Анализ 2 действия евгений онегин. Анализ второй главы романа «Евгений Онегин. Вступительное слово учителя

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» повествует о трагическом превращении человека в обывателя. Произведение имеет четкую композицию (оно делится на пять частей), которая помогает передать постепенную деградацию главного героя – земского врача Дмитрия Ионыча Старцева.

Вторая глава рассказа показывает нам «начало падения» героя. Автор показывает, что жизнь Старцева постепенно погружается в рутину и пустоту провинциального города. Молодой герой сопротивляется этому насколько может, поэтому вынужден проводить все свое время в одиночестве: «Прошло больше года таким образом в трудах и одиночестве».

Одной из немногих радостей для Старцева, по его мнению, должно было стать общение с «самой образованной и интересной» семьей города – с Туркиными. После долгого перерыва он возобновляет общение с ними – как врач, лечащий Веру Иосифовну от мигрени.

Изменилось ли что-то в жизни этой семьи? Автор показывает, что нет, их жизнь так же «подернулась» рутиной, как и все в городе С.: Котик играла свои «утомительные экзерсисы на рояле», «Иван Петрович рассказывал что-то смешное»… Но в жизни Старцева произошли изменения: он увлекся Екатериной Сергеевной.

Девушка делала вид, что не замечает чувств молодого врача. И действительно, зачем они ей, когда Котик грезит о столице и о будущем великой пианистки? Она снисходительно принимала ухаживания Старцева – ведь любой девушке это приятно, однако не воспринимала их всерьез.

Чехов показывает, что герой во многом придумал себе Котика, идеализировал ее: «Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией. И в то же время, несмотря на эту наивность, она казалась ему очень умной и развитой не по летам».

Была ли такой Екатерина Сергеевна на самом деле? Чехов передает нам диалог, который проясняет ситуацию. Старцев спрашивает Котика о последней прочитанной ею книге. Девушка отвечает: «Писемский. «Тысяча душ». И что же она может сказать об этом произведении? Только то, что Писемского звали «очень смешно» - Алексей Феофилактыч!

И еще одна деталь подтверждает то, что Екатерина Сергеевна, скорее, «казалась», чем «была» – «…во время серьезного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом».

Так же и на этот раз Котик убежала, оставив Старцеву на прощание записку. В ней она назначала герою свидание – на кладбище, «в одиннадцать вечера», «возле памятника Деметти».

Это приглашение вызвало в Дмитрии Ионыче всплеск различных чувств и сомнений, которые главным образом сводились к одному – «Что подумают и скажут люди об этом свидании и романе с Екатериной Сергеевной в целом?»

Однако жажда любви и новых эмоций заглушает на время «голос разума» героя и он отправляется на кладбище. И здесь, в этом месте, далеком от мирской суеты, Старцев испытывает неожиданные для себя чувства. Впервые в жизни он почувствовал умиротворение, покой, гармонию, слияние со всем окружающим: «…мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную».

Но вскоре это состояние переросло у героя в другое – в «глухую тоску небытия, подавленное отчаяние...» Быть может, то, что чувствовал Старцев на кладбище, – это метафора его пребывания в городе С., отражение его внутренних чувств, с которыми он жил все это время? В суете дня не было времени и возможности почувствовать «крик души», отчаяние от прозябания, к которому сводилась жизнь врача Старцева. И это состояние проявилось именно здесь – ночью, на кладбище.

Но мысли героя были заняты другим – он ждал Котика, уже воображая себе предстоящее свидание. Чехов показывает, что его герой жаждал любви, что он способен испытывать страсть, желание, сильные эмоции: «Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало».

Но это состояние продлилось недолго. Нереализованное, оно так и ушло в глубины души героя, как «луна ушла под облака». Чехов пишет, что «точно опустился занавес». Это фраза, как и многие другие во второй части рассказа, символична. Она знаменует определенный этап в жизни Старцева – душа его еще больше закрылась, еще на одну ступень деградировала, еще немного приблизила врача Старцева к Ионычу.

Об этом свидетельствует и последняя мысль героя, которой завершается глава: «Ох, не надо бы полнеть!» Резкий переход от возвышенных мыслей к сугубо материальным, прозаическим и даже сниженно-физиологическим подтверждает нравственную деградацию Старцева.

Таким образом, вторая глава рассказа «Ионыч» повествует об определенном этапе «падения» доктора Старцева. Мы видим, что, несмотря на стремления этого человека к сильным эмоциям, насыщенной жизни, «вирус» обывательщины уже силен в нем и, в конечном итоге, одержит победу.

Это очень хорошо проясняет сцена на кладбище, где с помощью тонких деталей Чехов показывает, что разрушающая рутина жизни уже победила героя. Мы понимаем, что теперь его ожидает только один путь – путь вниз.

Анализ второй главы Евгения Онегина. К чему Гораций упомянул Русь в своих «Сатирах»? Дзен-буддизм на лоне деревенской природы. Созерцание «пустоты» для обретения чистого знания. О чём в книге Стерна о Тристаме Шенди, Евгений поучал Йорика и какое отношение это имеет к Ленскому? Демоны, гении и «чёрный человек». Характеры Pachette, Ольги и Татьяны, как энциклопедия парадоксов русской души. Почему Россия адекватно подходит на позицию «избранной страны»?

Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

А.С. Пушкин «Деревня»

Для эпиграфов ко второй главе «Евгения Онегина» Пушкин выбрал два восклицания. Одно из произведения древнеримского поэта Горация «Сатиры», «O, Rus!», а второе просто «О, Русь!». Владимир Набоков в комментариях называет это не более, чем «каламбур». Похожий каламбур он нашёл в эпиграфе к одной из глав книги Стендаля «Красное и чёрное». В шестой главе второй книги «Сатиры», Гораций рассуждает о природе поэтического творчества и его зависимости от «меценатов» и конкретно от своего покровителя Гая Цильния Мецената. Поэт начинает главу так:

Вот в чем желания были мои: необширное поле,
Садик, от дома вблизи непрерывно текущий источник,
К этому лес небольшой! - И лучше, и больше послали
Боги бессмертные мне; не тревожу их просьбою боле,

Свободное творчество, да и вообще произвольные размышления на общие темы, тем чище и объективнее, чем меньше человек связан необходимостью выражать чьи либо интересы и от кого-то зависеть. Гораций переживает, что уже много лет он стал приближен к Меценату и тот почитает его «в числе своих». В результате многие завистники восклицают в голос «Любимец Фортуны!». И поскольку он близок к сильным мира сего, то уж наверняка знает, где находится «обещанная земля для воинов» и все дивятся тому, что он действительно не знает где находится «обещанная земля». В результате Гораций мечтает увидеть поля и деревню, чтобы наслаждаться забвением.

О, когда ж я увижу поля? И дозволит ли жребий
(оригинал О rus , quando ego te aspiciam)
Мне то в писаниях древних, то в сладкой дремоте и в лени
Вновь наслаждаться забвением жизни пустой и тревожной!

В одном из первых вариантов, повторяя Горация, Пушкин начинал вторую главу так:

Деревня, где скучал Евгений,
Была пустая сторона.

Вряд ли Пушкин знал о том, что понятие о «пустоте» является центральным в дзен-буддизме, но идея Горация близко напоминает главный смысл идеи «чистого созерцания». В буддизме полагают, что для понимания истинного содержания мира, нужно держать себя «в пустоте». Если человек чем-то наполнен, то как он может вместить в себя идею природы? Для оригинального творчества там уже не будет места. Прежде чем что-то делать, нужно вначале освободиться от предрассудков и стереотипов окружающего мира. Желания разных людей и обществ часто противоречат между собой. Существует ли истина, которая не зависит от человеческих желаний или отражает желание сразу всех вместе? Какую позицию должен занять свободный поэт? Чистое созерцание позволяет полностью освободиться от влияния толпы на творчество, но, как показано в книге Горького «История пустой души», то есть «Жизнь Клима Самгина», чтобы понять мир, одной «душевной пустоты» оказывается мало. Для синтеза идеологии требуется личное отношение. В рассказе «Египетские ночи», Чарский просит поэта импровизатора придумать стихи на тему «поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права управлять его вдохновением».

Поэт идет: открыты вежды,
Но он не видит никого;
А между тем за край одежды
Прохожий дергает его…

А кто будет дёргать поэта за край одежды в деревне? В тишине уединения, поэт может летать подобно орлу. В «Сатирах» Горация, дальше по тексту, приводится небольшая притча о двух мышах - деревенской и городской. Одна живёт относительно свободно и питается тем, что даёт ей природа, «кучкой сухого гороха», «овсом» или даже «куколью с мякиной». Городская мышь питается объедками со «вчерашних великолепных пиров» среди «пышных палат» и «блестящего пурпура». Городская мышь приглашает деревенскую в гости и угощает, «как прилично хозяйке». Но, не смотря на то, что деревенская мышь была «так весела на пиру», пир всё же оказался чужим. Когда хлопнула дверь и послышалось лаяние псов, полумёртвые от страха крысы - и хозяйка, и гостья начали бегать кругами по затворённой зале. В результате деревенская мышь сделала вывод:

Жизнь такая ничуть не по мне! - тут сказала
Деревенская мышь: - наслаждайся одна, а я снова
На гору, в лес мой уйду - преспокойно глодать чечевицу!

Свободная и независимая жизнь в деревне противопоставляется пиру на чужом празднике. У разных людей и даже народов свои представления о чужих пирах. Так, например, недавняя российская телевизионная мода на программы типа «точь в точь» или «голос» акцентирует внимание на качестве повторения старых хитов и шлягеров, а независимое и оригинальное творчество девальвировано. Даже такая известная премия, как «Своя колея», название которой восходит к известной песне Владимира Высоцкого «Чужая колея» полностью игнорирует оригинальный смысл его песни. Нет сомнения, что это очень хорошо вручать премии тем, кто занимается нужными и полезными делами, которые можно повторять кому угодно, но ведь Высоцкий пел совсем о другом. Его колея - это колея личной оригинальности, подражать которой совсем не стоит. Повторение и подражание гению всегда останется только подражанием, подделкой. В мире свободного творчества, индивидуальное, пусть и не гениальное, но своё собственное, имеет значительно больший вес.

Я грязью из-под шин плюю
В чужую эту колею.
Эй вы, задние, делай как я!
Это значит - не надо за мной.
Колея эта - только моя,
Выбирайтесь своей колеёй!

В мире существует много религий, традиций, писаний и проч., использующих понятие о «боге». Предположим, что «бог» действительно существует и решил добавить несколько слов к тому, что (предположительно) он ранее сам создал. Должен ли он ориентироваться на ту или иную традицию или религию? Должен ли он подражать самому себе? Как он будет относится к прохожему дёргающему его при этом за край одежды? Успех той или иной религии или идеологии обыкновенно вызван тем, что её содержание отражает желание того народа или социальной группы, к которой обращено. Новый завет отражал интересы желавших объединиться вокруг «религии чуда». Идеи умирающего и воскресающего бога были близки многим народам в Средиземноморье. Египетские евреи хорошо принимали «мессианскую идею», а митраистские таинства типа евхаристии не вызывали у них никакого внутреннего протеста. С другой стороны, вавилонские евреи, оставшиеся не у дел, получили Талмуд - высоконационалистическое учение, ставящее изучение и анализ старых иудейских книг во главу угла. Коран, созданный посреди аравийских пустынь, был адекватен воинственному духу арабских народов. Если предположить, что в каждом случае автором «святого текста» был один и тот же «бог», то он создавал продукты своего творчества в согласии с желанием конкретной аудитории: иначе - кто бы стал его слушать? Если же речь идёт не о том, чтобы удовлетворять очередное желание толпы, но спокойно рассмотреть реальные принципы по которым построен наш мир, заниматься медитацией или песнопениями не требуется. И «чистое созерцание» в деревне, в пустоте, где никто не дёргает за край одежды, должно быть вполне адекватно поставленной задаче.

На принципе «созерцания пустоты» основаны такие виды искусства, как экибана и каллиграфия. Если соединить цветы в определённой комбинации, то получившийся натюрморт передаёт определённое настроение, не имея никакой прямой связи с реальной природой. Каллиграфический текст создаёт настроение независимо от того, что именно содержится в самом тексте. Образно-ассоциативный подход раскрывает абстрактные идеи независимо от использованных технических приёмов, но никакая живопись без красок невозможна: не может быть экибаны без цветов, а каллиграфии без алфавита.

В стихотворении «Деревня», Пушкин рисует и реальную жизнь «приюта спокойствия трудов и вдохновения» первой половины XIX века. После долгого перечисления без красок «мирного шума дубров», «тишины полей» и других достоинств русской деревни, он отмечает царящий здесь «убийственный позор невежества». Социальные условия в которых жили крепостные крестьяне были катастрофическими. Даже отмена крепостного права по манию царя Александра II не привела к заметному улучшению положения русского народа, а только усугубила все противоречия до такой степени, что фатальное саморазрушение всей общественной инфраструктуры в конце концов оказалось неизбежным. Сегодня многие пытаются найти виновных в революции 1917 года… Если бы что-то пошло иначе, если бы «немцы не финансировали Ленина», если бы среди революционеров не было столько евреев и проч., то жизнь по прежнему была бы «прекрасной» и мы бы не потеряли ту Россию, которую мы «потеряли». Но как при наличии такого «дикого Барства» и «тощего Рабства» можно было избежать фатального краха всей государственной и социальной системы? Это рано или поздно, но обязательно должно было случиться, хотя восхождение «прекрасной Зари» над «отечеством, просвещённым Свободой» о котором пророчествовал Пушкин, было отнюдь не таким прекрасным, как о том можно было бы мечтать.

Имя главного героя, Евгений, по которому назван весь роман, встречается в книге Стерна о Тристраме Шенди. Воюя со стереотипами в искусстве, Стерн рисует степенного и рассудительного Евгения общающегося с шутливым и беспечным Йориком. Стерн под Евгением имел в виду своего приятеля Холла-Стивенсона, с которым подружился будучи студентом Кембриджского университета. Холл был человеком весьма эксцентричным, любил бросать вызов английскому лицемерию и чопорности. Круг его друзей, в который входил и Стерн, называли «бесноватым», но в своём романе, Стерн иронически наделяет Евгения «благоразумием». Йорик же представлен философом, отважно бросающемся на амбразуру общественного безразличия и невежества и героически гибнущим за правду. Этот неоправданный героизм в борьбе с равнодушным обществом, Стерн подробно обсуждает, вспоминая известную фразу из Гамлета «Увы, бедный Йорик». Во второй главе «Евгения Онегина» фразу «Poor Yorick» произносит Ленский у могилы «смиренного грешника, раба и бригадира» Дмитрия Ларина.

Разумный Евгений поучает Йорика о том, как нужно жить. В первоначальных замыслах Пушкина, текст второй главы должен был содержать суть споров и диалогов между Онегиным и Ленским. Поучения Евгения в «Тристраме Шенди» могут дать представление о примерной сути этих пропущенных диалогов.

Месть пустит из отравленного угла позорящий тебя слух, которого не опровергнут ни чистота сердца, ни самое безупречное поведение. - Благополучие дома твоего пошатнется, - твое доброе имя, на котором оно основано, истечет кровью от тысячи ран, - твоя вера будет подвергнута сомнению, - твои дела обречены на поругание, - твое остроумие будет забыто, - твоя ученость втоптана в грязь. А для финала этой твоей трагедии Жестокость и Трусость, два разбойника-близнеца, нанятых Злобой и подосланных к тебе в темноте, сообща накинутся на все твои слабости и промахи.

Лучшие из нас, милый мой, против этого беззащитны, - и поверь мне, - поверь мне, Йорик, когда в угоду личной мести приносится в жертву невинное и беспомощное существо, то в любой чаще, где оно заблудилось, нетрудно набрать хворосту, чтобы развести костер и сжечь его на нем.

Йорик гибнет.

Десять раз в день дух Йорика получает утешение, слыша, как читают эту надгробную надпись на множество различных жалобных ладов, свидетельствующих о всеобщем сострадании и уважении к нему: - - тропинка пересекает погост у самого края его могилы, - и каждый, кто проходит мимо, невольно останавливается, бросает на нее взгляд - - и вздыхает, продолжая свой путь: Увы, бедный Йорик!

«Владимир Ленский» несколько созвучно с «Владимир Ленин». И Ленин и Ленский это фамилии произошедшие от названия большой сибирской реки Лены. Ленин, подобно Ленскому, привёз из Германии в Россию «геттингенскую учёность» и вольнолюбивые мечты. В одном из вариантов романа, Пушкин называет Ленского «крикун, мятежник и поэт» и что «часто гневною сатирой одушевлялся стих его», Ленский мог стать похожим на стерновского Йорика. Имя «Евгений» может иметь забавное толкование Ев-Гений… то есть «гений у Ев», имея в виду его пристрастие к женскому полу, и большого специалиста в «науке страсти нежной». Современное значение слова «гений», как особенно талантливого человека, раньше имело несколько иной смысл. В греко-римской мифологии гении - это личные духи человека, заботящиеся о нём при жизни, помогающие покинуть мир живых и спуститься в Аид. Фактически гений это синоним демона. Сократ описывал своего личного даймона-демона, как внутренний голос, всегда предупреждавший философа, когда тот хотел совершить неправильный поступок. Гений Сократа напоминает ангела Азраила, того самого, которого в стихотворении «Пророк», Пушкин встретил на перепутье. Холодного аналитика Онегина можно сравнить со «злобным (ев-)гением», нарисованном в стихотворении «Демон»:

Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел -
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

У Пушкина «гений» не только скептик или ангел-хранитель, но и «друг парадоксов». Наличие парадокса не предупреждает или защищает, а только указывает на принципиальную неоднозначность ситуации и требует более глубокого её рассмотрения и изучения. Демон может быть двойником натуры или вторым я. Тайное посещение «злобного гения», язвительные речи, вливающие в душу хладный яд могут быть описанием ситуации, когда человек начинает спорить с самим собой. Психологически вполне допустимо сосуществование в одном человеке двух и более противоположностей. Онегин и Ленский, несмотря на то, что «лёд и пламень не так различны меж собой» вполне могут быть рассмотрены как два альтер-эго одного и того же человека. Характерным примером является стихотворение Есенина «Чёрный человек». К поэту на кровать садится некий злобный (Ев-)гений, называющий поэта «прохвостом», «забулдыгой», «авантюристом самой высокой марки», «кого-то бесстыдно обокравшим жуликом и вором», а его творчество «рассказом длинноволосого урода прыщавой курсистке о мирах». Когда поэт кидает в морду Чёрного человека трость, то оказывается, что при этом он разбивает своё собственное отражение в зеркале. Неизвестно, истекал ли Ленский половой истомой когда читал стихи своей Ольге и были ли у неё прыщи, но ситуация довольно похожая.

Созерцательное погружение в себя и свои проблемы уводит от реальностей окружающего мира. Не вдаваясь глубоко в подробности социальных противоречий на Руси, Онегин заменил барщину на оброк, сидя при этом в «замке». Слово «замок» в применении к дому Евгения опять относит к роману Чарльза Метьюрина «Мельмот Скиталец», когда ничего не подозревающий Джон Мельмот приехал в имение своего дяди для получения наследства и стал участником странной истории со своим тёзкой - монстром. Первоначально в тексте «Евгения Онегина» использовалась строка «Свободы сеятель пустынный», замененная позже на «В своей глуши мудрец пустынный». К церемониям и обрядам местных жителей Евгений отнёсся с полным пренебрежением. Аналогичное описание встречается у Монтеня в «Опытах»:

Было бы большой неучтивостью даже по отношению к равному, а тем более к тому, кто занимает высокое положение в обществе, не быть дома, если он предуведомил нас о своем прибытии. я частенько забываю как о той, так и о другой из этих пустых обязанностей, поскольку стараюсь изгнать из моего дома всякие церемонии. Есть люди, которые иногда на это обижаются. Но что поделаешь!

В результате Онегин прослыл «фармазоном, пьющим стаканом красное вино». Традиция на Руси - это очень важное дело… Белинский назвал «Евгения Онегина» энциклопедией русской жизни. Действительно, описание семьи Лариных это энциклопедия парадоксов русского национального характера. Первоначальный замысел Пушкина, как отмечает Набоков, включал всего одну дочь, причём её имя могло быть Наташа. Комбинация «вдова и дочь» встречается у Пушкина несколько раз. В «Медном Всаднике» и «Домике в Коломне» дочь вдовы звали Параша. В Евгении Онегине, Парашей зовут вдову, хотя её имя появляется только вскользь и во французской интерпретации - «Pachette», то есть «Пашенька». В поэме «Граф Нулин», Наташей звали главную героиню, а Параша была её работница.

Pachette с детства любила романтические романы, однако не потому, что прочла, а потому что её московская кузина ей часто об этом твердила… то есть как «одна влиятельная бабка сказала». Алина то же самое что и Акулина. Имя «Акулина» ассоциировалось с несколькими Акулинами Ивановнами, хлыстовскими богородицами. Такое же имя придумала себе Лиза из повести Белкина «Барышня-крестьянка». Принятие православия на Руси произошло под сильным влиянием «византийской кузины». Реформа Никона заменила двуперстие на щепоть благодаря тому, что об этом много говорила «греческая кузина». Мнение «княгини Марьи Алексевны» среди русской аристократии всегда имело определяющее значение, однако это не всегда нравилось в широких народных кругах и привело в XVII веке к расколу.

Pachette очень нравился «игрок и гвардии сержант». Звание гвардии сержанта в большей степени обладало блестящим ореолом, нежели практической значимостью: для Pachette главное значение имели внешние формы перед содержанием. В реальной жизни всё оказалось значительно сложнее. После того, как муж увёз её в деревню, Паша показала свою истинную сущность, а именно стала властной, самодержавной хозяйкой, твёрдо стоящей на ногах. Знатоки учения Фрейда могут здесь порассуждать о дефиците мужской функции. Если муж ни рыба ни мясо, то жена должна взять его функции на себя, оставшись при этом женщиной. Это аналогично полному подчинению исполнительной власти парламента и суда: когда есть управляющий без хозяина или религия где функция определяет идею. Интересно, что Pachette или Параша - это женский вариант имени Павел. Христианская организация была создана св. Павлом на основании культа личности Иисуса по тому же принципу как Сталин создал социалистическую систему на основании культа личности «вождя мирового пролетариата». В обоих случаях революционная, законодательная, активная мужская функция «основателя учения» стала второстепенной по отношению к культово-обрядному механизму пассивной женской функции. Ещё одна интересная «русская» черта, высказанна в следующих стихах:

Зовут соседа к самовару,
А Дуня разливает чай,
Ей шепчут: «Дуня, примечай!»
Потом приносят и гитару:
И запищит она (бог мой!):
Приди в чертог ко мне златой!..

Россию до революции 1917 года иногда называли «Тюрьмой народов». После возникновения СССР, она превратилась в «нерушимый союз свободных республик». Когда в результате «перестройки» и «ускорения», идеология коммунизма приказала долго жить, то нерушимый союз распался на множество независимых стран, некоторые из которых стали относиться к России с большой враждой, а время проведённое в составе Российской империи, считать своеобразным «российским игом». Интересно, что памятник «Дружбы народов» на ВДНХ выполнен в «золотом стиле». Покровительство сильного государства часто происходит в «золотом чертоге» и государство покровитель немногим отличается от Золотой Орды. Если независимость народа или государства продаётся за крышу «большого брата», это конечно полезно, но рано или поздно неизбежно приведёт к Куликовской битве, когда золото и материальные интересы уже не играют никакого значения.

Посещение могилы смиренного Дмитрия Ларина Ленским, возвращает к рассуждениям о целях в жизни и при этом пути обоих фальшивы: они оба «прогнулись под изменчивый мир». Один держался русла, «ловил течение подальше от крутых берегов» и приплыл…. Но ведь «грустно мир оставить без приметного следа». Противоположная стратегия так же печальна. Ленский попробовал мир и его традиции на прочность и от него также остался только неприметный и простой памятник у которого любит лишь отдыхать пахарь и где у молодой горожанки «слеза туманит нежные глаза». Пушкин пародирует Шекспира. В Гамлете, фраза «Увы, бедный Йорик» адресована шуту, а в «Евгении Онегине» «господнему рабу и бригадиру», что отсылает к комедии Фонвизина «Бригадир». В черновиках Пушкин называл Pachette «бригадиршей». В России с бòльшей теплотой принимают «раба и бригадира» чем «бунтаря и поэта», поэтому при первой возможности «русский Осиан» может превратиться в «игумена земли русской» без особого зазрения совести. Для православной идеологии, значительно важнее обеспечить Сергею Есенину «святость» доказав, что его убили, чем детально проанализировать внутренние противоречия которые привели его к самоубийству: это слишком сложно. А кому важны реальные чувства?

Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.

Имя «Татьяна» может быть интерпретировано многими способами. Одна версия, что это имя греческое и означает «повелительница», «учредительница». Имя эмоциональное и твёрдое. В нём звучит решительность, самоуверенность и даже некоторая мужественность. Другая интересная версия - это происхождение имени Таня от финикийской богини Танит или Таннита. По характеру эта богиня вполне подходит к образу Татьяны Лариной. Таннита - аналог богини Луны Астарты, римской богини Юноны или богини Иштар шумеро-аккадского пантеона. Арамейские тексты из Верхнего Египта показывают, что Астарта была женой бога Яхве и её культ существовал до VI века до н. э. На арамейском языке, слово «Танья», означает «Учение». Ликутэй Амарим или «Танья» - это основополагающая книга хасидизма и течения Хабад.

Забавна также интерпретация Тани, как Тать-Яна. Древнерусское слово «тать» означает «похититель», а «татиный» значит «воровской». Получается, что Татьяна - это «похититель Яна». Ян - это мужское имя произошедшее от еврейского имени Йоханан означающее на иврите «Яхве помиловал». Не исключено также, что имя Ян произошло от имени греческого бога Янус. Это двуликий бог дверей и переходов. Он изображался с двумя лицами обращёнными в противоположные стороны. Первое - это лицо молодого человека, смотрящего в будущее, а другое - лицо бородатого старца, смотрящего в прошлое. Слово «Янус» родственно латинскому слову «дверь». От этого же слова произошло название зимнего месяца «январь». Интересно, что в качестве своего атрибута Янус имел ключ которым отпирал и запирал небесные врата, чему у него впоследствии научился Святой Пётр. Таня очень любила зиму и вставала со свечами «при отуманенной луне» встретить зарю. Взгляд на восход - это одна сторона двуликого бога, а на какое прошлое смотрит вторая сторона Татьяны?

Сам Пушкин относился к своей Татьяне достаточно свободно. В одном из вариантов к Евгению Онегину, обращаясь к Гомеру, он сравнивает Татьяну с греческой Еленой. В «Гавр-иллиаде» Елена сравнивается с девой Марией.

Твоя Киприда, твой Зевес
Большой имеют перевес
Перед Онегиным холодным
Пред сонной скукою полей
Перед Истоминой моей
Но Таня, присягну, милей
Елены пакостной твоей

Другой раз, пародируя статью с безобразными иллюстрациями в «Невском альманахе» про «Евгения Онегина», он пишет о Татьяне:

Пупок чернеет сквозь рубашку
Наружу сиськи - милый вид!
Татьяна мнёт в руке бумажку,
Зане живот у ней болит:
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на подтирки изорвала
Конечно «Невский альманах».

Характер Татьяны, описанный Пушкиным всего в нескольких строфах, даёт вполне ясное представление об этой девушке. Если Ольгу и Татьяну считать разными сторонами русского психологического портрета, то в одном и том же народе должны сосуществовать практически ортогональные черты и свойства. Идеал Татьяны неизменен: даже выйдя замуж она остаётся верной своей любви. Для Ольги не имеет большого значения - улан или поэт, хотя по характеру поэт и военный ортогональны друг другу. О том, что русский народ неоднороден рассказывает история раскола. В отличие от староверов, никонианам было достаточно безразлично как креститься - двуперстием или щепотью.

Историки рассказывают, что первым на Руси стал дружить с татарами приёмный сын хана Батыя, Александр Невский. Не смотря на это, он был прославлен в лике святых и недавно занял первое место в конкурсе «Имя России», что очень показательно. В XIV веке открытая оппозиция татарскому игу была жестоко подавлена Иваном Калитой, заключившим с татарами союз, превративший русичей в вассалов у Золотой Орды. Это характер Ольги. Правда, «огонь в потупленых глазах» и «лёгкая улыбка на устах» отражают, что же в действительности ожидает её избранника. Союз с Ордой имел большое политическое значение и обеспечил в XIV веке время «великой тишины», но что можно сказать про национальное самосознание народа, обеспечившего себе мир ценою потери независимости? Куликовская битва произошла только благодаря совсем другим качествам, а именно - характеру Татьяны. Даже если она сдаст Москву и будет в союзе с Ордой, то рано или поздно, обязательно устроит бой на смерть.

После революции 1917 года, в России очень легко и быстро забыли свою «веру русскую», то есть православие и приняли «веру немецкую», то есть марксизм. После буржуазно-демократической «перестройки», так же просто и легко вернулись к своей старой вере. Это характер Ольги. Как-то я прогуливался около храма Христа Спасителя в ночь на Рождество Христово. Площадь была пустынна, хотя я насчитал около десяти автобусов с военными, приехавшими для создания оцепления. Я спросил одного военного - а что здесь происходит? Он мне ответил «Нам не доводили». Другой военный сказал мне, что «у них там праздник какой-то». А это чей характер? Татьяна понимает, только истинные чувства, никакой синтетики, даже если эти чувства позаимствованы из французских книг. В романе

Она любила на балконе
Предупреждать зари восход ,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.

В день Троицын, когда народ
Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слёзки три

В первом случае имеется в виду реальный восход Солнца, а во втором, пучок ритуальной травы, используемый в языческом обряде. Не сразу можно понять, что «Троицын день» не имеет никакого отношения к христианской «Троице». Принятие христианства на Руси отнюдь не было решением свыше, как это считается в рассказе про князя Владимира. На Руси никогда бы не приняли душой «государева решения». Но, если об этом так много говорила «византийская кузина», тогда другое дело. Поскольку греко-римская религия была принята сердцем, а не умом, возникло явление, названное «двоеверием». Старые родные славянские языческие обряды срослись с христианскими в нечто совершенно уникальное и отражающее русский национальный колорит: «масленица», «подблюдные песни», «троицын день», а по небу, подобно Перуну, летает Илья Пророк.

По мнению В. Г. Белинского, роман Пушкина «Евгений Онегин» можно смело назвать «энциклопедией русской жизни». Из этого произведения можно, как из достоверного источника, узнать фактически все, что касается той эпохи, вплоть до того, чем питались, и как одевались люди. В нем отражены жизнь и быт русского народа, атмосфера того времени. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения по плану «Евгения Онегина». Данный материал можно использовать для работы на уроках литературы в 9 классе, а также, при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1823 – 1830 гг.

История создания – Работа над романом длилась более семи лет, как говорил сам поэт, он был создан на основе его размышлений и оценки происходящих событий в родном государстве.

Тема – Главной темой «Евгения Онегина» является неразделенная любовь. Здесь задействованы и все сопутствующие жизни человека темы – дружба, любовь, верность и разочарования.

Композиция – Стихотворный роман, состоящий из восьми глав.

Жанр – Сам А. С. Пушкин жанр «Евгения Онегина» определил романом в стихах, выделяя лиро – эпическое содержание.

Направление – Реализм, но в начальных главах еще присутствует направление романтизма.

История создания

История создания «Евгения Онегина» началась в 1823 году, когда поэт находился в ссылке. В это время писатель уже отказывается от романтизма как от ведущего способа передачи смысла произведений, и начинает работать в реалистическом направлении.

События романа охватывают период правления Александра Первого, развитие русского общества в период первой четверти девятнадцатого века. Создание произведения посвящено драматической судьбе дворянского сословия.

На фоне всех происходящих событий развивается любовный сюжет романа, переживания главных героев, влияние среды на их судьбы и мировоззрение. Завершение романа выпало на «золотую» пору расцвета творчества поэта, когда эпидемия холеры задержала его в имении Болдино. В романе ясно отражены его гениальное мастерство, творческий подъем, придавший сочинению неповторимую глубину содержания.

Создание отдельных глав соответствовало определенным периодом жизни автора, и каждая из них может служить как самостоятельным произведением, так и быть частью всего романа. Долгие годы написания пришлись на период с 1823 по 1830 г., книга издавалась по мере написания частей, полностью роман увидел свет уже в 1837 году.

Тема

Основной идеей романа является безответная любовь Татьяны к Онегину. В книге Пушкина полно и красочно отображены все сферы жизни общества России того периода. Автор показал жизнь и быт русской деревни, светское столичное общество, типичные портреты героев, мода и вкусы людей того времени.

Главный герой романа , молодой дворянин Евгений Онегин, разочарован в жизни. Его дядя оставил ему имение. Пресытившись светской жизнью, Евгений уезжает в село. Здесь он знакомится с Ленским, они много общаются. Ленский познакомил Евгения с семьей Лариных. Сам Ленский влюблен в Ольгу, молодую ветреную красавицу, у которой есть сестра Татьяна, полная ее противоположность. Это образованная молодая девушка, воспитанная на романах. Ее чистая, романтическая душа жаждет светлой любви, искренней и верной. Молодая девушка решается на сильный поступок: она объясняется в любви герою своей мечты, воплощенного в образе Онегина. Молодой дворянин отвергает любовь девушки. Трудно представить, какие чувства охватывают девушку после слов Онегина. Это боль, стыд, разочарование. Это огромный стресс для девушки, выросшей в полной уверенности о настоящих чувствах книжных героев.

Ленский же готов бороться за свою любовь, он вызывает Онегина на дуэль после того, когда Онегин начал открыто ухаживать за Ольгой. Молодой человек погибает. Через несколько лет, встретившись с уже замужней Татьяной, он понимает, он понимает, что упустил настоящую любовь. Он объясняется Татьяне, но теперь она отвергает его любовь. Девушка высоко нравственна, и она никогда не пойдет на измену. Основная мысль романа состоит в том, чтобы показать проблематику любовных отношений. Чувства героев, их переживания, отразили сущность общества того времени. Проблема человека в том, что он подчинен мнению людей. Татьяна отвергает любовь Евгения, так как боится осуждения высшего общества, в кругах которого она теперь вращается.

Подводя вывод в «Евгении Онегине» анализа произведения, можно выделить главную суть романа – человек, духовно опустошенный, попадает под влияние общества, не стремясь к самоутверждению. Конфликт человека и общества подчинен одному, тому, что общая сила подавляет и уничтожает одного индивидуума, если он не идет к сопротивлению против системы.

Всегда остается актуальным то, чему учит это произведение – способность сделать свой собственный выбор, и жить полной жизнью.

Композиция

Произведение Пушкина, особенности композиции которого подчеркивают глубокий смысл содержания. Стихотворный роман состоит из восьми частей.

Первая глава романа знакомит с главным героем, освещает его столичную жизнь. Во второй главе происходит завязка сюжетной линии второй темы романа – знакомство молодого, жизнедеятельного поэта Ленского с Онегиным. В третьей главе прослеживается завязка основной темы произведения, где Евгений знакомится с Татьяной. Действие развивается: девушка пишет письмо, происходит ее разговор с Онегиным. Евгений ухаживает за невестой друга, тот вызывает его на дуэль. Снится вещий сон Татьяне.

Кульминация романа – Владимир погибает на дуэли, Ольга выходит замуж за другого, Татьяну выдают замуж за солидного генерала.

Развязка – встреча Татьяны с Онегиным, их объяснение, где девушка, продолжающая любить Евгения, отвергает его. Сам финал имеет открытость, нет конкретной определенности.

В главах поэмы существуют лирические экскурсы, и не отходящие от основного сюжета, но, в тоже время, являющиеся обращением автора к читателю. Изначально поэт задумывал 9 глав, но жесткие рамки цензуры заставили поэта убрать одну из глав, а все свои мысли и чувства заключить между строк, и использовать лирические отступления. Поэтому и все главы и поэма в целом, имеют как-бы незавершенный вид, какую-то недосказанность.

Главные герои

Жанр

Любовная линия сюжета романа – это эпическое начало, в нем происходит развитие действия. Размышления автора и его отступления – начало лирическое, и поэт дает определение своему произведению, как «лиро-эпический» роман в стихах .

Во время создания романа, поэт уже отказался от романтизма, начиная новый виток творчества, и роман «Евгений Онегин» получил реалистическое направление.

Несмотря на то, что финал романа не слишком оптимистичен, он написан таким живым и звучным языком, что читатель с оптимизмом смотрит в будущее, искренне верит в благородные порывы и настоящие чувства. «Евгений Онегин» – поистине выражение силы и мощи таланта непревзойденного русского поэта и писателя, великого гения Александра Сергеевича Пушкина.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 4029.

Произведение "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина увидело свет в 1833 году, но до сих пор оно волнует сердца людей. Каждый старший школьник знает отрывки из романа наизусть и всех его главных героев. Для того чтобы понять, в чем секрет успеха произведения, сделаем в этой статье краткий анализ романа Пушкина "Евгений Онегин".

Общая характеристика романа

  • Направление и жанр. "Евгений Онегин" – это один из первых русских реалистических романов социально-психологического направления. Причем роман этот написан не прозой, а в стихах. История его создания охватывает несколько периодов творчества поэта.
  • Идеи и мысли. Роман назван так же, как зовут главного героя, неспроста. Этим Пушкин подчеркнул особую значимость персонажа. В образе Евгения Онегина он хотел показать образ героя времени. По словам Пушкина, отличительной чертой молодежи 19 века было равнодушие к жизни, к ее наслаждениям, поэт называл это "преждевременной старостью души".
  • Еще одна важная идея – это показать национальный характер русской героини. Татьяна не только "русская душой" героиня, но и идеал женщины.
  • В этом романе автор также показал дворянство, которое формировало главных героев. С одной стороны – это высший свет Петербурга и Москвы, пронизанный духом "пустым" и "холодным", с другой - дворянство провинции. Отношение у поэта к ним было разное, что он и показал в романе.
  • Тематика. Роман охватывает обширный жизненный материал. Поэтому проблематика и тематика произведения столь разнообразны и разносторонни. В нем изображен во всех подробностях социальный, бытовой и культурный уклад всего русского общества начала 19 века.
  • Проблематика. В основе проблематики произведения лежит основная проблема общества того времени. Это противопоставление основной части русского общества, чтящего национальные традиции, европейски просвещенному русскому дворянству.
  • Основные герои. В романе все время идет противопоставление: города - деревне, национального - вненациональному. Таким же образом противопоставлены и герои романа. "Герой времени" предстает перед читателем в образе Евгения Онегина. Он выступает представителем "русского байронизма". Татьяна Ларина является "милым идеалом", поэт вложил в нее свои представления о русском характере. Владимир Ленский - тоже представитель русского дворянства, но другого типа – он юный романтик, мечтатель, в отличие от байронического Онегина.

Краткий анализ глав

  • Анализ 1 главы "Евгения Онегина". В первой главе для того, чтобы пояснить появление Онегина, столь необычного героя, Пушкин подробно описывает, что с ним случилось. В итоге главы становится понятным, что существует противоречие. При всех возможностях, которые дает герою блистательная столичная жизнь, он ею не увлечен. И у читателя возникает вопросо том, почему же он охладел к жизни.
  • Анализ 2 главы "Евгения Онегина". Во второй главе идет описание главных героев, даются их портретные характеристики, прорисовываются некоторые черты характера. И снова вопрос: почему Онегин сторонится соседей, а вот с Ленским сходится? Ведь они настолько разные, настолько непохожи друг на друга, как лед и пламень.
  • Анализ 3 главы "Евгения Онегина". Считается, что в этой главе начинается завязка конфликта. Но стал бы Пушкин, с его поэтической энергией, растягивать на две главы экспозицию? Роман он начал решительно. Завязка романа заключается в противоречиях, терзающих героя, странностях его тоски при всем великолепии условий жизни. Вторая глава подводит к смене среды проживания, к смене мест. Но и здесь, в усадьбе, Онегин тоскует практически так же, как и в столице. 3-я глава - просто следующий шаг этого сюжета. Герою предстоит столкнуться не с деревней, а с чувством, напоминающим стихию, – с любовью. Чувство, которое вспыхнуло в Татьяне, и ее поступок, письмо о любви являются центральными в этой главе. И опять вопросы. Почему так неожиданно проснулась в Татьяне любовь? И что толкнуло ее написать письмо Онегину?
  • Анализ 4 главы "Евгения Онегина". Глава демонстрирует читателю реакцию главного героя на любовь. Как оценивают его объяснение в саду автор романа и Татьяна? Одинаково ли? Зачем автору понадобилось демонстрировать в этой главе святость Онегина и счастливую любовь Ленского и Ольги?
  • Анализ 5 главы "Евгения Онегина". Здесь героя ждет новое испытание, и перед ним встает вопрос: что победит – желание собственного покоя, подкрепленное сознанием превосходства над другими людьми, или сочувствие к чужой любви, снисходительность в дружбе? Глава отвечает на вопросы: каким образом Татьяне удалось предугадать столкновение Ленского с Онегиным, чем сон Татьяны схож с именинами?
  • Анализ 6 главы "Евгения Онегина". В ней обнажается вся мнимость чувства превосходства, свойственного Онегину. Это является развязкой поединка с обществом, который намечался в хандрящем Онегине и закончился убийством друга, юного поэта. В живых осталась только физическая оболочка главного героя, морально он сломлен. Осуждение среды, которую он презирает, оказалось сильнее его затаенных чувств и искренних желаний. Вопросы, на которые стоило бы ответить: что произошло, как друзья вдруг стали врагами и столкнулись в поединке, кто же все-таки виноват в дуэли, в ее печальном финале?
  • Анализ 7 главы "Евгения Онегина". Она построена на 2-х событиях: посещение Татьяной дома, в котором живут Онегины, и приезд Татьяны в Москву. Героя нет в Москве. В читателе усиливаются колебания по поводу оценки Онегина. Возникает еще большая неопределенность и загадочность в его фигуре. Потерпевший нравственное фиаско, он, казалось бы, должен быть нами осужден. Сомнения, которые одолевают Татьяну и повергают ее в равнодушие, как будто еще больше способствуют осуждению нами Онегина. Но в восьмой главе Пушкин выводит нас из ошибочных заблуждений и не позволяет безрассудно осудить героя. Героя, который в конце романа оказывается способным на искренние чувства и глубокие страдания. А здесь зададим вопросы: изменилось ли отношение Татьяны к Онегину в связи со всеми произошедшими событиями?
  • Анализ 8 главы "Евгения Онегина". В этой главе в Онегине обнаруживаются возможности, которых у него раньше не было. Герой вознесся, в нем открылось непосредственное, самозабвенное и лирическое чувство. Но, тем не менее, он оказывается в трагическом тупике. По мнению Пушкина, уйти в любовь, выразив холодное презрение к обществу, не является спасением. Это и есть развязка внутреннего смысла романа. А на вопрос нам предстоит ответить: Онегин любит Татьяну, но почему же она его теперь отвергает?

Мы представили Вам небольшой анализ романа "Евгений Онегин", надеемся, что он поможет Вам лучше понять это произведение.

2 глава романа "Евгений Онегин". Анализ 20-22 строфы.

Во второй главе романа Евгений Онегин меняет страсти высшего света на деревенский покой. Он приезжает к себе в имение в надежде найти новые ощущения и как-то разнообразить свою жизнь. Здесь он дичится своих соседей, избегает общения с ними. И только с молодым поэтом Владимиром Ленским у нашего героя складываются добрые отношения.

Образу Ленского Пушкин уделяет особое внимание в своем произведении. Во-первых, потому, что Ленский - тоже поэт. Автор, как никто другой, понимает тонкие порывы души молодого стихотворца. Но отношение Пушкина к Владимиру Ленскому не столь однозначно. Признавая все его положительные черты, черты молодого романтичного идеалиста, поэт не видит будущего у такого характера. Ленский погибает от руки Онегина, тем самым положив начало кардинальным переменам в судьбе главного героя.

В 20-22 строфах второй главы «Евгения Онегина» описывается любовь Ленского к Ольге Лариной. Она окружена романтическим ореолом: ореолом тоски, слез, светлой грусти, страданий:

Всегда, везде одно мечтанье,

Одно привычное желанье,

Одна привычная печаль.

Пушкин ценит в своем герое редкое во все времена умение искренно и сильно любить:

Ах, он любил, как в наши лета

Уже не любят; как одна

Безумная душа поэта

Еще любить осуждена…

В 21 строфе автор говорит нам о том, что Ленский знал Ольгу с раннего детства. Они были соседями, и их родители прочили им свадьбу. Также в 21 строфе дано ироническое описание маленькой Ольги. В его стиле прослеживается спор Пушкина с поэтами-романтиками:

В глуши, под сению смиренной,

Невинной прелести полна,

В глазах родителей, она

Цвела, как ландыш потаенный,

В 22 строфе мы видим зарождение любви молодого поэта к выдуманному им образу Ольги:

Она поэту подарила

Младых восторгов первый сон…

Ленский наполнил Ольгу теми чертами, которые хотел видеть в своей возлюбленной. К сожалению, мечта расходилась с действительностью. Это читатель поймет позже, после смерти поэта. А пока Владимир весь поглощен своей любовью:

Он рощи полюбил густые,

Уединенье, тишину,

И ночь, и звезды, и луну…

Ольга стала музой Ленского.

Давая описание такой поглощенности молодого поэта своим чувством, Пушкин иронизирует над его оторванностью от реальности, вечном витании в облаках, незнании действительной жизни:

Луну, небесную лампаду,

Которой посвящали мы

Прогулки средь вечерней тьмы,

И слезы, тайных мук отраду...

Но нынче видим только в ней

Замену тусклых фонарей.

Таким образом, в 20-22 строфах второй главы «Евгения Онегина» дается описание любви Владимира Ленского, молодого романтичного поэта. Через это описание нам раскрываются самые существенные черты его характера, как положительные, так и отрицательные. Важно отметить, что в этих строфах дается отношение автора к своему герою, которое можно охарактеризовать как сочувственно-ироническое.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные