Архитектор баженов биография и работы. Русский архитектор Баженов Василий Иванович: лучшие работы и интересные факты

Зодчий Василий Баженов

Василий Иванович Баженов (1737-1799) – архитектор, график. Работал в Москве и Петербурге. Считается представителем классического стиля. Пробовал себя в неоготике.

По замыслу Баженова, на месте средневековой крепости с глухими зубчатыми стенами должен был появиться общественный центр, к овальной площади которого сходились главные улицы города.

Баженов намеревался убрать из Кремля старые монастырские и приказные здания, оставив в неприкосновенности Грановитую палату, Красное крыльцо, Теремной дворец, колокольню Ивана Великого, Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы. Он считал, что убрав средневековую скученность застройки, подчеркнёт значимость оставшейся в современном обрамлении старины.

Для начала предполагалось снести часть кремлёвской стены, выходящую на набережную, и три башни. Туда выходил один из фасадов Дворца, к которому от набережной вела широкая, открытая лестница. Поскольку холм был уже занят, его собирались основательно "почистить". Екатерина проект одобрила, и Кремль начали рушить: в 1770-1771 гг. снесли стену и Тайницкую башню.

Но в 1775 г. по повелению Екатерины перестройка Кремля прекратилась. Для Баженова и Казакова это было серьёзным ударом – потеряны семь лет жизни!

Причины называли разные:

  • шла война с Турцией, и Екатерина затеяла дорогостоящий проект, чтобы продемонстрировать Турции устойчивость финансового положения России. Действительно, в 1774 г. был заключён Кючук-Кайнарджийский мир;
  • Екатерина не пожелала возвеличивать Москву;
  • слишком много пришлось бы ломать в Кремле. Трудно это оказалось на деле.

В общем, Кремль устоял. В 1783 г. стену и башню восстановили. Говорят, что использовали тот же самый кирпич, который, вопреки традиции, не успели растащить.

Василий Баженов прекрасно сочетал искусство планировки с изяществом форм проектируемых зданий. Реализуй он свой проект – наши правители стали бы жить в европейском Дворце, а не в средневековой крепости.

Не успели зажить раны после провала реконструкции Кремля, как Екатерина поручила Василию Баженову строительство Дворца в Царицыне . Продолжалось оно с 1776 по 1785 г. Десять лет упорного труда, вложение собственных денег из-за плохого финансирования... В свои неполные пятьдесят Баженов выглядел на шестьдесят.

Работа принята не была, от строительства зодчего отстранили, а завершение дворца поручили Матвею Казакову .

Против готики Екатерина ничего не имела: в это же время она приняла Петровский путевой дворец, построенный Казаковым в стиле неоготики. И потом, все архитектурные решения с ней согласовывались в эскизах.

Причина была в другом. Гнев императрицы вызвали близость Баженова к масонам и его контакты с наследником Павлом, которые имели место на фоне слухов о готовящемся покушении. В этой ситуации масонская символика на стенах дворца, налепленная без меры, послужила поводом.

Дом Пашкова

Дом Пашкова – самое известное творение Баженова, и, пожалуй, одно из самых красивых зданий города.

В каком-то смысле, это – дом-протест. Он стоит на высоком Ваганьковском холме, напротив Кремля, на реконструкцию которого десять лет назад было напрасно потрачено столько сил. И вот теперь, над Кремлём вознеслось изящное, несмотря на свои размеры, здание, говорящее: "Смотрите, что вы упустили!" Лёгкое и прекрасное оно стоит укором средневековой крепости с зубчатыми стенами.

Строительство началось в 1784 г., а закончилось в роковом для зодчего 1786-м. В том году по воле императрицы он оказался не у дел.

Последний период

Шесть лет Василий Баженов занимался частной практикой. Это мало сказалось на списке работ зодчего. Видимо, заказчики, боясь гнева императрицы, не разглашали имя автора проектов. Только в 1792 г. Баженов был назначен в адмиралтейств-коллегию в Петербурге.

Взойдя на престол в 1797 г., Павел I вспомнил о Баженове и назначил его вице-президентом Академии художеств. На этом посту ему надлежало определить пути развития отечественной архитектуры и воспитания художников. На этот раз осуществлению планов помешала смерть. Василий Иванович Баженов умер в 1799 г. в возрасте 62-х лет.

Биография Баженова

  • 1737. 1 марта – в селе Дольском Калужской губернии родился Василий Баженов. Переезд в Москву.
  • 1751. Василий Баженов определён вольным слушателем в школу гражданской архитектуры Д.В. Ухтомского .
  • 1755. Ухтомский определяет Василия Баженова в учрежденный в Москве университет, где он изучает иностранные языки.
  • 1756. Январь – В. Баженов переведён в открывающуюся в Петербурге Академию наук (академическую гимназию), где продолжил изучение иностранных языков.
  • 1757. Открытие в Петербурге Академии художеств. Баженова по его просьбе назначили в архитектурный класс, где он работал под руководством Чевакинского, Кокоринова, Деламотта.
  • 1760. 1 мая – за успехи в учёбе Баженов указом Сената определён "архитектурии помощником в ранге прапорщика". 12 сентября – отправлен в Париж для продолжения учебы.
  • 1762. 19 августа – Петербургская академия зачла присланные Баженовым работы за экзамен и заочно произвела его в адъюнкты. Октябрь – отъезд в Рим для усовершенствования в области архитектуры.
  • 1764. Август – переезд из Венеции в Париж. Королевская аудиенция.
  • 1765. Май – возвращение в Петербург.
  • 1766. 2 декабря – Екатерина II назначила В. Баженова архитектором при Артиллерии с чином капитана Артиллерийского.
  • 1767. Баженов командирован в Москву "для казённых артиллерийских надобностей".
  • 1768. Баженов представил Екатерине эскизный проект реконструкции Кремля.
  • 1772. Август – "вынутие первой земли" для закладки фундамента под Кремлёвский дворец.
  • 1773. 1 июня – церемония "положения первого камня" Кремлёвского дворца.
  • 1775. Отмена Екатериной II реконструкции Кремля. 10 июня – празднование Кучук Кайнарджийского мира. Увеселительные строения на Ходынском поле, спроектированные и построенные Баженовым.
  • 1776. Начало строительства баженовского дворца в Царицыне . Переезд в Москву Н.И. Новикова, его дружба с Баженовым.
  • 1784-1786. Сооружение по проекту Баженова дома Пашкова на Моховой .
  • 1786. Февраль – распоряжение императрицы "о разборке в селе Царицыне построенного главного корпуса до основания и о производстве потом (нового здания) по вновь конфирмованному, учинённому архитектором Казаковым плану".
  • 1787. Декабрь – просьба Баженова к графу А.А. Безбородко о продлении отпуска по состоянию здоровья.
  • 1780-е гг. Строительство усадьбы А.П. Ермолова в селе Красном, дома Юшкова и усадьбы Румянцева .
  • 1791. Указ Екатерины II о следствии над "мартинистами". Поездка к цесаревичу Павлу и предупреждение об опасности.
  • 1792. Начало расследования деятельности масонов. Арест Н.И. Новикова. Переезд в Петербург. Начало службы в Адмиралтействе. Предполагаемое участие в проектировании Михайловского замка.
  • 1793-1796. Участие зодчего в работах, осуществляемых в Гатчине и Павловске, проектирование Инвалидного дома, мастерских для Главного адмиралтейства, манежа и Аракчеевских казарм близ Смольного.
  • 1796. Сентябрь – смерть Екатерины II. Освобождение масонов. Присуждение Баженову чина действительного статского советника.
  • 1797. Закладка Михайловского замка. Написание завещания. Участие в проектировании Казанского собора.
  • 1799. 26 февраля – назначение Баженова вице президентом Академии художеств. Март – указ вице президента академии, об издании "Увража российской архитектуры".
  • 1799. 2 августа – смерть Василия Ивановича Баженова.
(1737-03-12 ) Место рождения Дата смерти Работы и достижения Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки
  • проект Михайловского замка ,
  • Владимирская церковь в Быково
Научные труды

Полный перевод всех 10 книг архитектуры Витрувия

Василий Иванович Баженов на Викискладе

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 марта или , Москва , по другим сведениям село Дольское близ Малоярославца - 2 августа , Санкт-Петербург) - российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма , масон . Член Российской академии (1784 год).

Биография

Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711-1774). Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского , принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств по ходатайству И. И. Шувалова. Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора . В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств , отправленным за границу.

Поступив в ученики к профессору Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель Собора Св. Петра , учился гравированию.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество. Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины. Однако ожидаемой должности не получил, взял увольнение от академической службы, и князь Орлов определил его в свое Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.

В этой должности Баженов построил в Москве дом Пашкова , а в окрестностях столицы - дворцовый комплекс в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) и Петровский путевой дворец , построенный Казаковым Матвеем Фёдоровичем , - его помощником. В Московском Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Русско-турецкой войны (1768-1774) нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели идиота им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова. Екатерина, летом 1785 года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела перестроить дворцы. Архитектор от осуществления проекта был отстранён.

В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набирает учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много.» До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX веке его занимал Окружной суд, сожжен в 1917 г, разобран в конце 1920-х годов), но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса Шпекле, Карл Иоганн. Баженов же поступил в Артиллерию в конце 1766, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. "Большой мост через овраг в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) - одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено. Баженов, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сложным самолюбивым нравом, а также сношениями с кружком Николая Ивановича Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывается Каменноостровский дворец - дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Но, как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора Виолье, Анри Франсуа Габриэль, затем, в 1790-х годах к делу подключился В. Баженов, но окончательный проект был составлен Бренном Винченцо и он был осуществлен.

По вступлении на престол Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

Память

  • Улица Баженова (Казань)
  • Улица Баженова (Калуга)
  • Улица Баженова (Жуковский)
  • Почтовые марки СССР , 1949 год .

Галерея

Царицынский музей-заповедник

Примечания

Литература

  • Чернов Е. Г., Шишко А. В. Баженов: 1799-1949 / Е. Г. Чернов, А. В. Шишко. - М .: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1949. - 160 с. - 5 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Михайлов А. И. Баженов / Суперобложка, переплет, форзац, титул и заставки художника Э. Б. Бернштейна. - М .: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1951. - 372 с. - 6 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова: Сборник. - М., 1951.
  • Пигалев В. А. Баженов / Вадим Пигалев; Серийная обложка Ю. Арндта. - М .: Молодая гвардия , 1980. - 224, с. - (Жизнь замечательных людей . Серия биографий. Выпуск 5 (601)). - 100 000 экз. (в пер.)
  • Разгонов С. Н. Баженов. - М .: Искусство , 1985. - (Жизнь в искусстве).
  • Пучков В. В. В. И. Баженов и Михайловский замок в Петербурге: Новые материалы // Царицынский научный вестник.
  • Василий Иванович Баженов: Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы / Сост., вступ. ст. и прим. Ю. Я. Герчука . - М.: Издательский дом «Искусство», 2001. - (Мир художника) - 304 с.

Ссылки

  • Василий Баженов и строительство Дворцового комплекса в Царицыно

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 12 марта
  • Родившиеся в 1737 году
  • Умершие 13 августа
  • Умершие в 1799 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Архитекторы по алфавиту
  • Архитекторы Москвы
  • Архитекторы Санкт-Петербурга
  • Переводчики России
  • Архитекторы Гатчины
  • Члены Академии Российской
  • Музей-заповедник «Царицыно»
  • Архитекторы Российской империи
  • Масоны России
  • Пенсионеры Императорской Академии Художеств
  • Архитекторы Липецкой области

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Баженов, Василий Иванович" в других словарях:

    - (1737/1738 1799), русский архитектор, график, теоретик архитектуры. Представитель классицизма. Был живописцем в архитектурной команде Д. В. Ухтомского; учился в Московском университете (с 1755), в Петербурге у С. И. Чевакинского (с 1756) … Художественная энциклопедия

    Баженов Василий Иванович - (1737/1738 — 1799), архитектор; представитель классицизма. С 1756 жил в Петербурге, где обучался у С. И. Чевакинского, с 1758 в АХ у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен Деламота. В 1760—62 учился в парижской АХ; в 1762—64 посетил… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Баженов (Василий Иванович) художник архитектор, сын церковника одной из придворных кремлевских церквей, воспитанник Императорской Академии Художеств с основания ее и первый ее пенсионер, отправленный за границу. Родился 1 марта 1737 года в Москве … Биографический словарь

    Русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился: в Москве… … Большая советская энциклопедия

    - (1737 или 1738 1799) российский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект реконструкции Кремля (дворец, заложен в 1773, не осуществлен), романтический дворцово парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (1784 86, ныне старое… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1737 или 1738 1799), архитектор; представитель классицизма. С 1756 жил в Петербурге, где обучался у С. И. Чевакинского, с 1758 в АХ у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен Деламота. В 1760 62 учился в парижской АХ; в 1762 64 посетил Италию. С… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Академик архитектуры и первый вице президент Императорской Академии Художеств, род. 1 го марта 1737 г. в Малоярославском уезде Калужской губ., ум. 2 го августа 1799 г. в Петербурге, от паралича. Сын дьячка дворцовой церкви, он получил… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1737/1738 1799), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект реконструкции Кремля (дворец, заложен в 1773, не осуществлён), романтический дворцово парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (1784 1786, ныне старое здание… … Энциклопедический словарь

    Баженов, Василий Иванович - В.И. Баженов. Дом Пашкова в Москве. БАЖЕНОВ Василий Иванович (1737 или 1738 1799), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект дворца Московского Кремля (1767 1775, не осуществлен), романтический дворцово парковый ансамбль в … Иллюстрированный энциклопедический словарь Подробнее


Василий Иванович Баженов (1738- 1799) – русский архитектор, рисовальщик, педагог, представитель классицизма, теоретик архитектуры. С 1784 года член Российской академии.

Родился в семье дьяка. Большая часть жизни Баженова прошла в Москве, учился в гимназии при Московском университете, а с 1756 года учился в Петербурге. Сначала он посещал занятия С. Чевакинского в Академии наук, а потом А. Кокоринова и Ж. Валлен-Деламота в Академии художеств. Получив за учебу золотую медаль, был направлен в Париж, в Академию искусств. С 1762 по 1764 год провел в Италии. За годы пребывания за границей, проявил интерес к классицизму, барокко и готике.

Замыслы Баженова

Баженов замыслил проект Кремлевского дворца с одновременной реконструкцией Кремля и Красной площади. Еще никто до Баженова не представлял постройку как объёмную композицию, которая бы организовала пространство города. Этим проектом Кремль становился гигантским общественным форумом с главной площадью в виде овала, к которой должны сходиться главные радиальные улицы столицы.

Екатерина II остановила работы, но сама система, оказала громадное влияние на мысль русских архитекторов, направляя ее в духе классицизма. В музее Архитектуры хранится уникальная деревянная модель, исполненная автором, которая дает представление о грандиозности замысла художника.

Таким же незавершенным, но показательным стал проект дворца в резиденции императоров Царицыно. В этом комплекс Баженов впервые применил мотивы неоготики, объединенными с приемами так называемого «нарышкинского» барокко. Но Екатерина II вновь прервала работы по строительству. Она была недовольна большим количеством масонских элементов в декоре. Постройка так и не была завершена. Такие неудачи заставили Баженова перейти к частным заказам.

Часть своих градостроительных идей Баженов сумел осуществить при строительстве дома Пашкова в Москве. Это старое здание Библиотеки имени Ленина. В других постройках, расположенных в Москве, например, дом Долгова, что на проспекте Мира, колокольня и трапезная храма Всех скорбящих, расположенная на Б. Ордынке и дом Юшкова на ул. Кирова, где благодаря продуманному применению цвета и фактуры камня, гипса и штукатурки, возникает утончённая живописность, наблюдается сложная игра света и тени.

По воле Павла I Баженов создал комплекс Михайловского замка комплекс. Архитектор смог связать замок, окруженный каналами, с городом Санкт- Петербургом путем выноса павильонов на направление Инженерной улицы.

После вступления на царствование, Павел I стал приближать всех, кого не любила его мать. Он поставил Баженова вице-президентом Академии художеств. Император поручил архитектору подготовить чертежи русских зданий, по которым можно было провести исследование отечественной архитектуры и другие поручения. Баженов, не мешкая, приступил к выполнению этого поручения, но смерть прервала его жизнь.

Баженова В.И.похоронили в Санкт-Петербурге, но в 1800 году его останки перевезли в имение Баженовых, расположенное в селе Глазово, сегодня это Тульская область.

Г., в должности вице-президента Академии художеств. Баженов имел природный талант к искусству, который обнаружил еще в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Б. внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Б. перешел в Акад. худож. Здесь он оказался знающим архитектуру настолько, что учитель этого искусства, С. И. Чевакинский, сделал талантливого молодого человека помощнивом своим при постройке Николаевского морского собора. В сент. г. Б. был отправлен для окончательного развития таланта в Париж . Поступив в ученики к профессору Дювалю, Б. занялся деланьем моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже, напр., сделал он, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель храма св. Петра. Изучение архитектуры на моделях привело Баженова к изучению труда римского архитектора Витрувия . По возвращении в Россию , живя в Москве, Б. составил полный перевод всех 10-ти книг архитектуры Витрувия, напечатанный в 1790-1797 гг. в Петербурге, в типографии И. А. Х. Основательно знакомый со своим искусством теоретически, Б. был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество, к торжеству «инаугурации» здания Академии художеств (29 июня г.). Ему принадлежала декорация главного фасада здания с Невы. Проект здания нынешнего дворца в екатерингофском парке , с оранжереями , зверинцем, каруселями и прочими затеями роскоши того времени, сочинен был Б. по академической программе, на степень профессора. Выполнение признано было советом Академии вполне достойным, но автор проекта оставлен в звании академика, которое получено им три года раньше, в бытность за границей. Эта несправедливость заставила Б. взять увольнение от академической службы, и князь Г. Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором, с чином капитана. В этой должности Б. построил в Петербурге здание арсенала на Литейной ул. (теперь здание судебных учреждений), и в Москве, в Кремле, здание арсенала и сената по Знаменке , дом Пашкова (теперь Московский румянцевский музей), а в окрестностях столицы - дворец в Царицыне и Петровский дворец, строенный Казаковым, - его помощником. В Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Турецкой войны нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема , которая на модели была им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла а Царицынский дворец Б. Екатерина, летом года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела прекратить постройку. Баженов не получил другого назначения, и, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сношениями с кружком Новикова, который поручил ему доложить наследнику цесаревичу o выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев ее на Б. обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в г. он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенес свою деятельность в Петербург . Б. строил на Каменном острове дворец и церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в Кронштадте. По вступлении на престол, Павел I назначил его вице-президентом Академии худ. и поручил ему составить проект Михайловского замка, приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

В. И. Баженов. Проект перестройки Московского Кремля. 1767-75. План. Исторический музей. Москва.

Баженов, Василий Иванович ( -99), архитектор переходного стиля от барокко к классицизму . Баженов один из наиболее талантливых русских зодчих. Главные работы Б.: незаконченный дворец в Царицыне (под Москвой), дом Пашкова, впоследствии Румянцевский музей , ныне Ленинская библиотека (предположит.), проект (невыполненный) грандиозного Кремлевского дворца.

Литература : Грабарь И., История русского искусства, т. III, M. (б. г.).

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

В. И. Баженов. Деревянная модель Кремлёвского дворца в Москве (фрагмент). 1773. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.

Баженов Василий Иванович , русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился: в Москве у Д. В. Ухтомского (1753-55) и в Московском университете (1755); в Петербурге - у С. И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758-60) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота ; как пенсионер петербургской АХ - в Школе изящных искусств в Париже (1760-62) у Ш. де Вайи. В 1762-64 посетил Италию, где был избран профессором Академии св. Луки в Риме и членом АХ в Болонье и Флоренции. С 1765 академик, в 1799 вице-президент петербургской АХ.

Баженов первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию, активно организующую пространство города. Широтой градостроительного замысла отмечен его проект (1767-75) дворца для Московского Кремля (с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади). Этим проектом Кремль превращался в грандиозный общественный форум с главной овальной площадью, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы. Связь Кремля с городской застройкой усиливалась и выносом главного фасада дворца (заложен в 1773; деревянная модель - в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве) на линию кремлёвских стен. Вместе с тем мощный рустованный цоколь дворца и торжественная колоннада в высоту двух верхних этажей должны были скрыть за собой древние постройки Соборной площади, что существенно нарушило бы традиционный облик Кремля.

В. И. Баженов. «Хлебные ворота» в Царицыне (Москва). Между 1779 и 1787.

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 марта 1737 или 1738, Москва, по другим сведениям село Дольское близ Малоярославца - 2 августа 1799, Санкт-Петербург) - российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, масон. Член Российской академии 1784 год Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711-1774). Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств по ходатайству И. И. Шувалова. Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу. Поступив в ученики к профессору Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель Собора Св. Петра, учился гравированию. По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество. Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины. Однако ожидаемой должности не получил, взял увольнение от академической службы, и князь Орлов определил его в свое Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана. В этой должности Баженов построил в Москве дом Пашкова, а в окрестностях столицы - дворцовый комплекс в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) и Петровский путевой дворец, построенный Казаковым Матвеем Фёдоровичем, - его помощником. В Московском Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Русско-турецкой войны (1768-1774) нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели идиота им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова. Екатерина, летом 1785 года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела перестроить дворцы. Архитектор от осуществления проекта был отстранён. В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набирает учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много.» До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX веке его занимал Окружной суд, сожжен в 1917 г, разобран в конце 1920-х годов), но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса Шпекле, Карл Иоганн. Баженов же поступил в Артиллерию в конце 1766, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. "Большой мост через овраг в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) - одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено. Баженов, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сложным самолюбивым нравом, а также сношениями с кружком Николая Ивановича Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывается Каменноостровский дворец - дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Но, как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора Виолье, Анри Франсуа Габриэль, затем, в 1790-х годах к делу подключился В. Баженов, но окончательный проект был составлен Бренном Винченцо и он был осуществлен.

По вступлении на престол Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные