Божественный Микеланджело. Фреска Сикстинской капеллы “Страшный суд”. Джорджо Вазари. Жизнеописание Микеланджело Буонарроти

Леонардо не тратил на живопись слишком много времени и не очень заботился о том, что останется потомкам. Поэтому его художественное наследие не так велико, как могло бы быть.

Самое выдающееся произведение Леонардо - фреска «Тайная вечеря» - находится в Милане, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие (Santa Maria delle Grazie). Чтобы увидеть это всемирно известное произведение придется записаться заранее через интернет. Правда Милан - это уже не Тоскана. Из Тосканы нужно проехать пару сотен километров в соседнюю Ломбардию.

Россияне могут гордиться: из двух десятков работ, принадлежащих кисти Леонардо и сохранившихся до наших дней, две выставлены в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге - «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта». Еще четыре работы хранятся в Парижском Лувре.

Во Флоренции в галерее Уффици вы найдете три произведения мастера: «Крещение Христа», «Благовещение» и «Поклонение волхвов».

Мекеланджело Буонаротти

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) родился в селении Капрезе, невдалеке от тосканского города Ареццо.

Мать Микеланджело умерла, когда мальчику было шесть лет. Отец, обедневший дворянин, по недостатку средств отдал ребенка на воспитание кормилице, мужем которой был «скальпеллино», т.е. строитель-каменотес. Поэтому обращаться с резцом и глиной мальчик научился значительно раньше, чем писать и читать.

Микеланджело рано проявил художественные способности и был отдан в мастерскую к известному художнику Гирландайо. Через год перешел учиться скульптуре к Бертольдо ди Джованни, в художественную школу, учрежденную Лоренцо Медичи. Лоренцо Великолепный заметил талантливого ученика. Два года Микеланджело жил у него во дворце и получал широкое образование. В 16 лет уже выполнял самостоятельные заказы.

Микеланджело прожил долгую жизнь - 88 лет. Эти годы разделились по большей части между Флоренцией и Римом. Микеланджело застал годы подъема Рима, связанные с деятельностью папы Юлия II и расцвет Флоренции при Медичи, роскошь и расточительность двора папы Льва Х, проповеди Савонаролы и религиозное движение народа, пережил разграбление Рима вышедшей из под контроля армиями наемников в 1527 г., изгнание Медичи из Флоренции и последовавшую смуту. И все это время он напряженно работал.

Его молодость пришлась на время Раннего Возрождения, зрелые годы на Высокого Ренессанса, закат жизни - на Ренессанс Поздний. Собственно, Микеланджело и был этим самым Ренессансом.

Стиль Микеланджело

Микеланджело, конечно, был прежде всего скульптором. Его статуя «Давид» (Флоренция, Академия изящных искусств) - непревзойденный образец изображения человеческого тела. Пьета (Ватикан, Собор св. Петра) - непревзойденный образец изображения мертвого тела. (Слово «пьета» - означает жалость, так называют сцены, изображающие Богоматерь со снятым с креста Христом на руках.)

И к живописи Микеланджело подходил во многом как мастер формы. Его фигуры объемны и анатомичны, позы исполнены напряжения и драматизма. Росписи Микеланджело в Сикстинской капелле - грандиозный памятник его гению.

Много сил и вдохновения отдал Микеланджело собору св. Петра в Ватикане. Чудесный купол, поражающий своими размерами и вместе с тем легкостью, спроектирован Микеланджело.

Между прочим, с камнем он работал своим особенным способом: не обрабатывал его со всех сторон, как другие скульпторы, а начинал с фронтальной плоскости и поступательно продвигался к тылу. Широко известен его рецепт создания скульптурного шедевра: просто «взять кусок мрамора и отсечь все лишнее».

Где увидеть

Почти все, что создал мастер, находится в Италии. Можно сказать, что Флоренция - один большой музеем Микеланджело. Его наследие велико и хорошо сохранилось. Может, дело в том, что мрамор - материал, созданный на века, он намного прочнее покрытого маслом холста и окрашенной штукатурки фресок?

Список работ Микеландело - только самых известных его работ.

Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти; Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти; Пьета. Мрамор. 1498--1499. Ватикан, Собор св. Петра; Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам; Давид. Мрамор. 1501--1504. Флоренция, Академия изящных искусств; Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502--1504. Лондон, Королевская академия искусств; Мадонна Дони. 1503--1504. Флоренция, Галерея Уффици; Мадонна Питти. Ок. 1504--1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло; Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств; Роспись свода Сикстинской капеллы. 1508--1512. Ватикан; Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр; Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи; Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530--1534. Флоренция, Академия изящных искусств; Капелла Медичи. 1520--1534; Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521--1534; Библиотека Лауренциана. 1524--1534, 1549--1559. Флоренция; Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524--1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо; Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526--1533. Флоренция, собор Сан-Лоренцо; Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530--1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло; Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535--1541. Ватикан; Гробница Юлия II. 1542--1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи; Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547--1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.

Микеланджело Буонарроти – признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры.

6 марта 1475 года в семье Буонарроти Симони родился второй ребенок, которого назвали Микеланджело. Отец мальчика был мэром итальянского городка Карпезе и являлся отпрыском благородного рода. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Через месяц после рождения сына срок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.

Франческа, мама малыша, постоянно болела, а будучи беременной, упала с лошади, поэтому не смогла самостоятельно выкармливать младенца. Из-за этого крошечного Мике поручили кормилице, и первые годы его жизни прошли в семье каменотеса. Малыш с раннего детства играл с камушками и долотом, пристрастившись к окультуриванию глыб. Когда мальчик подрос, то частенько говорил, что своим талантом обязан молоку приемной матери.


Родная мама мальчика умерла, когда Мике исполнилось 6 лет. Это так сильно повлияло на психику ребенка, что он становится замкнутым, раздражительным и нелюдимым. Отец, беспокоясь за душевное состояние сына, отдает его в школу «Francesco Galeota». Рвения к грамматике ученик не проявляет, зато заводит друзей, которые прививают ему любовь к живописи.

В 13-летнем возрасте Микеланджело объявил отцу, что продолжать семейное финансовое дело не намерен, а будет обучаться художественному мастерству. Таким образом, в 1488 году подросток становится учеником братьев Гирландайо, которые приобщают его к искусству создания фресок и прививают азы живописи.


Рельефная скульптура Микеланджело "Мадонна у лестницы"

В мастерской Ghirlandaio провел год, после чего отправился изучать скульптуры в садах Медичи, где талантом юноши заинтересовался правитель Италии Лоренцо Великолепный. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом . Изучая скелеты и мышцы мертвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье.


Рельефная скульптура Микеланджело "Битва кентавров"

В 16 лет юноша создает две первые рельефные скульптуры - "Мадонну у лестницы" и "Битву Кентавров". Эти первые барельефы, вышедшие из-под его рук, доказывают, что юный мастер наделен необычайным даром, и его ожидает блестящее будущее.

Творчество

После смерти Лоренцо Медичи на престол взошел его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В стране вспыхивает революция. Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело. Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности.


В 1498 году скульптор создал статую «Вакх» и композицию «Пьета», которые приносят ему мировую известность. Скульптуру, где юная Мария держит на руках мертвого Иисуса, разместили в церкови Святого Питера. Через несколько дней Микеланджело услышал разговор одного из паломников, который заявлял, что композиция «Пьета» создана Christoforo Solari. Этой же ночью юный мастер, охваченный гневом, пробрался в церковь и высек надпись на нагрудной ленте Марии. Гравировка гласила: «MICHEL ANGELUS BONAROTUS FLORENT FACIBAT – это сделал Микеланджело Буонароти, Флоренция».

Чуть позже он раскаялся в своем приступе гордыни и решил больше не подписывать свои работы.


В 26 лет Мике взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора.


Когда мастер закончил работу над скульптурой, была создана комиссия, которая определила место размещения шедевра. Здесь состоялась первая встреча Микеланджело с . Эту встречу нельзя было назвать дружественной, ведь 50-летний Леонардо сильно проигрывал молодому скульптору и даже возвел Микеланджело в ряды соперников. Увидев это, молодой Пьеро Содерини устраивает соревнование между художниками, поручив им роспись стен Большого Совета в палаццо Веккьо.


Да Винчи начал работу над фреской по сюжету «Битва при Ангиари», а Микеланджело взял за основу «Битву при Кашине». Когда 2 наброска выставили на всеобщее обозрение, то никто из критиков не смог отдать предпочтение ни одному из них. Оба картона оказались изготовлены так умело, что чаша справедливости уравняла талант мастеров кисти и красок.


Так как Микеланджело слыл еще и гениальным художником, его попросили расписать потолок одной из римских церквей в Ватикане. За эту работу живописец принимался дважды. С 1508 по 1512 года разрисовал потолок церкви, площадь которого составляла 600 кв. метров, сюжетами из Ветхого Завета от момента Сотворения мира до Потопа. Ярчайшим образом здесь выступает первый человек – Адам. Изначально Мике планировал нарисовать только 12 Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он посвятил ему 4 года жизни.

Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных. Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись. В конце 1511 Микеланджело настолько измучили просьбы жаждущих увидеть творение, что приоткрыл завесу тайны. Увиденное потрясло воображение многих людей. Даже , находясь под впечатлением от этой росписи, частично изменил собственный стиль письма.


Фреска "Адам" Микеланджело в Сикстинской капелле

Работа в Сикстинской капелле настолько утомила великого скульптора, что он пишет в своем дневнике следующее:

«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал».

Также он пишет, что от напряженной работы его глаза почти перестали видеть, а жизнь стала мрачной и серой.

В 1535 году Микеланджело вновь берется за роспись стен в Сикстинской капелле. На этот раз он создает фреску «Страшный Суд», которая вызвала бурю негодования среди прихожан. В центре композиции изображен Иисус Христос, окруженный обнаженными людьми. Эти человеческие фигуры символизируют грешников и праведников. Души правоверных поднимаются в небеса к ангелам, а души грешников собирает на своей ладье Харон и гонит их в Ад.


Фреска "Страшный суд" Микеланджело в Сикстинской капелле

Протест верующих вызвала не сама картина, а именно обнаженные тела, которые не должны находиться в святом месте. Неоднократно звучали призывы к уничтожению крупнейшей фрески итальянского Возрождения. Во время работы над картиной художник упал с лесов, сильно повредив ногу. Эмоциональный мужчина увидел в этом божественный знак и решил отказаться от работы. Переубедить его смог только лучший друг, а по совместительству доктор, который помог больному исцелиться.

Личная жизнь

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов. Ему предписывают различные близкие отношения со своими натурщиками. В поддержку версии о гомосексуализме Микеланджело говорит и тот факт, что он никогда не был женат. Сам он объяснял это следующим образом:

«Искусство - ревниво и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, а мои дети - это мои произведения».

Точное подтверждение у историков находят его романтические отношения с маркизой Витторией Колонна. Эта женщина, отличавшаяся незаурядным умом, заслужила любовь и глубокую привязанность Микеланджело. Более того, маркиза Пескара считается единственной женщиной, чье имя связано с великим художником.


Известно, что познакомились они в 1536 году, когда маркиза прибыла в Рим. Через несколько лет женщина была вынуждена покинуть город и отправиться в Витербо. Причиной послужило восстание ее брата против Павла III. С этого момента начинается переписка Микеланджело и Виттории, которая стала настоящим памятником исторической эпохи. Считается, что отношения Микеланджело и Виттории носили лишь характер платонической любви. Оставаясь преданной погибшему в бою мужу, маркиза испытывала к художнику лишь дружеские чувства.

Смерть

Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. За несколько дней до смерти художник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Затем он направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. И сам он не достоин встречи с Раем, так как не оставил после себя потомков, за исключением бездушных каменных изваяний. Мике хотел в последние свои дни вдохнуть жизнь в статую Мадонны, чтобы таким образом завершить земные дела.


Но в церкви от перенапряжения он потерял сознание, а очнулся к утру следующего дня. Добравшись до дома, мужчина падает в кровать, диктует завещание и испускает дух.

Великий итальянский скульптор и живописец оставил после себя множество работ, которые до сих пор восхищают умы человечества. Даже на пороге жизни и смерти мастер не выпустил из рук инструментов, стремясь оставить потомкам только лучшее. Но присутствуют в биографии итальянца моменты, которые известны не многим.

  • Микеланджело изучал трупы. Скульптор стремился к воссозданию человеческого теле в мраморе, соблюдая мельчайшие подробности. А для этого ему необходимо было хорошо знать анатомию, поэтому мастер провел десятки ночей в монастырском морге.
  • Художник не любил живопись. Удивительно, но Буонарроти считал создание пейзажей и натюрмортов пустой тратой времени и называл эти картины «пустыми картинками для дам».
  • Учитель сломал нос Микеланджело. Это стало известно из дневников Джорджо Вазари, детально описавший ситуацию, где учитель из зависти побил ученика, сломав ему нос.
  • Тяжелая болезнь скульптора. Известно, что последние 15 лет жизни Мике страдал от сильных суставных болей. В то время многие краски были ядовитыми, а мастер вынужден постоянно дышать испарениями.
  • Хороший поэт. Талантливый человек талантлив во многом. Эти слова можно смело отнести к великому итальянцу. В его портфолио находятся сотни сонетов, не опубликованных при жизни.

Творчество знаменитого итальянца принесло ему славу и богатство еще при жизни. И он смог в полной мере вкусить почитание поклонников и насладиться популярностью, что было недоступно многим его коллегам.

Тянущиеся друг к другу руки - самый известный (хотя бы по заставке телефонов Nokia) фрагмент фрески Сикстинской капеллы. Но в «Сотворении Адама» Микеланджело важнее не руки, а… мозг

ФРЕСКА «Сотворение Адама» 280 х 570 см
Годы создания: 1511–1512
Находится в Сикстинской капелле в Риме

Этот заказ сразу не понравился художнику, который предпочитал скульптуру живописи и имел мало опыта в создании фресок. Микеланджело подозревал, что идею поручить ему работу, в которой он не силен, папе римскому Юлию II подали завистники. И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь, из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель». Скульптура же, по определению Микеланджело, - «искусство, которое осуществляется в силу убавления». И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее» (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания.

Основная часть росписи - девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» - четвертый из них. Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens , когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Но у Микеланджело собственная трактовка: на фреске Адам уже способен дышать и двигаться, но еще является незавершенным творением. Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу? Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». Некоторые исследователи считают, что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально - в виде мозга.

1. Адам . Его поза зеркально почти повторяет позу Творца - Адам подобен Богу, - только она безвольная и расслабленная. Энергию и жизнь вливает в Адама божественный поток сознания.

2. Мозг . Американский врач Фрэнк Линн Мешбергер первым отметил сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов. Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил...» Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума. Нельзя исключать, что на фреске Микеланджело визуализировал идею: творящее начало в лице Бога с ангелами - это прежде всего мыслительный центр.

3. Борозды , разграничивающие части головного мозга. Мешбергер и его последователи полагают, что на фреске художник визуально выделил основные части мыслительного органа и линии, соответствующие боковой борозде (отделяет височные доли), глубокой центральной борозде (отделяет лобную долю от теменной) и теменно-затылочной борозде (отделяет теменную долю от затылочной).


4. Варолиев мост . Содержит проводящие пути для нервных импульсов между спинным и головным мозгом. Мастер XVI века вряд ли знал об этих функциях, но очертания варолиева моста изобразил похоже.

5. Гипофиз . Мешбергер считал, что художник выделил переднюю и заднюю доли этого органа, связанного с эндокринной системой.

6. Две позвоночные артерии . Они такие же извилистые, как и развевающаяся ткань на фреске.

7. Средняя лобная извилина . Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. В средней извилине лобной доли находится глазодвигательный центр, осуществляющий одновременный поворот головы и глаз. У Микеланджело контурам этой извилины соответствуют очертания руки Творца, которая обнажена, хотя рукава туники длинные. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53:1). Согласно христианской традиции, эти слова пророка - об Иисусе, новом Адаме, который придет, чтобы искупить грех праотца.

8. Надкраевая извилина . Согласно современной науке, управляет сложносоставными движениями человека. На фреске силуэт женской головы повторяет очертания этой извилины. Марша Холл считает, что художник тут изобразил Софию, Божественную Премудрость. В Библии сказано, что Премудрость была при Боге, когда тот творил мир и людей (Притч., гл. 8).

9. Угловая извилина . Ее контуры повторяют очертания головы ребенка. Искусствовед Лео Штейнберг полагает, что мальчик, до плеча которого дотрагивается Бог, - младенец Христос, предвидящий свою судьбу.

ХУДОЖНИК
Микеланджело Буонарроти

1475 - Родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье судьи.
1488–1489 - Учился живописи у Доменико Гирландайо.
1489–1492 - Занимался в школе ваяния Бертольдо ди Джованни в садах Лоренцо Великолепного.
1498–1499 - Изваял «Пьету» для собора Святого Петра.
1501 - около 1504 - Создал пятиметровую статую «Давид» из испорченной другим скульптором глыбы мрамора.
1508–1512 - Раcписывал потолок Сикстинской капеллы.
1534 - Окончательно перебрался из Флоренции в Рим.
1536–1541 - Работал над настенной росписью «Страшный суд» в Сикстинской капелле.
1564 - Умер от лихорадки в Риме. Похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче.

Портрет Микеланджело написанный Даниэле да Вольтерра (Daniele da Volterra)

Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. Несмотря на попытки выйти за пределы искусства, его универсальность в дисциплинах, которыми он занимался, имела такую высокую степень, что зачастую считается претендентом на звание прообраза человека эпохи Возрождения, наряду с его итальянским коллегой Леонардо да Винчи.

Микеланджело считали самым лучшим современным художником его времени, а с тех пор и одним из величайших художников всех времён. Множество его работ в живописи, скульптуре и архитектуре вошли в число самых известных из ныне существующих. Результат его работы в каждой области в течение долгой жизни – невероятен. Если учесть один только объём корреспонденции, набросков и записок, которые сохранились, Микеланджело – наиболее документально подтверждённый художник XVI века.

Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. В возрасте 74 лет Микеланджело стал приёмником Антонио да Сангалло Младшего, одним из создателей собора Святого Петра. Он изменил план, западную часть заканчивали по проекту Микеланджело, а купол – после его смерти с некоторыми изменениями.

Пьета (Pieta) Микеланджело в Соборе Святого Петра (St. Peter"s Basilica)(1498–1499)

Демонстрируя уникальное положение Микеланджело, стоит подчеркнуть, что он был первым западным художником, чью биографию опубликовали при жизни. Две биографии издали в течение его жизни. В одной из них Джорджо Вазари отметил, что Микеланджело был вершиной всех художественных достижений с начала эпохи Возрождения. Эта точка зрения остаётся актуальной в истории искусства на протяжении веков.

При жизни Микеланджело часто называли Il Divino («Божественный»). Одним из качеств наиболее восхищающих его современников была его «terribilità», чувство величия внушающее благоговейный ужас.

Последующие художники питались подражать страстному и крайне индивидуальному стилю мастера, который привёл к образованию маньеризма - следующего основного направления в западном искусстве после Высокого Возрождения.

Жизненный путь

Молодость (1475–1488)

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами. Банк разорился и его отец Лодовико ди Леонардо Буанарроти Симони принял правительственную должность в Капрезе. На момент рождения Микеланджело, его отец занимал пост магистрата в Капрезе и местного чиновника в Кьюзи. Мать Микеланджело - Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. Через несколько месяцев после рождения Микеланджело, семья вернулась во Флоренцию, где он и вырос.

Позже, во время болезни матери и после её смерти в 1481 году, когда ему было всего шесть лет, Микеланджело жил с каменотёсом и его женой, а также семьёй в Сеттиньяно, где отец владел мраморным карьером и небольшой фермой. Джорджио Васари цитирует Микеланджело: «Если и есть что-то хорошее во мне, то только оттого, что я родился в утончённой атмосфере Ареццо. Вместе с молоком матери я получил умение обращаться с долотом и молотом, с помощью которых я высекаю статуи».

Период обучения (1488–1492)

Будучи мальчиком Микеланджело отправили во Флоренцию изучать грамматику под руководством гуманиста Франческо да Урбино. Юный художник, однако, не проявил никакого интереса к обучению, предпочитая копировать картины с церквей и искать компанию художников.

Мадонна у лестницы (Madonna of the Steps) наиболее ранняя работа Микеланджело

В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству. Ренессанс, обновление классической науки и искусства, имел свой первый расцвет во Флоренции. В начале 1400 года архитектор Брунеллески изучал развалины классических зданий в Риме и создал две церкви, Сан-Лоренцо и Санто-Спирито, в которых воплотил классические принципы. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». В наружных нишах церкви Орсанмикеле содержится галерея произведений величайших скульпторов Флоренции: Донателло, Гиберти, Верроккьо и Нанни ди Банко. В основном интерьеры старых церквей покрыты фресками в стиле Позднего Средневековья и Раннего Возрождения, начиная от Джотто и до Мазаччо в капелле Бранкаччи, обе эти работы Микеланджело изучал и копировал на рисунках. В период детства Микеланджело, команду художников вызвали из Флоренции в Ватикан, чтобы украсить стены Сикстинской капеллы. Среди них был и Доменико Гирландайо, мастер техники фресковой живописи, перспективы, рисунка и портретной живописи. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции.

В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Когда ему было всего четырнадцать, отец уговорил Гирландайо оплатить за обучение работой у него Микеланджело как художника, что было весьма необычным для того времени. Когда в 1489 году, Лоренцо де Медичи, фактический правитель Флоренции, спросил Гирландайо о двух своих лучших учениках, Гирландайо отправил Микеланджело и Франческо Граначчи. С 1490 по 1492 год., Микеланджело поступил на обучение в Академии Гуманизма, которую основали Медичи совместно с направлением неоплатоников. В академии как мировоззрение Микеланджело, так и его искусство подверглись влиянию многих самых известных философов и писателей того времени, включая Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и Полициано. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490-1492) и «Битву кентавров» (1491-1492). Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. Когда ему было семнадцать лет, другой ученик, Пьетро Торриджано, ударил его по носу, вызвало уродство, которое бросается на всех портретах Микеланджело.

Болонья, Флоренция и Рим (149 - 1499)

Смерть Лоренцо Медичи 8 апреля 1492 года повлекло изменения в обстоятельствах Микеланджело. Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. Между 1493 и 1494 годами Микеланджело купил кусок мрамора, и вырезал большую, чем в натуральную величину, статую Геркулеса, которую отправили во Францию, а затем она исчезла приблизительно в 18-ом веке. 20 января 1494 г., после обильных снегопадов, наследник Лоренцо, Пьеро де Медичи, заказал снежную статую, и Микеланджело снова вошёл во двор Медичи.

В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы. Микеланджело покинул город до окончания политического переворота, переехав в Венецию, а затем в Болонью. В Болонье ему заказали высечь несколько последних маленьких фигур для завершения гробницы Святого Доминика в церкви в честь этого святого. В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы. В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. Город, ранее под угрозой от французов, был уже в безопасности, так как Карл VIII потерпел поражения. Микеланджело вернулся во Флоренцию, но не получив заказа от нового правительства города под управлением Савонаролы. Он вернулся к работе у Медичи. За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим... выдать [её] как античную работу и... продать гораздо дороже». Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы. Кардинал Рафаэль Риарио, тот, кому продали статую, обнаружил обман, но его настолько впечатлило качество скульптуры, что он пригласил художника в Рим. Этот очевидный успех в продаже его скульптуры за рубеж, как и консервативность флорентийской ситуации, воодушевило Микеланджело принять приглашение прелата.

Микеланджело прибыл в Рим 25 июня 1496 в возрасте 21 года. 4 июля, того же года, он начал работу над заказом для кардинала Рафаэля Риарио, статуей сверх натуральную величину римского бога вина Бахуса. После завершения, кардинал отклонил работу, и впоследствии она вошла в коллекцию банкира Якопо Галли, для его сада.

В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса. Тема, которая не является частью библейского повествования о Распятии Христа, широко использовалась в религиозной скульптуре средневековой Северной Европе и хорошо знакома кардиналу. Договор согласовали в августе следующего года. К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры». Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». Теперь она находится в базилике святого Петра.

Флоренция (1499–1505)

Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г.) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. Консулы гильдии шерстянщиков попросили его завершить незаконченный проект, начатый 40 лет назад Агостино ди Дуччо, колоссальную статую из каррарского мрамора, которая изображала Давида - символ флорентийской свободы. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции. Микеланджело ответил на предложение, завершив свою наиболее известную работу, статую Давида, в 1504 году. Шедевр окончательно упрочнил его известность как скульптора выдающегося мастерства и силы символического воображения. Команду консультантов, в том числе Боттичелли и Леонардо да Винчи, вызвали вместе решать, где его разместить, в итоге этим местом стала площадь Синьории, перед Палаццо Веккьо. Сегодня статуя находится в Академии, в то время как её точная копия занимает своё место на площади.

Статуя Давида (David) законченна Микеланджело в 1504 году. Одна из самых известных работ эпохи Возрождения

С завершением Давида пришёл другой заказ. В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. Две картины очень разные, Леонардо изобразил солдат, сражающихся верхом на конях, а Микеланджело показал, момент нападения на них из засады во время купания в реке. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело.

Также в этот период, Микеланджело получил заказ от Анджело Дони, нарисовать «Мадонна Дони» («Святое семейство») в подарок для своей жены, Маддалены Строцци. Произведение известно также, как Дони Тондо и висит в галерее Уффици в первоначальной великолепной раме, которую, возможно, создал Микеланджело. Он также, возможно, написал «Мадонну с младенцем и Иоанном Крестителем», известную как «Манчестерская Мадонна», которая в настоящее время находится в Национальной галерее в Лондоне , Великобритания.

Потолок Сикстинской капеллы (1505–1512)

В 1505 году Микеланджело снова пригласил в Рим новоизбранный папа римский Юлий II. Ему было поручено построить гробницу папы, которая должна была включать сорок статуй, и завершена в течение пяти лет.

Под патронатом папы римского, Микеланджело столкнулся с постоянными перерывами в его работе над гробницей, чтобы выполнить другие многочисленные задачи. Хотя Микеланджелол работал над гробницей в течение 40 лет, она никогда не была доведена до состояния, которое бы его удовлетворило. Гробница расположена в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме и является самой известной из-за центральной фигуры Моисея, завершённой в 1516 году. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре.

За тот же период, Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы , завершение которой приблизительно заняло 4 года (1508-1512). Согласно описанию Кондиви, Донато Браманте, работавший над зданием собора Святого Петра, возмущался заказом Микеланджело и убедил папу поручить ему материал, с которым он незнаком, таким образом, он бы потерпел неудачу.

Изначально, Микеланджело заказали изобразить Двенадцать Апостолов на треугольных парусах, которые поддерживают потолок, и охватывают центральную часть потолка с орнаментом. Микеланджело убедил Папу Юлия дать ему полную свободу действий, и предложил другой, более сложный план, представляющий Сотворение мира, Грехопадение, Надежда на спасение через пророков, и Родословие Иисуса. Эта работа - часть большего плана художественного оформления в пределах часовни, которая представляет значительную часть доктрины Католической церкви.

Произведение простирается на площадь размером более чем 500 квадратных метров потолка, и содержит свыше 300 фигур. В его центре находятся девять сцен из Книги Бытия, разделённых на три группы: Божье сотворение Земли; Божье сотворение рода человеческого и его падение, отвернувшись от Божьей благодати; и, наконец, Сущность человечества в лице Ноя и его семьи. На парусах, поддерживающих потолок, изображены двенадцать мужчин и женщин, которые предсказали пришествие Иисуса . Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама» , «Грехопадение и изгнание Адама и Евы» , «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла» .

Флоренция при папах Медичи (1513 – начало 1534)

В 1513 году папа Юлий II умер, а его преемником стал папа Лев X, второй сын Лоренцо де Медичи. Папа Лев поручил Микеланджело реконструировать фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции и украсить его скульптурами. Он нехотя согласился, и провёл три года создавая чертежи и модели для фасада, а также пытался открыть новый мраморный карьер в Пьетрасанте специально для проекта. В 1520 году работу внезапно прервали, до достижения какого-либо реального прогресса, из-за нехватки финансовых средств у его покровителя. До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада.


Статуя Моисея (Moses) для гробницы папы римского Юлия II

В 1520 году Медичи снова обратились к Микеланджело с другим крупным предложение, на этот раз с семейной погребальной часовней в базилике Сан-Лоренцо. К счастью для грядущих поколений, этот проект более полно реализован, им художник занимался на протяжении большей части 1520-х и в 1530-х годах. Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. В ней размещались большие гробницы двух младших членов семьи Медичи, Джулиано, герцога де Немура и Лоренцо, его племянник, но она также увековечила память более знаменитых предшественников. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. Гробницы отображают статуи двух представителей из Медичи, а аллегорические фигуры, олицетворяют день и ночь, сумрак и рассвет. В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. В 1976 году обнаружили скрытый коридор с рисунками на стенах, которые, связанны с самой часовней.

Папа римский Лев X умер в 1521 году, ненадолго его преемником стал аскетический Адриан VI, а затем его двоюродный брат Джулио де Медичи как Папа Климент VII. В 1524 году Микеланджело получил архитектурный заказ от папы Медичи для Библиотеки Лауренциана в церкви Сан-Лоренцо. Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль. Это здание использует архитектурные формы с таким динамичным эффектом, что рассматривается как предвестник барокко. Его оставили другим архитекторам интерпретировать планы Микеланджело и выполнять его инструкции. Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года.

В 1527 году флорентийские граждане, воодушевлённые разграблением Рима, выгнали Медичи и восстановили республику. Затем последовала осада города, и Микеланджело пошёл на помощь своей любимой Флоренции, работая на городских укреплениях с 1528 до 1529 года. Город пал в 1530 году, и Медичи вновь пришли к власти.

Микеланджело попал в немилость молодого Алессандро де Медичи, которого ввели в качестве первого герцога Флоренции. Опасаясь за свою жизнь, он бежал в Рим, оставив помощников для завершения часовни Медичи и Библиотеки Лауренциана. Несмотря на поддержку Микеланджело республики и сопротивлению власти Медичи, папа Климент приветствовал его, выплатив вознаграждение за работу, которую художник сделал ранее, и заключил с ним новый контракт для работы над гробницей папы Юлия.

Рим (1534–1546)

В Риме Микеланджело жил рядом с церковью Санта-Мария ди Лорето. Именно в это время он встретил поэтессу, Витторию Колонну, маркиза Пескары, которая стала одним из его ближайших друзей до самой её смерти в 1547 году.

Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником. Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами. Микеланджело игнорировал обычные художественные традиции в изображении Иисуса, и показал его юным, без бороды и обнажённым, с массивным, мускулистым телом. Он окружен святыми, среди которых Святой Варфоломей держит свисающую содранную кожу, принимающий подобие Микеланджело. Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад.

После завершения, изображение Христа и Девы Марии обнажёнными сочли святотатством, и кардинал Караффа и монсеньёр Сернини (посол Мантуи) выступили за удаление фрески или приданию её цензуре, однако Папа воспротивился. На собрании Тридентского собора, незадолго до смерти Микеланджело в 1564 году, приняли решение скрыть гениталии, а внести изменения поручили ученику Микеланджело, Даниэле да Вольтерра. Копия с оригинала, которая не прошла цензуру руки Марчелло Венусти находится в Музее Каподимонте в Неаполе.

В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов. Они включали проектирование Капитолийского холма с его трапециевидной площадью, которая бы демонстрировала античную бронзовую статую Марка Аврелия. Он сконструировал верхний этаж Палаццо Фарнезе и интерьер церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, в которой он изменил арочный интерьер Древнеримской бани. Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа.

Собор Святого Петра (1546–1564)

Купол Собора Святого Петра (St Peter"s Basilica) , фото Myrabella, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. Процесс восстановления базилики Константина IV века продолжается уже 50 лет, так как в 1506 году заложили фундамент к плану Браманте. Последовательно над ним работали различные архитекторы, но достигли незначительного прогресса. Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект. Он вернулся к изначальным идеям Браманте и развил их в центричный план церкви, укрепление строения как физически, так и визуально. Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения».

Поскольку строительство в соборе Cвятого Петра прогрессировало, было беспокойство, что Микеланджело скончается прежде, чем закончит купол. Однако, как только началось строительство на нижней части купола, опорном кольце, завершение проекта стало неизбежным. Микеланджело умер в Риме в 1564 году, в возрасте 88 лет (за три недели до его 89-го дня рождения). Его тело забрали из Рима для погребения в базилике Санта-Кроче, выполняя последнюю волю мастера быть похороненным в его горячо любимой Флоренции.

7 декабря 2007 года, в архивах Ватикана обнаружили эсизкрасным мел купола собора Святого Петра, возможно, последний, который Микеланджело сделал до своей смерти. Это чрезвычайная редкость, так как он уничтожил свои проекты в более позднем возрасте. Эскиз представляет собой частичный план для одной из радиальных колонн барабана купола Святого Петра.

Личная жизнь

В личной жизни, Микеланджело был воздержан. Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек». Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде... ботинках». Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки - невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним». Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин».

Невозможно узнать достоверно, имел ли Микеланджело физические отношения (Кондиви описывал его как «как монах целомудрен»), но о природе его сексуальности свидетельствует его поэзия. Он написал более трехсот сонетов и мадригалов. Самую длинную последовательность написал Томмазо де Кавальери (ок. 1509–1587), которому было 23 года, когда Микеланджело встретился с ним в 1532 году, в возрасте 57 лет. Они написали первую большую последовательность поэм в любом современном языке, в которых один человек обращается к другому, предшествуя сонетам Шекспира о светлой юности на пятьдесят лет:

Жжёт издали меня холодный лик,
Но в нём самом растёт оледененье;
В двух стройных дланях - сила без движенья,
Хоть каждый груз им был бы невелик.

(перевод А.М. Эфроса)

Кавальери ответил: «Я клянусь вернуть Вашу любовь. Никогда я не любил человека больше, чем люблю Вас, никогда не желал дружбы больше, чем желаю Вашей». Кавальери оставался преданным Микеланджело до самой смерти.

В 1542 году Микеланджело встретил Чеккино де Браччи, который, однако, умер через год, вдохновил Микеланджело написать сорок восемь скорбных эпиграмм. Некоторые из объектов привязанности Микеланджело, и субъектов его поэзии, обманывали его для достижения своих интересов: модель Фебо ди Поджио попросил денег в ответ на любовную поэму, а вторая модель, Жерардо Перини бессовестно их у него украл.

Фигура Ignudo с фрески на потолке Сикстинской капеллы (Sistine Chapel)

Откровенно гомоэротичный характер поэзии стал источником дискомфорта для последующих поколений. Внучатый племянник Микеланджело, Микеланджело Младший, опубликовал стихи в 1623 году с родовыми изменениями местоимений, и это длилось до тех пор, пока Джон Аддингтон Саймондс не перевёл их на английский язык в 1893 году и восстановил в них оригинальный пол. Даже в наше время некоторые учёные продолжают настаивать на том, что, несмотря на восстановление местоимений, стихи представляют собой «бесстрастное и элегантное переосмысление Платонического диалога, в результате чего эротическая поэзия выглядит как выражение изысканных чувства».

В конце жизни, Микеланджело питал большую любовь к поэтессе и благородной вдове Виттории Колонне, которую он встретил в Риме в 1536 г. или 1538 г. и с которой был последние 40 лет её жизни. Они написали друг для друга сонеты и поддерживали постоянные отношения, пока она не умерла. Кондиви вспоминает высказывание Микеланджело, что его единственным сожалением в жизни было то, что он не целовал лицо вдовы в той же манере, в которой и её руку.

Произведения

Мадонна с младенцем

«Мадонна у лестницы» известна как самая ранняя работа Микеланджело. Она высечена в мелком рельефе, технике, которую часто использовали мастера скульпторы начала XV века, Донателло и другие как, например Дезидерио да Сеттиньяно.

Мадонна у лестницы (Madonna of the Steps) (1490–1492)

В то время как Мадонна находится в профиле, самый простой аспект мелкого рельефа, ребёнок отображает вращательные движения, что стало характерной чертой работы Микеланджело.

Мраморный барельеф Тондо Таддеи (Taddei Tondo) (1502)

«Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер». «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына. Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. «Мадонна Дони», изображающая Святое семейство, имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». Картина ознаменовала формы, направление и цвет, которые Микеланджело использовал на потолке Сикстинской капеллы.

Мраморная статуя Мадонны с младенцем (Madonna and Child) в Брюгге, Бельгия (1504)

Тондо Мадонны Дони (Doni Tondo) (1504–1506)

Мужская фигура

Склонившийся на колено ангел - ранняя работа, одна из нескольких, которую Микеланджело создал в рамках большого декорационного проекта для Ковчега Святого Доминика в церкви, посвящённой этому святом в Болонье. Над проектом работали некоторые другие художники, начиная с Никколо Пизано в XIII веке. В конце XV века этим проектом управлял Никколо дель Арка. Ангел держащий подсвечник, созданный Никколо, уже поставили на место.

Статуя Ангела (Angel), ранняя работа Микеланджело (1494–1495)

Два ангела образующие пару имеют большое отличие между собой, один изображён в виде слабого ребенка с распущенными волосами, одетого в готическую рясу с глубокими складками. Юноша Микеланджело запечатлён сильным и крепким с орлиными крыльями, в одежде античного стиля. В ангеле Микеланджело всё динамично. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина. Скульптура имеет все традиционные атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином и сатир, но Микеланджело вдохнул в тему дух реальности, изобразив его с сонными глазами, раздутым мочевым пузырём и в позе, которая предлагает, что он неустойчиво стоит на ногах. Притом что работа явно вдохновлена классической скульптурой, она нетрадиционна из-за её поворота и сильной трехмерности, которые предлагают зрителю взглянуть на неё со всех сторон. В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. «Восставший раб» - одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния. Сегодня она находится в Лувре. Эти две работы глубоко повлияли на более позднюю скульптуру через Родена, который изучал её в Лувре. «Скованный раб» - одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. В работах, известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. Работы дают уникальную возможность проникнуть в сущность методов скульптуры, которые использовал Микеланджело и его способ пролить свет на то, что он узрел в камне.

Статуя бога вина Бахуса (Bacchus), ранняя работа Микеланджело (1496–1497)

Статуя Умирающий раб (Dying slave), Лувр (1513)

Статуя раба держащего свод (Bound slave) известная как Атлант «Atlas» (1530–1534)

Потолок Сикстинской капеллы

Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel). Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами. Потолок имеет сплющенный цилиндрический свод, который поддерживают двенадцать треугольных парусов поднимающиеся между окнами часовни. Заказ, как это представлял себе папа Юлий II, заключался в украшении парусов фигурами двенадцати апостолов. Микеланджело, который неохотно взялся за эту работу, убедил Папу дать ему свободу действий. Проистекающий проект художественного оформления внушал благоговение его современникам и с тех пор вдохновляет других художников. План имеет девять панелей, иллюстрирующие сцены из Книги Бытия и расположены в архитектурной раме. На парусах, Микеланджело заменил предлагаемых апостолов на пророков и сивилл , которые предрекли пришествие Мессии. Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя » было первым в этой группе. В более поздних композициях, нарисованные после того, как изначальные подмости убрали, Микеланджело сделал фигуры больше. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» - одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы». Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей. Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. Микеланджело именовал их как «ignudi». Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске«Отделение света от тьмы» . В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы» , демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника.

Многофигурные композиции

Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи. Изображение имеет необычайно сложный рельеф которым, показывает большое количество фигур, участвующих в энергичной борьбе. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. Его исполнение, возможно, свидетельствует о знакомстве Микеланджело с римскими рельефами саркофагов из коллекции Лоренцо Медичи. Подобные мраморные панели создали Никколо и Джованни Пизано, а фигуративные композиции – Гиберти на бронзовых дверях баптистерия Сан-Джованни.

Композиция «Битва при Кашине», известна цельной только по её копиям. По словам Вазари, ею так восхищались, что она испортилась, и в конце концов её растащили на куски. Она отражает более ранние рельефы своей энергией и многообразием фигур с различными позами, многие смотрят со спины, поскольку они повёрнуты к приближающемуся врагу и готовятся к битве.

Барельеф Битва кентавров (The Battle of the Centaurs) (1492)

Копия утерянного картона Битва при Кашине (Battle of Cascina) нарисованная Бастиано да Сангалло

Фреска Распятие Святого Петра» (Crucifixion of St. Peter)

Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу. Величественная фигура Христа, с раздувающейся от ветра накидкой, демонстрирует степень видения фигуры в перспективе, которое также использовал Андреа Мантенья, но это не было обычным для фресок флорентийских живописцев. В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе, изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают.

На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование. В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. На переднем плане толпится группа испуганных женщин, в то время как другая группа христиан во главе с высоким мужчиной, выступают в роли свидетелей события. Справа на переднем плане, Микеланджело вышел на картину с выражением разочарования на лице.

Архитектура

Архитектурные заказы Микеланджело включали ряд тех, которые не были реализованы, это в первую очередь фасад для церкви Брунеллески Сан-Лоренцо во Флоренции. Микеланджело создал для неё деревянную модель, однако, по сей день она остаётся незавершённым грубым бруском. В той же церкви, Джулио де Медичи (впоследствии папа Климент VII) поручил ему спроектировать капеллу Медичи и гробницу Джулиано и Лоренцо Медичи.

Папа римский Клемент также заказал Библиотеку Лауренциана, для которой Микеланджело спроектировал необычный вестибюль с колоннами, встраиваемыми в ниши и лестницей, которая, кажется, проливается из библиотеки как поток лавы. По мнению Певзнера: «…раскрытие маньеризма в его самой возвышенной архитектурной форме».

В 1546 году Микеланджело создал очень сложный овальный дизайн для тротуара Капитолия и начал планировать верхний этаж Палаццо Фарнезе. В 1547 году он взял в работу завершение собора Святого Петра, начатый по проекту Браманте, и с рядом промежуточных эскизов нескольких архитекторов. Микеланджело вернулся к плану Браманте, сохраняя основную форму и концепции путём упрощения и укрепления дизайна, чтобы создать более динамичное и единое целое. Хотя в конце XVI века гравюра изображает купол в разрезе как полусферический, модель купола Микеланджело отчасти овальной формы и является окончательным вариантом, поскольку его завершил Джакомо делла Порта, сделав лучше.

Вестибюль Библиотеки Лауренциана (Laurentian Library) имел черты маньеризма, которые бросают вызов классическому ордеру соседней церкви Брунеллески

Микеланджело, перепланировал античный Капитолий (Capitoline Hill), что включало сложные спирали тротуара со звездой в центре

План Микеланджело для собора Святого Петра (St. Peter) был одновременно массивным и сдержанным, с углами между апсидальными дугами греческого креста, выполненный квадратной проекции

Экстерьер окружен гигантским ордером пилястр, которые поддерживают непрерывный карниз. Четыре небольших купола объединены вокруг большого

Смерть

В пожилом возрасте Микеланджело создал несколько Пьет, в которых он, видимо, размышляет о смерти. Их ознаменовала статуя «Дух победы», которая, возможно, создана для гробницы папы Юлия II, но осталось незавершённой. В этой работе, молодой победитель преодолевает более старшую скрытую фигуру с чертами Микеланджело.

Пьета Виттории Колонна представляет собой рисунок карандашом, который описали как «подарочные рисунки», поскольку его, возможно, получили в подарок от художника и было не обязательно изучать работу. На этом изображении поднятые руки Марии свидетельствуют о её пророческой роли. Фронтальное направление напоминает фреску «Святая Троица» Мазаччо в Санта-Мария-Новелла во Флоренции.

Во флорентийской Пьете, Микеланджело снова изображает себя, на сей раз престарелый Никодим опускает тело Иисуса с креста в руки его матери Марии и Марии Магдалины. Микеланджело сломал левую руку и ногу статуи Иисуса. Его ученик Тиберио Кальканьи восстановил руку и просверлил отверстие, чтобы установить ногу. Он также работал над статуей Марии Магдалины.

Вероятно «Пьета Ронданини» - последняя скульптура Микеланджело, никогда не будет закончена, потому что Микеланджело вырезал её, пока камня стало недостаточно. Ноги и отделённая рука остались от предыдущей стадии работы. Поскольку статуя сохранилась, она имеет абстрактный характер, в соответствии с представлением о скульптуре в XX веке.

Наследство Микеланджело

Микеланджело, с Леонардо да Винчи и Рафаэлем, один из трёх гигантов флорентийского Высокого Возрождения. Хотя их имена часто упоминаются вместе, Микеланджело был моложе Леонардо на 23 года, и старше Рафаэля на восемь. Из-за его природы отшельника, он не имеет ничего общего ни с одним из художников и пережил их обоих более чем на сорок лет.

Микеланджело взял несколько учеников-скульпторов. Он предоставил работу Франческо Граначчи, который был его товарищем и учеником Академии Медичи. Граначчи стал одним из нескольких помощников для росписи потолка Сикстинской капеллы. Микеланджело, кажется, использовал помощников в основном для более ручной работы подготовки поверхностей и растирки красок. Несмотря на это, его произведения имели большое влияние на художников, скульпторов и архитекторов на протяжении многих поколений.

«Давид» - самая известная статуя мужчины в жанре ню всех времён. Ей было суждено быть размноженной для украшения городов по всему миру. Однако, некоторые из других работ Микеланджело, возможно, имели большее влияние на течение искусства. Скрученные фигуры и противоречия «Духа победы», «Мадонны Брюгге» и «Мадонны Медичи» сделали их предвестниками маньеризма. Незавершённые гиганты для гробницы папы Юлия II глубоко повлияли на скульпторов конца 19-го и 20-го века, таких как Родин и Генри Мур.

Джорджо Вазари о фреске «Страшный суд» в «Жизнеописании Микеланджело Буанарроти»

"Вернемся же к самому изображению. Микеланджело выполнил уже более трех четвертей работы, когда пожаловал папа Павел, дабы взглянуть на нее. И вот, когда мессера Бьяджо Чезенского, церемониймейстера и человека щепетильного, сопровождавшего папу в капеллу, спросили, как он ее находит, он заявил, что совершенно зазорно в месте, столь благочестивом, помещать так много голышей, столь непристойно показывающих свои срамные части, и что работа эта не для папской капеллы, а для бани или кабака. Микеланджело это не понравилось, и как только тот ушел, он в отместку изобразил его с натуры, не глядя на него, в аду в виде Миноса, ноги которого обвивает большая змея, среди груды дьяволов. И как ни упрашивал мессер Бьяджо и папу, и Микеланджело, чтобы он убрал его, он так и остался там на память таким, каким мы и теперь его видим.

В это время ему случилось упасть, не очень, впрочем, высоко, с подмостьев этого произведения, и он повредил себе ногу, но, несмотря на боль, он из упрямства никому не позволял лечить себя. Тогда еще был в живых врач с причудами, магистр Баччо Ронтини, флорентинец, друг Микеланджело, весьма ценивший его талант, пожалев его, он в один прекрасный день постучался к нему в дом, но, не получив ответа ни от соседей, ни от него самого, все же поднялся к нему некими потайными путями и, пройдя по комнатам, в конце концов до него добрался и нашел его в отчаянном состоянии. И тогда магистр Баччо порешил не покидать его и от него не отходить, пока тот не поправится. Выздоровев от болезни, он воротился к работе и, не прерывая ее больше, закончил все в несколько месяцев, придав такую мощь своей живописи, что оправдал этим слова Данте: "Мертвые там мертвы, живые совсем как живые" - такие в ней страданья грешников и радость праведников.

И вот, когда Страшный суд этот был раскрыт, он показал, что победил не только первейших художников, там работавших, но захотел победить и самого себя, создавшего потолок, который был им так прославлен, ведь уже в нем он, далеко опередив самого себя, действительно себя превзошел; однако здесь, представив себе весь ужас этого дня, он изображает, к еще большей муке неправедно живших, все орудия страстей Иисуса Христа, заставляя несколько обнаженных фигур поддерживать в воздухе крест, столб, копье, губку, гвозди и венец в различных и невиданных движениях, с большими трудностями доведенных им до конечной легкости. Там и сидящий Христос с ликом страшным и грозным обращается к грешникам, проклиная их и неминуемо повергая в великий трепет Богоматерь, которая, плотно завернувшись в плащ, слышит и видит весь этот ужас. Они окружены бесчисленным множеством фигур пророков, апостолов, где выделяются Адам и св. Петр, которые, как полагают, изображены там: первый как зачинатель рода людского, второй же как основатель христианской религии. Под Христом великолепнейший св. Варфоломей, показывающий содранную с него кожу. Там же равным образом обнаженная фигура св. Лаврентия, а сверх того бесчисленное множество святых мужей и жен и других фигур мужских и женских кругом, рядом и поодаль, и все они лобызаются и ликуют, удостоившись вечного блаженства по милости божией и в награду за их деяния. У ног Христа семь ангелов, описанных евангелистом св. Иоанном, которые, трубя в семь труб, призывают на суд, и лики их так ужасны, что волосы встают дыбом у смотрящих на них; в числе других два ангела, у каждого из которых в руках книга жизней; и тут же, по замыслу, который нельзя не признать прекраснейшим, мы видим на одной из сторон семь смертных грехов, которые в обличье дьяволов дерутся и увлекают в ад стремящиеся к небу души, изображенные в красивейших положениях и весьма чудесных сокращениях. Не преминул он показать миру, как во время воскресения мертвых последние снова получают свои кости и свою плоть из той же земли и как при помощи других живых они возносятся к небу, откуда души, уже вкусившие блаженство, спешат к ним на помощь; не говоря даже о всех тех многочисленных соображениях, которые можно считать необходимыми для такого произведения, как это, - ведь он приложил немало всяких трудов и усилий, как это, в частности, особенно ясно сказывается в ладье Харона, который отчаянным движением подгоняет веслом низвергнутые дьяволами души совсем так, как выразился любимейший им Данте, когда писал: А бес Харон сзывает стаю грешных, Вращая взор, как уголья в золе, И гонит их, и бьет веслом неспешных.

И вообразить себе невозможно разнообразие лиц дьяволов, чудовищ поистине адских. В грешниках же видны и грех и вместе с тем страх вечного осуждения. А помимо красоты необыкновенной в творении этом видно такое единство живописи и ее выполнения, что кажется, будто написано оно в один день, причем такой тонкости отделки не найдешь ни в одной миниатюре, и, по правде говоря, количество фигур и потрясающее величие этого творения таковы, что описать его невозможно, ибо оно переполнено всеми возможными человеческими страстями, и все они удивительно им выражены. В самом деле, гордецов, завистников, скупцов, сладострастников и всех остальных им подобных любой духовно одаренный человек легко должен был бы распознать, ибо при их изображении соблюдены все подобающие им отличия как в выражении лица, так и в движении и во всех остальных естественных их особенностях: а это, хотя оно нечто чудесное и великое, не стало, однако, невозможным для этого человека, который был всегда наблюдательным и мудрым, видел много людей и овладел тем познанием мирского опыта, которое философы приобретают лишь путем размышления и из книг. Так что человек толковый и в живописи сведущий видит потрясающую силу этого искусства и замечает в этих фигурах мысли и страсти, которых никто, кроме него, никогда не изображал. Он же опять-таки увидит здесь, каким образом достигается разнообразие стольких положений в различных и странных движениях юношей, стариков, мужчин и женщин, в которых перед любым зрителем обнаруживается потрясающая сила его искусства, сочетаемая с грацией, присущей ему от природы. Потому-то он и волнует сердца всех неподготовленных, равно как и тех, кто в этом ремесле разбирается. Сокращения там кажутся рельефными, обобщая же их, он достигает их мягкости; а тонкость, с какой им написаны нежные переходы, показывает, каковы поистине должны быть картины хорошего и настоящего живописца, и одни очертания вещей, повернутых им так, как никто другой сделать бы не мог, являют нам подлинный Суд, подлинное осуждение и воскрешение...

Трудился он над завершением этого творения восемь лет и открыл его (как мне кажется) в 1541 году, в день Рождества, поразив и удивив им весь Рим, более того - весь мир; да и я, находившийся в Венеции и отправившийся в том году в Рим, чтобы его увидеть, был им поражен"



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные