Барды России. Советские барды. Барды

Есть такой жанр искусства, который не предназначен для стадионов, полных публики, и забитых концертных залов. Однако фестивали авторской песни – его стихия, здесь никогда нет недостатка в зрителях. Сила бардовской песни и автора, выступающего её исполнителем в том, что они покоряют публику, общаясь отдельно с каждым человеком, ведут со зрителем сокровенную беседу о нетленных материях — духовной, чувственной, о судьбе человека.

Барды — кто это

Кельтское значение bardos относится к древнему индоевропейскому «провозглашать, петь». Кельтские друиды даровали бардам сан жреца. Человек, получивший такое звание, считался властелином звука и при помощи песен и музыки доносил людям содержание тысяч преданий и баллад древности. Бард своим творчеством подымал боевой дух войска, его относили к врачевателям души и тела.

Исполняемые певцами под авторский аккомпанемент баллады и саги, стали традиционны и в средние века. Извечные скитальцы барды имели своих последователей. Широко известны труверы, трубадуры, менестрели, ваганты. Их объединило не только исполнение популярных произведений других авторов, а и собственное сочинительство.

Современные барды

На территории СССР в позапрошлом веке популярный городской романс послужил основой дворовой песни, которая в 30-е годы прошлого столетия стала отдельным направлением в искусстве. В 60-е годы юноша, играющий на гитаре и исполняющий свои песни, стал характерным образом студенческих, туристических посиделок у костра, на кухне, в городском парке и символом молодежной романтики.

В 60-80-х годы, которые называют золотым веком авторской песни, барды стали известными и популярными исполнителями, несмотря на ограничивающую политику СССР в сфере культуры. Тогда же исполнители самодеятельных песен получили название барды. В отличие от официальных песен, бардовские взывали к личности слушателя, затрагивали его чувства, в новом формате раскрывали тему песни.

Барды России

В наши дни понятие бард используется в значении «представляющий авторскую песню», барда в России общепринято называть автором-исполнителем или автором, исполняющим свои произведения.

В музыкально-песенном искусстве барды сформировали отдельный жанр. Несомненно, первенство в нем принадлежит русским бардам Булату Окуджаве, Владимиру Высоцкому. Также стали признанными классиками жанра А. Галич, Ю. Визбор, Е. Клячкин, А. Якушева и другие. Позже к ним присоединилась целая плеяда новых авторов. Эти яркие талантливые исполнители возвысили авторскую песню, своим творчеством завоевали всенародную славу. Благодаря им, ограниченное рамками «квартирное пение» превратилось в явление культуры. Кроме этого, авторская песня показала, что непрофессиональный музыкант и исполнитель способен завоевать душу публики, вызывать неизгладимые впечатления слушателей.

До нынешнего времени ряды поклонников этого жанра не иссякают. Под свой аккомпанемент на гитаре или фортепиано на сцене поют собственные песни многие поэты. И несмотря на то, что поэтическая часть произведения первостепенна в отличие от музыкальной, неторопливый напев под размеренные гитарные переливы дают возможность раскрыться прозе, проникнуть в сердца и души слушателей.

Барды России - представители обширного пласта русской музыкально-песенной культуры, получившей свое развитие с начала 50-х годов прошлого века.

Бард, и исполнитель песни в одном лице, последовательный в своем творчестве. Песни бардов в России отличаются разнообразием жанра и стиля. Кто-то поет шутливые частушки, кто-то старается своими песнями тронуть романтические чувства слушателей. Многие барды России используют тематику своих песен с целью достижения сатирического эффекта.

Владимир Высоцкий - народный артист, русский бард

Есть в авторской песни, чье творчество, безусловно, относится к высокому искусству песенного жанра. Таких бардов единицы, самый известный из них - Владимир Высоцкий, который заслуженно считается непревзойденным мастером авторской песни. Высоцкий обладал уникальным даром перевоплощения, многие из его песен написаны как бы от лица персонажа - это может быть какой-либо неодушевленный предмет, самолет или подводная лодка, микрофон на сцене или эхо в горах.

Начинается песня - и персонаж оживает. ЯК - истребитель, живет своей жизнью, участвует в воздушном бою как бы сам по себе, а летчик ему только мешает. И таких ярких примеров, уникальных песен, написанных от первого лица, можно привести множество.

Авторские песни Высоцкого разделяются по сюжетным признакам. У него есть "дворовые", "лирические", "спортивные", "военные". Каждая песня - шедевр стихотворчества, положенный на простую мелодию. Талант великого русского барда Владимира Высоцкого безграничен, именно поэтому ему даровано всенародное признание, а творчество его бессмертно.

Булат Окуджава

Булат Окуджава - еще один выдающийся российский бард, поэт и исполнитель авторских песен. Является ярким представителем литературного бомонда России, композитором и постановщиком. Но красной нитью через все творчество Окуджавы проходила авторская песня, которая была частью жизни поэта, способом его самовыражения. На счету Булата Окуджавы несколько гениальных произведений в жанре авторской песни, главным из которых считается речитатив "Нам нужна одна победа" из кинофильма "Белорусский вокзал".

Булат Окуджава был первым российским бардом, которому разрешили выступить со своими авторскими песнями. Это событие имело место в 1961 году. На следующий год Булата Шалвовича приняли в члены Союза В в ходе своей поездки во Францию бард записал двадцать песен, которые были изданы в Париже под названием Le Soldat en Papier. В семидесятых годах пластинки с песнями Булата Окуджавы стали выходить и в СССР.

Лучшие барды России

Розенбаум Александр - выдающийся российский бард, по образованию врач-реаниматолог, окончил Первый медицинский институт в Ленинграде. Авторские песни начал писать в 1968-м для капустников и студенческих спектаклей. В настоящее время является одним из самых популярных российских бардов с обширным репертуаром, входит в список бардов России - в первую пятерку. В 2005 году Александр Розенбаум совмещал депутатские обязанности с концертной деятельностью.

Визбор Юрий - педагог по профессии, бард по призванию, альпинист, горнолыжник и журналист. Автор многочисленных песен о горных вершинах, восхождениях и сплавах по горным рекам. Из под пера Юрия Визбора вышла культовая песня студенчества и всей молодежи 60-х годов "Ты у меня одна". Сообщество "барды России"возникло по инициативе Визбора.

Евгений Клячкин, инженер-строитель, поэт, бард, романтик, автор трех сотен песен. В 1961 году, в возрасте 17-ти лет, написал свою первую песню "Туман" на стихи Константина Кузьминского. С этого дня начался творческий путь российского барда Первое время он писал песни на стихи Иосифа Бродского и Андрея Вознесенского. Цикл песен, собранный из романсов, исполняемых персонажами поэмы "Шествие" И. Бродского, до сих пор считается вершиной авторской песни.

Жанна Бичевская, звезда авторской песни

Жанна Бичевская - певица, которую называют звездой авторской песни. В своем творчестве она придерживается тематики русского патриотизма и православной веры. В начале семидесятых годов в репертуар Бичевской вошли народные русские песни, которые она исполняла в бардовском стиле, в сопровождении акустической семиструнной гитары. В 1973 году Жанна стала призером Всероссийского конкурса эстрады, а в последующие годы объездила с концертами все страны соцлагеря. Позже неоднократно выступала в парижском зале "Олимпия" при аншлагах.

Российский исполнитель авторских песен собственного сочинения, драматург, сценарист и поэт, был активным членом сообщества "барды России". Его пьесы раннего периода ставились в московских театрах, а "Матросская тишина", написанная Галичем в 1958 году для театра "Современник", увидела свет только в 1988 году в постановке Олега Табакова. Тогда же Александр Галич начал писать песни и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. За основу своего творчества он взял исполнительские традиции Александра Вертинского - романс и поэтическое повествование под гитару. Стихи Галича по своей структуре и литературной ценности поставили его в один ряд с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой. Русская авторская песня стала главным направлением в творчестве Александра Галича.

Семейный дуэт

И Татьяна - семейный дуэт бардов, их музыка звучит во многих фильмах и театральных спектаклях. Наиболее известная песня Сергея Никитина - "Александра" - прозвучала в популярном фильме режиссера Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". По образованию Никитин - физик, окончил МГУ в 1968 году, является кандидатом физико-математических наук. Пишет песни, начиная с 1962 года, на стихи Пастернака, Шпаликова, Багрицкого, Вознесенского, Евтушенко и других русских поэтов. В студенческие годы Никитин руководил квартетом физиков МГУ, а позже стал худруком квинтета физического факультета, где и познакомился с Татьяной Садыковой, ставшей впоследствии его женой.

Все российские барды шестидесятых и семидесятых годов могут называться "советскими", поскольку они жили и работали при советской власти. Однако этот эпитет мало о чем говорит, исполнители авторской песни не могут характеризоваться ни общественным строем, ни политическими условиями - это люди искусства, свободные в своем творчестве.

Барды

Барды

БАРДЫ (ирландск. bard, валлийск. bardd, слово неизвестного значения) - певцы-поэты у кельтских народов, подобные скандинавским скальдам и организованные в виде цеха, с весьма устойчивыми и одинаковыми у всех племен свойствами. Поэзия их - исключительно лирическая, с намеками на героизм (по преимуществу панегирики и сатиры), поэзия природы, любовная и религиозная. Древнейший вид Б. - служилые Б., состоявшие при княжеских дворах на определенном жалованьи; их главное назначение - восхвалять своего князя и хулить его врагов (отсюда дух областного патриотизма, сохраняющийся в поэзии Б. по традиции до XVIII в.). Как приближенные (нередко советники) князя и участники его пиров эти Б. пользовались, особенно у галлов и валлийцев, большим моральным авторитетом и влиянием на политические дела. В эпоху борьбы с англичанами (в Уэльсе до XIV в., в Ирландии - много позже) они были носителями национальной идеи, но в то же время и разжигателями внутренних распрей. По образцу служилых Б. очень рано возникли бродячие Б., жившие доброхотными даяниями населения и нередко занимавшиеся, в связи с верой в магическую силу их заклинаний, вымогательством. В Ирландии, где уже в 590 была сделана попытка упразднить сословие Б., они были истинным бичом населения. Но в то же время они выполняли здесь известную культурную миссию: с древнейших времен до XVII в. существовали содержавшиеся на государственный счет школы Б., где по временам обучалось до 2/3 всего населения Ирландии. Различалось 8 классов Б., и для достижения высшей ступени требовалось от 9 до 12 лет обучения, главными предметами к-рого являлись весьма сложная метрика и особенный вычурный стиль поэзии. В XVIII в. институт Б. в Ирландии приходит в упадок, и имя Б. становится просто синонимом поэта. Сходный характер имели Б. и их поэзия в Уэльсе, где устав их был выработан королем Грифидом аб-Кинаном (ок. 1110); однако роль бродячих Б. была здесь более почтенна. С конца XV в. значение Б. здесь ослабевает, а с половины XVI в. прекращаются их поэтические собрания. В Бретани Б. большим распространением не пользовались, и бретонское слово barz, в смысле поэта вообще, - ученая реконструкция XIX в.
Для развития европейской литературы огромное значение имело не столько подлинное творчество Б., сколько литературные переделки и подделки, сделанные в духе своего времени Дж. Макферсоном (1736–1796), с 1760 начавшим издавать творения мифического Б. Оссиана, породившего волну переводов и подражаний по всей Европе (см. Оссиан). В Германии XVIII в. особой популярности «поэзии Б.» (т. е. приписываемого ей тематического - сюжетного и инвентарного - комплекса) способствовало ошибочное отождествление (основанное на неверном истолковании упоминаемого Тацитом barditus’а) кельтских Б. с древнегерманскими певцами; отсюда - так наз. «бардизирующее направление» у предшественников Sturm und Drang’а - Клопштока и его круга, представляющее реакцию против просвещения и отражающее националистические настроения немецкой буржуазии.Библиография:
Walter F., Das alte Wales, Bonn, 1859; D’Arbois de Jubainville H., Introduction à l’étude de la littérature celtique, P., 1883; Ehrmann E., Die bardische Lyrik im XVIII Jahrh., Heidelb., 1892; Merker E., Bardendichtung (в Reallexikon für deutsche Literaturgeschichte, her. v. P. Merker u. W. Stammler, B., 1925–1926).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Ба́рды

(ирл. bard, валлийское bardd – поэт), 1) поэты и певцы у кельтских народов раннего Средневековья, с 12 в. – сословие профессиональных придворных стихотворцев в Ирландии и Уэльсе, воспевавших своих правителей, а также героические деяния их предков и соплеменников. Так, валлийский бард Талиесин (предположительно 6 в.) славил своего покровителя Уриена, а затем его сына Овейна, ставшего прототипом рыцарей Ивейна и Гавейна в романах о короле Артуре. Ему же принадлежат первые в европейской поэзии упоминания об Артуре.
2) Современное обозначение исполнителей песен собственного сочинения (В. С. Высоцкий , Б. Ш. Окуджава и др.).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "Барды" в других словарях:

    БАРДЫ, 1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами бродячими или живущими при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии). Сложившиеся в начале 5 в. школы бардов просуществовали до… … Современная энциклопедия

    1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами бродячими или живущими при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии)2)] Поэты и музыканты, исполнители собственных, т. н. авторских пе … Большой Энциклопедический словарь

    - «БАРДЫ», СССР, Мосфильм, 1988, цв., 81 мин. Музыкальный документальный фильм. Об истории авторской песни. В картине звучат песни Владимира Высоцкого, Александра Галича, Юрия Визбора, Булата Окуджавы и других авторов. Фильм комментируют историк… … Энциклопедия кино

    Народные поэты и странствующие певцы средних веков, прославлявшие в своих песнях народных героев. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Народные певцы древних кельтских племён; впоследствии профессиональные поэты бродячие или живущие при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии). * * * БАРДЫ БАРДЫ, 1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии… … Энциклопедический словарь

    БАРДЫ - певцы (поэты) у древних кельтов в Англии, Шотландии, Ирландии и Галлии, где они составляли привилегированную, всеми уважаемую и охраняемую законами касту. В Галлии и в покоренной римлянами части Британии б. вскоре исчезли, так как римляне… … Музыкальный словарь Римана

    Мн. китовый ус, кольск., арханг. (Подв.). Скорее всего, из норв. barder, ср. датск., шв. barder, голл. baarden; см. Тернквист, ZfslPh 8, 427 и сл … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    - (слово кельт. происхождения) народные певцы древних кельтских племён; впоследствии стали профессиональными поэтами бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии. В средние века Б. были… … Большая советская энциклопедия

    - (по ирландски bard, по кимврски bardh) так называли, начиная уже со II века до Р. X., известных римлянам певцов галльских и других кельтских народов, как то: бриттов, кимвров (валлийцев), ирландцев и скоттов. Подобно скаппенам и скальдам древних… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Мн. 1. Народные певцы древних кельтских племен. 2. Профессиональные поэты (бродячие или живущие при княжеских дворах). 3. Авторы и исполнители обычно под гитару собственных или современных самодеятельных песен. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные