А жить когда обломов. Илья Ильич Обломов в романе “Обломов”: материалы для сочинения (цитаты). Общественный смысл романа

1. Главный герой романа Гончарова «Обломов».
2. Вопрос о смысле жизни.
3. Мечтательность и деятельность Обломова.
4. Деградация Ильи Ильича.

Роман А. А. Гончарова «Обломов» остается актуальным и для нас. современных читателей несмотря на то что с момента его создания прошло очень много времени. Главный герой романа Илья Ильич Обломов не может не вызывать интереса. Невольно начинаешь задумываться о смысле жизни и пытаешься ответить на вопрос, кто же такой Обломов? Был ли он прежде всего лентяем. Или проблема главного героя романа намного глубже? Видел ли Обломов какой-либо смысл в жизни? Или ему не было свойственно задумываться об этом? Едва в начале произведения мы знакомимся с Обломовым, как понимаем всю абсурдность ситуации. Из-за дня в день Ильи Ильича лишен новых впечатлений, следующий похож на предыдущий. Дни идут, не украшенные абсолютно ничем. Обломов ведет почти растительное существование, он ничем не интересуется, ничем не увлекается. Главным в жизни становится уютный диван, на котором Обломов лежит целыми днями. Мир вокруг кажется Илье Ильичу враждебным и опасным. В жизни Обломова не было каких-либо потрясений, которые могли бы повлиять на его мировоззрение. Нет, все было весьма благополучно. С детства Илья Ильич был окружен заботой и вниманием родных. И никогда ему не приходилось заботиться о хлебе насущном. Обломову удобно жить, ни о чем не думая, ни о чем не заботясь. У него нет абсолютно никаких стремлений и желаний. Дни и ночи напролет лежит Обломов на диване в одном и том же халате из персидской материи. «... Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью. как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием...».

Человеку всегда свойственно задумываться о смысле жизни. Но даже если счесть вопрос о смысле жизни абстрактной философской категорией, нельзя не признзть, что бездействие никогда и никого не делало счастливым. Ощущение полноты жизни возможно только в случае постоянного движения, активного поиска новых впечатлений. Пусть человек не в состоянии изменить мир или совершить что-нибудь значительное. Но сделать свою собственную жизнь более яркой и интересной он может. И не последнюю роль в этом играет повседневная жизнь с ее делами и заботами. Повседневность не всегда бывает унылой и неинтересной. При желании повседневные дела могут быть яркими, впечатляющими. Но все это никак не относится к Илье Ильичу Обломову. Он лежит в неубранной, пыльной комнате. Здесь грязно и неуютно. Но у героя романа нет желания изменить хотя бы эту комнату, сделать свою жизнь чуть более комфортной. Вот как писатель говорит о комнате Обломова: «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною... Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание только кое-как соблюсти dekorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них... По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память... Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки».

Обстановка, которая окружает главного героя, достаточно неприятна. Обломов пытается упрекнуть своего слугу Захара за неряшливость. Но слуга оказывается под стать своему хозяину. Он говорит о пыли и грязи: «... чего ее убирать, если она снова наберется». Захар так же считает, что «клопов и тараканов не он выдумал, они есть у всех».

У Обломова нет сил и желания заставить своего слугу навести порядок в комнате. Не под силу ему и сделать хоть что-нибудь в родной деревне. Но Илья Ильич с удовольствием строит планы, продолжая лежать на диване. Обломов мечтает о переустройстве в деревне. Конечно, его мечты не имеют ничего общего с реальностью. Осуществить их в принципе невозможно. И уж, конечно, никогда не сможет их осуществить сам Обломов. Мечтательность у Обломова приобретает какой-то чудовищный размах. Он живет этими мечтами, отказываясь тем самым от настоящей жизни. Писатель дает нам возможность понаблюдать за Ильей Ильичем, когда тот мечтает: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности...».

Обломов не задумывается о собственной жизни. С одной стороны, он может показаться счастливым. Его не беспокоит завтрашний день, он не думает о каких бы то ни было проблемах и неприятностях. Но с другой стороны, жизнь его лишена очень важных составляющих - движения, новых впечатлений, активных действий. Обломов практически не общается с людьми, ему достаточно полного уединения от людей и забот.

Надо сказать, что внутренний мир Обломова весьма богат. Ведь Илья Ильич способен чувствовать и понимать искусство. Кроме того, он находит удовольствие в общении с некоторыми людьми, например, с другом Штольцем, Ольгой Ильинской. Однако этого явно недостаточно для ощущения полноты жизни. И в глубине души Обломов это понимает. Он пытается создать мнимую гармонию между своим внутренним миром и миром внешним. Но это сделать не так-то просто. Ведь реальная жизнь вступает в противоречие с миром грез и мечтаний. Пусть Обломов вполне доволен своим существованием. Но вместе с тем он несчастен, потому что заменил реальную жизнь полусном. Не случайно ничего не радует Илью Ильича, яркие переживания, чувства и эмоции не знакомы ему. Инертность Обломова и безразличие к жизни становятся его трагедией.

Обломов считает, что все его устраивает. На самом деле он не знает иной жизни, ему чужда деятельность, стремления и активность. Все проходит мимо главного героя. А он по-прежнему живет своими иллюзиями. И единственное, что видит перед собой, это неубранную комнату. Мир сузился для Обломова до размеров собственного дивана. Илья Ильич отказывается от любви, карьеры, семейного счастья ради того, чтобы спокойно лежать на диване. На самом деле узость мышления Обломова становится причиной его трагедии. Илья Ильич не смог разглядеть все преимущества реальной жизни. Деградация Обломова стала вполне оправданной. Он не уделяет внимание даже собственному внешнему виду. Зачем? Ему и так хорошо. Неважно, что было и что будет. Главная и единственная реальность - это тот самый диван, на котором он спал столько времени и на котором главный герой предпочитает остаться.

В жизни Обломова нет смысла. Ведь нельзя назвать смыслом бездействие, пустоту, лень, апатию. Жизнь становится тягостной, ведь человеку не свойственно вести растительное существование. Роман «Обломов» заставляет читателей задуматься о том, что человек способен сам стать своим врагом, если решает подменить реальную жизнь на

ОБЛОМОВ И «ДРУГИЕ». Гончаров

Отчетливое деление русского календаря на четыре времени года – дар континентальной державы своей словесности. О том, как блестяще Гончаров усвоил этот урок, говорит композиция его шедевра – «Обломова». Ежегодный круговорот природы, мерное и своевременное чередование сезонов составляет внутреннюю основу, скелет прославленного романа. Идеальная Обломовка, в которой «правильно и невозмутимо совершается родовой круг – прообраз всей конструкции “Обломова”». Сюжет послушно следует временам года, находя в смирении перед вечным порядком источник своего существования.

Роман строго подчинен календарю. Начинается он весной – 1 мая. Все бурное действие – любовь Обломова и Ольги – приходится на лето. А кончается собственно романная часть книги зимой – первым снегом.

Композиция романа, вписанная в годовой круг, приводит к плавной завершенности все сюжетные линии. Кажется, что такое построение заимствовано Гончаровым прямо из родной природы. Жизнь Обломова – от его любви до меню его обеда – включена в этот органический порядок. Она отражается в естественном годовом круговороте, находя в календаре масштаб для сравнения.

Изощренная, своеобразная структура романа Гончарова характерна для отечественной поэтики своей необычностью. Русская классика, не обремененная ветхими традициями, часто игнорировала готовые жанровые формы, предпочитая их создавать каждый раз заново, для своих специальных целей. И романы в стихах, и поэмы в прозе появлялись от переизбытка содержания, требующего оригинальной системы изложения.

«Обломов» – не исключение. Его можно было бы назвать особой прозаической драмой. Театральная условность (к лежебоке Обломову за один день приходят семь гостей) у Гончарова соединяется с развернутым бытописательством, риторический очерк нравов сочетается со сценически стремительной, часто абсурдной разговорной стихией. (Кстати, говоря о языке, можно предположить, что образ Обломова родился из русского пристрастия к неопределенным частицам. Он – живое воплощение всех этих «кое, бы, ли, нибудь».)

С точки зрения истории литературы «Обломов» занимает срединное положение. Он – связующее звено между первой и второй половиной XIX века. Гончаров, взяв лишнего человека у Пушкина и Лермонтова, придал ему сугубо национальные – русские – черты. При этом, живет Обломов в гоголевской вселенной, а тоскует по толстовскому идеалу универсальной «семейственности».

Родство Гончарова с современниками особенно сказывается в первой части романа – этой разросшейся на четверть книги экспозиции. Чтобы познакомить читателей с героем, автор устраивает парад второстепенных персонажей, каждый из которых описан по рецептам модной тогда натуральной школы. Светский человек Волков, карьерист Судьбинский, литератор Пенкин. Гончарову эта популярная в середине прошлого века галерея типов нужна постольку, поскольку ему надо показать, что ради их смехотворных занятий Обломову не стоит вставать с дивана. (В самом деле, стоит ли подниматься, чтобы прочесть поэму «Любовь взяточника к падшей женщине», которую ему горячо рекомендует Пенкин?)

Все эти малозначительные фигуры своей суетой компрометируют в глазах Обломова окружающую жизнь. Он – неподвижный центр сюжета – сразу выделяется загадочной значительностью среди этих – не характеров – типов.

И в дальнейшем Гончаров не отказывается от приемов типизации, но идет он уже не от физиологических очерков, а от «Мертвых душ» – книги, тесно связанной с «Обломовым». Так, фанфарон и мелкий жулик Тарантьев вырос из Ноздрева, сам Обломов – некоторым образом близок Манилову, а Штольц похож на Чичикова, каким он мог бы стать к третьему тому «Мертвых душ».

Фронтальное, сконденсированное, убыстренное изображение Обломова в первой части романа по сути исчерпывает тему «обломовщины». Вся жизнь героя – и внешняя и внутренняя, его прошлое («Сон Обломова») и будущее – как будто уже раскрывается в этой части. Однако, сам факт существования трех других частей подсказывает, что поверхностное чтение книги позволяет лишь обнаружить в ней обломовщину, но не Обломова – тип, а не образ.

Провокационно подсказывая нам выводы об Обломове в начале книги, автор на самом деле маскирует свою несравненно более сложную точку зрения на героя. Глубоко в ткань романа Гончаров вживил противоречивый голос рассказчика, который уничтожает однозначное толкование романа.

На последней странице книги мы узнаем, что всю историю Обломова рассказывает Штольц: «И он (Штольц – Авт.) рассказал ему (рассказчику – Авт.), что здесь написано». Записана эта история слушателем Штольца, в котором легко признать самого Гончарова: «Литератор, полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами».

Эти два голоса – резонерский, педантичный тон Штольца и насмешливый, но сочувственный самого автора – сопровождают Обломова на всем его пути, не давая роману стать плоской зарисовкой нравов. Сложно переплетенные интонации не контрастируют, а дополняют друг друга: первая не отрицает вторую. Из-за такого построения авторской речи возникает многослойность книги. Как это обычно бывает в русском романе, за социальным планом проступает метафизическая тема.

В «Обломове» все слова, не принадлежащие героям, следует читать не напрямую, как предварительную критику романа, а как художественно изображенное слово. Только тогда обнаружится феноменальная двойственность Обломова, героя, далеко выступающего за контуры сюжета.

Ощущение монументальности фигуры Обломова порождается уже первым его портретом: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».

Эти застывшие, окаменелые «складки» подсказывают аналогию с античной статуей. Сравнение принципиально важное, которое Гончаров последовательно проводит по всему роману. В фигуре Обломова соблюдено то золотое сечение, которое придает ощущение легкости, гармоничности и завершенности античной скульптуре. Неподвижность Обломова грациозна в своей монументальности, она наделена определенным смыслом. Во всяком случае, до тех пор, пока он ничего не делает, а лишь представляет самого себя.

Смешным Обломов кажется только в движении, например, в компании Штольца. Зато в глазах влюбленной в него вдовы Пшеницыной Обломов опять обращается в статую: «Сядет он, положит ногу на ногу, подопрет голову рукой – все это делает так вольно, покойно и красиво... весь он так хорош, так чист, может ничего не делать и не делает».

И в глазах самого Обломова его тогда еще возлюбленная Ольга застывает в прекрасной неподвижности: «Если бы ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

Трагический финал любви Обломова объясняется как раз тем, что он видел их союз скульптурной группой объединением двух статуй, замерших в вечности.

Но Ольга – не статуя. Для нее, для Штольца, да и для всех остальных героев книги Гончаров находит другую аналогию – машина.

Конфликт романа – это столкновение статуи с машиной. Первая – прекрасна, вторая – функциональна. Од на стоит, другая движется. Переход от статичного в динамичное состояние – любовь Обломова к Ольге – ставит и главного героя в положение машины. Любовь – заводной ключ, который приводит в действие роман. Завод кончается и Обломов замирает – и умирает – у себя, на Выборгской стороне.

«Ты – огонь и сила этой машины»,– говорит Обломов Ольге, называя машиной себя и уже догадываясь, что на самом деле в нем просто нет места для двигателя, что он цельный, как мраморное изваяние.

Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так. С их точки зрения, Обломов – мертв. С его – смерть и жизнь сливаются воедино, между ними нет строгой границы – скорее промежуточное состояние: сон, мечта, Обломовка.

При этом Обломов – единственный подлинный человек в романе, единственный, чье существование не исчерпывается принятой на себя ролью. В предстоящей свадьбе его больше всего пугает то, что он, Обломов, превратится в «жениха», приобретет конкретный, определенный статус. (Ольгу, наоборот, это радует: «Я – невеста» – с гордым трепетом думает она.)

Потому Обломов и не может включиться в окружающую жизнь, что ее делают люди-машины, люди-роли. У каждого своя цель, своя шестеренка, которыми они сцепляются для удобства с другими. Гладкому, «мраморному» Обломову ничем зацепиться за других. Он не способен расщепить свою личность на роль мужа, помещика, чиновника. Он – просто человек.

Обломов является в роман законченным, совершенным и оттого неподвижным. Он уже состоялся, выполнив свое предназначение только тем, что явился на свет. «Жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны человеческого бытия»,– к такому выводу приходит Обломов к концу своих дней. Тут, на петербургской окраине, в модифицированной Обломовке, окончательно примирившись с бытием, он наконец себя находит. И только тут он впервые сумел достойно отразить педагогические претензии Штольца. В их последнее свидание «Обломов покойно и решительно глядел» на своего друга, который скороговоркой, сам для себя, рисовал «зарю нового счастья» – железные дороги, пристани, школы... Гончаров конструирует свой роман таким образом, что провоцирует читателя на сравнение Штольца с Обломовым. Все преимущества вроде бы на стороне Штольца. Ведь он – гомункул – создан не естественным путем, а по рецепту идеальной личности. Это – этнографический немецко-русский коктейль, который должен привести в движение неповоротливую российскую махину.

Однако прославление Штольца похоже на его самооправдание. Все публицистические куски текста, где голос рассказчика обращается прямо к читателю, построены в том же рациональном ключе, с той же рассудительной интонацией, с которой говорит сам Штольц. В этом голосе ощущается чужеземный синтаксис слишком правильной русской речи («мой несравненный, но неповоротливый Обломов»).

Еще важнее то, что Обломова Гончаров показывает, а о Штольце рассказывает. Любовь Обломова к Ольге, которая, кстати, протекает на фоне русского, а не швейцарского, как у Штольца, пейзажа, передается непосредственно. История же женитьбы Штольца дана во вставной новелле. Когда во второй и третьей частях романа Обломов действует – ухаживает за Ольгой – рассказчик почти полностью исчезает из текста, но он появляется всякий раз, когда в книге возникает Штольц.

Эта тонкая композиционная компенсация углубляет образ Обломова. То, что мы знаем о нем от рассказчика, противоречит тому, что мы видим сами. Для Штольца Обломов ясен и прост (это он автор знаменитого термина – «обломовщина»). Для нас с Гончаровым Обломов – тайна.

Подчеркнутая внятность отношений Штольца с миром, с людьми противостоит загадочной недосказанности, алогичности связей Обломова. Грубо говоря, Штольца можно пересказать, Обломова – ни в коем случае.

На этом построен замечательный диалог Обломова с Захаром, диалог, в котором барин пеняет слуге, осмелившемуся спутать его с «другим». Весь этот разговор, живо напоминающий и Гоголя и Достоевского, абсурден. Так, Обломов, объясняя Захару, почему он не может переехать на новую квартиру, приводит совершенно несуразные доводы: «Как встану да увижу вон вместо этой вывески токаря другое что-нибудь, напротив, или вон ежели из окна не выглянет эта стриженая старуха перед обедом, так мне и скучно». Уже появляется в тексте неведомый Лягачев, которому куда как просто переезжать: «Возьмет линейку подмышку» – и переедет. Уже «оба они перестали понимать друг друга, а наконец каждый и себя». Но сцена не теряет напряженности, вся она наполнена смутным значением.

В этом абсурдном скандале проявляется внутреннее родство барина и его слуги, их кровная близость – ведь они братья по Обломовке. И без всякой логики Обломову и Захару ясно, что «другие» – это чужие, странные существа, посторонние их жизненному укладу.

Оказывается, что самое страшное для Обломова – потерять вот эту самую уникальность своей личности, слиться с «другими». Поэтому и приходит он в такой ужас, случайно подслушав, что его назвали «каким-то Обломовым».

В свете этого мистического ужаса – потерять себя в толпе – совсем иначе звучат якобы пустые восклицания Обломова: «Где ж тут человек? Где его цельность? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

Какую бы форму деятельности ни предлагал окружающий мир Обломову, тот всегда находит способ увидеть в ней пустую суету, разменивающую душа на пустяки. Мир требует от человека быть не полноценной личностью, а только частью ее – мужем, чиновником, героем. И Штольцу тут нечего возразить Обломову, кроме: «Ты рассуждаешь точно древний».

Обломов действительно рассуждает, как «древний». И рассказчик, описывая своего героя, постоянно намекает на источник романа, называя себя «другим Гомером». Архаичная идиллия, приметы доисторического Золотого века, которые особенно заметны в описании Обломовки, переносят героя в другое время – в эпическое. Обломов постепенно погружается в вечность, где «настоящее и прошлое слилось и перемешалось», а будущего не существует вовсе. Подлинный смысл его жизни – не гнаться за Штольцем в тщетной попытке быть современным, а наоборот, в том, чтобы избежать движения времени. Обломов живет в своем, автономном времени, поэтому и скончался он, «как будто остановились часы, которые забыли завести». Он растворился в своей мечте – удержать, остановить время, застыть в абсолютном бытии вожделенной Обломовки.

Утопия Обломова – это мир, вышедший из истории, мир настолько прекрасный, что его нельзя улучшать. А значит – мир, лишенный цели.

Гончаров рисует обломовский идеал живыми красками, но помещает его за пределами земной жизни. Сонная Обломовка – это загробное царство, это – абсолютный покой человека, превращенного в идеальную статую. Обломовка – это смерть.

Так Гончаров приводит своего героя к трагическому парадоксу. Несовместимость Обломова с миром происходит от того, что он мертвый среди живых. Его завершенность, законченность, одинокая самодостаточность – это совершенство трупа, мумии. «Или – прекрасной, но неподвижной статуи». В то же время, все персонажи романа – всего лишь осколки цельной обломовской личности – живы в силу своего несовершенства, своей незавершенности. Выполняя свою жизненную программу, свою машинную функцию, они существуют в сегодняшнем дне, в истории. Обломов же пребывает в вечности, бесконечной, как смерть.

Казалось бы, это предрешает спор Обломова с «другими»: у мертвого нет надежды победить живых.

Однако обломовское восприятие идеальной жизни как смерти безнадежно, но не трагично. Знак равенства, который Обломов ставит между небытием до рождения и небытием после смерти, всего лишь указывает на иллюзорность промежутка между двумя этими состояниями, промежутка, называемого жизнью. Обломовское «равно» обозначает лишь тождество двух нулей.

Оспаривать правильность этого тождества Гончаров не берется. Он оставляет читателя наедине с нулем – символом круглого, цельного мира Обломова.

Этот нуль, находя себе соответствие в композиции книги, напоминает и об идеальном – в континентальном климате – совершенстве годового круга, и о букве «о», с которой начинаются названия всех романов Гончарова.

Из книги Родная Речь. Уроки Изящной Словесности автора Вайль Петр

ОБЛОМОВ И «ДРУГИЕ». Гончаров Отчетливое деление русского календаря на четыре времени года - дар континентальной державы своей словесности. О том, как блестяще Гончаров усвоил этот урок, говорит композиция его шедевра - «Обломова». Ежегодный круговорот природы, мерное и

Из книги Вечные спутники автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Гончаров

Из книги Критика автора Писарев Дмитрий Иванович

Писемский, Тургенев и Гончаров Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862М., Государственное издательство художественной литературы, 1955OCR Бычков М.Н. (Сочинения А. Ф. Писемского, т. I и II. Сочинения И. С.

Из книги Повести о прозе. Размышления и разборы автора Шкловский Виктор Борисович

Роман И. А. Гончарова Обломов

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

«Обломов» (Роман) Пересказ Часть перваяIНа Гороховой улице утром в постели лежал Илья Ильич Обломов, человек лет тридцати двух-трех, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами. По его лицу гуляла мысль, но в то же время на лице не было сосредоточенности,

Из книги История русского романа. Том 1 автора Филология Коллектив авторов --

И. А. Гончаров (1812–1891) Иван Александрович Гончаров – автор знаменитой трилогии («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»), книги «Фрегат Паллада», критических статей и других произведений, один из самых крупных писателей среди великих реалистов XIX в.И. А. Гончаров

Из книги Идеалы и действительность в русской литературе автора Кропоткин Петр Алексеевич

«ОБЛОМОВ» (Н. И. Пруцков) 1Второй роман Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году в «Отечественных записках». В том же году он вышел отдельным изданием. Но замысел романа, работа над ним и публикация очень важной для всего произведения главы «Сон Обломова» относятся

Из книги Статьи о русских писателях автора Котов Анатолий Константинович

Глава V Гончаров. - Достоевский. - Некрасов Гончаров: «Обломов». - Русская болезнь «обломовщина». - Исключительно ли русская она? - «Обрыв». Достоевский: Его первая повесть. - Общий характер его произведений. - «Записки из мертвого дома». - «Униженные и

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

О РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» «Обломов» - вершина творчества Гончарова. Ни в одном из своих произведений, в том числе «Обыкновенной истории» и «Обрыве», Гончаров не выступает таким великим художником слова, беспощадным обличителем крепостничества, как в романе

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

Роман И.А. Гончарова «Обломов» Роман Гончарова стал важным событием в литературной жизни конца 50-х – начала 60-х годов XIX в. Сам тип Обломова содержал в себе настолько широкое обобщение, что прежде всего привлек внимание критики и получил различное истолкование. Другим

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

Писемский, Тургенев и Гончаров <…> Прочтите Гончарова от начала до конца, и вы, по всей вероятности, ничем не увлечетесь, ни над чем ке замечтаетесь, ни о чем горячо не заспорите с автором, не назовете его ни обскурантом1, ни рьяным прогрессистом и, закрывая последнюю

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

И. А. Гончаров «Обломов» 24. Ольга Ильинская, и ее роль в жизни Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно

Из книги Литра автора Киселёв Александр

Илья Ильич Обломов Илья Ильич Обломов по праву может быть назван самым непознанным литературным героем в мировой истории. Вдохновленный свыше, создатель его, Иван Александрович Гончаров, судя по отдельным высказываниям писателя, как в самом романе, так и по поводу

Из книги автора

Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов» I. Нравственная чуткость Гончарова.Современное общество, представленное в романе, в нравственно-психологическом, философском и социальном аспектах его существования.II. «Обломовщина».1. Обломов и Штольц –

Из книги автора

Одно «О» из трех. Гончаров Тургенев писал короткие романы. И мы ему за это признательны.Толстой и Достоевский писали длинные романы.Гончаров писал длинные и… Нудные - звучит обидно. Ладно: длинные и медленные романы. Есть такая запоминалка: Гончаров написал три романа, и

Все мы рано или поздно задумываемся о смысле жизни. Несмотря на глубину этого философского вопроса, почти каждый человек даёт себе на него простой ответ, руководствуясь своими ценностями. Смысл жизни человека отражает то, что для него действительно важно.

Главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» сначала с трудом вызывает у читателя симпатию. Он бездеятелен, лишён стремлений… Особых потрясений и проблем он на своём веку не встретил, чему виной его чересчур заботливые родители и барское происхождение. Жизнь Ильи Ильича протекает спокойно, и он к этому слишком привык, чтобы менять что-либо. При всей бездеятельности Обломов не пуст: у него живая душа и богатое воображение, чем он всерьёз заинтересовал Ольгу Ильинскую.

В чём смысл жизни такого человека? Обломов мечтает обрести покой, он не нуждается в кипучей энергии повседневности. Его идеал – спокойная и размеренная семейная жизнь, окружённая любимой женой и детьми. Любовь – его наивысшая ценность. Именно поэтому любовь к Ольге подняла героя с дивана. Он увидел в ней то, о чём мечтал, то, в чём видел смысл своей жизни.

Но обрёл покой он не с Ольгой, а Агафьей Пшеницыной. Именно Агафья смогла окружить Илью материнской любовью и заботой, как в детстве. Обломов смог вернуться к своему естественному бездеятельному состоянию и уделить всего себя жене и детям.

Далеко не каждому понятны и приемлемы идеалы Ильи Ильича. Для кого-то он покажется ленивым и угасающим человеком. Да, Обломов прожил недолгую и незаметную для мира жизнь, но он был счастлив, прожив свои последние дни в кругу родных и близких людей. Он умер, искренне оплаканный любимой женой…

Образ жизни Андрея Ивановича Штольца резкоконтрастирует с образом жизни его друга. Андрей не представляет свои дни без постоянной работы. При этом на протяжении всего романа Гончаров не пишет о том, чем именно этот герой занимается. Смысл его жизни – деятельность, реализация себя. Как и Обломову, этот идеал привили Штольцу ещё в детстве его родители. Отец научил его самостоятельно добиваться всего и к чему-либо стремиться.

Несмотря на огромную разницу в мировосприятии, оба героя искренне уважают и ценят друг друга. И они поступают правильно, ведь все люди разные и имеют разные идеалы, но этим они интересны и уникальны.

В чем смысл жизни? Это вопрос, на который сложно найти ответ.

Рано или поздно, в жизни каждого человека наступает момент, когда он спрашивает себя, есть ли в жизни смысл. Невзирая на глобальность этого риторического вопроса, почти каждый житель планеты даёт себе на него простой ответ: смысл жизни в том, что ты живешь. Смысл жизни в том, что жизнь важна.

Роман «Обломов» написал Иван Александрович Гончаров. Главный герой этого произведения мало у кого вызывает симпатию. Он, человек прожигающий жизнь, не имеет цели. Проблемы и переживания редко встречались на его жизненном пути, чему виной чрезмерная опека родителей и дворянское происхождение. Жизнь Ильи протекает размеренно. Многие читатели могли бы сказать, что он пуст, но на самом деле у него был богатый внутренний мир. Мир фантазий, убеждений и планов. Планов земных.

Обломов жаждет найти покой и равновесие. Ему нравится его тихая, незаметная жизнь. Его не особенно заботит то, что происходит вокруг. Его цель – спокойствие и размеренность. Для него была важна семья. Семейные ценности и жизнь, окружённая любящей женой и здоровыми детьми. Любовь для него – смысл жизни. Именно поэтому влечение к Ольге заставляет его очнуться. Он увидел в ней идеальную женщину.

Но «его женщиной» оказалась не Ольга, а Агафья. Только с ней он смог обрести душевный покой и почувствовал себя действительно счастливым. Семейная жизнь, любящая жена, дети… В этом он видел смысл своей жизни. Банально, скажите вы. Возможно, но большинство людей на планете земля живут именно такими мечтами.

Далеко не каждому импонируют идеалы Обломова. Бездействие – его главный недостаток. В его жизни практически ничего не происходит, она стоит на месте, но Обломова это не гнетет, а более того, устраивает. В нем не было огня и жажды жизни. В нем не было той страстности, что присутствует у людей, которые ведут активный образ жизни. Жизнь Обломова была недолгой. Она была незаметной и скучной, но он был счастлив в своем мирке, прожив последние дни в кругу людей, которые его любят.

Когда он умер, близкие искренне оплакивали его кончину, скорбели о нем. Потом долгие годы вспоминали.

А вот образ жизни Андея Штольца абсолютная противоположность Обломова. Деятельный. Целеустремленный. В нем бурлила жизнь. Штольц был трудоголиком. Он очень трепетно относился к своей работе. Смысл его жизни было движение. Движение вперед. Гончаров в своем произведении не уточняет род деятельности Штольца, но это и не так важно. Сам факт его занятости уже характеризует этого героя. Этот герой занимается самореализацией и безусловно вызывает симпатию.

Их мировоззрение было разным, но оба героя искренне ценят друг друга и уважают. Их союз можно назвать настоящей дружбой. Уникальность их дружбы заключается в том, что, несмотря на то, что ни разные, их дружба была крепка и нерушима.

Несколько интересных сочинений

  • Суть и смысл комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    Сначала комедия считается простым повседневным произведением – главная мысль линейна и централизована на замужестве Софьи. Она еще ребенком осталась без родителей и живет в помещичьей семье Простаковых.

  • Галина Четвертак – это одна из главных героинь повести «А зори здесь тихие …» известного советского писателя, фронтовика и потомственного офицера Бориса Львовича Васильева. Из всех девушек-зенитчиц - она самая молодая.

  • Примеры памяти из литературы (аргументы для сочинения)

    Вопрос сохранения памяти стоит очень остро. Память – это то, что помогает нам жить правильно. В истории было много разных жизненных ситуаций, которые повторяются из года в год. Так устроена человеческая жизнь

  • Сочинение Тургеневская девушка в Асе Тургенева

    Главная героиня повести «Ася» дана через восприятие Н.Н, с которым девушка познакомилась в Германии и которого полюбила взаимно. Однако, любовь не принесла им счастья, так как Н.Н не мог отдаться этой любви

  • О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбе сочинение

    Нравственность – это понятия, объясняющее стремление человека соответствовать каким-либо нормам, порядкам, или же, стандартам. Человек по своей природе существо, зависимое от мнения и оценки людей, которые его окружают

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году, когда в российском обществе особой остроты обрели вопросы выбора между старыми, феодальными, исконно русскими устоями и новыми, буржуазными, проевропейскими идеями. Неоднозначное изображение персонажей, отсутствие точно сформулированного мнения автора и тонкий психологизм повествования делают затруднительным уяснение идейного наполнения романа, однако понимание сути «Обломова» возможно через анализ центральных героев произведения – Обломова и Штольца.

Обломов изображен в романе как ленивый, апатичный, нежелающий что-либо делать, рефлексирующий персонаж. Для героя выйти из «зоны комфорта» равнозначно не шагу вперед, а жизненной катастрофе. Даже когда Штольц на некоторое время возит его по гостям и светским мероприятиям, для Ильи Ильича это тяжело даже в физическом плане – ему не удобно ходить весь день в сапогах. Обломов суть своей жизни видит в далеком, почти недостижимом будущем, подобном его детству в Обломовке, где все было тихо, спокойно, наполнено обрядами и бездействием. Родная деревня для Ильи Ильича в философских масштабах становится символом всего исконно русского, о чем мечтает каждая тонкая натура с российской ментальностью.

Полной противоположностью Обломову является Штольц. Андрей Иванович – активный, целеустремленный, постоянно двигающийся вперед человек. Если для Обломова страшно выйти за грани своего мирка, то для Штольца страшно остаться в какой-то одной точке, не развиваясь далее. На первый взгляд, на фоне Ильи Ильича Андрей Иванович вызывает симпатию, как человек, знающий чего хочет и к чему стремится. Однако это не так – не зря многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным механизмом, который работает ради работы. Он не видит конечной цели своей жизни и для чего живет, поэтому и возвращается к Обломову как к носителю начал и коренных истин, которых ему не хватает.

Обломов и Штольц в романе являются не просто противопоставленными друг другу персонажами, они органично дополняют друг друга – именно поэтому их дружба продолжается с самых ранних лет. Гончаров показал, что выбирать один из путей – старый либо новый – в корне неправильно. Человек, идущий только одно, лишает себя полноценной жизни, проживая ее словно наполовину – в полусне как Обломов либо в бешеной гонке как Штольц. Сутью романа «Обломов» становится цель автора донести до читателя важность гармонизации в себе мудрости предков со скоростью и изменчивостью современного мира.


Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 18 июня 1812 года в купеческой семье. Его отец, Александр Иванович (), зажиточный купец, хлеботорговец и владелец свечного завода, скончался, когда Гончарову было 7 лет. После смерти отца воспитанием сына занималась мать, Авдотья Матвеевна, и его крестный отец, отставной моряк, представитель старого дворянского рода Н.Н.Трегубов. Любимым занятием И.А. Гончарова в детстве было чтение. Уже в то время он познакомился с произведениями М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, В.И. Жуковского, Ж. Расина и Ж.-Ж. Руссо. Правда, больше всего ему нравились книги о путешествиях и исторические сочинения Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 18 июня 1812 года в купеческой семье. Его отец, Александр Иванович (), зажиточный купец, хлеботорговец и владелец свечного завода, скончался, когда Гончарову было 7 лет. После смерти отца воспитанием сына занималась мать, Авдотья Матвеевна, и его крестный отец, отставной моряк, представитель старого дворянского рода Н.Н.Трегубов. Любимым занятием И.А. Гончарова в детстве было чтение. Уже в то время он познакомился с произведениями М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, В.И. Жуковского, Ж. Расина и Ж.-Ж. Руссо. Правда, больше всего ему нравились книги о путешествиях и исторические сочинения


1. Мать писателя Авдотья Матвеевна Гончарова () Портрет работы неизвестного художника, начало 19 века. 2. Дом, в котором родился И.А. Гончаров (до перестройки), фото Г. Степанова, 1890


Учеба и служба Начальное образование И.А. Гончаров получил дома. В 1822 году он поступил в Московское коммерческое училище, однако в 1830 году, не закончив его, ушел. С 1831 по 1834 год И.А. Гончаров учился на словесном факультете Московского университета. К этому времени относятся его первые литературные опыты. После окончания университета И.А. Гончаров некоторое время жил в Симбирске и служил в канцелярии губернатора. В 1835 году он переехал в Петербург и устроился в Министерство финансов на должность переводчика. Начальное образование И.А. Гончаров получил дома. В 1822 году он поступил в Московское коммерческое училище, однако в 1830 году, не закончив его, ушел. С 1831 по 1834 год И.А. Гончаров учился на словесном факультете Московского университета. К этому времени относятся его первые литературные опыты. После окончания университета И.А. Гончаров некоторое время жил в Симбирске и служил в канцелярии губернатора. В 1835 году он переехал в Петербург и устроился в Министерство финансов на должность переводчика.


С 1856 по 1867 год, - с небольшим перерывом, - И.А. Гончаров работал в Цензурном комитете: сначала был цензором, затем стал членом Совета по делам книгопечатания и членом Главного управления по делам печати. С 1856 по 1867 год, - с небольшим перерывом, - И.А. Гончаров работал в Цензурном комитете: сначала был цензором, затем стал членом Совета по делам книгопечатания и членом Главного управления по делам печати.


В Петербурге И.А. Гончаров сблизился с литературно- художественным кружком живописца Н. А. Майкова. Он преподавал русскую литературу и латинский язык его сыновьям - будущему известному критику Валерьяну и поэту Аполлону Майковым. В 1838 и 1839 годах в рукописных альманахах кружка Н.Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые его повести – "Лихая болесть" и "Счастливая ошибка". В том же майковском кругу Гончаров пишет еще два очерка – домашних, шуточного содержания: () и Пепиньерка (1842). Ни одно из этих произведений писателем опубликовано не было. В 1842 году он написал очерк "Иван Савич Поджабрин", напечатанный лишь шесть лет спустя. В Петербурге И.А. Гончаров сблизился с литературно- художественным кружком живописца Н. А. Майкова. Он преподавал русскую литературу и латинский язык его сыновьям - будущему известному критику Валерьяну и поэту Аполлону Майковым. В 1838 и 1839 годах в рукописных альманахах кружка Н.Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые его повести – "Лихая болесть" и "Счастливая ошибка". В том же майковском кругу Гончаров пишет еще два очерка – домашних, шуточного содержания: () и Пепиньерка (1842). Ни одно из этих произведений писателем опубликовано не было. В 1842 году он написал очерк "Иван Савич Поджабрин", напечатанный лишь шесть лет спустя.


Путешествие Осенью 1852 года И.А. Гончаров отправляется в путешествие на русском военном корабле «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции адмирала Е.В. Путятина. В течение двух с половиной лет он посещает Англию, Южную Африку, Китай, Японию. В феврале 1855 года И.А. Гончаров возвращается в Петербург через Сибирь и Заволжье. Осенью 1852 года И.А. Гончаров отправляется в путешествие на русском военном корабле «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции адмирала Е.В. Путятина. В течение двух с половиной лет он посещает Англию, Южную Африку, Китай, Японию. В феврале 1855 года И.А. Гончаров возвращается в Петербург через Сибирь и Заволжье.


По возвращении из путешествия Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и снова обратился к незавершенному роману. "В 1857 г., рассказывает писатель, я поехал за границу в Мариенбад и там написал в течение 7-ми недель почти все три последние тома "Обломова". Роман был напечатан в первых четырех книгах журнала "Отечественные записки" за 1859 год (Отечественные записки; отд. изд. СПб., 1859) и имел большой успех. По возвращении из путешествия Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и снова обратился к незавершенному роману. "В 1857 г., рассказывает писатель, я поехал за границу в Мариенбад и там написал в течение 7-ми недель почти все три последние тома "Обломова". Роман был напечатан в первых четырех книгах журнала "Отечественные записки" за 1859 год (Отечественные записки; отд. изд. СПб., 1859) и имел большой успех.


Последние годы жизни В е годы И.А. Гончаров выступил как талантливый критик. В статьях «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Литературный вечер» и др. нашли отражение его размышления о взаимоотношениях автора и публики, читательском восприятии книг. Писатель скончался 15 сентября 1891 года в Петербурге.




В 1849 г. в Литературном сборнике с иллюстрациями появилась глава Сон Обломова (с подзаголовком Эпизод из неоконченного романа). Этот эпизод, по свидетельству Достоевского, с восхищением прочла вся Россия. Но дальше работа над романом шла медленно, с большими перерывами. «Вещь вырабатывается в голове медленно и тяжело», писал Гончаров Краевскому. Первая часть "Обломова" была вчерне закончена к 1850 году. В 1849 г. в Литературном сборнике с иллюстрациями появилась глава Сон Обломова (с подзаголовком Эпизод из неоконченного романа). Этот эпизод, по свидетельству Достоевского, с восхищением прочла вся Россия. Но дальше работа над романом шла медленно, с большими перерывами. «Вещь вырабатывается в голове медленно и тяжело», писал Гончаров Краевскому. Первая часть "Обломова" была вчерне закончена к 1850 году.


Роман «Обломов» Гончаров вспоминал: «успех превзошел мои ожидания. И Тургенев однажды заметил мне кратко: Пока останется хоть один русский до тех пор будут помнить Обломова». Один из современников, критик А. М. Скабичевский, свидетельствует: "Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвел он на все общество. Он как бомба упал в интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя" Гончаров вспоминал: «успех превзошел мои ожидания. И Тургенев однажды заметил мне кратко: Пока останется хоть один русский до тех пор будут помнить Обломова». Один из современников, критик А. М. Скабичевский, свидетельствует: "Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвел он на все общество. Он как бомба упал в интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя"


Обломов и «обломовщина» Названием романа «Обломов» служит фамилия главного героя Ильи Ильича Обломова, говорит о том, что образ Обломова является центральным в книге. Гончаров ставит задачу дать объемный, выразительный портрет главного героя, показать его в различных ситуациях, в сопоставлении с другими персонажами, в отношениях дружбы и любви. Названием романа «Обломов» служит фамилия главного героя Ильи Ильича Обломова, говорит о том, что образ Обломова является центральным в книге. Гончаров ставит задачу дать объемный, выразительный портрет главного героя, показать его в различных ситуациях, в сопоставлении с другими персонажами, в отношениях дружбы и любви.


Определяя замысел романа, Гончаров писал: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель», показать «воплощение сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни переползание изо дня в день в одном лице и в его обстановке». Определяя замысел романа, Гончаров писал: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель», показать «воплощение сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни переползание изо дня в день в одном лице и в его обстановке».


В первой части романа мы видим главного героя, погруженного в сон и апатию, для которого лежание на диване его «нормальное состояние», и до самого конца первой части герой продолжает лежать на диване. Символом лени, сна, созерцательности становится халат Обломова, «настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу» (сравните с европейским костюмом Штольца) «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!» В первой части романа мы видим главного героя, погруженного в сон и апатию, для которого лежание на диване его «нормальное состояние», и до самого конца первой части герой продолжает лежать на диване. Символом лени, сна, созерцательности становится халат Обломова, «настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу» (сравните с европейским костюмом Штольца) «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!»


Комната Обломова также многое говорит о ее хозяине: это некое «сонное царство», все здесь в запустении, в пыли: «Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия». Один за другим, к Обломову приходят посетители и пытаются его куда-нибудь «вытащить»: на прогулку, в гости… Гончаров выводит пятерых персонажей, каждый из которых противопоставлен Обломову Комната Обломова также многое говорит о ее хозяине: это некое «сонное царство», все здесь в запустении, в пыли: «Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия». Один за другим, к Обломову приходят посетители и пытаются его куда-нибудь «вытащить»: на прогулку, в гости… Гончаров выводит пятерых персонажей, каждый из которых противопоставлен Обломову


Хотя все персонажи романа призывают Обломова к какой-нибудь деятельности, их жизнь кажется герою скучной, пустой и суетливой. И действительно, чем наполнена жизнь этих персонажей? Что могут они предложить взамен спокойной, созерцательной жизни Обломова? Вот Волков рассказывает о своей «деятельности»: «Слава Богу, у меня служба такая, что не нужно бывать в должности. Только два раза в неделю посижу да пообедаю у генерала, а потом поедешь с визитами, где давно не был; ну а там... новая актриса, то на русском, то на французском театре. Вот опера будет, я абонируюсь…». Слушая своих посетителей, Обломов только радуется, что «нет у него таких пустых желаний и мыслей», что он не «увяз по уши», устраивая свою карьеру, как Судьбинский, что он не вынужден, как литератор Пенкин «тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением», но может лежать, «сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». Хотя все персонажи романа призывают Обломова к какой-нибудь деятельности, их жизнь кажется герою скучной, пустой и суетливой. И действительно, чем наполнена жизнь этих персонажей? Что могут они предложить взамен спокойной, созерцательной жизни Обломова? Вот Волков рассказывает о своей «деятельности»: «Слава Богу, у меня служба такая, что не нужно бывать в должности. Только два раза в неделю посижу да пообедаю у генерала, а потом поедешь с визитами, где давно не был; ну а там... новая актриса, то на русском, то на французском театре. Вот опера будет, я абонируюсь…». Слушая своих посетителей, Обломов только радуется, что «нет у него таких пустых желаний и мыслей», что он не «увяз по уши», устраивая свою карьеру, как Судьбинский, что он не вынужден, как литератор Пенкин «тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением», но может лежать, «сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».


Сон Обломова: Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком. Однако уклад жизни в имении Обломовых (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику не давали ничего делать самому), - заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком. Однако уклад жизни в имении Обломовых (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику не давали ничего делать самому), - заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть


Обломов и Ольга Ильинская (Испытание любовью) Ольге сначала как будто удается вывести Обломова из привычного сна, в нем «просыпается бодрость», «появляется лихорадка жизни, сил, деятельности». На некоторое время Обломова просто не узнать: «Встает он в семь часов, читает, носит куда- то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности». Ольге сначала как будто удается вывести Обломова из привычного сна, в нем «просыпается бодрость», «появляется лихорадка жизни, сил, деятельности». На некоторое время Обломова просто не узнать: «Встает он в семь часов, читает, носит куда- то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности».


В последнем, решительном объяснении с Ольгой (часть III, глава XI), Обломов на реплику Ольги - «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и... гибнешь! Что сгубило тебя?» - сам и отвечает: «Обломовщина!» И когда Обломов после прощания с Ольгой приходит домой, Захар, как, бывало, раньше, подает ему халат. В последнем, решительном объяснении с Ольгой (часть III, глава XI), Обломов на реплику Ольги - «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и... гибнешь! Что сгубило тебя?» - сам и отвечает: «Обломовщина!» И когда Обломов после прощания с Ольгой приходит домой, Захар, как, бывало, раньше, подает ему халат.


К концу жизни Обломов окончательно успокаивается, отбрасывая все стремления и порывы, покоряясь своей природе, и, когда в очередной раз Штольц пытается вырвать его из «грязного быта» и «удушливой атмосферы тупоумия, грубости», Обломов просит навсегда забыть его «с мыслью на лице, с полным сознанием рассудка и воли». «Покойно и решительно» сообщает он, что Агафья Матвеевна его жена, а Андрей его сын. К концу жизни Обломов окончательно успокаивается, отбрасывая все стремления и порывы, покоряясь своей природе, и, когда в очередной раз Штольц пытается вырвать его из «грязного быта» и «удушливой атмосферы тупоумия, грубости», Обломов просит навсегда забыть его «с мыслью на лице, с полным сознанием рассудка и воли». «Покойно и решительно» сообщает он, что Агафья Матвеевна его жена, а Андрей его сын.


Проверь себя Как вы думаете, почему, узнав, что Обломов женат на Агафье Матвеевне, Штольц отступается от него, чувствуя, что «отверзлась бездна», «воздвиглась каменная стена»? Как вы думаете, почему, узнав, что Обломов женат на Агафье Матвеевне, Штольц отступается от него, чувствуя, что «отверзлась бездна», «воздвиглась каменная стена»? потому, что Обломов женился на простой, необразованной женщине, заключил неравный брак с простолюдинкой потому, что Обломов женился на простой, необразованной женщине, заключил неравный брак с простолюдинкой потому, что Штольц понимает: теперь Обломова уже никак не изменить и не сдвинуть с места, он навсегда связан и уже никогда не выберется «из болота, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь» потому, что Штольц понимает: теперь Обломова уже никак не изменить и не сдвинуть с места, он навсегда связан и уже никогда не выберется «из болота, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь»


Причины деградации: Нельзя сказать, что Обломов доволен своим «полуживотным» существованием. Он мечтает воскреснуть и начать новую жизнь, однако мечта остается мечтой, несмотря на усилия близкого друга и любимой женщины. Причины деградации Обломова заключаются не только в его характере, но и в русском обществе того времени. Представители этого общества, - Судьбинский, Волков, Пенкин, - создают в романе атмосферу «ложной» деятельности, которая направлена исключительно на удовлетворение тщеславных и корыстных помыслов. В таких условиях образованному, интеллигентному молодому человеку трудно проявить себя, не отказавшись от своих идеалов, - поэтому Обломов выбирает откровенное бездействие и «сон». Нельзя сказать, что Обломов доволен своим «полуживотным» существованием. Он мечтает воскреснуть и начать новую жизнь, однако мечта остается мечтой, несмотря на усилия близкого друга и любимой женщины. Причины деградации Обломова заключаются не только в его характере, но и в русском обществе того времени. Представители этого общества, - Судьбинский, Волков, Пенкин, - создают в романе атмосферу «ложной» деятельности, которая направлена исключительно на удовлетворение тщеславных и корыстных помыслов. В таких условиях образованному, интеллигентному молодому человеку трудно проявить себя, не отказавшись от своих идеалов, - поэтому Обломов выбирает откровенное бездействие и «сон».


Смерть Обломова Как-то Обломов говорит Штольцу: Как-то Обломов говорит Штольцу: «Лег бы и заснул… навсегда…». И «Лег бы и заснул… навсегда…». И смерть приходит к нему тихо и смерть приходит к нему тихо и мирно, он «покоится на одре смерти, мирно, он «покоится на одре смерти, как на ложе сна». как на ложе сна». Д. С. Мережковский в статье «Вечные спутники. Гончаров» (1890 г) писал: «Степень оптимизма писателя лучше всего определяется его отношением к смерти… Обломов умер мгновенно, от апоплексического удара; никто и не видел, как он незаметно перешел в другой мир… Вот спокойный взгляд на смерть, каким он был в древности, у простых и здоровых людей. Смерть только вечер жизни, когда легкие тени Элизиума слетают на очи и смежают их для вечного сна…» Д. С. Мережковский в статье «Вечные спутники. Гончаров» (1890 г) писал: «Степень оптимизма писателя лучше всего определяется его отношением к смерти… Обломов умер мгновенно, от апоплексического удара; никто и не видел, как он незаметно перешел в другой мир… Вот спокойный взгляд на смерть, каким он был в древности, у простых и здоровых людей. Смерть только вечер жизни, когда легкие тени Элизиума слетают на очи и смежают их для вечного сна…»


Конец Обломовки Обломов умирает, и Обломовка «отжила свой век». Патриархальный уклад традиционной русской жизни рушится, на смену приходит новая эпоха, несущая множество изменений, жизнь, в которой нет места Обломовым. И Штольц решает не сообщать Обломову о происходящем в Обломовке: «нечего тебе говорить, что твоя Обломовка не в глуши больше, что до нее дошла очередь, что на нее пали лучи солнца! Не скажу тебе, что года через четыре она будет станцией дороги, что мужики твои пойдут работать насыпь, а потом по чугунке покатится твой хлеб к пристани... А там... школы, грамота, а дальше...». Но сын Обломова, Андрей, уже растет в других условиях, он воспитывается Штольцом, который обещает: «поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти... и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты». Обломов умирает, и Обломовка «отжила свой век». Патриархальный уклад традиционной русской жизни рушится, на смену приходит новая эпоха, несущая множество изменений, жизнь, в которой нет места Обломовым. И Штольц решает не сообщать Обломову о происходящем в Обломовке: «нечего тебе говорить, что твоя Обломовка не в глуши больше, что до нее дошла очередь, что на нее пали лучи солнца! Не скажу тебе, что года через четыре она будет станцией дороги, что мужики твои пойдут работать насыпь, а потом по чугунке покатится твой хлеб к пристани... А там... школы, грамота, а дальше...». Но сын Обломова, Андрей, уже растет в других условиях, он воспитывается Штольцом, который обещает: «поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти... и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты».


Л.Н.Толстой писал в 1859 году А. В Дружинину: Обломов капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет это, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике. Л.Н.Толстой писал в 1859 году А. В Дружинину: Обломов капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет это, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике.


Многие современники И.А. Гончарова, охотно отождествляли его с 0 бломовым, тем более, что, как пишет А. Ф. Кони в « Воспоминаниях о писателях», «его грузная фигура, медлительная походка и спокойный, слегка апатичный взор красивых серо- голубых глаз давали к этому некоторый повод». Повод к этому предположению отчасти давал и сам Гончаров. М.М.Стасюлевич в своей статье «Иван Алексеевич Гончаров» (1891) писал: «Обыкновенно говорят, что в собственной его природе было много обломовщины, что потому ему так и удался Обломов, но это могло только показаться тем, кто не знал его ежедневной жизни или увлекался тем, что действительно Гончаров охотно поддерживал в других мысль о своем личном сходстве с своим же собственным детищем». Так, например, в письме к Ю. Д. Ефремовой (20 августа Симбирск) И.А. Гончаров писал: «Здесь я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой буду верен до гроба, если только нищета не заставит меня приняться за лом и лопату». Многие современники И.А. Гончарова, охотно отождествляли его с 0 бломовым, тем более, что, как пишет А. Ф. Кони в « Воспоминаниях о писателях», «его грузная фигура, медлительная походка и спокойный, слегка апатичный взор красивых серо- голубых глаз давали к этому некоторый повод». Повод к этому предположению отчасти давал и сам Гончаров. М.М.Стасюлевич в своей статье «Иван Алексеевич Гончаров» (1891) писал: «Обыкновенно говорят, что в собственной его природе было много обломовщины, что потому ему так и удался Обломов, но это могло только показаться тем, кто не знал его ежедневной жизни или увлекался тем, что действительно Гончаров охотно поддерживал в других мысль о своем личном сходстве с своим же собственным детищем». Так, например, в письме к Ю. Д. Ефремовой (20 августа Симбирск) И.А. Гончаров писал: «Здесь я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой буду верен до гроба, если только нищета не заставит меня приняться за лом и лопату».


В "Фрегате Палладе" Гончаров восклицает: "Видно, мне на роду написано быть самому ленивым и заражать ленью все, что приходит в соприкосновение со мною". Вспомним и эпилог "Обломова": "Шли по деревянным тротуарам на Выборгской стороне два господина. Один из них был Штольц, другой его приятель, литератор, полный, с апатичным лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами". И оказывается, что литератор, беседующий со Штольцем, есть не кто иной, как сам автор романа. Но люди, близко знавшие И.А. Гончарова, никогда не поддерживали этот миф. Так, М.М.Стасюлевич писал: «он был весьма деятельным и трудолюбивым человеком, всего менее похожим на Обломова», то же утверждает и А.Ф. Кони: «Главных свойств Обломова задумчивой лени и ленивого безделья в Иване Александровиче не было и следа. Весь зрелый период своей жизни он был большим тружеником». В "Фрегате Палладе" Гончаров восклицает: "Видно, мне на роду написано быть самому ленивым и заражать ленью все, что приходит в соприкосновение со мною". Вспомним и эпилог "Обломова": "Шли по деревянным тротуарам на Выборгской стороне два господина. Один из них был Штольц, другой его приятель, литератор, полный, с апатичным лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами". И оказывается, что литератор, беседующий со Штольцем, есть не кто иной, как сам автор романа. Но люди, близко знавшие И.А. Гончарова, никогда не поддерживали этот миф. Так, М.М.Стасюлевич писал: «он был весьма деятельным и трудолюбивым человеком, всего менее похожим на Обломова», то же утверждает и А.Ф. Кони: «Главных свойств Обломова задумчивой лени и ленивого безделья в Иване Александровиче не было и следа. Весь зрелый период своей жизни он был большим тружеником».


Критика о романе и его герое Образ Обломова в романе вызвал бурные споры, критики- современники И.А. Гончарова выдвинули множество разных трактовок и оценок этого образа. Рассмотрим самые знаменитые статьи: В статье Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина» (1859) роман оценен как «знамение времени», а Обломов назван «коренным», «народным нашим» типом, «символизирующим лень, бездействие и застой всей системы отношений», символом косности крепостнической России. Добролюбов жестко отзывается об Обломове, не желая видеть в нем ничего положительного и достойного: «Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства». По мнению критика, «обломовщина» является «созданием воспитания и окружающих обстоятельств», и она обязательно кладет на человека «неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете». Образ Обломова в романе вызвал бурные споры, критики- современники И.А. Гончарова выдвинули множество разных трактовок и оценок этого образа. Рассмотрим самые знаменитые статьи: В статье Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина» (1859) роман оценен как «знамение времени», а Обломов назван «коренным», «народным нашим» типом, «символизирующим лень, бездействие и застой всей системы отношений», символом косности крепостнической России. Добролюбов жестко отзывается об Обломове, не желая видеть в нем ничего положительного и достойного: «Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства». По мнению критика, «обломовщина» является «созданием воспитания и окружающих обстоятельств», и она обязательно кладет на человека «неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете».


Критика о романе и его герое А.В. Дружинин в статье «Обломов. Роман И.А. Гончарова» (1859) дает совершенно иную оценку Обломова, утверждая, что «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви…Сам его творец беспредельно предан Обломову…». Дружинин видит в Обломове прежде всего «нежную, любящую натуру», с «чистой, детски ласковой русской душой»: «Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих». А.В. Дружинин в статье «Обломов. Роман И.А. Гончарова» (1859) дает совершенно иную оценку Обломова, утверждая, что «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви…Сам его творец беспредельно предан Обломову…». Дружинин видит в Обломове прежде всего «нежную, любящую натуру», с «чистой, детски ласковой русской душой»: «Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих».


Критика о романе и его герое Д. И. Писарев, автор статьи «Роман И. А. Гончарова Обломов» (1859), считает, что Обломов олицетворяет в себе «умственную апатию», которая является «одним из существенных пороков нашей русской жизни», болезнью, которая «сковывает собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства». О своем отношении к Обломову Писарев пишет: «Сочувствовать таким личностям нельзя, потому что они тяготят и себя и общество; презирать их безусловно тоже нельзя: в них слишком много истинно-человеческого, и сами они слишком много страдают от несовершенств своей природы. На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут шагнуть решительно из одной в другую». Д. И. Писарев, автор статьи «Роман И. А. Гончарова Обломов» (1859), считает, что Обломов олицетворяет в себе «умственную апатию», которая является «одним из существенных пороков нашей русской жизни», болезнью, которая «сковывает собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства». О своем отношении к Обломову Писарев пишет: «Сочувствовать таким личностям нельзя, потому что они тяготят и себя и общество; презирать их безусловно тоже нельзя: в них слишком много истинно-человеческого, и сами они слишком много страдают от несовершенств своей природы. На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут шагнуть решительно из одной в другую».


Критика о романе и его герое И.Ф. Анненский в статье «Гончаров и его Обломов» (1892) отказывается определить Обломова как «положительный» или «отрицательный» тип, и пишет: « Я много раз читал Обломова, и чем больше вчитывался в него, тем сам Обломов становился мне симпатичнее. Автор, по-моему, изображал человека ему симпатичного, и в этом основание впечатления. Затем, чем больше вчитываешься в Обломова, тем меньше раздражает и возмущает в нем любовь к дивану и к халату». Анненский отмечает, что Обломова любят: «Он умеет внушить любовь, даже обожание в Агафье Матвеевне. Припомните конец романа и воспоминание о нем Захара. Он, этот слабый, капризный, неумелый и изнеженный человек, требующий ухода, он мог дать счастье людям, потому что сам имел сердце». И.Ф. Анненский в статье «Гончаров и его Обломов» (1892) отказывается определить Обломова как «положительный» или «отрицательный» тип, и пишет: « Я много раз читал Обломова, и чем больше вчитывался в него, тем сам Обломов становился мне симпатичнее. Автор, по-моему, изображал человека ему симпатичного, и в этом основание впечатления. Затем, чем больше вчитываешься в Обломова, тем меньше раздражает и возмущает в нем любовь к дивану и к халату». Анненский отмечает, что Обломова любят: «Он умеет внушить любовь, даже обожание в Агафье Матвеевне. Припомните конец романа и воспоминание о нем Захара. Он, этот слабый, капризный, неумелый и изнеженный человек, требующий ухода, он мог дать счастье людям, потому что сам имел сердце».


Проверь себя Прочитайте эти строки: Прочитайте эти строки: Прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй, Порой белянки черноокой Младой и свежий поцалуй, Узде послушный конь ретивый, Обед довольно прихотливый, Бутылка светлого вина, Уединенье, тишина… Прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй, Порой белянки черноокой Младой и свежий поцалуй, Узде послушный конь ретивый, Обед довольно прихотливый, Бутылка светлого вина, Уединенье, тишина… Не правда ли, жизнь описанная здесь, напоминает ту, о которой мечтал Обломов? О каком из персонажей русской литературы XIX века идет речь в приведенных строках? Не правда ли, жизнь описанная здесь, напоминает ту, о которой мечтал Обломов? О каком из персонажей русской литературы XIX века идет речь в приведенных строках?



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные