Антиной рисунок гипсовой головы. Как нарисовать голову человека поэтапно карандашом. Пропорции головы человека. Объемность формы. Упрощение и обобщение

С четвёртого года обучения по учебной программе изостудии «Живопись» начинается рисунок гипсовых частей лица (глаз, нос, губы, ухо).

При построении изображения гипсовой головы обучающиеся должны хорошо усвоить закономерности строения формы человеческой головы.

Учебный рисунок античной гипсовой головы "Аполлон" - 7 этапов.

На первом этапе работа начинается с размещения изображения головы на листе бумаги.

На натуру надо посмотреть со всех сторон, чтобы правильно понять общий характер формы. На композицию рисунка влияют освещение и наклон головы натуры. Рисующий должен красиво и выразительно заполнить плоскость листа бумаги.

На втором этапе работы необходимо определить характер формы головы, её пропоции и наклон, а также не забыть о перспективе и точно установить горизонт, направление уходящих в глубину поверхностей. Форма головы - это шарообразная черепная коробка, состоящая из шести основных костей: лобная, две теменные, две височные, затылочная. Все эти кости соеденены между собой швами и состовляют единую форму. Лицевая часть головы делится на три равные части:

  • от линии покрова волос до надбровных дуг;
  • от надбровных дуг до основания корня носа;
  • от основания корня носа до основания подбородка.

Расстояние между глазами равно ширине глаза. Высота уха равна длине носа.

Четвёртый этап работы - пластическая моделировка формы. Правильно наметив конструктивную основу изображения головы, переходим к выявлению объёма средствами светотени. На этом этапе важно проследить взаимосвязь конструции со светотенью и правильно понять её объём «большую форму» (изображение формы без деталей).

При работе над длительным рисунком точка зрения должна оставаться неизменной.

Шестой этап работы - тональная проработка формы и передача материальности.

Обучающиеся окончательно отделывают рисунок каждой детали и следят за плавностью переходов тональных отношений (рефлексов, бликов, полутонов). На этом этапе демонстрируются образцы великих мастеров (репродукции).

На седьмом этапе подводятся итоги проделанной работы. Проверяется общее состояние рисунка, подчиняются детали целому. Обобщение начинается с проверки и уточнения пропорций головы, затем тональные отношения (определяется самое тёмное и самое светлое место в натуре). Детали дальнего плана должны быть менее проработаны, чем детали первого плана. Рефлексы всегда должны быть темнее света.

Последовательность выполнения рисунка приучает обучающихся к осмысленному построению изображения на плоскости листа. Деление процесса работы на этапы условно.

Рисунки, выполненные обучающимися изостудии "Живопиь"


Тяжело в учении - легко в бою.
Поэтому, перед тем, как взяться за карандаши, нам потребуется "запастись" материалом, по которому собственно и будет проходить обучение.
Наш книжный оказался бессильным в плане обучающей литературы на эту тему. Именно поэтому пришлось обратиться к интернет магазину.
На просторах всеми знакомого намиozon"ая нашла пару довольно приличных и недорогих книг. (1.https://www.ozon.ru/context/detail/id/20413958/ 2.https://www.ozon.ru/context/detail/id/3379370/)

Оформив заказ, не стоит отправдываться тем, что "мол, когда придут книги, тогда и возьмусь за дело". К великому счастью и везению, на youtube есть куча видео на эту тему(не забывайте искать на других языках. особенно на английском. даже если с языком у вас туго, то понять какая линия за какой идёт будет понятна даже глухому китайцу).
Книги в интернете поискать тоже можно. Особенно "ВКонтакте" на просторах таких пабликов, как "академический рисунок", "типичный творческий" - часто попадаются полезные штуковины. Но расчитывать на великие литературные шедевры тоже не приходится. Чаще всего попадаются просто несколько зарисовок или пару страниц из хорошей книги.

  • Практика. Практика. И ещё раз практика.

    Книги уже пылятся у тебя на полке, а ты так ничего и не сделал? У меня для тебя плохие новости...
    В противном же случае, если книги уже вызубренны на зубок, то пришло время непрерывного рисования, пока не получится так, как надо.
    Не забывай, что ты идёшь к своей цели и ни в коем случае не отказывайся от неё.Даже если первые твои попытки провалились - это ещё не значит, что ты абсолютный бездарь. (Хотя если после 10ого твоего "произведения искусства" больших сдвигов совершенно абсолютно нет, то лучше стоит отказаться от этой идеи, а не терять времени)
    п.с. не забудь хотя бы один раз посмотреть, как рисовать череп. это действительно облегчит в дальнейшем твою жизнь при построении гипсовой башки.

    И ещё пара советов:
    1. Пробуй рисовать части лица по отдельности. В один день рисуй только глаза (зазных голов, разумеется), на другой - губы и т.д.

    2. Практика должна быть регулярной. не вздумай отлынивать.
    3. Не относись к этому занятию, как к сплошной рутине. Музыку громче, карандаши в зубы и вперёд!

    (по мере накапливания денег, можно покупать ещё кучу книг, которые не будут лишними)

  • Критика.

    Твои работы несомненно шедевральны и ты уже просто не знаешь, что в них нужно исправить? Пришло время послушать критику и срочно исправить все недочёты, которые уже незаметны нашему глазу, уставшему от вечной практики.
    Что делать:
    1. Сфотографируй на твой взгяд самую удавшуюся из последних работ (не забудь, что фотографировать надо под ровнымуглом в 90 градусов, иначе тебя примут не только за бездарность, но и за идиота)

    2. Возвращаемся во все наши любимые паблики/группыдля творческих(о коих уже упомяналось ранее) и выкладываем свои работы в альбомы с названиями типа: "критика", "объективное мнение", "творчество наших подписчиков" и т.д.

    3. Говори всем, что рисуешь уже в течении 10 лет, посещаешь художественную школу. Так мнение будет ещё более критичным. А нам нужен хороший результат, верно?

    4. После прочтения десятка комментариев похожих на "10 лет ходил в художку, а рисуешь такой кривой и некрасивый нос", "глаза близко посажены", "а мне нравится", "слишком мало плоскостей" и прочую ересь, берёшь карандаш и рисуешь так, чтобы этих ошибок и близко не было

    Данную процедуру можно повторять до посинения.
    И не стоит принимать КАЖДОЕ слово в комментариях близко к сердцу. Нервная система ещё понадобится.

  • Повторяем теорию за день до экзамена

    У нас всё получится!

    И ради всего святого, выспись наконец.

  • День экзамена.

    Дорога до универа не близкая, поэтому можно захватить с собой некоторыекниги, записи, рисунки, чтобы просмотреть всё по дороге, сидя в автобусе. И возьми пожрать.
    О, не забудь взять все необходимые карандаши, резинки и т.д.
    п.с. надеюсь, ты в начале года познакомился с форматом бумаги на какой тебе придётся рисовать

    Удачи, бро. Утебя всё получится \о/

    И если ты реально дошел до этого пункта, то они просто обязаны взять тебя на платное.

    P.S. не забудь оставить комментарии с:

  • Кости шеи состоят из семи шейных позвонков, которые включают верхнюю часть позвоночника. Большие мышцы , которые влияют на форму шеи, это трапециевидная мышца в задней части и грудино-сосцевидная мышца в передней. Они проходят от задней части уха вниз к внутренними концами ключиц.

    Шея способна совершать движения во всех направлениях : наклонять голову вперед и назад, в бок к любому плечу, и вращать ее из стороны в сторону на 180 градусов.

    Помимо звукопроводящих структур в ушах, из суставов головы движется только челюсть. Все остальные кости черепа жестко сцеплены и недвижимы.

    Мышцы лица условно можно разделить на два типа:

    Пропорции головы человека. Простой метод построения

    Лицо, конечно же, наиболее выразительная часть тела. Вот простой метод построения , который поможет вам увидеть из каких простых форм состоит голова. Средние пропорции человеческой головы показаны на рисунке ниже. Высота головы примерно такая же, как и ее ширина при взгляде сбоку, поэтому в профиль она вписывается в квадрат. При взгляде спереди, ширина головы гораздо меньше, чем ее высота .

    Начните с рисования головы в профиль. Нарисуйте круг для черепа, а затем добавьте две линии на передней части лица, чтобы обозначить челюсть, как показано на картинке выше.

    Самой распространенной ошибкой новичков при изображении головы является то, что голова кажется плоской . Поэтому, как можно скорее, попробуйте нарисовать вид головы в три четверти , стремясь отобразить округлость и основательность форм. Используйте светлые опорные линии, чтобы обозначить центральную линию лица и положение глаз.
    На рисунке показано довольно бесхарактерное лицо, но на данном этапе главное понять основные формы . Лица людей отличаются от усредненного образца во многих отношениях, как именно, будет подробно обсуждаться в следующих уроках. Эти рисунки представляют собой первый шаг. Если вы нарисуете сотни этих упрощенных голов, вы придете к пониманию всех тонкостей рельефа человеческого лица и будете в состоянии наполнить свои рисунки жизнью и характером.

    Наиболее важно понять, что лицо не просто плоская поверхность с наложенным на нее деталями . Чтобы рисовать лица успешно, вы должны понимать трехмерную форму поверхности — вот почему мы начали с бесхарактерного среднестатистического лица, которое может принадлежать как мужчине, так и женщине.

    Если вы посмотрите на туманную газетную фотографию толпы ниже, то вы увидите, что каждое лицо отличается от остальных только отображением света и тени на нем, а не формами глаз или губ. Если вы можете представить себе лицо как шаблон , в этом случае вы избежите распространенной ошибки создания безжизненных механизмов глаз, носов и ртов, неразличимых друг от друга. Поэтому практикуйте рисование шаблона лица с добавлением света и тени , пока вы полностью не поймете его форму.

    На изображениях выше показаны несколько базовых форм лица и головы под разным углом. Еще раз повторюсь, сейчас важно, чтобы вы понимали реальную форму поверхности , а не просто план.

    В статье использовались материалы книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

    Весь комплекс работы над длительным рисунком головы должен следовать методическому принципу — от общего к частному и от частного снова к общему, иначе говоря, — от общего, через детальный анализ натуры, к общему образному выражению. Этот принцип заложен во всех учебных программах по рисунку и является ведущим в нашей художественной школе. Он предъявляется ко всем учащимся, независимо от степени их подготовки, при выполнении каждого длительного рисунка.

    Чтобы учащимся было легче овладеть им и понять его содержание, сложный комплекс работы над рисунком разбивается на отдельные этапы, что дает возможность ученику, соблюдая методическую последовательность, ясно осознать каждый этап в отдельности и их взаимосвязь.

    Процесс создания длительного рисунка очень сложен, и учащийся, не имеющий достаточного опыта работы, часто оказывается в большом затруднении. Он не знает на что следует прежде всего обратить внимание, как рациональнее использовать свои возможности, не умеет должным образом организовать свою работу. Такой студент обычно начинает добросовестно срисовывать все, что видит, внимательно копирует подробности внешней формы, увлекается деталями, думая, что они дадут сходство с натурой.

    Многие студенты, рисуя голову человека, не соблюдают методической последовательности в работе, сразу берутся за решение сложных задач, что приводит их к неудаче. Такие студенты считают, что раз они усвоили методическую последовательность работы над рисунком вазы, натюрморта, то повторять все это на примере рисунка головы уже не нужно. Между тем методическая последовательность работы над рисунком головы имеет свои особенности и нюансы, о которых должен знать рисующий. Для усвоения учебного материала рисующему необходимо четко представлять, что конкретно он должен сделать на данном этапе работы, на каких моментах построения изображения ему необходимо сосредоточить особое внимание.

    Таким студентам нужна четкая система и в наблюдениях, и в процессах построения рисунка. Чтобы понять все тонкости методической последовательности работы над рисунком, рассмотрим их на примере рисования гипсовой головы Антиноя. Раскрывая методическую последовательность работы над рисунком, мы будем одновременно продолжать раскрывать закономерности строения формы головы человека и методы изображения, включая технические приемы работы.

    Первый этап — композиционное размещение изображения на листе бумаги (рис. 46).

    Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно надо осмотреть натуру со всех сторон, чтобы определить, как выгоднее (эффектнее) поместить изображение на плоскости, с какой точки зрения лучше будут выражены особенности строения формы. Выбор точки зрения, с которой объект изображения смотрится наиболее выразительно, помогает художнику успешнее решить композиционную задачу. Рисующий должен научиться красиво заполнять плоскость листа бумаги. Однако не следует думать, что в композиции нужно придерживаться какого-то особого правила.


    Рисунок №46 - Первый этап работы над рисунком головы

    Например, некоторые считают, что, рисуя голову в трехчетвертном повороте или в профиль, нужно обязательно оставлять большее поле перед лицевой частью. В произведениях великих мастеров мы не найдем примеров соблюдения такого правила. Большинство портретов компонуется в середине картинной плоскости. У художников эпохи Возрождения есть целый ряд портретов, где перед лицевой частью головы край картины сильно приближен к голове. Примером такой композиции может служить портрет Беатриче Д"Эсте, выполненный Леонардо да Винчи, портрет молодой девушки Пьеро делла Франчески.

    В учебном рисунке композиция должна помогать решению учебной задачи, но не усложнять ее. Например, студенту нужно нарисовать голову на нейтральном фоне (то есть без фона), которая освещена спереди. Согласно вышеприведенному совету он должен оставить большее поле перед лицевой частью головы. Приступая к тоновой проработке формы, он увидит, что тени на голове нарушили композицию, исчезло равновесие (в тоне). Чтобы избежать этого, рисующему придется около лицевой части вводить темный фон, что усложнит работу и нарушит целевую установку (рисунок без фона). Поэтому, прежде чем приступить к рисунку, необходимо сделать ряд небольших набросков, где будет решаться композиционная задача.

    Студенту надо выбрать наиболее удачную точку зрения, а не садиться на первое попавшееся место, что мы часто наблюдаем у многих студентов. Более того, студенту необходимо ясно представить, как будет выглядеть в конечном итоге его рисунок. Только после этого можно браться за карандаш и начинать размещать рисунок на листе бумаги.

    Рассмотрим стадии рисунка гипсовой головы.

    В качестве натуры возьмем гипсовый слепок головы памятника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата.

    Данная голова чрезвычайно полезна для учебного рисунка, благодаря ярко выраженной архитектонике формы. Говоря более простым языком, планы (плоскости) на этой голове ярко выражены и подробны.

    В определенном смысле, противоположностью этой головы можно считать античные женские головы, где все планы сглажены и изучаются с трудом.

    В наше время ситуация усугубляется тем, что гипсовые головы реализуемые в популярных магазинах, выглядят так, как будто их еще и пошкурили, не говоря уже об искаженных отливках. Например, голова Гаттамелаты, которую можно найти в салонах уже не похожа на прототип.

    Мы в данном случае берем отливку еще советских времен.

    Свет ставим сверху, чтобы работал объем, но так чтобы тени от надбровных дуг и носа по возможности не были слишком уж велики.

    Начинаем рисовать легкими линиями, не давим на карандаш. Следует иметь ввиду, что представленные здесь рисунки, особенно первые стадии, в реальности намного легче по тону.

    Вначале размечаем композицию на листе. Композиция должна быть сразу же в пропорциях и в характере, иначе в процессе изменений и уточнений пропорций, наклона и т.д. она может сильно измениться...

    В любом случае, если вы сразу определяете, что для вас в композиции листа важно, где "центр", то и при небольших изменениях она никогда не проиграет.

    Композиция подобных учебных рисунков как правило предельно проста, возникает вопрос, зачем же вообще, забивать этим себе голову?

    А затем, что все рассматриваемые нами принципы работают в рисунке и творчестве вообще, а не только в данном конкретном случае. Формирование правильных подходов и привычек полезно для будущего. Вряд ли вы готовите себя в рисовальщики гипсовых голов...

    Начинаем легкими линиями, не давим на карандаш по двум причинам: 1) легкий по тону рисунок легко стирается т.е. его легко править 2) при давлении на карандаш напрягается рука и сознание микро-напрягается, уходит в руку, значит в эту непосредственно секунду оно не наблюдает натуру.

    Располагаем основные детали и переломы формы, но не забываем, что мы сейчас НЕ РИСУЕМ ДЕТАЛИ, а ДЕТАЛЯМИ РИСУЕМ ЦЕЛОЕ.

    На практике это означает, что мы постоянно смотрим на натуру целиком и на рисунок целиком, стараясь вернее взять общие пропорции головы в целом, поворот, наклон и характер формы.

    Но, все эти основные вещи, мы не можем брать абстрактно, поэтому, мы все наиболее характерные моменты сразу схватываем, но не зависая на них, а как бы проносясь мимо.

    Элементы, находящиеся к нам ближе, сразу лучше намечать чуть контрастнее, чем части, находящиеся дальше. За счет это уже в начале рисунка начинают появляться объем и пространство.

    При этом, пока вы не выяснили, что все детали и размеры взяты верно, общая тональность рисунка должна оставаться нежирной, чтобы вам было легко править.

    После того, как вы основные характерные отношения наметили на глаз, не лишнее будет померить, начиная с самых больших размеров.

    Также, наводя карандаш вертикально и горизонтально на натуру и рисунок, проверить, верно ли взят наклон.

    Почему лучше вначале все намечать на глаз и лишь затем начинать мерить? Потому, что этим вы каждый раз даете своему глазомеру маленький шанс, как бы подкармливаете его. Постепенно он начинает оправдывать ваше доверие.

    Постепенно следует разобраться с архитектоникой формы головы. можно добавлять легкую светотень, чтобы сразу получался объем.

    Делать это следует в соответствии с планами (плоскостями) и переломами (поворотами) формы головы, которые вы видите. Для этого полезно подойти поближе, внимательно посмотреть с разных сторон.

    Для того, чтобы хорошо разбираться в расположении планов и переломов формы, необходимо сильно интересоваться этим вопросом и замечать их на всех гипсовых и живых головах, которые вы видите перед собой.

    Учебные "обрубовочные" головы следует рисовать много раз в разных поворотах и ракурсах. При этом много длительных набросков по 20-30 минут небольшого (8-12 см) размера с разных точек, дают пользы намного больше чем всего два полноразмерных рисунка в три четверти слева и справа, как это имеет место в некоторых учебных заведениях.

    Кроме того, с точки, с которой вы рисуете, далеко не вся форма головы может восприниматься адекватно.

    Поэтому надо не стесняться подходить и осматривать (иногда - ощупывать) форму со всех сторон.

    По мере того, как вам удается верно найти и общие пропорции головы и ее детали, можно потихоньку еще добавлять тональность - делаем активнее то, что ближе. За счет этого появляется объем и пространство. Под пространством подразумевается то, что более активные (сделанные на рисунке более контрастно) части, выглядят кажутся расположенными ближе, чем части решенные более мягко. Соответственно, и делать более контрастными стоит те части, которые в действительности к нам ближе, в данном случае, это нос, ближняя скула, надбровная дуга, ближний край рта и т.д.

    Вся эта передача пространства в целом, дает ощущение общего объема, общей формы головы - более-менее напоминающей яйцо.

    При этом переход рисунка из линейного в тональный, мы используем для того, чтобы еще верней все сравнить.

    Сравнивать будет тем легче, чем реальней будет взята тональность, т.к. в жизни мы все видим в пятнах, а не в карандашных линиях.

    Поэтому продолжать сравнивать надо до конца рисунка.

    Как видите, детали добавляются постепенно.

    При этом, чем мы уверенней в том, что основное взято верно, тем уверенней мы расставляем детали. Чем конкретней становится каждое место, тем легче нам снова сравнить целое. Чем легче нам сравнить целое, тем легче нам скорректировать расположение мелких деталей. Чем конкретнее мы проработали детали на переднем плане, те больше чувствуется объем и большие отношения и так до бесконечности.

    Таким образом наше сознание постоянно смотрит на общее впечатление от головы в целом.

    При этом, чем более тональным становится рисунок (чем больше мы набираем реальную тональность темных и светлых мест),

    тем более важно нам не забывать часто смотреть расфокусированным взглядом. О чем идет речь?

    В обычной жизни, если мы смотрим на какой-то предмет, мы видим его четко, конкретно, все детали по очереди.

    По этой причине наш взгляд часто мечется от детали к детали, рассматривает их, но в это самое время не видит целого - невозможно увидеть абсолютно четко сразу много мест. Но это особо и не нужно. А видеть в целом (в буквальном, а не переносном смысле) - нужно.

    Если просто посмотреть на рисуемый Вами объект одновременно на весь - он и будет немного не четким. Это и есть нужный нам взгляд - тот который нужно добавить в дополнение к обычному "прыгающему" взгляду. Можно еще скользить взглядом, не фокусируясь - все это обычно происходит, когда человек задумывается, "рассеянно смотрит".

    Есть знаменитое высказывание Чистякова: "Рисуешь ухо - смотри на пятку!" Можно трактовать его по разному, но факт - детали лучше размещаются на своих местах, когда слегка расфокусированно смотришь на весь предмет целиком.

    Когда идет работа в тоне, нам необходимо видеть общую тональную картину и четко видимые детали как правило сильно мешают этому.

    При этом чем расфокусированней мы смотрим, тем сильнее исчезают детали, тем лучше мы видим общую картину, основные соотношения.

    Это видение основных тональных соотношений и позволяет нам верно набирать тон рисунка.

    Важно при этом не забывать постоянно сравнивать и линейные соотношения - пропорции головы в целом, расположение маленьких и больших частей и т.д.

    Возможность смотреть расфокусированно, не означает, что не надо отходить от рисунка и сравнивать с расстояния. Наоборот, с расстояния это делать еще удобней и эффективней.

    Если у Вас возникают вопросы или пожелания, наш электронный адрес - Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    Олег Торопыгин



    В продолжение темы:
    Стрижки и прически

    Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

    Новые статьи
    /
    Популярные