Армянские музыкальные инструменты. Армянские музыкальные инструменты: воплощение лирики Армянский ударный инструмент

Музыка – неотъемлемая часть культуры народа. Армения как одна из древнейших стран и богатой историей имеет богатейшее культурное наследие, в том числе и народной музыки. Армянская народная музыка – это лицо народа, а музыкальные инструменты – еще одно оружие народа для борьбы со слиянием.

Армянская музыка стала всемирноизвестной благодаря бархатному звучанию дудука. В последние годы дудук стали использовать как саундтреки для блокбастеров. Однако не всем известна история народного музыкального инструмента. Мы посвящаем эту статью дудуку и всем армянским народным музыкальным инструментам.

Дудук

Есть несколько теорий о том, как и когда был изобретен дудук. По одной из теорий дудук изобрели в 8 веке до нашей эры. В другой версии утверждается, что дудук изобрели в 1 веке до нашей эры. Другими словами дудук настолько древний музыкальный инструмент, что о нем сложно найти первые упоминания.

Дудук можно с уверенностью назвать национальным достоянием, который бережно носит и передает от поколения в поколение традиции как изготовления инструмента, так и мастерство владения инструментом. Изначально дудук и другие музыкальные инструменты делались из костей животный. Более поздние упоминания о дудуке называют музыкальный инструмент “циранапох”, инструмент, который делался из абрикосового дерева. Именно это дерево имеет качество резонанса, который так важен для этого инструмента.

Изготовления дудука – это целый ритуал, который длится более пол года. На вид простой инструмент способен воспроизводить сложнейшие мелодии. Музыка дудука рассказывает об истории и тех трагедиях, которые пережил армянский народ. Дудук – национальная гордость, ценность, которая стала визитной карточной страны и народа. Дудук и музыка дудука были объявлены шедеврами нематериального наследия ЮНЕСКО.

Зурна

Конечно дудук сам по себе уникальный инструмент, который заставляет трепетать сердце, однако армянская народная музыка довольна сложна. В ней присутствуют как духовые так и струнные и ударные музыкальные инструменты.

Кроме дудука в армянской народной музыке принимают участие несколько духовых инструментов. Зурна еще один известный инструмент. Яркий и пронзающий тембр зурны подходит для более активных и веселых мелодий. Музыка довольно громкая, поэтому в закрытых помещениях зурну заменят дудуком.

Музыкант владеющий зурной, называется зурначи.

Паркапзук (Волынка)

Паркапзук похож на более известный свой аналог – ирландскую волынку. К сожалению изготовление музыкального инструмента было утеряно. Инструмент имеет одно или несколько трубок прикрепленные к кожаному мешку.

Шви

Шви это еще один духовой инструмент, который дословно переводится как свист. Тембр шви более тонкий и высокий и напоминает флейту. Изначально на музыкальном инструменте играли пастухи.

Дхол

Дхол – это как биение сердца, это ключевой инструмент в национальной музыке.

Дхол – это своеобразный барабан с двух сторон обтянутый тонкой кожей. Дхол появился еще в 3000г до нашей эры, когда Армения была языческой страной. Дхол обеспечивает быстрый и активный такт в музыке. Даже если исполнять быстрый такт только на дхоле получается довольно активная своеобразная музыка. Звук получается от ударов палками или пальцами по тонкой мембране. От того насколько тонка мембрана или как хорошо она натянута на барабан, звучание меняется.

Саз

Саз – один из древнейших струнных инструментов в армянской культуре, который упоминается истории. Очертание и картинка саза служила как эмблемой для многих правителей. Саз часть ритмичной армянской национальной музыки.

Кяманча, Канон

Кяманча это своеобразная скрипка, но они однозначно отличается как внешним видом, как и держанием музыкального инструмента. Кяманчу держат вертикально.

Канон или своеобразная наколенная арфа ставят на коленки перед исполнением. В руках женщины канон поет.

Введение

1. Понятие этнической музыки

2. Армянские музыкальные инструменты в современной

этнической музыке. Общая характеристика

3.1. Легенда о дудуке

3.2. История и устройство

3.3. Использование дудука в современной этнической музыке

5. Дхол (доол)

Заключение

Библиография

Введение

Армяне - один из древнейших народов мира, документальная история которого насчитывает около трех тысячелетий. На протяжении столь дли- тельного времени армяне не раз переживали и трагические периоды своей истории, и периоды небывалого расцвета и созидательного труда, одарив мировую цивилизацию замечательными шедеврами материальной и духовной культуры.

Армянская народная музыка - это тонкое сплетение оригинальных интонаций, ритмов и тембров, сопровождающее народ и символизирующее весь спектр его переживаний - от радостных до печальных. Весьма музыкальный народ с самого начала своей истории изобретал и пробовал уникальные средства исполнения своей музыки.

Традиционные армянские инструменты имеют тысячелетнюю историю. С течением времени путем усовершенствования инструментов и создания новых, армянский оркестр еще больше обогатился. Игра на народных инструментах давно и прочно заняла место в академической среде.

Актуальность темы. Особенно важно изучать народные, в том числе и армянские, музыкальные инструменты, так как в современном музыкальном мире все чаще используются народные инструменты, профессиональные исполнители работают не только в быту - на свадьбах, похоронах и прочих мероприятиях, - но и в солидных ансамблях и оркестрах,

Цель работы - показать особенности армянских музыкальных инструментов в современной этнической музыке.

Задачи:

дать понятие этнической музыки;

рассказать об армянских музыкальных инструментах

1. Понятие этнической музыки

Этнос (народ) - исторически сложившаяся на определенной территории культурная и языковая общность людей, осознающая свою самобытность, что отражено в ее самоназвании (этнониме) и установке на этническую эндогамию.

Этническая культура в современном мире больше всего сохраняется в обрядах, связь с этнической традицией выражается в национальных песнях, музыке, танцах, в старинных и возможно утративших уже исконный смысл обрядовых действиях и особенно в сохранении музыкальных инструментов. Достаточно колоритно этническая специфика проступает в народном искусстве. Для современности, как ни парадоксально, характерны не только его исчезновение или унификация отдельных элементов, но и возрождение ряда традиций.

Этни́ческая му́зыка (этника, этно) - ближайший аналог английского термина «World music» (музыка народов мира, музыка мира). Современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки (различных культур мира) и классической музыки неевропейских традиций звукорядов, инструментов, манер исполнения и т. п. В произведениях этнической музыки применяются звуки «хоомей», джембе, дудука, ситара, волынки, диджериду. Распространено семплирование народных инструментов и пения.

В музыкальной индустрии словосочетание может использоваться как синонимнародной музыки. Термин получил распространение в 1980-х годах, как раздел для классификации таких явлений в музыкальной индустрии. В эту категорию попадает не только народная, но и популярная музыка с элементами, не характерных для ряда западных стран (кельтская музыка), и та музыка, на которую повлияла этническая музыка развивающихся стран (например, афро-кубинская музыка, рэггей).

Принятый в русском языке термин «этническая музыка» является компромиссным: Существует множество музыкальных произведений на стыке этнической и классической музыки.

В России за последние годы жанр этнической и world музыки становиться все более и более популярным.

2. Армянские музыкальные инструменты

в современной этнической музыке. Общая характеристика

Главным инструментом группы ударных является дхол.

Другой ударный - давул - используется в качестве сопровождения к духовым инструментам, выполняя ту же функцию, что дхол. Давул - это большой двусторонний барабан с мембраном из овечьей и козлиной кожи.

Среди духовых инструментов наиболее известными являются, помимо дудука, зурна, шви. Зурна звучит резко, пронзительно, звонко, гораздо более экспрессивно, чем гобой (английский рожок), с которым принято сравнивать инструмент. Зурна впервые упоминается в IX веке в эпосе «Давид Сасунский». Шви - это цельнодеревянный духовой инструмент, принадлежит к роду свирели. Характеризуется чистым, практически прозрачным звуком.

Канон - армянский струнный музыкальный инструмент. Он принадлежит к роду наколенной арфы и считается одним из предшественников клавесина и фортепиано. Звук извлекается плектром. Канон был создан в Западной Армении.

3. Дудук

Армению можно не только увидеть. Она часто бывает слышна - когда звучит дудук. Бархатному тембру и ускользающим интонациям абрикосового дерева внимает весь мир. Дудук обладает уникальной способностью быть уместным везде: на концертах в филармонии, на похоронах и свадьбах, в большом голливудском кино, российских поп-проектах и на международных джазовых джем-сейшнах. Армянский дудук - великий инструмент. Есть очень красивая легенде о дудуке.

3.1. Легенда о дудуке

Как-то, пролетая над горами, Юный Ветер увидел прекрасное дерево, которого раньше нигде не встречал. Он был очарован. Перебирая лепестки его нежных цветов, слегка касаясь зазубрин листьев, он извлекал удивительные мелодии, звуки которых разносились далеко вокруг. Когда Верховному Ветру донесли об этом, он обрушил свой гнев на горы, уничтожив почти всю растительность. Юный Ветер, раскинувшись шатром над своим деревом, изо всех сил пытался его спасти. Более того, объявил, что готов ради этого на любые жертвы. И тогда Владыка Ветров ответил ему: «Что ж, оставайся! Но отныне ты никогда больше не сможешь летать!» Счастливый Ветерок хотел сложить свои крылья, но повелитель остановил его: «Нет, это слишком легко. Крылья останутся с тобой. В любой момент ты сможешь взлететь. Но как только сделаешь это, дерево погибнет». Юный Ветер не смутился, ведь и крылья остались при нем, и он - при дереве. Все бы хорошо, но когда наступила осень, дерево оголилось, и не стало ни цветов, ни листьев, которыми можно было забавляться. Юный Ветер испытал страшную тоску. Вокруг носились его собратья, срывая последние листья с окрестных деревьев. Наполняя горы победным воем, они словно приглашали его в свой хоровод. И однажды, не выдержав, он присоединился к ним. В то же мгновение дерево погибло, сталась только веточка, в которой запуталась частица ветра.
Через какое-то время мальчик, собиравший хворост, нашел ее и смастерил дудочку, которая, стоило поднести ее к губам, словно сама играла грустную мелодию расставания. Потому что главное в любви - это не готовность навсегда отказаться от чего-то, потеряв возможность получить желаемое, а способность не делать чего-то, имея такую возможность.

Название инструмента - дудук. В древности носившее название "циранапох" (труба из абрикоса).

В душе каждого армянина просыпается древность, понимание себя как части загадочного народа с трагичной историей при голосе дудука. Часто дудук заставляет прозреть в звуках и взглянуть на вещи с обновлённым взглядом. Дудук подарен Богом поскольку ни одна современная программа и синтезатор не могут воспроизвести все звуки дудука, передать многие музыкальные характеристики инструмента.

Волшебные звуки дудука - они разнообразны, словно голос, говорят нам об этом.

Танец и любовные песни, свадьбы или похоронные церемонии не обходятся без него, без дудука. Это дух народа и звуки утраченного. Утраченной свободы и приобретенного счастья. Пронзительность дудука заставляет не складывать руки, а думать о лучшем, вспоминая старое, бороться и побеждать, строить и приумножать. Дудук как ни один другой инструмент способен выразить душу армянского народа. Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук - это единственный инструмент, который заставляет его плакать.

Безусловно, вся история создания дудука обязана мастерам дудука, людям которые на протяжении веков доводили до совершенства звучание этого народного армянского инструмента, придавая совершенные звуки характерные конструкции "абрикосовой трубки". Трубки, в которую мастер вложил свой плач и надежду, радость и молчание, он смог им разговаривать, чтобы не показывать слезу. Маленький инструмент, гораздо уступающий по размерам органу или саксофону, выбившийся из глубины веков даёт пространство и тяжёлый волнующий тон звукам. В руках лучших мастеров дудука он становиться частью голоса, разговаривая, поёт, говорит ярко, но тихо, словно старейшина, дающий напутствие молодым, уча жизни и прививая армянское сознание снова и снова.

3.2. История и устройство

Дудук - один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. В русле данной гипотезы, мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет. Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Армянский историк V века н. э. Мовсес Хоренаци в своих трудах говорит об инструменте «циранапох» (Трубке из абрикосового дерева), что является одним из древнейших письменных упоминании о данном инструменте. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях. Возможно, вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т. д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т. д., дудук распространялся и на этих территориях. Также дудук мог проникать за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим в соответствующее время торговым путям, часть из которых проходила в том числе и через Армению. Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, он в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготовляется инструмент.

Наиболее ранние инструменты, подобные дудуку, делались из костей животных и тростника. В настоящее время дудук делается исключительно из дерева. А армянский дудук - из абрикосового дерева, плоды которого впервые были привезены в Европу именно из Армении. Абрикосовое дерево обладает уникальной способностью резонировать. Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на голос. Язычок делается из двух кусков тростника, который в больших количествах произрастает по берегам реки Аракс. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука - достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание с тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.

Введение

1. Понятие этнической музыки

2. Армянские музыкальные инструменты в современной

этнической музыке. Общая характеристика

3.1. Легенда о дудуке

3.2. История и устройство

3.3. Использование дудука в современной этнической музыке

5. Дхол (доол)

Заключение

Библиография

Введение

Армяне - один из древнейших народов мира, документальная история которого насчитывает около трех тысячелетий. На протяжении столь дли- тельного времени армяне не раз переживали и трагические периоды своей истории, и периоды небывалого расцвета и созидательного труда, одарив мировую цивилизацию замечательными шедеврами материальной и духовной культуры.

Армянская народная музыка - это тонкое сплетение оригинальных интонаций, ритмов и тембров, сопровождающее народ и символизирующее весь спектр его переживаний - от радостных до печальных. Весьма музыкальный народ с самого начала своей истории изобретал и пробовал уникальные средства исполнения своей музыки.

Традиционные армянские инструменты имеют тысячелетнюю историю. С течением времени путем усовершенствования инструментов и создания новых, армянский оркестр еще больше обогатился. Игра на народных инструментах давно и прочно заняла место в академической среде.

Актуальность темы. Особенно важно изучать народные, в том числе и армянские, музыкальные инструменты, так как в современном музыкальном мире все чаще используются народные инструменты, профессиональные исполнители работают не только в быту - на свадьбах, похоронах и прочих мероприятиях, - но и в солидных ансамблях и оркестрах,

Цель работы - показать особенности армянских музыкальных инструментов в современной этнической музыке.

Задачи:

дать понятие этнической музыки;

рассказать об армянских музыкальных инструментах

1. Понятие этнической музыки

Этнос (народ) - исторически сложившаяся на определенной территории культурная и языковая общность людей, осознающая свою самобытность, что отражено в ее самоназвании (этнониме) и установке на этническую эндогамию.

Этническая культура в современном мире больше всего сохраняется в обрядах, связь с этнической традицией выражается в национальных песнях, музыке, танцах, в старинных и возможно утративших уже исконный смысл обрядовых действиях и особенно в сохранении музыкальных инструментов. Достаточно колоритно этническая специфика проступает в народном искусстве. Для современности, как ни парадоксально, характерны не только его исчезновение или унификация отдельных элементов, но и возрождение ряда традиций.

Этни́ческая му́зыка (этника, этно) - ближайший аналог английского термина «World music» (музыка народов мира, музыка мира). Современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки (различных культур мира) и классической музыки неевропейских традиций звукорядов, инструментов, манер исполнения и т. п. В произведениях этнической музыки применяются звуки «хоомей», джембе, дудука, ситара, волынки, диджериду. Распространено семплирование народных инструментов и пения.

В музыкальной индустрии словосочетание может использоваться как синонимнародной музыки. Термин получил распространение в 1980-х годах, как раздел для классификации таких явлений в музыкальной индустрии. В эту категорию попадает не только народная, но и популярная музыка с элементами, не характерных для ряда западных стран (кельтская музыка), и та музыка, на которую повлияла этническая музыка развивающихся стран (например, афро-кубинская музыка, рэггей).

Принятый в русском языке термин «этническая музыка» является компромиссным: Существует множество музыкальных произведений на стыке этнической и классической музыки.

В России за последние годы жанр этнической и world музыки становиться все более и более популярным.

2. Армянские музыкальные инструменты

в современной этнической музыке. Общая характеристика

Главным инструментом группы ударных является дхол.

Другой ударный - давул - используется в качестве сопровождения к духовым инструментам, выполняя ту же функцию, что дхол. Давул - это большой двусторонний барабан с мембраном из овечьей и козлиной кожи.

Среди духовых инструментов наиболее известными являются, помимо дудука, зурна, шви. Зурна звучит резко, пронзительно, звонко, гораздо более экспрессивно, чем гобой (английский рожок), с которым принято сравнивать инструмент. Зурна впервые упоминается в IX веке в эпосе «Давид Сасунский». Шви - это цельнодеревянный духовой инструмент, принадлежит к роду свирели. Характеризуется чистым, практически прозрачным звуком.

Канон - армянский струнный музыкальный инструмент. Он принадлежит к роду наколенной арфы и считается одним из предшественников клавесина и фортепиано. Звук извлекается плектром. Канон был создан в Западной Армении.

3. Дудук

Армению можно не только увидеть. Она часто бывает слышна - когда звучит дудук. Бархатному тембру и ускользающим интонациям абрикосового дерева внимает весь мир. Дудук обладает уникальной способностью быть уместным везде: на концертах в филармонии, на похоронах и свадьбах, в большом голливудском кино, российских поп-проектах и на международных джазовых джем-сейшнах. Армянский дудук - великий инструмент. Есть очень красивая легенде о дудуке.

3.1. Легенда о дудуке

Как-то, пролетая над горами, Юный Ветер увидел прекрасное дерево, которого раньше нигде не встречал. Он был очарован. Перебирая лепестки его нежных цветов, слегка касаясь зазубрин листьев, он извлекал удивительные мелодии, звуки которых разносились далеко вокруг. Когда Верховному Ветру донесли об этом, он обрушил свой гнев на горы, уничтожив почти всю растительность. Юный Ветер, раскинувшись шатром над своим деревом, изо всех сил пытался его спасти. Более того, объявил, что готов ради этого на любые жертвы. И тогда Владыка Ветров ответил ему: «Что ж, оставайся! Но отныне ты никогда больше не сможешь летать!» Счастливый Ветерок хотел сложить свои крылья, но повелитель остановил его: «Нет, это слишком легко. Крылья останутся с тобой. В любой момент ты сможешь взлететь. Но как только сделаешь это, дерево погибнет». Юный Ветер не смутился, ведь и крылья остались при нем, и он - при дереве. Все бы хорошо, но когда наступила осень, дерево оголилось, и не стало ни цветов, ни листьев, которыми можно было забавляться. Юный Ветер испытал страшную тоску. Вокруг носились его собратья, срывая последние листья с окрестных деревьев. Наполняя горы победным воем, они словно приглашали его в свой хоровод. И однажды, не выдержав, он присоединился к ним. В то же мгновение дерево погибло, сталась только веточка, в которой запуталась частица ветра.
Через какое-то время мальчик, собиравший хворост, нашел ее и смастерил дудочку, которая, стоило поднести ее к губам, словно сама играла грустную мелодию расставания. Потому что главное в любви - это не готовность навсегда отказаться от чего-то, потеряв возможность получить желаемое, а способность не делать чего-то, имея такую возможность.

Название инструмента - дудук. В древности носившее название "циранапох" (труба из абрикоса).

В душе каждого армянина просыпается древность, понимание себя как части загадочного народа с трагичной историей при голосе дудука. Часто дудук заставляет прозреть в звуках и взглянуть на вещи с обновлённым взглядом. Дудук подарен Богом поскольку ни одна современная программа и синтезатор не могут воспроизвести все звуки дудука, передать многие музыкальные характеристики инструмента.

Волшебные звуки дудука - они разнообразны, словно голос, говорят нам об этом.

Танец и любовные песни, свадьбы или похоронные церемонии не обходятся без него, без дудука. Это дух народа и звуки утраченного. Утраченной свободы и приобретенного счастья. Пронзительность дудука заставляет не складывать руки, а думать о лучшем, вспоминая старое, бороться и побеждать, строить и приумножать. Дудук как ни один другой инструмент способен выразить душу армянского народа. Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук - это единственный инструмент, который заставляет его плакать.

Безусловно, вся история создания дудука обязана мастерам дудука, людям которые на протяжении веков доводили до совершенства звучание этого народного армянского инструмента, придавая совершенные звуки характерные конструкции "абрикосовой трубки". Трубки, в которую мастер вложил свой плач и надежду, радость и молчание, он смог им разговаривать, чтобы не показывать слезу. Маленький инструмент, гораздо уступающий по размерам органу или саксофону, выбившийся из глубины веков даёт пространство и тяжёлый волнующий тон звукам. В руках лучших мастеров дудука он становиться частью голоса, разговаривая, поёт, говорит ярко, но тихо, словно старейшина, дающий напутствие молодым, уча жизни и прививая армянское сознание снова и снова.

3.2. История и устройство

Дудук - один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. В русле данной гипотезы, мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет. Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Армянский историк V века н. э. Мовсес Хоренаци в своих трудах говорит об инструменте «циранапох» (Трубке из абрикосового дерева), что является одним из древнейших письменных упоминании о данном инструменте. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях. Возможно, вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т. д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т. д., дудук распространялся и на этих территориях. Также дудук мог проникать за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим в соответствующее время торговым путям, часть из которых проходила в том числе и через Армению. Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, он в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготовляется инструмент.

Наиболее ранние инструменты, подобные дудуку, делались из костей животных и тростника. В настоящее время дудук делается исключительно из дерева. А армянский дудук - из абрикосового дерева, плоды которого впервые были привезены в Европу именно из Армении. Абрикосовое дерево обладает уникальной способностью резонировать. Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на голос. Язычок делается из двух кусков тростника, который в больших количествах произрастает по берегам реки Аракс. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука - достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание с тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.

На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. К примеру, 40-сантиметровый дудук считается наиболее подходящим для исполнения любовных песен, в то время как более короткий чаще аккомпанирует танцам. Армянский дудук на протяжении своей многовековой истории остался практически неизменным - изменялась лишь манера игры. Несмотря на то, что его диапазон составляет одну октаву, для игры на дудуке требуется немалое умение. Знаменитый армянский дудукист Дживан Гаспарян отмечает: «Американцы и японцы пытались воспроизвести звучание дудука на синтезаторе, но всякий раз это им не удавалось. Это означает, что дудук подарен нам Богом».

Дудук состоит из трубки и съёмного двойного язычка (трости). Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см. На лицевой стороне имеется 7 (либо 8) игровых отверстий и одно (или два), для большого пальца - на обратной стороне. Длина двойного язычка, известного как «ехе́г» (арм. եղեգ), обычно равна 9-14 см. Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается. В начале XX в. дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несморя на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.

Аппликатура наиболее распространенной модели представлена на следующей схеме:

Если не используется трость дудука продолжительное время, она высыхает и ее края сжимаются. В этом случае необходимо залить простую воду в трость, встряхнуть, вылить воду и подождать. Через 10-15 минут края трости отделятся друг от друга, и трость можно будет использовать. При игре на дудуке можно регулировать его настройку регулятором тона: когда Вы прижимаете его, тон повышается; при ослаблении – понижается.

3.3. Использование дудука

в современной этнической музыке

Инструмент и музыка дудука традиционно являются неотъемлемой частью общественной жизни и культурной идентичности армянского народа. Звуки дудука раздаются во время самых главных событиях в жизни любого армянина: на народных празднованиях, крупнейших торжествах, свадебных церемониях. Но в последние годы дудук обретает новый статус: он переходит в категорию концертного инструмента, завоевывая особое место в академической культуре. Эти тенденции не прошли мимо внимания экспертов ЮНЕСКО: в 2005 году музыку, исполняемую на армянском дудуке, объявили шедевром нематериального культурного наследия человечества. Несомненно, Дживан Гаспарян, об игре которого ходят легенды, будучи главным популяризатором армянской музыки, сыграл в этом признании ключевую роль.

Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно армянские дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах - зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает армянские народные песни и танцы.

Сегодня дудук звучит во множестве кинофильмов. Первой картиной с участием дудука стала «Последнее искушение Христа». Среди других известных фильмов - «Ворон», «Зена - королева воинов», «Гладиатор», «Арарат», «Халк», «Александр», «Страсти Христовы», «Мюнхен», «Сириана», «Код да Винчи».

Тот, кто ни разу не слышал, как звучит дудук, не поймет, почему за ним охотится большинство самых крупных режиссеров. Этому миниатюрному инструменту по силам отразить все нюансы жизни и натуры человека..

Инструмент и музыка дудука традиционно являются неотъемлемой частью общественной жизни и культурной идентичности армянского народа. Звуки дудука раздаются во время самых главных событиях в жизни любого армянина: на народных празднованиях, крупнейших торжествах, свадебных и похоронных церемониях. Но в последние годы дудук обретает новый статус: он переходит в категорию концертного инструмента, завоевывая особое место в академической культуре.

4. Зурна

Зурна - деревянный духовой музыкальный инструмент.

Представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8-9) отверстиями (одно из которых находится на противоположной остальным стороне). Зурна находится в близком родстве с гобоем (имеет такую же двойную трость) и считается одним из его предшественников.

Диапазон зурны - около полутора октав диатонического или хроматического звукоряда, тембр яркий и пронзительный.

Музыкант, играющий на зурне, называется зурначи. Широко распространён инструментальный ансамбль трёх музыкантов, в котором один зурначи играет мелодию, другой вторит ему долгими протяжными звуками на главных ступенях лада, а третий музыкант выбивает сложную, разнообразно варьируемую ритмическую основу на ударном инструменте - дхоле или доли. На зурне играют большей частью на открытом воздухе, в закрытых помещениях её обычно заменяют дудуком.

Множество разновидностей зурны нашли очень большое распространение у народов Среднего Востока, Кавказа и Китая.

Зурна, в основном, вытачивается из древесины абрикоса, ореха или тутового дерева. Ствол инструмента, имея на верхнем конце диаметр в 20 мм, книзу расширяется до 60-65 мм в диаметре. Общая длина инструмента - 302-317 мм.

На лицевой стороне ствола просверливаются 7 отверстий, а на тыльной - одно. В верхний конец ствола вставляется втулка («маша»), имеющая в длину 120 мм и вытачивается из дикорастущей ивы, ореха или абрикоса. Назначение втулки в том, чтобы регулировать настройку пластины. Мундштук, изготовленный особым способом из камыша, произраставшего в сухом месте, имеет в длину 7-10 мм. Чтобы извлечь звук из инструмента, исполнитель, набирая воздух в полость рта, выдувает его соответствующим образом через этот мундштук.

Диапазон зурны охватывает звуки от «си бемоль» малой октавы до «до» третьей октавы; при мастерстве исполнителя этот диапазон можно расширить еще на несколько звуков. Эти звуки в среде исполнителей именуют как «сефир сесляр».

Зурна, главным образом, используется для исполнения образцов фольклорной музыки во время народных празднества на открытом воздухе. В истории существовали такие разновидности этого инструмента, как «гара зурна», «араби зурна», «джура зурна», «аджеми зурна», «габа зурна», «шехаби зурна». Зурна, как правило, входит в состав ансамблей духовых инструментов. В качестве же солирующего инструмента зурна в составе ансамблей или оркестров используется для исполнения некоторых танцевальных мелодий, в том числе «джанги» и других музыкальных образцов. Узеир Гаджибеков в своей опере «Кёроглу» ввел зурну в состав симфонического оркестра.

4. Дхол (доол)

Доол, доуль, дхол, армянский ударный музыкальный инструмент, род двустороннего барабана. Одна из мембран толще другой. Звук извлекается двумя деревянными палками (толстой и тонкой) или пальцами и ладонями рук. Ранее применялся в военных походах, в настоящее время используется в ансамбле с зурнами, сопровождает танцы, шествия.

Это род двустороннего барабана. Корпус инструмента выполнен из дерева грецкого ореха с мембранами из кожи. Дхол предположительно появился в связи с культом поклонения древней богине Анаит (3000-2000 гг. до н. э.). В оркестре (ансамбле) дхол выполняет ритмическую функцию. Инструмент, поддерживая четкость и остроту ритма, подчеркивает особый колорит звучания армянских народных инструментов.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что:

1. Современная массовая культура не исключает возможности обращения к армянским народным инструментам. Они используются – как правило, но не всегда, – для исполнения музыки развивающей этнический компонент в самых разнообразных формах. Существование и «окупаемость» исполнительских коллективов разных направлений, исполняющих этническую музыку в той или иной форме, говорит о ее востребованности. Исполнителями выступают как музыканты любители, так и получившие профессиональное образование.

2. Ни в каком искусстве, ни в каких его видах и жанрах не имеет основного значения «первородность» его происхождения. В том числе «не имеет никакого значения то, в какой стране, у какого народа впервые появилась первоначальная конструкция того или иного народного инструмента для выявления его национальной принадлежности. Основополагающий критерий – именно традиционность бытования в определенной этнической среде для выражения национального музыкального искусства

Библиография

1. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1999.

2. Армянская музыка. Музыкальная энциклопедия.- М., 2003. Т. I.

3. Асланян А.А., Багдасарян А.Б. Армения. М: Мысль, 2006

4. Багдыков, Г. Краткая история донских армян [Текст] / Г. Багдыков. – Ростов н/Д, 1997. – 24 с.

5. Бакланова Т.Н. Международный проект этнохудожественного образования «Русская художественная культура» // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. – М., 2004.

6. Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. – М., 1995.–С. 5.

7. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1999.

8. Бархударян В.Б. История армянской колонии Новая Нахичевань, изд.
«Айастан», Ереван, 1996.

9. Бдоян В.А. Этнография армян. Краткий очерк. Ер., 1974, с.30-50.

10. Богатырев ЛюГ. Вопросы теории народного искусства. – М., 2001.

11. Браглей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 2003.

12. Записки Ростовского Общества истории, древности и природы: отры-вок из книги // Е. А. Шахазиз Норнахичеван и норнахичеванцы; пер. на рус. яз. В. Канского. – Т. 2. – 1994.

13. Кристостурян Х. Фольклор армян на Дону [Текст] / Х. Кристостурян // Молот. – 1971. – 3 дек.

14. Кристостурян Х. Фольклор донских армян [Текст] / Х. Кристостурян // Лит. Армения. – 1971. – № 11.

15. К у ш н а р е в X. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. - Л., 1998.

16. Люледжиян, М. Г. Крым [Текст] : очерки / М. Г. Люледжиян. – Симферополь, 1979.

17. М а н у к я н М. Т. Армянская этнография и фольклор. - Ереван, 2001. Введение. Т. II.

18. Микаэлян, В. А. История крымских армян [Текст] / В. А. Микаэлян. – Ереван: Айастан, 1989.

19. Н е р с е с я н И. Г. История армянского народа. -Ереван, 2000.

20. Пештмалджян М.Г. Памятники армянских поселений. - Ереван, 1997

21. Поркшеян Х.А Фольклор армян Дона. - Ереван 1999 г.

22. Поркшеян Х.А., Люледжиян М.Г. Фольклор армян Дона. – Ереван, 1991

23. Тагмизян Н. К. Теория музыки в древней Армении. - Ереван, 2002

24. Щуров В.М. Региональные традиции в русском музыкальном фольклоре //Музыкальная фольклористика.2004

Тот, кто ни разу не слышал его звуки, не может представить себе, что это такое. Армянский дудук – инструмент древний, но не может устареть, пока его пение продолжает радовать людей. Недаром он известен далеко за пределами Армении и постоянно находит все больше новых своих поклонников. В 2005 году музыка этого духового инструмента была признана шедевром Всемирного нематериально культурного наследия ЮНЕСКО.

Секреты изготовления армянского дудука

Дудук – духовой музыкальный инструмент. Устройство его достаточно простое – это трубка и двойной язычок, который может сниматься. Интересно, что язычок всегда изготавливается из двух пластин, для создания которых используется исключительно тростник, собираемый на берегах Аракса.

Длина как трубки, так и язычка строго определена. Так, язычок равняется 9-14 см, сама трубка может быть 40, 33, 28 см. Кроме того, на верхней его поверхности предусмотрено 7 (иногда 8, в зависимости от строя) отверстий для прохода воздуха и звука, а на нижней – 1-2 отверстия, которые закрываются большим пальцем руки.

Во время игры на инструменте человек перебирает пальцами по отверстиям, перекрывая их в нужные моменты. Одновременно на язычок оказывается воздействие воздухом, вследствие чего пластины вибрируют.

На трубке обычно имеется специальный регулятор, позволяющий настраивать нужный тон инструмента. Если на этот регулятор нажать, тональность будет повышена. И, наоборот, при небольшом ослаблении регулятора начинает снижаться и тон.

У армян имеется собственное название инструмента – циранапох. На русский язык это слово переводится как «душа абрикосового дерева». Почему именно абрикосовая? Потому что мастера, создающие его уверены, что только из абрикосового дерева можно создать настоящий волшебный инструмент.

История происхождения инструмента

Когда именно и кем был создан армянский дудук, точных сведений не имеется. Известно лишь, что он появился в невероятно древние времена и с тех пор практически не изменил своей конструкции. Если верить некоторым историкам, он известен не менее 3 000 лет, поскольку духовой инструмент, очень похожий на него, существовал в Урарту.

Эти утверждения вполне обоснованны, так как государство Урарту располагалось в свое время на Армянском нагорье – то есть, той территории, которая сегодня занята Арменией, а также частично такими странами, как Иран, Турция и . Во всяком случае, в урартских письменных источниках не один раз упоминается инструмент, напоминающий современный дудук.

Существуют и другие мнения относительно времени его происхождения. Некоторые ученые утверждают, что он был создан в I веке до нашей эры, во времена правления Тиграна II Великого. Кое-кто из исследователей опирается на записи исторических хроник V века, когда жил летописец и историк Мовсес Хоренаци. Он в своих сочинениях упоминает о циранапохе.

Зато есть бесспорные свидетельства того, что в Средние века этот музыкальный инструмент был уже широко распространен – об этом свидетельствуют иллюстрации старинных рукописей. Вполне велика вероятность и того, что, благодаря развитым торговым связям и других государств того времени, дудук получил широкое распространение не только на армянской территории. Судя по всему, им пользовались и в Крыму, и в ближневосточных странах, и даже на Балканах.

Нельзя утверждать, что этот духовой инструмент изначально имел современный вид и изготавливался сразу из абрикосовой древесины. Так, его прообразы создавались из тростника или кости. Но со временем люди начали использовать древесину. Было замечено, что различные деревья при условии одной и той же технологии изготовления дудука способны издавать различные звуки. Так и выбран был абрикос, потому что именно эта древесина умеет резонировать так, как не способна ни одна другая.

В соседних странах для создания инструментов, подобных циранапоху, выбирали орех или сливу. Тем не менее, его аналоги, созданные из древесины этих деревьев, издавали не мягкий чарующий, а резкий и не слишком приятный для уха звук.

Армяне очень трепетно относятся и к своему национальному инструменту, и к его истории. Существует целая легенда, посвященная дудуку. В ней говорится о том, как Молодой Ветер влюбился в удивительное дерево, растущее в горах. Но Старый Вихрь, услышав об этом, решил уничтожить не только деревце, но и всю растительность в округе.

После того, как Молодой Ветер попросил не делать этого, Вихрь согласился, но с условием – что Ветер никогда больше не сможет передвигаться, иначе его любимое деревце погибнет. Ветерок держался долго, до самой осени, пока с дерева не опали последние листочки. Тогда Молодой Ветер на мгновение забыл о своем обещании и взлетел.

Но как только он это сделал, дерево сразу же засохло и исчезло. От него осталась лишь небольшая ветка – и то лишь потому, что Молодой Ветер краем одежды запутался в ней. Некоторое время спустя какой-то бедняк поднял ее и решил сделать из ветки дудочку. И новый инструмент запел волшебную песню о любви и верности. Так и был изобретен дудук.

Настройка строя и особенности звучания

Возможно, именно приведенная легенда явилась причиной возникновения одного старинного обычая, который сегодня, к сожалению, уходит в прошлое. В старину этот инструмент на заказ не изготавливали. Если музыканту требовался дудук, он должен был создать его самостоятельно. Считалось, что таким образом он передает часть своей души – благодаря этому звук получался таким бархатным и живым.

Существовали и настоящие виртуозы, которые умели завораживать игрой любого слушателя. У каждого из них был собственный дудук, который находился с музыкантом на протяжении всей жизни. Своим сыновьям и ученикам такой мастер свой инструмент не передавал, однако всегда помогал советами по изготовлению их личных музыкального изделия. Все это свидетельствует о том, насколько важным в жизни любого музыканта был этот незамысловатый инструмент.

Сегодня дудукист не занимается изготовлением самостоятельно. Армянский музыкальный инструмент дудук создается руками специалистов, которым известны все тонкости подбора материала и технологии. Однако легендарный , который считается самым востребованным на сегодняшний день дудукистом, известен тем, что своими руками изготовил свой первый инструмент, решив подчеркнуть, что он по доброй воле выбрал путь музыканта и следует армянским традициям.

Вероятно, обычай создавать дудук самостоятельно имеет под собой некоторые основания ментального плана. Этот духовой инструмент способен издавать необычайно выразительные звуки. Эксперты подчеркивают, что ни один аналог не обладает таким тембром. Вслушиваясь в звучание, человек открывает себе свою же душу.

Он неким волшебным образом может всколыхнуть в сердце все самое возвышенное. Как тут не вспомнить слова композитора Арама Хачатуряна, который утверждал, что единственный в мире музыкальный инструмент, способный вызывать у него слезы, – это как раз дудук.

Исследователи в области музыки отнесли его к однооктавным диатоническим. Да, октава здесь одна, но, тем не менее, из инструмента можно извлекать и хроматические ноты. Для этого должно присутствовать определенное умение. Давно замечено, что армяне могут создавать те самые волшебные мелодии, которые составили славу инструменту. По словам того же Гаспаряна, в свое время японцы и американцы делали попытки воспроизвести звуки этого инструмента с помощью синтезатора. Однако у них ничего не получилось.

Звучание во многом зависит и от того, от строя и длины изделия. Например, в Азербайджане играют на дудуке строя си, и называют его «балабан», а в Армении, чаще всего, строй ля. На коротком инструменте в основном играют танцевальные мелодии. А вот максимально длинный – в 40 см длиной идеально подходит для того, чтобы исполнять любовные и лирические композиции.

Звук у этого удивительного инструмента является немного приглушенным, отчего кажется бархатистым. Звучит он в тональности сопрано и альта, при этом очень эмоционален. Чаще всего на нем играют парно, где выступают дудук ведущий и дам-дудук. При этом дам производит только общий фон, а мелодию играет ведущий дудукист.

Особенностью дам-дудука является игра при непрерывном дыхании. Подобной технике приходится обучаться долгое время. К тому же, сыграть соло на нем невозможно – он изумительно звучит только парно.

Значение в мировой культуре и кинематографе

Циранапох – это важная часть традиционной армянской культуры. В на этом инструменте играли в честь самых разных событий. Дудукисты сопровождали церемонии похорон, играли на свадьбах. Обязательным было их присутствие на общих народных праздниках, там, где требовались и музыка.

Сегодня его можно услышать в саундтреках Голливудских фильмов, в ансамблях и национальных оркестрах. Нередко инструмент включают в состав аккомпанемента музыкальных композиций. Нельзя еще раз не вспомнить Дживана Гаспаряна – этот композитор сотрудничал со многими известнейшими российскими и зарубежными музыкантами.

Настоящим прорывом в популяризации инструмента стал саундтрек к американскому фильму «Гладиатор». Имен после того как фильм вышел на экраны, у дудука появились тысячи поклонников. Людей заинтересовала необычная звучность и напевность национального духового инструмента.

К числу самых известных дудукистов относятся:

  • Дживан Гаспарян;
  • Ованес Касьян;
  • Мкртич Малхасян;
  • Людвиг Гарибян;
  • Ваче Овсепян;
  • Сергей Карапетян;
  • Геворг Дабагян.

Многих интересует, где можно достать такой инструмент. Купить настоящий мастеровой армянский дудук не так-то легко, поскольку это товар штучный. Самыми известными мастерами на являются Армен и Аркадий Каграманяны – отец и сын. За 40 лет они изготовили несколько сотен дудуков. Вы можете заказать духовые инструменты семьи Каграманян в магазине КавказСувенир.ру .

Традиционные армянские музыкальные инструменты отличаются тысячелетней историей. До наших дней дошло немало духовых, струнных и ударных приспособлений, которые веками использовались местными народными коллективами. Наиболее интересные армянские народные музыкальные инструменты рассмотрим в нашей публикации.

Дудук

Дудук - один из древнейших духовых инструментов во всем мире. Изобретение устройства датируется первым веком до нашей эры. Описания приспособления содержатся в многочисленных рукописях времен Средневековья.

Армянский музыкальный инструмент имеет вид полой трубки из древесины абрикосы. В конструкцию входит съемный тростниковый мундштук. Лицевая поверхность содержит 8 отверстий. На тыльной стороне выполнено еще два проема. Один из них используют в целях настройки инструмента, а другой - для закрытия большим пальцем во время игры.

Дудук издает звуки благодаря вибрации пластин тростникового мундштука. Просвет элементов регулируют путем изменения напора воздуха. Отдельные ноты берут закрыванием и открыванием отверстий на корпусе. Значение во время игры на инструменте имеет правильное дыхание. Музыканты делают стремительный глубокий вдох. Затем выполняют ровный протяжный выдох.

Зурна

Зурна - армянский духовой музыкальный инструмент, который в древности широко использовался народами Закавказья. Приспособление выполнено в виде деревянной трубки с раструбным окончанием. Полый корпус содержит 8-9 отверстий. Одно из них располагается на тыльной стороне. Диапазон этого армянский музыкальный инструмент охватывает около полутора октав. Тембр звучания устройства пронзительный.

Зурна считается предшественником современного гобоя. Инструмент находит применение в ансамблях, которые формируются из тройки музыкантов. Главенствующий солист воспроизводит основную мелодию. Второй участник коллектива издает протяжные звуки. Третий музыкант отвечает за ритмическую часть композиции, играя на ударном инструменте дхоле.

Саз

Этот армянский народный музыкальный инструмент имеет грушевидное очертание. Прибор выполняется из древесины ореха либо туи. Саз выдалбливают из цельной заготовки или же клеят, используя отдельные клепки. От корпуса отходит длинный гриф с 16-17 ладами. Элемент содержит округление с тыльной стороны. На головке грифа содержатся колки, с помощью которых натягивают струны. Количество последних может варьироваться от шести до восьми, в зависимости от размера этого армянского музыкального инструмента.

Дхол

Дхол представляет собой этнический армянский барабан. Инструмент изобрели еще во времена языческой страницы в истории государства. С помощью устройства задавали ритм для маршировки солдат в ходе военных походов. Звучание барабана эффектно переплетается с мелодией дудука и зурны.

Инструмент обладает цилиндрической формой. Корпус изготавливают преимущественно из металла. Дхол может комплектоваться одной или двумя мембранами. В качестве ударной поверхности древние армяне обычно использовали тонкую листовую медь, древесину грецкого ореха либо керамику. Ныне заменой указанным материалам чаще всего служит пластик. В случаях, когда устройство выполняется с использованием двух мембран, элементы соединяются между собой вереницами. Сила натяжения веревочек позволяет корректировать высоту звучания барабана.

Играют на дхоле согласно следующему принципу:

  • усаживаются на стул;
  • нижнюю плоскость барабана упирают в ногу;
  • корпус инструмента накрывают предплечьем;
  • по мембране наносят четкие удары пальцами в области между краем и центральной областью рабочей поверхности.

Во время воздействия на средину полотна барабана отмечаются глухие низкие интонации. Нанесение ударов по ободкам инструмента позволяет достигать звонкого лязга для поддержания темпа.

Канун

Канун представляет собой армянский струнный музыкальный инструмент, который имеет вид полой внутри деревянной трапеции. Лицевая поверхность представлена плоскостью из сосны толщиной порядка 4 мм. Остальные части устройства обтянуты рыбьей кожей. Струны с одной стороны зафиксированы в специальных проемах на корпусе. В противоположной части инструмента струны присоединены к колкам. Здесь же находятся железные рычаги линги. Последние приподнимаются и опускаются музыкантом во время игры в целях изменения тонов и полутонов.

Кеманча

Инструмент состоит из чашеобразного корпуса незначительных габаритов, который выполняют на основе высушенной тыквы, дерева либо кокосовой скорлупы. Элемент соединен с металлическим стержнем. Последний содержит кожаную деку. На гриф инструмента натянута тройка струн.

Во время игры на кеманче смычок удерживают неподвижно в одной плоскости. Воспроизведение мелодии происходит за счет поворота инструмента. Звучание устройства гнусавое. На кеманче редко играют без сопровождения. Зачастую инструмент используют в целях аккомпанемента к основной мелодии в армянских народных пьесах.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные