Библейские притчи соломона. Притчи царя соломона. Соломон – соло на струнах истории

В славянской, греческой и русской Библии книга, называемая книгой Притчей, является одной из семи священных книг. Полный их список следующий: книга Иова, Екклезиаст, Псалтирь, Песнь Песней, Притчи Соломоновы, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, а также Премудрость Соломона. Из-за своего содержания их именуют премудростными или учительными книгами.

В Предисловии к первопечатной Славянской Библии об этих книгах говорится так: «понеже в них разуму и истинней премудрости научаемся».

По форме изложения они стихотворные или, если брать более широкий смысл, то поэтические.

Согласно Притч. 1:1, почётное звание «творец притчей» носит царь Соломон. Да и в христианской древности книга Притчей признавалась единым произведением, принадлежащим перу одного единственного автора – Соломона. Если провести аналогию, то, например, книгу Псалмов также приписывали авторству одного человека – царя Давида.

По 3 Цар. 4:32, Соломоном было изречено тысяча и пять песней, а также три тысячи притчей.

Однако стоит заметить, что те три тысячи притчей, в которых сообщается в 3 Цар. 4:32, не могут быть отождествлены с канонической литературой.

Их нельзя назвать Притчами ни по содержанию и характеру, ни по количеству. Целая книга Притчей Соломона содержит не больше 915 стихов. Из этого следует, что основное количество из всех трёх тысяч притчей в книгу Притчей не вошли. Вошла в неё лишь избранная часть, в основном нравственно-религиозного характера.

Первая часть представляет из себя своеобразный сборник речей увещевательного направления – с первой по девятую главу.

Этот раздел преимущественно – книга Мудрости, которая изображается как высшее благо и единственно достойный предмет стремлений человека.

Часть первую можно подразделить ещё на три отдела, каждый из которых, в свою очередь, содержит по три главы.

Первый отдел содержит побуждения к мудрости, как отрицательные, так и положительные. Об этом ведёт своё повествование глава 1. Глава 2 рассказывает о свойствах премудрости и её положительных последствиях для человека. Глава третья – о частных обнаружениях мудрости в отношениях к ближним и Богу.

Второй отдел, включает в себя главы с четвёртой по шестую, в четвёртой главе более детально излагает побуждения для того, чтобы снискать мудрость и те требования, которые предъявляются человеку, вставшему на путь обретения мудрости.

Пятая глава посвящена увещаниям об избежании любопытства и сладострастия.

Глава шесть рассказывает о добросовестности, честности и осторожности в процессе исполнения общежитейских, гражданских и других обязанностей.

Третий отдел, начинающийся с седьмой главы, изображает мудрость и глупость в виде мыслящих, живых образов или лиц. Они различаются между собой действиями и внутренними свойствами. Особое внимание уделяется обольщениям глупости.

Восьмая и девятая главы – о олицетворённой мудрости, обращающейся к людям с авторитетными призывами, способствующими тому, чтобы они смогли последовать за ней, как за единственным благом, лишённым обмана.

Переходя к прочтению второй части книги, читатель получает возможность ознакомиться с Притчами Соломона, а также двумя дополнениями – слов мудрых. Во второй части, на основе общих понятий о благочестии и мудрости изложенных в первой части, предложены различные наставления и правила. Эти правила касаются общежитейских человеческих отношений, а также самых различных моментов нравственно-религиозного поведения.

Третья часть книги составлена из притч Соломоновых. Эти притчи были собраны и вписаны в книгу друзьями Езлекии, иудейского царя.

Здесь основное внимание было уделено притчам политической тематики, касающимся царя и его управления, а также притчам практическим, относящихся к теме общественной и гражданской жизни.

Заключение в книге составлено из двух прибавлений к притчам Соломона. Это главы с 30 по 31.

Одно из дополнений – притча Агура. Она в достаточно замысловатой, искусственной форме научает поведению и истинной мудрости и применению её в жизни.

Второе дополнение – наставления матери царя Лемуила и похвалы жене, обладающей добродетельными качествами.

Православная христианская Церковь уважает книгу Притчей Соломона в самой высокой степени, употребляя чтения во время церковных богослужений различных её отрывков.

Чтения из этой книги, называемые также пармии, находят применение в церковных службах, по сравнению с другими ветхозаветными книгами, довольно часто.

Когда царь Соломон спустился с горы, после встречи восхода Солнца, собравшиеся у подножия сказали:

Ты источник вдохновения для нас. Твои слова преображают сердца. А мудрость твоя просветляет разум. Мы жаждем слушать тебя.

Скажи нам: кто мы?

Он улыбнулся и сказал:

Вы - свет мира. Вы - звезды. Вы - храм истины. В каждом из вас Вселенная. П огрузите ум в сердце, спрашивайте свое сердце, слушайте через свою любовь. Блаженны знающие язык Бога.

- В чем смысл жизни?

Жизнь - это путь, цель и награда. Жизнь - это танец Любви. Ваше предназначение - расцвести. БЫТЬ - это великий дар миру. Ваша жизнь - история Вселенной. И поэтому жизнь прекраснее всех теорий. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь состоит из настоящего. А смысл настоящего - быть в настоящем.

- Почему несчастья преследуют нас?

Что сеяли, то и собираете. Несчастья - это ваш выбор. Бедность - творение человеческое. А горечь - это плод невежества. Обвиняя, теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не осознает себя. А не нашедшие внутри Царство Божие - бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Не превращайте жизнь в прозябание. Не позволяйте толпе погубить вашу душу. Да не будет богатство вашим проклятием.

- Как преодолеть несчастья?

Не осуждайте себя. Ибо вы божественны. Не сравнивайте и не разделяйте. За все благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят все. Благословляйте опасности, ибо смелые обретают блаженство. Молитесь в радости - и несчастье обойдет вас. Молитесь, но не торгуйтесь с Богом. И знайте, восхваление - лучшая молитва, а счастье - лучшая пища для души.

- Каков путь к счастью?

Счастливы ЛЮБЯЩИЕ, счастливы благодарящие. Счастливы умиротворенные. Счастливы нашедшие рай в себе. Счастливы дарящие в радости и счастливы принимающие дары с радостью. Счастливы ищущие. Счастливы пробудившиеся. Счастливы внимающие голосу Бога. Счастливы исполняющие свое предназначение. Счастливы познавшие Единство. Счастливы изведавшие вкус Богосозерцания. Счастливы пребывающие в гармонии. Счастливы прозревшие красоты мира. Счастливы открывшиеся Солнцу. Счастливы текущие, как реки. Счастливы готовые принять счастье. Счастливы мудрые. Счастливы осознавшие себя. Счастливы возлюбившие себя. Счастливы восхваляющие жизнь. Счастливы созидающие. Счастливы свободные. Счастливы прощающие.

- В чем секрет изобилия?

Жизнь ваша - величайшая драгоценность в сокровищнице Бога. А Бог - драгоценность сердца человеческого. Богатство внутри вас неистощимо, а изобилие вокруг вас безгранично. Мир достаточно богат, чтобы каждый стал богатым. Поэтому чем больше даете, тем больше получаете. Счастье стоит у порога вашего дома. Откройтесь изобилию. И превращайте все в золото жизни. Блаженны нашедшие сокровища в себе.

- Как жить в свете?

Пейте из каждого мгновения жизни, ибо непрожитая жизнь порождает печали. И знайте, что внутри, то и снаружи. Мрак мира - от мрака в сердце. Счастье - это восход Солнца. Богосозерцание - это растворение в свете. Просветление - это сияние тысячи солнц. Блаженны жаждущие света.

- Как обрести гармонию?

Живите просто. Не приносите никому вреда. Не завидуйте. Пусть сомнения очищают, а не приносят бессилие. Посвятите жизнь прекрасному. Творите ради творчества, а не ради признания. Относитесь к ближним, как к откровениям. Преобразите прошлое, забыв его. Приносите в мир новое. Наполните тело любовью. Станьте энергией любви, ибо любовь все одухотворяет. Где любовь - там Бог.

- Как достичь совершенства жизни?

3

Позитивная психология 20.08.2017

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами обратимся к фигуре, обласканной Небесами. Вспомним мы о царе Соломоне, израильском правителе, которого помнят и чтут, изречения его перечитывают, хотя со времени написания этих нравоучительных миниатюр прошло уже около трех тысяч лет.

Не угасает и интерес к самой личности легендарного царя, по преданиям, сделавшего больше, чем любой другой вождь в истории страны. Сегодня мы вспомним некоторые особо яркие эпизоды его биографии и еще раз окунемся в мир, что зовется притчи Соломона.

Всевозможных наставлений, поучений за века мировой истории было составлено множество. Почему же большинство из них кануло в Лету или используется лишь узкопрофильными специалистами, а сочинения израильского лидера остаются близкими, понятными, нужными? Давайте вместе с вами попытаемся разобраться в этом феномене.

Соломон – соло на струнах истории

Сын Давида Соломон принял от отца царский престол в 965 году до нашей эры. Новый правитель Израиля, как и его предшественники, имел возможность общения с божественными силами. Но он не стал просить у Небес богатырской силы, завидного богатства, несокрушимого здоровья. Все, что было нужно новому наместнику Бога на Земле – это мудрость.

И она была дана Соломону. Он стал самым проницательным, самым знающим и понимающим из всех израильских лидеров. Ему было дано даже распознавать язык зверей. Царь-интеллектуал стоял у руля государства по 926 (по другим данным, — по 932) год до н.э.

Его заслугами считают небывалое усиление государства в первые десятилетия царствования, развитие городов, выгодные торговые отношения с соседними странами, строительство храмов.

Заботой всей его жизни стало возведение Иерусалимского храма, который современники и потомки называли одним из семи чудес света. К сожалению, храм позже был разрушен вавилонскими воинами. Не устоял перед набегами врагов и второй храм, выстроенный позже на том же месте.

Зато притчи царя Соломона пережили создателя на века и тысячелетия. Они были запечатлены в Библии и до сих пор помогают всем, кто жаждет самопознания и самосовершенствования.

Ищите женщин?

Около 40 лет длилось это великое правление. Но даже столь одаренный государственный деятель не избежал обычных житейских проблем. Легенды уверяют, что у него, как и у Давида, были сотни наложниц. И часть из них — родом из соседних и даже дальних земель, со своими обычаями, в том числе, религиозными, со своими амбициями и кознями, дворцовыми интригами.

Ряд источников свидетельствуют, что именно раздрай среди наложниц и стал причиной распада столь могучего государства. То, что не смогли сделать многочисленные вооруженные орды, удалось хитроумным женщинам, жаждущим власти и богатств.

Особое место в истории этого повелителя судеб стала встреча с легендарной царицей Савской. История таинственная, до сих пор до конца не разгадано: кто же была эта божественно красивая правительница, и где в точности располагалось тогда ее Сабейское царство.

«Ареалом обитания» женщины-загадки считают то Южную Аравию, то Северную Эфиопию. Да и имен у царицы тоже несколько: в разных источниках вельможную гостью Соломона именуют Македой, Черной Минервой, Алмак («богиня Луна»), Царица Шеба («Южная»). Мусульманские источники называют ее Билкис.

Различаются и версии знакомства. По одной Соломону весть об удивительной властелине принесли разговорчивые птицы. По другим источникам, она сама прослышала про несметные богатства Израиля и непревзойденный ум его правителя. Современные толкователи выдвигают и более «практичные» причины знакомства двух великих «менеджеров» древности.

Царица Савская обладала множеством благовоний. Умела их готовить и применять, подчиняя людей своей воле. Говорят, могла с помощью таких курений вогнать собеседника в тоску, а могла, напротив, подарить бодрость, позитивный настрой и сексуальную силу. Возможно, прибыв в столицу Израиля, ставшего на века центром пересечения многих торговых путей, сановная гостья планировала обеспечить себе лучшие условия для продвижения своих товаров на Восток, где они были весьма востребованными.

Как бы то ни было, она привезла в Израиль караван, полный ценных даров. И намерение лично «протестировать» автора притч Соломона, понять, столь ли обширны его познания и столь ли остер ум, как это принято считать. Так создатель нравоучительных сочинений, признанный философ и эрудит, мудрейший из сильных мира сего сам стал испытуемым.

Для примера приведем лишь одну из загадок, что странница задала хозяину дворца. «Растет в поле, птицам на радость, рыбам на погибель. Богатому доставляет почести, бедному – позор. Покойнику служит украшением, живому – устрашением».

Соломон, ни секунды не раздумывая, ответил, что знает разгадку. «Это лен!» –уверенно заявил он. И пояснил, что произрастает он в поле, птицы поклевывают его зернышки и радуются жизни, а рыбы часто попадают в сети, что сплетены из льняных нитей. Богатый с гордостью носит льняные одежды, а бедняк изнашивает их до ветхих лохмотьев, которых сам стыдится. Льняной саван становится украшением усопшим, потому-то его так опасаются живые, к тому же, страшит людей и льняная петля.

В общем, посетительница убедилась: слухи ничуть не преувеличены, напротив, его мудрость превосходит все ожидания. Дальше, вполне предсказуемо, случился один из самых ярких «звездных» романов прошлых тысячелетий. Легенды уверяют, что по возвращении домой спустя полгода царица уже носила под грудью дитя. Эфиопские предания говорят, что сын двух великих правителей Менелик стал основателем династии императоров Абиссинии, которая оставалась на троне на протяжении трех тысячелетий.

Есть и еще более оригинальная, почти детективная версия развития событий. Ребенок, родившийся от этого союза, это ни кто иной, как Навуходоносор. Тот самый тиран, что повелел разрушить Иерусалимский храм и пленил множество иудеев, уведя их в Вавилон…

Мудрость и чистота помыслов – высшее благо

Притчи Соломона оформлены в виде назиданий отца сыну (1 - 9 главы), остальные являются поучительными историями о разных сторонах жизни или прямыми наставлениями согражданам и будущим поколениям.

Темы самые разнообразные: от бытовых историй, которые часто встречаются в каждой семье и заставляют нас делать непростой нравственный выбор, до размышлений о мудрости и глупости, вере и неверии, благополучии и неудачах, праведности и грехе и т.д.

Русский богослов А.Н. Лопухин дал определение Книге притчей Соломоновых как «философско-религиозному трактату, в котором автор излагает добытые разумом и житейским опытом истины в формах дидактическо-поэтической речи, способной производить особенно сильное впечатление на слушателей».

Эти изречения продолжили жизнь, вошли в сказания, былины, легенды многих народов мира в адаптированном виде. Влияние их заметно и в «Новом Завете». Они и глубоки, и просты одновременно, составлены в поэтическом формате, что облегчает их восприятие.

Кратко наставления богобоязненного царя можно свести к нескольким нравственно-философским постулатам. Толкование притчей Соломона неизменно на протяжении многих веков, поскольку в силе всегда остаются главные нравственные постулаты: будьте порядочны, чисты сердцем, стремитесь выполнять советы старших по возрасту и наставления религиозных авторитетов, цените время, помогайте тем, кто нуждается в вашей опеке.

«Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притчи 1:7).

Страх Господень – это не самоуничижение. Напротив, почитая Бога, внимая ему, человек обретает спокойствие мудрости. Он приходит к пониманию, что Господь может помочь в трудную минуту, отвести беду. Надо только искренне в это верить и не стыдиться просить защиты.

Обретение Мудрости – высшее сокровище: «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Притчи 8:10-11).

Легенда о настоящей матери: выбор сердцем

Имя Соломон переводится как «миролюбивый». Оно действительно подходило этому человеку, который и сам старался жить в мире с людьми, и других побуждал к подобным отношениям. Его 40-летнее правление не было омрачено ни одним крупным военным столкновением.

Некоторые притчи царя Соломона стали «хрестоматийными». Одна из самых известных историй — это сюжет о настоящей матери.

К Соломону часто приходили самые разные люди, чтобы он помог разрешить спор, найти виновного в происшествии и разрешить иные конфликтные ситуации. Вот и эти две женщины, недавно разрешившиеся от бремени, решили взять в арбитры именно его.

Они обе родили младенцев, но одна из неопытных мамочек нечаянно придавила новорожденного во сне. И подложила умершего малютку соседке, взяв ее малыша себе. Та, проснувшись, не поверила, что лежащий рядом погибший малыш – это ее ребенок. После шумного выяснения отношений, обе направились к Соломону.

Царский суд был шокирующим: Соломон повелел принести меч и разрубить малютку, раздав спорщицам по половинке ребенка. Одна из женщин была готова принять столь жесткое решение. Но вторая кинулась в ноги властителю и со слезами умоляла сохранить малышу жизнь, даже готова была отдать его сопернице.

Конечно же, Соломон признал за ней право на младенца: только истинная мать может быть столь любящей и самоотверженной.

Договор дороже денег: о змее и крестьянине

Притча Соломона о змее и крестьянине развивает тему верности слову. Хотя и тут случаются непростые нюансы.

Змея в этой истории хранила клад, который ей был доверен самим Богом. Любого, кто отважится похитить сокровище, змея была обязана разить укусом в пятку. Но пришли тяжелые времена: жара, засуха, змея уже не могла жалить, сама погибала от жажды.

Увидев проходящего мимо крестьянина, что нес кувшин с молоком, измученная стражница попросила напиться. Обещала в благодарность раскрыть тайну клада. Но, отведав живительной влаги, она тут же забыла о своей обещанной щедрости. Оба обвила тело крестьянина до самой шеи, намереваясь продолжить свою охранную миссию.

Обиженный крестьянин предложил отправиться на праведный царский суд. Они так и пришли вдвоем со змеей, висевшей на шее спасителя. Соломон для начала велел змее спуститься на землю в ожидании высочайшей воли. Затем выслушал рассказ о ситуации.

Змея поведала, что обязана кусать каждого, кто покусится на клад. После этих слов Соломон добавил, что свои обязанности есть и у людей. Они при встрече с ядовитой рептилией должны защищаться, разбить ей голову. Сообразительный крестьянин быстренько схватил камень и привел совет в исполнение.

«И лучшей из змей голову размозжи» — эта поговорка корнями уходит в ту древнюю легенду. Если что пообещал, надо выполнять, — учит эта история. А коль сам нарушил договор, не пытайся переложить ответственность на других.

Все пройдет: легенда о кольце Соломона

Психологи в сложных ситуациях нередко цитируют своим подопечным притчу о кольце царя Соломона.

Эта легенда повествует о времени, когда царю было особенно тяжело нести бремя власти. В стране свирепствовал голод, и Соломон не знал, как справиться с бедой. Проданные или выменянные на провизию драгоценности уже не спасали, столь велик был масштаб проблемы.

Тогда правитель обратился к известному жрецу. Тот вручил царю магическое кольцо, которое надо было всегда иметь при себе и держать в руках, когда становилось особенно трудно.

Уже дома Соломон обратил внимание на надпись. Она была начертана на внешней стороне кольца на одном из древних языков, которые новому владельцу кольца были хорошо известны. «Всё пройдёт» — гласила гравировка.

На юного царя снизошло глубокое понимание смысла лаконичного напутствия. Он взял себя в руки, обрел душевное равновесие и смог найти верное решение сложной государственной задачи.

Многие годы спустя он пережил трагическую потерю любимой женщины. В этой ситуации фраза, которая когда-то успокаивала, напротив, вызвала гневный протест. Царь впал в ярость, сорвал с руки кольцо и бросил его. Но успел боковым зрением ухватить: на внутренней площади кольца значились слова: «Пройдет и это».

Легенда рассказывает, что на смертном одре Соломон, подводя итоги своего царствования, вдруг заметил, что на ребре его кольца есть еще одно изречение. «Ничто не проходит» — гласила мудрость предков.

И никакого противоречия с предыдущими афоризмами тут нет. Действительно, наши душевные раны со временем несколько затягиваются. Но ничто и никогда не проходит бесследно, все оставляет отпечаток в Судьбе. Что-то нас учит, делает сильнее, а порой события, испытания Фортуны становятся непосильными. Выбор всегда есть. Но, сделав его, мы впечатываем этот алгоритм поведения в скрижали Судьбы. А она «выставляет оценки», которые в итоге и определяют, что мы сумели, что успели сделать в этой жизни.

Надеюсь, что сегодняшняя публикация станет полезной, что вы обратитесь к этой бесценной сокровищнице знаний, познакомитесь и с другими притчами величайшего правителя древности.

Желатин для лечения суставов

Божьи установления, касающиеся обыденной жизни, изложены в Законе Моисея в виде заповедей. Толкование этих заповедей в применении к конкретным случаям в народе Израиля было уделом мудрецов и нашло свое отражение в П.С.


I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1) евр. название книги - Мишлей (мн.ч. от машал), что означает "притчи", "сравнения", "уподобления", "метафорич. речь", т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной действительности. Это название уже само по себе указывает на то, что в притчах содержится множество изречений, каждое из к-рых выражает определенную мысль и, будучи по смыслу самостоятельным, не нуждается в сопоставлении и соединении с предыдущими или последующими сентенциями. Впрочем, в Книге Притчей имеются и отдельные фрагменты, излагающие мировоззренческие основы библ. учения и состоящие из взаимосвязанных стихов (напр., гл. 8 и 9:1-6); кр. того, одна и та же мысль может быть выражена в нескольких стихах (3:5,6 и др.). Вопрос об источнике Притчей относится к происхождению как отдельных изречений, так и всей книги, всего их собрания;


2) согл. названию, П.С. восходят к царю Соломону или, как минимум, приписываются тому, кто своей мудростью снискал себе особую славу (3Цар 4:29-31; 2Пар 1:7-12) . Согл. 3Цар 4:32 , Соломон сочинил 1005 песен и 3000 притчей, так что Библия доносит до нас только часть их. Тем скорее можно предположить, что включены лишь те притчи, авторство к-рых не вызывало сомнений;

3) время, когда были собраны притчи и составлена книга, неизвестно. Подобно Книге Екклезиаста (ср. Еккл 12:8-10) , она, по-видимому, не была полностью составлена самим Соломоном. Первые 24 главы уже существовали ко времени Езекии, к-рый распорядился присоединить к ним второе собрание притчей Соломона (Притч 25:1) . Приложение к книге, возм., содержит речи двух древних ближневост. царей см. Агура (Притч 30) и см. Лемуила (Притч 31) ; впрочем, согласно иуд. традиции, имена "Агур" и "Лемуил" были прозвищами самого царя Соломона;

4) отдельные изречения не подчинены единой форме и в каждом отдельном случае их размер, форма и ритмика зависят от высказываемой мысли. В длинном фрагменте (Притч 10:1 - 22:16) мы находим преимущ. изречения-антитезы, состоящие из двух частей, но, помимо них, имеются и сравнения (Притч 10:26) . Кр. того, читателю предлагаются уподобления (Притч 6:27-29) и загадки (Притч 30:4) . Относительно продолжительные высказывания содержатся в Притч 30:10-33 . Т.о., в этой книге представлены все виды поэзии премудрости;


5) принадлежность П.С. к канону в древние времена никогда не подвергалась сомнению. В НЗ она цитируется как Свящ. Писание (Рим 12:20; 1Пет 4:18; 2Пет 2:22) .

II. СОДЕРЖАНИЕ

1) РАЗДЕЛЫ КНИГИ

Разделы книги П.С. следуют в произвольном порядке - трудно установить между ними какую-либо внутр. взаимосвязь (хотя такие попытки предпринимались как иуд., так и христ. исследователями). Невозможно также, исходя из содержания, четко разделить П.С. на разделы. Фиксированным остается только обознач. в тексте деление по внешним признакам. Так, можно выделить первое собрание П.С. (Притч 1-24) , второе собрание П.С., составленное при Езекии (Притч 25-29) , а также притчи Агура и Лемуила (Притч 30-31) . Три заголовка делят первое собрание еще на три раздела: Притч 1:1 - 9:18; 10:1 - 22:16; 22:17 - 24:34. Но такое деление не определяется содержанием притч. Так, об одном и том же предмете говорится в разных местах, напр. о соблазне плениться чужой женой (Притч 2:16 и след.; 5:1-23; 6:24 - 7:27; 9:13-18) . В притчах, собранных Езекией, почти дословно повторяются мысли, высказанные в первом собрании (Притч 25:24=21:9; 26:22=18:8; 27:11=23:15; 27:13=20:16) . Это показывает, что в те времена порядку следования отдельных изречений составители не придавали особого значения; в то же время это не исключает вероятности того, что все изречения принадлежат Соломону, к-рый одни и те же мысли, вероятно, облекал в разную форму или высказывал неоднократно в разных контекстах. Кр. того, речь может идти о разных собраниях, к-рые впоследствии были объединены;


2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Проследить основное идейное содержание П.С., следуя тексту, невозможно - для этого необходимо сопоставить рассеянные по всей книге изречения, касающиеся одного и того же предмета. Поскольку книга сообщает читателю основы мудрости, прежде всего следует задать вопрос о существе этой мудрости. Ее исток - в Боге, сотворившем мир (Притч 3:19) и упорядочившем его (ст. 20). Поэтому мудрость может быть только даром Бога (Притч 2:6) , Который наставляет человека на пути, угодные Ему (4:14). Мудрость - это не всезнание, а только то, что способствует праведной жизни (4:11). Мудрый подчиняется установлениям Бога и ходит по Его стезям. Поэтому он благословен во всех делах (Притч 13:1-10) . Поскольку мудрость всегда пребывает в Боге, исходит от Него и ведет к Нему, она никому не может способствовать в противлении Богу (Притч 21:1 и след.,30) . При этом мудрость не является природным свойством человека, ее надо снискать (Притч 3:13) и научиться ей (Притч 24:14; 30:3) ; мудрость даже следует "покупать", ибо она стоит того (Притч 17:16; 23:23) . Мудрость надо искать у людей разумных (Притч 10:13; 14:33) , у праведных (Притч 10:31) , к-рые сами живут по мудрости, и у смиренных (Притч 11:2) . Знание об установленном Богом предназначении и о пределах собств. возможностей делает человека скромным и смиренным. Для восприятия мудрости необходима определ. готовность (Притч 2:2; 5:1) , с к-рой следует принимать полезные советы (Притч 13:10) . Кто хочет услышать мудрость только из любопытства, а затем поступает так, как ему нравится, тот остается закрытым для мудрости, она не может проникнуть в сердце такого человека (Притч 2:10) . Кощунствующий (в Синод. пер. - "распутный"), в силу самой своей сути, никогда не достигнет мудрости, даже если очень стремится к ней (Притч 14:6) . Из этого следует, что мудрость совершенно непостижима для глупцов (Притч 24:7) . Поэтому мудрость не следует внушать глупому (Притч 23:9) . Глуп же тот, кто надеется на себя (Притч 28:26) : подчиняясь своим изменчивым желаниям, он никогда не последует прямым путем Господа. Царица Савская приезжала к Соломону, чтобы поучиться мудрости, а слушатели Иисуса не желали воспринимать Его мудрость, хотя Он больше, чем Соломон (Мф 12:42) . Устами Иисуса говорит Божья мудрость (Лк 11:49) . Выслушав притчи, противники Иисуса задаются вопросом, откуда у Него такая премудрость (Мф 13:54) . Но апостолы знают, что Христос является премудростью (1Кор 1:30) и что слово мудрости дается Духом (1Кор 12:8) . Основание всякой праведной мудрости - страх Господень. Он - начало познания, внутр. стержень в жизни, в то время как воспитание и наставление - только внешняя опора (Притч 1:7) . Старательно ищущий мудрости познает страх Господень, к-рый только и способен дать мудрость, познание и разум (Притч 2:5,6) . Страх Господень дает уверенность в жизни, являясь ее источником и способствуя ее продлению (Притч 10:27; 14:26 и след.; 19:23) , ибо он удерживает от зла (Притч 3:7; 8:13; 14:2; 16:6) . Попавший в беду из-за отсутствия страха Божьего напрасно станет взывать к Богу, Бог не ответит такому человеку (Притч 1:24-31) . Поэтому следует ежедневно и беспрестанно пребывать в страхе Господнем (Притч 23:17) . Исходя из этого, следует понимать отдельные наставления, касающиеся всех областей жизни. Изречения касаются и отношений между полами, они в метких зарисовках изображают, как распущенность женщины проявляется в нечистоте (Притч 11:22) и в стремлении к власти (Притч 19:13; 21:9; 27:15) . Такое падение нравов выделяется на фоне благонравия и трудолюбия тех жен, к-рым вновь и вновь воздаются честь и хвала (Притч 11:16; 12:4; 14:1; 19:14) . В книге указаны и нормы поведения мужчины: ему необходимо сохранять верность жене своей юности (Притч 5:18) , он не должен заглядываться на других женщин (Притч 2:16; 6:26; 23:33) . Красноречив и образ мужчины, вообразившего, что ему удалось одержать победу, в то время как его ведут, как вола, на убой (Притч 7:6-23) . И во всех других областях жизни П.С. стремятся направить человека к мудрости. Здесь вскрываются причины нищеты, возникающей по вине самого человека (Притч 10:4; 20:13) , указаны ее последствия (Притч 10:15) . Но и богатому П.С. напоминают о его долге (Притч 14:31; 22:22) . Истинное богатство заключается не в накопленных сокровищах (Притч 13:7; 19:1,22) . Мудрость научает праведной молитве и умеренной жизни (Притч 30:7-9) . Таково установление Бога, что существуют бедные и богатые (Притч 22:2; 29:13) . Из прочих, часто затрагиваемых в П.С. проблемах, можно выделить проблемы преступности, нравственные проблемы - стяжательство, зависть, жадность (Притч 1:19; 15:27; 17:8; 23:6-8; 28:8,22) , ложь (Притч 6:17; 8:13; 12:19-22; 13:5; 21:6; 29:12) , лень (Притч 6:6-11; 10:4, 26; 12:11,24,27; 13:4; 21:25; 24:30 и след.; 26:14) . Притчи не только бичуют нравств. язвы, но и восхваляют добродетели, напр. благотворительность (милосердие) (Притч 3:9 и след.; 11:17,24 и след.; 14:21,31; 21:3) и многое др.


У важаемые посетители сайта! Выберите пожалуйста нужную главу для чтения

Книга Притчей Соломоновых

1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,

2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;

3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;

4 простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность;

5 послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;

6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.

7 Начало мудрости – страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.

8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,

9 потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;

11 если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,

12 живых проглотим их, как преисподняя, и – целых, как нисходящих в могилу;

13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;

14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», -

15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,

16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.

17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,

18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.

19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,

21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:

22 «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?

23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;

25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.

26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;

27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.

29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,

30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои;

31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.

32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,

33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».

1 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,

2 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;

3 если будешь призывать знание и взывать к разуму;

4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,

5 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

6 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум;

7 Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно;

8 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

9 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

10 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,

11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,

12 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,

13 от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;

14 от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,

15 которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих;

16 дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,

17 которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

18 Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам;

19 никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.

20 Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,

21 потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней;

22 а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

1 Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;

2 ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.

3 Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,

4 и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.

5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

7 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:

8 это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.

9 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,

10 и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;

12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.

13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, -

14 потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота:

15 она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.

16 Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;]

17 пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные.

18 Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!

19 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом;

20 Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.

21 Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,

22 и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.

23 Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.

24 Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет.

25 Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;

26 потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.

27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.

28 Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. [Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.]

29 Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.

30 Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные