Аляски. Выделяются три подобласти: равнины Канадского щита и бассейн реки Макензи, где обитают алгонкины (северные оджибве, кри, монтанье-наскапи, микмаки, восточные абенаки) и восточные атапаски (чипевайан, слэйви и др.); субарктические Кордильеры (от среднего течения реки Фрейзер до хребта Брукс на севере), которые населяют атапаски чилкотин, карриер, талтан, каска, тагиш, хан, кучин и др., а также внутриматериковые тлинкиты; внутренние районы Аляски (атапаски танана, коюкон, колчан, атна, ингалик, танаина). Занимались сезонной охотой, главным образом на крупную дичь (северный олень-карибу, лось, в Кордильерах также горный баран, снежная коза), сезонным рыболовством, собирательством (ягоды). В Кордильерах большое значение имела также охота на мелких зверей и птиц (куропатка). Охота главным образом загонная и с ловушками. Орудия из камня, кости, дерева; ряд народов на западе (тутчон, кучин и др.) использовал добытую (атна) или покупную самородную медь. Транспорт: зимой - снегоступы, сани-тобогган, летом - каноэ, сшитые из бересты (в Кордильерах - также из еловой коры). Делали одеяла из полосок меха, сумки из шкур и бересты, развита выделка замши.

Традиционная одежда (рубахи, штаны, мокасины и ноговицы, варежки) из шкур и замши, украшена иглами дикобраза и мехом, позднее бисером. Заготовляли сушёное мясо, размолов и смешав с жиром (пеммикан), и юколу. В Кордильерах употребляли ферментированные рыбу и мясо. Жилище в основном каркасное, крытое шкурами или корой, коническое или куполовидное из связанных концами жердей или врытых в землю опор с перекладинами, на западе также прямоугольное, на Аляске каркасные полуземлянки, крытые шкурами, землёй и мхом, у слэйви и чилкотин - постройки из брёвен и досок в виде двускатного шалаша.

Вели полукочевой образ жизни, концентрируясь и распадаясь на мелкие группы в зависимости от календарного цикла. Преобладала малая семья. Домохозяйства (из родственных малых семей или большесемейные) входили в локальную и региональную группы. У атапасков Аляски и отчасти Кордильер существовали также матрилинейные роды. Отдельные группы индейцев Кордильер заимствовали элементы родственной структуры у индейцев северо-западного побережья. Втянутые европейцами в торговлю пушниной, многие группы стали сезонно селиться в посёлках у миссий и торговых факторий.

Рыболовы, охотники и собиратели северо-западного побережья Северной Америки. Этнолингвистический состав сложен: вакаши (квакиутл, нутка, белла белла, хайсла, маках и др.), салиши (белла кула, тилламук, центральные салиши), макросемья на-дене (атапаски Орегона, тлинкиты, возможно, также хайда) и семья цимшиан.

Основные занятия - морское и речное рыболовство (лосось, палтус, треска, сельдь, рыба-свеча, осётр и др.) с помощью запруд, сетей, крючков, ловушек и промысел морского зверя (у нутка, маках - китов) на плоскодонных долблёных лодках с помощью каменных и костяных гарпунов, копий. Охотились на снежных коз, оленей, лосей и пушного зверя, собирали корни, ягоды и др.

Были развиты художественные ремёсла: плетение (корзины, шляпы), ткачество (накидки из шерсти снежных коз), обработка кости, рога, камня и особенно дерева - характерны тотемные столбы из кедра возле домов, маски и др. Знали холодную ковку самородной меди. Жили в поселениях в больших прямоугольных домах из досок с двускатной или плоской крышей, покидая их на время летнего сезона. Существовала престижная экономика (обычай потлача), характерны имущественное и социальное неравенство, развитая и сложная социальная стратификация, деление на знать, общинников, рабов (рабство пленных, долговое рабство на юге).

Выделяются районы: северный (тлинкиты, хайда, цимшиан, хайсла) и южный (большая часть вакашей и другие народы к югу). На севере были характерны матрилинейная родственная структура, ношение женщинами лабреток в нижней губе, для юга - обычай деформации головы, би- и патрилинейность. Вакаши и прибрежные салиши также могут быть выделены в промежуточный центральный район. На севере и у вакашей распространён тотемизм, у вакашей и белла кула - ритуальные тайные общества, заимствованные также народами Севера.

Собиратели и охотники Калифорнии. Этнолингвистический состав разнороден: хока (карок, шаста, ачумави, атсугеви, яна, помо, салинан, чумаш, типаи-ипаи и др.), юки (юки, ваппо), пенути (винту, номлаки, патвин, майду, нисенан, йокутс, мивок, костаньо), шошоны (габриелино, луисеньо, кауильа, серрано, тубатубал, моно), макросемьи алгик (юрок, вийот), атапаски (толова, хупа, като).

Основные занятия - полуоседлое собирательство (жёлуди, семена, травы, клубни, корни, ягоды; насекомые - кузнечики и др.), рыболовство, охота (олень и др.), у народов южного побережья (чумаш, луисеньо, габриелино) - морское рыболовство и морской зверобойный промысел (также на севере у вийот). При сборе семян применяли особые орудия - семявыбивалки. Для поддержания продуктивности собирательских угодий практиковалось регулярное выжигание растительности.

Основной продукт питания - промытая желудёвая мука, из которой варили кашу в корзинах, опуская туда раскалённые камни, и пекли хлеб. Меновым эквивалентом служили связки дисков из раковин. Было развито плетение (водонепроницаемые корзины); как декоративный материал использовали птичьи перья. Жилища - куполообразные землянки, конические шалаши из пластин коры секвойи, хижины из тростника и хвороста. Характерны ритуальные парильни (полуземлянки) и маленькие амбары для желудей (на сваях и платформах). Одежда - набедренные повязки у мужчин и юбки-передники у женщин, накидки из шкур.

Преобладающая социальная единица - линидж (главным образом патрилинейный), территориально-потестарная - трайблет (100-2000 человек), который обычно включал несколько селений, во главе с вождем одного из них - нередко наследственным (по линиджу), занимающим привилегированное положение. Существовали ритуальные общества. Типичны случаи мужского (иногда женского) травестизма.

Индейцы богатой рыбой северо-западной Калифорнии (юрок, толова, вийот, карок, хупа, чимарико) по хозяйственно-культурному типу приближались к индейцам северо-западного побережья. Население сосредоточивалось вдоль рек, основное занятие - рыболовство (лосось). Существовало имущественное расслоение, долговое рабство. Индейцы нагорья в северо-восточной Калифорнии (ачумави, атсугеви) имели некоторое сходство с индейцами Плато и Большого Бассейна. Основные занятия - собирательство (корни, луковицы, в некоторых местах - жёлуди и др.), рыболовство, охота на оленей и водоплавающую птицу. На северо-западе и северо-востоке Калифорнии не выявлены признаки родовой организации. На юге Калифорнии заметно культурное влияние индейцев юго-запада Северной Америки, у ряда народов была известна лепная керамика.

Земледельцы лесов Востока Северной Америки. Сочетали ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, тыква, фасоль и др.) с охотой (на северо-востоке сезонной), рыболовством и собирательством. Орудия из камня, дерева, кости; знали холодную обработку меди, изготовление лепной керамики. Месторождения меди разрабатывались к западе от озера Верхнее и в Аппалачах. Обрабатывали землю палками и мотыгами из лопаток и рогов оленя и лося. Поселения часто укреплённые. Распространены татуировка и раскраска тела, использование перьев птиц в декоративных целях и для одежды. Выделяются два региона: Северо-Восток и Юго-Восток.

Индейцы Северо-Востока (ирокезы, алгонкины) обитали в лесах умеренного пояса (на западе также в лесостепи) в районе Великих озёр. Собирали кленовый сок. Были развиты обработка дерева, плетение. Изготовляли лодки из коры и долблёнки, одежду и обувь (мокасины) из шкур и замши, украшенной иглами дикобраза. Жилище - большой прямоугольный каркасный дом или овальное, иногда круглое, куполообразное сооружение с каркасом из ветвей (вигвам), крытое пластинами коры или травяными циновками; на севере также крытый корой конический шалаш.

Регион включал три историко-культурных района. В восточном (от озера Онтарио к северо-запад до озера Гурон и к юго-Восток до Атлантического океана) у ирокезов (гуроны, собственно ирокезы) и части восточных алгонкинов (делавары, могикане) в основе социальной организации - матрилинейный род с делением на линиджи и сублиниджи, образующие семейно-родственные общины, занимавшие длинные дома.

У ирокезов, гуронов, могикан - племенная организация, возникали союзы племён (Лига ирокезов, в XVII веке - конфедерация могикан); у приатлантических алгонкинов основная социально-потестарная единица - деревня, счёт родства - патрилинейный или билинейный, возникали территориальные группы и их объединения во главе с наследственными вождями, возможно, протовождества (сахемство наррагансетов и др.). Был развит обмен. С XVI века как меновый эквивалент и в церемониальных целях использовался вампум (бусы из раковин). Традиционное оружие - особой формы деревянные палицы (со сферической головкой, с каменым или металлич. лезвием). В западном районе (север-восток бассейна Миссисипи, области к югу и юго-западу от озера Мичиган, Гурон, Верхнее), населённом главным образом центральными алгонкинами (меномини, потеватоми, саук, фокс, кикапу, маскутен, шауни, группы племён иллинойс и майами) и отчасти сиу (виннебаго), характерны патрилинейные роды, племенная организация с дуальной потестарной структурой ("мирные" и "военные" институты), полуоседлое сезонное обитание - летом в каркасных домах в земледельческих селениях по берегам рек, зимой в вигвамах в охотничьих лагерях. Охотились на оленей, бизонов, другую дичь.

Существовали ритуальные общества и фратрии (как и у ирокезов на востоке), большие семьи. Северный район (к северу от Великих озёр, также юго-восточный Квебек, Нью-Хэмпшир и Вермонт), населённый алгонкинами (юго-западные и юго-восточные оджибве, оттава, собственно алгонкины, западные абенаки), составлял переходную зону к Субарктике. Земледелие (кукуруза) из-за широтно-климатических условий имело подсобное значение, главное занятие - рыболовство в сочетании с собирательством и охотой. Характерен патрилинейный локализованный тотемный род. Летом концентрировались у рыбных промыслов, остальное время жили дисперсно небольшими группами. На западе около озера Верхнее и Мичиган у меномини, оджибве и других важное значение имел сбор дикого риса.

Культуры индейцев Юго-Востока развивались в условиях субтропических лесов (от долины реки Миссисипи до Атлантического океана). Относятся к мускогам, на периферии региона жили алгонкины Северной Каролины и Виргинии, ирокезы (чироки) и сиу (тутело и другие).

На охоте использовали духовую трубку. Зимнее жилище круглое, на земляной платформе (высотой до 1 м), бревенчатое, крыша из жердей с глиной и травой в промежутках, летнее - прямоугольное двухкамерное с белёными стенами, у семинолов во Флориде - свайное с двускатной крышей из пальмовых листьев, у алгонкинов - каркасное, крытое корой. Родственная структура основана на материнской филиации (кроме ючи). Для мускогов характерно деление племени на "мирную" и "военную" половины. У криков, чокто существовали союзы племён, у натчей и ряда других народов юго-востока и бассейна Миссисипи - вождества, возникавшие с VIII-X веков после демографического взрыва в результате широкого распространения кукурузы. Развивалась социальная стратификация, выделилась привилегированная элита.

Конные охотники Великих равнин. Относятся к сиу (ассинибойны, кроу, дакота), алгонкинам (чейенны, арапахо, черноногие), кэддо (собственно кэддо), шошонам (команчи), кайова-таноанской семье (кайова). Были вытеснены на Великие равнины с северо-востока и запада Северной Америки до и в ходе европейской колонизации XVII-XVIII веков. Заимствовав у европейцев лошадь и огнестрельное оружие, занялись коневодством и кочевой охотой на бизонов, а также на оленей, лосей, антилоп-вилорогов. Летом проводилась загонная охота всеми мужчинами племени. Оружие - лук со стрелами, копьё (у команчей, ассинибойнов), каменные булавы, позднее - ружья. Зимой распадались на кочевые общины, занимались охотой, собирательством (красный турнепс, почки молочая, чертополох, ягоды и др.). Орудия - из камня и кости. При перекочёвках имущество перевозилось на волокушах, собаках, позднее на лошадях.

Традиционное жилище - типи из шкур бизонов диаметром до 5 м, с очагом в центре и отверстием для дыма в верхушке. Общеплеменные летние лагеря имели круговую планировку с палаткой совета (тиотипи) в центре. Каждая охотничья община занимала в лагере своё место.

Традиционная одежда из оленьей или лосиной кожи украшалась перьями, иглами дикобраза и бисером. Характерны головной убор воина из орлиных перьев, браслеты и ожерелья из раковин, зубов и костей животных. Распространена татуировка и раскраска лица и тела. На востоке мужчины выбривали голову с боков, оставляя высокий гребень. Раскрашивали изделия из кожи (одежды, типи, бубны), изготовляли одеяла из шкурок. Важную роль играли общеплеменная организация, мужские союзы. Наследственная власть вождей постепенно вытеснялась властью военной элиты.

На востоке Великих равнин (прерии) сформировался переходный тип, сочетавший конную охоту на бизонов с ручным подсечно-огневым земледелием. Относятся к кэддо (арикара, уичита, пауни) и сиу (оседж, канза, понка, куапо, омаха, айова, мандан, ото, миссури). Земледельческими работами занимались в основном женщины, подготовкой полей для посева, выпасом лошадей и охотой - мужчины. Землю обрабатывали мотыгой из бизоньей лопатки, граблями из оленьих рогов, палкой-копалкой. Поселения круговой планировки, часто укреплённые. Традиционное жилище - "земляной дом" - большая (12-24 м в диаметре) полуземлянка, крыша полусферическая из ивовой коры и травы, покрытая слоем земли, имела в центре дымоход. Летние жилища-шалаши располагались на полях. После всхода посевов откочёвывали в прерии для охоты на бизонов, жили в типи. Возвращались в поселения к сбору урожая. Зимой жили по долинам небольших рек, где имелся подножный корм для лошадей и водилась дичь. Второстепенную роль играли рыболовство (с помощью плетёных ловушек) и собирательство. Преобладали родственные структуры, основанные на материнской филиации.

Два других переходных (или промежуточных) типа представлены индейцами Плато и Большого Бассейна. Собиратели, рыболовы и охотники Плато (нагорья и плато к северу от Большого Бассейна между Каскадными и Скалистыми горами, главным образом территорий бассейнов рек Колумбия и Фрейзер): в основном сахаптины (не-персе, якима, модок, кламат и др.) и салии (собственно салии, шусвап, оканаган, калиспел, колвил, спокан, кор-дален и др.), а также кутенай (возможно, родственны алгонкинам). Занимались собирательством (луковицы растения камас, корни и др., у кламат и модок - семена водных лилий), рыболовством (лосось) и охотой. Над речными потоками строили платформы, с которых били лосося острогами или вычерпывали сетями. Было развито плетение (из корней, тростника и травы). Жилище - круглая полуземлянка с креплением из брёвен и входом через дымовое отверстие, двускатный заземлённый шалаш, крытый корой или тростником. На летних стоянках - конические шалаши, крытые тростником. Транспорт - лодки-долблёнки, на севере (кутенай, калиспел) - каноэ из еловой коры с выступающими под водой спереди и сзади концами ("осетровый нос") для мелководных речек; для перевозки грузов использовали также собак. Основная социальная единица - деревня, возглавляемая вождём. Существовали также военные вожди. Некоторые племена (модок и другие) захватывали рабов на продажу (племенам северо-западного побережья). В XVIII веке индейцы Плато подверглись сильному влиянию индейцев Великих равнин, у которых многие народы переняли коневодство, типы одежды (парадные головные уборы из перьев и др.) и жилища (типи), на востоке перешли к конной охоте на бизонов.

Охотники и собиратели Большого Бассейна: шошоны (пайют, юте, собств. шошоны, кавайису) и вашо, близкие к индейцам Калифорнии . Основные занятия - охота (на оленя, антилопу-вилорога, горного барана, кроликов, водоплавающую дичь, на севере и востоке также на бизона) и собирательство (семена горной сосны и др., в ряде районов - жёлуди), на периферии региона (запад и восток) у крупных озёр - также рыболовство. Жилище - конический шалаш или куполообразная постройка на каркасе из жердей, крытых корой, травой или тростником, ветровой заслон и полуземлянка. Сушили мясо тонкими полосками. Одежда (рубашки, штаны, мокасины с ноговицами, накидки) из шкур бизона, оленя, кроликов. Вели кочевой образ жизни, собираясь в поселениях зимой. Существовали малая семья и аморфные локальные группы. В XVIII веке переняли у индейцев Великих равнин коневодство; на севере и востоке распространилась конная охота на бизонов.

Земледельцы и скотоводы юго-запада Северной Америки (юго-запада США и севере Мексики). В регионе представлено несколько хозяйственно-культурных типов, центральное место принадлежало земледельцам пуэбло, имеющим сложный этнолингвистический состав. Расцвет их культуры падает на X-XIV века - время существования огромных многоэтажных домов-поселений (Каньон Чако, Касас-Грандес). Занимались суходольным и орошаемым земледелием (кукуруза, фасоль, тыква и др., с середины XVIII века - пшеница и хлопчатник, фруктовые деревья). У европейцев заимствовали домашних животных. Сезонная охота и собирательство носили подсобный характер. У народов, окружавших зону пуэбло (южные атапаски - навахо, апачи) или занимавших юг и восток региона (главным образом говорившие на языках юто-ацтекской семьи - пима, папаго, яки, майо, тараумара и другие, и макросемьи хока), наряду с земледелием или вместо него важное значение имели охота и собирательство (папаго, сери, отчасти апачи). У части апачей получило развитие земледелие и скотоводство (навахо). У пуэбло и навахо развито ткачество, характерны серебряные украшения с бирюзой, у многих народов - "живопись на песке" - культовые изображения из цветного песка и кукурузной муки. Социальная организация основывалась главным образом на родовых структурах с материнской филиацией, у пуэбло также на религиозных обществах.

Индейцы центральной и южной Мексики, Центральной Америки, Больших Антильских островов и Анд (майя, ацтеки, миштеки, сапотеки, амусго, пипиль, чибча, кечуа и другие). Выделяются месоамериканский, карибский и андский регионы. Занимались интенсивным ручным земледелием с применением искусственного орошения (Мексика, Перу), террасирования горных склонов (Перу, Колумбия), грядковых полей (Мексика, Эквадор, горная Боливия), в лесных горных районах и тропических низменностях также подсечно-огневым земледелием. Выращивали кукурузу, бобовые, тыквенные, хлопчатник, овощи, перец-чиле, табак, в высокогорных районах - горные клубнеплоды, киноа, во влажных тропических низменностях - сладкий маниок, батат, ксантосому и др. В центральных и южных Андах разводили лам, альпак, морских свинок, в Центральной Америке - индеек, на побережье Перу - уток. Занимались охотой (в центральных Андах - облавной), рыболовство наибольшее значение имело на побережье Перу.

Традиционные ремёсла - гончарство, узорное ткачество на вертикальных ручных станках, плетение, обработка дерева (мужчины). В доиспанских государствах были развиты архитектура, монументальное и прикладное искусство, торговля, в том числе морская - на побережьях Мексики и Эквадора. В Андах во 2-м тысячелетии до нашей эры появляется металлургия меди и золота, в 1-м тысячелетии нашей эры - бронзы. Современные поселения - хутора (касерии) и деревни разбросанной или скученной планировки (альдеа), окружающие общинный центр - посёлок-пуэбло. Жилище однокамерное, прямоугольное в плане, из сырцового кирпича, дерева и тростника, с высокой дву- или четырёхскатной соломенной крышей, на юге Центральной Америки и в Колумбии - круглое, с конической крышей.

Для Центральной Америки характерны очаги из трёх камней, плоские или трёхногие глиняные сковороды, сосуды-триподы, для Северной и Центральной Америки (особенно Мексики) - паровые бани. Традиционная одежда из хлопка, шерсти. Характерны богато орнаментированные уипили, серапе, пончо, женские распашные юбки, соломенные шляпы. Преобладала большая патриархальная семья. Во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры в Мексике и Перу появляются мелкие протогосударственные объединения типа вождеств, в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры - крупные государственные образования (культуры майя, сапотеков, теотиуакан, мочика, уари, тиауанако).

Индейцы южноамериканских тропических низменностей и нагорий к востоку от Анд (араваки, карибы, тупи, пано, уитото, тукано, же и другие). Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (горький и сладкий маниок, батат, ямс и другие тропические клубнеплоды, кукуруза, персиковая пальма, после контактов с европейцами - бананы), рыболовство (с применением растительных ядов), охота (с луком и духовой трубкой) и собирательство. В поймах крупных рек преобладали рыболовство и интенсивное земледелие (кукуруза), в лесах на водоразделах - охота, собирательство и примитивное огородничество, в сухих саваннах - бродячее собирательство и охота наряду с оседлым земледелием в прилегающих лесах во влажный сезон. Во влажных затопляемых саваннах Венесуэлы, Восточной Боливии, Гвианы встречалось интенсивное земледелие на грядковых полях.

Были развиты гончарство, ткачество, резьба по дереву, монументальная живопись на стенах общинных домов (тукано, карибы), изготовление украшений из перьев, после испанского завоевания - из бисера. Основное жилище - большой дом (малока) длиной 30 м и более, высотой до 25 м для больших семей и хижины для малых или больших семей. Для индейцев Бразильского нагорья характерны поселения кольцевой или подковообразной планировки. Одежда из хлопка или тапы (набедренные повязки, передники, пояса) часто отсутствовала, на западе распространялись накидки и рубахи под влиянием индейцы Анд. У индейцев к востоку от Анд преобладали автономные общины численностью до 100-300 человек, на плодородных пойменных землях Амазонки, Ориноко, Укаяли, Бени возникли вождества, во внутренних лесных районах встречались мелкие бродячие группы. Семья большая, матрилокальная, на северо-западе Амазонии - патрилокальная.

У индейцев равнины Чако (северная Аргентина, западный Парагвай, юго-восточная Боливия) - гуайкуру, ленгуа, матако, самуко и другие - основные занятия - рыболовство, собирательство, охота, примитивное земледелие (после разливов рек), после заимствования у европейцев лошади у ряда племён конная охота.

Бродячие охотники степей и полупустынь умеренного пояса Южной Америки - Патагония, пампа, Огненная Земля (тэхуэльче, пуэльче, она, или селькнам). Основное занятие - охота на копытных (гуанако, викунья, олень) и птиц (нанду), после заимствования у европейцев лошади - конная охота (кроме огнеземельцев). Характерное оружие - бола. Были развиты выделка и раскраска кожи. Традиционное жилище - тольдо. Одежда - набедренные повязки и накидки из шкур. Семья большая, патрилинейная, патрилокальная. Арауканы центрального Чили уровнем общественной организации и типом хозяйства скорее напоминали народы Амазонки.

Морские собиратели и охотники юго-запада Огненной Земли и Чилийского архипелага - ямана (яганы) и алакалуф. Европейская колонизация прервала естественное развитие культуры индейцев. После демографического шока, вызванного распространением ранее не известных болезней, европейцы заняли многие земли индейцев, оттесняя их в малопригодные для жизни районы. В Северной Америке многие народы были вовлечены в неэквивалентную торговлю мехами, в Латинской Америке - превращены в зависимых крестьян (первоначально порой и в рабов). С 1830-х годов в США стала проводиться политика переселения индейцев на запад (так называемую Индейскую территорию, с 1907 - штат Оклахома) и образования резерваций. В 1887 был начат раздел племенных земель на индивидуальные участки (аллоты). Численность индейцев в США за два столетия сократилась на 75% (237 тыс. человек в 1900), многие народы (восток США, Канады и Бразилии, Антильские острова, юг Чили и Аргентины, побережье Перу) полностью исчезли, некоторые разделились на отдельные группы (чироки, потеватоми и другие) или объединились в новые общности (индейцы Братертауна и Стокбриджа, см. в статье Могикане, ламби в штате Северная Каролина). Во многих странах Латинской Америки индейцы стали важным компонентом формирования наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и другие).

Крупнейшие современные индейские народы: в Латинской Америке - кечуа, аймара, ацтеки, киче, какчикели, майя Юкатана, маме, арауканы, гуахиро, в Северной Америке - северные атапаски, навахо, собственно ирокезы, чироки, оджибве. В США официально признаны 291 индейский народ и около 200 деревенских общин аборигенов на Аляске, существует около 260 резерваций. Наибольшая численность индейского населения в штатах Оклахома, Аризона, Калифорния, в Латинской Америке - в горных областях Центральной и Южной Мексики, Гватемалы, Боливии, Перу, в Канаде - главным образом на севере провинций Онтарио и Квебек и в западных провинциях - Британская Колумбия, Саскачеван, Манитоба, Альберта. Растёт численность городского населения (свыше половины индейцев Северной Америки, особенно в городах Лос- Анджелес, Сан-Франциско, Чикаго, в Южной Америке - городах Маракайбо, Лима). Возникли города на территориях резерваций. В Канаде, в основном в северных и внутренних районах, индейцы сохранили часть этнических территорий, также превращённых в резерваци.

Современные индейцы воспринимают европейскую культуру и языки. Около 50% и в быту пользуются родным языком. Многие индейские языки находятся на грани исчезновения. На некоторых языках (кечуа, аймара, науа, гуарани) говорят по нескольку млн. человек, существует литература, печать, радиовещание. В США и некоторых странах Латинской Америки с конца XIX века наблюдается тенденция к росту численности индейцев. Уровень жизни ниже, чем у остального населения Америки. Основное занятие - работа по найму на территориях резерваций и в городах, в Канаде - на лесозаготовках; индейцы в городах в основном сохраняют связи с резервациями. Занимаются также фермерским хозяйством, мелким предпринимательством, ремёслами и изготовлением сувениров, часть доходов - от туризма и сдачи своих земель в аренду. Законом 1934 в США было введено огранич. самоуправление индейских резерваций через выборные советы общин, действующие под контролем правительственного Бюро по делам индейцев. В Канаде до конца 1960-х годов около половины индейцев сохраняли традиционные занятия. В Латинской Америке занимаются в основном ручным земледелием, работой по найму на плантациях и в промышленности, кустарными промыслами. Отдельные небольшие группы в Латинской Америке в основном сохраняют традиционную культуру. В Латинской Америке, особенно в Колумбии и Перу, важным источником дохода у отдельных групп стало выращивание коки по заказам наркокартелей.

Индейцы Северной Америки в основном - католики и протестанты, индейцы Латинской Америки - в основном католики. Растёт число протестантов (главным образом в Амазонии). Характерны синкретические индеанистские культы - "религия длинного дома" (возникла около 1800 среди ирокезов), туземная церковь Америки (пейотизм) (возникла в XIX веке на севере Мексики), шейкеризм (на северо-западе Северной Америки), церковь Креста (в районе реки Укаяли, возникла в 1970-х годах), пляска духа (XIX век) и др. У индейцев Центральной и Южной Америки доиспанские культы синкретически слиты с католичеством. У многих индейцев сохраняются традиционные культы. Характерны театрализованные представления, сопровождающиеся танцами в масках.

С середины XX века среди индейцев наблюдаются рост этнического и политического самосознания, возрождение интереса к родному языку и культуре. В Канаде создано 57 образовательных центров, в США - 19 колледжей, контролируемых индейскими общинами. Образованы межплеменные и национальные индейские организации. Крупнейшие: в США - Национальный конгресс американских индейцев, Национальный совет городских индейцев, Национальная ассоциация президентов советов общин, Организация Движение американских индейцев - центр распространения паниндеанизма - входит в Международный совет индейских договоров, пользующийся статусом неправительственной организации ООН; в Канаде - Национальное братство (Ассамблея первых наций); в Латинской Америке - Конфедерация индейских национальностей Эквадора, "Экуарунари", Федерация центров индейцев шуар, Национальная индейская конфедерация Мексики, Национальная индейская ассоциация Панамы, Индейская конфедерация Венесуэлы, Армия бедняков Гватемалы, Союз индейских народов Бразилии, а также международные организации: Всемирный совет индейских народов, Индейский совет Южной Америки. Некоторые организации прибегают к вооруженной борьбе.

Это самый крупный в мире мемориал посвящен самому известному индейцу - Это- Мемориал Неистового Коня. Он находится в Южной Дакоте. И посвящена эта скульптурная композиция самому известному вождю индейцев, который был невероятно воинственным. Его племя Лакота до самого конца противостояло правительству Америки, которое отбирало у них землю, где они и жили.

Вождь, носивший имя Неистовый Конь стал известным еще в 1867 году. Именно тогда разгорелась страшная война между местными индейцами и европейцами, которые вторглись на континент. Только Неистовый Конь смог сплотить своих людей. И в одной из схваток они разбили даже отряд Уильяма Феттермана. Во всех важных боях, вождь принимал участие. И только его вера в будущее, добрая доля храбрости и отваги смогли убедить племя Лакота в своих силах и могуществе. Ни разу Неистового Коня не настигла стрела противника.

В середине 20 века было принято решение сделать гигантскую статую, которая бы изображала Неистового Коня во весь рост. Предложил этот проект архитектор Циолковски. Более 30 лет мастер трудился над своим шедевром, но смог доделать лишь только голову вождя. А работа над статуей продолжается и сейчас. Однако это не мешает мемориалу быть популярным местом для туристов. Тем более что тут же находится уникальный музей, который посвящен индейцам.

Индейцы захотели, чтобы памятник изображал Бешеного Коня. Основная причина в том, что Бешеный Конь был выдающимся индейцем - отважным воином и блестящим военным стратегом. Он первым из индейцев использовал систему приманок. Он никогда не подписывал никаких договоров и никогда не жил в резервации.Известна история о том, как Бешеный Конь ответил белому торговцу, насмехавшемуся над ним за отказ жить в резервации, хотя большинство индейцев из племени лакота уже жили там. Торговец спросил: «Где теперь твои земли?» Бешеный Конь «посмотрел в сторону горизонта и, указывая рукой поверх головы своей лошади, гордо сказал: „Мои земли там, где похоронены мои предки"».

В 1877 году стало ясно, что силы неравны. Продолжение войны привело бы просто к уничтожению всего народа лакота, Неистовый конь подписал акт о капитуляции. Однажды он без разрешения покинул резервацию, что породило слухи о готовящемся бунте. По возвращении он был арестован. Поначалу вождь не вполне понял, что происходит, но когда увидел, что его ведут на гаупвахту, возмутился и стал сопротивляться конвою. Один из солдат проткнул его штыком. Великий воин и вождь погиб в мирном лагере, а не в бою.

Мы индейцы, брат, выдаст нас – наш взгляд...

Население Южной Америки составляет более 350 миллионов человек.
До конца XV века Южная Америка была населена индейскими племенами и народами, говорившими на таких языках как типигуа-рани, кечуа и чибча. Они обживали в основном Центральноандийское нагорье (его высокогорные долины). Но с появлением европейцев (испанцы, португальцы), коренное население стало вывозиться в Перу, Венесуэлу, как рабы, для работы на плантациях и рудниках, и страны Южной Америки стали обживать иммигранты из Италии, Германии и других европейских стран.
В большинстве своем, современное население имеет индейско-европейское и негритянско-европейское происхождение. Кроме того, во многих странах Южной Америки живут крупные индейские народы, например, в Перу и Эквадоре – кечуа, а в Чили – арауканы.

Этнический состав:

  • индейцы;
  • европейцы;
  • иммигранты из стран Азии;
  • негры.

В среднем на 1 км2 проживает 10-30 человек, но меньше всего людей живет в тропических лесах Амазонии и некоторых горных областях Анд. Что касается густонаселенных районов, то одним из таких районов является Пампа (он занимает весь Уругвай и северо-восток Аргентины).
Государственный язык - испанский, но, например, в Бразилии - португальский, а Тринидаде, Гайане и Тобаго – английский.
Крупные города: Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Лима, Богота, Салвадор.
Население Южной Америки исповедуют католицизм, протестантизм, христианство, индуизм, мусульманство.

Продолжительность жизни

В среднем жители стран Южной Америки живут до 65-70 лет. Так, например, в Чили этот показатель составляет 76, в Эквадоре – 71, а в Суринаме – 69 лет.
Несмотря на довольно высокие показатели продолжительности жизни, континент характеризуется достаточно повышенным уровнем смертности среди молодых и людей допенсионного возраста.
Основные причины смертности населения: онкологические, сердечно-сосудистые, инфекционные заболевания, а также, отравления, травмы и несчастные случаи.

Традиции и обычаи народов Южной Америки

Ритуалы – главные традиции народов Южной Америки. Например, в Бразилии брак молодых обязательно должен быть освящен в церкви, а на самом празднике должен присутствовать “колдун”, задача которого – помочь молодым уберечься от сглаза.
Венесуэла славится своими главными традициями - фестивалями, которые сопровождаются танцами и песнями. Кроме того, календарь жителей Венесуэлы насыщен разными праздниками, которые они отмечают весело и шумно.
Пристального внимания заслуживают традиции жителей Боливии – проживающих здесь индейцев и потомков от смешанных браков (их традиции являются олицетворением истинных традиций Южной Америки). Свои чувства они выражают песнями и танцами (популярными народными танцами являются аучи-аучи, куека, тинки).
Боливийцы занимаются народным искусством – плетением и вязанием (за последние 3000 лет оно нисколько не изменилось).
Еще одним местным обычаем является использование в обиходе листьев коки – их принято жевать, настаивать, делать из них чай и приправлять ими некоторые блюда (в европейских странах листья коки считаются наркотиком, а в Боливии они являются тонизирующим средством).
Если вы решите отправиться в Южную Америку, вы сделаете правильный выбор – вы сможете окунуться в загадочную жизнь этого материка.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные