Архангельский собор Московского Кремля: описание, история и интересные факты. Петропавловский собор – усыпальница представителей династии Романовых

Окончательное заключение комиссии по вскрытию четырех захоронений в Архангельском соборе Московского Кремля

Вскрытию гробниц Ивана IV Грозного, его сыновей: Федора Ивановича и Ивана Ивановича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, которое проводилось в апреле-мае 1963 года, предшествовали работы по укреплению несущих конструкций придела Иоанна Предтечи (стены и своды), а также укрепление восточной стены (апсиды) Архангельского собора. В процессе этих работ стало очевидным, что без понижения современного уровня пола в приделе Иоанна Предтечи и дьяконнике собора, невозможно ликвидировать значительные деформации, имевшиеся в стенах этой части собора.

После понижения пола оказалось, что с устройством здесь усыпальницы Ивана Грозного и его двух сыновей, начались переделки восточной стены. Первоначально в ней вытесали большую нишу со стороны собора, образовав так называемое «горнее место» за престолом учрежденного в дьяконнике придела Иоанна Предтечи. «Когда же по распоряжению Ивана Грозного придел был перенесен в специальную пристройку, примкнувшую к дьяконнику с востока, у этой стены стесали белокаменный цоколь по ее наружному периметру. Несущая способность стены была окончательно нарушена при устройстве в ней нового дверного проема и прокладке каналов калориферного отопления в середине XIX столетия. В результате толщина стены в большей ее части была доведена до половины кирпича, т.е. до 15 см (от уровня белокаменного пола на высоту запрестольной ниши) и частично, на высоту 60 см, прикрыта современным полом из гранитных плит.

При такой толщине основания восточной стены дьяконника, скрытой позднейшим полом, нельзя было сразу установить причину постоянного появления трещин в верхней ее части. В соответствии с принятым решением об укреплении этой стены, заложен дверной проем XIX в., что позволило восстановить уничтоженную им северную часть ниши XVI века, предназначавшуюся для горнего места. Раскрыт древний дверной проем, который был сделан в XVI ст. для прохода из дьяконника в пристроенный к нему придел Иоанна Предтечи. Восстановлены первоначальные формы белокаменного цоколя по наружному очертанию стены. В том месте, где к нему примыкает захоронение М. В. Скопина-Шуйского, цоколь не восстановлен. Понижен пол до уровня кирпичного пола XVII века.

Выполненный комплекс работ обеспечил конструктивную прочность сооружения и уничтожил причины, вызывавшие деформацию конструкций. Несколько раньше были укреплены стены и своды придела Иоанна Предтечи. Эта работа производилась в такой последовательности: Мелкие трещины расшивались и зачеканивались сложным раствором. Крупные трещины заделывались путем восстановления перевязки в кирпичной кладке. Восстановлены три оконных проема и венчающий карниз в первоначальных формах, относящихся ко второй половине XVII ст. Полуциркульные завершения, имевшиеся с трех сторон по фасаду в основании сводов, разобраны, т. к. относились к первой половине XVIII ст. Свод, состоявший из двух оболочек (перекатов) в местах наибольших деформаций, частично переделан с восстановлением его первоначального очертания. В процессе этих работ получены данные о том, что стены и свод в приделе Иоанна Предтечи дошли до нас в формах, которые они получили при перестройке во второй половине XVII столетия.

Сохранившееся основание стен придела, построенного в XVI столетии, меньше выступало на восток и было несколько сдвинуто на север. По фасаду цоколь стены XVI в. тоже был раскрепован основаниями лопаток, украшавших фасад, что, видимо, было повторено при перестройке стен во второй половине XVII века. Пол в приделе был выполнен из большемерного кирпича (разм. 29 х 14 х 8), положенного плашмя в елочку. В дьяконнике уровень пола менялся четыре раза, в том числе два раза в XVI ст. Первоначальный пол был выполнен из поливных керамических плит (желтого, зеленого и коричневого цвета) треугольной формы, уложенных в форме звезды и скрепленных между собой металлическими штырями. Над этим полом (на 60 см ниже уровня современного пола) хорошо сохранился пол из белокаменных плит, который был настлан в соборе, видимо, после большого пожара 1547 года.

Одновременно удалось установить, что алтарная преграда первоначально имела два проема для входа в дьяконник из центральной части собора. Южный проход был заложен после 1533 г., когда перед ним было произведено захоронение. В связи с понижением пола в приделе Иоанна Предтечи и дьяконнике собора, надгробия Ивана Грозного и его сыновей, а также Скопина-Шуйского, надстроенные в конце XVII в. частично дополненные в начале XX века, потребовалось восстановить в своих изначальных формах. Так как надгробные плиты гробниц обнажились, было принято решение произвести их археологическое обследование. Анализ состояния кирпичной кладки надгробных сооружений и самих белокаменных саркофагов подтверждает, что захоронения подлинные и никем до настоящего времени не вскрывались. В захоронении Грозного и обоих его сыновей была предпринята попытка проникнуть неизвестными лицами.

Возможно, это произошло в прошлом столетии при устройстве отопления или в начале XX века при устройстве нового гранитного пола. Однако эти попытки повреждений самим захоронениям вреда не принесли. Все гробницы имели типовую форму. Сверху находился медный кожух, сделанный в начале XX века с крестом и именем погребенного; под ним – надгробное сооружение из кирпича, имевшее явно выраженные периоды строительства – XVI, XVII и XX столетия (увеличение высоты связано с повышением уровня пола). У каждого надгробия, у семьи Грозного в торцах, а у Шуйского с северной стороны, – белокаменные плиты с надписями вязью XVII века об имени погребенных, дне их смерти и погребения. Под кирпичными надгробиями находились также типовые саркофаги, вырубленные из целого блока белого камня – известняка в форме гроба, расширяющегося в плечах с полукруглым изголовьем.

Саркофаги закрывались белокаменными плитами с надписями имени погребенного, дня смерти и погребения. Останки Ивана и Федора Ивановичей, а также Скопина-Шуйского были завернуты в шелковые покрывала из камки с перевязью: трупы двух первых спеленуты тесьмой, а Скопина-Шуйского веревкой. Иван Грозный был похоронен в схиме. В саркофагах Царей Ивана IV и Федора и Царевича Ивана найдены стеклянные сосуды. Обнаружено необычное положение правой руки у Царя Ивана IV и князя Скопина-Шуйского: рука согнута под острым углом, так что кисть лежит у правой ключицы. Это пока неизвестная особенность старинного погребального обряда.

Во время вскрытия производилось: протокольное описание всего процесса вскрытия; фото и кинофиксация на черно-белую и цветную пленку; зарисовки и обмер белокаменных саркофагов и обнаруженных в них останков; архитектурно-археологический обмер кирпичных надгробий и маркировка разбираемой их части были выполнены до начала подготовительных работ, предшествовавших вскрытию. Костяки всех вскрытых захоронений (в том числе сохранившиеся черепа Царей Ивана Грозного и Федора Ивановича) и часть тлена были изъяты для научного изучения в лаборатории пластической реконструкции Института этнографии АН СССР. Соответствующие пробы тлена и костей переданы для анализов в лабораторию Института судебной медицины.

Для научных и экспозиционных целей выполнены копии в натуральную величину (из белого цемента) с четырех плит, накрывавших белокаменные саркофаги. При снятии пола в дьяконнике в его северозападном углу была обнаружена могила, в которой был похоронен Царь Борис Годунов. В могиле не оказалось саркофага, что подтвердило сведения о извлечении его останков из собора по распоряжению Лже-Дмитрия I. Этим самым подтвердилось и летописное упоминание, что Царь Борис был похоронен в дьяконнике алтаря в одном ряду с членами семьи Ивана Грозного. Сохранность всех скелетов оказалась различной. Но во всех случаях пострадали черепа. Череп Ивана Грозного сохранился очень плохо. Совершенно разрушено его основание и височная область правой стороны.

Скелет сохранился относительно хорошо. Нет мелких костей стоп и кисти. От черепа Царя Федора сохранилась только лицевая часть, большая часть лобной кости и подбородочная часть нижней челюсти, многие кости разрушены совершенно. У князя М. В. Скопина-Шуйского сохранилась нижняя челюсть, череп Царевича Ивана Ивановича разрушен полностью. Скелеты плохой сохранности, многих костей нет. Разрушение черепов объясняется тем, что известковые саркофаги очень гигроскопичны, в результате чего в них скапливалась вода. Эта вода, обогащенная растворившимися солями кальция, в течение сухого времени года постепенно испарялась, так как черепа всегда занимали более высокое положение по отношению к другим костям скелета, процесс испарения происходил через них. Вследствие этого при испарении влаги, соли кальция концентрировались в костях черепа, и, кристаллизуясь, разрывали структуру кости. Так механически разрушались все черепа.

Анатомо-антропологическое исследование скелета Ивана Грозного дает возможность сделать следующее заключение: по своему антропологическому типу он ближе всего к динарскому, то есть типу, очень характерному для западных славян. Однако в его черепе есть черты, как то: очень высокие округлые орбиты, резко выступающий, тонкий нос. Эти черты больше соответствуют средиземноморскому типу. Череп небольшой, с сильно развитым рельефом, низким лбом, сильно выступающим надбровием, резко выступающим вперед подбородком. Рост его 1 м 78 см – 1 м 79 см. Весь скелет свидетельствует о большой физической силе его. Совершенно очевидно, что с молодости он был очень тренирован. К концу своей жизни Царь Иван резко изменил, видимо, свой образ жизни. Он стал малоподвижен, стал быстро тучнеть. Невоздержанность в еде, систематический алкоголь, малая подвижность – все привело к тому, что у этого сильного, еще молодого человека стали быстро развиваться старческие образования.

На всех костях скелета видны резкие разращения остеофитов. Особенно резко они выражены на всех местах прикрепления мышц. Окостенели хрящи. Остеофиты на позвоночнике свидетельствуют о чрезвычайно малой подвижности Царя Ивана к концу жизни. В результате этого Царь Иван постоянно испытывал острые боли. Очевидно, этим и следует объяснить наличие ртути в его организме, так как он систематически прибегал к восточным ртутным мазям. Скелет Ивана Грозного не дает нам права говорить ни о каких признаках дегенеративности. Своеобразной аномалией Царя Ивана и его сына Федора было то, что оба они имели очень позднюю смену зубов. Царь Федор Иванович физиономически был очень похож на своего отца.

Его лоб был выше, а нос очень тонкий. Глаза несколько меньше. Роста был среднего. Очень кряжист, крепок. В лаборатории пластической реконструкции Института этнографии АН СССР проведена рентгеноскопия скелетов. У Царевича Ивана определен третичный люэс. Профессор М. М. Герасимов выполнил портретыреконструкции Царей Ивана IV Грозного и Федора Ивановича. Ткани, обнаруженные в гробницах, обработаны в мастерской Оружейной палаты реставраторами Баклановой М. Г., Ивановой Н. Ф. и Кошляковой Т. Н. Ткани извлекались из гробниц с особой осторожностью отдельно свернутыми фрагментами, а в отдельных случаях в виде свертков или спутанных клубков бурого цвета с землей, известью и плесенью. После фотографирования ткани обработаны водными растворами с реактивами по методу, применяемому в реставрационных мастерских Советского Союза. В процессе промывания ткани были очищены и расправлены, в результате чего выяснилось, что можно восстановить три рубахи, фрагменты трех покровов и два фрагмента шитья.

1. Рубаха Царя Федора Ивановича (сына Ивана Грозного). Сохранились все украшения и совершенно исчезла ткань. Облака, ластовицы и подол из красной (теперь бурой) тафты соединены золотой тесьмой. Металл сохранился небольшими фрагментами. После тщательного изучения остатков было выявлено, что золотая тесьма прикрывала все швы и закреплялась на отделке, поэтому легко читается покрой всей рубахи. Наружная часть, рукава и подол отделаны золотой тесьмой в виде параллельных полос. Все тяги были измерены. По аналогии с хранящейся в музее рубахой XVI в. сделан чертеж с указанием всех оставшихся фрагментов. Сорочка Царя Федора реконструирована.

2. Рубаха Царевича Ивана Ивановича (сына Ивана Грозного), состоит из отдельных фрагментов, имеет такой же узор, как и рубаха Царя Федора из параллельных полос, но не золотой, а чисто шелковой тесьмы. Вероятно, шелковая тесьма быстрее разрушилась и поэтому сохранилась частично. Сорочка Царевича Ивана реконструирована.

3. Рубаха Скопина-Шуйского по покрову аналогична рубахе Царя Федора, но имеет более роскошную отделку на груди, рукавах и по подолу в виде узора из растительных завитков, часто встречающихся в Русском орнаменте. Сорочка князя Скопина-Шуйского реконструирована.

4. Фрагменты покровов промыты, как и рубахи, в водных ваннах. Хорошо читается крупный узор, характерный для итальянской камки-куфтери XVI в. На покрове Царя Федора узор состоит из Фигурных клейм с вазонами гвоздик или гранатных яблок и геральдическими коронами между ними.

5. На покрове Царевича Ивана узор состоит из орнаментальных лент, которые, перевиваясь, образуют овальное и ромбические клейма с букетами и гранатами.

1. После промывки остатков схимы Ивана Грозного (мелкие фрагменты шерстяной ткани и шитья золотыми нитями), выявилась надпись и крест с головного убора и крест на подножье с нагрудной части (парамана).

Исследования, проведенные в Научно-исследовательском институте судебной медицины Министерства здравоохранения СССР, дали нижеследующие результаты:

1. При химическом исследовании порошкообразной массы черно-бурого цвета, отдельных костей, волос и ногтей, а также истлевших тканей одежды из саркофагов, в которых были захоронены Иван Грозный, его сыновья – Иван и Федор, и Скопин-Шуйский, найден мышьяк в пересчете на 100-граммовые навески: от 8 до 150 мкг в объектах из саркофага Ивана Грозного, от 14 до 267 мкг из саркофага Ивана Ивановича; от 10 до 800 мкг из саркофага Федора Ивановича и от 0 до 130 мкг из саркофага Скопина-Шуйского. Найденные количества мышьяка не превышают естественное содержание его в человеческом организме.

1. Результаты исследования тех же объектов на соединения ртути показали, что в объектах, извлеченных из саркофагов Ивана Грозного и Ивана Ивановича, количество найденной ртути в несколько раз превышает содержание ее в объектах из саркофагов Федора Ивановича и Скопина-Шуйского, в которых найденное количество ртути не превышает естественного содержания ее в человеческом организме в норме.

2. Так, в пересчете на 100-граммовые навески объектов исследования из саркофага Ивана Грозного ртуть найдена в количестве от 20 до 1333 мкг, а в объектах из саркофага Ивана Ивановича в количестве от 12 до 1333 мкг. Содержание ртути в объектах из саркофага Федора Ивановича находится в пределах от 3 до 333 мкг, а в объектах из саркофага Скопина-Шуйского до 266 мкг.

3. Кроме ртути и мышьяка была найдена медь в количестве от 2,5 до 162 мг в пересчете на 100-граммовые навески исследованных объектов. Наличие соединений меди, по всей вероятности, обусловлено использованием ее для отделки тканей одежды.

4. Жидкая часть содержимого трех сосудов, извлеченных из саркофагов Ивана Грозного и его сыновей, представляла собой воду с ничтожными следами соединений кальция, магния, ртути и меди. В плотных остатках, находившихся в указанных сосудах, обнаружены части хитиновых скелетов насекомых, сохранность которых очень плохая, что свидетельствует о давней гибели насекомых и далеко зашедшем их разложении. Эти насекомые относились преимущественно к двум биологическим группам. К первой группе принадлежат синантропные мухи (в том числе один экземпляр настоящей мухи (род Musca, семейство Muscidae) и один экземпляр серой мясной мухи (Sariophadi). Нахождение мух может объясняться либо тем, что их личинки развились в разлагающихся веществах, либо захоронением упомянутых экземпляров мух в самих сосудах, при условии, что в последних находилось жидкое содержимое. Ко второй группе относятся жуки жужелицы, которые свободно передвигаются по поверхности почвы и могли заползти в саркофаги. Представляет интерес отсутствие типичных мертвоедных форм насекомых (трупопожиратели).

5. При исследовании волос, извлеченных из саркофага Ивана Ивановича, крови не обнаружено. Роговое вещество волос приобрело диффузную ярко-желтую окраску, что обычно наблюдается при длительном захоронении, вследствие чего установить первоначальный цвет волос не представляется возможным. Наибольшая длина исследованных волос с головы равна 5,8 см.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Механических повреждений на сохранившихся костях скелетов Ивана Грозного, его сыновей – Ивана Ивановича, Федора Ивановича, а также Скопина-Шуйского не обнаружено.

2. Полное посмертное разрушение отдельных костей и значительные изменения некоторых костей лишают возможности высказать категорическое суждение, полностью исключающее возможность прижизненного повреждения костей. Это положение особенно относится к черепам Ивана Ивановича, Скопина-Шуйского и частично Федора Ивановича.

3. Найденное в останках, извлеченных из всех четырех саркофагов, количество мышьяка не дает оснований говорить о каких-либо отравлениях соединениями мышьяка. Повышенное количество ртути, обнаруженное в останках Ивана Грозного и Ивана Ивановича, может быть обусловлено применением ртутьсодержащих препаратов с лечебной целью. Следует при этом отметить, что соединения ртути издавна применялись для лечения различных заболеваний. В то же время обнаруженное количество ртути не позволяет полностью исключить возможность острого или хронического отравления ее препаратами. 22 ноября 1965 г. после исследований останки Царей Ивана Грозного и Федора Ивановича, Царевича Ивана и князя Скопина-Шуйского возвращены в саркофаги: кости скелетов и черепа, пропитанные воском с канифолью, положены в анатомическом порядке под защитный слой песка. Реконструированные одежды, остатки тканей и сосуды, изъятые из гробниц, переданы в фонды Музеев Кремля. В каждую гробницу положен памятный документ о проведенных исследованиях. Документы написаны тушью на старинном пергаменте и вложены в запаянные стеклянные сосуды, наполненные инертным газом аргоном. После перезахоронения останков древние гробницы восстановлены. Восстановлен интерьер усыпальницы Ивана Грозного и придела Иоанна Предтечи. Весь процесс перезахоронения и восстановления гробниц снят на кино и фотопленку.

Обычай погребения правителей и высших сановников в церкви пришел на Русь из Византии, он лег в основу традиции возведения великокняжеских храмов-усыпальниц для представителей одной династии. Таким родовым некрополем является и Архангельский собор Московского Кремля. Здесь хоронили представителей московских правящих династий — Рюриковичей и Романовых.

Архангельский собор Ивана Калиты стал первой великокняжеской усыпальницей. К началу XVI века Иван III решил разобрать прадедовскую усыпальницу и построить новую, более просторную. Через четыре года в заново построенную усыпальницу возвратили каменные гробницы предков. Но сначала в соборе был положен сам его основатель, Иван III, скончавшийся 27 октября 1505 года.

Захоронения князей Рюриковичей расположены вдоль стен собора в определенном порядке. Вдоль южной стены погребены в основном великие московские князья; вдоль западной — удельные, близкие родственники великих князей; вдоль северной — князья, впавшие в немилость и умершие насильственной смертью. У северо-западного и юго-западного столпов захоронены принявшие православие представители татарской знати, находившиеся при русском дворе.

При Иване Грозном в дьяконнике — южной части алтарного помещения собора — была устроена царская усыпальница. Создание особой усыпальницы диктовалось принятием Иваном IV царского титула. Помимо гробницы самого Грозного, там находятся захоронения его сыновей — Ивана Ивановича, пострадавшего от отцовского гнева, и Федора Ивановича, правившего после смерти отца. В Архангельском соборе покоится и младший сын Ивана IV — царевич Дмитрий, погибший в Угличе в 1591 году в возрасте неполных девяти лет. С 1606 года рака со святыми мощами царевича Димитрия находится у юго-восточного столпа собора.

Гробницы царской династии Романовых расположены у столпов в центральной части собора. Здесь обрели покой основатель династии царь Михаил Федорович, а также цари Алексей Михайлович, Федор Алексеевич и Иван Алексеевич. Российских же императоров начиная с Петра I хоронили в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. В Архангельском соборе покоится только император Петр II, внук Петра I, умерший в Москве в 1730 году от черной оспы.

Погребения совершали в белокаменных саркофагах, их опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с белокаменными плитами, украшенными тонким резным растительным орнаментом и эпитафиями, выполненными славянской вязью. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями. Всего в соборе под сорока четырьмя надгробиями и двумя памятными плитами находятся пятьдесят четыре захоронения.

О ней рассказал на пресс-конференции в Москве епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). Он сообщил, что комиссией, которая занимается вскрытием, было установлено, что гробницу императора, по всей вероятности, уже вскрывали. «Когда мы смогли, оказавшись одни в Петропавловской крепости, внимательно осмотреть и обследовать надгробие перед началом работ, - сказал он, - мы обнаружили весьма неожиданные и интересные моменты»: плита – крышка надгробия была сдвинута. А когда крышка была снята, все сомнения сразу отпали: надгробие, безусловно, вскрывалось. Исчезли металлические тяги, связывающие мраморные крышки надгробия. Восемь пазов - сверху и снизу, и они пусты. Внутри оказался мусор, грубо забутованные углы надгробия, белые следы грубо замазанного, по-видимому, позднего гипса - ничего подобного не бывает при царских захоронениях. «А вот, - епископ продемонстрировал журналистам фотографии, - грубо забутованные углы надгробия. Связывающие углы мраморных стен штыри где-то в наличии, а где-то отсутствуют. А вот - тоже странная вещь, это та самая плита, которую нам еще предстоит поднять. У нее также повреждения: угол то ли отбит для того, чтобы плиту поддеть снизу, то ли, когда плита была уже снята, ее разбили и вновь уложили таким образом».

Однако епископ Егорьевский не стал делать поспешных выводов. «Лишь когда мы откроем плиту, можно будет сказать, вторгались в могилу или нет», - сказал он. Официальный же вывод комиссии пока таков: «Надгробие имеет следы вскрытия: отсутствие закрепов, подтеки гипса, внутреннее загрязнение поверхности». То есть: надгробие над могилой Александра III было разобрано и собрано вновь.

Решение об эксгумации

Решение об эксгумации императора Александра III было принято церковью в рамках работы комиссии по исследованию найденных в 2007 году в Екатеринбурге предполагаемых останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии. В конце сентября была проведена эксгумация предполагаемых останков Николая II и императрицы Александры Федоровны, которые были захоронены в соборе в 1998 году. Также были взяты образцы следов крови с одежды императора Александра II, убитого террористами. В октябре патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился в правительство с просьбой провести сравнительные генетические исследования предполагаемых останков Николая II и его отца - императора Александра III. По мнению РПЦ, положительные результаты такой экспертизы будут являться бесспорным доказательством подлинности останков Николая II и его семьи. Результаты предыдущих экспертиз, неоднократно проведенных в лабораториях России, США и Англии, РПЦ считает недостаточными для определения подлинности царских останков.

Как сообщили в рабочей группе, в феврале запланировано провести церемонию захоронения найденных недавно и все еще непогребенных предполагаемых останков цесаревича Алексея и княжны Марии. На это же время патриарх Московский и всея Руси Кирилл созывает внеплановый Архиерейский собор.

По повелению Петра

Петр I решил превратить Петропавловский собор в усыпальницу по примеру первого христианского императора Константина, построившего в IV веке в Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей. На протяжении двух столетий в соборе были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Александра III (за исключением лишь Петра II, скончавшегося в Москве и похороненного в Архангельском соборе Кремля, а также Иоанна VI Антоновича, убитого в Шлиссельбургской крепости) и многие члены императорской фамилии. До того всех Великих московских князей, начиная с Юрия Данииловича - сына Великого князя Даниила Московского и русских царей - от Ивана Грозного до Алексея Михайловича - хоронили в Архангельском соборе московского Кремля (за исключением Бориса Годунова, который был погребен в Троице-Сергиевой Лавре).

В течение XVIII - первой трети XIX в. Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, лишь коронованных особ. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон. В XVIII - первой трети XIX веков императоров и императриц хоронили в золотой короне. Тела их бальзамировали, сердце (в специальном серебряном сосуде) и остальные внутренности (в отдельном сосуде) захоранивали на дне могилы за день до начала погребальной церемонии.

В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня. В 1770-е годы, при реставрации и перестройке собора, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались зеленым или черным сукном с нашитыми по верху гербами, а по праздникам - золотой парчой, обложенной горностаем. В середине XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора. В 1865 г. по указу Александра II, надлежало все надгробия, "кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последне исполненных". Были изготовлены пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей Александра II и Марии Александровны на более богатые и нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы и розового уральского родонита.
К концу XIX века в Петропавловском соборе практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором по разрешению императора было начато строительство Великокняжеской Усыпальницы. С 1908 по 1915 гг. в ней были погребены 13 членов императорской фамилии.

Романовы согласны

Члены семьи Романовых положительно отнеслись к решению провести эксгумацию Александра III и новые экспертизы. «Новое исследование "екатеринбургских останков" - с участием церкви - способно дать результаты, которым можно доверять. Я верю слову патриарха", - сказала в интервью ТАСС Ольга Николаевна Куликовская-Романова, вдова племянника Николая II Тихона Николаевича Куликовского-Романова на панихиде по Александру III.

Куликовская-Романова также убеждена, что в поиске истины не все сводится лишь к генетическим исследованиям. "Пусть проведут исторические исследования, а также антропологические сравнения с захоронениями коренных жителей Урала. Царская семья находилась на Урале всего год (от заточения в Тобольске до переезда в Екатеринбург), и их останки не могут обладать теми свойствами, какие есть у коренных жителей этого региона", - отметила она. По ее словам, здесь нужна "честная работа, а не выдача желаемого за действительное".

«Да, я слышала, что гробницу Александра III собираются вскрывать, - сообщила нам по телефону проживающая в Греции графиня Ксения Николаевна Шереметева-Юсупова, родная внучка князя Феликса Юсупова. Ее мать была правнучкой Александра III, а потому ранее у нее тоже уже брали анализы ДНК для определения подлинности царских останков. – Что ж, - сказала она, - если патриарх принял такое решение, то и я не имею ничего против. Хотя, как мне кажется, подлинность царских останков уже была и так подтверждена довольно убедительно».

Могилы разграбили?

Итак, что же могло произойти в Петропавловском соборе? «Никто окончательно ни о чем конкретном не может утверждать. Лишь гипотезы… О чем еще сказать? – сказал в заключение московской пресс-конференции епископ Егорьевский. - Лишь вспомнить Евангелие: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».

Работы в соборе продолжаются, и тайна могилы Александра III сможет быть открыта в ближайшие недели. Однако уже первые результаты начала процедур по вскрытию гробницы, как это кажется, подтверждают старое подозрение – императорские могилы в соборе вскрывали и, возможно, они были разграблены.

В СССР о разграблении большевиками императорских гробниц в Петропавловском соборе никогда никто ничего не писал. Во многих путеводителях по Петропавловскому собору до сих пор пишут, будто «многие годы покой этих могил никто не тревожил». На самом деле это не так. На сокровища императорской усыпальницы зарились уже давно. Еще в 1824 году журнал «Отечественные записки» сообщал, что во время путешествия по России мадам де Сталь захотела иметь сувенир с гробницы Петра I. Она попыталась отрезать кусочек парчового покрывала, однако церковный сторож заметил это, и мадам пришлось спешно покинуть собор.

А грабить могилы стали сразу после революции. К 1917 году на стенах собора, колоннах и у могил императоров находилось более тысячи венков, в том числе золотых и серебряных. Практически на каждой могиле и около нее стояли старинные иконы и драгоценные лампады. Так, над гробницей Анны Иоановны находились две иконы – Иерусалимской Божьей Матери и Святой Анны Прочицы – в золотых окладах, с жемчугами и драгоценными камнями. На надгробии Павла I была укреплена бриллиантовая корона Мальтийского ордена. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат. На стене около надгробия Петра был укреплен серебряный барельеф, изображавший памятник царю в Таганроге, рядом в золотом окладе висела икона с ликом апостола Петра, примечательная тем, что своими размерами соответствовала росту Петра I при рождении.

Катастрофа разразилась после революции. В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей неизвестна.

Документов нет, но…

До нас дошел рассказ русского эмигранта Бориса Николаевского. Вот, что в нем говорится: "Париж, "Последние новости", 20 июля 1933 года. Заголовок: "Гробницы русских императоров и как большевики их вскрывали": "В Варшаве у одного из членов русской колонии имеется письмо одного из видных членов петербургского ГПУ с рассказом о вскрытии большевиками гробниц русских императоров в усыпальнице Петропавловского собора. Вскрытие произведено в 1921 году по требованию "Помгола", выступавшего с проектом конфискации в пользу голодающих драгоценностей, заключенных в императорских гробах". Краковская газета "Иллюстрированы курьер Цодзенны" приводит это историческое письмо:
"...Пишу тебе, - так начинается этот документ, - под незабываемым впечатлением. Открываются тяжелые двери усыпальницы, и перед нашими глазами появляются гробы императоров, установленные полукругом. Перед нами вся история России. Комиссар ГПУ, являющийся председателем комиссии, приказал начать с самых молодых... Механики открывают гробницу Александра III. Набальзамированный труп царя сохранился хорошо. Александр III лежит в генеральском мундире, богато украшенном орденами. Прах царя быстро вынимают из серебряного гроба, снимают с пальцев перстни, с мундира - ордена, усыпанные бриллиантами, затем тело Александра III перекладывается в дубовый гроб. Секретарь комиссии составляет протокол, в котором подробно перечисляются конфискованные у умершего царя драгоценности. Гроб закрывается, и накладывают на него печати.

Такая же процедура происходит с гробами Александра II и Николая I. Члены комиссии работают быстро: воздух в усыпальнице тяжелый. Очередь за гробницей Александра I. Но здесь большевиков ожидает неожиданность. Гробница Александра I оказывается пустой. В этом можно, очевидно, видеть подтверждение легенды, согласно которой смерть императора в Таганроге и погребение его тела было фикцией, им самим придуманной и инсценированной для того, чтобы остаток жизни окончить в Сибири старцем-отшельником.

Жуткие минуты

Жуткие минуты пришлось пережить большевистской комиссии при вскрытии гробницы императора Павла. Мундир, облегающий тело покойного царя, прекрасно сохранился. Но кошмарное впечатление производила голова Павла. Восковая маска, покрывавшая его лицо, от времени и температуры растаяла, и из-под остатков виднелось обезображенное лицо убитого царя. Все участвовавшие в мрачной процедуре вскрывания гробниц торопились как можно скорее закончить свое дело. Серебряные гробы русских царей после перенесения тел в дубовые устанавливались один на другой. Дольше других возилась комиссия с гробницей императрицы Екатерины I, в которой оказалось очень большое количество драгоценностей.

…Наконец, мы дошли до последней, точнее, до первой гробницы, где покоились останки Петра Великого. Гробницу трудно было открыть. Механики заявили, что, очевидно, между внешним гробом и внутренним находится еще один пустой, который затрудняет их работу. Начали сверлить гробницу, и вскоре крышка гроба, поставленная для облегчения работы вертикально, открылась и перед взорами большевиков предстал во весь рост Петр Великий. Члены комиссии от неожиданности в страхе отшатнулись. Петр Великий стоял как живой, лицо его великолепно сохранилось. Великий царь, который при жизни возбуждал в людях страх, еще раз испробовал силу своего грозного влияния на чекистах. Но во время перенесения труп великого царя рассыпался в прах. Страшная работа чекистов была закончена, и дубовые гробы с останками царей были перевезены в Исаакиевский собор, где и были помещены в подвальном помещении…"

Свидетельства очевидцев

Никаких документов об этой чудовищной акции, если она на самом деле имела место, ни даже описи изъятых большевиками из гробов сокровищ, повторяем, не сохранилось. Однако, помимо статьи Николаевского, до нас дошел целый ряд собранных историками воспоминаний, которые подтверждают, что все описанное выше могло происходить на самом деле. Вот, например, свидетельство профессора В.К. Красуского: «Будучи еще студентом, я приехал в 1925 году в Ленинград к своей тетке Анне Адамовне Красуской, заслуженному деятелю науки, профессору анатомии Научного института им. П.Ф. Лесгафта. В одной из моих бесед с А.А. Красуской она мне сообщила следующее: "Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось. Он действительно очень похож на того Петра, который изображается на рисунках. На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. Производилось изъятие ценностей из царских гробниц".

А вот что писал доктор технических наук, профессор В.И. Ангелейко (Харьков) Л.Д. Любимову: «У меня в гимназии был товарищ Валентин Шмит. Его отец Ф.И. Шмит заведовал в Харьковском университете кафедрой истории искусств, затем перешел на работу в Ленинградский университет. В 1927 году я посетил своего товарища и от него узнал, что его отец в 1921 году участвовал в комиссии по изъятию церковных ценностей и в его присутствии вскрывались могилы Петропавловского собора. Комиссия не обнаружила тела в могиле Александра I. Он же сообщил мне, что очень хорошо сохранилось тело Петра I».

А вот воспоминания Д. Адамовича (Москва): «Со слов ныне покойного профессора истории Н.М. Коробова... мне известно следующее. Член Академии художеств Граббе, присутствовавший при вскрытии царских могил в Петрограде в 1921 году, сообщил ему, что Петр I очень хорошо сохранился и лежал в гробу как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся. Гробница Александра I оказалась пустой».

Зачем их надо было вывозить!?

Текст драматического письма с описанием ограбления останков и гробниц царей в Петропавловском соборе впервые обнародовал еще в 1989 году советский историк Натан Эйдельман. Он занимался исследованием загадочной судьбы императора Александра I, который согласно легенде, сам инсценировал свою смерть, а потом скрылся где-то в Сибири, где будто бы прожил до конца своих дней под личиной старца Федора Кузьмича. Для Эйдельмана информация о том, что могила Александр I при вскрытии ее большевиками в 1921 году оказалась пустой, служила подтверждением гипотезы, что считавшиеся фантастическими рассказы о мнимой смерти императора могли на самом деле оказаться правдой. Эйдельман, увлеченный «делом Федора Кузьмича», не обратил внимания на заключительную фразу в приведенном Николаевским письме, где говорилось, что «дубовые гробы с останками царей были перевезены в Исаакиевский собор, где были помещены в подвальном помещении…»

«Перевезли в Исаакиевский собор…». Если это действительно было так, то зачем!? Ведь после того, как трупы были ограблены, их было бы проще всего вернуть на прежнее место – захоронить в том же Петропавловском соборе. Но нет! Их почему-то вывозят. Но, позвольте, ведь это – целая транспортная операция! Надо подгонять грузовики, грузить на них гробы, перевозить на другой конец города, потом сгружать, переносить в подвал Исаакиевского собора и т. д. Для этого нужна целая команда грузчиков, охрана, машины, бензин, которого в то время в Петрограде остро не хватало, как и всего другого. Да и зачем было вообще затевать всю эту канитель, если, повторяем, было куда проще опустить прах ограбленных в их же прежние могилы? Значит, что для проведения этой непростой операции должны были быть какие-то веские основания. Какие же? Возможны, наверное, только два варианта: прах императоров, либо хотели скрытно закопать в другом месте, или…. намеревались уничтожить!

Но версия о захоронении в другом, потаенном месте (скажем, для того, чтобы лишить возможности монархистов поклоняться царским гробам) тоже выглядит нелепой. Перевести через центр города и незаметно закопать целую кучу гробов, просто невозможно. В этой операции должна была бы принять участие целая команда исполнителей, и тогда о новом месте захоронения неизбежно стало бы известно. Тогда вероятной версией представляется версия о преднамеренном уничтожении императорских останков. Так и должны были поступить большевики, которые, без колебаний расстреляли живых членов царской семьи, и, конечно, не стали бы церемониться с мертвыми. Ведь в те времена в России беспощадно уничтожалось буквально все, что было связано с царской властью: памятники императорам, короны на домах и воротах дворцов, портреты царей и т.д.

Уверен в том, что могилы императоров пусты, был историк князь Дмитрий Шаховской, являющийся потомком известной фамилии в среде русских эмигрантов. Несколько лет назад он высказался об этом, заявив, что кроме могилы императрицы Марии Федоровны, которая уже в наши дни была перезахоронена в Петропавловском соборе рядом с могилой своего мужа Александра III, все остальные саркофаги, стоящие в соборе, – пусты.

Некий Борис Каплун

Есть еще и конкретный факт, который косвенно подтверждает версию уничтожения праха русских царей. На вскрытии гробниц в Петропавловском соборе присутствовал некий Борис Каплун - племянник могущественного главы петроградской ЧК Моисея Урицкого. Заслуживает внимания рассказ писательницы Надежды Павлович, которой Каплун передал информацию о вскрытии царских гробниц:

«В тот день Борис был взволнован: он только что с отрядом красноармейцев участвовал во вскрытии царских гробниц. “Зачем?” – спросили мы. – “Чтобы проверить слух, будто в царских гробах спрятаны царские сокровища”. В ту пору были случаи, когда, подражая старинным романтическим повестям, кое-кто устраивал фиктивные похороны, чтобы в нужный час достать “из-под земли” спрятанное богатство.

“Ну и что, нашли?” – “Нет, не нашли. Петр Великий сохранился лучше других – у него на пальце был бриллиантовый перстень, который мы думали снять для музея, но не решились”».

Но и это было бы ничего, мало кто мог придти в собор просто из любопытства, тем более что для родственника главы ЧК это не могло составить никакого труда. Но все дело в том, что упомянутый Каплун был… создателем первого в Петрограде и вообще в России крематория!

Крематорий от большевиков

Крематорий в Петрограде был создан по личной инициативе Льва Троцкого, как элемент «новой пролетарской культуры» и обрядности «красного огненного погребения», хотя русская православная церковь всегда резко выступала и выступает против этого страшного обряда. Захватив в России власть, большевики с энтузиазмом пели: «Мы наш, мы новый мир построим…» Но начали в Петрограде всего с двух строек: памятника «жертвам революции» на Марсовом поле – т. е. кладбища в самом центре города, и с сооружения первого в России крематория. И это было не вовсе случайно. После уничтожения императорской семьи Романовых под Екатеринбургом, главным врагом новых правителей России стала русская православная церковь. А потому было решено лишить ее одной из основных в глазах народа функций – провожать в последний путь и погребать усопших. В начале 1919 года Ленин подписал декрет о допустимости и даже предпочтительности кремации покойников. А Лев Троцкий выступил в большевистской прессе с серией статей, в которых призвал всех лидеров советского правительства завещать сжечь свои тела. А потому строительство первого крематория пропагандировалось, как некая «Кафедра безбожия». Именно под таким лозунгом журнал «Революция и церковь» объявил в 1920 году конкурс на проект на его сооружение. При этом всемерно поощрялись коммунистические – «красные» – похороны: впереди шли музыканты, потом несли красный гроб, и за телом шли комсомольцы и коммунисты с красными флагами и с пением «Интернационала». И, конечно, никаких священников.

Иван Бунин в «Окаянных днях» с ужасом писал: «Я видел Марсово поле, на котором только что совершили, как некое традиционное жертвоприношение революции, комедию похорон будто бы павших за свободу героев. Что нужды, что это было, собственно, издевательство над мертвыми, что они были лишены честного христианского погребения, заколочены в гроба почему-то красные и противоестественно закопаны в самом центре города живых!»

В помещении бывших бань

Крематорий появился в Петрограде в 1920 году на 14-й линии Васильевского острова в помещении бывших бань. Планировали сначала сделать «огненный алтарь», как называли крематорий революционеры, в Александро-Невской лавре, но не вышло. Первое сжигание было проведено 14 декабря - покойника, труп которого предстояло предать огню, торжественно отобрали в городском морге. Процедурой руководил ответственный за крематорий, Борис Каплун. Художник Юрий Анненков, присутствовавший при этом, вспоминал: «В огромном сарае трупы, покрытые их лохмотьями, лежат на полу плечом к плечу, бесконечными рядами. Нас ожидала там дирекция и администрация крематория.

– Выбор предоставляется даме, - любезно заявил Каплун, обратившись к девушке.

Девушка кинула на нас взгляд, полный ужаса, и, сделав несколько робких шагов среди трупов, указала на одного из них (рука ее была, помню, в черной перчатке). На груди избранника лежал кусочек грязного картона с карандашной надписью: Иван Седякин. Соц. Пол.: Нищий.

– Итак, последний становится первым, - объявил Каплун и, обернувшись к нам, заметил с усмешкой:

– В общем, довольно забавный трюк, а?

Любоваться "огненными церемониями" после изысканного ужина у чекиста Каплуна ездили известные литераторы, художники, артисты: Гумилев, Анненков, Белый, знаменитая балерина Спесивцева. Это занятие считалось прогрессивным, как поход в экспериментальный театр Мейерхольда. Чекисты часто предлагали: «А не поехать ли в крематорий?» - как прежде говорили: «Не поехать ли к „Кюба" или в „Виллу Родэ"?» (так до революции назывались самые шикарные петербургские рестораны).

Однако жители города восприняли нововведение без всякого энтузиазма. В марте 1921 года крематорий прекратил работу. Вышла из строя наспех сооруженная печь.

Споры вокруг гробов

Между тем музейные работники Петропавловской крепости до последнего времени упорно твердили, что императорские могилы никто никогда не вскрывал. Такие заявления неоднократно делал, например, нынешний директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга (находится в Петропавловской крепости) Александр Колякин. . Так, когда корреспондент агентства «Интерфакс» задал ему этот вопрос, то А.Колякин категорически заявил: «Чушь. Разговоры об этом ходили, но это лишь слухи».

Кстати, с этих музейщиков сегодня, когда следы вскрытия стали очевидными, следовало бы строго спросить: а почему раньше они не замечали, что плита на гробнице Александра III оказалась сдвинута? Почему это заметила только приехавшая из Москвы комиссия? Значит, хранители относились к своим обязанностям небрежно и многие годы не видели очевидного? Или же не хотели видеть? И на эти вопросы хотелось бы получить ответы.

Другие сомневающиеся критически относятся к публикации Николаевского, указывая на имеющиеся в статье, по их мнению, нелепости и неточности. Вот, что пишет, например, один из таких критиков: «Итак, самый обстоятельный рассказ о вскрытии вот этот: "В Варшаве у одного из членов русской колонии имеется письмо одного из видных членов петербургского ГПУ с рассказом о вскрытии...произведено в 1921 году по требованию "Помгола"... Краковская газета "Иллюстрированы курьер Цодзенны" приводит это историческое письмо.
«...Пишу тебе, – так начинается письмо, – под незабываемым впечатлением... перед нашими глазами появляются гробы императоров... Комиссар ГПУ, являющийся председателем комиссии, приказал начать с самых молодых...Страшная работа чекистов была закончена, и дубовые гробы с останками царей были перевезены в Исаакиевский собор, где и были помещены в подвальном помещении…»".
Итак, "видный член петербургского ГПУ" пишет о том, что он видел своими глазами в 1921 г.: "Комиссар ГПУ, являющийся председателем комиссии, приказал...". Стоп - в 1921 году не было никаких "комиссаров ГПУ": во-первых: только лишь "6 февраля 1922 г. ВЦИК принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР", а во- вторых, комиссар там был один: с 1919 по 1923 г. - небезызвестный Дзержинский.

Далее: "вскрытие... произведено в 1921 году по требованию "Помгола" - вздор, ничего "Помгол" требовать не мог: 21 июля 1921 г. он был образован, а уже "26 августа 1921 года Ленин попросил Сталина поставить на Политбюро вопрос о немедленном роспуске Помгола и аресте или ссылке его лидеров, на том будто бы основании, что они «не желают работать». Он также потребовал, чтобы прессе было указано «на сотни ладов» «высмеивать и травить не реже одного раза в неделю в течение двух месяцев» его членов. В просоветской печати комитет издевательски называли Прокукиш - от фамилий организаторов - С. Н. Прокоповича, Е. Д. Кусковой и Н. М. Кишкина". К тому же лишь "10 (23) февраля 1922 вышел декрет ВЦИК об изъятии «драгоценных предметов из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа»".

Далее сомнительным представляется, чтобы "видный член петербургского ГПУ" в частном письме употребил слова: "Страшная работа чекистов....». Далее, о вскрытии большевиками гробниц русских императоров "... в усыпальнице Петропавловского собора": "Открываются тяжелые двери усыпальницы, и перед нашими глазами появляются гробы императоров, установленные полукругом…"
Стоп. Нет и не было никакой "усыпальницы русских императоров" в Петропавловском соборе - сам собор и есть усыпальница, в нем стоят мраморные однотипные саркофаги. Какие "гробы полукругом"? Это что же, кто-то, чернорабочие, наверное, ещё до прихода комиссии "с комиссаром ГПУ во главе" вынул все гробы из саркофагов и расставил полукругом? Ага, ещё и бумажки сверху положил, "ху есть ху"...»

Замечания резонные, но только на первый взгляд. Все их нетрудно или опровергнуть, или объяснить. Если бывший работник ЧК оказался за границей, то значит, речь идет о беглеце (таких было немало), а потому таковой вполне мог написать: «страшная работа чекистов». В соборе «нет императорской усыпальницы»… Нет, есть, так во многих исторических книгах называют стоящие там императорские надгробия – «Императорская усыпальница». В отличие от Великокняжеской усыпальницы, которая была пристроена позднее.

«Гробы полукругом» - вскрытие производилось в полумраке, при свете факелов, электричества тогда в соборе не было, а потому, наверное, впервые побывавшем в соборе чекисту вполне могло показаться, что гробницы стоят полукругом.

«Помгол» ничего требовать не мог». Правда, не мог. Но откуда это было знать чекисту, который к его деятельности не имел никакого отношения? А кроме того, большевики, часто прикрывали свои действия, чтобы отвести от себя гнев населения. Мол, это не мы изымаем ценности, а того требует «Помгол».

«Комиссаром был один Дзержинский». Ну, а это вообще нелепое замечание. В те времена «комиссаром» называли любого человека с кожаной куртке и с наганом. Тем более что статья писалась для заграничной газеты, а там вообще любой чекист в обязательном порядке был еще и комиссаром.

Свидетельство Собчака

Есть и еще одно любопытное свидетельство. Писатель Михаил Задорнов сообщил в «Живом журнале», что в свое время мэр Петербурга Анатолий Собчак рассказал ему о тайне царских могил. По словам Задорнова, во время прогулки по морскому побережью Юрмалы он спросил у Собчака, который был мэром во время перезахоронения семьи Николая II в Петропавловском соборе в 1998 году: «Я слышал, что в то время открывали и другие саркофаги. Скажите, я вам обещаю, что десять лет никому о нашей беседу не расскажу, в саркофаге Александра I - его останки? Ведь сравнительный анализ проводили у нескольких русских царей». По утверждению Задорнова, Собчак выдержал паузу и тихо ответил: «Там пусто…»
Опровергнуть саму возможность кощунственного вскрытия и ограбления могил усиленно пытаются нынешние наследники «комиссаров в пыльных шлемах». Да что там могилы! В Ленинграде большевики разграбили и снесли целые кладбища, варварски уничтожили захоронения множества знаменитых русских людей! Уже в наши времена, когда ремонтировали улицы в центре Петербурга, нашли под асфальтом куски мраморных могильных плит, которые снимали с могил и использовали потом в качестве строительного материала для сооружения бордюров тротуаров, в фундаментах домов. Так что не исключено, что когда гроб Александра III откроют, нас ждут новые сюрпризы…


Всего 81 фото

С момента вступления царя Михаила Феодоровича Романова на престол, в истории Новоспасского монастыря начинается эпоха процветания. Тому было несколько причин. Еще в 1498 году незадолго до этого освященным храмом был похоронен боярин Василий Захарьин - предок Романовых, основатель династии. В XVI столетии в монастыре стали хоронить и других представителей этого боярского рода. Лжедмитрий I, едва воссев на московском троне, повелел перенести в монастырь из далеких северных селений захоронения трех бояр Романовых, сосланных Борисом Годуновым. Стремясь отменить все указы и решения ненавистного ему Бориса, Лжедмитрий, сам того не ведая, оказал великую услугу будущему царскому Дому. Вплоть до XVIII столетия монастырь оставался местом захоронения членов царствующей семьи Романовых.

Новоспасский монастырь - место последнего пристанища их знаменитых предков и близких родных стал очень дорогим для русских царей. Сюда, к их могилам, в определенные дни совершались торжественные царские «выходы». На Новом месте, монастырь продолжал оставаться местом великокняжеского и царского богомолья и назывался «царскою, комнатною, великою, пресловутою, первостепенною обителью».

Эта вторая часть будет посвящена династии Романовых, их усыпальнице в Свято-Спасском соборе, некрополю монастыря. Также, я немного расскажу, ближе к концу этого материала, о главной святыне обители - чудотворной Иконе Божьей Матери "Всецарица".


Государи Российские на протяжении всей истории покровительствовали монастырю. Они жертвовали драгоценную церковную утварь, иконы, облачения, богослужебные книги - все то, что составило богатейшую ризницу обители. Еще при своей жизни великая старица Марфа пожаловала в обитель несколько старинных родовых вотчин. Среди них - село Домнино в Костромском уезде, памятное всем россиянам подвигом домнинского старосты Ивана Сусанина. Это село было даром матери царя Всемилостивому Богу за спасение не только ее сына, но и целого Отечества от Смуты. Именно старица Марфа поставила в соборной церкви «моление свое» - образ Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»), украшенный драгоценными каменьями и жемчугом. Эта икона Божией Матери «Смоленская » и поныне находится в местном ряду иконостаса.

Старица Марфа - мать царя Михаила Федоровича, супруга Фёдора Никитьевича Романова (патриарха Филарета), именовавшаяся в грамотах своего сына «великая государыня».

02.

Благодаря царским пожалованиям и льготам монастырь к концу XVII столетия стал одним из самых богатых в Москве. За ним по «ружной книге» 1681 года числилось «крестьян 2257 дворов», а всего 14 тысяч крепостных.

Только с перенесением столицы государства из Москвы в Петербург Новоспасский монастырь постепенно начинает приходить в упадок. В 1737-1747 годах обитель изрядно пострадала из-за многочисленных пожаров. Сгорело немало монастырских зданий. Императрица Елизавета Петровна имела благоволение к Новоспасскому монастырю, который часто посещала. В 1764 году при Екатерине II последовала известная секуляризация церковного имущества, монастырь лишился всех своих поместий, а значит и доходов. Число насельников обители заметно сократилось. Во время эпидемии чумы в 1771 году Новоспасский монастырь явился карантином, куда стекались жители со всей Москвы.
03.

Тяжелым испытанием для монастыря, как и для всей Москвы, стало нашествие Наполеона. Обитель подверглась разрушению от неприятеля, пострадала от вспыхнувшего пожара. Известно, что перед бегством французы вырыли ямы под собором, чтобы взорвать его. Но не успели. К 1820 году все здания, пострадавшие во время Отечественный войны 1812 года, были в конце концов отремонтированы. Вдоль западной части крепостной стены поднялся новый двухэтажный корпус, где разместились кельи, кухня и прочие хозяйственные помещения. Из разбившегося при пожаре большого колокола Петра I отлили новый. В 30-40-х годах XIX века обновили храмы монастыря.

За время своего правления последний Государь Император Николай II трижды посещал Новоспасский монастырь. В 1900 году при посещении обители Государем Императором было принято решение об устройстве храма в честь преподобного Романа Сладкопевца в Усыпальнице бояр Романовых. Храм был устроен на средства обители. В 1902 году было совершено освящение храма в присутствии Великого князя Сергея Александровича Романова и Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Освящение совершил тогда митрополит Московский Владимир (Богоявленский).

Именно в наше время усыпальница Романовых приняла останки великого князя Сергея Александровича (1857-1905 гг.), убитого террористом Каляевым в Кремле. 10 февраля, в день отпевания Великого Князя, с ним прощалась вся Москва, а вместе с нею и вся Россия. Великий князь был похоронен в Кремле, в Чудовом монастыре 4 июля 1906 г. в склепе специально построенного храма-усыпальницы в честь преподобного Сергия Радонежского - Небесного покровителя Великого Князя.
04.

Склеп Великого Князя Сергея Александровича Романова в Чудовом монастыре.
05.

На месте мученической кончины Сергея Александровича его 5-й гренадерский полк поставил белый памятный крест. К подножию креста люди начали класть деньги, и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, назначенная шефом полка по кончине Великого Князя, выразила желание, чтобы на эти средства был сооружен новый крест-памятник. 2 апреля 1908 года после литургии в храме-усыпальнице состоялось освящение креста, выполненного по проекту В.М. Васнецова.
06.

А это - старое фото Поклонного креста в Кремле
07.

У подножия креста было начертано: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят», а по всему кресту шла надпись «Аще бо живем, Господеви живем, аще же умираем, Господеви умираем: аще бо живем, аще умираем Господеви есмь. Вечная память Великому Князю Сергею Александровичу, убиенному 4 февраля 1905 года. Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
08.

Крест этот простоял лет десять . И был снесен, по воспоминаниям В.Д. Бонч-Бруевича, при участии лично председателя Совнаркома В.И. Ленина 1 мая 1918 года. Однако могила Сергея Александровича в Чудовом монастыре так и осталась нетронутой - к счастью она, попросту, оказалась утерянной на долгие годы. Чудов монастырь в 1929 году снесли, а о захоронении великого князя забыли. Только через много лет в 1985 года «во время ремонта брусчатого покрытия перед зданием 30-х гг. ХХ в. (архитектор И. Рерберг) на Ивановской площади» случайно в провале был обнаружен склеп великого князя Сергия Александровича. В нем нашли мощи покойного в прекрасно сохранившемся военном мундире... Гробницу тогда поскорее полностью засыпали песком безо всякого почтения к останкам великого князя. Л ишь 17 сентября 1995 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и прах Сергея Александровича был перенесен при большом стечении народа , в котором находится усыпальница бояр Романовых - предков царственного Дома. На территории Новоспасского монастыря этот крест восстановлен в прежнем виде.

Крест-памятник великому князю Сергею Александровичу в Новоспасском монастыре. Скульптор Н. Орлов, автор проекта Д. Гришин. Воссоздан и установлен в 1998 г.


В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом тюремного заключения и смерти. В первые годы здесь находилась женская тюрьма, затем исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключенных. В 1930-е годы начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший две трети территории обители, где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви. Вот то, что мы потеряли. Судя по этим редким фото - некрополь Новоспасского монастыря был не менее впечатляющим нежели, скажем, Донского.
10.

Памятник генера-майору Андрею Зиновьевичу Дурасову на кладбище Новоспасского монастыря. 1838. По некоторым сведениям этот памятник находится в Донском монастыре. Решено вернуть его в Новоспасский монастырь. Дело только в обеспечении перевозки этого памятника.
11.

12.

По некоторым сведениям, большевики устроили бесприцедентную масштабную торговлю дорогими каменными надгробиями. Впрочем, сообщается, что часть надгробий переместили в Донской монастырь. В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском - склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены.

В 1950-е годы безо всякого внешнего воздействия рухнул щит с лозунгом "Дома культуры вместо монастырей", висевший над входом в усыпальницу бояр Романовых. В результате открылся чудесный мозаичный образ Спаса Нерукотворного... Через десять лет началось выселение жильцов и различных учреждений из монастырских помещений. В 1967 году благодаря открытому письму Павла Корина был закрыт медвытрезвитель в Знаменском храме. В 1968 году на территории обители создается "Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР". Тогда же начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет. В основном они касались внешнего облика некоторых зданий. Внутри же расположились объединения "Союзреставрация" и ВНИИ реставрации с их художественно-производственными мастерскими.

4 декабря 1990 года Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии. Это решение было принято в день празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм - спустя ровно 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора.
13.

Постепенно восстанавливались храмы, осуществлялась реставрация монастыря, проводились работы по восстановлению древней усыпальницы бояр Романовых в храме Романа Сладкопевца. Здесь же обрели место последнего упокоения и выдающиеся настоятели монастыря, среди которых подвижник-аскет архимандрит Агапит (Введенский), ученый и собиратель христианских древностей епископ Порфирий (Успенский), богослов епископ Петр (Екатерининский). Все их захоронения были неоднократно подвергнуты разграблению, не сохранилось ни одной могильной плиты.

14.

Основной исторический вход в усыпальницу всегда закрыт, потому как он выходит прямо в алтарь нижнего храма Романа Сладкопевца...
15.

16.

Часовня в память 300-летия Дома Романовых.
18.

Могилы архимандритов и настоятелей Новоспасского монастыря.
19.


20.

Сейчас мы отправляемся в древнюю усыпальницу бояр Романовых...
21.

Она находится с южной стороны Спасо-Преображенского собора.
22.

А вот и действующий сейчас вход.
23.


24.

Мы спускаемся в подклет Спасо-Преображенского собора. Склеп Романовых уже виден через открытую дверь. Слева и справа здесь иконные лавки...
25.

Мы в святая святых Спасо-Преображенского собора.
26.

Народа совсем мало. Здесь тихо и покойно... Ощущаешь всецелое благоговение...
27.

28.

Вот так соборная крипта выглядела до революции.
29.

Это небольшие царские врата храма Романа Сладкопевца. Это раннехристианский святой, которому по его молитве Богородица дала дар певца и, впоследствии, известного сочинителя церковных гимнов.
30.

31.

А вот и место упокоения Великого Князя Сергея Александровича.
32.


33.


34.

35.


36.

37.

Осмотрим и другие захоронения.
38.

Кое-где выставлены могильные плиты, уцелевшие чудом.
39.

Это безымянный ковчег. Никаких поясняющих надписей рядом с ним нет.
40.

41.


42.

43.

В центре подклета собора - музейные витрины с найденными артефактами из захоронений Романовых...
44.

Часть гробовой доски из захоронения Великого Князя Сергея Александровича... и не только...
45.

А это - погребальные венчики из захоронений рода Романовых.
47.


48.

Надгробие царевны Ирины. Ирина Михайловна (22 апреля 1627 - 8 апреля 1679) - старшая дочь царя Михаила Фёдоровича и его второй супруги царицы Евдокии Лукьяновны.
49.

50.

Икона Федоровской Божьей Матери - считается родовой иконой рода Романовых.
51.

Ну, вот, пожалуй и все в этом месте - мы осмотрели, насколько это было возможно, усыпальницу бояр Романовых. Теперь очередь увидеть то, что осталось от некогда богатейшего некрополя Новоспасского монастыря. Слева от свечной мастерской монастыря, у колокольни - часовня, установленная на месте погребения инокини Досифеи (более известной как княжна Тараканова).

Княжна Тараканова (именовала себя княгиней Елизаветой Владимирской) - неизвестная, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского. В 1774 году заявила о своих притязаниях на российский престол и на некоторое время нашла поддержку у сторонников Барской конфедерации. Похищена по приказу Екатерины II в Ливорно Алексеем Орловым и привезена в Санкт-Петербург. На следствии не признала вины и не раскрыла своего происхождения. Умерла в заключении в Петропавловской крепости, по легенде в момент наводнения на Неве, когда ее камеру затопило водой... Сюжет использован художником Константином Флавицким - это самая известная его картина.
53.

По некоторым сведениям "княжна" осталась все же жива - некая «Августа Матвеевна» (или Тимофеевна, отчество считается вымышленным) под монашеским именем Досифея в течение 25 лет жила в московском Ивановском монастыре и умерла в 1810 году. Очевидно о ней и идет речь в памятной табличке, что закреплена на стене часовни - "Останки инокини Досифеи (ум. 1810 год) (княжны Таракановой) покоятся в храме преподобного Романа Сладкопевца в крипте Спасо-Преображенского монастыря".
54.

Рядом с колокольней установлена памятная доска о месте установки будущего памятника художнику Федору Рокотову. Федор Степанович Рокотов - русский живописец, мастер портрета, представитель стилей рококо и классицизма. Биография художника окутана тайной. Долгое время прооисхождение Рокотова - основателя Английского клуба, владельца шикарного дома в центре Москвы - считалось дворянским. Но найденные документы подтвердили, что художник родился в 1735 году в крепостной семье. Благодаря главе Академии художеств И.И. Шувалову, заметившему юное дарование, Рокотов получил великолепное образование у французских художников и посвятил свое творчество созданию парадных портретов. Долгое время Рокотов преподавал в Академии. выпустив из своей творческой мастерской не один десяток художников-портретистов. Умер Ф.С. Рокотов в 1808 году и был похоронен на кладбище Новоспасского монастыря.
55.

С южной и западной стороны в арках крепосных стен собраны редкие, очевидно, найденные случайно надмогильные памятники и чугунные плиты.
56.


В 1529–1530 годах, при царе Василии III, итальянский зодчий Алевиз Новый возвел в северо-восточной части Кремля (близ Спасских ворот) собор Вознесенского девичьего монастыря в честь Вознесения Господня - на месте прежнего, заложенного еще святой Евфросинией Московской - вдовой Дмитрия Донского (до пострига - великая княгиня Евдокия Дмитриевна).

Первый храм стали строить в мае 1407 года, но при жизни преподобной Евфросинии успели сделать немного, и дело продолжила ее невестка - великая княгиня Софья Витовтовна. Однако пожар 1415 года уничтожил стены и своды возводимого храма, и через 50 лет великая княгиня Мария Ярославна, супруга великого князя Василия Темного, хотела разобрать и заново построить Вознесенский храм. Однако некто Василий Ермолин придумал с мастерами-каменщиками обгорелые стены обложить новым кирпичом, своды храма, сломавши, возвести новые. И когда это было сделано, современники очень дивились сему, не видя ничего подобного в строительном деле.

Преподобная Евфросиния вела подвижническую жизнь, построила еще несколько церквей и монастырей и скончалась 7 июля 1407 года. Оплаканная сыновьями своими, боярами и всем народом, она была погребена на месте, заранее приготовленном ею самой - внутри еще строившегося храма Вознесения. Преподобная Евфросиния удостоилась прославления и после своей кончины: много раз видели, что у ее гроба сама собой возгоралась незажженная свеча, что являлось доказательством святости погребенной. Таким образом, в первой трети XV века в Кремле было две усыпальницы: Архангельский собор - для государей и Вознесенский - для их близких родственников. И до 1731 года Вознесенский собор оставался некрополем всех княгинь, цариц и царевен.

В Вознесенском соборепокоится и Мария Борисовна, дочь тверского князя Бориса Александровича. Она была обручена с московским князем Иваном III, когда ему было всего 7 лет. Через это обручение родители их, бывшие до того времени заклятыми врагами, заключили союз против вероломных действий князя Дмитрия Шемяки, стремившегося овладеть Московским княжеством в ущерб законному великому князю московскому Василию. По отзывам «Русского летописца», Мария Борисовна была смиренной и доброй, но недолго она могла утешать своими добродетелями Ивана III. Прожив в супружестве 5 лет, великая княгиня внезапно скончалась в апреле 1467 года. Великого князя в Москве тогда не было, и усопшую со всеми почестями погребли в Вознесенском соборе митрополит Филипп I и мать Ивана III, великая княгиня Мария Ярославна. Последняя по кончине своей была погребена рядом - в юго-западном углу храма.

Направо от южных ворот первой располагалась гробница великой княгини Евдокии Лукиановны, второй супруги царя и великого князя Михаила Федоровича, скончавшейся в августе 1645 года. Через год на ее надгробие был сделан драгоценный бархатный покров и Поставлена золотая братина, принадлежавшая ей при жизни. В следующей гробнице похоронена великая княгиня Мария Ильинична - первая супруга царя и великого князя Алексея Михайловича. Она скончалась 3 марта 1669 года в возрасте 44 лет. В течение трех лет по ее кончине государь и супруг ее пожертвовал в монастырь две печатные книги бесед святого Иоанна Златоуста с надписью на них и устроил над надгробием великой княгини бархатный покров, а также подарил в монастырь серебряное золоченое блюдо.

В третьей могиле у южных ворот покоилась Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая супруга царя Алексея Михайловича и мать Петра I. В середине января 1694 года она почувствовала первые признаки предсмертной болезни и 20 числа призвала к себе патриарха Адриана с духовенством, приобщилась Святых Тайн, освятилась елеем и благословила обоих царей, Ивана и Петра. В следующие три дня государыня повелела отдать все свои царские одеяния в церкви, сокровища разделить между бедными, а накануне кончины своей (24 января) упросила царей сложить казенные долги и отпустить узников.

Петр I был глубоко опечален кончиной матери, велика была скорбь и всего народа православного, лишившегося в лице Натальи Кирилловны своей благодетельницы. Когда гроб с ее телом вынесли из царского дома, великое множество людей всякого звания бросилось к нему со слезами, и погребальное шествие с трудом могло двигаться среди рыдающей толпы к Вознесенскому собору.

Великие князья и государи российские много жертвовали в Вознесенский собор, и в его ризнице постепенно скапливались большие сокровища. Но в 1812 году французы, не пощадившие кремлевские дворцы и соборы, многое растащили и из Вознесенского собора. Правда, некоторые реликвии и вещи из утвари храма и ризницы уцелели благодаря игуменье Трифене, которая перевезла их в Вологду.

В 1822 году стараниями игуменьи Афанасии и на добровольные пожертвования над мощами преподобной Евфроси-нии была устроена бронзовая высеребренная чеканная рака с сенью над ней. Через 50 лет мать-игуменья Сергия устроила более благолепную раку с балдахином для мощей преподобной Евфросинии, тогда же был украшен драгоценными камнями и золотом и киот у ее гробовой иконы.

В 1929–1930 годы Вознесенский монастырь снесли, а на его месте построили школу курсантов им. ВЦИК (ныне - один из корпусов бывшего Президиума Верховного Совета СССР). Благодаря стараниям комиссии, созданной архитекторами В.К. Клейном и Н.Н. Померанцевым, саркофаги не были уничтожены, и их перенесли в подвал южной пристройки Архангельского собора (Судную палату). Более того, во время переноса их вскрыли и исследовали. При вскрытии саркофага Софьи Палеолог ученые обнаружили ее останки, завернутые в саван из итальянской камки, сделанный куколем (то есть углом на голове). На белокаменной крышке сохранилась надпись в технике граффити, состоящая только из одного слова - Софья.

Софья (Зоя) Палеолог после гибели Византийской империи воспитывалась при дворе римского папы. В 1469 году римской престол предложил великому князю московскому Ивану III заключить с ней брак, имея при этом в виду далеко идущие планы - окатоличить Русь и привлечь ее к военному союзу против грозной опасности с Востока. Переговоры продолжались долго и только в 1471 году привели к желанному результату. После длительного путешествия через всю Европу Зоя Палеолог 12 ноября 1472 года прибыла в Москву, где в тот же день состоялось ее венчание с великим князем.

Долгая жизнь греческой царевны на новой родине была богата событиями, и одной из главных проблем был возникший в конце 1490-х годов вопрос о престолонаследии, так как у великого князя от первого брака с тверской царевной Марией Борисовной был сын, что не раз приводило к осложнениям отношений между супругами.

Великая княгиня умерла в 1503 году, считается, что в возрасте 60 лет, так как точная дата ее рождения неизвестна.

Софью Палеолог погребли в юго-западном углу Вознесенского храма. Над ее могилой не было надгробного памятника с резной плитой и надписью, так как она со всех сторон была окружена надгробиями соседних захоронений. Саркофаг ее был сделан с полукруглым изголовьем и мягкими плечиками. Как и в большинстве саркофагов данного некрополя, в головной части погребального сооружения Софьи Палеолог сделано специальное возвышение в форме ступеньки высотой 3 сантиметра. Снаружи гроб тщательно отделан, но на поверхностях внутренних стенок и на дне саркофага видны следы работы теслом.

Гробница Софьи Палеолог вскрывалась еще и в 1984 году. И в этот раз исследователи обнаружили только несколько мелких обрывков ее савана: другие остатки погребальных одежд великой княгини не сохранились. На лобной части черепа Софьи Палеолог была найдена также только часть волосника (сетчатой шапочки, в которую укладывались волосы), который по своей конструкции несколько отличался от традиционных головных уборов того времени.

Великие княгини, царицы и царевны погребались в основном в простой светской одежде, в монашеском облачении - единицы. Из цариц только Мария Долгорукова (первая жена царя Михаила Федоровича Романова) похоронена в парчовом платье. В саркофагах также отсутствовали какие-либо украшения, в том числе и кресты. Лишь у одной из сестер Петра I на пальце было золотое кольцо.

При вскрытии захоронения Марфы Собакиной (третьей жены Ивана Грозного) был обнаружен удивительный биологический феномен. Она лежала в гробу как живая и не была тронута тлением. Специалисты считают, что неизвестное ядовитое вещество, которым отравили новобрачную, со временем забальзамировало ее тело.

В настоящее время и мужские и женские захоронения русских князей, княгинь, царей, цариц и царевен находятся вместе - в Архангельском соборе. Исключение составляет только Соломония - первая жена царя Василия III, дочь Ю.К. Сабурова, потомка выходца из татарской Орды Мурзы-Чета.

После 21 года супружества они не имели детей. Великий князь и княгиня жертвовали вклады во многие монастыри, ездили на поклонение святым местам, применяли «чары и ворожбу», раздавали милостыни, но ничего не помогало. И тогда Василий III решился на развод, а Соломонию под именем Софьи постригли в монахини в московском Рождественском монастыре и сослали в Каргополь. Однако к ней шло очень много паломников, после чего решено было отправить ее в Суздаль - в Покровский женский монастырь.

Великий князь женился во второй раз - на Елене Глинской, и через 3 года у них родился сын Иоанн - будущий Иван IV Грозный. Таким образом, считается, что главной причиной пострига Соломонии была бездетность царицы, однако, по известной в научном мире «Легенде о принце Георгии», ее постригли, когда она была уже беременной.

Из Суздаля по всей стране расползались слухи, что ссыльная Соломония родила сына Георгия, и из документов известно, что это не было выдумкой. Чтобы обезопасить сына, Соломония будто бы отдала его на воспитание верным людям, а сама распустила слух о смерти младенца. Было инсценировано даже его погребение, когда с подобающими обрядами была захоронена деревянная кукла.

Гробница таинственного Георгия сохранялась до 1934 года под видом гробницы Анастасии Шуйской - дочери царя Василия Ивановича, сосланной вместе с матерью в 1610 году в Покровский монастырь Суздаля. Археологические раскопки показали: в открывшемся гробике-колоде была найдена кукла, завернутая в шелковую рубашечку и жемчужный свивальник. Костей погребенного ученые не обнаружили… По одной из версий «Легенды о принце Георгии» Иван Грозный всю жизнь охотился за братом, который будто бы стал знаменитым разбойником - атаманом Кудеяром. У исследователей есть даже основания предполагать, что Иван Грозный вел следственное дело о беременности Соломонии, но затем якобы все бумаги были уничтожены…



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные