Большая Советская Энциклопедия (ПА). Большая Советская Энциклопедия (ПА) Паустовский в большой российской энциклопедии том страница

ПАУСТОВСКИЙ

ПАУСТ́ОВСКИЙ Конст. Георг. (1892-1968), рус. писатель. Мастер лирич. прозы. В пов. "Кара-Бугаз" (1932), "Колхида" (1934) - этич. проблемы преобразования окружающей среды; пов. "Мещорская сторона" (1939) и рассказы (сб. "Летние дни", 1937) рисуют непритязательную красоту ср.-рус. природы и "неторопливое счастье" созерцающего её человека. Ист. пов. ("Северная повесть", 1938), книги о творчестве, людях иск-ва (в т.ч. "Золотая роза", 1955) отмечены романтич. настроенностью, поэтичностью языка. В автобиогр. эпопее "Повесть о жизни" (ч. 1-6, 1945-63) - путь личности, сохраняющей человеческое достоинство и верность нравств. ориентирам в водовороте событий первых десятилетий 20 в.

Большой российский энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАУСТОВСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПАУСТОВСКИЙ в Литературной энциклопедии:
    Константин Георгиевич — советский писатель. Сын инженера-путейца. Учился в Киевском, затем в Московском университетах. Был рабочим на металлургических заводах …
  • ПАУСТОВСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Константин Георгиевич (1892-1968) , русский писатель. Мастер лирической прозы. Повести «Кара-Бугаз» (1932), «Колхида» (1934), обращенные к этическим проблемам преобразования окружающей …
  • КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-07 Time: 12:48:27 Константин Георгиевич Паустовский (19 (31) мая 1892 — 14 июля 1968) — русский советский писатель. * …

  • (1892-1968) русский писатель. Мастер лирической прозы. Повести "Кара-Бугаз" (1932), "Колхида" (1934), обращенные к этическим проблемам преобразования окружающей среды, повесть "Мещерская …
  • ПАУСТОВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ
    Константин Георгиевич , русский советский писатель. Первый рассказ "На воде" …
  • РУССКИЙ ЯЗЫК в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-30 Time: 17:43:27 - * Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова …
  • ПОВЕСТЬ О ЖИЗНИ. НАЧАЛО НЕВЕДОМОГО ВЕКА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:14:37 Цитаты из произведения «Повесть о жизни. Начало неведомого века» (автор Паустовский, Константин Георгиевич) * К …
  • МЕЧТА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-07 Time: 15:05:19 * Американская мечта: начать делать деньги, затем делать деньги при помощи денег, и, наконец, делать …
  • ЗВУК в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-07-21 Time: 17:30:23 * Звук должен быть окутан тишиной. ""(Генрих Нейгауз)"" * Имя человека — самый сладостный …
  • ВДОХНОВЕНИЕ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-07-21 Time: 14:23:33 * Сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта …
  • ФАСТОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ФАСТОВ в Энциклопедии фамилий:
    Во многих русских фамилиях «спрятаны» старые календарные или не календарные имена. Одни из них легко разгадываются, другие кажутся абсолютно непонятными. …
  • ЭССЕ
    - (от франц. essai - попытка, очерк) - прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому …
  • РАССКАЗ в Словаре литературоведческих терминов:
    - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг …
  • ОЛЬГА МЕЩЕРСКАЯ в Литературной энциклопедии:
    - героиня рассказа И.А.Бунина «Легкое дыхание» (1916). Рассказ основан на материале газетной хроники: офицер застрелил гимназистку. В этом достаточно нерядовом …
  • ОЧЕРК в Литературной энциклопедии.
  • СЕЛИХАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Александр Брониславович (1880-1968), педагог, историк педагогики, профессор (1920). С 1906 преподавал в гимназиях Киева (его учениками были К.Г. Паустовский и …
  • ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА в Большом энциклопедическом словаре:
    разновидность лиро-эпического жанра, проза с преобладающим авторским "я", ослабленной фабулой, повышенно-эмоциональным строем речи. Композиционные формы: эпистолярная, дневниковая, автобиографическая, путешествие, эссе …
  • ЭССЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные …
  • ФРАЕРМАН РУВИМ ИСАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Рувим Исаевич , русский советский писатель. Учился в Харьковском технологическом институте (1916). Участник Гражданской войны на …
  • ТУРГЕНЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Сергеевич , русский писатель. Мать - В. П. Лутовинова; отец …
  • ТАРУСА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    город, центр Тарусского района Калужской области РСФСР. Пристань на левом берегу Оки, в 36 км выше Серпухова, с которым связан …
  • РАДИОВЕЩАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    передача по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и др. звуковых эффектов; одно из основных средств оперативной информации, массовой агитации …

Пашу"тин Виктор Васильевич , русский учёный, один из создателей патофизиологической школы в России и патофизиологии как самостоятельной научной дисциплины. В 1868 окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге; ученик И. М. Сеченова. С 1874 профессор кафедры общей патологии Казанского университета, где основал первую в России лабораторию экспериментальной патологии. С 1879 профессор Медико-хирургической академии в Петербурге. С 1890 начальник Военно-медицинской академии; с 1889 председатель медицинского совета министерства внутренних дел. Основные труды по проблемам нарушения обмена веществ и терморегуляции, кислородного голодания, витаминной недостаточности и др. Создал крупную научную школу (А. В. Репрев, Н. П. Кравков и др.).

Соч.: Избр. труды, М., 1952.

Лит.: Весёлкин П. Н., В. В. Пашутин, М., 1950.

Пашуто Владимир Терентьевич

Пашуто" Владимир Терентьевич (р. 19.4.1918, Ленинград), советский историк, член-корреспондент АН СССР (1976). Член КПСС с 1947. Окончил исторический факультет ЛГУ (1941), профессор Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской (с 1970). С 1948 работает в Институте истории (с 1969 - Институт истории СССР) АН СССР, с 1969 заведующий (сектором истории древнейших государств на территории СССР, с 1977 одновременно заведующий отделом истории докапиталистических формаций. Основные труды по истории СССР эпохи феодализма, источниковедению и историографии. Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями.

Соч.: Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, [М.], 1950; Образование Литовского государства, М., 1959; Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965 (соавтор); Внешняя политика Древней Руси, М., 1968; Пути развития феодализма. (Закавказье. Средняя Азия, Русь, Прибалтика), М., 1972 (соавтор).

Лит.: Лихачев Д. С., Нарочницкий А. Л., Щапов Я. Н., К 60-летию члена-корреспондента АН СССР В. Т. Пашуто, «История СССР», 1978, №2.

В. Д. Назаров.

Паэгле Леон Мартынович

Паэ"гле Леон Мартынович , латышский писатель. Член Коммунистической партии Латвии с 1917. Окончил Валмиерскую учительскую семинарию (1910), работал учителем. В 1914-1917 учился на историческо-философском факультете народного университета А. Шанявского. Первая книга - «Боги и люди» (1914). Издал соки стихов «Перекличка молодых соколов» (1921), «Знамена» (1922), «Тюрьмы не помогут» (1923, сборник конфискован в 1925), которые идейно служили делу освободительной борьбы рабочего класса Латвии. В прозаических произведениях П. изображал жизнь латышского села, его драматургия направлена против буржуазной действительности.

Соч.: Kopoti raksti, sej. 1-5, Riga, 1956- 1958; в рус. пер.- Избранное, Рига, 1955; Рассказы, М., 1965; Жду солнышка, Рига, 1967.

Лит.: История латышской литературы, т. 2, Рига, 1971; Latviešu literaturas darbinieki, Riga, 1965.

«Паэзе сера»

«Паэ"зе се"ра» («Paese Sera» - «Страна вечером»), итальянская ежедневная вечерняя прогрессивная газета. Издаётся в Риме. Основана в 1949. Тираж (1973) 180,5 тыс. экземпляров.

Паяльная лампа

Пая"льная ла"мпа, нагревательный прибор, в котором теплота выделяется при пламенном горении жидкого горючего (спирта, керосина, бензина); продукты сгорания в П. л. образуют вытянутый факел. П. л. применяются для нагрева деталей и расплавления припоя в процессе пайки при температурах до 1000-1100 °С, а также для нагрева паяльников и др. тел. Наибольшее распространение получили П. л. форсуночного типа (см. Форсунка ). Более удобны в эксплуатации и теплопроизводительнее других бензиновые П. л. Емкость резервуара П. л. 0,1-2 л.

Паяльник

Пая"льник, инструмент, применяемый при пайке для нагрева соединяемых деталей, расплавления и внесения жидкого припоя в зазор. Рабочую часть П. для лучшей теплопроводности делают обычно из меди. Носок П. заостряют под углом 30-40°, а рабочую кромку скругляют. Температура нагрева медных П. не должна превышать 400 °С, так как в противном случае происходит растворение носка в жидком припое. Форма, размеры и масса П. определяются типом паяемого шва, конфигурацией и массой изделия. Для пайки деталей радиоэлектронной аппаратуры применяют П. массой 0,1-0,2 кг, а для пайки крупногабаритных изделий - до 5 кг. По способу нагрева П. подразделяют на 3 группы: без постоянного нагрева, с непрерывным подогревом в пламени, с электрическим подогревом. Бытовые электрические П. классифицируют по режимам нагрева (непрерывного, прерывного, форсированного и импульсного типа), по видам паяльного стержня, номинальной мощности (от 10 до 250 вт ) и времени разогрева до температуры 280 °С. К специальному типу П. относятся ультразвуковые П., у которых колебания нагретого стержня разрушают окисную плёнку на поверхности паяемого металла под слоем расплавленного припоя. Основное преимущество ультразвуковых П.- возможность бесфлюсовой пайки. Они применяются главным образом для пайки алюминия легкоплавкими припоями.

В. П. Фролов.

Паяльные флюсы

Пая"льные флю"сы, неметаллические вещества, применяемые для удаления окисной плёнки с поверхности припоя и паяемого материала и для предотвращения её образования в процессе пайки, а также для снижения поверхностного натяжения припоя. Применяют П. ф. в порошкообразном состоянии, в виде паст и в виде водных, спиртовых или глицериновых растворов. Действие П. ф. проявляется лишь в определённом диапазоне температур. Некоторые из них могут успешно применяться для пайки различных материалов, др. имеют лишь узкоспециализированное назначение. Наиболее универсальными для высокотемпературной пайки сталей и медных сплавов являются П. ф. на основе Na 2 B 4 7 и H 3 BO 3 ; для низкотемпературной пайки - П. ф. на основе ZnCl 2 . Для пайки алюминиевых сплавов широко применяют флюс, содержащий 8% ZnCl 2 , 10% NaF, 32% LiCI и 50% KCI.

Лит.: Петрунин И. Е., Физико-химические процессы при пайке, М., 1972.

Паустовский

Константин Георгиевич , русский советский писатель. Первый рассказ «На воде» опубликован в 1912. Учился в Киевском университете (1911-13). После Октябрьской революции 1917 сотрудничал в газетах, затем в РОСТА - ТАСС (1924-29). Ранние произведения П. (сборники рассказов и очерков «Морские наброски», 1925, «Минетоза», 1927, «Встречные корабли», 1928; роман «Блистающие облака», 1929) отличает острый динамичный сюжет. Их герои - прекраснодушные мечтатели, тяготящиеся бытом, ненавидящие рутину, жаждущие романтических приключений. Известность П. принесла повесть «Кара-Бугаз» (1932), в которой документальный материал органически сплавлен с художественным вымыслом. К 30-м гг. относятся повести, разнообразные по тематике и жанру: «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933), «Колхида» (1934), «Чёрное море» (1936), «Созвездие гончих псов» (1937), «Северная повесть» (1938; одноименный фильм 1960), а также биографические повести о людях искусства: «Исаак Левитан», «Орест Кипренский» (обе - 1937), «Тарас Шевченко» (1939). В «Летних днях» (1937), «Мещерской стороне» (1939), «Жильцах старого дома» (1941) обретает законченность художническая манера писателя, пристально всматривающегося в каждодневное человеческое существование, в мир природы и рассказывающего об увиденном с лирическим воодушевлением. Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре которого люди творческого склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу. В 1955 П. опубликовал повесть «Золотая роза» о «прекрасной сущности писательского труда». Много лет он работал над автобиографической «Повестью о жизни», в которой судьба автора показана на фоне процессов, происходивших в России в конце 19-30-е гг. 20 вв. Повествование состоит из шести тесно связанных между собой книг («Далёкие годы», 1945; «Беспокойная юность», 1955; «Начало неведомого века», 1957; «Время больших ожиданий», 1959; «Бросок на Юг», 1960; «Книга скитаний», 1963) и по праву может считаться итогом творческих и нравственных исканий писателя. Книги П. переведены на многие иностранные языки. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами и медалью.

Соч.: Собр. соч., т.1-6, М., 1957-58; Собр. соч., т. 1-8, М., 1967-70; Потерянные романы, Калуга, 1962; Рассказы, очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства, М., 1972; Наедине с осенью, 2 изд., М., 1972; Родина, М., 1972.

Лит.: Львов С., Константин Паустовский. Критико-биографический очерк, М., 1956; Левицкий Л., Константин Паустовский. Очерк творчества, М., 1963; Алексанян Е., Константин Паустовский - новеллист, М., 1969; Ильн В., Поэзия странствий. Литературный портрет К. Паустовского, М., 1967; Воспоминания о Константине Паустовском, М., 1975.

Л. А. Левицкий.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Паустовский" в других словарях:

    Паустовский, Константин Георгиевич Константин Георгиевич Паустовский Дата рождения: 19 (31) мая 1892 Место рождения: Москва, Российская империя … Википедия

    Константин Георгиевич (1893) советский писатель. Сын инженера путейца. Учился в Киевском, затем в Московском университетах. Был рабочим на металлургических заводах в Юзовке, Екатеринославе, Таганроге, кондуктором трамвая в Москве; во время… … Литературная энциклопедия

    Паустовский К.Г. Паустовский Константин Георгиевич (1892 1968) Русский писатель. 1912 публикация первого рассказа На воде. Среди произведений сборники рассказов и очерков, повести, романы Морские наброски (1925), Минетоза (1927), Встречные… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Константин Георгиевич (1892 1968), русский писатель. Мастер лирической прозы. В повестях Кара Бугаз (1932), Колхида (1934) этические проблемы преобразования окружающей среды; повесть Мещёрская сторона (1939) и рассказы (сб. Летние дни, 1937)… … Русская история

    Константин Георгиевич Паустовский Дата рождения: 19 (31) мая 1892 Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 14 июля 1968 Место смерти: Москва, СССР Род деятельности … Википедия

    ПАУСТОВ ПАУСТОВСКИЙ Пауст одна из форм имени Фавст (от латинского фаустус счастливый), свойственная украинскому языку. В Молдавии есть селение Паустов. (Ф) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) … Русские фамилии

    Паустовский К. Г. - ПАУСТÓВСКИЙ Константин Георгиевич (1892–1968), рус. писатель. Мастер лирич. прозы. В пов. Кара Бугаз (1932), Колхида (1934) – этич. проблемы преобразования окружающей среды; пов. Мещёрская сторона (1939) и рассказы (сб. Летние дни,… … Биографический словарь

    Русский советский писатель. Первый рассказ «На воде» опубликован в 1912. Учился в Киевском университете (1911≈13). После Октябрьской революции 1917 сотрудничал… … Большая советская энциклопедия

    - (1892 1968), рус. сов. писатель. В автобиографич. повестях («Далекие годы», 1946; «Беспокойная юность», 1955) есть свидетельства об увлечении поэзией Л. Герой пьесы П. «Поручик Лермонтов» (1940) поэт зрелого дарования, сознающий, что он «родился… … Лермонтовская энциклопедия

Книги

  • Константин Паустовский. Сказки , Константин Паустовский. Основные сказки Константин Паустовский написал в конце войны и в первые послевоенные годы - отсюда еще их пронзительность. В этих сказках все просто, буднично, почти нет чудес. Здесь…

1682 0

Константин Георгиевич , русский советский писатель. Первый рассказ «На воде» опубликован в 1912. Учился в Киевском университете (1911-13). После Октябрьской революции 1917 сотрудничал в газетах, затем в РОСТА - ТАСС (1924-29). Ранние произведения П. (сборники рассказов и очерков «Морские наброски», 1925, «Минетоза», 1927, «Встречные корабли», 1928; роман «Блистающие облака», 1929) отличает острый динамичный сюжет. Их герои - прекраснодушные мечтатели, тяготящиеся бытом, ненавидящие рутину, жаждущие романтических приключений. Известность П. принесла повесть «Кара-Бугаз» (1932), в которой документальный материал органически сплавлен с художественным вымыслом. К 30-м гг. относятся повести, разнообразные по тематике и жанру: «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933), «Колхида» (1934), «Чёрное море» (1936), «Созвездие гончих псов» (1937), «Северная повесть» (1938; одноименный фильм 1960), а также биографические повести о людях искусства: «Исаак Левитан», «Орест Кипренский» (обе - 1937), «Тарас Шевченко» (1939). В «Летних днях» (1937), «Мещерской стороне» (1939), «Жильцах старого дома» (1941) обретает законченность художническая манера писателя, пристально всматривающегося в каждодневное человеческое существование, в мир природы и рассказывающего об увиденном с лирическим воодушевлением. Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре которого люди творческого склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу. В 1955 П. опубликовал повесть «Золотая роза» о «прекрасной сущности писательского труда». Много лет он работал над автобиографической «Повестью о жизни», в которой судьба автора показана на фоне процессов, происходивших в России в конце 19-30-е гг. 20 вв. Повествование состоит из шести тесно связанных между собой книг («Далёкие годы», 1945; «Беспокойная юность», 1955; «Начало неведомого века», 1957; «Время больших ожиданий», 1959; «Бросок на Юг», 1960; «Книга скитаний», 1963) и по праву может считаться итогом творческих и нравственных исканий писателя. Книги П. переведены на многие иностранные языки. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами и медалью.

Соч.: Собр. соч., т.1-6, М., 1957-58; Собр. соч., т. 1-8, М., 1967-70; Потерянные романы, Калуга, 1962; Рассказы, очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства, М., 1972; Наедине с осенью, 2 изд., М., 1972; Родина, М., 1972.

Лит.: Львов С., Константин Паустовский . Критико-биографический очерк, М., 1956; Левицкий Л., Константин Паустовский . Очерк творчества, М., 1963; Алексанян Е., Константин Паустовский - новеллист, М., 1969; Ильн В., Поэзия странствий. Литературный портрет К. Паустовского, М., 1967; Воспоминания о Константине Паустовском, М., 1975.

Л. А. Левицкий.

Паустовский . «Избранная проза» (Москва, 1965). Илл. Б. П. Свешникова.">

К. Г. Паустовский . «Избранная проза» (Москва, 1965). Илл. Б. П. Свешникова.


Значения в других словарях

Паустовский

ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич (1892-1968), русский писатель. Мастер лирической прозы. В повестях "Кара-Бугаз" (1932), "Колхида" (1934) - этические проблемы преобразования окружающей среды; повесть "Мещёрская сторона" (1939) и рассказы (сб. "Летние дни", 1937) рисуют непритязательную красоту русской природы. Исторические повести ("Северная повесть", 1938), книги о творчестве, людях искусства (в...

Паустовский

ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич (1893-) - советский писатель. Сын инженера-путейца. Учился в Киевском, затем в Московском университетах. Был рабочим на металлургических заводах в Юзовке, Екатеринославе, Таганроге, кондуктором трамвая в Москве; во время империалистической войны был санитаром, матросом, репортером и редактором газет. Участвовал в гражданской войне (в боях против Петлюры). Первое...

Пауперизм

(от лат. pauper - бедный, неимущий) нищета трудящихся, отсутствие самых необходимых средств существования у широких масс населения в обществах, основанном на частной собственности на средства производства, имущественном неравенстве и эксплуатации одних классов другими. В капиталистическом обществе П. - неизбежный результат действия всеобщего закона капиталистического накопления (См. Всеобщий зако...

Его отец, потомок запорожских казаков, был железнодорожным статистиком, мать происходила из интеллигентной польской семьи среднего достатка. Детство и отрочество П. прошли в Киеве. Окончив 1-ю киевскую гимназию (1912), выпускниками которой были многие в будущем известные люди (в частности, М. А. Булгаков), поступил на естественное отд. физико-математического ф-та Киевского ун-та. Проучившись 1-й курс, перешел на филос. отд. историко-филол. ф-та. В 1914 перевелся в Моск. ун-т. В первые месяцы 1-й мировой войны работал кондуктором и вожатым моск. трамвая, а затем - санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. Несмотря на то что был освобожден от воинской повинности, П. перешел в полевой санитарный отряд и проделал с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до бело-

рус. г. Несвижа. После этого работал на заводах в Екатеринославе, Юзовке, Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море.

В марте 1917 П. приехал в Москву, где сотрудничал в демократической печати. В Гражданскую войну был журналистом в Киеве, Одессе, затем жил в Батуми, Сухуми, Тбилиси. В 1923 вернулся в Москву, ставшую с тех пор его постоянным местом жительства. Недолго поработав в газете водников "На вахте", перешел в РОСТа, где служил редактором до кон. 20-х гг.

Писать начал в последних классах гимназии. Это были стихи, часто подражательные. В них легко обнаруживаются следы влияния рус. поэтов 19 и начала 20 вв. Строки юного поэта свидетельствовали о том, что он восприимчивый читатель и прилежный копиист. Сочинив ворох стихов, П. почувствовал искушение попытать свои силы в прозе: рассказ "На воде"- (1912) напечатал киевский ж. "Огни". В ж. "Рыцарь" опубл. рассказ "Четверо". После пребывания на переднем крае написал неск. очерков, в которых делился фронтовыми впечатлениями. Один из них был напечатан. Затем он вновь вернулся к поэзии. Он послал свои стихи И. Бунину, который откликнулся на них письмом. Отметив, что автор "поет с чужого голоса", Бунин писал: "Думается, Ваш удел, Ваша настоящая поэзия - проза. Именно здесь, если Вы сумеете проявить достаточно упорства, уверен, сможете достичь чего-нибудь значительного".

Житейские обстоятельства - необходимость зарабатывать на хлеб - обратили П. к журналистике. Он перепробовал почти все газетные специальности: был репортером, разъездным корреспондентом, выпускающим, очеркистом, правщиком. Писал о самых разнообразных событиях и людях Научился проникать в суть противоречивых жизненных фактов и постигать их внутреннюю связь В это же время П. писал рассказы, повести, романы. Его первая книга "Морские наброски" (1924, изд. 1925), объемом с брошюру, осталась незамеченной. В 1927 вышла небольшая книга "Минетоза". В 1929 П. издал ром "Блистающие облака". К ним примыкает ром "Романтики", начатый в 1916, но опубл. лишь в 1935. Героев этих произв. отличала романтическая приподнятость. Чистые и благородные, гуманные и бескорыстные, исполненные ненависти ко всему, что принижает человека и оскорбляет его достоинство, они неустанно размышляют об осуществлении высоких идеалов, тяготясь унылой будничностью, окружающей их, и устремляя свои взоры в будущее, уповая на то, что оно станет царством гармонии, из которого навсегда уйдут ложь, пресмыкательство, духовное убожество.

Произв. П. 20-х гг. отмечены абстрактностью, эта худож. уязвимость объяснялась не столько отсутствием мастерства, сколько мироощущением писателя. Искренне сочувствуя декларируемым целям революции, он не находил в окружающей действительности ощутимых примет реального приближения к этим целям.

На рубеже 30-х гг. П. и др. писатели (Л. Леонов, М. Шагинян, И. Эренбург) стали славить индустриальные преобразования, охватившие страну, видя в них воплощение прекрасных идеалов. Побывав в "горячих точках" бурного строительства, П. увлеченно писал о социальных достижениях - о проектах новых городов, выведении чудесных сортов плодоносных растений, о фабриках-кухнях, избавляющих женщин от изнурительной домашней поденщины. При этом подчас не замечалось плохое, что сопровождало жизнь сов. людей в эти годы. Сегодня непросто понять, как мыслящие и совестливые люди смогли угодить в идеологические ловушки, хитроумно расставленные властителями страны.

Лучшие дня

В 1932 П. пишет "Кара-Бугаз", в 1933 - "Колхиду" (изд. 1934), которые тотчас же вышли в периодике и отд. изд. Вдохновенно описывая современников, меняющих лицо пустыни и осушающих малярийные болота, избавляя человека от рабской зависимости от природных зол, П. не кривил душой. Героические усилия людей по преодолению небывалых трудностей, портреты тех, кто умеет мечтать и практически воплощать самые дерзкие замыслы, - все это отвечало помыслам писателя. Появление этих повестей, особенно первой, было встречено дружными похвалами, высоко оценили "Кара-Бугаз" М. Горький и Р. Роллан. П. приобрел известность. Отныне критика неизменно отзывалась на каждую его публикацию.

В предвоен. 10-летие П. работал очень интенсивно. Помимо очерков, статей, рецензий, пьес, жизнеописаний, рассказов (этот жанр он особенно любил) из-под его пера вышли худож. исследование "Черное море" (1936) и "Северная повесть" (1938). В центре этих повествований - неразрывная связь времен, органическая преемственность идей и чаяний. Для их героев нравств. ценность того или иного поступка бесконечно важнее сиюминутных прагматических результатов.

Во 2-й пол. 30-х гг. взгляд П. -художника обращен на пленительную в своей скромной красоте природу средней полосы России. В "Летние дни" (1937), "Мещерская сторона" (1939) и примыкающих к ним рассказах она становится центральной темой и лейтмотивом. В восприятии и изображении природы П. родствен И. Бунину и М. Пришвину. С первым его сближает включенность мира природы в духовный мир человека, со вторым - пафос познания природы, худож. ее исследование. Недаром Пришвин записал в своем дневнике: "Не будь я Пришвиным, я хотел бы писать в наше время, как Паустовский". Природа притягивала П. как умиротворяющая, прекрасная в неистощимом разнообразии среда, где человек освобождается от всею мелкого и суетного и обретает душевное равновесие. В Мещерском цикле П. нашел свою нишу в лит ре и проявил себя тонким пейзажистом и проникновенным лириком. Сбылось предсказание Бунина: поэзией П. стала его проза. В 30-е п. он пишет ряд книг о людях иск-ва: "Исаак Левитан", "Орест Кипренский" (обе - 1937), "Тарас Шевченко" (1939).

В 1945 П. приступил к работе над книгой воспоминаний, которую считал главной в своем творчестве. Уже в первом своем большом повествовании "Романтики" П. представил автобиогр. материал. Роман не вполне удовлетворил его автора именно потому, что этот материал, затемненный вымышленными фабульными наслоениями, не стал цементирующей основой повествования. Первоначально П. не замышлял большого автобиогр. полотна, намереваясь ограничиться детством и отрочеством, но позднее у него созрел замысел довести повествование до более позднего времени. Однако взялся за нею писатель только через 8 лет. Решающую роль в затянувшемся перерыве сыграла невыносимая атмосфера в лиг-ре, сложившаяся после постановлений ЦК партии, после которых осуждалось все, что не укладывалось в рамки спущенных сверху директив. Кампания по искоренению "космополитизма" задела и П. Оставшись вне подозрений по части этнического происхождения, он подвертя бичеванию за скрываемую приверженность к творчеству А. Грина, объявленного чуждым России. Перед П. закрылись все изд-ва, и он вынужден был браться за выполнение заказов, которые хотя бы частично позволяли реализовывать накопленный опыт ("Рождение моря", 1952).

Изменившаяся в стране ситуация была стимулом к продолжению автобиогр. произв.: появляются "Далекие годы" (1946) и "Беспокойная юность" (1955), обе автобиогр. книги вышли под одной обложкой под назв. "Повесть о жизни"; далее последовали книги того же жанра: "Начало неведомого века" (1957), "Время больших ожиданий" (1959), "Бросок на юг" (1960), "Книга скитаний" (1963). П. хотел довести рассказ о своей жизни до 50-х гг., но не успел.

"Повесть о жизни" охватывает 40-летний путь ее создателя - от младенчества до лит. становления и зрелости. П. рассказывает о семье, в которой родился и рос, о гимназии, где учился, о людях, безвестных и прославленных, встретившихся ему на жизненных дорогах, о местах, в каких обитал и странствовал, о социальных потрясениях. О себе, событиях, людях автор творит от-

крыто и прямо, не прибегая к сюжетным ухищрениям и лит. маскировке. Но при всем обнаженном автобиографизме "Повесть о жизни" не документальное, а художественное произведение, построенное по новеллистическому принципу. Бунин принял отдельно напечатанную главу "Далеких годов" за рассказ. Он писал П.: "Дорогой собрат, я прочел Ваш рассказ "Корчма на Брагинке" и хочу Вам сказать о той редкой радости, которую испытал я: если исключить последнюю фразу этого рассказа ("под занавес"), он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы".

С автобиогр. циклом неразрывно связана "Золотая роза" (1956), подводящая итог многолетних размышлений писателя о природе иск-ва слова и роли художника. П. обстоятельно исследует слагаемые писательской работы: функцию воображения, место природы в мироощущении художника, соотношение факта и вымысла, влияние на лит-ру смежных иск-в, язык как материал и орудие воссоздания действительности. "Золотая роза" вводит читателя в творческую лабораторию художника, приобщая к "тайная тайных" иск-ва.

В последние 15 лет жизни П. "активно выступал как публицист. Он призывал оградить природу от варварских покушений на нее, заступался за гонимых и преследуемых, отстаивал свободу и независимость человеческой личности, бичевал жестокость и насилие, угодничество и бесчеловечность, ратовал за поиски в иск-ве и поддерживал талантливых молодых писателей. Его творчество и совестливая позиция, которую он неизменно занимал, создали ему высокий нравств. авторитет в России и за рубежом. Книги П. переведены на большинство яз. мира и изданы на всех 5 континентах.

Соч.: Собр. соч.: В 9т. М., 1981-86; Избр. произв.: В 3 т. М., 1995.

Лит.: Роскин А. Право на мечту//Худож. лит-ра. 1934. № 11; Львов С. Константин Паустовский. Критико-биогр. очерк. М., 1956; Левицкий Л. Константин Паустовский: Очерк творчества. 2-е изд. М., 1977, Кременцов А. И. К. Г. Паустовский. Жизнь и творчество. М., 1982; Восп. о Константине Паустовском [Сб. ]. М., 1983; Трефилова Г. П. Паустовский, мастер прозы. М., 1983; Макарова Ф. Р. К. Паустовский и север. М., 1994; К. Паустовский: Библиогр. указатель (К 100-летию со дня рождения писателя)/Сост. И. И. Комаров, М. К. Сазонова. М., 1995.

Л. А. Левицкий.

Цит. по: Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву-АМ, 2000, сс. 541-543



В продолжение темы:
Модные советы

Я назвала эту ветчину из курицы - "коньячная", т. к. делаю её с добавлением коньяка. Получается очень вкусная домашняя ветчина, которую можно съесть и на завтрак на бутерброд,...

Новые статьи
/
Популярные