Биография. Значение ростоу уолт уитмен в большой советской энциклопедии, бсэ Ростоу уолт у политика и стадии роста

Ростоу (RostowRostow ) Уолт Уитмен (07.10.1916, Нью-Йорк), американский экономист, социолог, политический деятель. Получил образование в Йельском и Оксфордском университетах. В 1940-1941, 1946-1947, 1949-1960 гг. преподавал экономическую историю в ряде высших учебных заведений США и Великобритании, в частности был профессором Массачусетского технологического института. В 1945-1946, 1947-1949, 1961-1969 гг. находился на государстевннй службе, в частности был главой Совета планирования политики при госдепартаменте США, специальным советником президента Л. Джонсона. С 1969 г. проф. экономики и истории в ун-те штата Техас. В конце 50-х - начале 60-х гг. наряду с Ароном является одним из создателей современного варианта теории индустриального общества.

В историю социологии вошел как автор концепции "стадий экономического роста" . Проблема выделения стадий, через которые должна проходить всякая экономика в процессе своего развития , историками экономики начала 20 в. решалась через проведение аналогий с жизнью человека (рост, зрелость, упадок). Затем в середине столетия австралийский теоретик К. Кларк описал этот процесс как последовательную смену господства первичного (сельскохозяйственного), вторичного (обрабатывающая промышленность) и третичного (торговля и сфера услуг) производств.

Ростоу предложил выделить в истории общества пять этапов, характеризующихся различным уровнем технологического развития: (1) "традиционное общество" - аграрное общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой, властью, сосредоточенной в руках земельных собственников, "доньютоновским" уровнем науки и техники; (2) "переходное общество" - период создания предпосылок "сдвига" (увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хозяйства, появление "новых типов предприимчивых людей", выступающих как движущая сила общества, рост "национализма", стремящегося обеспечить экономический фундамент национальной безопасности, возникновение централизованного государства); (3) стадия "сдвига" (take-off) - период "промышленной революции", ведущей к повышению доли накопления капитала, быстрому росту основных отраслей промышленности, радикальному изменению методов производства (на этой стадии, по Ростоу , Англия находилась в конце 18 в., Франция и США - в середине 19 в., Германия - во второй половине 19 в., Россия-в 1890-1914 гг., Индия и Китай - с начала 50-х гг. 20 в.); (4) стадия "зрелости" - индустриальное общество, характеризующееся бурным развитием промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20% национального дохода, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения до 60-90%, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости (по Ростоу , для достижения стадии зрелости необходим переходный период в 50-60 лет); (5) эра "высокого массового потребления" - основными проблемами общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности - сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли.

Концепция стадий экономического роста, рассматриваемая Р. как альтернатива марксизму, должна была, по его замыслу, вытеснить исторический материализм из совр. социологии. Взгляды Ростоу в дальнейшем послужили одним из источников теорий постиндустриального общества.

Соч.: I) The stage of economic growth. A non-communist manifesto. Camb., 1960. 2) Politics and the stages of growth. Camb., 1971.

Новейший философский словарь Грицанов Александр Алексеевич

РОСТОУ (Rostow) Уолт Уитмен (р. 1916)

РОСТОУ (Rostow) Уолт Уитмен (р. 1916)

Американский социолог, экономист, государственный деятель. Профессор Массачусетского технологического института и университета штата Техас (с 1969). Один из авторов концепции "индустриального общества". Автор концепции "стадий экономического роста". Основные сочинения: "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест" (1960), "Процесс экономического роста" (второе издание - 1962), "Взгляд с седьмого этажа" (1964), "Динамика советского общества" (1967), "Соединенные Штаты на мировой арене. Эссе по современной истории" (1969), "Политика и стадии роста" (1971) и др. Р. предложил выделить пять типов общества в соответствии с разнокачественными стадиями его эволюции. По Р., это - "традиционное общество" (аграрное, иерархизиро-ванное, с концентрацией власти у землевладельцев, примитивной техникой и наукой); "переходное общество" (характеризующееся интенсификацией сельскохозяйственного производства, складыванием централизованных государств на основе "национализма", появлением нового класса "предприимчивых людей"); общество "стадии сдвига" (эпохи промышленной революции); общество "стадии зрелости" (индустриальное общество со значимым (до 20%) компонентом капиталовложений в структуре национального дохода, широким распространением достижений науки и техники, превращением горожан в преобладающий сектор населения, ростом труда высокой квалификации в общей структуре занятости); общество "эры высокого массового потребления" (доминирование сфер услуг и производства товаров массового потребления с сопряженными трансформациями "качества жизни" людей). Концепция Р., являвшая собой один из модернистских социологических вариантов опровержения гипотезы об общественно-экономических формациях, в первую очередь обращала на себя внимание акцентированным преодолением европоцентризма, присущего соответствующей доктрине Маркса.

А.А. Грицанов

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

Уолт ДИСНЕЙ (1901–1966) американский кинорежиссер-мультипликатор Если вы можете это вообразить, вы можете это и сделать. * * * Не забывайте, что всему нашему делу положила начало мышь. * * * Я люблю Микки Мауса больше, чем любую женщину, которую я когда-либо знал. * * *ВЗГЛЯД СО

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УИ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Уолт Уитмен (1819-1892 гг.) поэт Всеобщий закон – закон законов – это закон преемственности, ибо что такое в конечном счете настоящее, как не росток прошлого?Когда человек протягивает руку, чтобы помочь другому, он прикасается к лику Божества.Мужчина велик на земле и в

Из книги 100 великих режиссёров автора Мусский Игорь Анатольевич

УОЛТ ДИСНЕЙ (1901–1966) Американский режиссёр-мультипликатор. Фильмы: «Белоснежка и семь гномов» (1938), «Пиноккио» (1940), «Бемби» (1942), «Золушка» (1950), «Леди и Бродяга» (1955), «Спящая красавица» (1959), «Мери Поппинс» (1964) и

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

УИТМЕН Уолт Уитмен (1819–1892) – американский поэт, эссеист, журналист и гуманист; сын фермера.* * * Великий город тот, где живут самые великие мужчины и женщины, – если даже в нем всего несколько убогих хижин, он все равно величайший город во всем мире. Сотворите великих

Из книги 100 великих кумиров XX века автора Мусский Игорь Анатольевич

Уолт Дисней В США всегда имелось много разных королей - стали, нефти, угля, бокса, смеха, джаза… Уолта Диснея называли королём мультипликации, что означало признание его недосягаемого превосходства. Один из самых выдающихся кинорежиссёров Голливуда более сорока лет

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 14 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино США автора Карцева Елена Николаевна

Из книги автора

УИТМЕН, Уолт (Whitman, Walt, 1819–1892), американский поэт 47 Молодые красивы, но старые гораздо красивее. «Красивые женщины» (1860); пер. К. Чуковского? Уитмен, с. 244 48 Листья травы. // Leaves of Grass. Загл. сб. стихотворений и поэм (1855) 49 О Капитан, мой Капитан! Назв. и первые слова стихотворения,

Уолт Уитмен Ростоу (англ. Walt Whitman Rostow, 7 октября 1916, Нью-Йорк - 13 февраля 2003, Остин, шт. Техас) - американский экономист и политический мыслитель, профессор Массачусетского технологического института, автор теории стадий экономического роста, советник президента США по национальной безопасности в 1966-1969 годах.

Биография

Родился в семье еврейских иммигрантов из России в Нью-Йорке.

Степень бакалавра получил в Йельском университете в 1936 году, был стипендиатом Родса в Оксфорде в 1936-1938 годах, получил степень бакалавра гуманитарных наук в Баллиол-колледже. В 1940 году удостоен докторской степени в Йельском университете.

Преподавальскую деятельность начал в Колумбийском университете, затем в Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, Массачусетском технологическом институте.

Во время Второй мировой войны служил в Управлении стратегических служб. После окончания войны совмещал преподавательскую деятельность (чтение лекций по истории США в Оксфорде и Кембридже) с работой чиновником Государственного департамента по германо-австрийской экономике, затем помощника исполнительного секретаря по экономическим поручениям в Европе.

С 1950 профессор экономической истории в Массачусетском технологическом институте. Участвовал в подготовке выступлений президента Д. Эйзенхауэра и сенатора Джона Кеннеди.

Научная деятельность

Наиболее известные теоретические концепции были разработаны У. Ростоу в конце 1950-х - начале 1960-х ещё до его ухода в политику. Развивая идеи, впервые выдвинутые в 1940-х П. Друкером, Дж. К. Гэлбрейтом и Р. Ароном, У. Ростоу стал одним из разработчиков теории постиндустриального общества. Если его предшественники обращали основное внимание на перерастание индустриального общества в постиндустриальное, то Ростоу изучал прежде всего формирование индустриального общества. Теорию стадий развития экономики он изложил в своей самой знаменитой книге, которая так и называлась - «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1960).

Политическая деятельность

В 1961 году на время отошел от преподавательской деятельности и целиком погрузился в политику. Когда Джон Кеннеди стал президентом, он назначил Ростоу на пост заместителя помощника президента по национальной безопасности. С декабря 1961 по март 1966 занимал пост советника государственного департамента США и одновременно возглавлял управление планирования госдепартамента. Одна из центральных внешнеполитических идей нового правительства - идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых - была инициирована именно Ростоу. Согласно его воззрениям, развитые страны должны помогать отстающим, ускоряя их прохождение стадий экономического роста.

Ростоу считал, что пока Вьетнам не достиг высокого уровня развития и не обрёл иммунитета против «коммунистической угрозы», Америка должна всеми силами препятствовать распространению там (как и в других странах) коммунистических идей. Эта идея привела Ростоу к требованию решать вьетнамский конфликт чисто силовыми методами. Эту жёсткую позицию он отстаивал и при следующем президенте, Л. Джонсоне, назначившем его в апреле 1966 года советником по вопросам национальной безопасности.

В Техасском университете

С приходом президента-республиканца Р. Никсона в 1969 Ростоу ушёл с государственной службы и тридцать лет преподавал экономику в созданной Л. Джонсоном Школе общественных связей при Техасском университете в Остине. Его жена также была профессором Школы, затем стала её деканом. Активно занимался научной деятельностью. В последнее десятилетие своей жизни Ростоу возглавлял созданную при его деятельном участии общественную организацию, которая занималась программами, обеспечивающими наблюдение за беременными женщинами и оказание помощи детям.

Семья

Старший брат - Юджин Ростоу (1913-2002), помощник государственного секретаря по политическим вопросам (1966-1969), директор Агентства по контролю над вооружениями и разоружению (1981-1983).

Ростоу, ставший известным благодаря той роли, которую он сыграл в формировании внешней политики США (USA) в Юго-Восточной Азии (Southeast Asia) в 60-х годах прошлого века, был убежденным антикоммунистом и непреклонно верил в эффективность капитализма и свободного предпринимательства. Он служил советником по национальной безопасности в администрациях президентов Кеннеди (Kennedy) и Джонсона и решительно поддерживал участие США в войне во Вьетнаме (Vietnam). В последние годы он преподавал в Школе государственного управления имени Линдона Джонсона (Lyndon B. Johnson School of Public Affairs) при Техасском Университете в Остине (University of Texas at Austin), работая вместе со своей женой, Элспет Ростоу (Elspeth Rostow), которая позже стала деканом школы.

Он был плодовитым автором и много писал в защиту экономики свободного предпринимательства, особенно в развивающихся странах. В 1960 году он опубликовал книгу "Стадии экономического роста: некоммунистический манифест" (The Stages of Economic Growth: A non-communist manifesto), которая использовалась в качестве учебника в нескольких областях общественных наук.

Его старший брат, Юджин Ростоу (Eugene Rostow), ученый-юрист и государственный служащий, также занимал немало высоких правительственных постов во внешнеполитических ведомствах.

Уолт Ростоу родился 7 октября 1916 года в Нью-Йорке (New York City), в семье еврейских иммигрантов из России (Russia). Его родители, Виктор (Victor Rostow) и Лилиан Ростоу (Lillian Rostow), были активными сторонниками социализма, и назвали всех трех своих сыновей – Юджина Виктора Дебса Ростоу (Eugene Victor Debs Rostow), Ральфа Уолдо Эмерсона Ростоу (Ralph Waldo Emerson Rostow) и Уолта Уитмена Ростоу, - в честь профсоюзного лидера, философа и поэта, которых роднила приверженность социалистическим идеям.

В возрасте 15 лет Уолт стал студентом Йельского Университета (Yale University), получив полную стипендию на обучение, и окончил его в 19 лет, а в 1940 году 24-летний Ростоу защитил там же докторскую степень. Стипендия Родса (Rhodes Scholarship) позволила ему также учиться в оксфордском колледже Баллиол (Balliol College, Oxford).

В 1936 году, во время кризиса, связанного с отречением Эдуарда VIII (Edward VIII), Ростоу помогал журналисту Алистеру Куку (Alistair Cooke), который освещал эти события для радиосети NBC. Завершив образование, Ростоу преподавал экономику в Колумбийском Университете (Columbia University).

Во время Второй мировой войны Ростоу служил в Управлении стратегических служб, предшественнике ЦРУ, под началом генерал-майора Уильяма Джозефа Донована (William Joseph Donovan). Помимо других задач, он участвовал в выборе целей для американских бомбардировок. Позже Николас Катценбах (Nicholas Katzenbach), бывший генеральный прокурор США при президенте Джонсоне, шутил, что, наконец, понял разницу между собой и Уолтом Ростоу – он был штурманом, которого сбили, и он два года провел в лагере для военнопленных, а Ростоу был тем парнем, который выбирал для него цели.

Сразу после войны Ростоу стал помощником руководителя немецко-австрийского экономического отдела в Государственном департаменте США в Вашингтоне, округ Колумбия (Washington, D.C.).

Лучшие дня

В 1946-1947 он вернулся в Оксфорд в качестве преподавателя американской истории, но уже в 1947-м был вынужден оставить академическую деятельность, поскольку его назначили помощником исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии. На этом посту он принимал участие в разработке плана Маршалла (Marshall Plan).

В 1949 Ростоу преподавал американскую историю в Кембриджском Университете (Cambridge University), с 1950 по 1961 был профессором истории экономики в Массачусетском Технологическом Институте (Massachusetts Institute of Technology) и в 1951-1961 был сотрудником Центра международных исследований (Center for International Studies) при МТИ.

В 1958 году он стал спичрайтером президента Дуайта Эйзенхауэра (Dwight D. Eisenhower).

В 1960 Ростоу присоединился к президентской кампании Джона Кеннеди, год спустя занял должность заместителя советника по национальной безопасности и в конце 1961 года был назначен одним из советников Госдепа США и председателем Совета по планированию политики.

Освободив в 1969 году должность советника по национальной безопасности, Ростоу вернулся к преподаванию истории и экономики в Техасском Университете, где оставался вплоть до своей смерти 13 февраля 2003 года, в возрасте 86 лет.

Arabic Bulgarian Chinese Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French German Greek Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Malagasy Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swedish Thai Turkish Vietnamese

definition - РОСТОУ УОЛТ УИТМЕН

Ростоу, Уолт Уитмен

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ростоу, Уолт Уитмен
Walt Whitman Rostow
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:

США

Научная сфера:
Альма-матер:
Известен как:

политик, советник президента по национальной безопасности

Научная деятельность

Наиболее известные теоретические концепции были разработаны У. Ростоу в конце 1950-х – начале 1960-х еще до его ухода в политику. Развивая идеи, впервые выдвинутые в 1940-х П.Дракером, Дж.К.Гэлбрейтом и Р. Ароном, У Ростоу стал одним из разработчиков теории постиндустриального общества. Если его предшественники обращали основное внимание на перерастание индустриального общества в постиндустриальное, то Ростоу изучал прежде всего формирование индустриального общества. Теорию стадий развития экономики он изложил в своей самой знаменитой книге, которая так и называлась – Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест (1960).

Политическая деятельность

В 1961 году Ростоу на время отошел от преподавательской деятельности и целиком погрузился в политику. Когда Джон Кеннеди стал президентом, он назначил Ростоу на пост советника по национальной безопасности. Одна из центральных внешнеполитических идей нового правительства – идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых – была инициирована именно Ростоу. Согласно его воззрениям, развитые страны должны помогать отстающим, ускоряя их прохождение стадий экономического роста.

Стремление силой навязывать прогресс в сочетании с антикоммунизмом сыграли, однако, роль в разжигании печально знаменитой Вьетнамской войны . Ростоу считал, что пока Вьетнам не достиг высокого уровня развития и не обрел иммунитета против «коммунистической угрозы», Америка должна всеми силами препятствовать распространению там (как и в других странах) коммунистических идей. Эта идея привела Ростоу к требованию решать вьетнамский конфликт чисто силовыми методами. Эту жесткую позицию он отстаивал и при следующем президенте, Л.Джонсоне , занимая вначале должность члена Межамериканского Комитета по взаимодействию ради прогресса, а затем пост советника по вопросам национальной безопасности.

Общественная деятельность

С приходом президента Р.Никсона в 1969 Ростоу, с его репутацией военного «ястреба», вынужден был уйти с государственной службы. Пытаясь возобновить преподавательскую деятельность, он столкнулся, однако, с большими трудностями. Американская научная интеллигенция, тяготеющая к либеральным и пацифистским идеям, считала Ростоу ответственным за вьетнамскую трагедию. Единственное место, где ему удалось найти работу – это Школа общественных связей при Техасском университете в Остине, созданная Л.Джонсоном. В этом довольно второстепенном заведении Ростоу стал профессором политической экономии. Он активно занимался преподавательской и научной деятельностью, и вплоть до самого конца жизни не испытывал никаких сожалений по поводу своей позиции во вьетнамской войне. В последнее десятилетие своей жизни Ростоу возглавлял созданную при его деятельном участии общественную организацию, которая занималась программами, обеспечивающими наблюдение за беременными женщинами и оказание помощи детям.

Научные идеи

Ростоу написал более 30 книг по самым разным направлениям обществоведения – экономической истории, экономической теории, политологии, советологии и т.д. Основной его научный вклад связан с тремя концепциями – теорией «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой теорией длинных волн конъюнктуры.

Сама идея выделения стадий, которые последовательно должно проходить общество по мере своего развития, открыта не Ростоу. Ее корни лежат в концепциях первых социологов (О.Конт, Г.Спенсер), на основе которых К.Маркс создал свою теорию формационного развития. Вместо предложенного Марксом принципа выделения фаз развития по способам производства, Ростоу предложил учитывать другие экономические критерии – технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства и т.д.

У. Ростоу выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития.

  • Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно0классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
  • Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
  • Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями.
  • Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов.
  • Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта – значительный рост сферы услуг, превращение производство товаров потребления в основной сектор экономики.

В характеристике современного постиндустриального общества отечественные и зарубежные авторы выделяют такие его черты, как резкое возрастание «искусственных интеллектуальных отраслей» - микроэлектроники, биотехнологий, телекоммуникаций; усиливающаяся глобализация хозяйства. Отмечаются новые проблемы, вызванные, прежде всего неблагоприятной демографической ситуацией в большинстве стран запада.При всей важности технического прогресса, достижений экономики в постиндустриальном обществе, главное, что, по мнению ведущих исследователей, определяет сегодня характер его развития, - это духовный потенциал человека, его знания, способности, ценности, приоритеты. Именно это становится центральным ресурсом 21века.

В своей более поздней работе Политика и стадии роста (1971) он добавил к ранее выделенным пяти стадиям шестую – стадию «поиска качества жизни», когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.

Ростоу полагал, что ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом прядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер – в разных странах темпы прохождения стадий могли сильно различаться. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их. Например, хотя в США «взлет» промышленности произошел примерно на полвека позже, чем в Великобритании, но к фазе «высокого массового потребления» Америка подошла на несколько десятилетий раньше Соединенного Королевства.

Марксисты критиковали теорию Ростоу за технологический детерминизм, но и историки-экономисты встретили концепцию стадий экономического роста довольно скептически, считая ее слишком умозрительной. Когда в 1960–1970-е начала развиваться клиометрика, то оказалось, что фаза «взлета», как ее описывал У.Ростоу, в экономической истории развитых стран не обнаруживается. Промышленная революция на самом деле была не внезапным и быстрым подъемом, а более плавным и длительным процессом. Едва ли не единственная страна, где индустриализация проходила именно по сценарию Ростоу, – это СССР сталинского периода. Таким образом, теория стадий экономического роста сыграла важную роль в стимулировании анализа промышленной революции, но в целом оказалась отвергнутой.

Не так широко как теория стадий экономического роста, известны политологические концепции Ростоу, посвященные формированию современного демократического строя.

В своих работах Ростоу выделил четыре фазы демократизации:

  • первая фаза связана с достижением национального единства как основной предпосылки для перехода – как правило, это стихийный, никем не управляемый процесс;
  • на второй фазе подготовка к смене старого режима уже приобретает более или менее организованный характер: в ходе непрекращающейся политической борьбы контрэлита последовательно выступает против правящего режима, оппозиционные выступления постепенно подводят к необходимости институционализировать некоторые демократические процедуры;
  • третья фаза – это фаза решительных реформаторских решений (создания, например, систем всеобщего избирательного права и пропорционального представительства);
  • и только когда все демократические новшества становятся повседневностью и органично вплетаются в существующие реалии, можно утверждать о наступлении последней, четвертой фазы – фазы привыкания.

Среди экономистов, занимающихся теорией открытых Н. Д. Кондратьевым длинных волн конъюнктуры, Ростоу известен как один из представителей ценового подхода к объяснению причин этих долгосрочных колебаний. В книге Почему бедные становятся богаче, а богатство растет медленнее (1980) он предложил рассматривать подъемы и спады уровня цен как исходный фактор, который влияет на усиление и ослабление инновационной деятельности и, в конечном счете, на чередование фаз роста и подъема в экономике в целом.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные