Афанасьев писатель биография. Александр афанасьев

1826 - 1871

Афанасьев Александр Николаевич (12(24).07.1826-23.10(04.11).1871), фольклорист, историк, литературовед, этнограф. Родился в г. Воронежской губернии в дворянской семье. Детские годы А. Афанасьева прошли в г. , где его отец долгое время служил стряпчим. Окончил Воронежскую губернскую гимназию (1844), юридический факультет Московского университета (1848). С 1849 г. служил в Московском главном архиве Министерства иностранных дел, где в 1856 г. был назначен начальником отделения, а вскоре правителем дел состоявшей при архиве Комиссии печатания государственных грамот и договоров. В этой должности А. Н. Афанасьев состоял до 1862 г., когда из-за причастности к политическому делу был уволен со службы. Позднее он занимал мелкие чиновничьи посты.
Афанасьев был членом ряда учёных обществ: Общества истории и древностей российских при Московском университете (с 1850), Русского географического общества (с 1852), Московского археологического общества (с 1864), Общества любителей российской словесности при Московском университете (с 1864).
Научно-критическая деятельность Афанасьева начинается в студенческие годы. В 1847 г. в журнале «Современник» была напечатана его статья «Государственное хозяйство при Петре Великом», отмеченная В. Г. Белинским.
В 1850-1854 гг. опубликовано большое число его статей, рецензий и обзоров в журналах «Современник», «Отечественные записки».
А. Н. Афанасьев печатался в изданиях Московского университета, Академии наук, в журналах «Библиотека для чтения», «Филологические записки», «Книжный вестник», газете «Московские новости» и др.
Редактировал журнал «Библиографические записки» (1858-1861, с перерывом), где поместил несколько работ по истории русской литературы и печати: среди них работы о Н. И. Новикове, Д. И. Фонвизине, .
С конца 1840-х до начала 1860-х гг. Афанасьев вёл дневник, в котором содержится множество интересных наблюдений над общественной атмосферой России.
Главным историко-литературным трудом Афанасьева является книга «Русские сатирические журналы 1769-1774 годов» (1859).
В 1850-е гг. Афанасьев занялся изучением и публикацией русского фольклора. Он составил и подготовил к изданию 8 выпусков «Народных русских сказок» (1855-1863). В основе сборников лежали тексты, собранные В. И. Далем, а также П. И. Якушкиным, переданные ими Русскому географическому обществу, которое, в свою очередь, передало их Афанасьеву; сказки, записанные самим фольклористом или переданные ему членами «второвского кружка». Несколько сказок, легенд и около 500 пословиц им было записано в Бобровском уезде. В откликах на сказки отмечалась полнота собрания, научный подход к текстам и удачная систематизация сказок по темам, образам и стилю. Этот свод народных сказок принёс нашему земляку широкую известность: Российская академия наук присудила А. Н. Афанасьеву Демидовскую премию, Географическое общество - золотую медаль. Сборник «Народные русские сказки» до сих пор остаётся одним из самых популярных и читаемых фольклорных собраний.
Составленный Афанасьевым сборник «Народные русские легенды» (1859) был запрещён цензурой вплоть до 1914 г. Фундаментальный труд «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869; т. 1-3) по богатству фактического материала не имел себе равных в отечественной фольклористике. Александр Николаевич заявил о себе как о крупном учёном, представляющем русскую мифологическую школу. Последняя работа Афанасьева «Русские детские сказки» вышла в 1870 г.
Благодаря архивным разысканьям Афанасьева увидели свет многие документы и литературные произведения XVIII - первой половины XIX вв. Сборники Афанасьева многократно переиздавались и в полном виде, и в извлечениях, а также переводились на иностранные языки.
Кончина Афанасьева стала для отечественной науки невосполнимой потерей. И. С. Тургенев в письме к А. А. Фету от 8 января 1872 г. так откликнулся на известие о кончине учёного: «Недавно А. Н. Афанасьев умер буквально от голода, а его литературные заслуги будут помниться, когда наши с вами, любезный друг, давно уже покроются мраком забвения».
В Воронеже чтят память именитого земляка. В 1974 г. Лесной переулок посёлка Придонского (Советский район г. Воронежа) был переименован в честь Александра Николаевича Афанасьева. На здании бывшей губернской гимназии (улица Сакко и Ванцетти, 102) в 1996 г. установлена мемориальная доска .

Сборник сказок А. Н. Афанасьева. Воронеж, 2008

С 2004 г. в ВГУ выпускается «Афанасьевский сборник. Материалы и исследования», освещающий проблемы собирания и изучения фольклора, славянской мифологии, соотношения фольклора и литературы.
В 2008 г. Центр духовного возрождения Черноземного края издал сборник сказок Афанасьева (с иллюстрациями художника ).

В 2010 г. в Воронеже стартовал областной детский фестиваль «Старая, старая сказка» имени Александра Афанасьева.

РУССКАЯ СКАЗКА

Свод русских сказок.
Их творил народ!
Воронежец, земляк твой, Афанасьев
Их собирал не месяц и не год...
Свод русских сказок -
лад в них и согласье.
Но прежде в поединке непростом
Добро и Зло
в них яростно воюют,
И кривда льстиво заползает в дом,
А правда, и гонимая, врачует.
Свод русских сказок,
мудрости прилог?
А и всего-то: «В некотором царстве...»,
Да, «жили-были...» - сколь понятен слог,
Да, «в некотором царстве-государстве...»
Но позабыты сказки, что урок,
И мутно напирающие воды
Несёт вселенский мировой поток,
Где нет ни государства, ни народа.
1992
В. В. Будаков

Литература

Афанасьев А. Русские сатирические журналы 1769-1774 годов: Эпизод из истории русской литературы прошлого века. - М. : Тип. Э. Барфкнехта К°, 1859. - , 282, с.
. Народные русские легенды, собранные А. Н. Афанасьевым. - М. : Изд-во Н. Щепкина и К. Солдатенкова, 1859. - XXXII, 203, II с.
. Афанасьев А. Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. - М. : Эксмо; Спб. : Terra Fantastica, 2002. - 3 т.
. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. - М. : Альфа-Книга, 2008. - 1087 с.: ил. - (Полное издание в одном томе).
. Волшебные сказки: Из собрания русских народных сказок А. Н. Афанасьева. - Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2008. - 168 с.: ил.

***
. Краткая литературная энциклопедия. - М., 1962. - Т. 1. Аарне-Гаврилов. - С. 359.
. Большая советская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 2. Ангола-Барзас. - С. 419.
. Лазутин С. Г. А. Н. Афанасьев // Очерки литературной жизни Воронежского края. XIX - начало XX в. / ред.-сост. В. А. Тонков, О. Г. Ласунский. - Воронеж, 1970. - С. 211-228.
. Антюхин Г. В. Литературное былое: книга очерков о литературном прошлом и памятных местах Воронежского края. - Воронеж, 1987. - С. 111-114.
. Русские писатели. 1800-1917: биограф. словарь. - М., 1992. - Т. 1: А-Г. - С. 122-124.
. Наследие А. Н. Афанасьева и проблемы его изучения: материалы межвуз. науч. конф. к 175-летию со дня рождения / редкол.: В. М. Акаткин и др. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2003. - 153 с.
. Попов П. А. Воронеж. История города в названиях улиц. - Воронеж, 2003. - С. 53.
. В. В. Будаков.«Живая вода и вещее слово» (Александр Афанасьев) // Подвижники русского слова. - Воронеж, 2007. - С. 183-187.
. Пухова Т. Александр Николаевич Афанасьев // Воронежцы: знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю. Л. Полевой. - Воронеж, 2007. - С. 130-133.
. Воронежская историко-культурная энциклопедия. Персоналии. - Изд. 2-е, доп. и испр. / под ред. О. Г. Ласунского. - Воронеж, 2009. - С. 33-34.

    - (1826 71) российский литературовед, представитель мифологической школы в фольклористике. Статьи о русской литературе 18 в. Труды Поэтические воззрения славян на природу (т. 1 3, 1866 69), сборник Народные русские сказки (1855 64) … Большой Энциклопедический словарь

    Афанасьев, Александр Николаевич, исследователь народного творчества. Родился 11 июля 1826 года в г. Богучаре Воронежской губернии. Еще учась в Московском университете, А. поместил в Современнике (1847, VI VII) Государственное устройство при Петре … Биографический словарь

    Русский историк и литературовед, исследователь фольклора. Окончил юридический факультет Московского университета. А. принадлежит работа «Русские сатирические журналы 1769‒1774… … Большая советская энциклопедия

    Афанасьев, Александр Николаевич - АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич (1826 1871), российский литературовед, представитель “мифологической школы” в фольклористике. Статьи о русской литературе 18 в. Труды “Поэтические воззрения славян на природу” (т. 1 3, 1866 69); сборник “Народные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1826 1871), российский литературовед, представитель «мифоогической школы» в фольклористике. Статьи о русской литературе XVIII в. Труды «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1 3, 1866 1869), сборник «Народные русские сказки» (1855 1864).… … Энциклопедический словарь

    Известный исследователь русской народной поэзии и мифологии, род. 11 го июля 1826 г., в гор, Богучаре, Воронежской губ., ум. 23 го сентября 1871 г. Сын уездного стряпчего, он провел большую часть детских лет в гор. Боброве, куда семейство… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1826, г. Богучар Воронежской губернии — 1871, Москва), фольклорист, литературовед, историк. Сын уездного стряпчего, выпускник воронежской гимназии, с 1844 в Москве, студент юридического факультета (окончил в 1848), где слушал… … Москва (энциклопедия)

    Исследователь народной поэзии; род. 11 ноля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губ., где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Афанасьев. Афанасьев, Александр: Афанасьев, Александр Александрович (1903 1991) советский государственный деятель, руководитель морского транспорта. Афанасьев, Александр… … Википедия

Книги

  • Поэтические воззрения славян на природу. В 3 томах Том 2 , Афанасьев Александр Николаевич. Историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871) весьма широко известен как издатель`Народных русских сказок`. Он был глубоким исследователем славянских преданий, верований и…
  • Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. Том 1 , Афанасьев Александр Николаевич. Историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871) весьма широко известен как издатель "Народных русских сказок" . Он был глубоким исследователем славянских преданий, верований…

Афанасьев Александр Николаевич (1826-71), российский литературовед, представитель «мифологической школы» в фольклористике. Статьи о русской литературе 18 в. Труды «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1-3, 1866-69), сборник «Народные русские сказки» (1855-64).

Афанасьев Александр Николаевич , фольклорист, историк и этнограф, историк литературы, журналист, библиограф, автор дневника и воспоминаний.

Жизненный путь

Афанасьев родился в семье стряпчего (мелкого судейского чиновника). Года через три после его рождения семья переехала в город Бобров той же губернии. Здесь Афанасьев жил до 11 лет и получил начальное образование. Два местных попа - отцы Иваны - выучили его бегло читать по-русски и по-латыни и познакомили несколько с арифметикой и Священной историей. В 1837 отец отвез Афанасьева в Воронежскую губернскую гимназию, где мальчик и учился следующие 7 лет.

В 1844 по завершении гимназического курса Афанасьев едет в Москву и поступает на юридический факультет университета, выдержав вступительные экзамены «с грехом пополам» (по его собственной оценке). Среди преподавателей, лекции которых посещал Афанасьев, были знаменитые историки К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и Т. Н. Грановский. Годы, проведенные в гимназии, а затем в университете, Афанасьев живо описал позднее в своих воспоминаниях.

Окончив университет в 1848, Афанасьев недолго преподает русскую историю и словесность в частном пансионе, а через год поступает на службу в Главный архив Министерства иностранных дел. 13 лет, которые Афанасьев проработал в архиве, были наиболее плодотворными для него в творческом отношении. Он много писал и печатался, выступал и как исследователь, и как публикатор, и как журналист. В 1858-1859 издавал журнал «Библиографические записки», в котором впервые увидели свет многие материалы, связанные с жизнью и творчеством Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, А. С. и др. С 1855 Афанасьев занимал должность старшего делопроизводителя Комиссии печатания государственных грамот и договоров.

Однако благополучная карьера Афанасьева неожиданно оборвалась в 1862. Как установил Н. Я. Эйдельман, Афанасьев и ряд близких к нему сотрудников «Библиографических записок» были тайными корреспондентами А. И. Герцена. Те материалы, которые не могли быть опубликованы в России или публиковались здесь в обезображенном цензурой виде, переправлялись за границу и позднее появлялись в «Полярной звезде» и других неподцензурных изданиях. В результате Афанасьев был уволен со службы по обвинению «в сношениях с лондонскими пропагандистами».

Несколько лет после этого Афанасьев не мог найти постоянной работы. Только в 1865 он поступает на службу помощником секретаря в Городскую думу, а в 1867 переходит на должность секретаря съезда мировых судей 2-го округа Москвы. Скончался Афанасьев от чахотки в возрасте 45 лет.

Ученая и литературная деятельность

Афанасьев был автором многочисленных трудов, посвященных русской истории, этнографии и фольклору. Свою первую статью «Государственное хозяйство при Петре Великом» он опубликовал в «Современнике» еще в студенческие годы (1847). В 1850-1854 пишет большое число статей, рецензий и обзоров для журналов «Современник» и «Отечественные записки», в том числе обзоры русской исторической литературы за 1849, 1850 и 1851 гг. Афанасьев печатался также в «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России», изданиях Общества истории и древностей российских при Московском университете и Отделения русского языка и словесности Академии наук, в журналах «Библиотека для чтения», «Филологические записки», «Книжный вестник», газете «Московские новости» и др.

С 1850 Афанасьев начинает публиковать статьи, посвященные фольклору и народным верованиям: «Языческие предания об острове-Буяне», «Колдовство на Руси в старину», «Ведун и ведьма», «Зооморфические божества у славян», «Несколько слов о соотношении языка с народными повериями», «Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи», «О значении Рода и Рожаниц», «Заметки о загробной жизни по славянским преданиям» и др.

Благодаря архивным разысканьям Афанасьева увидели свет многие документы и литературные произведения 18 - первой половины 19 вв. В 1855 он переиздал в «Отечественных записках», а в 1859 - отдельной книгой русские сатирические журналы 1769-1774 гг.

Афанасьев был членом ряда ученых обществ: Общества истории и древностей российских при Московском университете (с 1850), Русского географического общества (с 1852), Московского археологического общества (с 1864), Общества любителей российской словесности при Московском университете (с 1864).

«Народные русские сказки»

В историю русской культуры Афанасьев вошел прежде всего как издатель первого фундаментального собрания подлинных русских народных сказок (почти 600 текстов). Более трети от общего количества сказок были предоставлены Афанасьеву из архива Русского географического общества, еще около 200 сказок передал ему В. И. Даль. Афанасьев пользовался также материалами других собирателей фольклора и немногочисленными собственными записями. Первоначально собрание сказок было напечатано в 8 выпусках (1855-1863), причем тексты помещались в сборниках без систематизации, по мере их поступления. Однако в издании 1863 (в 4-х выпусках) Афанасьев уже расположил сказки в определенном порядке и вынес комментарии к ним в специальный 4-й выпуск. Позднее на основе своего собрания Афанасьев составил также сборник «Русские детские сказки» (1870).

К «Народным русским сказкам» примыкают еще два сборника, подготовленных Афанасьевым: «Народные русские легенды» (1859) и «Русские заветные сказки» (сборник был опубликован анонимно в Женеве в 1867, а рукопись Афанасьева в полном виде увидела свет только в 1997). Издания сказок и легенд сопровождались предисловиями и обстоятельными комментариями Афанасьева, в которых приводились сравнительные материалы к публикуемым текстам и давалась их мифологическая интерпретация. Сборники Афанасьева многократно переиздавались и в полном виде, и в извлечениях, а также переводились на иностранные языки.

«Поэтические воззрения славян на природу»

Уже в статье «Языческие предания об острове-Буяне» (1851) Афанасьев предложил собственное оригинальное понимание славянской мифологии. Эту статью можно рассматривать как зерно, из которого впоследствии вырос основной научный труд Афанасьева, его трехтомное исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869). В этой книге Афанасьев с почти исчерпывающей полнотой изложил в систематизированном виде все то, что было известно о верованиях, обрядах и фольклоре восточных славян к середине 1860-х гг. Написанная живо и талантливо, книга сочетает в себе ученый труд по славянской мифологии и художественное сочинение о первобытном человеке, который жил одной жизнью с природой и видел воочию небесные и грозовые мифы. Хотя мифологическая концепция Афанасьева имела достаточно искусственный характер и была скептически воспринята уже его современниками (К. Д. Кавелин, А. А. Котляревский, А. Н. Пыпин, Ф. И. Буслаев), отдельные реконструкции Афанасьева признаются современными исследователями и даже оцениваются как проявление своеобразного «научного ясновидения».

Как и другие представители мифологической школы, Афанасьев рассматривал фольклор как воплощение древних языческих мифов; соответственно задача исследователя усматривалась в том, чтобы восстановить эти мифы, извлечь их из-под покрова позднейших наслоений и искажений. Сама же мифология, по мнению Афанасьева, представляла собой, «поэтические воззрения на природу». Религию славян при ее зарождении Афанасьев характеризует как пантеизм; объектом религиозного культа была природа, воспринимаемая как единое, органическое целое. В изображении ученого мифология возникает удивительно естественно и органично, как бы сама собой. Она чужда всего иррационального, сверхчувственного и сближается с народной мудростью. Внимание древнего человека сначала привлекали главным образом небесные явления, такие как восход солнца или гроза; только впоследствии мифы об этих явлениях были приурочены к событиям и существам, имеющим земную локализацию, однако именно небесные явления и составляют главное содержание мифов.

Большое значение в происхождении мифов Афанасьев приписывает также языку и языковым метафорам; он солидаризируется с М. Мюллером, который определял мифологию как своеобразную «болезнь языка». По утверждению Афанасьева, «богатый и можно сказать - единственный источник разнообразных мифических представлений есть живое слово человеческое, с его метафорическими и созвучными выражениями».

Книга Афанасьева оказала существенное влияние на последующее изучение славянского фольклора и мифологии. Из нее черпали материалы для своих произведений М. И. Мельников-Печерский и А. Н.

Жизнь и деятельность сказочника Александра Николаевича Афанасьева тесно связана с Воронежским краем.
Афанасьев родился 12(24).07.1826 г. в уездном городе Воронежской губернии в семье мелкого судейского чиновника. В городском парке Богучара создана мемориальная зона, посвящённая известному фольклористу А. Н. Афанасьеву и выдающемуся писателю , где в их честь установлены камни с памятными табличками.
В декабре 1828 г. его отец, Николай Иванович, служивший последние годы в Богучарском земском суде, получил новое назначение, и семья переехала в г. , где прошли детские и юношеские годы будущего учёного. Из воспоминаний Афанасьева известно, что он довольно рано лишился матери и все заботы о детях легли на плечи отца, который высоко ценил образование и стремился дать его своим детям.

Читать и писать Афанасьев выучился на дому, а в 1837 г. одиннадцатилетнего Александра отец отвёз в Воронеж и определил в гимназию.
Здесь он провёл семь лет, в течение которых числился в первых учениках. В своих воспоминаниях А. Н. Афанасьев подробно рассказывает о характере и недостатках гимназического воспитания, даёт детальную характеристику учителей и их манеры преподавания. В гимназии Афанасьев начал заниматься литературным трудом. Совместно со своим товарищем В. А. Срединым он сочинил сатирическую поэму «Псюхиада», в которой высмеивался учитель греческого языка. Поэма имела успех и ходила в списках по рукам. Список поэмы «Псюхиада» хранится в фондах .
В 1996 г. на фасаде дома № 102 по улице Сакко и Ванцетти была открыта мемориальная доска , изготовленная из серого гранита по проекту А. И. Кожевникова, на которой написано: «Здесь в губернской гимназии учились в 1831-1833 гг. историк и писатель , в 1837-1844 гг. фольклорист Афанасьев Александр Николаевич».
А. Н. Афанасьев постоянно поддерживал земляческие связи с воронежцами. Он внимательно следил за воронежской краеведческой литературой, писал о , сотрудничал с воронежским журналом «Филологические записки», оставил воспоминания о своих гимназических годах.
Во время своих приездов на родину А. Н. Афанасьев сближается с существовавшим в то время в Воронеже «второвским кружком». В лице Н. И. Второва и других членов его кружка (среди которых был поэт ) Александр Николаевич нашёл горячих пропагандистов собирания и изучения устно-поэтического творчества. Они записывали для Афанасьева сказки и легенды, лучшие из которых он впоследствии помещал в своих сборниках. Известно, что часть сказок, напечатанных Афанасьевым, записана его добровольными помощниками в городах и сёлах Воронежской губернии (среди них: «Лисичка-сестричка и волк», «Баба-яга», «Ивашко и ведьма», «Звери в яме», «Королевич и его дядька»). Афанасьев следил за литературно-научной работой «второвцев» и одобрительно отзывался о ней рецензиями на страницах «Современника».
В некрологе Афанасьева воронежский литератор М. Ф. Де-Пуле писал: «Афанасьев для нас стал живой связью с Москвой, с Московским университетом, с кружком Грановского, к числу слушателей которого принадлежал и покойный Александр Николаевич. Через А. Н. Афанасьева прямо или через его брата мы знали, что делается в университете, в литературе, в науке. Знали гораздо раньше, чем всё это появилось в печати».
Воронежцы по праву гордятся своим замечательным земляком и чтят его память. В 1921 г. в Воронежском губернском музее состоялось заседание, посвящённое пятидесятилетию со дня смерти Афанасьева, в сборнике «Воронежская литературная беседа» (1925 г.) были опубликованы некоторые его письма. Позже в воронежской печати появились специальные статьи, посвящённые жизни и деятельности Афанасьева. В 1971 г. литературная общественность Воронежа отметила столетие со дня смерти Афанасьева.
В 1974 г. Лесной переулок поселка Придонского (Советский район г. Воронежа) был переименован в честь Александра Николаевича Афанасьева.
В музее "Сказки и сказочники" (Воронеж, Центр развития ребёнка - детский сад № 198) известным воронежским писателям-сказочникам А. Н. Афанасьеву, А. Н. Корольковой, А. К. Барышниковой, С. Я. Маршаку посвящены отдельные экспозиции.
С 2004 г. в Воронежском государственном университете выпускается «Афанасьевский сборник. Материалы и исследования», который освещает проблемы собирания и изучения фольклора, славянской мифологии, соотношения фольклора и литературы. Материалы представляют интерес для всех изучающих народную культуру. В 2009 г. вышел 8-й выпуск.
В 2010 г. исполнилось 155 лет со дня выхода первого сборника русских сказок Афанасьева. В течение трёх месяцев в Воронеже (2010 г.) проходил первый областной детский фестиваль «Старая, старая сказка», посвящённый памяти собирателя народных сказок А. Н. Афанасьева. Фестиваль организован правительством Воронежской области и студией «Губерния». 27 мая 2010 г. в прошла торжественная церемония награждения лауреатов фестиваля. Подарком для всех детей стал приезд народного артиста России Михаила Боярского и заслуженной артистки РФ Анастасии Заворотнюк.

А. Н. Афанасьев // О. Г. Ласунский. Литературно-общественное движение в русской провинции. - Воронеж, 1985. - С. 119-124.
. А. Н. Афанасьев. До гимназии и в гимназии: [из воспоминаний] // Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература / сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. А. Л. Налепина. - М., 1986. - С. 259-319.
. Школьные годы сказочника // Антюхин Г. В. Литературное былое. Книга очерков о литературном прошлом и памятных местах Воронежского края. - Воронеж, 1987. - С. 111-114.
. Кононов В. И. Воронеж: История города в памятниках и мемориальных досках. - Воронеж, 2005. - С. 211-213.
. Богучарский край от А до Я: краткая краеведческая энциклопедия / сост. А. Т. Бойков. - Воронеж, 2006. - С. 19.
. Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Воронеж, 2006. - С. 58-61.
. Сказ о земле Бобровской / Н. И. Капустина [и др.]. - Воронеж, 2009. - С. 213.

***
. Летопись научной и культурно-просветительной деятельности в области истории и археологии // Воронежский историко-археологический вестник. - Воронеж, 1921. - Вып. 2. - С. 78.
. Пухова Т. Поэт славянской старины. (К 175-летию А. Н. Афанасьева) // Подъём. - 2001. - № 8. - С. 207-219.

А.Н. Афанасьев. Фото с сайта www.rulex.ru

Афанасьев Александр Николаевич (12.07.1826-23.10. 1871), русский фольклорист, историк, литературовед. Из дворян Воронежской губ. Окончил юридический факультет Московского университета, где среди его учителей были П. Г. Редкий, К. Д. Кавелин, С. П. Шевырев. Первый печатный труд - “Государственное хозяйство при Петре Великом” (1847). Ранние статьи и рецензии печатал в “Современнике”, “Отечественных записках” и др. журналах и альманахах. Во 2-й пол. 1850-х - н. 1860-х опубликовал ряд работ по истории русской литературы и журналистики в ж. “Библиотечные записки” (в т. ч. о русских сатирических журналах XVIII в., о Н.И. Новикове , А. Д. Кантемире, Д. И. Фонвизине , А. С. Пушкине, К. Н. Батюшкове, М. Ю. Лермонтове, А. В. Кольцове).

Самые значительные научные статьи Афанасьева относятся к области изучения и публикации фольклора. В их основе - теория мифологического происхождения и развития фольклора. Результатом этих изысканий стал фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с фольклором и языком др. индоевропейских народов, - “Поэтические воззрения славян на природу” (т. 1-3, 1865-69).

В 1855 - 63 публикуются восемь выпусков знаменитого собрания Афанасьева - “Народные русские сказки”, основу которого составили сказки из архива Русского географического общества, дополненные записями В. И. Даля. В 1859 печатает “Народные русские легенды”. Историко-литературный интерес представляют неопубликованные дневники Афанасьева.

Афанасьев, Александр Николаевич (11.VII.1826, г.Богучары Воронежской губ., – 23.X.1871) – русский историк и литературовед, исследователь и публикатор фольклора. Родился в семье уездного стряпчего. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1849 по 1862 работал в Главном архиве иностранных дел. Статьи А. публиковались в журналах «Современник», «Отечественные записки» и др. А. принадлежит работа «Русские сатирические журналы 1769-74 годов» (1859), статьи о Н.И.Новикове, Д.И.Фонвизине, А.Д.Кантемире и др. Много работал как библиограф, издавал журнал «Библиографические записки» (1859-1860). Работы А. «Дедушка домовой» (1850), «Ведун и ведьма» (1851) и др. были первыми выступлениями мифологической школы в России; на ее принципах основан и трехтомный труд А. «Поэтические воззрения славян на природу» (1866-1869). Особой заслугой А. является составленный им сборник «Народные русские сказки» (1-8 в., 1855-64), включающий около 600 текстов. Книга эта вызвала много откликов, в том числе рецензию Н.А.Добролюбова (журнал «Современник», 1858, № 9), высоко оценившего полноту текстов, обилие вариантов, тщательность издания, но осудившего «отсутствие жизненного начала», объективистский характер публикации народной поэзии. В 1859 А. выпустил сборник «Народные русские легенды», который был запрещен цензурой вплоть до 1914 года. В Женеве в 60-х годах анонимно вышел сборник А. «Заветные сказки», в состав которых вошли сатирические сказки, направленные против помещиков и духовенства.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1, М., 1962.

Сочинения:

Народные русские сказки (Подготовка текста, предисловие и примечания В.Я.Проппа), т.1-3, М., 1957.

Литература:

Пыпин А.Н., История русской этнографии, т.2, СПб, 1891, с.360-374;

Добролюбов Н.А. «Народные русские сказки» (Рецензия), Собр.соч.в 3-х т., т.1, М., 1950;

Савченко С.А., Русская народная сказка. К., 1914;

Азадовский М.К., История русской фольклористики, М., 1958.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные