Американская православная церковь

Дата создания: 10 апреля 1970 г. Описание:

Основание этой Церкви положено валаамскими иноками-миссионерами, прибывшими на остров Кадьяк в 1794 г. по определению Святейшего Синода Русской Церкви о назначении в Аляску православной миссии.

Один из иноков — иеромонах Ювеналий в 1795 г. запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой — ныне прославленный Американской и Русской Церквами старец Герман (+1837) более сорока лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке.

В 1840 г. была учреждена епархия Камчатская, Курильская и Алеутская, на которую был хиротонисан апостол Америки Преосвященный Иннокентий (Вениаминов) (+1879). В конце XIX века и начале XX православную паству в Америке окормлял архиепископ Тихон, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси (+1925). При нем в Нью-Йорке был построен храм во имя Святителя Николая, освященный в 1905 г.

Православная Церковь в Америке получила автокефалию от Матери-Церкви Русской 10 апреля 1970 г.

Каноническая территория — США; юрисдикция Православной Церкви в Америке распространяется также на некоторые приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке.

Решением Священного Архиерейского Синода от 9 июля 2012 г. Местоблюстителем Православной Церкви в Америке назначен старший по хиротонии член Синода Высокопреосвященный Нафанаил, архиепископ Детройтский, управляющий Румынской епископией. Администратором Православной Церкви в Америке назначен Преосвященный Михаил, епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский.

13 ноября 2012 г. открывшийся в городе Парма (штат Огайо) XVII Всеамериканский Собор избрал шестым Предстоятелем Православной Церкви в Америке .

Епархии Американской Церкви

Вашингтонская епархия

Местоблюститель: Преосвященный Александр, епископ Толедский и Болгарской архиепископии

3512 Massachusetts Ave. NW, Washington, DC 20007

Албанская архиепископия

PO Box 149 Southbridge, MA 01550
Email: [email protected]

Епархиальное управление: 523 E. Broadway, South Boston, MA 02127-4415
tel: 617-268-1275, fax: 617-268-3184
[email protected]

Епархия Аляски

Управляющий: Преосвященный Вениамин, епископ Сан-Францисский и Запада

Епархиальное управление: PO Box 210569 Anchorage, AK 99521-0569
Адрес для корреспонденции: 410 Turpin St, Anchorage, AK 99521-5407
tel: 907-279-0025, fax: 907-279-9748
сайт епархии: http://dioceseofalaska.org/

Адрес управляющего: 1520 Green St, San Francisco, CA 94123; дом. тел.: 702-277-1857

Болгарская архиепископия

Преосвященный Александр, епископ Толедский и Болгарской архиепископии

Резиденция епископа: 519 Brynhaven Dr., Toledo, OH 43616
tel: 419-693-7871

Адрес для корреспонденции: PO Box 1769, Cranberry Township, PA 16066-1769
tel/fax: 724-776-5555

Епархиальное управление: 286 E Woodsdale Ave. Akron, OH 44301
tel: 330-724-7009

Епархия Восточной Пенсильвании

Преосвященный Тихон, епископ Филадельфийский и Восточно-Пенсильванский
[email protected]

Епархиальное управление: PO Box 130 South Canaan, PA 18459
tel: 570-937-9040, fax: 570-937-9099
сайт епархии: http://doepa.org/

Епархия Западной Пенсильвании

Преосвященный Мелхиседек, епископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский

PO Box 1769
Cranberry Township, PA 16066-1769
Office / Fax: 724-776-5555
Web: www.ocadwpa.org

Западная епархия

Преосвященный Вениамин, епископ Сан-Францисский и Запада
дом. тел.: 702-277-1857

Епархиальное управление 1520 Green St, San Francisco, CA 94123
tel 702-277-1857
сайт епархии: www.ocadow.org

Канадская архиепископия

Высокопреосвященный Серафим, архиепископ Оттавский и Канадский

Епархиальный центр: 2801 Newman Rd. R.R. 5, Spencerville, ON Canada K0E 1X0
Адрес для корреспонденции: PO Box 179, Spencerville, ON Canada K0E 1X0
tel 613-925-5226, fax 613-925-1521
www.archdiocese.ca

Мексиканский экзархат

Преосвященный Алехо, епископ Мехико и Мексиканского Экзархата
Irapuato 53 Y Av Rio, Col Penon De Los Ban, Mexico 9, DF

Епархиальное управление: Río Consulado e Irapuato, Col. Peñón de los Baños 15520 México D.F.
tel: 55-71-11-89, fax: 57-84-51-98
сайт епархии: www.ortodoxiamx.4t.com

Епархия Новой Англии

Преосвященный Никон, епископ Бостонский, Ново-Английский и Албанской архиепископии
Email: [email protected]

Епархиальное управление: PO Box 149 Southbridge, MA 01550
tel: 508-764-3222 / fax: 508-764-9090 (call first)
сайт епархии: www.dneoca.org

Епархия Нью-Йорка и Нью-Джерси

Преосвященный Михаил, епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский

Румынская епископия

Высокопреосвященный Нафанаил, архиепископ Детройтский и Румынской епископии
Преосвященный Ириней, епископ Дирборн-Хайтсский (викарий)

Епархиальное управление: 2535 Grey Tower Rd., Jackson, MI 49240-9120
Адрес для корреспонденции: PO Box 309, Grass Lake, MI 49240-0309
tel 517-522-4800 / fax 517-522-5907
Сайт епархии: http://www.roea.org

Средне-Западная епархия

Епархиальное управление: 927-933 N. LaSalle St., Chicago, IL 60610
tel: 312-202-0420, fax 312-202-0427
e-mail: [email protected]
Сайт епархии: www.midwestdiocese.org

Южная епархия

Епархиальное управление: 4112 Throckmorton St. or 4222 Wycliff Ave. Dallas, TX 75219
Адрес для корреспонденции: PO Box 191109, Dallas, TX 75219-1109
tel: 214-522-4149 / fax: 214-526-7170
Епархиальный сайт: http://www.dosoca.org

Приходы в Австралии

Епархиальное управление: PO Box 675 Syosset, NY 11791-0675
tel: 516-922-0550 / fax: 516-922-0954

Священный Архиерейский Синод ПЦА временно окормляет несколько общин на территории Австралии — до урегулирования церковной жизни в стране в соответствии с каноническими нормами.

Высокопреосвященый Феодосий, бывший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады
156 Rifgon Dr. Canonsburg, PA 15317

Высокопреосвященный Лазарь, бывший архиепископ Оттавский

Tel: 604-826-9336 / fax: 604-820-9758

Высокопреосвященный Димитрий, бывший архиепископ Далласский и Юга

Преосвященный Марк, бывший епископ Бостонский
7819 via Grande Boynton Beach, FL 33437
tel: 561-369-0247

Преосвященный Тихон, бывший епископ Сан-Францисский, Лос-Анджелесский и Запада
649 Robinson St. Los Angeles, CA 90026
Tel: 323-663-4752 / Fax: 800-323-6921

Преосвященный Николай, бывший епископ Ситкинский
PO Box 210569 Anchorage, AK 99521-0569
Tel: 907-279-0025 / Fax: 907-279-9748

Преосвященный Варлаам, бывший епископ Ванкуверский
37323 Hawkins Pickle Rd. Dewdney, BC Canada V0M1H0
Tel: 604-826-9336 / Fax: 604-820-9758

Преосвященный Серафим (Сигрист), бывший епископ Сендайский

Преосвященный Матфей, бывший епископ Чикаго и Среднего Запада

Страна: США Город: Вашингтон Адрес: Нью-Йоркская резиденция: PO Box 675, Syosset, NY 11791-0675 Вашингтонская резиденция: 3512 Massachusetts Ave. NW, Washington, DC 20007 Телефон: 516-922-0550 Факс: 516-922-0954 Web-сайт: www.oca.org Дочерняя организация: Храм великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (подворье Православной Церкви в Америке) Предстоятель:

Соединённые Шта́ты Аме́рики (США) (англ. United States of America, USA ) - государство в Северной Америке. Площадь - 9,5 млн км² (4-е место в мире). Население - 321 млн человек (2014, оценка; 3-е место в мире). Административно страна делится на 50 штатов и федеральный округ Колумбия, в подчинении США также находится ряд островных территорий. Столица - город Вашингтон . Жителей США называют американцами , а к самим США применяется общее название Америка . Соединённые Штаты граничат на севере с Канадой, на юге - с Мексикой, также имеют морскую границу с Россией. Омываются Тихим океаном с запада, Атлантическим океаном - с востока и Северным Ледовитым океаном - с севера.

Православие в США

В США действует автокефальная поместная православная церковь - Православная церковь в Америке, получившая автокефалию от Русской православной церкви в 1970 году. Также действует ряд православных церковных структур иной юрисдикции, самая крупная - Американская архиепископия и Украинская православная церковь в США Константинопольского Патриархата, также Патриаршие приходы в США и Русская православная церковь за границей Московского патриархата.

Правосла́вная Це́рковь в Аме́рике (англ. Orthodox Church in America , сокращённо ПЦА , англ. OCA ; неофициально также Американская православная церковь ) - автокефальная поместная православная Церковь. Автокефалия Православной Церкви в Америке, предоставленная ей в 1970 году Русской Православной Церковью, признается последней, а также Болгарской, Грузинской, Польской Православными Церквями и Православной Церковью Чешских земель и Словакии, но не признается Константинопольским Патриархатом, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Румынской, Кипрской, Элладской и Албанской Церквями в качестве Автокефальной Церкви (однако признается вышеупомянутыми Церквями как самоуправляемая часть Русской Православной Церкви, чей канонический статус и апостольское преемство не оспариваются).

История

В юрисдикции Русской православной церкви

Возникновение восходит к созданию в 1794 году монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (архимандритом Иосафом, иеромонахом Ювеналием, иеромонахом Макарием и другими) первой православной миссии в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского († 1837 год).

При архиепископе Тихоне (впоследствии Всероссийский Патриарх), 1 сентября 1905 года, кафедра Алеутской епархии была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк.

С 1907 года именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской .

После Октябрьской революции 1917 года в России, сношения с Высшей Церковной Властью в Москве оказались весьма затруднёнными. Московская патри­архия, лишенная доступа к международному телеграфу и почте, попавшим под монополию нового режима, была напрочь отре­зана от своих зарубежных епархий и миссий. Прекратилась фи­нансовая поддержка. Православных иерархов в США подозревали в связи с ГПУ, усиливались нестроения.

Северо-Американская митрополия

С середины 1920-х пребывала вне общения с Московским Патриархатом и была известна под наименованием «Северо-Американский Митрополичий округ » или «Северо-Американская Митрополия»; также не находилась в общении и с Архиерейским Синодом в Сремских Карловцах (Русская православная церковь заграницей), представителем которого в Северной Америке тогда был архиепископ Аполлинарий (Кошевой), уволенный 1 февраля 1927 года Платоном (Рождественским) (последний именовал себя Митрополитом Северо-Американским).

19 декабря 1927 года на заседании «Синода епископов американских диоцезий Русской Православной Церкви» была издана грамота о учреждении новой церковной структуры - «независимой автономной и автокефальной» Американской Церкви во главе с Платоном (Рождественским).

В 1935 году новый глава Митрополии, митрополит Феофил (Пашковский), подписал «Временное Положение о Русской Православной Церкви заграницей», которым она вошла в подчинение Архиерейскому Синоду в Сремских Карловцах в вопросах веры и канонического порядка, сохраняя за собой внутреннюю автономию.

К началу Второй мировой войны в Американской митрополии было около 400 тысяч верующих в 330 приходах, раз­делённых на восемь епархий.

Во время Второй мировой войны имело место сближение с Московским Патриархатом, но оно не увенчалось объединением. В конце ноября 1946 года VII Всеамериканский Церковный Собор в Кливленде подтвердил «нерушумую веру и лояльность» митрополиту Феофилу и постановил просить Патриарха Московского о принятие Митрополии в его «лоно» «при условиях сохранения нашей полной автономии, существующей в настоящее время»; также, Собор заявил о выходе Митрополии из административного подчинения Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Прибывший во второй половине 1947 года в США митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) отверг предложенный ему Митрополией Проект автономии Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде, принятый 7 августа 1947 года Митрополичьим Советом, как предлагающий «уже не автономное, а автокефальное управление, на которое в настоящее время Русская Православная Церковь в Северной Америке не имеет никаких оснований» (Проект Митрополии предполагал признавать Московского Патриарха только как своего духовного главу без каких-либо полномочий).

12 декабря 1947 года Священный Синод РПЦ наложил запрещение в священнослужении на иерархию Митрополии, возглавляемую митрополитом Феофилом (Пашковским).

В 1963 году председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) попытался восстановить отношения с Американской Митрополией, в этом году он встретился с митрополитом Леонтием (Туркевичем). Но болезнь и вскоре последовавшая кончина последнего на время прервала дальнейшие попытки к улучшению отношений.

6 мая 1967 года в Покровском соборе Митрополии (Нью-Йорк) в архиерейской хиротонии Феодосия (Лазор) (впоследствии предстоятель Церкви) принимали участие 2 епископа, состоящих в юрисдикции Константинопольского Патриархата, что вызвало осуждение со стороны Московского Патриархата и письмо Патриарха Алексия I Патриарху Афинагору с указанием того, что «изложенное событие не является одиночным».

Православная Церковь в Америке

9 апреля 1970 года Синод Русской Церкви восстановил общение с «Североамериканской Митрополией», сняв прежний запрет с её иерархов, а 10 апреля Патриаршим Томосом даровал Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке автокефалию. Значительную роль в подготовке этого решения со стороны РПЦ сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), со стороны «Североамериканской Митрополии» - протоиерей (затем протопресвитер) Александр Шмеман. 44 прихода, не пожелавших войти в новую автокефальную Церковь, были объединены в Патриаршие приходы в США. Решение Московской Патриархии вошло в конфликт с видением будущего православия в Северной Америке, разделявшимся Константинопольским Патриархатом.

1 сентября 1982 года Православная Церковь в Америке официально перешла на новоюлианский календарь, оставив при этом приходам право выбора каким календарём им руководствоваться в богослужебной жизни. Не все приходы приняли новый стиль; так, Аляскинская епархия сохранила юлианский календарь. Некоторые приходы, особенно в Пенсильвании, ушли в РПЦЗ.

В ноябре 2005 года стал достоянием гласности конфликт, развивавшийся до того несколько лет в связи с вменяемыми финансовыми злоупотреблениями бывшего Управляющего делами ПЦА протопресвитера Роберта Кондратика (Robert S. Kondratick ). В результате последний был в марте 2006 года смещён со своего административного поста , а впоследствии осужден Духовным Судом и лишен сана. Скандал освещался в прессе США.

3 сентября 2008 года Синоду был представлен доклад специального следственного комитета, где делался вывод об ответственности всего руководства Церкви в финансовых злоупотреблениях. Митрополит Герман был вынужден подать Архиерейскому Синоду Церкви, собравшемуся 4 сентября 2008 года в Нью-Йорке, прошение о незамедлительном уходе на покой, которое было удовлетворено в тот же день. С 4 сентября 2008 года до созыва Всеамериканского собора в Питтсбурге старейший по хиротонии архиепископ Далласский и Южных Штатов Димитрий (Ройстер) являлся местоблюстителем митрополичьей кафедры.

Ранее, в октябре 2008 года, ряд священнослужителей Церкви предложили епископа Венского Илариона (Алфеева) (РПЦ) в качестве кандидата на митрополичью кафедру ПЦА; но епископ Иларион заявил о невозможности для себя быть кандидатом в предстоятели ПЦА, в частности по причине необходимости демонстрации независимости ПЦА от РПЦ. Его позиция была поддержана заместителем Председателя ОВЦС епископом Марком (Головковым): «<…> нужно сохранять и укреплять статус ПЦА как самостоятельной церкви, а не давать повода для разговоров, что ПЦА - это структура РПЦ».

12 ноября 2008 года на XV Всеамериканском Соборе в Питтсбурге Архиепископом Вашингтонским и Нью-Йоркским, Митрополитом всея Америки и Канады был избран епископ Форт-Уэртский Иона (Паффхаузен). Интронизация состоялась 28 декабря 2008 года в Свято-Николаевском соборе Вашингтона .

24 мая 2011 года впервые в истории состоялось сослужение Предостоятелей ПЦА и РПЦЗ: Митрополиты Иона и Иларион в Храме Святителя Николая в Нью-Йорке совместно отслужили Божественную Литургию. С тех пор в храмах обеих Церквей начали регулярно совершаться совместные богослужения.

В настоящее время Предстоятелем Православной Церкви в Америке является Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский , Митрополит всея Америки и Канады Тихон (Моллард). Он был избран XVII Всеамериканским Собором, который прошёл 13 ноября 2012 года в городе Парма, штат Огайо.

Каноническое положение и современное состояние

Автокефалия ПЦА, дарованная Московским Патриархатом, до сих пор не признана греческими Патриархатами, хотя признаётся Грузинской, Болгарской, Польской и Православной Церковью Чешских земель и Словакии. На сайте Румынской Церкви ПЦА упомянута в числе Церквей-сестер без уточнения её статуса.

Отсутствие официального признания автокефального статуса со стороны других Поместных Православных Церквей не мешает им находиться в евхаристическом общении с ПЦА. Все они допускают своих архиереев и клириков к сослужению с архиереями и клириками ПЦА, а некоторые из них также приветствуют избрание предстоятелей последней.

Каноническая территория - США и Канада; юрисдикция Православной Церкви в Америке распространяется также на некоторые приходы Мексике, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле и Австралии. Богослужение проводится в основном на английском языке, но также и на церковнославянском, греческом или на местных языках (испанском, алеутском, и т. д.) в зависимости от потребности.

ПЦА разделена на 14 епархий (из которых одиннадцать территориальных и три - эт­нические), имеются 8 монастырей, 3 семинарии (Свято-Владимирская, Свято-Тихоновская, Свято-Германовская), Академия и т.п.

В Православной Церкви в Америке насчитывается около 650 приходов и 25 монастырей.

В США является второй по численности православной деноминацией, уступая Константинопольскому патриархату. Имеет самую высокую среди православных общин США посещаемость и самый большой прирост числа верующих за десятилетие (по стоянию на 2011 год) - 21 %.

С начала 1990-х имеет подворье в Москве, при храме вмц. Екатерины на Ордынке. Основателем и первым настоятелем подворья стал протопресвитер Даниил Губяк. С 2002 г. настоятелем подворья служил архимандрит Закхей (Вуд). В связи с запрещением в священнослужении архимандрита Закхея (Вуда), 28 июля 2011 года пастырское окормление прихода возложено на священника Иоанна Кечкина. С 2013 года настоятелем подворья назначен архимандрит Александр (Пихач).

Святые

НЬЮ-ЙОРК.

Кафедральный Знаменский собор Русской Зарубежной Церкви:

  • оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Курская-Коренная».

Собор Свт. Николая Антиохийской Православной Церкви. Мощи:

  • свт. Рафаил Бруклинский (XIX в.).

Д. ДЖОРДАНВИЛЬ (штат Нью-Йорк, 250 км. к северо-западу от Нью-Йорка). Свято-Троицкий Джорданвильский монастырь Русской Зарубежной Церкви. Мощи и святыни:

  • самый большой на территории США ларец-мощевик,
  • икона Божией Матери «Почаевская»,
  • икона Божией Матери «Нечаянная Радость»,
  • чтимая гробница митр. Филарета (Вознесенского),
  • чтимая гробница арх. Аверкия (Таушева),
  • чтимая гробница арх. Иоанна (Шаховского),
  • чтимая могила убиенного Хосе (Иосифа) Муньеса.

НАНУЭТ (штат Нью-Йорк, 30 км. к северу от Нью-Йорка). Ново-Дивеевский Успенский женский монастырь Русской Зарубежной Церкви:

  • «Оптинская-Владимирская» икона Божией Матери (келейный образ Оптинских старцев и прп. Паисия (Величковского),
  • портрет в человеческий рост прп. Серафима Саровского, написанный при его жизни,
  • икона прп. Серафима Саровского, написанная на камне, на котором молился святой,
  • крест из дома Ипатьева,
  • келейная икона Божией Матери прп. Паисия Величковского.

САУТ-КЕЙНАН (штат Пенсильвания). Монастырь Свт. Тихона Задонского Американской Православной Церкви. Мощи:

  • прав. Алексий Товт (Уилкс-Баррейский) (XIX в.).

МОНАСТЫРЬ ПРЕП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (штат Аризона, 120 км. к юго-востоку от Феникса). Мощи и икона:

  • прп. Иосиф Исихаст (ХХ в.) (глава и часть мощей),
  • оригинал «Аризонской» иконы Божией Матери.

ЛОС-АНДЖЕЛЕС. Католический собор Богоматери Ангелов. Мощи:

  • мц. Вивиана (IV в.).

САН-ФРАНЦИСКО.

Радосте-Скорбященский собор Русской Зарубежной Церкви. Мощи:

  • свт. Иоанн Шанхайский (Сан-Францискский) (ХХ в.).

Богородице-Владимирский монастырь Русской Зарубежной Церкви:

  • «Харбинская-Владимирская» икона Божией Матери.

Комитет русской православной молодежи:

  • оригинал «Ахтырской» иконы Божией Матери.

МОНАСТЫРЬ ПРЕП. ГЕРМАНА АЛЯСКИНСКОГО СЕРБСКОГО ПАТРИАРХАТА (штат Калифорния, ок. 200 км. к северу от Сакраменто, близ Платины):

  • чтимая могила иеромон. Серафима (Роуза).

КАДЬЯК (о. Кадьяк, штат Аляска). Храм Воскресения Христова Американской Православной Церкви. Мощи:

  • прп. Герман Аляскинский (XVIII в.).

СИТКА (штат Аляска). Свято-Архангело-Михайловский собор Американской Православной Церкви:

  • оригинал «Ситкинской-Казанской» иконы Божией Матери.

Святыни

  • Ситкинская икона Божией Матери
  • мощи свв. Елизаветы и Варвары (Знаменский Собор, Нью-Йорк)
  • портрет в человеческий рост св. прп. Серафима Саровского, написанный при его жизни
  • икона св. прп. Серафима Саровского, написанная на камне, на котором молился святой
  • крест из дома Ипатьева
  • келейная икона Божией Матери прп. Паисия Величковского
  • самый большой на территории США ларец-мощевик (Джорданвилль)
  • мощи свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского

Храмы

  • Кафедральный собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Сан-Франциско)
  • Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы (Чикаго)
  • Кафедральный собор свт. Николая Чудотворца (Сан-Франциско)

В последнее время православному христианству посвящено больше количество публикаций в западной прессе. Предлагаем вашему вниманию одну из них - статью, опубликованную информационным агентством Associated Press.

Учитель воскресной школы, католик Грег Менкотти переживал, что никогда не обретет своего духовного пристанища. Уйдя из лона Католической церкви, он сначала стал атеистом, а впоследствии вернулся к вере и провел несколько лет в Методистской церкви. Однако он по-прежнему чувствовал, что поиск не завершен.

Этот поиск привел его в храм Святого Духа Антиохийской Православной Церкви в Хантингтоне. Сегодня Менкотти – один из 250 миллионов православных верующих, и еще большего числа тех, кто только еще на пути к принятию православия. Столь быстрое распространение православия особенно примечательно и потому, что о нем в США знают очень мало.

"Я был таким, как и большинство американцев" – говорит Менкотти. Его путь к православию начался с просьб жены обратить внимание на практику православной молитвы. "Я ничего не понимал в Православии".

В США сегодня насчитывается около 1,2 миллионов православных христиан. Раньше православные приходы создавались в основном эмигрантами, формировались на этнической основе, некоторые принимали Православие, заключая брак с православными.

Однако сегодня треть американских православных священников составляют обращенные из других конфессий, о чем рассказывает А. Криндач, директора института Патриарха Афинагора в Беркли. По данным опроса, проведенного в четырех американских семинариях, около 43% семинаристов являются "обращенными".

Точных данных по количеству американцев, обращенных в православие, нет, однако, когда Менкотти начал посещать православные службы, то оказалось, что большую часть прихода составляют "обращенные", включая и самого настоятеля – отца Джона Диксона.

Отец Джон Матусяк, настоятель церкви Святого Иосифа в Уитоне (штат Иллинойс) - Православная Церковь Америки, свидетельствует, что его приход вырос с 20 человек в начале 1990-х до более чем 600 человек в настоящее время, при этом большинство прихожан составляют люди моложе 40 лет.

Исследование Криндача также выявило, что треть от более чем 200 приходов, например в Антиохийской Православной Церкви в США, были образованы уже после 1990 года. Отец Джон Матусяк отметил, что особенно быстро развиваются православные приходы в пригородах: "Жители Уитона не были православными просто потому, что там раньше не было православного храма".

Многие обращенные отмечают красоту Православной Литургии и твердость богословской традиции, что, несомненно, является очень важным для всех тех, кто ищет пристанища, спасаясь от нескончаемых баталий вокруг толкования Священного Писания.

Отец Джон Диксон, происходящий из семьи баптистов Северных Аппалачи, рассказал, что он пришел в Православие под влиянием того, что он прочитал об истоках христианства, обучаясь в Университете. Поворотным моментом стало посещение служб в Православной Церкви.

"Когда я пришел в храм в тот день, я понял, что я дома".

Он рассказывает, что когда пришел в церковь в первый раз, храм был наполнен благоуханием ладана и песнопениями Литургии. Алтарь скрывался за массивным иконостасом – огромной стеной с иконами Христа, Богородицы, ангелов и апостолов. Причастникам преподавались Святые Дары.

"Я убедился, что Евхаристия – это центр христианского богослужения – древнего христианского Богослужения", – рассказывает Хонекат. "Когда достигаешь этого рубежа на пути к Христу – дороги обратно уже нет".

Перевод с английского Анны Любимовой

Где-то далеко-далеко, в других странах, за морями и океанами, неизвестные нам люди так же, как и мы, посещают храм, водят в воскресную школу детей, молятся по утрам и вечерам, совершают паломничества. Но кажется, что все это происходит чуть-чуть иначе, ведь и язык, и традиции у нас разные… Начиная с этого номера, мы будем рассказывать об особенностях жизни православных христиан в других странах мира. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей заметки Екатерины Черновой, студентки из России, находящейся сейчас на учебе в США.

Само слово "Православие" звучит в Америке непривычно для русского слуха — Ортодокс (Orthodox). Поэтому Православную Церковь здесь называют Ортодоксальной Христианской Церковью (Orthodox Church), а православных христиан — ортодоксальными христианами (Orthodox Christian).

По данным американского журнала Washington Profile, среди жителей США протестантов — 56%, католиков — 28%, иудеев — 2%, мусульман — 1%, адептов иных религий — 3%, неверующих — 10%. Православные в этой стране, как "адепты иных религий", составляют менее 2% населения. Меня удивило, что на Американском континенте, как ни в одной другой части света, существует так много православных юрисдикций. Здесь действуют приходы Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Грузинской, Элладской, Албанской, Польской, Чехословацкой, Американской, Японской, Китайской Православных Церквей.

Автокефалию Православная Американская Церковь получила от Русской Матери-Церкви сравнительно недавно, в 1970 году. Исторический факт: возникновение Православной Церкви в Америке связано с миссионерской активностью Русской Церкви. В конце XVIII века русские миссионеры — иноки Валаамского и Коневского монастырей — пришли проповедовать слово Божие в Русскую Америку, самую отдаленную на тот момент область своего Отечества. Тот, кто хоть немного знаком с историей государства Российского, сразу поймет, что Аляска — единственный штат, в котором православных христиан больше, чем представителей любой другой религии. Так оно и есть, ведь до 1867 года полуостров принадлежал великой Российской Империи.

Что касается самой Русской Православной Церкви в США, то сегодня в ее состав входят четыре благочиния: Атлантических, Восточных, Западных и Центральных штатов. Также существуют Патриаршие приходы в Нью-Йорке. В юрисдикции Московского Патриархата находятся Свято-Николаевский патриарший кафедральный собор и монастырь преподобной Марии Египетской с Домом милосердия.

Свято-Николаевский собор — первая православная церковь, которую я посетила в Нью-Йорке. Это не просто главный храм Русской Церкви на Американском континенте — собор является украшением города и имеет статус памятника архитектуры . Здесь летом 2005 года была отслужена панихида по генералу А. Деникину — перед тем, как его прах был отвезен на родину.

***

Истории жизни православных священников и мирян в США зачастую удивительны. Скорее всего, это связано с тем, что большая часть христиан — эмигранты из разных стран мира. Многие из них приняли Православие, уже будучи в Америке. Они говорят, что именно здесь поняли тщетность человеческих усилий, остро почувствовали душевное одиночество, научились вверять себя воле Божией. Почему-то люди приближаются к Богу только столкнувшись с серьезными проблемами, пережив личную трагедию. Как было бы хорошо, если бы это происходило после какой-нибудь радости!

Мои знакомые аспиранты из Акрона, штат Огайо, рассказывали, что в России особо не задумывались над вопросами веры и редко ходили в храм, который был под боком. В Америке душевный голод настолько силен, что ближайший православный храм за сто километров от дома считается счастьем…

При переписке между англоязычными православными (не только при обращении к священнослужителю) принято начинать и заканчивать письма прославлением имени Божьего. Фразы "Glory to Jesus Christ! Glory Forever!" ("Слава Иисусу Христу! Слава навеки!") в начале письма и "With Christ"s love…" ("С любовью Христовой…") в конце обычны для американцев, исповедующих Православие. Они считают, что таким способом они напоминают себе и своему адресату о смысле земного бытия.

***

В городке Файр Лаун (Fair Lawn; Нью-йоркская столичная область), где я жила несколько месяцев, нет православного прихода. Зато в пределах 50-мильного (90-километрового) радиуса расположено около 70 храмов. Это греческие, русские, антиохийские, румынские и американские православные приходы. Однако в самом городе на 50 тысяч населения приходится несколько протестантских и католических церквей, мечеть и 11 синагог! Поэтому на церковные службы православные Файр Лауна, как и другие жители столичной провинции, едут в Нью-Йорк или в соседние небольшие города — Парамус или Пассэйк. В здешних храмах, где приход образуют люди разных национальностей, богослужения обычно ведутся и по-церковнославянски, и по-английски. На двух языках священники читают Святое Евангелие и произносят проповеди. Иногда "Херувимскую" или "Святый Боже…" поют на английском. А в храмах Греческой и Антиохийской Церквей сохранилась древняя традиция рукопожатия после службы. Все прихожане, знакомые и незнакомые, пожимают друг другу руки со словами: "Простите меня!". Это напоминает Прощеное воскресение, но для русских немного непривычно.

В Пассэйке находится прекрасный Петропавловский собор, который в 2002 году отметил свое столетие. С этой датой прихожан храма лично поздравили Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а также президенты России и США. Паства этого прихода состоит в основном из внуков и правнуков эмигрантов "первой волны", уехавших из России после октябрьского переворота 1917 года. Они уже практически не говорят по-русски, но еще не утратили природного благородства и весьма строго придерживаются традиций Православия.

Настоятель Петропавловского собора священник Андрей Ковалев в юности решил, что непременно будет монахом. Но его духовник видел, что чаду предназначен иной путь, и благословил будущего священника на создание семьи. Сейчас у батюшки растет сын. Жизнь в США для него и матушки Наталии не была медом. Чтобы свести концы с концами, они вдвоем много трудились, им приходилось даже грузить ледяные подносы с замороженными продуктами. Но однажды все изменилось — Божиим Промыслом они получили вид на жительство, затем — приход и хороший дом. Помогай им, Господи!

Кроме того, при храме Святых первоверховных апостолов действует служба знакомств. Здесь православным христианам помогают найти спутника жизни-единоверца, потому что в Америке это сложно сделать самому. Членство и мероприятия платные, входной билет стоит $100 — в этом вся прагматичность Америки.

По моим наблюдениям, в Америке отношения между священником и паствой имеют несколько иной характер, чем в России. Общение здесь более камерное, доступное. Для прихожан храма в порядке вещей остаться после службы на чаепитие, посетить батюшку дома, предварительно созвонившись. На сайтах приходов, помимо информации о порядке и времени богослужений, контактных телефонов священника, диакона, церковного старосты, регента, можно прочитать наставления и поздравления настоятеля своей пастве.

***

2005 год я встречала вместе с американской семьей православных греков в храме Греческой Православной Церкви в городе Парамусе. С глубокой древности здесь сохранился красивый новогодний обычай. Из-за того, что многие православные греки посещают русские и американские православные храмы, эта традиция поддерживается и там.

Итак, уже много веков подряд накануне Нового года православные греки выпекают очень большой хлеб, замешивая в тесто монету. 1 января , в день памяти святителя Василия Великого, готовый хлеб, который называют "хлебом святого Василия", приносят в храм на освящение. Во время службы хлеб находится в алтаре. После богослужения священник делит его на небольшие части так, чтобы каждому прихожанину достался кусочек. Первая часть предназначена Иисусу Христу, вторая — Пресвятой Богородице, третья — Церкви, четвертая — настоятелю храма, пятая — матушке… И так далее, пока все прихожане не получат свою долю. Человек, чей кусочек хлеба содержит монету, получает благословение от священника на грядущий год. А тот, кто получил такую монету в прошлый раз, делится с присутствующими радостями и печалями года минувшего.

Тогда монетка святого Василия досталась мне, поэтому пришлось держать ответ, что значил для меня 2005 год от Рождества Христова. Рассказывала прихожанам храма в Парамусе, как распоряжалась данными от Бога талантами — приумножила ли или равнодушно "зарыла в землю".

***

В трех часах езды от Нью-Йорка находится православный греческий мужской монастырь святителя Нектария, Эгинского чудотворца. Он расположен в живописном месте, среди красивейших зеленых холмов и множества озер, напоминающих блюдца, наполненных прозрачной родниковой водой. Адрес монастыря так и звучит: Сто озер Анаванды (100 Lakes Anawanda Rd. Roscoe). Здесь сама природа поет гимн Божественной любви…

Монастырь был основан 7 лет назад афонским подвижником архимандритом Ефремом (Мораитисом). Настоятель монастыря отец Иосиф однажды тепло принял и выслушал меня, снабдил рекомендательным письмом и благословил мое пребывание в США.

Некоторое время вверенная отцу Иосифу обитель была подворьем мужского монастыря святого Антония в Аризоне . Сейчас она переживает период строительства. В собственности монастыря святого Нектария 180 акров земельных угодий (73 гектара), на которых возведены часовня, монашеские кельи, трапезная, благоустроенная гостиница для паломников, в которой есть мужской и женский корпуса. Еще несколько зданий реконструируются. Как и в российских монастырях, церковные службы здесь строги и продолжительны, утреня начинается в четыре утра. Чудесные песнопения напоминают распевы нашего северного Афона — Валаама. Братия монастыря — в основном греки. Их природный темперамент выражается в некоторой экспрессии внешнего образа молитвы — в определенных частях службы они всем телом опускаются на монастырский пол, и так, распростершись, молятся, показывая тем самым полное подчинение воле Божьей.

***

По мнению директора частной американской общеобразовательной школы в Нью-Джерси мистера Эндрю Коуркумелиса, фактически 95% православных в Америке заключают брак с представителями других религий. Он считает, что именно поэтому дети в таких семьях вырастают без какой-либо религии вообще. Исторически сложилось, что многие русские в США связывают свою жизнь с российскими евреями, поэтому значительная часть школьников — дети, которые стоят перед выбором вероисповедания. Часто они крещены, а значит, формально принадлежат Русской Православной Церкви. Но приходится признать, что очень немногие из них постоянно посещают церковные службы, а некоторые вообще ничего не знают о своей религии. Чтобы хоть как-то исправить положение, в школе мистер Коуркумелис проводит факультативные уроки Православия (Orthodox lessons).

Дети здесь учатся совершать крестное знамение, прикладываться к иконам, им объясняют смысл и правила священнического благословения. Вместе со своим директором они ходят в храм на двунадесятые и великие праздники. Это касается и детей из инославных семей, а также иудеев, если они выражают желание присутствовать на Божественной литургии. Мистер Коуркумелис молится и верит, что когда-нибудь они примут Таинство крещения и станут православными христианами.

***

На территории США открыто более десяти Православных Духовных семинарий, самые крупные на восточном побережье находятся в Джорданвилле (принадлежит Русской Православной Церкви Заграницей) и в Крествуде, близ Нью-Йорка (принадлежит Американской Православной Церкви). Большинство студентов и слушателей семинарий в прошлом были протестантами или католиками, но затем приняли Православие.

По мнению православных американцев, Церковь на континенте выживает только потому, что тысячи их сограждан приняли православную веру. Поэтому на сегодняшний день в США много англосаксов, немецких и итальянских американцев, евреев, испанцев, для которых Православие стало единственной животворящей религией, а Православная Церковь — единственной благодатной Церковью. Думаю, не будет преувеличением сказать, что Православие в Америке освящает американский народ и Американский континент.

Безусловно, во Христе нет ни американца, ни русского — мы все едины в Нем. На каком бы континенте мы ни находились, на каком бы языке ни говорили, как бы внешне ни отличались наши национальные и культурные традиции, есть Таинство причастия, которое объединяет всех. Сердце православного христианина живо откликается на нежную волну благодати во время Божественной литургии, где бы она ни совершалась — в величественном патриаршем соборе в Америке, в греческом православном монастыре или в маленькой церкви, затерянной на бескрайних просторах родной России.

Нью-Йорк, США

Возникновение Православной Церкви в Америке связано с миссионерской активностью Русской Церкви. В конце XVIII века русские миссионеры - иноки Валаамского и Коневского монастырей - пришли проповедовать слово Божие в Русскую Америку, тогда - удаленную часть своего собственного Отечества. При этом они не ставили перед собой цель русифицировать местное население - одним из первых их дел был перевод Священного Писания и богослужебных книг на языки местных народов. И семена веры Христовой, посеянные здесь, дали обильные всходы, а преподобный Герман Аляскинский и святитель Иннокентий (Вениаминов) прославлены в лике святых. К концу 1960-х годов начались переговоры представителей Американской митрополии с Русской Православной Церковью, в результате которых в апреле 1970 года Православной Церкви в Америке была дарована автокефалия.

ИСТОРИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Обширные пространства Северной Америки, особенно самые удаленные северные ее части, в большинстве своем были открыты и изучены отважными русскими исследователями. "Сотни русских названий на огромном пространстве, от самого западного из Алеутских островов почти до залива Сан-Франциско, от самой южной точки Аляски и до самой северной, свидетельствуют о замечательном подвиге нашего народа". "Еще в XVIII веке, осваивая неведомый до того времени для европейцев край, русские люди несли сюда и первые семена русского Православия. Среди алеутов и жителей Аляски особенно памятно имя гражданина города Рыльска Курской губернии купца Григория Ивановича Шелихова (1748 -1795) - основателя на той земле первых постоянных русских поселений. Налаживая мирную торговлю с местными жителями, обучая их промыслу, грамоте, счету, ..., подготавливая из местных жителей переводчиков, мастеровых и мореходов, Шелихов одновременно стремился внушить им основные понятия православной веры в Триединого Бога, в Христа Спасителя, учил их начальным молитвам, подчас крестил их, так как священника среди промышленников сначала не было; в различных местах устанавливал большие деревянные кресты как символы того, что честь первого посещения и освоения данных мест принадлежит русским православным людям" (Адамов А. Шелихов Г.И. - М., 1952. С. 3..).

По представлению Григория Ивановича и близкого к нему человека, тоже купца, жителя города Иркутска, Ивана Ларионовича Голикова, Святейший Синод назначил в 1793 г. в Аляску первую православную миссию, составленную, главным образом, из валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Согласно "Наставлению", полученному начальником миссии от Петербургского митрополита Гавриила, главная цель ее заключалась в распространении света Христова среди местного американского населения и создании Православной Церкви на чужбине.

В сентябре 1794 г., после долгого десятимесячного путешествия миссия прибыла к месту своего назначения - на о. Кадьяк. Здесь миссионеров ждали суровые условия: негостеприимный климат, чужие обычаи и пища, которая вызывала недомогания у монахов. Предстояла трудная задача привести к познанию истинного Бога людей, долгое время проживших во тьме язычества и обоготворяющих силы природы.

По прибытии миссионеры сразу построили храм, крестили и просвещали туземцев. Уже к концу 1796 года число христиан в Северной Америке достигло 12 тысяч. Успеху миссии сильно препятствовало жестокое и несправедливое отношение русских промышленников к местному населению, о чем глава миссии архимандрит Иоасаф неоднократно направлял доклады в Россию. Не получив ответа, он сам с двумя другими монахами в 1798 году отправился в Сибирь для разрешения этого важного вопроса. Здесь архим. Иоасаф был по решению Святейшего Синода хиротонисан во епископа Кадьякского, викария Иркутской епархии, с тем, чтобы имея авторитет архиерея, он смог бы преодолеть препятствия к успеху миссионерства на Аляске. Но на обратном пути корабль, на котором находился новохиротонисанный епископ утонул, и все погибли.

Конечно, это была огромная потеря, но Промыслом Божиим самым видным миссионером становится преподобный Герман Аляскинский, единственный в миссии монах, не облеченный священным саном. Своей проповедью и делами христианского милосердия и любви он привлек множество туземцев в лоно Православной Церкви.

В 1811 г. из-за обострившегося конфликта с главой компании русских промышленников Св. Синод вынужден был закрыть Американскую епархиальную кафедру и передать дела миссии Иркутской епархии.

В 1823 г. на о. Уналашку прибыл священник Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский). Трудно переоценить его вклад в дело просвещения Америки. Обладая поистине апостольской ревностью и обширными знаниями в области этнографии и лингвистики о. Иоанн хорошо изучил язык и нравы своей паствы. На острове Уналашке была открыта школа для мальчиков, в которой он сам и преподавал. О. Иоанн даже создал алеутом письменность, которой у них до этого не было, и перевел множество библейских богослужебных и поучительных текстов.

После смерти супруги о. Иоанн (в 1849 г.), по благословению своего духовника святителя Филарета (Дроздова), принимает монашеский постриг с именем Иннокентия, а вскоре и хиротонию во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Прибыв на кафедру в г. Новоархангельск (центр тогдашних русских владений), святитель основал в Всеколониальную Школу для подготовки среди местного населения моряков, картографов, врачей и др..

В 1867 г. Аляска была продана Америке, и в Русской Церкви шли разговоры о упразднении миссии, но владыка Иннокентий видел в этом Промысл Божий устраивающий всё во благое. В это время он писал, что для распространения православной веры по всем Соединенным Штатам следует специально подготавливать пастырей, чтобы они хорошо владели английским языком, и таким образом Православие могло бы распространится по всей Америке.

В 1872 г. епископская кафедра была переведена из Новоархангельска в Сан-Франциско; тогда же в церковное богослужение был введен английский язык.

В конце XIX столетия масса эмигрантов, украинских безземельных крестьян, прибыла из России в Канаду в поисках лучшей жизни. Православные украинцы становились одними из первых носителей веры христианской в этой стране. Они объединялись в приходские общины, воздвигали храмы и приглашали священнослужителей.

Покидали родные края и карпатороссы бывшей Австро-Венгрии. Испытывая социальную нужду, они уезжали из родных Карпат в Америку. Многие из них принадлежали униатскому расколу, но Господь вскоре воздвиг из их же среды добрых пастырей, приведших многих в лоно Православия. Среди сих добрых делателей на ниве Христовой особенно потрудился протоиерей Алексий Товт. Позже (в 1916 г.) была даже открыта Питтсбургская епархия, прихожанами в которой являлись в основном американцы карпаторосского происхождения. Всего в период с 1891 г. до Первой мировой войны, с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов.

В 1905 г. епархиальный центр Алеутской и Североамериканской епархии был перенесен в Нью-Йорк всвязи с увеличением количества приходов на западе США. По просьбе увеличившейся православной общины в Нью-Йорке Святейший Синод Русской Православной Церкви ассигновал 20тысяч долларов, и в 1904 г. был воздвигнут величественный храм во имя Святителя Николая. Заботами архиепископа Тихона существовавшая в Миннеаполисе миссионерская школа была преобразована в семинарию, в Кливленде основано Духовное училище, в Пенсильвании открыт мужской общежительный монастырь, был также сделан перевод богослужебных книг на английский язык.

К 1918 г. Американская епархия располагала четырьмя викариатствами - Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, сиротский приют при монастыре, Духовную семинарию, церковные школы; насчитывала до 300 тысяч верующих. Северо-Американская миссия располагала также своими печатными органами, в числе которых официальным являлся "Американский Православный Вестник". Издавалась также православная народная газета "Свет", ставившая своей задачей поддержание духа народности, память об отечестве и защиту Православия в американской пастве.

Полнота русской православной церковной жизни в Америке уже в начале века приводила к мысли русских церковных деятелей в США о самостоятельности Церкви. В 1906 г. архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. То же повторил в 1916 г. и архиепископ Евдоким (Мещерский). Однако мечте архиепископа Тихона и его преемников тогда не суждено было сбыться.

Революция 1917 года в России очень болезненно отозвалась на православной жизни в Америке. Накануне революции архиепископ Северо-Американский Евдоким (Мещерский) и несколько священников уехали на Московский Собор 1917–1918 года. Из-за разыгравшихся в России событий архиепископ Евдоким не смог вернуться в Америку, и вскоре стал обновленцем. Регулярные сношения Церкви в Америке с Церковью в России стали невозможны. Более того, вся духовная и финансовая поддержка, осуществляемая Российской Церковью по отношению к Американской Православной Церкви, мгновенно прекратилась. Американская Церковь оказалась в очень затруднительном положении, что спровоцировало появление многих и весьма критических проблем.

С целью разрешения этих проблем в Американской Церкви было решено созвать Собор, второй по счету, что и осуществилось в 1919 году. На нем было принято решение избрать нового епархиального архиерея. После отъезда архиепископа Евдокима, Американской Церковью управлял его старший викарий - епископ Александр (Немоловский). Почти единогласно второй Всеамериканский Собор избрал его архиепископом Североамериканским, и избрание это было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном.

Но занимал он этот пост недолго. Встретившись с трудностями управления в условиях вынужденного отрыва от Матери-Церкви, он не пожелал не только оставаться на кафедре, но даже продолжать свое пребывание в Америке. Как только из России в Америку прибыл митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), занимавший до этого Североамериканскую кафедру с 1907 по 1914 год, Преосвященный Александр передал ему все дела по управлению епархией (1922), а сам отбыл в Европу.

Положение митрополита Платона как правящего архиерея в Америке было определено на Американском Соборе 1922 года, а в 1923 году ему было направлено официальное уведомление о назначении его на Североамериканскую кафедру.

До русской революции 1917 года Православие в Америке было структурно единым, находясь в подчинении русскому епископу. Но когда свершился Октябрьский переворот, произошло раздробление: греки основали свою епархию, сербы - свою, арабы - свою и т.д. Таким образом, возникло, совершенно не в соответствии с нормальным каноническим порядком, существование параллельных юрисдикций на единой территории. Большой проблемой также было существование раскольников-живоцерковников.

В 1924 году четвертый Всеамериканский Собор, ввиду нужды в крепком местном управлении Церковью, провозгласил временное самоуправление Церкви в Америке, долженствующее существовать до того момента, когда возможно будет восстановить нормальные отношения с Церковью в России. Также Собор вновь подтвердил избрание митрополита Платона и постановил приступить к разработке постоянного, полного устава Американской Православной Церкви, но ввиду различных проблем и трудностей в организации Церковь управлялась разными временными уставами в течение тридцати последующих лет, пока, наконец, не пришла к утверждению постоянного.

В 1934 году скончался митрополит Платон. Снова был созван Собор, который опять-таки сражался с проблемой разных юрисдикций, с живоцерковнической проблемой и т.д. В этой связи еще раз было подтверждено временное самоуправление Американской Церкви, а ее главой был избран архиепископ Феофил (Пашковский). Он стал митрополитом всея Америки и Канады.

Некоторые церковные историки имеют несколько иной взгляд на причины и последствия перехода Американской Церкви на самоуправление. В частности проф. К. Е. Скурат в своей книге по истории Поместных Церквей пишет: "Жизнь Православной Церкви в Америке несомненно вошла бы в нормальное русло, если бы митрополит Платон сделал правильные выводы из событий, происшедших в России, и, сохраняя сыновнее послушание высшей церковной власти, направил бы все свои духовные силы на строительство местной церковной жизни. Американская Церковь не испытала бы того тяжелого внутреннего кризиса, в который она вскоре попала, особенно после прибытия из Москвы "живоцерковника" - женатого архиерея Иоанна Кедровского, сумевшего представить себя перед американским судом в качестве "подлинного" представителя высшей церковной власти в России и отнять у митрополита Платона кафедральный собор в Нью-Йорке с резиденцией при нем. От митрополита Платона вскоре стал требовать признания своей власти над ним и "Заграничный архиерейский Синод" в Карловцах (Югославия). К сожалению, митрополит Платон не сделал из всего этого должного вывода: утвердить единство православной американской паствы с Матерью-Церковью, но повел ее по пути отчуждения. Церковную кафедру подчас он стал использовать для политических выступлений, направленных против Матери-Церкви и России.

В условиях отрыва от Матери-Церкви Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке предстала одинокой перед хорошо организованными и целенаправленно действующими католическими и протестантскими миссиями. Деятелям Православной Церкви в Америке пришлось не думать о распространении Православия на американском континенте, что присуще было их славным предшественникам, а больше заботиться о сохранении своей паствы. Прежде всего трудным положением епархии не преминул воспользоваться Ватикан, который начал привлекать к себе на началах унии выбитые из колеи православные приходы. Стремились не отстать от него и протестанты. Последние стали привлекать на свою сторону бедствующую Православную Церковь, оказывая ей материальную помощь. Так, они назначили ежемесячное "жалованье" митрополиту Платону, а также отпустили необходимые средства на созыв в 1924 г. Детройтского Собора, который принял первое антиканоническое постановление о временной автономии Русской Православной Церкви в Америке без предварительной консультации и согласия на то со стороны Матери-Церкви, хотя и отметил необходимость урегулирования отношений с Русской Церковью в будущем.

Когда Святейший Патриарх Тихон узнал о неканонической деятельности митрополита Платона, то незамедлительно в январе 1924 г. специальным указом освободил его от управления Североамериканской епархией. Митрополит Платон патриаршего указа не принял и последовательно повел американскую паству к полному отрыву ее от Матери-Церкви. Положение осложнилось еще тем, что 7 апреля (н. ст.) 1925 г. Патриарх Тихон скончался. После кончины Святейшего Патриарха оживились внутренние церковные расколы в Русской Православной Церкви и, естественно, главное внимание высшей церковной администрации теперь было направлено на упорядочение внутренней жизни. Только в марте 1933 г. решением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия (Страгородского) и Священного Синода для выяснения сложившейся на американском континенте обстановки, а также для ознакомления с действительным отношением митрополита Платона к Матери-Церкви и оставленной им Родине был направлен в Америку настоятель Трехсвятительского подворья в Париже архиепископ Вениамин (Федченков)."

В связи с заявлением митрополита Платона о разрыве канонических отношений и своем выходе из подчинения Матери-Церкви, решением Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия и Священного Синода в 1933 г. правящим архиереем в Североамериканскую епархию был назначен Вениамин (Федченков) с титулом архиепископа Алеутского и Североамериканского, в звании Экзарха Московской Патриархии. Так был учрежден Экзархат Московского Патриархата в Северной и Южной Америке, объединивший верные Матери-Церкви приходы и просуществовавший до 10 апреля 1970 г., когда в связи с дарованием автокефалии Православной Церкви в Америке он был упразднен.

В 40-х годах Церковь в России обрела некоторую свободу и состоялось избрание патриарха (1943 г.). Церковь в Америке радовалась этому и искала примирения с Матерью-Церковью. В связи с этим на 7-ом Всеамериканском Соборе (1946 г.) было принято решение просить у Русской Матери-Церкви предоставления автономии. В то время переговоры успехом не увенчались.

На 13-ом Всеамериканском Соборе (1967 г.) был поставлен вопрос об официальной перемене названия Церкви, которое тогда звучало: Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Америке. Епископат запретил Собору принять решение по этому вопросу, так как считал его слишком преждевременным. После длительных прений по вопросу, архиереи всё же допустили неофициальное голосование. Голосование состоялось, и подавляющее большинство выступило за переименование в “Православную Церковь в Америке”.

К концу 1960-х годов вновь начались переговоры представителей Американской митрополии с Русской Православной Церковью, в результате которых в апреле 1970 года Православной Церкви в Америке была дарована автокефалия. Этот новый статус Церкви был принят и подтверждён в октябре 1970 г. на четырнадцатом Всеамериканском Соборе, который стал первым Собором Поместной автокефальной Православной Церкви в Америке. В это время предстоятелем Церкви являлся Ириней, Митрополит всея Америки и Канады.

Пятнадцатая по диптиху в великой семье автокефальных Православных Церквей Поместная Православная Церковь в Америке имеет все необходимое для своего самостоятельного бытия. Она располагает 16 епархиями, имеет более 500 приходов (в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле) и насчитывает около миллиона человек паствы.

В 1971 г. в состав Православной Церкви в Америке была принята Албанская епархия в США согласно ее прошению. В том же году Православная Церковь в Америке организовала в Австралии миссию, во главе которой был поставлен администратор в сане архимандрита. Деятельность миссии дала положительные результаты - в 1974 г. несколько православных русских общин "карловчан" получили канонический статус под юрисдикцией Православной Церкви в Америке.

Весной 1972 г. к Православной Церкви в Америке присоединилось свыше 20 священников и около 20 тысяч мирян Мексиканской Национальной Старокатолической Церкви (образовалась в 20-х годах текущего столетия). В связи с этим был образован Мексиканский Экзархат.

Еще до объявления автокефалии Православной Церкви в Америке часть православных румын вместе со священниками - около 40 приходов США и Канады, отделившихся в 1951 г. от Церкви в Америке Румынского Патриархата. Последняя выделила присоединившиеся приходы в автономную епархию под названием "Румынская православная епископия Америки" и присвоила ее епископу титул "Детройтский и Мичиганский".

В настоящее время Православная Церковь в Америке имеет мужские и женские монастыри, три Духовных Семинарии и Академию. Также действуют курсы по подготовке диаконов. На курсы принимаются, как правило, люди зрелого возраста, уже имеющие гражданскую специальность. Почти в каждом приходе имеются воскресные школы. Программы и материалы для них подготавливаются и издаются Комитетом религиозного образования Церкви.

Широко поставлена и издательская деятельность: ежегодно выпускается церковный календарь, а также множество журналов и газет на разных языках. Кроме этого, имеются и другие издания как на английском, так и на русском языках разных организаций, связанных с Церковью, - Федерации русских православных клубов (в нее входят родившиеся в Америке православные), Всеамериканской организации православных женщин, организации взаимопомощи, братства и сестричества и т. п.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные