Археология алтая. Изучение археологии алтая. Использование естественно-научных методов в археологическ их исследованиях


Научное археологическое изучение Алтая ведет свое начало с 60-х годов прошлого столетия, когда усилиями В. В. Радлова впервые были произведены довольно большие раскопки курганов. Попытки раскапывать отдельные древние погребения на Алтае были и до Радлова, и краткие сведения о них можно найти в работах Ледебура, Бунге, Гмелина, Менье и др. Но все эти отдельные, случайные раскопки, к тому же произведенные весьма несовершенными приемами, почти лишены научного значения.

В. В. Радлов раскопал большое количество могил позднеброн-зового и железного периодов, добыв обильный вещевой, иногда уникальный, материал, к сожалению, плохо документированный и обычно недоисследованный. Район археологических раскопок Радлова охватывал долину р. Урсула в современном Онгудайском аймаке, Чуй-скую степь Кош-Агачского аймака, Уймонскую степь близ Катанды

Пейзаж Горного Алтая.

в Усть-Коксинском аймаке и Берельскую степь в верхнем течении р. Бухтармы. Кроме того, Радлову мы обязаны и первой классификацией археологических памятников Алтая: он разделил их на памятники бронзового и железного периодов. Несмотря на слишком общий и формальный характер этой классификации, ее научное значение не подлежит сомнению, особенно для своего времени. К заслуге Радлова следовало бы отнести и то, что он первый сделал попытку, хотя и робкую, увязать полученный материал с показаниями китайских династийных хроник о культуре древних обитателей Алтая и Саян. К сожалению, он заключает эту попытку меланхолическими словами, почти лишающими ее значения: «Едва ли окажется когда-либо возможным разрешить вопрос о происхождении древнейших обитателей Сибири», пишет он, имея в виду древнейшие племена Минусинской котловины и Алтая. Материал раскопок Радлова на Алтае прочно вошел в арсенал археологической науки, и без учета его, как и без надлежащего объяснения, немыслимы современные научные занятия по археологии Алтая. Большой заслугой Радлова является также его энергичная деятельность по публикации археологического материала Сибири.

Кроме Радлова, можно отметить, пожалуй, только двух исследователей дореволюционного периода, работы которых имеют научное значение в археологическом изучении Алтая. Из них в первую очередь назовем А. В. Адрианова, производившего работы летом 1911 г. в западном Алтае, в системе рек Бухтармы и Нарыма и в других районах юго-западного Алтая. Адрианов исследовал ряд памятников периода ранних кочевников, раскопав 14 курганов, а также описал и некоторые другие памятники - наскальные изображения, каменные изваяния в виде человеческих фигур и проч. Вторым исследователем был финский географ Гранэ, изучавший распространение археологических памятников в горах Алтая в 1909 г.

Перечисленными указаниями, по существу, исчерпываются основные работы по археологическому исследованию Горного Алтая. В этот обзор-я не включил археологические раскопки старого времени, производившиеся как в близких, так и более отдаленных предгорьях Алтая. Представляется целесообразным заключить этот раздел ссылкой на археологические коллекции музеев городов Горно-Алтайска, Бийска, Барнаула, Томска, а также на коллекции Государственного Исторического музея в Москве, Музея антропологии и этнографии Академии Наук СССР и Государственного Музея этнографии в Ленинграде. Во всех перечисленных музеях исследователь археологии Алтая найдет не только обширный материал, добытый уже советскими археологами, усилиями которых археологическое изучение Алтая поднято на значительную высоту, но и материал раскопок дореволюционного периода. Из этих последних особенное значение имеет материал, собранный В. В. Радловым, хранящийся в настоящее время в Государственном Историческом музее.

Археология Западной Сибири и Алтая:
опыт междисциплинарных исследований.

Сборник статей, посвящённый 70-летию профессора Ю.Ф. Кирюшина.

// Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 2015. 416 с. ISBN 978-5-7904-2025-2

О юбиляре.

Тишкин А.А. Основные этапы научной, педагогической и административной деятельности Юрия Фёдоровича Кирюшина. - 9

Грушин С.П., Леонтьева Д.С. Роль Ю.Ф. Кирюшина в изучении памятников андроновской культуры лесостепного Алтая. - 14

Дашковский П.К. Слово о научном руководителе. - 19

Кунгуров А.Л. Катунская экспедиция Алтайского государственного университета: начало. - 21

Рыкун М.П. «Жизнь - трамплин!». - 23

Теоретико-методологические, методические и практические раз работки современной археологии.

Бейсенов А.З., Дуйсенбай Д.Б., Ахияров И.К. Исследования в Северной Бетпакдале. - 28

Ковалевский С.А. О начальном периоде изучения ирменских древностей. - 31

Ковтун И.В. Предандроновские/андроновские древности и «андроновский диалект». - 39

Кузьминых С.В., Чижевский А.А. Финал бронзового и ранний железный век на северо-востоке Европы: культурогенез, границы и контакты археологических культур. - 44

Кунгуров А.Л. Работы Алтайского государственного университета на р. Тыткескень (Алтай). - 54

Марсадолов Л.С. 1200-, 600- и 300-летние периодизации археологических эпох и этапов для древней, античной и средневековой культур в Горном Алтае. - 59

Мацына А.И., Жувак Д.В., Никитин А.Ю. Электронная карта как основа комплексных исследований ВНК «Воздушная разведка памятников археологии». - 66

Мерц В.К. Система адаптации древних скотоводов в горностепной зоне Северной Евразии и методы поиска их поселений. - 69

Плешаков А.А. Создание музея под открытым небом на основе реконструкции хозяйственных комплексов. - 74

Татауров Ф.С. Вещи из археологических памятников как источники по реконструкции социального облика древних обществ. - 78

Татаурова Л.В. Естественно-научные методы в археологии русских Сибири и опыт проведения полевых молодёжных научных школ. - 82

Татауров С.Ф., Черная М.П. Земляная летопись Тары: археологический комментарий к истории города. - 86

Тихонов С.С. Возможности этнографо-археологического изучения рыболовства населения Сибири. - 91

Шмидт А.В. Возрастная структура населения в палеодемографии: принципы построения. - 94

Использование естественно-научных методов в археологическ их исследованиях.

Гаврилов Д.А., Шумиловских Л.С., Амиров Е.Ш., Камалдинов И.Р. Результаты микробиоморфного и палинологического анализов культурного слоя городища Жанкент (Казахстан). - 101

Гайдученко Л.Л., Кирюшин К.Ю. Пригары из керамических сосудов поселения Новоильинка-III в Северной Кулунде. - 106

Гольева А.А., Кирюшин К.Ю. Характеристика ландшафтов периода функционирования поселения Новоильинка-VI по данным естественных наук. - 110

Дашковский П.К., Новикова О.Г. Предварительные итоги изучения образцов лака из кургана №31 могильника Чинета-II (Алтай). - 115

Дашковский П.К., Тишкин А.А. Новые данные по радиоуглеродному датированию кургана №5 могильника Ханкаринский дол (Алтай). - 119

Сенотрусова П.О., Мандрыка П.В., Тишкин А.А. Состав сплавов изделий из цветных металлов могильника Проспихинская Шивера-IV (обобщение предварительных результатов). - 125

Солодовников К.Н., Хохлов А.А., Рыкун М.П. Антропологические связи населения афанасьевской культуры куротинского, арагольского и улитинского типов погребений Горного Алтая. - 129

Соломонова М.Ю., Кирюшин К.Ю., Силантьева М.М., Сперанская Н.Ю. Итоговые результаты фитолитных исследований на территории археологического объекта Новоильинка-III. - 134

Тишкин А.А., Казаков А.А., Матрёнин С.С. Рентгенофлюоресцентный анализ коллекции металлических предметов быстрянской культуры из могильника Каменка (по материалам раскопок 2014 г.). - 138

Тишкин А.А., Фролов Я.В. Рентгенофлюоресцентный анализ наконечников стрел из археологического собрания МКУК «Районный историко-краеведческий музей им. В.М. Комарова» (с. Волчиха, Алтайский край). - 144

Освоение Алтая и Западной Сибири в каменном веке и энеолите.

Бобров В.В. Каменные орудия разрушенных погребений из северных предгорий Кузнецкого Алатау. - 148

Захаров С.В. Проблема формирования каменной индустрии ботайской культуры. - 154

Захаров С.В. Исходный ареал дресвяной рецептуры формовочных масс ботайской культуры. - 158

Кирюшин Ю.Ф., Кирюшин К.Ю. Большемысский комплекс поселения Новоильинка-VI. - 164

Рыбин Е.П., Хаценович А.М., Шелепаев Р.А., Попов А.Ю. Разновидности каменного сырья и особенности их отбора древним человеком в палеолитических индустриях памятников Хараганын-Гол-5 и Толбор-21 (Толборский археологический микрорайон, Северная Монголия): предварительные результаты. - 170

Степанова Н.Ф. К характеристике инвентаря из афанасьевских погребальных комплексов (Горный Алтай). - 178

Хаценович А.М., Каномата Й., Гунчинсурэн Б. Срединные резцы памятника Харганын-Гол-5: специфика изготовления и трасологический анализ. - 183

Чемякин Ю.П., Погодин А.А., Клементьева Т.Ю. Кельтеминарские наконечники стрел на Урале и в Зауралье. - 188

Процесс формирования культур и общностей Сибири в эпоху бронзы.

Боброва Л.Ю., Умеренкова О.В. К проблеме реконструкции украшений головного убора эпохи бронзы (по материалам памятника Новый Белоярск-I). - 195

Гайдученко Л.Л., Ломан В.Г. Фаунистический комплекс поселения Донгал в Центральном Казахстане. - 200

Герасимов Ю.В., Корусенко М.А., Полеводов А.В. Некоторые проблемы изучения бронзового века лесостепного Обь-Иртышья в свете новейших находок в Омске. - 204

Горячев А.А. К вопросу об устройстве древних храмов эпохи бронзы в горной зоне Заилийского Алатау. - 209

Грушин С.П., Леонтьева Д.С., Фрибус А.В., Вальков А.С. Предварительные итоги изучения андроновского могильника Сигнал-I. - 214

Ковтун И.В., Баштанник С.В., Фрибус А.В. Андроновское захоронение могильника Юрман-I и змее-/драконоборческие мотивы в орнаментации погребальных сосудов. - 220

Мерц И.В., Волошин В.С. Случайная находка каменного шлифованного топора-молота на оз. Жамантуз (Казахстан). - 226

Миляев Г.А. Модель животноводства андроновского общества по материалам поселений Восточного Казахстана. - 232

Молодин В.И. Берликская культура в западносибирской лесостепи. - 237

Папин Д.В., Степанова Н.Ф. Технология гончарного производства в переходное время от бронзового века к железному в Алтайском Приобье. - 245

Петрова Л.Ю., Григорьев С.А. Постройки алакульской культуры поселения Мочище-I. - 250

Подобед В.А., Усачук А.Н., Цимиданов В.В. Тупики в культурах бронзового века (некоторые аспекты семантики). - 255

Соёнов В.И., Трифанова С.В. К проблеме структурирования и хронологии археологических культур Алтая периода ранней бронзы. - 261

Сотникова С.В. Андроновские (фёдоровские) погребения с перевёрнутыми сосудами: к реконструкции представлений о роли женщины в мифоритуальной практике. - 267

Тишкин А.А., Косинцев П.А., Некрасов А.Е., Грушин С.П. Находки костей птиц и рыб на поселении Берёзовая Лука. - 272

Ткачёв А.А., Ткачёва Н.А., Трофимова Е.А. Хронологическая и культурная принадлежность ранних комплексов поселения Роза Ветров-III. - 276

Федорук А.С., Папин Д.В., Редников А.А., Федорук О.А. Сооружение андроновского периода на поселении Жарково-3. - 284

Кочевники степей поздней древности и средневековья.

Beisenov А.Z. Studies of the Saka settlement in the east part of Central Kazakhstan. - 289

Бейсенов А.З., Джумабекова Г.С., Базарбаева Г.А. Изучение памятников тасмолинской культуры в Западной Сарыарке. - 294

Бейсенов А.З., Дуйсенбай Д.Б. Исследование нового памятника коргантасского времени на могильнике Байке-2 (Центральный Казахстан). - 298

Боброва А.И. Катайгинское городище III - новый памятник раннего железного века с Верхней Кети (предварительное сообщение). - 301

Головченко Н.Н., Телегин А.Н. Аппликации головных уборов населения Верхнеобского бассейна эпохи раннего железа (классификация и семантика). - 305

Илюшин А.М. Железные кинжалы в культуре кочевников развитого Средневековья Кузнецкой котловины. - 308

Казаков А.А., Грушин С.П., Сайберт В.О. Малый Гоньбинский кордон-2/6 - новый памятник одинцовской культуры Барнаульско-Бийского Приобья. - 312

Лихачёва О.С. Дротики с территории лесостепного Алтая XII-VI вв. до н.э. - 315

Лукпанова Я.А. Новое элитное погребение из Западного Казахстана. - 321

Матрёнин С.С. Детское погребение эпохи Великого переселения народов с воинским инвентарём из Центрального Алтая. - 325

Мунхбаяр Ч., Мунхбат Ц., Энхтур Ч., Гал-Од Б. О тюркских изваяниях, обнаруженных на территории Цэцэг сомона (Монгольский Алтай). - 330

Плетнёва Л.М. Бронзовая бляха из Тимирязевского поселения IV. - 334

Серёгин Н.Н. Основные тенденции распространения предметов китайского импорта в археологических памятниках раннесредневековых тюрок Центральной Азии. - 341

Соёнов В.И., Константинов Н.А., Трифанова С.В. Кенотафы могильника Степушка-2. - 347

Тишкин А.А., Матрёнин С.С. Части «золотой диадемы» из курганов памятника Яломан-II (жужанское время, Центральный Алтай). - 351

Хасенова Б.М. Серьги салтовского типа срединной Евразии: поиск формы и содержания. - 355

Худяков Ю.С. Оружие воинов скифского времени из долины реки Эдиган в Горном Алтае. - 359

Шульга П.И. Датировка курганов Пазырыка и китайских зеркал с Т-образными знаками. - 366

Искусство народов Центральной Азии и сопредельных территорий в древности, средневековье и новом времени.

Бобров Л.А. Особенности конструкции и декоративного оформления казахских «восьмёркообразных» колчанов XVII - первой половины XIX в. - 372

Горячев А.А., Егорова Т.А., Егорова К.А. Тюркские петроглифы урочища Ой-Джайляу. - 375

Джумабекова Г.С., Базарбаева Г.А., Демиденко С.В. Ритуальный сосуд с зооморфным декором из Жетысу. - 381

Во все времена человечество старалось зафиксировать основные и важные события. В наше время мы пишем книги и снимаем документальные фильмы. А наши далекие предки оставляли наскальные изображения - петроглифы. В основном, это изображения животных - олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся - длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, ритуальных масок. Позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени - охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI-IV тысячелетиями до н. э.

На Алтай неоднократно приходили искатели сокровищ, золота скифов, «бугровщики» и люди науки. Я порылась в книгах и составила материал в хронологическом порядке: от начала археологических экспедиций до настоящего времени. Всем, кому интересна археология и история Алтая, рекомендую. Одним из первых, прикоснувшихся к прошлому тюрков и опубликовавших свои работы, был профессор Дерптского университета К.Ф.Ледебур. Ученый давно мечтал посетить далекую и загадочную горную страну, скрытую в глубинах Азии. Летом 1826 года он с небольшой экспедицией вступил в пределы Горного Алтая.

В 1993 году на плато Укок (Республика Алтай) Южноалтайским отрядом Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Н. В. Полосьмак было открыто «замерзшее» погребение пазырыкской культуры с сохранившейся мумией женщины. Это стало событием не только для отечественной, но и для мировой археологии. Удививительно было то, что «замерзшее» погребение не было нарушено, как обычно бывало. Это позволило впервые увидеть в неприкосновенности древнее захоронение со всеми деталями и особенностями погребального обряда, со всем комплексом вещей, более двух тысяч лет назад положенных в могилу.

Огромные просторы европейских и азиатских степей, полупустынь и предгорий, от Карпат на западе до Памира и Алтая на востоке, около 2500 лет тому назад были заселены различными племенами и народностями, которых греки называли скифами, а персы - саками.

В 1924 г. С.И.Руденко впервые приехал на Алтай. Ему шел сороковой год. Позади было много лет плодотворной напряженной работы в антропологии, этнографии и археологии. Именно в чрезвычайно широком подходе ученого к историко-этнографическим вопросам, в тесной увязке их с естественно-географическими условиями и проявилось своеобразие Руденко-историка.

Двадцать пять лет назад благодаря находке парного погребения древней пазырыкской культуры на плато Укок на Горном Алтае, родине знаменитой «алтайской принцессы», родилась гипотеза об алтайских амазонках. Антропологи были уверены, что в погребении была захоронена девушка возрастом 16 ̶ 17 лет, хотя всегда подчеркивали ее «неженские» черты.

Территория Республики Алтай обладает уникальным историко-культурным наследием. В первую очередь, это - всемирно известные археологические памятники, в том числе «царские курганы» скифской эпохи, это - концентрация памятников наскального искусства, это - городища, поселения, оросительные системы и многое другое.

Горный Алтай занимает ведущее место в стране по количеству рунических надписей на скальных породах. Пещеры со следами пребывания древнего человека также уникальны своей несущей информацией о древних сообществах, являясь в некотором роде «банком данных».

Горный Алтай тесно связан со всеми древнейшими этапами эволюции человечества от палеоантропов к современному типу.

Эпоха камня

Последние археологические материалы позволяют сделать вывод, что предки человека современного типа жили в Горном Алтае много сотен тысяч лет назад. Самой древней стоянкой первобытных людей является Улалинская палеолитическая стоянка, которая находится в черте города Горно-Алтайска. При раскопках Улалинской стоянки найдены примитивные каменные орудия, сделанные из заготовок, полученных огневой техникой, т.е. нагреванием и резким охлаждением камней. Улалинские материалы датируют широко в пределах нижнего палеолита - от 150 тыс. лет до 1,5 млн. лет.

К более поздним периодам каменного века относятсяобширные материалы из раскопок на пещерных стоянках Усть-Канская пещера, а также стоянок открытого типа: Кара-Тенеш, Кара-Бом, Усть-Сема, Майма, Усть-Куюм и многих других памятников. ВУсть-Канской пещере обнаружены различные предметы, нуклеусы, остроконечники, скребки, пластины и другие, а также кости таких животных и птиц, как медведь, як, козел, заяц, гиена, винторогая антилопа, дикая лошадь, шерстистый носорог, тетерев, куропатка, утка.

Эпоха палеометалла

В конце IV тыс. до н.э. в истории Горного Алтая заканчивается эпоха камня и начинается новый период - эпоха палеометалла. Первым металлом была медь, а затем в Горном Алтае появляется бронза. Медь и бронза стали широко использоваться нашими предками в производстве оружия, орудий труда, предметов быта и украшений. Археологические памятники палеометалла относятся к афанасьевской и каракольской культурам.

Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек,Арагол,Курота и другими. Погребальные памятники этой культуры представляют собой

оградки-кольца и оградки-кромлехи, в которых имелись овальные или прямоугольные могильные ямы с перекрытием. Из предметов инвентаря встречаются керамические сосуды остродонной, круглодонной или плоскодонной форм, курильницы-вазы, орудия труда и украшения.

Каракольская культура - своеобразная археологическая культура конца III - начала II тыс. до н.э. Характерными чертами являются прямоугольная ограда-кладбище, каменные ящики, а также уникальные полихромные рисунки на плитах ящиков и наскальные рисунки, выбитые в определенной манере. К каракольской культуре относятся погребения могильников Каракол, Озерное, Беш-Озек в центральных районах Алтая. Найдено изображение человека, относящееся к Каракольской культуре в одном из скальных поверхностей у села Бичикту – Боом в Онгудайском районе.

В эпоху палеометалла население Горного Алтая перешло от присваивающих форм хозяйства - охоты, собирательства и рыболовства – к производящим формам: земледелию и скотоводству. С тех пор древние алтайцы стали заниматься строительством мелиоративных сооружений, возделыванием пашни и выращиванием таких культур, как просо, ячмень, рожь и других. Домашние стада овец, коз, коров, лошадей летом стали отгонять в альпийские луга, а к зиме возвращать в долины рек.

Эпоха железа

В I тыс. до н.э. период бронзы сменяется периодом раннего железа. Скифское время Горного Алтая прежде всего связано с памятниками, объединенными в пазырыкскую археологическую культуру. Они известны на всей территории Горного Алтая - это знаменитые Пазырыкские, Башадарские, Туектинские, Шибинские, Уландрыкские, Укокские курганы, а также тысячи других.

В Горном Алтае была выделена Пазырыкская культура – по названию урочище Пазырык в Улаганском районе, где были обнаружены предметы и вещи, которые дошли до наших дней в связи с образовавшейся подкурганной мерзлотой. Это: самые древние ворсовые ковры из Передней Азии, деревянная колесница, конская упряжь, музыкальные инструменты, изделия из дерева, кожи, войлока и многое другое. Обычно курганы пазырыкской культуры представляют собой цепочки, вытянутые с севера на юг. Под каменными насыпями в ямах находятся срубы с деревянным перекрытием или каменные ящики. В курганах с мерзлотой относительно хорошо сохраняются предметы. Бальзамированные тела, найденные в погребениях пазырыкской культуры, до сих пор являются сенсациями мирового масштаба. Об этом свидетельствуют находки, сделанные новосибирскими археологами в последние годы на плато Укок. Многие объекты и культурные ценности, найденные при сенсационных раскопках курганов, относящихся к пазырыкской культуре хранятся в Эрмитаже и других государственных музеях страны. В настоящее время известные объекты, в том числе наскальные рисунки, отражающие пазырыкскую культуру, отнесены в Российский предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО (Сокровища Пазырыкской культуры).

Памятники гунно-сарматского времени до недавней поры были почти неизвестны. Но в последние годы открыты и исследованы десятки памятников II в. до н.э. - V в. н.э. К их числу относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верх-Уймон, Сары Бел, Булан-Кобы, Белый Бом, Бике, Айрыдаш, Курайка и другие, а также объекты другого характера – поселения, городища, святилища, производственные центры: Юстыд, Бер-тек, Майма, Кучерла, Черемшанка и т.д.

Полученные материалы свидетельствуют, что пазырыкская культура Горного Алтая не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа. О том, что носители пазырыкской культуры стали основой населения более поздних периодов, свидетельствует преемственность погребального обряда и целого ряда категорий вещей, а также такие факты, как, например, находка в погребении булан-кобинского типа (по названию могильника в Онгудайском районе) на Средней Катуни комплекса вещей скифоидной культуры, а в кургане пазырыкской культуры - накладок лука гуннского типа.

В свою очередь, булан-кобинцы приняли непосредственное участие в формировании населения тюркского времени Горного Алтая.

Тюркское время

Тюркское время Горного Алтая представлено разнообразными археологическими памятниками. Наиболее известными из них являются курганы и поминальные комплексы Кудыргэ, Курая, Туекты, Яконура и другие. Для кудыргинских памятников тюркского времени характерны погребения в грунтовых ямах с южной ориентировкой и сопроводительные захоронения коней. Из предметов инвентаря в могилах встречаются остатки луков с сильно изогнутыми концевыми накладками, стремена с прямоугольной петлей на шейке, однокольчатые удила с двудырчатымипсалиями, пояса с подвесными ремешками и многое другое. Умершие также снабжались ритуальной пищей, как правило, бараниной.

В Курайской степи, например, в одном из курганов курайской культуры, раскопанном в 30-х годах, были найдены останки знатного тюрка в колоде с сопровождающим погребением трех убитых лошадей и, видимо, раба. Среди разнообразных вещей, положенных в могилу, были обнаружены серебряный кувшин и поясной наконечник с руническими надписями. Надпись на поясном наконечнике означала: "Хозяина (господина) Ак-кюна... кушак..."

К тюркскому времени относятся памятники письменности. На скальных поверхностях обнаружены уже более ста рунических надписей. По количеству таких надписей Горный Алтай занимает ведущее место в стране. К тюрскому периоду принадлежит значительное число петроглифов, выполненных в технике выбивки и граффити, производственные центры, а

также другие памятники: городища, оросительные каналы, дороги, переправы, каменные изваяния, балбалы и другие. В Горном Алтае к настоящему времени раскопаны более двухсот оградок тюркского времени. Они представляют собой квадратные или прямоугольные сооружения из поставленных на ребро каменных плит. Внутри оградок - вымостка из плит, валунов и рваного камня или заброска из гальки. По своим конструктивным особенностям алтайские оградки условно разделены на пять типов: кудыргинский, представленный коллективными смежными оградками; яконурский - рядом стоящие оградки с изваяниями или стелами; юстыдский - одиночные оградки, сооруженные, как правило, из четырех плит с остатками ствола дерева в центре; уландрыкский - со стелой или валуном в центре оградки; аютинский - оградки, окруженные валом и рвом.

Еще один вид памятников, связанный с погребально-поминальной обрядностью, - каменные изваяния. К категории наиболее знаменитых памятников Горного Алтая относится скульптура "Кезер", обнаруженная в Курайской степи. "Кезер" в настоящее время хранится в фондах Горно-Алтайского республиканского краеведческого музея.

Среди петроглифов тюркского времени Горного Алтая,кроме изображений животных и всадников, имеются батальные сцены, сцены охоты, изображения различных птиц, змей и т.д.

Известны городища тюркского времени. Наиболее известным из них является городище в устье р. Большой Яломан.

Китайские летописи характеризуют тюрков как искусных металлургов, поставляющих железо и изделия кузнечного ремесла соседям. В последнее время в Горном Алтае открыты более десятка объектов железоделательного производства.

Таким образом, исследованные археологические материалы свидетельствует о том, что на территории Республики Алтай во все исторические времена обитало население, пользовавшееся высокими достижениями своего времени.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные